План
1. Система статической
отчетности в правоохранительных органах и органах юстиции…………………………….3
Практическое
задание…………………………………………………………..10
Определите
среднюю величину иска на основании следующих данных:
Сумма иска
|
Число дел
|
до 5000 руб.
|
1
|
от 5000 до 10000 руб.
|
1
|
от 10000 до 50000 руб.
|
2
|
от 50000 до 100000 руб.
|
2
|
от 100000 до 5000000 руб.
|
4
|
Список использованной
литературы………………………………………….11
Теоретический вопрос
1. Система статической отчетности в правоохранительных органах и органах юстиции
Ответ: В 2005 г. было принято новое
Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений,
которое было утверждено приказами Генеральной прокуратуры, МВД, МЧС, Минюста,
ФСБ, Министерства экономического развития и торговли и Федеральной службы по
контролю за оборотом наркотиков России. На основании этого Положения была
разработана новая инструкция «О едином учете преступлений». Все это вносило
множество новаций. Предпринятые меры имели определенные последствия. В 2005 г.
учтенная преступность увеличилась на 22,8 %. Уровень отдельных видов деяний
вырос на 40 % и более. Аналогичный рост учтенной преступности наблюдался и в
2006 г. Однако это существенно не повлияло на объективность учета. Уголовная
статистика так и осталась основным инструментом управления органов внутренних
дел, что по-прежнему вынуждает их в целях выживания предпринимать меры к
улучшению статистических показателей в личных интересах, но в ущерб
качественным результатам правоохранительной деятельности. Тем не менее статистический
учет преступлений является важным индикатором криминальности в обществе, но
задача его объективизации и переход на качественные оценки деятельности
правоохранительных органов не потерял своей актуальности.
Преступление,
лицо, его совершившее, и уголовное дело считаются учтенными, когда сведения о
них внесены в карточки первичного учета, зарегистрированы в журнале учета
преступлений и поставлены на централизованный учет в информационном центре[1].
Первичные
документы учета лежат в основе значительной части официальной отчетности
органов внутренних дел, прокуратуры, таможенной службы, а также службы
безопасности и военной прокуратуры.
Непосредственно
учитывается, во-первых, более 80 % зарегистрированных уголовных деяний;
во-вторых, сведения о преступлениях, первоначально учтенных в органах
прокуратуры, Госнаркоконтроля и таможенной службы, формируются в официальную
статистическую отчетность в информационных центрах МВД; в-третьих, именно
органы внутренних дел осуществляют счет и выдачу четырех форм государственной
статистической отчетности, а также около 20 форм ведомственной отчетности,
раскрывающих относительно полную картину, как состояния учтенной преступности,
так и результатов деятельности различных служб органов внутренних дел по
обеспечению правопорядка в стране, раскрытию преступлений, розыску преступников[2].
Помимо
форм государственной и ведомственной отчетности, базирующихся на документах
первичного учета криминальных явлений, в МВД России обрабатывается еще почти 50
форм, освещающих различные стороны оперативной и служебной деятельности.
Головная организация МВД России в вопросах разработки и совершенствования
ведомственной статистической отчетности - это Главный ин6формационный центр
(ГИЦ) МВД России. Порядок предоставления статистической информации в органах
внутренних дел определяется Единой инструкцией по подготовке статистических
отчетов для передачи в ГИЦ из органов, подразделений и учреждений внутренних
дел[3].
На
Генерального прокурора РФ согласно Закону о прокуратуре (1995 г., с изм. и
доп.) возложена координация деятельности по борьбе с преступностью органов
внутренних дел, службы безопасности, Госнаркоконтроля, таможенной службы и
других правоохранительных органов. Генеральная прокуратура РФ совместно с
заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами разрабатывают
систему и методику единого учета и статистической отчетности о состоянии
преступности, раскрываемости преступлений, следственной работе и прокурорском
надзоре, а также устанавливает единый порядок представления отчетности в
органах прокуратуры.
Острую
актуальность на современном этапе приобретает информация об экономической
правонарушаемости. В связи с этим Указом Президента РФ от 3 марта 1998 г. «Об
обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями
в сфере экономики» перед Правительством была поставлена задача «разработать
единую систему учета выявленных преступлений и административных правонарушений
в сфере экономики в целях отражения их в государственной статистической
отчетности и принятия необходимых мер». И такая система уже разработана.
В
обобщенную государственную статистическую отчетность не попадают сведения о
преступлениях, регистрируемых ор
Государственная
статистическая отчетность правоохранительных органов
Состоит
из пяти форм[4]:
1)
отчет о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых преступлениях, в котором,
кроме сведений о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых в отчетном периоде
преступлениях, приводятся данные о расследованных преступлениях, совершенных
отдельными категориями лиц, о нераскрытых преступлениях прошлых лет и др.;
2)
единый отчет о преступности, в котором приводятся сведения по перечню всех
видов преступлений, предусмотренных в Особенной части УК РФ в соотношении с
характеристиками преступлений и выявленных лиц;
3)
отчет о лицах, совершивших преступления, в котором эти лица распределяются по
полу, возрасту, образованию, месту жительства, социальному и должностному
положению, категории тяжести совершенного деяния, состоянию, характеристике
групповых преступлений (организованных групп) и другим уголовно-правовым,
социально-демографическим признакам, соотнесенным с различными группами и
видами преступлений;
4)
отчет о следственной работе, в котором отражаются общие сведения по оконченным
делам и по наиболее опасным и распространенным видам преступлений, по делам и
протокольным производствам, оконченным следователями и органами дознания
прокуратуры, внутренних дел, срокам расследования, по делам о преступлениях
несовершеннолетних, дополнительным расследованиям, задержаниям подозреваемых,
прекращенным делам, об обеспечении возмещения причиненного ущерба и другим
признакам;
5)
отчет о работе прокурора, содержание которого выходит за пределы сведений о
состоянии преступности и борьбе с ней к более общим сведениям о правопорядке в
стране. В нем находят отражение результаты надзора за исполнением законов и за
законностью правовых актов, издаваемых на различных уровнях власти и различных
министерствах, за законностью предварительного следствия и дознания, за
исполнением законов в местах лишения свободы и предварительного заключения, а
также сведения об участии прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских и
арбитражных дел и др.
В
дополнение государственной статистической отчетности в органах внутренних дел
имеются еще более 60 форм ведомственной стат. - отчетности, в том числе более
десяти форм о различных аспектах состояния преступности и борьбы с ней.
Учет
и отчетность судов и органов юстиции
Суды
осуществляют уголовно-правовой, административно-правовой и гражданско-правовой
учет юридически значимых явлений и процессов. Единицы измерения судебного учета
- уголовное дело, преступление, подсудимый, мера уголовного наказания,
административное дело, правонарушитель, мера административного наказания,
гражданское дело, стороны в гражданском процессе, результаты разрешения спора и
др.
Статистические
карточки в судах первой инстанции ведутся на уголовное дело, на подсудимого, на
гражданское дело, на исполнительное производство. Работа по делам кассационной
и надзорной инстанций также отражается в соответствующих карточках. Кроме них в
судах ведутся журналы регистрации уголовных, гражданских и административных
дел, которые также являются первичными документами учета. Образцы
учетно-регистрационных карточек и журналов утверждаются Верховным Судом РФ, при
котором находится Судебный департамент, занимающийся вопросами учета и
отчетности, и воспроизводится в инструкции по делопроизводству в судах.
Карточка
на подсудимого заполняется судьями первой и второй инстанции. В общей сложности
в ней содержится более 800 юридически значимых признаков, обозначенных
текстуально и путем кодирования, что позволяет использовать их при машинной
обработке[5].
Учетно-статистическая
карточка на гражданское дело заводится в день поступления искового заявления, а
затем в ней отражаются все процессуальные действия суда по делу: содержание
иска, сроки и результаты его рассмотрения, обжалование в вышестоящий суд,
сведения об истце и ответчике, другие данные.
Учетно-статистическая
карточка на исполнительное производство отражает работу судебного исполнителя
по исполнению решения по гражданским делам и приговоров в части возмещения
материального ущерба по уголовным делам, а также движение исполнительного
документа, сроки и результаты исполнения судебного решения.
Карточка
по учету сумм ущерба отражает размер материального ущерба, причиненный
преступлениями экономической направленности. Она заполняется на каждое
аналогичное дело и в ней отражается динамика погашения ущерба во время
предварительного следствия, а также до и после вступления приговора в законную
силу.
На
основе обработки статистических карточек, журналов регистрации и других
материалов первичного учета формируется вся статистическая информация о
динамике и структуре судимости, личности осужденных, мерах наказания, движении
уголовных и гражданских дел, гражданском и уголовном судопроизводстве.
Государственная
статистическая отчетность судов первой инстанции разрабатывается Судебным
департаментом при Верховном Суде РФ и утверждается постановлением Госкомстата
России. Она включает в себя[6]:
1)
отчет о работе судов первой инстанции по рассмотрению уголовных дел;
2)
отчет о рассмотрении дел об административных правонарушениях;
3)
отчет о работе судов первой инстанции по рассмотрению гражданских дел;
4)
отчет о работе судов по исполнению приговоров и решений;
5)
отчет распределяется на три части: о числе привлеченных к уголовной
ответственности и мерах наказания, особенности применения уголовного наказания,
меры наказания по наиболее тяжкому преступлению;
6)
отчет о составе осужденных, месте совершения преступления. Отчет о судимости по
отдельным отраслям хозяйства;
7)
отчет об осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте.
Отчетность
о работе по рассмотрению уголовных кассационных и надзорных дел включает в
себя:
1)
отчет о работе по рассмотрению уголовных дел в кассационном порядке;
2)
отчет о работе по рассмотрению гражданских дел в кассационном порядке;
3)
отчет о работе по рассмотрению уголовных дел в порядке надзора;
4)
отчет о работе по рассмотрению гражданских дел в порядке надзора[7].
Наряду
с отчетностью судов Министерство юстиции РФ располагает отчетностью о работе
нотариальных контор; органов записи актов гражданского состояния; о работе
коллегии адвокатов; о работе судебно-экспертных учреждений системы юстиции.
Практическое
задание
Определите
среднюю величину иска на основании следующих данных:
Сумма иска
|
Число дел
|
до 5000 руб.
|
1
|
от 5000 до 10000 руб.
|
1
|
от 10000 до 50000 руб.
|
2
|
от 50000 до 100000 руб.
|
2
|
от 100000 до 5000000 руб.
|
4
|
Решение:
Сумма иска
|
Число дел, f
|
середина
интервала, x
|
х*f
|
до 5000 руб.
|
1
|
2500
|
2500
|
от 5000 до 10000 руб.
|
1
|
7500
|
7500
|
от 10000 до 50000 руб.
|
2
|
30000
|
60000
|
от 50000 до 100000 руб.
|
2
|
75000
|
150000
|
от 100000 до 5000000 руб.
|
4
|
300000
|
1200000
|
сумма
|
10
|
|
1420000
|
=1420000/10=142000
Список
использованной литературы
1.
Федеральный закон
«Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в
Российской Федерации» №282-ФЗ от 29 ноября 2007г.
2.
Положение о
Федеральной службе государственной статистики. Утв. пост. Правительства РФ от 2
июня 2008 г. №420.
3.
Постановление
Федеральной службы государственной статистики №4 от 15 января 2008г. «Об
утверждении статистического инструментария для организации статистического
наблюдения за регистрацией уголовных дел и учетом преступлений»
4.
Постановление
Федеральной службы государственной статистики №19 от 15 февраля 2007г. «Об
утверждении статистического инструментария для организации статистического
наблюдения за рассмотрением заявлений и сообщений о преступлении»
5.
Постановление
Федеральной службы государственной статистики №12 от 31 марта 2006г. «Об
утверждении статистического инструментария для организации статистического
наблюдения за деятельностью следственных органов и органов дознания»
6.
Лунеев В.В.
Юридическая статистика: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп., с изм. - М.:
Юристъ, 2007 г.
7.
Лямин В.С.,
Костыря Е.А. Правовая статистика: учебник. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2006 г.
8.
Савюк Л.К.
Правовая статистика: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп., - М.: Юристъ, 2005
г.