Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Понятие частей речи и их классификация Статья

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Понятие частей речи и их классификация Статья
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:40:26
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

              1.3. 


              1. Сущность частей речи

              2.  Классификация частей речи


    Частями речи, частями высказывания, частями предложения, следовательно, как на это указывает и этимологическое значение нашего современного термина, первоначально именовались скорее те грамматические явления, которые в новое время в грамматике называются «членами пред­ложения», — подлежащее и сказуемое, а также дополне­ние, определение и т. п. Лишь попутно посредством по­нятия partes orationis античные филологи выделяли и на­зывали также и некие разряды или классы слов, к наи­менованиям которых восходит последующая номенкла­тура частей речи в обычном значении этого граммати­ческого термина [Супрун, с14].

    Вопрос о разделении всех слов языка на классы неоднократно вставал перед лингвистами разных эпох и народов. Ещё в 4 веке до н.э.  Аристотель разделил все слова греческого языка на четыре части речи: имя, глагол, член, союз (или связ­ку). Также в 4 веке до н.э. древнеиндийской грам­матики (Панини, Яска) выделили четы­ре класса слов применительно к сан­скриту: имя, глагол, предлог, частица. Филолог Александрийской школы Ари­старх Самофракийский (2 век до н.э.) впервые выделил восемь частей речи: имя, глагол, причастие, член, местоимение, предлог, наречие и союз. Те же части речи с одной поправкой (вместо члена введено междометие) были приняты в римской грамматике Варрона (1 век до н.э.) и поз­же в славянских грамматиках, вплоть до грам­матики Мелетия Смотрицкого (17 век).  

     При исследовании русских грамматических учений через призму анализа частей речи большинством авторов повышенное вни­мание уделялось анализу конкретных грамматических свойств русского языка.

    Русская лингвистика после трудов А. Потебни, Ф. Фортунатова, Бодуэна де Куртенэ, А. Шахматова обретает своеобразные грамматические идеи, формируется не только в области формулирования основ сравнительно-исторического метода (как было еще при А. Востокове), не только в нормализаторско-стилистических установках (разрабатывавшихся еще М. Ломоносовым), но и в области описательной грамматики.

    История русской науки о грамматике русского языка естественно развивалась не в стороне от достижений мировой науки, но пути ее развития становились более самостоятельными, более оригинальными и более плодотворными, так как оригиналь­ность концепций непосредственно связывалась со свое­образием материала. И в зарубежной лингвистике можно, на наш взгляд, найти идеи, созвучные тем или иным отечественным школам в определение частей речи. Это особенно ярко проявляется в общих путях поиска соответствующего языковой действительности определения частей речи.

    Еще младограмматист Г. Пауль, отмечая несостоятель­ность попыток установить строгую логическую классифи­кацию частей речи, писал о трех аспектах определения частей речи: семантическом, синтаксическом и мор­фологическом (флексия и словообразование) [Г. Пауль. Принципы истории языка. М., 1960, с. 415]. Неприменимость логических, а потому универсалистических попыток классификации частей речи отмечал Э. Сепир [Э. Сепир. Язык. Введение в изучение речи. - М.-Л., 1934, с. 93], а Р. Якобсон подчеркивал, что «части речи… отражают, согласно Сепиру, прежде всего нашу способность укладывать действительность в разно­видные формальные образцы» [Р. Якобсон. Поэзия грамматики и грамматика поэзии, Сб. «Роеtikcs. Роеtука. Поэтика». Варшава, 1961, с. 399].

    Ф. де Соссюр считал вероятным допущение о том, что части речи представляют собой «синхронические реальности» [Ф. де Соссюр. Курс общей лингвистики. М., 1936, с. 110], которые можно познать.

    О. Есперсен пи­сал, что при определении частей речи «учитывать надо всё: и форму, и функцию, и значение» [О. Есперсен. Философия грамматики. М., 1958, с. 65].

    Л. Блумфилд, определяя части речи как «максимальные классы слов языка» [В.А. Звегенцев. История языкознания XIX-XX веков в очерках и изречениях, изд. 3, ч. I, М., 1965, с. 206], подчеркивал, что формальные классы слов в соответствии с позициями, в которых выступает форма, соотносятся с функциями и функциональными значениями классов.

    Е. Курилович, вслед за Ф. Слотти, считавшим важным для харак­теристики частей речи первичные синтаксические функ­ции слов, утверждал вместе с тем, что «первичные синтаксические функции вытекают из лексических зна­чений частей речи и представляют своего рода транспо­зиции этих значений» [Е.  Курилович. Очерки по лингвистике. Сборник статей. М., 1962, с. 61].

    В Энциклопедии части речи определяются как классы слов, харак­теризующиеся:

    1)   единством обобщённого значения (например, предметности у сущест­вительного, процесса у глагола), отвле­чённого от лексических значений всех слов данного класса;

    2)    общностью грам­матических категорий и словоизмене­ния;

    3)   тождественностью синтаксических функций [Русский язык. Энциклопедия. Под ред. Ф.П. Филина. – М., 1979, с. 389].

    Частями речи называют также наиболее общие лексико-грамматические разряды слов, которые определяются в языке по трем главным признакам: 1) по лексико-грамматическому значению, 2) по характеру изменений и 3) по синтаксическому употреблению [Современный русский язык. Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1971, с. 209] .

    Среди научных исследователей общее определение частям речи дается А. Шахматовым: «Слово в его отношении к предложе­нию, или вообще к речи определяется в грамматике как часть речи» [А. А. Шахматов. Из трудов А. А. Шахматова по совре­менному русскому языку (Учение о частях речи). М., 1952, с. 29]. Далее А. Шахматов уже не в качестве универсального определения отмечал, что «в неко­торых языках, в частности и в русском, части речи могут различаться морфологически». Грамматические категории, писал Шахматов, познаются в синтаксисе, а потому при определении час­тей речи «должно принять во внимание и ту связь, кото­рая имеется между отдельными частями речи и грамматическими категориями» [А. А. Шахматов. - М., 1952, с. 29].

    Одновременно с этим грамматическим определением части речи в литературе высказывались и семантические определения.

    Напри­мер,  И.К. Кучеренко считает, что «часть речи - это класс слов, объединяемых общностью в реальном значении, которое обобщенно отражает предметы или явления материаль­ного мира, включая психическую деятельность, в их осознании коллективом, говорящим на данном языке» [Кучеренко I.К. Теоретичнi питання граматики украiнськоi мови. Морфологiя, т. I - Киев, 1961, с. 82].

    Приверженцы данного определения, однако, обычно рас­сматривают и грамматические признаки частей речи, с этой позиции являющиеся производными по отношению к семантике, что исторически, видимо, верно. Так, на роль логических форм мышления в возникновении и оформлении частей речи указывает А.Н. Савченко [А.Н. Савченко. Части речи и категории мышления// «Язык и мышление». М., 1967, с. 231].

    А.Е. Супрун определяет части речи как грамматические разряды, грамма­тические классы полнозначных слов, извлеченные из самого языка, а не привнесенные в него в тех или иных целях классификаторами. Одна из характерных черт этих грамматических классов состоит в том, - считает автор, - что, если говорящий на том или ином языке практически ими (классами) не овладеет, он не сможет активно пользо­ваться данным языком, какие бы опознавательные приз­наки или совокупности признаков этих классов ему ни рекомендовали лингвисты [Супрун А.Е. Части речи в русском языке. - М.: Просвещение, 1971, с. 20].

    По Д.Э. Розенталю, части речи — это структурно-семантические, или лексико-грамматические, разряды слов, раз­граничиваемые по выражаемым ими значениям, по свойственным им морфологическим признакам и грамматическим категориям, по типам формообразования и словообразования, по их синтаксическим функ­циям в составе предложений [Современный русский язык. Часть I. Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1979, с. 170].

    Л.Л. Касаткин определяет части речи как центральную, наиболее общую и важ­ную морфологическую категорию, в соответствии с которой все слова распределяются по грамматическим классам (частям речи). Слова, относящиеся к одной части речи, об­ладают: 1) одинаковым общекатегориальным (частеречным) значением - предметности, признаковости, количественности, процессуальности; 2) одинаковым набором частных морфологических категорий [Касаткин Л.Л. и др. Краткий справочник по современному языку. – М., 1991, с. 261].

    В данном исследовании под частями речи будут пониматься лексико-грамматические классы слов, имеющие определенные лексическое и грамматическое значения, а также одинаковые синтаксические функции.

    При определении конкретного состава частей речи, членении материала на части речи многими исследователями проблема обозначалась таким образом, чтобы в классификации слов по частям речи отражались особенности русского языка. Характер разрешение этой проблемы принимал различные, иногда доста­точно острые формы, что являлось причиной непростой грамматической полемики в истории русской, да и ми­ровой лингвистики. При этом во главу угла ставился вопрос о принципах классификации слов по час­тям речи, который иногда прикрывался спором конкретно о составе списка частей речи [      ].

    Одни исследователи склонялись к тому, что части речи отражают категории мышления, характеризуют особенности членения явлений внеязыковой действительности, соответствуют логиче­ским категориям. Отсюда чисто логические, чисто содержательные (с точки зрения языка) характеристики частей речи, например: «Как в мире вещественном мы видим действие и бытие, так и в языке; представляющем духовное воссоздание этого мира посредством слова, находим две стихии: глагол и имя; один означает деятельность, другой - бытие, т.е. предмет видимый или умственно представляемый опыт общесравнительной грамматики русского языка, издан­ной Вторым отделением Императорской Академии наук (СПб., 1852). Исходя из та­ких представлений о частях речи, легко было не только вполне осознанно строить всеобщую грамматику, к че­му пришли французские грамматисты в начале XVIII века, но и переносить сознательно или неосознанно клас­сификационную схему частей речи, более или менее оправданную для одного языка, на другой язык, как это делалось, начиная с глубокой древности вплоть до наше­го времени [         ].

    Считая имена и глаголы главными частями речи, а прочие - вспомогательными, еще Ломоносов заключал общую харак­теристику частей речи констатацией «.. слово человеческое имеет осмь частей знаменательных: 1) имя для названия вещей, 2) местоимение для сокращения именований, 3) глагол для названая деяний, 4) при­частие для сокращения соединений имени и глагола в одно речение; 6) наречие для краткого изображения обстоятельств, 6) предлог для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям; 7) со­юз для изображения взаимности наших понятий; 8) междометье для краткого изъявления движений духа» [М.В. Ломоносов. Полное собрание сочинений//Тру­ды по филологии, т. 7. М., 1952].

     Данная классификация имеет больше логико-психологический, чем грамматический харак­тер. В том же духе выдержаны и следующие далее в этой работе характеристики различных грамматических категорий, присущих частям речи членение имен на собственные и нарицательные, на существительные и прилагательные, рассмотрение сте­пеней сравнения и падежей и т.п.

    Таким образом, налицо функциональный подход к классификации частей речи. Но сам Ломоносов отмечал, что главная проблема чисто грамматических классификаций частей речи, состоит не в самом применении грамматического кри­терия, а скорее в недостаточных знаниях отно­сительно морфологических и синтаксических свойств слов. Именно поэтому, если чисто логическая класси­фикация частей речи сейчас сохраняет, пожалуй, лишь историко-научное значение, грамматические класси­фикации продолжают совершенствоваться и разви­ваться [М.В. Ломоносов. Полное собрание сочинений//Тру­ды по филологии, т. 7. М., 1952, с. 406].

    Ф.Ф. Фортунатов в своем общем курсе «Срав­нительное языковедение» (1901/02) отмечал, что «то деле­ние на части речи, которое принято в наших граммати­ках (и перешло к нам от древних грамматиков), пред­ставляет смешение грамматических классов слов с неграмматическими их классами и потому не может иметь научного значения» [Ф. Ф. Фортунатов. Избранные труды. т. 1. М., 1958, с. 166]. По Фор­тунатову, к грамматической классификации слов отно­сится деление их по формам словоизменения. К неграмматической классификации относится у Фортунатова де­ление слов на слова-названия и слова-местоимения, ко­торые «обозначают, или вещи, предметы по их отношениям к данной речи, к данной мысли (например, в русском языке ты, он, этот), или самые отношения данных пред­метов мысли к данной речи, мысли [Ф. Ф. Фортунатов. Избранные труды, т. 1. М., 1958, с. 108]. Слова-названия Фортунатовым делятся на группы по тому, обозначают ли они признаки, мыслимый во времени или вне отношения ко времени и т. д. Таким образом, у  Ф. Фортунатова можно найти и дихотомически построенную классификацию слов по семантическим признакам, а тоже дихотомическую, построенную по прин­ципу ветвящегося дерева, классификацию слов по  осо­бенностям словоизменения. Наряду с «полными» слова­ми, к которым относятся указанные членения, Фортуна­тов выделяет еще «частичные» слова и междометия. Особое, место заняли в фортунатовской классификации полные «слова-предложения».

              Д.Н. Овсянико-Ку­ликовский приводит классификацию частей речи по степени убы­вающей знаменательности и возрастающей формально­сти [Д. Н. Овсянико-Куликовский. Синтаксис русского языка.  СПб., 1902. с. 49]. В этой классификации выделяется четыре группы частей речи знаменательные - существи­тельные (кроме немногих отвлеченных), прилагательные, глаголы (кроме немногих отвлеченных и связок), причастия (кроме немногих отвлеченных), наречия (кроме формальных), деепричастия (кроме немногих отвлеченных); знаменательные отвлеченные - гла­голы существования, соответствую­щие причастия, деепричастия, отглагольные существи­тельные, числительные, малознаменательные-формальные местоимения, формальные наречия, конкретные глаголы связки;  незнаменательные-формальные от­влеченные глаголы-связки (быть), предлоги, союзы.

    Вслед за Фортунатовым в основу классификации частей речи М.Н. Петерсон кладет критерий «словоизменительных форм», однако, обращаясь по необходимости к детали­зации фортунатовских предложений, которые были достаточно общими, М. Петерсон принципиально отказался от определения некоторых ключевых для его построения понятий (см. табл.)

    Слова, имеющие формы словоизменения

    Слова, не имеющие форм словоизменения

    Падежные слова

    Родовые слова

    Личные слова

    нынче

    нет, да

    домой

    поздно

    лучше

    говоря

    говорить

    смеркается

    ах, увы

    кенгуру

    Самостоятельные

    дом

    краснота

    хождение

    болезнь

    пять

    я, ты

    кто

    лето

    а) добр

        ходил

        брошен

    б) храбрый

        бегающий

        спящий

        первый

        этот

        который

           говорю

             лежу

    Несамостоятельные


         был

            буду

    на, с, под,

    и, но, а,

    то, вот,

    есть,

    не



    Он не определял, «что такое падеж, род, и лицо. Это понятия простые. Для знакомства с ними необходимо ис­ходить из текста» [М. Н. Петерсон. Русский язык. Пособие для преподава­телей. М.-Л., 1925, с. 29]. Но такой отказ от определения и даже указания в тексте того, что такое падеж, при­вело к совершенно недопустимой путанице в отношении так называемых «неизменяемых» существительных. Осталась невыясненной и система форм одного слова: «у глагола из системы форм выключается инфинитив, а в связи с этим появляется странная пара слов в группе «слов, не имеющих форм словоизменения». Система глагольных форм была разбита еще и тем, что формы прошедшего времени отнесены к родовым словам, а настоящего времени - к личным словам. Ос­тается при этой классификации неясным, как обстоит де­ло с формами множественного числа, с формой будущего времени и т.п.  Едва ли на самом деле языковая дан­ность могла быть уложена в жесткие рамки итоговой таблицы классификации слов русского языка. Одним из главных достоинств своей классификации слов М. Петерсон считал ее «естественность»: «Она, - писал он, - отражает действительно существующие в язы­ке отношения, а не навязывает языку схем, заимствован­ных из чуждых источников» [М.Н. Петерсон. Русский язык. Пособие для преподава­телей. М.-Л., 1925, с. 30].

    Предло­женная М. Петерсоном классификации частей речи все слова делятся на самостоятельные и несамостоятель­ные. Среди самостоятельных слов выделяются «самостоя­тельные слова, употребляющиеся вне связи с другими сло­вами предложения»; «глагольные самостоятельные слова»; «именные слова без форм слово­изменения»;  «именные слова с формами словоизменения: существительные и прилага­тельные»; «местоимения», которые «противопоставля­ются всем именным словам ... по значению и по способу образования форм»; «числительные», которые «занимают особое положение по значению, по морфоло­гическим и синтаксическим свойствам» [М.Н. Петерсон. О частях речи в русском язык. Сб. «Вопросы грамматического строя». М., 1955, с. 185-186]. Неса­мостоятельные слова делятся на «выражающие отношения между самостоятельными словами» (предикатив­ные - связка и непредикативные - союзы и предлоги, которые друг от друга отличаются по тому, что первые выражают отношения однородных слов или предложе­ний, а вторые - неоднородных слов) и «выражающие какие-нибудь оттенки значений самостоятельных слов» [М.Н. Петерсон. О частях речи в русском язык. Сб. «Вопросы грамматического строя». М., 1955, с. 187].

    В.А. Богородицкий подчеркивал, что «имея в виду на основании возможно широ­кой индукции научно обосновать классификацию частей речи, нужно установить точки зрения, точка зрения формальная и семасиологическая и отношение их к точ­кам зрения синтаксической (члены предложения) и ло­гической (категории); статическое и сравнительно-гене­тическое изучение» [В. А. Богородицкий. Очерки по языковедению в рус­ском языке, изд. 4. М., 1939, с. 201].

    Г.О. Винокур представил общую схему морфологической классификации слов с некоторыми усовершенствованиями, с привлечением функциональной точки зрения в неко­торых случаях, является в общем закономерным продол­жением  формально морфологической  классификации слов, проводившейся представителями фортунатовской лингвистической школы. Но, в отличие от своих предшественников. Г. Винокур не только не отрицал правомерности и научности постанов­ка проблемы частей речи, но и утверждал, что «установ­ление морфологических классов слов - это только известная ступень в исследовании структуры языка».

    Г. Винокур, отстаивая преимущества морфологической классификации слов, писал «Нет никакой необходимо­сти отрицать реальность так называемых частей речи, как живой и объективной давности языка, для того, что­бы считать себя вправе заниматься классификацией слов по основаниям, извлекаемым из анализа их формы» [Г.О. Винокур. Избранные работы по русскому языку. М., 1959, с. 415].

    А. Востоковым перечислялись восемь разрядов слов или частей речи  [А. Востоков. Русская грамматика Александра Востокова по начертанию его же сокращенной грамматики полнее изложенная, изд. 10. СПб., 1959, с. 4]:


     1. Имя существительное.                         5.  Наречие 

     2.  Имя прилагательное.                            6.  Предлог.

     3.  Местоимение.                                       7.  Союз.

               4.  Глагол.                                                             8.  Междометие.


    Однако весьма важной представляется и следующая характеристика, даваемая А.Востоковым в «предварительных понятиях» морфологической части его грамматики: «Разряды слов» (т. е. части речи. - М.А.) отличаются одни от других, свойственными им окончаниями» [Востоков А. Русская грамматика Александра Востокова по начертанию его же сокращенной грамматики полнее изложенная,  изд. 10. СПб., 1959, с.5].

    Это нововведение в построении системы частей речи, сделанное А. Востоковым, как и зачатки грамматического подхода к пониманию частей речи, безусловно, было ша­гом вперед в грамматическом анализе русского языка, в рассмотрении частей речи на материале русского язы­ка. И в этом отношении меньшее историческое значение имеют те неточности, которые могут быть вскрыты, на­пример, в данной Востоковым характеристике отдельных частей речи, в частности глагола  или числитель­ного. Главное не в том, чего не сделал тот или иной ученый, а в том, что он сделал. [Поспелов Н.С. Учение о частях речи в русской грамма­тической традиции. М., 1954, с. 10].

    А.А. Шахматов в своих ранних работах по истории русского языка при классификации слов по частям речи опирался, прежде всего, на семасиологические критерии, считая, что каждой, части речи присуща неко­торая система грамматических форм. Позже в работах по современному русскому языку определение частей речи А. Шахматов  отнес к синтаксису, рассматривая вместе с тем в морфологии не только словоизменение и связанные с ним категории, получающие у А. Шахматова семантическое наполнение, но и структурные основы.

    В соответствии с теми «представлениями», которые выражаются словами, А. Шахматов делит их на три груп­пы: знаменательные слова, выражающие обязательно основные представления с или без отношения к сопут­ствующим сопутствующим грамматическим категориям (существительное, глагол, прилагательное, наречие); незнаменательные слова, «служащие для выражений или иной самостоятельной грамматической категории» (местоимение, числительное, местоименное, наречие); служеб­ные части речи, «служащие для выражения той или иной несамостоятельной грамматической категории» (предлог, союз, префикс, частица); особо стоят междометие «как эквивалент слова» [А. А. Шахматов. Из трудов А. А. Шахматова по совре­менному русскому языку (Учение о частях речи). М., 1952, с. 30-31].

    В подобном роде рассуждает и А.М. Пешковский при определении состава частей речи. [А. М. Пешковский.  Русский синтаксис в научном освещении, изд. 2, М., 1920, с. 43].  Его классификация выглядит следующим образом:


    Форменные слова

    Бесформенные слова

    Форменные слова с синтаксическими и несинтаксическими  формами

    Форменные слова с одними несинтаксическими формами



    1) Наречия

    2) Деепричастия

    3) Инфинитивы


    Имена

    Глаголы

    Имена прилагательные

    Имена существительные

    Собственно прилагательные

    Причастия


    Иначе подходил к семантической стороне классифи­кации слов по частям речи Л. А. Булаховский в сво­ем «Курсе русского литературного языка» (1935). Для него возможны два параллельных подхода к классифи­кации слов по частям речи: со стороны семантиче­ской (смысловой) и со стороны формальных примет. Выделяются при этом основные полнозначные части речи - имя существительное, имя при­лагательное, глагол, наречие, неосновные - местоиме­ние, числительное, неизменяемые сказуемые слова; особо стоит междометие; среди неполнозначных слов выделяются предлоги, союзы и частицы. Суще­ственнейшими моментами в классификации полнозначных частей речи являются признаки словоизменения, рядом с которыми иногда выступают словообразователь­ные особенности, полную же «характеристику изучаемых категорий дает, - по Булаховскому, - только учет вмес­те моментов семантических, т. е. собственно-смысловых, морфологических и синтаксических» [Булаховский Л. А. Курс русского литературного язы­ка, т. I, изд. 5. Киев: 1952, с. 126].

    Классификация слов, по  В.В. Виноградову, «не может игнорировать ни одной стороны в структуре слова», хотя лексические и грамма­тические критерии должны играть решающую роль, при­чем «морфологические своеобразия сочетаются с синтак­сическими в органическое единство», ибо «нет ничего в морфологии, чего нет или прежде не было в синтаксисе и лексике. Анализ смысловой структуры слова привел Виноградова к выделению четырех основных грамматико-семантических категорий слов:

    1. Слова названия, к которым примыкают ме­стоимения, «образуют предметно-смысловой, лексический и грамматический фундамент речи» и являются частями речи.

    2. Частицы речи, т. е. связочные, служебные сло­ва, лишенные номинативной функции, ближайшим обра­зом связанные с техникой языка, причем «их лексические значения тождественны с грамматическими», слова, ле­жащие на грани словаря и грамматики.

    3. Модальные слова и частицы, лишенные, как и связочные слова, номинативной функции, но более «лексичные»: «вклинивающиеся» в предложение, отмеча­ющие отношение речи к действительности с точки зрения субъекта речи. Присоединенные к предложению, «мо­дальные слова оказываются за пределами и частей речи, и частиц речи, хотя по внешности могут походить и на те и на другие».

    4. Междометия в широком смысле слова, не име­ющие познавательной ценности, синтаксически неоргани­зованные, неспособные сочетаться с другими словами, обладающие аффективной окраской, близкие к мимике и жестам [В.В. Виноградов. Русский язык. (Грамматическое уче­ние о слове). М., 1947, с. 30].

    Целый ряд грамматик современного русского языка повторяет в основных чертах схему деления частей речи, принятую Виноградовым, хотя и вносит в нее некоторые нововведения. Так, к примеру, «Современный русский литературный язык» С.И. Абакумова (1942) относит к знаменательным частям речи модальные слова и меж­дометия и не выделяет как особого разряда служебных слов связки [С.И. Абакумов. Современный русский литературный язык. М., 1942, с. 63]. Подготовленный МГУ курс «Со­временный русский язык. Морфология» (1952) во ввод­ной части полностью примыкает к точке зрения Виногра­дова [Современный русский язык. Морфология. Под ред. В.В. Виноградова. М., 1952, с. 41]; высказанная уже здесь точка зрения об особом положении звукоподражательных слов получает развитие в подготовленном тем же университетом курсе «Современный русский язык» под редакцией Е.М. Гал­киной-Федорук, в основном примыкающем к пози­ции Виноградова в вопросе о частях речи [Современный русский язык, ч. 2 (Морфология. Синтаксис. Под ред. Е М. Галкиной-Федорук. М., 1964, с. 18]. Концепция Виноградова отражается и в курсе Е. М. Галкиной-Федорук, К. В. Горшковой, Н.М. Шан­ского «Современный русский язык» (1957), где морфо­логические разделы написаны Шанским и Галкиной-Федорук [Е.М. Галкина-Федорук, К.В. Горшкова, Н.М. Шанский. Современный русский язык, т. I. М., 1957, с. 196-197]. Близки к этой концепции и авторы учебника «Современный русский литературный язык» (1941) А.М. Финкель и Н.М. Баженов (раздел морфологии принадлежит первому), которые, однако, не выделяют в особые разряды кате­горию состояния и модальные слова [А.М. Финкель, Н.М. Баженов. Современный русский литературный язык, изд. 2. Киев, 1954, с. 176]. В по­добном же плане определяет и перечисляет части и частицы речи, а также междометия и модальные слова А.Н. Гвоздев в своем курсе «Современный русский литературный язык» (1958) и авторы коллективного «Со­временного русского языка» (Валгина и др.; 1961).

    Ряд исследователей высказал нема­ло очень интересных соображений о конкретных путях учета формальных, функциональных и семантических фактов при анализе частей речи. Так, к примеру, пред­ставляется весьма содержательной предложенная Ч. Фри­зом процедура установления частей речи в английском языке [Л.Л. Иофик, Л.П. Чахоян. Хрестоматия по теорети­ческой грамматике английского языка. Л., 1967, с. 47-51] путем рассмотрения позиций, кото­рые анализируемые слова занимают в некоторых фра­зах. Представляет интерес и подход  Е. Куриловича относительно семантической природы частей речи к конкретному славянскому материалу, использованный  М. Комареком.

    Данные построе­ния (некоторые из них, в частности, принадлежащие В. Брёндалю), анализируются в книге А.Н. Савченко о частях речи [А. Н. Савченко. Части речи и категории мышления. (Рос­тов), 1959, с. 7-24].

    М.В. Панов в отличие от его предшественников-морфологистов объединить в единый класс глаголы различных лиц, времен и т. д. Признак процессуальности у М. Панова характеризует глагол.

    Непроцессуальный признак - это прилагательное, непроцессуальный признак другого признака - это наречие, а процессуальный признак призна­ка - деепричастия (причастия, замечает М. Панов, «не яв­ляются особой частью речи», они являются глаголами). Существительное (как не признак) объявляется частью речи «с нейтральным значением». Таким образом, М. Па­нов выделяет пять частей речи (снова уже не граммати­ческих - т. е. морфологических - классов), которые ха­рактеризуются понятиями признак и процессуальность (и указанность этих понятий). Числительные не считаются особой частью речи, так как семантический их признак не подходит под принятые характеристики частей речи. Местоимения распределяются между друга ми частями речи.

    Предлагаемая М. Пановым классификация использует и морфологические и семантические крите­рии, оказываясь разнопринципной (как называл такие классификации С. Йодловский).

    П.С. Кузне­цов, по существу, уже обращается не к чистой морфо­логии, а к сочетаемости, к синтаксису, а значит, гораздо более последовательно было бы говорить о частях речи не как о морфологических, а как о грамматических клас­сах слов. Однако синтаксический критерий открыто признается Кузнецовым лишь для отграничения самостоятельных и служебных слов, а «дальнейшее подразделе­ние самостоятельных слов на различные классы возмож­но лишь при условии наличия у них морфологических признаков, именно форм словоизменения» [П. С. Кузнецов. О принципах изучения грамматики. М., 1961. С. 64]. Получается, что и здесь классификация не только многопринципная и разнопринципная.

    Ф.И. Буслаев считает, что в языке существует девять частей речи: глагол, мес­тоимение, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, наречие, предлог, союз и междометие. Последнее вслед за своими предшественниками  Ф. Бусла­ев выделяет в «особый отдел». Остальные части речи делятся на знаменательные (существительное, прилагательное и глагол) и служебные (местоимение, числительное, предлог, союз и глагол вспомогательный); наречия по этой классификации (как, впрочем, и гла­гол) попадают в две группы: произведенные от служеб­ных частей речи относятся к служебным частям речи, а произведенные от знаменательных - к знаменательным. Таким образом, членение слов на служебные и знаменательные не совпадает с их делением по частям речи. Это противоречие могло бы най­ти разрешение в более глубоком, грамматическом опре­делении служебности. Любопытно наблюдение Ф. Буслаева над закрытым характером списка служебных слов и от­крытым характером списка глаголов, существительных, прилагательных, наречий, которых, по его словам, «бес­численное множество»; но он недостаточно последовате­лен, отрицая открытый характер списка числительных. И вместе с тем очень верно замечание  Ф. Буслаева о том, что «слова знаменательные исчисляются в словаре, служеб­ные, ограниченные числом - в грамматике» [Буслаев Ф.И. Историческая грамматика русского языка. М., 1959, с. 288]; имеет определенное значение и наблюдение над редко­стью заимствования служебных слов.

    Л.В. Щерба предложил классифици­ровать слова по совокупности морфоло­гических, синтаксических и семантиче­ских признаков. Автор считал необходимым обособить в качестве частей речи слова можно, нельзя, надо, жаль, пора, время, весело, грустно и другие в безлично-предикативном употреблении под назва­нием «категория состояния [Щерба Л.В. О частях речи в русском языке//Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. - М., 1957, с.63-84] .

    Выяснение различных принципов классификации частей речи отечественными исследователями продолжалось и в дальнейшем.

    Так, В. М. Жирмунский отме­чал, что части речи, возникшие в результате морфологизации членов предложения, представляют собой лексико-грам-матические классы слов, выделяемые в основании сложного взаимодействия различных лексико-семантических и грамматических признаков.

    А.С. Чикобава гово­рил о возможности двух классификаций - морфологиче­ской и семантнко-синтаксической,

    А.Н. Савченко отмечал объективную смешанность критериев, по которым, в языках выделяются различные части речи.

     О.П. Суник, А.А. Леонтьев, А.М. Щербач и некоторые другие авторы отстаивали грамматическую природу частей речи.

    Были подвергнуты углубленному рассмотрению и многие другие проблемы, связанные с вопросом о частях речи, о понимании слова как части речи (И.Ф. Вардуль, Н.А. Баскаков), о фразеологиче­ских эквивалентах частей речи (Ю.Ю. Авалиани, Л.И. Ройзензон, А.М. Лятина), о полевой структуре частей речи (В.Г. Адмони), о статистической характеристике частей речи (Н.Д. и Л.Д. Андреевы), об универсаль­ности частей речи (Г.П. Мельников) и другие.

    Подробному рассмотрению были подвергнуты отдельные части речи в различных языках, изучалась проблема самостоятельных и служебных слов (А.М. Мухин, С.Е. Яхонтов, А.Н. Тихонов, Б.А. Ильин и др.)  [Вопросы теории частей речи на материале языков различ­ных типов. Тезисы докладов на открытом расширенном заседании Ученого совета Института языкознания АН СССР. - Л., 1965;  С.А. Шубик. Информация о конференции по частям ре­чи в Ленинграде в декабре 1965 г.. «ВЯ», 1966, № 3].

    Среди множества подходов к классификации частей речи русского языка представляет интерес классификация, предложенная в работе «Основы построе­ния описательной грамматики современного русского ли­тературного языка», подготовленная Инсти­тутом русского языка АН СССР [«Основы построения описательной грамматики современного русского литературного языка». Отв. редактор Н. Ю. Шведова. М, 1966].

    В данном документе предложена двоякая классифика­ция: классификация разрядов слов и клас­сификация частей речи. В основу первой поло­жено рассмотрение «устройства парадигм». Здесь выде­ляются слова с формами словоизменения и слова без форм словоизменения. Слова с формами словоизменения делятся на склоняемые (сущест­вительные, предметно-личные местоимения, количествен­ные числительные), склоняемые и изменяющиеся по родам (прилагательные, местоимения, изменяющиеся по образцу прилагательных, порядковые числительные, при­частия), а также слова спрягаемые (глагол). Среди слов без форм словоизменения выделены слова «собственно без форм словоизменения» и слова «с омонимией форм». К первым относятся наречия (включая так называемые предикативные наречия), компаратив, деепричастие, предлоги, союзы, частицы, модальные слова, междоме­тия, а ко вторым - существительные (пальто, кенгуру), прилагательные (беж, хаки), глагольные междометия (бац, бух, прыг). Хотя чисто морфологические способы, которыми удается произвести деление внутри предложенных групп, вероятно невозможны, и составители «Основ...» обратились к критериям семантики и синтаксической сочетаемости. 

    Предло­женная классификация представляет определенный ин­терес, так как может быть «семантику и синтаксическую сочетаемость» можно было бы, по предложению П.С. Кузнецова, «транспонировать» в морфологические фор­мы сочетающихся слов. Продолжает оставаться неясным вопрос о словах, изменяющихся и не изменяющихся по числам. С другой стороны, неясны мотивы выделения в подгруппу «порядковых числительных», которые и по форме, и по значению мало отличаются от относитель­ных прилагательных. Быть может, среди слов, изменяю­щихся по падежам, было бы целесообразно выделить несколько групп в зависимости от набора падежных форм, что и сделано с учетом наполнения соответствующих подтипов парадигм конкретными словами в моно­графии А.А. Зализняка [А.А. Зализняк. Русское именное словоизменение. М., 1967, с. 300-323].

    Справедливо считая, что подобная морфологическая классификация является лишь необходимой ступенью к рассмотрению системы частей речи, составители «Основ…» «по грамматическим значениям и функциям» составили и классификацию частей речи:

    1. Существительное.

    2. Прилагательное (включая порядковые числительные, местоимения и превосходную степень, изменяющие­ся по образцу прилагательных).

    3. Местоимения (предметно-личные).

    4. Числительные (количественные).

    5. Глагол.

    6. Наречие.

    7. Компаратив.

    8. Причастие.

    9. Деепричастие.

    10. Предлог.

    11. Союз.

    12. Частицы.

    13. Модальные слова.

    14. Междометия.

    В пояснениях к этому списку добавляется, что вы­деление предикативов (т. е. слов типа можно, должно, надобно и т.п.) возможно будет произведено «в тексте грамматики»; как любое половинчатое решение, это решение не вполне понятно если «в тексте» эта часть речи будет выделена, то почему нельзя было ее выделить в «Основах...». Думается, что выделение компаратива в особую группу, соотносимую как с прилагательными, так и с наречиями, независимо от окончательного реше­ния этого вопроса, позволит более основательно рассмот­реть грамматическую природу и специфику функциони­рования этих слов.

    Специальная схема в «Основах » демонстрирует соотношение предлагаемых там «разрядов слов» и «ча­стей речи». Быть может, было бы интересно рассмотреть соотношение частей речи с чисто морфологическими, чи­сто синтаксическими и чисто семантически­ми разрядами (группировками слов). То, что разряды слов в указанной схеме, как и вообще в «Основах…», членятся внутри основных групп по недостаточно стро­гим критериям, естественно, делает их очень близкими к тому, что рассматривается как части речи. Между тем, быть может, суть таких межразрядных соотношений состояла бы в том, что достаточно дробные классифика­ции морфологических и синтаксических группировок, взаимно накладываясь, позволили бы укрупнить друг друга и более глубоко показать их соотношение с ча­стями речи.

    Современная грамматика русского языка выделяет десять частей речи: су­ществительное, прилагательное, числи­тельное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, частицы, междометие [Русский язык. Энциклопедия. Под ред. Ф.П. Филина. – М., 1979, с. 389]. Иногда в особые части речи выделяют причастия и деепричастия.

    Однако вопрос о частях речи,  их числе и принципах выделения до сих пор окончательно не ре­шен, хотя основу частей речи при любой клас­сификации составляют слова, способные выполнять номинативную функцию (су­ществительные, прилагательные, глагол, наречие) или быть указательным эквива­лентом названий (местоимение).

    В  классификациях некоторых уче­ных (Н.Н. Дурнова, М.В. Панова, О.П. Суника) количество частей речи сокращается. Нет единого мнения по поводу состава местоимений и числительных  как части речи,  категории состояния и модальных слов. В «Грамматике современного русского литературного языка» сохраняется традиционная классификация всех слов на десять частей речи, но с некоторыми отличиями, касающимися состава таких частей речи, как местоимение и числительное. В место­имение включены только местоимения-существительные, замещающие лицо или предмет (я, ты, он, себя, мы, вы, они, кто, что и другие), а местоимения-прилага­тельные и местоимения-наречия рассмат­риваются как разряды слов внутри соот­ветствующих частей речи.  В числительном как части речи объединены качественные и собира­тельные числительные (два, три, оба, двое). Порядковые (счетные) прилага­тельные (первый, второй и т. п.) вклю­чены в состав прилагательного.

    Тем не менее, в основу деления частей речи кладет­ся три принципа: семантический, морфологический и синтаксический [Современный русский язык. Часть I. Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1979, с. 170] .

    Семантический принцип учитывает, что части речи — это слова (а не отдельные их формы), которые имеют определенное лексико-грамматическое (категориальное) значение. В соответствии с этим принципом в разряд существительных объединяются слова с обобщенным значением предметности, в разряд прилагательных — слова с лексико-грамматическим значением признака и т. д.

    Морфологический принцип концентрирует внимание на морфологическом облике слова, на системе его грамматических кате­горий и форм, иначе говоря, выявляет морфологическое своеобразие каждого слова данной части речи. Так, существительное характери­зуется как часть речи, которая имеет грамматические категории рода, числа и падежа, а отдельное слово этого разряда относится к опреде­ленному роду, стоит в определенном падеже и числе, что формально выражается соответствующими окончаниями, суффиксами и даже ос­новами; глагол характеризуется наличием категорий вида, времени, лица, залога, наклонения, что определяет и специфику его граммати­ческих форм.

    Синтаксический принцип предполагает при определении частей речи исходить из того, что каждая часть речи характеризуется совершенно определенной основной функцией в предложении и грам­матической сочетаемостью со словами других разрядов. Существи­тельное, например, выполняет в предложении преимущественно роль подлежащего или дополнения и сочетается со словами, которые могут его определять; прилагательное — роль определения или сказуемого и сочетается с существительным; глагол — роль сказуемого и т. д.

    Кроме того, каждому разряду слов присущи особые способы и типы словообразования, а также словообразовательные аффиксы. Отметим, что аббревиация как тип морфологического словообразования активно проявляет себя лишь среди существительных; сращение — среди прилагательных терминологического характера и т.д. Что же касается словообразовательных аффиксов, то они у каждой части речи также определенные [Современный русский язык. Часть I. Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1979, с. 170].

              Таким образом, подводя итоги анализа литературы по проблеме классификации частей речи, можно сказать, что одни исследователи склонялись к тому, что части речи отражают категории мышления, характеризуют особенности членения явлений внеязыковой действительности, соответствуют логиче­ским категориям. Отсюда очевиден чисто логический и содержательный подход к определению структуры частей речи.

    Другие исследователи в понимании частей речи закладывают су­губо грамматическую классификацию слов с сознательным отказом от рассмотрения семантики, содержания. При этом считается, что, поскольку грамматика распадает­ся на два раздела, посвященных изменению слов и соче­танию их в предложении, при классификации слов по частям речи должно выдвигаться либо чисто морфологиче­ское деление слов по особенностям их изменения, либо происходить отождествление частей речи с членами предложения, т. е. производиться классифи­кация частей речи в зависимости от их син­таксической функции в предложении.

    Количество частей речи (иногда их перечни назы­ваются «системами») колеблется не только от языка к языку, но и от автора к автору грамматик одного и того же языка: от четырех-шести до десяти-четыр­надцати.

    В том, что с помощью категорий или разрядов, име­нуемых частями речи (независимо, от их трактовки, но­менклатуры, количества и качества), производится какая-то группировка (или классификация) различных слов, сомнений быть не может. Но все изученные распределения слов по частям речи не является ни исчерпывающим, ни единст­венно возможным.

    Классификация (classis – разряд + fasio – делаю) – система распределения каких-либо однородных предметов или понятий по классам, отделам и т. п. по определенным общим признакам [Большой  толковый словарь русского языка. Под ред. С.А. Кузнецова. – СПб, 2000. с. 431].


    В данной работе под классификацией частей речи будет пониматься выявление характерных структурно-се­мантических признаков различных типов слов и объединение их в определенные лексико-грамматические классы слов.

    Такими классами слов, на наш взгляд, являются:

    -имя существительное,                    -    наречие,

    -глагол,                                              -    междометие,

    -имя прилагательное,                       -    союзы,

    -имя числительное,                          -    предлоги

    -местоимение,                                   -    частицы.

    Рассматривая различные типы морфологического словообразования указанных классов слов через призму исследуемой проблемы, можно представить структуру частей речи в следующем виде (Схема 1):

















































































    Исходя из предложенной структуры, очевидно, что ее основу составляют изучаемые в начальной школе простые и производные существительные, прилагательные,  числительные, глаголы и  наречия.

    В современном русском языке производные имена существительные относятся к следующим способам словообразования (с синхронической точки зрения): префиксации, суффиксации, префиксально-суффиксальному словообразованию, флексийному, префиксально-флексийному способам, словосложению (чистому сложению), сложно-суффиксальному, префиксально-сложно-суффиксальному и сложно-флексийному способам словообразования. Таким образом, в рамках словообразовательного класса имен существительных различаются словообразовательные разряды префиксальных, суффиксальных, префиксально-суффиксальных, флексийных, префиксально-флексийных, сложных, сложно-суффиксальных, префиксально-сложно-суффиксальных и сложно-флексийных производных.

    Префиксальные существительные относятся к внутрисубстативному словообразованию, мотивируются словами той же части речи - именами существительными, т. е. представляют одну слоных, префиксальных, префиксально-сложно-суффиксальных и сложно-флексийных слов.

    Суффиксальные существительные мотивируются словами разных частей речи: именами существительными, прилагательными, числительными, глаголами, наречиями, предлогами. Таким образом, словообразовательный разряд суффиксальных существительных включает словообразовательные категории отсубстантивных, отадъективных, отчислительных, отглагольных, отнаречных, отпредложных образований.

     Префиксально-суффиксальные существительные содержат в качестве производящих имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы.

    Флексийные существительные мотивируются словами трех наиболее продуктивных частей речи - именами существительными, прилагательными и глаголами.

    Префиксально-флексийные существительные мотивируются теми же частями речи, что и флексийные образования, - именами существительными, прилагательными и глаголами.

    Сложные существительные (чистые сложения) в качестве конечного, опорного компонента сложения всегда имеют имя существительное, а в качестве начальных компонентов - слова разных частей речи.

    Сложно-суффиксальные существительные в качестве опорного компонента сложения имеют основы существительных и глаголов.

    Словами с опорным компонентом - основой существительного содержат начальные компоненты, представленные основами имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений и глаголов.

    Префиксально-сложно-суффиксальные существительные в современном русском языке представлены единичными словообразотельными моделями: сочетание основ прилагательного и существительного с префиксом при- и суффиксом -е (э).

    Сложно-флексийные существительные, так же как и сложно-суффиксальные, имеют в качестве опорных компонентов сложений основы имен существительных и глаголов. И в том и в другом случае в качестве основных словообразующих средств выступают единое словесное ударение и субстантивные окончания, преимущественно второго склонения, значительно реже - первого и третьего склонений.



    Префиксальные прилагательные относятся к внутриадъективному словообразованию, т. е. мотивируются именами прилагательными.

    Суффиксальные прилагательные содержат в качестве мотивирующих основы различных частей речи: имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, наречий, предлогов, т. е. словообразовательный разряд суффиксальных прилагательных представлен словообразовательными категориями отсубстантивных, отадъективных, отчислительных, отместоименных, отглагольных, отнаречных и отпредложных суффиксальных образований.

    Префиксально-суффиксальные прилагательные мотивируются именами существительными; значительно реже в качестве производящих выступают имена прилагательные и глаголы.

    Флексийные прилагательные мотивируются именами существительными и глаголами. Все они имеют систему окончаний первого (продуктивного) типа склонения, в твердом, мягком или смешанном варианте.

    Префиксально-флексийные прилагательные мотивируются только именами существительными. При этом в качестве производящих существительных обычно выступают названия частей живого организма, реже - названия частей растений, частей одежды, а также некоторых свойств живых существ или неодушевленных предметов и иных понятий.

    Сложные прилагательные (чистые сложения) образуют многочисленный разряд слов, состоящих из двух, реже - из трех и более компонентов. В качестве опорного слова в составе сложных прилагательных (чистых сложений) всегда выступает имя прилагательное.

    Сложно-суффиксальные прилагательные базируются на именных и глагольных словосочетаниях; в качестве опорных компонентов в их составе обычно выступают основы существительных и глаголов.

    Сложно-суффиксальные прилагательные, у которых опорным компонентом сложения являются основы существительных, в качестве начальных компонентов имеют основы существительных, прилагательных, числительных и местоимений.

    Префиксально-сложно-суффиксальные прилагательные в современном русском языке представлены немногочисленными образованиями. Чаще всего они мотивируются адъективно-субстантивными словосочетаниями, т. е. сочетаниями прилагательных с определяемыми ими существительными.

    Сложно-флексийные прилагательные, как правило, соотносятся с именными словосочетаниями. В качестве опорного компонента они обычно содержат основы существительных, преимущественно названий частей живого организма, реже - названий частей растений и некоторых других понятий.



    Среди производных числительных различаются слова, относящиеся к префиксальному, суффиксальному, постфиксальному, флексийному способам, чистому сложению и сложно-флексийному словообразованию. Они мотивируются словами той же части речи - именами числительными.

    К префиксальному способу словообразования относятся некоторые неопределенно-количественными числительные. В качестве форманта в их составе выступает префикс не-.

    К суффиксальному способу относятся многие определенно-количественные, все собирательные и часть порядковых числительных. Определенно-количественные суффиксальные числительные имеют в своем составе словообразующие суффиксы: -дцать /адцать/ -идцать.

    К постфиксальному словообразованию относятся отдельные неопредленно-количественные числительные с постфиксами: - нибудь: сколько-нибудь; - то: сколько-то.

    Флексийные образования широко распространены среди порядковых числительных, которые мотивируются с относительными количественными (определенно-количественными) числительными и имеют окончание адъективного склонения.

    Сложное образования (чистые сложения) возможны только среди определенно-количественных числительных, которые мотивируются сочетаниями числительных того же разряда.

     Сложно-флексийные слова также встречаются только среди определенно-количественных числительных, например: двести, триста.

    Среди производных местоимений различаются слова префиксального, суффиксального и постфиксального способом словообразования. В качестве производящих во всех случаях используется местоимение.

    Префиксальные местоимения имеют в качестве словообразующего формата префиксы: кое-: ни-.

    У суффиксальных местоимений встречаются такие словообразующие суффиксы: -ак, -в.

    В составе постфиксальных местоимений возможны постфиксы: -либо.



    Префиксальные глаголы (чисто префиксальные глагольные образования) относятся к внутриглагольному словообразованию, во всех случаях они мотивируются с относительными глаголами.

    Суффиксальные глаголы мотивируются именами существительными, прилагательными, числительными, местоимениями, глаголами, частицами, междометиями.

    Префиксально-суффиксальные глаголы имеют в качестве производящих основы имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, наречий, междометий.

    Постфиксальные глаголы во всех случаях мотивируются глаголами же и имеют единственную словообразующую морфему - постфикс -ся.

    Префиксально-постфиксальные глаголы также мотивируются глаголами и имеют постфиксальную словообразующую морфему -ся / -сь.

    Суффиксально-постфиксальные глаголы мотивируются именами существительными и прилагательными и во всех случаях имеют в качестве словообразующего постфикса морфему -ся / -сь, а в качестве словообразующих суффиксов - разные морфемы.

    Префиксально-суффиксально-постфиксальные глаголы имеют в качестве производящих основы имен существительных, прилагательных, глаголов, частиц. При производящих, относящихся к разным частям речи, используются разные словообразующие форманты.

    Сложные глаголы (чистые сложения) в качестве опорного компонента имеют глаголы, в качестве начальных компонентов могут иметь основы слов разных частей речи.

    Префиксально-сложные глаголы мотивируются сочетаниями имен существительных и глаголов и оформляются префиксами: -о.

     К сложно-суффиксальным относится глагол христарадничать, мотивированный предложно-падежной конструкцией Христа ради и оформленный словообразующим суффиксом -нича (ть).

    К префиксально-сложно-суффиксальным образованиям можно отнести глагол утихомирить (`сделать тихим и мирным`), представляющие собой сочетания двух адъективных основ с префиксом у- и суффиксом -и(ть).

     


    Производные наречия относятся к следующим способам словообразования: префиксальному, суффиксальному, префиксально-суффиксальному, префиксально-флексийному (префиксально-бесфлексийному), сложению (чистому сложению), сложно-суффиксальному, префиксально-сложно-суффиксальному и сложно-флексийному (сложно-бесфлексийному).

    Префиксальные наречия мотивируются наречиями же и содержат в качестве словообразующего формата префиксы: в-/во-; до-; за-; из-; на-; не-; от-/ото-.

    Суффиксальные наречия мотивируются словами разных частей речи: именами существительными, прилагательными, числительными, глаголами, наречиями.

    Префиксально-суффиксальные наречия мотивируются именами существительными, прилагательными, числительными, местоимениями, глаголами и наречиями.

    Префиксально-флексийные (префиксально-бесфлексийные) наречия в современном русском языке представлены отсубстантивными, отадъективными и отглагольными образованиями.

    Сложные наречия (чистые сложения) в качестве конечных компонентов имеют наречия в качестве начальных компонентов - существительное.

    Сложно-суффиксальные наречия представлены такими словообразовательными моделями: сочетания основ числительного и существительного с суффиксом - и; -а; -ом.

    Среди префиксально-сложно-суффиксальных наречий встречаются образования по таким моделям: сочетание основ ( усеченной и полной) двух существительных с префиксом в- и суффиксом -а.

    В качестве примеров сложно-флексийных (сложно-бесфлексийных) наречий можно привести отдельные слова, представляющие собой сочетание основ местоимения и существительного: сейчас, тотчас.





Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Понятие частей речи и их классификация Статья ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.