Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Борьба с организованной преступностью

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Борьба с организованной преступностью
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:40:10
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

                                                        СОДЕРЖАНИЕ



    Введение…………………………………………………………………………….. 

           1. Понятие организованной преступности………………………….………

           2. Экономические основы организованной преступности…………………

           3.  Отечественный и зарубежный опыт борьбы с организованной преступностью ………………………………………………………..

    Заключение……………………………………………………………………..…….

    Библиография………………………………………………………………………...






                                                          

                                                               ВВЕДЕНИЕ


    Проблемы организованной преступности относятся к числу сложных со­циально-политических, экономических и правовых проблем. Они привлекают в последние годы повышенное внимание правоведов, историков, философов, со­циологов, экономистов и других представителей социально-правового знания.

    Проводимые в нашем обществе преобразования, демократизация и гу­манизация, в том числе, и уголовной и уголовно-процессуальной политике имеет отрицательную сторону, выразившуюся, в частности, в росте преступно­сти. Бесспорно, социально-экономические перемены в жизни граждан бывшего СССР в 90-е годы, падение уровня жизни основной массы населения и общая государственно-правовая нестабильность (связанная и с проблемой совершен­ствования законодательства, приспособления его к новым экономическим реа­лиям) так или иначе, повлияли на тенденции роста преступности. Однако сни­жение числа приговоров с наказанием в виде реального лишения свободы, расширенное применение условного осуждения способствовали росту пре­ступности.

    Актуальность темы работы обусловлена тем, что в России год от года регистрируется более 3 миллионов преступлений, при этом две трети из них относятся к тяжким и особо тяжким. На фоне роста общеуголовной преступно­сти происходит и рост ее организованных проявлений, отмечается увеличение числа уголовных дел, связанных с организованной преступной деятельностью Организованная преступная деятельность опасна и тем, что членами преступ­ных сообществ совершается ряд тяжких и особо тяжких преступлений: умыш­ленные убийства, вымогательство, разбойные нападения, грабежи, незаконный оборот наркотиков и т.д.

    Поэтому борьба с организованной преступностью является актуальной государственно-правовой задачей на современном этапе развития российского общества, но, и вместе с тем, ее решение имеет ряд проблем законодательного, организационного и методического характера.


    Расследование подобных дел представляет значительную трудность, по­скольку это многоэпизодные дела, требующие производства большого объема следственных действий, назначения и выполнения сложных экспертных иссле­дований. Судебное разбирательство по этим делам привлекает внимание обще­ственности, и, как свидетельствует судебная практика, доказательства, собран­ные органами предварительного расследования, далеко не всегда являются достаточными для вынесения обвинительного приговора.

    За последнее десятилетие появился ряд работ, посвященных проблемам борьбы с организованной преступностью. Интересный криминологический анализ структуры организованной преступности в России, характера и динами­ки преступлений, совершенных организованными группами, содержится в ра­ботах А.И. Долговой, С.В. Дьякова, И.И. Карпеца, Н.Ф. Кузнецовой, В.И. Ку­ликова и других ученых. В то же время, комплексный анализ криминологических особенностей пресечения организованной преступной дея­тельности в российской научной литературе отсутствует; отдельные работы (например, В.Л. Васильева, В.И. Куликова, В.Н. Осипкина) затрагивают только определенные аспекты этой проблемы. В литературе недостаточно полно ис­следованы такие вопросы как создание и функционирование оперативно-следственных групп, взаимодействия органов, ведущих оперативно-розыскную деятельность по делам, связанным с организованной преступной деятельно­стью; тактические приемы, полезные для применения при производстве пред­варительного расследования, наконец, сама методика расследования этих дел нуждается в совершенствовании.


                                  1. Понятие организованной преступности


    Наиболее опасным видом профессиональной преступности является ор­ганизованная преступность (далее ОП). Она стимулирует уголовные элементы, объе­диняя и контролируя их, заставляя с большей энергией вести преступную дея­тельность. В криминологии выделяют три основных признака ОП.

    Первый признак ОП - наличие объединения лиц для систематического занятия преступлениями с выраженной иерархией, строгой дисциплиной и ус­тойчивой системой уголовных традиций.

    Уровень ОП условно делится на: примитивный, средний и высокий. Примитивный менее опасен, т.к. носит локальный характер и не имеет связи с чиновниками органов власти и управления. Средний и высокий уровни схожи. Характерными для них являются:

    -  функционирование промежуточных звеньев между главарём и испол­нителем;

    -  наличие подразделений специализирующихся на разных видах деятельности;

    -  связи с чиновниками органов власти и управления.

    -  для высокого уровня - организация отношений между разными группа­
    ми и координация действий.

    Второй признак ОП - экономический. Главная цель систематического на­рушения закона - обогащение, накопление капитала, с чем неразрывно связана деятельность по легализации капиталов полученных преступным путём (отмы­вание денег). Третий признак ОП - коррупция.

    Понятие ОП достаточно хорошо, на наш взгляд, методологически рас­крыто профессором, доктором философских наук В.Э. Войцеховичем[1].

    Автор отмечает, что ...структурообразующее ядро теории организован­ной преступности является категория организованной преступности. Главным приложением теории ОП - фундаментальной дисциплины - должна стать при­кладная дисциплина - теория борьбы с ОП (ведущий инструмент правоохрани­тельных органов).

    Из методологии науки известно, что теория - это система категорий и за­конов. В нашем случае это категория ОП и законы ее возникновения, развития, функционирования и исчезновения. Какие дают определения ОП? Правовые более всего известны из проекта закона об ОП. Они сводятся к следующим. ОП называют:

    1) негативным явлением (феноменом и тому подобным, что слишком не определенно);

    2) организованной преступной группой, сообществом, совокупностью
    криминальных деятелей (что удобно в правоприменительной деятельности, но
    сводит ОП лишь к наиболее активным субъектам - прямым организаторам, исполнителям, оставляя в стороне тех, кто за взятки создает благоприятные усло­вия для преступных деяний, но не несет ответственности за них, депутаты,
    высшие должностные лица исполнительной власти и т.п.);

    3) системой социальных связей и отношений по поводу из влечения
    сверхприбыли (что правильно, но слишком обще и потому неудобно для пра­воохранительных органов);

    4) преступной деятельностью группы лиц (что правильно, эффективно и
    практически работает в правовых документах США, ФРГ и ряда западных
    стран).

    К обязательным признакам организованных преступных групп относят следующие:

    - устойчивость и долговременность существования,

    - разграничение функций между участниками,

    - иерархичность,

    - специализация деятельности,

    - цель - максимальная прибыль в минимальный срок,

    - специфическое социальное "страхование" членов группы,

    - меры безопасности,

    - жесткая дисциплина (вплоть до убийства ослушников).

    Возможны обобщения правовых определении, опирающихся на понятие деятельности (этическое, религиозное, культурологическое, антропологическое и другие). Но общее и наиболее глубокое понимание ОП как социального фе­номена, как деятельности дает философия. Вслед за Фихте, Гегелем, К. Мар­ксом под деятельностью понимают специфически человеческую форму актив­ного отношения к миру, содержание которой состоит в целенаправленном из­менении и преобразовании. Родившись в западной культуре, это понятие пред­полагает расчленение реальности на субъект и объект, а сама деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности (ее раз­вертывание от осуществления, т.е. движения к цели, которая может и не дости­гаться). Отсюда можно приблизится к обобщенному определению.

    ОП это сознательная, систематическая, повторяющаяся деятельность ус­тойчивой группы лиц. Хотя бы один или несколько элементов деятельности (цель, средства, процесс ее достижения, результат) должны быть криминаль­ными.

    Исходя из социально-философского определения ОП, ее структуру мож­но представить в следующем виде:

         субъект ОПГ             средства             объект             цель            результат

                где ОПГ - организованная преступная группа

    Каждый из этих элементов (частей) ОП-деятельности должен быть под­робно раскрыт в законе об ОП и каждый раз рассматриваться в ходе конкрет­ного судебного разбирательства. Ведущую роль в ОП как деятельности играет субъект ОПГ. К правовым характеристикам его можно добавить социально-философские:

    1) ориентация  на ценности, противоположные  нормальному  обществу и


    культуре, т.е. не на истину, добро, красоту, любовь, а на их противоположно­сти

    - ложь, зло, ненависть, соответственно и творчество в ОПТ не положительное, а отрицательное, ведущее к разрушению нормального общества:

    2) соответствующие деградационные нормы поведения, аморальная система поощрений и наказания;

    3) использование недостатков, пробелов, противоречий в экономике, социальной структуре, в законодательстве, в психике людей, т.е. ориентация не
    на светлые, а на темные стороны бытия, в чем проявляется бездуховная, агрессивная и одновременно паразитическая природа преступности вообще,

    4) создание собственной, криминальной бюрократии, политической и
    экономической элиты, средств массовой информации, т.е. собственного преступного государства (со всеми его атрибутами). Вначале элементы мафиозного государства скрыты, смешаны с нормальным государством (за счет коррупции чиновников и обычных служащих), а затем стремятся вытеснить послед­
    нее, захватить власть в стране в целом. Сегодня этот процесс идет в России,
    еще раньше он начался в Латинской Америке, Африке.

    С началом постсоветского периода Россия попала в область хаоса, разде­ляющую старый социально-экономический порядок и новый, будущий поря­док. В области хаоса перед страной время от времени встает проблема вы бора между различными вариантами дальнейшего движения (точка ветвления). В настоящий момент перед страной стоит проблема выбора между двумя облас­тями устойчивости: тот или иной вариант рыночной экономики и правового государства либо вариант экономики, базирующейся на ОП, и криминальное государство (возврат к жестко планируемой экономике уже невозможен). Не­смотря на драматичность сегодняшней ситуации побеждает (на наш взгляд) первый вариант, т.к. большинство влиятельных партий осознали опасность второго варианта и не дадут ему развиться.

    Таким образом, категория ОП имеет не только правовое, но и этическое, религиозное, культурологическое, антропологическое, социально-философское  (наиболее общее) и даже синергетическое понимание (синергетика - наука о самоорганизации, о хаосе и порядке).

    Особая опасность заключается в том, что часто человеку, вступающему в ряды ОП не приходится преодолевать психологический барьер, т.к. непосредственно насилием, вымогательством, кражами (в бытовом понимании) занимаются только определённые подразделения организованной преступной груп­пы. Большинство заняты обеспечением деятельности этих подразделений, что внешне не выглядит криминалом. Это определяется принципами построения ОП схожими с принципами построения бизнеса, что позволяет применять ме­тоды ведения бизнеса в криминальной деятельности.

    Так же, как в правильно организованной фирме в ОП падает роль личных качеств отдельных лиц. Преступная деятельность систематизирована. Сущест­вует разделение «труда», и чёткая система управления. Отработана технология преступной деятельности, следовательно, к кандидатам в члены преступной группы не предъявляется высоких требований. Достаточно заставить их со­блюдать выработанные правила. Здесь приемлемо такое выражение: «незаме­нимых людей нет».


                        2. Экономические основы организованной преступности


    Профессиональная преступность столь же стара, как и цивилизация. Од­нако организованная преступность (в современном смысле слова) родилась го­раздо позже, примерно век тому назад. Дело в том, что возникновение органи­зованной преступности - это качественно новый этап развития преступного мира. Если "неорганизованные" преступники являются аутсайдерами общест­ва, то деятельность современных мафиози строится в основном по законам бизнеса, и поэтому они стали составным элементом общественной жизнедея­тельности.

    Общеизвестно, что главная цель преступных организаций извлечение максимальной материальной выгоды. В связи с этим целесообразно вспомнить концепцию М. Вебера о двух принципиально различных типах "жажды нажи­вы". Авантюристическая жажда обогащения (в т.ч. путем грабежа и воровства) наблюдается с древнейших времен. Но только в условиях капиталистического строя складывается отношение к богатству как к закономерному результату рациональной деятельности по производству потребительских благ. Организованная преступность функционирует по законам именно рационального капи­талистического предпринимательства, и поэтому ее экономическая история не­отрывно связана с историей рыночного хозяйства.

    Формулируя определение организованной преступности, отечественные и зарубежные криминологии единодушно подчеркивают такие ее характери­стики, как:

    а)   устойчивость, систематичность и долговременность;

    б)   тщательное планирование преступной деятельности;

    в)   разделение труда, дифференциация на руководителей и исполнителей
    - специалистов разного профиля;

    г)   создание денежных страховых запасов ("общаков"), которые используются для нужд преступной организации.

    Нетрудно увидеть, что все эти признаки полностью копируют характер­ные особенности легального предпринимательства. Поэтому организованную преступность следует рассматривать в первую очередь как особую отрасль бизнеса, специфическую сферу экономической деятельности. Этот подход уже нашел отражение в официальных определениях организованной преступности. Например, в США закон 1968 года о контроле над преступностью характеризу­ет организованную преступность как "противозаконную деятельность членов высокоорганизованной и дисциплинированной ассоциации, занимающейся по­ставкой запрещенных законом товаров или предоставлением запрещенных за­коном услуг".

    Известно, что в основе деятельности организованной преступности ле­жит социальный заказ. Мафиозная преступная деятельность это преступления особого рода, "преступления, совершаемые по взаимному согласию, преступ­ления, совершения которых желает потребляющая публика". Это относится не только, например, к наркобизнесу, когда мафиози "всего лишь" продают товар, добровольно делающим выбор клиентам, но и рэкету, когда организованная преступность берет на себя охрану предпринимателей от преступности неорга­низованной.

    Вообще можно сделать вывод, что организованная преступность склады­вается только там и тогда, где и когда возникает устойчивый и высокий спрос на запрещенные товары и услуга. Поэтому экономическая история организо­ванной преступности это поиск руководителями мафий свободных рыночных ниш, закрепление и расширение своих позиций в конкурентной борьбе с дру­гими преступными организациями, а также периодическое "перепрофилирова­ние", вызванное изменениями рыночной конъюнктуры. Мафия может отчасти "заказывать" спрос на свою продукцию (часто рэкетиры "защищают" бизнес­менов от самих себя), но в целом она лишь удовлетворяет объективно сформи­ровавшиеся общественные потребности. Например, широки размах рэкета в России - порождение высокого спроса бизнесменов на правоохранительные ус­луги в атмосфере слабой спецификации прав собственности, разгула "обыч­ной" преступности, низкой эффективности деятельности органов внутренних дел.

    Ю.В. Латов указывает на следующие особенности экономики организо­ванной преступности:[2]

    1. Профиль преступного производства. Экономика организованной пре­ступности - диверсифицированная экономика, основанная на сочетании разных видов бизнеса, преступного и легального. Мафия (как и легальные фирмы) ста­рается "не класть все яйца в одну корзину": хотя есть преобладающее произ­водство, дающее основную массу прибыли, мафиози не забрасывают оконча­тельно старых промыслов и одновременно осваивают "плацдармы" для новых. Например, в эпоху "сухого закона" американские гангстеры получали основ­ные доходы от подпольной торговли спиртным, но одновременно продолжали контролировать проституцию и начинали осваивать наркобизнес (основным преступным промыслом наркобизнес стал только в 60-70-е годы). Изменение ведущей специализации объясняется при этом не столько противодействием органов правопорядка, сколько изменениями спроса, деятельностью легального "большого бизнеса" и вытеснением старого малоприбыльного бизнеса но­вым высокоприбыльным. Кроме того, мафия обычно сочетает два направления экономической деятельности: нелегальное производство, где "зарабатываются" большие деньги, и легальное производство, где эти деньги "отмываются". В ре­зультате экономика организованной преступности выглядит как айсберг: на виду - легальный, относительно малодоходный сам по себе бизнес (например, переработка вторсырья), "под водой" - высокодоходный нелегальный бизнес (например, наркобизнес). Такую форму мафиозная экономика приобретает на той стадии своего развития, когда мафия институционализируется, стремиться прочно "врасти" в официальную систему, не порывая при этом с преступными промыслами.

    2. Издержки производства и прибыль преступного бизнеса Нелегальный мафиозный бизнес обязательно высокоприбылен, причем средняя норма ганг­стерской прибыли отличается от нормальной средней нормы на несколько по­рядков. В легальном бизнесе 10% годовых считаются очень высоким показате­лем, в то время как в наркобизнесе норма валовой прибыли в одной торговой сделке превышает 1000%.

    Справедливо замечают, что "Коза Ностра" может считаться самой высокоприбыльной корпорацией США. То же самое можно сказать о Якудзе в Япо­нии, о мафии в Италии и т.д. Однако часто забывают, что оборотной стороной высокой валовой прибыли являются не менее высокие издержки. Чисто произ­водственные издержки мафиозного бизнеса достаточно малы (например, в нар­кобизнесе производители первичного сырья получают менее тысячной доли от конечных розничных цен). Зато трансакционные издержки очень велики и дос­таточно специфичны.

    В этом бизнесе невозможна обычная страховка предпринимательских рисков, которые достаточно высоки (при транспортировке наркотиков право­охранительные органы перехватывают примерно 10% всех грузов).

    Своеобразной страховкой можно считать систематический подкуп по­лиции и политиков. Однако эти "страховые взносы" огромны и доходят едва ли не до 2/3 валовой прибыли. Высоки также издержки "отмывания" преступных доходов. Очень своеобразны в мафиозном бизнесе издержки конкурентной борьбы: обычный бизнесмен рискует потерять свой капитал, мафиозный - и свою жизнь. В силу всех этих причин чистая прибыль преступных организаций не так уж велика, а ее легальное использование сильно затруднено.

    3. Конкуренция на мафиозном рынке. Экономика организованной пре­ступности олигополистична по форме и монополистична по существу. В стра­не, как правило, действуют несколько мафиозных организаций (кланов), зани­мающихся схожими промыслами. Во избежание потерь от самоубийственной междоусобной борьбы территория делится на районы, закрепленные за отдель­ны ми мафиозными группами. Центральное руководство гангстерского сооб­щества (типа "купола" у сицилийской мафии), если оно есть, выполняет коор­динирующие функции аналогично национальным союзам предпринимателей в легальных отраслях. Мафиозное сообщество в результате представляет собой федерацию относительно самостоятельных, часто враждующих организаций. На своем "участке" каждая мафиозная группа действует монопольно, однако время от времени происходит передел территорий "по силе" (как правило, в ходе мафиозных "разборок").

    Изучение закономерностей экономики организованной преступности по­зволяет правильно выбирать стратегию сдерживания мафиозной деятельности, минимизации ее негативных последствий.




               3. Отечественный и зарубежный опыт борьбы с организованной преступностью                                     


    Термин «организованная преступность» во всем мире стал синонимом сплоченной и пользующейся влиянием во многих сферах экономической, соци­альной и политической жизни системы криминальных сообществ. По оценкам национальных и зарубежных экспертов, в России это явление представляет собой взрывоопасную силу, стремительно развивающуюся в условиях перехода от со­циалистической экономики к многоукладной. А.В. Федоров отмечает, что соци­ально-экономические преобразования вызвали резкий рост преступности, которая становится все более организованной и профессиональной.[3]Действительно, уровень преступности в России резко подскочил в начала 1990-х годов и длительное время остается чрезвычайно высоким.

            Таблица 1.

               Сведения о зарегистрированной преступности в РФ в 1991-2002 гг.


    Год

    Зарегистрированные преступления

    Год

    Зарегистрированные преступления

    1991 1992 1993 1994 1995 1996

    2 173 074

    2 760 652

    2799614

    2 632 708

    2 755 669

    2 625 081

    1997 1998 1999 2000 2001 2002

    2397311

    2 581 940

    3 001 748

    2952000

    3 025 642

    3000785


    Многие исследователя рассматриваемой проблемы отмечают, что феномен организованной преступности структурировался и стал заметен на фоне роста преступности общеуголовной, происшедшего в результате масштабного эконо­мического кризиса в начале 90-х годов, ослабления управленческой и правоохра­нительной функции государства, правового нигилизма и отсутствия правовой культуры, падения общественной нравственности, а также межнациональных конфликтов, возникших на территории бывшего СССР.

    Как отмечено А.И. Долговой, к выводу о существовании в нашей стране ор­ганизованной преступности еще в начале 1980-х годов пришли научные сотруд­ники Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреж­дения преступности, ВНИИ МВД СССР и Омской высшей школы милиции, осу­ществлявшие криминологические исследования независимо друг от друга.[4] Од­новременно с развитием кооперативного движения произошла частичная легали­зация «теневой экономики». Режим «свободных цен» быстро привлек внимание преступной среды, и, как указывает В.Н. Осипкин, в это время наибольшее рас­пространение получили такие виды преступлений, как вымогательство, незакон­ное лишение свободы, похищение людей с целью получения выкупа.[5]

    Впервые в нашей стране открыто заговорили о таком явлении, как органи­зованная преступность, в 80-е годы. С 1987 года государство скоординировало криминологические исследования организованной преступности в научных уч­реждениях органов, в задачу которых входила борьба с преступностью: Прокура­туры СССР, МВД и КГБ. Е.В. Топильская считает, что при этом были использо­ваны эмпирические данные за 25-летний период, которые свидетельствовали о зарождении и развитии организованной преступности как минимум с периода введения в действие уголовного законодательства 1960 года, никоим образом эту тенденцию не отражавшего до внесения в него изменений, которые были связаны с установлением уголовной ответственности за простейшие формы проявления организованной преступности.[6]

    Отметим, что повышенная уголовная ответственность за организованную преступную деятельность была известна и дореволюционному законодательству, и законодательству советского периода. В то же время, советская криминология относила преступность к числу затухающих явлений, причины которых полно­стью ликвидированы и отрицала наличие в СССР преступных организаций.

    В литературе отмечено, что к концу 80-х годов выделились крупные пре­ступные группировки со сложной структурой, возглавляемые людьми, которых безоговорочно признавали лидерами не только внутри, но и за пределами группи­ровки; внутри группировок и по отношению группировок друг к другу жестко соблюдалась иерархия, существовали правила поведения для членов группировок разных уровней - рядовых и руководителей, противоречия между группировками разрешались с помощью особого ритуала, - и это свидетельствовало о формиро­вании к тому моменту субкультуры организованной преступности, что указывало на целостность организма российской «мафии». Организованные преступные группы формировались, как правило, либо из лиц общеуголовной среды либо из бывших спортсменов, причем между этими двумя типами преступных групп воз­никало жесткое противостояние за лидерство. Деятельность первых направлялась так называемыми «ворами в законе», вторых - «авторитетами». В некоторых ре­гионах России доминировали «воры в законе» в других - «авторитеты». Особое место в организованной преступности занимали «этнические» преступные груп­пы, образованные по национальному признаку.

    Е.В. Топильская полагает началом такового усиление уголовной ответст­венности за вымогательство, а также введение в Общую часть УК статьи о со­вершении преступлений группой лиц по предварительному сговору или органи­зованной группой.

    Т.Д. Устинова[7] справедливо признает бандитизм одной из разновидностей организованной преступности и приводит статистические данные 80-х годов: в 1983 г. за это преступление было осуждено 13 человек, в 1984 г. - 7, в 1985 г. -15, в 1986 г. -12, в 1987 г. - 11, в 1988 г. - 14, в 1989 г. -17, в 1990 г. - 32, в 1991 г. -8, в 1992 г. - 28, в 1993 г. - 26, в 1994 г. - 66, в 1995 г. - 86. Таким образом, не­смотря на достаточную нераспространенность данного состава преступления, на фоне общей информации о состоянии преступности, прецеденты применения этих уголовно-правовых норм имели место и играли свою роль в сдерживании преступных формирований.

    Т.Д. Устинова критически оценивает возникшее в связи с подготовкой УК 1996 года мнение о необходимости ликвидировать норму о бандитизме на том основании, что большинство эпизодов, совершаемых при бандитизме, охватыва­ется самостоятельными составами преступлений, предусмотренными УК: убий­ство, изнасилование, разбой и т.п., так как создание банды и участие в них харак­теризуется сплоченностью, не характерной для группировок, организовавшихся для совершения разбоев, вымогательства и других преступлений.

    В целом отметим, что единого уголовно-правового определения организо­ванной преступной деятельности в российской и зарубежной науке не существует. Например, И.И. Карпец предлагал ввести исчерпывающий перечень деяний, наиболее характерных для организованной преступности и тем самым исключить расширительное толкование этого понятия.[8] В.В. Лунеев, возражая ему, указывал, что организованная преступность постоянно и целенаправленно ищет высокодо­ходные и малорискованные преступные деяния.[9] Е.В. Топильская определяет ор­ганизованную преступность как систему являющихся результатом действия кри­миногенных и виктимогенных детерминант проявлений отклоняющегося поведе­ния членов общества в качестве вида преступности; эти проявления носят умыш­ленный характер и выражаются в создании антисоциальных объединений для из­влечения незаконных доходов и в длительном, не ограниченном по срокам уча­стии в деятельности таких объединений при условии, что достижение цели дея­тельности обеспечивается аппаратом принуждения, а безопасность деятельности - имеющими антиобщественную подоплеку контактами с представителями орга­нов власти.[10] Надо сказать, что все определения организованной преступности но­сят криминологический характер, и по нашему мнению, это правильно, поскольку мы полагаем, что ее сущность и самая значимая особенность в степени взаимо­действия в процессе осуществления того или иного вида криминальной деятель­ности, то есть сама по себе «разновидность преступного промысла» значения не имеет.

    Законодательство США определяет организованную преступность как «противоправную деятельность членов высокоорганизованной дисциплиниро­ванной ассоциации, поставляющей незаконные товары и оказывающей незакон­ные услуги, что включает (но не ограничивается этим) игорный бизнес, прости­туцию, ростовщичество, распространение наркотиков, рэкет в области трудовых отношений и другие».

    В.Н. Осипкин приводит точку зрения итальянского юриста Р. Минна о том, что преступная организация - это не только банда или группа лиц, сообща совер­шающая преступления. Сущность организации определяется непременным нали­чием у данной группы следующих признаков: сбор и передача информации, ней­трализация действий правоохранительных органов, использование социально-экономических служб, существование внутренней структуры, определенная внешвнешняя законность» действий.[11]

    А.М. Иванов указывает, что феномен организованной преступности в Япо­нии известен с древних времен и в процессе его эволюции отношение к нему на государственном уровне было различным. Современные формы организованной преступности не возникли на голом месте, а явились как бы теневым отражением существующей официальной структуры. В современный период истории госу­дарственная власть осознает размах последствий организованной преступности, опасность для общества в смене мест между теневым и официальным правитель­ством и предпринимает реальные шаги в поисках возврата к единству с общест­вом, что позволяет в определенной мере "блокировать" организованную преступ­ность. В результате принятия государством соответствующих мер антагонизм создан не между обществом и государством, а между государством и организо­ванной преступностью. В сравнении с положением американских и иных ганг­стеров, к японским якудза отношение общества совершенно иное. Руководители банд все еще часто известны общественности, зачастую пользуются авторитетом и политики относятся к ним без всякого отвращения, если не сказать с уважени­ем.[12]

    Германские полицейские специалисты определяют организованную пре­ступность следующим образом: «... основанная на разделении труда, умышлен­ная, осознанная, продолжающаяся длительный срок совместная деятельность не­скольких (многих) лиц, направленная на совершение преступных (наказуемых) действий - зачастую с использованием современных инфраструктур, — с целью возможно более быстрого извлечения высоких доходов».

    Особенность организованной преступности в Колумбии, указывает В.В. Лунеев, состоит в том, что картели (преступные организации) способны вести ак­тивные боевые действия с правительственными войсками, уже много лет пытаю­щимися пресечь наркобизнес, являющийся основным профилем деятельности этих сообществ. В октябре 1996 года Президент Колумбии Сампер распорядился создать новое полицейское подразделение - "Хуманитас" - для прекращения по­хищения детей и торговли человеческими органами, также ставшими элементом организованной преступной деятельности.

    В Португалии организованную преступность классифицируют по видам преступлений. Такими видами, в частности, являются наркобизнес, изготовление и сбыт фальшивых банкнот, подделка документов, нелегальная торговля оружи­ем, незаконные операции с недвижимостью, квартирные кражи, укрывательство краденого, вооруженные ограбления, угон и незаконная продажа автомобилей, запугивание предпринимателей и терроризм.

    Изучение и анализ организованной преступной деятельности, проводимое научными и фактическими работниками, нашло свое отражение в ряде программ по борьбе с преступностью, как общероссийских, так и местного значения.

    Например, Федеральная целевая программа по усилению борьбы с пре­ступностью на 1996-1997 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 года № 600, предшествовавшая введению в действие нового УК, обозначила следующие направления противодействия организованной преступ­ности и коррупции:

    1.   Проведение всероссийских оперативно-профилактических и целевых
    операций по выявлению и пресечению: «воровских» сходок, деятельности «воров в законе», лидеров и активных участников этнических преступных гругашровок, в том числе в среде осужденных и заключенных под стражу; преступной деятельности организованных групп, действующих на крупных железнодорожных узлах, в аэропортах, морских портах и пограничных районах; деятельности преступных групп, занимающихся разбоем на автодорогах; деятельности организованных преступных групп, совершающих преступления под видом беженцев.

    2.   Проверка соблюдения законности в деятельности охранно-сыскных
    предприятий и служб безопасности частных предпринимательских структур и
    финансово-кредитной сферы. Принятие мер по пресечению фактов использования этих структур для возврата кредитов и исполнения иных долговых обязательств в порядке, противоречащем закону.

    3. Обобщение материалов по фактам хищений денежных средств с использованием подложных платежных документов. Создание информационного банка данных о физических и юридических лицах, проходящих по оперативным материалам и уголовным делам о хищениях.

    4. Проверка соблюдения банками порядка кредитования негосударственных предпринимательских структур, разработка мер по пресечению хищений и
    иной противозаконной деятельности в этой области.

    5. Оказание необходимой помощи правоохранительным органам Чеченской Республики в организации работы по нормализации оперативной обстановки, проведению оперативно-розыскных и следственных мероприятий по расследованию преступлений, совершенных организованными преступными группами, по­влекших гибель людей, уничтожение личной и государственной собственности, в выявлении лиц, причастных к крупномасштабным финансовым аферам, сделкам по незаконному экспорту сырья.

    6.  Подготовка нормативных правовых актов, предусматривающих меры
    правовой защиты лиц, оказывающих негласную помощь правоохранительным
    органам в борьбе с организованной преступностью, коррупцией и незаконным
    оборотом наркотиков.

    7.  Проведение выборочной проверки предприятий по добыче и переработке нефти, газа, цветных и редкоземельных металлов, отгружающих продукцию за рубеж по прямым договорам и бартерным сделкам. Разработка мероприятий, препятствующих криминальной деятельности организованных преступных групп и коррумпированных должностных лиц в этих отраслях.

    8.  Проведение мероприятий, препятствующих проникновению организованной преступности в органы государственной власти. Осуществление комплек­са специальных мероприятий по выявлению и пресечению фактов использования сотрудниками правоохранительных органов служебного положения в корыстных целях, коррупции, участия в коммерческой деятельности.

    9.  Проведение всероссийской научно-практической конференции по проблемам совершенствования борьбы с организованной преступностью и наркобиз­несом.

    Таким образом, в середине 1990-х годов на общегосударственном уровне были признаны и более-менее четко определены виды преступной деятельности, которыми занимались различные организованные группы.

    УК РФ 1996 года предусмотрел уголовную ответственность не только за такое проявление организованной преступной деятельности, как бандитизм, но и за создание и участие в преступном сообществе, что ранее уголовному законода­тельству России было не известно. Также интересной законодательной новеллой оказалась ст. 179 УК, устанавливающая ответственность за принуждение к со­вершению сделки или отказу от ее совершения.

    В.Н. Осипкин пришел к выводу о том, что хотя российский подход к поня­тию организованной преступности и ее определение в международных докумен­тах практически совпадают, в России вопреки потребностям практики до сего времени законодательно не закреплено понятие организованной преступности. В.И. Шульга относит организованную преступность к совершенно новому виду преступности ввиду отсутствия ее законодательного определения и отмечает, что она, в отличие от общеуголовной, преступности, способна даже на криминальную революцию со сменой общественного и государственного строя в любом терри­ториальном масштабе.[13]

    При несомненной опасности проявлении организованной преступности с прискорбием заметим, что в законодательстве РФ не только отсутствует это по­нятие, но и в научных исследованиях анализируются отдельные виды этой кри­минальной деятельности или же ее транснациональный характер, и это иногда приводит к не вполне верным выводам. Так, большинство исследователей (А.И. Долгова, В.И. Куликов, В.А. Номоконов, В.Н. Осипкин и др.) полагают вымогательство, во-первых, одним из традиционных, а во-вторых, - наиболее распространенным ви­дом организованной преступной деятельности. В то же время, по данным МВД РФ, уже в 1996 году на первом месте среди совершаемых организованными груп­пами преступлений числились кражи (10107), на втором - мошенничество (3576), на третьем - разбои (2177).

    В.В. Лунеевым предложен такой метод криминологического анализа, как география организованной преступности и коррупции. Не останавливаясь под­робно на этих разработках, отметим, что изучение региональных особенностей организованной преступной деятельности позволило бы лучше проследить внутрироссийские и транснациональные связи преступных групп, и с учетом этой ин­формации было бы возможно составить региональные программы борьбы с орга­низованной преступностью, имеющие конкретные установки, цели и задачи. На­пример, в Ульяновской области с 1992 года реализуются двухгодичные програм­мы борьбы с преступностью, и с этого же года отмечается сокращение преступ­ности: число зарегистрированных преступлений сократилось на 12,8%.

    Подводя итоги краткому обзору опыта противостояния организованной преступной деятельности, отметим, что если в 1990 году в России было выявлено 785 организованных преступных групп, то в 1999 - 12500. Большинство из них (около 65%) поддерживают связи с аналогичными формированиями в странах ближнего зарубежья. Кроме того, российские организованные преступные груп­пы наладили преступные связи в 39-ти странах дальнего зарубежья. Примерно 18% имеют связи в ФРГ, 12% - в США и Польше, 3-5% - в Швеции, Финляндии, Венгрии, Китае, Корее, Израиле, Болгарии и других странах (в частности, осенью 2000 года стало известно о совместной деятельности российских и колумбийских группировок).

    Вышеизложенное позволяет предположить, что в данный момент в практи­ке деятельности российских правоохранительных органов имеются достаточно полные сведения о месте и роли организованной преступности в структуре пре­ступности в целом, о видах преступлений, совершаемых организованными груп­пами.

    Генезис современной организованной преступности в России повторил путь большинства стран: разложение бюрократических структур государства, на­рушение принципов социальной справедливости, девальвация нравственных цен­ностей, выход из примитивного состояния "безналоговой" теневой экономики и др.

    Возрастающие масштабы организованной преступности и ущерб, причи­няемый ею, представляют реальную угрозу безопасности государства и общества, так как она усиливает свои позиции через монополизацию многих видов проти­воправной деятельности, что превращает ее в один из основных факторов поли­тической и социально-экономической нестабильности в Российской Федерации.

    В то же время, накопленный опыт борьбы с организованной преступно­стью, может быть полноценно использован в рамках международного сотрудни­чества в данной сфере и в процессе разработки и совершенствования внутрироссийского законодательства.


                                                                                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Необходимость борьбы с организованной преступностью во многом обу­словлена стремительным развитием различных проблем современного общества, затрагивающих практически все стороны деятельности людей, предприятий и ор­ганизаций, государства и порождающих новые сферы общественных отношений, которые, к сожалению, нередко становится объектом противоправных действий.

    Основной закономерностью современного преступного формирования яв­ляется его высокая организованность, так как без этого преступное формирование превращается в простую группу преступников-соучастников. Поэтому в ходе рас­следования преступлений надо полностью раскрыть всю структуру этого пре­ступного сообщества.

    К числу наиболее характерных признаков преступной деятельности органи­зованных групп относятся выбор объекта и предмета посягательства, подготов­ленность преступления, механизм непосредственной преступной деятельности, способ сокрытия следов преступления.

    Как показало проведенное исследование, сегодня существуют большие возможности для осуществления организованных преступлений. Сообщения в средствах массовой информации в последнее время говорят о том, что организо­ванные преступники активно используют возможности всемирной информацион­ной сети. В связи с этим возникают новые термины и понятия, такие как кибер-преступность, кибертерроризм, информационные войны и др.

    Зарубежный опыт показывает, какое внимание уделяется на Западе данной проблеме: пересмотрена структура финансирования компетентных органов в сто­рону значительного увеличения средств, выделяемых на организованные иссле­дования. В настоящее время соответствующие подразделения появились в ЦРУ, ФБР, СИС, МОССАД и некоторых других спецслужбах развитых государств. Сфера их деятельности - легальная разведка, организация каналов связи с агенту­рой, сбор материалов по оперативно значимым ситуациям, проведение антитер­рористических организованных акций, изучение личностных характеристик пре­ступников, а также сбор и анализ информации представляющей интерес с точки зрения государственной безопасности.

    В отечественной же практике новизна и специфичность особо тщательно организованных преступлений, многообразие предметов и способов преступных посягательств, их высокая латентность создали для правоохранительных органов существенные преграды на пути к защите прав и интересов общества и государ­ства. Положение усугубляется общим снижением эффективности деятельности в сфере раскрытия и расследования преступлений. Российские правоохранитель­ные органы крайне медленно адаптируются к новым условиям борьбы с преступ­ностью. В первую очередь, отсутствуют регламентирующие документы, опреде­ляющие принципы и нормы деятельности правоохранительных органов в борьбе с организованной преступностью.

    В связи с этим приоритетными направлениями совершенствования право­вого регулирования являются:

    - правовое обеспечение новых направлений правоохранительной деятель­ности;

    - устранение пробелов и коллизий в правовом регулировании правоохрани­тельной деятельности, отмена устаревших нормативных правовых актов;

    - приведение в соответствие с федеральным законодательством норматив­ных правовых  актов федеральных  органов  исполнительной власти,  органов
    государственной власти   субъектов   Российской Федерации и органов местного самоуправления;

    - внесение изменений и дополнений в действующее законодательство в це­лях обеспечения правоохранительными органами международно-правовых обяза­тельств Российской Федерации;

    - дальнейшее расширение договорно-правовой базы международного со­трудничества правоохранительных органов России.

    Совершенствование расследования по уголовным делам, связанным с орга­низованной преступной деятельностью, повышение его эффективности должно, на наш взгляд, сочетать использование всего комплекса следственных действий, предусмотренных действующим уголовно-процессуальным законодательством и результатов оперативно-розыскной деятельности с учетом общественной опасно­сти этих преступлений, особенностей позиции по делу, возможностей оказания давления на участников процесса со стороны преступной группы, для чего долж­ны быть выработаны специальные формы следственной работы и меры безопас­ности. Ограничения конституционных прав в связи с причастностью к преступ­ной группе не допустимы, поскольку косвенно нарушают презумпцию невинов­ности.




                                              БИБЛИОГРАФИЯ


                                                1. Нормативно-правовые акты


    1. Конституция РФ. – М., 1993.

    2. Закон РФ «О безопасности» № 2446-1 от 5 марта 1992 г.//ВВС. - 1992. - № 15. (в ред. Закона РФ от 25.12.1992 № 4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288, Федерального закона от 25.07.2002 № 116-ФЗ).

    3. Уголовный Кодекс РФ. - М., 2004. - 158 с.

    4. Уголовный кодекс Российской Федерации с комментарием Р.Л. Романенкова. - М., 2004.

    5. Федеральный закон «О Прокуратуре Российской Федерации» № 2202-1 от     17 января 1992 года (в ред. Федеральных законов  от 17.11.1995 № 168-ФЗ, от 10.02.1999 № 31-ФЗ, от 19.11.1999 № 202-ФЗ, от 02.01.2000 № 19-ФЗ, от 29.12.2001 № 182-ФЗ, от 28.06.2002 № 77-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 05.10.2002 № 120-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 № 3-П, от 11.04.2000 № 6-П, Федеральными законами от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 30.12.2001 № 194-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.07.2002 № 13-П).

    6. Федеральный закон «Об органах Федеральной Службы Безопасности в Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 30.12.1999 № 226-ФЗ,  от 07.11.2000 № 135-ФЗ, от 07.05.2002 № 49-ФЗ, от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 10.01.2003 № 4-ФЗ; с изм., внесенными Федеральным законом от 30.12.2001 № 194-ФЗ). 

    7. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» //ВВС. - 1992. - № 33. (в ред. Федеральных законов от 8.07.1997 № 101-ФЗ, от 21.07.1998 № 117-ФЗ, от 05.01.1999 № 6-ФЗ, от 30.12.1999 № 225-ФЗ, от 20.03.2001 № 26-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ).

    8. Указ Президента РФ «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» № 567 от 18 апреля 1996 г.


    9. Указ Президента РФ «О взаимодействии федеральных органов государственной власти РФ в области информационно-правового сотрудничества с органами власти государств - участников Содружества Независимых Государств» № 607 от 29 марта 1994 г.

    10. Постановление   Правительства РФ «О Федеральной целевой программе  по усилению борьбы с преступностью на 1996 - 1997 годы» №  600  от  17.06.96.

    11. Постановление   Правительства РФ «О Федеральной целевой программе  по усилению борьбы с преступностью на 1999 - 2000 годы» № 270 от 10 марта 1999 г. с продленным сроком реализации на 2001 год Постановлением Правительства РФ № 1034 от 30.12.2000.

    12. Декларация Генеральной Ассамблеей ООН «О Преступности и общественной безопасности» от  12 декабря 1996 г.

    13. Соглашение «О Сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью от 25 ноября 1998 г.

    14. Решение Совета глав государств  Содружества  Независимых  Государств «О межгосударственной программе совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств-участников Содружества Независимых Государств на период до 2000 года» от  17 мая 1996 г.

    15. Решение «О концепции взаимодействия государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью от 2 апреля 1999 г.

    16. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 29 июня 1994 г. № 31 «О повышении роли органов прокуратуры в борьбе с преступностью и ее предупреждении».

    17. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26 июня 1997 г. № 34 «Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью».

    18. Указание Генеральной Прокуратуры РФ № 53/21 от 25 августа 1997 г.  и Министерства Внутренних дел РФ  № 1/12597 от 21 августа 1997 г.  «О дополнительных мерах по предупреждению групповой и организованной                     преступности несовершеннолетних.

                                                  2. Литература

     

    20. Вебстер У., Борчгрейв А. Российская организованная преступность и ее международные связи// Преступность как угроза национальной безопасности. - Ульяновск; 1998.

    21. Войцехович В.Э. Организованная преступность как научная категориях/Материалы научно-практической  конференции (28-29 ноября 1995 года). - М., 1996.

    22. Иванов А.М. Организованная преступность в Японии. - Владивосток; 2000.

    23. Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. - М.; 1992.

    24. Криминалистика. Под ред. Л.Л. Драпкина. - М., 1994.

    25. Латов Ю.В.. Бизнес организованной преступности//Материалы научно-практической конференции (28-29 ноября 1995 года). – М., 1996.

    26. Лунеев В.В. Преступность в России при переходе к рыночной экономике // Преступность как угроза национальной безопасности. - Ульяновск; 1998. 

    27. Мешков В.М., Попов В.Л. Оперативно-розыскная тактика и особенности легализации полученной информа­ции в ходе предварительного следствия. - М., 1999.

    28. Мордовец А.П. Организованная преступность: состояние и актуальные проблемы борьбы с ней //Преступ­ность как угроза национальной безопасности. Ульяновск; 1998.

    29. Овчинский С.С. Нетрадиционные подходы противодействия организованной преступности на основе ин­формационных технологий // Интернет-сайт Центра по исследованию проблем борьбы с организованной пре­ступностью и коррупцией Владивостокского Государственного Университета.

    30. Организованная преступность. Под ред. А.Я. Долговой. - М., 1998.

    31. Осипкин В.Н. Организованная преступность. – СПб., 1998.

    32. Топильская Е.В. Организованная преступность. – СПб., 1999.

    33. Федоров А.В. О формировании законодательства по борьбе с организованной преступностью и корруп­цией и месте Федеральной службы безопасности в этой сфере правоохранительной деятельности // Законода­тельство Российской Федерации, регламентирующее борьбу с организованной преступностью и коррупцией и его соответствие международным правовым нормам. - СПб; 1996.

    34. Шульга В.И. Криминальная ситуация в Приморском крае в 2000 году // Интернет-сайт Центра по исследова­нию проблем борьбы с организованной преступностью и коррупцией Владивостокского Государственного Университета.

    35. Яблоков Н.П. Общие положения криминалистической характеристики организованной преступности // Современные достижения науки и техники в борьбе с преступностью. – Минск, 1992.




     

    [1] См. Войцехович В.Э. Организованная преступность как научная категориях/Материалы научно-практической

              конференции (28-29 ноября 1995 года). - М., 1996.

    [2] Латов Ю.В.. Бизнес организованной преступности//Материалы научно-практической конференции (28-29 ноября 1995 года). - М, 1996.

    [3] См. Федоров А.В. О формировании законодательства по борьбе с организованной преступностью и корруп­цией и месте Федеральной службы безопасности в этой сфере правоохранительной деятельности // Законода­тельство Российской Федерации, регламентирующее борьбу с организованной преступностью и коррупцией и его соответствие международным правовым нормам. - СПб; 1996.

     

    [4] Организованная преступность -. Под ред. А.Я. Долговой. М.; 1998.

    [5] Осипкин В.Н. Организованная преступность. - СПб, 1998.

    [6] Топильская Е.В. Организованная преступность. - СПб, 1999.

     

    [7] Устинова Т.Д Уголовная ответственность за бандитизм по новому УК РФ. - М., 1997.

    [8] Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. - М.; 1992. с.267.

      [9] Лунеев В.В. Преступность в России при переходе к рыночной экономике // Преступность как угроза национальной безопасности. - Ульяновск; 1998. с. 13-32.

    [10] Топильская Е.В. Организованная преступность. - СПб., 1999.

    [11] Осипкин В.Н. Организованная преступность. - СПб, 1998.


     

    [12] Иванов А.М. Организованная преступность в Японии. - Владивосток; 2000.

    [13] Шульга В.И. Криминальная ситуация в Приморском крае в 2000 году // Интернет-сайт Центра по исследова­нию проблем борьбы с организованной преступностью и коррупцией Владивостокского Государственного Университета.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Борьба с организованной преступностью ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.