При выборе искусства в качестве
средства развития речевых коммуникаций у детей старшего дошкольного возраста,
мы исходили из двух положений:
- искусство является специфической
формой общения;
- ребенку старшего дошкольного
возраста доступно
художественное восприятие произведений
искусства.
Искусство выступает целостным
феноменом культуры, которому при-
суща полифункциональность, и влияет на
формирование у человека миро-
ощущения, мировосприятия и
мироотношения. По мнению выдающегося
отечественного философа Ю.Лотмана1,
искусство, является формой и пере-
дачи межпоколенного опыта средством
человеческого общения между соци-
альными группами, членами одного
социума и, непосредственно, между ав-
тором и зрителем, читателем,
слушателем. Кроме того, с точки зрения учено-
го, искусство представляет собой
модель жизненных ситуаций, позволяю-
щую приобщиться к важным культурным
феноменам, еще не пережив их в
реальной жизни. Это позволяет нам
рассматривать искусство в качестве уни-
кального источника развития речевых коммуникаций.
Характеризуя искусство как явление
полифункциональное, следует от-
метить, что существует ряд
классификаций его функций (Ю.Б.Борев,
Е.В.Волков, М.Дюфрен, М.С.Каган, С.Х.Раппопорт,
Л.Н.Столович и др.).
В этом реферате мы придерживаемся классификации,
разработанной из-
вестным отечественным филологом
Ю.Б.Боревым, так как она представляет-
ся нам наиболее синтетической. Ученым
выделяется восемь основных функ-
ций искусства: познавательно -
эвристическая (искусство как знание и про-
свещение); художественно -
концептуальная (искусство как анализ состояния
мира); функция предвосхищения
(искусство как предсказание); внушающая
функция (искусство как суггестия,
воздействие на подсознание); воспита__________-
тельная функция (искусство как
катарсис, средство формирования целостной
личности); эстетическая функция
(искусство как формирование творческого
духа и ценностных ориентаций);
гедонистическая функция (искусство как
наслаждение)2.
И, наконец, искусство обладает еще
одной жизненно важной функцией -
коммуникативной, на рассмотрении
которой мы остановимся более подроб-
но, поскольку это непосредственно
связано с направлением нашего исследо-
вания.
Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В
РОССИИ» http://zhurnal.ape.relarn.r 430 u/articles/2000/031.pdf
Наибольший интерес для нашего
исследования представляют научные
подходы к толкованию коммуникативной
сущности искусства представителя
герменевтического направления в
философии Х.-Г.Гадамера, раскрытые им в
работе “Истина и метод”3,
где отмечается, что процесс восприятия и толко-
вания художественного текста
представляет собой творческое взаимодейст-
вие двух субъектов (автора и
читателя). С точки зрения философа, автор
вкладывает в художественный текст свое
видение и понимание окружающе-
го мира и событий. Читатель, в свою
очередь, субъективно воспринимает
текст, так как является, во-первых,
представителем конкретной социокуль-
турной эпохи, а, во-вторых,
представляет собой индивидуальность и потому
воспринимает и истолковывает
художественный текст субъективно, через
призму личностного взгляда на жизнь.
Исходя из этого, Х.-Г.Гадамер рас-
сматривает автора и реципиента в
качестве активных субъектов взаимодей-
ствия, а процесс художественного
восприятия - как акт сотворчества и со-
трудничества.
Говоря о коммуникативных особенностях
искусства, следует при этом
отметить специфичность подобного
диалога, которая заключается в том, что
читатель, зритель, слушатель всегда
обладают определенной свободой выбо-
ра того или иного произведения
искусства. Данный выбор носит субъектив-
ный характер, обусловленный рядом
устойчивых и временно действующих
факторов. К первой группе факторов
можно отнести жизненный, художест-
венный и общекультурный опыт человека.
Временно действующими факто-
рами могут выступать настроение,
физическое и психическое состояние че-
ловека на момент художественного
восприятия.
Рассматривая коммуникативную функцию
искусства, выдающийся оте-
чественный философ М.С.Каган отмечает,
что оно (искусство) не только бес-
конечно углубляет наше понимание
реального человеческого общения, но и
беспредельно разнообразит его сферу.
Искусство обогащает наш жизненный
опыт. Подтверждение этой мысли мы
находим в работе известного философа
И.А.Джидарьяна “Эстетическая
потребность”, в которой он пишет, что ис-
кусство должно быть признанным
единственным в своем роде явлением “
духовной жизни общества, благодаря
которому как бы безгранично расши-
ряются возможности человеческого
общения на индивидуальном, личност-
ном уровне”4.
Особенность искусства заключается в том, что, принадлежа к
средствам внешнего воздействия на
человека и представляя собой чужой
чувственный и мыслительный опыт, оно
обладает при этом достоинствами
личного опыта: непосредственностью,
наглядностью и конкретностью. Про-
живая и переживая вместе с героями
произведения различные ситуации, не-
доступные нам в реальной жизни, мы
познаем новые формы и стили обще-
ния, приобщаемся к культуре
взаимоотношений и производим частичный их
перенос в повседневную
действительность. Подобное заключение
М.С.Каган5
делает
на основании выдвинутого им положения о том, что про-
цесс общения необходимо рассматривать
не с позиции межличностного
Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В
РОССИИ» http://zhurnal.ape.relarn.r 431 u/articles/2000/031.pdf
взаимодействия, как полагалось раннее,
а с точки зрения межсубъектного
характера взаимодействия. Ученым
осуществлена классификация форм меж-
субъектного общения. Субъектами
взаимодействия, с его точки зрения, могут
выступать не только люди, но и
элементы, и явления природного мира, а так
же произведения искусства. Исходя
__________из этого, одну из форм общения ученый
определяет как общение реального
субъекта с субъективированным объек-
том. В роли последнего может выступать
как живая, так и неживая природа,
а также произведения искусства, в
которых наблюдается одухотворение и
“очеловечивание” природы. Искусство
обладает способностью превращать
объекты в субъекты путем одушевления
всего, что окружает человека в мире.
Тем самым, оно дает возможность нам
вступать в общение с миром природы
и предметным миром как с равными
партнерами, или точнее - с субъективи-
рованными объектами общения. С такими
художественными образами ху-
дожник, а затем и зритель, вступают в
мысленный диалог, подобный тому,
который они ведут с образами людей.
Яркие примеры субъективированных
объектов мы находим в баснях и
сказках, где животные, растения и природ-
ные явления наделены человеческими
чертами и качествами.
Говоря о другой форме межсубъектного
взаимодействия - общении во-
ображаемых персонажей, прежде всего,
уместно обратиться к такому источ-
нику, как художественные произведения
(герои литературных и живописных
произведений). В процессе
художественного восприятия человек вступает в
иллюзорное взаимодействие с героями
произведения и переживает события
совместно с ними. При этом
художественные образы по-своему интерпрети-
руются и обогащаются воображением
каждого отдельно взятого читателя,
зрителя или слушателя, соотносятся с
его личным опытом, окрашиваются его
личностными ассоциациями, становятся
частью его самосознания. Искусство
является единственным, выработанным
историей культуры, способом моде-
лирования самого общения. Поскольку
художественный образ по своей сути
выступает моделью человека как
субъекта, а произведение искусства пред-
ставляет собой систему образов, находящихся
во взаимосвязи и вступающих
в определенные взаимоотношения, то
необходимо рассматривать сами эти
отношения как процесс общения.
Выделяется еще одна форма
межсубъектного взаимодействия - общение
реального партнера с воображаемым
субъектом, или квазисубъектом. Квази-
субъектом общения может для нас
являться художник, писатель, музыкант с
которым мы, в процессе восприятия его
произведения, вступаем в мыслен-
ный диалог. Искусство создает для
человека квазиобщение, тем самым зна-
чительно расширяя границы реальной
коммуникации. И не смотря на то, что
по своему характеру такое общение
иллюзорно, оно эмоционально захваты-
вает нас. Автор через свое
произведение искусства обращается к аудитории с
целью наладить с нею душевный контакт,
вступить в духовное взаимодейст-
вие, вызвать сопереживание, стимулируя
ее активность и провоцируя на
предлагаемую им форму сотрудничества.
Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В
РОССИИ» http://zhurnal.ape.relarn.r 432 u/articles/2000/031.pdf
Б.М.Неменским подчеркивается, что
искусство исследует отношение
человека к предмету, оно “создает
целостную картину мира в единстве
чувств и мыслей, в системе
эмоциональных образов, а не логических законов.
И такой путь целостного осознания
жизни доступен даже ребенку”6.
Говоря о роли искусства в жизни
человека, классик отечественной пси-
хологической науки А.Н.Леонтьев
отмечает в своей работе “Искусство как
форма общения”, что общение с
искусством позволяет “человеку реализовать
и развивать аспекты личности, которые
не актуализируются в обычном об-
щении”7.
На основании вышеизложенного можно
сделать вывод о том, что искус-
ство бесконечно расширяет и пополняет
опыт общения человека, позволяя
познать и пережить ситуации,
недоступные в его реальной жизни, дает воз-
можность взглянуть на уже знакомую
ситуацию с точки зрения другого че-
ловека, представляет нам эталоны
разнопланового общения, являясь школой
искусства общения. Кроме того,
коммуникация возможна как в процессе ху-
дожественного восприятия (общение с
автором, с художественными образ-
ами произведения), так и между людьми
по поводу произведения искусства,
что, безусловно__________, сказывается
не только на расширении сферы общения, но и
на качественном содержании
коммуникаций.
Все это убеждает нас в необходимости
использования потенциальных
коммуникативных возможностей искусства
для развития речевых коммуни-
каций детей старшего дошкольного
возраста в педагогическом процессе до-
школьного образовательного учреждения.
В подтверждение правомерности
данного вывода можно привести
высказывание И.Канта из его работы
“Критика способности суждения” об
аналогии “искусства с тем способом
выражения, которым люди пользуются в
речи, чтобы как можно более полно
сообщить друг другу не только свои
понятия, но и свои ощущения”8.
Изучению проблемы художественного
восприятия в детском возрасте
посвящены многочисленные исследования
в области педагогики и психоло-
гии. Отечественные психологи
Л.С.Выготский, Л.М.Гурович,
А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев,
Т.А.Репина, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов,
П.М. Якобсон и др. в своих научных
работах убедительно доказали, что де-
тям дошкольного возраста доступно
восприятие произведений искусства и их
элементарная эстетическая оценка. С их
точки зрения, дети способны вос-
принимать не только содержание
произведений, но и средства выразительно-
сти. Причем, восприятие
художественного образа носит эмоционально-
насыщенный характер, ребенок, с
присущей его возрасту непосредственно-
стью, принимает участие в действиях
героев, переживая их радости и печа-
ли. Аналогичная позиция по данному вопросу
прослеживается и в педагоги-
ческих исследованиях Т.И.Алиевой,
Н.А.Ветлугиной, О.О.Дроновой,
В.А.Езикеевой, Н.М.Зубаревой,
Т.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой,
Л.В.Компанцевой, Л.М.Леушиной,
Е.А.Флериной. Н.Б.Халезовой,
Р.М.Чумичевой и др.
Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В
РОССИИ» http://zhurnal.ape.relarn.r 433 u/articles/2000/031.pdf
Как всякий процесс, художественное
восприятие проходит определен-
ные этапы своего развития. Основы его
закладываются в период дошкольно-
го детства и напрямую связаны с возрастными
особенностями развития пси-
хики ребенка. При этом нисколько не
принижается роль обучения и воспита-
ния, напротив, содержание и формы
образовательного процесса дошкольно-
го учреждения должны разрабатываться и
строиться на основе учета возрас-
тных и индивидуальных особенностей
развития детей и иметь целью способ-
ствовать развитию и становлению
личности ребенка.
В своих исследованиях Р.М.Чумичева
доказывает возможность форми-
рования полноценного художественного
восприятия у старших дошкольни-
ков. Основой для этого служит, по ее
мнению, высокий уровень познаватель-
ных процессов у детей, эмоциональная
отзывчивость и интерес. С точки зре-
ния автора, дети старшего дошкольного
возраста способны выделить эстети-
ческую, познавательную и нравственную ценность
произведения искусства,
при условии поэтапной и
последовательной работы педагога по ознакомле-
нию ребенка с искусством на протяжении
всего периода дошкольного детст-
ва. На этапе старшего дошкольного
возраста ребенок способен восприни-
мать сюжет произведения, проводить
связи и определять отношения между
предметами и явлениями, изображенными
в произведении, понимать пози-
цию автора и вырабатывать свою
собственную позицию в отношении произ-
ведения искусства. В процессе диалогов
“ребенок - герои произведения”,
“ребенок - автор” происходит познание
дошкольником качественно новых
форм речевой коммуникации, расширение
и обогащение их диапазона, при-
общение к культурным эталонам речевого
взаимодействия. Кроме того, об-
щение ребенка со сверстниками и
взрослыми по поводу произведения искус-
ства позволяет ему перенести познанные
им способы речевой коммуникации
в реальную ситуацию речевого
взаимодействия. Иными словами, у старшего
дошкольника возможно формирование
активного художественного воспри-
ятия (ценностного и диалогичного).
Существует тесная связь между
процессом художественного восприятия
и речью. По мнению Л.С.Выготского,
характер и качество художественного
восприятия во многом зависит от
вербализированного восприятия. Речь со-
провождает процесс восприятия и
принимает в нем активное участие. Ребе-
нок воспринимает произведение
искусства не только посредством зрения и
слух, но и через свою собственную
речь. Это объясняется тем, что художест-
венное восприятие диалогично по своей
структуре, а речь (внутренняя и
внешняя) является средством этого
диалога. Иными словами, говоря о разви-
вающем эффекте искусства, следует
учитывать и обратную зависимость ка-
чества восприятия произведений
искусства от уровня развития речи.
Проблема влияния искусства на развитие
речи у детей дошкольного воз-
раста нашла свое отражение в
педагогических и психологических исследова-
ниях Н.В.Гавриш, А.В.Запорожца,
Л.А.Колунова, М.М.Кониной,
Э.П.Коротковой, Г.Н.Кудина,
Н.А.Орланской, А.И.Полозовой,
Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В
РОССИИ» http://zhurnal.ape.relarn.r 434 u/articles/2000/031.pdf
Е.В.Савушкиной, Е.А.Смирновой,
Ф.А.Сохина, Е.И.Тихеевой,
К.Д.Ушинского, О.С.Ушаковой,
Е.А.Флериной, С.М.Чемортан и др.
На основании изученных и
проанализированных нами научных работ
можно сделать вывод о том, что при
всей многоплановости изучения про-
блемы влияния искусства на развитие
речи детей дошкольного возраста, ос-
тается практически неисследованным
вопрос о роли искусства в развитии
коммуникативного аспекта речи.
Наше исследование, направленное на
поиск педагогических условий,
стимулирующих развитие речевых
коммуникаций у старших дошкольников,
выступает одним из направлений
деятельности научной школы, исследую-
щей искусство в качестве
универсального педагогического средства развития
личности дошкольника, возглавляемой
доктором педагогических наук, про-
фессором Чумичевой Р.М.
В исследованиях Р.М.Чумичевой
раскрываются потенциальные возмож-
ности искусства и его роль в
культурно- коммуникативном развитии ребенка.
Автором определяется значение
художественного языка искусства в жизни
ребенка, отмечается его яркость,
эмоциональная гибкость, выразительность,
эстетическое богатство по сравнению с
разговорным языком, а отсюда и его
убедительность, сила воздействия.
Кроме того, говоря о формирующем эф-
фекте искусства, следует подчеркнуть,
что он содержится и проявляется в
общении, в процессе которого протекает
становление языка, понятий и лич-
ности зрителя, читателя или слушателя.
Общение в искусстве и с искусством
позволяет личности выразить свой
характер, “внутренний мир”, осмыслить,
пережить ценности, содействует
расширению интересов, выработке вкусов,
побуждает к диалогу. В процессе
общения в искусстве и с искусством воз-
растает духовная общность,
взаимопонимание людей. Однако необходимо
отметить, что автор в своих работах не
ставил перед собою цели определить
место искусства в процессе развития
речевых коммуникаций детей дошколь-
ного возраста.
Наличие противоречий между
потенциальными коммуникативными
возможностями искусства как
квазисубъекта общения и неиспользованием
их в работе по развитию речевых
коммуникаций у старших дошкольников
определило направление нашего
исследования.
Рассматривая искусство в качестве
средства развития речевых коммуни-
каций у старших дошкольников, понимаемое
нами как «составляющая» об-
щения и представляющая собой
диалогическое действие, как культурно-
речевой эталон, содержащий
ценностно-значимую информацию (познава-
тельно-развивающую и
эмоционально-личностную), направленную на субъ-
екта или квазисубъекта речевого
общения, мы остановили свой выбор на
двух его видах: литературе и живописи
в их взаимодействии.
Синтез искусств на современном этапе
развития педагогической науки
занял значительное место в
педагогическом процессе дошкольного учрежде-
ния и школы (М.С.Каган,
А.А.Мелик-Пашаев, Н.Г.Пешкова__________, В.В.Химчак,
Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В
РОССИИ» http://zhurnal.ape.relarn.r 435 u/articles/2000/031.pdf
Р.М.Чумичева и др.) Фундаментальным
исследованием по проблеме синте-
зирования различных видов искусств
является работа М.С.Кагана
“Морфология искусства”, в которой
автор разработал типы синтезирования
по характеру связей (ансамблевый,
органический и конгломеративный). По
мнению В.В.Химчака, синтез искусств
активизирует потребность ребенка в
общении, становлении межличностных
взаимоотношений, выступает по-
средником в общении между автором и
зрителем, читателем или слушателем,
в процессе которого происходит
приобщение человека к духовным ценно-
стям, познание реального мира во всем
его многообразии и своего внутрен-
него мира, постижение эстетических
идеалов и этических эталонов.
Р.М.Чумичевой в свою очередь
отмечается, что синтез искусств “при умелой
организации в образовательном процессе
становится способом творческой
деятельности педагога и средой для
творческой активности и самореализации
ребенка”9.
С точки зрения ученого, взаимодействие искусств в образователь-
ном процессе необходимо рассматривать
не только в качестве связующего
фактора, но и как фактор,
гуманизирующий образование.
Художественное восприятие предполагает
интеграцию нескольких
чувств, независимо от того, является
ли предметом восприятия произведение
живописи, словесного искусства или
музыки. Универсальность эстетическо-
го восприятия связана с синестезией
(синтетическим чувствованием), то есть
со способностью ассоциировать
посредством всех чувств. На основании это-
го можно заключить, что восприятие
синтезированного художественного об-
раза вполне естественно и доступно
ребенку. Близкие по жанру, содержанию
и настроению произведения, относящиеся
при этом к разным видам искусст-
ва, способствуют более полному и
глубокому художественному восприятию.
На наш взгляд, литература и живопись -
наиболее гармонично сочетаемые
виды искусства. Постараемся
аргументировать свой выбор.
Каждому виду искусства присуща своя
специфика, свой неповторимый
язык. Но, вместе с тем, все виды
искусства объединены, так как все они от-
ражают действительность, выражают
отношение к ней через призму миро-
воззрений и мироощущений писателя,
художника, композитора, скульптора
средствами художественного образа.
Литература и живопись, являясь само-
стоятельными видами искусства,
обладают как отличительными чертами, так
и точками соприкосновения. Главное
отличие изобразительного искусства от
литературного, состоит в том, что оно
непосредственно изображает подобие
самих предметов и явлений в их
чувственном бытии, мысли же и пережива-
ния автора передаются воспринимающему
опосредовано, через эту чувствен-
ную сферу. (Ю.Б.Борев, Н.А.Дмитриева)
Литература же, в свою очередь,
описывает впечатления и размышления
автора о предметах и явлениях. Ли-
тература начинает прямо с выражения
смысла явлений, чувственного отно-
шения к ним, а живопись подводит к
пониманию их смысла исходя из изо-
бражения самих этих явлений, чувственно
воспринимаемых нами. Живопись
одаряет зрителя красноречием линий,
выразительностью света и тени, богат-
Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В
РОССИИ» http://zhurnal.ape.relarn.r 436 u/articles/2000/031.pdf
ством колорита, возможностью наглядно
показать красоту и бесконечное
многообразие окружающей нас
действительности, литература же эстетически
осваивает мир в художественном слове,
обладающем гибкостью и безгра-
ничной выразительностью. В
художественном слове запечатлены не столько
сами явления, сколько авторские
размышления и переживания по поводу
этих явлений. Слово эмоционально
захватывает нас, будит наше воображе-
ние и фантазию, в силу того, что
образность заложена в самой основе языка.
Наряду с различиями, литература и
живопись имеют точки соприкосно-
вения и взаимопроникновения. Оба эти
вида искусства относятся к неиспол-
нительским видам, они зачастую не
нуждаются в посреднике между автором
и зрителем, читателем. Главным
предметом познания как в литературе, так и
в живописи выступает человек с его внутренним
миром, его отношением к
обществу и природе, к действительности
вообще. При этом литературе и жи-
вописи присущи образность,
ассоциативность и эмоциональная окрашен-
ность. А.Ф.Лосев проводит аналогию
между живописностью в поэзии и по-
этичностью в живописи10.
По его мнению, зрительный характер художест-
венного образа присущ обоим видам
искусства. Для живописи - это прин-
цип существования, так как живописный
образ вызывает у нас невизуальные
ассоциации (звук, запах, вкус), а в
литературе образ становится живописным
за счет выразительного слова. Образно
- выразительные средства (метафоры,
сравнения, противопоставления и т.д.)
так же могут выступать объединяю-
щим моментом при синтезировании
произведений двух видов искусств. Кро-
ме того, литература является
вербальной подосновой всей художественной
культуры, в том числе и
изобразительной. В контексте литературы воспри-
нимаются художественные образцы,
создаваемые в других искусствах. Слово
тесно переплетается с визуальным
восприятием. Слово, образ - это возмож-
ность коммуникации людей, общающихся
между собой, общающихся с ис-
кусством.
При синтезировании произведений
литературы и живописи, на наш
взгляд, происходит более полное и
глубокое, многогранное восприятие ре-
бенком художественного образа. Изображение
обогащается адекватным по
содержанию и настроению поэтическим
текстом и, в свою очередь, слово,
сопровождаемое близким по сюжету
изображением, более содержательно и
образно воспринимаемо. В процессе
художественного восприятия литера-
турных произведений, ребенок усваивает
речевые конструкции, а живопись,
в свою очередь, стимулирует их
применение, а также поиск новых и создание
им собственных речевых конструкций.
Взаимодействие искусств (пейзажной
живописи и поэтических произведений)
выстраивается __________нами на принципах
“дополнительности” и соотнесенности и
представляет собой процесс
“размывания” границ между видами
искусств.
Исходя из всего вышеизложенного, мы
пришли к выводу о том, что ис-
кусство, являясь наряду с речью формой
и средством общения и, будучи спо-
собом моделирования самого общения,
может выступать в качестве средства
Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В
РОССИИ» http://zhurnal.ape.relarn.r 437 u/articles/2000/031.pdf
развития речевых коммуникаций детей
старшего дошкольного возраста при
соблюдении ряда педагогических
условий. Одним из условий можно выде-
лить разработку системы методов,
активизирующих и стимулирующих воз-
никновение речевых коммуникаций у
детей. Следующим условием развития
речевых коммуникаций у детей мы видим
адекватное интегрирование лите-
ратурных и живописных произведений,
обеспечивающее более глубокое,
полное и многогранное художественное
восприятие, что в свою очередь сти-
мулирует речевые проявления у детей.
Необходимым условием, на наш
взгляд, также является создание
пространственно - предметной культурно -
речевой среды, где искусство выступало
бы органической частью социокуль-
турной среды педагогического процесса
дошкольного образовательного уч-
реждения.
На основании выделенных педагогических
условий, нами было разра-
ботано содержание специально
организованных видов художественно-
коммуникативной деятельности,
определены подходы к конструированию
пространственно-предметной
культурно-речевой среды, разработаны личностно-развивающие методики,
обеспечивающие становление речевых коммуникаций у детей старшего дошкольного
возраста (6-й год жизни).
Литература:
1 Лотман Ю.М. Структура
художественного текста. – М.: Искусство, 1970. –
384 с.
2 Борев Ю.Б. Эстетика.
/ 4-е изд. – М.: Политиздат, 1988. – 496 с.
3 Гадамер Х.-Г. Истина
и метод. – М.: Искусство, 1987.
4 Джидарьян И.А.
Эстетическая потребность. – М.: Наука, 1976. – 191 с.
5 Каган М.С. Мир
общения: Проблема межсубъектных отношений. – М.: По-
литиздат, 1988. – 319 с.
6 Неменский Б.М.
Мудрость красоты. - М., 1987.
7 Леонтьев А.Н.
Психология общения. – Тарту, 1974.
8 Кант И. Собр. соч. в
6-ти т., Т. 5. - М., 1966. - С. 338.
9 Чумичева Р.М.
Взаимодействие искусств в формировании личности стар-
шего дошкольника. - Ростов н/Д: РГПУ,
1995. - 272 с.
10 Лосев А.Ф. Проблема
символа и реалистическое искусство. – М.: Искусст-
во,
1976. – 369 с.__