Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Институт омбудсмана

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Институт омбудсмана
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:40:13
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Введение

    1. Институт омбудсмана в США


    2. Институт омбудсмана в Великобритании


    3. Институт омбудсмана во Франции


    4. Институт омбудсмана в Германии


    5. Институт омбудсмана в Испании


    6. Институт омбудсмана в России



    Введение

    В мире сейчас работают свыше 400 омбудсманов, более 150 из них приняты в Европейский институт омбудсмана (European Ombudsman Institute – EOI). В новом составе, с новым президентом Маркусом Кеги, региональным омбудсманом Контона Цюрих, который возглавляет международное сообщество омбудсманов с 1 апреля этого года, Правление Европейского института омбудсмана собралось в первый раз. Заседание состоялось 23 июня в ратуше города Цюрих, на нем присутствовали почти все члены правления.

    Татьяну Мерзлякову приняли в Европейский институт омбудсмана во второй года ее работы Уполномоченным по правам человека, после того как члены правления познакомились с ежегодным докладом. Рекомендовал ее для вступления в институт омбудсмана тогдашний президент ЕОИ Николаус Шварцлер, в прошлом омбудсман Австрии. Сейчас он исполнительный директор Европейского института омбудсмана.

    В России сейчас из 33 Уполномоченных по правам человека 18 приняты в члены Европейского института омбудсмана. И еще семь индивидуальных членов ЕОИ, среди них бывший Уполномоченный по правам человека в Московской области, ныне депутат областной Думы Сергей Крыжов – он был принят в Европейский институт омбудсмана на этом заседании.

    В правление Европейского института омбудсмана входят исключительно представители той, старой Европы. Из постсоциалистического пространства только национальный омбудсман Венгрии и Уполномоченный по правам человека Свердловской области Татьяна Мерзлякова, которая представляет в ЕОИ Россию.




                                        1. Институт омбудсмана в США



    Национальное название омбудсмана в США:
    Омбудсман (ombudsman)

    История создания института омбудсмана в США
     Идея федерального омбудсмана отклонена, но он появился в ряде штатов: Гавайи (1967), Небраска (1969), Айова (1972), Нью-Джерси (1974) и Аляска (1975). Появился и целый ряд псевдоомбудсманов. Омбудсманы появились и в ряде городов: Дейтон (Огайо), Эри (Пенсильвания), Джеймстаун (Нью-Йорк), Сан-Хосе (Калифорния) и др.

    Избрание (назначение), срок полномочий и отставка омбудсмана

     Омбудсман штата:
     В штатах Гавайи, Небраска, Айова, Аляска и Нью-Джерси назначается легислатурой и подотчетен ей. В остальных штатах они назначаются губернатороы штата, в большой степени зависят от политических факторов и лишь весьма относительно отвечают начальному понятию омбудсмана.
     В Нью-Мексико, например, должность омбудсмана должен исполнять вице-губернатор. Избирают на срок от трех лет до шести, с возможным переизбранием до трех раз.

    Сфера компетенции омбудсмана

     Омбудсман штата:
     контроль за действиями администрации по отношению к гражданам. Из сферы компетенции исключены органы правосудия, законодательное собрание, губернатор и его рабочий аппарат, а также подразделения и учреждения федерального правительства.

    Доступ к омбудсману

     Омбудсман штата:
     Классическая схема прямого доступа, расследование как по ходатайству сторон, так и по собственной инициативе.

    Полномочия омбудсмана

     Омбудсман штата:
     В ходя расследования получает доступ ко всем документам и помещениям администрации, вправе требовать принесения присяги при даче показаний, преследовать их в судебном порядке либо перед компетентными органами. На тех, кто отказывает в содействии, может налагать штраф в 1000 долларов. По статье 13 закона штата Гавайи, "рекомендации" омбудсмана имеют чрезвычайное значение, так как с их помощью он не только может предлагать исправление конкретного решения, но и изменение нормы, лежащей в основе неправомерных действий. Эти рекомендации, ежегодный и специальные доклады могут быть опубликованы по желанию 0мбудсмана. Решения омбудсмана. не могут рассматриваться судом, т.е. его иммунитет равен иммунитету судьи.

    Обеспечение деятельности

     Омбудсман штата:
     На Гавайях oмбудсман получал в 1970 г. 30 000 долларов в год, четыре помощника с окладом 25 000 долларов и еще четыре сотрудника. В Небраске - один секретарь и один внештатный сотрудник.В Айове – один секретарь и два юриста.



                              2. Институт омбудсмана в Великобритании


    Национальное название омбудсмана в Великобритании:
    Парламентский уполномоченный по делам администрации (Parliamentary Commissioner for Administration)

    История создания института омбудсмана в Великобритании

     В 1955 г. была создана комиссия по административным судам и расследованиям (комиссия Фрэнкса). Доклад комиссии обнародован в 1957 г. В нем предлагалось создать два совета по административным судам. Однако, положение со средствами защиты граждан оставалось нестабильным и в 1959 г. – доклад комиссии Whyatt или доклад “Justice” (английское отделение Международной комиссии по правосудию). Вывод- о целесообразности использования опыта омбудсмана. Консеративное правительство Мак- Миллана встретило это предложение в штыки. Г.Вильсон включил эту идею в свою политическую программу и, победив на выборах в 1964 г. начал реализацию. Закон был принят в 1967 г.

    Избрание (назначение), срок полномочий и отставка омбудсмана

     Парламентский уполномоченный назначается "Letters Patent" Ее Величества, т.е. формально по прямому предложению правительства, однако его назначению предшествует согласие лидеров партий, Представленных в парламенте. Уполномоченный подотчетен парламенту. Точный срок Парламентского уполномоченного не устанавливается, и он может работать, пока работает хорошо. Условия - возраст не более б5 лет, и отсутствие нареканий парламента. Освобождение - лишь при согласии обеих палат.

    Сфера компетенции омбудсмана

     Действия Парламентского уполномоченного не распостраняются на решения Совета Министров и кабинета. Он служит инструментом скорее депутатов, чем парламента в целом. Сфера компетенции определяется понятием "rnaladministration" (неудовлетворительная работа администрации, понятие подлежит дальнейшей трактовке) и распостраняется лишь на органы центральной администрации, точнее, на ведомства, перечисленные в специальном списке. Т.е. вне поля - вся местная администрация.

    Доступ к омбудсману

     Основываясь на докладе Whyatt, закон предусматривает доступ только через члена парламента (существует тенденция к прямому доступу). По закону - лишь если член парламента сочтет целесообразным передать жалобу Омбудсману. Кроме того необходимо наличие явно выраженной воли истца и депутата. Cрок жалобы - не более 12 месяцев. Перед расследованием должны быть использованы все правовые средства. (Возможны и исключения по решению омбудсмана). Жалоба должна подаваться непосредственно пострадавшим лицом (включая и юридические). Не обязательно гражданин, а достаточно проживания.

    Полномочия омбудсмана

     Есть право вести расследование и делать заключение, однако отсутствует право на предание результатов расследования гласности. При начале расследования – oмбудсман обязан сообщить вышестоящему лицу. Имя чиновника oмбудсман обязан хранить в тайне (итог успешных действий профсоюза английских чиновников). Исключение если лицо уклоняется от дачи показаний или пытается затруднить действия oмбудсмана. В этом случае возможно возбуждение уголовного дела и упоминание имени в специальном докладе парламенту. В ходе расследования oмбудсман имеет те же права, что и суд. Парламентский уполномоченный "докладывает" главному руководителю причастного органа администрации, парламенту и депутату. Кроме того - ежегодный доклад парламенту. Оба вида докладов парламенту тщательно изучаются особым "Select Committee", назначаемым Палатой общин, которые может давать любые оценки или вызывать для отчета чиновников.

    Обеспечение деятельности

     Оклад 8600 фунтов в год – за счет консолидированных фондов. Бюджет 200000 фунтов стерлингов. Аппарат назначается по его усмотрению, а численность - утверждается Казначейством.

    Количество омбудсманов и наличие аналогичных институтов

     Уполномоченный по делам здравоохранения. - приступил к работе в Англии, Шотландии и Уэльсе в 1973 г. Во главе этого института стал парламентский уполномоченный по делам администрации. Новшества:

    · распространение компетенции на местный уровень

    · прямой доступ к Омбудсману


     Местные уполномоченные появились в Англии и Уэльсе (при отказе члена муниципального совета дать ход жалобе автоматически открывается канал прямого доступа).



                                     3. Институт омбудсмана во Франции



    Национальное название омбудсмана во Франции:
    Посредник

    История создания института омбудсмана во Франции

     Особенность - имеет особую область административной юстиции, рассматривающей конфликтные отношения между администрацией и администрируемым, в последней инстанции представлена судебной деятельностью Государственного совета. Идея внедрения института омбудсмана широко обсуждалась в начале 70-x годов и встретила резкое оппонирование чиновников-профессионалов. После форсированной парламентской дискуссии в 1972 г. внесенный правительством закон был принят 3 января 1973 г.

    Избрание (назначение), срок полномочий и отставка омбудсмана

     "Посредник назначается сроком на шесть лет указом Совета Министров" (Закон, статья 2). Несовместимость - только с положением кандидата на должность генерального или муниципального советника. Представитель администрации - возможно. Освобождение - правительством, но только с согласия Государственного совета. Нельзя переизбирать, не может быть подвергнут судебному преследованию.

    Сфера компетенции омбудсмана

     Сфера расследований Посредника определяется не правовой или административной структурой учреждения, а тем, возложена ли на него "функция общественной службы" (Первый доклад первого Посредника г-на Pinay). - т.е. общий, а не специфический или списочный принцип определения компетенции омбудсмана. Есть ряд ограничений, но сам Посредник может трактовать расширительно принцип "общественной службы".

    Доступ к омбудсману

     Только индивидуальные физические лица по закону, но трактуется также гибко (и в организации есть лица). Доступ к Посреднику - только через депутата или сенатора при условии, что те считают жалобу достойной внимания. При этом гражданин до жалобы должен напрямую снестись с соответствующим учреждением администрации. Не вправе действовать по своей инициативе.

    Полномочия омбудсмана

     Посредник обладает правом критики, правом совета, правом дисциплинарного или уголовного взыскания, правом на гласность, правом на рекомендации и предложения. При этом в докладах конкретные имена не называются. Все обязаны давать Посреднику. запрашиваемые документы, однако для передачи документа необходимо разрешение вышестоящего чиновника (меньше компетенции следователя) Обеспечение деятельности.
     Аппарат из 14 сотрудников во главе с уполномоченным, "тенью посредника". Средства из бюджета премьер-министра. За первый год Посредник получил миллион франков.

    Количество омбудсманов и наличие аналогичных институтов

     1974 году были созданы комитеты пользователей, основная задача которых состоит в "выслушивании мнения заинтересованных сторон и предложения мер, способных гуманизировать отношения между гражданами и администрацией" Эти комитеты работают в 17 министерствах и гос. секретариатах под руководством парламентариев.
     Сотрудничество с Посредником: он рассматривает жалобы честных лиц, комитеты более занимаются улучшением процедуры, природой отношений администрации и граждан.


                          

    4. Институт омбудсмана в Германии

     

    История создания института омбудсмана в Германии

     Федеральный уровень:

    • c 1957 г. существует Уполномоченный Бундестага по делам армии
    • c 1975 г. возросла роль комиссии Бундестага по жалобам


     Уровень земель: с 1974 г. в земле Рейнгальт-Вестфалия:

    • должность гражданского омбудсмана
    • Поверенный граждан, подчиняющийся Собранию этой земли.


     Земля Гессен - 1970 г. - институт уполномоченного по защите частной жизни

    Избрание (назначение), срок полномочий и отставка омбудсмана

     Уполномоченный по делам армии:
     избирается бундестагом сроком на 5 лет, те ж етребования, что и к депутату Бундестага, а также требование быть не моложе 35 лет и службы не менее года в армии.
     Земля Рейнальд-Пфальц: собрание земли.

    Cфера компетенции омбудсмана

     Уполномоченный по делам армии: защита военнослужащих как граждан, так как "единоначалие и субординация в армии не могут отменить правового и политического статуса солдат".

    Доступ к омбудсману

     Уполномоченный по делам армии:
     Прямой доступ, действия по собственной инициативе, действия по указанию Бундестага, инспекционные проверки

    Полномочия омбудсмана

     Уполномоченный по делам армии:
     Доступ к документам, опрос и допрос причастных, вносит предложения по решению конфликтных ситуаций в адрес компетентных командиров и начальников, представляет Бундестагу доклады, которые изучаются комиссией по обороне.


                                     5. Институт омбудсмана в Испании


    Национальное название омбудсмана в Испании:
    Народный защитник (омбудсман)

    История создания института омбудсмана в Испании

     Органический закон N3 от 6 апреля 1981 года определил институт народного защитника (омбудсмана).

    Избрание (назначение), срок полномочий и отставка омбудсмана

     Избрание Народного защитника - Высшего уполномоченного Генеральных кортесов:

    • cоздание комиссий в Конгрессе и Сенате для изучения докладов Защитника и оперативной связи с ним
    • председатель Конгресса созывает их совместное заседание под своим председательством для выбора кандидатуры Народного защитника для представления ее обеим палатам. Решения обеих комиссий утверждаются простым большинством. (перед этим
    • выдвижение и обсуждение кандидатов)
    • Пленум Конгресса должен избрать Народного защитника большинством в 3/5 голосов или отклонить. Т.е. каждая кандидатура представляется один раз.
    • Сенат ратифицирует предложенную Конгрессом кандидатуру также большинством 3/5 голосов (либо отклоняет). В случае отклонения Сенатом снова собирается собрание комиссий, Конгресс голосует также 3/5 голосов, но Сенат ратифицирует уже только обычным большинством.


     Срок полномочий - пять лет, устанавливается специально для отстранения от расклада политических сил в Кортесах, которые обновляются каждые 4 года.

    Сфера компетенции омбудсмана

     Классическая

    Доступ к омбудсману

     Расследование по инициативе Защитника либо по ходатайств сторон (физические и юридические лица). Жалоба подается в индивидуальном порядке и присутствует законный интерес. К Защитнику также вправе обращаться "депутаты и сенаторы в индивидуальном порядке, комиссии по расследованию или связанные с общей и частичной защитой гражданских прав и свобод, и в первую очередь комиссии по связям с Народныы защитником, учрежденные палатами.

    Полномочия омбудсмана
     Широкие следственные полномочия. Гарантии иммунитета Защитника и его заместителей: за исключением задержания на месте преступления, никакие органы или представительные власти не могут препятствовать их работе и лишать их свободы. Лицо, препятствующее деятельности Защитника, в том числе и путем отказа или безответственного отношения к запросам, совершает должностное неповиновение. Защитник извещает об этом прокуратуру для принятия соответствующих мер. Результат расследования: Предложения по конкретным фактам и по нормативным изменениям, предупреждение и напоминание, рекомендации. Власти обязаны дать письменный аргументированный ответ в месячный срок. В случае отсутствия ответа следует извещение об этом соответствующего министра, а также включение в доклад с указанием ведомств и имен. Ежегодный доклад также имеет место.

    Обеспечение деятельности

     Заместители (два)- выдвигаются Народным защитником, но требуется ратификация парламентом. Кроме того имеются эксперты и персонал.


                             6. Институт омбудсмана в России


    Правовая основа конституционной регламентации института омбудсмана в России была заложена Декларацией прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 г., которая провозгласила, что Парламентский уполномоченный по правам человека назначается Верховным Советом РСФСР сроком на пять лет, подотчетен ему и обладает такой же неприкосновенностью, как и народный депутат РСФСР. Согласно Декларации Парламентский уполномоченный осуществляет парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в РФ; порядок осуществления функций Парламентского уполномоченного по правам человека установлен законом. Конституция РФ 1993 г. (ст. 103) предусмотрела, что к ведению Государственной Думы относятся назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом. Возведение поста Уполномоченного по правам человека в ранг конституционного в 1993 г. свидетельствует о признании обществом и государством независимого и деполитизированного органа, цель деятельности которого -гарантирование права и справедливости во взаимоотношениях гражданина и государственного аппарата.

     Существующий в России механизм правообеспечения до сих пор не акцентирован на защите прав человека и гражданина. Он гарантирует, скорее, государственные устои. Российскому омбудсману предстоит функционировать в стране, граждане которой не имеют личного демократического опыта, должностные лица привержены административным авторитетам, а не общеправовым принципам. Существующие механизмы разрешения жалоб на нарушения прав и свобод человека и гражданина недостаточны или неадекватны:

    1. Oрганы законодательной власти имеют ограниченные возможности в области защиты гражданских и политических прав: отсутствует надлежащим образом подготовленный штат сотрудников, не хватает компетентности, опыта и времени. Кроме того, решения представителей законодательной власти неизбежно предопределяются полититческими соображениями.

    2. Суды должны выполнять основную роль в процессе восстановления прав, нарушенных актами государственных органов и должностных лиц. Однако, обжалование в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц не стало распространенной практикой. Судебное обжалование имеет ряд ограничений в административной сфере. Кроме того, судебные процедуры, имеющие официальный характер, предусматривают особые правила получения, исследования и оценки доказательств. Несмотря на известную свободу усмотрения, суду надлежит руководствоваться правовыми нормами, и он не вправе выходить за рамки действующего права. Конституционный Суд РФ все еще остается элитарным институтом защиты гражданских прав ввиду усложненности оформления документов и взыскания государственной пошлины. Компетенция Конституционного Суда РФ не распространяется на целый ряд правовых актов, Конституционный Суд не вправе оценивать конституционность ненормативных актов Президента.

    3. Обжалование в порядке подчиненности (в вышестоящие органы) имеет ряд недостатков, в том числе, отсутствие надлежащей независимости и беспристрастности. Политические, узковедомственные соображения могут препятствовать спаведливому разрешению жалобы вышестоящими государственными органами, должностными лицами, которые склонны защищать интересы органа (должностного лица) решения и действия которого обжалуются.

    4. Некоторые граждане не прибегают к традиционным средствам правовой защиты (обращение с жалобой в вышестоящие органы прокуратуры, суды, в представительные органы власти, комитеты и комиссии Государственной Думы) ввиду того, что это требует значительных затрат времени, а процедуры формализованы и затруднительны.

    5. Институт Уполномоченного по правам человека имеет много преимуществ по сравнению с существующими механизмами рассмотрения жалоб. Гарантируется помощь беспристрастного и квалифицированного органа, который действует нефоромально, безотлагательно, бесплатно. Не требуется привлечение адвоката, проведение состязательного процесса. Уполномоченный не связан строгими обязательными процедурными правилами при осуществлении своих функций: он обладает широкими дискреционными полномочиями в отношении используемых методов, способов расследования; может изменить приоритеты правозащитной деятельности, если полагает, что это послужит интересам всех заинтересованных в деле лиц и улучшит отношения между государственными органами и гражданами. Служба доступна гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, лицам без гражданства. Уполномоченный не ограничивается защитой прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ, поскольку ориентируется в своей правозащитной деятельности на международные правовые стандарты.



     Существуют и серьезные психологические предпосылки и мотивы учреждения поста омбудсмана в России: в общественном сознании и индивидуальном правосознании еще слабы представления о правах человека и гражданина, о механизмах защиты человеческого достоинства. Уполномоченный призван сыграть в этом отношении огромную воспитательную роль благодаря сочетанию в себе черт государственного и общественного института, специфические властные начала и демократичность. Высокая степень открытости для всех лиц и, одновременно, способность служить интересам меньшинств, политически безвластных слоев населения, балансу противоречивых общественных интересов - делает данный правовой институт привлекательным и ценным в глазах широких слоев общества. Необходимость функционирования омбудсмана признана даже в странах с развитыми системами защиты гражданских и политических прав. Тем более, он необходим в России, в правовую систему которой уже включены многие демократические правовые институты(например, Конституциoнный Суд) и формируются предпосылки создания административной юстиции. Прогнозируя тенденции развития института Омбудсмана в России можно предположить, что не исключена децентрализация функций Уполномоченного по правам человека и образование специализированных служб, Уполномоченного по делам Здравоохранения, Уполномоченного по делам тюрем, Уполномоченного по военной службе, Уполномоченного по правам национальных и этнических меньшинств, Уполномоченного по охране частной жизни.

     Первым Уполномоченным по правам человека, еще до принятия Федерального Конституционного закона "Об Уполномоченным по правам человека в РФ", был известный правозащитник С.Ковалев.
     В мае 1998 г. Государственная Дума назначила на должность Уполномоченного по правам человека РФ В.Миронова.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Институт омбудсмана ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.