Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Право международных договоров

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Право международных договоров
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:40:27
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    ВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ГУМАНИТАРНЫХ НАУК, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА


    Юридический факультет














    ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ


    (Реферат)









    Выполнила:

    студентка III курса

    группы 1003

    Логинова И.А.


    Проверил:

    Гребенников М.Ю.


     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ТОМСК – 2002
    О Г Л А В Л Е Н И Е

    1. Понятие права международных договоров.. 3

    2. Стороны в договорах.. 4

    3. Право на участие в договорах.. 5

    4. Заключение договоров.. 6

    4.1. Стадии заключения договоров. 6

    4.2.  Полномочия. 6

    4.3. Подписание. 7

    4.4. Ратификация. 8

    5. Оговорки.. 9

    6. Вступление договоров в силу.. 11

    7. Опубликование и регистрация договоров.. 11

    Список литературы... 13



    1. Понятие права международных договоров


    Договоры были известны практике государств задолго до по­явления международного права, поскольку во взаимоотношени­ях независимых образований соглашение является единственным средством мирного урегулирования. С появлением международ­ного права договоры междугосударствами обретают правовой характер. По мере роста потребности в регулировании междуна­родных отношений возрастает и роль договоров.

    Право международных договоров — отрасль международного права, определяющая порядок заключения, действия и прекра­щения международных договоров. Эта отрасль занимает стер­жневое положение в системе международного права. Она связа­на с такими коренными институтами, как правосубъектность, правотворчество и др. В отечественной науке основные проблемы права договоров исследованы профессорами В. М. Шуршаловым и А. Н. Талалаевым.

    В практике используются такие понятия, как "международное  договорное право" и "международное договорное право государ­ства". Первое обозначает нормы, создаваемые договором, в отли­чие от норм обычая. Второе— совокупность договоров опреде­ленного государства, например, "международное договорное право России". Последнее представляет весьма масштабную систему норм, в которую входит свыше 10 тыс. договоров.

    Источниками права договоров являются общепризнанные нор­мы международного права, которые в значительной мере коди­фицированы и развиты универсальными конвенциями: Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. (касаю­щейся договоров только между государствами), и разработанной на ее основе Венской конвенцией о праве международных дого­воров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г.

    Важная роль в регулировании заключения и осуществления договоров принадлежит внутреннему праву. Общие положения содержатся в конституционном праве. Более детальные нормы формируются практикой государственных органов, включая судебные. Считается, что область внешних сношений требует гиб­кого регулирования.

    В некоторых странах принимаются специальные законы о до­говорах, например, в Мексике. В нашей стране такие законы яв­ляются традиционными, начиная с Постановления ЦИК СССР 1925 г. В 1995 г. был принят Закон о международных договорах РФ. Закон составлен с учетом Венских конвенций.


    2. Стороны в договорах

    Под стороной понимается участник договора. Стороны — важнейший элемент договорного правоотношения. Состав и характер сторон определяют содержание и роль договора. С изменением состава сторон может меняться реальное содержание и значение договора.

    Каждое государство имеет равно суверенное право на участие в договорах, однако реальные возможности у государств неоди­наковы. Субъект федерации в порядке редкого исключения мо­жет участвовать в договорах, если это предусмотрено федераль­ной конституцией.

    Стороной в договоре является государство в целом. Однако в зависимости от органов, представляющих государство, зачастую различают межгосударственные договоры (заключаются на выс­шем уровне и от имени государства), межправительственные (от имени правительства), межведомственные (от имени ведомств).

    Растет число договоров с участием межгосударственных орга­низаций. Поскольку организации обладают специальной правосубъектностью, постольку возможности их участия в договорах ограничены их функциями. Способность организации участвовать в договорах определяется ее правилами, прежде всего, уставом.

    Договоры обязывают только участников. Для третьих, т. е. не участвующих, государств, они не создают ни прав, ни обязательств. Договор может породить правовые последствия для третьих го­сударств только в случае их согласия. Если такое государство пользуется вытекающими, из договора правами, то оно должно соблюдать и связанные с этим обязанности. Так, государство, пользующееся правами по Конвенции о судоходстве по Дунаю, должно соблюдать установленные ею правила. Стороны вправе изменять содержание договора без согласия третьих государств, пользующихся вытекающими из него правами. Государства-члены организации могут путем общего соглашения создавать для нее права и обязанности.

    В зависимости от числа участников договоры делятся на дву­сторонние и многосторонние. Основную массу договоров состав­ляют двусторонние, учитывающие специфику конкретных госу­дарств и их отношений. Вместе с тем растет значение многосто­ронних договоров. При их помощи решаются важные проблемы, включая проблемы общечеловеческого значения. В качестве при­мера можно указать на Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г., конвенции по морскому и космическому праву. Многосторонние конвенции служат основным средством кодифи­кации и прогрессивного развития международного права.

    Договоры, кодифицирующие международно-правовые нормы, и другие, объект и цели которых представляют интерес для всех государств, называют общими или универсальными договорами. Такие договоры должны быть открытыми, т. е. в них вправе участ­вовать любое государство. В закрытом договоре участвуют толь­ко заключившие его государства. К полуоткрытым могут присо­единиться и другие государства, но с согласия участников. Такими являются многие многосторонние договоры в рамках СНГ. Другим примером может служить Североатлантический договор 1949 г.

    Договоры государств определенного географического района именуют региональными. Региональными являются соглашения, заключенные в рамках СНГ, Римский договор о ЕЭС 1957 г. Осо­бое значение этому понятию придает Устав ООН, который до­пускает существование региональных соглашений для разреше­ния таких вопросов, относящихся к поддержанию мира, которые являются подходящими для региональных действий, при усло­вии, что такие соглашения совместимы с целями и принципами ООН (ст. 52).     

    3. Право на участие в договорах

    В прошлом в мире действовал принцип "свободы договоров", в соответствии с которым крупные державы заключали договоры по любому вопросу и сами определяли круг участников, ущем­ляя права более слабых государств.

    Даже в наше время отмена "свободы договоров" встречает со­противление. Из-за позиции западных держав право на участие было лишь частично отражено, да и то не в Венской конвенции 1969 г., а в отдельной декларации конференции. В ней говорилось, что общие многосторонние договоры должны быть открыты для всеобщего участия. Это явилось главной причиной отказа СССР подписать Конвенцию. Острота проблемы объяснялась борь­бой за международное признание ГДР. После принятия ГДР в ООН универсальные конвенции, в том числе и Венская конвен­ция 1986 г., заключаются на основе принципа всеучастия.

    Право на участие существует не только в отношении универ­сальных, но и иных договоров. Абсолютным правом на участие обладает наиболее заинтересованное государство, т. е. такое, дела которого являются основным предметом договорного урегулиро­вания. Такими государствами при договорном урегулировании режима Каспийского моря являются все прибрежные государст­ва. Неучастие наиболее заинтересованного государства влечет за собой недействительность договора как нарушающего принципы суверенного равенства государств, невмешательства и др.

    Правом на участие обладают и непосредственно заинтересо­ванные государства, т. е. такие, законные права и интересы кото­рых, имеют прямое отношение к предмету договора.

    Право на участие существует независимо от признания госу­дарства или его правительства. Исключение составляет лишь тот случай, когда ООН объявляет незаконным режим, установлен­ный в стране в нарушение права народов на самоопределение. Прецедентом являются решения Совета Безопасности и Гене­ральной Ассамблеи ООН 1965—1979 гг. относительно расистско­го режима в Южной Родезии.

    Отсутствие дипломатических или консульских отношений не является препятствием для заключения договора. В многосторон­них договорах участие не признающих друг друга государств — повседневное явление. Разрыв упомянутых отношений не влечет за собой прекращение договора, если они не являются необходи­мыми для его выполнения.


    4. Заключение договоров

    4.1. Стадии заключения договоров

    Первой стадией является принятие текста. Он принимается с согласия всех участников переговоров. Текст многостороннего договора принимается большинством в две трети участников конференции. Принятие текста не налагает юридических обяза­тельств. Тем не менее сам факт принятия текста многосторонне­го договора может оказывать влияние как на политику, так и на международное право. Так, в 1984 г. Генеральная Ассамблея ООН подавляющим большинством голосов одобрила резолюцию, в ко­торой подчеркивалось историческое значение принятия Конвен­ции по морскому праву "в качестве важного вклада в поддержа­ние мира, справедливости и прогресса для всех народов земного шара".

    Вторая стадия — установление аутентичности текста, которое осуществляется путем подписания, полного или предваритель­ного, самого текста или заключительного акта, содержащего текст договора.

    Третья стадия — согласие на обязательность договора, кото­рое может быть выражено подписанием, ратификацией, приня­тием, утверждением или присоединением в зависимости от по­рядка, предусмотренного договором.

    4.2.  Полномочия

    Для участия в любой из стадий заключения договора предста­витель государства или организации должен иметь полномочия. Высшие должностные лица (глава государства, глава правитель­ства, министр иностранных дел или генеральный секретарь ор­ганизации) обладают такими полномочиями в силу занимаемого положения. Иные лица должны иметь специальные полномочия. При подготовке двустороннего договора производится обмен пол­номочиями. В случае многостороннего договора полномочия предъявляются для проверки.

    Полномочия выдаются тем органом государства, от имени ко­торого заключается договор. Эти общепринятые положения от­ражены в Законе о международных договорах РФ. Кроме того, в нем предусмотрено, что договоры, затрагивающие компетенцию субъекта Федерации, заключаются по согласованию с его орга­нами (ст. 4).

    Участие в заключении договора без полномочий не влечет право­вых последствий, если только соответствующие действия не бу­дут в дальнейшем подтверждены соответствующим субъектом. Нарушение уполномоченным инструкций своего правительства не может служить основанием недействительности выраженного согласия, если они не были доведены до сведения другой стороны. Государство может ссылаться на нарушение своего внутрен­него права как на основание недействительности его согласия с договором только в том случае, если речь идет о нормах относительно компетенции заключать договоры и если нарушение было явным и касалось норм внутреннего права особо важного значе­ния. Это положение относится, в частности, к случаю заключе­ния правительством договора, который согласно внутреннему праву подлежит обязательной ратификации. Менее значитель­ные нарушения не принимаются во внимание.

    4.3. Подписание

    Подписание договора означает либо окончательное принятие его текста, либо выражение согласия на его обязательность. В подписанный договор не могут вноситься изменения. Подписание может быть полным, окончательным или предварительным.

    Факт подписания договора может иметь серьезное политичес­кое значение, содействовать улучшению отношений между участ­никами. Особое значение имеет подписание универсальной кон­венции, призванной утвердить нормы общего международного права. Она служит авторитетным выражением мнения междуна­родного сообщества относительно необходимых международно-правовых норм.

    В прошлом подпись под договором сопровождалась печатью. Ныне достаточно самой подписи.

    Наиболее распространенным видом предварительного подпи­сания является парафирование, подписание инициалами. Оно удостоверяет аутентичность текста, после которого уполномочен­ные не могут вносить в него изменения. Известны случаи, когда парафирование приравнивается к полному подписанию.

    Подписание договора порождает моральную обязанность пред­ставить его на ратификацию. Известны случаи, когда непринятие мер по утверждению парафированного договора давало ос­нование другой стороне к отказу от него/

    В некоторых международных организациях принята процеду­ра, которая вообще не предусматривает подписания. В МОТ, на­пример, конвенции принимаются конференцией и передаются на утверждение государствам.

    4.4. Ратификация

    Ратификация — акт утверждения договора высшими органа­ми государства, выражающий согласие на его обязательность. Порядок ратификации определяется внутренним правом. В соот­ветствии с Конституцией РФ ратификация осуществляется Фе­деральным Собранием в форме закона. Обязательной ратифика­ции согласно Закону о договорах подлежат договоры: а) внося­щие изменения в законодательство: б) об основных правах чело­века; в) о территориальном разграничении; г) об основах отношений, а также по вопросам разоружения, мира и безопас­ности; д) об участии в союзах и организациях, если такие догово­ры предусматривают передачу осуществления части полномо­чий РФ или юридическую обязательность решений.

    Известны случаи вынесения вопроса о ратификации на рефе­рендум. В 1992 г. во Франции был вынесен на референдум закон о ратификации Маастрихтского договора о Европейском Союзе. Аналогичный референдум был проведен в Финляндии в 1994 г. Закон РФ о референдуме 1995 г. не исключает такой возможнос­ти (ст. 3)^

    В принципе ратификация не должна чрезмерно откладывать­ся. Однако известны случаи, когда она затягивалась на десятки лет. Так, СССР подписал Конвенцию об использовании радиове­щания в интересах мира в 1936 г., а ратифицировал в 1992 г. Особенно много подобных случаев в практике США.

    На основании акта о ратификации глава государства подписы­вает ратификационную грамоту. Процесс ратификации считает­ся завершенным после обмена ратификационными грамотами или в случае многостороннего договора — после сдачи ее на хране­ние.

    Отказ от ратификации не нарушает международного права, но может повлечь за собой серьезные политические последствия. В послании Президента США о положении страны 1979 г. говори­лось, что отказ от ратификации договора ОСВ-2 нанесет ощути­мый удар по отношениям с союзниками в Европе.

    Утверждение, принятие — процедуры выражения согласия на обязательность договора, не подлежащего ратификации, но предусматривающего одобрение после подписания. Эти акты осу­ществляются более широким кругом государственных органов. Закон о договорах РФ предусматривает, что договоры по вопро­сам, требующим ратификации, утверждаются федеральным за­коном (п. 1 ст. 20). Думается, что если договор подлежит обяза­тельной ратификации, то нет оснований предусматривать для него еще одну процедуру. Утверждение, принятие договоров осу­ществляется также Президентом и Правительством. В наше вре­мя договоры обычно содержат положения о том, что одобрение производится каждой из сторон в соответствии с ее внутренним правом.

    Присоединение — акт согласия на обязательность договора, заключенного другими государствами. Возможность присоедине­ния предусматривается в самом договоре или согласовывается с его участниками. Как правило, присоединение осуществляется теми же органами, что и ратификация или утверждение. Этот порядок закреплен и Законом о договорах РФ (ст. 21).

    5. Оговорки

    Оговорка представляет собой одностороннее заявление, сде­ланное государством в процессе заключения договора, имеющее целью изменить или исключить действие отдельных положений

    В 1935 г. между Италией и Францией был заключен договор о раз­граничении их владений в Африке. Парламенты приняли решения о его ратификации, но обмен ратификационными грамотами не состоялся. Рассматривая дело о границе между Ливией и Чадом, Международный Суд ООН признал договор нератифицированным. Тем не менее содер­жание договора было принято во внимание, поскольку он являлся един­ственным согласованным актом о границе и по нему можно было судить о позиции сторон в отношении автора оговорки. Оговорка не должна противоре­чить целям и принципам договора, изменять его главное содер­жание. К сожалению, в практике, прежде всего, США нередки оговорки, сводящие на нет значение участия в договоре. Оговор­ка делается при подписании, ратификации, утверждении и при­соединении. Есть немало договоров, не допускающих оговорок, например, Договор о создании Экономического союза стран СНГ. Оговорка может быть в любой момент снята сделавшим ее госу­дарством.

    Общепризнанным является право делать оговорки к многосто­ронним договорам. В них участвует большое количество госу­дарств, интересы которых могут иметь специфику. В целях об­легчения участия таких государств им дается право делать ого­ворки к .положениям частного характера. Однако под давлением некоторых государств в Венской конвенции зафиксировано поло­жение об оговорках к договорам вообще. Соответствующее поло­жение заимствовано и Законом о международных договорах РФ. В доктрине, а в значительной мере и в практике, считается, что оговорка к двустороннему договору означает предложение о его пересмотре. Оговорки к двусторонним договорам хорошо извест­ны практике сената США.

    Если из ограниченного числа участников, а также из целей и принципов договора следует, что он должен применяться лишь в целом между всеми участниками, например, союзный договор, то оговорки к нему требуют принятия всеми участниками. В осталь­ных случаях возражение против оговорки части участников не препятствует участию в договоре государства, сделавшего ого­ворку. Оговорка считается принятой участником, если в течение года он не заявит возражения.

    Оговорка к учредительному акту организации нуждается в принятии ее соответствующим органом.

    Юридические последствия оговорки состоят в том, что она вно­сит соответствующие изменения в договор во взаимоотношениях стороны, ее сделавшей, и сторон, ее принявших. В случае возра­жений против оговорки со стороны отдельных участников, в их взаимоотношениях со сделавшим оговорку государством соответ­ствующее положение не применяется. Оговорка не изменяет поло­жений во взаимоотношениях остальных участников.

    Закон о договорах РФ в целом закрепил общепринятые поло­жения в отношении оговорок. Уникальным является лишь требо­вание о том, чтобы принятие или возражение против оговорки осуществлялись тем же органом, который выразил согласие на обязательность договора. В частности, оговорки или возражения против них в отношении ратифицированного договора оформля­ются законом (п. 2 ст. 25). Требование мало реальное, поскольку своевременное принятие закона в каждом случае едва ли воз­можно. Оговорки и возражения против них всюду отнесены к компетенции исполнительной власти.

    Кроме оговорок государства делают заявления к договору, ко­торые выражают понимание тех или иных положений. Поэтому их зачастую называют интерпретационными заявлениями. В от­личие от оговорок они не изменяют содержание договора и не нуждаются в согласии других участников. Обязывают они лишь государство, которое их сделало. Встречаются, однако, и заявле­ния, которые призваны породить юридические последствия.'

    6. Вступление договоров в силу

    Вступление договора в силу означает наступление момента, с которого договор начинает действовать как юридический акт. Многосторонний договор может вступать в силу для сторон в разное время в зависимости от того, когда они оформили свое участие. До вступления в силу договор не обязывает принявших его. Однако в силу нормы общего международного права стороны обязаны воздерживаться от действий, способных лишить договор его объекта, сделать невозможным достижение его целей (см. также п. 2 ст. 31 Закона о международных договорах РФ). Эта обязанность существует с момента подписания договора до его ратификации или отказа от ратификации. Эта обязанность рас­пространяется и на те случаи, когда субъект окончательно офор­мил свое участие, но договор не вступил еще в силу из-за других договаривающихся государств. Обязанность прекращается, если вступление в силу слишком затягивается.

    Договор вступает в силу на условиях, в нем указанных. Не требующий ратификации или утверждения договор вступает в силу после его подписания. Подлежащий ратификации дого­вор — после его ратификации (или утверждения).

    Договор может применяться временно, до вступления в силу, если это предусмотрено в самом договоре или об этом участники договорились иным образом. Так, временное применение предус­мотрено в торговом соглашении между РФ И.Мексикой, а в отно­шении Договора о создании Экономического союза (СНГ) — в решении участников.

    Согласно Закону о международных договорах РФ решение о временном применении принимается тем же органом, который принял решение о его подписании. Если договор подлежит рати­фикации, то он должен быть представлен в Государственную Думу в срок не более шести месяцев с момента его временного приме­нения. В таком случае срок временного применения может быть продлен только законом (п. 2 ст. 23).


    7. Опубликование и регистрация договоров

    Истории дипломатии известно множество договоров, втайне решавших судьбы народов и государств. Борьба против тайной дипломатии является одной из важных задач демократических движений. Существенную роль в этом деле сыграл российский Декрет о мире 1917 г., декларировавший отмену тайной диплома­тии и положивший начало публикации тайных договоров.

    Демократическому правопорядку присуще правило; закон не обязывает, если он не опубликован (поп obligat lex nisi promulga-ta). В соответствии с Законом о международных договорах РФ ратифицированные и вступившие в силу для РФ договоры пуб­ликуются в собрании законодательства (СЗ), все вступившие в силу для РФ договоры публикуются в Бюллетене международ­ных договоров (БМД). Исключение составляют соглашения меж­ведомственного характера, которые публикуются в специальных изданиях. Официальная публикация договора имеет серьезное практическое значение. С этого момента он становится частью правовой системы страны и подлежит применению всеми орга­нами государства.

    Следует вместе с тем учитывать, что полная отмена тайных соглашений и отдельных статей невозможна. Заключаются согла­шения о военном сотрудничестве, о поставках товаров, о сотруд­ничестве силовых ведомств и др. В Законе о международных до­говорах РФ предусмотрено, что публикация договоров осу­ществляется ,по представлению МИД.

    Выход видится в положении, согласно которому не подлежат применению договоры, затрагивающие права человека, если они официально не опубликованы для всеобщего сведения (см. ч.3 ст.15 Конституции РФ). Это положение подтверждается и судебной практикой.

    Есть и еще одно правило по рассматриваемому вопросу. Сек­ретные договоры не могут противоречить договорам опублико­ванным, а секретные статьи и приложения — опубликованным статьям. В Конституции Греции сказано: "Секретные статьи до­говора никогда не могут иметь приоритета в отношении тех, которые опубликованы" (ст. 36).

    Регистрация — это средство ограничения возможности исполь­зования тайных договоров. Устав ООН требует, чтобы всякое международное соглашение члена Организации было зарегистри­ровано в Секретариате и им опубликовано. На случай нерегис­трации предусмотрена санкция: стороны в таком договоре не могут ссылаться на него ни в одном из органов ООН (ст. 102). Иными словами, для ООН незарегистрированный договор юридически не существует. Однако это не влияет на его обязательную силу в отношении сторон.^

    Регистрация договоров предусмотрена и уставами региональ­ных организаций. Существует также система внутренней регис­трации. В России единая система регистрации договоров нахо­дится в ведении МИД.

    Список литературы

    1.   Броупли Я. Международное право. В 2 т. М., Прогресс. 1977.

    2.   Де Аречага Э. X. Современное международное право. М., Про­гресс. 1983.

    3.   Курс международного права. В 7 т. М., Наука. 1989—1993.

    4.   Международное право. Учебник, (отв. ред. Тункин Г. И.). М., Юридич. литература. 1994.

    5.   Международное право. Учебник, (отв. ред. Колосов Ю. М., Куз­нецов В. И.). М., Международные отношения. 1995.

    6.   Международное право. Учебник, (под ред. Игнатенко Г. В.) М., "Высшая школа". 1995.

    7.   Международное публичное право. Сборник документов. Соста­вители Бекяшев К. А. и Ходаков А. Г. В 2 т. М. ВЕК, 1996.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Право международных договоров ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.