Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Контрольная по праву

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Контрольная по праву
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:40:17
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Международные стандарты и отечественное законодательство в области регулирования условий и пределов применения физической силы, специальных средств  и огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов. 3

    Политические и идеологические гарантии защиты прав и свобод человека, и  их содержание. 13

    Список литературы.. 16


    Вопрос 1.  Каковы международные стандарты и отечественное законодательство в области регулирования условий и пределов применения физической силы, специальных средств  и огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов?

    Принятием в ходе 8-го конгресса ООН (Гавана, 1990 г.) «Основных принципов применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка» было продолжено направление, обозначенное при разработке в 1979 г. Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка и позже одобренное резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 41/149 от 04.12.1986 г.

    Учитывая, что должностные лица по поддержанию правопорядка играют исключительно важную роль в защите права человека на жизнь, свободу и безопасность, а их работа имеет большую социальную важность, принципы применения силы и огнестрельного оружия против людей стали отдельной темой в нормативно-правовой регламентации правоохранительных органов.

    Согласно точке зрения нового международного документа, основная нагрузка по соблюдению задекларированных принципов лежит на правительствах стран-участниц. Именно национальные правительства и правоохранительные органы принимают и осуществляют нормы и нормативные положения о применении должностными лицами по поддержанию правопорядка, силы и огнестрельного оружия против людей. При разработке таких норм и положений правительства и правоохранительные органы обязаны постоянно учитывать этические вопросы, связанные с применением силы и огнестрельного оружия. Правительства и правоохранительные органы разрабатывают также как можно более широкий арсенал средств и обеспечивают должностных лиц по поддержанию правопорядка различными видами оружия и боеприпасов, позволяющими дифференцированно применять силу и огнестрельное оружие. В их число входит разработка не приводящих к смерти, но нейтрализующих видов оружия, применяемого в надлежащих ситуациях, в целях все большего ограничения сферы использования средств, способных убить или ранить. В тех же целях принимаются необходимые меры по оснащению должностных лиц по поддержанию правопорядка для их самозащиты таким снаряжением, как щиты, каски, пуленепробиваемые транспортные средства для уменьшения необходимости использования любого рода оружия.

    В уголовно-правовом отношении правительства обеспечивают произвольное или злонамеренное применение силы или огнестрельного оружия должностными лицами наказуемость в соответствии с законом как уголовное преступление. Чрезвычайные обстоятельства, такие как внутренняя политическая нестабильность или любые другие чрезвычайные общественные явления, не могут при этом служить оправданием для любого отхода от данного принципа. Не является также оправданием исполнение приказов вышестоящих должностных лиц, если должностные лица по поддержанию правопорядка знали о явной незаконности приказа о применении силы и огнестрельного оружия, и имели возможность отказаться от его исполнения. В любом случае ответственность должна возлагаться на вышестоящих должностных лиц, отдающих незаконные приказы (п. 26).

    «Основные принципы …» в своих общих положениях подчеркивают преимущественно ненасильственный характер выполнения полицией своих служебных задач. П. 4 специально подчеркивает, что «должностные лица по поддержанию правопорядка при осуществлении своих функций, насколько это возможно, используют ненасильственные средства до вынужденного применения силы или огнестрельного оружия. Они могут применять силу и огнестрельное оружие только в тех случаях, когда другие средства являются неэффективными или не дают каких-либо надежд на достижение намеченного результата».

    В перечень таких случаев входят: самооборона, защита других лиц от неминуемой угрозы смерти или серьезного ранения; предотвращение совершения особо серьезного преступления, влекущего за собой большую угрозу для жизни; арест лица, представляющего такую опасность и/или сопротивляющегося власти; предотвращение побега опасного преступника. В любом случае преднамеренное применение силы со смертельным исходом может иметь место лишь тогда, когда оно абсолютно неизбежно для защиты жизни, а менее решительные меры недостаточны для достижения этих целей. Действия должностных лиц при этом обязаны соответствовать следующим требованиям:

    1) проявление сдержанности в применении силы, исходя из серьезности правонарушения и той законной цели, которая должна быть достигнута;

    2) четкое предупреждение о намерении применить огнестрельное оружие, предоставление достаточного времени для ответной реакции на это предупреждение, за исключением тех случаев, когда эти действия создают для должностных лиц по поддержанию правопорядка ненужную опасность или создают опасность смерти, или нанесения серьезного ущерба другим лицам;

    3) сведение к минимуму возможности причинения ущерба и нанесения ранений, охрана человеческой жизни;

    4) обеспечение предоставления медицинской и другой помощи любым раненым или пострадавшим лицам в самые кратчайшие сроки;

    5) обеспечение уведомления родственников или близких друзей раненых или пострадавших лиц в наиболее возможно короткий срок.

    Перечисленные требования должны одинаково соблюдаться в ходе несения повседневной службы, при разгоне противозаконных собраний ненасильственного характера, а также при отношениях с лицами, находящимися под стражей или в заключении. Если применение силы или огнестрельного оружия приводит к ранению или смерти, должностные лица полиции немедленно сообщают об этом вышестоящему начальству.

    Специальные положения «Основных принципов…» содержат отдельные требования к национальным правоохранительным органам, в чьи обязанности должна входить разработка соответствующих норм и положений о применении огнестрельного оружия. Данные нормы должны включать в себя руководящие принципы, которые:

    а) определяют обстоятельства, при которых должностные лица по поддержанию правопорядка уполномочены носить огнестрельное оружие и оговаривают разрешенные виды огнестрельного оружия и боеприпасов;

    б) обеспечивают, чтобы огнестрельное оружие применялось лишь в надлежащих обстоятельствах и таким образом, чтобы можно было бы уменьшить опасность причинения чрезмерного ущерба;

    в) запрещают применение таких видов огнестрельного оружия и боеприпасов, которые наносят чрезвычайно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска;

    г) регулируют контроль, хранение и выдачу огнестрельного оружия, включая процедуры, обеспечивающие подотчетность должностных лиц по поддержанию правопорядка за выданное им огнестрельное оружие и боеприпасы;

    д) определяют предупреждения, которые в соответствующих случаях даются перед выстрелом из огнестрельного оружия;

    е) предусматривают систему отчетности во всех случаях, когда должностные лица для поддержания правопорядка применяют огнестрельное оружие при исполнении служебных обязанностей.

    Правительства и правоохранительные органы содействуют тому, чтобы все должностные лица по поддержанию правопорядка отбирались с помощью надлежащих процедур отбора, обладали соответствующими моральными, психологическими и физическими качествами для эффективного выполнения своих функций и проходили непрерывную и тщательную профессиональную подготовку. Периодически должна осуществляться проверка их пригодности для исполнения таких функций в условиях применения силы. Должностные лица по поддержанию правопорядка, которые должны носить огнестрельное оружие, получают соответствующие разрешения лишь по завершении специального курса обучения по его применению.

    При подготовке должностных лиц по поддержанию правопорядка особое внимание обращается на вопросы полицейской этики и прав человека, особенно в процессе ведения расследований, на альтернативы применению силы и огнестрельного оружия, включая мирное урегулирование конфликтов, понимание поведения больших масс людей и методы убеждения, ведение переговоров и посредничества, а также технические средства с целью ограничения применения силы или огнестрельного оружия.

    Система контроля в отношении законности применения полицией силы и огнестрельного оружия строится на принципах эффективности и независимого рассмотрения. Правительства и правоохранительные органы должны установить эффективные процедуры предоставления и разбора рапортов по всем случаям применения огнестрельного оружия со стороны компетентных органов, ответственных за независимый административный разбор дела и судебный контроль. Одновременно правительства и правоохранительные органы обеспечивают привлечение старших должностных лиц к ответственности, если им известно или должно было быть известно об имевшихся или имеющихся случаях незаконного применения силы или огнестрельного оружия находящимися в их подчинении должностными лицами по поддержанию правопорядка и они не предприняли всех имеющихся в их распоряжении мер для предотвращения, пресечения таких случаев или сообщения о них. Лица, пострадавшие от применения силы и огнестрельного оружия, или их законные представители имеют доступ к независимому процессу, включая судебный процесс. В случае смерти таких лиц настоящее положение соответствующим образом распространяется на их –иждивенцев.

    Правовой основой для применения сотрудниками милиции физической силы, специальных средств и огнестрельное оружие являются Закон РСФСР «О милиции»[1] и Правила применения специальных средств, состоящих на вооружении в органах внутренних дел РСФСР, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от З сентября 1991г. № 455.

    Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия с превышением полномочий влечет за собой ответственность, установленную законом.

    В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости сотрудник милиции при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства.

    Специальные средства применяются, когда безуспешно использованы все ненасильственные способы воздействия на правонарушителей, после их громкого и ясного предупреждения, паузы, достаточной для выполнения предъявляемых к ним требований.

    При применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник милиции обязан:

    - предупредить правонарушителей о намерении их использовать, предоставив при этом им достаточно времени для выполнения его требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников милиции, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным;

    - стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом, был минимальным;

    - обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной медицинской помощи и уведомление в возможно короткий срок их родственников;

    - доложить рапортом руководству подразделения вневедомственной охраны о случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

    Сотрудники милиции имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на милицию обязанностей.

    Специальные средства применяются в следующих случаях:

    Резиновые палки:

    - для отражения нападения на граждан и сотрудников милиции;

    - пресечения оказываемого сотруднику милиции сопротивления;

    - пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций.

    Для применения резиновой палки необходимо принять одно из исходных положений:

    а) палка удерживается захватом за держатель, рука согнута, левая нога на шаг выдвинута вперед;

    б) палка удерживается одной рукой ниже держателя, левая нога на шаг выдвинута вперед;

    в) палка удерживается двумя руками, ноги находятся на одной линии.

    Резиновая палка применяется как упреждающие действие против попыток применить оружие, подручные, средства или массового нападения.

    Удары палкой наносятся по туловищу правонарушителя быстро и хлестко: сверху вниз; справа налево с поворотом корпуса; прямой удар с захватом палки одной или двумя руками.

    Резиновая палка может также использоваться для защиты от ударов правонарушителя.

    Запрещается нанесение ударов по голове, шее и ключичной области, животу, половым органам.

    Слезоточивый газ: для отражения нападения на граждан и работников милиции; пресечения оказываемого работнику милиции сопротивления; задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление; освобождения захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков; пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций.

    Запрещается прицельная стрельба слезоточивыми веществами по правонарушителям, повторное применение их в пределах зоны поражения в период действия этих веществ.

    Специальные средства «Черемуха-12», «Сирень-12 и «Облако» применяются только на открытой местности.

    «Черемуха-6», «Черемуха-7», «Черемуха-10», «Сирень-6», «Сирень-7» и пистолеты газовые с боеприпасами применяются на открытой местности и в помещениях.

    Запрещается забрасывать гранату «Черемуха-6» и «Сирень-6» в двойном исполнении в помещение, объем которого менее 60 кубометров.

    Наручники.

    - для пресечения оказываемого сотруднику милиции сопротивления;

    - для задержания лица, застигнутого при совершении преступления против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться;

    - для доставления задерживаемых лиц в милицию, конвоирования и охраны задержанных, а также лиц, подвергнутых административному аресту и заключенных под стражу, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе, или оказывают противодействие сотруднику милиции.

    Необходимо, периодически, не реже чем один раз в два часа, проверять состояние фиксации замков.

    Служебные собаки применяются:

    - для отражения нападения на граждан и сотрудников милиции;

    - для пресечения оказываемого сотруднику милиции сопротивления;

    - для задержания лица, застигнутого при совершении преступления против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться;

    - для задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление;

    - для доставления задерживаемых лиц в милицию, конвоирования и охраны задержанных, а также лиц, подвергнутых административному аресту и заключенных под стражу, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег, либо причинить вред окружающим или себе или оказывают противодействие сотруднику милиции;

    - для освобождения захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

    - для выявления лиц, совершивших преступления.

    Нарядам милиции запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, а также при пресечении незаконных собраний, митингов. уличных шествий и демонстраций ненасильственного характера, которые не нарушают работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций.

    Наряды милиции имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

    - для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья;

    - для отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь и здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием;

    - для освобождения заложников;

    - для задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление;

    - для отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций;

    - для пресечения побега из-под стражи: лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления; лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу; лиц, осужденных к лишению свободы; а также для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц.

    О каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудник милиции в течение 24 часов с момента его применения обязан представить рапорт начальнику органа милиции по месту своей службы или по месту применения огнестрельного оружия.

    Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен работнику милиции, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни людей, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица.

    Наряды милиции имеют право, кроме того, использовать огнестрельное оружие в следующих случаях:

    - для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и отказывается остановиться, несмотря на неоднократные требования работника милиции;

    - для защиты граждан от угрозы нападения опасных животных;

    - для предупреждения о намерении применять оружие, подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

    Наряд милиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, указанные выше.

    Попытки лица, задерживаемого нарядом милиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к нему, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его оружию предоставляют наряду милиции право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 15 Закона «О милиции».

    Вопрос 2.  Каковы политические и идеологические гарантии защиты прав и свобод человека, и каково их содержание?


    Гарантия (от франц. garantie) - ручательство, обеспечение[2]. Принимая на себя гарантию конституционных прав и свобод, государство ручается, что так оно и будет.

    В чем выражаются названные гарантии и как они реализуются?

    Провозгласив приоритет прав и свобод человека и гражданина, Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения (ст.2 Конституции РФ[3]).

    Соблюдение официально признанных государством прав и свобод - обязанность государства. Для этого государство развивает и создает соответствующие гарантии (условия и средства) и устанавливает юридические механизмы их осуществления (реализации).

    Виды гарантий, используемые современными государствами, сводятся к следующим:

    - экономические гарантии;

    - политические гарантии;

    - юридические гарантии;

    - идеологические гарантии.

    Экономические гарантии - реальные материальные средства, которыми государство, общественные объединения и частные лица обеспечивают предоставленные гражданам права и свободы. Следует иметь в виду, экономический уклад, базирующийся на частной собственности, гарантирует лишь создание равных возможностей реализации прав и свобод, а не предусматривает полную экономическую поддержку своих граждан.

    Политической гарантией основных прав и свобод граждан является деятельность государственных органов и должностных лиц по обеспечению реализации прав и свобод организационными мерами (прием граждан, внимательное и своевременное рассмотрение их жалоб и заявлений, способствуя своими актами восстановлению нарушенных прав и свобод).

    Юридические гарантии прав и свобод граждан охватывают, прежде всего, их нормативное обеспечение, а также деятельность правоохранительных органов по охране прав и свобод граждан. Особая роль здесь отводится судебным органам, которые в результате проводимой сейчас судебной реформы должны стать главной формой государственной охраны конституционных прав и свобод человека и гражданина.

    Идеологические гарантии предполагают воспитание граждан, направленное на добровольное исполнение возложенных на них обязанностей, отказ от нарушения прав и свобод других граждан, как со стороны физических лиц, так и со стороны государственных органов и отдельных чиновников.

    Конституция, как документ, это только формальная гарантия прав и свобод человека и гражданина. «…мало провозгласить юридическое равенство, важно постоянно заботиться о возможности всех осуществить формальное равенство реально, на практике, путем выравнивания социального статуса людей, их возможностей. Это прямая цель и обязанность правового социального государства, политика которого направлена на создание и пользование равных возможностей, условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Таким образом, необходимо наличие реального механизма обеспечения прав и свобод гражданина и человека.

    В этой связи, в целях гарантии прав и свобод граждан, государство создает институты, способствующие реализации рассматриваемых прав. Во-первых, это законодательные акты (иначе - законодательная база), принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, и направленные на развитие ее положений. Во-вторых, это создание системы судебных и правоохранительных органов. В-третьих, создание специальных институтов, например, уполномоченного по правам человека (Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"[4]).

    Список литературы

    1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. №б/н // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

    2. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // Российская газета. – 1997. – 4 марта.

    3. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991 - №16. – ст.503.

    4. Глухарева Л.И. Права человека в современном мире: Социально-философские основы и государственно-правовое регулирование. – М.: Юрист, 2003.

    5. Головистикова А.Н. Права человека. – М.: Эксмо, 2006.



    [1] Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991 - №16. – ст.503.

    [2] Головистикова А.Н. Права человека. – М.: Эксмо, 2006.

    [3] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. №б/н // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

    [4] Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // Российская газета. – 1997. – 4 марта.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Контрольная по праву ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.