Возможности школы в формировании
духовной культуры личности в процессе профориентации старшеклассников
Формирование ориентации
на приобретение профессии — один из ключевых вопросов в выборе молодежью
жизненного пути. От ее реализации в значительной мере зависит дальнейший
жизненный путь человека, формирование определенного стиля жизни, особенности
раскрытия социальной активности личности.
Изучение включения молодежи в социальную
структуру общества через приобретение определенной профессии, ориентацию учащихся
на приобретение профессии следует рассматривать с учетом изменения самой
социальной структуры, соотношения ее настоящего состояния и перспективы.
Выражением государственной
политики в области воспитания стали сформулированные в Законе Российской
Федерации «Об образовании» условия для ее самореализации; взаимодействие семьи
и педагогических коллективов образовательных учреждений составляют основу
такой политики.
В ее развитии сначала была принята
Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы,
которая определила важнейшие направления реализации принципов государственной
политики России в сфере образования.
В дальнейшем Государственной думой и
Советом Федерации принята Федеральная программа развития образования в России
на 2000-2005 гг., на которую дополнительно к текущему финансированию системы
образования государство нашло возможным выделить еще 16,5 млрд. рублей.
Изучение экономических аспектов
образование показало, что достигнуты
определенные результаты в
нормализации финансового положения учебных заведений. Приоритет нравственных,
гуманистических целей и ценностей способен придать рыночным реформам социальную
направленность.
Альтернативой расцвету
технократии и дегуманизации человека является новая "гуманистическая
парадигма". Проблема эта относится к обществу в целом; более того - она
имеет поистине глобальный характер. Свой особый вклад в ее решение призвано
внести и современное образование. Гуманизация образования — это пока еще общее
направление, связанное с поисками школой конкретных и многообразных путей
решения проблемы. Здесь мы имеем и бесспорные удачи, и разочаровавшие неудачи.
Формирование духовной культуры личности
старшеклассников в процессе профориентации является, на наш взгляд, одним из
важных направлений духовно-нравственного становления детей и молодежи,
подготовки их к самостоятельной жизни и важнейшей составляющей развития
общества и государства.
В данной работе под формированием
духовной культуры будет пониматься особая форма многогранного процесса
развития человека: сознательное и систематическое культивирование в нем
нравственных общечеловеческих качеств; организуемое и направляемое освоение
моральных ценностей и этических знаний; формирование способности жить согласно
нормам и принципам морали с целью воплощения их в практической деятельности.
Ориентация на решение
этих задач и на развитие ученика как личности, как индивидуальности и как
активного субъекта деятельности может быть реализована лишь на основе
построения соответствующей стратегии деятельности школьного педагогического
коллектива, создающего условия для самореализации творческих сил
старшеклассников и системе их взаимодействия между собой.
В процессе формирования духовной
культуры широкое распространение в современных школах получают назидательные,
порицательные и поощрительные методы, а сами учащиеся превращаются в пассивных
потребителей нравственной информации. Но знание нравственных норм далеко не
тождественно самим этим нормам, реализуемым в реальном поведении.
На практике подобные воспитательные усилия
нередко предстают как безрадостная и безуспешная борьба одних людей с другими
или человека с самим собой, оборачиваются результатами, противоположными
целям обретения духовной культуры.
Как
показывает анализ литературы, основным противоречием приобщения к духовной
культуре является рассогласование (разрыв) между двумя сторонами единого
процесса формирования человека: общественной практикой, проблемами ее
совершенствования и специальной, целенаправленной воспитательной деятельностью.
Подобная ситуация связана с тем, что усилия воспитателей направлены в основном
на "приспособление" (адаптацию) учеников к наличным условиям
общества, жизни, сведению их личных интересов к обществу, к обеспечению дисциплины
и порядка (семейного, учебного и т.п.), к формированию "удобного",
послушного человека. Но у нравственного человека требования дисциплины,
порядка, ответственности органично сочетаются с активностью, направленной на
совершенствование окружающей жизни, сферы своего труда, быта, общения. И если
адаптивный характер проводимой воспитательной работы оказывается чрезмерным, то
это чревато многообразными опасностями как для самого человека, так и для
общества. Прежде всего, происходит духовное подавление человека, основной
принцип его развития — нравственное самосовершенствование — не имеет для него
практической ценности и значения.
Становление школы на
демократических, гуманных началах, прежде всего, означает отказ от
авторитарной, императивной педагогики с ее ориентацией ни некоего «среднего»
ученика и взглядом на него как ни пассивный объект обучения и воспитания.
Вместо педагогики диктата и послушания в школьной жизни должны утверждаться
принципы и идеи педагогики сотрудничества, в центре которой — внимание к
личности ученика и создание условий для максимальною развития его способностей
и возможностей. Помочь школе дойти до каждого своего питомца призвана и служба
профориентации. Какой же должна она стать, чтобы школа реально могла выполнять
одну из ответственейших задач готовить учащихся к сознательному выбору
трудовой деятельности, к успешному овладению желанной профессией.
Традиционно считалось,
что общеобразовательные учреждения являются центральным звеном всей системы образования,
фундаментальной культурной базой воспитания и развития детей. Практически во
всех стратегиях обучения обновление процесса воспитания в общеобразовательном
учреждении связано с формированием качественно нового представления о статусе
воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных
особенностей, достижений современного опыта; созданием разнообразных
воспитательных систем, стимулированием разнообразия воспитательных стратегий,
методов, повышением эффективности действия его школьных и внешкольных механизмов,
установлением и поддержанием баланса государственного, семейного и общественного
воспитания.
Современные психологи считают
центральной задачей формирования личности процесс формирования ее сознания.
Этот процесс предполагает овладение знанием (присвоение культуры), овладение
способами получения нового знания (гносеологическими способностями, логикой),
наконец овладение системой определенных ценностей общества (присвоение норм
общества).
Хорошие традиции
формирования духовной культуры личности школьников были, на наш взгляд,
заложены в советский период. Сегодня же постсоветское общество переживает переходный
период. Произошел резкий слом общественных отношений, социально-экономических
устоев. Очевиден кризис системы воспитания. В этих условиях встает вопрос о
возрождении опыта предшествующих лет и о разработке новых подходов к
формированию духовной культуры личности старшеклассников.
Одним из важных компонентов возрождения
России, культурного богатства страны является процесс его духовного возрождения,
формирования патриотического сознания. Патриотизм выступает мерилом
нравственного воспитания молодежи. Важная роль при формировании патриотизма
отводится отечественной истории и литературе. Преподавание этих дисциплин
способствует получению школьниками знаний о трудовой истории страны, значимости
человеческого фактора в развитии общества. Накопленный опыт проведения бесед,
лекций, диспутов, литературных и читательских конференций с приглашением на них
представителей различных профессий, родителей в сочетании с методами
индивидуальной работы, такими, как беседа, наблюдение, изучение результатов
деятельности подростков могут дать желаемый результат при формировании духовной
культуры личности старшеклассников
Особая роль в процессе профориентации,
на наш взгляд, должна быть отведена изучению русского языка, который в
условиях нашего государства имеет очень важные функции. Как любой язык, он
является средством общения людей и управления ими, средством обучения и
воспитания, взаимного обогащения людей опытом жизни и профессиональной
деятельности. Кроме этого, в многонациональном государстве русский язык
обеспечивает общение людей разных национальностей между собой, приобщение их к
истории и культуре.
В основном на русском языке формируются
представления учащихся об экономике, отраслях производства, предприятиях и
профессиях. В процессе проведения работы по профессиональному просвещению
нельзя не учитывать направленность в развитии отраслей российской экономики
любого экономического района, сложившиеся трудовые традиции, наличие
общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, обучение в которых
идет на русском языке.
Неоценимую помощь в процессе воспитания
и профориентации учащихся способна оказать музейная педагогика. Она может
помочь школьнику стать творческой личностью. Музейная педагогика основывается
на трех научных дисциплинах: педагогике, психологии и истории. Эти предметы
граничат с историей материальной культуры, исторической психологией,
философией; тесно соприкасается и с искусствознанием.
Кроме полного курса «Музей и
культура», который практикуется доста
точно успешно во многих школах
и рассчитан на 3-4 года, целесообразен и мини курс, так называемый
индивидуальный — всего на 2-4 месяца. За это время удается лишь один раз сходить
в музей, но он поможет начать задумываться школьникам над тем, что их окружает.
Духовно пробудить
молодого человека — первостепенная педагогическая задача. Поэтому, на наш
взгляд, в деле формирования духовной культуры молодежи школа может шире использовать
«сотрудничество» с церковью. Надо воспитывать такого человека, - указывается в
Программе развития воспитания в системе образования России, - который умел бы
внутренне уважать самого себя, утверждать свою духовную личность, свое
свободное достоинство, перед которым бессильны были бы современные соблазны и
искушения.
Центральное место в этом стратегическом
документе отведено нравственному и гражданскому воспитанию новых поколений,
т.е. решению именно тех задач духовного становления личности, на которых
Православие неизменно концентрирует внимание человека, семьи и общества.
Теперь появились
возможности в большей степени направлять обучение старшеклассников на их лучшую
подготовку к жизни в обществе, в семье. А это без основательного нравственного,
духовного воспитания молодежи невыполнимо. Отрадно то, что принципы
построения новой школы, с упором не только на обучение, но и на развитие
личности, на воспитание, в том числе духовное, а также на воспитание здорового
образа жизни, получили полное одобрение. Религиозным организациям
предоставлена возможность обучать детей религии вне рамок образовательных программ.
Очевидно, что использовать эту возможность можно и в интересах профориентации,
так как общество вновь поняло и приняло необходимость воспитания, обращения к
нетленным истинам христианства и других религий.
В последнее время новые черты приобрело
и участие молодежных и детских общественных объединений в воспитательном
процессе. Молодежные и детские объединения, как правило, в основном действуют
за пределами учреждений образования, их социально-педагогический потенциал не
востребован государством в полном объеме. В то же время существование детских
общественных объединений и организаций как одного из важнейших факторов социализации
ребенка является мощнейшим инструментом, позволяющим эффективно решать сложные
педагогические задачи, закладывать основы развития демократического
государства в новом тысячелетии. И в этом направлении школа может продумать
свое участие с целью формирования духовной культуры личности старшеклассников.
Среди многочисленных характеристик
сущности духовной культуры осо-
бое значение приобретает
акцентирование ее фундаментального свойства —
быть средством
восхитительности людей, что интегрирует остальные ее характеристики. Одной из
важнейших сторон этой многозначной деятельности, на наш взгляд, является
коммуникативная функция культуры, выступающей как производство средств
общества, предназначенных и способствующих передаче и усвоению не только
ценностей духовной культуры прошлого, но созданию и умножению новых ценностей,
возникающих в ходе развития общества и на современном уровне неотделимых от
научно-технического прогресса.
В многоаспектном процессе приобщения
к ценностям культуры все
большая роль отводится таким действенным факторам
социального воздействия на личность, как средства
массовой коммуникации (СМК). Они не только управляют общественным мнением, но
влияют на формирование интересов и потребностей человека, подготавливай его к
определенной социально заданной деятельности. Информируя о событиях в мире,
развлекая, воспитывая и обучая, СМК изменяют тип мышления и культуру человека.
Учитывая эти обстоятельства в школьный
педагогический процесс и, особенно в работу по профориентации целесообразно
вводить технические средства: возможности использования компьютеров и
Интернета, видео-, аудиотехнику и т.п., а также восстановить давно внедренный,
но забытый прием – использование телепередач в ходе преподавания гуманитарных
дисциплин.
Министерство образование
России всегда рассматривало воспитание как одну из важнейших стратегических
задач образования, нацеливало педагогов на реализацию системы непрерывного
развития личности в условиях образовательного процесса, начиная от дошкольного
и кончая высшим профессиональным образованием. Это нашло свое отражение в
деятельности по реформированию российского образования в целом, его
законодательно-нормативной основы, которая создает условия для выполнения
воспитательной миссии образования.
На протяжении последних лет проведена
серьезная разработка ряда документов по ключевым проблемам воспитания. Достаточно
вспомнить, что на сегодняшний день опубликовано более 30 авторских концепций воспитания.
Однако
с тех пор, как в школе исчезли подпорки всех идеологических структур, как
исчезла система пионерской, комсомольской работы, в школе образовался вакуум,
который не может сейчас быть заполнен окончательно. Сегодня школы представляют
своеобразные учебные комбинаты, куда ребёнок приходит, чтобы изучить физику,
химию, биологию … и уходит. Школа перестала быть воспитательным учреждением.
Поэтому необходимо внести в школу искусство – в разных пропорциях, видах и
формах. Вся идеология школьной работы, и профориентационной в том числе,
должна строиться в первую очередь на культуре, традициях, эстетическом и
экологическом воспитании и художественном развитии. И задача педагогических
работников – воспитать будущих молодых рабочих и специалистов так, чтобы, выйдя
из школы, они были способны вносить красоту в жизнь, в труд, в отношения людей.
Основные элементы духовной культуры невозможно формировать каждый в
отдельности. Они тесно взаимосвязаны между собой.
Однако, формирование духовной культуры,
воспитание прочных установок на процесс познавательной деятельности, развитие
профессиональных интересов и ценностных ориентации невозможно, на наш взгляд,
осуществить как чтение какого-либо спецкурса с последующей сдачей зачетов или
экзаменов.
Данный вывод, по нашему мнению, больше всего относится
к воспитанию у школьников высоких нравственных начал. Распространенные ранее факультативы
этики и эстетики, способствовали более глубокому изучению учащимися истории
культуры поведения человека в обществе и в быту, помогали узнать о чести и
долге, справедливости и о манере общения.
Сегодня учащимся необходимо знать, что, придя в
трудовой коллектив, первое впечатление об их характере у коллег сложиться по
манере общения с окружающими. Для этого нужно научить школьников организовывать
своё общение, воспитывать полезные привычки, проводить тренировку поступков,
достойного поведения, рассказывать о манерах поведения.
Таким образом, с социально–эстетической точки зрения
содержание вос-
питания
нравственной культуры должно, прежде всего, включать в себя вовлечение учащихся
в такие виды деятельности, как общественная, патриотическая, трудовая,
материальная, природоохранительная и общение.
Эстетическое
воспитание в школе может осуществляться всей системой целенаправленной
деятельности, ориентированной на достижение в развитии соответствующих
способностей, навыков, а также получения знаний, составляющих в своей
совокупности необходимый обществу уровень эстетической культуры личности.
Задача
эстетического развития в процессе профориентации – выявлять и развивать
творчески – эстетические задатки, неразрывно связанные с изначальными трудовыми
навыками. Эстетическое отношение к жизни является общей основой для всех видов
художественного творчества, поэтому начальный курс эстетического воспитания
может представлять собой не отдельные исторически обособившиеся виды искусства,
а целостный курс общего эстетического развития, после чего он трансформируется
в преподавание отдельных художественных дисциплин. Эта дифференциация исходно
необходима, т.к. лишь специалисты в отдельных конкретных областях искусства
могут компетентно руководить творческой работой школьников, знакомя их по мере
возникновения интереса с необходимыми профессиональными приёмами.
Возросшая
аналитичность подростков и их возрастные особенности в овладении «эталонами»
деятельности и поведения человека создают благоприятные условия для осознанного
приобщения к художественной культуре человечества. В возрасте старшеклассников
уже возможно сотворческое восприятие произведений искусства. Однако им еще
необходима помощь в решении собственных мировоззренческих проблем, таких как
поиски смысла жизни, нравственных ориентиров, идеалов, своей индивидуальности,
что в итоге поможет более правильно познать себя и найти своё место в будущей
жизни.
В
старших классах разные виды искусства вновь интегрируются в единый предмет,
позволяющий школьникам осмыслить мировую художественную культуру как целое.
Однако этот курс должен быть дополнен обязательными практическими занятиями по
выбору – дизайном, изобразительным искусством, музыкой, любительским кино, видео
съемкой и т.д.
С.Г. Ваниева предлагает опыт
использования педагогических уроков-комплексов, которые, на ее взгляд, являются
прогрессивной формой нравственно-эстетической и
профессионально-педагогического ориентирования старшеклассников. В качестве
составного элемента урока-комплекса автор считает целесообразным организацию
театра педагогических миниатюр и создание оперы как действенного средства
организации большого творческого коллектива (23).
Если
в школе предусматриваются широкие возможности для желающих испытать себя,
занимаясь различными видами искусства в творческих кружках, студиях по
свободному выбору, то в старших классах выделяются группы учащихся с особыми
способностями и устойчивым интересом к тому или иному виду искусства. В свою
очередь, предоставление возможности углублять знания, развивать способности
и умения в понравившемся виде искусства в
дальнейшем
даст толчок, станет своеобразным компасом в выборе профессии.
В контексте данного исследования
интересен опыт работы педагогического кружка, о котором рассказывает И.М.
Ломоносов (114). В содержании его работы входит ознакомление с жизнью и
деятельное великих педагогов, проведение конкурсов на лучшее сочинение об
учителе, организация диспутов о педагогической деятельности, конференции по
обсуждению художественных фильмов о школе, подборка литературы. На кружковых
занятиях обсуждаются доклады, рефераты на темы обучения, решаются
педагогические задачи. Систематически проходят обзоры газетных и журнальных
статей, посвященные организации народного образования, учебно-воспитательному
процессу в школе.
Эффективным способом повышения эстетической
грамотности учащихся может стать проведение дополнительного курса эстетического
воспитания в процессе профориентации. Вести занятия может преподаватель
эстетического воспитания, библиотекарь или приглашенные специалисты, например,
психологи. С одной стороны, школьный психолог – узкий специалист: он детский
психолог. С другой стороны, он специалист широкого профиля: также социальный
психолог, социолог, специалист по научной организации ученического и
учительского труда и профориентации. Профориентация сейчас превращается в
самостоятельную профессию, и настанет время, когда вместе будут работать и
психолог и профориентатор. При подготовке реформ в педагогике проблеме
подготовки преподавательских кадров не уделялось должного внимания. Необходимо
подчеркнуть, что без решительных перемен в этом отношении государственное
решение проблем эстетического воспитания и художественного образования
школьников абсолютно неосуществимо. Кардинальное изменение эстетического
сознания и профессионального уровня педагогов – единственно прочная
возможность прорвать порочный круг, когда одно эстетически неразвитое поколение
«воспитывает» другие.
Говоря об экологии, отношении человека к
окружающей среде, нельзя не упомянуть о красоте живого и неживого мира, о чести
и долге людей перед природой. И сразу же возникает творческий аспект.
Экологическая культура – ёмкое понятие,
но главное содержание фик-
сирует особенность современного этапа взаимодействия
общества и природы, когда противоречие между ними достигло небывалой остроты.
Результаты
проведенных исследований () показывают, что слабо ещё экологизирована, то есть
сопряжена с задачами охраны природы и рационального использования её ресурсов
профессиональная деятельность учащихся.
Экологизация современного познания,
обусловленная общественными потребностями, выдвигает задачу – придать системе
образования экологическую ориентацию. Научное знание лежит в основе
образования, в том числе и экологического. Из этого исходят и международная
программа Юнеско – ЮНЕП по образованию в области окружающей среды и программы
экологического всеобуча, разрабатываемые в нашей стране.
В ходе учебного процесса и подготовки
учащихся к выбору профессии, на наш взгляд, необходимо:
1. Усиление эколого-мировоззренческой
нагруженности образования, и, прежде всего, более широкое освещение
философских проблем взаимодействия человека и природы;
2. Сопряжение различных школьных
предметов с вопросами экологии, формирование межпредметных связей, выявленных в
ходе развития междисциплинарных исследований проблем охраны природы,
оздоровления окружающей среды;
3. Разработка и введение целостных
учебных курсов охраны природы, об
щей экологии, которые отражают в образовательном
процессе такую тенденцию научного познания, как становление и развитие целостных
комплексных сфер экологических исследований;
4. Включение в экологическое образование результатов тех
научных ис-
следований в области окружающей среды,
которые связаны с регионально – отраслевой специализацией.
Эти линии экологического образования должны
не только пронизывать процесс образования, но и объединять все те знания,
которые усваивает молодёжь, сквозной идеей о единстве общества и природы.
Важным компонентом формирования духовной
культуры, по нашему мнению, является также воспитание у школьников
добросовестного отношения к труду. Именно в школе учащиеся могут научиться
понимать, что труд — это первая жизненная потребность человека. Для достижения
этой цели учитель в разговоре о профессиях должен освещать такие вопросы, как
роль труда на разных этапах социального развития нашего общества, решающая
роль трудящихся масс в создании материальных и духовных благ, трудовые традиции
советских людей. Очень важно в беседе с учащимися использовать конкретный
материал, который, как правило, оказывает на них положительное влияние. На
примерах из жизни учитель может глубоко знакомить учащихся с экономическими и
научно-техническими основами производства, раскрывать перед ними общественную
значимость профессий рабочего, хлебороба и т.д. Только опираясь на факты,
можно, на наш взгляд, пробудить интерес к непопулярным, но нужным государству
профессиям.
Главная
задача трудового воспитания и профессиональной ориентации в частности –
сформировать у каждого школьника общую направленность на добросовестный творческий
труд, подвести его к рубежу духовного выбора профессии.
Практическую пробу сил ученика в том или
ином виде деятельности, связанном с интересующей его профессией или группой
профессий, - считают некоторые исследователи проблем профориентации школьников,
- нельзя ограничивать только уроками трудового обучения и производственной
практики. Ведь круг интересов, склонностей школьника может быть очень широк, а
возможности многих школ, их материальной базы весьма ограничены рамками
учебных программ. Но когда в школе работают по-настоящему заинтересованные в
судьбе учащихся педагоги, когда к внеклассной работе привлечены энтузиасты,
стены школы как бы раздвигаются, и она превращается в «клуб по интересам»,
работающий не только после уроков, но и в выходные дни. Руководителями
всевозможных кружков этого клуба становятся педагоги и родители,
шефы-производственники, студенты и преподаватели техникумов и вузов, просто
увлеченные каким-то делом люди. В такой школе иногда создается творческая
комната, в которой каждый ученик, вне зависимости от возраста, может найти
занятие по вкусу и по душе - лепить и рисовать, шить и клеить, конструировать
изобретать, зная, что он всегда получит квалифицированную помощь специалиста.
Таких школ еще немного, но они есть, и их становится все больше. В них работают
спортивные секции, школьные театры, кружки авто, мото, кино, фото, радиодела,
макраме, вязания, вышивки, кулинарии и т.д. Главное в работе классного
руководителя в таком случае — помочь ребенку найти свое дело, может быть,
перебрав многие, поддержать его увлечение, поинтересоваться его успехами,
вообще быть неравнодушным к тому, как складываются и развиваются
профессиональные предпочтения, способности и умения каждого ученика.
На наш взгляд, подлинное трудолюбие,
творческое отношение к труду формируются не только в процессе общественно
полезного, производительного труда, но и на занятиях любимым, увлекательным
делом.
Формирование культуры личности,
включающее в себя действие как объективных, так и субъективных факторов,
взаимодействующих между собой, происходит не только в результате сознательного
и целенаправленного на неё воздействия, но и стихийно, под влиянием объективных
условий жизни людей.
Объективные условия формирования культуры
подрастающего поколения не всегда достаточно точно и полно отражают особенности
его возрастного, профессионального и индивидуально–типологического характера.
Только органическая связь воздействий объективных условий и субъективного фактора
может обеспечить целенаправленное формирование духовного мира личности
согласно заданной модели.
Этим объясняется значение комплексного,
системного характера формирования духовной культуры учащихся. Данный процесс
должен строго отвечать требованиям социальной жизни, представляющей собой
целостную систему, составной частью которой для молодежи является подготовка к
самостоятельной жизни, выбор и приобретение необходимой профессии.
Таким образом, можно
сделать следующие выводы:
Система профориентации
является подсистемой общей системы под-
готовки
школьников, непрерывного процесса образования и воспитания. Профориентация в
отечественной науке рассматривается с позиций личностно-деятельностного
подхода, с учетом целеполагания и мотивационной сферы субъекта, выбирающего
профессию. Личностно-деятельностный подход к организации процессов обучения и
воспитания определяет и такой аспект профориентационной работы, как вовлечение
школьников в общественно-полезную деятельность.
Главной целью профориентации является
формирование у школьников профессионального самоопределения, соответствующего
индивидуальным особенностям каждой личности и потребностям общества в грамотных
специалистах, его требованиям к современному профессионалу.
Профессионально-педагогическое
ориентирование выделяется в один из видов профориентации школьников.
Профессионально-педагогическая ориентация включает в себя
профессионально-педагогическое просвещение, профессионально-педагогическое
воспитание, и просвещение, профессиографию, профессионально-педагогическую
диагностику, профессионально-педагогичес-кую консультацию,
профессионально-педагогический отбор (подбор), профессионально-педагогическую
адаптацию.
Целенаправленные формы
сотрудничества отечественных общеобразовательных школ и учреждений позволяют
выстроить структуру и наметить основные содержательные блоки формировании
духовной культуры личности старшеклассников в процессе педагогической
профориентации. Вся идеология школьной работы, и профориентационной в том
числе, должна строиться в первую очередь на культуре, традициях, эстетическом
и экологическом воспитании и художественном развитии.
С социально-эстетической точки зрения содержание
воспитания нравственной культуры должно, прежде всего, включать в себя
вовлечение учащихся в такие виды деятельности, как общественная, патриотическая,
трудовая, материальная, природоохранительная и общение.