Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Договор подряда в строительстве

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Договор подряда в строительстве
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:40:12
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    ОГЛАВЛЕНИЕ


    Введение ……………………………………………………………………….

    1. Понятие и отличительные особенности договора подряда на

           строительную продукцию …………………………………………..

    2. Определение цены на строительную продукцию ………………..

    3. Согласование договорных цен …………………………………….

              4. Реформа ценообразования в строительстве ………………………..

    Заключение ……………………………………………………………………..

    Список литературы ……………………………………………………………







     












                                                      ВВЕДЕНИЕ


    Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что с начала 90-х годов прошлого столетия в строительстве произошли коренные преобразования, связанные как с кардинальным изменением экономических отношений, так и с пересмотром архитектурно-планировочных и конструктивно-техно-логических решений зданий и сооружений. Строительный комплекс страны выходит из кризиса и во многом является локомотивом развития всей экономики.  

    Среди основных факторов и тенденций, определяющих развитие строительной отрасли, сегодня можно выделить следующие:

    - полное изменение структуры источников инвестиций, особенно в жилищном строительстве, где на первое место вышли средства частных инвесторов (граждан или объединений инвесторов);

    - изменение самой структуры строительно-монтажных организаций, в основном за счет разукрупнения. Более 70 процентов строительных организаций имеют штатную численность до 30-40 человек. С другой стороны, в последние годы наметилась тенденция к объединению компаний в холдинги. Цель таких объединений - создание в рамках единого управления законченных комплексов предприятий, способных реализовывать инвестиционно-строительные проекты, начиная с вопросов экономической оценки и проектирования, строительства, производства строительных материалов, кончая реализацией объектов недвижимости или их последующей эксплуатации;

    - техническое перевооружение производственной базы, особенно на предприятиях производства строительных материалов, изделий и конструкций, а также специализированных подрядных организаций (дорожно-строительных, «нулевиков» и т. п.);

    - широкое внедрение системы подрядных торгов, уход от распределительной системы различных видов ресурсов к реальной конкуренции на рынке подрядных работ и товарных рынках.

    Отражая уровень общественно необходимых затрат труда на производство продукции и ее реализацию, цены показывают, при каких размерах затрат продукция необходима народному хозяйству.

    Продукцией капитального строительства являются вводимые в действие и принятые в эксплуатацию производственные объекты, а также объекты непроизводственного назначения (включая новое строительство, реконструкцию и капитальный ремонт). По мере ввода они становятся основными фондами.

    Натурально-вещественное содержание основных производственных фондов составляют здания и сооружения, оснащенные технологическим и другим оборудованием, изготовленным отраслями машиностроения, монтаж которого осуществляется также в процессе строительства.

    Процесс создания основных фондов, начавшись в отраслях тяжелой промышленности, строительной отраслью завершается, обеспечивая реализацию технологического единства активной и пассивной частей основных фондов, их экономическое слияние.

    В цене строительной продукции получают отражение общественно необходимые затраты на изготовление строительной продукции в расчете на потребительскую единицу измерения, включая расход всех видов ресурсов и затраты на их приобретение, переработку и использование в процессе сооружения объекта.

    Таким образом, цена строительной продукции, обусловленная сложившейся в строительстве системой экономических отношений между участниками инвестиционного процесса, отражает своеобразие реализации в товарной форме строительной продукции.

    1. Понятие и отличительные особенности договора подряда

    на строительную продукцию


    Договор строительного подряда имеет отличительные особенности, позволяющие выделить его в отдельный вид договора подряда.

    Во-первых, предметное действие норм, регулирующих отношения строительного подряда, распространяются на отношения, связанные  с созданием недвижимого имущества. Объектами договора строительного подряда являются объекты недвижимости, как вновь создаваемые, так и подлежащие улучшению, под которыми понимаются неразрывно связанные с землей объекты, созданные человеком для определенных целей и зарегистрированные уполномоченными государственными органами в установленном порядке.

    Во-вторых, подрядчик должен обладать специальной правоспособностью, под которой понимается способность своими действиями создавать для себя права и нести обязанности, в тех сферах деятельности, на которые у подрядчика имеется специальное разрешение – лицензия.

    В-третьих, предусмотрено специальное обязательство заказчика, создать подрядчику необходимые условия для работы. Это связано, прежде всего, с тем, что обычно собственником либо иным титульным владельцем участка земли или иного объекта, на котором предполагается производство строительных работ, является заказчик.

    В-четвертых, предусматривается возможность установления дополнительных обязательств подрядчика тесно связанных с предметом договора подряда, но выполнение, которых, происходит после сдачи результата работы заказчику.

    В-пятых, для регулирования отношений, возникающих в связи с заключением и реализацией договора, используется большое количество ведомственных нормативных актов. Следует отметить все более широкое применение в практике строительства рекомендаций международных стандартных договоров, особенно «Условий международного договора» на работы в гражданском строительстве (4-ое изд. 1987 г.). Этот стандартный договор подготовлен Международной федерацией инженеров-консультантов и известен как «договор FIOK».[1]

    В-шестых, для строительного подряда в международной практике используются и характерно наличие посредника - специализированной инженерной организации (инженера), осуществляющей надзор за ходом выполнения работ и приемку выполненных подрядчиком работ.

    Существенным условием договора является обязательное указание срока выполнения работ. Подрядчик обязуется в установленный срок по заданию заказчика построить определенный объект либо выполнить иные строительные работы. Поэтому договор считается незаключенным, если в нем отсутствует условие о сроке выполнения работ (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 января 2000 г., № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда»).

    Важнейший пункт, который должен содержать любой договор, - это предмет договора. Отсутствие этого пункта или нечеткое определение его в тексте одно из оснований, по которому можно считать договор незаключенным. Причем это не зависит от того, насколько полно будут урегулированы все остальные условия.[2]

    Пункт 1 ст. 740 ГК РФ дает определение договору строительного подряда.

    Из этого определения видно, что предмет договора – это выполнение работ, которые заканчиваются созданием или обновлением объектов недвижимости.

    Во-первых, работы по строительству или реконструкции предприятия, здания, сооружения или иного объекта (п. 2 ст. 740 ГК).

    Во-вторых, предметом договора могут быть монтажные, пусконаладочные и иные работы, неразрывно связанные со строящимся объектом договора строительного подряда только в том случае, если они ведутся на строящемся объекте. Если же работы осуществляются на уже эксплуатируемом объекте, то они будут предметом обычного договора подряда или даже основной частью предмета договора купли-продажи. Последнее имеет место, когда в число обязанностей продавца входит запуск, наладка и проверка проданного оборудования.

    Прежде всего сторонам нужно уже в тексте самого договора дать характеристику объекта строительства или иных работ. связанных с объектом строительства. В частности, статья договора, посвященная предмету, должна содержать:

    ·  наименование объекта строительства

    ·  назначение объекта

    ·  месторасположение объекта

    ·  характеристику проектной документации (кем и когда утвержден или будет утвержден проект)

    ·  перечень монтажных, пусконаладочных и иных работ, неразрывно связанных со строящимся объектом, которые обязан осуществить подрядчик.

    Давая характеристику объекта строительства, сторонам следует указать, в каких целях заказчик собирается этот объект использовать. Указание целей строительства объекта может помочь, если возникает спор о качестве работ, эксплуатации объекта.

    Предмет договора более подробно излагается в технической документации, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования. Согласно п. 1 ст. 743 ГК, если в договоре строительного подряда отсутствуют иные указания, то предполагается, что подрядчик обязан выполнить работы, указанные в технической документации и в смете.

    Техническая документация является неотъемлемой частью договора. Если не в договоре нет указаний на состав и содержание технической документации, такие указания на то, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию, то это влечет за собой признание договора подряда незаключенным.

    Подряд представляет собой договор двусторонний, возмездный и консенсуальный. В данном случае исключена ситуация, сложившаяся, например, применительно к дарению, когда в силу ст. 572 ГК стали равно допустимыми как консенсуальный, так и реальный вариант этого договора.

    Существует еще одна особенность трехчленной классификации этого договора, если некоторые консенсуальные договора (купля-продажа) иногда исполняются в момент их заключения, то для договора подряда такая возможность исключена, момент заключения сделки и момент выполнения работ обязательно отделены друг от друга более или менее продолжительным промежутком времени. При этом временной разрыв, о котором идет речь, существует по отношению не только к подрядчику, но и к заказчику, поскольку обязанности последнего, отражены в определении, состоят в принятии выполненных на основе и во исполнение договора работ, а также их оплате. Отмеченное несовпадение во времени моментов заключения и исполнения договора сохраняется и при предварительной оплате работ.

    Составляющие содержание договора строительного подряда права и обязанности подрядчика и заказчика охватывают самый широкий круг вопросов, в том числе выходящих за рамки, определенные для собственно подряда вообще и строительного подряда в частности.

    Один из таких вопросов связан с материально-техническим обеспечением строительства. В настоящее время обязанность предоставлять материалы может быть возложена договором на любую из сторон, ст. 745 ГК исходит из определенной презумпции, которая возлагает материально-техническое обеспечение строительства в полном объеме на подрядчика, одновременно допуская указание в договоре иное, т. е. возложение на заказчика, целиком или частично.

    На отношения сторон распространяется ст. 704 ГК в той ее части, в какой на сторону, предоставившую оборудование и материалы, возлагается ответственность не только за их качество, но и за обременение правами третьих лиц.

    Заказчик, который предоставил материалы и оборудование ненадлежащего качества и этим создал невозможность их использования без ухудшения качества выполненной работы, должен по требованию подрядчика их заменить.[3] Если заказчик откажется выполнить требование, у подрядчика возникает право, отказаться от договора, и потребовать от заказчика уплаты цены пропорционально выполненной части работ (п. 3 ст. 745 ГК). Указанное право превращается в обязанность подрядчика, поскольку в случае обнаружения ненадлежащего качества результата он может ссылаться на недостатки материалов и оборудования, предоставляемых заказчиком, только при условии, если эти недостатки не могли быть им обнаружены при надлежащей приемке (п. 3 ст. 714 ГК).

    Договор строительного подряда должен предусматривать, какая из сторон и в какой срок обязана предоставить техническую документацию. В случае если это должен сделать подрядчик, она подлежит одобрению заказчиком. Помимо обязанности о представлении документации, в договоре устанавливаются ее состав и содержание.

    Таким образом, условие, кто и когда обязан передать проектно-сметную документацию относится к числу необходимых, а в силу ст. 432 ГК и существенных условий договора.

    Стороны имеют возможность согласовать вопросы, относящиеся к размеру предоставляемого земельного участка, его состоянию и срокам передачи, когда в договоре отсутствует такое соглашение, то вступает в силу норма ГК, в силу которой площадь и состояние земельного участка,  дата его предоставления должны обеспечивать своевременное начало работ, их нормальное ведение и завершение в срок (п. 1 ст. 747).

    П. 2 ст. 747 ГК говорит о предоставлении необходимых для осуществления работ зданий и сооружений, обеспечение транспортировки грузов, оборудования и материалов, прибывающих в адрес подрядчика, временной подводки сетей энергоснабжения, водо- и паропровода, одновременно указывается, что эти и все другие услуги заказчик обязан оказывать только в случаях, предусмотренных договором. Отсутствие такого правила означает, что такая обязанность на заказчика не возлагается. Это не исключает возможности подрядчика доказать, что своим бездействием заказчик создал невозможность исполнения обязанностей подрядчиком.

    Среди иных, обязательных для заказчика, услуг в договоре нередко выделяют такие, как предоставление вспомогательной рабочей силы, помощь при испытании, которое предшествует сдаче объекта, и др.

    Применительно именно к строительному подряду выделены специальные нормы, посвященные сотрудничеству контрагентов (ст. 750 ГК). Имеется в виду возложение на обе стороны генеральной обязанности: принимать все зависящие от них разумные меры по устранению препятствий к надлежащему исполнению договора. Есть основания полагать, что в основе приведенного правила лежат общие для всех участников оборота императивы: действовать разумно и добросовестно. Сторона, которая не исполнила этой своей обязанности, теряет право на возмещение возникших у нее по указанной причине убытков. Соответствующая норма рассчитана на ситуацию, при которой сторона понесла убытки вследствие препятствий, которые контрагент мог и должен был предотвратить. В случае, когда подрядчик несвоевременно выполнил работы, сославшись на непредставление заказчиком вовремя оборудования, последний может оспорить это возражение, представив доказательства того, что подрядчик мог приобрести оборудование у третьего лица. В подобном споре предметом доказывания будет служить "возможность" принятия соответствующих мер и их "разумность". При этом отсутствуют основания для применения установленной ст. 10 ГК презумпции "разумности". Поэтому и "возможность" и "разумность" мер, которые стоило принять контрагенту (в данном случае - подрядчику), должна доказать сторона, обратившаяся в суд (в данном случае - заказчик). Статья 750 (п. 2) ГК предоставляет тому контрагенту право, который понес расходы в связи с исполнением обязанности принять меры, направленные на предотвращение препятствий, право требовать возмещения соответствующих расходов при условии, если это предусмотрено договором. Приведенное решение не исключает ситуации, при которой потерпевшая сторона может при наличии предусмотренных в ст. 980 ГК оснований заявить требование о возмещении убытков как лицо, действовавшее без поручения в чужом интересе (ст. 984 ГК).

    Одним из существенных условий договора является условие о технической документации. Техническая документация представляет собой набор подготовленных в соответствии с требованием закона схем, чертежей, графиков, расчетов и иных документов, необходимых для выполнения подрядных строительных работ. В систему нормативных документов входят строительные нормы и Правила (СН и Пы; ГОСТы в области строительства, свода правил по проектированию).

    Ст. 743 ГК РФ установлено, что «подрядная строительная организация обязана осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем работ, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой определяющие цену работ».

    С точки зрения законности осуществления строительства и оплаты, выполненных строительно-монтажных работ это значит, что все, выполненные подрядной организацией, объемы работ, не обеспечены необходимой проектно-сметной документацией (ПСД) заказчик оплачивать не обязан. Если же работы приняты и оплачены заказчиком, то инвестор вправе не признать произведенные расходы и не возмещать их. Налоговый аспект состоит в том, что суммы прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений, не обеспечены ПСД.

    Таким образом, своевременная и правильная разработка проектно-сметной документации служит достижению как минимум, двух основных целей:

    ·  обеспечение законности начала строительства;

    ·  определение размеров источников финансирования вложений и их технологической структуре.


                     2. Определение цены на строительную продукцию


    В ценообразовании в строительстве традиционно используется метод, соответствующий индивидуальному характеру производства в строительной отрасли, - метод, основанный на издержках. Казалось бы - простой подсчет всех затрат плюс необходимая прибыль и, как говорится, нет проблем. Однако совмещение необходимости увеличивать количество затрат в связи с прогрессом требований к качеству, дизайну, эргономичности строящихся зданий с необходимостью реагировать на жесткие рыночные условия спроса (в наших условиях, как правило, концентрирующихся на вопросах цены) делает процесс формирования цены на продукцию строительства сложнейшей управленческой задачей.

    Как сегодня осуществляется образование цен на строительную продукцию на основе подсчета издержек? Ценообразование в строительстве носит характер индивидуальных расчетов цен по каждому конкретному объекту. Даже в том случае, когда объект строится по типовому проекту, его сметная стоимость корректируется с местными условиями строительства. Эти расчеты на практике принимают форму составления смет на каждый строительный объект.

    Особенность ценообразования в строительстве связана также с длительностью производственного цикла. Заказчики принимают у подрядчиков отдельные завершенные работы и производят оплату этих работ по мере их готовности. Поэтому в строительстве рассчитываются цены не только в целом на объекты, но и на различные конструктивные элементы и виды работ.

    Сметы составляются на основе технического проекта, и в них определяется вся сумма капитальных затрат на строительство объекта. Эта сумма затрат называется сметной стоимостью и представляет собой цену подлежащего строительству объекта.

    Сметная стоимость объектов складывается из сметной стоимости строительно-монтажных работ, затрат на оборудование и расходов на прочие капитальные работы. Индивидуальный характер расчета цен в строительстве не означает ориентации их на индивидуальные издержки производства. Учет затрат в ценообразовании на строительную продукцию осуществляется с помощью нормативов, которые используются при разработке смет. Цены на строительную продукцию определяются с учетом нормирования отдельных элементов, входящих в состав цены (сметные нормы затрат труда, материальных ресурсов, затрат машинного времени средств механизации; ставки, тарифные сетки и расчетные условия оплаты труда рабочих; оптовые цены на продукцию промышленности; тарифы на грузовые перевозки; тарифы на электроэнергию; наценки снабженческих и сбытовых организаций; нормы заготовительно-складских и накладных расходов, плановых накоплений).

    На основе перечисленных норм, ставок, цен и тарифов исчисляются единичные расценки на производство единицы конструктивных элементов и видов работ, которые служат основанием для расчета прямых затрат.

    Сметная стоимость строительства используется как базовая величина при определении договорной стоимости.

    Свободная (договорная) цена на строительную продукцию - это цена, устанавливаемая инвестором (заказчиком) и генподрядчиком на равноправной основе при заключении договора подряда (контракта) на капитальное строительство или капитальный ремонт зданий и сооружений. Эта цена формируется с учетом спроса и предложения на строительную продукцию, складывающихся условий на рынке, стоимости материалов, применяемых машин и оборудования, а также обеспечения прибыли подрядных организаций для расширенного воспроизводства, уплаты налогов.

    Формирование договорных цен по вновь начинающимся объектам может осуществляться на подрядных торгах или на основе согласования между заказчиком и подрядчиком.

    Договорные цены на строительную продукцию определяются заказчиками и подрядчиками на основе текущего или прогнозного уровня сметной стоимости СМР, определенного в составе сметной документации. В состав свободной договорной цены включаются также налоги.

    Начисление налогов в договорной цене осуществляется по общепринятой методологии затратного метода. Однако сумма налогов и отчислений отражается отдельной строкой за итогом сметной стоимости СМР в текущих ценах для ориентации заказчика в объемах финансирования.

    Расчеты между заказчиком и подрядчиком могут производиться по соглашению сторон, как за готовую продукцию, так и в порядке авансирования. В современных экономических условиях имеет место кредитование заказчика подрядчиком, что обычно характерно для западной практики подрядных работ.

    Договорные цены могут быть открытыми и твердыми. Открытые цены могут уточняться в соответствии с условиями договора в ходе строительства. Твердые цены - это цены, неизменные в течение срока исполнения договора строительства.

    Фактические затраты на строительство, как правило, не соответствуют установленным затратам по сметным ценам в силу того, что имеет место изменение фактических цен на материалы, тарифов и прочее. Эти дополнительные расходы, не предусмотренные сметой и не зависящие от деятельности подрядчиков, приводят к увеличению или уменьшению сметной стоимости. Они учитываются и оплачиваются в виде компенсаций сверх сметной стоимости. Сметная стоимость с учетом компенсаций, а также средств, выделяемых на непредвиденные расходы, и затрат, обусловленных формированием рыночных отношений, возмещаемых заказчиком подрядной организации по их фактической стоимости, подтвержденной соответствующими документами, образует договорную стоимость строительства. Она используется для расчетов между подрядчиками и заказчиками.

    На выбор метода ценообразования, основанного на издержках, помимо индивидуального "заказного" характера производства, влияют также государственное регулирование цен и ограниченный спрос покупателей продукции строительства. Оба эти фактора взаимосвязаны и иллюстрируют логику экономических процессов в постсоветских странах.

    Прежде всего отметим, что полностью свободного ценообразования нет ни в одной экономически развитой стране мира. В развитых странах в большей степени используются меры, косвенно влияющие на спрос, предложение, конкуренцию, а соответственно, и цены. Прямое регулирование цен в мировой практике осуществляется в основном в двух формах: установление ценового "потолка" (максимальных цен) и ценового "пола" (минимальных цен). Регулируемые цены, которые складываются под влиянием спроса и предложения, но испытывают определенное воздействие государственных органов (методы прямого ограничения роста/снижения цен; регламентации рентабельности; воздействия на конъюнктуру рынка; антимонопольное законодательство и т.д.), наряду с общеевропейской валютой - предмет горячих дискуссий в Европейском сообществе.

    В переходные экономические периоды вообще нельзя обойтись без цен, регулируемых государством. Дело в том, что контролировать систему, не "привязанную" к каким-либо ценам на базовые виды продукции, необычайно трудно. При ограниченности предложения цены всегда будут стремиться "уходить" в сторону повышения, а это "подогревает" проблему социальной защищенности населения, которую обязано решать государство.

    Затратно ориентированное ценообразование не чуждо и рыночной экономике и не проблематично, если цена не играет большой роли для потребителя. Особенно распространен данный подход при работе по государственным заказам. Так, в рамках федеральной контрактной системы США, механизм которой изначально ориентирован на максимальное использование потенциала рынка для нужд государства, при выполнении заказов министерства обороны применяются контракты с возмещением издержек производства подрядчику. Данный подход к ценообразованию широко используется в строительстве, где условия контрактов на сооружение крупных и сложных объектов регламентируются специальными процедурами, установленными государством.

    Но для предприятий со сравнительно невыгодной структурой затрат, обусловленной технологическими или организационными недостатками, такой способ определения цен опасен самоудалением с рынка. Цены, основанные на себестоимости, ведут в этом случае к закреплению сложившихся отсталых структур затрат. Такая форма ценообразования возможна там, где господствует экстремальная конкуренция в области затрат и рационализации и одновременно существует согласие по поводу прибыли, которую должен получить каждый экономический субъект.

    Существенным недостатком метода является то, что при его использовании не учитывается различное влияние отдельных факторов затрат. Недифференцированный процент надбавки ведет к удорожанию и без того дорогих продуктов. Фундаментальный недостаток калькулирования на базе полных затрат - покрытие себестоимости без учета ситуации на рынке. С этой особенностью связано применение стратегии низких издержек в маркетинге на рынке строительных услуг.

    Микроэкономическая теория в классических моделях теории цен вот уже более 150 лет считает, что рост предложения ведет автоматически к снижению цен и падению производства, в то время как спрос в этих условиях растет, и наоборот. В итоге достигается равновесная цена, при которой производится ровно столько, сколько покупается. Эта закрытая модель ценообразования на совершенных рынках основывается на множестве допущений (относительно количества участников рынка, их целей, вида продуктов, обозримости рынка и т.д.), многие из которых далеки от реальности.

    Хотя политика цен по-прежнему часто рассматривается в литературе как решающий инструмент маркетинга, на рынке инвестиционных товаров все более важную роль играют качество, дизайн, технический уровень, сервис, марка, возможности кредитования и прочие неценовые факторы, т.е. политика цен понимается в широком смысле. С этой точки зрения нет "цены в себе", а всегда есть "цена на что-то". Это делает понятие отношения "цена - качество" центральным элементом решений в рамках политики цен.

    К тому же предприятия во многих случаях избегают применения агрессивной ценовой политики. Причина заключается в том, что они боятся своей уязвимости как раз в этой сфере, поскольку конкуренты могут ответить жестоко и быстро. Ценовая конкуренция может в любой момент стать разрушительной для всех сторон. В значительной мере это справедливо именно для строительной отрасли. Кроме того, понижение цен после их повышения обратимо лишь с большим трудом. Скорость реакции конкурентов на изменение цен возрастает с улучшением систем коммуникаций.

    Более перспективным из рыночных методов ценообразования можно считать метод установления цен на торгах (тендерах), когда заказ получает та подрядная фирма, которая сможет предложить минимальную цену на подряд и одновременно обеспечить приемлемое качество. В целом соперничество на торгах заставляет потенциальных подрядчиков соглашаться на цену, которая обеспечивает очень небольшой уровень рентабельности, а значит, и искать резервы для выравнивания ее уровня за счет оптимизации затрат. Эффективность подрядных торгов доказывать не нужно, весь мир распределяет заказы на строительство через торги. Конкурентная борьба за заказы, проведение торгов, высокое качество проектирования строительства и эксплуатации объектов - обязательные этапы инвестиционного процесса в условиях рынка.

    К числу важнейших показателей при проведении тендера относятся стоимость инвестиционного проекта и, отдельно, стоимость подрядных работ, представленных на торги. Заказчик прежде, чем объявлять подрядные торги, оценивает стоимость инвестиционного строительного проекта в целом, учитывая весь комплекс затрат как подрядчиков, так и собственных, с тем чтобы выходить на торги с определенной степенью достоверности показателей стоимости проекта и заложить их в тендерную документацию.

    Созданная в условиях административно-командной системы управления экономикой страны действующая система ценообразования не учитывает, в частности, возможность выбора подрядчиков на конкурсной основе. Переход на рыночные отношения подрядчиков и заказчиков капитального строительства, появившаяся возможность выбора подрядчиков на конкурсной основе вызвали необходимость формирования договорных цен на строительную продукцию, для обоснования которых необходим механизм определения максимально возможной и минимально допустимой стоимости строительства и подрядных работ. Этот механизм должен базироваться на современных сметных нормах прямых затрат в отечественной и зарубежной валюте, к которым вводятся определенные коэффициенты, учитывающие дополнительные издержки и прибыль подрядчика. Подрядчик, учитывая свои производственные возможности, а также риски, инфляцию и другие факторы, определяет минимальный и максимальный размер коэффициентов к прямым затратам, предусматривая при этом минимальный и максимальный размер прибыли.

    Рассчитанная таким образом стоимость является основой для определения договорной цены подрядных работ при проведении подрядных торгов. На первом этапе торгов заказчик и подрядчик определяют примерную стоимость подрядных работ. При успешном прохождении первого этапа подрядчики представляют на торги оферту, конкурс между подрядчиками обостряется, и на последующем этапе торгов отбираются наиболее сильные из них, в том числе за счет обоснования рациональной для заказчика и подрядчика стоимости работ. На заключительном этапе торгов (выявление победителя и подписание контракта) определяется окончательная цена подрядных работ. Заметим, что хотя стоимость подрядных работ и является одним из главных показателей, оценка подрядчика на перечисленных выше этапах торгов осуществляется по большому количеству критериев.

    На практике же все участники инвестиционного процесса (кроме самого инвестора) заинтересованы в увеличении затрат строительства. Заказчики - различные УКСы - получают 1,5-3% от объема выполненных работ (ранее в сметах было - 0,5%). До сих пор немногие заказчики стали по-настоящему управлять проектом, решать с помощью банков вопросы своевременной оплаты работ, беспокоиться о сокращении сроков проектирования и строительства, улучшении эксплуатационных характеристик возводимых объектов. Для подрядчиков чем "тяжелее " объект, тем больше они вложат материалов и подороже.

    Между тем затраты на производство СМР хотя и интересуют инвестора, но далеко не в первую очередь. Главное для него - потребительские качества конечной продукции строительства, соотношение между затратами на ее создание и параметрами создаваемых объектов: удельные единовременные и эксплуатационные затраты на единицу мощности выплавки стали, на один метр квадратный жилого или офисного помещения соответствующего класса, категории, уровня комфорта и т.д.

    Серьезный недостаток ценообразования в строительстве для целей формирования тендерной цены состоит в следующем: цены на СМР рассчитываются по ЕРЕР, в которых заложены усредненные на момент их разработки технология производства СМР и применяемые средства труда, строительные материалы. Вследствие этого цена, рассчитанная по ЕРЕР, не отражает новые реальные затраты строительных организаций и фирм на производство работ, которые существенно выше по сравнению с предусмотренными в ЕРЕР из-за более высокой стоимости средств труда, новых строительных материалов и т.д. Немаловажно для практики и то, что на новые виды работ, особенно выполняемые из зарубежных материалов и по зарубежной технологии, в сборниках ЕРЕР сметные расценки отсутствуют.

    К сожалению, тендерная система получения подряда не будет эффективно работать у нас до тех пор, пока информационная и нормативная базы строительства не приблизятся по уровню обобщения и мобильности к мировым. А для этого прежде всего нужны время и заинтересованная поддержка государства.

                             3. Согласование договорных цен


    Определение стоимости строительной продукции осуществляется инвестором (заказчиком) и подрядчиком в процессе заключения договора подряда (контракта) на строительство или капитальный ремонт предприятий, зданий и сооружений.

    В ходе определения стоимости рекомендуется составлять:

    при разработке предпроектной или проектно-сметной документации по заказу инвесторов - инвесторские сметы (расчеты, калькуляции издержек);

    при подготовке заключаемого договора, в том числе при подрядных торгах на основании передаваемой инвестором тендерной документации, — расчеты (сметы, калькуляции издержек производства) подрядчика.

     

    Сметы (расчеты) инвестора и подрядчика могут составляться различными методами, выбор которых осуществляется в каждом конкретном случае в зависимости от договорных отношений, общей экономической ситуации, условий тендера.

    Расчеты (сметы, калькуляции издержек производства) подрядчика рекомендуется составлять в текущем (прогнозном) уровне с использованием согласованных данных об объемах работ и потребности в ресурсах, содержащихся в документах инвестора. При этом учитываются экономические связи и цены, сложившиеся для данной подрядной организации.

    На основе текущего (прогнозного) уровня стоимости, определенного в составе сметной документации, заказчики и подрядчики формируют договорные цены на строительную продукцию. Договорные цены могут быть открытыми, т. е. уточняемыми в соответствии с условиями договора (контракта) в ходе строительства, или твердыми (окончательными).

    Формирование договорных цен на строительную продукцию, как правило, реализуется на конкурсной основе через проведение подрядных торгов.

    Принятая заказчиком и подрядчиком договорная цена на строительную продукцию может быть пересмотрена по согласованию сторон.

    Договорные цены на строительную продукцию рекомендуется формировать по стройкам в целом с распределением по объектам и комплексам субподрядных работ, а при необходимости и по пусковым комплексам.

    После установления договорной цены на строительную продукцию и уточнения стоимости оборудования при необходимости заказчиком вносятся коррективы в инвесторскую смету с целью установления общего размера средств для осуществления строительства.

    За итогом договорной цены на строительную продукцию показывается отдельной строкой сумма НДС.

                        4. Реформа ценообразования в строительстве


    При смене экономической формации перестройка затрагивает все фундаментальные, концептуальные и методологические основы формирования новой системы нормирования и ценообразования в строительстве.

    В рыночных условиях целью хозяйственной деятельности независимых и самостоятельных предприятий, как инвесторов-заказчиков, так и подрядчиков, является получение прибыли, а задачей ценообразования - получение максимально достоверной и объективной информации о будущих расходах и доходах предпринимательской деятельности.

    В переходный период, когда провозглашаются новые принципы хозяйствования и устанавливаются новые правовые нормы, а система производственных отношений и связей, в силу инерционности социальных процессов, остается прежней, неизбежно возникновение различных, противоречивых, нередко надуманных и нежизнеспособных, конструкций экономических расчетов и обоснований, пытающихся увязать мотивы и интересы разных экономических систем.

    С 1992 года, после 5-и летнего периода шатаний и разброда, практика формирования сметной стоимости строительства определила два основных направления развития ценообразования на период перехода от директивно-распределительной к рыночной системе в экономике:

    - административное ценообразование, которое использует старые, бывшие в употреблении, отработанные методы и порядок планового, централизованного хозяйствования для формирования современных общеотраслевых и территориальных правил и нормативов;

    - интерактивное ценообразование, в котором используется все многообразие вариантных и индивидуальных решений для разработки конкретных рекомендаций по каждому строительному проекту.

    В настоящее время наметился перекос в сторону административных методов ценообразования на основе директивного внедрения административными органами различных уровней общеотраслевых и территориальных нормативов, установления единообразного и жесткого порядка сметного расчета, без достаточного научно-методического обоснования и профессиональной проработки, без рассмотрения альтернативных вариантов и с сознательным ограничением свободы выбора наиболее экономичного и рационального решения для каждого объекта строительства.

    Административное ценообразование характеризуется применением старых норм и нормативов, форм и порядка расчета, утвержденных до 1992 г.; переименование ранее разработанных документов и использование их под видом новой сметной базы; привлечение административной органов для рекламы и продвижении на региональный рынок (введение в действие) отредактированных старых нормативов. Рекомендации административных органов предписывают всем пользователям применять только предложения по сметному ценообразованию одобренные или отредактированные с участием должностных лиц разных уровней власти и управления, при отмене других профессиональных разработок, конкурирующих с документами административного ценообразования.

    Повторение, по видом нового, старого пути централизованного ценообразования, топтание на месте и даже возврат назад на десятилетие, стало возможным из-за отсутствие мотивации, заинтересованности и финансовых возможностей для разработки новых сметно-нормативных показателей у пользователей - заказчиков и подрядчиков, и в тоже время имеется богатый наработанный опыт, сформулированное научно-методической обоснование и обеспечение бывших в употреблении, плановых, административно-командных нормативов и методов управления стоимостью строительства.

    Новая методология сметного нормирования и ценообразования в рыночных условиях основывается на идеях индивидуального, эксклюзивного, интерактивного инжиниринга и опирается на запросы и требования потребителей экономической информации по управлению стоимостью для конкретных объектов в реальных рыночных условиях времени, места строительства и конъюнктуры рынка инвестиций. Интерактивное ценообразование реализуется через инжиниринговые фирмы, которые поставляют на региональные рынки услуги профессиональных управляющих и консультантов.

    Концепция интерактивного ценообразования предусматривает непосредственное участие всех субъектов инвестиционно-строительного процесса: - инвесторов, заказчиков, подрядчиков, проектировщиков, поставщиков, перевозчиков, банкиров, страховщиков и т.п., не только в определении сметной, рыночной и договорной стоимости строительства, но и в формировании самих правил расчета этой стоимости, а также в разработке сметных норм и нормативов для расчета прямых и косвенных затрат, необходимых для реализации конкретного строительного проекта наиболее эффективным и экономичным способом.

    В отличие от административного ценообразования, когда вынуждено выстраивается общий, одинаковый во всех случаях и единообразный, независящий от конкретной ситуации и интересов участников инвестиционного цикла, порядок расчета сметной стоимости строительства, интерактивное ценообразование предусматривает профессиональное управление и конкретизацию каждого эпизода инвестиционного проекта, что соответствует действующему законодательству, установленному в Гражданском кодексе, Законе об инвестиционной деятельности и федеральной Концепции ценообразования в строительстве.

    Следует отметить важную специфическую особенность настоящего переходного периода - многолетнюю привычку работать по указаниям вышестоящих органов, когда вопрос стоял не о наиболее эффективном решении проблем, а о точном и беспрекословном исполнении установленного порядка. Культивируемый десятилетиями непререкаемый авторитет власти централизованного отраслевого управления и сегодня серьезно мешает в переходе на рыночные основы управления стоимостью строительства.

    В наибольшей степени страдает от этого корпоративное ценообразование. Вместо того, чтобы применять новейшие разработки стоимостного инжиниринга в строительстве, корпорации и фирмы, осуществляющие инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений, нередко выстраивают порядок внутрифирменного планирования и управления стоимостью строительства на основе среднеотраслевых и среднерегиональных рекомендаций административных органов, без выявления и учета собственных индивидуальных особенностей и интересов.

    Это связано как с субъективными факторами, отражающими уровень компетентности руководителей и профессиональной подготовки исполнителей, так и с объективными условиями, когда многоуровневая структура управления в корпорации требует жесткой регламентации порядка расчета, согласования, учета и контроля за финансовыми потоками, направляемыми на строительство, а лимит денежных средств определяет необходимость введения фирменных ограничений и регулирования управления стоимостью. Административное ценообразование предлагает для этих целей уже готовые решения, тогда как индивидуальный стоимостной инжиниринг требует значительных интеллектуальных усилий, времени и средств. Однако заметим, что в странах с развитыми рыночными отношениями затраты на консультационные и инжиниринговые услуги составляют около 10 % стоимости инвестиционных проектов.

    Сегодня, основным направлением перестройки экономических отношений в инвестиционно-строительной деятельности становятся не методические и экономические проблемы, а психологическая перестройка в сознании всех участников строительного процесса, переориентация их с общеотраслевых рекомендаций административных органов на решение текущих проблем для конкретных строительно-инвестиционных и воспроизводственных проектов на основе здравого смысла и предложений специалистов - профессионалов по управлению стоимостью строительства.

    Переход от преимущественно административной к преимущественно рыночной методологии и практики сметного ценообразования обозначится отказом от разработки, издания и реализации нормативно-методических документов общего назначения административными органами власти и использовании этими органами методов конкурсного отбора профессиональных предложений по стоимостному инжинирингу конкретных инвестиционно-строительных проектов, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований.

    В стабильной экономической системе устанавливается единообразный порядок сметного обеспечения строительной деятельности. В плановой экономике - это было документальное подтверждение принятого административными органами решения о финансировании капитальных вложений (титульные списки) на основе традиционного, единого для всех порядка и формы сметного расчета. В рыночной экономике - это многообразие моделей определения объективно обусловленной, реальной текущей стоимости предстоящего строительства с использованием наиболее рациональных и экономичных методов в конкретной ситуации.

    Традиционная модель сметного расчета в административно-командной системе устанавливала сметный лимит финансовых ресурсов на строительство путем калькулирования затрат на основе централизованно разработанных цен, норм и нормативов, утверждаемых на длительный период. Сметный лимит был и остается сегодня основным инструментом сметных расчетов для объектов строительства, которые финансируются из бюджетов разных уровней, причем приоритет устанавливается для учета дефицита финансовых ресурсов в бюджете, т.е. реализуется "затратный метод" в сочетании с "остаточным" принципом в планировании и распределении ресурсов.

    В рыночной экономике, в условиях действия законов стоимости, спроса и предложения, свободной конкуренции, целью хозяйственной деятельности как подрядчика, так и заказчика является получение прибыли. Заказчик инвестирует в строительство финансовые ресурсы из собственной прибыли, а в подрядных организациях прибыль является единственным источником расширенного воспроизводства строительной деятельности. В расчете предстоящих расходов на строительство, в сметной стоимости, прибыль формируется как оптимальное соотношение между желанием подрядчика получить максимальный доход и ограниченными финансовыми возможностями инвестора-заказчика, отсюда сметная прибыль сегодня является основным и важнейшим пунктом договорного процесса между заказчиками и подрядчиками.

    При перемене экономической формации, в переходный период от плановой к рыночной экономики, меняется также назначение и область применения результатов сметного расчета - сметной документации на строительство:

    ·   в плановой экономике - функции учета и контроля за использованием выделенных бюджетных средств и ресурсов государственными органами власти и управления;

    ·   в рыночной экономике - формирование детальных планов финансирования, снабжения и организации строительного производства конкретными заказчиками и подрядчиками в реальном масштабе времени и места.

    В настоящее время применение рыночных механизмов ценообразования в строительстве ограничено условиями переходного периода, когда плановая, командная система управления инвестиционной деятельностью в принципе разрушена, а рыночные отношения и институты предпринимательства и конкуренции только создаются, при сохранении устойчивой привычки работать по команде, указке сверху.

    Особенности переходного периода и собственный отечественный оригинальный опыт сметного нормирования и ценообразования в СССР не позволяют полностью перенять модели сметного ценообразования, действующие в странах с развитым рынком свободной конкуренции.

    В концепции Госстроя России по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве в условиях развития рыночных отношений декларированы основные положения новой системы ценообразования:

    ·   равноправие участников инвестиционного процесса;

    ·   рекомендательный характер публикуемых методик и правил;

    ·   вариантный подход к определению сметной стоимости;

    ·   свободный выбор нормативной базы;

    ·   рациональные способы исчисления прибыли, накладных и других затрат.

    Положения федеральной Концепции позволяет на современной основе рыночных отношений построить систему нормирования и ценообразования в строительстве, опираясь на уникальную отечественную практику и используя достижения и опыт других стран в этой области экономики.

    Совершенно новым элементом современной рыночной системы сметного нормирования и ценообразования в России является широкое применение текущих цен на основные ресурсы в строительстве. Введение текущих, постоянно меняющихся под влиянием конъюнктуры рынка, показателей стоимости ресурсов в практику определения сметной стоимости является весьма продуктивным направлением и позволяет перейти от общеотраслевой оценки стоимости строительства к учету текущего состояния регионального рынка цен в строительстве, т.е. полноценно осуществлять региональный мониторинг оптовых цен, установить контроль за уровнем средних сметных цен на основные строительные ресурсы в регионе, эффективно использовать конъюнктуру рынка строительных материалов при реализации подряда, упорядочить и упростить компенсационные расчеты между заказчиками и подрядчиками за выполненные работы.

    На начальном этапе перехода из одной экономической формации в другую, характеризующейся отказом от наиболее одиозных административных методов управления экономикой и внедрением отдельных элементов рыночных отношений, практика сметного ценообразования выработала две самостоятельные и, на первый взгляд противостоящие друг другу, модели сметных расчетов предстоящих затрат в строительстве: расчет в базисных ценах и расчет в текущих ценах (сложившиеся названия : базисно-индексный и ресурсный методы).

    Строго говоря, как в отечественной практике сметных расчетов, так и в других странах существует и действует только один основной метод сметного расчета предстоящих затрат на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт - нормативно-калькуляционный метод. Модели сметных расчетов - расчеты в базисных ценах с индексацией, расчеты по нормам и текущим ценам - ресурсный метод, расчеты на основе текущих расценок и т.п., являются разновидностями, формами и моделями основного метода, адекватно отражающих условий хозяйствования, в которых они применяются, квалификацию заказчиков и разработчиков сметной документации.

    Нормативно-калькуляционный метод предполагает наличие развитой нормативной базы и разработанные регламенты - правила и формы сметных расчетов. Система новых нормативов современной информационно-нормативной базы управления стоимостью строительства должна обеспечить получение достоверных стоимостных показателей на всех уровнях управления и планирования строительством, их единство, взаимоувязку и максимальное соответствие фактическим затратам инвестора-заказчика при реализации инвестиционного проекта.

    Формы расчета сметной стоимости, - вид и содержание расчетных калькуляций, устанавливаются в процессе хозяйственного взаимодействия заказчиков, подрядчиков, проектировщиков и должны обеспечивать ясность и открытость расчетов для всех участников строительства при заданной точности расчета. Форма сметных расчетов, калькуляций и обоснований вырабатывается исходя из общеэкокномического положения, национальных особенностей, приоритетов данного момента экономического развития и целей конкретного сметного расчета.

    Нормативко-калькуляционный метод сметного ценообразования является основным методом всей современной системы управления стоимостью строительства и применяется на всех этапах, начиная от идеи инвестиционного проекта и концептуальных расчетов и заканчивая прогнозированием размера эксплуатационных затрат и определении доходности проекта. Формула сметного ценообразования на переходный период внедрения рыночных отношений в строительстве включает : один метод - нормативно-калькуляционный; три формы стоимости - сметная, рыночная и договорная цена строительства и многообразие моделей расчета- разновидности базисно-индексных, ресурсных расчетов и моделей текущих цен и расценок.


                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Строительное производство является одним из наиболее стабильных и динамично развивающихся видов производств. Осуществление предпринимательской деятельности в этой отрасли отличает высокая степень документальной проработки требований, предъявляемых к организации строительного производства, его документальному обеспечению, порядка расчетов между заказчиками строительства и подрядными строительными организациями.

    Согласно п. 1 ст. 740 ГК РФ основным документом, регулирующим взаимоотношения между сторонами строительного производства, является договор строительного подряда - договор, в соответствии с которым подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

    Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ.

    Статьей 743 ГК РФ установлено, что договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию.

    Таким образом, необходимым условием для начала строительно-монтажных работ и осуществления расчетов между подрядчиком и заказчиком является наличие договора строительного подряда с обязательным приложением к нему проектно-сметной документации (ПСД), в которой помимо указаний по организации технологии работ, должно быть приведено полное обоснование стоимости строительства.

    Подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.

    В свою очередь, заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают 10% указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ. Внесение в техническую документацию изменений в большем объеме осуществляется на основе согласованной сторонами дополнительной сметы. Подрядчик вправе требовать возмещения разумных расходов, которые понесены им в связи с установлением и устранением дефектов в технической документации.

    На основе сметной документации осуществляются учет и отчетность, хозяйственный расчет и оценка деятельности строительно-монтажных (ремонтно-строительных) организаций и заказчиков. Исходя из сметной стоимости определяется в установленном порядке балансовая стоимость вводимых в действие основных фондов по построенным предприятиям, зданиям и сооружениям.


    Список литературы

     

    1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория (изд.5-е). - Новосибирск: Лада, 2000.

    2. Кузьминский А.Г., Голскоков В.Г., Андрусевич Л.И. Особенности действующей системы ценообразования и сметного нормирования в отрасли строительства / В сб.: Ценообразование в инвестиционном цикле. - Новосибирск: НГАСУ, 2000.

    3. Кузьминский А.Г., Нефедова Л.К. Система государственного регулирования цен на строительную продукцию / В сб.: Менеджер XXI века. Мат-лы к 3-й междунар. очно-заоч. науч.-практ. конф.. Сентябрь 200- г. - Новосибирск: НГАСУ, 2000.

    4. Кузьминский А.Г., Щербаков А.И. Ценообразование и сметное нормирование в строительстве (изд. 2-е, перераб. и дополн.): Учеб. пособие. - Новосибирск: НГАСУ, 1997.

    5. МДС 81-1.99.

    6. МДС 81-25.2001.

    7. МДС 81-4.99.

    8. МДС 83-1.99.

    9. Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации. МДС 81-1.99. - М.: Госстрой РФ, 1999.

    10. Определение стоимости строительной продукции: Сметы, ведомости, рекомендации М. Строительство Изд. 2-е, перераб., доп 2003г.

    11. Организация оплаты труда и сметное дело в строительстве, Костюченко В.В., Крючков К.М., Кожухар В.М., изд. Феникс, Ростов-на-Дону, 2004г.

    12. Основные положения (концепция) ценообразования и сметного нормирования в строительстве в условиях развития рыночных отношений / Строительная газета. - 1993. - №5.

    13. Сборники ГЭСН-2001.

    14. Сборники нормативных показателей расхода материалов. Минстрой РФ.

    15. Свод правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации (СП 81-01-94). - М.: Госстрой РФ, 1995.

    16. Составление смет в строительстве на основе сметно-нормативной базы 2001г., М. С.Пб. 2003г., под редакцией Горячкина.

    17. Справочник проектировщика. Под ред Карташева Стройиздат, 1975г.

    18. Управление проектно-сметным процессом П.С. Нанасов, В.А. Варежкин, изд. Мастерство, М. 2002г.




    [1] Чижова А. С. «Учет в строительстве» // «Главбух» № 1, 2001.

    [2] Иоффе О. С. «Советское гражданское право». - М.: 1961.

    [3] Завидов Б. А. «Общие положения о подряде» // «Российская юстиция». 1996, № 11.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Договор подряда в строительстве ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.