Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Древневосточная философия

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Древневосточная философия
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:40:12
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

                                     Древневосточная философия


    Ключевые термины: философия Запада и Востока, индийская философия, китайская философия.


    О философии Запада и Востока. Под восточной философией обычно понимают философию Индии, Китая и Японии. Непредвзятый анализ показывает, что хотя различия между восточной и западной философией суще­ствуют, они не являются чрезмерными.

     










                                          Схема 1. - Этапы формирования философии


    Многие специалисты считают, что нет как таковой западной или восточной фи­лософии. Нет единого «духа» западной или восточной филосо­фии, который определялся бы характером соответствующих на­родов. Говорят, что западная философия рациональна, научна, натуралистична, ориентирована на прогресс и активную преоб­разующую деятельность, а восточная философия религиозна, мистична, интуитивна, нацелена на эстетико-этическую просве­щенность. Но детальное сопоставление философских воззрений Запада и Востока всякий раз показывает, что введенные разли­чия имеют не регионально ограниченный, а универсальный ха­рактер. Так, мистик - это универсальная фигура. В средневе­ковой философии и ее современных модернизациях мистики сколько угодно; иначе говоря, мистика характерна не только для индийских философских систем. В то же время, индийские и китайские философы много занимались изучением логических вопросов, отнюдь не всегда проигрывая в этом своим коллегам с Запада.

    В философском отношении Запад интересен Востоку, а Вос­ток Западу. Былой обособленности нет больше места. В своем единстве они призваны сформулировать планетарное философ­ское мышление будущего.

     

    Индийская философия. Для индуса характерен интерес как к человеку, так и к це­лостности мира. То и другое выливается в единство, которое луч­ше всего выражается формулой: «Атман есть Брахман».

    Атман - это всепроникающее духовное начало, Я, душа. Брахман - безличный духовный абсолют, из которого происхо­дит все остальное. Решающая мысль состоит в том, что Атман и Брахман совпадают. Атман - это самосознание Брахмана, когда они совпадают, всякой двойственности приходит конец. Многие ин­дусы считают, что на Западе слишком резко противопоставля­ют Бога человеку и природе, в то время как весь мир одушев­лен одним и тем же духом, одним и тем же Богом.

    Совпадение Я-Атмана с безличным Брахманом открывает человеку путь к высшему блаженству. Для этого человеку сле­дует преодолеть иллюзию эмпирического мира, земного, освобо­диться от него. Достижение человеком вечного Я - есть мокша.

    Представление об абсолютном бытии создается путем сведе­ния всех вещей к единому целому. Эту задачу нельзя разрешить рациональным образом, ибо интеллект всегда пребывает в мире множества. Есть более могущественная сила в постижении аб­солютного бытия, чем абстрактное мышление, - это интуиция, выступающая как погружение во всеобщее сознание и сопряже­ние со всем существующим. В результате человек совпадает с Богом, с абсолютным бытием.






                                         









                                  Схема 2. - Древнеиндийская философия


    Индийская мысль довольно мистична. С мистикой органич­но связана сосредоточенность индусов, которая также признает­ся одним из необходимых достоинств человека. Индусы счита­ют, что именно искусство мистики, духовных переживаний и медитаций (сосредоточенных размышлений) не раз позволяло им противостоять превратностям истории.

    Медитация ведет к состоянию нирваны, к избавлению от земных желаний и привязанностей, боли, страданий и удоволь­ствия. В этой связи очень показателен разработанный йогами спе­циальный комплекс приемов и упражнений для достижения состояния нирваны.

    Индийскую философию часто обвиняли в пессимизме, догма­тизме, излишнем традиционализме, переходящем в консерватизм, чуждости идее прогресса, абсолютизации психического, равно­душии к этике. Эти обвинения не многого стоят в свете того, что на протяжении двух с половиной тысячелетий индийская фило­софия достойно выполняет свое назначение - направляет дея­тельность своих почитателей.

    Индусы всегда относились к своим философам с почтением. Отнюдь не случайно одним из первых президентов независимой Индии стал философ С. Радхакришнан.

    Китайская философия. Главный интерес китайской философии - это отношения между обществом и человеком, правителем и его подчиненны­ми. Не теория познания, не логика, не эстетика, а этика стоит на первом месте в размышлениях основных представителей ки­тайской философии. Возраст китайской философии тот же, что у индийской - более 2,5 тысяч лет.

    Китайские философы, равно как и их коллеги из других ре­гионов, пристальное внимание уделяли единству мира. В этой свя­зи вводилось представление тянъ (небо) и дао (закон изменения вещей). В учении о тянь и дао существовало два подхода: в од­ном случае им придавалось надмировое значение (Лао-цзы), в другом - по преимуществу этическое (Конфуций). Тянь - без­личная, сознательная, высшая сила. Дао - закон изменения ве­щей, вызываемого этой силой. В тянь и дао явственно слышны религиозные мотивы, тем не мене, по сравнению с западной и ин­дийской философией они приглушены.

    Состояние всеобщего благоденствия требует подчинения дао, следования его универсальным правилам, подчинения ритмам природы. Человек должен избавиться от личных стремлений, по­чувствовать дао.

    Соблюдать дао - это означает, по Конфуцию, быть не низ­менным человеком, пренебрегающим общими интересами во имя ложных, а совершенным мужем, для которого характерны пять добродетелей: жэнъ- человечность, спокойно-уравновешен­ное уважение и любовь к другим, благопристойность, нена­вязчивость; чжи - мудрость, интеллект; и - следование этике справедливости, долга, честности. Особенно это касается отноше­ний в семье (отец - сын, муж - жена, старший брат - млад­ший брат) и на службе (старший - младший; начальник - под­чиненный); ли - послушание, деликатность, учтивость, уравно­вешенность; сяо - покорность воле родителей.

    Конфуций видел осуществление своей программы в умело ор­ганизованном процессе образования и воспитания молодых. Его влияние на китайскую историю часто сравнивают с влиянием Со­крата на Западе.



                                 Таблица 1. - Школы древнекитайской философии


    Школа

    Основная проблематика

    Школа Инь-Ян

    философия природы (натурфилософия), проявления в природе Инь и Ян и их взаимодействие

    Конфуцианство

    этико-политическая проблематика

    Моизм

    социально-политическая проблематика

    Школа имен

    проблемы семантики: связь между именами

    и обозначаемыми объектами или явлениями

    Легизм

    законы, управляющие жизнью общества, и способы управления людьми

    Даосизм

    природа и сущность Дао и Дэ и их проявления

     в природе и обществе


    В традиционной китайской, и в целом древневосточной философии, не могли не обратить внимания на взаимосвязанные циклические явления как в природе, так и в человеческом организме: ночь-день, утро-вечер, зима-лето, а также бодрствование-сон, вдох-выдох, систола-диастола и т.д. К примеру, связи внутри суточного цикла выглядят так: день "рождает" вечер, вечер "рождает" ночь, ночь - утро, утро сменяется днем и опять день "рождает" вечер т.д. (схема 3). Древние ученые считали, что цикличность свойственна всем явлениям. По их мнению, организация природы и всей Вселенной представляет собой циклы чередования инь и ян, что особенно наглядно иллюстрирует само течение года.

    Каждый из этих циклов состоит из четырех последовательных состояний: 1) рождение (возрастание), что соответствует утру, весне и т.д.; 2) максимальная активность, что соответствует полудню, лету и т.д.; 3) упадок, что соответствует вечеру, осени и т.д.; 4) минимальная активность, что соответствует ночи, зиме и т.д.

                               Схема 3. - Суточный цикл по теории инь-ян


    Эти последовательные состояния отображаются и в пространстве. Так, восток (восход солнца, утро) соот­ветствует рождению, юг - максимальной активности, запад - упадку (заход солнца, вечер), север - минималь­ной активности.

    В дальнейшем, изучая циклы, состоящие из четырех последовательных состояний, или этапов, древние ученые обобщили их и присвоили каждому из них свой смысл. Под ними подразумеваются следующие обобщения:

    дерево - символ рождения, возрастания;

    огонь - символ максимальной активности;

    металл - символ упадка;

    вода - символ минимальной активности.

    Итак, древние ученые, взяв за основу изложенное выше учение, дали следующую схему организации Вселенной: в основе всего лежит цикличность; каждый цикл в своем развитии проходит последовательные этапы, символически обозначенные определенным элементом.

    Данная схема Вселенной была принята как универсальная, т.е. ее элементы могли быть распространены не только на целое (Вселенная), но и на составные части этого целого. Исходя из постулата универсальности, представители древневосточной медицины перенесли эту схему организации Вселенной на живые существа, в том числе на человека, проведя соответствие между пятью элементами и каждой составной частью человека, каждой физиологической функцией: микрозонами функционального воздействия, представленными в виде определенных совокупностей точек воздействия.

    Заключая наш краткий обзор философии Востока, отметим роль традиции в философии. Сколь бы причудливым образом не изменялись окрашенные в национальные тона философские си­стемы, устоявшиеся философские традиции в той или иной фор­ме дают о себе знать. Вот характерный пример. Конфуцианство как философское учение сложилась за пять веков до нашей эры. В XI-XII веках достигает расцвета неоконфуцианство. А в на­ши дни среди китайских философов много сторонников так на­зываемого нового конфуцианства. Похоже, что философские традиции не умирают.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Древневосточная философия ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.