Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Контрольная по финансовому праву

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Контрольная по финансовому праву
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:40:18
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    План


    1. Конституционное нормы, на которых базируется финансовое право.

    2. Порядок защиты прав и законных интересов участников финансовых правоотношений, установленный российским законодательством.

    3. Таблица «Виды налогов и иных платежей»

    4. Задача. В начале 18 века гетман Украины Павел Полуботок обманным путем завладел казной Украины, которая входила в состав Российской Империи. Своим приближенным он велел вывести золото в Англию и положить в один из английских банков под проценты с условием, что востребовать вклад может только он сам, или лица, им назначенные. Приказ гетмана приближенные выполнили. Вскоре по решению Петра Первого, гетман Полуботок за воровство был арестован, подвергнут пыткам и казнен. За прошедшие со времени событий века никто не истребовал вклад гетмана в английском банке, в связи с чем его сумма с учетом набежавших процентов составила 300 миллиардов фунтов. В настоящее время на вклад претендуют боле 150 прямых и косвенных потомков гетмана, а также независимая Украина и Россия.

             Как с точки зрения МЧП может быть решен вопрос о наследстве гетмана?

    Список использованной литературы…………………………………………29

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


    Задание 1

    Конституционное нормы, на которых базируется финансовое право.


             В целом, иерархиче­ски выстроенная система источников финансового права выглядит следующим образом:

    ·   Конституция РФ;

    ·   общепризнанные принципы международного права и нормы ме­ждународных договоров России;

    ·   решения Конституционного Суда РФ;

    ·   финансовое законодательство;

    ·   подзаконные нормативные правовые акты по финансово-право­вым вопросам;

    ·   внутренние договоры (финансовые договоры).

             Финансовое законодательство, в свою очередь, включает сле­дующие элементы:

    ·   федеральное финансовое законодательство — Бюджетный, На­логовый кодексы, ежегодные федеральные законы о федеральном бюджете, федеральные законы о бухучете, Банке России, валют­ном регулировании и валютном контроле и др.;

    ·   региональное финансовое законодательство — законы субъектов Федерации о бюджете этих субъектов, региональных налогах и др.;

    ·   нормативные правовые акты о местных бюджетах и местных на­логах, принятые представительными органами местного самоуправ­ления, — решения о местных бюджетах и налогах.

             Подзаконные нормативные правовые акты по финансово-право­вым вопросам включают акты органов общей компетенции (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с финансовой деятельностью, принятые органами исполнительной власти субъек­тов Федерации или исполнительными органами местного само­управления) и органов специальной компетенции (ведомственные подзаконные нормативные правовые акты по вопросам,, связанным с финансами органов специальной компетенции)[1].

             Рассмотрим более подробно конституционные  источники финансового права.

             Источниками финансового права являются положения Кон­ституции РФ, как непосредственно содержащие финансо­во-правовые нормы, так и положения, имеющие большое значение при установлении общих принципов бюджетного устройства стра­ны, установлении налоговых и неналоговых доходов бюджетов, формировании финансовой политики России, а также нормы, опре­деляющие основные направления совершенствования и развития финансового права и образующие конституционные основы финан­сового устройства России.

             К таким важным положениям Конституции РФ относятся пре­жде всего статьи 15, 34, 35, 46, 57, 71, 72, 74-76, 90, 101 (ч. 5), 104 (ч. 3), 106, 114 и др.

    Статья 34, как и ст. 35, провозглашает и юридически гарантирует свободу использования каждым своих способностей и имущества любым не запрещенным законом способом, т.е. свободу экономической деятельности, а ст. 35 - и частной собственности, ибо свобода экономической деятельности на базе своего имущества и своих способностей и есть свобода частной собственности, которая должна осуществляться, конечно, в рамках закона.

    В этих статьях Конституции речь идет об экономической базе того, что принято называть гражданским обществом, - об экономической базе частной жизни людей, на основе которой и для обеспечения которой создается вся политическая система и государственная власть со всеми ее институтами и рычагами управления.

    Особое положение этих статей в гл. 2 о правах и свободах человека и гражданина состоит еще и в том, что они имеют в виду не только индивида и распространяются не только на индивидуальные права и свободы физических лиц. Статьи 34 и 35 устанавливают, что каждый вправе иметь имущество, каждый вправе использовать свое имущество, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по суду и с соблюдением соответствующих правил, и эти нормы распространяются не только на индивидов - физических лиц, но и на юридические лица - организации, закрепляя свободную экономическую деятельность и право частной собственности.

    Переход к рынку невозможен без развития конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Конкуренция - это состязательность предпринимателей на рынках, которая ограничивает возможность каждого отдельного предпринимателя негативно воздействовать на общие условия обращения товаров и услуг и стимулирует производство тех товаров и услуг, которые требуются потребителю. Противоположность конкуренции - монополистическая деятельность, т.е. действия (бездействие) предпринимателей, органов исполнительной власти, направленные на ограничение и устранение конкуренции, повышение цен.

    Провозглашенное п. 2 ст. 34 право граждан на свободное предпринимательство и осуществление экономической деятельности гарантируется государственной поддержкой развития конкуренции и пресечением проявлений монополизма. Конституция запрещает злоупотребление предпринимателем своим доминирующим положением на рынке и применение недозволенных форм и приемов конкуренции. Эта конституционная норма нашла конкретизацию в ст. 10 ГК.

             Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

    Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62 Конституции). Это положение соответствует ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, которая признает, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности, а также принципам Декларации прав и свобод человека и гражданина.

    Налог представляет собой обязательный безвозмездный взнос денежных средств органам государства или местного самоуправления в законодательно установленных размерах и в заранее указанные сроки. Во всех странах налоги являются мощным инструментом государственного регулирования экономики.

    Налогоплательщик обязан своевременно и в полном размере уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, представлять налоговым органам отчеты, документы, сведения, выполнять требования налоговых органов и др. Обязанность по уплате налога прекращается, как правило, уплатой налога. Граждане платят разнообразные налоги и сборы в зависимости от размеров получаемых доходов, наличия у них в собственности земли, строений, совершения сделок и др.

    Налоги и сборы возвращаются в конечном счете населению в виде бесплатного образования, бесплатного здравоохранения, материальной помощи и других видов социальной помощи, в частности инвалидам, детям, студентам, многодетным и другим категориям граждан. Доходы от взимания налогов направляются на обеспечение потребностей федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местного самоуправления.

    57 статья Конституции защищает интересы всех налогоплательщиков. В Конституцию России введена норма, направленная на защиту от необоснованного увеличения тяжести налогообложения. Законы, вводящие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков (например, повышающие ставки налогов, отменяющие льготы), обратной силы не имеют. Обычно применяется закон, который действовал в момент, когда произошел какой-либо случай или факт. Под обратной силой закона понимается распространение действия закона на случаи и факты, имевшие место до вступления его в силу, что применяется не часто, причем это оговаривается специально в нормативном акте.

    За уклонение от налогов, сокрытие доходов и за другие нарушения налогового законодательства плательщики несут ответственность - финансовую (уплата пени, взыскание сумм сокрытого или заниженного дохода), административную (уплата штрафов) и в некоторых случаях - уголовную (ст. 198, 199 УК).

    Пункт "ж" ст. 71 относит к ведению Российской Федерации установление правовых основ единого рынка, а также право регулировать отношения, обеспечивающие создание в Федерации единого рынка. К ним отнесены, например, финансовое регулирование и федеральные экономические службы, федеральные банки.

    Пункт "ж" этой статьи следует рассматривать в сочетании с ч. 1 ст. 8, а также со ст. 75 Конституции, устанавливающей единство экономического пространства, функции Центрального банка Российской Федерации, а также право Российской Федерации устанавливать систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.

    Пункт "з" относит к ведению Федерации федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, а также федеральные фонды регионального развития. Само содержание этого пункта предполагает, что помимо федеральных налогов и сборов существуют бюджеты, налоги и сборы субъекта Федерации и местного самоуправления.

    Обязанность разрабатывать и представлять Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивать его исполнение возложено Конституцией на Правительство Российской Федерации (п. "а" ч. 1 ст.114).      Что касается установления общих принципов налогообложения и сборов, то в соответствии с п. "и" ст. 72 оно отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    В ч. 1 ст. 74 Конституции  ( с учетом  положения ч. 1 ст. 8 Конституции России) закреплены единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Федерации. В ч. 1 ст. 74 эта норма Конституции конкретизируется применительно к федеративному устройству России. Именно с целью укрепления федеративных основ российской государственности Конституцией запрещено создание препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории России. Закрепление этой нормы во многом обусловлено тем, что в 1990 - 1992 гг. в отдельных субъектах Федерации проявились тенденции сепаратизма в экономической сфере, что негативно сказывалось на формировании единого экономического пространства в России[2].

    В истолковании ч. 1 данной  статьи важно отметить, что Конституция не запрещает установления пошлин и сборов вообще. Полномочия в сфере таможенного регулирования, в частности, относятся к ведению Российской Федерации (см. п. "ж" ст. 71), а установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации отнесено к совместному ведению Федерации и субъектов в ее составе (п. "и" ч. 1 ст. 72). Конституция также предоставляет органам местного самоуправления право устанавливать местные налоги и сборы (ч. 1 ст. 132).

    Таким образом, согласно ч. 1 ст. 74, запрещается устанавливать только те пошлины и сборы, а также таможенные границы, которые препятствуют свободному передвижению товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Федерации.

    Содержание 75 статьи Конституции направлено на регулирование ряда важнейших вопросов денежно - финансовой системы в Российской Федерации.

    В ч. 1 данной статьи установлено, что денежной единицей в Российской Федерации является рубль, право эмиссии которого, т.е. право выпуска денежных средств в обращение, принадлежит только Центральному банку Российской Федерации.

    Это положение ст. 75 следует рассматривать в связи с п. "ж" ст. 71 Конституции, которым денежная эмиссия отнесена к ведению Российской Федерации. Как представляется, понятие денежной эмиссии включает не только выпуск денежных знаков, но и установление объема находящихся в обороте денег.

    В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации.

    Поскольку рубль - официальная денежная единица, все расчеты и платежи в государстве проводятся только либо в рублях, либо с применением рубля в качестве единого денежного эквивалента. Именно таким образом оценивается стоимость товаров и услуг, взимаются налоги и сборы, проводятся расчеты при составлении бюджетов Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления.

    Существенное значение для стабилизации денежной системы, как и экономической ситуации в стране в целом, имеет указание в п. 1 комментируемой статьи о недопустимости в Российской Федерации введения и эмиссии каких-либо других денег, кроме рубля. Это определяет не только особое значение Центрального банка Российской Федерации в банковской системе страны, но и полномочия государственных банков, созданных в ряде субъектов Российской Федерации, поскольку последние лишены права выпуска любых своего рода "местных" денег. Естественно, что является противозаконным и выпуск каких-либо знаков оплаты, выполняющих функцию денег, любыми другими организациями.

    В ч. 2 ст. 75 Конституции установлено, что основной функцией Центрального банка Российской Федерации являются защита и обеспечение устойчивости рубля, что достигается целой совокупностью мер. Среди них следует особо обратить внимание на то, что Центральному банку Российской Федерации принадлежит право регулировать объем находящейся в обращении в нашей стране денежной массы, что способствует поддержанию покупательной способности рубля. Регулирование достигается чаще всего установлением Центральным банком учетных ставок при выдаче кредитов, определением валютных и рублевых нормативов для коммерческих банков и установлением в них минимума обязательных резервов.

             В последнее время в российской юридической науке важным дискуссионным остается вопрос, является ли источником права су­дебная и арбитражная практика, в частности акты правосудия Выс­шего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ.

             Между тем вопрос об отнесении к источникам права актов Конституционного Суда РФ практически решен. Как извест­но, Конституционный Суд РФ занимается толкованием Конститу­ции РФ, т.е. уясняет и разъясняет смысл интерпретируемых норм. Результатом такого толкования является правовая позиция Конституционного Суда РФ. Это прецедент толкования конституционной нормы, выраженный в мотивированной части постановления Кон­ституционного Суда РФ, т.е. имеет письменную форму и обладает нормативным значением.

             Нормативное толкование Конституционного Суда РФ рассчи­тано на неоднократное применение, осуществляется в отношении широкого круга общественных отношений, к тому же является официальным и обязательным. Правовая позиция Конституци­онного Суда РФ распространяется не только на участников кон­кретного конституционного спора, при рассмотрении которого она была сформулирована, но направлена неограниченному кругу лиц.

             Как справедливо отмечает Б. С. Эбзеев, все решения Конституционного Суда РФ являются источниками права, и им присуща материально-правовая сила закона.

             По мнению Н.В. Витрука, на основе решений Конституцион­ного Суда РФ законодательные органы, не дожидаясь отмены положений закона, противоречащих правовой позиции Конституци­онного Суда РФ, должны самостоятельно внести соответствую­щие коррективы в действующие законы.

             В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» решения Конституционного Суда РФ обязательны не только для участников конституционного спора, но и для иных субъектов права. Важнейшим здесь становится то обстоятельство, что фактически Конституционный Суд РФ в определенных преде­лах выполняет правотворческую функцию, осуществляя конкрети­зацию норм Конституции РФ. Конституционный Суд РФ создает новые нормы, в особенности процедурного характера, восполняет пробелы Конституции РФ[3].

             Как указывал Л. В. Лазарев, прецеденты, создаваемые Конституционным Судом РФ, как и акты толкования, имеют нормативно-регулирующее значение и в этом смысле являются высшими по своей юридической силе правовыми нормами, распростра­няющимися на неопределенный круг случаев и субъектов конституционно-правовых отношений.













    Задание 2

    Порядок защиты прав и законных интересов участников финансовых правоотношений, установленный российским законодательством.


             Рыночные преобразования и проводимые в стране экономи­ческие реформы, направленные на развитие финансовой дея­тельности государства и муниципальных образований, обуслов­ливают быстрый рост числа субъектов финансового права, кото­рые с целью аккумулирования, распределения и использования государственных или муниципальных денежных фондов посто­янно вступают между собой в различные правоотношения. Степень участия каждого субъекта в финансовых правоотношениях может иметь различную социальную значимость. Своим поведе­нием субъект финансового права может принести контрагентам как значительную пользу, так и существенный вред. «Если, не нарушая материальных границ своего права, индивид использу­ет его в ущерб другому индивиду, если, соблюдая букву права, он нарушает его дух, тогда говорят, что он злоупотребляет своим правом, но никак не употребляет его на пользу, и такое злоупот­ребление не может иметь юридических оправданий»[4]. Поэтому государство, будучи официальным представителем и гарантом безопасности всех участников финансовых правоотношений, устанавливает способы защиты нарушенных прав.

             С помощью мер государственного принуждения обеспечива­ются исполнение субъектами финансового права своих юриди­ческих обязанностей, а в необходимых случаях осуществляется восстановление нарушенных прав.

             Несомненным демократическим достижением Российского государства является правовое закрепление увеличившихся воз­можностей субъектов финансовых правоотношений по обжало­ванию нарушенных прав. Прежде всего характерно расширение сферы применения судебного порядка защиты прав для всех субъектов финансового права. Эта возможность гарантирована, в частности, федеральными конституционными законами от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Россий­ской Федерации», от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», АПК РФ, БК РФ и НК РФ.

             Нормативными финансово-правовыми актами федерального уровня предусмотрены следующие способы защиты прав субъек­тов финансовых правоотношений: президентский, администра­тивный, судебный, самозащита прав.

             Президенту РФ могут быть обжалованы любые действия (бездействие) контролирующих органов в финансовой сфере.

             Административный способ предполагает обращение за за­щитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему действие.   Процессуальный порядок реа­лизации административного способа защиты проще, решение жалобы основывается на общих правилах рассмотрения жалоб и заявлений органами власти и предусматривает в основном месячный срок рассмотрения, если иное не установлено зако­нодательством. Кроме того, административный порядок пред­полагает упрощенное производство по поданной жалобе, выне­сение решения по ней. Вместе с тем административный поря­док в ряде случаев не отрицает возможности обращения впоследствии за защитой в суд либо предоставляется альтерна­тивный порядок защиты прав субъектов финансовых право­отношений. Соответственно в различных по виду финансовых отношениях имеются свои особенности в их применении (на­пример, в налоговых — при обращении за льготой или отсроч­кой налогового платежа).

             Наряду с административным применяется и судебный поря­док обжалования. В основной части финансовых отношений для граждан действует общий порядок, предусмотренный Зако­ном РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Право на обжалование имеет каждый гражданин, считающий, что нарушены его права и свободы, незаконно на него возло­жена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности либо созданы препятствия для осуществления его прав и свобод. Юридические лица — субъ­екты финансового права — вправе обращаться за судебной за­щитой и в том случае, если оспариваемые финансовые отноше­ния оформлялись договором. В соответствии со ст. 27 АПК РФ арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из всех видов правоотношений, если сторонами являются юридические лица, Российская Федера­ция, субъекты РФ.

             К экономическим спорам отнесены споры о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществ­ляющими контрольные функции в бесспорном порядке, с на­рушением требований закона или иного нормативного акта; о взыскании с организаций и граждан штрафов государственны­ми органами, органами, осуществляющими контрольные функ­ции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный порядок их взыскания; о признании не подлежащим исполне­нию исполнительного или иного документа, по которому взы­скание производится в бесспорном порядке.

             Гарантией судебной защиты выступает отнесение к эконо­мическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, споров о признании недействительными ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов. Важной гарантией выступает предусмотренное Конституцией РФ (ст. 53) положение о возмещении гражданам и юридическим лицам ущерба, причиненного незаконными действиями органов государственной власти и их должностны­ми лицами, а также возможность привлечения их к дисципли­нарной ответственности на основании решения суда.

             Значительно усилилась роль Конституционного Суда РФ в защите нарушенных прав и законных интересов субъектов фи­нансового права. Полномочия Конституционного Суда РФ, за­крепленные в ч. 2 ст. 125 и ч. 3 ст. 100 Конституции РФ, ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», предусматривают возможность рассмотрения и разрешения запросов и жалоб, в том числе в финансовой сфере, о соответствии Конституции РФ законов, других нормативных актов, разрешения вопросов о компетен­ции между государственными органами, о конституционности примененных в отношении граждан норм, нарушающих кон­ституционные права и свободы граждан. Так, постановлением Конституционного Суда РФ от 24 февраля 1998 г. № 7-П при­знаны не соответствующими Конституции РФ положения ст. 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 г. № 64-ФЗ «О та­рифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Фе­дерации, Фонд социального страхования Российской Федера­ции, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхова­ния на 1997 год» в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов в части установления для индивидуальных предпринима­телей, занимающихся частной практикой нотариусов, адвока­тов тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 28% от суммы заработка (дохода).

             Существенная роль в защите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов субъектов финансового права при­надлежит прокуратуре РФ, которая согласно Конституции РФ (ст. 129) и Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ, с последующими изменениями, составляет единую централизованную систему, осуществляет надзор за исполнени­ем действующих на территории России законов, предпринимает меры, направленные на устранение их нарушений и привле­чение нарушителей к ответственности. Наряду с другими на­правлениями в функции прокуратуры входит осуществление надзора за исполнением финансового законодательства. При этом не имеет значения, от кого исходит нарушение- от орга­нов представительной или исполнительной власти, финансо­вых, кредитных органов, налогоплательщиков, налоговых аген­тов, резидентов в валютных отношениях и т. д.

             Для выполнения функции надзора за исполнением финансо­вого законодательства органы прокуратуры вправе проводить проверки по исполнению и соблюдению финансового законо­дательства. Подобные проверки проводятся в связи с поступаю­щими в прокуратуру жалобами, заявлениями, а также иными сведениями о фактах финансовых правонарушений. В случае установления фактов нарушений налогового законодательства прокурор вправе принять следующие меры: внести представле­ние об устранении нарушений закона; опротестовать противо­речащие закону акты, изданные или принятые органами госу­дарственной власти, органами местного самоуправления или финансовым органом; обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных финансовых прав и охраняемых законом интере­сов граждан, общества и государства; возбудить производство по факту финансового правонарушения; возбудить уголовное дело по признакам совершения экономического преступления[5].

             Защита нарушенных прав субъектов финансового права осу­ществляется не только мерами, прямо названными в финансо­вом законодательстве. В целях предотвращения финансово-правовых конфликтов государство предоставляет физическим лицам и организациям право на самозащиту своих прав, кото­рое наиболее распространено в налоговом праве. В соответст­вии с подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет пра­во не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц. Неправомерность названных актов или требований заключается в их несоответствии НК РФ или иным федеральным законам.

             В сфере финансовой деятельности государства права инди­видуальных субъектов защищаются более разнообразными спо­собами, чем финансовые права организаций. По сравнению с организациями физические лица имеют больший диапазон прав на обжалование актов налоговых и иных государственных органов, неправомерных действий (бездействия) их должност­ных лиц. Так, Федеральный конституционный закон от 26 фев­раля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» с последующими изменениями предоставляет физическим лицам возможность обращаться за защитой своих прав к Уполномоченному по правам человека. Граждане-налогоплательщики также имеют право направлять заявления по вопросам защиты своих нарушенных прав в Евро­пейский суд по правам человека.

             Рассмотренные меры защиты нарушенных прав субъектов финансового права позволяют, с одной стороны, обеспечить защиту их прав и законных интересов от неправомерных дейст­вий органов государства, органов местного самоуправления или финансовых органов, а с другой — обеспечить финансовые ин­тересы государства и муниципальных образований.

             Способы защиты нарушенных прав субъектов финансового права имеют законодательно установленные гарантии реализа­ции. Так, НК РФ устанавливает презумпцию правоты налого­плательщика в случаях наличия неустранимых сомнений, про­тиворечий и неясности актов законодательства о налогах и сбо­рах (п. 7 ст. 3); предоставляет налогоплательщикам право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых орга­нов и их должностных лиц, которые не соответствуют НК РФ или иным федеральным законам (подп. 11 п. 1 ст. 21); преду­сматривает возможность защиты налогоплательщиком своих прав после окончания производства по делу о налоговом пра­вонарушении посредством использования процедуры измене­ния сроков уплаты налогов и пеней в форме отсрочки, рассроч­ки или налогового кредита (ст. 63—67).

             Своеобразной гарантией соблюдения финансовых интересов налогоплательщиков является ст. 59 НК РФ, согласно которой при невозможности взыскания с налогоплательщика или налого­вого агента недоимки и пени по причинам экономического, со­циального или юридического характера такая задолженность признается безнадежной и списывается в порядке, установлен­ном Правительством РФ или соответствующими исполнитель­ными органами субъекта РФ или местного самоуправления. Та­ким образом, при невозможности взыскания задолженности по фискальным платежам и при наличии установленных законода­тельством причин соответствующий исполнительный орган власти имеет право «простить» налогоплательщику его долги. Одна­ко следует обратить внимание на слабую правовую регламента­цию механизма реализации положений ст. 59 НК РФ, что создает предпосылки для злоупотребления налогоплательщиками свои­ми правами в ущерб финансовому благополучию государства.

             Дополнительной гарантией соблюдения прав участников финансовых отношений и в случае нарушения их защиты сле­дует считать нормы законодательства, устанавливающие воз­можность привлечения к ответственности должностных лиц финансовых органов, допустивших неправомерные действия при исполнении своих служебных обязанностей. Современное финансовое законодательство значительно повысило гарантии восстановления нарушенных прав частных субъектов, возложив имущественную ответственность за вред, причиненный ведом­ственными актами, не на орган, их принявший, а на государст­во или муниципальное образование. Финансово-правовая от­ветственность Российской Федерации, субъекта РФ или муни­ципального образования реализуется за счет принадлежащего им на праве собственности имущества, кроме имущества, кото­рое закреплено за созданными ими предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. По пуб­личным обязательствам взыскание не может быть обращено на имущество, которое может находиться только в публичной го­сударственной или муниципальной собственности. По общим правилам, установленным ГК РФ, обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в собствен­ности публично-правовых образований, допускается в случаях, предусмотренных законом (п. 1 ст. 126). Обращение взыскания по долгам на имущество, переданное Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием в доверитель­ное управление, не допускается (п. 2 ст. 1018).

             Бюджетный кодекс РФ регулирует порядок возмещения вреда, причиненного государством частным субъектам, за счет средств федерального бюджета. Процедуры взыскания государ­ственных денежных средств осуществляются по правилам, ус­танавливаемым Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», с последую­щими изменениями, и ежегодными федеральными законами о федеральном бюджете. Законодательные нормы детализирова­ны подзаконными актами, в частности постановлением Прави­тельства РФ от 22 февраля 2001  г. № 143 «Об утверждении Правил взыскания на основании исполнительных листов су­дебных органов средств по денежным обязательствам получате­лей федерального бюджета».

             Выплата денежных средств «потерпевшим» субъектам произ­водится по исполнительным листам за счет казны Российской Федерации из средств бюджета, выделенных федеральным орга­нам исполнительной нтасти как главным распорядителям бюд­жетных средств. Исполнительные листы судебных органов по ис­кам, обращенным к государству и подлежащим удовлетворению за счет средств казны Российской Федерации, направляются для исполнения в Министерство финансов РФ. Гарантией восста­новления нарушенных прав субъектов финансового права явля­ется правило о субсидиарной ответственности должника (нару­шителя финансового законодательства) и главного распорядите­ля бюджетных средств, в чьем ведении он находится (ст. 286, 288 БК РФ). В случае недостаточности у бюджетного учреждения средств для исполнения судебного решения исполнительный лист передается для дальнейшего взыскания за счет средств, вы­деленных главному распорядителю. При этом дополнительного обращения в суд в порядке искового производства не требуется.

             Если по каким-либо обстоятельствам списание средств с бюджетного счета не может быть осуществлено, то восстанов­ление нарушенных финансовых прав гарантируется субъекту посредством возврата исполнительного листа и предоставления альтернативной возможности предъявления его в Федеральное казначейство для исполнения в следующем финансовом году либо для обращения взыскания на иное имущество.

             В то же время бюджетное законодательство защищает иму­щественные интересы государства, вводя правовой режим им­мунитета бюджета. Статья 239 БК РФ «Иммунитет бюджетов» устанавливает общий запрет обращения взыскания на бюджет­ные средства, исключение из которого возможно только в двух случаях: возмещение в размере недофинансирования, если взы­скиваемые средства были утверждены в законодательном по­рядке в составе расходов бюджета; взыскание из бюджета на основании судебного акта убытков, причиненных неправомер­ными действиями (бездействием) органов государственной вла­сти, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.

             Гарантией защиты имущественных прав государства также является принцип приоритета публичных интересов в финансовой деятельности. Относительно охраны финансовых интере­сов государства названный отраслевой принцип конкретизиро­ван в правовой позиции Конституционного Суда РФ, согласно которой реализация прав и законных интересов отдельных ин­дивидуальных субъектов или групп граждан не должна оказы­вать чрезмерно негативное влияние на обеспечение бюджетны­ми средствами прав и интересов всех членов общества. Особую актуальность размеры имущественной ответственности государ­ства приобретают в условиях недостаточности бюджетных средств для решения многих социальных проблем, связанных, например, с материальным обеспечением права на жизнь и достоинство личности.

             Финансовая ответственность публичного субъекта перед ча­стным не должна нарушать права (и не только имущественные) остальных членов общества. Выплата денежных средств из бюд­жета, не предусмотренная соответствующим законом (решени­ем) на текущий финансовый год, может повлечь дисбаланс ме­жду расходами и доходами государства. Незапланированные вы­платы, хотя и являются в силу юридической природы судебного акта правомерными, могут стать причиной недофинансирова­ния государственных функций. Предоставление бюджетных де­нежных средств в объеме меньше запланированного и гаранти­рованного нормами законов несомненно повлечет ослабление государственного управления и послужит причиной серьезных финансово-правовых конфликтов. Что же касается граждан, ос­новным доходом которых выступают бюджетные выплаты (за­работная плата, пенсия, социальные пособия и т. д.), то про­изойдет значительное ущемление их финансовых прав и ухуд­шение имущественного положения.

            



    Задание 3


    Заполните таблицу «Виды налогов и иных платежей»:


    Основания для классификации

    Виды налогов и иных платежей

    Примеры

    1

    По степени закрепления за бюджетом

    1. Государственные — налоги, полностью зачисляемые в госу­дарственные бюджеты;

     

    2. Местные — налоги, полностью зачисляемые в муниципаль­ные бюджеты;

    3. Пропорциональныеналоги, распределяемые между бюдже­тами различных уровней по определенным квотам;

    4. Внебюджетные — налоги, поступающие в определенные вне­бюджетные фонды.


    Налог на доходы от капитала




    Земельный налог.

    2

    По степени периодичности взимания

    1. Разовые — налоги, уплачиваемые один раз в течение опреде­ленного периода при совершении конкретных действий .

     

    2. Регулярные налоги — взимаемые систематически, через опре­деленные промежутки времени и в течение всего периода вла­дения или деятельности плательщика


    Водный налог





    Налог на доходы физиче­ских лиц, налог на имущество организаций и др.

    3

    По налогоплательщику

    1. Налоги с организаций — обязательные платежи, взыскиваемые только с налогоплательщиков-организаций Необходимо помнить, что субъектами налогового права являются организации, а не юридические лица, хотя в большинстве случаев организации имеют статус юридического лица. Вместе с тем все организации относятся к плательщикам налогов независимо от наличия ста­туса юридического лица, в частности филиалы и представи­тельства;

    налоги с физических лиц — обязательные платежи, взимаемые с индивидуальных налогоплательщиков


     2. Физических лиц

     

     

     

     

     

    3. Общие налоги для физических лиц и организаций — обяза­тельные платежи, уплачиваемые всеми категориями налогопла­тельщиков независимо от их организационно-правового стату­са. Наличие общих налогов обусловлено тем, что главным принципом их взимания является наличие какого-либо объекта в собственности лица


    Налог на добавлен­ную стоимость, налог на прибыль,

    налог на имущество предприятий, налог на операции с ценными бумагами













    На­лог на доходы физических лиц, налог на имущество ФЛ, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения,


    Земельный налог, НДС, акцизы, налги, поступающие в дорожные фонды,

    4

    По органу, установившему и конкретизирующему налог

    1. Федеральные налоги — устанавливаемые и вводимые в дейст­вие федеральным органом представительной власти — Феде­ральным Собранием РФ (Государственной Думой и Советом Федерации). Перечень федеральных налогов и их ставки явля­ются едиными на всей территории РФ и не могут быть измене­ны органами государственной власти субъектов РФ или органа­ми местного самоуправления. Согласно п. 2 ст. 12 Н К РФ фе­деральные налоги должны устанавливаться непосредственно НК РФ

     

    2. Налоги субъектов РФ — налоги, перечисленные НК РФ, но вводимые в действие представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов РФ и обязательные к уплате только на территории соответствующего субъекта РФ.

     

    3. Местные налогиналоги, устанавливаемые НК РФ, но вво­димые в действие представительными органами местного само­управления и обязательные к уплате на территории соответствующего муниципального образования .


    Например, налог на доходы от капитала, экологиче­ский налог, акцизы.













    Например, налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на недвижимость.







    Например, земельный налог.

     

     


















    Практическое задание

     

                В ряде субъектов РФ в последние годы были приняты законы об административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства (связанные с использованием средств бюджетов субъектов РФ).

             Приведите примеры таких законов субъектов РФ.

             Соотнесите положения этих законов, КоАП РФ и гл. 2 БК РФ.

             Определите, нет ли противоречий или несогласованностей в указанных нормативных актах.


    Решение:


             До недавнего времени правовые нормы об ответственности в бюджетной сфере не были кодифицированы. Такие нормы содержались в федеральных и региональных законах о бюджете на соответствующий финансовый год, в Законе РФ «О субвен­циях республикам в составе Российской Федерации, краям, об­ластям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу», Положении о Министерстве фи­нансов РФ и Положении о Федеральном казначействе.

             Неуклонный рост правонарушений в сфере образования и расходования бюджетных фондов обусловил включение законодателем в БК РФ охранительных норм, устанавливающих от­ветственность за нарушение бюджетного законодательства.

             Бюджетно-правовая ответственность, являющаяся институ­том бюджетного права, выступает одновременно в качестве раз­новидности финансово-правовой ответственности как само­стоятельного вида ответственности.

             В Бюджетном кодексе РФ не определяется дефиниция «бюджетно-правовая ответственность». Статья 281 БК РФ дает понятие нарушения бюджетного законодательства: «Неиспол­нение либо ненадлежащее исполнение установленного настоя­щим Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Рос­сийской Федерации признается нарушением бюджетного зако­нодательства, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения».

             Ответственность за нарушения бюджетного законодательст­ва не сводится только к бюджетно-правовой ответственности. В зависимости от возрастания степени общественной опасно­сти оснований «ответственности за нарушения бюджетного за­конодательства», в ее содержании выделяются «бюджетно-пра­вовая ответственность», «административная ответственность», «уголовная ответственность».

             Ответственность за нарушения бюджетного законодатель­ства -~ это обязанность лица, нарушившего бюджетное законо­дательство, претерпеть лишения имущественного характера в результате применения к нему государством в лице органов, ис­полняющих бюджет или ответственных за его исполнение, а так­же суда соответствующих мер принуждения.

             Кодекс РФ об административных правонарушениях содер­жит ряд статей, устанавливающих административную ответст­венность за административные правонарушения в финансовой (бюджетной) сфере. Это ст. 15.14 «Нецелевое использование бюджетных средств», 15.15 «Нарушение срока возврата бюджет­ных средств, полученных на возвратной основе», 15.16 «Нару­шение сроков перечисления платы за пользование бюджетны­ми средствами», 15.8 «Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса)». Перечисленные статьи корреспондируют со статьями БК РФ (ст. 289—291, 304). Кроме того, ст. 19.7 КоАП «Непредставление сведений (инфор­мации)» поглощает ст. 292 «Непредставление либо несвоевре­менное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением» и ст. 294 «Несвоевременное доведение уве­домлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств» БК РФ. В ре­зультате из 18 нарушений бюджетного законодательства, преду­смотренных частью четвертой БК РФ (ст. 289—306), остаются 12 видов нарушений бюджетного законодательства, предусмот­ренных БК РФ (ст. 293, 295—303, 305, 306), но не названных в КоАП РФ. Эти деяния являются бюджетными правонаруше­ниями, за совершение которых БК РФ предусмотрены, помимо штрафа в соответствии с КоАП РФ, иные меры принуждения, в том числе и меры ответственности.

             Таким образом, бюджетно-правовая ответственность — это применение к субъекту бюджетного правонарушения (субъек­ту РФ, государственному органу, органу местного самоуправле­ния) мер публичного государственного принуждения, выражаю­щаяся в установлении отрицательных последствий для нарушите­ля, которые заключаются в наложении на него дополнительных обременительных обязанностей, предусмотренных санкцией нару­шенной бюджетно-правовой нормы, в строго определенном для этого процессуальном порядке.

             В связи с тем, что в настоящее время БК РФ ориентирован на ответственность субъектов РФ, государственных органов, ор­ганов местного самоуправления, а ответственность должностных и юридических лиц установлена в КоАП РФ, физических лиц — в УК РФ, субъектами бюджетной ответственности за нарушения в сфере бюджетных отношений являются получатели и главные распорядители и распорядители бюджетных средств. Субъект от­ветственности является критерием разграничения бюджетной, административной и уголовной ответственности. Непосредст­венными субъектами бюджетной публично-правовой ответствен­ности следует считать как территориальный субъект в целом, так и его отдельный орган, посредством которого реализуется бюд­жетная деятельность государства (муниципального образования).

             Примером законов об административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства (связанные с использованием средств бюджетов субъектов РФ) является

    "Кодекс Вологодской области об административных правонарушениях" от 17.02.2003 N 868-03 (ред. от 02.04.2009) (принят Постановлением ЗС Вологодской области от 29.01.2003 N25).

             Так, глава 15. данного кодекса регулирует  ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

                Статья     15.1.     Нецелевое    использование    бюджетных    средств и    средств    территориального государственного внебюджетного фонда (в ред. закона Вологодской области от 27.02.2009 N 1969-03) (в ред. закона Вологодской области от 31.10.2007 N 1688-03)

                1.   Использование средств областного бюджета и (или) местных бюджетов получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -

                влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

                2.   Использование средств территориального государственного  внебюджетного фонда  получателем средств территориального государственного внебюджетного фонда на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим его деятельность, и бюджету указанного фонда, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -

                (в ред. закона Вологодской области от 27.02.2009 N 1969-03)

                влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

                Статья 15.2. Нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе

                Нарушение  получателем  средств областного бюджета и  (или)  местных бюджетов срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, -

                влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей, (в ред. закона Вологодской области от 10.10.2007 N 1672-03)

                Статья 15.3. Нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами

                Неперечисление получателем средств областного бюджета и (или) местных бюджетов в установленный срок платы за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной, возвратной основе, -(в ред. закона Вологодской области от 29.12.2004 N 1206-03)

                влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей, (в ред. закона Вологодской области от 10.10.2007 N 1672-03)

                Статья 15.4. Непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проекта бюджета области, исполнения бюджета области и контроля за его исполнением

    (введена законом Вологодской области от 04.10.2005 N 1326-03)

                Непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проекта бюджета области, исполнения бюджета области и контроля за его исполнением, -

    влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до двух тысяч рублей, (в ред. закона Вологодской области от 10.10.2007 N 1672-03)

                Статья 15.5. Предоставление бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка (введена законом Вологодской области от 04.10.2005 N 1326-03)

                Предоставление бюджетных кредитов с нарушением порядка, установленного законодательством области, -

                влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей, (в ред. закона Вологодской области от 10.10.2007 N 1672-03)

                Статья 15.6. Предоставление бюджетных инвестиций с нарушением установленного порядка (введена законом Вологодской области от 04.10.2005 N 1326-03)

                Предоставление бюджетных инвестиций с нарушением порядка, установленного законодательством области, -

                влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей, (в ред. закона Вологодской области от 10.10.2007 N 1672-03)

     

             Нет ли противоречий или несогласованностей в указанных нормативных актах?

             Полагаю, что нет.

             Согласно ст. 7 БК РФ компетенцией органов государственной власти РФ в области регулирования бюджетных отношений является установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

                Вместе с тем, в соответствии со ст. 8 БК РФ в компетенцию органов государственной власти субъектов РФ ( в данном случае- Вологодской области) входит установление оснований, видов ответственности и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.




    Список использованной литературы

    а) Нормативные правовые акты

     

             1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм. от 25.03.2004 г.) // Россий­ская газета. 1993. № 237; СЗ РФ. 2004. № 13. Ст. 1110.

             2. Налоговый кодекс РФ от 31 июля 1998 г. 4.1. №146-ФЗ (ред. от 27.07.2006 г.) // СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3824; 2006. №31(4.1). Ст. 3436.

             3. Налоговый кодекс РФ от 5 августа 2000 г. Ч 2. № 117-ФЗ (ред. от 27.07.2006 г.) // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340; 2006. № 31 (Ч. 1). Ст. 3452.

             4. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 02.02.2006 г.) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823; 2006. № 6. Ст. 636.


    б) Основная литература


             1. Бюджетное право: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, П.И. Кононова. – 5-е изд., переб. и доп. – М.: ЮНИТИ- ДАНА: Закон и право, 2008.

             2. Деева А. И. . Финансы: Учебное пособие / А. И. Деева. М.: Экзамен, 2004. -416 с.

             3. Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник. М: Норма, 2004. 704 с.

             4. Финансовое право: Уч. / О.Н. Горбунова и др., Отв. Ред. Е.Г. Грачева. – М.: ТК Велби, Изд- во Проспект, 2004.

             5. Финансовое право: Учебник / В. А. Парыгин, А. А. Тедеев. М.: Эксмо, 2006. - 752 с.

             5. Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. М: Юристъ. 2003. 733 с.

             6. Финансы и кредит: учебник / под ред. М. В. Романовского, Г. Н. Белоглазовой. М.: Выс­шее образование, 2006. - 575 с.


    в) Дополнительная литература

             1. Арсланбекова А.З. Проблемы применения ответственности за нарушение бюджетного зако­нодательства // Право и политика. 2006. №9.

             2. Батыров С. Е. Проблемы применения и перспективы развития ответственности за наруше­ние бюджетного законодательства // Финансовое право. 2003. №2.

             3. Бойков  Д.А.   Некоторые   вопросы   ответственности  за   нецелевое   расходование  бюджетных средств // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. №8.

             4. Другова Ю.В. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства // Журнал рос­сийского права. 2003. №3.

             5. Комягин Д.Л. Новое содержание понятия нецелевого использования бюджетных средств // Финансы. 2004. №10.

             6. Конюхова Т.В. Развитие института ответственности за нарушение бюджетного законода­тельства // Законодательство и экономика. 2003. №2.

             7. Шамакова СА. Межбюджетные отношения: определение и сущность // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. №12.





    [1] Бюджетное право: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, П.И. Кононова. – 5-е изд., переб. и доп. – М.: ЮНИТИ- ДАНА: Закон и право, 2008.


    [2] Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. М: Юристъ. 2003. 733 с.


    [3] Финансовое право: Учебник / В. А. Парыгин, А. А. Тедеев. М.: Эксмо, 2006. - 752 с.


    [4] Деева А. И. . Финансы: Учебное пособие / А. И. Деева. М.: Экзамен, 2004. -416 с.


    [5] Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник. М: Норма, 2004. 704 с.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Контрольная по финансовому праву ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.