Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Организация бизнеса в интернете

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Организация бизнеса в интернете
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:40:24
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

                                               СОДЕРЖАНИЕ



    Введение……………………………………………………………………….3

    1. Характеристика предпринимательской деятельности……………………5

    2. Предпринимательская деятельность в Интернете………………………..7

    Выводы……………………………………………………………………….17

    Литература……………………………………………………………………23




































                                                     Введение


    Вопросы становления и разви­тия отечественного интернет-бизнеса относятся к числу сложных социально-экономических и правовых проблем. Они привлекают в последние годы повышенное внимание экономистов, правоведов, социологов и других представителей различных областей экономико-правовых знаний, а также руководителей предприятий, менеджеров и аналитиков. И это не случайно, не кратковременная дань моде. Громадные преобразования в российском обществе значительным образом трансформировали его облик, особенно в сфере высоких технологий. Существующие на сегодняшний день миллионов ком­пьютеров объединены в различные информационно-вычислительные сети от малых локальных сетей в офисах до глобальных сетей типа Интернет. Всемирная тенденция к объ­единению компьютеров в сети обусловлена рядом важных причин, таких как ускорение пе­редачи ин­формационных сообщений, возможность быстрого обмена информацией между пользователями, получение и передача сообщений, не отходя от рабочего места, возможность мгновенного получения любой информации из лю­бой точки земного шара, а так же об­мен информацией между компьютерами разных фирм, ра­бо­тающих под разным программным обеспечением.

    Создание и развитие Интернет расценивается как гигантский скачок из эры традиционных технологий в эру технологий, реализуемых в режиме реального времени. Интернет в наши дни - это целая индустрия, быстро проникающая во все области человеческой деятельности.

    Огромное количество компаний во всем мире видят в Интернет большой коммерческий потенциал и возможность перевода своего бизнеса на качественно новый уровень.

    Широкое внедрение новых информационных и коммуникационных технологий (в первую очередь, интернет-технологий, корпоративных баз данных, экспертных систем) обуславливает формирование и сегментация единого мирового рынка; изменение психологии потребителей и производителей, заметное сближение их интересов, влечет за собой переход в деятельности компаний к стратегиям, ориентированным на наиболее полное удовлетворение потребностей клиентов; резкое обострение конкуренции между производителями; формирование новых требований к качеству продукции - создание продуктов нового поколения. Становление «электронно-прозрачного» мирового рынка (когда можно получить практически мгновенный доступ к информации о любых товарах и услугах) вызывает резкий рост конкуренции между производителями (поставщиками товаров и услуг). В результате у компаний кардинально меняется роль и образ клиента. Информационное общество рождает новый, совершенно иной тип потребителя, связанного интерактивными отношениями с поставщиками продукции. По мере того, как интенсивность взаимодействия предприятий с клиентами возрастает, товары и услуги становятся заказными. Их качество, а, следовательно, и прибавочная стоимость в бизнесе создается совместно в диалоге заказчика с производителем. Отныне уровень качества определяется степенью соответствия характеристик товара тому набору требований, который предъявляет потребитель. В то же время, развитие Интернет-технологий и баз данных способствует сбору и систематизации данных о клиентах и построению их типовых профилей. Развивается концепция менеджмента нового поколения, предполагающая интеграцию предприятий благодаря сетям, объединяющим специалистов. Сетевые организации функционируют на основе корпоративных знаний и становятся обучающимися, причем их персонал наделяется все большей самостоятельностью и ответственностью за принимаемые решения. В основе взаимодействия компании с заказчиками появляется  понятие «виртуальный продукт», приближающееся к понятию «услуга». Все это стимулирует инновации не только в сфере продуктов и услуг, но и в сфере самих процессов производства и организационных структур предприятия.

             Указанные аспекты и обуславливают актуальность темы нашей работы.




                     1. Характеристика предпринимательской деятельности

    На сегодняшний день в мире не существует общепринято­го определения предпринимательства. Например, Р. Хизрич определяет «предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя - как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансо­вый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым»[1]. В зарубежной литературе дается множество и других определе­ний, характеризующих предпринимательство и предпринимате­ля с экономической, политэкономической, психологической, управленческой и других точек зрения.

    Например, А. Хоскинг утверждает: «Инди­видуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаг­раждением является полученная в результате предпринима­тельской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, ко­торое он испытывает от занятия свободным предприниматель­ством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия»[2].

    Ни за рубежом, ни у нас пока еще не создана общеприня­тая экономическая теория предпринимательства, хотя потреб­ность в такой теории давно уже стала весьма насущной. 

    Как известно, предпринимательство как особая форма экономической ак­тивности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. Конечно, каждый из видов предпринимательства - государственное и част­ное предпринимательство - имеет свои отличительные при­знаки, но основные принципы их осуществления во многом сов­падают. И в том и в другом случае осуществление такой дея­тельности предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибы­ли. Схожей является и типология обоих видов предпринима­тельства.

    Предпринимательство как форма инициативной дея­тельности, направленной на извлечение прибыли (предприни­мательского дохода), предполагает:

    1) осуществление непосредственных производитель­ных функций, т.е. производство товара (продукта) или оказание услуги (например, машиностроительная фирма, ту­ристская компания, инжиниринговая фирма или конструк­торское бюро);

    2) осуществление посреднических функций, т.е. оказа­ние услуг, связанных с продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем (общественно приемлемом) виде от непосредственного производителя такого товара его потре­бителю[3].

    Но, как представляется, общественное понимание проблемы сводится к тому, что, с одной стороны, приоритетное значение имеет первый тип предпринимательской деятельности, поскольку общественное богатство (как обобщенный итог уровня и качества жизни каж­дого члена общества) зависит от состояния дел именно в сфере материального производства, научно-технических и сервисных услуг. С другой стороны, такое общественное отношение к это­му типу предпринимательства на практике не носит действи­тельно приоритетного характера - общество способствует раз­витию и второго типа предпринимательской деятельности, т.е. посредничества. Прежде всего, потому, что уровень и качество жизни, удобство и комфорт каждого члена общества в немалой степени зависят от уровня развития в обществе посред­нической сферы (удобная для покупателя организация торгов­ли, реклама, доставка товаров на дом, заказ товара по почте, телефону и т.д.); то же самое относится и к потребителям това­ров производственного назначения.

    Предпринимательская деятельность, связанная с непо­средственным производством товаров, может носить:

    - традиционалистский характер (традиционалистское предпринимательство);

    - инновационный характер (инновационная предпринима­тельская деятельность, инновационное предпринимательство).

    Рассмотрев, таким образом, в общих чертах сущность предпринимательской деятельности в целом, можно сказать, что и предпринимательской деятельности в Интернете свойственны, как представляется, те же характеристики и функции, только реализуемые через и посредством электронных «механизмов».  


                 2. Предпринимательская деятельность в Интернете


    В литературе существует точка зрения, что предпринимательскую деятельность в Интернете можно рассматривать в широком смысле слова, как электронную экономическую деятельность, которая представляет собой совокупность направленных на перераспределение товаров (работ, услуг) процессов, формирующихся в ходе предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, а также процессов, которые обеспечивают такое перераспределение и формирующихся в ходе деятельности хозяйствующих субъектов, тесно связанных с обеспечением предпринимательской деятельности. При этом в качестве экономического инструмента названных процессов выступает глобальная компьютерная сеть Интернет[4].

    Таким образом, под электронной экономической деятельностью (экономической деятельностью, осуществляемой в электронной форме с использованием глобальной компьютерной сети Интернет) можно понимать предпринимательскую деятельность, осуществляемую в принципиально новой электронной форме - с использованием современных коммуникационных средств в информационной среде глобальной сети Интернет.

    Однако наиболее распространенным понятием для характеристики предпринимательской деятельности в Интернете, встречающемся в литературе, являются термины электронная коммерция (применяется наиболее «масштабно») и электронный бизнес.

    Среди исследователей нет единого мнения относительно того, какие области человеческой деятельности следует включать в понятие электронная коммерция - от англ. electronic commerce, e-commerce, EC (коммерческая  деятельность в сети Интернет или Интернет-коммерция).

    В современной экономической литературе часто используется определение электронной коммерции, данное на Конференции ООН по торговле и развитию (United Nations Conference on Trade and Development, ранее United Nations Committee on Trade and Development (UNCTAD): это - «все формы сделок, связанные с коммерческой деятельностью организаций и физических лиц, которые основаны на обработке и передаче цифровой информации, включая тексты, звуки и визуальные данные»[5].

    Эксперты ООН используют следующее определение электронной коммерции. Основные этапы любой коммерческой сделки - это поиск информации, заключение контракта, поставка товара или услуги и платеж. Если любые два из этих четырех этапов выполняются в онлайне, такая сделка считается электронной коммерцией[6].

    Понятие электронная коммерция сформулирована и в ряде типовых международных актах. В Типовом законе «Об электронной коммерции» («Model Law on Electronic Commerce») указывается, что данный термин следует толковать широко, с тем, чтобы он охватывал вопросы,   вытекающие   из  всех  отношений  торгового характера, как договорных, так и не договорных[7]. Электронная коммерция, согласно данного закона, не должна ограничиваться лишь рамками купли-продажи, поскольку охватывает целый ряд коммерческих гражданско-правовых сделок, заключаемых с помощью электронных средств через Интернет или через электронные сети.

    Можно отметить шесть признаков коммерции: факт совершения операции, распространение права собственности на продаваемые или покупаемые активы, частота совершения однородных операций, работа с активом, проделанная с целью сделать его продаваемым, обстоятельства реализации актива и наличие стремления получить прибыль[8].

    Международные организации используют собственные трактовки. Так, например, в ВТО под электронной коммерцией понимается производство, реклама, продажа и распространение товаров посредством телекоммуникационных сетей, в материалах стран "восьмерки" она определяется просто как использование электронных средств (телефона, факса, телевизора, Интернет и т.д.) для осуществления коммерческих сделок[9].

    В литературе также нет определенной ясности в терминологии электронной коммерции. Понятия «электронная коммерция»,  «электронная торговля» и «Интернет-коммерция» зачастую используются как тождественные[10].

    По мнению С.Н. Смирнова, в отношении интернет-коммерции данный подход не может быть применим, так как именно способ ее осуществления – в сети Интернет,  приобретает определенную специфику, которая не может быть обнаружена при передаче информации по традиционным видам связи (телекс, телефакс). Сужение предметной области электронной коммерции до рамок Интернет-коммерции, допускаемое некоторыми авторами, не является оправданным в силу того, что электронная коммерция может осуществляться и посредством сети связанных между собой компьютеров, не подключенных к Интернету[11].    

    Глобальная сеть Интернет также является дополнительным способом осуществления электронной коммерции. Между тем особенности ее функционирования не позволяют ограничиться лишь коммуникационными возможностями присущими иным электронным средствам, таким как  факс,  телекс, телефон и т.п., используемых для ведения коммерческой деятельности. Сеть Интернет не только заключает в себе функциональные характеристики существующих средств, но и представляет собой новую среду реализации коммерческих операций, которые осуществляются путем передачи данных. Практическое  использование передачи данных в сети Интернет не ограничивается только заключением договоров и может охватывать замкнутый цикл коммерческих операций, включающих заказ товара (услуги), проведение платежей, оказание услуг, доставку цифрового товара, представляющего собой цифровые данные[12].

    Таким образом, технические особенности сети Интернет позволяют осуществлять все этапы коммерческих отношений: заключение, исполнение сделки  и т.п. непосредственно в данной сети. При этом  частноправовая природа коммерческих операций не меняется, поскольку их сущность составляют экономические процессы рыночного обмена и распределения материальных благ, опосредуемые гражданско-правовыми сделками. Специфика сети Интернет отражается на отдельных аспектах заключения и исполнения сделок, способах индивидуализации сторон, способах платежа, форме сделки и т.п., что требует соответствующего нормативного регулирования. Кроме того, выделение коммерческих операций в сети Интернет из сферы «электронной коммерции» обусловлено определенными технологическими характеристиками сети, одной из особенностей которой является глобальный характер и отсутствие географических границ. Данные признаки обусловливают возможность выхода на международные рынки, которая, в свою очередь, диктует необходимость решения вопроса, в каких случаях сделки в сети будут носить международный  характер. Что касается понятия электронный бизнес, то в настоящее время данный термин также не имеет четкого и общепризнанного определения. Например, А. Семыкин представляет электронный бизнес как любую транзакцию, совершённую посредством функциональности информационной системы, по завершении которой происходит передача права собственности или права пользования реальным продуктом или услугой[13]
    .

    А.Н. Маков под электронным бизнесом понимает любую деловую активность, использующую возможности глобальных информационных сетей для преобразования внутренних и внешних связей с целью создания прибыли[14].

    А. Рогозин          считает, что электронный бизнес - это все формы деловой активности, при которых технологии и коммуникационные сети используются для преобразования бизнес-процессов с целью повышения эффективности и прибыльности предприятия[15].

    В.А. Лукоянов соглашается с позицией US Dept. Of Commerce, что электронный бизнес (e-business) охватывает все бизнес процессы, совершаемые деловой организацией посредством сети Интернет. Примерами бизнес-процессов, считает автор, являются коммерция, маркетинг, финансовый анализ, платежи, прием на работу, поддержка клиентов и партнеров, и др. Одним из значимых электронных бизнес процессов является электронная коммерция[16].

    Говоря об электронном бизнесе и электронной коммерции, логично выяснить, как они характеризуются в электронных словарях.

    Например, Wyatis.com «считает», что электронная коммерция – это покупка/продажа товаров и услуг посредством Интернета. На практике этот термин и более новый термин «электронный бизнес» часто взаимозаменяемы.

    Электронный бизнес – это производный термин от терминов "электронная почта" и "электронная коммерция", обозначающий ведение бизнеса посредством Интернета, причем это не только покупка/продажа, но и обслуживание клиентов, и взаимодействие с бизнес-партнерами.

    Единственный, заслуживающий внимания вывод – то, что оба термина "часто взаимозаменяемы". Словарь по информационным технологиям и телекоммуникациям, подготовленный Gartner Group, дает следующие определения:

    Электронная коммерция - использование коммуникационных технологий для передачи бизнес-информации и ведения бизнеса. Интернет-коммерция – это тоже электронная коммерция, но только одна из нескольких развитых форм электронной коммерции, в которой для связи предприятий используются технологии, интегрированные приложения и бизнес-процессы.

    Электронный бизнес - любая базирующаяся на средствах Интернета бизнес-деятельность, преобразующая внутренние и внешние взаимоотношения для создания новой стоимости и использования рыночных возможностей, предоставляемых новыми правилами «связанной экономики».

    Вряд ли данные определения вносят полную ясность. Действительно, если внимательно и вдумчиво их прочитать, то остается непонятным, какое из понятий шире и как вести электронный бизнес без Интернета.

    Более осмысленное представление о рассматриваемых терминах, по мнению В.А. Старых, дают следующие определения: электронная коммерция представляет собой любой процесс, который организация производит посредством функциональности информационной системы; электронный бизнес представляет собой любую транзакцию, совершённую посредством функциональности информационной системы, по завершении которой происходит передача права собственности или права пользования реальным продуктом или услугой[17].

    Как отмечает А.В. Юрасов, электронная коммерция - это, прежде всего, одна из форм предпринимательской деятельности, преимущественно выражающаяся через посредническую и закупочную электронную деятельность с целью получения прибыли и осуществляемая электронным способом[18].

    В.А. Лукоянов под электронной коммерцией понимает любую транзакцию, совершаемую через сеть Интернет и приводящую к передаче права собственности на товар или услугу или права пользования ими[19].

    М. Отставнов[20] выделяет электронную коммерцию, как часть цифрового хозяйства и определяет ее в узком смысле, как торговлю неосязаемыми товарами, которые могут передаваться и определяться в цифровой форме. К таким товарам относятся информация в текстовом, графическом или звуковом виде. Однако электронная коммерция нечто большее, нежели схема "покупка-продажа", пусть даже и происходящая в цифровом пространстве. 

    Н. Соловяненко[21] дает более широкое толкование электронной коммерции. По ее мнению, данная категория охватывает вопросы, возникающие в связи со всеми отношениями коммерческого характера, которые включают (но не ограничиваются ими) следующие сделки: куплю-продажу, поставку, соглашение о распределении продукции, торговое представительство или агентство, факторинг, лизинг, проектирование, консалтинг, инжиниринг, инвестиционные контракты, страхование, соглашение об эксплуатации и концессии, банковские услуги, совместную деятельность и другие формы промышленного и делового сотрудничества, перевозку грузов или пассажиров воздушным, морским, железнодорожным транспортом.

    О. Кобелев считает, что электронная коммерция - это технология совершения коммерческих операций и управления производственными процессами с применением электронных средств обмена данными. Автор имеет в виду, что в словосочетании "электронная коммерция" ключевым словом является "коммерция", а электронные сообщения просто используются вместо бумажного документооборота при совершении коммерческих операций[22].

    В.Ю. Гречков выделяет следующие признаки электронной коммерции:

    - факт совершения операции электронным путем, т.е. с использованием компьютерно-сетевых технологий;

    - распространение права собственности на продаваемые или покупаемые активы, включая как традиционные, так и принципиально новые (например, информацию в электронном виде);

    - частота совершения однородных операций, которая может быть объективно измерена провайдером и подтверждена независимыми аудиторами (например, по log-файлам);

    - работа с активом с целью сделать его продаваемым, включая как материальные (вещественные) активы, так и активы в электронной форме (сканирование, оцифровывание и т.п.);

    - обстоятельства реализации актива, в том числе и электронным способом (передача информации по сети);

    - наличие стремления получить прибыль либо в традиционной форме, либо с использованием современных технологий (с помощью систем электронных платежей или «цифровыми деньгами»)[23].

    А. Дадали указывает на то, что с помощью термина электронная коммерция обозначаются любые формы бизнес-деятельности, использующие возможности информационных сетей, - маркетинг, продажи товаров, аренда приложений, предоставление услуг, информации и т.д. Здесь также автор выделяет Интернет-коммерцию, как часть коммерции электронной; ее особенность состоит в том, что все транзакции осуществляются посредством сети Интернет[24].

    А.Г. Чесноков определяет электронную коммерцию, как любую форму деловых взаимоотношений с использованием сетей передачи данных и современных информа­ционных технологий бизнеса, а не путем физического обмена или прямого физичес­кого контакта друг с другом[25].

    Действительно, электронная коммерция в общем смысле включает все формы деловых операций, осуществляе­мых с помощью электронных средств и ис­пользующих телекоммуникационные сети передачи данных. Такие операции прово­дятся между компаниями-производителями и потребителями товаров и услуг или меж­ду компаниями и государственными орга­низациями и физическими лицами.

    Электронная коммерция может использоваться как в торговле между фирмами, так и для продажи продукции через компьютерные сети конечным потребителям. При этом электронная коммерция может охватывать как части сбытового процесса (например, только рекламу в Интернет, т.н. «интернет-маркетинг») так и весь процесс полностью - рекламу в Сети, заключение сделки купли продажи путем обмена электронными документами, поставку товара (если он может быть оцифровок) в виде пересылки файла, послепродажное обслуживание путем снабжения потребителя необходимой и актуальной, подобранной под индивидуальные нужды потребителя, информацией[26].

    Следует отметить, что и зарубежные и российские исследователи-экономисты наиболее часто раскрывают понятие «электронная коммерция» через такие термины, как "электронный обмен данными" (отдельные авторы используют в качестве синонима термин "электронный документооборот"), "электронный перевод денежных средств" и "электронная торговля". В методических и практических работах электронная коммерция обычно определяется как экономический процесс обмена товарами и услугами на базе существующих партнерских связей с помощью электронных средств коммуникации.

    Специалисты Российской ассоциации документальной электросвязи предлагают следующее определение данного понятия: "Электронная коммерция или электронное ведение бизнеса представляет собой сферу деловой деятельности, включающую электронный документооборот, электронную систему платежей и электронную торговлю»[27] (надо заметить, что отельные авторы рассматривают термин "электронное ведение бизнеса" как эквивалент (синоним) по отношению к понятию "электронная коммерция").

    При этом под электронным обменом данными (документами) (electronic data interchange, EDI), как правило, понимается электронный обмен деловыми документами (такими, как заказы на покупку, биржевые котировки, накладные на различные товары и счета-фактуры) между компьютерными программами различных компаний в стандартизированной форме. Обычно электронный обмен документами используется при ведении дел с поставщиками. Отдельные российские специалисты определяют электронный обмен документами как передачу стандартизированных сообщений, заменяющих документы[28].

    Таким образом, под электронным документооборотом большинство исследователей понимают перемещение в компьютерной сети "Интернет" структурированной информации, создаваемой и интерпретируемой по определенным правилам[29].

    Под электронным переводом денежных средств (electronic funds transfer (EFT), electronic transfer of funds (ETF) или electronic transaction), как правило, понимается система, оптимизирующая электронные платежи и перевод денег по защищенным частным сетям или сети "Интернет" между банками[30], либо перевод денежных средств, инициируемый с терминала, телефона или магнитного носителя (пленки или дискеты), осуществляемый посредством передачи инструкций или полномочий финансовому учреждению, касающихся дебетования или кредитования счета пользователя[31], либо перевод денег с одного банковского счета на другой с использованием средств электронного документооборота[32].

    В российском законодательстве понятие «электронная коммерция» не является аналогом более узкого понятия «электронная торговля».

    Хотя электронная торговля в широком смысле существовала и ранее, эффект появления глобальных компьютерных сетей и Интернет для развития электронной коммерции можно сравнить с тем, что было сделано Генри Фордом для автомобильной промышленности, а именно, предмет роскоши для немногих (автомобиль) был переведен в разряд относительно доступного и массового товара. Электронная торговля - заключение путем обмена электронными документами следующих сделок, предусмотренных ГК РФ (но, не ограничиваясь ими): купля-продажа, поставка, возмездное оказание услуг, перевозка, заем и кредит, финансирование под уступку денежного требования, банковский вклад, банковский счет, расчеты, хранение, страхование, поручение, комиссия, агентирование, доверительное управление имуществом, коммерческая концессия, простое товарищество, публичное обещание награды, публичный конкурс, а также приобретение и осуществление с использованием электронных средств иных прав и обязанностей в сфере предпринимательской деятельности[33].

    Однако отдельные авторы (Р.А. Маршавин, С.И. Ляпунов, Н. Соловяненко и др.) считают понятия "электронная коммерция" и "электронная торговля" эквивалентными (равными по объему). Так, в проекте федерального закона "Об электронной торговле в Российской Федерации" под электронной торговлей понимается заключение с использованием электронных средств (но, не ограничиваясь им) следующих договоров, предусмотренных Гражданским кодексом: купли-продажи, поставки, возмездного оказания услуг, перевозки, займа и кредита, финансирования под уступку денежного требования, банковского вклада, банковского счета, расчетов, хранения, страхования, поручения, комиссии, агентирования, доверительного управления имуществом, коммерческой концессии, простого товарищества, а также приобретения и осуществления с использованием электронных средств иных прав и обязанностей в сфере предпринимательской деятельности.


                                                    Выводы


    Если попытаться обобщить все приведенные точки зрения, то можно, резюмировать следующее.

    Понятие электронная коммерция часто употребляется в экономической литературе и в средствах массовой информации, но, во-первых, не имеет общепризнанного определения, наполненного юридическим содержанием, и различно трактуется в экономической теории и на практике, а во-вторых, перспективы применения данного термина в качестве юридического понятия, определяющего какой-либо вид (совокупность видов) деятельности, осуществляемой с использованием сети Интернет (т.е. в электронной форме) представляются спорными.

    В Гражданском кодексе РФ законодатель принципиально отказался от использования термина "коммерция" для определения деятельности, направленной на извлечение прибыли. Для обозначения базового понятия в сфере имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений используется понятие "предпринимательская деятельность".

    Принимая во внимание данное обстоятельство, целесообразно было бы вместо экономического термина "электронная коммерция", «пришедшего» из-за рубежа, использовать понятие "электронная экономическая деятельность" (экономическая деятельность, осуществляемая в электронной форме с использованием глобальной компьютерной сети "Интернет").

    Электронная коммерция – более узкое понятие, изначально ограничивающаяся операциями купли-продажи и перечислением денежных средств по компьютерным сетям, на сегодняшний день охватывает широкий круг коммерческих отношений, что не позволяет отождествлять понятия «электронной коммерции» и «электронной торговли». 

    В литературе также высказывалось мнение о том, что использование терминов «электронная коммерция», «электронная торговля» и других «электронных производных» должно быть с определенной степенью условности, так как данные термины не вполне адекватно соответствуют реальным правоотношениям. По мнению специалистов, использовать вид связи в качестве доминирующего понятия в определении нельзя, поскольку, например, электронная коммерция и электронная торговля подразумевают под собой заключение коммерческих сделок, посредством телефонной, телеграфной, телексной связи. Последние мало, чем отличаются от сделок, заключаемых в традиционной форме посредством почтового, телеграфного, телетайпного, телексного обмена письмами.

    Под электронной коммерцией (e-commerce) следует понимать только процесс интерактивной продажи товаров и услуг. Для разделения понятий обычного и электронного бизнеса нужно рассмотреть ряд дополнительных аспектов.

    В частности, переход на методы ведения электронного бизнеса предполагает реинжениринг всех бизнес процессов компании. Однако если после получения заказа сайт автоматически отправляет поставщику сообщение электронной почты для обслуживания этого заказа, печатает товарную накладную и упаковочную ведомость для склада, а субъект предпринимательской деятельности не принимает в этом никакого участия, это действительно электронный бизнес.

    В общем случае электронный бизнес предполагает использование технологий Интернета в большинстве бизнес процессов организации.

    Что касается понятия интернет-бизнеса, то, как нам представляется, и в юридическом, и в экономическом его аспектах следует рассматривать в ши­роком и в узком смысле. При этом необходимо учитывать, что с термином "электронная экономическая деятельность" рассматриваемое понятие соотносится, как частное с общим, что наиболее наглядно может быть выра­жено следующим образом.

    В широком смысле под интернет-бизнесом формально следует понимать деятельность по предоставлению физическому или юридическому лицу удаленного доступа к товарам и услугам в режиме реального времени с использованием сети Интернет. 

    В узком смысле интернет-бизнес представляет собой особый вид деятельности, порядок регулирования которого еще не сформирован.

     Изложенное позволяет сделать вывод о необходимости скорейшего разрешения проблемы научной разработки и унификации терминологии в сфере глобальной компьютерной сети Интернет, а также единообразного толкования основных понятий и институтов в рассматриваемой сфере как для целей выявления надлежащего порядка регулирования данного сегмента экономики и установления соответствующего режима налогообложения экономических результатов предпринимательской деятельности.

    Осмысление сущности электронной коммерции возможно, на наш взгляд, через уяснение процесса реализации товаров и услуг, который принято подразделять на маркетинг, рекламу и продажу, понятия, которые, безусловно, взаимосвязаны и взаимозависимы, но все-таки не сводятся друг к другу. Маркетинг это то, что делается, чтобы привлечь потенциальных потребителей и клиентов, и рассказать им о предлагаемых товарах и услугах. Реклама – часть маркетинга, это рассказ о фирме и о том, что она предлагает. Продажа это следующий шаг, совершение сделки с потребителем или клиентом.

    Сайт в Интернете может стать помощником на всех этапах экономического цикла. Создание привлекательного имиджа облегчает получение кредита в банке и позволяет уменьшить проценты. Интерактивная Web-страница предоставляет информацию для определения нужных в данный момент для потенциальных покупателей товаров и услуг, позволяет поддерживать интерес к себе постоянных клиентов и проводить адресные и поэтому более дешевые рекламные компании. На заключительном этапе экономического цикла сайт позволяет сообщить, где, когда и на каких условиях можно приобрести товары и услуги. Таким образом, если оставить в стороне производственный цикл, то электронная коммерция сводится к следующим пунктам:

    - продвижение торговой марки;

    - размещение рекламы, рекламные услуги;

    - поддержка клиентов;

    - исследование рынка;

    - прямой маркетинг;

    - продажи online.

    Нам больше импонирует понятие электронный бизнес, как  процесс преобразования основных бизнес-процессов предприятий, компаний и фирм путем внедрения интернет-технологий, то есть как всякая деловая активность, использующая возможности глобальных сетей для преобразования внутренних и внешних связей компании.

    На первый взгляд, электронный бизнес - это способ заработка денег посредством электронных устройств, или предоставление услуг или конечного продукта через электронные средства. Телевидение, телефон, Интернет являются таковыми.

    Электронный бизнес это - качественно новые технологии работы, которые позволяют компании достичь конкурентного преимущества за счет улучшения обслуживания своих клиентов и оптимизации бизнес отношений с партнерами. Интернет-технологии являются одним из основных, но не единственным ключевым аспектом в электронном бизнесе.

    Электронная коммерция является важной составляющей электронного бизнеса. Этим термином обозначают любые формы коммерческой деятельности, использующие возможности электронных сетей (маркетинг, продажа товаров, аренда, предоставление услуг или информации и т.д.), а расчеты между покупателем и поставщиком осуществляются с использованием электронных документов и/или средств платежа.

    Иначе говоря, в реальности «электронного бизнеса» не существует. Бизнес - он или есть, или его нет. А то, что принято называть «электронным бизнесом» - всего лишь инструмент «обычного» бизнеса, точнее один из инструментов бизнеса традиционного. И не более того: электронная коммерция есть продолжение ординарного бизнеса с помощью онлайновых средств. То есть об электронном бизнесе можно говорить в абстрактном понимании.

    Сочетание слов "электронный бизнес" содержит главную идею, то есть сделать формализуемые бизнес операции электронными и перевести их в интернет-среду. Хотя это кажется простым, суть электронного бизнеса не ограничивается программным обеспечением и компьютерами, как традиционное предприятие не состоит лишь из офиса и копировального аппарата. Реализация простой и понятной идеи требует пересмотра всей модели делового оборота. Как и традиционный, электронный бизнес требует комплексного подхода, включающего планирование и управление, поддерживаемое технологией, процессами и структурой. В случае электронного бизнеса основная тяжесть поддержки ложится на безопасное и надежное программное и аппаратное обеспечение, сети, каналы связи и, конечно же, Интернет.

    Таким образом, ни электронная экономическая деятельность, ни понимание ее как методологической основы формирования электронной коммерции, ни желание следовать сложившейся в последнее время моде восприятия любых инноваций, ни повышение иерархического статуса понятия интернет-бизнеса в науке, ни «торжество» рациональной экономики электронного бизнеса - фундаментальными научными основами формирования понятия «предпринимательская деятельность в Интернете» не являются. Критерий здесь один: пока предпринимательская деятельность в Интернете воспринимается как электронный бизнес, перед нами «оригинальный» подход к  осмыслению электронной коммерции. Если такой подход или элементы такого подхода, или хотя бы его возможность отсутствуют, наука о предпринимательской деятельности в Интернете здесь еще не началась, или уже закончилась.

     
















                                                      Литература



    1. Бизнес: Оксфордский торговый словарь. - М.: Издательство «Прогресс-Академия», издательство РГГУ, 1995.

    2. Бизнес-справочник "Информационные технологии. М.: "Коммерсантъ", 2002.

    3. Горшкова Л.В. Проблема дефиниций «электронная коммерция» и «Интернет-коммерция»//Материалы VII Международной конференции «Право и Интернет». – М., 2005.

    4. Гречков В.Ю. Современное состояние и перспективы электронной коммерции (маркетинговый подход)// Маркетинг в России и за рубежом, 2003. - № 6.

    5. Дадали А. Бизнес в Сети//Компьютер пресс, август 2001.

    6. Козье Д. Электронная коммерция. – М.: Издательско-торговый дом “Русская редакция”, 1999.

    7. Кульченко М.В. Роль электронной коммерции в современных МЭО. – М., 1999.

    8. Лукоянов В.А. Проблемы электронного ведения бизнеса//Аналитический и информационный журнал документальная электросвязь, 2002. - № 8.

    9. Маков А.Н. «Электронное ведение бизнеса – путь к открытому глобальному рынку» // www.russianlaw.net.

    10. Отставнов М. Банки, Интернет, Право.//Банковские технологии, 1997. - № 9.

    11. Попов В.М., Маршавин Р.А., Ляпунов С.И. Глобальный бизнес и информационные технологии: Современная практика и рекомендации / Под ред. В.М. Попова. - М.: Финансы и статистика, 2001.

    12. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу РФ//Т.Е. Абова, М.М. Богуславский и др.. - М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2005.

    13. Проект ФЗ «Об электронной торговле» (принят Государственной Думой РФ в первом чтении постановлением № 1582-IIIГД от 6 июня 2001 года).

    14. Семыкин А. Тенденции развития электронного бизнеса в России//Материалы конференция ВГУ, 2004.

    15. Смирнов С.Н. Электронный бизнес. – М.: ДМК Пресс; М.: Компания АйТи, 2003.

    16. Соловяненко Н. Совершение сделок путем электронного обмена данных//Хозяйство и право, 1997. - № 6.

    17. Старых В.А. Современные информационные технологии развития электронной коммерции и бизнеса. Тезисы докладов девятой международной студенческой школы-семинара «Новые информационные технологии». - М.: Изд-во МГИЭМ, 2001.

    18. Тедеев А.А. Электронная экономическая деятельность в сети "Интернет"//Законодательство и экономика, 2003. - № 11.

    19. Типовой закон об электронной коммерции Комиссии ООН по праву международной торговли 1996 г., утвержденный резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 51/162 от 16.12.1996.

    20. Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство. Вып. 1. - М., 2001.

    21. Чесноков А.Г. Интернет-коммерция - новый сектор экономики XXI века// Экономическая наука современной России, 1999. - № 4.

    22. Шамраев А.В. Правовое регулирование информационных технологий (анализ проблем и основные документы). - М., 2003.

    23. Электронное ведение бизнеса в России - пути к открытому глобальному рынку: Материалы конференции. - М.: Ассоциация документальной электросвязи, 1999.  

    24.   Юрасов А.В. Формирование понятия и предметной области электронной коммерции/ Экономика и производство, 2004. - № 2.

    25. Benesko G. Das e-bussiness Prinzip, Herausgegeben von IBM Consulting Group. - Frankfurt-am-Main: F.A.Z. - Institut, 1999.

    26. Building Confidence. Electronic Commerce and Development. UNCTAD, 2000.

    27. Business Briefing: Global Electronic Commerce.- World Markets Research Center, 2000.

    28. Kosiur D. Understanding Electronic Commerce. - Wash. Microsoft Press. Electronic Commerce in APEC Economies. - Japan External Trade Organization, 2000.







    [1] Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство. Вып. 1. - М., 2001, с. 20

    [2] См. там же.

    [3] Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу РФ//Т.Е. Абова, М.М. Богуславский и др.. - М.:ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2005. - 1020 с.

    [4] Тедеев А.А. Электронная экономическая деятельность в сети "Интернет"//Законодатель-ство и экономика, 2003. - № 11.

    [5] Building Confidence. Electronic Commerce and Development. UNCTAD, 2000, p. 14.

    [6] Бизнес-справочник "Информационные технологии. - М.: "Коммерсантъ", 2002.

    [7] Типовой закон об электронной коммерции Комиссии ООН по праву международной торговли 1996 г., утвержденный резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 51/162 от 16.12.1996.

    [8] Бизнес: Оксфордский торговый словарь. - М.: Издательство «Прогресс-Академия», издательство РГГУ, 1995. - С. 643.

    [9] Шамраев А.В. Правовое регулирование информационных технологий (анализ проблем и основные документы). - М., 2003.  С. 141-148

    [10] Козье Д. Электронная коммерция. – М.: Издательско-торговый дом “Русская редакция”, 1999. - С. 288

    [11] Смирнов С.Н. Электронный бизнес. – М.: ДМК Пресс; М.: Компания АйТи, 2003. – 240 с.

    [12] Горшкова Л.В. Проблема дефиниций «электронная коммерция» и «Интернет-коммерция»//Материалы VII Международной конференции «Право и Интернет». – М., 2005.

    [13] Семыкин А. Тенденции развития электронного бизнеса в России//Материалы конференция ВГУ, 2004.

    [14] Маков А.Н. «Электронное ведение бизнеса – путь к открытому глобальному рынку» // www.russianlaw.net.

    [15] Бизнес-справочник «Информационные технологии». - М.: Коммерсантъ, 2002.

    [16] Лукоянов В.А. Проблемы электронного ведения бизнеса//Аналитический и информационный журнал документальная электросвязь, 2002. - № 8.

    [17] Старых В.А. Современные информационные технологии развития электронной коммерции и бизнеса. Тезисы докладов девятой международной студенческой школы-семинара «Новые информационные технологии». - М.: Изд-во МГИЭМ, 2001, с. 13-23.

    [18] Юрасов А.В. Формирование понятия и предметной области электронной коммерции/ Экономика и производство.  – 2004. - № 2.

    [19] Лукоянов В.А. Проблемы электронного ведения бизнеса//Аналитический и информационный журнал документальная электросвязь, 2002. - № 8.

    [20] Отставнов М. Банки, Интернет, Право.//Банковские технологии, 1997. - № 9.

    [21] Соловяненко Н. Совершение сделок путем электронного обмена данных.//Хозяйство и право, 1997. - № 6.

    [22] Бизнес-справочник «Информационные технологии». - М.: Коммерсантъ, 2002

    [23] Гречков В.Ю. Современное состояние и перспективы электронной коммерции (маркетинговый подход)// Маркетинг в России и за рубежом, 2003. - № 6.

    [24] Дадали А. Бизнес в Сети//Компьютер пресс, август 2001.

    [25] Чесноков А.Г. Интернет-коммерция - новый сектор экономики XXI века// Экономическая наука современной России, 1999. - № 4.

    [26] Кульченко М.В. Роль электронной коммерции в современных МЭО. – М., 1999.

    [27] Электронное ведение бизнеса в России - пути к открытому глобальному рынку: Материалы конференции. - М.: Ассоциация документальной электросвязи, 1999. - С. 23.

    [28] Попов В.М., Маршавин Р.А., Ляпунов С.И. Глобальный бизнес и информационные технологии: Современная практика и рекомендации / Под ред. В.М. Попова. - М.: Финансы и статистика, 2001. - С. 257.

    [29] Kosiur D. Understanding Electronic Commerce. - Wash. Microsoft Press. - P. 248; Electronic Commerce in APEC Economies. - Japan External Trade Organization, 2000. - P. 45; Business Briefing: Global Electronic Commerce.- World Markets Research Center, 2000. - P. 233.

    [30] Kosiur D. Understanding Electronic Commerce. - Wash. Microsoft Press. - P. 267.

    [31] Benesko G. Das e-bussiness Prinzip, Herausgegeben von IBM Consulting Group. - Frankfurt-am-Main: F.A.Z. - Institut, 1999. - P. 233.

    [32] Попов В.М., Маршавин Р.А., Ляпунов С.И. Глобальный бизнес и информационные технологии: Современная практика и рекомендации / Под ред. В.М. Попова. - М.: Финансы и статистика, 2001. - С. 250

    [33] Проект ФЗ «Об электронной торговле» (принят Государственной Думой РФ в первом чтении постановлением № 1582-IIIГД от 6 июня 2001 года).

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Организация бизнеса в интернете ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.