Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Внеурочные формы организации трудового воспитания младших школьников

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР) по теме: Внеурочные формы организации трудового воспитания младших школьников
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:14:32
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление

    Введение. 3

    Глава 1. Теоретические основы трудового воспитания младших школьников во внеурочное время. 6

    1.1. Анализ педагогической литературы по проблеме трудового воспитания младших школьников. 6

    1.2. Особенности внеурочных форм организации трудового воспитания младших школьников. 13

    Глава 2. Исследование особенностей организации трудового воспитания младших школьников. 20

    2.1. Организация и проведение исследования. 20

    2.2. Рекомендации по организации внеурочных форм трудового воспитания. 24

    Заключение. 29

    Список литературы.. 30

    Приложение. 32

    Введение

    Трудовое воспитание учащихся общеобразовательных школ в целом ставит перед собой ряд задач, обусловленных, прежде всего, подготовкой всесторонне развитой, творческой личности с ярко выраженной индивидуальностью, обладающую такими важными качествами, как ответственность, трудолюбие, работоспособность, коммуникабельность, толерантность; личность, легко адаптирующуюся к окружающей среде, умеющую рационально организовывать и использовать свой потенциал

    Младший школьный возраст в силу своих особенностей - наиболее благоприятный период для воспитательных воздействий, создание необходимых качеств и свойств личности в контексте трудового воспитания. И тут на первое место выходят уроки технологии в школе. Ведь именно на этих уроках создаются условия не только для создания художественно-творческих способностей младшего школьника, эстетики восприятия окружающего мира, но и для овладения учащимися навыками самообслуживания, приучения их действовать самостоятельно, принимать решения, выходить из проблемных ситуаций собственным путем.

    Однако необходимо отметить, что изыски в области трудового воспитания младших школьников в педагогической и психолого-педагогической науке проводились достаточно очень давно, большинство из них датируются советским периодом. Сюда можно отнести работы многих авторов. Так, например, А.С. Макаренко указывал на общественный характер трудового воспитания школьников, а поэтому видел необходимость в воспитании не только исходя из интересов ребенка, но и из общественной ценности, пользы трудовой деятельности.

    А.Н. Белоус исследовал то, как младшие школьники определяют содержание труда родителей и на основании этого формируют собственные представления о труде. Этой же проблематике посвящены работы В.И.Логиновой, О.И.Соловьева, В.И. лотова и др. Я.З. Неверович занималась проблемой создание у ребят положительного отношения к труду по самообслуживанию. Автором были выделены основные этапы создания такого отношения, показана роль труда в психическом развитии личности. Известный отечественный психолог П.П.Блонский исследовал и выделил специфические черты труда ребят. Автор показал тесную вязь между трудовой и игровой деятельностью младших школьников, необходимость использования игры в качестве воспитания и расширения трудовых мотивов ребенка.

    И хотя исследования вышеприведенных авторов играют огромную роль в решении проблем трудового воспитания младших школьников, однако они не отражают современные социокультурные и экономические особенности нашего общества.

    Проблема трудового воспитания чаще всего рассматривается в рамках классно-урочной системы, при этом недостаточно внимания уделяется внеурочным формам организации трудового воспитания. Данное направление в настоящее время недостаточно изучено. Необходимость научного обоснования соответствующих технологий организации внеурочного трудового воспитания учащихся начальной школы в контексте обозначенной проблемы и определило актуальность работы.

    Таким образом, существуют противоречия между объективной потребностью общества в трудовой подготовке младших школьников и реальными возможностями ее осуществления в деятельности современной общеобразовательной школы, а также между необходимостью внедрять внеурочные формы воспитания и недостаточной теоретической и практической разработанностью данного вопроса.

    С учетом этих противоречий была сформулирована проблема исследования: каковы внеурочные формы организации трудового воспитания младших школьников в современной общеобразовательной школе?

    Решение данной проблемы составило цель исследования.

    Цель исследования – изучить и разработать методику организации внеурочных форм трудового воспитания младших школьников.

    Объект исследования – процесс трудового воспитания младших школьников.

    Предмет исследования – внеурочные формы организации трудового воспитания младших школьников.

    Задачи исследования:

    1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме трудового воспитания младших школьников.

    2. Рассмотреть виды форм внеурочного трудового воспитания младших школьников.

    3. Изучить особенности организации трудового воспитания младших школьников (на примере МОУ СОШ №155).

    4. Разработать рекомендации по организации внеурочного трудового воспитания младших школьников.

    Методы исследования: теоретический анализ и обобщение опыта по проблеме трудового воспитания младших школьников в условиях обучения в школе, эмпирические методы (анкетирование, анализ документов), методы систематизации.

    Глава 1. Теоретические основы трудового воспитания младших школьников во внеурочное время

    1.1. Анализ педагогической литературы по проблеме трудового воспитания младших школьников

    Одной из фундаментальных категорий педагогики является понятие «воспитание». Соотношение понятий «образование» и «воспитание» пока остается предметом дискуссий. Одни авторы термин «воспитание» трактуют шире понятия «образование», другие - определяют их как противоположные стороны педагогического процесса. На самом деле образование как целенаправленный процесс социализации является более широким понятием и включает в себя воспитание.

    Воспитание направлено на формирование определенных качеств личности: гражданственности, патриотизма, трудолюбия и др. Воспитание возникло из практической потребности приспособления человека к жизни в обществе, является вечной категорией, носит конкретно-исторический характер. Основными видами воспитания являются умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание.

    Воспитание тесно связано с самовоспитанием, под которым понимается систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств: как личных, так и основанных на требованиях коллектива и общества. В процессе самовоспитания используются такие способы, как самоанализ, самовнушение, самоорганизация, самоконтроль и др.

    Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К.Д.Ушинский) [14, с.27]. То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни.

    Как показывает практика, функция воспитательного воздействия может реализовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями. Например, сам человек может целенаправленно оказывать на себя воспитательное влияние, управляя своим психологическим состоянием, поведением и активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. При этом от позиции человека в отношении себя (кем бы он хотел быть в настоящем и стать в будущем) зависит выбор воспитательной цели и способов ее достижения.

    В педагогической науке признано, что существует неорганизованное воспитание, т.е. влияние повседневной жизнедеятельности ребенка на его формирование. Вот как пишет об этом историк М.Ф.Шабаева: «В первобытном обществе ребенок воспитывался в процессе своей жизнедеятельности, в участии в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте, рыбной ловле, в изготовлении оружия... Когда возникла необходимость в организованном воспитании, родовая община поручила воспитание подрастающего поколения наиболее опытным людям» [6, с.1].

    Значит, принято думать, что в воспитании молодого поколения участвуют все, кто окружает его, с чем и с кем он общается, что видит и слышит. В добавление к этому возникло организованное воспитание, осуществляемое опытными людьми.

    Ж.Ж.Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество, поэтому задача воспитателя - гармонизировать действие этих факторов. Многочисленные факты говорят о том, что с давних времен в педагогике признано существование неорганизованного воспитания.

    В педагогике признано существование преднамеренного и непреднамеренного воспитания, т.е. организованного и неорганизованного воспитания. Такое понимание развивает Н.К.Крупская, говоря о воспитании в узком и широком смысле. Воспитание в узком смысле слова кратко определялось ею как преднамеренное и систематическое воздействие взрослых на поведение детей и подростков.

    Под воспитанием в широком смысле слова Н.К.Крупская понимала влияние среды и условий, обстановки, общественных учреждений, общественного строя, всей жизни, при этом имея в виду не только детей, но и взрослых. Таким образом, она четко и ясно объяснила, что такое воспитание в широком и узком смысле. Первое - это весь процесс воспитания человека, а второе - процесс организованного воздействия на детей. Значит, в широком смысле - общее, а в узком - это часть общего [8, с.11].

    В учебнике Сластенина В.А. воспитание трактуется следующим образом.

    Понятие «воспитание» употребляется в широком и узком смыслах. В широком смысле воспитание рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность с целью формирования у нее социально значимых качеств. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией.

    В узком смысле воспитание - это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса [13, с.74]. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

    Таким образом, при определении сущности понятий «воспитание» многие исследователи трактуют его в широком и узком смысле слова. Воспитательная работа как составная часть входит в процесс воспитания и представляет собой специально организованную деятельность педагогов и воспитанников, осуществляемую в условиях целостного педагогического процесса для реализации образовательных целей и задач.

    Одним из видов воспитания является трудовое воспитание.

    Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью.

    Трудовое воспитание тесно связано с политехнической подготовкой учащихся. Политехническое образование обеспечивает знание основ современной техники, технологии и организации производства; вооружает учащихся общетрудовыми знаниями и навыками; развивает творческое отношение к труду; способствует правильному выбору профессии. Таким образом, политехническое образование является базой трудового воспитания.

    В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:

    - формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

    - развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;

    - воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;

    - вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

    Содержание трудового воспитания определяется названными задачами, а также рядом хозяйственно-экономических факторов, производственными условиями района, области, возможностями и традициями школы и т.д.

    Содержательную основу трудового воспитания школьников составляют следующие виды труда.

    Учебный труд школьника включает в себя труд умственный и физический. Умственный труд является наиболее напряженным, требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. Привычка к повседневному умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке. В процессе физического труда создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности.

    Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает в себя труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.), летнюю работу на полях во время школьных каникул, работу в школьных строительных отрядах, школьных лесничествах, тимуровскую работу.

    Производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в производительном труде развивает у учащихся профессиональные интересы, склонности, потребности в труде, они познают смысл экологических понятий и категорий.

    Российская школа имеет богатый опыт вовлечения детей в производительный труд - это ученические производственные мастерские и цеха, школьные районные и межрайонные заводы и т.п. Приобщение школьников к производительному труду не теряет своей актуальности и целесообразности и сегодня. В тех школах, где для организации производительного труда есть необходимые условия, его нужно сохранить, предоставив учащимся возможность участия в создании материальных ценностей.

    Педагогические условия организации трудового воспитания. Успех трудового воспитания зависит от его правильной организации, соблюдения таких педагогических условий, как:

    1. подчинение труда детей учебно-воспитательным задачам, которое достигается в процессе взаимопроникновения целей учебного, общественно полезного и производительного труда. В общественно полезном и производительном труде учащихся должны находить практическое применение знания и умения, полученные в учебном процессе. Задачи трудового обучения и воспитания детей решаются комплексно в домашнем труде, кружковой работе, на занятиях в учреждениях дополнительного образования;

    2. сочетание общественной значимости труда с личными интересами школьника. Дети должны быть убеждены в целесообразности и полезности предстоящей деятельности для общества, их семьи и для себя. Объяснение смысла труда доводится учащимся с учетом их возраста, индивидуальных интересов и потребностей. Эффективность соблюдения данного педагогического условия наглядно показывает педагогический опыт В.А.Сухомлинского. Его ученики решили использовать пустующий косогор. Они его вспахали, засадили виноградом, ухаживали, спасали от заморозков, а когда вырастили виноград, первые грозди вынесли прямо из сада ветеранам войны и труда, пенсионерам, жителям села;

    3. доступность и посильность трудовой деятельности. Непосильный труд нецелесообразен уже потому, что он, как правило, не приводит к достижению желаемого результата. Такой труд подрывает духовные и физические силы детей, веру в себя. Из этого не следует, однако, что труд детей не должен требовать от них никакого напряжения сил. Соблюдение этого условия исключает физические перегрузки, требует выбора трудовых заданий в соответствии с силами и способностями учащихся;

    4. разумная требовательность в осуществлении трудовой деятельности учащихся. Иногда учащиеся с энтузиазмом берутся за дело, но быстро теряют к нему интерес. Задача учителя состоит в том, чтобы в процессе выполнения взятого обязательства поддерживать у детей желание довести работу до конца, приучить их работать систематически и равномерно. В отдельных случаях классный коллектив вправе потребовать от школьников выполнения взятого обязательства;

    5. сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности. С одной стороны, необходимо сотрудничество детей в звеньях, бригадах, цехах, с другой - каждый член детского коллектива должен иметь конкретное задание, уметь его выполнять, нести ответственность за качество и своевременность его исполнения.

    Трудовое воспитание составляет фундамент творческой активности и результативности в учебной деятельности, в гражданском и нравственном становлении личности.

    1.2. Особенности внеурочных форм организации трудового воспитания младших школьников

    С точки зрения педагогики формы воспитания (воспитательной работы) - это способы организации, существования и выражения содержания воспитательного процесса, в которых открыто провозглашается отношение к предметам, явлениям, событиям, людям и их сообществам... Как определенная ценность (интеллектуальная, правовая, гражданская, политическая, эстетическая, нравственная и т.д.).

    Форма воспитания определяет варианты организации конкретной воспитывающей деятельности детей, их взаимодействия со взрослыми, композиционное построение конкретного дела, его содержание, атрибутику, методику и технику подготовки, проведения и педагогического анализа.

    Воспитательное мероприятие» (в трактовке Н.Е. Щурковой как «принятие мер» по...) рассматривается как отдельный акт воспитательной работы, организованный как групповая (коллективная) деятельность, вовлекающая воспитанников в запланированные педагогом отношения [1].

    Понятие «дело» в методике коллективной творческой деятельности (И.П.Иванов и его единомышленники и последователи) трактуется с позиций субъекта творческой деятельности - взрослого (педагога, старшего друга, простого участника...) и воспитанника. Этим и объясняется исключение «формальных» слов - «форма» и «мероприятие» [4].

    В современных условиях гуманизации воспитания, демократизации школы, акценте на самоактуализацию личности школьника меняется не только целеполагание, сущность и содержание воспитательного процесса, но и его методика, что напрямую имеет отношение к выбору организационных форм воспитания, т.е. влечет за собой потребность пересмотра и перестройки традиционных форм, творческого подхода к поиску новых, нетрадиционных форм, обогащения палитры используемых в практике форм внеурочной деятельности учащихся.

    Любая форма внеурочной деятельности имеет цель развитие определенного отношения к чему-либо: музыке, живописи, природе, книге, другому человеку, учебе и т.д. Причем это отношение выражено в предметном (для воспитанника) и воспитательном (для педагога) результате. В зависимости от этого выбирается форма: классный час, лекторий, экскурсия, разговор при свечах, диспут, «девичник», школьный бал. Потом уже определяется конкретное название (с учетом возраста, специфики класса, особенностей предмета, отношение к которому формируется: диспут «Зачем человеку музыка?», классный час «Кто определяет мои успехи в учебе», круглый стол «Что происходит в обществе и моя позиция», спортивный праздник «Сильные, смелые, ловкие». Чем многообразнее и ярче палитра организационных форм воспитательной работы, тем легче достигается цель и решаются задачи воспитания.

    Более пристальное рассмотрение организационной формы воспитательной работы как педагогической категории приводит к видению ее многообразных аспектов, сторон, выражений, а значит позволяет педагогу сделать процесс выбора форм процессом творческим. Формы воспитательной работы многообразны. Они могут быть [10, с.69]:

    - простые (как акт ситуативного воздействия) и сложные (включающие воспитанников в самые многочисленные отношения);

    - кратковременные (например, «Пять минут с одним стихотворением») и длительные («Неделя юного героя-антифашиста», «Месячник по благоустройству микрорайона школы»);

    - групповые (от двух участников и более), коллективные (класс, секция, кружок), общешкольные и даже межшкольные, микрорайонные, межрегиональные, республиканские, государственные (к примеру, в г. Обнинске Калужской области ежегодно проводится Всероссийская научная конференция школьников «Юность. Наука. Культура»);

    - традиционные (вошедшие в практику школ, апробированные, априори эффективные, освоенные и взятые на вооружение многими педагогами) и творческие (нестандартные, нетрадиционные, исключающие шаблон, создаваемые педагогами и воспитанниками в совместной творческой жизнедеятельности);

    - спонтанно возникающие в ходе воспитательного процесса (например, стихийно возникшая дискуссия по поводу затронувшего всех спорного вопроса, акция милосердия в адрес жертв случившегося стихийного бедствия...) и специально организованные, спланированные и особым образом инструментованные педагогом или педагогическим коллективом;

    - регулярные (внесенный в сетку расписания классный час, еже четвертные родительские собрания; серии классный часов под рубрикой, например, «Интересный человек рядом», «Круглый стол с острыми углами», «День именинника» и т.п.) и эпизодические (как календарные, так и ситуативные, проводимые воспитателем, исходя из задач воспитания);

    - многообразие форм, подчиненных единым целям и логике воспитательного процесса, может быть объединено в систему, названную воспитанием «крупными дозами» (В.А. Караковский);

    - система интегрированных форм как клубный вариант, воспитательный центр, центр детского творчества и т.п.

    Формы внеурочного воспитания многообразны. Для упорядочения их в последние годы в школьной практике появилась идея составления картотеки форм внеурочной деятельности. В основе ее виды воспитывающей деятельности, назначение - избежать однообразия во внеурочной деятельности, найти новые оригинальные формы воспитания, облегчить планирование педагогической деятельности школы и классных руководителей. Приведем примеры из различных разделов такой картотеки.

    Познавательная деятельность: устный журнал, смотр знаний, викторина «Что? Где? Когда?», вечер разгаданных и неразгаданных тайн, неделя школьной науки, психологический практикум «Учись учиться», серия классных часов «Замечательные люди науки», «За страницами учебника»...

    Ценностно-ориентировочная деятельность: встречи в литературной (театральной, музыкальной...) гостиной, конкурсы-посвящения, юбилейные творческие вечера, посещение мемориальных музеев, классные часы на морально-этические темы, часы интересных встреч, классные часы под различными рубриками. Дискуссионные игры типа «Дебаты», «Третейский суд», «Дискуссионные качели», «Разброс мнений».

    Общественно полезная деятельность: школа актива, сбор лекарственных трав, акции милосердия и благотворительности, шефство над детским домом, праздник игры и игрушки для малышей, митинг, акции солидарности, вахта памяти, «живая» газета...

    Художественно-творческая деятельность: Новогодний (осенний, весенний) бал, вечер художественной самодеятельности, этический театр, литературно-художественная композиция, вечер авторской песни, выпуск литературного альманаха, музыкальная (литературная) гостиная, посещение театра, диспут, выставка «Малая Третьяковская галерея» и др.

    Физкультурно-спортивная деятельность: День здоровья, туристический слет, турпоход, «День бегуна», «Веселые старты», «Вечер комических эстафет», «Малые Олимпийские игры», устный журнал «Спортивный калейдоскоп», «Турнир рыцарей», «Спортивный «Огонек», «Школа здорового образа жизни»...

    Деятельность свободного общения: вечер авторской песни, прогулки по городу и на лоне природы, концерт «Алло, мы ищем таланты», вечер поэзии, «девичник» и «мальчишник», поездки-прогулки, «сюрпризы дружбы», «конверт откровений», психологические игры и тренинги, школьный бал...

    Возможны и формы внеурочной деятельности, соединяющие в себе несколько видов деятельности: это разного рода фестивали, состязания, школьные праздники, недели школьной науки, вечера-встречи, коллективные творческие дела, большие ролевые и организационно-де-ятельностные игры. Такие формы внеурочной деятельности требуют коллективной мысли, тщательно разработанного сценария [3, с.16].

    Разумное чередование, выбор наилучших форм, творческое изобретение новых, нетрадиционных форм позволяют уйти от шаблона в воспитании, сделать жизнь и внеурочную деятельность школьников увлекательной, непринужденной, значительно повысить ее воспитательный потенциал.

    В последние годы в практике школьных педагогов появилось много нетрадиционных форм воспитательной работы, которые могут быть использованы при организации разнообразных видов внеурочной деятельности школьников:

    - «пять минут с одним стихотворением (музыкальным произведением, с одной картиной...);

    - публичная лекция (лекция для широкого круга школьной «публики»: 15-20 минут насыщенной яркой информации, с необычными примерами и фактами, красочной эстетической обстааленностью позволяют «высветить» отношение к рассматриваемому предмету или событию);

    - «Сократовская беседа» (развернутое рассмотрение множества вариантов решения поставленной проблемы способом поочередной постановки дополнительных вопросов с последовательными ответами, постепенно приводящими к истине);

    - «открытый микрофон» (для обсуждения проблем школьной или общественной жизни);

    - «философский стул» (для философского осмысления жизни старшеклассниками);

    - «дискуссионные качели» (две группы ведут беседу в ритмичном чередовании суждений по предложенной теме);

    - интеллектуальный аукцион (игровая форма состязательной интеллектуальной деятельности: чтобы «купить» предлагаемый «товар» - книгу, репродукцию, фотографию, пластинку, предмет декоративно-прикладного искусства - надо предъявить «плату» в виде определенной порции знаний о предмете);

    - конкурс «смехаизмов» (смешных афоризмов и анекдотов); «разговор при свечах» (откровенный разговор на темы интимно-личностного общения, этического содержания жизненных ценностей);

    - День гения (серия красивых, содержательных актов как познавательного, так и ценностно-ориентировочного плана, проводимых в течение всего дня и посвященных одной личности великого человека, чаще всего связанных с юбилейной датой);

    - «круглый стол с острыми углами» (выявление и обсуждение мнения учащихся по поводу острых проблем современности на основании собранных заранее дискуссионных материалов);

    - «сюрпризы дружбы» (цель - укрепление дружеских межличностных отношений через «преподнесение» сюрпризов: исполнение посвященной кому-то песни, танца, стихотворения, поделок, угощений, приготовленных самими детьми).

    Трудовое воспитание также осуществляется в процессе внеклассной работы. Различные ее формы обеспечивают развитие технического творчества учащихся, формирование познавательных интересов в той или иной области знаний.

    Трудовая деятельность: работа по восстановлению памятников старины, дежурство по школе, оборудование спортплощадок, украшение школы к празднику, праздники труда, представление (защита) профессий, турнир умельцев, выставка технического творчества, неделя ремесел и др.

    Участие в кружках: технических, химических, биологических, а также художественных ремесел, интенсивно развивающихся в национальных республиках, в кружках домоводства и других - позволяет выявить склонности и способности учащихся в различных видах деятельности, служит удовлетворению их интересов и развитию соответствующих умений и навыков.

    Эффективность деятельности учащихся в кружках достигается при соблюдении некоторых обязательных педагогических требований:

    - кружковая деятельность должна иметь общественную направленность как по целям, так и по результатам труда учащихся, с тем чтобы изготовляемые ими изделия имели практическую ценность для окружающих людей;

    - необходима тесная связь технического творчества с учебно-трудовыми процессами в учебных заведениях (школа, ПТУ, техникум, вуз);

    - целесообразно включать всех учащихся в кружковую деятельность с целью создания у каждого ребенка и подростка положительных эмоциональных переживаний от работы над объектами общественного назначения и обмена полученными достижениями;

    - при организации технического творчества учащихся в процессе их общественно полезного производительного труда необходимо переводить общественную характеристику деятельности с исполнительской на творческую.

    В процессе кружковой деятельности и индивидуальных поручений учащиеся могут изготавливать для школы учебно-наглядные пособия: таблицы, картинки, диаграммы, коллекции, простейшие модели, в старших классах - стенды, действующие модели. При изучении природоведения, ботаники и зоологии учащиеся работают на пришкольном учебно-опытном участке, создают живые уголки, озеленяют школу.

    Глава 2. Исследование особенностей организации трудового воспитания младших школьников

    2.1. Организация и проведение исследования

    Исследование особенностей организации трудового воспитания младших школьников проводилось на базе общеобразовательной школы №155.

    Цель исследования – проанализировать методы и формы организации трудового воспитания в начальной школе.

    Методы исследования – беседа, анализ документов, посещение занятий.

    Задачи трудового воспитания, реализуемого в школе:

    - формирование навыков и умений по содержанию в порядке личных вещей

    - забота о сохранности классного инвентаря и мебели

    - соблюдение чистоты и порядка в учебных кабинетах лицея

    - получение элементарных трудовых навыков во время дежурства по классу

    - воспитание любви к труду и уважения к людям труда

    1 класс

    - Час общения “Что я должен делать сам”, “Моё рабочее место”

    - Рейд “Как содержим мы в порядке наши книжки и тетрадки”

    - Праздник “Все работы хороши, пусть меня научат”

    - Операции “Кормушка”

    2 класс

    - Час общения “Я помогаю маме, папе”, “Мое общественное поручение”

    - Выставка “Природа и фантазия”

    - Мастерская Деда Мороза

    - Операция “Живи книга”

    - Классный час “Учись правильно выполнять домашнее задание”

    3 класс

    - Интеллектуальная игра “Я люблю конструировать”

    - Конкурс рисунков “Профессии моих родителей”

    - Операция “Книжкина неделя”

    - Конкурс “Снежная фантазия”

    4 класс

    - Встреча с представителями разных профессий

    - Экскурсии на предприятия сферы обслуживания (например, хлебозавод)

    - Конкурс “Снежных архитекторов”, “Умельцы”, “Начинающий конструктор”

    В школе внеурочная воспитательная работа проводится в различных формах по следующим направлениям:

    I. Учебно-познавательная деятельность:

    проведение экскурсий в помощь учебной программе;

    предметные недели;

    библиотечные часы;

    краеведческая работа;

    работа предметных кружков;

    конкурсы, олимпиады, игры.

    II. Культурно-просветительная деятельность:

    проведение тематических классных часов;

    посещение театров, выставок, музеев;

    участие в различных программах

    III. Общественно-патриотическая деятельность:

    «Уроки мужества»;

    встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных войн;

    сбор материала в школьный музей;

    участие в конкурсах;

    участие в акции «Память и памятник».

    IV. Нравственно-правовая деятельность.

    Лекционно-предупредительная работа: беседы по правилам поведения, безопасности дорожного движения, правопорядку, правам и обязанностям учащихся;

    Мероприятия «экологического» характера;

    Встреча с врачом-наркологом, юристом, инспектором ПДН;

    Обсуждение педагогических ситуаций для упражнений учащихся в нравственных поступках во время бесед на классных часах;

    V. Физкультурно-оздоровительная деятельность:

    Проведение различного рода спортивных мероприятий;

    Организация спортивных и оздоровительных кружков;

    Участие в спортивных соревнованиях города, округа;

    Классные часы, беседы по охране здоровья, личной гигиене с привлечением специалистов;

    Проведение дней здоровья.

    VI. Эстетическая и игровая деятельность:

    Организация работы эстетических кружков;

    Организация различных выставок творческих работ учащихся;

    Проведение, викторин, игр;

    Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида, культуре поведения и речи;

    Посещение музеев, выставок эстетического направления;

    Участие в конкурсах, выставках детского творчества в поселке, городе;

    Организация проведения дней самоуправления в школе;

    Организация и проведение концертов, КВН, огоньков, театрализованных представлений.

    VII. Трудовая деятельность:

    Дежурства по классу, школе, столовой;

    Поддержание чистоты и порядка в кабинетах и других помещениях школы;

    Субботники по благоустройству и уборке территорий школы и поселка, озеленение;

    Работа трудовых бригад.

    Рис.1. Трудовое воспитание в школе

    Как видим, в школе реализуются различные внеурочные формы воспитания, при этом можно отметить недостаточную разработанность внеурочных форм трудового воспитания.

    2.2. Рекомендации по организации внеурочных форм трудового воспитания

    Кружок «Мягкая игрушка» для учащихся 4 класса средней общеобразовательной школы для развития творческих способностей детей вводится из школьного компонента вариативной части базисного учебного плана потому, что по программе на уроки трудового обучения отводится 2 часа в неделю, а на работу с тканью всего 8 часов - это недостаточно. Так как в 5 классе на уроках технологии на материаловедение отводится значительное количество часов и дети должны хорошо владеть навыками работы с тканью.

    В ходе кружковой работы учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.

    Данная программа реализует государственный стандарт РК – способствует формированию личности учащихся на основе трудовой деятельности.

    Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, всего 34 часа.

    На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность.

    Формы работы - коллективная, групповая, индивидуальная.

    Программа. Всего 34 часа 1 час в неделю.

    Тема 1.

    Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушки (4 часа)

    Вводное занятие. Раскрой с выкройкой. Раскрой материала. Соединение деталей. Крепление конечностей игрушки. Набивка деталей.

    Тема 2.

    Простые модели.(4 часа)

    Сова. Поросёнок. Игрушки из помпонов. Игрушки из ниток (Осьминожек)

    Тема 3

    Игрушки-помощники (4 часа)

    Прихватка для кастрюль. Варежка-прихватка. Кукла на чайник.

    Тема 4

    Объёмные игрушки. (10 часов)

    Цыплёнок. Поросёнок. Мышка. Лягушонок. Ослик (подставка для карандашей). Пингвин. Дятел.

    Тема 5

    Куклы-сувениры (6 часов).

    Кукла в казахском национальном костюме. Кукла в русском костюме. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

    Тема 6

    Объёмные каркасные игрушки из меха (4 часа).

    Упрямые козлята. Мартышки.

    Итоговые занятия (2часа)

    Выставка-ярмарка. Экскурсия в швейный цех.

    Календарно-тематическое планирование 34 часа 1 раз в неделю.

    п/п

    Тема занятия

    Часы

    Дата

    Формы и методы

    Тема 1.

    Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушки (4 часа)

    1

    Вводное занятие

    1


    Беседа.

    2

    Раскрой с выкройкой.

    Раскрой материала.

    1


    Беседа.

    практ. раб.

    3

    Соединение деталей.

    Крепление конечностей игрушки.

    1


    Беседа.

    практ. раб.

    4

    Набивка деталей.

    1


    Беседа.

    практ. раб.

    Тема 2.

    Простые модели.(4 часа)

    1

    Сова

    1


    Беседа.

    практ. раб.

    2

    Поросёнок

    1


    Беседа.

    практ. раб.

    3

    Игрушки из помпонов

    1


    Беседа.

    практ. раб.

    4

    Игрушки из ниток (Осьминожек)

    1


    Беседа.

    практ. раб.

    Тема 3

    Игрушки-помощники (4 часа)

    1

    Прихватка для кастрюль

    1


    Беседа.

    практ. раб

    2

    Варежка- прихватка

    1


    Беседа.

    практ. раб

    3

    Кукла на чайник

    2


    Беседа.

    практ. раб

    Тема 4

    Объёмные игрушки. (10 часов)

    1

    Цыплёнок

    1


    Беседа.

    практ. раб

    2

    Поросёнок

    1


    Беседа.

    практ. раб

    3

    Мышка

    1


    Беседа.

    практ. раб

    4

    Лягушонок

    1


    Беседа.

    практ. раб

    5

    Ослик (подставка для карандашей)

    2


    Беседа.

    практ. раб

    6

    Пингвин

    2


    Беседа.

    практ. раб

    7

    Дятел

    2


    Беседа.

    практ. раб

    Тема 5

    Куклы-сувениры (6 часов)

    1

    Кукла в казахском национальном костюме

    2


    Рассказ,

    беседа.

    практ. раб

    2

    Кукла в русском костюме

    2


    Рассказ, беседа.

    практ. раб

    3

    Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

    2


    Беседа,

    практ. раб.,

    инсценировка сказки

    Тема 6

    Объёмные каркасные игрушки из меха (4 часа)

    1

    Упрямые козлята

    2


    Беседа,

    практ. раб.,

    инсценировка сказки

    2

    Мартышки

    2


    Беседа,

    практ. раб.,

    инсценировка сказки

    Итоговые занятия (2часа)

    1

    Выставка – ярмарка

    1


    Презентация

    1

    Экскурсия в швейный цех

    1


    Экскурсия



    Итого 34 часа




    Требования к уровню подготовленности учащихся.

    Знать:

    - правила ТБ,

    - санитарно-гигиенические требования,

    - особенность материалов и приспособлений,

    - экономичные способы расходов материалов,

    - процесс изготовления поделок,

    - особенности национального декоративного искусства.

    Уметь:

    - раскраивать, шить и оформлять модель,

    - работать с иглой, ножницами,

    - соблюдать правила ТБ

    - художественно конструировать игрушку (дизайн)

    Литература для учителя

    1. Программы по трудовому обучению 1-4 классы.

    2. Молотобарова О. Кружок изготовления игрушек-самоделок

    3. Энциклопедия рукоделия.

    Литература для учащихся

    1. Деревянко В. Мягкая игрушка

    2. Илс Грей. Мягкие игрушки, куклы-марионетки

    3. Ломова Н. Карнавальные маски

    4. Соколова Ю. Мягкая игрушка

    5. Чернова А. Искусство вышивки лентами

    Материалы и инструменты:

    Образцы мягких игрушек, сделанные руками учителя.

    Лоскутки ткани, меха, кожи, кожзаменителя; поролон, вата, тесьма, сутаж, цветные ленты, пуговицы.

    Катушечные нитки №30, №40 разного цвета.

    Карандаши, картон, папка для хранения лекал и выкроек.

    Таблицы графического изображения игрушек и чертежей к ним.

    Электрический утюг.

    Порядок работы:

    Вводный инструктаж к началу работы.

    Особенности выполнения модели.

    Беседа.

    Заготовка выкроек – лекал.

    Подбор тканей, меха.

    Практическое выполнение модели. Оформление.

    Презентация модели.


    Заключение

    Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью.

    Формы внеурочного воспитания многообразны. Для упорядочения их в последние годы в школьной практике появилась идея составления картотеки форм внеурочной деятельности. В основе ее виды воспитывающей деятельности, назначение - избежать однообразия во внеурочной деятельности, найти новые оригинальные формы воспитания, облегчить планирование педагогической деятельности школы и классных руководителей. Приведем примеры из различных разделов такой картотеки.

    Трудовое воспитание также осуществляется в процессе внеклассной работы. Различные ее формы обеспечивают развитие технического творчества учащихся, формирование познавательных интересов в той или иной области знаний.

    В процессе кружковой деятельности и индивидуальных поручений учащиеся могут изготавливать для школы учебно-наглядные пособия: таблицы, картинки, диаграммы, коллекции, простейшие модели, в старших классах - стенды, действующие модели. При изучении природоведения, ботаники и зоологии учащиеся работают на пришкольном учебно-опытном участке, создают живые уголки, озеленяют школу.


    Список литературы

    1. Алексеева Вера Васильевна. Что такое искусство? - М.: Сов. художник, 1991. - 238 с.

    2. Асмолов А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания. - М., 1989.

    3. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М., 1990.

    4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб: Питер, 2000. - 304 с.

    5. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н.К.Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001. - 181 с.

    6. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. - М: Академия, 2001.

    7. Воропаев М.В. Воспитательные системы в социальном институте образования: Монография // Образование: исследовано в мире: Международный научный педагогический Интернет-журнал // www.oim.ru.

    8. Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. – М., 1980.

    9. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 159 с.

    10. Картины на ткани // Детское творчество. - 2006. - №6. - С.24-25.

    11. Корчан Н.Г. Основные тенденции технологического образования в начальной школе // Начальная школа. - 2005. - №3. - С.115-119.

    12. Кузьмина Н.А. Формирование опыта творческой деятельности на уроках труда // Начальная школа. - 2004. - №2. - С.82-84.

    13. Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию. - М., 2000. - 192 с.

    14. Лихачев Б.Т. Педагогика.- М.: Юрайт, 2000.

    15. Максимова М. В. Школа рукоделия: Лоскутки. Вышивка. Макраме / М. В. Максимова, М. А. Кузьмина. - М. : Эксмо-Пресс, 1999. - 232 с.

    16. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С.Комаровой. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256 с.

    17. Общая и профессиональная педагогика / Под ред. В.Д.Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск, 2003. - Кн.1 - 174 с.

    18. Педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.

    19. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М:Педагогическое общество России, 2004.

    20. Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М.: Академия, 2002.

    21. Трудовое обучение. 4 кл.: Поурочное планирование по курсу «Школа мастеров» Т.М.Геронимус. - Волгоград: Учитель, 2005. - 74 с.

    22. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч.: В 11 т. Т.8. – М., 1990.

    23. Энциклопедия рукоделия / Сост. М. Ивахнова. - М., 2000. - 428 с.

    Приложение


    Пингвин







Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Внеурочные формы организации трудового воспитания младших школьников ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.