Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Контрольная работа по политологии

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Контрольная работа по политологии
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:40:19
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    1. Политическое воззрение американских просветителей Т. Джефферсона и Т. Пейни


    Идея того, что обычные люди могут заниматься своими делами без вмешательства монархов, аристократии или церкви, оставалась чистой теорией до американской и французской революций. Все более поздние революционеры-либералы следовали этим двум примерам.

    В Америке Т. Пейн, Т. Джефферсон призвали своих соотечественников восстать во имя жизни, личной свободы и стремления к счастью.

    Тем самым главной целью революции стала республика, основанная на личной свободе и правлении с согласия управляемых. Это нашло отражение в Конституции США (1787 г.): баланс между федеральной и региональными властями; разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную ветви; двухпалатный парламент. Над армией был введён гражданский контроль и были приняты меры по возвращению офицеров к гражданской жизни после прохождения службы. Тем самым концентрация власти в руках одного человека стала практически невозможной. К этому призывал Джефферсон. Он также был широко известен как один из основных создателей доктрины отделения церкви от государства.

    В годы революции Джефферсон исходит из того, что противоречия между бедными и богатыми, глубокие имущественные различия характерны для европейских стран, но не для США. И в революционный, и в послереволюционный период будущая Америка виделась Джефферсону как аграрная страна, населённая по преимуществу мелкими независимыми фермерами.

    Джефферсон был не одинок в своих взглядах. Основой концепции просветителей служил их собственный сравнительный анализ социально-экономических особенностей развития США, и Западной Европы, прежде всего Великобритании и Франции, где мануфактур было гораздо больше, а в Англии вообще полным ходом совершался переход к промышленному капитализму. Аграрный путь развития, утверждал Джефферсон, исключает возможность массовой нищеты и науперизации, аграрные страны, в отличие от промышленных, застрахованы от возникновения и развития политической коррупции, которая превратилась в настоящее бедствие в торгово-промышленной Англии. Он также выделял моральные достоинства фермерства, его непритязательность, безыскусность и простоту нравов. Джефферсон высказывает в качестве аксиомы ту мысль, что пока в США не образуется аграрного перенаселения, страна сможет счастливо избежать альтернативы пагубного торгово-промышленного развития. Перспективы аграрного пути развития рисовались ему в радужном свете: “Сейчас мы располагаем достаточным количеством земли, чтобы обеспечить на неё работу для любого количества людей”.

    В рамках джефферсоновского аграрного пути неизбежно должен был возникнуть противоречивый, обречённый на распад, альянс плантаторов и фермерства, в котором руководствующаяся роль могла оказаться в руках плантаторов.

    Воззрения Джефферсона приобрели сугубопрагматический характер, подчинялись целям развенчания, дискредитации и ниспровержения Гамильтона. Партия Джефферсона стремилась изобразить себя не только истинной, но и единственной хранительницей республиканских основ и объявляла политических соперников, чуть ли не монархистами, вступившими в сговор с английской короной для ниспровержения демократических прав и свобод США. Впрочем, Гамильтон и его сторонники платили им такой же монетой: объявляли республиканцев якобитскими шпонами, разносчиками “французской болезни” худшего образца – безверия и анархии. Как далека была эта политическая практика от “царства разума”, грезившегося Джефферсону.

    Политическая борьба вынудила Джефферсона в 1793 г. подать в отставку – так велики оказались расхождения между ним, руководителем внешней политики США, и внешнеполитической линией, навязанной Вашингтону министру финансов.

    Т. Пейнявлялся единомышленником Джефферсона. Основа воззрений Пейна была в том, чтобы поколебать, как он выражался, библейскую и христианскую мифологию. В 1795 г. Пейн издал небольшой трактат, в котором резюмировал свои политически убеждения. В 1797 г. он основал, в противовес обществу атеистов, теофилантропический кружок, в заседаниях которого излагал основы своей, очищенной от суеверий, религии. В 1804 г. Пейн отправился в Америку. Президент Джефферсон, помня заслуги Пейна делу американской свободы, предоставил в его распоряжение целый корабль. Думая, что его и теперь примут с восторгом, Пейн жестоко ошибся в своих расчетах. «Век Разума» вооружил против него религиозно настроенное американское общество; поджигаемые духовенством, прежние друзья отвернулись от него.

    «Жизнь моя, - писал он к одному из своих приятелей за несколько дней до смерти, - была полезна для человечества; я, насколько мог, делал добро и умираю спокойно, надеясь на милосердие Создателя был типическим представителем как политического, так и религиозного рационализма. Никто так не доверял человеческому разуму, как он. Он был самоучкой, многого не знал и потому нередко говорил наивности, которые живо подхватывались его врагами. Несомненно, однако, что он отличался здравым смыслом, сильной логикой и замечательной ясностью изложения. Это был народный трибун в полном смысле этого слова, не только потому, что умел говорить языком понятным народу, но и потому, что руководящей идеей его жизни было служение народу.











    2. Политические воззрения представителей русского   революционного народничества Н.А. Бакунина


    Существенной особенностью политических и правовых воззрений представителей русского   революционного народничества является их длительная эволюция и тесная глубокая связь идей на всех ее этапах. Без рассмотрения этой эволюции нельзя выяснить идейные истоки и специфику раннего классического анархизма. В условиях крепостнической России, неразвитости массового революционного движения, отсутствия сложившейся анархической теории Бакунину потребовалось около трех десятилетий для выработки основ теории анархизма. В дальнейшем, в конце XIX – начале XX вв. формирование взглядов теоретиков анархизма происходило значительно быстрее и основывалось во многом на усвоении, пропаганде и развитии уже имеющейся анархической теории.

    В развитии политико-правовых взглядов Бакунина можно выделить три основных этапа: этап формирования политических и правовых идей с преимущественно просветительской ориентацией (1830-е гг. до начала 1840-х гг.), революционно-демократический (1840-е – середина 1860-х гг.) и анархический (середина 1860-х – 1876 гг.).

    Начальный период формирования и развития политико-правовых взглядов Бакунина относится к числу наименее, изученных, хотя и не менее важных. Значение 1830-х гг. для мировоззрения Бакунина определяется его тесной связью с рядом видных политических мыслителей России XIX в., ролью в пропаганде немецкой классической философии в России и освоении ее передовой отечественной мыслью.

    Уже в этот период внимание мыслителя привлекают общие проблемы, стоящие перед всеми народами, перспективы человечества, закономерности политического развития. Процесс исторического развития рассматривался им как прогрессирующее возрастание социальной свободы. Идеалы и цели человечества уже в 1830-х гг. он относил к области естественных законов природы, признавал элементами гармонии Вселенной. Деспотизм и произвол рассматривались как препятствия движения к свободе, равенству и справедливости, а демократия, права человека, их развитие – как цели, к которым человечество движется через революции, всемирные перевороты и потрясения.

    Для оценки ранних воззрений М. Бакунина интересна его рукопись "Записки, касательные всеобщей истории, извлеченные из моего чтения и дополненные моими примечаниями" (1834 г.). Очевидно, это первая попытка обобщить собственные взгляды на историю, общество, политику и право. Приступая к изучению исторического сочинения К.Г. Коха "Описание переворотов" (выпискам из него и комментариям посвящена рукопись), М. Бакунин составил как бы программу изучения. Он писал о необходимости внимательного изучения ряда правовых явлений – "законов, судов, налогов", "народного права", вопросов, связанных с властью отдельных сословий и политических сил – королевской власти, дворянства, духовенства. Обращал внимание на политическую динамику, на взаимодействие политических сил, ставил задачу внимательного исторического изучения разных социальных групп, общественного сознания.

    Заметка свидетельствует о наличии политико-правовых интересов в ранних исторических занятиях Бакунина, о его стремлении разобраться в сложных взаимосвязях исторических явлений. Содержащиеся далее в рукописи примечания (неопубликованные) указывают на радикальность воззрений Бакунина накануне его вхождения в кружок Н.В. Станкевича, на наличие определенных радикально-демократических элементов во взглядах. Заметен здесь и идеализм Бакунина. Так, особое значение в историческом развитии и падении государств он придавал общественному мнению. С потерей его поддержки происходит упадок и гибель государства. "Таков закон природы", – считал Бакунин. Для него основаниями типологии развития, взаимосвязи, соотношения и положения государств Европы являлись "общая вера, общие понятия, общие предрассудки, общий феодальный образ правления, равно примыкающий к неограниченной власти...".

    Любопытны его рассуждения о значении третьего сословия как активной политической силы эпохи буржуазных революций. Вступление третьего сословия на политическую арену ознаменовало собой, по Бакунину, зарю "той законной свободы народов, к которой в наше время так видимо стремится вся Европа, той свободы, без которой жизнь человечества может быть уподоблена пресмыканию, прозябанию, ибо деспотизм и образование, процветание и благо народов никогда не могут быть совместны". "Законная свобода" – идеализируемые право, свобода, правопорядок капиталистического общества – вот что восхищало молодого Бакунина. Оппозиционность монархизму, деспотизму – не только подтекст, но и содержание исторического резюме автора. "Законная свобода", приходящая на смену средневековому феодальному устройству, учитывает основные требования общественной жизни – всеобщую безопасность, процветание, независимость и развитие всех состояний. Эта "законная свобода" представлялась Бакунину "одной из премудрых целей провидения". Важно и то, что говоря здесь о революциях и кровопролитиях, путем которых утверждается эта свобода, Бакунин замечал, что хотя эти происшествия и средства кажутся противоречащими и несовместимыми "с понятием о благости провидения", но и в целом они необходимы "ко всеобщему благу".

    Большое значение для характеристики взглядов M А. Бакунина 1830-х гг. имеет его рукопись "Гамлет", – своеобразный перекресток английской поэзии, немецкой философии (особенно философии права) и русской духовной культуры 1830-х гг.

    Анализ рукописи "Гамлет" свидетельствует об отражении в ней идей "Философии права" Гегеля. Прежде всего, созвучие идей касается вопросов понятия и сущности права, преступления, наказания. Взгляды автора рукописи отчетливо созвучны с элементами естественно-правовых идей, в объективно-идеалистической философии Гегеля. На примере разбора "Гамлета" Шекспира Бакунин как бы апробировал универсальность гегелевской философии права.

    Основную идею драмы Шекспира Бакунин видел в том, что "Право, воля господня должна исполниться как на небе, так и на Земле". Вечность и незыблемость основ права, вечность, бесконечность и всесилие духа, считал Бакунин, – основное философское содержание "Гамлета".

    Бакунин проводил мысль о том, что месть сама по себе "по форме своей всегда неправа". Но при некоторых обстоятельствах мщение естественно необходимо – когда нет и не может быть открытого суда. В таком случае через индивидуальное мщение проявляется "исполнение тайного приговора высшего, никогда не умолкающего права".

    В рукописных заметках 1830-х гг. содержатся первые догадки о связи государства и господствующего класса, об антинародности эксплуататорского государства. Будущий противник государства отмечал связь правительства и "образованного класса", несовместимость деспотизма и народного благосостояния. Но эти представления еще значительно далеки от его поздних взглядов. Бакунин связывал еще не само явление государство с "привилегированным классом" (который, к тому же, представлялся ему как "образованный класс"), а правительство. Он еще отрицал развитие благосостояния народа не при любых формах государства, а именно при деспотии.


     















    3. Структура и содержание политического сознания


    Политическое сознание - одна из основных форм общественного сознания. Как и все остальные (право, искусство, мораль, религия), она имеет свой специфический объект отражения. В качестве такового выступает политическое бытие (политическая деятельность, поведение) социальных субъектов. Основными субъектами политической деятельности являются классы. Именно с момента их исторического возникновения появляется политическая деятельность как таковая. Она предполагает создание специальных институтов (организаций), с помощью которых классы, взаимодействуя, реализуют свои специфические интересы, ведут борьбу за власть, политическое господство, владение ресурсами, территориями и т. д. Господствующие в обществе классы регулируют производство и распределение духовных (идейно-нравственных) ценностей своего времени; а это значит, что их идеи и ценностные ориентиры доминируют в общественном сознании. Это относится ко всем формам общественного сознания, включая политическое.

    В политическом сознании получает отражение отношение различных групп населения к общественному строю, к системе собственности и власти, к государству, политическому режиму, партиям и общественным движениям. Все это обусловливает сложный, внутренне противоречивый и постоянно изменяющийся характер политического сознания.

    Политическое сознание выполняет в обществе специфические функции. Главными среди них являются: политическое целеполагание и политическое программирование. Они теснейшим образом взаимосвязаны. Основной задачей любой политики является выработка системы целей, соответствующей интересам данного класса (группы), а также стратегии и тактики, необходимых для ее реализации. Эти цели и способы их достижения находят свое теоретически обоснованное воплощение в соответствующих программах, заявлениях, декларациях субъектов политической деятельности.

    Политическое сознание не только отражает политическую деятельность, но и активно воздействует на нее, формирует определенные требования к ней. В этом состоит его нормативная роль. Его нормотворческая функция заключается в том, что оно формирует определенную систему ценностей (таких, например, как толерантность, демократичность, патриотизм, интернационализм, коллективизм и т. д.). Оно выполняет также и научно-познавательную (когнитивную) функцию, предполагающую систематически осуществляемый анализ политической практики и выявляющий ее определенные закономерности и тенденции (на базе чего вырабатывается политическая стратегия и тактика).
    Политическое сознание, как и все другие формы общественного сознания, обладает «памятью». Конечно, в каждый конкретный момент времени оно выражает актуальные стремления и потребности тех или иных субъектов политического действия, но при этом направлено в будущее и вместе с тем покоится на опыте прошлого, на его традициях, обычаях, знаниях. Каждый период исторического прошлого соответствующим образом запечатлен в политическом сознании. Изучая его состояние, следует всегда соотносить последнее с конкретным содержанием четко определенных периодов истории. Без такого экскурса в прошлое трудно правильно оценить настоящее состояние политического сознания.

    По степени и формам отражения сущности и содержания политической деятельности в структуре политического сознания выделяются два взаимосвязанных уровня: теоретический и обыденный. Для теоретического уровня характерна ориентация на раскрытие закономерностей (тенденций) политической жизни общества и их использование в организации практической политической деятельности. Его содержание составляет выработка теорий и концепций, обоснование системы ценностей и политических установок. Этот уровень связан непосредственно с деятельностью идеологов и потому нередко называется политической идеологией. Политическая идеология более подвижна и изменчива, чем политическое сознание в целом, и тем более, чем его такая часть, как обыденное сознание. Субъекты политической деятельности только тогда могут рассчитывать на успех, если их идеологи постоянно анализируют и обобщают социально-экономические и политические явления и вырабатывают соответствующие коррективы для политической стратегии и тактики, если умеют предвидеть изменения в общественных потребностях и расстановке противоборствующих сил. Политическая идеология играет значительную роль в духовной жизни общества, она оказывает влияние на образование, искусство, нравственность.

    Обыденное политическое сознание, представляющее собой своеобразный сплав знаний, представлений, настроений, чувств, мнений, носителями которых являются разные социальные общности, формируется под влиянием как политической идеологии, так и политической практики.

    Неотъемлемым элементом содержания как теоретического (политической идеологии), так и обыденного (эмпирического) уровней сознания являются политические знания. Они в различной степени представлены в том и другом уровне, но, поскольку в их основе лежит политический опыт, в разной степени осмысленный и систематизированный, они во многом определяют оба эти уровня. Политические знания, отражающие интересы тех или иных классов и групп, нередко отличаются скорее по форме, чем по существу. Так, теоретические знания, разработанные политическими идеологами, преподносятся затем в виде политических призывов и лозунгов и усваиваются обыденным политическим сознанием.

    Между политическими интересами и знаниями существует тесная корреляция. Интересы отчасти зависят от уже приобретенных знаний. В то же время они являются стимулом приобретения новых. Усвоение новых знаний в свою очередь увеличивает способность адекватно отражать происходящие политические изменения, адаптироваться к ним, участвовать в принятии политических решений.

    Обыденное политическое сознание, как и идеология, связано с классовыми интересами, но эта связь менее стабильна и последовательна. Если политическая идеология ориентирована, главным образом, на коренные интересы того или иного класса в целом, то обыденное политическое сознание в большей мере отражает дифференциацию этих интересов внутри класса. Иначе говоря, оно носит дифференцированный, более пластичный характер. Вместе с тем на содержание обыденного политического сознания оказывают значительное воздействие не только приобретенные опыт и социально-политическая ситуация, но и различные традиции, обычаи, связанные с образом жизни тех или иных групп населения.

    Существенный элемент обыденного политического сознания составляют политические чувства. Они обусловлены характером отношений, в которые включен субъект политического действия. Условием их взаимодействия и распространения служит систематическое участие субъекта в политической жизни в той или иной ее форме. Спектр политических чувств богат - это и патриотизм, и национализм, и солидарность, и классовая ненависть и т. д.

    Политические знания, настроения и чувства оказывают значительное влияние на формирование политических убеждений субъектов политического действия. Политические убеждения - это всегда синтез знаний, чувств, настроений, выражающий глубокую веру в определенные идеалы и ценности, готовность действовать во имя их осуществления.













     4. Молодежные движения в современной россии

    В последнее время в целом наметилась некоторая активизация молодежных объединений и молодежной политики. Это происходит в связи с особенностями политического режима в стране: ограничительными действиями российской власти, негативными тенденциями, связанными с выстраиванием авторитарной модели управления государством и нежеланием правительства решать актуальные проблемы молодых людей. Свою роль играет и сложность с устройством молодежи в жизни (работа, учеба, армия), в связи с чем наблюдается активизация усилий молодых людей, которая частично реализуется в виде социальных движений. Причинами роста студенческих общественно-политических движений также являются ненасильственные революции на постсоветском пространстве, где важнейшую роль играл молодежный протест, и если он дал позитивные результаты, то этот опыт служит примером.

    С одной стороны, для выражения протеста авторитарным тенденциям молодежь объединяется в студенческие клубы или общественно-политические движения, такие как общественное движение "Оборона", "Молодежное "Яблоко"", движение "ДА", ассоциация студентов "Я думаю", Молодежный левый фронт. С другой стороны, власть сама создает молодежные движения для устранения угрозы так называемой "оранжевой революции" в России и дискредитации оппозиции. Здесь стоит отметить "Идущих вместе", движения "Наши" и "Россия молодая". Получение поддержки высшего руководства страны со стороны молодежных объединений считается основным приоритетом государства в области молодежной политики. Вместе с этим практически исчезла публичная молодежная политика, альтернативной площадкой, куда уходит вся активность, становится улица, где, возможно, будет решаться судьба страны, подобно известным странам СНГ.

    Численность молодежных организаций в современной России по объективным причинам не очень велика. Государство, используя практически неограниченные административные и финансовые ресурсы, стремится формировать массовые движения, привлекая сторонников деньгами, перспективами карьерного роста. Взамен требуется фактически лишь участие в массовых митингах. Подобные организации формально имеют десятки тысяч членов. Протестные же группы в основном создаются по идеологическим соображениям. Имея минимальные ресурсы, оппозиционерам удается формировать молодежные организации в составе от нескольких сотен до нескольких тысяч участников. Так, созданная в прошлом году общероссийская организация "Молодежное "Яблоко"" смогла объединить около трех тысяч молодых людей.

    Каждая из этих групп ведет борьбу за умы пассивной молодежи, привлекая ее финансовыми ресурсами или идеологией. Однако молодые люди в большинстве своем никак не реагируют на политическую ситуацию в стране, вследствие чего молодежные объединения имеют лишь немногочисленных сторонников.

    Внимание молодых активистов направлено прежде всего на решение актуальных проблем, будь то студенческие отсрочки, служба в армии как таковая, образование или размер стипендий. Однако в последнее время интересы молодежи сосредоточиваются на общих вопросах политики, проблемах свободы слова, выборов, демократии и так далее. Сегодняшняя молодежь - это люди, рожденные в годы перестройки, во многом свободные и независимые и потому резко реагирующие на действия власти по ущемлению законных прав и свобод.

    Украинские события, безусловно, оказали влияние на молодежную политику в России, явились катализатором возникновения новых молодежных организаций и протестных настроений в обществе. Как грибы стали появляться многочисленные русские версии "Поры", копирующие символику и названия украинских движений, пытающиеся привлечь на свою сторону финансовые потоки беглых экс-олигархов, но особо ничем, кроме копирования бренда, не отметившиеся. Под впечатлением произошедшей "оранжевой революции" в Украине в марте прошлого года по инициативе "Молодежного "Яблока"" было создано молодежное движение "Оборона", объединившее молодых активистов различных демократических организаций. Было проведено огромное количество уличных акций протеста, от мелких пикетов до масштабных общедемократических шествий с несколькими тысячами участников. Это подтолкнуло российские власти к осознанию возможности украинского сценария развития политической ситуации в качестве реальной угрозы. Ответом стали формирование "штурмовых бригад" - движений, готовых к физическим столкновениям с протестующей оппозицией, - и репрессии в отношении молодых активистов либеральных объединений. Незаконные запреты на проведение публичных мероприятий вблизи административных зданий органов власти, разгоны ненасильственных и мирных акций силами ОМОН, административные аресты - все это стало обыденной практикой в споре между государством и гражданами.

    В последнее время в молодежной политике происходит определенный спад. Недавно созданные молодежные организации прекращают свою деятельность, другие становятся менее активными. По моему мнению, это связано с тем, что многие из оппозиционеров перестали всерьез рассматривать возможность повторения украинских сценариев в России. По всей видимости, одна только протестная сущность молодежных объединений не имеет перспектив в нашей стране. С другой стороны, близятся выборы, и молодежные организации политических партий активизируют свою деятельность. Идет объединительный процесс, как на правом, так и на левом флангах. В случае объединения демократических партий будет создано, возможно, самое сильное молодежное демократическое движение, левые же организации, скорее всего, объединятся в коалицию. А власть, опасаясь "оранжевых революций", продолжит создавать прокремлевские молодежные движения, но сместит акценты в сторону одобрения политики президента и поддержки преемника.

    Сегодня в России большинство молодых активистов состоит в политических партиях, а объединения создаются этими же партиями либо при их непосредственном участии. К тому же никто из оппозиционных политиков всерьез не рассматривает в ближайшее время кардинальную смену политического режима путем ненасильственной революции. Молодежные движения в нашей стране идут своим путем, завоевывая популярность протестными выступлениями, но основную деятельность сосредоточивают внутри политических партий.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Контрольная работа по политологии ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.