Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Основы профессионально-педагогического ориентирования старшеклассников

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Основы профессионально-педагогического ориентирования старшеклассников
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:40:25
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

                                                             Введение

    Вопросы подготовки педагогических кадров относятся к числу актуальных социально-политических и экономических проблем. Профессия педагога - одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Новые поколения из-за отсутствия конкретных знаний не смогут поддерживать культурный, экономический и социальный прогресс.

    Изменения социальных условий в конце 80-х начале 90-х годов, привело к тому, что воспитательная работа в школе, представлявшая ранее определенную совокупность воспитательных мероприятий, перестала решать современные проблемы воспитания. Выход из сложившейся ситуации в обучении и воспитании подрастающего поколения невозможен без комплексных и эффективных изменений системы профессионального образования, и в первую очередь в подготовке педагогических кадров.

    Обучение  профессии учителя не прекращается, но все меньше молодых специалистов  можно увидеть в наших школах. Вместе с тем при поступлении молодежи в высшие педагогические учебные заведения не учитывается тот комплекс психологических феноменов, который определяет успешность обучения, формирование устойчивой профессиональной направленности  студента – будущего учителя.

    Накопленный опыт подготовки школьников к сознательному выбору профессии свидетельствует, что эффективность профориентационной работы при несомненной ее полезности еще незначительна.

    Необходим индивидуальный подход, а так же максимальное использование всего арсенала профориентационных возможностей учебно-педагоги-ческого процесса в школе, создание и внедрение педагогических технологий, ориентированных не только на повышение уровня знаний старшеклассников, но и на развитие профессионального самоопределения, т.е. деятельностно-смыслового единства у будущих специалистов.

    Так же как обучение нельзя рассматривать в отрыве от воспита­ния, так и профпросвещение невозможно без профессионального вос­питания. Оно предполагает формирование у обучаемых ответственности к труду в целом, при одновременном формиро­вании определенной профессиональной направленности. В про­цессе профессионального воспитания у школьников формируются свойства личности, необходимые в работе по выбранным профес­сиям. При этом профессиональные интересы должны перерастать в соответствующие стремления, склонности, идеалы и призвание. Профессиональное воспитание должно стать неотъемлемой частью учебного процесса и начинаться уже с учащимися

    младших классов (68).

    В отечественной педагогической литературе (В. Бондарев, С. Ваниева, Н. Захаров, Н. Калугин, И. Ломоносов, Н. Никандров и др.) выделяется несколько

    аспектов (этапов) организации профессиональной ориентации школьников.

    Одним из основных является целеполагание профориентации. Цель профориентации состоит в том, чтобы помочь школьнику выбрать сферу деятельности, а в ней профессию (или ряд профессий), отвечающую его способностям и возможностям, и содействовать развитию профессиональных склонностей и интересов.

    Итогом профориентации считается осознанное профессиональное самоопределение школьников, поэтому цели профориентации могут быть представлены через цели профессионального самоопределения, которые определяются функциями системы профориентации, имеющими определенную иерархию. Поэтому и цели профессионального самоопределения также иерархичны. Наряду с ближайшими целями имеются и более отдаленные, причем последние не могут быть достигнуты без достижения более близких целей (241).

    Диапазон целей профориентации весьма значителен: от наиболее отдаленных (принятие окончательного осознанного решения о профессиональном выборе) до ближайшей (например, познакомиться с содержанием труда по избираемой профессии, посещать факультатив с целью профессионального самоопределения и т.п.). Отдаленные цели, как правило, имеют недостаточную побудительную силу, поскольку школьник не всегда может установить непосредственную связь между достигаемой им в данный момент профориентационной целью (особенно, если она является для него малопривлекательной) и привлекательными для него отдаленными результатами (целями) профессионального самоопределения. В то же время сосредоточение учащихся на ближайшей цели профориентации нередко приводит к тому, что достижение ее приобретает самодовлеющую ценность. Вот почему учащиеся должны четко видеть как ближайшие, так и отдаленные цели, стремиться и к тем и к другим (62, с. 102).

    Действительно, на наш взгляд, достижение ближайшей цели профориентации можно рассматривать как решение профориентационной задачи, которой в силу ее многофункциональности принадлежит исключительно большая роль в управлении профессиональным самоопределением школьников. Эта задача выступает и как воздействующее средство, и как средство получения информации о состоянии управляемого объекта в каждый конкретный момент управления, и как средство диагноза при нарушении хода процесса профориентации (отклонение профессионального самоопределения от нормативной модели), и как средство коррекции.

    С позиции управления профориентацией также необходимо способствовать расширению и углублению знаний, умений, связанных с содержательной стороной будущей профессиональной деятельности, с одной стороны, а с другой - осуществлять постоянный контроль за ее развитием. Что же касается деятельности, направленной на формирование общественных отношений, то она у старшеклассника  стабилизируется,  приобретает личностный смысл, обеспечивает развитие социальной активности, в том числе и в сфере производительного, общественно значимого труда.

    Можно выделить четыре вида деятельности школьников, которые являются неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и служат всестороннему развитию их личности: познавательную, общественно-полезную, производительный труд, коммуникативную. Указанные виды деятельности согласуются с направлениями профориентации. Такими как профессиональное просвещение, развитие интересов и склонностей учащихся к различным видам профессиональной деятельности, профконсультации, профадаптация (241).

    Необходимое условие организации деятельности школьников в профессиональном самоопределении их активность и заинтересованность, так как только активное взаимодействие с объектом деятельности позволяет личности проявить свои потребности, изыскать возможность их осуществления, перевести их в мотив действий. При этом условии деятельность приобретает для школьника личностный смысл, т.е. преобразует мотив действий в их цель.

    Освоение предметной деятельности не только способствует получению личностью определенных знаний и умений, но и служит формой ее самоутверждения в обществе, в определенной ячейке общественной системы. Навыки, умения, знания, в более широком смысле - способности образуются не потому, что человеческий индивид следует программе, предложенной ему предметной деятельностью, а потому, что его собственная жизнедеятельность вынуждает его использовать средства, предоставляемые деятельностью - обществом для становления его собственных потребностей  и сил, для расширения его связей с

    обществом, развертывания его активности (20).

    Третьей составляющей теории профессионального ориентирования  школьников является рассмотрение выбора подростком будущей профессии как управляемого процесса. К управляющей  системе  в  профориентации  в  условиях  школы следует отнести педагогический коллектив, который с учетом специфики своих средств и возможностей воздействует на личность учащегося в целях формирования у него профессионального самоопределения. Личность подростка, его профессиональное самоопределение (на что направлены педагогические воздействия), является, как принято считать в педагогической науке, управляемой системой. В связи с этим модель процесса управления профориентацией молодежи на наш взгляд, включает две взаимосвязанные и взаимодействующие системы: управляющую и управляемую, в которой управление предполагает деятельность управляющей системы по оптимальному достижению заданного результата.

    Большое влияние на процесс профессионального самоопределения оказывает профессиональное самосознание. Речь идет о соотнесении личностью возникающих целей со своими идеалами, представлений о ценностях со своими возможностями. Благодаря включенности процессов профессионального самосознания углубляется личностный самоанализ. Из этой цели, как считает Бондарев В.П. (20), вытекает ряд задач и соответственно направлений профориентационной работы.

    Чтобы сделать правильный, сознательный выбор школьнику, указывает автор, необходимо: во-первых, познать самого себя, знать, что он хочет и может делать лучше всего. А узнать это можно только в деятельности и  в общении с другими людьми.

    Значит, школа должна предложить ему самые разные виды труда, включаясь в которые он может примерить их к себе, испытать себя. Кроме того, это позволит педагогам лучше изучить личность ребенка, направленность его интересов, умно и ненавязчиво помогая ему в самопознании и самоопределении.

    Во вторых, нужно знать, какие профессии, относящиеся к интересующей сфере деятельности, будут именно «его».  То есть, позволят наилучшим образом реализовать внутренний потенциал.  Для этого школьника необходимо ввести  в мир профессий, научить разбираться в них, и в частности в тех, которые могут  предложить  предприятия  и  учреждения  района, где  находится  школа. Нужно также раскрыть перспективу профессионального роста.

    В-третьих, школьник хочет найти профессию, нужную людям, открывающую простор для творчества, инициативы, самостоятельности. Для этого нужно показать социальную важность каждой профессии, ее гуманистическую роль, отношение сограждан к мастерам своего дела, специалистам высокого класса.

    В-четвертых, нужно знать требования, которые профессия предъявляет к человеку (в том числе к состоянию здоровья, физическому развитию», а также какие качества характера, уровень культуры и образования обеспечивают достижение профессиональных высот (20, с. 14).

    Созвучно этим задачам Ваниева С.Г. выделяет следующие пути воспитания у обучаемых интереса к профессиональной деятельности: создание познавательной атмосферы; обеспечение успехов в обладании знаниями; стимуляция творческих сил; поощрение достижений в данной деятельности; формирование уверенности в собственных силах; раскрытие перспективы развития объекта интереса (23, с. 37-40.).

    Таким образом, неотъемлемым условием успешного профессионального самоопределения школьника является наличие у него профессионально важных качеств. Под профессионально важными качествами следует понимать отдельные динамические черты личности, отдельные психические, психомоторные и физические свойства, соответствующие требованиям к человеку какой-либо определенной профессии, способствующие успешному овладению этой профессией (241). Ни одно профессионально важное качество (ПВК), рассматриваемое изолированно, не может быть единственным основанием для решения вопроса о профессиональном будущем формирующейся личности.

    В отечественной педагогике считается, что при профориентационном воздействии на личность, прежде всего, следует уделять внимание формированию идейного, морального облика человека - члена коллектива, общества. Формированию таких качеств как добросовестность, трудолюбие, интерес к предмету труда, которые могут компенсировать на определенном этапе недостатки некоторых специальных способностей, стимулировать развитие узкопрофессиональных ПВК индивида (62, с. 100).

    В.П. Бондарев (20) называет следующие основные направления профориентационной деятельности.

    Первое направление профессиональная информация учащихся. Через обучение основам наук, систему внеклассных и внешкольных мероприятий (при участии специалистов учреждений и организаций профориентации молодежи, а также родителей) школьники получают представления о мире профессий вообще, а также конкретных профессиях и специальностях, необходимых району, городу, области, об учебных заведениях, где можно получить эти профессии, о предприятиях, на которых потом по этим профессиям можно будет работать. Главное же, считает автор, вовлечь самих ребят в эту работу, сделать ее личностно значимой для каждого Мало будет толку, если вести ее вообще, безадресно, не имея «обратной связи». Профконсультанты и классные руководители в беседах со школьниками с помощью анкет, сочинений выясняют, какие проблемы, связанные с выбором дальнейшего жизненного пути, их волнуют, что они хотели бы узнать о тех или иных областях трудовой деятельности, какие профессии считают престижными, а какие нет и т. д. Все это нужно для того, чтобы последующая информация о профессиях, нужных предприятиям района, была не абстрактной,  неконкретной, а содержала ответы на вопросы, интересующие ребят.  

    Второе направление - профконсультационная ориентация на учащегося, регулярно пополняющаяся новыми сведениями о его личности, характере, успехах в учебе, труде, овладении специальными навыками и умениями в различных областях знаний, наиболее ярко выражающихся в общении с другими школьниками, таких, как коллективизм, дружелюбие, отношение к порученному делу, уровень самооценки; о состоянии здоровья и т.д. Здесь же учитель намечает программу действий по развитию интересов, склонностей, формированию профессионального самоопределения каждого школьника. Программа предполагает: обсуждение со школьником (тактичнее, один на один) итогов исследования его личности, совместное составление плана развития необходимых личностных и профессионально важных качеств (знакомство со специальной литературой, участие в кружковой работе, занятие общественно полезным, производительным трудом и т.д.), корректировку этого плана и необходимые рекомендации для каждого этапа самоподготовки к выбору профессии (что нужно сделать в первую очередь, что во вторую и т.д.), предложение «запасных» вариантов профессионального самоопределения (справочно-информа-ционная консультация), обсуждение с родителями успехов ребенка в развитии профессионально важных качеств, советы относительно сферы будущей профессиональной деятельности, типа учебного заведения или работы после окончания школы. Предлагается также ведение такой профконсультационной карты, которая поможет педагогу дать обоснованные психолого-педагогические рекомендации школьнику, касающиеся выбора профессии или вида труда.

    В основе профессионального ориентирования  старшеклассников также лежит дифференциация профориетационной деятельности по следующим направлениям:

    Первое направление - профориентация в учебно-воспитательном процессе. Не нарушая логики учебной дисциплины,  решая образовательные, воспитательные и развивающие задачи, учитель решает и профориентационные вопросы. Обладая знаниями  о мире труда и профессиях, в которых общество сегодня испытывает особую потребность, о влиянии НТР на развитие науки и техники, знакомятся с отраслевой структурой   экономики, законами науки и техники в различных  отраслях  промышленности  и  сельского  хозяйства,  с технологией различных производств.

    На уроках гуманитарного цикла школьники получают знания о трудовой истории страны, значимости человеческого фактора в развитии общества. Формы и методы профориентационной работы могут быть самыми разными в зависимости от предмета, характера его изучения, возраста учащихся и т.д. Оправдывают себя, как считает В. Бондарев, беседы, лекции, диспуты, читательские и зрительские конференции с приглашением на них представителей различных профессий, родителей.

    На уроках естественно-математического цикла учащиеся знакомятся с возможностями использования достижений этих наук в современном производстве; с основными промышленными отраслями, раскрывать естественнонаучные основы труда; с массовыми рабочими профессиями (рабочий-станочник, программист, электромеханик, аппаратчик, оператор, механизатор, животновод  и др.); с основами современного производства, его техникой и технологией; влиянием НТП на повышение значимости научных знаний в современных рабочих профессиях; формировать практические навыки (измерительные, вычислительные, лабораторные, графические), необходимые для работы на современном механизированном и автоматизированном производстве.

    Особая роль в профессиональной ориентации школьников принадлежит урокам труда, на которых учащиеся уже в начальной школе приобретают знания и умения по отдельным профессиям, а в средних и старших классах осваивают одну из конкретных массовых профессии, в которых нуждается данный экономический район, на широкой политехнической основе.

    Вот почему управление профессиональным самоопределением учащихся предполагает, прежде всего, организацию их деятельности. Это подтверждает мнение некоторых учителей и директоров школ:

    «Большую роль играет заинтересованное участие учителей естественнонаучных дисциплин и трудового обучения. Под их руководством могут вестись занятия по моделированию, действовать клубы юных техников  и самодеятельного технического творчества молодежи (начиная с VIII класса) Программу клубов нужно создавать с учетом профиля промышленности данного района, города, региона. Вообще к техническому творчеству нужно привлечь как можно большее количестве школьников».

    «Главным  сейчас  является  организация  в  школе  настоящего,  как  у А.С. Макаренко, трудового воспитания, без которого не имеет смысла говорить об эффективности профессиональной ориентации. Трудовое воспитание должно обеспечивать привычку к труду, а также возможность проявлять свои способности и творческий подход к делу, инициативу и самостоятельность, само регуляцию и самоорганизацию  работы, и, конечно, становление профессиональных интересов… Профессиональная ориентация в школе должна учитывать индивидуальные качества личности, ее запросы и в то же время давать школьникам помимо этого и всестороннюю профессиональную информацию. Одна школа без настоящей и квалифицированной помощи психологов и других

    специалистов профцентра с этой задачей не справится» (62, с. 111).

    К основам профессионального ориентирования  старшеклассников некоторые авторы относят и профессиональную консультацию. Массовые и групповые формы работы с учащимися в их профессиональной ориентации не достигают должного результата, если не сочетаются с методами индивидуальной работы, такими, как беседа, наблюдение, изучение результатов деятельности подростков, составление их индивидуальных профориентационных характеристик. Наибольшей эффективностью в плане индивидуального воздействия на личность ученика обладают профконсультации (20). Профессиональная консультация в условиях общеобразовательной и профессиональной школы - это целенаправленное руководство деятельностью подростка по развитию профессионального самоопределения на основании длительного изучения его индивидуальных особенностей.

    Учителем, а главным образом классным руководителем, совместно с учеником разрабатывается стратегия формирования его профессионального самоопределения: тематика семинарских занятий педагогическою коллектива по повышению методического уровня профориентационной работы; образцы  планов-конспектов  уроков  учителей предметников с  использованием профориентационного материала; разработки профориентационных уроков; примерная тематика лекций, бесед, воспитательских часов; материалы из опыта работы по профессиональной ориентации в школах района (города, области, республики, страны); план совместной работы по профориентации школы и базового предприятия, школы и МУПК, школы и вуза; сценарии проведения диспутов, конкурсов «Лучший по профессии», слетов выпускников и т.д.; образцы анкет для учеников различного возраста; методическая литература по вопросам профориентации и тематическая картотека к ней; выставки ученических работ (сочинений, поделок, рефератов и т.д.); набор карточек «Профессии наших родителей»; комплект плакатов «Кем быть?»; папки «Поговорим о профессиях»; набор профессиограмм, список рекомендуемой художественной, научно популярной, специальной  литературы, в которой содержатся сведения о людях труда и о различных профессиях.

    Н.И. Калугин  рассматривает профессиональную  консультацию несколь-

    ко шире. Автор  считает, что важным компонентом профессиональной ориентации учащихся является не просто консультация, а профессиональное просвещение - сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их на значении для народного хозяйства, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда.

    Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия, оплата по одному наряду (бригадный подряд), оплата труда  по конечным результатам труда в сельском хозяйстве и т.д. (68).

    Работу по профпросвещению часто называют профинформацией. Однако информация - это пассивный процесс, а цель профпросвещения не только сообщение сведений о профессиях, но и формирование сознательного отношения к выбору конкретной  профессии, поэтому она включает в себя и профинформацию, профпропаганду, и профагитацию. Знания о профессиях учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой  информации, знакомые, родственники и др. При этом сведения о содержании профессий и их значимости иногда могут быть даны весьма искаженно, вследствие чего, возможно создание картины неоправданной привлекательности одних профессий и атмосферы  недоброжелательности к другим. А в связи с этим перед школой, как и перед всем нашим обществом, стоит довольно сложная задача - исправить идущее вразрез  с потребностями народного хозяйства и общества отношение к некоторым  профессиям и сформировать новое.

    Решить эту задачу, на наш взгляд, призвана та часть профпросвещения, которую называют профпропагандой. Однако всю работу по профпросвещению ни в коем случае нельзя сводить только к пропаганде профессий.

    Планировать работу по профессиональному просвещению в школе, в частности по профпропаганде и последующей профагитации, считает Н. Калугин, следует после завершения предварительной профдиагностики. Только на основе такого подхода можно проводить соответствующую работу со школьниками, направленную на формирование сознательного отношения к выбору профессии. Вопросам профессионального просвещения можно посвятить специальные профинформационные уроки. На этих уроках следует рассказать учащимся о структуре производства, о требованиях, предъявляемых профессией к личности, т.е. дать те сведения, которые нацеливают школьников на проблему правильного выбора профессии. Сведения о конкретной профессии учащиеся могут получать при изучении каждого учебного предмета.

    Так же как обучение нельзя рассматривать в отрыве от воспитания, так и

    профпросвещение, указывает Н. Калугин, невозможно без профессионального воспитания. Оно предполагает формирование  учащихся добросовестного отношения к труду в целом, при одновременном формировании определенной профессиональной направленности. В процессе профессионального воспитания  учащихся формируются свойства личности, необходимые в работе по выбранным профессиям. При этом профессиональные интересы должны перерастать в соответствующие стремления, склонности, идеалы и призвание. Профессиональное воспитание должно стать неотъемлемой частью учебного процесса и начинаться уже с учащимися младших классов (68).

    Проведение профессионального просвещения не нарушает логики изучаемого материала, а является конкретным выражением диалектического принципа связи обучения с жизнью. Кроме того, необходимо учитывать, что любая информация лучше усваивается при ее подаче в определенной ситуационной форме, а не в виде текста (лекции, рассказа).

    Чтобы работа по профпросвещению имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя учащихся на профессии, в которых страна испытывает недостаток,(нужно избегать всякого рода нажимов,  так как неумелое давление на школьников может привести лишь  к окончательной потере у них интереса к рабочим профессиям.

    Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе по профпросвещению, - связь его с жизнью. Исходя из этого, основные  направления работы в этой области можно выразить так:

    формирование  целостного, многопланового  представления  школьников

    об экономике, отраслях производства, предприятиях, профессиях и основывается на основе трудового воспитания и образования;

    в процессе проведения работы по профессиональному просвещению необходимо учитывать направленность в развитии отраслей народного хозяйства, сложившиеся трудовые традиции, наличие общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;

    профессиональное просвещение молодежи должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях с тем, чтобы не только информировать учащихся о профессиях, но и активно формировать их профессиональную направленность с учетом интересов молодежи и производства;

    ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями и способностями молодежи и динамикой развития этих особенностей молодых людей. Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту и полу.

    Вторым направлением в соответствии с рассматриваемой дифференциацией профориетационной деятельности является работа непосредственно  классного руководителя. Разработчики основ профориентации школьников выделяют основные направления профориентационной работы классного руководителя в зависимости от возрастных особенностей учащихся. При планировании воспитательной работы, по мнению ряда авторов, классный руководитель должен предусматривать мероприятия с профориентационной тематикой: беседы с учащимися о выборе профессии, сборы и собрания различных групп учащихся, экскурсии на предприятия и в учебные заведения района, города, встречи с представителями различных профессий и т.д. При этом ему необходимо учитывать соответствующие связи школы с базовым предприятием (если такие существуют), с закрепленным за классом цехом (отделом), а также специфику профориентационной работы на разных этапах профессионального самоопределения учащихся.

    В начальных классах школы учащиеся получают общие представления о труде, знакомятся с людьми разных профессий Дети этого возраста отличаются большой любознательностью, и поэтому очень важно пробудить у них интерес к трудовой деятельности вообще.

    В VIII-IX классах  возможности  ознакомления  школьников  с  отраслями промышленности и разнообразными профессиями значительно расширяются. В работе с учащимися этого возраста особое внимание обращается на добросовестное отношение к труду, активное вовлечение подростков в общественно полезный труд, в работу кружков, факультативов и в самостоятельные творческие занятия, пробуждение их к самосознанию, поиску своего призвания, осуществляется помощь в выборе форм продолжения общего, профессионально-технического и специального образования.

    В  IX -ХI  классах  продолжается  работа  по подготовке учащихся к труду на производстве, воспитанию у них профессиональных интересов и чувства ответственности за правильный выбор профессии; подробное их знакомство с потребностями общества в кадрах, с реальными возможностями трудоустройства и поступления в специальные учебные заведения, с требованиями разных профессий к качествам человека. Классный руководитель старших классов должен работать в тесном контакте с профориентаторами МУПК, мастерами производственного обучения, профориентаторами общественниками базового предприятия.

    Классный руководитель обязан помочь в выборе профессии и учащимся старших классов, так как многие из них неправильно оценивают свои способности, не имеют четкого профессионального плана, не знают реальных возможностей трудоустройства. Поэтому особое внимание в выпускных классах следует уделять индивидуальным видам работы с учащимися и родителями.

    Профессиональная ориентация в деятельности классного руководителя-это не только отдельные мероприятия, но целый комплекс педагогических воздействий, с помощью которых он выполняет направляющую и координационную роль.

    Третьим направлением профориетационной деятельности в школе является организация и проведение профориентационных уроков. Одним из эффективных условий, позволяющих обеспечить правильность профессионального самоопределения школьников, как считают разработчики основ профориентации, являются профориентационные уроки, которые знакомят учащихся с основами выбора профессии.

    Профориентационные уроки несколько отличаются от обычных учебных уроков не только тем, что в них отсутствует стимулирующая роль традиционной оценки. На этих уроках учащиеся направляются не на поиск решения задачи из учебника, а на поиски способа решения конкретных жизненных задач, важных с общественной точки зрения и значимых для личности. Вместе с тем профори-ентационные уроки требуют активного использования учебных межпредметных связей и никак не могут быть оторваны от всей системы общеобра-

    зовательного обучения (62).

    Четвертым направлением дифференцированной профориетационной работы является организация и проведение профессиографических исследований, как самостоятельного изучения учащимися конкретной профессиональной деятельности в различных ее аспектах с целью составления профориентационной характеристики данного вида труда. Этот вид работы может быть органически включен в систему специально разработанных профориентационных уроков. При подготовке к проведению профессиографнческого исследования привлекаются те знания, которые учащиеся получили на предыдущих уроках (о структуре профессий). Начинается и завершается исследование также на специальных уроках: урок, на котором подготавливается организационная и методическая часть работы, и урок, на котором обсуждаются материалы проведенного исследования, подводятся итоги. Вместе с тем как по форме проведения, так и в силу специфики своего понимания профессиографическое исследование выделяется в самостоятельный вид профинформационной работы.

    Самостоятельно исследуя материалы о профессиях, наблюдая за работой специалистов, расспрашивая о трудностях, с которыми встречается работающий, о перспективе роста и т.д., а также, зная из предыдущих уроков о своих возможностях, учащиеся уже могут решать вопрос о своем соответствии данному виду труда.  И чем больше они  узнают о профессиях, тем сознательнее  и

    свободнее будет их выбор.

    Разработчики основ профориентации школьников (204 и др.) считают, что самостоятельное изучение профессий формирует у учащихся умение анализировать трудовую деятельность и тем самым готовит их к активному участию в других видах профориентационной работы. Проведение профессиографического исследования не ограничивается только познанием профессии, которая являлась предметом исследования. Профессиографические умения носят общественный характер и легко переносятся на анализ любой другой трудовой деятельности, даже той, которая не выступает в качестве объекта изучения в школе, но которая по тем или иным причинам интересует учащегося.

    Предполагая максимальную самостоятельность и инициативу учащегося, профессиографическое исследование представляет в их распоряжение широкую информацию о профессиях, которая была получена им в творческом поиске ответов на поставленные вопросы. Роль учителя при этом - обеспечить широкий простор  самодеятельности школьников, создать у них иллюзию первооткрывателей, помочь им почувствовать серьезную ответственность за порученное дело.

    Еще одним направлением профориетационной деятельности является организация и проведение профессиографических встреч. Среди различных форм профинформационной работы в средней школе видное место занимают встречи учащихся со специалистами. Действительно, опыт показывает, что хорошо организованная встреча оставляет глубокий след в сознании подростка, воспитывая у него познавательную активность. Но нередко такие мероприятия проводятся без должного профориентационного эффекта: не создают у школьников полного представления об определенной профессиональной деятельности, не вызывает у них глубокого личного отношения к профессии, основанного на самоанализе своих интересов, склонностей, способностей. Причины этого различные. Подчас специалист, представитель изучаемой профессии, выполняет свою задачу в утилитарном плане: раскрывает перед школьниками заведомо привлекательные стороны специальности с целью вызвать у них желание избрать именно ее после окончания школы. Такого рода информация не затрагивает тех познавательных потребностей учащихся, без активизации которых профориентационный эффект встречи сводится к нулю. Причиной малой эффективности  профориентационных  встреч  может быть  и  неподготовленность учащихся к восприятию информации.

    Чтобы профессиорафическая встреча соответствовала поставленным перед ней профориентационньм задачам, она должна быть специально подготовлена: с одной стороны, информационный материал должен быть правильно педагогически интерпретирован (он должен быть профессиографическим по своему содержанию и доступным для восприятия учащимися), с другой стороны, необходимо сформировать у учащихся положительные установки на восприятие профессиографического материала.

    Первое требование обусловливает, что, кроме социально-экономического и технологического аспектов профессиональной деятельности, специалист обязательно должен включить в свой рассказ описание психофизиологических и психологических свойств и качеств человека, необходимых для специальной работы, удовлетворенности ею, творческого решения профессиональных задач.

    Полнота и объективность информационного материала, получаемого  школьниками во время профессиографической встречи, способствует формированию у них правильного представления об изучаемой профессии, о ее привлекательных сторонах, встречающихся трудностях, творческих моментах деятельности, о возможности соответствующих перспектив при наличии определенных профессиональных качеств и уровня интеллектуального развития.

    Одним из видов профориентационной работы является организация и проведение профессиографических экскурсий. Среди различных форм проведения классным руководителем профориентационной работы, активизирующих профессиональное самоопределение школьников, значительное место отводится экскурсиям на промышленные предприятия. Однако эти экскурсии не всегда отвечают задачам профориентации и не всегда оставляют у учащихся полное представление о той или иной профессии. Поэтому возникает необходимость проведения профессиографических экскурсий, на которых ученики не ограничивались бы простым наблюдением за трудовым процессом, а изучали бы суть деятельности в той или иной профессии. Задача такой экскурсии заключается в том, чтобы не только познакомить учащихся с современной техникой, технологией производства, организацией труда, устройством и принципами действия машин, но и научить их самостоятельно производить конкретный анализ профессиональной деятельности.

    В основу содержания профессиографической экскурсии берется профессиограмма конкретной профессии, представляющая собой систематизированную информацию  о  профессии, ее можно  использовать  как основу  для разра

    ботки плана и методики проведения профессиографической экскурсии.

    Ряд исследователей проблемы профориентации школьников (80; 96 и др.) указывают на необходимость использования в этой работе основ психологии. Поэтому важнейшей частью профессиограммы является психограмма, представляющая собой психологический анализ профессиональной деятельности.

    В соответствии с задачами профессиографической экскурсии схема анализа профессии может, на наш взгляд, содержать следующую информацию: общие сведения о профессии; характеристику процесса труда; психофизиологическую характеристику профессиональной деятельности; санитарно-гигие-нические условия труда; требования к профессиональной подготовке.

    Психофизиологическая характеристика профессиональной деятельности определяет, какую роль в той или иной профессиональной деятельности играют различные психофизиологические особенности человека, сенсорные процессы, умственные действия, моторика, внимание, эмоции, а также некоторые личностные особенности. Иными словами, дает достаточно точное представление о требованиях профессии к психофизиологическим свойствам и качествам личности. При анализе конкретной профессиональной деятельности во время экскурсии важно обратить внимание учащихся на те качества, к которым могут адресоваться наибольшие по силе своего воздействия нагрузки, а также на противопоказания к ней.

    Перед профессиографической экскурсией, как и перед другими видами профориентационной работы, ставится задача обучения школьников самостоятельному анализу профессии. Успешное решение этой задачи связано с развитием познавательной активности школьников в процессе экскурсии. Поэтому особое место в проведении экскурсии занимает поисковый метод получения информации, постановка перед учащимися поисковой проблемной задачи. При этом они не просто получают от экскурсовода готовую информацию о профессии, но знакомятся с методами ее анализа и, осваивая его доступные элементы, овладевают  умением  самостоятельно  анализировать  профессиональную  дея-

    тельность.

    Навык профессиографического анализа, приобретенный во время экскурсии, помогает учащемуся разобраться в сложном мире профессий и выбрать себе мотивированно  и обоснованно подходящую сферу трудовой деятельности.

    Эффективность профессиографической экскурсии как одной из форм профорганизационной работы в школе требует предварительной  подготовки и включает следующие этапы: подготовку класса и классного руководителя; подготовку экскурсовода; подготовку к экскурсии учащихся.

    Школьная профориентация немыслима также без помощи и других организаций. Поэтому ряд авторов в качестве отдельного направления выделяют такую проблему как помощь учителю в профориентационной работе.

    Безусловно, совершенствование преподавания, приближение его к нуждам практики, использование достижений НТР невозможно без повышения не только методической, но и общетехнической культуры педагогов, знания ими сегодняшнего  и  завтрашнего  дня  ведущих отраслей народного хозяйства. По

    мощь в этом должно оказывать базовое предприятие (241).

    Вопросы профориентационной работы учителей, методика ее проведения на уроках и во внеурочное время должны обсуждаться предметными комиссиями и методическими объединениями, советом профориентации школы. Широко практикуются семинарские занятия с учителями по профессиональной ориентации, деловые игры. Большую помощь в правильной постановке профориентации оказывает индивидуальная работа кабинета профориентации с учителями-предметниками. Это подбор литературы, консультации по вопросам содержания и методики включения элементов профориентации в содержание урока и т.д.

    Важным является использование на уроках, наряду с устным рассказом, наглядных пособий. Это могут быть фотографии, альбомы, картины, показывающие технологию труда, видеозаписи. Лучше, если люди, о которых рассказывает учитель, знакомы детям. Весь этот материал сосредоточен в кабинете профориентации или в нешкольных профориентационных центрах. Учитель по заданию таких центров (кабинетов) разрабатывает профессиографические карточки, которые дают ему возможность систематически улучшать изучение учебного материала, проводить профориентационную работу с учащимися. Материалы карточек периодически пополняются, исходя из практики и опыта учителей школы, они тоже хранятся в центрах (кабинетах) и могут быть использованы при необходимости другими учителями.

    Как указывалось выше, нельзя понять смысла деятельности без соотнесения ее с целью, на достижение которой она направлена. Это особенно важно для управления, так как цель является одним из наиболее существенных аспектов управления.

    Ведущей целью профессионально-педагогического ориентирования студентов и  старшеклассников является формирование у тех и других высокого нравственного и эстетического  вкуса, лежащего в основе педагогической культуры. Вкус относится  к числу мировоззренческих категорий,  от его уровня  зависит каждая педагогическая акция. Вот почему воспитание  этого качества целесообразно возвести в ранг наиболее актуальных педагогических проблем.

    Поэтому в качестве следующего аспекта подготовки школьников к выбору профессии выделяется нравственно-эстетическое ориентирование подростков. Профессионально-педагогическое и  нравственно-эстетическое ориентирование студенческой и школьной молодежи, как принято считать в педагогической науке - синонимичные понятия. Обладатель педагогического вкуса действует обычно по законам красоты и морали, кто имеет вкус нравственный и эстетический, всегда оказывает на окружающих благотворное  влияние. Наличие высокого морального и художественного вкуса, безусловно, открывает молодому человеку широкую перспективу в практическую педагогику (23).

    В изученных нами работах, к сожалению, данная область педагогики отстает от требований современной жизни и проблематика многих исследований, по нашему мнению, во многом надумана. Действительно, профессионально-педагогическое ориентирование некоторыми исследователями выделяется как один из видов профориентации школьников. Все они сходятся на мысли, что эффективная  допрофессиональная  педагогическая ориентация старшеклассников возможна лишь при отраженном в программах, научно обоснованном содержании обучения и воспитания в педагогических кружках, педклассах, на факультетах будущих учителей. Основной акцент должен быть сделан на предметы психолого-педагогического цикла (114).

    Обобщая различные аспекты основ профессионального ориентирования  школьников, можно, на наш взгляд, в общем виде представить систему профессионально-педагогической ориентации молодежи как взаимосвязанные по содержанию и методам осуществления формы практической работы на разных уровнях подготовки старшеклассников к труду преподавателя (см. схему 1).


                                                                                                                   Схема 1


     








       




    Под профессионально-педагогическим просвещением понимается сообщение учащимся знаний о профессии преподавателя и педагога, на основе которых формируются положительное отношение к виду деятельности, устойчивый интерес, осознанное отношение к процессу выбора профессии педагога.

    Целью просвещения становится ознакомление учащихся с различными видами деятельности преподавания, тенденциями ее развития, потребностями в кадрах народного хозяйства, особенностями трудоустройства и поступления в вузы. Данная информация должна быть воспитывающей - необходимо раскрыть значение педагогической деятельности в жизни человека, общества; объективной она должна не только отразить красоту профессии, но и ее «теневые» стороны, т.е. сложности и трудности, раскрыть не только настоящее, но и будущее, показать возможность профессионального и духовного роста; всесторонней - включать показ профессии преподавателя с точки зрения социально-экономической и личностной.

    Профессиография - это описание профессии (в данном случае педагога) с учетом изменения характера и содержания труда под воздействием научно-технического прогресса, культуры и политико-экономических факторов. Профессиография, по нашему мнению, должна включать в себя следующие компоненты: общую характеристику профессии преподавателя (история, ее общественная значимость, потребность в данной профессии, примеры из библиографий известных педагогов); педагогическую характеристику (описание трудового процесса - содержания и характера труда, предмета, средств и результатов); связь с другими специальностями; необходимые общие и специальные педагогические умения и знания; требования, предъявляемые профессией преподавателя (физиологические, психологические, медицинские); психологическую характеристику работы (ее привлекательные и непривлекательные стороны, трудности, творческий характер); условия труда преподавателя (работа в помещении, работа с людьми, общение, социальные и экономические - оплата, отпуск, льготы, возможность профессионального роста); сведения о получении профессии преподавателя (учебные заведения, литература о профессии).

    Профессионально-педагогическое воспитание - это воспитание у учащихся стойкого интереса и мотивов выбора профессии преподавателя, любви к данному выбору. Как отметил К.К. Платонов, профессиональное просвещение и профессиональное воспитание взаимосвязаны и в своей связи должны быть умело выражены в уроки по всем предметам и очень продуманно (163).

    Наибольшая эффективность в профессионально-педагогическом воспитании учащихся достигается при умелом объединении усилий школы, семьи и общественности. Важное значение имеет здесь приобщение детей к практическим занятиям по педагогике.

    Профессионально-педагогическая диагностика – процесс изучения личности и организма старшеклассника, который проводится медиками, психологами, педагогами с целью определения педагогической пригодности и формирования профессиональной направленности учащихся.

    Изучение личности преследует, как указывают многие авторы, следующие задачи: определение уровня знаний в сфере педагогики; изучение индивидуальных особенностей и способностей личности к умственному труду; изучение профессиональных интересов и намерений.

    В условиях школы эффективность диагностики во многом зависит от организации системных наблюдений в процессе учебной и внеклассной деятельности школьников. Личность подростка изучают с помощью таких методов, как психолого-педагогическое наблюдение, беседа, анализ документов и продуктов деятельности, анализ практических действий, анкетирование, тестирование, эксперимент, что дает учителю составить представление о склонностях и способностях школьника, и делает его рекомендации учащемуся в выборе профессии преподавателя более обоснованными.

    Профессионально-педагогическая консультация – совет, устная или письменная рекомендация о выборе профессии, которые даются на основе диагностики. Профессионально-педагогическая консультация включает в себя  три вида консультаций: медицинская, которая осуществляется медицинскими работниками в виде рекомендации выпускнику  о  виде  деятельности  преподавателя с точки зрения его индивидуальных исследований; психолого-педагогическая – совет учителя о виде профессии преподавателя, исходя из соответствующих выпускнику морально-психологических качеств, знаний, способностей и склонностей; справочная консультация организовывается для выпускников в школах, вузах, предприятиях, где они получают рекомендации о путях трудоустройства, профессионального образования.

    Профессионально-педагогический отбор проводится на основе диагностики и является наиболее сложным и ответственным процессом, поскольку предусматривает отбор работников с определенными личностными качествами, необходимыми для выполнения педагогической деятельности.

    Профессионально-педагогическая адаптация – процесс успешного приспособления обучающихся в вузах к условиям труда, в результате которого происходит закрепление кадров. Эффективность адаптации в определенной мере служит показателем правильного выбора профессии. Профотбор и проф- адаптация в условиях школы не проводятся. Но, не смотря на это, учителю следует организовать свою работу так, чтобы добиться наибольшей степени соответствия подготовки старшеклассника к профессии преподавателя и обеспечить наиболее успешную адаптацию школьника в педагогической деятельности.

    В последнее десятилетие, в условиях жестких рыночных отношений в нашей стране, начальное профессионально-педагогическое ориентирование оказалось  наименее защищенным  в плане нормативно-правовой, социальной, финансово-экономической базы, кадрового обеспечения. Финансирование вузов передается на региональные и местные бюджеты, что ведет к сокращению степени защищенности преподавателей и учащихся. Из системы образования начался отток преподавателей, в том числе и с высшим образованием. Выпускников педагогических вузов отличает низкая общеобразовательная подготовка, суженность культурного кругозора. В первую очередь  это объясняется невысоким уровнем подготовки преподавательских кадров.

    В  изменяющихся  социально-экономических  условиях  кроме  проблемы финансово-экономического обеспечения, возникают новые – обеспечение соответствия перечня педагогических профессий, по которым идет подготовка, запросам рынка труда и образовательных услуг, стандартизация содержания образования, подготовка преподавательских кадров в реалиях современного общества.

    Таким образом, общий вывод, вытекающий из исследованных работ, и заключающийся в том, что правильно организованная ориентация школьников на учительскую профессию является важнейшим условием, которое обеспечит отбор в педагогические  учебные заведения абитуриентов, сознательно готовящих себя к овладению именно этой профессией, на наш взгляд, правильный. Однако поставленная в данной работе проблематика должна быть рассмотрена не только, исходя из проведенного выше анализа общих основ профориентации, но, главным образом, исходя из последних достижений педагогики и социальных реалий современной жизни.

    Таким образом, можно сделать следующие выводы:

    Система профориентации  является  подсистемой  общей системы под-

    готовки школьников, непрерывного процесса образования и воспитания. Профориентация в отечественной науке рассматривается с позиций личностно-деятельностного подхода, с учетом целеполагания и мотивационной сферы субъекта, выбирающего профессию. Личностно-деятельностный подход к организации процессов обучения и воспитания определяет и такой аспект профориентационной работы, как вовлечение школьников в общественно-полезную деятельность.

    Главной целью профориентации является формирование у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и потребностям общества в грамотных специалистах, его требованиям к современному профессионалу.

    Выбор профессии - это не одномерный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. Неотъемлемым условием успешного профессионального самоопределения школьника является наличие у него профессионально важных качеств.

    Профессионально-педагогическое ориентирование выделяется в один из видов профориентации школьников. Профессионально-педагогическая ориентация включает в себя профессионально-педагогическое просвещение, профессионально-педагогическое воспитание, и просвещение, профессиографию, профессионально-педагогическую диагностику, профессионально-педагогичес-кую консультацию, профессионально-педагогический отбор (подбор), профессионально-педагогическую адаптацию.

              Выбор подростком будущей профессии является управляемым процессом. С позиции управления профориентацией необходимо способствовать расширению и углублению знаний, умений, связанных с содержательной стороной будущей профессиональной деятельности, с одной стороны, а с другой - осуществлять постоянный контроль за ее развитием.






Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Основы профессионально-педагогического ориентирования старшеклассников ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.