Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Банкротство коммерческих организаций

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Банкротство коммерческих организаций
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    26.03.2012 18:15:52
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    ОГЛАВЛЕНИЕ


    Введение............................................................................................................... 3

    1. Понятие банкротства коммерческой организации.......................................... 5

    2. Источники правового регулирования несостоятельности (банкротства)...... 8

    3. Субъекты несостоятельности (банкротства)................................................. 12

    4. Процедуры банкротства................................................................................. 20

    4.1. Наблюдение.............................................................................................. 21

    4.2. Финансовое оздоровление....................................................................... 24

    4.3. Внешнее управление................................................................................ 28

    4.4. Конкурсное производство...................................................................... 31

    4.5. Мировое соглашение............................................................................... 37

    4.6. Упрощенные процедуры банкротства..................................................... 41

    Заключение......................................................................................................... 44

    Список использованных источников................................................................ 47

    Введение

    Одна из самых характерных особенностей развития экономики современной России связана с ростом числа предприятий, которые подпадают или могут подпасть под признаки и условия банкротства, установленные законодательством о несостоятельности.

    Согласно действующему законодательству о банкротстве процедуру банкротства легко возбудить практически против любого участника экономических отношений, независимо от пропорции долгов и активов предприятия, с автоматическим, по существу, введением предусмотренных Законом о банкротстве процедур, назначением арбитражного управляющего и т.д. Массовое применение процедур банкротства в отношении предприятий-должников само по себе не обеспечивает экономический рост, благоприятный инвестиционный климат и оздоровление общей экономической ситуации в России.

    Вместе с тем нельзя отказаться от применения процедур банкротства в отношений предприятий-должников в тех случаях, когда такие предприятия уже фактически перестали работать или же продолжение их работы сопряжено с постоянным ростом задолженности перед кредиторами, в том числе задолженности по обязательным платежам, а объективной, стратегической заинтересованности у государства в данных предприятиях нет.

    Несостоятельность (банкротство) представляет собой во многом неизбежный и объективно обусловленный результат развития рыночных отношений. Причин для такого утверждения множество и среди них, в первую очередь, неумение и неспособность хозяйствующего субъекта наладить эффективное производство нужных и пользующихся спросом товаров из-за отсутствия должных знаний и опыта. Как свободная конкуренция есть объективное свойство рыночной экономики, так и банкротство предприятий -неизбежное в условиях такой экономики явление.

    Причины несостоятельности (банкротства) коммерческих организаций тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они действуют неумолимо во всех странах, в том числе и в странах с высоко развитой рыночной экономикой. Однако их упреждение, преодоление, ликвидация негативных последствий в значительной степени зависит от развитости, сбалансированности и полноты законодательства о несостоятельности (банкротстве) конкретной страны.

    Правовой институт несостоятельности (банкротства) коммерческих организаций - относительно новый для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений. Процесс его формирования продолжается и в настоящее время. С учетом его значения для современной российской экономики и перспектив развития изучение историко-правового генезиса данного института, действующего законодательства и концепции его совершенствования, а также решения современных правовых проблем банкротства является исключительно актуальным.

    Целью настоящей работы является комплексное, системное исследование правового института несостоятельности (банкротства) коммерческих организаций в Российской Федерации, выявление основных проблем правового регулирования этих отношений.

    Данной целью работы обусловлена постановка и решение следующих конкретных задач:

    - определить юридическое содержание понятия «банкротство» а также установить причины изменения законодателем подхода к установлению критериев банкротства коммерческих организаций и как это отразилось на юридическом определении понятия «банкротство», его признаков;

    - проанализировать содержание современного законодательства о банкротстве коммерческих организаций;

    - выявить имеющиеся пробелы в законодательстве о банкротстве и, в связи с этим, проблемы его применения.

    Предметом исследования является система гражданско-правовых норм, регулирующих несостоятельность (банкротство) коммерческих организаций в целом и их отдельных категорий, в частности.

    1. Понятие банкротства коммерческой организации

    Понятие банкротства определенным образом соотносится с понятием неплатежеспособности, которая может быть обусловлена разными причинами и состоит в том, что к моменту наступления срока платежа у коммерческой организации отсутствуют в необходимом количестве средства платежа. Неплатежеспособность может быть относительной и абсолютной.

    Относительная неплатежеспособность означает, что должник временно не обладает достаточными средствами для платежа. В этом случае конфликт между должником и его кредиторами может быть разрешен обычными гражданско-правовыми средствами, например привлечением должника к ответственности за просрочку исполнения обязательства уплатить деньги.

    Абсолютная неплатежеспособность имеет место, когда коммерческая организация при обычном ведении дел не может погасить все свои обязательства, срок платежа по которым уже наступил. Абсолютная неплатежеспособность должника, удостоверенная арбитражным судом, называется несостоятельностью (банкротством)[1].

    Банкротство - это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 25, 65 ГК РФ, ст. 2, 3, 6 Закона о банкротстве).

    Юридическое лицо - должник считается неспособным удовлетворить требования кредиторов при наличии двух специальных признаков:

    1) соответствующие обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления срока их исполнения, если иной срок не предусмотрен законом (например, для кредитных организаций он составляет 14 дней);

    2) требования кредиторов к юридическому лицу - должнику в совокупности составляют не менее 100 000 рублей, если иной размер не предусмотрен законом (например, для кредитных организаций он составляет не менее 1000 МРОТ).

    В основе признания банкротом должника – коммерческой организации лежит критерий его неплатежеспособности, т.е. предполагаемой неоплатности.

    Дело о банкротстве может быть возбуждено и рассмотрено в целях установления (наличия или отсутствия) сущностных признаков банкротства при наличии внешних (очевидных) признаков банкротства:

    1) приостановления должником платежей в течение трех месяцев с момента наступления срока их исполнения;

    2) величины требований кредиторов к должнику - юридическому лицу не менее 100 000 рублей.

    Наличие внешних признаков банкротства еще не означает собственно банкротства. Внешние признаки свидетельствуют лишь о неплатежеспособности должника и являются материально-правовым основанием для подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. И только в ходе судебного разбирательства можно установить природу неплатежеспособности должника, сопровождается ли она наличием сущностных признаков банкротства или нет[2].

    Закон о банкротстве содержит правила определения состава и размера денежных обязательств и обязательных платежей, которые необходимы для определения наличия признаков банкротства должника и числа голосов, принадлежащих кредиторам на собраниях кредиторов (ст. 4).

    Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются как на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, так и на дату введения каждой процедуры банкротства.

    Для определения наличия признаков банкротства должника учитываются:

    а) размер денежных обязательств, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью; обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору; обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам; обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающими из такого участия;

    б) размер обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды.

    Санкции не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника.

    Размер денежных обязательств считается установленным, если соответствующие требования подтверждены вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда. Размер обязательных платежей считается установленным, если соответствующие требования подтверждены решением налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника (ст. 6).

    В случаях если должник оспаривает требования кредиторов, размер денежных обязательств или обязательных платежей определяется арбитражным судом в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве (п. 6 ст. 42, ст. 48-50, 71, 100).

    2. Источники правового регулирования несостоятельности (банкротства)

    Законодательство о банкротстве представлено множеством нормативных правовых актов разной юридической силы. Оно состоит как из общих законов (ГК РФ, АПК РФ и др.), так и из специальных законов (Закон о банкротстве, Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», другие федеральные законы), а также из указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, актов регулирующего органа в сфере банкротства.

    Закон о банкротстве является стержневым актом в системе законодательства о банкротстве. Настоящий Федеральный закон применяется с учетом положений Федерального закона от 28 апреля 2009 г. № 73-ФЗ. Этот закон является по преимуществу нормативным правовым актом прямого действия, хотя и содержит ряд положений, отсылающих к актам Правительства РФ и регулирующего органа. Закон о банкротстве является комплексным правовым актом, т.е. содержит в себе нормы частного и публичного права, направленные на регулирование отношений, возникающих в связи с банкротством должника.

    В связи с банкротством должника возникают двоякого рода отношения[3]:

    1) собственно отношения банкротства, которые возникают между должником и кредиторами и являются предметом гражданско-правового регулирования. Нормы гражданского права, регулирующие эти отношения, составляют институт частного права - конкурсное право. Правоотношения, возникающие при этом (правоотношения банкротства), представляют собой охранительное обязательство с активной множественностью лиц, реализуемое в арбитражно-процессуальной форме, характеризуемой как один из видов процессуального соучастия в арбитражном процессе;

    2) отношения, связанные с организацией процедуры банкротства и процесса по делу о банкротстве. Такие отношения возникают между субъектами конкурсного права (должником и кредиторами), с одной стороны, и публичными органами (в частности, арбитражным судом) - с другой и являются предметом публично-правового регулирования, в частности предметом арбитражного процессуального права. Процессуальное производство по делу о банкротстве, как порядок судебного рассмотрения дела о банкротстве, составляет конкурсный процесс. Законодательство о банкротстве содержит и другие нормы публичного права, например административного, регламентирующие отношения с участием регулирующего и контролирующего органов, функции которых возложены на Минэкономразвития России и Федеральную регистрационную службу.

    Нормы Закона о банкротстве являются специальными, что подтверждается сравнительным анализом этих норм с нормами ГК РФ, АПК РФ и других федеральных законов.

    Так, п. 4 ст. 61 ГК РФ установлено, что если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ. А в п. 3 ст. 65 и п. 5 ст. 25 ГК РФ отмечается, что основания признания судом лица банкротом устанавливаются специальным Законом о банкротстве. Таким образом, в части оснований признания лица банкротом, включая порядок ликвидации юридического лица, нормы Закона о банкротстве являются специальными по отношению к нормам ГК РФ. В остальной части норм гражданского права, содержащихся в Законе о банкротстве, он должен соответствовать ГК РФ (п. 2 ст. 3 ГК РФ).

    К числу общих законов, содержащих нормы о банкротстве, относится также АПК РФ, содержащий специальную гл. 28 «Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)». В соответствии со ст. 223 АПК РФ дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными Законом о банкротстве. Аналогичное правило закреплено в ст. 32 Закона о банкротстве. В данном Законе содержится много особенностей, связанных со всеми стадиями производства по делу о банкротстве: от возбуждения производства до исполнения судебных актов. Таким образом, и в соотношении с нормами АПК РФ процессуальные нормы Закона о банкротстве являются специальными, т.е. нормы АПК РФ подлежат применению, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве.

    Нормы Закона о банкротстве являются специальными и в отношении норм других законов[4]. Так, принудительное исполнение актов арбитражного суда по делу о банкротстве (формирование конкурсной массы, реализация имущества должника, распределение вырученных денежных средств между кредиторами и т.п.) осуществляется по правилам Закона о банкротстве, а не по правилам общего Закона об исполнительном производстве. Исполнительное производство подлежит приостановлению в случае возбуждения производства по делу о банкротстве должника, а в случае признания должника банкротом - прекращается (п. 1 ст. 22 Закона об исполнительном производстве, ст. 63 Закона о банкротстве).

    Специальный характер Закона о банкротстве проявляет себя и в соотношении с другими законами, например с Законом об акционерных обществах, поскольку в Законе о банкротстве предусмотрены специальные нормы о порядке размещения дополнительных обыкновенных акций должника (ст. 114), замещении активов должника (ст. 115) и некоторые другие.

    Наряду с Законом о банкротстве действуют также Закон о банкротстве кредитных организаций и Закон о банкротстве субъектов естественных монополий (действует до 1 июля 2009 г. - п. 2 ст. 232 Закона о банкротстве). В соотношении с указанными законами уже, наоборот, Закон о банкротстве выступает в качестве общего закона, а указанные законы являются специальными нормативными актами, нормы которых исключают действие норм Закона о банкротстве.

    Определенную часть законодательства о банкротстве составляют подзаконные нормативные акты, которые направлены на создание организационных, экономических и иных условий, необходимых для реализации Закона о банкротстве и других федеральных законов. В основном это акты Правительства РФ и акты регулирующего органа, предусмотренные ст. 29 Закона о банкротстве. Указанные акты регулируют материальные и связанные с ними процедурные (не процессуальные) отношения с участием должников - юридических лиц, проходящих процедуру банкротства. В качестве примера можно привести постановление Правительства РФ от 29 апреля 2006 г. № 260 «О мерах по реализации Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства».

    Формированию единообразной практики применения законодательства о банкротстве способствуют постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ, в частности постановления: от 8 апреля 2003 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», от 15 декабря 2004 г. «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», от 22 июня 2006 г. «О порядке погашения расходов по делу о банкротстве», от 22 июня 2006 г. «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве», О некоторых вопросах, связанных с переходными положениями Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» -. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 июня 2009 г. № 130.


    3. Субъекты несостоятельности (банкротства)

    Субъектами отношений, возникающих в связи с банкротством, являются должник, кредиторы, арбитражные управляющие и ряд других лиц.

    Круг лиц-должников, которые могут быть признаны банкротами, определен непосредственно в ГК РФ (ст. 25, п. 1 ст. 65), а также указан в Законе о банкротстве (п. 2 и 3 ст. 1, п. 2 ст. 231). К ним относятся юридические лица, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации. Исключение некоторых юридических лиц из числа лиц, которые могут быть признаны банкротами, объясняется следующим.

    Казенные предприятия, хотя и отнесены законодателем к коммерческим организациям, практически полностью контролируются собственником (государством), который несет субсидиарную ответственность по долгам казенных предприятий при недостаточности их имущества (ст. 115 ГК РФ).

    Применительно к учреждениям, являющимся некоммерческими организациями, действует по существу такое же правило: при недостаточности денежных средств учреждения субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества (ст. 120 ГК РФ)[5].

    Сложнее объяснить, почему политические партии и религиозные организации, являющиеся собственниками имущества, переданного им их членами, не могут быть признаны банкротами. Особенно если иметь в виду то, что они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (ст. 117 ГК РФ). Возможно это изъятие объясняется особой ролью политических партий и религиозных организаций в развивающемся российском обществе, обеспечением повышенных гарантий идеологического и религиозного многообразия в нашем обществе (ст. 13, 14 Конституции РФ)[6].

    Кредиторы - это широкое понятие, охватывающее всех лиц, имеющих по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. Таким образом, понятие кредитора по Закону о банкротстве, с одной стороны, уже, чем в ГК РФ, так как не включает в себя кредиторов по товарным обязательствам, а с другой - шире, чем в ГК РФ, так как охватывает работников и лиц, предъявляющих требования по налогам.

    В рамках общей категории кредиторов Закон о банкротстве выделяет конкурсных кредиторов и уполномоченные органы.

    Конкурсные кредиторы - это гражданско-правовые кредиторы по денежным обязательствам. Однако к ним не относятся кредиторы с требованиями о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, морального вреда, о выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредители (участники) должника по требованиям, вытекающим из такого участия.

    Уполномоченные органы - это федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований.

    Требования кредиторов отражаются в реестре требований кредиторов, который содержит сведения о каждом кредиторе, размере его требования к должнику, очередности удовлетворения каждого требования, основаниях возникновения требований кредиторов. Обязанность вести реестр требований кредиторов возлагается на арбитражного управляющего или на реестродержателя, привлекаемого на основании решения собрания кредиторов и договора, заключаемого реестродержателем с арбитражным управляющим[7].

    Кредиторы в деле о банкротстве не вправе обращаться к должнику об удовлетворении их требований в индивидуальном порядке, так как Закон о банкротстве предусматривает определенную очередность удовлетворения требований кредиторов. Поэтому при проведении процедур банкротства интересы всех кредиторов представляют собрание кредиторов и комитет кредиторов.

    Закон о банкротстве детально регламентирует правила созыва и проведения собрания кредиторов, принятия решений на нем (ст. 12-15). Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются только конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. Каждый из них обладает на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру его требования к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов.

    В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представители работников должника, учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

    Созыв и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим. Собрание кредиторов правомочно, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов. Повторно созванное собрание кредиторов правомочно, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем 30% голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, при условии что о времени и месте проведения собрания кредиторов они были надлежащим образом уведомлены.

    Если собрание кредиторов не проведено арбитражным управляющим в сроки, установленные Законом о банкротстве (п. 3 ст. 14), оно может быть проведено лицами, требующими его созыва. Это может быть комитет кредиторов; конкурсные кредиторы или уполномоченные органы, размер требований которых составляет не менее 10% общей суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов; одна треть от общего количества конкурсных кредиторов и уполномоченных органов (ст. 14). Такие правила предусмотрены в целях защиты прав мелких кредиторов.

    Собрание кредиторов имеет исключительную компетенцию, вопросы которой не могут быть переданы для решения иным лицам или органам. Решения на собрании кредиторов принимаются простым большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании кредиторов. Пунктом 2 ст. 15 Закона о банкротстве предусмотрены исключения из этого правила. По указанным в нем наиболее важным вопросам (избрание комитета кредиторов, введение той или иной процедуры банкротства и др.) решения на собрании кредиторов принимаются большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

    Комитет кредиторов избирается собранием кредиторов кумулятивным голосованием из числа физических лиц по предложению конкурсных кредиторов и уполномоченных органов на период проведения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства; представляет интересы конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и осуществляет контроль за действиями арбитражного управляющего; реализует иные предоставленные собранием кредиторов полномочия (ст. 17-18 Закона о банкротстве). Если количество конкурсных кредиторов, уполномоченных органов составляет менее 50, решение об образовании комитета кредиторов может не приниматься.

    Количественный состав комитета кредиторов не может быть менее трех и более 11 человек. При решении вопросов на заседании комитета кредиторов каждый член комитета кредиторов обладает одним голосом. Решения комитета кредиторов принимаются большинством голосов от общего количества членов комитета кредиторов.

    Ключевой фигурой процесса банкротства является арбитражный управляющий, который под контролем собрания (комитета) кредиторов, саморегулируемой организации арбитражных управляющих (далее - СРО), регулирующего органа и арбитражного суда реализует цели процедур банкротства: наблюдения (временный управляющий), финансового оздоровления (административный управляющий), внешнего управления (внешний управляющий), конкурсного производства (конкурсный управляющий).[8]

    Арбитражные управляющие отбираются на конкурсной основе и утверждаются (назначаются) арбитражным судом (ст. 45). Арбитражным управляющим может быть гражданин РФ, который зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, имеет высшее образование, стаж руководящей работы не менее чем два года, сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих, прошел стажировку сроком не менее шесть месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего, не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления. Арбитражным управляющим не может быть лицо, заинтересованное в отношении должника или кредиторов (ст. 19).

    Арбитражный управляющий должен заключить договор страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.[9] Договор должен быть заключен на срок не менее года с его обязательным возобновлением на тот же срок. Минимальная страховая сумма по договору страхования не может быть менее чем 3 млн рублей в год. Кроме того, арбитражный управляющий в течение 10 дней со дня его утверждения арбитражным судом по делу о банкротстве должен дополнительно застраховать свою ответственность в размере, зависящем от балансовой стоимости активов должника (п. 8 ст. 20).

    Права, обязанности и ответственность арбитражных управляющих определены ст. 20, 23-26 Закона о банкротстве, а также нормами о соответствующих процедурах банкротства, цели которых призваны реализовать арбитражные управляющие.

    Арбитражный управляющий должен быть членом одной из СРО. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих - это некоммерческая организация, основанная на членстве, имеющая своей целью регулирование и обеспечение деятельности своих членов - арбитражных управляющих. Для включения некоммерческой организации в Единый государственный реестр СРО она должна объединять не менее 100 арбитражных управляющих, ее члены должны участвовать не менее чем в 100 процедурах банкротства, за счет взносов членов в размере не менее чем 50 тыс. рублей на каждого члена должен быть сформирован компенсационный фонд СРО или создано общество взаимного страхования. На указанные средства может быть обращено взыскание только по обязательствам СРО и ее членов - арбитражных управляющих, связанным с осуществлением деятельности, предусмотренной Законом о банкротстве. Функции, права и обязанности СРО определены ст. 21,22 Закона о банкротстве.

    Закон о банкротстве определяет органы, призванные осуществлять государственную политику в сфере финансового оздоровления и банкротства (ст. 29):

    - Правительство РФ;

    - федеральные органы исполнительной власти;

    - органы власти субъектов РФ;

    - органы местного самоуправления.

    Так, Правительство РФ в соответствии с Законом о банкротстве:

    - определяет уполномоченные органы представлять в деле о банкротстве требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам;

    - определяет порядок подачи заявлений уполномоченными органами в арбитражный суд;

    - определяет порядок проведения учета и анализа платежеспособности стратегических организаций;

    - осуществляет координацию деятельности представителей различных государственных органов как кредиторов;

    - утверждает правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего;

    - утверждает правила деятельности СРО;

    - осуществляет иные полномочия.

    Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере банкротства и финансового оздоровления организаций возложены на Минэкономразвития России, определяющее:

    - порядок принятия решения о признании банкротом стратегической организации;

    - порядок выбора уполномоченным органом СРО при направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом;

    - порядок голосования уполномоченного органа при участии в собрании кредиторов.

    Функции по контролю деятельности СРО возложены на Федеральную регистрационную службу (Росрегистрация), находящуюся в ведении Минюста России. Росрегистрация:

    - осуществляет контроль за соблюдением СРО законодательства;

    - обращается в суд с заявлением о дисквалификации арбитражного управляющего;

    - оказывает поддержку СРО и арбитражным управляющим в ходе процедур банкротства, связанных с вопросами трансграничной несостоятельности;

    - утверждает единую программу подготовки арбитражных управляющих;

    - ведет единый государственный реестр СРО;

    - ведет реестр арбитражных управляющих.

    Компетенция органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления определяется нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований, принятыми в пределах их компетенции.

    Особое место в деле о банкротстве занимает арбитражный суд, который, осуществляя правосудие, оказывает большое влияние на ход производства по делу о банкротстве, возбуждая и прекращая его, удовлетворяя и отклоняя ходатайства лиц, участвующих в деле, вынося соответствующие судебные акты, тем самым контролируя законность и обоснованность деятельности должника, арбитражного управляющего, собрания (комитета) кредиторов, иных лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве.


    4. Процедуры банкротства

    Для гибкого регулирования отношений, связанных с неплатежеспособностью участников торгового оборота, Закон о банкротстве предусматривает множественность процедур, которые могут применяться к должникам в зависимости от их экономического положения, правового статуса, возможности восстановления платежеспособности и других обстоятельств.

    К должнику – коммерческой организации, в отношении которого возбуждено производство по делу о банкротстве, могут применяться следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение, упрощенные процедуры банкротства (процедура банкротства ликвидируемого должника и процедура банкротства отсутствующего должника). Применительно к отдельным категориям должников - юридических лиц (градообразующих, сельскохозяйственных, кредитных, страховых, стратегических организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, субъектов естественных монополий) эти процедуры применяются с особенностями, предусмотренными Законом о банкротстве.

    Каждая процедура банкротства имеет свою цель, содержание и сроки реализации. Цели процедур банкротства (кроме мирового соглашения, которое заключается в рамках производства по делу о банкротстве, но исполняется после его прекращения) реализуются арбитражными управляющими (временным управляющим, административным управляющим, внешним управляющим, конкурсным управляющим) под контролем собрания (комитета) кредиторов (ст. 12-15), СРО (ст. 21, 22), регулирующего органа (п. 4 ст. 29) и арбитражного суда. Характеризуя процедуры, применяемые к неплатежеспособному должнику, в целом, необходимо отметить следующее[10]:

    - Закон о банкротстве употребляет термин «процедуры банкротства» условно, так как процедурой банкротства в точном смысле слова является лишь конкурсное производство, а также его упрощенные разновидности: процедуры банкротства ликвидируемого и отсутствующего должника. Эти процедуры являются процедурами банкротства, так как применяются к должнику, признанному арбитражным судом банкротом. Остальные процедуры (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение) не являются в точном смысле слова процедурами банкротства, так как применяются к должнику, не признанному банкротом;

    - в Законе о банкротстве отдается предпочтение реабилитационным процедурам (финансовому оздоровлению и внешнему управлению) перед ликвидационной процедурой конкурсного производства. Это следует из положений Закона, в соответствии с которыми решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается в случаях установления признаков банкротства должника при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления или внешнего управления. Иначе говоря, если имеются основания для введения реабилитационных процедур, то, несмотря на наличие признаков банкротства, в отношении должника должна быть применена не процедура принудительной ликвидации (конкурсное производство), а реабилитационная процедура. Такая целевая установка законодателя исходя из судебной практики не оправдывает себя, поскольку в абсолютном большинстве случаев процедура внешнего управления не приводит к восстановлению платежеспособности: после значительных затрат времени и сил должник все равно признается банкротом.


    4.1. Наблюдение

    Наблюдение - это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

    Процедура наблюдения вводится арбитражным судом, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве: в частности, она не применяется в отношении кредитных организаций, ликвидируемых юридических лиц, отсутствующих должников. Закон о банкротстве предусматривает особенности процедуры наблюдения для отдельных категорий должников, например сельскохозяйственных организаций (ст. 178).

    Наблюдение вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику. Судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику проводится не менее чем через 15 дней и не более чем через 30 дней со дня вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом. Выносится определение о введении наблюдения.

    Закон о банкротстве предусматривает последствия вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения (ст. 63):

    - требования кредиторов, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом о банкротстве порядка предъявления требований к должнику (а не по общим правилам исполнения требований - добровольное или принудительное исполнение);

    - по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным со взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить требования к должнику в порядке, установленном законом о банкротстве;

    - приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по зарплате, выплате вознаграждения по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда;

    - запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

    - запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

    - не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная очередность удовлетворения требований кредиторов.

    В целях обеспечения наступления указанных последствий определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется арбитражным судом в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы.

    Законом о банкротстве определены также последствия введения процедуры наблюдения (ст. 64), к которым, в частности, относятся следующие последствия:

    - органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями. В частности, они могут совершать определенные сделки (более 5% балансовой стоимости активов должника и др.) исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме;

    - органы управления должника не вправе принимать определенные решения, например, о реорганизации и ликвидации должника;

    - руководитель должника может быть отстранен от должности арбитражным судом по ходатайству временного управляющего в случае нарушения требований Закона о банкротстве. Исполнение обязанностей руководителя должника в таком случае возлагается на иное лицо, представленное уполномоченными органами должника.

    Цели процедуры наблюдения реализует временный управляющий. По окончании процедуры наблюдения временный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления его платежеспособности, протокол первого собрания кредиторов.

    Процедура наблюдения прекращается на основании решения первого собрания кредиторов с момента принятия арбитражным судом:

    1) решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо

    2) определения о введении финансового оздоровления, либо

    3) определения о введении внешнего управления, либо

    4) определения об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу.

    В исключение из этого правила в случаях и по основаниям, предусмотренным ст. 75 Закона о банкротстве, арбитражный суд, проявляя активность, может принять судебный акт (определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, а при отсутствии оснований для их введения - решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства) и без опоры на решение первого собрания кредиторов (когда такое решение не принято и сроки рассмотрения дела истекли) или не согласиться с ним (когда имеется ходатайство третьих лиц о введении финансового оздоровления)[11].


    4.2. Финансовое оздоровление

    Финансовое оздоровление - это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

    Закон о банкротстве предусматривает особенности процедуры финансового оздоровления применительно к отдельным категориям должников, например в отношении стратегических организаций (ст. 194).

    Реализация указанной процедуры по существу означает реструктуризацию задолженности должника - юридического лица. Задолженность должна быть погашена в соответствии с графиком. Финансовое оздоровление вводится на срок не более двух лет.

    Если задолженность не будет погашена должником в соответствии с графиком, она погашается лицами, ходатайствовавшими о введении процедуры финансового оздоровления и предоставившими обеспечение (участники должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, третьи лица). Предоставление обеспечения в виде залога, банковской гарантии, поручительства или иных способов, не противоречащих Закону о банкротстве, - необходимое условие введения процедуры финансового оздоровления[12].

    Порядок введения процедуры финансового оздоровления определен ст. 80 Закона о банкротстве. Процедура вводится на основании определения арбитражного суда о введении процедуры финансового оздоровления. Со дня вынесения указанного определения наступают следующие последствия (ст. 81 Закона о банкротстве):

    - требования кредиторов, срок исполнения по которым наступил на дату введения процедуры финансового оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом о банкротстве порядка предъявления требований к должнику (а не по общим правилам исполнения требований: добровольное или принудительное исполнение);

    - отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов. Аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

    - приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в силу до даты введения финансового оздоровления судебных актов о взыскании задолженности по зарплате, выплате вознаграждения по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда;

    - запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

    - запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

    - не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная очередность удовлетворения требований кредиторов;

    - не начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за нарушение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления. Однако на сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам, подлежащих удовлетворению в соответствии с графиком погашения задолженности, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату введения финансового оздоровления.

    Последствия введения финансового оздоровления проявляются в особом порядке управления делами должника (ст. 82 Закона о банкротстве). В частности:

    - органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями;

    - должник не вправе без согласия собрания (комитета) кредиторов, а в иных случаях административного управляющего совершать определенные сделки (сделки с заинтересованностью, крупные сделки);

    - должник не вправе без согласия собрания (комитета) кредиторов и лица, предоставившего обеспечение, принимать решение о реорганизации;

    - руководитель должника может быть отстранен от должности, если он ненадлежащим образом исполняет план финансового оздоровления, нарушает права и законные интересы кредиторов или предоставивших обеспечение лиц.

    Цели процедуры финансового оздоровления реализует административный управляющий. Не позднее чем за месяц до окончания срока процедуры финансового оздоровления должник обязан представить административному управляющему отчет о результатах финансового оздоровления. Административный управляющий рассматривает отчет должника и составляет свое заключение, которое направляет кредиторам и в арбитражный суд.

    По результатам рассмотрения материалов арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:

    1) определение о прекращении производства по делу о банкротстве, в случае если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;

    2) определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;

    3) решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

    Финансовое оздоровление может быть окончено досрочно, если должник погасит все требования кредиторов, предусмотренные графиком погашения задолженности, до истечения установленного срока финансового оздоровления. В этом случае арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по делу.

    Финансовое оздоровление прекращается досрочно, если лица, ходатайствовавшие о введении финансового оздоровления, не представили в арбитражный суд соглашение об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, а также в случае неоднократного или существенного (на срок более 15 дней) нарушения сроков удовлетворения требований кредиторов, установленных графиком погашения задолженности. В таких случаях арбитражный суд выносит определение о введении внешнего управления или решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Если по итогам рассмотрения результатов проведения финансового оздоровления вводится внешнее управление, совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать двух лет (ст. 92). Арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления, если с даты введения финансового оздоровления прошло 18 месяцев.

    В случае неисполнения должником графика погашения задолженности арбитражный суд обязан обратиться к лицам, предоставившим обеспечение, с требованием об исполнении обязательств должника. В случае удовлетворения требований кредиторов лицами, предоставившими обеспечение, их требования к должнику погашаются после прекращения производства по делу о банкротстве или в ходе конкурсного производства в составе требований кредиторов третьей очереди. В случае неисполнения лицами, предоставившими обеспечение, своих обязательств они несут ответственность в соответствии с гражданским законодательством, вплоть до признания их банкротами.


    4.3. Внешнее управление

    Внешнее управление - это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Основанием для введения арбитражным судом внешнего управления является решение собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве (ст. 75). Процедура вводится на срок не более 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев.

    Наряду с общими правилами внешнего управления Закон о банкротстве предусматривает особенности процедуры внешнего управления в отношении отдельных категорий должников, например при банкротстве градообразующих организаций (ст. 171).

    Последствия введения внешнего управления определены ст. 94 Закона о банкротстве. Важнейшими из них являются:

    - прекращение полномочий руководителя должника, других органов управления должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия. Управление делами должника возлагается на внешнего управляющего, за исключением некоторых полномочий (принятие решений об увеличении уставного капитала, о продаже предприятия должника, о замещении его активов и др.);

    - отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов. Аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

    - введение моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве (ст. 95).

    При этом в период внешнего управления не только приостанавливается исполнение исполнительных документов по взысканию задолженности, срок исполнения которой наступил до введения внешнего управления, но также не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции и проценты по этим обязательствам и платежам. Однако в целях компенсации потерь кредиторов по денежным обязательствам и государства по обязательным платежам на суммы их требований подлежат начислению проценты, предусмотренные ст. 395 ГК РФ. По окончании внешнего управления неустойки (штрафы, пени), начисленные на момент введения внешнего управления, и проценты, начисленные в период внешнего управления, могут быть предъявлены к уплате и подлежат удовлетворению в третью очередь после погашения основной суммы задолженности (п. 3 ст. 137 Закона о банкротстве).

    Мораторий не распространяется на исполнение исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до введения внешнего управления решений о взыскании задолженности по зарплате, выплате вознаграждения по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда, а также о взыскании задолженности по текущим платежам.

    Правила о моратории на удовлетворение основной массы требований кредиторов, безусловно, создают необходимые предпосылки для реализации цели внешнего управления - восстановления платежеспособности должника.

    К мерам по восстановлению платежеспособности должника, которые осуществляются внешним управляющим на основе утвержденного собранием кредиторов плана внешнего управления, в частности, относятся (ст. 109 Закона о банкротстве):

    - перепрофилирование производства;

    - закрытие нерентабельных производств;

    - взыскание дебиторской задолженности;

    - продажа части имущества должника;

    - уступка прав требования должника;

    - исполнение обязательств должника участниками и третьими лицами;

    - увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;

    - размещение дополнительных обыкновенных акций должника;

    - продажа предприятия должника;

    - замещение активов должника.

    Цели процедуры внешнего управления реализует внешний управляющий. Итогом его деятельности является отчет перед собранием кредиторов с предложением:

    1) о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами, либо

    2) о продлении установленного срока внешнего управления, либо

    3) о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или заключением мирового соглашения, либо

    4) о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

    По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять предложение внешнего управляющего. Отчет внешнего управляющего утверждается арбитражным судом, который выносит соответствующее определение или решение.


    4.4. Конкурсное производство

    Конкурсное производство - это процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов в очередности, предусмотренной законом, за счет имущества должника.

    Наряду с общими положениями о конкурсном производстве (ст. 124-149), Закон о банкротстве определяет также особенности конкурсного производства при банкротстве отдельных категорий должников, например кредитных организаций (ст. 182), страховых организаций (ст. 186), ликвидируемого должника (ст. 224-226), отсутствующего должника (ст. 227-230) и др.

    Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства (ст. 53 Закона о банкротстве). Конкурсное производство вводится сроком на год. Указанный срок может быть продлен по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.

    Последствия открытия конкурсного производства определены ст. 126 Закона о банкротстве. Со дня принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

    - срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;

    - прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;

    - сведения о финансовом состоянии должника перестают носить характер конфиденциальных (коммерческой тайны);

    - совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно по правилам конкурсного производства;

    - прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве;

    - все требования кредиторов, за исключением требований о признании права собственности, о компенсации морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок, а также текущие обязательства, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства (конкурсный иммунитет имущества должника);

    - снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника в целях свободного формирования конкурсной массы, продажи имущества должника и удовлетворения требований кредиторов;

    - исполнение обязательств должника осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены правилами конкурсного производства (очередность удовлетворения требований кредиторов);

    - прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, за исключением полномочий органов управления должника, уполномоченных в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении крупных сделок, соглашений об условиях предоставления денежных средств третьими лицами для исполнения обязательств должника;

    - полномочия по управлению делами должника переходят к конкурсному управляющему.

    Основными задачами конкурсного управляющего, реализующего цели конкурсного производства, являются:

    1) формирование конкурсной массы и реализация имущества должника в целях обращения его в денежные средства;

    2) выявление требований кредиторов, подлежащих удовлетворению, и соразмерное удовлетворение этих требований в очередности, предусмотренной законом.

    Конкурсная масса - это имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, на которое может быть обращено взыскание в процессе конкурсного производства.

    Чтобы сформировать конкурсную массу, конкурсный управляющий должен, с одной стороны, принять все необходимые меры для возврата имущества должника и погашения дебиторской задолженности. С другой стороны, Закон о банкротстве предоставляет защиту лицам, имущество которых без достаточных правовых оснований может быть зачислено в конкурсную массу.

    В конкурсную массу не включаются, в частности, следующие виды имущества:

    - имущество, изъятое из оборота;

    - имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на занятие определенными видами деятельности;

    - имущество граждан, на которое в соответствии со ст. 446 ГПК РФ не может быть обращено взыскание;

    - ценные бумаги и иное имущество клиентов профессионального участника рынка ценных бумаг, находящиеся в распоряжении должника - профессионального участника рынка ценных бумаг;

    - иное предусмотренное Законом о банкротстве имущество.

    Формируя конкурсную массу, в целях ее сохранения конкурсный управляющий проводит инвентаризацию и оценку имущества должника и его обязательств. Заключительной стадией формирования конкурсной массы является реализация всего имущества, составляющего ее, в целях обращения в денежные средства. Продажа имущества осуществляется, как правило, на открытых торгах, преимущественно в форме аукциона, что позволяет получить максимально возможную в данных условиях цену.

    Все счета должника в кредитных организациях, кроме одного (основной счет должника), подлежат закрытию конкурсным управляющим по мере их обнаружения. Остатки денежных средств должника с закрытых счетов подлежат перечислению на основной счет должника. На этот счет зачисляются также денежные средства должника, поступающие в ходе конкурсного производства. С основного счета должника оплачиваются расходы, связанные с осуществлением конкурсного производства, и осуществляются выплаты кредиторам в целях удовлетворения их требований.

    Одновременно с формированием конкурсной массы конкурсный управляющий выявляет требования кредиторов, подлежащие удовлетворению, и формирует реестр требований кредиторов. После окончания срока предъявления требований кредиторами конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов, который отражает размер и очередность удовлетворения требований кредиторов (ст. 16, 134-138 Закона о банкротстве).

    Закон о банкротстве устанавливает следующую очередность удовлетворения требований кредиторов:

    - вне очереди погашаются текущие обязательства, включая судебные расходы; расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю; текущие коммунальные и эксплуатационные платежи; требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства; иные связанные с проведением конкурсного производства расходы. Очередность удовлетворения требований кредиторов по указанным платежам определяется в соответствии со ст. 855 ГК РФ;

    - в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда. Сумма капитализированных платежей по страховому обеспечению граждан, перед которыми страхователь несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, при банкротстве страхователя подлежит перечислению в Фонд социального страхования, который осуществляет выплаты гражданам, и включается в реестр требований кредиторов первой очереди;

    - во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

    - в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами. При этом требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога. Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются в составе требований кредиторов третьей очереди.

    Требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пени) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.

    В постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 59 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Об исполнительном производстве» обращается внимание на то, что в случае возбуждения дела о банкротстве после введения наблюдения исполнительные документы о взыскании непосредственно в банк направляться не могут. Банк вправе принимать их для исполнения, только если есть данные, подтверждающие, что требование взыскателя относится к текущим платежам или к требованиям, по которым исполнение не приостанавливается. Это касается как случаев обращения в банк взыскателя, так и требований, поступивших от судебных приставов. Указаны обстоятельства, при которых нет оснований для ответственности банка за неисполнение данных документов. Банк производит исполнение по «формальным признакам», т.е. не рассматривает по существу возражения должника против бесспорного списания. Поэтому неверно указанные в документах сведения могут стать основанием для ответственности взыскателя, но не банка.

    После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства, к которому прилагает:

    - документы, подтверждающие продажу имущества должника;

    - реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований;

    - документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

    Утверждая отчет конкурсного управляющего, арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов путем исполнения обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, участниками должника либо третьими лицами - определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

    Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства представляется конкурсным управляющим в ФНС России и является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица - должника. Со дня внесения записи о ликвидации должника в Единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.

    Конкурсное производство может завершиться переходом к внешнему управлению (ст. 146 Закона о банкротстве). Это возможно, если в отношении должника не вводилось финансовое оздоровление или внешнее управление, а в ходе конкурсного производства у конкурсного управляющего появились достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена. Для реализации указанной возможности конкурсный управляющий должен созвать собрание кредиторов, на котором будет решен вопрос об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению. Арбитражный суд выносит соответствующее определение.


    4.5. Мировое соглашение

    Мировое соглашение - это процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами об изменении содержания связывающих их обязательств. Допускается участие в мировом соглашении третьих лиц, которые принимают на себя права и обязанности, предусмотренные мировым соглашением (ст. 157 Закона о банкротстве).

    Законом о банкротстве предусмотрены особенности заключения мирового соглашения в ходе наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства (ст. 151-154).

    Мировое соглашение как процедура банкротства является разновидностью процессуально-правового института мирового соглашения вообще (ст. 39, 173, 220 ГПК РФ, ст. 138-142 АПК РФ), но обладает рядом особенностей, определяемых природой производства по делам о банкротстве. С материально-правовой точки зрения мировое соглашение - это гражданско-правовая сделка.

    Мировое соглашение направлено на изменение содержания обязательств, связывающих должника и кредиторов. Оно может содержать различные условия удовлетворения должником требований кредиторов, не противоречащие закону, в частности:

    - об отсрочке или рассрочке исполнения обязательств должника;

    - об уступке прав требования должника;

    - об исполнении обязательств должника третьими лицами;

    - о скидке с долга;

    - об обмене требований кредиторов на акции должника. Мировое соглашение может быть заключено только в отношении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов (кредиторы третьей очереди) при следующих условиях:

    1) задолженность по требованиям кредиторов первой и второй очередей, которые в заключении мирового соглашения не участвуют, должна быть погашена полностью (п. 1 ст. 158 Закона о банкротстве);

    2) за заключение мирового соглашения должно проголосовать большинство кредиторов третьей очереди, включая всех кредиторов, чьи требования обеспечены залогом имущества должника (п. 2 ст. 150 Закона о банкротстве).

    Защищая интересы тех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, которые голосовали против заключения мирового соглашения или не принимали участия в голосовании, Закон о банкротстве предусматривает, что условия мирового соглашения для этих кредиторов не могут быть хуже, чем для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших за его заключение[13].

    Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов. Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается должником-гражданином или руководителем должника - юридического лица (в процедурах наблюдения и финансового оздоровления), внешним управляющим или конкурсным управляющим.

    Мировое соглашение заключается в письменной форме и подписывается со стороны кредиторов - представителем собрания кредиторов, со стороны должника - лицом, принявшим решение о заключении мирового соглашения, со стороны третьих лиц - этими лицами.

    Мировое соглашение подлежит утверждению арбитражным судом. Для этого должник, внешний управляющий или конкурсный управляющий не ранее пяти дней и не позднее 10 дней со дня заключения мирового соглашения должен представить в арбитражный суд заявление об утверждении мирового соглашения с приложенными к нему документами:

    - текстом мирового соглашения;

    - протоколом собрания кредиторов;

    - списком конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, не заявивших своих требований к должнику, с указанием их адресов и сумм задолженности;

    - реестром требований кредиторов;

    - документами, подтверждающими погашение задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди;

    - письменными возражениями конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, которые голосовали против заключения мирового соглашения или не принимали участия в голосовании по этому вопросу;

    - иными документами, предоставление которых в соответствии с Законом о банкротстве является обязательным.

    Утверждая мировое соглашение, арбитражный суд выносит соответствующее определение, в котором указывается на прекращение производства по делу о банкротстве. В случае если мировое соглашение заключается в ходе конкурсного производства, в определении об утверждении мирового соглашения указывается, что решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению.

    Мировое соглашение вступает в силу со дня его утверждения арбитражным судом и является обязательным для должника, кредиторов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении. С этого момента прекращается производство по делу о банкротстве, и должник приступает к погашению задолженности перед кредиторами на условиях мирового соглашения.

    Закон о банкротстве ограничивает возможности расторжения мирового соглашения. Мировое соглашение может быть расторгнуто арбитражным судом по заявлению конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, обладавших на день утверждения мирового соглашения не менее чем 1/4 требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов к должнику в случае существенного нарушения должником условий мирового соглашения.

    В случае отмены определения об утверждении мирового соглашения либо расторжения мирового соглашения производство по делу о банкротстве возобновляется, в отношении должника, как правило, вводится процедура, в ходе которой было заключено мировое соглашение (ст. 166, 167 Закона о банкротстве).


    4.6. Упрощенные процедуры банкротства

    Закон о банкротстве предусматривает также две упрощенные процедуры банкротства, являющиеся по существу процедурами конкурсного производства:

    - упрощенная процедура банкротства ликвидируемого должника;

    - упрощенная процедура банкротства отсутствующего должника. Так, если стоимость имущества юридического лица - должника, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется не по правилам ГК РФ, а в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве (п. 4 ст. 61 ГК РФ).

    При этом если недостаточность имущества должника обнаружилась до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора), обязанность по подаче заявления о признании должника банкротом лежит на собственнике имущества должника - унитарного предприятия, учредителе (участнике) должника и руководителе должника, а рассмотрение дела о банкротстве осуществляется по общим правилам производства по делу о банкротстве[14].

    Если же недостаточность имущества должника обнаружилась после создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора), обязанность по подаче заявления о признании должника банкротом лежит на ликвидационной комиссии (ликвидаторе), а рассмотрение дела о банкротстве осуществляется по правилам упрощенной процедуры банкротства ликвидируемого должника.

    Особенности упрощенной процедуры банкротства ликвидируемого должника предусмотрены ст. 224-226 Закона о банкротстве и выражаются в следующем:

    - арбитражный суд сразу принимает решение о признании должника банкротом, вводит конкурсное производство и назначает конкурсного управляющего. Другие процедуры (наблюдение, финансовое оздоровление, внешне управление, мировое соглашение) не применяются;

    - кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику в течение месяца со дня опубликования объявления о признания ликвидируемого юридического лица - должника банкротом.

    Правила упрощенной процедуры банкротства отсутствующего должника предусмотрены ст. 227-230 Закона о банкротстве. Под отсутствующим должником понимается гражданин - должник или руководитель юридического лица - должника, фактически прекратившего свою деятельность, место нахождения которых не представляется возможным установить. Факт отсутствия деятельности должника должен доказать заявитель (ст. 65 АПК РФ), обратившийся в суд с заявлением о признании отсутствующего должника банкротом, приложив к заявлению документы, подтверждающие наличие обстоятельств, позволяющих отнести должника к отсутствующему, в частности документ органа связи о невозможности вручить должнику корреспонденцию, справку налоговой инспекции о непредставлении отчетной документации налоговым органам, доказательства фактического прекращения должником своей деятельности.

    Правила упрощенной процедуры банкротства отсутствующего должника применяются также в том случае, если имущество юридического лица - должника заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних 12 месяцев до дня подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.

    При обнаружении имущества отсутствующего должника по ходатайству конкурсного управляющего арбитражный суд может вынести определение о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к процедурам банкротства, предусмотренным Законом о банкротстве.

    Закон о банкротстве предусматривает также особенности банкротства отдельных категорий должников: градообразующих организаций, сельскохозяйственных организаций, кредитных организаций, страховых организаций, стратегических организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, субъектов естественных монополий.

    Заключение

    В течение последнего времени институты в корпоративной сфере и в области управления кризисной ситуацией претерпели значительные изменения. В целях оказания поддержки пострадавшим от кризиса предприятиям и облегчения их финансовой реструктуризации в связи с растущей задолженностью перед отечественными и зарубежными банками законодательство о банкротстве также было существенно изменено.

    Необходимость перемен обусловлена тем, что многие корпоративные институты, институты, которые связаны с процедурами несостоятельности, санацией, в целом оздоровления тех или иных экономических явлений, были рассчитаны на спокойный ход экономической жизни. Частые в последнее время изменения отраслевого законодательства в России отражают общепринятую мировую тенденцию, сопровождающую негативные явления в экономике.

    Как известно, финансовый кризис негативно повлиял на мотивацию должника исполнять обязательства, не подкрепленные механизмами правового принуждения. Принятие поправок явилось ответом на участившиеся за последнее время случаи невыполнения обязательств по договорам и увеличение количества судебных дел о неисполнении договоров и взыскании задолженности. Кроме того, права кредиторов существенно ограничивали возможность продажи должником активов по заниженным ценам до принятия заявления о банкротстве и воздействие основного кредитора на процедуру банкротства для реализации своих интересов, что приводило к низкой эффективности банкротных процедур в России.

    Принимая во внимание изложенные вопросы, Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. № 73-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», по сути, предлагает новую редакцию Закона о банкротстве, направленную на воспрепятствование выводу активов должника, защиту прав кредиторов и их равноправие. Отметим наиболее эффективные новеллы:

    · Кредитор теперь может подать заявление о признании должника банкротом непосредственно после вступления в законную силу судебного решения против должника (при условии, что требование отвечает определенным критериям); ранее такое заявление можно было подать исключительно в течение 30 дней после того, как кредитор направил исполнительный документ в службу судебных приставов, что предоставляло недобросовестным должникам больше времени для распродажи имущества).

    · Кредиторы могут потребовать назначения конкретного конкурсного управляющего при условии выполнения определенных требований к его квалификации.

    · Решение собрания кредиторов, которое является основным органом при процедурах, применяемых в деле о банкротстве, не может быть обжаловано по истечении шести месяцев после его принятия.

    · Более строгие критерии применяются при определении лиц, считающихся заинтересованными по отношению к должнику. В общем и целом, арбитражный управляющий должен быть независимым и не может быть заинтересованным лицом по отношению к должнику или кредиторам.

    · Требования кредиторов считаются наступившими (т. е. учитываются в целях участия в деле о банкротстве) на более ранней стадии процедуры, чем прежде, а именно на стадии наблюдения, а не конкурсного производства.

    · Физические лица, юридические лица и государственные органы обязаны отвечать на запросы арбитражного управляющего, касающиеся активов и обязательств должника.

    · Акционеры должника или третьи лица могут добровольно оплатить задолженность должника по налогам, и в этих случаях такое лицо становится необеспеченным кредитором должника с требованием, равным сумме погашенной налоговой задолженности.

    · В общем и целом имущество должника должно быть реализовано на открытом аукционе (как и в соответствии с прежним вариантом Закона о несостоятельности), за исключением имущества, имеющего значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества (например, здания, имеющие историческое или культурное значение или выполняющие важную общественную функцию, должны быть реализованы на условиях конкурса, в отношении которого применяются несколько иные правила (например, участие в конкуре может быть ограничено, и могут быть установлены критерии иные, чем предложение наивысшей цены)).

    · Кредиторы теперь вправе принять решение о немедленном прекращении хозяйственной деятельности должника, если это не создает угрозы жизни людей или окружающей среде и не приведет к прекращению эксплуатации социально значимых объектов.

    Список использованных источников

    Нормативный материал

    1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. // Электронная версия. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

    2. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (с изменениями на 19 июля 2009 г.) // Электронная версия. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

    3. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изменениями на 19 июля 2009 г.) // Электронная версия. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

    4. Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. № 73-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Электронная версия. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

    5. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 апреля 2009 г. № 128 // Электронная версия. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

    6. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 апреля 2009 г. № 129 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами положений абзаца второго пункта 1 статьи 66 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» // Электронная версия. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

    Специальная литература

    1. Баранова А.Н. Ликвидация недействующих организаций: упрощенное банкротство и административный порядок // Евразийский юридический журнал. 2009. № 14. С. 122-130.

    1.Громов В.В. Рассмотрение арбитражными судами споров о субсидиарной ответственности лиц, вызвавших банкротство кредитных организаций // Право и экономика. 2007. № 5. С. 53-64.

    1.Бокарева Л. Об эффективности института банкротства в России и государственного контроля в сфере банкротства // Общество и экономика. 2008. № 6. С. 115-138.

    7. Дорохина Е.Г. Проблемы разрешения корпоративных споров при банкротстве организации //

    8. Предпринимательское право. 2007. № 4. С. 13-15.

    8.Ежов Ю.А. Банкротство коммерческих организаций. 4-е изд. М.: Издательство: Дашков и К, 2008

    9. Жилинский С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности). Учебник для вузов.– М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2008.

    10.   Зенкина И.В., Омельченко О.А. Анализ и прогнозирование несостоятельности (банкротства) коммерческой организации // Учет и статистика. 2008. № 12. С. 176-179.

    11.   Макова Л.Я. Некоторые вопросы законодательного обеспечения несостоятельности (банкротства) // Актуальные проблемы российского права. 2007. № 1. С. 226-233.

    12.   Пулова Л.В. Порядок и особенности судебного разбирательства дел о несостоятельности (банкротстве) // Закон. 2007. № 7. С. 87-99.

    13.   Пыткин А.Н., Гершанок А.А. Нормативно-правовые и методические аспекты механизмов антикризисного управления и «банкротства» организации, их взаимосвязь // Экономика региона. 2008. № 1. С. 217-223.

    14.   Сергеева Э.В. Финансовое оздоровление как мера по предупреждению банкротства // Банковское право. 2006. № 6. С. 37-41.

    15.   Ткаченко О.В. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» о саморегулируемых организациях арбитражных управляющих // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2006. № 9. С. 18-28.

    16.   Чернова М.В. Банкротство в жизненном цикле организации: эмпирическое исследование // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 10. С. 11-14.

    17.   Чижова Е.Е., Бородина Н.С., Полева И.В. Анализ нормативно-правовой базы банкротства (несостоятельности) организаций как инструмента повышения эффективности экономики // Вестник Костромского государственного технологического университета. 2008. № 12. С. 100-102.

    Правоприменительная практика

    18.   Определение Конституционного Суда РФ от 18 июля 2006 г. № 330-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества «Инженерный центр «Электро» на нарушение конституционных прав и свобод положениями абзацев четвертого, пятого и девятого статьи 2, пункта 3 статьи 29 и абзацев первого и второго пункта 1 статьи 63 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» // Электронная версия. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

    19.   Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. № 59  // Электронная версия. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

    20.   Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. № 58 // Электронная версия. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».



    [1] Чернова М.В. Банкротство в жизненном цикле организации: эмпирическое исследование // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 10. С. 11-14.

    [2] Ежов Ю.А. Банкротство коммерческих организаций. 4-е изд. М.: Издательство: Дашков и К, 2008.

    [3] Жилинский С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности). Учебник для вузов.– М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2008.

    [4] Зенкина И.В., Омельченко О.А. Анализ и прогнозирование несостоятельности (банкротства) коммерческой организации // Учет и статистика. 2008. № 12. С. 176-179.

    [5] Громов В.В. Рассмотрение арбитражными судами споров о субсидиарной ответственности лиц, вызвавших банкротство кредитных организаций // Право и экономика. 2007. № 5. С. 53-64.

    [6] Макова Л.Я. Некоторые вопросы законодательного обеспечения несостоятельности (банкротства) // Актуальные проблемы российского права. 2007. № 1. С. 226-233.

    [7] Дорохина Е.Г. Проблемы разрешения корпоративных споров при банкротстве организации // Предпринимательское право. 2007. № 4. С. 13-15.

    [8] Бокарева Л. Об эффективности института банкротства в России и государственного контроля в сфере банкротства // Общество и экономика. 2008. № 6. С. 115-138.

    [9] Ткаченко О.В. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» о саморегулируемых организациях арбитражных управляющих // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2006. № 9. С. 18-28.

    [10] Пулова Л.В. Порядок и особенности судебного разбирательства дел о несостоятельности (банкротстве) // Закон. 2007. № 7. С. 87-99.

    [11] Пыткин А.Н., Гершанок А.А. Нормативно-правовые и методические аспекты механизмов антикризисного управления и "банкротства" организации, их взаимосвязь // Экономика региона. 2008. № 1. С. 217-223.

    [12] Сергеева Э.В. Финансовое оздоровление как мера по предупреждению банкротства // Банковское право. 2006. № 6. С. 37-41.

    [13] Чижова Е.Е., Бородина Н.С., Полева И.В. Анализ нормативно-правовой базы банкротства (несостоятельности) организаций как инструмента повышения эффективности экономики // Вестник Костромского государственного технологического университета. 2008. № 12. С. 100-102.

    [14] Баранова А.Н. Ликвидация недействующих организаций: упрощенное банкротство и административный порядок // Евразийский юридический журнал. 2009. № 14. С. 122-130.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Банкротство коммерческих организаций ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.