Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Искусство как средство развития речи

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Искусство как средство развития речи
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:40:14
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    При выборе искусства в качестве средства развития речевых коммуникаций у детей старшего дошкольного возраста, мы исходили из двух положений:

    - искусство является специфической формой общения;

    - ребенку старшего дошкольного возраста доступно

    художественное восприятие произведений искусства.

    Искусство выступает целостным феноменом культуры, которому при-

    суща полифункциональность, и влияет на формирование у человека миро-

    ощущения, мировосприятия и мироотношения. По мнению выдающегося

    отечественного философа Ю.Лотмана1, искусство, является формой и пере-

    дачи межпоколенного опыта средством человеческого общения между соци-

    альными группами, членами одного социума и, непосредственно, между ав-

    тором и зрителем, читателем, слушателем. Кроме того, с точки зрения учено-

    го, искусство представляет собой модель жизненных ситуаций, позволяю-

    щую приобщиться к важным культурным феноменам, еще не пережив их в

    реальной жизни. Это позволяет нам рассматривать искусство в качестве уни-

    кального источника развития речевых коммуникаций.

    Характеризуя искусство как явление полифункциональное, следует от-

    метить, что существует ряд классификаций его функций (Ю.Б.Борев,

    Е.В.Волков, М.Дюфрен, М.С.Каган, С.Х.Раппопорт, Л.Н.Столович и др.).




    В этом реферате мы придерживаемся классификации, разработанной из-

    вестным отечественным филологом Ю.Б.Боревым, так как она представляет-

    ся нам наиболее синтетической. Ученым выделяется восемь основных функ-

    ций искусства: познавательно - эвристическая (искусство как знание и про-

    свещение); художественно - концептуальная (искусство как анализ состояния

    мира); функция предвосхищения (искусство как предсказание); внушающая

    функция (искусство как суггестия, воздействие на подсознание); воспита__________-

    тельная функция (искусство как катарсис, средство формирования целостной

    личности); эстетическая функция (искусство как формирование творческого

    духа и ценностных ориентаций); гедонистическая функция (искусство как

    наслаждение)2.

    И, наконец, искусство обладает еще одной жизненно важной функцией -

    коммуникативной, на рассмотрении которой мы остановимся более подроб-

    но, поскольку это непосредственно связано с направлением нашего исследо-

    вания.

    Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» http://zhurnal.ape.relarn.r 430 u/articles/2000/031.pdf

    Наибольший интерес для нашего исследования представляют научные

    подходы к толкованию коммуникативной сущности искусства представителя

    герменевтического направления в философии Х.-Г.Гадамера, раскрытые им в

    работе “Истина и метод”3, где отмечается, что процесс восприятия и толко-

    вания художественного текста представляет собой творческое взаимодейст-

    вие двух субъектов (автора и читателя). С точки зрения философа, автор

    вкладывает в художественный текст свое видение и понимание окружающе-

    го мира и событий. Читатель, в свою очередь, субъективно воспринимает

    текст, так как является, во-первых, представителем конкретной социокуль-

    турной эпохи, а, во-вторых, представляет собой индивидуальность и потому

    воспринимает и истолковывает художественный текст субъективно, через

    призму личностного взгляда на жизнь. Исходя из этого, Х.-Г.Гадамер рас-

    сматривает автора и реципиента в качестве активных субъектов взаимодей-

    ствия, а процесс художественного восприятия - как акт сотворчества и со-

    трудничества.

    Говоря о коммуникативных особенностях искусства, следует при этом

    отметить специфичность подобного диалога, которая заключается в том, что

    читатель, зритель, слушатель всегда обладают определенной свободой выбо-

    ра того или иного произведения искусства. Данный выбор носит субъектив-

    ный характер, обусловленный рядом устойчивых и временно действующих

    факторов. К первой группе факторов можно отнести жизненный, художест-

    венный и общекультурный опыт человека. Временно действующими факто-

    рами могут выступать настроение, физическое и психическое состояние че-

    ловека на момент художественного восприятия.

    Рассматривая коммуникативную функцию искусства, выдающийся оте-

    чественный философ М.С.Каган отмечает, что оно (искусство) не только бес-

    конечно углубляет наше понимание реального человеческого общения, но и

    беспредельно разнообразит его сферу. Искусство обогащает наш жизненный

    опыт. Подтверждение этой мысли мы находим в работе известного философа

    И.А.Джидарьяна “Эстетическая потребность”, в которой он пишет, что ис-

    кусство должно быть признанным единственным в своем роде явлением “

    духовной жизни общества, благодаря которому как бы безгранично расши-

    ряются возможности человеческого общения на индивидуальном, личност-

    ном уровне”4. Особенность искусства заключается в том, что, принадлежа к

    средствам внешнего воздействия на человека и представляя собой чужой

    чувственный и мыслительный опыт, оно обладает при этом достоинствами

    личного опыта: непосредственностью, наглядностью и конкретностью. Про-

    живая и переживая вместе с героями произведения различные ситуации, не-

    доступные нам в реальной жизни, мы познаем новые формы и стили обще-

    ния, приобщаемся к культуре взаимоотношений и производим частичный их

    перенос в повседневную действительность. Подобное заключение

    М.С.Каган5 делает на основании выдвинутого им положения о том, что про-

    цесс общения необходимо рассматривать не с позиции межличностного

    Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» http://zhurnal.ape.relarn.r 431 u/articles/2000/031.pdf

    взаимодействия, как полагалось раннее, а с точки зрения межсубъектного

    характера взаимодействия. Ученым осуществлена классификация форм меж-

    субъектного общения. Субъектами взаимодействия, с его точки зрения, могут

    выступать не только люди, но и элементы, и явления природного мира, а так

    же произведения искусства. Исходя __________из этого, одну из форм общения ученый

    определяет как общение реального субъекта с субъективированным объек-

    том. В роли последнего может выступать как живая, так и неживая природа,

    а также произведения искусства, в которых наблюдается одухотворение и

    “очеловечивание” природы. Искусство обладает способностью превращать

    объекты в субъекты путем одушевления всего, что окружает человека в мире.

    Тем самым, оно дает возможность нам вступать в общение с миром природы

    и предметным миром как с равными партнерами, или точнее - с субъективи-

    рованными объектами общения. С такими художественными образами ху-

    дожник, а затем и зритель, вступают в мысленный диалог, подобный тому,

    который они ведут с образами людей. Яркие примеры субъективированных

    объектов мы находим в баснях и сказках, где животные, растения и природ-

    ные явления наделены человеческими чертами и качествами.

    Говоря о другой форме межсубъектного взаимодействия - общении во-

    ображаемых персонажей, прежде всего, уместно обратиться к такому источ-

    нику, как художественные произведения (герои литературных и живописных

    произведений). В процессе художественного восприятия человек вступает в

    иллюзорное взаимодействие с героями произведения и переживает события

    совместно с ними. При этом художественные образы по-своему интерпрети-

    руются и обогащаются воображением каждого отдельно взятого читателя,

    зрителя или слушателя, соотносятся с его личным опытом, окрашиваются его

    личностными ассоциациями, становятся частью его самосознания. Искусство

    является единственным, выработанным историей культуры, способом моде-

    лирования самого общения. Поскольку художественный образ по своей сути

    выступает моделью человека как субъекта, а произведение искусства пред-

    ставляет собой систему образов, находящихся во взаимосвязи и вступающих

    в определенные взаимоотношения, то необходимо рассматривать сами эти

    отношения как процесс общения.

    Выделяется еще одна форма межсубъектного взаимодействия - общение

    реального партнера с воображаемым субъектом, или квазисубъектом. Квази-

    субъектом общения может для нас являться художник, писатель, музыкант с

    которым мы, в процессе восприятия его произведения, вступаем в мыслен-

    ный диалог. Искусство создает для человека квазиобщение, тем самым зна-

    чительно расширяя границы реальной коммуникации. И не смотря на то, что

    по своему характеру такое общение иллюзорно, оно эмоционально захваты-

    вает нас. Автор через свое произведение искусства обращается к аудитории с

    целью наладить с нею душевный контакт, вступить в духовное взаимодейст-

    вие, вызвать сопереживание, стимулируя ее активность и провоцируя на

    предлагаемую им форму сотрудничества.

    Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» http://zhurnal.ape.relarn.r 432 u/articles/2000/031.pdf

    Б.М.Неменским подчеркивается, что искусство исследует отношение

    человека к предмету, оно “создает целостную картину мира в единстве

    чувств и мыслей, в системе эмоциональных образов, а не логических законов.

    И такой путь целостного осознания жизни доступен даже ребенку”6.

    Говоря о роли искусства в жизни человека, классик отечественной пси-

    хологической науки А.Н.Леонтьев отмечает в своей работе “Искусство как

    форма общения”, что общение с искусством позволяет “человеку реализовать

    и развивать аспекты личности, которые не актуализируются в обычном об-

    щении”7.

    На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что искус-

    ство бесконечно расширяет и пополняет опыт общения человека, позволяя

    познать и пережить ситуации, недоступные в его реальной жизни, дает воз-

    можность взглянуть на уже знакомую ситуацию с точки зрения другого че-

    ловека, представляет нам эталоны разнопланового общения, являясь школой

    искусства общения. Кроме того, коммуникация возможна как в процессе ху-

    дожественного восприятия (общение с автором, с художественными образ-

    ами произведения), так и между людьми по поводу произведения искусства,

    что, безусловно__________, сказывается не только на расширении сферы общения, но и

    на качественном содержании коммуникаций.

    Все это убеждает нас в необходимости использования потенциальных

    коммуникативных возможностей искусства для развития речевых коммуни-

    каций детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе до-

    школьного образовательного учреждения. В подтверждение правомерности

    данного вывода можно привести высказывание И.Канта из его работы

    “Критика способности суждения” об аналогии “искусства с тем способом

    выражения, которым люди пользуются в речи, чтобы как можно более полно

    сообщить друг другу не только свои понятия, но и свои ощущения”8.

    Изучению проблемы художественного восприятия в детском возрасте

    посвящены многочисленные исследования в области педагогики и психоло-

    гии. Отечественные психологи Л.С.Выготский, Л.М.Гурович,

    А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Т.А.Репина, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов,

    П.М. Якобсон и др. в своих научных работах убедительно доказали, что де-

    тям дошкольного возраста доступно восприятие произведений искусства и их

    элементарная эстетическая оценка. С их точки зрения, дети способны вос-

    принимать не только содержание произведений, но и средства выразительно-

    сти. Причем, восприятие художественного образа носит эмоционально-

    насыщенный характер, ребенок, с присущей его возрасту непосредственно-

    стью, принимает участие в действиях героев, переживая их радости и печа-

    ли. Аналогичная позиция по данному вопросу прослеживается и в педагоги-

    ческих исследованиях Т.И.Алиевой, Н.А.Ветлугиной, О.О.Дроновой,

    В.А.Езикеевой, Н.М.Зубаревой, Т.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой,

    Л.В.Компанцевой, Л.М.Леушиной, Е.А.Флериной. Н.Б.Халезовой,

    Р.М.Чумичевой и др.

    Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» http://zhurnal.ape.relarn.r 433 u/articles/2000/031.pdf

    Как всякий процесс, художественное восприятие проходит определен-

    ные этапы своего развития. Основы его закладываются в период дошкольно-

    го детства и напрямую связаны с возрастными особенностями развития пси-

    хики ребенка. При этом нисколько не принижается роль обучения и воспита-

    ния, напротив, содержание и формы образовательного процесса дошкольно-

    го учреждения должны разрабатываться и строиться на основе учета возрас-

    тных и индивидуальных особенностей развития детей и иметь целью способ-

    ствовать развитию и становлению личности ребенка.

    В своих исследованиях Р.М.Чумичева доказывает возможность форми-

    рования полноценного художественного восприятия у старших дошкольни-

    ков. Основой для этого служит, по ее мнению, высокий уровень познаватель-

    ных процессов у детей, эмоциональная отзывчивость и интерес. С точки зре-

    ния автора, дети старшего дошкольного возраста способны выделить эстети-

    ческую, познавательную и нравственную ценность произведения искусства,

    при условии поэтапной и последовательной работы педагога по ознакомле-

    нию ребенка с искусством на протяжении всего периода дошкольного детст-

    ва. На этапе старшего дошкольного возраста ребенок способен восприни-

    мать сюжет произведения, проводить связи и определять отношения между

    предметами и явлениями, изображенными в произведении, понимать пози-

    цию автора и вырабатывать свою собственную позицию в отношении произ-

    ведения искусства. В процессе диалогов “ребенок - герои произведения”,

    “ребенок - автор” происходит познание дошкольником качественно новых

    форм речевой коммуникации, расширение и обогащение их диапазона, при-

    общение к культурным эталонам речевого взаимодействия. Кроме того, об-

    щение ребенка со сверстниками и взрослыми по поводу произведения искус-

    ства позволяет ему перенести познанные им способы речевой коммуникации

    в реальную ситуацию речевого взаимодействия. Иными словами, у старшего

    дошкольника возможно формирование активного художественного воспри-

    ятия (ценностного и диалогичного).

    Существует тесная связь между процессом художественного восприятия

    и речью. По мнению Л.С.Выготского, характер и качество художественного

    восприятия во многом зависит от вербализированного восприятия. Речь со-

    провождает процесс восприятия и принимает в нем активное участие. Ребе-

    нок воспринимает произведение искусства не только посредством зрения и

    слух, но и через свою собственную речь. Это объясняется тем, что художест-

    венное восприятие диалогично по своей структуре, а речь (внутренняя и

    внешняя) является средством этого диалога. Иными словами, говоря о разви-

    вающем эффекте искусства, следует учитывать и обратную зависимость ка-

    чества восприятия произведений искусства от уровня развития речи.

    Проблема влияния искусства на развитие речи у детей дошкольного воз-

    раста нашла свое отражение в педагогических и психологических исследова-

    ниях Н.В.Гавриш, А.В.Запорожца, Л.А.Колунова, М.М.Кониной,

    Э.П.Коротковой, Г.Н.Кудина, Н.А.Орланской, А.И.Полозовой,

    Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» http://zhurnal.ape.relarn.r 434 u/articles/2000/031.pdf

    Е.В.Савушкиной, Е.А.Смирновой, Ф.А.Сохина, Е.И.Тихеевой,

    К.Д.Ушинского, О.С.Ушаковой, Е.А.Флериной, С.М.Чемортан и др.

    На основании изученных и проанализированных нами научных работ

    можно сделать вывод о том, что при всей многоплановости изучения про-

    блемы влияния искусства на развитие речи детей дошкольного возраста, ос-

    тается практически неисследованным вопрос о роли искусства в развитии

    коммуникативного аспекта речи.

    Наше исследование, направленное на поиск педагогических условий,

    стимулирующих развитие речевых коммуникаций у старших дошкольников,

    выступает одним из направлений деятельности научной школы, исследую-

    щей искусство в качестве универсального педагогического средства развития

    личности дошкольника, возглавляемой доктором педагогических наук, про-

    фессором Чумичевой Р.М.

    В исследованиях Р.М.Чумичевой раскрываются потенциальные возмож-

    ности искусства и его роль в культурно- коммуникативном развитии ребенка.

    Автором определяется значение художественного языка искусства в жизни

    ребенка, отмечается его яркость, эмоциональная гибкость, выразительность,

    эстетическое богатство по сравнению с разговорным языком, а отсюда и его

    убедительность, сила воздействия. Кроме того, говоря о формирующем эф-

    фекте искусства, следует подчеркнуть, что он содержится и проявляется в

    общении, в процессе которого протекает становление языка, понятий и лич-

    ности зрителя, читателя или слушателя. Общение в искусстве и с искусством

    позволяет личности выразить свой характер, “внутренний мир”, осмыслить,

    пережить ценности, содействует расширению интересов, выработке вкусов,

    побуждает к диалогу. В процессе общения в искусстве и с искусством воз-

    растает духовная общность, взаимопонимание людей. Однако необходимо

    отметить, что автор в своих работах не ставил перед собою цели определить

    место искусства в процессе развития речевых коммуникаций детей дошколь-

    ного возраста.

    Наличие противоречий между потенциальными коммуникативными

    возможностями искусства как квазисубъекта общения и неиспользованием

    их в работе по развитию речевых коммуникаций у старших дошкольников

    определило направление нашего исследования.

    Рассматривая искусство в качестве средства развития речевых коммуни-

    каций у старших дошкольников, понимаемое нами как «составляющая» об-

    щения и представляющая собой диалогическое действие, как культурно-

    речевой эталон, содержащий ценностно-значимую информацию (познава-

    тельно-развивающую и эмоционально-личностную), направленную на субъ-

    екта или квазисубъекта речевого общения, мы остановили свой выбор на

    двух его видах: литературе и живописи в их взаимодействии.

    Синтез искусств на современном этапе развития педагогической науки

    занял значительное место в педагогическом процессе дошкольного учрежде-

    ния и школы (М.С.Каган, А.А.Мелик-Пашаев, Н.Г.Пешкова__________, В.В.Химчак,

    Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» http://zhurnal.ape.relarn.r 435 u/articles/2000/031.pdf

    Р.М.Чумичева и др.) Фундаментальным исследованием по проблеме синте-

    зирования различных видов искусств является работа М.С.Кагана

    “Морфология искусства”, в которой автор разработал типы синтезирования

    по характеру связей (ансамблевый, органический и конгломеративный). По

    мнению В.В.Химчака, синтез искусств активизирует потребность ребенка в

    общении, становлении межличностных взаимоотношений, выступает по-

    средником в общении между автором и зрителем, читателем или слушателем,

    в процессе которого происходит приобщение человека к духовным ценно-

    стям, познание реального мира во всем его многообразии и своего внутрен-

    него мира, постижение эстетических идеалов и этических эталонов.

    Р.М.Чумичевой в свою очередь отмечается, что синтез искусств “при умелой

    организации в образовательном процессе становится способом творческой

    деятельности педагога и средой для творческой активности и самореализации

    ребенка”9. С точки зрения ученого, взаимодействие искусств в образователь-

    ном процессе необходимо рассматривать не только в качестве связующего

    фактора, но и как фактор, гуманизирующий образование.

    Художественное восприятие предполагает интеграцию нескольких

    чувств, независимо от того, является ли предметом восприятия произведение

    живописи, словесного искусства или музыки. Универсальность эстетическо-

    го восприятия связана с синестезией (синтетическим чувствованием), то есть

    со способностью ассоциировать посредством всех чувств. На основании это-

    го можно заключить, что восприятие синтезированного художественного об-

    раза вполне естественно и доступно ребенку. Близкие по жанру, содержанию

    и настроению произведения, относящиеся при этом к разным видам искусст-

    ва, способствуют более полному и глубокому художественному восприятию.

    На наш взгляд, литература и живопись - наиболее гармонично сочетаемые

    виды искусства. Постараемся аргументировать свой выбор.

    Каждому виду искусства присуща своя специфика, свой неповторимый

    язык. Но, вместе с тем, все виды искусства объединены, так как все они от-

    ражают действительность, выражают отношение к ней через призму миро-

    воззрений и мироощущений писателя, художника, композитора, скульптора

    средствами художественного образа. Литература и живопись, являясь само-

    стоятельными видами искусства, обладают как отличительными чертами, так

    и точками соприкосновения. Главное отличие изобразительного искусства от

    литературного, состоит в том, что оно непосредственно изображает подобие

    самих предметов и явлений в их чувственном бытии, мысли же и пережива-

    ния автора передаются воспринимающему опосредовано, через эту чувствен-

    ную сферу. (Ю.Б.Борев, Н.А.Дмитриева) Литература же, в свою очередь,

    описывает впечатления и размышления автора о предметах и явлениях. Ли-

    тература начинает прямо с выражения смысла явлений, чувственного отно-

    шения к ним, а живопись подводит к пониманию их смысла исходя из изо-

    бражения самих этих явлений, чувственно воспринимаемых нами. Живопись

    одаряет зрителя красноречием линий, выразительностью света и тени, богат-

    Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» http://zhurnal.ape.relarn.r 436 u/articles/2000/031.pdf

    ством колорита, возможностью наглядно показать красоту и бесконечное

    многообразие окружающей нас действительности, литература же эстетически

    осваивает мир в художественном слове, обладающем гибкостью и безгра-

    ничной выразительностью. В художественном слове запечатлены не столько

    сами явления, сколько авторские размышления и переживания по поводу

    этих явлений. Слово эмоционально захватывает нас, будит наше воображе-

    ние и фантазию, в силу того, что образность заложена в самой основе языка.

    Наряду с различиями, литература и живопись имеют точки соприкосно-

    вения и взаимопроникновения. Оба эти вида искусства относятся к неиспол-

    нительским видам, они зачастую не нуждаются в посреднике между автором

    и зрителем, читателем. Главным предметом познания как в литературе, так и

    в живописи выступает человек с его внутренним миром, его отношением к

    обществу и природе, к действительности вообще. При этом литературе и жи-

    вописи присущи образность, ассоциативность и эмоциональная окрашен-

    ность. А.Ф.Лосев проводит аналогию между живописностью в поэзии и по-

    этичностью в живописи10. По его мнению, зрительный характер художест-

    венного образа присущ обоим видам искусства. Для живописи - это прин-

    цип существования, так как живописный образ вызывает у нас невизуальные

    ассоциации (звук, запах, вкус), а в литературе образ становится живописным

    за счет выразительного слова. Образно - выразительные средства (метафоры,

    сравнения, противопоставления и т.д.) так же могут выступать объединяю-

    щим моментом при синтезировании произведений двух видов искусств. Кро-

    ме того, литература является вербальной подосновой всей художественной

    культуры, в том числе и изобразительной. В контексте литературы воспри-

    нимаются художественные образцы, создаваемые в других искусствах. Слово

    тесно переплетается с визуальным восприятием. Слово, образ - это возмож-

    ность коммуникации людей, общающихся между собой, общающихся с ис-

    кусством.

    При синтезировании произведений литературы и живописи, на наш

    взгляд, происходит более полное и глубокое, многогранное восприятие ре-

    бенком художественного образа. Изображение обогащается адекватным по

    содержанию и настроению поэтическим текстом и, в свою очередь, слово,

    сопровождаемое близким по сюжету изображением, более содержательно и

    образно воспринимаемо. В процессе художественного восприятия литера-

    турных произведений, ребенок усваивает речевые конструкции, а живопись,

    в свою очередь, стимулирует их применение, а также поиск новых и создание

    им собственных речевых конструкций. Взаимодействие искусств (пейзажной

    живописи и поэтических произведений) выстраивается __________нами на принципах

    “дополнительности” и соотнесенности и представляет собой процесс

    “размывания” границ между видами искусств.

    Исходя из всего вышеизложенного, мы пришли к выводу о том, что ис-

    кусство, являясь наряду с речью формой и средством общения и, будучи спо-

    собом моделирования самого общения, может выступать в качестве средства

    Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» http://zhurnal.ape.relarn.r 437 u/articles/2000/031.pdf

    развития речевых коммуникаций детей старшего дошкольного возраста при

    соблюдении ряда педагогических условий. Одним из условий можно выде-

    лить разработку системы методов, активизирующих и стимулирующих воз-

    никновение речевых коммуникаций у детей. Следующим условием развития

    речевых коммуникаций у детей мы видим адекватное интегрирование лите-

    ратурных и живописных произведений, обеспечивающее более глубокое,

    полное и многогранное художественное восприятие, что в свою очередь сти-

    мулирует речевые проявления у детей. Необходимым условием, на наш

    взгляд, также является создание пространственно - предметной культурно -

    речевой среды, где искусство выступало бы органической частью социокуль-

    турной среды педагогического процесса дошкольного образовательного уч-

    реждения.

    На основании выделенных педагогических условий, нами было разра-

    ботано содержание специально организованных видов художественно-

    коммуникативной деятельности, определены подходы к конструированию

    пространственно-предметной культурно-речевой среды, разработаны личностно-развивающие методики, обеспечивающие становление речевых коммуникаций у детей старшего дошкольного возраста (6-й год жизни).


    Литература:

    1 Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М.: Искусство, 1970. –

    384 с.

    2 Борев Ю.Б. Эстетика. / 4-е изд. – М.: Политиздат, 1988. – 496 с.

    3 Гадамер Х.-Г. Истина и метод. – М.: Искусство, 1987.

    4 Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. – М.: Наука, 1976. – 191 с.

    5 Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. – М.: По-

    литиздат, 1988. – 319 с.

    6 Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М., 1987.

    7 Леонтьев А.Н. Психология общения. – Тарту, 1974.

    8 Кант И. Собр. соч. в 6-ти т., Т. 5. - М., 1966. - С. 338.

    9 Чумичева Р.М. Взаимодействие искусств в формировании личности стар-

    шего дошкольника. - Ростов н/Д: РГПУ, 1995. - 272 с.

    10 Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. – М.: Искусст-

    во, 1976. – 369 с.__

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Искусство как средство развития речи ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.