Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Инвестиции понятие, виды, особенности

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Инвестиции понятие, виды, особенности
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:40:13
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    ПЛАН

    1. Понятие инвестиций

    2. Типология инвестиций

    3. Характеристика инвестиционной деятельности

    Литература

    1. Понятие инвестиций


    «Investments» - означает (по-английски) «капи­тальное вложение». В России существует много определений ин­вестиций. С. И. Абрамов[1] в книге «Инвестирование» при­водит девять определений этого понятия:

    «1. Инвестиции - долгосрочные вложения средств в раз­личные отрасли экономики с целью получения прибыли.

    2. Инвестиции (капиталовложения) - совокупность затрат, реализуемых в форме долгосрочных вложений капитала в какое-либо юридически самостоятельное предприятие.

    3. Инвестиции - денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции, другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, патенты, лицензии, ноу-хау, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладыва­емые в объекты предпринимательской и других видов деятель­ности в целях получения экономического эффекта (прибыли), дос­тижения положительного социального или экономического эффекта.

    4. Инвестиции (капитальные вложения) - совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направлен­ных на расширенное воспроизводство основных фондов всех отрас­лей народного хозяйства.

    5. Инвестиции - долгосрочные вложения капитала (вну­три страны или за границей) в предприятия различных отраслей народного хозяйства.

    6. Инвестиции - долгосрочные финансовые вложения государственного или частного капитала в различные отрасли народного хозяйства как внутри страны, так и за границей с целью извлечения прибыли.

    7. Инвестиции - долгосрочные вложения частного или государственного капитала, имущественных или интеллектуальных, ценностей в различные отрасли национальной (внутренние инвестиции) либо зарубежной (заграничные инвестиции) экономики с целью получения прибыли.

    8. Инвестиции - денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе, на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и другие виды деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.

    9. Инвестиции - это совокупность всех денежных, иму­щественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в реа­лизацию различных программ и проектов производственной, ком­мерческой, социальной, научной, культурной или какой-либо другой сферы с целью получения прибыли (дохода) или достижения соци­ального и экономического эффекта».

    Наиболее полным является восьмое (пункт 8) определение инвестиций. Оно содержится в статье 1 Закона РСФСР «Об инвес­тиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 года.

    Дж. Кейнс дает определение инвестиций, как «текущий прирост ценности капитального имущества, в результате производственной деятельности данного периода», или как часть дохода за данный период, которая не была использована для потребления [2].

    В отечественной и зарубежной научной экономической литературе имеется много определений, понятия инвестиции: финансовые средства, затравиваемые на строительство новых, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий, на жилищное, коммунальное и культурно-бытовое строительство[3].

    Под капитальными вложениями понимаются затрата на воспроизводство основных фондов, их увеличение и совершенствование[4].

    Данное определение содержит обширный, но, в тоже время, не совсем исчерпы­вающий перечень материальных и нематериальных благ, которые могут быть инвестициями. В Федеральном Законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой форме капитальных вложений» (25.02.1999 г.), говорится что «Инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта».

    Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечают требованиям санитарно-гигиенических, экологических и других законодательно определен­ных норм или наносится ущерб охраняемым законом интересам и правам государства, граждан и юридических лиц.

    В рыночной экономике инвестирование означает про­цесс вложения средств в любой форме для получения дохода или какого-либо эффекта, долгосрочное вложение капитала.

    В условиях рыночной экономики сама сущность инвес­тиций содержит в себе сочетание двух сторон инвестиционной дея­тельности: затрат ресурса и получение результата. Инвестиции осуществляются с целью получения дохода и становятся беспо­лезными, если его не приносят. Именно в этом суть рыночного подхода к проблеме инвестиций.


                                       2. Типология инвестиций


    Различают два основных вида инвестиций: финансовые и реальные.

    Реальные инвестиции подразумевают вложение капи­тала непосредственно в средства производства и предметы по­требления. При этом может быть использован также заемный капитал, в том числе кредит банка. В этом случае банк также ста­новится инвестором, осуществляя реальное инвестирование. Не совсем верно отождествление реального и прямого инвестирова­ния. В мировой практике к прямым относятся инвестиции, формирующие более 25% капитала фирмы.

    Реальные инвестиции обычно включают инвестиции в какой-либо тип материально осязаемых активов, таких как заводы, оборудование, земля. Реальные инвестиции осуществляются част­ными корпорациями и государством. Как правило, государственные инвестиции направляются в малодоходные или дотационные отрасли – социальную сферу, инфраструктуру. Источниками финан­сирования госинвестиций являются внутренние и внешние займы налоги, доходы от хозяйственной деятельности госпредприятий выпуска новых денег.

    Операции по финансированию инвестиций осуществ­ляются через банки (сберегательные, инвестиционные и коммерческие) и небанковские Финансовые учреждения - инвестиционные компании, венчурные фонды, пенсионные фонды, страховые компании, кредитные кооперативы и т. д.

    К финансовым инвестиция, относятся вложения в ценные бумаги, а также помещение капитала в банк. Вложения в ценные бумаги называют также «портфельными инвести­циями».

    Инвестиции в ценные бумаги дают право владельцам на получение части прибыли в виде процента или дивиденда. Свой­ствами ценных бумаг являются обращаемость, ликвидность и риск. Рынок таких бумаг в России появился лишь в начале 90-х годов ХХ века.

    В условиях рынка у инвестиций есть спрос и предложение. Характер спроса и предложения инвестиций может регулироваться.

    В цивилизованных государствах большая часть инвес­тиций представлена финансовыми инвестициями.

    Кроме двух основных видов инвестиций существуют так называемые интеллектуальные инвестиции, подразуме­вающие покупку патентов, лицензий, ноу-хау, подготовку и пере­подготовку персонала, вложения в НИОКР. В России этот вид инвестиций наименее освоен.

    Имеются также ссудные инвестиции, осуществляемые в форме представления кредита, займа. Таким способом работают кредитные кооперативы.

    Теория инвестиций традиционно рассматривается запад­ной экономической наукой как центральная проблема, решаемая как с микро, так и макроэкономических позиций.

    Микроэкономическая теория инвестиций ставит во главу угла процесс принятия инвестиционных решений на уровне пред­приятий, создавая для бизнесменов необходимые научно-обоснованные методы формирования оптимальной инвестиционной политики.

    Макроэкономическая инвестиционная теория рассмат­ривает проблему инвестирования с позиций народного хозяйства, уделяя особое внимание государственной инвестиционной политике, политике доходов и занятости. Можно сделать акцент на взаимосвязь между инвестициями и сбережениями. Фундаментом макроэконо­мического равновесия является равенство между сбережениями, которые осуществляются потребителями, и инвестициями, которые бизнес считает необходимым осуществить.

    Согласно неоклассической теории, механизмом, уравнове­шивающим эти величины, является норма процента, которая авто­матически устанавливается на уровне, когда сбережения и инвес­тиции равны. Такая трактовка механизма инвестиционного процесса отвергает саморегулирование рынка. Регулирование инвестицион­ного процесса с помощью управления величиной процентной ставки, бюджетной и налоговой политики государства является средством предотвращения кризисных ситуаций и приведения в соответствие планов и ожиданий потребителей и производителей общественных благ.

    Подводя итоги, можно сказать, что существуют 3 вида доходов, которые отличаются по своим возможностям:

    Линейный вид дохода - это оплата, пропорциональная числу отработанных дней или обслуженных людей. Линейный доход обеспечивает лишь ограниченные возможности зарабатывания денег.

    Накопительный доход - получение накапливающей суммы в виде гонораров, величина которых определяется тем, насколько часто используется интеллектуальная собственность, созданная другими людьми.

    Мультиплексный подход - позволяет получать часть денег, зарабатываемых другими людьми.

    Именно последний, мульмлексный доход, можно назвать инвестиционной деятельностью, когда инвестор получает доход от вложений в разные предприятия. 


    3. Характеристика инвестиционной деятельности


    Под инвестиционной деятельностью понимается вло­жение инвестиций (инвестирование) и совокупность практических действий по реализации инвестиций. Инвестиционная деятельность, можно сказать, является одним из видов предпринимательской деятельности. Ей присущи самостоятельность, риск, инициатива.

    Субъекты инвестиционной деятельности называются по-разному: инвесторами, исполнителями работ, поставщиками и пользователями объектов, заказчиками, финансовыми посредни­ками. В их качестве могут быть российские и зарубежные юриди­ческие и физические лица, а также государства и международные организации. В инвестиционной деятельности, например, из числа юридических лиц, могут участвовать инвестиционные биржи, посреднические страховые и банковские организации.

    В Законе «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26. 01. 1991 г. (ред. от 19. 06. 1995 г.) дается регламент статуса отдельных субъектов, прав и обязанностей, форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности.

    Инвесторы - это субъекты инвестиционной деятельности осуществляющие вложение средств в форме инвестиций и обес­печивающие их целевое использование. В качестве инвесторов могут быть государственные и муниципальные образования, юридические и физические лица.

    В статье 4 Закона Самарской области «Об инвестициях в Самарской области» говорится, что все инвесторы на территории области имеют равные права:

    - «на осуществление инвестиционной деятельности, самостоятельное определение целей, направлений, видов и объемов инвестиций;

    - на получение государственной поддержки в любых формах, предусмотренных федеральным и областным законодательством и настоящим Законом;

    - на получение и свободное использование результатов (доходов) инвестиционной деятельности, включая право на беспрепятственное перемещение доходов от инвес­тиционной деятельности, остающихся в распоряжении инвестора после уплаты налогов и других обязатель­ных платежей, в соответствии с действующим феде­ральным и областным законодательством;

    - на участие в проводимых Правительством Самарской области инвестиционных конкурсах и аукционах».

    В то же время инвестор обязан:

    -  «соблюдать нормы и стандарты, установленные феде­ральным и областным законодательством;

    - выполнять обязательства, определенные и (или) не­посредственно, вытекающие из заключаемых между инвестором и Правительством Самарской области инвестиционных договоров (для инвесторов, заключивших инвестиционные договоры);

    - предоставлять органам государственной власти облас­ти информацию, необходимую для оценки возможности предоставления инвестиционных кредитов, субвенций, областных государственных гарантий и иных форм государственной поддержки:

    - осуществлять целевое использование средств государ­ственной поддержки;

    - получать в установленных федеральным и областным законодательством случаях экспертные заключения по инвестиционным проектам в части соблюдения эконо­мических, технологических, санитарно-гигиенических, радиационных, экологических, архитектурных и строи­тельных норм и требований;

    - иметь лицензию на право осуществления своей дея­тельности в соответствии с федеральным законода­тельством. В случае отзыва лицензии в трехдневный срок информировать об этом соответствующие органы;

    - не допускать недобросовестной конкуренции, выпол­нять требования антимонопольного законодательства. Все инвесторы обладают и несут иные права и обязан­ности, установленные федеральным законодательством».

    Инвесторы имеют право выступать в качестве заказчи­ков, кредиторов, покупателей, вкладчиков, выполнять функции лю­бого другого участника инвестиционной деятельности.

    Основным участником инвестиционной деятельности является и заказчик. Под заказчиком понимается субъект инвести­ционной деятельности, который уполномочен инвестором осуще­ствить реализацию инвестиционного проекта. Заказчик для дости­жения этой цели наделяется инвестором правами владения, пользо­вания и распоряжения инвестициями на период и в пределах полно­мочий, определенных на основе договора с инвестором и в соответ­ствии с законодательством.

    Исполнители работ - лица, осуществляющие в соответ­ствии с договором действия по реализации инвестиционного проекта. Их круг полномочий уже, чем у заказчика. Исполнитель выполняет конкретную работу за установленную в договоре оплату, и он не приобретает полномочий по владению, пользованию, распоряжению инвестициями.

    Заказчиком может быть любое юридическое лицо или сам инвестор. Сам заказчик, осуществляя инвестиционный проект, не должен вмешиваться а предпринимательскую и иную деятель­ность других участников инвестиционного проекта.

    Участниками инвестиционного проекта также являются и пользователи. Это субъекты, для которых создается объект инвестиционной деятельности. Пользователями могут быть государственные и муниципальные органы, международные организации и иностранные государства, юридические и физические лица, а также сами инвесторы. Взаимоотношения между пользователем и инвестором определяются договором (если пользователь объекта инвестиционный деятельности не является инвестором).

    Объект инвестирования инвестором может быть передан пользователю в оперативное направление, хозяйственное ведение на условиях аренды, а также в собственность в зависимости от условий, которые были записаны в договоре между пользователем и инвестором. Прибыль, полученная в процессе эксплуатации объекта, распределяется согласно условиям договора.

    Граждане и юридические лица РФ имеют право осуществлять инвестиционную деятельность за рубежом. При этом они должны руководствоваться законами Российской Федерации об инвестициях, а также законодательством тех государств, на территории которых осуществляется инвестирование, и международными соглашениями.

    Субъекты действуют в инвестиционной сфере, где про­исходит практическая реализация инвестиций. Инвестиционная сфера - это система экономических отношений, возникающих между ее субъектами по поводу реализации инвестиций.

    Ответственность субъектов инвестиционной деятель­ности предусмотрена в статье 16 Закона «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». В первой части данной статьи сказано: «При несоблюдении требований действующего законодательства, обязательств, предусмотренных в договорах между субъектами инвестиционной деятельности, последние несут имущественную и иную ответственность в порядке, установленном указанными актами». Вторая часть этой статьи гласит: «Государственные орга­ны всех уровней при неисполнении или ненадлежащем исполнении принятых на себя обязательств по осуществлению инвестиционной деятельности несут имущественную ответственность по своим обязательствам перед другими субъектами инвестиционной дея­тельности».

    Понятие объекта инвестиционной деятельности опре­делено законодателем через перечень тех материальных или нема­териальных благ, в которые возможно будет осуществлено инвес­тирование. В соответствии со статьей 4 Закона «Об иностранных инвестициях в РСФСР» и со статьей 3 Закона «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» объектами инвестиционной деятельности являются:

    - основные фонды производственного и непроизвод­ственного назначения, а также оборотные средства (активы) во всех отраслях экономики;

    - ценные бумаги (облигации, акции);

    - целевые денежные вклады;

    - научно-техническая продукция.

    Это не полный перечень объектов инвестиционной дея­тельности. Ими могут быть и иные объекты собственности, иму­щественные права и права на интеллектуальную собственность.

    Объекты инвестиционной деятельности различаются по:

    - эффективности использования вложенных средств;

    - по характеру и содержанию инвестиционного цикла;

    - масштабам освоения инвестиций (локальные, регио­нальные, крупномасштабные и глобальные);

    - направленности (социальная, коммерческая; международные интересы);

    - характеру и степени участия России и других стран.

    В случае отказа от дальнейшего инвестирования объекта инвестор обязан компенсировать все затраты других участников, а также должен возместить убытки в полном объеме другим уча­стникам при прекращении выполнения обязательств по договорам.

    В инвестиционной деятельности существуют принципы:

    - равноправие участников инвестиционного процесса; 

    - добровольность инвестирования;

    - невмешательство государственных органов РФ.

    Субъектов Федерации и органов муниципальных обра­зований в законно выполняемую инвестиционную деятельность:

    - соблюдение интересов и прав государства и муници­пальных образований, общества, граждан, юридиче­ских лиц при осуществлении инвестиционной деятель­ности;

    - правовая защищенность инвестиций.

    Законом гарантируется защита инвестиций независимо от форм собственности. Инвестиции не могут быть реквизированы и не могут быть безвозмездно национализированы.

    Инвестор на первом этапе инвестиционной деятельности принимает решение о вложении свободных средств в качестве инвестиций.

    Затем он проводит маркетинговое исследо­вание для поиска объектов инвестирования. В заключение этого этапа происходит подписание инвестиционного договора со всеми его участниками.

    На втором этапе инвестиционного процесса происходят практические действия по реализации инвестиций. Эти действия отличаются большим разнообразием по своему содержанию и пра­вовым формам. На данной стадии инвестиционной деятельности могут быть заключены различные договоры, которые направлены па выполнение работ, оказание услуг, передачу имущества, лицен­зионные и иные договоры, предусмотренные Гражданским Кодек­сом Российской Федерации. Завершается данный этап созданием объекта инвестиционной деятельности.

    Источниками финансирования инвестиционной деятельности являются:

    - средства внебюджетных фондов;

    - инвестиционные ассигнования из государственного или муниципального бюджета;

    - средства иностранных инвесторов;

    - собственные средства (амортизационные отчисления, прибыль, денежные накопления и сбережения и др.);

    - привлеченные финансовые средства (от продажи пае­вых и иных взносов членов трудовых коллективов, акций, облигаций и других ценных бумаг);

    - заемные финансовые средства (облигационные займы, государственные и банковские кредиты и др.).

    Основным источником государственных инвестиций являются средства соответствующего бюджета. Эти расходы предусматриваются при условии включения их в региональную или федеральную целевую программу, или в соответствии с реше­ниями органов государственной власти или местного самоуправ­ления.

    С переходом нашей страны на рыночные отношения имеется острый дефицит источников финансирования. Это связано с общими экономическими и финансовым трудностями в России. Приводят к сдерживанию инвестиционной деятельности в стране многие факторы в социально-политической, правовой сферах и в сфере информационных технологий.

    Ежегодно только для нефтегазовых компаний реальная потребность в инвестициях составляет 17-20 миллиардов долларов. В настоящее время в нефтяную отрасль страны можно было бы привлечь от пяти до десяти миллиардов иностранных инвестиций в год, но западные кредитные организации их пока не дают. Поэтому необходимо активнее формировать рынок инвестиций, государственный инвестиционный банк и государственный нефтяной резерв и активнее привлекать иностранный капитал [5].

    Первые шаги навстречу инвестору сделали власти Санкт-Петербурга в сфере недвижимости. В сентябре 2000 года вышло распоряжение губернатора города об единой информационной сис­теме по развитию городских территорий. Инвестору здесь дается информация о территории, которая включает инженерную обеспе­ченность, экспертные оценки рыночного потенциала и сведения о законодательной основе инвестиционной деятельности в сфере не­движимости. И затем, чтобы заявки инвесторов не блуждали много месяцев по инстанциям, был создан секретариат информационно-тендерной комиссии. Здесь заявки принимаются и регистрируются. И сегодня инвестору нет необходимости ходить по кабинетам и заниматься массой согласований. Секретариат этой комиссии обеспечивает его в короткий срок полным комплектом правовой, разрешительной и градостроительной документации. А экспертизой занимаются в Санкт-Петербурге менеджеры шести направлений: новое строительство жилых зданий, реконструкция жилых зданий, новое строительство и реконструкция промышленных зданий и разработка новых территорий, реконструкция кварталов, новое строительство и реконструкция коммерческих зданий, строитель­ство и реконструкция АЗС [6].

    Положительно и то, что Госналогслужба Российской Феде­рации и Госстрой России заключили соглашение для решения проблем по обеспечению методического руководства, по подготовке правовой и нормативной базы, созданию единой системы инфор­мации, координации деятельности по техническому учету объектов недвижимости, организации технической инвентаризации. Большая часть решения этих проблем возложена на Госстрой России.

    При реализации инвестиционных программ и проектов на государственном уровне осуществляется их координация. Эта работа проводится в основном Госстроем РФ.

    Прекращение и приостановление инвестиционной деятельности возможно по решению правомочного государственного органа или инвесторов. Если она прекращается по решению инвесторов, то они обязаны другим участника инвестиционного процесса возместить убытки, включая упущенную выгоду.

    Инвестиционная деятельность прекращается по решению правомочного государственного органа в следующих случаях:

    - введения чрезвычайного положения;

    - признания инвестора банкротом;

    - катастроф, стихийных и иных бедствий;

    - при условиях, если продолжение инвестиционной дея­тельности может привести к нарушению прав и интере­сов государства, юридических и физических лиц, а так­же установленных законом санитарно-гигиенических экологических и других правил и норм [7].

    Очень важно отметить тот факт, что инвестиции вкладывают с целью получения гарантированного дохода. Это очень важно. Потому что именно установка на гарантированность дохода от вложений, настраивает потенциального инвестора оценивать как можно большее количество рисков, с целью, уменьшения потенциальных рисков до самого минимума.



    [1] Абрамов С. И. Инвестирование. Центр экономики и маркетинга. М. 2000.

    [2] Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1988. С. 117

    [3] Лопатников Л. И. Краткий экономико-математический словарь. М., 1999. С. 107-108

    [4] Хачатуров Т. С. Эффективность капитальных вложений. М. 1997. С. 45

    [5] Российская бизнес-газета. 2001. 29 мая.

    [6] Российская бизнес-газета. 2001 19 июня.

    [7] Зимин В.А.  Инвестиции: правовое регулирование.  Самара: Изд-во "НТЦ", 2005

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Инвестиции понятие, виды, особенности ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.