Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Европейская культура второй половины 19 века

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Европейская культура второй половины 19 века
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:40:12
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение. 3

    1. Сциентизм и позитивизм как основные характеристики социокультурной сферы европейского общества. 4

    2. Формирование художественной системы критического        реализма  11

    3. Кризисные явления в культуре. Импрессионизм. Символизм. Модернизм. 12

    Заключение. 18

    Литература. 19






                       






    Введение

     

    Цель данной работы – обозначить основные тенденции в развитии европейской культуры второй половины XIX века, проследить противоречие культурного процесса.

    Указанная цель предполагала решение следующих конкретных задач:

    1. Рассмотреть господствующие направления XIX века в философии.

    2. Определить многообразие художественных направлений.

    3. Обратиться к кризисным явлениям в культуре.

    В исследовании использовался метод теоретического анализа литературы, освещающей проблемам  европейского искусства.

    Решение вышеперечисленных задач определяет логику изложения материала данной работы, её структуру, принципы выделения параграфов.



                     

    1.Сциентизм и позитивизм как основные характеристики социокультурной сферы европейского общества


    XIX столетие в истории Западной Европы стало временем практического воплощения в жизнь программы, разработанной
    эпохой Просвещения. Если XVIII век был веком разума,
    то XIX век явился веком науки и техники,
    их стремительного и ошеломляющего прогресса, который оказал огромное влияние на развитие культуры. Вследствие этого обратимся к основным научным достижениям рассматриваемой нами эпохи.

    Бурное развитие техники привело  к кардинальным изменениям и невиданным достижениям в области производительных сил и материального производства. Все это стало возможным благодаря появлению новых видов энергии.

    Раньше основу производительных сил составляли три
    источника энергии: мускульная энергия человека, вода и ветер. Теперь им на смену пришли более мощные и эффективные источники: пар, электричество, тепловая энергия.

    Именно паровая машина, соединенная со станком, совершила то, что было названо  промышленной революцией. Пар стал энергетической основой для создания железнодорожного транспорта, речного и океанского пароходства.

    Наряду с паром огромное значение имело также изобретение электричества. К середине XIX  века были созданы телеграф и телефон, радикально изменившие систему связи и коммуникаций. Электричество стало широко использоваться для освещения, а изобретение электродвигателя привело к появлению трамвая, который позволил совершенно по-новому решить проблему городского транспорта.

    Вторая половина XIX века была отмечена еще одним важным   техническим   достижением: изобретением двигателя внутреннего сгорания. Благодаря этому в 1886 году появились первые автомобили.

    Не менее важные изменения и события происходят в  других областях материального производства: в добыче угля, выплавке металлов, строительстве. Повсюду используются совершенно новые и высокопроизводительные технологии.

    Пар вызвал не только промышленную революцию, но и глубокие социальные изменения: он взорвал феодализм изнутри. Возникшая благодаря пару паровая машина стала той производительной силой, с которой феодализм уже не мог справиться и должен был окончательно уступить свое место новому общественному строю - капитализму. Вместе с новым обществом возникла новая социальная структура, в которой прежняя феодальная аристократия уступила свое господствующее положение буржуазии. В свою очередь, буржуазия породила главного своего противника и антагониста - пролетариат.

    В новой социальной структуре впервые склады­вается особый социальный слой - интеллигенция, численность которой незначительна, однако ее роль в духовной и интел­лектуальной жизни все больше возрастает.

    Изменившиеся социально-экономические условия оказали сильное воздействие на все области культуры. Наиболее бла­гоприятными они оказались для науки. Бурный рост произ­водства явился мощным стимулом для научных исследова­ний - как фундаментальных, так и прикладных.

    В целом наука остается в рамках классической формы. В то же время в ней происходят существенные изме­нения. Дифференциация науки ведет к постоянному возникно­вению все новых и новых самостоятельных дисциплин, между которыми происходит своеобразный раздел мира. Механика при этом утрачивает свою монополию на создание общенауч­ной картины мира. Наблюдается усиление роли биологии, хи­мии и геологии.

    Существенно меняется стиль научного мышления, в кото­ром большое значение приобретает идея развития, составляю­щая основу концепции эволюционизма. Решающий вклад в его разработку принадлежит английскому биологу Ч. Дарвину.

    Раньше ученые в той или иной мере придерживались теологической концепции креационизма, согласно которому весь мир в целом и его конкретные формы, включая человека, были некогда сотворены Богом из ничего и остаются в неиз­менном виде. Теперь же, в связи с возникновением эволю­ционизма, позиции креационизма серьезно ослабли. Согласно эволюционизму, мир находится в постоянном развитии, его со­временное состояние является результатом долгой эволюции.

    В биологии помимо Дарвина особого выделения заслужи­вает австрийский ученый Г. Мендель, заложивший основы генетики. Выдающийся вклад в развитие химии внес русский ученый Д. И. Менделеев, открывший Периодический закон хи­мических элементов. Физика своими успехами обязана многим великим ученым, среди которых австрийский ученый Л. Больцман, английский физик Дж. Максвелл. Настоящий расцвет переживает мате­матика.

    Важные изменения происходят в философии. Наиболее су­щественные из них в той или иной мере связаны с наукой. В XIX веке в философии достаточно отчетливо складываются три направления, своеобразие которых во мно­гом определяется их отношением к науке.

     Первое можно на­звать традиционным. Оно берет свое начало в Древней Гре­ции, где философия оставалась выше всех других наук, поскольку все они вышли из нее. Она выступала «царицей», или «наукой наук». В XIX веке эту традицию лучше всего во­площала классическая немецкая философия в лице Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля.

    В наиболее яркой форме она представлена у Гегеля, кото­рый отдавал явное предпочтение философии перед всеми другими науками, считая, что только она дает нам полное и подлинное знание, тогда как другие науки не идут дальше от­рывочных сведений. Данное направление покоится на рацио­нализме в его абстрактно-теоретическом виде.

    Второе направление в XIX веке приняло форму позитивизма, основателем которого стал французский философ О. Конт (1798 - 1857).

    Позитивизм - философское направление, основанное на принципе, что подлинное  «положительное» знание может быть получено лишь как результат отдельных конкретных наук и их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.

    Значительный вклад в развитие позитивизма внесли английские ученые Дж. Миль (1806 - 1873) и Г. Спенсер (1820 - 1903). Лозунг позитивизма «Наука сама себе философия». Позитивисты объявили борьбу материализму, идеализму и диалектике; заявили, что позитивизм будет иметь всеобъемлющее значение; указали на то, что задача положительной философии должна состоять в систематизации конкретно- научного знания на основе рациональной классификации наук. Среди причин возникновения позитивизма можно назвать следующие: 1. Бурный прогресс естественных наук на рубеже 19 и 20 столетий. 2. Доминирование (преобладание) в области методологии спекулятивных   философских воззрений, не соответствовавших конкретным целям   естествоиспытателей.   Позитивизм широко распространился среди ученых естественников, в том числе и в России (Петр Лавров, Николай Михайловский).

    Под влиянием позитивистской философии сложилось позитивистское  сознание. Конфликт гуманистических идеалов и прозаической повседневности вылился в признание научного факта. Позитивизм опирался на философию Нового времени, на программу практического господства науки как рациональной системы опытного достоверного знания, отбросив метафизические представления. Это направление также опирается на рационализм, но в его конкретно-научном, эмпирическом виде. В противоположность первому оно отдает приоритет конкретным наукам, естествознанию, весьма скептически оценивая философию, считая ее устарев­шей формой познания. При таком подходе философия приоб­ретает некую неполноценность. [1]

    Суть позитивизма выражает сциентизм, абсолютизирующий роль науки в культуре и жизни общества.

    В словаре П.И.Кравченко мы находим следующее определение данному понятию.

    Сциентизм - это система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире. Нередко сциентисты считают «образцовыми науками» физику или математику и призывают строить остальные науки по их образу и подобию.[2]

    В качестве осознанной ориентации сциентизм утверждается в конце XIX века. В соответствии с его точкой зрения, научное знание должно проникнуть во все области жизни и организовать всю жизнь человечества. Так, например, политика уступит место научному подходу к решению социальных проблем.

    Сциентизм сыграл важную роль в культуре, избавив от большого количества метафизических и теологических заблуждений. Наиболее радикальные сциентисты считали, что вся политическая власть должна быть передана от бюрократов ученым. А противниками такого подхода отмечается, что указанная концепция приводит к подавлению демократии.

    Сциентизм основывается на трех основных положениях:

    · положение о том, что наука может заменить собой философию и метафизику в области разрешения основных моральных и этических проблем.

    · положение о том, что в науке заключены решения всех проблем человечества.

    · положение о том, что методы точных наук являются единственными верными научными методами, и что эти методы должны применяться также и к гуманитарным и социальным наукам.

    В более мягкой интерпретации сциентизм может связываться с идеей, что только знания, подтвержденные научно, являются единственно верными, или с идеей чрезмерного доверия к науке, граничащего с догматизмом.

    Положение художественной культуры и искусства в XIX веке становится сложным и противоречивым. С одной стороны, искусство продолжает успешно развиваться. В нем возникают новые стили, школы и течения. С другой сто­роны, искусство начинает все ощутимее чувствовать себя невостре­бованным, никому не нужным. Одна из причин  этого заключалась в том, что пришедшая к экономической и политиче­ской власти буржуазия имела скромный культурный и эстетический уровень, проигрывая в этом плане уходя­щей в прошлое феодальной аристократии.

    Духовные и художественные потребности и запросы бур­жуазии были слишком ограниченными. Она исповедовала фи­лософию утилитаризма, в которой главными ценностями вы­ступали польза и удовольствие в их узком, материальном понимании. Слово «литература» в среде новых господ приобретало отрицательный, пренебрежительный смысл, им называ­лось все то, что считалось совершенно бесполезным и ненуж­ным в жизни.                 

    К середине XIX века ситуация меняется и богатые буржуа начинают активно покупать предметы искусства, делая это, однако, в силу того, что обладание такими предметами воспринималось как внешнее свидетельство принадлежности к просвещенной элите общества. Внутренняя, духовная, на­стоящая и глубокая тяга к искусству по-прежнему отсутство­вала. Богатеющий буржуа оставался обывателем.

    Вторая причина, осложнявшая развитие искусства, была связана с новыми социально-экономическими условиями жизни. Складывающуюся капиталистическую действительность нельзя было назвать царством разума, свободы и справедливости, которое обещала идеология Про­свещения. Становление капитализма сопровождалось острыми социальными противоречиями и конфликтами, жестокой экс­плуатацией наемного работника, которая сводила к нулю пре­доставляемую ему политическую свободу. Все эти процессы были далекими от эстетики прекрасного и возвышенного и ставили перед искусством трудные проблемы, не пробуждали у художников творческого вдохновения. Поэтому искусство в целом не приняло буржуазную действи­тельность.

    В одном случае оно спасалось от нее бегством в мир грез, фантазии и воображения, как это делали романтизм и сторонники «чистого искусства». В другом случае оно занимало по отношению к ней критическую позицию, что было характерно для реализма в целом и критического реализма в особенности.

    Еще один фактор, сильно влиявший на развитие искусства, был связан с наукой. В XIX веке наука и искусство не просто продолжали обособляться друг от друга. Их взаимоотношения становились все более напряженными. Искусство ревниво воспринимало растущий общественный престиж науки; видя в ней опасного и преуспевающего сопер­ника. Оно не могло смириться с претензиями науки на монополию в области познания мира, считая, что научный рацио­нализм бессилен в познании того, что касается  человека и общества.

    Здесь на первый план выходят чувства, эмоции, воля, стихийное, которые подвластны не столько разуму и логике, сколько интуиции, чувствованию, воображению и другим способам достижения, находящимся в компетенция искусства.

    В то же время искусство не могло полностью игнорировать бесспорные успехи науки. Поэтому некоторые течения модернизма, возникшие  во второй поло­вине XIX века, начинают использовать научные методы и дос­тижения. В качестве примера в этом плане можно указать на имперссионизм и неоимпрессионизм.

    К числу благоприятных для развития искусства факторов следует отнести формирование интеллигенции как особого социального строя. Он включал в себя как самих творцов ис­кусства, так и наиболее подготовленных зрителей. Внутри него также складывается группа профессиональных критиков, выполняющих важную роль посредника между создателями ху­дожественных произведений  и воспринимающей публикой.

    В целом развитие искусства XIX века идет под знаком уси­ления роли субъективного начала, личности художника и творчества как процесса. Данная тенденция проявилась в том, что в искусстве все большее значение приобре­тает не содержание, а форма, не то, что художник изображает, рассказывает или вы­ражает, но то, как он это делает, какими средствами и в какой форме.

    Отсюда повышенное внимание к поиску формы, новых вы­разительных средств, необычного угла зрения. Данная тенденция проявилась также в том, что предметом искусства становятся не окружающий мир и природа, а внутренний духовный мир человека и самого художника, жизнь сознания и психология.

    Романтизм уступает свое ведущее положение реализму, принимавшего вид критического реализма и натурализма.

    2. Формирование художественной системы критического реализма


    Реализм выдвинул задачу правдивого, объективного и глу­бокого отображения действительности. Такая позиция не оз­начала простое копирование того, что есть. Творческий метод реализма включает в себя всесторонний анализ, глубокое про­никновение в суть явлений и фактов, типизацию и отбор, оценку событий. Реализм продолжил начатую романтизмом критику отрицательных сторон буржуазного общества: господ­ство утилитаризма и грубого материализма, бездуховность, нивелирование человеческой личности.

    Одной из центральных фигур реализма в литературе явля­ется французский писатель Оноре де Бальзак (1799 - 1850). Он создал грандиозную эпопею «Человеческая комедия», состоя­щую из 90 романов и рассказов. Наиболее известные из них – «Шагреневая кожа», «Неведомый шедевр», «Утраченные ил­люзии». Творчество Бальзака оказало большое влияние на развитие мировой литературы. Великими писателями-реалистами стали также У.Теккерей, Г.Флобер, Ги  де Мопассан, Ч. Диккенс.

    В живописи главным представителем реализма считается французский художник Г. Курбе (1819 - 1877). Его творчество - это активный протест против официального искусства эпигонов классицизма и романтизма, чье творчество было реакционно в своей основе. Г.Курбе смело и страстно выступил в защиту реализма и обосновал его как течение демократическое. В своих произведениях он утверждал жизненную правду, как «высший принцип искусства».

    Лучшие произведения художника отмечены правдивым и глубоким проникновением в повседневную жизнь простого народа: «Похороны в Орнани», «Дробильщики камней», «Веяльщики».

    Во время Парижской коммуны 1871 года Г.Курбе решительно встал на сторону восставшего народа, был избран в члены Коммуны и являлся председателем Федерации художников. После падения Коммуны был заключен в тюрьму, картины его были конфискованы. Художник вынужден был эмигрировать в Швейцарию, где умер, не дождавшись амнистии.

    Крупнейшими  реалистами являются также К.Коро, Ж.- Ф.Милле, О.Домье. Обратимся к их творчеству.

    В творчестве К.Коро, замечательного живописца и пейзажиста, оригинально преломились основные художественные течения французского искусства XIX века - классицизм, романтизм, реализм и отчасти импрессионизм. Природа в пейзаже К.Коро то ясная и спокойная, то взволнованная и настороженная очаровывает зрителя. Яркую звучность дня художник предпочитает обаянию туманного утра или тихой прелести вечера. Он был неподражаем в передаче тончайших переходов света и тени, создающих иллюзию воздушной глубины. Не смотря на то, что полотна К.Коро как будто со тканы из легких виртуозно переплетающихся мазков, в которых растворяются очертания объемов, в них сохраняются четко построенные пространственные планы. Человеческие фигуры, гармонирующие с общим колоритом пейзажа, выполняют не только роль цветовых пятен. Они своим присутствием одухотворяют природу.

    Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина обладает замечательным собранием пейзажей К.Коро. Среди них такие шедевры пейзажной живописи, как «Порыв ветра», «Воз сена». Небольшой по размерам пейзаж «Колокольня в Аржашейле» занимает в ряду других значительное место, являясь образцом поэтического восприятия художником природы родной Франции.

    В борьбе за реалистическое искусство Ж.- Ф. Милле был тесно связан с художниками «барбизонской школы», но в отличие от них пейзаж в его творчестве не имел первенствующего значения. Основной темой его творчества была жизнь французских крестьян, которых он изображал без идеализации или снисходительной жалости. Ж.-Ф.Милле сам был крестьянином, и образы, созданные им, полные суровой правды, глубоко человечны.

    Во второй половине XIX века реалистическая живопись художника стала значительным явлением художественной жизни Франции. Каждая новая картина приносила ему новых друзей и врагов. Особенно остро была встречена «Собирательницы колосьев». В ней художник изобразил сбор урожая, во время которого по старинному обычаю бедным женщинам разрешалось из милости подбирать оставшиеся на поле колосья. Художника упрекали чуть ли не в революционной пропаганде: в образах своих скромных героев он воплотил передовую идею искусства XIX века - идею труда как основной движущей жизненной силы. Во взаимосвязи людей и природы художник видел источник не только физической, но и духовной красоты человека.

    Помимо картин Ж.-Ф. Милле оставил серии рисунков, пастелей и офортов, посвященные жизни и быту французских крестьян.

    Оноре Домье - французский художник XIX века. Бичующий смех великого сатирика, разоблачающего лицемерие и жестокость буржуазного общества, а также неподражаемый комизм его бытовых карикатур неизменно привлекает и сегодня самого разнообразного зрителя.

    Слава О.Домье как графика, еще при жизни мастера оставила в тени другую замечательную грань его творчества  - живопись. Между тем именно в живописи раскрывается глубокий и мужественный оптимизм О.Домье, его вера в человеческое достоинство, в искренность и глубину чувств. Художник нашел эти качества у людей из рабочей среды. Он знал их повседневный труд, он был рядом с ними в дни народных восстаний.

    О.Домье был в живописи, как и в графике, смелым новатором, однако в своих творческих поисках он всегда сохранял единство формы и содержания, глубокую искренность и человечность.

    Натурализм как вид реализма в литературе представляет прежде всего Э.Зо­ля (1840 - 1902). Он создал серию романов «Ругон-Маккары», состоящую из 20 томов, среди которых широкую известность приобрели «Чрево Парижа», «Жерминаль».

    В развитии критических тенденций в культуре XIX века было два этапа. Первый был связан с революционным движением, второй - с зарождением и распространением социалистических идей и духовным кризисом буржуазного общества, то есть с неверием в возможность духовного прогресса, в осуществимость гуманистических идеалов. Все это привело к появлению пессимизма, апатии, безразличия, что нашло отражение в таких формах художественной культуры, как импрессионизм, натурализм, символизм. [3]

    3. Кризисные явления в культуре. Импрессионизм. Символизм. Модернизм.

    Во второй половине XIX века в западном искусстве появ­ляется направление, которое впоследствии получит название «модернизм». Его первым течением можно считать импрессио­низм, возникший в 60-е годы. Данное течение еще не является в полной мере модернистским. Оно выходит из реализма и все дальше удаляется от него, не порывая с ним окончательно. Импрессионизм - еще не модернизм, но уже и не реализм. Его вполне можно рассматривать именно как начало модернизма, поскольку в нем уже присутствуют его основные признаки.

    Первый связан с явным смещением акцента с объекта на субъект, с объективности и правдивости на субъективное ощущение. В импрессионизме главным становится не изобра­жаемый предмет, а его восприятие, то впечатление, которое он вызывает у художника. Верность объекту уступает место верности восприятию, верности мимолетному впечатлению. Принцип «неверности предмету» станет затем одним из ос­новных принципов эстетики модернизма, превращаясь в принцип сознательной деформации, искажения и разло­жения предмета, принцип отказа от предмета, предметности и фигуративности. Искусство все больше становится искусством самовыражения художника.

    Второй признак состоит в особом внимании к эксперимен­ту, поиску все новых выразительных средств, технических и художественных приемов. В этом художники-импрессионисты следуют примеру ученых. Они с увлечением занимаются разложением тонов, игрой цветовых отражений, необычным сочетанием красок. Им нравятся теку­честь, изменчивость, подвижность. Они не терпят ничего за­стывшего и статичного. Особый интерес у импрессионистов вызывают процессы взаимодействия предметов с атмосферой, воздухом, светом, туманом, смогом, солнечными лучами. Благодаря всему этому они добились значительных успехов и достижений в области цвета и формы.

    В импрессионизме страсть к эксперименту, поиск новых приемов, погоня за новизной и оригинальностью еще не становятся самоцелью. Однако многие последующие течения мо­дернизма приходят именно к этому, следствием чего оказыва­ется отказ художника от конечного результата, от произведе­ния искусства, понимаемого как нечто законченное и завершенное.

    Еще одна черта импрессионизма, отчасти являющаяся следствием и прямым продолжением уже названных, связана с уходом от социальной проблематики. Реальная жизнь присутствует в произведениях импрессиони­стов, но она предстает в виде живописного спек­такля. Взгляд художника как бы скользит по поверхности со­циальных явлений, фиксируя главным образом цветовые ощущения, не останавливаясь на них и не погружа­ясь в них. В последующих течениях модернизма эта тенденция усиливается, делая его асоциальным, и даже антисоциальным.

    Центральными фигурами импрессионизма, являются К. Моне» (1840-  1926), К.Писсаро (1830 - 1903), О. Ренуар (1841 - 1919).

    Наиболее полное воплощение импрессионизм получил в творчестве Моне.  Излюбленным предметом его произведений выступает  пейзаж - поле, лес, река, заросший пруд. Свое понимание пейзажа он определил так: «Пейзаж – это мгновенное впечатление». От его картины «Восход солнца. Впечатление» произошло название всего течения (по-французски «впечатление» - «импрессьон»). Наибольшую славу ему принесли знаменитые «Стога сена». Особое пристрастие он также про­являл к изображению воды. Для этого он построил специальную лодку-мастерскую, позволявшую ему часами наблюдать за поведением воды, за отражением в ней предметов. Во всем этом Моне добился впечатляющих успехов, что дало основание Э.Мане назвать его «Рафаэлем воды». Весьма примеча­тельным является также полотно «Руанский собор».

    К.Писсаро отдает предпочтение городскому пейзажу – изображению домов, бульваров, улиц, заполненных экипажами и прогуливающейся публикой, бытовыми, сценами.

    О. Ренуар уделяет много внимания обнаженной натуре, портрету – в особенности женскому. Ярким примером его портретного искусства является портрет артистки Ж. Самари. Он также написал картины  «Купанье на Сене», «Мулен де ла Галет».

    Примерно с середины 80-х годов импрессионизм начинает переживать кризис, и в нем образуются два самостоятельных течения - неоимпрессионизм и постимпрессионизм.

    Первое представляют художники Ж. Сера я П. Синьяк. Опираясь на достижения науки о цвете, они доводят некото­рые черты импрессионизма - разложение тонов на чистые цвета и страсть к эксперименту - до логического конца. В ху­дожественном и эстетическом плане данное течение не вызва­ло большого интереса.

    Постимпрессионизм «казался гораздо более продуктивным и интересным явлением. Главными его фигурами стали П. Сезанн (1839 - 1906), В. Ван Гог (1853 - 1890) и П.Гоген (1848 – 1903), среди которых выделялся П.Сезанн.

    В своем творчестве П.Сезанн сохранил наиболее сущест­венное в импрессионизме и вместе с тем создал новое ис­кусство, развивая тенденцию отхода от предмета, от его внешнего облика. Одновременно с этим ему удалось преодолеть характерные для импрессионизма иллюзорность и эфемер­ность изображаемого.

    Жертвуя внешней похожестью предмета, П.Сезанн с необы­чайной силой передает главные его качества и свойства, его материальность, плотность и интенсивность, некую «вещность вещи». В отличие от импрессионизма для создания произве­дений он использует не только зрительные ощущения, но все чувства. В своем творчестве он ярко и мощно выразил личностное начало. Как отмечает П. Пикассо, П.Сезанн всю жизнь писал самого себя.

    Из произведений П.Сезанна можно выделить такие, как «Автопортрет», «Фрукты», «Натюрморт с драпировкой», «Берега Марны», «Дама в голубом». П.Сезанн оказал огромное влияние на весь последующий модернизм. А. Матисс называл его «общим учителем» широкого круга молодых художников, ставших затем известными и знаменитыми.

    Помимо живописи, импрессионизм проявил себя и в дру­гих видах искусства. В музыке его влияние испытал француз­ский композитор К.Дебюсси (1862 - 1918), в скульптуре - французский ваятель О. Роден (1840 - 1917).

    В 80-е годы во Франции возникло течение символизма, которое в полной мере можно считать модернизмом. Наибольшее распространение оно получило в поэзии и литературе. Символизм продолжил линию романтизма и «искусства для искусства», наполненную чувством разочарования в окружающем мире, устремленную к поиску чистой красоты и чистого эстетизма.[4]

    В своем манифесте символисты объявили себя певцами декаданса, заката и гибели буржуазного мира. Они противопоставили себя науке и позитивистской философии, считая, что рассудок и рациональная логика не могут проникнуть в мир «скрытых реальностей», «идеальных сущностей» и «вечной Красоты». На это способно только искусство – благодаря творческому воображению, поэтической интуиции и мистическому прозрению. Символизм выразил трагическое предчувствие грядущих социальных потрясений, принимая их как очищающее испытание и плату за подлинную духовную свободу.

    Центральными фигурами французского символизма являются поэты С.Малларме (1842 - 1898), П. Верлен (1844 - 1896), А. Рембо (1854 - 1891). Первый считается родоначальником течения. Второй создал прекрасные шедевры лирики. А.Рембо стал одним из самых оригинальных и ярких поэтов франции. Он оказал большое влияние на французскую поэзию XX века.

    Символизм получил широкое распространение во многих европейских странах. В Англии его представляет, прежде всего, писатель О. Уайльд (1854 - 1900), автор известного романа «Портрет Дориана Грея», а также поэмы «Баллада Рэдингской тюрьмы». В Австрии к символизму был близок поэт Р.М.Рильке (1875 - 1926), что по-особому проявилось в его творениях «Книга образов» и «Часослов». Еще одним ярким представителем символизма является бельгийский драматург и поэт М. Метерлинк (1862 - 1949), автор знаменитой «Синей птицы».

    XIX век в истории Запада имеет фундаментальное значение. Именно в это время складывается совершенно новый тип цивилизации - индустриальный. Ее основу составил научно-технический прогресс. Поэтому один из главных идеалов Просвещения - идеал прогресса разума - получил в ней наиболее полное воплощение.

    Становление буржуазной демократии способствовало расширению политической свободы. Что касается других идеалов и ценностей просветительского гуманизма, то их осуществление натолкнулось на серьезные трудности и препятствия. Поэтому общая оценка XIX века не может быть однозначной.

    С одной стороны, имеются невиданные успехи и достижения цивилизации. Вместе с тем возникшая промышленная цивилизация начинает все больше теснить духовную культуру.

    В первую очередь это коснулось религии, а затем и другие области духовной культуры: философии, морали и искусства. В целом можно ска­зать, что в XIX веке в западном мире возникает опасная тен­денция дегуманизации культуры, следствием которой к концу столетия стала система колониализма, а в XX веке - две миро­вые войны.








                                                    

    Заключение



    В ходе работы нами были сделаны следующие выводы.

    1. Особенность XIX века – многообразие художественных направлений. Европа становится нетрадиционным типом общества, в котором все большее распространение получает новаторство, где художественные стили не последовательно сменяют друг друга, а существуют параллельно.

    2. Уникальность художественной ситуации XIX века в том, что наряду с реализмом возникают и развиваются направления, противоположные ему (декаденс) – символизм и импрессионизм.

    3. XIX век являлся веком взлетов и упадка, веком многостильности и противоречий, но он подготовил тот перелом в сознании и культуре человечества, который разделил традиции классической и современной эпох.



















    Литература





    1.Казанцева, С.А. Культурология: Учебное пособие / С.А.Казанцева. – М.: ЭКЗАМЕН, 2005. – 192 с.

    2.Кравченко, П.И. Культурология. Словарь / П.И.Кравченко. – М.: Наука, 2001. – 512 с.

    3.Селичев, Д.А.  Культурология: Учебное пособие для вузов. – М.: Издательство ПРИОР, 2001. – 352 с.



    [1] Казанцева, С.А. Культурология: Учебное пособие / С.А.Казанцева. – М.: ЭКЗАМЕН, 2005. – С.145.

    [2] Кравченко, П.И. Культурология. Словарь / П.И.Кравченко. – М.: Наука, 2001. – С. 254.


    [3] Селичев, Д.А.  Культурология: Учебное пособие для вузов / Д.А.Селичев. – М.: Издательство ПРИОР, 2001. – С.213.


    [4] Селичев, Д.А.  Культурология: Учебное пособие для вузов / Д.А.Селичев. – М.: Издательство ПРИОР, 2001. – С.219.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Европейская культура второй половины 19 века ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.