1.3.
1. Сущность частей речи
2. Классификация частей речи
Частями речи, частями
высказывания, частями предложения, следовательно, как на это указывает и
этимологическое значение нашего современного термина, первоначально именовались
скорее те грамматические явления, которые в новое время в грамматике называются
«членами предложения», — подлежащее и сказуемое, а также дополнение,
определение и т. п. Лишь попутно посредством понятия partes orationis античные филологи выделяли и называли
также и некие разряды или классы слов, к наименованиям которых восходит последующая
номенклатура частей речи в обычном значении этого грамматического термина [Супрун, с14].
Вопрос о разделении всех
слов языка на классы неоднократно вставал перед лингвистами разных эпох и
народов. Ещё в 4 веке до н.э. Аристотель разделил все слова греческого языка
на четыре части речи: имя, глагол, член, союз (или связку). Также в 4 веке до
н.э. древнеиндийской грамматики (Панини, Яска) выделили четыре класса слов
применительно к санскриту: имя, глагол, предлог, частица. Филолог
Александрийской школы Аристарх Самофракийский (2 век до н.э.) впервые выделил
восемь частей речи: имя, глагол, причастие, член, местоимение, предлог, наречие
и союз. Те же части речи с
одной поправкой (вместо члена введено междометие) были приняты в римской грамматике
Варрона (1 век до н.э.) и позже в славянских грамматиках, вплоть до грамматики
Мелетия Смотрицкого (17 век).
При исследовании русских
грамматических учений через призму анализа частей речи большинством авторов
повышенное внимание уделялось анализу конкретных грамматических свойств
русского языка.
Русская лингвистика после
трудов А. Потебни, Ф. Фортунатова, Бодуэна де Куртенэ, А. Шахматова обретает
своеобразные грамматические идеи, формируется не только в области
формулирования основ сравнительно-исторического метода (как было еще при А.
Востокове), не только в нормализаторско-стилистических установках
(разрабатывавшихся еще М. Ломоносовым), но и в области описательной грамматики.
История русской науки о
грамматике русского языка естественно развивалась не в стороне от достижений
мировой науки, но пути ее развития становились более самостоятельными, более
оригинальными и более плодотворными, так как оригинальность концепций непосредственно
связывалась со своеобразием материала. И в зарубежной лингвистике можно, на
наш взгляд, найти идеи, созвучные тем или иным отечественным школам в
определение частей речи. Это особенно ярко проявляется в общих путях поиска соответствующего
языковой действительности определения частей речи.
Еще младограмматист Г.
Пауль, отмечая несостоятельность попыток установить строгую логическую
классификацию частей речи, писал о трех аспектах определения частей речи:
семантическом, синтаксическом и морфологическом (флексия и словообразование)
[Г. Пауль. Принципы истории языка. М., 1960, с. 415]. Неприменимость
логических, а потому универсалистических попыток классификации частей речи
отмечал Э. Сепир [Э. Сепир. Язык. Введение в изучение речи. - М.-Л., 1934, с.
93], а Р. Якобсон подчеркивал, что «части речи… отражают, согласно Сепиру,
прежде всего нашу способность укладывать действительность в разновидные
формальные образцы» [Р. Якобсон. Поэзия грамматики и грамматика поэзии, Сб.
«Роеtikcs. Роеtука. Поэтика». Варшава, 1961, с. 399].
Ф. де Соссюр считал
вероятным допущение о том, что части речи представляют собой «синхронические
реальности» [Ф. де Соссюр. Курс общей лингвистики. М., 1936, с. 110], которые
можно познать.
О. Есперсен писал, что
при определении частей речи «учитывать надо всё: и форму, и функцию, и
значение» [О. Есперсен. Философия грамматики. М., 1958, с. 65].
Л. Блумфилд, определяя
части речи как «максимальные классы слов языка» [В.А. Звегенцев. История
языкознания XIX-XX веков в очерках и изречениях, изд. 3, ч. I, М., 1965, с. 206], подчеркивал, что
формальные классы слов в соответствии с позициями, в которых выступает форма,
соотносятся с функциями и функциональными значениями классов.
Е. Курилович, вслед за Ф.
Слотти, считавшим важным для характеристики частей речи первичные
синтаксические функции слов, утверждал вместе с тем, что «первичные
синтаксические функции вытекают из лексических значений частей речи и
представляют своего рода транспозиции этих значений» [Е. Курилович. Очерки по
лингвистике. Сборник статей. М., 1962, с. 61].
В Энциклопедии части речи определяются как классы
слов, характеризующиеся:
1) единством
обобщённого значения (например, предметности у существительного, процесса у
глагола), отвлечённого от лексических значений всех слов данного класса;
2) общностью
грамматических категорий и словоизменения;
3) тождественностью
синтаксических функций [Русский язык. Энциклопедия. Под
ред. Ф.П. Филина. – М., 1979, с. 389].
Частями речи называют
также наиболее общие лексико-грамматические разряды слов, которые определяются
в языке по трем главным признакам: 1) по лексико-грамматическому значению, 2)
по характеру изменений и 3) по синтаксическому употреблению [Современный русский язык. Под ред. Д.Э. Розенталя. – М.,
1971, с. 209] .
Среди научных исследователей общее определение
частям речи дается А. Шахматовым: «Слово в его отношении к предложению, или
вообще к речи определяется в грамматике как часть речи» [А. А. Шахматов. Из
трудов А. А. Шахматова по современному русскому языку (Учение о частях речи).
М., 1952, с. 29]. Далее А. Шахматов уже не в качестве универсального
определения отмечал, что «в некоторых языках, в частности и в русском, части
речи могут различаться морфологически». Грамматические категории, писал
Шахматов, познаются в синтаксисе, а потому при определении частей речи «должно
принять во внимание и ту связь, которая имеется между отдельными частями речи
и грамматическими категориями» [А. А. Шахматов. - М., 1952, с. 29].
Одновременно с этим
грамматическим определением части речи в литературе высказывались и
семантические определения.
Например, И.К.
Кучеренко считает, что «часть речи - это класс слов, объединяемых общностью в
реальном значении, которое обобщенно отражает предметы или явления материального
мира, включая психическую деятельность, в их осознании коллективом, говорящим
на данном языке» [Кучеренко I.К.
Теоретичнi питання граматики украiнськоi мови. Морфологiя, т.
I - Киев, 1961, с. 82].
Приверженцы данного
определения, однако, обычно рассматривают и грамматические признаки частей
речи, с этой позиции являющиеся производными по отношению к семантике, что
исторически, видимо, верно. Так, на роль логических форм мышления в
возникновении и оформлении частей речи указывает А.Н. Савченко [А.Н. Савченко.
Части речи и категории мышления// «Язык и мышление». М., 1967, с. 231].
А.Е. Супрун
определяет части речи
как грамматические разряды, грамматические классы полнозначных слов,
извлеченные из самого языка, а не привнесенные в него в тех или иных целях
классификаторами. Одна из характерных черт этих грамматических классов состоит
в том, - считает автор, - что, если говорящий на том или ином языке практически
ими (классами) не овладеет, он не сможет активно пользоваться данным языком,
какие бы опознавательные признаки или совокупности признаков этих классов ему
ни рекомендовали лингвисты [Супрун
А.Е. Части речи в русском языке. - М.: Просвещение, 1971, с. 20].
По Д.Э. Розенталю, части
речи — это структурно-семантические, или лексико-грамматические, разряды слов,
разграничиваемые по выражаемым ими значениям, по свойственным им
морфологическим признакам и грамматическим категориям, по типам
формообразования и словообразования, по их синтаксическим функциям в составе
предложений [Современный
русский язык. Часть I. Под ред. Д.Э. Розенталя. – М.,
1979, с. 170].
Л.Л. Касаткин определяет части
речи как центральную, наиболее общую и важную морфологическую категорию, в
соответствии с которой все слова распределяются по грамматическим классам
(частям речи). Слова, относящиеся к одной части речи, обладают: 1) одинаковым
общекатегориальным (частеречным) значением - предметности, признаковости,
количественности, процессуальности; 2) одинаковым набором частных
морфологических категорий [Касаткин Л.Л. и др. Краткий
справочник по современному языку. – М., 1991, с. 261].
В данном исследовании под
частями речи будут пониматься лексико-грамматические классы слов, имеющие
определенные лексическое и грамматическое значения, а также одинаковые
синтаксические функции.
При определении
конкретного состава частей речи, членении материала на части речи многими
исследователями проблема обозначалась таким образом, чтобы в классификации слов
по частям речи отражались особенности русского языка. Характер разрешение этой
проблемы принимал различные, иногда достаточно острые формы, что являлось
причиной непростой грамматической полемики в истории русской, да и мировой
лингвистики. При этом во главу угла ставился вопрос о принципах классификации
слов по частям речи, который иногда прикрывался спором конкретно о составе
списка частей речи [ ].
Одни исследователи
склонялись к тому, что части речи отражают категории мышления, характеризуют
особенности членения явлений внеязыковой действительности, соответствуют логическим
категориям. Отсюда чисто логические, чисто содержательные (с точки зрения
языка) характеристики частей речи, например: «Как в мире вещественном мы видим
действие и бытие, так и в языке; представляющем духовное воссоздание этого мира
посредством слова, находим две стихии: глагол и имя; один означает
деятельность, другой - бытие, т.е. предмет видимый или умственно представляемый
опыт общесравнительной грамматики русского языка, изданной Вторым отделением
Императорской Академии наук (СПб., 1852). Исходя из таких представлений о
частях речи, легко было не только вполне осознанно строить всеобщую грамматику,
к чему пришли французские грамматисты в начале XVIII века, но и переносить
сознательно или неосознанно классификационную схему частей речи, более или менее
оправданную для одного языка, на другой язык, как это делалось, начиная с
глубокой древности вплоть до нашего времени [ ].
Считая имена и глаголы
главными частями речи, а прочие - вспомогательными, еще Ломоносов заключал
общую характеристику частей речи констатацией «.. слово человеческое имеет осмь частей знаменательных: 1) имя для названия
вещей, 2) местоимение для сокращения именований, 3) глагол для названая деяний,
4) причастие для сокращения соединений имени и глагола в одно речение; 6)
наречие для краткого изображения обстоятельств, 6) предлог для показания
принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям; 7) союз для изображения
взаимности наших понятий; 8) междометье для краткого изъявления движений духа» [М.В. Ломоносов. Полное собрание
сочинений//Труды по филологии, т. 7. М., 1952].
Данная классификация
имеет больше логико-психологический, чем грамматический характер. В том же
духе выдержаны и следующие далее в этой работе характеристики различных
грамматических категорий, присущих частям речи членение имен на собственные и
нарицательные, на существительные и прилагательные, рассмотрение степеней
сравнения и падежей и т.п.
Таким образом, налицо
функциональный подход к классификации частей речи. Но сам Ломоносов отмечал,
что главная проблема чисто грамматических классификаций частей речи, состоит не
в самом применении грамматического критерия, а скорее в недостаточных знаниях
относительно морфологических и синтаксических свойств слов. Именно поэтому,
если чисто логическая классификация частей речи сейчас сохраняет, пожалуй,
лишь историко-научное значение, грамматические классификации продолжают
совершенствоваться и развиваться [М.В. Ломоносов. Полное собрание
сочинений//Труды по филологии, т. 7. М., 1952, с. 406].
Ф.Ф. Фортунатов в своем
общем курсе «Сравнительное языковедение» (1901/02) отмечал, что «то деление
на части речи, которое принято в наших грамматиках (и перешло к нам от древних
грамматиков), представляет смешение грамматических классов слов с неграмматическими
их классами и потому не может иметь научного значения» [Ф. Ф. Фортунатов.
Избранные труды. т. 1. М., 1958, с. 166]. По Фортунатову, к грамматической
классификации слов относится деление их по формам словоизменения. К
неграмматической классификации относится у Фортунатова деление слов на
слова-названия и слова-местоимения, которые «обозначают, или вещи, предметы по
их отношениям к данной речи, к данной мысли (например, в русском языке ты, он,
этот), или самые отношения данных предметов мысли к данной речи, мысли [Ф. Ф.
Фортунатов. Избранные труды, т. 1. М., 1958, с. 108]. Слова-названия
Фортунатовым делятся на группы по тому, обозначают ли они признаки, мыслимый во
времени или вне отношения ко времени и т. д. Таким образом, у Ф. Фортунатова можно
найти и дихотомически построенную классификацию слов по семантическим
признакам, а тоже дихотомическую, построенную по принципу ветвящегося дерева,
классификацию слов по особенностям словоизменения. Наряду с «полными» словами,
к которым относятся указанные членения, Фортунатов выделяет еще «частичные»
слова и междометия. Особое, место заняли в фортунатовской классификации полные
«слова-предложения».
Д.Н. Овсянико-Куликовский
приводит классификацию частей речи по степени убывающей знаменательности и
возрастающей формальности [Д. Н. Овсянико-Куликовский. Синтаксис русского
языка. СПб., 1902. с. 49]. В этой классификации выделяется четыре группы
частей речи знаменательные - существительные (кроме немногих отвлеченных),
прилагательные, глаголы (кроме немногих отвлеченных и связок), причастия (кроме
немногих отвлеченных), наречия (кроме формальных), деепричастия (кроме немногих
отвлеченных); знаменательные отвлеченные - глаголы существования, соответствующие
причастия, деепричастия, отглагольные существительные, числительные, малознаменательные-формальные
местоимения, формальные наречия, конкретные глаголы связки;
незнаменательные-формальные отвлеченные глаголы-связки (быть), предлоги,
союзы.
Вслед за Фортунатовым в
основу классификации частей речи М.Н. Петерсон кладет критерий
«словоизменительных форм», однако, обращаясь по необходимости к детализации
фортунатовских предложений, которые были достаточно общими, М. Петерсон
принципиально отказался от определения некоторых ключевых для его построения
понятий (см. табл.)
Слова, имеющие формы словоизменения
|
Слова, не имеющие форм
словоизменения
|
Падежные слова
|
Родовые слова
|
Личные слова
|
нынче
нет, да
домой
поздно
лучше
говоря
говорить
смеркается
ах, увы
кенгуру
|
Самостоятельные
|
дом
краснота
хождение
болезнь
пять
я, ты
кто
лето
|
а) добр
ходил
брошен
б) храбрый
бегающий
спящий
первый
этот
который
|
говорю
лежу
|
Несамостоятельные
|
|
был
|
буду
|
на, с, под,
и, но, а,
то, вот,
есть,
не
|
Он не определял, «что
такое падеж, род, и лицо. Это понятия простые. Для знакомства с ними необходимо
исходить из текста» [М. Н. Петерсон. Русский язык. Пособие для преподавателей.
М.-Л., 1925, с. 29]. Но такой отказ от определения и даже указания в тексте
того, что такое падеж, привело к совершенно недопустимой путанице в отношении
так называемых «неизменяемых» существительных. Осталась невыясненной и система
форм одного слова: «у глагола из системы форм выключается инфинитив, а в связи
с этим появляется странная пара слов в группе «слов, не имеющих форм
словоизменения». Система глагольных форм была разбита еще и тем, что формы
прошедшего времени отнесены к родовым словам, а настоящего времени - к личным
словам. Остается при этой классификации неясным, как обстоит дело с формами
множественного числа, с формой будущего времени и т.п. Едва ли на самом деле
языковая данность могла быть уложена в жесткие рамки итоговой таблицы
классификации слов русского языка. Одним из главных достоинств своей классификации
слов М. Петерсон считал ее «естественность»: «Она, - писал он, - отражает
действительно существующие в языке отношения, а не навязывает языку схем,
заимствованных из чуждых источников» [М.Н. Петерсон. Русский язык. Пособие для
преподавателей. М.-Л., 1925, с. 30].
Предложенная М.
Петерсоном классификации частей речи все слова делятся на самостоятельные и
несамостоятельные. Среди самостоятельных слов выделяются «самостоятельные
слова, употребляющиеся вне связи с другими словами предложения»; «глагольные
самостоятельные слова»; «именные слова без форм словоизменения»; «именные
слова с формами словоизменения: существительные и прилагательные»;
«местоимения», которые «противопоставляются всем именным словам ... по
значению и по способу образования форм»; «числительные», которые «занимают
особое положение по значению, по морфологическим и синтаксическим свойствам»
[М.Н. Петерсон. О частях речи в русском язык. Сб. «Вопросы грамматического
строя». М., 1955, с. 185-186]. Несамостоятельные слова делятся на «выражающие
отношения между самостоятельными словами» (предикативные - связка и
непредикативные - союзы и предлоги, которые друг от друга отличаются по тому,
что первые выражают отношения однородных слов или предложений, а вторые -
неоднородных слов) и «выражающие какие-нибудь оттенки значений самостоятельных
слов» [М.Н. Петерсон. О частях речи в русском язык. Сб. «Вопросы
грамматического строя». М., 1955, с. 187].
В.А. Богородицкий подчеркивал, что «имея в виду на
основании возможно широкой индукции научно обосновать классификацию частей
речи, нужно установить точки зрения, точка зрения формальная и
семасиологическая и отношение их к точкам зрения синтаксической (члены
предложения) и логической (категории); статическое и сравнительно-генетическое
изучение» [В. А. Богородицкий. Очерки по языковедению в русском языке, изд. 4. М., 1939, с. 201].
Г.О. Винокур представил
общую схему морфологической классификации слов с некоторыми
усовершенствованиями, с привлечением функциональной точки зрения в некоторых
случаях, является в общем закономерным продолжением формально
морфологической классификации слов, проводившейся представителями
фортунатовской лингвистической школы. Но, в отличие от своих предшественников.
Г. Винокур не только не отрицал правомерности и научности постановка проблемы
частей речи, но и утверждал, что «установление морфологических классов слов -
это только известная ступень в исследовании структуры языка».
Г. Винокур, отстаивая
преимущества морфологической классификации слов, писал «Нет никакой необходимости
отрицать реальность так называемых частей речи, как живой и объективной
давности языка, для того, чтобы считать себя вправе заниматься классификацией
слов по основаниям, извлекаемым из анализа их формы» [Г.О. Винокур. Избранные
работы по русскому языку. М., 1959, с. 415].
А. Востоковым
перечислялись восемь разрядов слов или частей речи [А. Востоков. Русская
грамматика Александра Востокова по начертанию его же сокращенной грамматики
полнее изложенная, изд. 10. СПб., 1959, с. 4]:
1. Имя существительное.
5.
Наречие
2. Имя прилагательное. 6. Предлог.
3. Местоимение. 7.
Союз.
4. Глагол. 8.
Междометие.
Однако весьма важной
представляется и следующая характеристика, даваемая А.Востоковым в
«предварительных понятиях» морфологической части его грамматики: «Разряды слов»
(т. е. части речи. - М.А.) отличаются одни от
других, свойственными им окончаниями» [Востоков А. Русская грамматика
Александра Востокова по начертанию его же сокращенной грамматики полнее изложенная,
изд. 10. СПб., 1959, с.5].
Это нововведение в
построении системы частей речи, сделанное А. Востоковым, как и зачатки
грамматического подхода к пониманию частей речи, безусловно, было шагом вперед
в грамматическом анализе русского языка, в рассмотрении частей речи на
материале русского языка. И в этом отношении меньшее историческое значение
имеют те неточности, которые могут быть вскрыты, например, в данной Востоковым
характеристике отдельных частей речи, в частности глагола или числительного.
Главное не в том, чего не сделал тот или иной ученый, а в том, что он сделал.
[Поспелов Н.С. Учение о частях речи в русской грамматической традиции. М.,
1954, с. 10].
А.А. Шахматов в своих
ранних работах по истории русского языка при классификации слов по частям речи
опирался, прежде всего, на семасиологические критерии, считая, что каждой,
части речи присуща некоторая система грамматических форм. Позже в работах по
современному русскому языку определение частей речи А. Шахматов отнес к
синтаксису, рассматривая вместе с тем в морфологии не только словоизменение и
связанные с ним категории, получающие у А. Шахматова семантическое наполнение,
но и структурные основы.
В соответствии с теми
«представлениями», которые выражаются словами, А. Шахматов делит их на три группы:
знаменательные слова, выражающие обязательно основные представления с или без
отношения к сопутствующим сопутствующим грамматическим категориям
(существительное, глагол, прилагательное, наречие); незнаменательные слова,
«служащие для выражений или иной самостоятельной грамматической категории»
(местоимение, числительное, местоименное, наречие); служебные части речи,
«служащие для выражения той или иной несамостоятельной грамматической
категории» (предлог, союз, префикс, частица); особо стоят междометие «как
эквивалент слова» [А. А. Шахматов. Из трудов А. А. Шахматова по современному
русскому языку (Учение о частях речи). М., 1952, с. 30-31].
В подобном роде
рассуждает и А.М. Пешковский при определении состава частей речи. [А. М.
Пешковский. Русский синтаксис в научном освещении, изд. 2, М., 1920, с. 43]. Его классификация выглядит следующим образом:
Форменные слова
|
Бесформенные слова
|
Форменные слова с синтаксическими и
несинтаксическими формами
|
Форменные слова с одними несинтаксическими
формами
1) Наречия
2) Деепричастия
3) Инфинитивы
|
|
Имена
|
Глаголы
|
Имена прилагательные
|
Имена существительные
|
Собственно прилагательные
|
Причастия
|
|
|
|
|
|
|
Иначе подходил к
семантической стороне классификации слов по частям речи Л. А. Булаховский в
своем «Курсе русского литературного языка» (1935). Для него возможны два
параллельных подхода к классификации слов по частям речи: со стороны семантической
(смысловой) и со стороны формальных примет. Выделяются при этом основные
полнозначные части речи - имя существительное, имя прилагательное, глагол,
наречие, неосновные - местоимение, числительное, неизменяемые сказуемые слова;
особо стоит междометие; среди неполнозначных слов выделяются предлоги, союзы и
частицы. Существеннейшими моментами в классификации полнозначных частей речи
являются признаки словоизменения, рядом с которыми иногда выступают словообразовательные
особенности, полную же «характеристику изучаемых категорий дает, - по
Булаховскому, - только учет вместе моментов семантических, т. е.
собственно-смысловых, морфологических и синтаксических» [Булаховский Л. А. Курс
русского литературного языка, т. I, изд. 5. Киев: 1952, с. 126].
Классификация слов, по
В.В. Виноградову, «не может игнорировать ни одной стороны в структуре слова»,
хотя лексические и грамматические критерии должны играть решающую роль, причем
«морфологические своеобразия сочетаются с синтаксическими в органическое
единство», ибо «нет ничего в морфологии, чего нет или прежде не было в синтаксисе
и лексике. Анализ смысловой структуры слова привел Виноградова к выделению
четырех основных грамматико-семантических категорий слов:
1. Слова названия, к
которым примыкают местоимения, «образуют предметно-смысловой, лексический и
грамматический фундамент речи» и являются частями речи.
2. Частицы речи, т. е.
связочные, служебные слова, лишенные номинативной функции, ближайшим образом
связанные с техникой языка, причем «их лексические значения тождественны с
грамматическими», слова, лежащие на грани словаря и грамматики.
3. Модальные слова и
частицы, лишенные, как и связочные слова, номинативной функции, но более
«лексичные»: «вклинивающиеся» в предложение, отмечающие отношение речи к
действительности с точки зрения субъекта речи. Присоединенные к предложению,
«модальные слова оказываются за пределами и частей речи, и частиц речи, хотя
по внешности могут походить и на те и на другие».
4. Междометия в широком
смысле слова, не имеющие познавательной ценности, синтаксически неорганизованные,
неспособные сочетаться с другими словами, обладающие аффективной окраской,
близкие к мимике и жестам [В.В. Виноградов. Русский язык. (Грамматическое учение
о слове). М., 1947, с. 30].
Целый ряд грамматик
современного русского языка повторяет в основных чертах схему деления частей
речи, принятую Виноградовым, хотя и вносит в нее некоторые нововведения. Так, к
примеру, «Современный русский литературный язык» С.И. Абакумова (1942) относит
к знаменательным частям речи модальные слова и междометия и не выделяет как
особого разряда служебных слов связки [С.И. Абакумов. Современный русский
литературный язык. М., 1942, с. 63]. Подготовленный МГУ курс «Современный
русский язык. Морфология» (1952) во вводной части полностью примыкает к точке
зрения Виноградова [Современный русский язык. Морфология. Под ред. В.В. Виноградова.
М., 1952, с. 41]; высказанная уже здесь точка зрения об особом положении
звукоподражательных слов получает развитие в подготовленном тем же университетом
курсе «Современный русский язык» под редакцией Е.М. Галкиной-Федорук, в
основном примыкающем к позиции Виноградова в вопросе о частях речи
[Современный русский язык, ч. 2 (Морфология. Синтаксис. Под ред. Е М.
Галкиной-Федорук. М., 1964, с. 18].
Концепция Виноградова отражается и в курсе Е. М. Галкиной-Федорук, К. В.
Горшковой, Н.М. Шанского «Современный русский язык» (1957), где морфологические
разделы написаны Шанским и Галкиной-Федорук [Е.М. Галкина-Федорук, К.В.
Горшкова, Н.М. Шанский. Современный русский язык, т. I. М., 1957, с. 196-197].
Близки к этой концепции и авторы учебника «Современный русский литературный
язык» (1941) А.М. Финкель и Н.М. Баженов (раздел морфологии принадлежит первому),
которые, однако, не выделяют в особые разряды категорию состояния и модальные
слова [А.М. Финкель, Н.М. Баженов. Современный русский литературный язык, изд.
2. Киев, 1954, с. 176]. В подобном же плане определяет и перечисляет части и
частицы речи, а также междометия и модальные слова А.Н. Гвоздев в своем курсе
«Современный русский литературный язык» (1958) и авторы коллективного «Современного
русского языка» (Валгина и др.; 1961).
Ряд исследователей
высказал немало очень интересных соображений о конкретных путях учета
формальных, функциональных и семантических фактов при анализе частей речи. Так,
к примеру, представляется весьма содержательной предложенная Ч. Фризом
процедура установления частей речи в английском языке [Л.Л. Иофик, Л.П. Чахоян.
Хрестоматия по теоретической грамматике английского языка. Л., 1967, с. 47-51]
путем рассмотрения позиций, которые анализируемые слова занимают в некоторых
фразах. Представляет интерес и подход Е. Куриловича относительно
семантической природы частей речи к конкретному славянскому материалу,
использованный М. Комареком.
Данные построения
(некоторые из них, в частности, принадлежащие В. Брёндалю), анализируются в
книге А.Н. Савченко о частях речи [А. Н. Савченко. Части речи и категории
мышления. (Ростов), 1959, с. 7-24].
М.В. Панов в отличие от его
предшественников-морфологистов объединить в единый класс глаголы различных лиц,
времен и т. д. Признак процессуальности у М. Панова характеризует глагол.
Непроцессуальный признак
- это прилагательное, непроцессуальный признак другого признака - это наречие,
а процессуальный признак признака - деепричастия (причастия, замечает М.
Панов, «не являются особой частью речи», они являются глаголами).
Существительное (как не признак) объявляется частью речи «с нейтральным
значением». Таким образом, М. Панов выделяет пять частей речи (снова уже не
грамматических - т. е. морфологических - классов), которые характеризуются
понятиями признак и процессуальность (и указанность этих понятий). Числительные
не считаются особой частью речи, так как семантический их признак не подходит
под принятые характеристики частей речи. Местоимения распределяются между друга
ми частями речи.
Предлагаемая М. Пановым
классификация использует и морфологические и семантические критерии,
оказываясь разнопринципной (как называл такие классификации С. Йодловский).
П.С. Кузнецов, по
существу, уже обращается не к чистой морфологии, а к сочетаемости, к
синтаксису, а значит, гораздо более последовательно было бы говорить о частях
речи не как о морфологических, а как о грамматических классах слов. Однако
синтаксический критерий открыто признается Кузнецовым лишь для отграничения
самостоятельных и служебных слов, а «дальнейшее подразделение самостоятельных
слов на различные классы возможно лишь при условии наличия у них
морфологических признаков, именно форм словоизменения» [П. С. Кузнецов. О
принципах изучения грамматики. М., 1961. С. 64]. Получается, что и здесь
классификация не только многопринципная и разнопринципная.
Ф.И. Буслаев считает, что
в языке существует девять частей речи: глагол, местоимение, имя существительное,
имя прилагательное, имя числительное, наречие, предлог, союз и междометие.
Последнее вслед за своими предшественниками Ф. Буслаев выделяет в «особый
отдел». Остальные части речи делятся на знаменательные (существительное,
прилагательное и глагол) и служебные (местоимение, числительное, предлог, союз
и глагол вспомогательный); наречия по этой классификации (как, впрочем, и глагол)
попадают в две группы: произведенные от служебных частей речи относятся к
служебным частям речи, а произведенные от знаменательных - к знаменательным.
Таким образом, членение слов на служебные и знаменательные не совпадает с их
делением по частям речи. Это противоречие могло бы найти разрешение в более
глубоком, грамматическом определении служебности. Любопытно наблюдение Ф.
Буслаева над закрытым характером списка служебных слов и открытым характером
списка глаголов, существительных, прилагательных, наречий, которых, по его
словам, «бесчисленное множество»; но он недостаточно последователен, отрицая
открытый характер списка числительных. И вместе с тем очень верно замечание Ф.
Буслаева о том, что «слова знаменательные исчисляются в словаре, служебные,
ограниченные числом - в грамматике» [Буслаев Ф.И. Историческая грамматика
русского языка. М., 1959, с. 288]; имеет определенное значение и наблюдение над
редкостью заимствования служебных слов.
Л.В. Щерба предложил
классифицировать слова по совокупности морфологических, синтаксических и
семантических признаков. Автор считал необходимым обособить в качестве частей
речи слова можно, нельзя, надо, жаль, пора, время, весело, грустно и другие в
безлично-предикативном употреблении под названием «категория состояния [Щерба Л.В. О частях речи в русском
языке//Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. - М., 1957, с.63-84] .
Выяснение различных
принципов классификации частей речи отечественными исследователями продолжалось
и в дальнейшем.
Так, В. М. Жирмунский
отмечал, что части речи, возникшие в результате морфологизации членов
предложения, представляют собой лексико-грам-матические классы слов, выделяемые
в основании сложного взаимодействия различных лексико-семантических и
грамматических признаков.
А.С. Чикобава говорил о
возможности двух классификаций - морфологической и семантнко-синтаксической,
А.Н. Савченко отмечал
объективную смешанность критериев, по которым, в языках выделяются различные
части речи.
О.П. Суник, А.А.
Леонтьев, А.М. Щербач и некоторые другие авторы отстаивали грамматическую
природу частей речи.
Были подвергнуты
углубленному рассмотрению и многие другие проблемы, связанные с вопросом о
частях речи, о понимании слова как части речи (И.Ф. Вардуль, Н.А. Баскаков), о
фразеологических эквивалентах частей речи (Ю.Ю. Авалиани, Л.И. Ройзензон, А.М.
Лятина), о полевой структуре частей речи (В.Г. Адмони), о статистической
характеристике частей речи (Н.Д. и Л.Д. Андреевы), об универсальности частей
речи (Г.П. Мельников) и другие.
Подробному рассмотрению
были подвергнуты отдельные части речи в различных языках, изучалась проблема
самостоятельных и служебных слов (А.М. Мухин, С.Е. Яхонтов, А.Н. Тихонов, Б.А.
Ильин и др.) [Вопросы теории частей речи на материале языков различных типов.
Тезисы докладов на открытом расширенном заседании Ученого совета Института
языкознания АН СССР. - Л., 1965; С.А. Шубик. Информация о конференции по
частям речи в Ленинграде в декабре 1965 г.. «ВЯ», 1966, № 3].
Среди множества подходов
к классификации частей речи русского языка представляет интерес классификация,
предложенная в работе «Основы построения описательной грамматики современного
русского литературного языка», подготовленная Институтом русского языка АН
СССР [«Основы построения описательной грамматики современного русского
литературного языка». Отв. редактор Н. Ю. Шведова. М, 1966].
В данном документе предложена двоякая классификация:
классификация разрядов слов и классификация частей речи. В основу первой положено
рассмотрение «устройства парадигм». Здесь выделяются слова с формами словоизменения
и слова без форм словоизменения. Слова с формами словоизменения делятся на
склоняемые (существительные, предметно-личные местоимения, количественные
числительные), склоняемые и изменяющиеся по родам (прилагательные, местоимения,
изменяющиеся по образцу прилагательных, порядковые числительные, причастия), а
также слова спрягаемые (глагол). Среди слов без форм словоизменения выделены
слова «собственно без форм словоизменения» и слова «с омонимией форм». К первым
относятся наречия (включая так называемые предикативные наречия), компаратив,
деепричастие, предлоги, союзы, частицы, модальные слова, междометия, а ко
вторым - существительные (пальто, кенгуру), прилагательные (беж, хаки),
глагольные междометия (бац, бух, прыг). Хотя чисто морфологические способы,
которыми удается произвести деление внутри предложенных групп, вероятно невозможны,
и составители «Основ...» обратились к критериям семантики и синтаксической
сочетаемости.
Предложенная
классификация представляет определенный интерес, так как может быть «семантику
и синтаксическую сочетаемость» можно было бы, по предложению П.С. Кузнецова,
«транспонировать» в морфологические формы сочетающихся слов. Продолжает
оставаться неясным вопрос о словах, изменяющихся и не изменяющихся по числам. С
другой стороны, неясны мотивы выделения в подгруппу «порядковых числительных»,
которые и по форме, и по значению мало отличаются от относительных
прилагательных. Быть может, среди слов, изменяющихся по падежам, было бы
целесообразно выделить несколько групп в зависимости от набора падежных форм,
что и сделано с учетом наполнения соответствующих подтипов парадигм конкретными
словами в монографии А.А. Зализняка [А.А. Зализняк. Русское именное
словоизменение. М., 1967, с. 300-323].
Справедливо считая, что
подобная морфологическая классификация является лишь необходимой ступенью к
рассмотрению системы частей речи, составители «Основ…» «по
грамматическим значениям и функциям» составили и классификацию частей речи:
1. Существительное.
2. Прилагательное
(включая порядковые числительные, местоимения и превосходную степень, изменяющиеся
по образцу прилагательных).
3. Местоимения
(предметно-личные).
4. Числительные
(количественные).
5. Глагол.
6. Наречие.
7. Компаратив.
8. Причастие.
9. Деепричастие.
10. Предлог.
11. Союз.
12. Частицы.
13. Модальные слова.
14. Междометия.
В пояснениях к этому списку добавляется, что выделение
предикативов (т. е. слов типа можно, должно, надобно и т.п.) возможно будет
произведено «в тексте грамматики»; как любое половинчатое решение, это решение
не вполне понятно если «в тексте» эта часть речи будет выделена, то почему
нельзя было ее выделить в «Основах...». Думается, что выделение компаратива в
особую группу, соотносимую как с прилагательными, так и с наречиями, независимо
от окончательного решения этого вопроса, позволит более основательно рассмотреть
грамматическую природу и специфику функционирования этих слов.
Специальная схема в
«Основах » демонстрирует соотношение предлагаемых там «разрядов слов» и «частей
речи». Быть может, было бы интересно рассмотреть соотношение частей речи с
чисто морфологическими, чисто синтаксическими и чисто семантическими
разрядами (группировками слов). То, что разряды слов в указанной схеме, как и
вообще в «Основах…», членятся внутри основных групп по недостаточно строгим
критериям, естественно, делает их очень близкими к тому, что рассматривается
как части речи. Между тем, быть может, суть таких межразрядных соотношений
состояла бы в том, что достаточно дробные классификации морфологических и
синтаксических группировок, взаимно накладываясь, позволили бы укрупнить друг
друга и более глубоко показать их соотношение с частями речи.
Современная грамматика
русского языка выделяет десять частей речи: существительное, прилагательное,
числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, частицы, междометие
[Русский язык. Энциклопедия. Под ред.
Ф.П. Филина. – М., 1979, с. 389].
Иногда в особые части речи выделяют причастия и деепричастия.
Однако вопрос о частях
речи, их числе и
принципах выделения до сих пор окончательно не решен, хотя основу частей речи
при любой классификации
составляют слова, способные выполнять номинативную функцию (существительные,
прилагательные, глагол, наречие) или быть указательным эквивалентом названий
(местоимение).
В классификациях
некоторых ученых (Н.Н. Дурнова, М.В. Панова, О.П. Суника) количество частей
речи сокращается. Нет единого мнения по поводу состава местоимений и
числительных как части речи, категории состояния и модальных слов. В
«Грамматике современного русского литературного языка» сохраняется традиционная
классификация всех слов на десять частей речи, но с некоторыми отличиями,
касающимися состава таких частей речи, как местоимение и числительное. В местоимение
включены только местоимения-существительные, замещающие лицо или предмет (я,
ты, он, себя, мы, вы, они, кто, что и другие), а местоимения-прилагательные и
местоимения-наречия рассматриваются как разряды слов внутри соответствующих
частей речи. В числительном как части речи объединены качественные и собирательные
числительные (два, три, оба, двое). Порядковые (счетные) прилагательные
(первый, второй и т. п.) включены в состав прилагательного.
Тем не менее, в основу
деления частей речи кладется три принципа: семантический, морфологический и
синтаксический [Современный русский язык. Часть I. Под ред. Д.Э. Розенталя. – М.,
1979, с. 170] .
Семантический принцип
учитывает, что части речи — это слова (а не отдельные их формы), которые имеют
определенное лексико-грамматическое (категориальное) значение. В соответствии с
этим принципом в разряд существительных объединяются слова с обобщенным
значением предметности, в разряд прилагательных — слова с
лексико-грамматическим значением признака и т. д.
Морфологический принцип
концентрирует внимание на морфологическом облике слова, на системе его
грамматических категорий и форм, иначе говоря, выявляет морфологическое
своеобразие каждого слова данной части речи. Так, существительное характеризуется
как часть речи, которая имеет грамматические категории рода, числа и падежа, а
отдельное слово этого разряда относится к определенному роду, стоит в
определенном падеже и числе, что формально выражается соответствующими
окончаниями, суффиксами и даже основами; глагол характеризуется наличием
категорий вида, времени, лица, залога, наклонения, что определяет и специфику
его грамматических форм.
Синтаксический принцип
предполагает при определении частей речи исходить из того, что каждая часть
речи характеризуется совершенно определенной основной функцией в предложении и
грамматической сочетаемостью со словами других разрядов. Существительное,
например, выполняет в предложении преимущественно роль подлежащего или
дополнения и сочетается со словами, которые могут его определять;
прилагательное — роль определения или сказуемого и сочетается с
существительным; глагол — роль сказуемого и т. д.
Кроме того, каждому
разряду слов присущи особые способы и типы словообразования, а также
словообразовательные аффиксы. Отметим, что аббревиация как тип морфологического
словообразования активно проявляет себя лишь среди существительных; сращение —
среди прилагательных терминологического характера и т.д. Что же касается
словообразовательных аффиксов, то они у каждой части речи также определенные [Современный русский язык. Часть I. Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1979, с. 170].
Таким образом, подводя
итоги анализа литературы по проблеме классификации частей речи, можно сказать,
что одни исследователи склонялись к тому, что части речи отражают категории
мышления, характеризуют особенности членения явлений внеязыковой
действительности, соответствуют логическим категориям. Отсюда очевиден чисто
логический и содержательный подход к определению структуры частей речи.
Другие исследователи в
понимании частей речи закладывают сугубо грамматическую классификацию слов с
сознательным отказом от рассмотрения семантики, содержания. При этом считается,
что, поскольку грамматика распадается на два раздела, посвященных изменению
слов и сочетанию их в предложении, при классификации слов по частям речи
должно выдвигаться либо чисто морфологическое деление слов по особенностям их
изменения, либо происходить отождествление частей речи с членами предложения,
т. е. производиться классификация частей речи в зависимости от их синтаксической
функции в предложении.
Количество частей речи
(иногда их перечни называются «системами») колеблется не только от языка к
языку, но и от автора к автору грамматик одного и того же языка: от
четырех-шести до десяти-четырнадцати.
В том, что с помощью
категорий или разрядов, именуемых частями речи (независимо, от их трактовки,
номенклатуры, количества и качества), производится какая-то группировка (или
классификация) различных слов, сомнений быть не может. Но все изученные
распределения слов по частям речи не является ни исчерпывающим, ни единственно
возможным.
Классификация (classis – разряд + fasio – делаю) – система распределения каких-либо
однородных предметов или понятий по классам, отделам и т. п. по определенным
общим признакам [Большой толковый
словарь русского языка. Под ред. С.А. Кузнецова. – СПб, 2000. с. 431].
В данной работе под
классификацией частей речи будет пониматься выявление характерных структурно-семантических
признаков различных типов слов и объединение их в определенные
лексико-грамматические классы слов.
Такими классами слов, на
наш взгляд, являются:
-имя
существительное, - наречие,
-глагол,
- междометие,
-имя
прилагательное, - союзы,
-имя
числительное, - предлоги
-местоимение, -
частицы.
Рассматривая различные
типы морфологического словообразования указанных классов слов через призму
исследуемой проблемы, можно представить структуру частей речи в следующем виде
(Схема 1):
Исходя из предложенной структуры, очевидно, что ее
основу составляют изучаемые в начальной школе простые и производные
существительные, прилагательные, числительные, глаголы и наречия.
В современном русском
языке производные имена существительные относятся к следующим способам
словообразования (с синхронической точки зрения): префиксации, суффиксации,
префиксально-суффиксальному словообразованию, флексийному,
префиксально-флексийному способам, словосложению (чистому сложению),
сложно-суффиксальному, префиксально-сложно-суффиксальному и сложно-флексийному
способам словообразования. Таким образом, в рамках словообразовательного класса
имен существительных различаются словообразовательные разряды префиксальных,
суффиксальных, префиксально-суффиксальных, флексийных, префиксально-флексийных,
сложных, сложно-суффиксальных, префиксально-сложно-суффиксальных и
сложно-флексийных производных.
Префиксальные
существительные относятся к внутрисубстативному словообразованию, мотивируются
словами той же части речи - именами существительными, т. е. представляют одну
слоных, префиксальных, префиксально-сложно-суффиксальных и сложно-флексийных
слов.
Суффиксальные
существительные мотивируются словами разных частей речи: именами
существительными, прилагательными, числительными, глаголами, наречиями,
предлогами. Таким образом, словообразовательный разряд суффиксальных
существительных включает словообразовательные категории отсубстантивных,
отадъективных, отчислительных, отглагольных, отнаречных, отпредложных
образований.
Префиксально-суффиксальные
существительные содержат в качестве производящих имена существительные,
прилагательные, местоимения, глаголы.
Флексийные
существительные мотивируются словами трех наиболее продуктивных частей речи -
именами существительными, прилагательными и глаголами.
Префиксально-флексийные
существительные мотивируются теми же частями речи, что и флексийные
образования, - именами существительными, прилагательными и глаголами.
Сложные существительные
(чистые сложения) в качестве конечного, опорного компонента сложения всегда
имеют имя существительное, а в качестве начальных компонентов - слова разных
частей речи.
Сложно-суффиксальные
существительные в качестве опорного компонента сложения имеют основы
существительных и глаголов.
Словами с опорным
компонентом - основой существительного содержат начальные компоненты,
представленные основами имен существительных, прилагательных, числительных,
местоимений и глаголов.
Префиксально-сложно-суффиксальные
существительные в современном русском языке представлены единичными
словообразотельными моделями: сочетание основ прилагательного и
существительного с префиксом при- и суффиксом -е (э).
Сложно-флексийные
существительные, так же как и сложно-суффиксальные, имеют в качестве опорных
компонентов сложений основы имен существительных и глаголов. И в том и в другом
случае в качестве основных словообразующих средств выступают единое словесное
ударение и субстантивные окончания, преимущественно второго склонения, значительно
реже - первого и третьего склонений.
Префиксальные
прилагательные относятся к внутриадъективному словообразованию, т. е.
мотивируются именами прилагательными.
Суффиксальные
прилагательные содержат в качестве мотивирующих основы различных частей речи:
имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов,
наречий, предлогов, т. е. словообразовательный разряд суффиксальных
прилагательных представлен словообразовательными категориями отсубстантивных,
отадъективных, отчислительных, отместоименных, отглагольных, отнаречных и
отпредложных суффиксальных образований.
Префиксально-суффиксальные
прилагательные мотивируются именами существительными; значительно реже в
качестве производящих выступают имена прилагательные и глаголы.
Флексийные прилагательные
мотивируются именами существительными и глаголами. Все они имеют систему
окончаний первого (продуктивного) типа склонения, в твердом, мягком или
смешанном варианте.
Префиксально-флексийные
прилагательные мотивируются только именами существительными. При этом в
качестве производящих существительных обычно выступают названия частей живого
организма, реже - названия частей растений, частей одежды, а также некоторых
свойств живых существ или неодушевленных предметов и иных понятий.
Сложные прилагательные
(чистые сложения) образуют многочисленный разряд слов, состоящих из двух, реже
- из трех и более компонентов. В качестве опорного слова в составе сложных
прилагательных (чистых сложений) всегда выступает имя прилагательное.
Сложно-суффиксальные
прилагательные базируются на именных и глагольных словосочетаниях; в качестве
опорных компонентов в их составе обычно выступают основы существительных и
глаголов.
Сложно-суффиксальные
прилагательные, у которых опорным компонентом сложения являются основы
существительных, в качестве начальных компонентов имеют основы существительных,
прилагательных, числительных и местоимений.
Префиксально-сложно-суффиксальные
прилагательные в современном русском языке представлены немногочисленными
образованиями. Чаще всего они мотивируются адъективно-субстантивными
словосочетаниями, т. е. сочетаниями прилагательных с определяемыми ими
существительными.
Сложно-флексийные
прилагательные, как правило, соотносятся с именными словосочетаниями. В
качестве опорного компонента они обычно содержат основы существительных,
преимущественно названий частей живого организма, реже - названий частей
растений и некоторых других понятий.
Среди производных
числительных различаются слова, относящиеся к префиксальному, суффиксальному,
постфиксальному, флексийному способам, чистому сложению и сложно-флексийному
словообразованию. Они мотивируются словами той же части речи - именами
числительными.
К префиксальному способу
словообразования относятся некоторые неопределенно-количественными числительные.
В качестве форманта в их составе выступает префикс не-.
К суффиксальному способу
относятся многие определенно-количественные, все собирательные и часть
порядковых числительных. Определенно-количественные суффиксальные числительные
имеют в своем составе словообразующие суффиксы: -дцать /адцать/ -идцать.
К постфиксальному
словообразованию относятся отдельные неопредленно-количественные числительные с
постфиксами: - нибудь: сколько-нибудь; - то: сколько-то.
Флексийные образования
широко распространены среди порядковых числительных, которые мотивируются с
относительными количественными (определенно-количественными) числительными и
имеют окончание адъективного склонения.
Сложное образования
(чистые сложения) возможны только среди определенно-количественных
числительных, которые мотивируются сочетаниями числительных того же разряда.
Сложно-флексийные слова
также встречаются только среди определенно-количественных числительных,
например: двести, триста.
Среди производных
местоимений различаются слова префиксального, суффиксального и постфиксального
способом словообразования. В качестве производящих во всех случаях используется
местоимение.
Префиксальные местоимения
имеют в качестве словообразующего формата префиксы: кое-: ни-.
У суффиксальных
местоимений встречаются такие словообразующие суффиксы: -ак, -в.
В составе постфиксальных
местоимений возможны постфиксы: -либо.
Префиксальные глаголы
(чисто префиксальные глагольные образования) относятся к внутриглагольному
словообразованию, во всех случаях они мотивируются с относительными глаголами.
Суффиксальные глаголы
мотивируются именами существительными, прилагательными, числительными,
местоимениями, глаголами, частицами, междометиями.
Префиксально-суффиксальные
глаголы имеют в качестве производящих основы имен существительных,
прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, наречий, междометий.
Постфиксальные глаголы во
всех случаях мотивируются глаголами же и имеют единственную словообразующую
морфему - постфикс -ся.
Префиксально-постфиксальные
глаголы также мотивируются глаголами и имеют постфиксальную словообразующую
морфему -ся / -сь.
Суффиксально-постфиксальные
глаголы мотивируются именами существительными и прилагательными и во всех
случаях имеют в качестве словообразующего постфикса морфему -ся / -сь, а
в качестве словообразующих суффиксов - разные морфемы.
Префиксально-суффиксально-постфиксальные
глаголы имеют в качестве производящих основы имен существительных,
прилагательных, глаголов, частиц. При производящих, относящихся к разным частям
речи, используются разные словообразующие форманты.
Сложные глаголы (чистые
сложения) в качестве опорного компонента имеют глаголы, в качестве начальных
компонентов могут иметь основы слов разных частей речи.
Префиксально-сложные
глаголы мотивируются сочетаниями имен существительных и глаголов и оформляются
префиксами: -о.
К сложно-суффиксальным
относится глагол христарадничать, мотивированный предложно-падежной
конструкцией Христа ради и оформленный словообразующим суффиксом -нича
(ть).
К префиксально-сложно-суффиксальным
образованиям можно отнести глагол утихомирить (`сделать тихим и
мирным`), представляющие собой сочетания двух адъективных основ с префиксом у-
и суффиксом -и(ть).
Производные наречия
относятся к следующим способам словообразования: префиксальному,
суффиксальному, префиксально-суффиксальному, префиксально-флексийному
(префиксально-бесфлексийному), сложению (чистому сложению),
сложно-суффиксальному, префиксально-сложно-суффиксальному и сложно-флексийному
(сложно-бесфлексийному).
Префиксальные наречия
мотивируются наречиями же и содержат в качестве словообразующего формата
префиксы: в-/во-; до-; за-; из-; на-; не-; от-/ото-.
Суффиксальные наречия
мотивируются словами разных частей речи: именами существительными,
прилагательными, числительными, глаголами, наречиями.
Префиксально-суффиксальные
наречия мотивируются именами существительными, прилагательными, числительными,
местоимениями, глаголами и наречиями.
Префиксально-флексийные
(префиксально-бесфлексийные) наречия в современном русском языке представлены
отсубстантивными, отадъективными и отглагольными образованиями.
Сложные наречия (чистые
сложения) в качестве конечных компонентов имеют наречия в качестве начальных
компонентов - существительное.
Сложно-суффиксальные
наречия представлены такими словообразовательными моделями: сочетания основ
числительного и существительного с суффиксом - и; -а; -ом.
Среди
префиксально-сложно-суффиксальных наречий встречаются образования по таким
моделям: сочетание основ ( усеченной и полной) двух существительных с префиксом
в- и суффиксом -а.
В качестве примеров
сложно-флексийных (сложно-бесфлексийных) наречий можно привести отдельные
слова, представляющие собой сочетание основ местоимения и существительного: сейчас,
тотчас.