Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Контрольная по правой статистике

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Контрольная по правой статистике
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:40:17
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    1. Понятие правовой статистики и характеристика ее составных частей

    2. Понятие и значение единого учета преступлений в органах внутренних дел

    3. Средние величины и их применение в правовой статистике.

    4. Задача

    За апрель 2009 года в списочной численности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних УВД по городу Первомайску произошли следующие изменения:

    - на 01. 04. 2009 г. числилось 120 чел.;

    - уволилось: 10.04.09 – 2 чел.; 24.04.09 – 3 чел.;

    - принято на службу: 06.04.09 – 4 чел.

    Определите среднюю списочную численность сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних УВД по городу Первомайску в апреле 2009 г.

    5. Задача.

    За истекший год УВД по городу Павловску было зарегистрировано 1200 преступлений против собственности, из которых составили:

     - кражи – 60%;

     - грабежи - 9%;

     - разбои - 4%;

     - мошенничество – 15%;

     - присвоение или растрата – 12%.

    На основе приведенных данных изобразите секторную диаграмму, отражающую структуру преступности против собственности.

    Список литературы


    1. Понятие правовой статистики и характеристика ее составных частей


    Правовая или юридическая статистика отражает своими показателями то, как охраняется общественный и государственный строй, различные формы собственности, как защищаются гарантированные Конституцией РФ права и интересы отдельных граждан и юридических лиц.

    Основная цель правовой статистики - учёт нарушений законности рассматриваемых органами МВД, прокуратуры, суда и арбитражного суда, а также мероприятий по борьбе с этими нарушениями.

    Роль правовой статистики в улучшении деятельности указанных органов весьма серьёзна, так как именно она наряду с другими источниками даёт возможность установить, как работают судебные, следственные, исправительно-трудовые и другие административные учреждения, как осуществляется правосудие.

    Зная количество совершенных преступлений, учитывая самих преступников, располагая сведениями о нарушении семейных, трудовых, жилищных и других законов, о распространении уголовных и административных нарушений на различных участках экономики, о размерах ущерба от преступлений, принимая во внимание результаты борьбы с ними, органы юстиции получают возможность наиболее эффективно осуществлять возложенные на них задачи в деле укрепления законности и правопорядка.

    Правовая статистика учитывает работу всех государственных органов (прокуратуры, милиции, судов, исправительно-трудовых учреждений, арбитражного суда, нотариата и др.), осуществляющих уголовно-правовую, административную и гражданско-правовую охрану общественного и государственного строя, всех форм собственности, прав и интересов граждан и организаций. Отсюда её предметом и будет количественная сторона тех явлений, которые входят в среду деятельности указанных органов (во-первых, преступности и мероприятий по борьбе с ней, во-вторых, гражданских правонарушений, ставших объектом разбирательства в суде, нотариате или арбитражном суде; и наконец, в-третьих, административных нарушений и мероприятий по их предупреждению со стороны административных органов).

    Следственно, правовая статистика имеет своей целью учесть все нарушения законности, рассматриваемые соответствующими органами государства, и мероприятия по борьбе с этими нарушениями.

    Правовая статистика анализирует лишь те преступления, административные и гражданские правонарушения, которые стали предметом рассмотрения в уголовном, административном и гражданском процессе. Таким образом, она учитывает не все совершённые преступления, а лишь те из них, которые были обнаружены и по поводу которых велось расследование и уголовное судопроизводство, а также и те, к которым применялись меры административного воздействия. Правовая статистика изучает также не все возникшие гражданские правонарушения (жилищные, трудовые, семейные и др.), а лишь те из них, которые послужили основанием для обращения в суд или арбитражный суд с гражданским иском о принудительном осуществлении нарушенного права, о защите охраняемого законном интереса, о признании права или были подтверждены в порядке нотариального производства. То же самое (соответственно) относится и к административным правонарушениям.

    Правовая статистика подразделяется на три самостоятельных отрасли:

    1) уголовно-правовую, имеющую своим непосредственным объектом количественную сторону преступности и мероприятий по её предупреждению;

    2) гражданско-правовую, непосредственным объектом которой является количественная сторона гражданских правонарушений, рассматриваемых судом и арбитражным судом;

    3) административно-правовую, объектом которой является количественная сторона административных нарушений и мероприятий по борьбе с ними.

    Таким образом, правовая статистика отражает своими показателями все стадии уголовного, гражданского и административного процессов, причём все эти показатели характеризуют, с одной стороны, абсолютные и относительные размеры тех или иных правонарушений (например, уголовные), а с другой - эффективность работы соответствующих органов (судов, например) по предупреждению данных правонарушений.

    Самостоятельным разделом правовой статистики является статистика прокурорского надзора, количественно отражающая многогранную деятельность прокуратуры.

    В настоящее время во всех юридических вузах преподаётся судебная статистика, которая теоретически обосновывает практику статистической работы в органах МВД, прокуратуры и суда.

    Применительно к уголовно-правовой статистике, указывающей два объекта - преступность и деятельность органов, ведущих борьбу с ней, можно так конкретизировать задачи статистического анализа:

    1) дать цифровую характеристику состояния, уровня, структуры, динамики преступности и деятельности правоохранительных органов по борьбе с ней, т.е. ответить на вопросы, что есть, каково положение дел (описательная функция);

    2) выявить статистические связи, зависимости, соотношения, закономерности в состоянии, структуре и динамике преступности и в деятельности правоохранительных органов. Причём эту задачу надо понимать широко и не ограничиваться выявлением статистических соотношений и закономерностей в характеристике самой преступности. А поскольку на преступность оказывают влияние и социальные факторы, то необходимо выявить зависимости изменений в структуре и динамике преступности от других социальных явлений и процессов (например, от изменений в структуре и динамике населения, уровне образования, содержания труда и квалификации работников организации досуга и свободного времени и т.д.), т.е. определённой степени выяснить, почему таково положение дел (объяснительная функция);

    3) определить тенденции развития преступности, составить статистический криминологический прогноз, т.е. представить хотя бы приблизительно, что ожидается, каковы перспективы (прогностическая функция);

    4) выявить “тревожные” моменты в характеристике преступности, положительные стороны и недостатки в работе правоохранительных органов, “узкие места”, слабые звенья (низкий уровень раскрываемости преступлений, длительные сроки и низкое качество расследования и рассматривание дел и т.д.), чтобы на основе этих данных своевременно принять решение, разработать меры по распространению положительного опыта и устранению недостатков, т.е. подготовить данные для того, чтобы решить, что нужно делать, что предпринять (организаторская, управленческая функция).

    Таким образом, к основным задачам статистического изучения преступности относятся: а) определённые состояния преступности, её уровня, структуры, динамики; б) выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений; в) изучение личности преступников; г) изучение всей системы мер борьбы преступностью.

    Задачи и методы анализа каждой из подотрасли правовой статистики - уголовно-правовой и гражданской - имеют много общего. И в том и в другом случае целью анализа является установление факторов, формирующих исследующих совокупность, выявление проявляющих в ней закономерностей.

    Анализ гражданских правонарушений, как и преступности, немыслим без применения обобщающих показателей различных группировок, исследования динамических рядов и использования других качественных методов.

    Однако наряду с общими моментами анализа показателей гражданско- правовой статистики имеет по сравнению с анализом данных уголовной судебной статистики свою специфику, которая предопределена особенностью предмета исследования. Так необходимо помнить, что гражданская судебная статистика включает сведения не только об общественных отношениях урегулированных нормами непосредственно гражданского права, но и о трудовых, семейных, аграрных, земельных и других правоотношениях, которые стали предметом рассмотрения в судах в порядке гражданского судопроизводства. Система данных гражданской судебной статистики исключает также показатели, характеризующие стороны гражданского процесса, все стадии судопроизводства и результаты правоохранительной деятельности.

    Основываясь на тщательно разгруппированном материале, статистический анализ позволяет получить представление о структуре гражданских судебных дел, выявить тенденцию в динамике отдельных правонарушений (уменьшении или, наоборот, увеличении случаев данного правонарушения). Статистический анализ позволяет также характеризовать все стадии гражданского процесса, даёт возможность судить об эффективности деятельности правоприменительных органов по борьбе с гражданскими правонарушениями.

    Все суждения об исполнении судебных решений, направленных на восстановление нарушаемых прав граждан и организаций, необходим статистический анализ деятельности судебных исполнителей.

    Правовая статистика играет существенную роль в деле борьбы с нарушениями законности, в улучшении деятельности суда, прокуратуры и органов МВД. Статистические материалы используются прежде всего для оперативного руководства этих органов в целях контроля и выявления положительных и отрицательных сторон в их деятельности. Необходимо помнить, что учёт в области осуществления правосудия является одновременно и контролем над следственной и судебной практикой. Только посредством хорошо организованной правовой статистики можно установить, как работают суда, прокуратура, арбитражный суд, милиция и органы, приводящие приговор в исполнение. В соединении с другими материалами статистические показатели представляют важный источник анализа работы юстиции страны. Позволяя установить основные тенденции в этой работе, статистика помогает выявить наиболее типичные недостатки и принять меры к их ликвидации.

    Следует также иметь в виду использование материалов правовой статистики в работе по совершенствованию законодательства.

    Разработка проектов законов в области уголовного, гражданского и административного права и процесса, а также судопроизводства не может обойтись без целого ряда показателей, освещающих распространенность конкретных видов нарушений, практические применения действующего законодательства. Иллюстрируя своими данными практику применения тех или иных законов, характеризуя движение определённых нарушений, правовая статистика подтверждает целесообразность или, наоборот, нецелесообразность действия в данный период конкретного закона, его эффективность. Отсюда может возникнуть необходимость установления новых форм борьбы с определёнными нарушениями.

    Огромная роль правовой, точнее уголовной статистики в деле изучения и предупреждения преступности. Чтобы действовать с какими-либо шансами на успех, надо знать тот материал, на который предстоит воздействовать.

    Важная роль принадлежит хозяйственно-правовой статистике, показатели которой дают определённую и разностороннюю характеристику существующих явлений. Современный уровень статистического анализа хозяйственных правонарушений и преступлений не отвечает потребностям борьбы с ними. Эта отрасль правовой статистики не выделена даже в учебниках. Существующие формы статистического наблюдения и методы изучения количественной стороны убытков от экономических правонарушений неадекватно отображают общий размер первых и распространённость последних.

    Ныне существует несколько обособленных систем учёта хозяйственных правонарушений. Он осуществляется Министерством статистики, министерством юстиции и внутренних дел, Генеральной прокуратурой, Высшим арбитражным судом, налоговой администрацией, таможенной службой, другими министерствами и ведомствами. Правоохранительными органами учитываются суммы убытков, причинённых вследствие совершения экономических преступлений: суммы убытков по данным обвинительного заключения, суммы, погашенные на стадии предварительного расследования; суммы, присуждённые судом к уплате. Но даже эти убытки подлежат самостоятельному учёту в разных ведомствах: органах внутренних дел, юстиции, прокуратуры. Такое положение не даёт возможности произвести их суммарную оценку.

    Нарушение договорных обязательств наиболее широко учитываются статистикой арбитражного суда, которая достаточно тонко отображает споры, возникающие при заключении и исполнении хозяйственных договоров, вопроса об ответственности за хозяйственные правонарушения и их профилактики. Но характер и размер убытков в документах первичного учёта фактически не фиксируется.

    Ведомственная статистика далеко не так глубоко отображает споры, возникающие при заключении и исполнении договоров, контрагентами по которым выступают организации одного и того же ведомства, а тем более размер вреда, причинённого вследствие нарушения обязательств. Не выходят за пределы ведомственных границ и претензионная служба юридических отделов в народном хозяйстве.

    В Министерстве статистики фиксируются добровольно уплаченные поставщиками штрафные санкции, которые дают возможность более тонко регистрировать все случаи неисполнения хозяйственных договоров, судить об эффективности претензий. Однако эти сведения остаются в стенах

    Министерства, что исключает возможность анализа уровня и динамики сумм, добровольно уплаченных контрагентами, виновными в нарушении обязательств.

    Таким образом, каждое ведомство с помощью своих программ наблюдения изучает хозяйственные правонарушения только с какого-то одного боку.

    Государственного органа, который бы обобщал, а тем более анализировал всю информацию об убытках от совершения экономических преступлений и других правонарушений в сфере хозяйствования и нарушения договорной дисциплины, нет.

    Отсутствуют и единые, научно обоснованные программы такого наблюдения.

    Единую систему учёта и отчётности правоохранительных органов, арбитражного суда, налоговой администрации, таможенной службы можно было бы создать путём объединения существующих программ наблюдения в одно целое.

    Она должна включать также сведения об убытках в хозяйстве, причинённых хищениями, выпуском недоброкачественной продукции, нарушениями договорной дисциплины и т.д. Понятно, что статистическая отчётность не может охватить все основания хозяйственных споров, но данные о причинённых убытках должны быть отражены в документах первичного учёта.

    Хозяйственно-правовая статистика не может не охватывать и внешнеэкономическую деятельность предприятий и хозяйственных объединений.

    Результаты экспортно-импортных операций влияет на формирование фондов экономического стимулирования и валютных отчислений.

    Предприятия часто оставляют выручку в валюте за границей. Поэтому необходимость подлежащего учёта и контроля в этом вопросе не вызывает сомнений. Показатели нарушений предприятиями внешнеторговых договоров с указанием их оснований и видов должны быть более обоснованными и шире фиксироваться хозяйственно- правовой статистикой, чем это имеет место ныне.

    Конечно, далеко не все возможные показатели необходимо включать в хозяйственно-правовую статистику, а только те, которые характеризуют именно хозяйственные правонарушения и размер ущерба, причинённого субъекту хозяйственной деятельности или государству. Отчётность арбитражного суда, правоохранительных и некоторых других органов даёт определённое представление о размере причинённых правонарушениями убытков, но в связи с ведомственной разделённостью, несогласованностью показателей сравнительный анализ в разных отраслях экономики невозможен. Нет возможности провести такой анализ, выявить причины и условия этих правонарушений и по отдельным регионам.

    Таким образом, ведомственный принцип организации хозяйственно-правовой статистики не даёт возможности проводить комплексный анализ хозяйственных правонарушений и не позволяет в полной мере использовать этот действенный, эффективный способ укрепления законности в хозяйственных отношениях.

    Большее повышение качества хозяйственно-правовой статистики должно базироваться на чётком размежевании её функций и задач с функциями и задачами экономической статистики. Система данных последней характеризует экономическую, финансовую, производственную деятельность субъектов хозяйствования. А хозяйственно-правовая статистика должна воспроизводить уровень соблюдения законности и правопорядка в сфере хозяйственной деятельности. Она имеет не столько экономический характер, сколько контролирующий, т.е. даёт возможность обществу и

    государственным органам контролировать качественные последствия некоторых экономических процессов и своевременно принимать решения по их устранению.

    По мнению А.Кальмана, глубокий и всесторонний учёт всех факторов экономической преступности, а также других правонарушений в разных отраслях хозяйствования (за которыми, как показывают научные исследования, тоже скрываются экономические преступления) возможен только на основе единой централизованной хозяйственно-правовой статистики.


    2. Понятие и значение единого учета преступлений в органах внутренних дел


    Установлен единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета.

    Учет - фиксирование в учетных документах органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором, судьей сведений об объектах учета с последующим включением информационным центром МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ДРО МВД России, Главной военной прокуратуры в статистическую отчетность сведений об объектах, отраженных в учетных документах.

    Объекты учета - преступление, лицо, совершившее преступление, уголовное дело и принятые по нему решения, материальный ущерб, причиненный преступлениями, и обеспечение его возмещения, потерпевший, судебное решение по уголовному делу.

    Отдельный учет - фиксирование в учетных документах органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором, судьей сведений о деяниях с признаками преступления, по которым лица, их совершившие, в соответствии с действующим уголовным законодательством Российской Федерации не являются субъектами преступлений, а также сведений об указанных лицах. Порядок учета этих деяний сохраняется в полном объеме, однако сведения о них в общее число учтенных преступлений не включаются.

    Учетные документы - журналы учета, статистические карточки (форма № 1 - статистическая карточка на выявленное преступление; форма № 1.1 - статистическая карточка о результатах расследования преступления; форма № 2 - статистическая карточка на лицо, совершившее преступление; форма № 3 - статистическая карточка о движении уголовного дела; форма № 4 - статистическая карточка о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности; форма № 5 - статистическая карточка о потерпевшем; форма № 6 - статистическая карточка о результатах рассмотрения дела судом первой инстанции; приложение к статистической карточке формы № 6 на преступление по делу частного обвинения), талон-уведомление о передаче уголовного дела по подследственности (приложение), формы статистического наблюдения, представленные в электронном виде документы и иные материальные носители, отражающие количественное значение сведений об объектах учета.

    Учтенный объект - объект учета, сведения о котором включены в статистическую отчетность. Корректировка данных статистической отчетности в зависимости от результатов расследования и судебного рассмотрения уголовного дела допускается только в пределах отчетного года, являющегося законченным отчетным периодом.

    Укрытый от учета объект - объект учета, сведения о котором не отражены в учетных документах либо не включены в государственную статистическую отчетность.

    Предварительно расследованное преступление - преступление, по которому вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, а также преступление, по уголовному делу о котором окончено предварительное расследование и уголовное дело направлено в суд либо прекращено.

    Нераскрытое преступление - преступление, производство по уголовному делу о котором приостановлено по пп. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ.

    Преступления, предварительное следствие по уголовным делам о которых ранее было приостановлено на основании пп. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, исключаются из числа нераскрытых только после принятия решения о направлении уголовного дела в суд либо его прекращении.

    В число нераскрытых включаются преступления, производство по уголовным делам о которых впервые приостановлено в текущем отчетном периоде по указанным выше основаниям, независимо от даты возбуждения уголовного дела и даты учета преступления.

    Субъектами учета преступлений являются:

    Орган дознания, дознаватель, следователь, прокурор, на которых возложена обязанность фиксирования в учетных документах сведений об объектах учета;

    ИЦ, на которых возложена обязанность включения в статистическую отчетность сведений об объектах, отраженных в учетных документах.

    Сбор и обобщение статистических сведений, представляемых ИЦ, осуществляется ГИАЦ МВД России.

    ГИАЦ МВД России и ИЦ, являются держателями межведомственных статистических баз данных, представляющих собой государственные информационные ресурсы, отражающие состояние преступности и результаты борьбы с ней.

    Типовые образцы, обязательные реквизиты статистических карточек, а также соответствующие изменения в Инструкцию о порядке заполнения и представления учетных документов устанавливаются Генеральной прокуратурой Российской Федерации по согласованию с МВД России и другими субъектами учета в части, их касающейся.

    Учет преступлений, а также иных объектов учета осуществляется ИЦ, на территории оперативного обслуживания которого совершено преступление. В случае, если не представляется возможным определить место совершения преступления, оно подлежит учету по месту его выявления.

    Преступления, совершенные на территории нескольких субъектов Российской Федерации, выявленные при расследовании уголовного дела в одном субъекте Российской Федерации, учитываются по месту их совершения путем направления учетных документов в ИЦ по месту совершения каждого преступления.

    Учет преступлений, уголовные дела о которых возбуждены следователями и дознавателями центральных аппаратов субъектов учета, осуществляется в ИЦ по месту проведения расследования.

    Преступления, совершенные на территориях и объектах, находящихся в оперативном обслуживании ДРО МВД России, учитываются ИЦ ДРО МВД России. Преступления, совершенные на объектах железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта, учитываются ИЦ УВДТ.

    Учет преступлений по уголовным делам, возбужденным таможенными органами и органами Государственной противопожарной службы МЧС России, осуществляется ИЦ МВД, ГУВД УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, на территории оперативного обслуживания которых совершены преступления.

    Учет преступлений, выявленных подразделениями по налоговым преступлениям криминальной милиции на режимном объекте или в закрытом административно-территориальном образовании, а также на объектах воздушного, морского, речного и железнодорожного транспорта, осуществляется ИЦ по месту производства предварительного расследования.

    Учет преступлений по уголовным делам, возбужденным органами федеральной службы безопасности, пограничными органами федеральной службы безопасности, органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органами Федеральной службы исполнения наказаний, органами Федеральной службы судебных приставов, осуществляется ИЦ МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, ИЦ Главной военной прокуратуры, на территории оперативного обслуживания которых совершены преступления.

    Учет преступлений, уголовные дела о которых подследственны следователям военной прокуратуры, а также по уголовным делам частного обвинения, рассмотренным военными судами, осуществляется ИЦ Главной военной прокуратуры.

    Учет преступлений, уголовные дела о которых подследственны следователям военной прокуратуры, выявленных командирами воинских частей, соединений и начальниками военных учреждений, осуществляют органы военной прокуратуры, которым эти воинские части, соединения и учреждения поднадзорны.

    Учет преступлений по уголовным делам частного обвинения, рассмотренным мировыми судьями (районными судами в случае принятия ими заявлений по составам частного обвинения), осуществляется в ИЦ, на территории оперативного обслуживания которых они находятся. В случаях производства предварительного расследования по данной категории уголовных дел преступления учитываются органом, производящим дознание или предварительное следствие.

    Учет преступлений по уголовным делам, возбужденным должностными лицами, указанными в ч. 3 ст. 40 УПК РФ, осуществляют субъекты учета в соответствии с подследственностью этих уголовных дел по месту производства предварительного расследования.

    Учетные документы в течение суток с момента принятия надзирающим прокурором процессуального решения по уголовному делу направляются лицом, производящим предварительное расследование, в регистрационно-учетные подразделения.

    Регистрационно-учетные подразделения в течение суток направляют все поступившие учетные документы в ИЦ.

    Допускается направление учетных документов на магнитных носителях либо по электронным каналам связи одновременно с направлением бумажного носителя почтой.

    ИЦ обязаны незамедлительно учесть все поступившие учетные документы, при этом не вправе отсрочивать или исключать из учета поступившие учетные документы.

    В случае выявления несоответствия учетных документов материалам уголовного дела или обвинительного заключения (акта) сотрудник регистрационно-учетного подразделения направляет учетные документы лицу, производившему предварительное расследование (дознание), для устранения указанных несоответствий. В случае возникновения спорных вопросов решение принимает начальник органа предварительного следствия или дознания.

    При невозможности учесть из-за ненадлежащего оформления учетный документ может быть возвращен сотрудником регистрационно-учетного подразделения для дооформления, с обеспечением контроля за дооформлением.

    Срок устранения недостатков - 3 суток с момента получения учетных документов субъектом учета.

    На основе обработки учетных документов ИЦ формируют статистическую отчетность о состоянии преступности с последующим ее направлением в ГИАЦ МВД России. После обобщения статистических сведений за отчетный год по всем субъектам учета показатели статистической отчетности корректировке в ИЦ и ГИАЦ МВД России не подлежат.

    Учетные документы хранятся в ИЦ не менее года после составления на их основе статистической отчетности, при условии, что расследование уголовных дел окончено, по уголовным делам, рассмотренным судами, поступили сведения о результатах их рассмотрения, за исключением учетных документов по уголовным делам, приостановленным в соответствии с пп. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, которые хранятся до истечения срока давности.

    При передаче уголовных дел по подследственности в пределах территории оперативного обслуживания одного ИЦ преступления повторному, учету не подлежат и с учета не снимаются.

    Преступления с учета не снимаются также в случаях:

    - передачи уголовного дела для соединения с другим уголовным делом в отношении одного и того же лица;

    - передачи уголовного дела для дальнейшего его расследования следственным подразделениям центрального аппарата;

    - передачи уголовного дела, возбужденного таможенным органом, соответствующему прокурору;

    - передачи уголовного дела, возбужденного пограничным органом федеральной службы безопасности, соответствующему прокурору.

    Учетные документы о результатах расследования уголовных дел, направляются в ИЦ по месту регистрации.

    При передаче уголовных дел по подследственности (территориальности) из одного правоохранительного органа в другой, если выявленные ими преступления учитываются разными ИЦ, преступления снимаются с учета после получения уведомления о регистрации уголовных дел по месту проведения дальнейшего расследования.

    При поступлении уголовного дела из компетентного органа иностранного государства учет преступлений и других объектов учета производит орган, принявший уголовное дело к производству.

    При направлении уголовного дела для осуществления уголовного преследования в компетентные органы иностранных государств преступления и другие объекты учета снимаются с учета.

    Спорные вопросы при учете преступлений и других объектов учета, составлении учетных документов разрешаются соответствующим надзирающим прокурором.

    Учету подлежит каждое преступление (на основе его юридической квалификации по конкретной норме УК РФ), по факту совершения которого, независимо от времени его совершения: возбуждено уголовное дело; вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям; вынесен обвинительный приговор по делу частного обвинения.

    Основаниями учета преступлений являются:

    - постановление о возбуждении уголовного дела;

    - постановление об отказе в возбуждении уголовного дела;

    - постановление об отмене постановления о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) и о возобновлении производства по уголовному делу, ранее прекращенному со снятием преступления с учета;

    - постановление о принятии уголовного дела к производству, поступившего по подследственности, по которому преступления ранее были учтены в другом ИЦ и подлежат там снятию с учета;

    - постановление о выделении уголовного дела о ранее неучтенном преступлении из другого уголовного дела;

    - постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого, обвиняемого по нереабилитирующим основаниям по ранее неучтенному преступлению;

    - обвинительное заключение (акт) по ранее неучтенному преступлению;

    - обвинительный приговор суда по делу частного обвинения;

    - постановление о принятии к производству уголовного дела, поступившего из компетентного органа иностранного государства.

    Орган дознания, дознаватель, следователь, прокурор после принятия одного из процессуальных решений, оформленных документами, составляет учетные документы на все выявленные преступления независимо от того, квалифицированы они по одной или нескольким статьям УК РФ.

    В случае выделения в отдельное производство уголовного дела в отношении лиц, совершивших преступление в соучастии, выделенное дело регистрируется в едином журнале учета преступлений, лиц, их совершивших, и движения уголовных дел с присвоением нового регистрационного номера, однако преступление повторному учету не подлежит.

    При соединении уголовных дел в одно производство в связи с тем, что преступления совершены одним и тем же лицом, количество учтенных преступлений не меняется. Поступившее из другого ИЦ уголовное дело регистрируется в едином журнале учета преступлений, лиц, их совершивших, и движения уголовных дел, но преступление не учитывается.

    При соединении двух или более уголовных дел, возбужденных по одному и тому же преступлению, на учете остается одно преступление, уголовное дело по которому возбуждено первым. Остальные преступления снимаются с учета, при этом в учетных документах в качестве основания для снятия с учета указывается отсутствие состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ).

    Учитывается как одно преступление:

    а) совершенное несколькими лицами в соучастии (ст. 33 УК РФ) при условии отсутствия эксцесса исполнителя;

    б) составные преступления, состоящие из двух или более самостоятельных деяний, описываемых диспозицией одной статьи (ее части), когда они квалифицируются как одно преступление;

    в) одно преступное деяние, в результате которого потерпевшими оказываются несколько лиц;

    г) длящееся преступление, то есть совершение одного преступного деяния в течение определенного периода времени;

    д) продолжаемое преступление, то есть преступление, складывающееся из ряда юридически тождественных деяний (действия или бездействия), направленных к единой цели, объединенных единым умыслом, единством объекта посягательства, возможных преступных последствий и квалифицируемых как одно преступление.

    Учитываются как два и более преступлений:

    а) совокупность преступлений - совершение двух или более преступлений, ни за одно из которых лицо не было осуждено (реальная совокупность - ч. 1 ст. 17 УК РФ), а также одного действия (бездействия), содержащее признаки преступлений, предусмотренных двумя или более статьями УК РФ (идеальная совокупность - ч. 2 ст. 17 УК РФ);

    б) одновременное совершение несколькими лицами без предварительного сговора преступлений, квалифицированных по одной статье УК РФ, когда каждый участник действовал независимо от другого;

    в) совершение исполнителем преступления, не охватывающегося умыслом других соучастников (эксцесс исполнителя - ст. 36 УК РФ);

    г) совершение двух и более тождественных преступлений, если они не являются эпизодами единого продолжаемого преступления.

    Особенности учета отдельных составов преступлений определяются Генеральной прокуратурой Российской Федерации по согласованию с заинтересованными органами государственной власти.

    При соединении двух и более уголовных дел, возбужденных по факту изготовления или сбыта поддельных денег или ценных бумаг, изготовления или сбыта поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов, на основании заключений криминалистических экспертиз и проверки по федеральному учету поддельных денег, ценных бумаг и документов ЭКЦ МВД России об общности происхождения поддельных денег и документов, проходящих по разным уголовным делам, преступления по присоединенным уголовным делам снимаются с учета.

    Подлежит снятию с учета преступление, уголовное дело о котором прекращено по реабилитирующим основаниям либо в случае вынесения оправдательного приговора по следующим основаниям:

    - отсутствие события преступления или не установлено событие преступления (п. 1 ч. 1 ст. 24, п. 1 ч. 2 ст. 302 УПК РФ);

    - отсутствие в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24, п. 3 ч. 2 ст. 302 УПК РФ), в том числе по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 11, ч. 2 ст. 14, ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 37, ч. 1 ст. 38, ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 40, ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 42 УК РФ;

    - примирение потерпевшего с обвиняемым по делам частного обвинения (ч. 2 ст. 20 УПК РФ);

    - отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению (п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК РФ);

    - наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению, а также неотмененного постановления органа дознания, следователя, прокурора о прекращении дела по тому же обвинению (пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 27 УПК РФ);

    - отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в пп. 1, 3-5, 9 и 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ, либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания, Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в пп. 1 и 3-5 ч. 1 ст. 448 УПК РФ (п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ).

    По решению надзирающего прокурора подлежат снятию с учета учтенные как отдельные преступления эпизоды преступного деяния, в которых не усматривается самостоятельный состав преступления и по которым не выносилось постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям. При этом в учетных документах в качестве основания снятия с учета преступления, как объекта учета, указывается отсутствие состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ).

    Подлежит снятию с учета и постановке на отдельный учет преступление в случаях:

    - прекращения уголовного дела в случае применения п. 1 ч. 1 ст. 439 УПК РФ, когда характер совершенного деяния и психическое расстройство лица не связаны с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда;

    - направления уголовного дела в суд на основании п. 2 ч. 1 ст. 439 УПК РФ для применения принудительной меры медицинского характера;

    - прекращения уголовного преследования на основании ч. 3 ст. 27 УПК РФ в отношении лица, не достигшего к моменту совершения деяния, предусмотренного уголовным законом, возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также в отношении несовершеннолетнего, который хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уголовным законом;

    - освобождения психического больного от уголовной ответственности и применения к нему принудительной меры медицинского характера (ч.1 ст. 443 УПК РФ);

    - прекращения уголовного дела в отношении психического больного с отказом в применении к нему принудительной меры медицинского характера (ч. 2 ст. 443 УПК РФ).

    Подлежит оставлению на учете преступление в случаях прекращения уголовного дела или уголовного преследования:

    - истечением сроков давности уголовного преследования (п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ);

    - вследствие акта об амнистии (п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ);

    - в связи со смертью подозреваемого или обвиняемого (п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ);

    - в связи с примирением сторон (ст. 25 УПК РФ), за исключением преступлений по уголовным делам частного обвинения;

    - за непричастностью подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления (п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ);

    - в связи с деятельным раскаянием (ст. 28 УПК РФ);

    - в связи с применением к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия (ч. 1 ст. 427 УПК РФ);

    - в связи с непричастностью подсудимого к совершению преступления либо в связи с вынесением в отношении него коллегией присяжных заседателей оправдательного вердикта (пп. 2, 4 ч. 2 ст. 302 УПК РФ).

    Если прокурор при утверждении обвинительного заключения либо прекращении уголовного дела установит, что следователь (орган дознания) учел не все преступления, он вправе лично составить на них учетные документы либо дать соответствующее указание следователю (органу дознания).

    3. Средние величины и их применение в правовой статистике.


    Средняя величина – это обобщающий показатель, характеризующий типический уровень явления. Он выражает величину признака, отнесенную к единице совокупности.

    Средняя всегда обобщает количественную вариацию признака, т.е. в средних величинах погашаются индивидуальные различия единиц совокупности, обусловленные случайными обстоятельствами. В отличие от средней абсолютная величина, характеризующая уровень признака отдельной единицы совокупности, не позволяет сравнивать значения признака у единиц, относящихся к разным совокупностям. Так, если нужно сопоставить уровни оплаты труда работников на двух предприятиях, то нельзя сравнивать по данному признаку двух работников разных предприятий. Оплата труда выбранных для сравнения работников может быть не типичной для этих предприятий. Если же сравнивать размеры фондов оплаты труда на рассматриваемых предприятиях, то не учитывается численность работающих и, следовательно, нельзя определить, где уровень оплаты труда выше. В конечном итоге сравнить можно лишь средние показатели, т.е. сколько в среднем получает один работник на каждом предприятии. Таким образом, возникает необходимость расчета средней величины как обобщающей характеристики совокупности.

    Вычисление среднего – один из распространенных приемов обобщения; средний показатель отрицает то общее, что характерно (типично) для всех единиц изучаемой совокупности, в то же время он игнорирует различия отдельных единиц. В каждом явлении и его развитии имеет место сочетание случайности и необходимости. При исчислении средних в силу действия закона больших чисел случайности взаимопогашаются, уравновешиваются, поэтому можно абстрагироваться от несущественных особенностей явления, от количественных значений признака в каждом конкретном случае. В способности абстрагироваться от случайности отдельных значений, колебаний и заключена научная ценность средних как обобщающих характеристик совокупностей.

    Для того, чтобы средний показатель был действительно типизирующим, он должен рассчитываться с учетом определенных принципов.

    Остановимся на некоторых общих принципах применения средних величин.

    1. Средняя должна определяться для совокупностей, состоящих из качественно однородных единиц.

    2. Средняя должна исчисляться для совокупности, состоящей из достаточно большого числа единиц.

    3. Средняя должна рассчитываться для совокупности, единицы которой находятся в нормальном, естественном состоянии.

    4. Средняя должна вычисляться с учетом экономического содержания исследуемого показателя.

    Рассмотрим теперь виды средних величин, особенности их исчисления и области применения. Средние величины делятся на два больших класса: степенные средние, структурные средние.

    К степенным средним относятся такие наиболее известные и часто применяемые виды, как средняя геометрическая, средняя арифметическая и средняя квадратическая.

    В качестве структурных средних рассматриваются мода и медиана.

    Остановимся на степенных средних. Степенные средние в зависимости от представления исходных данных могут быть простыми и взвешенными. Простая средняя считается по не сгруппированным данным и имеет следующий общий вид:

    ,

    где Xi – варианта (значение) осредняемого признака;

    m – показатель степени средней;

    n – число вариант.

    Взвешенная средняя считается по сгруппированным данным и имеет общий вид

    ,

    где Xi – варианта (значение) осредняемого признака или серединное значение интервала, в котором измеряется варианта;

    m – показатель степени средней;

    fi – частота, показывающая, сколько раз встречается i-e значение осредняемого признака.

    Приведем в качестве примера расчет среднего возраста студентов в группе из 20 человек:


    № п/п

    Возраст
    (лет)

    № п/п

    Возраст
    (лет)

    № п/п

    Возраст
    (лет)

    № п/п

    Возраст
    (лет)


    2


    5

    18
    18
    19
    20
    19

    6
    7
    8

    10

    20 
    19
    19 
    19
    20

    11 
    12
    13
    14
    15

    22 
    19
    19 
    20
    20

    16 
    17 
    18 
    19
    20

    21
    19 
    19
    19 
    19


    Средний возраст рассчитаем по формуле простой средней:

    Сгруппируем исходные данные. Получим следующий ряд распределения:

    Возраст, Х лет

    18

    19

    20

    21

    22

    Всего

    Число студентов

    2

    11

    5

    1

    1

    20


    В результате группировки получаем новый показатель – частоту, указывающую число студентов в возрасте Х лет. Следовательно, средний возраст студентов группы будет рассчитываться по формуле взвешенной средней:

    Общие формулы расчета степенных средних имеют показатель степени (m). В зависимости от того, какое значение он принимает, различают следующие виды степенных средних:

    средняя гармоническая, если m = -1;

    средняя геометрическая, если m –> 0;

    средняя арифметическая, если m = 1;

    средняя квадратическая, если m = 2;

    средняя кубическая, если m = 3.

    Формулы степенных средних приведены в табл. 1.

    Если рассчитать все виды средних для одних и тех же исходных данных, то значения их окажутся неодинаковыми. Здесь действует правило мажорантности средних: с увеличением показателя степени m увеличивается и соответствующая средняя величина:

    В статистической практике чаще, чем остальные виды средних взвешенных, используются средние арифметические и средние гармонические взвешенные.

    Средняя гармоническая имеет более сложную конструкцию, чем средняя арифметическая. Среднюю гармоническую применяют для расчетов тогда, когда в качестве весов используются не единицы совокупности – носители признака, а произведения этих единиц на значения признака (т.е. m = Xf). К средней гармонической простой следует прибегать в случаях определения, например, средних затрат труда, времени, материалов на единицу продукции, на одну деталь по двум (трем, четырем и т.д.) предприятиям, рабочим, занятым изготовлением одного и того же вида продукции, одной и той же детали, изделия.

    Главное требование к формуле расчета среднего значения заключается в том, чтобы все этапы расчета имели реальное содержательное обоснование; полученное среднее значение должно заменить индивидуальные значения признака у каждого объекта без нарушения связи индивидуальных и сводных показателей. Иначе говоря, средняя величина должна исчисляться так, чтобы при замене каждого индивидуального значения осредняемого показателя его средней величиной оставался без изменения некоторый итоговый сводный показатель, связанный тем или другим образом с осредняемым. Этот итоговый показатель называется определяющим, поскольку характер его взаимосвязи с индивидуальными значениями определяет конкретную формулу расчета средней величины. Покажем это правило на примере средней геометрической.

    Таблица 1

    Виды степенных средних

    Вид степенной
    средней

    Показатель
    степени (m)

    Формула расчета

    Простая

    Взвешенная

    Гармоническая

    -1

    Геометрическая

    0

    Арифметическая

    1

    Квадратическая

    2

    Кубическая

    3


    Формула средней геометрической

    используется чаще всего при расчете среднего значения по индивидуальным относительным величинам динамики.

    Средняя геометрическая применяется, если задана последовательность цепных относительных величин динамики, указывающих, например, на рост объема производства по сравнению с уровнем предыдущего года: i1, i2, i3,..., in. Очевидно, что объем производства в последнем году определяется начальным его уровнем (q0) и последующим наращиванием по годам:

    qn=q0× i1× i2×...×in.

    Приняв qn в качестве определяющего показателя и заменяя индивидуальные значения показателей динамики средними, приходим к соотношению

    Отсюда

    Особый вид средних величин – структурные средние – применяется для изучения внутреннего строения рядов распределения значений признака, а также для оценки средней величины (степенного типа), если по имеющимся статистическим данным ее расчет не может быть выполнен (например, если бы в рассмотренном примере отсутствовали данные и об объеме производства, и о сумме затрат по группам предприятий).

    В качестве структурных средних чаще всего используют показатели моды – наиболее часто повторяющегося значения признака – и медианы – величины признака, которая делит упорядоченную последовательность его значений на две равные по численности части. В итоге у одной половины единиц совокупности значение признака не превышает медианного уровня, а у другой – не меньше его.

    Если изучаемый признак имеет дискретные значения, то особых сложностей при расчете моды и медианы не бывает. Если же данные о значениях признака Х представлены в виде упорядоченных интервалов его изменения (интервальных рядов), расчет моды и медианы несколько усложняется. Поскольку медианное значение делит всю совокупность на две равные по численности части, оно оказывается в каком-то из интервалов признака X. С помощью интерполяции в этом медианном интервале находят значение медианы:

    ,

    где XMe – нижняя граница медианного интервала;

    hMe – его величина;

    (Sum m)/2 – половина от общего числа наблюдений или половина объема того показателя, который используется в качестве взвешивающего в формулах расчета средней величины (в абсолютном или относительном выражении);

    SMe-1 – сумма наблюдений (или объема взвешивающего признака), накопленная до начала медианного интервала;

    mMe – число наблюдений или объем взвешивающего признака в медианном интервале (также в абсолютном либо относительном выражении).

    В нашем примере могут быть получены даже три медианных значения – исходя из признаков количества предприятий, объема продукции и общей суммы затрат на производство:

    Таким образом, у половины предприятий уровень себестоимость единицы продукции превышает 125,19 тыс. руб., половина всего объема продукции производится с уровнем затрат на изделие больше 124,79 тыс. руб. и 50 % общей суммы затрат образуется при уровне себестоимости одного изделия выше 125,07 тыс. руб. Заметим также, что наблюдается некоторая тенденция к росту себестоимости, так как Ме2 = 124,79 тыс. руб., а средний уровень равен 123,15 тыс. руб.

    При расчете модального значения признака по данным интервального ряда надо обращать внимание на то, чтобы интервалы были одинаковыми, поскольку от этого зависит показатель повторяемости значений признака X. Для интервального ряда с равными интервалами величина моды определяется как

    ,

    где ХMo – нижнее значение модального интервала;

    mMo – число наблюдений или объем взвешивающего признака в модальном интервале (в абсолютном либо относительном выражении);

    mMo-1 – то же для интервала, предшествующего модальному;

    mMo+1 – то же для интервала, следующего за модальным;

    h – величина интервала изменения признака в группах.
    Для нашего примера можно рассчитать три модальных значения исходя из признаков числа предприятий, объема продукции и суммы затрат. Во всех трех случаях модальный интервал один и тот же, так как для одного и того же интервала оказываются наибольшими и число предприятий, и объем продукции, и общая сумма затрат на производство:

    Таким образом, чаще всего встречаются предприятия с уровнем себестоимости 126,75 тыс. руб., чаще всего выпускается продукция с уровнем затрат 126,69 тыс. руб., и чаще всего затраты на производство объясняются уровнем себестоимости в 123,73 тыс. руб.

    4. Задача

    За апрель 2009 года в списочной численности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних УВД по городу Первомайску произошли следующие изменения:

    - на 01. 04. 2009 г. числилось 120 чел.;

    - уволилось: 10.04.09 – 2 чел.; 24.04.09 – 3 чел.;

    - принято на службу: 06.04.09 – 4 чел.

    Определите среднюю списочную численность сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних УВД по городу Первомайску в апреле 2009 г.


    среднесписочная численность составит:

    (120 - 3 – 2 + 4) = 119 человек.








    5. Задача

    За истекший год УВД по городу Павловску было зарегистрировано 1200 преступлений против собственности, из которых составили:

     - кражи – 60%;

     - грабежи - 9%;

     - разбои - 4%;

     - мошенничество – 15%;

     - присвоение или растрата – 12%.

    На основе приведенных данных изобразите секторную диаграмму, отражающую структуру преступности против собственности.


    Структура преступности против собственности










    Список литературы

    1. Жукова Е.И. Социально-экономическая статистика – М.: Пресс-Тайм, 2002. – 438 с.

    2. Статистика / В.М. Гусаров. – М., 2001.

    3. Статистика / А.В. Сиденко, Г.Ю. Попов, В.М. Матвеев. – М., 2002

    4. Теория статистики / под ред. Р.А. Шмойловой. – М., 2002.

    5. Экономика и статистика / Под ред. Щукиной Е.М.  – М,: Приоритет, 1999. – 472 с.





    1.   Практическое задание.

    Определите амплитуду вариации темпов прироста (снижения) числа преступлений в регионах Восточного Федерального округа.

    Темпы прироста (снижения) числа преступлений в регионах.

    Регионы с наибольшим темпом прироста

    Темп прироста,%

    Регионы с наибольшим темпом снижения

    Темп снижения ,%

    Зерноградская обл.

    12,9

    Приобская обл.

    17,1

    Горнозаводская обл.

    12,3

    Антоновская обл.

    16,8

    Мантуровская обл.

    7,3

    Сиверская обл.

    13,7


    вариация темпов прироста: 12,9 - 7,3 = 5,6

    вариация темпов снижения: 17,1 - 13,7 = 3,4































    Список литературы

    1. Гусарев В.М. Теория статистики. – М.: ЮНИТИ, 1998.

    2. Елисеева И.И., Юзбашев. Общая теория статистики. – М.: Финансы и статистика, 1995.

    3. Ефимов М.Р., Петров Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики. – М.: Инфра-М, 1996.

    4. Жукова Е.И. Социально-экономическая статистика – М.: Пресс-Тайм, 2002.

    5. Курс социально-экономической статистики/ Под общей ред. М.Н. Киселевой. – Киров: АСА, 2001.





Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Контрольная по правой статистике ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.