Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Научно-технический потенциал высшей школы

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Научно-технический потенциал высшей школы
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:40:23
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

                                                            Содержание


    Введение……………………………………………………………………………3

    1. Общая характеристика научно-технического потенциала высшей школы….6

    2. Проблемы создания учебно-научных комплексов…………………………...12

    2.1. Причины и необходимость создания учебно-научного комплексов…….12

    2.2. Нормативно-правовые основы деятельности комплексов………………..14

    3. Основные направления развития образования………………………………16

    Заключение………………………………………………………………………..18

    Список использованной литературы…………………………………………….19


     


                                                                Введение


    Актуальность темы работы определяется социальной значимостью поставленных задач и необходимостью дальнейшей теоретической и методической разработки вопросов управления воспроизводством кадрового потенциала сектора науки в высших учебных заведениях.

    ЮНЕСКО за последние десятилетия установлены мировые тенденции в образовании. Во-первых, в течение сорока последних лет наблюдался феноменальный рост числа студентов с 13 млн. человек в 1960 до 82 млн. в 1995 г. Такие темпы роста позволяют прогнозировать рост числа студентов в 2010 г. до величины порядка 120 млн., а в 2020 г. до 130-140 млн. человек, что может привести практически к удвоению всей материально-технической инфраструктуры системы высшего образования и расходов на ее содержание. Во-вторых, процессы глобализации и унификации, происходящие во всех сферах, развитие мощных средств телекоммуникаций привели к беспрецедентной открытости и вариативности образования. В-третьих, за последние двадцать лет во всех регионах мира, за исключением стран, входивших в состав социалистического лагеря, наблюдался существенный рост расходов государств на образование.

    Кроме отмеченных тенденций, происходит рост миграции научных работников в развитые страны, расслоение единства науки и образования, расширение влияния многоуровневой англосаксонской системы образования и появление глобальных образовательных мегасистем. И хотя Россия относится к числу стран, имеющих глобальную образовательную систему, ее влияние на мировое образование отстает от влияния США в 7 раз.

    Ответной реакцией государственных вузов на проявившиеся негативные тенденции стал поиск своего места в рамках госбюджетного финансирования и на рынке образовательных услуг.

    Сегодня отечественное высшее образование характеризуется системой знаний, практических умений и навыков, личностных качеств, которые обеспечивают возможность решать профессиональные задачи на уровне достижений научно-технического и социального прогресса.

    В эпоху экономики знаний неуклонно повышается роль высшей школы в обеспечении устойчивого формирования и эффективного использования научно-технического и инновационного потенциала России. В соответствии с «Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы» основные задачи сферы образования заключаются «в создании условий для повышения конкурентоспособности личности, развитии инновационной сферы, … формировании трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страны».

    Решение поставленных задач требует наличия в высшей школе России высококвалифицированных кадров, способных обеспечивать развитие научно-технического потенциала и на этой основе осуществлять обновление содержания образования, а также разработку современных образовательных технологий. Однако существенные социально-экономические преобразования, происходившие в стране в течение длительного времени, повлекли за собой появление проблем кадрового обеспечения сферы высшего образования, в том числе и ее научного сектора. Недостаточное материально-техническое обеспечение научной деятельности и низкая оплата труда разработчиков научно-технической продукции привели к возникновению значительных возрастных диспропорций в составе научно-педагогических кадров, дефициту преподавательских кадров необходимой квалификации, ослаблению интереса молодежи к научной деятельности, а также появлению угрозы нарушения преемственности поколений в научно-педагогических коллективах. Отдельные решения, принимаемые на государственном уровне, пока не смогли преодолеть тенденции снижения социального статуса научного работника, престижа профессии преподавателя высшей школы и, как показывает практика, оказываются недостаточно эффективными для обеспечения сохранения и развития кадрового потенциала высшей школы и ее научного сектора.

    Вместе с тем, необходимость поддержания конкурентоспособности вузов на мировом рынке образовательных услуг требует от высших учебных заведений повышения эффективности принимаемых решений в области воспроизводства научно-педагогических кадров. В этой связи возникает необходимость поиска эффективных внутривузовских механизмов управления формированием и использованием кадрового потенциала сектора науки вуза, разработки научно-обоснованных направлений и конкретных рекомендаций, адекватных современным условиям функционирования высшей школы России[1].

    Вопросы поставленные в данном реферате исследуются в работах таких отечественных ученых, как В.В. Балашов, Е.Н. Геворкян, Л.М. Гохберг, И.Г. Дежина, Е.Н. Жильцов, Е.В. Калинкин, Г.Ф. Красноженова, Л.Э. Миндели, Л.И. Романкова, В.А. Садовничий, М.Н. Стриханов, В.Е. Шукшунов, вопросы теории организации и управления – в работах Э.М. Короткова, Г.Р. Латфуллина, М.Л. Разу. Вопросы экономики знаний – в работах Б.З. Мильнера, В.Л. Макарова и др.

    Работы перечисленных авторов имеют большое значение для анализа конкретных условий формирования и использования научно-технического потенциала вузов, тем не менее, в литературе недостаточно внимания уделено вопросам стимулирования научной деятельности в высших учебных заведениях за счет использования внутривузовских механизмов управления научной деятельностью при ограниченном бюджетном финансировании системы высшего профессионального образования. Отсутствие достаточных стимулов для работы в вузовском секторе науки ухудшает возможности привлечения профессорско-преподавательского состава, докторантов, аспирантов и студентов к проведению научных исследований по заказам реального сектора экономики, что оказывает негативное влияние на процесс генерации и распространения новых знаний, ставит под угрозу устойчивость воспроизводства научно-педагогических кадров.

    Основной целью данной работы является характеристика проблем научно-технического потенциала высшей школы и путей их решения.




            1. Общая характеристика научно-технического потенциала

                                                     высшей школы


    В широком смысле учебно-научный комплекс высшей школы должен решить следующие основные задачи:

    - Сформировать заинтересованный и подготовленный контингент студентов, оставаясь открытой и доступной системой.

    - Обеспечить качественное образование, основанное на эвристических принципах и интеграции с современными научными исследованиями.

    - Обеспечить лабораторно-информационную базу образования и проведения научных исследований.

    - Сформировать систему воспроизводства кадрового потенциала комплекса.

    - Обеспечить приемлемые траектории трудоустройства основной части обучающихся студентов, аспирантов, докторантов.

    Даже беглый взгляд на перечисленные задачи позволяет убедиться, что традиционная система организации образования не в полной мере реализует их решение.

    Определенного рода отражением мировых тенденций в системе образования является формирование разветвленной системы открытого образования. Упрощенно, система открытого образования – это получение тех знаний в сфере образования, которые нужны конкретному участнику процесса образования без возрастных, вступительных, временных и иных нормативно установленных ограничений, как правило, на основе дистанционного обучения с использованием средств телекоммуникаций. Такой опыт уже получил широкое распространение в США и Германии и принес новые значительные инвестиции в сферу образования. Сегодня уже сотни западных университетов ведут часть процесса образования через Интернет. Формально в системе российского образования нет структуры, которая бы имела прямую задачу обеспечения системы открытого образования. Косвенно необходимость формирования такой системы возникает как отражение потребности обеспечения работы филиалов, число которых выросло в последние годы как по экономическим причинам, так и по причинам противодействия некачественному негосударственному образованию.

    Сектора науки при формировании экономики, основанной на знаниях, и решении задач инновационного развития страны. Единство науки и образования, свойственное российской высшей школе, позволяет реализовывать функции получения новых знаний о природе и обществе посредством проведения фундаментальных и прикладных научных исследований и распространять их результаты в процессе подготовки квалифицированных кадров, внедрять разработанные в секторе науки высшей школы новые технологии, технику и инновации в организациях и на предприятиях. Другими словами, наряду с академическим и отраслевым секторами науки вузовский сектор обладает большими возможностями, поскольку в нем, с одной стороны, разрабатывается научно-техническая продукция, создаются инновационные разработки, с другой, осуществляется подготовка квалифицированных специалистов, способных внедрять эти и другие новейшие научно-технические достижения во все сферы хозяйственной деятельности.

    Вузовский сектор науки обладает значительным научным потенциалом. По официальным данным, опубликованным в последнее время, численность исследователей в секторе высшего образования составляла 70844 чел. (в эквиваленте полной занятости с учетом фактических затрат времени совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера), что на 16% больше численности исследователей Российской академии наук (61161 чел.). Научно-педагогические коллективы вузов участвуют в реализации федеральных целевых, ведомственных и региональных научно-технических программ, проводят исследования по заказам реального сектора экономики. Внутренние затраты на исследования и разработки в секторе высшего образования с 2001 г. возросли в 5 раз и составили в 2006 году почти 10700 млн. руб., что свидетельствует о положительной тенденции развития научной деятельности в высшей школе[2]. Однако доля объема научных исследований высшей школы в общем объеме НИР, выполняемых всеми секторами науки (государственным, частным бесприбыльным, предпринимательским и высшего образования), составляет всего 5,5%, что свидетельствует о сравнительно низком уровне финансового обеспечения научно-исследовательской деятельности вузов.

    На основе обобщения целей и задач государственных законодательных актов и нормативных документов, регламентирующих деятельность сферы науки и высшего образования, можно говорить о следующих основных этапах трансформации институциональных условий функционирования вузовского сектора науки в условиях становления рыночной экономики.

    1987-1990 годы – введение хозрасчетных методов управления научно-исследовательской деятельностью, усиление конкуренции со стороны новых организационных форм в секторе науки – малых предприятий, кооперативов, центров НТТМ и т.п.

    1991-1995 годы – резкое снижение объемов государственного финансирования науки и падение спроса предприятий и организаций на научно-технические разработки, резкий отток квалифицированных кадров из сектора науки в другие сферы деятельности, а также за рубеж, начало формирования государственной политики, направленной на сохранение научно-технического потенциала России в условиях кризиса.

    1996-1999 годы – провозглашение государственных гарантий по финансированию науки в размере 4% от расходов федерального бюджета, введение государственного заказа на выполнение научно-технических разработок и контрактной системы найма научных работников, формирование основ поддержки молодых российских ученых и ведущих научных школ России.

    2000-2003 годы – тенденция увеличения объемов государственного финансирования науки при несоблюдении государственных обязательств по финансированию науки в размере 4% от расходов федерального бюджета, развитие форм и видов государственной поддержки молодых ученых и студентов, введение в число показателей государственной аккредитации и аттестации вузов нормативов по объемам НИР, выполняемых по заказам сторонних организаций.

    2004 год – по настоящее время – формирование равных возможностей участия в конкурсах на получение государственного финансирования научных исследований для вузов разных организационно-правовых форм; повышение интереса бизнес-структур к научно-техническим разработкам[3].

    В разрезе выделенных этапов функционирования  вузовского сектора науки можно говорить о следующих основных проблемных областях: финансовую, кадровую и материально-техническую. При этом проблемы воспроизводства научно-педагогических кадров высшей школы, возникшие в период перехода к рыночной экономике, остаются актуальными и в настоящее время. Предпосылки возникновения проблем кадрового обеспечения научно-исследовательской деятельности вузов, свойственных также другим секторам науки, были обусловлены не только социально-экономической ситуацией в стране, но и недостаточной адекватностью, своевременностью и системностью применяемых методов управления вузовским сектором науки в условиях рыночной экономики.

    Особое внимание следует обратить на тот факт, что решение проблем воспроизводства научно-педагогических кадров в значительной мере определяется эффективностью функционирования механизмов управления научной деятельностью, формируемых и используемых вузом.

    По нашему мнению, ключевым вопросом при решении задач воспроизводства кадрового потенциала сектора науки в вузе является вопрос «Какими знаниями должны обладать административные и научно-педагогические кадры вуза для развития его научного потенциала и поддержания конкурентоспособности в современных условиях?». Для административного персонала это, прежде всего, знания, связанные с формированием и реализацией стратегии развития вуза. Центральным звеном здесь является выбор основных направлений научной деятельности вуза, определение приоритетных направлений научных исследований, способствующих развитию существующих или (и) формированию новых конкурентных преимуществ, от уровня использования которых зависит будущее многих трудовых коллективов высших учебных заведений. Кроме того, это знания о механизмах и тенденциях развития кадрового потенциала вуза, принимаемых решениях в этой области и их результативности и т.п. Для научно-педагогических кадров, на наш взгляд, это новые знания, получаемые в процессе проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, выполняемых по заданиям профильных министерств и ведомств, а также предприятий и организаций реального сектора экономики. Эти знания «подпитывают» как учебный процесс, так и обеспечивают авторитет научно-педагогических школ и, в конечном итоге влияют на ресурсное обеспечение вуза.

    Для устранения вышеуказанных проблем крайне важно оптимизация управления воспроизводством кадрового потенциала сектора науки высшего учебного заведения, под которым мы понимаем комплекс целенаправленных действий субъектов управления научно-исследовательской деятельностью по привлечению, отбору, подготовке, закреплению и повышению профессиональной компетенции научно-педагогических кадров в вузе на основе поддержания непрерывности и устойчивости процесса получения и распространения новых знаний.

    Кадровый потенциал сектора науки вуза представляет собой совокупность реализованных (выявленных в процессе научно-исследовательской деятельности) и скрытых способностей и возможностей профессорско-преподавательского персонала, научных работников, докторантов, аспирантов и студентов получать новые знания на основе проведения научных исследований по актуальным научно-практическим проблемам. Воспроизводство кадрового потенциала сектора науки вузов не может осуществляться изолированно, оно происходит в реальных социально-экономических условиях. С одной стороны, экономический рост и высокий уровень научно-технического развития страны способствуют увеличению материальных благ и культурных ценностей, создают предпосылки для улучшения ресурсного обеспечения науки, что благоприятно влияет на воспроизводство ее кадрового потенциала. Отсутствие экономического роста, спад производства приводят к таким негативным последствиям, как снижение заработной платы, свертывание социальных программ, ухудшение ресурсного обеспечения науки. С другой стороны, кадровый потенциал сектора науки как важная часть трудовых ресурсов становится в современных условиях одним из основных факторов экономического роста и научно-технического развития страны, в связи с этим приобретает особое значение не только обеспечение непрерывности и устойчивости формирования кадрового потенциала сектора науки, но и его эффективное использование.

    Управление воспроизводством кадрового потенциала сектора науки в вузах предполагает определение субъектов управления на федеральном, региональном и вузовском уровнях управления научной деятельностью. При этом следует отметить возрастающую роль государственно-частного партнерства в решении проблем воспроизводства кадрового потенциала сектора науки вузов.

    Воспроизводство кадрового потенциала любой организации может происходить за счет внутренних и внешних источников, его отличительной особенностью в высшей школе является то, что он воспроизводится большей частью в ее же границах, так как высшая школа призвана осуществлять подготовку кадров для всех сфер хозяйственной деятельности. В связи с этим основной упор при воспроизводстве кадрового потенциала сектора науки вузов целесообразно делать на привлечение талантливой молодежи, имеющей определенный опыт работы в научных коллективах, а также создание условий для её закрепления и профессиональной карьеры на кафедрах и в научных подразделениях.

    Несмотря на увеличение фактических расходов федерального бюджета на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, по мнению многих ученых и специалистов, научная деятельность в современной России финансируется не в полной мере и государство не выполняет свои обязательства в части соблюдения 4% норматива выделения средств на науку от расходной части федерального бюджета, установленного Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике. Так, доля расходов федерального бюджета на науку в процентах к расходам бюджета в 1998-2004 гг. находилась в пределах 1,32%-1,76%. Доля внутренних затрат на исследования и разработки в процентах к ВВП в России в 2000-2008 гг. составляла от 1,05 до 1,36%. Для сравнения аналогичный показатель в 2007 г. в Германии составил 2,55%, США – 2,60%, Японии – 3,15%, Финляндии – 3,49%, Швеции – 3,98%.[4]

    В настоящее время существуют два основных источника финансирования вузовского сектора науки: государственные бюджеты различных уровней и внебюджетные источники. Значительную часть бюджетного финансирования научной деятельности государственных вузов осуществляет Федеральное агентство по образованию и Федеральное агентство по науке.

             Но, как представляется, главным для развития научно-технического потенциала высшей школы является повсеместное создание  учебно-научных комплексов, более подробно которые мы рассмотрим ниже.

     

                   2. Проблемы создания учебно-научных комплексов

             

           2.1. Причины и необходимость создания учебно-научного комплекса


    На современном этапе в России определенным образом решаются проблемы комплексного формирования и развития науки и образования, вместе с тем не используется механизм системного воздействия через создание интегрированных региональных научно-образовательных комплексов.

    Разработка конкретной модели и ее организационно-правовое оформление комплексов требуют решения вопросов определения головной организации и соисполнителей, от состава которых будет зависеть тип модели интеграции, решаемые проблемы, выбор организационно-правовой формы взаимодействия, структур, формируемых в составе нового образования, распределение ответственности всех участников при решении вопросов штатного расписания, оснащения инвентарем и оборудованием, финансирования по каждому участнику с помощью взаимосвязанной системы юридических документов и нормативных документов, отчетности и т. д.

    Модель учебно-научного центра как ассоциации юридических лиц соответствует задачам создания эффективного интеграционного механизма, обеспечивающего проведение региональной политики. С целью практической реализации задач образования и обеспечения проведения совместных исследований и обучения студентов, аспирантов и докторантов намечается вхождение в состав Учебно-научных комплексов учреждений общего образования высших учебных заведений и других учреждений и организаций научного и учебного профиля.

    Переход системы образования на качественно новый уровень предусматривает создание структур, адекватно отражающих изменения в подходах к функционированию всей системы образования и ее интеграции с научными подразделениями и другими организациями.

    В стране функционируют следующие структуры, имеющие значение для науки и образования[5]:

    • Региональные центры высшей школы;
    • Региональные учебно-методические центры;
    • Региональные центры качества подготовки специалистов;
    • Центры стандартизации и сертификации;
    • Центры довузовской подготовки;
    • Краевые заочные естественно-научные школы;
    • Краевые летние школы;
    • Межвузовские центры международного сотрудничества;
    • Межвузовские центры информатизации высшей школы;
    • Центры дополнительного образования.

    Выбранный путь ассоциативного взаимодействия научных организаций, образовательных учреждений, учреждений культуры и других структур способствует консолидации усилий всех участников учебно-научных комплексов. Отсутствие в стране нормативно-правовой базы для формирования ассоциаций, включающих учреждения и организации федерального, регионального и муниципального уровней, корпоративные и другие структуры, ограничивает степень свободы для принятия законодательно обоснованных управленческих решений, принятия уставных документов и заключения договоров в рамках комплекса.

    Центры в виде устойчивой и работоспособной структуры должны эффективно выполнять задачи развития совместных научных исследований в области развития культуры и совершенствования образовательного процесса с привлечением высококвалифицированных научных кадров.  Следующая форма взаимодействия может осуществляться в рамках программы интеграции академической и вузовской науки. Должно происходить усиление послевузовского образования в форме аспирантуры, соискательства, второго высшего образования, специальных программ ускоренной подготовки взрослого населения. С целью создания благоприятных условий для развития научного и образовательного потенциала, в том числе для подготовки высококвалифицированных кадров для научной и преподавательской деятельности предусматривается включение в состав учебно-научных комплексов на ассоциативной основе научного центра и научно-исследовательских институтов[6].

    Указанная модель учебно-научных комплексов соответствует задачам создания эффективного интеграционного механизма, обеспечивающего проведение региональной научно-технической, инновационной и образовательной политики в стране.

     

                      2.2. Нормативно-правовые основы деятельности комплекса


    Так как учебно-научный комплекс, прежде всего, является учреждением образовательным, необходимо его соответствие российскому законодательству об образовании, в соответствии с которым:

    1. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

    Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.

    2. Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ.

    Образовательное учреждение имеет следующие права и обязанности[7]:

    1. Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательноro процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.

    2. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

    1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

    2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;

    3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;

    4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

    5) иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

    Также важную часть нормативно-правовых основ деятельности образовательного учреждения составляет его устав.

    Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается им самостоятельно и утверждается его учредителем.

    При необходимости регламентации сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения.

    Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу.

     

                           3. Основные направления развития образования


    На всех этапах общественного развития среднее профессиональное образование было неотъемлемой частью единой системы образования.

    Что же представляет собой современное профессиональное образование? По Международной стандартной классификации образования ЮНЕСКО – это  уровень третичного образования, послесреднее образование, направленное на подготовку практико-ориентированных специалистов. Статистика свидетельствует о том, что этот уровень образования имеет 23% населения России, в экономике и социальной сфере занято более 21 миллиона выпускников специальных учебных заведений (33% от общей численности занятых)[8].

    Структурная перестройка экономики, перспективы развития ее отраслей, направлений социальной сферы не может не отразиться и на требованиях к подготовке специалистов: на первое место ставится компетентность, технологическая культура, качество труда. Появилась острая потребность в подготовке специалистов для социальной сферы, налогово-бюджетных организаций и учреждений, страхового рынка, управления персоналом; для непосредственного управления сложными техническими, технологическими и информационными системами. Растет социальная значимость высшего образования, которое должно обеспечивать не только подготовку специалистов, но и повышать образовательный уровень молодежи, способствовать самовоспитанию, самоопределению, нравственному самосовершенствованию, освоению социального опыта. Важной составляющей образования являются интеграционные процессы, осуществляемые в различных формах и направленные на более рациональное построение многоуровневого, многоступенчатого образования, более эффективное использование трудовых, материальных и информационных ресурсов.

    Вышеуказанные аспекты развития профессионального образования позволяют сформировать образовательные комплексы, различные по составу участников, направленности и объему функций, используемым организационным структурам. Это повысит динамизм и адаптационные возможности системы подготовки специалистов, увеличивает доступность получения научно-ориентированного образования различных уровней и, в частности, обеспечивает взаимодействие среднего и высшего профессионального образования.

    Многоуровневый образовательный процесс направлен на адаптацию обучающихся к условиям образования в учреждении более высокого научного уровня, формирует и поддерживает интерес к обучению, потребность в новых знаниях у обучающихся с целью последующего изменения всей мотивационной сферы при подготовке к решению профессиональных задач. Возможности развития профессионально-научного образования в значительной степени определяются кадровым потенциалом. Особенно это касается педагогических кадров, так как педагог сегодня не только воплощает образовательную программу, но и непосредственно участвует в формировании содержания образования, его обновлении. Именно он формирует будущего специалиста и как конкурентоспособного специалиста, и как личность, способную к саморазвитию. Важным инструментом модернизации системы высшего образования является система методической поддержки, повышения квалификации, переподготовки кадров.


                                                      Заключение


    Модернизация системы образования вызывает пристальное общественное внимание и дискуссии в прессе, в обществе и в профессиональной среде. При этом высказываются самые разные мнения о содержании и последовательности мероприятий по модернизации – от категорического неприятия необходимости модернизации до практически безусловного одобрения предложенного комплекса мероприятий.

    Опубликованные документы и информационные материалы по модернизации образования в основной массе отражают «оперативные и тактические» аспекты модернизации, при этом «стратегические» аспекты прописаны либо недостаточно подробно, либо представлены фрагментарно, при этом образовательная политика практически не сформулирована. Особенность положения органов управления образованием состоит в том, что они, с одной стороны, по определению являются элементом системы образования и поэтому включены в отношения между всеми элементами, определяя наряду с другими состояние системы. С другой стороны, органы управления и, в особенности, Минобразование России могут рассматриваться в качестве так называемых «наблюдателей», рассматривающих систему образования как объект, анализирующих состояние этого объекта и вводящих изменения, влияющие на состояние системы.

    Анализ приведенных выше и связанных с ними проблем и вопросов позволяет определить совокупность требований к «идеальной» системе образования, с учетом специфики российской системы, и, далее, сформулировать совокупность задач системы управления образованием, учитывая научно-технический потенциал высшей школы. Кадровая политика в связи с этим должна строиться на основе создания банка данных о научно-педагогическом потенциале высшей школы; проведении анализа состояния и динамики изменения кадрового состава в соответствии с социальными и экономическими потребностями регионов; прогнозировании развития интеллектуального потенциала высшей школы; координации научных разработок в области кадровой политики.


                                   Список использованной литературы


    1. Закон «Об образовании» от 10.07.92 (с изменениями и дополнениями) № 3266-I.//СИС «Гарант».

    2. Борисов И.И., Запрягаев С.А.Университетские комплексы и университетское образование // Университетское управление, 2001. -  № 3.

    3. Качак В.В. Организационно-экономические основы управления научно-техническим потенциалом высшей школы. - М, 2001.

    4. Куклин В.Ж., Беляков С.А.Системные аспекты образовательной политики и управления образованием // Университетское управление, 2003. - № 3.

    5. Малюгина И.В. Управление воспроизводством кадрового потенциала сектора науки в высших учебных заведениях России. – М., 2008.

    6. Проворов А.С., Шадрин А.И. Интеграционные процессы в науке и высшем профессиональном образовании // Университетское управление, 2007. - № 5-6.

    7. Прокопьев В.П. К вопросу создания университетских комплексов // Университетское управление, 2003. - № 2.

    8. Эйдельнант Л. От рождения до профессионального становления. Вариант учебно-научных комплексов // Директор школы, 2001. - № 4.



    [1] Качак В.В. Организационно-экономические основы управления научно-техническим потенциалом высшей школы. - М, 2001. – С. 42.


    [2] Малюгина И.В. Управление воспроизводством кадрового потенциала сектора науки в высших учебных заведениях России. – М., 2006. – С. 4.


    [3] Малюгина И.В. Управление воспроизводством кадрового потенциала сектора науки в высших учебных заведениях России. – М., 2006. – С. 5


    [4] Малюгина И.В. Управление воспроизводством кадрового потенциала сектора науки в высших учебных заведениях России. – М., 2008. – С. 8.

    [5] Борисов И.И., Запрягаев С.А.Университетские комплексы и университетское образование // Университетское управление, 2001. -  № 3.


    [6] Эйдельнант Л. От рождения до профессионального становления. Вариант учебно-научного комплекса // Директор школы, 2001. - № 4.


    [7] Прокопьев В.П. К вопросу создания университетских комплексов // Университетское управление, 2003. - № 2.


    [8] Проворов А.С., Шадрин А.И. Интеграционные процессы в науке и высшем профессиональном образовании // Университетское управление, 2007. - № 5-6.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Научно-технический потенциал высшей школы ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.