Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Информационные системы

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Информационные системы
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:40:14
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение.............................................................................................................. 3

    1. Понятие информационной системы............................................................ 5

    2. Этапы развития информационных систем................................................. 10

    3. Классификация информационных систем................................................. 16

    4. Роль структуры управления в информационной системе......................... 24

    Заключение............................................................................................................

    Список используемой литературы.......................................................................



    Введение


    Индустриальный этап технологических изменений в истории Земли (середина XIX века-XX век) в последнем десятилетии прошедшего века сменился информационным. Многие ученые называют этот этап информационной революцией. Поэтому информация очень влияет на современный бизнес, который отличается высоким уровнем конкуренции и постоянно меняющимися условиями хозяйствования.

    В России в настоящее время наиболее распространенным видом конкуренции является ценовая. В условиях, когда рынок нестабилен, возрастает важность цены товара. Это положение было не раз подтверждено на практике, в том числе и в период обострения кризиса в России в августе 1998 года. По результатам исследований российских экономистов спрос на 80—90% товаров является эластичным по цене, т.е. чутко реагировал на любые ее изменения. Следовательно, выигрыш или проигрыш в конкурентной борьбе российских предприятий за ограниченный платежеспособный спрос зависит от того, насколько конкурентоспособны цены и издержки.

    В прошлом информация считалась сферой бюрократической работы и ограниченным инструментом для принятия решений. Сегодня информацию рассматривают как один из основных ресурсов развития общества, а информационные системы и технологии как средство повышения производительности и эффективности работы людей.

    Наиболее широко информационные системы и технологии используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности, хотя начались подвижки в сознании людей, занятых и в других сферах, относительно необходимости их внедрения и активного применения.

    Главное внимание уделяется рассмотрению информационных систем и технологий с позиций использования их возможностей для повышения эффективности труда работников информационной сферы производства и поддержки принятия решений в организациях (фирмах).

    Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.       

    1.1. Понятие информационной системы

    Информационная система - представляет собой совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации, предназначена для выполнения заданных функций.

    Рис.1.1 Информационная система.



    Информационные технологии (ИТ) тесно связана с информационными системами, которые являются для нее основной средой. Добавление к понятию "система" слова "информационная" отражает цель ее создания и функционирования[1].

    Информационная система (ИС) – это организационно-упорядоченная взаимосвязанная совокупность средств, и методов ИТ, а также используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Такое понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации ЭВМ и средств связи, реализующих информационные процессы и выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области.

    ИС (информационная система) является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, БД, люди, различного рода технические и программные средства связи и т.д. Хотя сама идея ИС и некоторые принципы их организации возникли задолго до появления компьютеров, однако компьютеризация в десятки и сотни раз повысила эффективность ИС и расширила сферы их применения.

    Реализация функций ИС невозможна без знания ориентированной на нее ИТ. ИТ может существовать и вне сферы ИС. Таким образом, ИТ является более емким понятием, отражающим современное представление о процессах преобразования информации в информационном обществе.

    В зависимости от конкретной области применения ИС могут очень сильно различаться по своим функциям, архитектуре, реализации. Можно выделить основные свойства, которые являются общими для всех ИС.

    Основные свойства информационных систем:

    -структура ИС, ее функциональное назначение должны соответствовать поставленным целям;

    -производство достоверной, надежной, своевременной и систематизированной информации, основанной на использование БД, экспертных систем и баз знаний;

    -так как любая ИС предназначена для сбора, хранения и обработки информации, то в основе любой ИС лежит среда хранения и доступа к данным. Среда должна обеспечивать уровень надежности хранения и эффективность доступа, которые соответствуют области применения ИС;

    -ИС должна контролироваться людьми, ими пониматься и использоваться в соответствии с основными принципами, реализованными в виде стандарта предприятия на ИС. Интерфейс пользователя ИС должен быть легко понимаем на интуитивном уровне.

    Схематично система управления такова.


    Рис. 1.2. Система управления


    В рамках любой организации можно выделить управляющую часть, составляющую в совокупности систему управления. Воздействие обеих частей системы управления друг на друга осуществляется в виде передачи информации.

    Таким образом, в системе управления всегда присутствует замкнутый информационный контур.

    Информационный контур вместе со средствами сбора, передачи, обработки и хранения информации, а также с персоналом, осуществляющим эти действия, образуют информационную систему организации.

    Цель функционирования информационной системы организации –

    это производство нужной для организации информации и создание информационной и технической сред для осуществления управления информацией.

    Компоненты информационной системы схематично таковы.


    Рис. 1.3. Компоненты информационной системы


    Все процессы преобразования информации в информационной системе осуществляются с помощью информационных технологий.

    Информационная система является средой для реализации информационных технологий.

    Информационная технология – система методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации.[2]

    Информационная технология в сфере экономики и управления позволяют перерабатывать исходных данные в стратегическую и оперативную информацию механизма принятия решений с помощью аппаратных и программных средств с целью достижения оптимальных рыночных параметров объекта управления.

    Информационная технология реализуется в автоматизировано и традиционном (чаще всего в бумажном) видах.

    Автоматизированная технология предполагает существование комплекса соответствующих технических средств реализующих информационный процесс и систему управления этим комплексом технических средств[3].

    Современная компьютерная информационная технология это технология с дружественным интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства для доступа к удаленным базам данных и программам.

    Все процессы преобразования информации в информационной системе осуществляются с помощью информационных технологий.

    Информационная система является средой для реализации информационных технологий.

    Информационная технология представляет собой систему методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации.

    Информационная технология в сфере экономики и управления позволяют перерабатывать исходных данные в стратегическую и оперативную информацию механизма принятия решений с помощью аппаратных и программных средств с целью достижения оптимальных рыночных параметров объекта управления.

    Информационная технология реализуется в автоматизировано и традиционном (чаще всего в бумажном) видах.

    Автоматизированная технология предполагает существование комплекса соответствующих технических средств реализующих информационный процесс и систему управления этим комплексом технических средств.

    Современная компьютерная информационная технология это технология с дружественным интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства для доступа к удаленным базам данных и программам.

     

    2. Этапы развития информационных систем


    Понятие ИС (информационных систем) на протяжении своего существования претерпело значительные изменения. История развития ИС и цели их использования на разных периодах представлены в таблице.

    Таблица 1.1

    История развития информационных систем

     

    Период времени

    Концепция использования информации

    Вид информационной системы - ИС

    Цель использования ИС

    1950 ­-

    1960 гг.

    Бумажный поток расчетных документов

    ИТ обработки расчетных документов на электромеханических бухгалтерских машинах

    Повышение скорости обработки документов . Упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты

    1960 - 1970 гг.

    Основная помощь в подготовке отчетов

    Управленческие ИТ для производственной информации

    Ускорение процесса

    подготовки отчетности

    1970-

    ­1980 гг.

    Управленческий контроль реализации (продаж)

    Системы поддержки принятия решений. Системы для высшего звена управления.

    Выработка наиболее рационального решения

    1980 -­ 2000 гг.

    Информация - стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентное преимущество

    Стратегические ИТ. Автоматизированные подразделения

    Повышение конкурентоспособности предприятия

    В 50-е гг. была осознана роль информации как важнейшего ресурса предприятия, организации, региона, общества в целом; начали разрабатывать автоматизированные ИС разного рода. Первые ИС были предназначены исключительно для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов. Вначале, когда появилась возможность обработки информации с помощью вычислительной техники, был распространен термин "системы обработки данных" (СОД), этот термин широко использовался при разработке систем радиоуправления ракетами и другими космическими объектами, при создании систем сбора и обработки статистической информации о состоянии атмосферы, учетно-отчетной информации предприятий и т.п. По мере увеличения памяти ЭВМ основное внимание стали уделять проблемам организации БД (БД). Это направление сохраняет определенную самостоятельность и в настоящее время и занимается в основном разработкой и освоением средств технической и программной реализации обработки данных с помощью вычислительных машин разного рода. Для сохранения этого направления по мере его развития появились термины "базы знаний", "базы целей", позволяющие расширить толкование проблемы собственно создания и обработки БД до задач, которые ставятся в дальнейшем при разработке ИС[4].

    В 60-е гг. знаменуются изменением отношения к ИС. Информация, полученная из них, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату, как было ранее.

    Основные черты этого поколения ИС - информационных систем:

    -техническое обеспечение систем составляли маломощные ЭВМ 2-3 поколения; информационное обеспечение (ИО) представляло собой массивы (файлы) данных, структура которых определялась той программой, в которой они использовались;

    -программное обеспечение представляло собой специализированные прикладные программы, например, программа начисления заработной платы.

    -архитектура ИС - централизованная. Как правило, применялась пакетная обработка задач. Конечный пользователь не имел непосредственного контакта с ИС, вся предварительная обработка информации и ввод производились персоналом ИС.

    Недостатки ИС - информационных систем - этого поколения:

    сильная взаимосвязь между программами и данными, то есть изменения в предметной области приводили к изменению структуры данных, а это заставляло переделывать программы; трудоемкость разработки и модификации систем; сложность согласования частей системы, разработанных разными людьми в разное время[5].

    В 70-х - начале 80-х гг. ИС предприятий начинают использоваться в качестве средства управления производством, поддерживающего и ускоряющего процесс подготовки и принятия решений. В своем большинстве ИС этого периода предназначались для решения этого периода предназначались для решения установившихся задач, которые четко определялись на этапе создания системы и затем практически не изменялись.

    Появление персональных ЭВМ приводит к корректировке идеи АСУ; от ВЦ и централизации управления к распределенному вычислительному ресурсу и децентрализации управления. Такой подход нашел свое применение в системах поддержки принятия решении (СППР), которые характеризуют новый этап компьютерной ИТ организационного управления. При этом уменьшается нагрузка на централизованные вычислительные ресурсы и верхние уровни управления, что позволяет сосредоточить в них решение крупных долгосрочных стратегических задач. Жизнеспособность любой ИТ в немалой степени зависит от оперативного доступа пользователей к централизованным ресурсам и уровня информационных связей как по "горизонтали", так и по "вертикали" в пределах организационной структуры. В то же время для обеспечения эффективного управления крупными предприятиями была развита и остается актуальной идея создания интегрированных АСУ.

    К концу 80-х гг. концепция использования ИС вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях предприятия любого профиля. ИТ этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции высокого качества и по низкой цене и др. Стремление преодолеть недостатки предыдущего поколения ИС породило технологию создания и управления базами данных. База данных создается для группы взаимосвязанных задач, для многих пользователей и это позволяет частично решить проблемы ранее созданных ИС. Вначале СУБД разрабатывались для больших ЭВМ, и их количество не превышало десятка. Благодаря появлению ПЭВМ технология БД стала массовой, создано большое количество инструментальных средств и СУБД для разработки ИС, что в свою очередь вызвало появление большого количества прикладных ИС в прикладных областях.

    Основные черты ИС этого поколения:

    -основу ИО составляет база данных, программное обеспечение состоит из прикладных программ и СУБД; технические средства: ЭВМ 3-4 поколения и ПЭВМ; средства разработки ИС: процедурные языки программирования 3-4 поколения, расширенные языком работы с БД (SQL, QBE); архитектура ИС: наиболее популярны две разновидности: персональная локальная ИС, централизованная БД с сетевым доступом.



    Рис. 1.4 Схема информационного обеспечения 80-х гг.


    Большим шагом вперед явилось развитие принципа "дружественного интерфейса" по отношению к пользователю (как к конечному, так и к разработчику ИС). Например, повсеместно применяется графический интерфейс, развитые системы помощи и подсказки пользователю, разнообразные инструменты для упрощения разработки ИС: системы быстрой разработки приложений (RAD-системы), средства автоматизированного проектирования ИС (CASE-средства). К концу 80-хгодов выявились и недостатки систем этого поколения.

    Недостатки информационных систем (ИС) этого поколения:

    -большие капиталовложения в компьютеризацию предприятий не дали ожидаемого эффекта, соответствующего затратам (увеличились накладные расходы, но не произошло резкого повышения производительности);

    -внедрение ИС столкнулось с инертностью людей, нежеланием конечных пользователей менять привычный стиль работы, осваивать новые технологии;

    - к квалификации пользователей стали предъявляться более высокие требования (знание ПК, конкретных прикладных программ и СУБД, способность постоянно повышать свою квалификацию[6]

    В связи с указанными выше недостатками постепенно стало формироваться современное поколение ИС. Техническая платформа - мощные ЭВМ 4-5 поколения, использование разных платформ в одной ИС (большие ЭВМ, мощные стационарные ПК, мобильные ПК). Наиболее характерно широкое применение вычислительных сетей - от локальных до глобальных. Информационное обеспечение: ведутся интенсивные разработки с целью повышения интеллектуальности банка данных в следующих направлениях:

    -новые модели знаний, учитывающие не только структуру информации, но и активный характер знаний,

    -средства оперативного анализа информации (OLAP) и средства поддержки принятия решений (DSS),

    -новые формы представления информации, более естественные для человека (мультимедиа, полнотекстовые БД, гипертекстовые БД, средства восприятия и синтеза речи).

    В последнее время появился широкий спектр специализированных ИС - экономические ИТ (ЭИС), бухгалтерские ИТ (БУИС), банковские ИТ (БИС), ИТ рынка ценных бумаг, маркетинговые ИС (МИС) и т.п.

    Современные автоматизированные системы (АС) реализуются в виде корпоративных компьютерных сетей (ККС), имеющих в своем составе тысячи единиц вычислительного и коммуникационного оборудования. Процесс развития систем данного класса реализуется в виде многоэтапного процесса в течение всего их жизненного цикла.  Эффективное развитие ККС автоматизированных систем возможно лишь с применением соответствующих информационных технологий, использующих формализованные модели создания, модернизации и внедрения систем данного класса в течение их жизненного цикла[7].

    В основу любой информационной технологии развития ККС положена соответствующая модель жизненного цикла (ЖЦ) сети. Наиболее результативной моделью ЖЦ ККС является динамическая спиралевидная модель, которая учитывает динамику изменения ее подсистем в течение жизненного цикла.


    3. Классификация информационных систем


    При создании или при классификации информационных систем неизбежно возникают проблемы, связанные с формальным - математическим и алгоритмическим описанием решаемых задач. От степени формализации во многом зависят эффективность работы всей системы, а также уровень автоматизации, определяемый степенью участия человека при принятии решения на основе получаемой информации.

    Чем точнее математическое описание задачи, тем выше возможности компьютерной обработки данных и тем меньше степень участия человека в процессе ее решения. Это и определяет степень автоматизации задачи.

    Различают три типа задач, для которых создаются информационные системы: структурированные (формализуемые), неструктурированные (неформализуемые) и частично структурированные.

    Структурированная (формализуемая) задача - задача, где известны все ее элементы и взаимосвязи между ними.

    Неструктурированная (неформализуемая) задача - задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи.

    В структурированной задаче удается выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения. Подобные задачи обычно приходится решать многократно, и они носят рутинный характер. Целью использования информационной системы для решения структурированных задач является полная автоматизация их решения, т.е. сведение роли человека к нулю.

    Заметим, что в практике работы любой организации существует сравнительно немного полностью структурированных или совершенно неструктурированных задач. О большинстве задач можно сказать, что известна лишь часть их элементов и связей между ними. Такие задачи называются частично структурированными. В этих условиях можно создать информационную систему. Получаемая в ней информация анализируется человеком, который будет играть определяющую роль. Такие информационные системы являются автоматизированными, так как в их функционировании принимает участие человек

    Информационные системы, используемые для решения частично структурированных задач, подразделяются на два вида (рис 1.5):

    -создающие управленческие отчеты и ориентированные главным образом на обработку данных (поиск, сортировку, агрегирование, фильтрацию) и  разрабатывающие возможные альтернативы решения. Принятие решения при этом сводится к выбору одной из предложенных альтернатив[8].

    Используя сведения, содержащиеся в этих отчетах, управляющий принимает решение.

    Рис. 1.5. Классификация информационных систем по признаку структурированности решаемых задач.

    Информационные системы, создающие управленческие отчеты, обеспечивают информационную поддержку пользователя, т.е. предоставляют доступ к информации в базе данных и ее частичную обработку. Процедуры манипулирования данными в информационной системе должны обеспечивать следующие возможности: составление комбинаций данных, получаемых из различных источников; быстрое добавление или исключение того или иного источника данных и автоматическое переключение источников при поиске данных; управление данными с использованием возможностей систем управления базами данных; логическую независимость данных этого типа от других баз данных, входящих в подсистему информационного обеспечения; автоматическое отслеживание потока информации для наполнения баз данных.

    Информационные системы, разрабатывающие альтернативы решений, могут быть модельными и экспертными.

    Модельные информационные системы предоставляют пользователю математические, статические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения. Пользователь может получить недостающую ему для принятия решения информацию путем установления диалога с моделью в процессе ее исследования.

    Основными функциями модельной информационной системы являются:

    возможность работы в среде типовых математических моделей, включая решение основных задач моделирования типа "как сделать, чтобы?", "что будет, если?", анализ чувствительности и др.; достаточно быстрая и адекватная интерпретация результатов моделирования; оперативная подготовка и корректировка входных параметров и ограничений модели; возможность графического отображения динамики модели; возможность объяснения пользователю необходимых шагов формирования и работы модели.

    Экспертные информационные системы обеспечивают выработку и оценку возможных альтернатив пользователем за счет создания экспертных систем, связанных с обработкой знаний. Экспертная поддержка принимаемых пользователем решений реализуется на двух уровнях.

    Работа первого уровня экспертной поддержки исходит из концепции "типовых управленческих решений", в соответствии, с которой часто возникающие в процессе управления проблемные ситуации можно свести к некоторым однородным классам управленческих решений, т.е. к некоторому типовому набору альтернатив. Для реализации экспертной поддержки на этом уровне создается информационный фонд хранения и анализа типовых альтернатив.

    Если возникшая проблемная ситуация не ассоциируется с имеющимися классами типовых альтернатив, в работу должен вступать второй уровень экспертной поддержки управленческих решений. Этот уровень генерирует альтернативы на базе имеющихся в информационном фонде данных, правил преобразования и процедур оценки синтезированных альтернатив[9].

    Структура информационной системы может быть представлена как совокупность ее функциональных подсистем, а функциональный признак может быть использован при классификации информационных систем.

    В хозяйственной практике производственных и коммерческих объектов типовыми видами деятельности, которые определяют функциональный признак классификации информационных систем, являются: производственная, маркетинговая, финансовая, кадровая.

    Производственная деятельность связана с непосредственным выпуском продукции и направлена на создание и внедрение в производство научно-технических новшеств.

    Маркетинговая деятельность включает в себя:

    анализ рынка производителей и потребителей выпускаемой продукции, анализ продаж; организацию рекламной кампании по продвижению продукции; рациональную организацию материально-технического снабжения.

    Финансовая деятельность связана с организацией контроля и анализа финансовых ресурсов фирмы на основе бухгалтерской, статистической, оперативной информации.

    Кадровая деятельность направлена на подбор и расстановку необходимых фирме специалистов, а также ведение служебной документации по различным аспектам.

    Указанные направления деятельности определили типовой набор информационных систем: производственные системы; системы маркетинга; финансовые и учетные системы; системы кадров (человеческих ресурсов); прочие типы, выполняющие вспомогательные функции в зависимости от специфики деятельности фирмы.

    В крупных фирмах основная информационная система функционального назначения может состоять из нескольких подсистем для выполнения подфункций. Например, производственная информационная система имеет следующие подсистемы: управления запасами, управления производственным процессом, компьютерного инжиниринга и т.д.

    Для лучшего понимания функционального назначения информационных систем в табл. 1.2 приведены по каждому рассмотренному выше виду, решаемые в них типовые задачи.

    Таблица 1.2.

    Функции информационных систем


    Система маркетинга

    Производственные системы

    Финансовые и учетные системы

    Система кадров (человеческих ресурсов)

    Прочие системы, например ИС руководства

    Исследование рынка и прогнозирование продаж

    Планирование объемов работ и разработка календарных планов

    Управление портфелем заказов

    Анализ и прогнозирование потребности в трудовых ресурсах

    Контроль за деятельностью фирмы

    Управление продажами

    Оперативный контроль и управление производством

    Управление кредитной политикой

    Ведение архивов записей о персонале

    Выявление оперативных проблем

    Рекомендации по производству новой продукции

    Анализ работы оборудования

    Разработка финансового плана

    Анализ и планирование подготовки кадров

    Анализ управленческих и стратегических ситуаций

    Анализ и установление цены

    Участие в формировании заказов поставщикам

    Финансовый анализ и прогнозирование


    Обеспечение процесса выработки стратегических решений

    Учет заказов

    Управление запасами

    Контроль бюджета

    Бухгалтерский учет и расчет зарплаты



    В зависимости от степени автоматизации информационных процессов в системе управления фирмой информационные системы определяются как ручные, автоматические, автоматизированные (рис. 1.6).

    Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком. Например, о деятельности менеджера в фирме, где отсутствуют компьютеры, можно говорить, что он работает с ручной ИС.

    Автоматические ИС выполняют все операции по переработке информации без участия человека.

    Автоматизированные И С предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру. В современном толковании в термин "информационная система" вкладывается обязательно понятие автоматизируемой системы.

    Автоматизированные ИС, учитывая их широкое использование в организации процессов управления, имеют различные модификации и могут быть классифицированы, например, по характеру использования информации и по сфере применения.

    Рис.1.6. Классификация информационных систем по разным признакам


    Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. Например, информационно-поисковая система в библиотеке, в железнодорожных и авиакассах продажи билетов.

    Информационно-решающие системы осуществляют все операции переработки информации по определенному алгоритму. Среди них можно провести классификацию по степени воздействия выработанной результатной информации на процесс принятия решений и выделить два класса: управляющие и советующие[10].

    Управляющие ИС вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение. Для этих систем характерны тип задач расчетного характера и обработка больших объемов данных. Примером могут служить система оперативного планирования выпуска продукции, система бухгалтерского учета.

    Советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой степенью интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных

    Информационные системы организационного управления предназначены для автоматизации функций управленческого персонала. Учитывая наиболее широкое применение и разнообразие этого класса систем, часто любые информационные системы понимают именно в данном толковании. К этому классу относятся информационные системы управления как промышленными фирмами, так и непромышленными объектами: гостиницами, банками, торговыми фирмами и др.

    Основными функциями подобных систем являются: оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом и снабжением и другие экономические и организационные задачи.

    ИС управления технологическими процессами (ТП) служат для автоматизации функций производственного персонала. Они широко используются при организации для поддержания технологического процесса в металлургической и машиностроительной промышленности.

    ИС автоматизированного проектирования (САПР) предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии. Основными функциями подобных систем являются: инженерные расчеты, создание графической документации (чертежей, схем, планов), создание проектной документации, моделирование проектируемых объектов.

    Интегрированные (корпоративные) ИС используются для автоматизации всех функций фирмы и охватывают весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции. Создание таких систем весьма затруднительно, поскольку требует системного подхода с позиций главной цели, например получения прибыли, завоевания рынка сбыта и т.д. Такой подход может привести к существенным изменениям в самой структуре фирмы, на что может решиться не каждый управляющий.


    4. Роль структуры управления в информационной системе


    Создание и использование информационной системы для любой организации нацелены на решение следующих задач:

    1. Структура информационной системы, ее функциональное назначение должны соответствовать целям, стоящим перед организацией. Например, в коммерческой фирме — эффективный бизнес; в государственном предприятии — решение социальных и экономических задач;
            2. Информационная система должна контролироваться людьми, ими пониматься и использоваться в соответствии с основными социальными и этическими принципами;

    3. Производство достоверной, надежной, своевременной и систематизированной информации.

    Построение информационной системы можно сравнить с постройкой дома. Кирпичи, гвозди, цемент и прочие материалы, сложенные вместе, не дают дома. Нужны проект, землеустройство, строительство и др., чтобы появился дом.

    Аналогично для создания и использования информационной системы необходимо сначала понять структуру, функции и политику организации, цели управления и принимаемых решений, возможности компьютерной технологии. Информационная система является частью организации, а ключевые элементы любой организации — структура и органы управления, стандартные процедуры, персонал, субкультура[11].

    Наглядно использование системы информационного обеспечения и внедрение информационных технологий рассмотрим на примере роли финансового директора в деятельности предприятия.

    В настоящее время роль финансового директора в деятельности предприятия трудно переоценить. Финансы являются “кровью” предприятия. Именно в деньгах оцениваются проданные товары и оказанные клиентам услуги. Именно деньги являются универсальным измерителем необходимых предприятию ресурсов  сырья и материалов, станков, человеческих ресурсов, информации и т.д. Поэтому планирование и прогнозирование, контроль и оптимизация финансовых потоков являются жизненно важными задачами финансовой службы[12].

    Современный бизнес отличается высоким уровнем конкуренции и постоянно меняющимися условиями хозяйствования. Соответственно, повышается уровень сложности задач, которые приходится решать финансовому директору. Подсистема управления финансами тесно связана с другими подсистемами управления (закупками, продажами, производством…): например, может брать из них информацию  о плановом и фактическом объемах выпуска продукции, потребления сырья и материалов, рыночных ценах и т.д., а может и являться ограничителем  устанавливать максимально приемлемые цены на закупаемые сырье и материалы. Таким образом, все более высокие требования предъявляются к тем методам и механизмам, которые обеспечивают работу финансовой службы, органически встраивают ее в единый бизнес-процесс предприятия.

    Заключение


    Информационная система - представляет собой совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации, предназначена для выполнения заданных функций.

    В хозяйственной практике производственных и коммерческих объектов типовыми видами деятельности, которые определяют функциональный признак классификации информационных систем, являются: производственная, маркетинговая, финансовая, кадровая.

    Производственная деятельность связана с непосредственным выпуском продукции и направлена на создание и внедрение в производство научно-технических новшеств.

    Однако в современных условиях хозяйствования для обеспечения оперативности и повышения эффективности управляемости предприятиям зачастую такой программы не хватает. Поэтому целесообразным является внедрение на предприятие ERP-систему.

    На основании информации, предоставляемой ERP-системой, финансовый директор может проанализировать доходность по различным продуктам, видам бизнеса, юридическим лицам холдинга и принять решения по оптимизации финансовых потоков предприятия/холдинга (например, определить приемлемые трансфертные цены на продукцию и услуги дочерних предприятий).

    В областях, связанных с анализом и прогнозированием состояния предприятия, ERP-система также играет большую роль. Выполняя функции по анализу и прогнозированию финансового состояния предприятия и управлению стоимостью бизнеса, финансовый директор использует ERP-систему как источник исторических данных.

    Автоматизация систем управления, внедрение ERP-систем повышает экономическую эффективность промышленного предприятия, его конкурентоспособность.

    Автоматизация управления должна обеспечить ритмичную работу предприятия путем координации действий различных подразделений и служб: производственных, транспортных, финансовых, маркетинговых и т.п.

    Неудачи при внедрении компьютерных систем управления, как правило, связаны с отсутствием четко поставленной цели. Внедрение компьютерной системы требует определенной модификации бизнес-процессов, их реинжиниринга.

    Необходимо обеспечить комплексное решение основных задач предприятия на базе единого информационного пространства, согласовать организационно, программно и технологически деятельность конструкторских и технологических автоматизированных систем (CAD/CAM/ CAE/PDM) с ERP-системами.

    Список используемой литературы

    1. Чернышов Ю.Н. Информационные технологии в бизнесе: от теории к практике. –М. Радио и связь.2005 – 192 с.:ил.

    2. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. Пособие / Под общ. ред. Л.Л. Ермолович. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2003. – 576с.

    3. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Русак Н. А., Стражев В. И., Мигук О.Ф. и др.; Под общ. ред. В. И. Стражева. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк.., 2002. – 398 с.

    4. Бакаланов М.И. Теория экономического анализа: Учебник/ Бакаланов М.И., Шеремет А.Д.-4-е изд., доп. и перераб.- М.: Финансы и статистика,2001.- 416 с.

    5. Белолипецский В.Г. Финансы фирмы: Курс лекций / Под ред. И.П. Мерзлякова. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 298 с.

    6. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т.2. –К.: Ника-Центр, (серия «Библиотека финансового менеджера»; Вып. 3), 2002. – 720 с.

    7. Бороненкова С.А. Экономический анализ в управлении предприятием // Экономический анализ. – 2004. - №2. – с. 47-51.

    8. Вахрин П.И. Финансовый анализ в коммерческих и не коммерческих организациях: Учеб. пособ.- М.: Изд-во «Книготорговый центр Маркетинг», 2001.- 320 с.

    9. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии: Учеб. для ВУЗов/ Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю.-2-е изд., стер.- М.: Филинъ, РИЛАНТ, 2000.- 328 с.

    10. Графов А.В. Оценка финансово-экономического состояния предприятия// Финансы. – 2001. - №7. – с.64.

    11. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учеб. пособ.-2-е изд., и доп.- М.: Финансы и статистика, 2002.- 208 с.

    12. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности (фрагмент книги) // Финансовый менеджмент. – 2003. - № 1. – с. 122.

    13. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – 4-е издание, перраб. и доп. – М.: Издательство “Бухгалтерский  учёт”, 2002. –528с.

    14. Жиделеева В.В. Экономика предприятия: Учеб. пособ. для ВУЗов/ Жиделеева В.В., Каптейн Э.И.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Инфра-М, 2002.- 133 с.

    15. Зайцев Н.П. Экономика организации: Учебник.- М.: Изд-во «Экзамен», 2000.- 768 с.

    16. Зайцева О.П. Основные средства: обоснование методики комплексного анализа / Зайцева О.П., Жукова Т.В.// Экономический анализ: Теория и практика. – 2003. - №25.- с. 52-63.

    17. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия, Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. - М: ИНФРА-М, 2003. – 259 с.

    18. Кейлер В.А. Экономика предприятия: Курс лекций.- М.: Инфра-М, Новосибирск: ИТАЭиУ, 2001.- 132 с.

    19. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 768 с.

    20. Ковалёв В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчётности.- 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Финансы и статистика, 2002.- 512 с.

    21. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд – во Проспект, 2004. – 424с.

    22. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ хозяйственного состояния предприятия М.: Центр экономики и маркетинга, 2004. – 216 с.

    23. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. Москва, изд. «Дис», 2003. – 267 с.

    24. Лебедева С.Н. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособ./ Лебедева С.Н., Казиначикова Н.А., Гаврилов А.В./ Под ред. Лебедевой С.Н.- Минск: Новое знание, 2001.- 240 с.

    25. Любушкин Н.П. Анализ хозяйственной деятельности предприятия», Москва, «ЮНИТИ», 2002. – 316 с.

    26. Любушин Н.П., Лещев В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Любушина Н.П. – М.:ЮНИТИ-ДАНА,2002. – 417с.

    27. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / А.М. Карминский, Н.И. Оленев,  А.Г. Примак, С.Г. Фалько. М.: «Финансы и статистика», 2003. 256 с.

    28. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Е.А. Ананьина, С.В. Данилочкин, Н.Г. Данилочкина и др. М.: Аудит, ЮНИТИ, 2004. 279 с.

    29. Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих: Пер. с нем. Ю.Г. Жукова / Под ред. В.Б. Ивашкевича. 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Финансы и статистика», 2003. 304 с.

    30. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: Реинжиниринг организаций и информационные технологии. М.: «Финансы и статистика», 2003. 336 с.

    31. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. М.: ЗАО «Бизнес-школа ‘Интел-Синтез», 2004. 304 с.

    32.  Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер.с нем. / Под ред. и с предисл. А.А. Турчака, Л.Г. Головача, М.Л. Лукашевича. М.: «Финансы и статистика», 2004. 800 с.











    [1] Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / А.М. Карминский, Н.И. Оленев,  А.Г. Примак, С.Г. Фалько. М.: «Финансы и статистика», 2003. 256 с.

    [2] Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих: Пер. с нем. Ю.Г. Жукова / Под ред. В.Б. Ивашкевича. 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Финансы и статистика», 2003. 304 с.


    [3] Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер.с нем. / Под ред. и с предисл. А.А. Турчака, Л.Г. Головача, М.Л. Лукашевича. М.: «Финансы и статистика», 2004. 800 с.


    [4] Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / А.М. Карминский, Н.И. Оленев,  А.Г. Примак, С.Г. Фалько. М.: «Финансы и статистика», 2003. 256 с.

    [5] Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих: Пер. с нем. Ю.Г. Жукова / Под ред. В.Б. Ивашкевича. 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Финансы и статистика», 2003. 304 с.


    [6] Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / А.М. Карминский, Н.И. Оленев,  А.Г. Примак, С.Г. Фалько. М.: «Финансы и статистика», 2003. 256 с.

    [7] Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих: Пер. с нем. Ю.Г. Жукова / Под ред. В.Б. Ивашкевича. 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Финансы и статистика», 2003. 304 с.


    [8] Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер.с нем. / Под ред. и с предисл. А.А. Турчака, Л.Г. Головача, М.Л. Лукашевича. М.: «Финансы и статистика», 2004. 800 с.


    [9] Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / А.М. Карминский, Н.И. Оленев,  А.Г. Примак, С.Г. Фалько. М.: «Финансы и статистика», 2003. 256 с.

    [10] Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих: Пер. с нем. Ю.Г. Жукова / Под ред. В.Б. Ивашкевича. 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Финансы и статистика», 2003. 304 с.


    [11] Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / А.М. Карминский, Н.И. Оленев, 

    [12] Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих: Пер. с нем. Ю.Г. Жукова / Под ред. В.Б. Ивашкевича. 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Финансы и статистика», 2003. 304 с.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Информационные системы ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.