Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Государство как политическая форма орг-ции общ-ва

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Государство как политическая форма орг-ции общ-ва
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    26.03.2012 18:15:57
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ


    ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3

    1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

      ОБЩЕСТВА................................................................................................. 5

    2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.............. 10

    2. 1. Государство как политическая организация................................ 10

    2. 2.  Политические партии................................................................... 15

    2. 3. Общественные объединения......................................................... 17

    2. 4. Религиозные организации............................................................. 20

    2. 5. Органы местного самоуправления............................................... 22

    2. 6.   Трудовые коллективы................................................................. 24

    3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

    ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ................. 26

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................ 29

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................ 30















    ВВЕДЕНИЕ

    Гражданское общество представляет собой исторически опре­деленный вид общества, характерными признаками которого яв­ляются обособленность от государства и ограничение сферы дея­тельности материальным производством, призванным удовлетво­рять частный интерес, а публичная власть не противостоит насе­лению и полностью совпадает с ним. Рабовладельческое, феодаль­ное и буржуазное общество в полной степени обладают данными признаками и вполне правомерно рассматриваются в качестве осо­бых форм, видов гражданского общества. При этом более зрелая форма гражданского общества сохраняет и развивает достижения предшествующих ей стадий.

    В закрытом обществе имеет место жесткое подчинение инте­ресов и деятельности личности интересам общества и государства, которое идет еще от первобытнообщинного строя и обусловлива­ется неразвитостью его производительных сил.

    Закрытыми оставались рабовладельческое и феодальное обще­ства, где человек по-прежнему не был свободен, не мог самостоя­тельно определять свой род занятий.

    Буржуазное общество, провозглашающее формальное равен­ство своих членов и свободу предпринимательской деятельности, создает предпосылки для формирования открытого общества, но пока что оказывается не способным провести эти принципы в жизнь для всех членов общества. Значительная их часть действует не свободно, а под влиянием экономического принуждения, не желая лишиться необходимых средств для существования.

    Чтобы обезопасить себя от любых попыток государства превы­сить свои полномочия, открытое гражданское общество должно быть сплоченным и организованным. Оно, во-первых, должно иметь возможность объединяться в ассоциации, действующие самостоятельно и независимо от государства, его органов, и, во-вторых, принимать непосредственное участие в деятельности го­сударства как через своих граждан, так и их ассоциированных членов.

    Совокупность государственных органов, а также ассоциаций, объединений, образуемых гражданским обществом для участия в делах государства, решения иных политических вопросов, пони­мается как политическая организация общества.

    Цель курсовой работы – рассмотреть понятие государства как политической формы организации общества. Для достижения этой цели необходимо рассмотреть следующие задачи:

    1.  Рассмотреть компоненты политической организации общества;

    2. Выявить характерные черты и особенности политической системы РФ;

    3. Определить основные направления совершенствования

    политической системы Российской Федерации.



    1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ  ОБЩЕСТВА

    Основным ядром политической организации общества являет­ся государство. Взаимодействие современного демократического государства и гражданского общества основывается на следующих принципах:

     1) плюрализма и равноправия идеологий;

     2) много­партийности;

     3) самодеятельности;

    4) законности и государствен­ного контроля;

    5) социального и политического партнерства.

    Помимо государства в политическую организацию общества входят, прежде всего, общественные объединения и политические партии.

    Партии представляют собой устойчивые и постоянно дейст­вующие общественные формирования, призванные выражать по­литические интересы гражданского общества, отдельных соци­альных слоев и организовывать граждан на участие в делах об­щества. Конечной целью партий является овладение государст­венной властью, и ее осуществление сообразно идеологическим представлениям соответствующего социального слоя, класса об идеальном, эффективно действующем государстве и его органах, а также задачах и способах организации и деятельности граждан­ского общества.                                                                                       Свои идеологические представления о политической власти и способах ее осуществления, путях и целях развития гражданского общества партии формулируют в своих программах.

    По степени организованности и способам взаимосвязи с насе­лением политические партии подразделяются на три вида: кад­ровые, массовые и партии избирателей.

    Кадровые партии состоят из небольшого числа профессиона­лов-политиков, которые выставляют свои кандидатуры на выбо­рах в представительный, законодательный орган государства. В таких партиях отсутствует постоянное членство, а также пар­тийные взносы. Членом партии признается тот, кто ее поддержи­вает материально и голосует за ее кандидатов на выборах. Подоб­ным образом действуют республиканская и демократическая пар­тии США.

    Массовые партии основываются на строго фиксированном членстве в партии, уплате членских взносов и наличии террито­риальных первичных организаций. Подобным образом действуют все коммунистические партии.

    Круг общественных объединений как добровольных формиро­ваний граждан по интересам весьма разнообразен. Это могут быть профессиональные союзы, женские, молодежные, творческие, экологические и ветеранские организации, массовые движения, спортивные и иные союзы. Их участие в политической жизни стра­ны также неоднозначно.

    Специфическим компонентом политической организации об­щества являются религиозные организации. В настоящее время ряд государств (Великобритания, Дания, Норвегия, Израиль, Йемен, Судан и другие исламские государства) официально про­возглашают одну из религий в качестве государственной. Такие государства называются клерикальными. В клерикальных госу­дарствах религиозные объединения, исповедующие государствен­ную религию, выполняют некоторые функции государства, в том числе осуществляют правосудие по уголовным и гражданским делам, занимаются регулированием и регистрацией брачно-семейных отношений, ведут образовательную деятельность в школах и иных образовательных учреждениях, участвуют в деятельности органов государственной власти. В свою очередь государство ока­зывает религиозным объединениям существенную финансовую и иную материальную помощь, устанавливает льготы в налогообло­жении; учитывает мнение церковных иерархов при решении важ­нейших экономических, политических и иных вопросов. Напри­мер, в Великобритании представители духовенства принимают ак­тивное участие в работе Палаты лордов[1].

    Однако, большинство современных демократических госу­дарств являются светскими, т.е. придерживаются принципа не­вмешательства в дела религиозных организаций, равно как и не возлагают на них осуществление каких-либо государственных функций. Однако полностью исключить влияние церкви на поли­тические процессы и отношения пока что не удается ни одному государству.

    Формы и методы участия религиозных объединений в поли­тической жизни страны являются достаточно разнообразными. Во-первых, имеются политические партии, члены которых при­надлежат какому-либо одному вероисповеданию и ставят своей целью использование религии в политических целях, привлече­ние верующих на свою сторону. (Так, в Италии действует Христианско-демократическая партия, в Бельгии — Социально-христианская партия, Христианская народная партия)[2]. Во-вторых, ре­лигиозное мировоззрение влияет на политическое сознание своих приверженцев, их политические оценки и действия. В-третьих, атрибутика церкви иногда используется при осуществлении не­которых государственных процедур — принесении присяги сви­детелем в суде, присяги президента страны и др. В-четвертых, ре­лигиозные деятели непосредственно участвуют в борьбе за мир, в экологических и иных общественно-политических движениях.

    Названные и иные формы воздействия религиозных объеди­нений, на политику свидетельствуют о необходимости их призна­ния в качестве самостоятельного компонента политической орга­низации гражданского общества.

    Открытое гражданское общество не только участвует в дея­тельности государства, пытается так или иначе направлять работу его органов, но и самостоятельно управляет своими делами с по­мощью органов местного самоуправления и трудовых коллекти­вов организаций и предприятий.

     Чаще всего к ведению местного самоуправления относят управ­ление муниципальной собственностью, муниципальным образо­ванием, муниципальными учреждениями здравоохранения, а так­же решение иных вопросов, имеющих местное значение. В Япо­нии органы местного самоуправления избираются непосредствен­но населением и осуществляют самостоятельное управление своим имуществом, принимают нормативно-правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. В Великобритании местные органы, избираемые населением, управляют деятельностью полиции, об­разовательных учреждений, библиотек, дорогами, противопожар­ными службами, делами попечения престарелых, осуществляют иные правомочия[3].

    В современных демократических государствах трудовым кол­лективам предоставляются определенные права по участию в управлении предприятием, организацией. Избранный трудовым коллективом орган осуществляет свои полномочия в целях привлечения трудящихся к управлению де­лами предприятия, организации, укрепления социального согла­сия между работодателями и работниками, своевременного раз­решения конфликтов между ними.

    Таким образом, политическая организация открытого граж­данского общества состоит из следующих компонентов:

    Ø граждан;

    Ø государства, его органов;

    Ø политических партий;

    Ø общест­венных объединений;

    Ø религиозных объединений;

    Ø органов местного самоуправления;

    Ø трудовых коллективов.

     Все они  прямо или опосредованно влияют на по­литическую жизнь страны.

    Ассоциированные компоненты политической организации со­здаются с определенными политическими целями и поэтому вынуждены активно действовать, бороться за достижение поставлен­ных целей, вступать в те или иные политические отношения. На­пример, политические партии должны осуществлять пропаганду своей программы с тем, чтобы рекрутировать в свои ряды макси­мально большую часть населения и добиться победы на очередных выборах в законодательный, представительный орган страны. Профсоюзные органы ставят своей задачей охрану и защиту тру­довых прав граждан, предпринимают самые разнообразные меры в этом направлении, в том числе принимают участие в подготовке проектов коллективных договоров в организациях, иных согла­шениях между работниками и работодателями, осуществляют контроль за состоянием охраны труда, выступают организаторами забастовок и других коллективных акций работников.

    Большая часть компонентов политической организации осу­ществляют свою деятельность не произвольно, а в соответствии с действующими в обществе нормами права, корпоративными и иными социальными нормами, которыми регулируются правоот­ношения в сфере политики. Лишь нелегальные, преступные ор­ганизации действуют вопреки государственно-правовым запретам и иным социальным нормам.

    Политическая организация гражданского общества, взятая в динамике, в совокупности отношений, в которые вступают граж­дане, политические партии и иные организации при осуществле­нии политической деятельности, а также нормы права, иные со­циальные нормы, регулирующие политические отношения, обра­зуют новое явление — политическую систему гражданского об­щества.

    2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    2. 1. Государство как политическая организация.

     В Российской Федерации политическая сис­тема организуется и действует в полном соответствии с норма­ми международного права. Согласно ст. 13 и 30 Конституции РФ в Российской Федерации признается идеологическое и полити­ческое многообразие, многопартийность и гарантируется свобода деятельности политических партий и иных общественных объеди­нений[4].

    Конституция РФ создает надлежащую правовую основу для организации и активного действия всех известных современно­му обществу компонентов политической системы: общественных объединений и политических партий, религиозных организа­ций, органов местного самоуправления и трудовых коллективов. Государство закрепляет также действенные гарантии незыбле­мости прав, предоставленных компонентам политической систе­мы РФ, устанавливая за нарушение этих прав уголовную, гражданскую и административную ответственность виновных долж­ностных лиц, государственных органов и органов местного само­управления[5].

    Особым элементом политической системы Российской Феде­рации выступает само государство, его органы. Оно призвано быть не только самостоятельным субъектом политических отношений, выполнять возложенные на него задачи по управлению делами общества, но и создавать необходимые условия для реального обес­печения конституционных принципов организации и деятельнос­ти остальных компонентов политической системы, реального дей­ствия политических прав и свобод граждан России. В этих целях оно наделяется весьма широкими правомочиями и, в частности, может:

    1) устанавливать правовой режим организации и деятельности остальных компонентов политической системы;

    2) осуществлять регистрацию общественных объединений, по­литических партий, религиозных организаций;

    3)  привлекать к участию в делах государства общественные объединения и политические партии, органы местного самоуправ­ления и трудовые коллективы;

    4)  осуществлять надзор за законностью в деятельности обще­ственных объединений и других компонентов политической сис­темы;

    5)  применять меры государственного принуждения к общест­венным объединениям и иным компонентам политической систе­мы общества, нарушающим режим законности и посягающим на права и свободы граждан, организаций и иных лиц.

    В соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума под­готовила и приняла ряд федеральных законов, которыми закре­пила правовой статус большей части компонентов политической системы РФ. Среди них особое значение имеют Федеральный закон «Об общественных объединениях», вступивший в силу 19 мая 1995 г.[6]; Федеральный закон «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г.[7]; Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации», вступивший в силу 28 августа 1995 г.[8]; Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.[9]

    Федеральные законы и подзаконные акты, принятые по во­просам организации и деятельности компонентов политической системы РФ, создают достаточно надежную правовую основу дея­тельности общественных объединений, религиозных организа­ций, органов местного самоуправления, устанавливают пределы и способы вмешательства в их деятельность органов государства, а также способы защиты нарушенного права незаконными дейст­виями и решениями государственных органов и должностных лиц. Органам государственной власти и должностным лицам запрещено вмешиваться в де­ятельность негосударственных объединений и органов местного самоуправления помимо случаев, прямо предусмотренных феде­ральными законами[10].

    В строгом соответствии с действующим законодательством осу­ществляется регистрация общественных объединений, политичес­ких партий и религиозных организаций компетентными органа­ми государства. Регистрация не является обязательным условием деятельности названных компонентов политической системы. Они вполне могут осуществлять свои функции и реализовывать свои уставные цели и без этой процедуры, но не могут приобрести прав юридического лица. Кроме того, незарегистрированные об­щественные объединения, политические партии не могут участ­вовать в выборах депутатов представительных органов, Президен­та РФ, глав исполнительных органов субъектов РФ.

    Законодательство запрещает отказывать в регистрации обще­ственного объединения или политической партии по мотивам не­целесообразности их создания. Объединение, партия, которым было отказано в регистрации, могут обжаловать это решение в суд.

    Формы и методы сотрудничества государства с иными компо­нентами политической системы РФ носят дифференцированный характер. Наиболее тесное взаимодействие наблюдается между ор­ганами исполнительной власти и органами местного самоуправ­ления, которые непосредственно реализуют значительную часть политико-правовых решений государства в сфере экономики, об­разования, культуры, здравоохранения, охраны общественного порядка. Будучи светским, государство не привлекает к своей деятельности религиозные организации и ведет активную борьбу с преступными сообществами. В то же время государство весьма часто прибегает к помощи общественных объединений и полити­ческих партий. Можно выделить три направления их наиболее активного сотрудничества.

    Первое направление составляет деятельность государственных органов по обеспечению гласности, доведению до сведения общественных объединений, иных компонентов политической системы и общества в целом информации о состоянии дел в соответствую­щем органе государства, принимаемых им решениях, перспектив­ных планах работы, путях и способах преодоления негативных социальных явлений и процессов. Подобная постоянная связь го­сударственных органов с гражданским обществом и его объеди­нениями осуществляется путем организации пресс-центров, отде­лов информации, введения должностей пресс-секретарей, а также проведения периодических встреч ответственных должностных лиц с руководителями общественных объединений и журналис­тами.

    Второе и главное направление взаимодействия государства с общественными объединениями и политическими партиями со­ставляет их совместная деятельность, направленная на решение каких-либо политических, экономических и иных социально зна­чимых проблем.

     Общественные объединения и политические пар­тии активно взаимодействуют с государственными органами в ходе выборов органов представительной и исполнительной власти, при осуществлении мер, связанных с охраной труда, окружающей природной среды, памятников истории и культуры, оказанием ма­териальной помощи малоимущим и нуждающимся слоям обще­ства, проведением мероприятий, связанных с празднованием каких-либо исторических событий или дат в жизни Российского общества и государства. В целях активного и действенного сотруд­ничества с общественными объединениями и политическими пар­тиями в органах исполнительной власти создаются и действуют специальные подразделения (департаменты, отделы, комитеты) либо общественно-государственные органы (советы, коллегии, ко­миссии).

    Третье направление взаимодействия государственных орга­нов, общественных объединений и политических партий состав­ляют проблемы законотворчества и правотворчества. Обществен­ные объединения и политические партии привлекаются органами представительной и исполнительной власти для подготовки про­ектов федеральных законов и подзаконных нормативно-правовых актов, изучения общественного мнения о действующих нормах права, социальных интересов населения, экспертизы проектов нормативно-правовых актов и законов.

    Большое место в деятельности государства, его органов зани­мает надзор и контроль за деятельностью остальных компонентов политической системы РФ. Последовательно проводимый Консти­туцией РФ и федеральными законами принцип независимости ор­ганов местного самоуправления и иных компонентов политической системы РФ от государственных органов не означает однако вседозволенности. Негосударственные органы и объединения пол­ностью автономны лишь в решении своих внутриуставных задач, но обязаны неукоснительно соблюдать все действующие нормы, которые касаются их как участников конкретных правоотноше­ний.

    Надзор за законностью в деятельности негосударственных компонентов политической системы осуществляет прокуратура РФ. Орган, регистрирующий общественные объединения, поли­тические партии, религиозные организации, осуществляет кон­троль за соответствием их деятельности уставным целям. Финан­совые органы осуществляют контроль за источниками доходов названных объединений, партий и организаций, размерами по­лучаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с зако­нодательством РФ о налогах. Экологические, пожарные, эпиде­миологические и иные государственные органы осуществляют надзор и контроль за выполнением негосударственными органами и объединениями существующих норм, технических правил и стандартов.

    Общественные объединения и другие негосударственные ком­поненты политической системы РФ за допущенные ими правона­рушения привлекаются к ответственности. К ним могут приме­няться все меры, предусмотренные санкцией нарушенной нормы.

    В случае совершения общественными объединениями и поли­тическими партиями деяний, наказуемых в уголовном порядке, должностные лица объединений и партий при доказательстве их вины за организацию преступных деяний могут привлекаться к ответственности как руководители преступных сообществ. Другие члены и участники объединений и партий несут ответственность лишь за те преступления, в подготовке или совершении которых они непосредственно участвовали.


    2. 2.  Политические партии

    Политическая система РФ характе­ризуется многопартийностью. В настоящее время в России заре­гистрировано несколько сотен общероссийских, межрегиональ­ных и региональных партий, среди которых можно выделить три основных группы:

    1) партии либеральной и социально-либераль­ной ориентации, ставящие своей целью превратить Российскую Федерацию в типичное буржуазное государство по образцу и по­добию современных буржуазных государств;

    2) партии нацио­нально-патриотической ориентации, стоящие в оппозиции к ны­нешнему курсу государства и ориентированные на воссоздание и укрепление отечественной многонациональной государственности, преемственность и защиту национальных интересов России и свобод ее граждан;

    3) партии социалистической и коммунисти­ческой ориентации, ставящие своей целью продолжение социа­листического и коммунистического строительства в России.

    В конечном итоге все политические партии призваны объеди­нять граждан по политическим интересам и вовлекать их в поли­тическую деятельность, способствовать реализации их конститу­ционного права на участие в делах государства[11].

    Однако действующие в Российской Федерации политические партии пока что не способны в полной мере выступать независи­мой организационной формой объединения и выражения полити­ческих интересов населения, его вовлечения в активную полити­ческую деятельность. Созданные в начале 90-х гг., политические партии выражали не столько политические интересы отдельных социальных слоев, групп общества, сколько политическое миро­воззрение лидера партии и его команды.

    Оторванные от политических интересов населения, партии ос­новной формой своей политической деятельности избрали участие в формировании представительных органов Федерации и ее субъ­ектов и получение депутатских мандатов.

    Процесс становления и развития многопартийности в Россий­ской Федерации в настоящее время вступает в новую фазу своего развития, когда мелкие политические партии, не сумевшие до­стойно проявить себя на политической арене, привлечь на свою сторону сколько-нибудь значимую часть населения, прекращают существование либо объединяются с другими политическими пар­тиями. В конечном итоге этот процесс привел к созда­нию нескольких партий, реально представляющих и отражающих интересы той или иной части населения России.

     На настоящий момент в России действует четыре  главные партии, которые собирают основное число голосов избирателей и определяют политическую жизнь общества: это правящая партия «Единая Россия», коммунистическая партия, либерально-демократическая партия России и демократическая партия России.




    2. 3. Общественные объединения

     Общественные объединения представляют собой наиболее распространенную организацион­ную форму, в которой население Российской Федерации реали­зует свое конституционное право на создание коллективных фор­мирований для защиты своих общих интересов и достижения общих целей. Общественные объединения характеризуются не­обычайным разнообразием и массовостью. В настоящее время и Российской Федерации действует более 42 тыс. общероссий­ских, межрегиональных и региональных общественных объединений, охватывающих абсолютное большинство населения страны.

    Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности ин­тересов для реализации общих целей, указанных в уставе обще­ственного объединения[12].

    Таким образом, общественное объединение характеризуется следующими специфическими признаками, позволяющими выделять его из совокупности остальных общественных и хозяйствен­ных формирований:

    1)  добровольностью создания общественных объединений и правом их членов беспрепятственно и в любой момент выходить из них;

    2)  самоуправлением, т.е. правом членов объединения управ­лять его делами самостоятельного, без вмешательства государст­венных органов и иных лиц, в том числе разрабатывать и при­нимать устав, формировать руководящие органы и руководите­лей объединения. В общественных объединениях самоуправле­ние осуществляется их съездами, конференциями, собраниями, а также выборными и контрольно-ревизионными органами;

    В Российской Федерации общественные объединения в зави­симости от их организационно-правовой формы подразделяются на общественные организации, общественные движения, общест­венные фонды, общественные учреждения и органы общественной самодеятельности.

    Общественной организацией признается общественное объе­динение, основанное на индивидуальном членстве физических лиц. Членами общественной организации могут быть и общест­венные объединения при условии, что они прошли государствен­ную регистрацию в Министерстве юстиции РФ или его террито­риальных органах и обладают статусом юридического лица.

    Общественным движением признается общественное объеди­нение, состоящее из участников, не имеющих постоянного член­ства. Ее участником признаются граждане или общественные объединения, которые принимают активное участие в деятельности общественного движения, лично поддерживают проводимые им мероприятия. Таким образом, состав общественного движения яв­ляется непостоянным и самим движением не контролируется. В нем участвуют все желающие на период своей деятельности в этом движении. Прекращение активного участия в движении оз­начает одновременно и выход из него. Общественные движения создаются для решения какой-либо общественно-значимой поли­тической, экологической, социальной и иной проблемы.

    Общественный фонд понимается как общественное объедине­ние, создаваемое с целью формирования имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступле­ний и использования этого имущества на общественно-полезные, в том числе и благотворительные, цели.

    Основное отличие общественного фонда от общественных ор­ганизаций состоит в том, что он не имеет строго фиксированного членства. Общественный фонд решает специфические задачи накопление имущества для реализации социально-полезных целей — и не нуждается в массовом членстве.

    Общественным учреждением признается объединение, созда­ваемое в целях оказания каких-либо конкретных услуг в области образования, здравоохранения, культуры, спорта и других сфе­рах. Особенность данного вида общественных объединений состо­ит в том, что: 1) учредители предоставляют общественным учреж­дениям свое имущество на правах оперативного управления, т.е. учреждение не может распоряжаться этим имуществом без согла­сия учредителей; 2) общественное учреждение создается для ока­зания каких-либо услуг учредителям и иным лицам, но не может заниматься коммерческой деятельностью и распределять полу­ченную прибыль между его учредителями; 3) для оперативного у правления делами учреждения может создаваться коллегиаль­ный орган. Этот орган избирается работниками учреждения, ко­торые не являются его учредителями или потребителями услуг.

    Под органом общественной самодеятельности понимается общественное объединение, создаваемое с целью решения социаль­но-значимых проблем, возникающих у граждан по месту житель­ства, работы или учебы. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан и строит свою работу в со­ответствии с уставом, принятым на собрании учредителей.

    Основные организационные особенности органа общественно­го самоуправления выражаются в том, что он создается для ре­шения задач, имеющих локальное, местное значение. Поэтому орган общественного самоуправления не имеет над собой каких-либо вышестоящих органов и организаций, а также постоянного членства. В случае государственной регистрации орган общест­венной самодеятельности приобретает права и может принимать обязанности юридического лица.

    Органы общественной самодеятельности весьма разнообразны. Это могут быть родительские комитеты, создаваемые при образо­вательных учреждениях, уличные, дворовые комитеты, образуе­мые населением по месту жительства, стачечные комитеты, органы самоуправления, образуемые трудовыми коллективами пред­приятий, организаций, учреждений.

    В современных условиях особенно заметна роль профсоюзов как органов защиты и охраны социально-трудовых прав работ­ников предприятий, организаций и учреждений. В Российской Федерации действует Всероссийская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, в которую вхо­дят общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей и Правительство РФ[13]. Принимаемые комиссией генеральные соглашения определяют основные меры, которые надлежит проводить государству и работодателям в об­ласти развития рынка труда, оплаты труда работников, доходов и уровня жизни населения, охраны труда и обеспечения эконо­мической безопасности и в других сферах с целью создания над­лежащих условий для труда, отдыха и материального обеспече­ния работников.

    2. 4. Религиозные организации.

    Конституция РФ признает Рос­сийскую Федерацию светским государством, что означает пол­ное отделение религиозных объединений от государства и его ор­ганов.

    В целях обеспечения реального действия конституционного принципа, закрепившего светский характер государства, а также создания условий, препятствующих бесконтрольной деятельности зарубежных миссионерских организаций, Государственная Дума 19 сентября 1997 г. приняла Федеральный закон «О свободе со­вести и о религиозных объединениях», вступивший в силу 26 сен­тября 1997 г.[14]

    Согласно названному закону, религиозным объединением при­знается добровольное объединение граждан Российской Федера­ции, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживаю­щих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры. Таким обра­зом, основное отличие религиозного объединения от обществен­ных объединений в том, что в основе его деятельности лежит оп­ределенное вероисповедание (христианство, буддизм, ислам и др.), т.e. религиозное учение и его обрядность. При этом религиозному объединению предоставляется право  совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также обучать рели­гии и проводить религиозное воспитание своих последователей. Кроме того, религиозному объединению разрешается создавать собственные образовательные учреждения, с согласия детей и ор­ганов местного самоуправления вести факультативные занятия в образовательных учреждениях[15].

    Религиозные объединения могут создаваться и действовать в двух организационных формах — религиозной группе и религи­озной организации.

    Федеральный закон о свободе совести и религиозных объеди­нениях последовательно проводит конституционный принцип о светском характере государства и полном отделении от него ре­лигиозных организаций. В частности, признается, что государст­ва не может:

     1) возлагать на религиозные объединения выполне­ние функций органов государственной власти, других государст­венных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

     2) вмешиваться в деятельность религиозных объединений, не противоречащую действующему законодатель­ству;

    3) давать согласие на создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных орга­нах, государственных учреждениях и воинских частях;

    4) вводить религиозное образование в государственных и муниципальных об­разовательных учреждениях, хотя в последнее время идут споры  о том, что бы ввести в школах предмет религиоведение.

    Государство вправе оказывать финансовую, материальную и иную помощь религиозным объединениям в реставрации, содер­жании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, передавать безвозмездно культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и имуществом церковного назначения, а также предоставлять объ­единениям налоговые и иные льготы. В свою очередь религиозные объединения обязываются после­довательно соблюдать принцип отделения от государства, в том числе: 1) не возлагать на себя функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреж­дений и органов местного самоуправления; 2) не участвовать в вы­борах в органы государственной власти и в органы местного само­управления, а также в деятельности политических партий и по­литических движений, не оказывать им материальной и иной по­мощи.


    2. 5. Органы местного самоуправления.

     Органы местного само­управления избираются населением соответствующего муници­пального образования — городского, сельского поселений, не­скольких поселений, объединенных общей территорией, иной на­селенной территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление. Структура этих органов включает в себя  представительные органы муниципального образования, главу администрации, иные должностные лица и ор­ганы местного самоуправления, наделенные полномочиями на ре­шение вопросов местного значения и не входящие в систему ор­ганов государственной власти.

    Наименование органов местного самоуправления определяется в каждом регионе самостоятельно, исходя из национальных, исторических и иных местных особенностей. Структура же этих органов определяется населением самостоятельно.

    Специфика органов местного самоуправления как самостоя­тельного компонента политической системы РФ состоит в том, что они сочетают в себе черты, присущие как общественным органи­зациям, так и органам государства.

    Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, образуются непосредственно населением для решения местных, затрагивающих его интересы задач. Состав и структура этих органов не подлежат согласованию с вышестоя­щими органами государства и тем более не могут утверждаться ими. Всякое вмешательство в этот процесс со стороны органов го­сударства означало бы грубейшее нарушение Конституции РФ, за­крепленных ею прав населения на местное самоуправление.

    Самостоятельность организации и деятельности органов мест­ного самоуправления роднит их с общественными объединениями и политическими партиями. В то же время органы местного само­управления не представляют собой разновидности общественного объединения. Они сохраняют в себе многие черты государствен­ного управления и остаются в системе государственно-властных отношений. Они, в частности, осуществляют нормативно-правовое регулирование общественных отношений и принимают общеобя­зательные нормативно-правовые предписания, осуществляют пра­воприменительную деятельность, принимают акты применения права, которые имеют общеобязательную силу и для органов го­сударства, в целях охраны общественного порядка могут создавать муниципальную милицию.

    Весьма широкими правами наделяются органы местного само­управления и в процессе решения вопросов местного значения. Они имеют, прежде всего, право собственности на определенное имущество. Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав муниципальной собственности входят земли и другие при­родные ресурсы, муниципальные предприятия и организации, му­ниципальные банки, жилищный фонд, учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недви­жимое имущество[16].

    Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и ис­полняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сбо­ры, осуществляют охрану общественного порядка, памятников ис­тории и культуры, организуют транспортное обслуживание на­селения, осуществляют организацию и содержание учреждений общего и профессионального образования, медицины, создают условия для работы предприятий торговли, общественного пита­ния и бытового обслуживания, решают иные вопросы местного значения.


    2. 6.   Трудовые коллективы

    Трудовой коллектив представля­ет собой совокупность всех без какого-либо исключения работни­ков, осуществляющих трудовую деятельность в организации, уч­реждении на основе заключенного трудового договора. В основе управления организацией, учреждением лежит единая воля, ис­ходящая от ее руководителя и иных органов, наделенных власт­ными полномочиями. И администрация, и работники действуют согласованно, чтобы обеспечить успешное решение задач, возло­женных на организацию.

    Полномочия трудового коллектива осуществляет общее собра­ние его членов. Собрание считается правомочным, если в нем уча­ствует более половины общего числа членов трудового коллектива, а конференция — при наличии не менее двух третей делегатов. Решение общего собрания (конференции) принимается открытым голосованием членов трудового коллектива, присутствующих на собрании (конференции)[17].

    Оперативное управление трудовым коллективом и контроль за выполнением решений общих собраний (конференций) трудового коллектива, как правило, осуществляет совет трудового коллек­тива. Данный орган избирается общим собранием (конференцией) на срок два-три года и ответствен перед ним в своей деятельности.

    Благодаря коллективным договорам трудовой коллектив может успешно защищать свои социально-трудовые права по во­просам оплаты труда, пособий и компенсаций, занятости, обуче­ния, переобучения, высвобождения работников, улучшения усло­вий и охраны труда, льгот для работников, совмещающих работу с учебой, и др.

    Трудовой коллектив может рассматривать и принимать обще­обязательные для работодателя и работников решения по вопро­сам самоуправления трудового коллектива, предоставления работ­никам социальных льгот из фондов трудового коллектива, условий деятельности общественных объединений и организаций. Тру­довой коллектив наделяется правом утверждать правила внутрен­него трудового распорядка в организации, избирать комиссию по трудовым спорам, обсуждать и одобрять комплексные планы улучшения условий труда и санитарно-оздоровительных меро­приятий, контроль за ходом выполнения этих планов, за соблю­дением работниками правил по охране труда.

    3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Политическая система РФ во всем многообразии ее связей и зависимостей пока что находится в стадии становления и не в пол­ной мере соответствует своему назначению как организационной формы, призванной обеспечивать неукоснительную реализацию политических прав и свобод граждан Российской Федерации. Этому мешают, во-первых, недостаточный опыт деятельности всех компонентов политической системы; во-вторых, невысокая поли­тическая культура граждан Российской Федерации и, в-третьих, отсутствие законодательной базы, обеспечивающей надлежащее регулирование политических отношений, а также неспособность государства покончить с преступными элементами, оказывающи­ми негативное воздействие на политико-правовой климат страны.

    Преодоление названных и некоторых других недостатков, при­сущих политической системе РФ, составляет основную задачу ее дальнейшего развития как необходимого этапа на пути постро­ения правового государства и создания такого политико-правового режима, при котором каждый гражданин мог бы беспрепятствен­но реализовывать свои политические права, не нарушая прав дру­гих граждан и общества в целом. При этом можно выделить че­тыре первоочередных направления дальнейшего совершенствова­ния политической системы:

    1) совершенствование законодатель­ства, закрепляющего правовой статус компонентов политической системы;

    2) принятие действенных мер по повышению правовой и политической культуры населения;

    3) расширение социальной базы политических партий и общественных объединений и по­вышение их роли в делах государства;

     4) укрепление законности в деятельности всех компонентов политической системы.

    В процессе совершенствования законодательства надлежит преодолеть пробелы и ликвидировать противоречия, присущие действующим федеральным законам и иным нормативно-право­вым актам, принятым по вопросам организации и деятельности общественных организаций и иных компонентов политической системы РФ. В качестве первоочередной меры в этом направлении предстоит принять федеральные законы о политических партиях и трудовых коллективах, которые позволили бы закрепить пра­вовой статус этих важнейших субъектов политических отношений и обеспечить их активное участие в делах общества и государства.

    Повышение уровня политического и правового сознания насе­ления, граждан РФ является необходимым условием эффектив­ного действия всей политической системы, ориентированной на максимально полную реализацию политических нрав и свобод каждого человека, его активное участие в делах государства и об­щества. Эта задача требует длительного периода, в течение кото­рого население России должно не только получать основы поли­тических и правовых знаний, но и на собственном опыте убеж­даться в полезности и необходимости активного участия в поли­тической жизни страны, грамотном использовании своих поли­тических прав и свобод.

    Для осуществления действенной и целенаправленной деятель­ности государства, его органов и учреждений по политическому и правовому просвещению населения, надлежащему финансиро­ванию этой деятельности федеральным исполнительным органам государства надлежит принять специальную целевую программу, определив в ней как конкретные меры, так и непосредственных исполнителей. Особый упор должен быть сделан на вовлечение в деятельность по политическому и правовому просвещению насе­ления средств массовой информации — прессы, радио, телевиде­ния, а также образовательных учреждений.

    Политически грамотное население несомненно проявит значи­тельно больший интерес к деятельности политических партий и общественных организаций, чем оно проявляет его в настоящее время. Однако политическим партиям и общественным организа­циям следует также значительно активизировать свою связь с на­селением, постоянно и последовательно проводить работу по во­влечению граждан в свои ряды. Без постоянной и прочной связи с населением, массами, не имея в них твердой опоры, ни одна политическая партия не может рассчитывать на сколько-нибудь значимые результаты в борьбе за места в представительных орга­нах государства и иные успехи в политической борьбе с другими партиями и общественными организациями.

    Решающее значение в деле совершенствования политической системы РФ имеет деятельность государства по укреплению за­конности в сфере политических отношений. Без решения этой про­блемы и создания прочного правопорядка в стране и политике все иные меры в этой сфере не приведут к ожидаемым результатам. Необходимо, прежде всего, минимизировать деятельность нелегальных преступных сообществ, устранить их негативное влияние на политико-правовой климат страны. Задача правового государ­ства состоит не только в том, чтобы ему самому не допускать на­рушений прав и свобод граждан, не устанавливать легального тер­рора и насилия, но и своевременно пресекать подобные действия со стороны общества, той его части, которая в своих узкоэгоисти­ческих целях продолжает террор и насилие на нелегальной основе.

    Другим важнейшим направлением укрепления законности в политической сфере является деятельность государства по борьбе с правонарушениями, совершаемыми государственными служа­щими. Дело не только в том, что без решения этой проблемы нель­зя будет сколько-нибудь успешно бороться с организованной пре­ступностью. Власть, не уважающая и не соблюдающая собствен­ные законы, никогда не сможет построить правового государства и привлечь на свою сторону большую часть населения страны, сде­лать его активным проводником политики государства.

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В заключение мы пришли к следующим выводам:

    1. Политическая организация общества – это совокупность государственных органов, а также ассоциаций, объединений, образуемых гражданским обществом для участия в делах государства, решения иных политических вопросов, пони­мается как

    2. Основным ядром политической организации общества являет­ся государство. Оно призвано быть не только самостоятельным субъектом политических отношений, выполнять возложенные на него задачи по управлению делами общества, но и создавать необходимые условия для реального обес­печения конституционных принципов организации и деятельнос­ти остальных компонентов политической системы, реального дей­ствия политических прав и свобод граждан России.

    3. Другими компонентами политической системы являются: общественные объединения,   политические партии, религиозные организа­ции, органы местного самоуправления и трудовые коллективы.

    4. Основными  направлениями дальнейшего совершенствова­ния политической системы должны стать:

    1) совершенствование законодатель­ства, закрепляющего правовой статус компонентов политической системы;

    2) принятие действенных мер по повышению правовой и политической культуры населения;

    3) расширение социальной базы политических партий и общественных объединений и по­вышение их роли в делах государства;

     4) укрепление законности в деятельности всех компонентов политической системы.

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1) Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993 //  «Российская газета», № 237,  от  25.12.1993.

    2) Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть 1. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изменениями и дополнениями) //  СПС «Гарант».

    3) Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть 2. Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с изменениями и дополнениями) //  СПС «Гарант».

    4) Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (с последующими изменениями и дополнениями) // СПС Гарант.

    5) Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131 (с последующими изменениями и дополнениями) // СПС Гарант.

    6) Федеральный закон  «Об общественных объединениях»  от 19.05.1995 № 82-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) // СПС Гарант.

    7) Федеральный закон «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. (с последующими изменениями и дополнениями)  //  СПС Гарант.

    8) Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации» от  28 августа 1995 г.(с последующими изменениями и дополнениями) //  СПС Гарант.

    9) Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. //  СПС Гарант.

    10)   Алексеев С.С. Право: азбука — теория — философия. Опыт ком­плексного исследования. М., 1999.

    11)   Бахрах  Д.Н. Административное право: учебник / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. 3-изд., пересмотр. и доп. – М.: Норма, 2007. 

    12)   Гражданское общество и перспективы демократии в России. М., 1994.                                                                                        

    13)   Игнатов В.Г., Рудой В.В. Местное самоуправление (Изд. 2-е, доп. и перераб.). – Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.

    14)   Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

    15)   Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков. - М.: Контракт; Инфра-М, 2005.

    16)   Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Под ред. А. Н. Костюкова.  М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

    17)   Конституционное право зарубежных стран: учебник – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

    18)   Местное самоуправление и государственная власть в России: проблемы взаимоотношений и разграничения полномочий. Монография // МарГУ. – Йошкар-Ола, 2002 г.

    19)   Муниципальное право России: учебник для судентов вузов / Под ред. А. Н. Костюкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007.

    20)   Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Карповича. – М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2007.

    21)   Российское народовластие: развитие, современные тенденции и   противоречия / Под  ред. А.В. Иванченко. – М.: Либеральная миссия, 2003. – 300 с.

    22)   Теория государства и права: Учеб. / Под ред.В. К. Бабаева. – М., 2006.

    23)   Трудовое право: учеб. / Н.А. Бриллиантова и др.; под ред.  О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.




    [1] Конституционное право зарубежных стран: учебник – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 124.


    [2] Конституционное право зарубежных стран: учебник – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 126-127.


    [3] Конституционное право зарубежных стран: учебник – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 128.


    [4] Комментарий к Констит Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Карповича. – М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2007.  С. 224.

    [5] Констит право Росс Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. С. 101.


    [6] СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930; 1997. № 20. Ст. 2231.

    [7] СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.

    [8] СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506; 1996. № 17. Ст. 1917.

    [9] СЗ РФ. 1997. № 39. С. 4465.

    [10] Муниципал право Муниципальное право России: учебник для судентов вузов / Под ред. А. Н. Костюкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007. С. 45.

    [11] Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (с последующими изменениями и дополнениями).


    [12] Федеральный закон «Об общественных объединениях» от  19 мая 1995 г.


    [13] Бахрах  Д.Н. Административное право: учебник / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. 3-изд., пересмотр. и доп. – М.: Норма, 2007.  С. 257.


    [14] СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.

    [15] Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.

    [16] Федеральный закон «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

    [17] Трудовое право: учеб. / Н.А. Бриллиантова и др.; под ред.  О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. С. 321.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Государство как политическая форма орг-ции общ-ва ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.