Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Особенности конфиденциального делопроизводства

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Особенности конфиденциального делопроизводства
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:40:25
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Особенности конфиденциального делопроизводства

    1. Характеристика документной информации

    2. Понятие коммерческой тайны

    3. Охрана корпоративных секретов

    4 Защита конфиденциальности в России и за рубежом

    5. Оформление конфиденциальных документов в США



    И

    нформация, зафиксиро­ванная в пространстве и времени и заключенная в соответствующий формат, пе­реходит в навое качественное состояние. Она становится до­кументом. В таком виде приоб­ретает юридическую силу и ре­шает конкретные функциональ­ные задачи. Документная ин­формация содержит социально значимые сведения, которые от­ражают факты, события, явле­ния объективной и мыслитель­ной деятельности человека, и принципиально отличается, ска­жем, от той информации, кото­рая используется в СМИ. Она первична по своей сути и играет ключевую роль в управленчес­ком процессе. В предпринима­тельстве регламентирует дело­вые отношения, служит интере­сам бизнес- коммуникации, ис­полняет роль правового регуля­тора. Там, где нет документа или его функции игнорируются, счи­тают западные бизнесмены, по­является сговор, отношения вы­ходят за рамки закона, выстраи­ваются «по понятиям».

    Отношение человека к доку­менту служит критерием оценки гражданской зрелости общест­ва, степени его цивилизован­ности, а для конкретной фирмы - мерилом ее надежности, сос­тоятельности как партнера. В рыночных условиях документ располагает еще одним качест­вом. Речь идет о коммерциали­зации содержащейся в нем ин­формации.

    Не всякие, по мнению предп­ринимателя, ценные сведения на самом деле являются конфиден­циальными, таят в себе государ­ственные секреты. Однако это его интеллектуальная собствен­ность. Для него она «стоит де­нег». Ее сохранность - предмет его заботы, и, как налогоплатель­щик, он рассчитывает на подде­ржку властей в этом вопросе. По своему усмотрению он вводит для такой информации режим коммерческой тайны, что поми­мо ее конфиденциальности пре­дусматривает ее защиту от про­тивозаконного завладения.

    Правовая сущность этих проблем, их трактовка, отноше­ние к ним государства, общества впервые в нашей стране были очерчены в принятом в 1995 году Государственной думой РФ Фе­деральном законе «Об информа­ции, информатизации и защите информации». Чтобы по достои­нству оценить значение этого за­конодательного акта, видимо, уместно будет вспомнить документоведение нашего недалеко­го прошлого. Известно, что сове­тское делопроизводство форми­ровалось и функционировало в орбите государственных бюрок­ратических структур, обслужи­вавших командно-распоряди­тельную систему. Все информа­ционные ресурсы находились в руках и под контролем государ­ства. При этом господствовал культ секретности. Большая часть документного массива бы­ла под запретом. Закон «Об ин­формации, информатизации и защите информации» фактичес­ки стал своего рода водоразде­лом в российском документове-дении, подведя черту под целой эпохой в области информатиза­ции, теми правилами, которые господствовали во времена «же­лезного занавеса». В нем были заложены принципы либерали­зации государственной политики по отношению к документу, оп­ределен правовой режим доку­ментирования информации, очерчены права собственности частных лиц на отдельные доку­менты, определен порядок пра­вовой защиты информации. От­ражая происшедшие социально-экономические изменения в на­шем обществе, он фактически впервые определил роль и место информации в обществе, ее со­циальную и материальную зна­чимость. Информация отнесена к категории товара, фактически становится субъектом собствен­ности. Как всякую собствен­ность, ее можно купить, продать и, увы, украсть. При успешной реализации информация может принести прибыль, а при утере, наоборот, повлечь убытки. Закон гарантирует права физических и юридических лиц в отношении «тех документов, массивов доку­ментов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследо­вания». При этом подчеркивает­ся, что «...документирование ин­формации осуществляется в по­рядке, устанавливаемом органами государственной власти, от­ветственными за организацию делопроизводства, стандарти­зацию документов».

    В рыночных условиях весьма актуальной является проблема защиты коммерческой инфор­мации. Вступивший в июле 2004 года в действие Федеральный закон «О коммерческой тайне» четко определил границы предпринимательской инфор­мации, подлежащей первооче­редной защите. Это «научно-техническая, технологическая, коммерческая, организацион­ная или иная используемая в экономической деятельности информация, в том числе ноу-хау, которая обладает действи­тельной или потенциальной ком­мерческой ценностью в силу ее неизвестности третьим лицам, которые могли бы получить вы­году от ее разглашения или ис­пользования, к которой нет сво­бодного доступа на законном основании и по отношению к ко­торой принимаются адекватные ее ценности правовые, органи­зационные, технические или иные меры охраны». Принятый в развитие законодательного акта «Об информации, информати­зации и защите информации» этот закон имеет непосред­ственное отношение к бизнесу, рыночным отношениям, где проблемы защиты корпоратив­ной информации приобретают острый и актуальный характер.

    Напомним, по Гражданскому кодексу РФ предприниматель­ство - это «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования иму­щества, продажи товаров, вы­полнение работ или оказания услуг лицами, зарегистрирован­ными в этом качестве в установ­ленном порядке».

    Вполне понятно, что в услови­ях жесткой конкуренции дорога предпринимателя к максималь­ной прибыли, что является ос­новной целью его деятельности, не усеяна розами. Чтобы высто­ять в противостоянии с соперни­ками по бизнесу, сохранить за собой «место под солнцем», тре­буется, кроме прочего, уметь сохранить свои коммерческие секреты от недобросовестных конкурентов. Некоторые фирмы, вместо того чтобы вкладывать собственные средства в разра­ботку новых технологий, предпо­читают «позаимствовать» know-how у соседа. В-арсенале такого заимствования переманивание сотрудников - носителей ком­мерческой тайны, а порой и просто элементарная кража. К такому выводу пришла, в част­ности, газета «Известия», опуб­ликовавшая на своих страницах некое журналистское расследо­вание о положении дел в этой сфере1. Что является предметом вожделений конкурентов? Упо-мянутый^Закон «О коммерческой тайне» дает общие ориентиры и не конкретизирует, что именно составляет коммерческую тайну. Все зависит от рынка, коньюкту-ры спроса и сложившейся вокруг фирмы ситуации. По словам ге­нерального директора ЗАО «Бриджтаун Фудс» Дмитрия Ва­сильева, в сфере торговли в чис­ле незаконно «позаимствован­ных» сведений чаще всего оказы­ваются данные «об используемой технологии, структуре собствен­ности, частная информация о ру­ководстве, наработанных контак­тах, составе активов компании, ее «слабых» местах». Если речь идет о сфере добычи, то любите­ли легкой наживы прежде всего пытаются заполучить сведения о районах промысла, расположе­нии и мощности месторождений, перспективах добычи, заинтере­сованности рынка в добываемой продукции. В производственной сфере к коммерческой тайне мо­гут быть отнесены данные о стои­мости сырья, себестоимости продукции, затратах труда, при­меняемых технологических но­винках, маркетинговой ситуации в отношении производимого то­вара и т.п.

    Закон «О коммерческой тай­не» выводит конфиденциальное делопроизводство в отдельную область в системе документаци-онного обеспечения управле­ния. Ее цель - обеспечить адек­ватные условия для документи­рования конфиденциальной ин­формации, а также защиту ин­формации, хотя в основе конфи­денциального делопроизвод­ства лежат те же принципы, что и при открытом делопроизвод­стве. В практической деятель­ности предприниматели вправе на свое усмотрение разработать свою классификацию докумен­тов в зависимости от временных факторов, состояния рынка, продажи, степени опасности. Они сами определяют статус оказавшихся в орбите их дея­тельности информации и доку­ментов, которые могут иметь несколько уровней ограничения доступа в зависимости от степе­ни конфиденциальности. Рос­сийские ГОСТы, и в частности ГОСТ Р 6.30 - 2003, содержащий требования к оформлению доку­ментов, не предусматривают реквизит, обозначающий сте­пень его секретности.

    В рамках своих прав руково­дитель частной фирмы может са­мостоятельно определить статус информации в плане ее конфи­денциальности и обозначить гриф доступности к ней. Госуда­рство в этом случае гарантирует право на коммерческую тайну и берет на себя обязательство обеспечить судебную защиту этого права, естественно, если владелец принимает необходи­мые меры к обеспечению конфи­денциальности. Иными словами, он содержит свои документы, обладающие коммерческой цен­ностью, в условиях, когда завла­деть ими можно только противо­законным путем. Они хранятся в сейфах, отдельных помещениях, куда нельзя проникнуть без взло­ма, круг сотрудников, имеющих доступ к ним, ограничен и строго учитывается. Определив, нас­колько  информация  секретна, владелец может использовать такие грифы, как: «Собственная информация фирмы», «Инфор­мация особого внимания», «Ко­пии не снимать», «Хранить в сей­фе», «Конфиденциально», «Стро­го конфиденциально», «Строго конфиденциальная информа­ция», «Конфиденциально-осо­бый контроль»2. Могут быть и другие варианты. Все зависит от конкретной обстановки и, если хотите, рыночной стоимости ин­формации. Для входящих доку­ментов рекомендуется при необ­ходимости проставлять уточняю­щие отметки, которые выделяли бы отдельные из них из общего потока поступающих извне доку­ментов, например: «Лично», «Только адресату», «Вскрывать в присутствии руководства» и т.п. В целом вся работа по классифи­кации документов с точки зрения их конфиденциальности должна быть направлена на надежную защиту интересов фирмы и госу­дарства, там, где документы свя­заны с национальной безопас­ностью. Вместе с тем вся эта ра­бота должна протекать в рамках обеспечения прав и свободы граждан в соответствии с суще­ствующими законодательными актами. «Борьба» за конфиден­циальность не должна тормозить производственный процесс фирмы, блокировать ее деловые контакты.

    В целом к проблеме защиты информации надо подходить комплексно, используя совре­менные методы охраны и управ­ления корпоративной информа­цией. Один из них - применение многоступенчатого доступа к сведениям, внедрение разного рода паролей, специальных ко­дов. Особенно это необходимо при широко распространенной в эпоху высоких технологий компьютеризации офисов и рас­тущем использовании электрон­ных носителей информации. В числе других мер рекомендуется внимательно следить за «психо­логическим климатом» в коллек­тиве, периодически проводить мониторинг по поводу отноше­ния сотрудников к своим обязан­ностям, интересам фирмы, осво­бождаясь от сомнительных и не­дисциплинированных лиц.

    Если феномен «коммерчес­кая тайна» в современной рос­сийской действительности - яв­ление сравнительно новое, то в развитых капиталистических странах - это «пройденный этап». В деле защиты корпора­тивных секретов там накоплен богатый опыт.. Как свидетель­ствует практика, западные фир­мы в условиях свободного рын­ка, жесткой конкуренции прида­ют первостепенное значение вопросам организации работы с конфиденциальными докумен­тами. Особенно это относится к компаниям, так или иначе свя­занным с правительственными заказами. Большая доля ответ­ственности в этом плане лежит на плечах секретарей (особенно это касается предприятий мало­го и среднего бизнеса), учиты­вая, что вопросы приема, обра­ботки, учета и хранения доку­ментов, другие аспекты делоп­роизводства чаще всего нахо­дятся в сфере их служебных обя­занностей. Адресованная секре­тарскому цеху в США книга «Merriam-Webster's Secretarial Handbook», своего рода руково­дство по профессии, предуп­реждает, что «американские компании частного сектора обя­заны строго соблюдать прави­тельственные инструкции, каса­ющиеся конфиденциальной ин­формации». С этой целью, под­черкивается в книге, должны быть предприняты особые меры предосторожности, включая хранение документов, содержа­щих эту информацию, в специ­альных сейфах, хранилищах. Для работы с такими документа­ми выделяются уполномоченные лица, действующие в рамках предоставленных им прав. При необходимости компания в раз­витие «указаний свыше» разра­батывает свои инструкции обра­щения с конфиденциальной информацией, в основе которых должны быть заложены требова­ния официальных структур3. На­до отметить, что в целом на аме­риканских фирмах строго при­держиваются предписанных правил в отношении корпора­тивных секретов. Там внима­тельно следят за сохранностью документов, и секретари, как но­сители коммерческих секретов, при поступлении на работу про­ходят тщательный инструктаж в этой плоскости. Они обязаны хо­рошо знать и строго придержи­ваться предусмотренных в аме­риканском конфиденциальном делопроизводстве правил. Рас­смотрим некоторые из этих пра­вил, касающиеся классифика­ции служебных документов с точки зрения их конфиденциаль­ности, тем более что их оформ­ление имеет свои особенности4.

    В широком аспекте в амери­канском, как и в российском де­лопроизводстве все служебные документы по уровню доступ­ности делятся на две категории: общедоступные (Unclassified information) и конфиденциаль­ные документы (Classified infor­mation). Последние могут со­держать секретные данные, све­дения с ограниченным досту­пом. Они не подлежат оглаше­нию. Unclassified information (общедоступная информация) имеет обычно пометку (U). Она не относится к разряду секрет­ной и требует специальных средств защиты против несанк­ционированного доступа только в рамках фирмы по усмотрению ее руководителя. При ее исполь­зовании может быть применен гриф «For official use only» («Только для официального ис­пользования») или «Limited offi­cial use» («Для ограниченного использования»).

    Документы, относящиеся к категории Classified information5, носят штамп «Confiden­tial», что означает официальный, иногда секретный характер со­держащейся в них информации. Во имя национальных интересов она должна быть защищена про­тив несанкционированного дос­тупа к ее содержанию. Все доку­менты, так или иначе содержа­щие конфиденциальную инфор­мацию, в соответствии с уста­новленными правилами должны быть соответствующим образом проштампованы. Штамп «Confi­dential» проставляется на каж­дой странице в верхней части над внутренним адресом (inside address) и нижней после отметки о приложении. Он также должен присутствовать на внешней сто­роне первого или титульного листа. Отметка «Confidential» набирается прописными буква­ми. Документы, относящиеся к категории «Confidential», по формату, т.е. составу и разме­щению реквизитов, несколько отличаются от обычных деловых писем. Рекомендуется формат, именуемый в американском де­лопроизводстве Modified Block Letter Style. Его суть заключает­ся в том, что, сохраняя опреде­ленные межстрочные интерва­лы, он включает в обязательном порядке такие реквизиты (если использовать российскую тер­минологию), как заголовок к тексту, исходящий номер, ссыл­ку на входящий, если таковой имеется. Вместе с тем отсут­ствуют приветственное обраще­ние к адресату (salutation) и зак­лючительная формула вежли­вости (complimentary close).

    Далее следует иметь в виду, что если стоит отметка «Official information», это значит, что ин­формация является продуктом и собственностью правительства США и находится в его распоря­жении. Declassify означает, что гриф  секретности      уровня Classified information с данного документа снят, и он не требует дальнейшей защиты от несанк­ционированного вмешатель­ства. Определение Downgrade относится к документам катего­рии Classified information, ко­торые в текущий момент не тре­буют высокой степени защиты. Но она может быть изменена в соответствии с обстановкой, ес­ли потребуется повышение сте­пени защиты против несанкцио­нированного доступа. Regrade относится к той категории Classified information, которая имеет гибкую степень защиты против несанкционированного доступа. Она меняется в соотве­тствии с обстановкой. Характе­ристика Upgrade свидетель­ствует, что Classified informa­tion нуждается в изменении сте­пени защиты против несанкцио­нированного доступа в сторону повышения.

    Как уже отмечалось, высшая степень категории секретности обозначается термином «Confi­dential» (С). Эта информация в обязательном порядке требует защиты против несанкциониро­ванного доступа. Разглашение содержания данной информа­ции может нанести ущерб наци­ональной безопасности. Далее по степени секретности следуют Secret (S) (информация, требу­ющая высокого уровеня защиты против несанкционированного доступа, так как разглашение может нанести серьезный ущерб национальной безопас­ности) и Top Secret (TS). Прос­тавляются на документах, со­держащих совершенно секрет­ную информацию. Они требуют наивысшего уровня защиты про­тив несанкционированного дос­тупа, так как разглашение этих сведений может нанести серь­езный ущерб национальной бе­зопасности.



Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Особенности конфиденциального делопроизводства ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.