Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Взаимоотношения президента с парламентом в США и Франции сравнительный анализ

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Взаимоотношения президента с парламентом в США и Франции сравнительный анализ
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:40:10
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


                                                                                       

    Введение                                                                                                   3

    1. Взаимоотношения президента и парламента в США                              4

    2. Взаимоотношения президента и парламента во Франции            9

    3. Сравнительный анализ взаимоотношений президента

         с парламентом в США и Франции                                                13

    Заключение                                                                                              15

    Список использованной литературы                                                      17





















    Введение


    В президентских системах власти президент не просто символ страны, а по-настоящему действующий глава правительства. Он выступает связующим звеном между законодательной и исполнительной властями, гарантом законности и правопорядка в обществе. Поэтому проблема взаимоотношений президента с парламентом  является наиболее актуальной сегодня.

    В данной курсовой работе поставлена цель: провести сравнительный анализ взаимоотношений президента и парламента в президентской (США) и парламентской (Франции) республиках и подвести итоги.

    Для достижения поставленной цели поставлен и решен ряд задач:

    - в двух первых частях работы рассмотрены в отдельности взаимоотношения президента с парламентом в США и в отдельности Франции;

    - в третьей части курсовой работы проводится сравнительный анализ взаимоотношений президента с парламентом в США и Франции;

    - в заключении работы сопоставлены, с точки зрения сравнительного анализа взаимоотношений президента с парламентом США и Франции, конституции этих стран с действующей конституцией РФ.

    Цель и задачи настоящей курсовой работы предопределили ее структуру. Представленная работа состоит из введения, трех частей, заключения и списка использованной литературы.








    1. Взаимоотношения президента с парламентом в США


    В такой классической президентской республике, как США, президент формально не располагает правом законодательной инициативы. Конституция США предоставляет это право исключительно высшему законодательному органу страны - Конгрессу США, а точнее, членам обеих его палат. Конституция США устанавливает: «Все законодательные полномочия, сим установленные, предоставляются Конгрессу Соединенных Штатов...» (ст. 1.1). Исходя из этого в большинстве источников указывается, что президент США, министры федерального правительства, губернаторы штатов и иные должностные лица, по его мнению, таким правом не обладают. Напротив, американские юристы М.Дж. Скидмор и М.К. Трипп считают, что право Президента США на законодательную инициативу подразумевается ст. II раздела 3 Конституции США[1].

    В реальности Президент США оказывает влияние на законодательный процесс, в основном, через ежегодные послания Конгрессу. В итоге он играет самую активную, а часто - ведущую роль в законодательном процессе.

    В США Президент единолично подписывает поступающие к нему от Конгресса законы. В США Конституция предусматривает, что президент должен в течение 10 дней или подписать направленный ему из Конгресса закон, или вернуть его законодателям, т.е. реализовать свое право вето.

    Если же президент в установленные сроки возвращает со своими возражениями неподписанный закон обратно в Конгресс и у законодателей достаточно времени для ответных действий, то тогда начинает действовать другая норма конституционного права США. Для того чтобы преодолеть президентское вето, депутаты обеих палат Конгресса должны повторно проголосовать за отвергнутый им закон, но уже не простым, а квалифицированным большинством. В большинстве случаев сторонникам закона, против которого выступает президент, не удается собрать 2/3 голосов в обеих палатах, и тогда президентское вето остается в силе.

    Обладая этим правом, президент получает возможность быть не пассивным участником законодательного процесса, а активно воздействовать на его содержание и направленность. Получая тот или иной закон на подпись, президент имеет право выбора: или поддержать этот закон и утвердить его, или попытаться не допустить его вхождения в силу, наложив на него свое вето.

    Особой сферой совместного нормотворчества Президента и Конгресса США является бюджетно-финансовая. Формально, по Конституции, Президент лишен каких-либо полномочий в сфере бюджета и финансов.

    Однако уже с 1921 года подготовка бюджета, а впоследствии и наиболее крупных финансовых биллей была перепоручена исполнительной власти. Фактически в этой области инициатива перешла к Президенту, хотя Конгресс сохранил за собой достаточно весомую роль. Законодатели самостоятельно решают вопрос об увеличении, сокращении или недопущении ассигнований, запрашиваемых исполнительной властью.

    Бюджет в Соединенных Штатах не имеет силы закона. Принимается он в форме совпадающей резолюции, которая не имеет обязательной силы, не подлежит вето со стороны Президента, но служит основой для принятия финансовых биллей (законов), которые, в свою очередь, принимаются в двух формах. Первоначально принимается разрешающий ассигнования билль, в котором предусматривается осуществление определенных проектов и их финансирование. В то же время никакие выплаты на основании такого закона не производятся. Для этого необходимо принятие билля об ассигнованиях, в котором казначейству дается распоряжение о выделении соответствующих денежных сумм. Оба указанных законопроекта передаются на подпись Президента, который может их отклонить[2].

    Важным правом Президента США является право издавать указы, имеющие силу закона, что также является важным способом влияния на парламент. Само это право специально не оговорено в Конституции США и оно возникло на основе прецедентного права[3]. Президент США постоянно использует данное полномочие, но оно применяется главным образом в сфере деятельности федерального правительства. Президентские указы могут касаться реорганизации различных органов исполнительной власти, издания правительственных директив, определения условий труда в учреждениях, относящихся к федеральной собственности, и т.п. Некоторые президентские указы или прокламации могут вводить чрезвычайные экономические меры, такие, как временное закрытие коммерческих банков или введение государственного контроля над ценами и заработной платой. Наконец, посредством исполнительных указов президент США оформляет свои решения по использованию военной силы в случае возникновения экстренных ситуаций.

    Указы, прокламации и другие исполнительные акты, изданные президентом США, имеют силу закона. Они не подлежат отмене Конгрессом США, но могут быть аннулированы Верховным судом США, если тот сочтет эти акты не соответствующими американской Конституции. Именно Верховный суд как высшая инстанция конституционного надзора в Соединенных Штатах определяет, превысил ли президент свои полномочия, издав тот или иной указ.

    В Конституции США также предусмотрено, что президент может в чрезвычайных случаях созвать обе палаты Конгресса или любую из них (ст. 11 раздела 3). Со своей стороны и Конгресс США может по собственному усмотрению провести свою внеочередную сессию.

    В США Президент вообще не имеет права на роспуск Конгресса, что на первый взгляд вызывает удивление, учитывая президентский характер республики. Однако, на самом деле, такое положение вполне отвечает внутренней логике американской модели президентства, ибо у Конгресса отсутствует право на смещение правительства[4].

    В условиях разделения властей каждая ветвь государственной власти имеет свои прерогативы, статус и права по взаимоотношениям друг с другом. В свою очередь исполнительная власть наделена исключительной компетенцией осуществлять правительственную политику. Особый статус имеет парламент, который, будучи не только высшим законодательным, но и высшим представительным органом, обладает конституционными полномочиями контроля над высшей исполнительной властью.

    Классическим примером президентской республики, где четко реализовано разделение исполнительной и законодательной власти, может служить США.

    Конгресс США в значительной степени контролируют кадровую политику президента, поскольку без санкции сената Конгресса США ни один из президентских назначенцев на правительственные посты не может вступить в свою должность. Еще более эффективным средством контроля в руках Конгресса стало его конституционное полномочие утверждать госбюджет, проект которого предлагается президентом. Кроме того, высший законодательный орган США через действующее при нем Главное контрольно-финансовое управление осуществляет постоянный финансовый контроль над органами исполнительной власти и проводит периодические ревизии правительственных ведомств по расходованию ассигнованных им Конгрессом бюджетных средств.

    Рассматривая вопрос о бюджетно-финансовом контроле Конгресса следует упомянуть об «импаундменте» - отказе Президента расходовать деньги, выделенные по закону Конгрессом. С 1974 года определен следующий порядок разрешения подобных конфликтов. Президент должен обратиться к Конгрессу со специальным посланием, в котором разъясняются причины, повлекшие отказ от использования либо приостановку расходования ассигнованных средств. Преодолеть «саботаж» Президента Конгресс может, санкционируя оспариваемые ассигнования посредством принятия нового билля[5].

    Другими эффективными рычагами контроля над действиями президента и его администрации являются полномочия Конгресса принимать или отвергать предложения главы государства и правительства в сфере законодательства, утверждать или отклонять международные договоры, подписанные президентом, санкционировать или запрещать использование президентом вооруженных сил в военных и других действиях.

    Успешное взаимодействие двух ветвей власти обеспечивается наличием специальных служб по взаимодействию. В США такой является Служба по связям с Конгрессом[6].

    В настоящее время процесс взаимодействия имеет следующую схему. Помощнику Президента по связям с конгрессменами подчиняется небольшой аппарат в количестве 12 человек. Структура Службы по связям с Конгрессом, ее функции, объем полномочий, официальные названия должностей стандартны, повторяются от администрации к администрации. Служба является одним из структурных подразделений Исполнительного аппарата Президента. В Службу входит: совет по связям с общественными организациями; отдел по межправительственным отношениям; отдел по внутренней политике; отдел по экономической политике; отдел по связям Президента и правительства; отдел по обеспечению Президента юридическими советами; отдел по бюджету и финансам. Кроме того, специальные чиновники по связям с Конгрессом имеются и в других звеньях аппарата, таких, например, как Совет национальной безопасности, Административно-бюджетное управление, Совет по качеству окружающей среды. Управление представителя США на торговых переговорах, Управление вице-президента США. Таким образом, только в Белом Доме контактированием с конгрессменами занято более полусотни сотрудников.

    Сотрудники Службы по связям с Конгрессом обеспечивают не только поддержку законодательных инициатив Президента, но и поддерживают его политические инициативы, как правило внешнеполитические[7].


    2. Взаимоотношения президента с парламентом во Франции


    Ныне действующая Конституция Франции, оформившая создание Пятой республики, была одобрена подавляющим большинством голосов на референдуме, состоявшемся 28 сентября 1958 г., и вступила в силу 4 октября 1958 г. Принятию этой конституции предшествовало нарастание глубокого политического кризиса в стране. Установленный в 1946 г. во Франции режим усиленного парламентаризма, известный под названием Четвертой республики, способствовал росту политической нестабильности, «правительственной чехарде» и падению авторитета государственных властей.

    Как глава государства Президент Франции назначает треть членов Конституционного совета и его председателя, девять членов Высшего совета магистратуры, председательствует на заседаниях Совета министров, а в качестве главнокомандующего вооруженными силами - на заседаниях Высшего совета национальной обороны. Он руководит внешней политикой Франции, в частности ведет переговоры и заключает международные договоры.

    Конституционный совет имеет право при строго оговоренных в статье 68 Основного закона Франции обстоятельствах ставить вопрос о неспособности президента исполнять свои обязанности. При этом обвинение ему должно быть предъявлено только обеими палатами парламента.

    Законодательная власть Франции принадлежит парламенту. Президент подписывает законы. Но в отличие от стран с влиянием англосаксонского права он не охватывается понятием парламента. Структура парламента. Парламент состоит из двух палат: Национального собрания (557 депутатов от метрополии и 22 - от заморских территорий) и сената (321 член). Депутаты и сенаторы обладают депутатским индемнитетом, даже если их действия наказуемы по закону (например, они не отвечают за оскорбления на заседании палаты и ее комиссий, хотя и подвергаются за это дисциплинарным взысканиям в соответствии с регламентами палат).

    Французский парламентарий имеет свободный мандат, но фракционная партийная дисциплина во Франции в отличие, например, от США очень жесткая. Любой императивный мандат недействителен, права отзыва не существует. Совмещение депутатского мандата с государственными должностями невозможно, избранный должен отказаться от должности и некоторых других постов в течение двух недель после избрания (или отказаться быть парламентарием).

    Как и другие парламенты, французский парламент обладает законодательными, контрольными, судебными, внешнеполитическими и иными полномочиями (например, принятие бюджета, планов экономического и социального развития) он реализует, как правило, путем принятия законов.

    Осуществляя законодательную деятельность, парламент принимает обыкновенные, органические и конституционные (изменяющие конституцию) законы, но сфера регулирования путем принятия обыкновенных законов ограниченна (органические законы принимаются по вопросам, указанным в конституции, а закон о ее изменении можно принять по любому вопросу, кроме специально указанных в ней: например, нельзя изменить республиканскую форму правления). Французский парламент по конституции 1985 г. - это парламент с ограниченной компетенцией (это относится прежде всего к обыкновенным законам).

    В конституции содержится перечень вопросов, по которым парламент может принимать законы. По некоторым законам он издает законы-рамки, т.е. устанавливает лишь общие принципы, а детальную регламентацию осуществляет исполнительная власть (образование, труд, организация национальной обороны и т.д.). По другим указанным в конституции вопросам (права и свободы граждан, преступление и наказание и др.) парламент издает исчерпывающие законы, а исполнительная власть не может издавать нормативные акты.

    Исполнительную власть осуществляют президент республики и правительство (Совет министров), причем правительство в качестве Совета министров заседает под председательством президента, а в качестве кабинета - под председательством премьер-министра. Роль этих органов неодинакова, она зависит и от расстановки политических сил в парламенте. Президент может принадлежать к одной партии, а правительство - к другой, поскольку оно может зависеть от партии (партий) большинства в нижней палате (так было, например, в 1986 - гг., 1993 - 1995 гг.). в этих условиях взаимоотношения между правительством могут осложняться и роль правительства снижается.

    В отношениях с исполнительной властью конституционный статус Президента Франции характеризуется закреплением определенных механизмов «сдержек» и «противовесов» между ним и Правительством Франции. Президент Франции назначает Премьер-министра и освобождает от должности по его заявлению (ст. 8 Конституции Франции); по предложению Премьер-министра он назначает других членов Правительства и прекращает исполнение ими их служебных обязанностей (ст. 8 Конституции Франции); подписывает указы и декреты, обсужденные в Совете министров (ст. 13 Конституции Франции); производит назначение на гражданские и военные государственные должности (ст. 13 Конституции Франции); председательствует в Совете министров (ст. 9 Конституции Франции).

    Президент республики занимает главное место в системе органов государства. Даже разделы конституции, посвященные высшим органам государства, начинаются не с законодательной власти, а с президента. Президент следит за соблюдением конституции, является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения международных договоров. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства.

    Полномочия президента, требующие контрассигнатуры членов правительства, немногочисленны: созыв парламента на чрезвычайную сессию; подписание декретов и ордонансов, принятых Советом министров; назначение на гражданские и военные должности; назначение дипломатических представителей. Большинство полномочий - это личные полномочия президента, они не требуют контрассигнатуры. Президент несет ответственность перед особым судом.

    Правительство Франции - Совет министров состоит из премьер-министра и министров (в 1997 г. - 32 министра, в том числе 4 женщины). Их назначает президент (министров - по представлению премьера). Вице-премьера во Франции нет. Президент может назначать министров по своему усмотрению, но при этом должен учитывать расстановку сил в парламенте: правительство должно пользоваться доверием парламента, когда будет поставлен этот вопрос, иначе оно должно будет уйти в отставку (президент может также распустить парламент по своему усмотрению).

    Доверие не обязательно должно быть получено после формирования правительства: само правительство может поставить вопрос о доверии в любое время, точно так же, как в любое время может быть внесена депутатами нижней палаты резолюция порицания. Но по традиции после формирования правительства обычно голосуется вопрос о доверии ему. Должность члена правительства несовместима с парламентским мандатом, государственной службой, профессиональной оплачиваемой деятельностью. Но ее можно совмещать с членством в местном совете и даже с постом председателя местного совета на любом уровне.

    Во Франции существует множество контрольных и консультативных органов, оказывающих помощь парламенту и правительству. Некоторые из таких органов занимают особое место. К их числу относятся Конституционный совет, Государственный совет, Высший совет магистратуры, который ведает судебным управлением - назначением судей, их смещением и перемещением, решает вопрос об их дисциплинарной ответственности и др.


    3. Сравнительный анализ взаимоотношений президента с парламентом в США и Франции

    Как лидер партии (республиканской или демократической) Президент США точно так же, как и главы правительства Франции играет ведущую роль в формировании программы, в создании денежных фондов партии для проведения политических кампаний по избранию членов партии губернаторами, конгрессменами и т.п. Однако в США президент не является таким влиятельным партийным лидером, как премьер-министр в парламентской системе, да и партии в США не такие организованные и дисциплинированные, как в странах парламентской демократии.

    Президент, наконец, ответствен не только за исполнение законов, принятых Конгрессом, но также обладает значительными законотворческими полномочиями. Конгресс дает исполнительной власти широкий простор в толковании и применении законов. В частности, за главой исполнительной власти закреплено право в послании Конгрессу о положении в стране давать начало новым законодательным актам. По Конституции США, президент не наделен законодательной инициативой. Это прерогатива самого Конгресса.

    Во Франции в 1962 г. была проведена конституционная реформа, в соответствии с которой президент избирается не выборщиками, как в США, а непосредственно гражданами сроком на 7 лет. Полномочия Президента Франции значительно шире полномочий Президента США. Он единоначально проводит важнейшие назначения: премьер-министра, других членов правительства, высших гражданских и военных должностных лиц.

    Как глава государства Президент Франции назначает треть членов Конституционного совета и его председателя, девять членов Высшего совета магистратуры, председательствует на заседаниях Совета министров, а в качестве главнокомандующего вооруженными силами - на заседаниях Высшего совета национальной обороны. Он руководит внешней политикой Франции, в частности ведет переговоры и заключает международные договоры. По объему осуществляемых функций Президент Франции представляет своего рода выборного монарха. Он не подотчетен парламенту. Однако его нельзя считать совершенно бесконтрольным. Акты Президента Франции скрепляются подписью премьер-министра и в случае необходимости - ответственных министров. Более того, права и обязанности президента строго оговорены законом.















    Заключение


    Подводя итоги курсовой работы, следует отметить, что в президентских системах власти президент не просто символ страны, а по-настоящему действующий глава правительства. Он не ответствен перед законодательной властью, выступает связующим звеном между законодательной и исполнительной властями, гарантом законности и правопорядка в обществе. Президенты США и Франции, так же как и президент РФ, избираются, как и законодательные органы, непосредственно народом и поэтому не могут быть смещены законодательным корпусом. Они сами подбирают кабинеты министров, секретарей департаментов за пределами Конгресса, парламента, законодательного собрания. В США, правда, высшие должностные лица исполнительной власти утверждаются Сенатом.

    Сравнительный анализ свидетельствует о том, что конституционный статус Президента РФ в его отношениях с законодательной властью Российской Федерации в значительной мере превосходит соответствующий статус Президента Франции. Если учесть, что даже в такой классической президентской республике, как США, ее Президент в соответствии с Конституцией не наделен правом законодательной инициативы, правом роспуска Конгресса, правом назначения референдума, то таким образом получается, что конституционный статус Президента РФ в его отношениях с федеральной законодательной властью представляет собой симбиоз американского и французского вариантов разделения властей с превосходством каждого из них в отдельности. Подобного рода симбиоз обеспечивает прерогативу Президента РФ в его отношениях с Федеральным Собранием РФ.

    В последнее время в России наметилась явная тенденция, свидетельствующая о явном, в той или иной степени, ограничивающем положении парламента в демократических государствах по отношению к роли Президента и Правительства. Это и усиление позиций исполнительной власти, в руках которой сосредоточены огромные полномочия во всех сферах управленческой деятельности, и фактическая монополизация политического процесса политическими партиями. Принятие решений перемещается в руководство политических партий, велико значение партийной бюрократии. Парламентарии практически никогда не рискуют идти наперекор общественному мнению, в определенной степени теряя самостоятельность.

    Помимо этого, в Российской Федерации существует и проблема взаимодействия самого Президента и Правительства, которая также оказывает непосредственное влияние на характер взаимоотношений между парламентом и Президентом.

    Полномочия Президента и Парламента в России до сих пор не сбалансированы, это и накладывает отпечаток на всю публичную жизнь страны. Более того, складывается тенденция все большего усиления неограниченной президентской власти, что явно может привести к появлению безоппонентного политического режима.

    В связи с этим взгляды многих правоведов и политологов обращены на изменение структуры соотношения властей в конституционных масштабах. И чаще всего здесь говорится о создании модели президентской республики, которая должна обеспечить баланс полномочий между высшими органами власти. Именно президентская республика, по мнению многих, должна решить проблему политической конкуренции и обеспечить реальную политическую ответственность всех ветвей государственной власти.








    Список использованной литературы

    1. Горгес Р. Так работают Правительство и парламент. М., 1993. С. 55-56.

    2. Конституция США. Поправки к Конституции. М., 1997.

    3. Косопкин А.С., Нефедова Т.И. Президент, Конгресс, законодательство (Опыт взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей в США) // Государство и право. 1998. № 1. С. 80;

    4. Лафитский В.И. Контрольные полномочия Конгресса США // Журнал российского права. 2000. № 12.

    5. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.

    6. Скидмор М.Дж., Трипп М.К. Американская система государственного управления. М., 1993.

    7. Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты. М., 1993. С. 29-40, 181-193.

    8. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1999




    [1] Скидмор М.Дж., Трипп М.К. Американская система государственного управления. М., 1993. С. 200.

    [2] Лафитский В.И. Контрольные полномочия Конгресса США // Журнал российского права. 2000. № 12. С. 117.

    [3] Скидмор М.Дж., Трипп М.К. Американская система государственного управления. М., 1993. С. 201.

    [4] Лафитский В.И. Контрольные полномочия Конгресса США // Журнал российского права. 2000. № 12. С. 119

    [5] Лафитский В.И. Контрольные полномочия Конгресса США // Журнал российского права. 2000. № 12. С. 118.

    [6] Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты. М., 1993. С. 29-40, 181-193.

    [7] Косопкин А.С., Нефедова Т.И. Президент, Конгресс, законодательство (Опыт взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей в США) // Государство и право. 1998

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Взаимоотношения президента с парламентом в США и Франции сравнительный анализ ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.