Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Правовые основы инвестиционного процесса

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Правовые основы инвестиционного процесса
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:40:28
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    1. Сущность инвестиций

    2. Правовое регулирование инвестициями

               Литература


























                                   1. Сущность инвестиций


    Инвестиции - денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе, на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и другие виды деятельности в целях получения прибыли (дохода)[1].

    Инвестиции - это сравнительно новый для российской экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие «валовые капитальные вложения», под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на ремонт. Инвести­ции — более широкое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции, близкие по содержанию к нашему термину «капитальные вложения», и «финансовые» (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение доходов от собственности.

    Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг. При этом часть портфельных инвестиций по своей природе ничем не отличается от прямых инвестиций в производство.

    Прямые инвестиции, это основная форма экспорта частного предпринимательского капитала, обеспечивающая установление эффективного кон­троля и дающая право непосредственного распоряжения над заграничной компанией.

    Если обобщить, то можно сказать, что в целом инвестиционный процесс – это механизм сведения вместе тех, кто предлагает деньги, с теми, кто предъявляет спрос. Обе стороны обычно встречаются в финансовых институтах или на финансовом рынке. Иногда, в частности, при сделках с имущественными ценностями продавцы и покупатели вступают в сделку напрямую. Финансовые институты (такие организации, как, например, банки и ссудосберегательные ассоциации) обычно принимают вклады и затем дают деньги в кредит или иным образом инвестируют средства.

                        1.2. Правовое регулирование инвестициями


    Законодательство РФ в области инвестиций, включая иностранные, основываются на положениях Конституции РФ. Внешнеэкономическая и связанная с ней инвестиционная деятельность осуществляется в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами РФ, предусматривающими определенные гарантии, налоговые и таможенные льготы.

    Состояние инвестиционной сферы в значительной мере определяется развитием правовых основ государственного регулирования иностранных инвестиций, причем в двух направлениях. Это, во-первых, совершенствование собственно российского законодательства в области международного инвестиционного сотрудничества; во-вторых, заключение международных договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

    Что касается первого направления, то следует констатировать: в настоящее время в основном создана система правовых актов, регулирующих инвестиционную сферу в условиях перехода на рыночные механизмы хозяйствования.

    Законодательная база включает свыше 60 документов, охватывающих основные аспекты инвестиционной деятельности: нормативно-законодательные акты по общим вопросам инвестиционной деятельности, иност­ранным инвестициям, налогообложению, конкурсному размещению цент­рализованных инвестиционных ресурсов.

    Вступили в действие такие основополагающие законодательные акты, как федеральные законы «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений». «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений», «О бюджете развития РФ», «О лизинге», «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

    Принят и действует ряд федеральных законов, регулирующих соглашения о разделе продукции:

    — Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г. № 220-ФЗ;

    — Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 7 января 1999 г. № 19-ФЗ;

    — «О внесении в законодательные акты РФ изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона «О соглашениях о разделе продук­ции» от 10 февраля 1999 г. № 32-ФЗ.

    Приняты девять федеральных законов «Об участках недр, право пользования которыми, может быть предоставлено на условиях раздела продукции». В настоящее время на условиях соглашении может разрабатываться 25 месторождений и участков недр.

    В условиях трансформации экономики России в 1990-е годы и перехода к рыночной системе хозяйствования кардинальные изменения произошли и в организации инвестиционного процесса, возникла объективная необходимость формирования принципиально нового механизма финансирования инвестиционной деятельности как на микро-, так и на макроэкономическом уровне. Это обусловлено рядом обстоятельств:

    — существенным изменением инвестиционного статуса и роли государства и негосударственных структур, разделением их функций в сфере инвестиционной деятельности:

    — значительным сокращением доли централизованных инвестиций в их общем объеме, изменением структуры последних по формам собственности в связи с проведением приватизации:

    — значительным ростом количества объектов инвестирования, изменением состава и соотношения внутренних и внешних источников инвестиций, способов и критериев их распределения.

    Первые финансовые компании появились в России в конце 80-х годов ХХ века процессе либерализации хозяйственной деятельности. Масштабы их деятельности носили локальный характер. Тем не менее, некоторые из них уже тогда приводили к негативным социальным последствиям и требовали вмешательства властей разного уровня.

    Активизация процесса индивидуальных инвестиций в начале 90-х годов ХХ века во многом было связана, во-первых, с появлением наибольшего количества неопытных инвесторов, осознавших необходимость сбережения от инфляции; во-вторых, с возможностью использования в рискованной инвестиционной игре приватизационные чеки, а не денежные средства. Причем безудержный рост инфляции заставлял население искать новые формы вложения денег.

    В тот период разочарование в государственных структурах смягчалось надеждами на новые экономические перспективы, в частности, приватизацию

    Каждому обещалась часть бывшей общенародной собственности. И новой доминантой общественного сознания стал массовый энтузиазм в ожидании легко достижимого финансового благополучия. Стали популярны идеи создания личного экономического базиса, который мог бы позволить вести жизнь рантье. В немалой степени этому способствовала никем не контролируемая реклама различных финансовых пирамид.

    Гигантская «финансовая пирамида», состоящая из сотен финансовых компаний, достигла пика своего развития к началу 1994 года. Но по истечении короткого периода казавшиеся монументальными финансовые компании стали лопаться, как пузыри. И если единичные случаи краха воспринимались как исключение, как очищение финансовых структур от компаний-однодневок, последовавшее за тем массовое разорение финансовых компаний вызвало волну всеобщего разочарования.

    К началу 1995 г. в стране были практически исчерпаны возможности притока финансовых ресурсов за счет привлечения новых частников, в процесс было вовлечено почти все взрослое население.

    «Успех» этой деятельности во многом базируется на четырех основ­ных составляющих:

    1) отсутствие системы защиты инвесторов;

    2) неразвитость юридического обеспечения рынка капитала;

    3) недостаточное понимание инвесторами законов рынка;

    4) малый выбор инвестиционных рыночных инструментов.

    Многие инвесторы считают, что вина за массовый обман населения равно как и финансовая ответственность, во многом лежит на государстве. Сегодня, очевидно, есть необходимость в создании реально действующей системы экономической защиты инвесторов, которая способна восстано­вить доверие как населения страны, так и иностранных инвесторов к рын­ку инвестиций. Следует отметить, что первые шаги в этом направлении правительством России уже делаются.

    Анализ фактического материала, отражающего процессы формирования российского инвестиционного рынка, позволяет сделать ряд предпо­ложений об основных характеристиках формирующейся в России модели инвестиционного рынка.

    В рамках складывающейся в РФ модели банковского сектора кредитные финансовые и инвестиционные институты играют пока незначитель­ную роль в финансировании инвестиций в реальный сектор экономики. Однако это положение, верное для экономики в целом, не вполне справедливо для группы наиболее крупных предприятий — «станового хребта» россий­ской экономики, для которых рынок долгосрочных кредитов и фондовый рынок уже стали существенными источниками инвестиционных ресурсов. Хотя таких предприятии немного, именно они формируют «голубые фиш­ки» российского фондового рынка, и для них же доступными являются кредитные ресурсы как отечественные, так и иностранные.

    Собственные средства предприятий являются самыми крупными источниками инвестиции. Важно отметить, что предприятия ведут достаточно активную инвестиционную деятельность самостоятельно, выступая, таким образом, не только в качестве основных потребителей инвестиционных ресурсов, но и в качестве инвесторов. Можно сказать, что предприятия выступают каналами перераспределения инвестиционных ресурсов как между отраслями, так и между регионами, осуществляя, таким образом, некоторые функции, которые в развитых рыночных системах присущи в первую очередь финансовым институтам.

    Безусловно, отраженные в статистическом учете финансовые вложения предприятия следует воспринимать с некоторой долей осторожности. Однако же сам объем финансовых вложений, который по отдельным от­раслям превышает объем инвестиций в основной капитал, может служить иллюстрацией активности инвестиционной деятельности.

    Обращает на себя внимание высокий уровень финансовых вложений в сырьевых отраслях и в машиностроении. Одной из возможных интерпретаций данного факта может служить предположение о формировании в сырьевых отраслях доходов, избыточных по отношению к собственным потребностям в инвестициях, и наличии возможности получать более высокую отдачу на вложенный капитал вне собственной отрасли.

    Особое внимание заслуживает высокая инвестиционная активность предприятий на внешних рынках, которая сопоставима с уровнем вложений в основной капитал.

    Тенденции в данной области наиболее трудноуловимы в силу:

    а) малой доступности информации о фактическом распределении промышленной собственности (за исключением держателей реестра акционер­ных обществ и руководителей предприятий на дату сверки и предоставле­ния реестра перед проведением годичного собрания акционеров);

    б) существования номинальных владельцев и многозвенной системы дочерних и зависимых компаний — держателей пакетов ценных бумаг производственных предприятий.

    Динамика изменения структуры корпоративной собственности в об­щем случае менее достоверна и опирается преимущественно на данные обследовании.

    Тем не менее, можно считать, что сформированная в результате приватизации структура промышленной собственности не устойчива. Основная тенденция ее изменения — сокращение доли мелких и внутренних акцио­неров за счет расширения доли крупных и внешних. При этом вполне ве­роятна отраслевая дифференциация усиления влияния внешних инвесторов, которых можно разделить на финансовых, ориентированных, прежде всего, на извлечение доходов от вложении без участия в управлении пред­приятием, и стратегических, ориентированных на увеличение доли рынка и участие в управлении предприятием.

    Инвесторы из числа нефинансовых предприятий в большей степени тяготеют к стратегическим инвестициям, такого рода инвесторы широко представлены в частности, в пищевой промышленности, а также в цвет­ной металлургии. Является весьма вероятным, что непосредственным результатом финансового кризиса 1998 года в данной области было изменение структуры корпоративной собственности за счет снижения дата финансовых инвесторов и увеличения доли собственности нефинансовых предприятий.

    В условиях развитого рынка основные каналы контроля инвесторов над корпорациями заключаются в доступности информации об объекте их инвестиции и наличии ликвидного рынка инвестиций, который создает возможность избавиться от своего вложения или изменить его более привлекательное.                       

    Необходимым условием является также наличие юридических гарантий по реализации прав инвесторов. Крупные инвесторы имеют возможность оказывать воздействие на состав руководящих органов корпораций, на определение основных направлений производственной и финансовой полити­ки предприятия и на контроль над результатами такой деятельности.

    Общей тенденцией развитых рынков является объединение вложений мелких инвесторов в различные формы коллективных инвестиций.

    В условиях развивающегося рынка мелкие акционеры и инвесторы реально не имеют механизмом контроля над корпорациями, а взаимоотношения крупных инвесторов и предприятий-объектов инвестиции находятся в недостаточно развитом правовом поле, что приводит к индивидуализации каждого конкретного случая и использованию неэкономических мер воз­действия.

    Так как формы коллективных инвестиций находятся на стадии формирования, а предложенные для объединения индивидуальных вложений чековые и паевые инвестиционные фонды слабо подготовлены к работе в условиях сжимающегося рынка, то наиболее вероятно выживание крупнейших инвесторов, чьи инвестиционные портфели сочетают небольшое количество крупных пакетов ценных бумаг предприятий, контроль над которыми осуществляется не только за счет самого факта принадлежнос­ти пакета акций, но и за счет взаимосвязей по технологической или коммерческой цепочке (поставщики, покупатели, кредиторы и т.д.), а также прямого обмена высшими руководителями.

    Пространственная локализация инвестиционного рынка определяется размещением институтов-посредников и институтов, аккумулирующих ресурсы. Инвесторы и потребители инвестиций чаще всего отделены от источников инвестиций. Следовательно, именно уровень развития эле­ментов инфраструктуры рынка на территории определяет место его на­хождения. С этой точки зрения, в России формируется моноцентрическая модель инвестиционного рынка с единым перераспределительным центром в Москве.

    Возможности создания национального рынка за счет развития региональных центров, которые существовали на протяжении 1991-1996 гг. в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Владивостоке и нескольких других городах, были существенно сокращены в результате финансового кризиса 1997-1998 гг.

    Как и в большинстве других стран, в России ограничено присутствие иностранного капитала на инвестиционном рынке. Это ограничение является наиболее жестким в области банковско-кредитной деятельности и более мягком – на рынке ценных бумаг.

    В данном случае необходимо разделить рынок ценных бумаг на рынок корпоративных ценных бумаг и рынок государственного долга. Если иностранное присутствие на рынке корпоративных бумаг регулируется, прежде всего, антимонопольным законодательством и довольно близко к режиму, существующему для отечественных инвесторов, то рынок государственного долга вплоть до весны 1996 был закрыт для иностранных инвесторов. В то же время иностранные ресурсы привлекались для обслуживания государственного долга, как по линии банковских кредитов, так и в рамках международной помощи.

    Однако законодательные ограничения на деятельность иностранного капитала не подкреплены действенными мерами контроля над их выполнением, что приводит фактически к незащищенности внутреннего инвестиционного рынка и подчиненности его международному рынку, что стало очевидным в течение 1997-1998 гг.

    Использование иностранного капитала для финансирования дефицита государственного бюджета в общем случае носит чрезвычайный характер и может рассматриваться только в качестве временной и вынужденной меры.

    Разнообразные комбинации вышеперечисленных параметров моде­ли национального рынка капиталов создают объективные потребности для конкретных форм регулирования процесса функционирования рын­ка. Как можно предположить, наличие немногочисленного устойчивого круга крупных собственников или традиционно высокий уровень защиты мелких инвесторов не требуют вмешательства органов государственного управления в деятельность участников рынка, которая в большей степени регулируется самоуправляемыми организациями.

    Пожалуй, наиболее существенной формой влияния государства на развитие инвестиционного рынка оказалась гипертрофированная эмиссия государственных ценных бумаг, которая подавляющим образом влияла на остальные сегменты рынка.

    По аналогии с японской моделью, а также рыночной моделью стран Юго-Восточной Азии для современного периода в России характерно сращивание государственной власти с крупнейшими корпорациями на основе обмена постов между государственными чиновниками и высшими руководителями корпораций.

    Особенности складывающегося рынка налагают повышенные требования к уровню регулирования как в силу неустойчивости его структуры и низкого уровня защиты инвесторов, так и его подверженности системным кризисам (внутренним и международным). Существующая система государственного регулирования пока не отвечает этим требованиям.

    В 2006 г. сохранилась и получила свое развитие сложившаяся во второй половине 2000 г. тенденция к активизации инвестиционной деятельности предприятий и организаций.

    Улучшение финансовых результатов деятельности предприятий и организаций, сокращение количества убыточных предприятий, снижение объемов неденежных расчетов, сохранение благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, постепенное восстановление реальных располагаемы» денежных доходов населения, успешное исполнение федерального бюджета явились важными факторами оживления инвестиционных процессов.

    Вместе с тем остающиеся проблемы в денежно-кредитной системе (высокая стоимость кредитов; продолжающееся замещение, хотя и в меньших объемах, финансовых потоков бартером и денежными суррогатами, низкий уровень банковских капиталов), наличие на предприятиях многих отраслей экономики устаревших основных фондов, низкий платежеспособный спрос населения, высокая налоговая нагрузка на реальный сектор экономики, рискованность осуществления капитальных вложений в экономику России отечественными и зарубежными инвесторами, сохраняющаяся проблема вывоза капитала за рубеж сдерживали развития инвестиционных процессов.

    Таким образом, можно констатировать, что инвестиционная деятельность имеет положительную тенденцию к росту и характеризуется следующим образом:

    - продолжился рост инвестиционной активности, увеличились объемы инвестиций и основной капитал;

    - увеличилась доля инвестиций в основной капитал в общем объеме инвестиций в нефинансовые активы;

    - продолжали увеличиваться объемы инвестиций в отрасли, пройти производящие промышленные товары;

    - в структуре финансовых вложений продолжала расти доля краткосрочных вложений;

    - в структуре инвестиций по источникам финансирования увеличилась доля бюджетного финансирования, в основном за счет бюджетов субъектов РФ;

    - увеличились объемы ввода в действие жилых домов, выросла доля индивидуального жилищного строительства;

    - возросли объемы иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор экономики России, однако, доля прямых инвестиций в их общем объеме продолжала снижаться[2].


    Подводя итоги, можно сказать, что с самого начала создания российской финансовой системы кредитно-банковские институты имели универсальный характер, т.е. они обладают возможностями совмещать кредитно-банковские виды деятельности, с инвестиционными видами деятельности - всеми операциями на рынке ценных бумаг. Так как по величине активов и объемов операции банки существенно превосходят инвестиционные институты, то они имели возможность фактически монополизировать наиболее доходные сегменты финансового рынка.

    Создание системы государственных заимствований, в рамках котором основными операторами торговли были даже банковские институты, уси­лило позиции банковской системы в целом, а внутри - укрепило моно­полизм крупнейших банков, получивших привилегированный доступ на рынок государственных заимствовании.

    Инвестиционные институты были в большей степени ориентированы на операции с финансовыми инструментами, которые находились вне круга интересов кредитно-банковских учреждений (например, на первом этапе форми­рования фондового рынка — приватизационные чеки, позднее — финансовые инструмента низкого качества типа билетов, расписок, еще позднее - кор­поративные ценные бумаги) либо в силу малой доходности вложении, либо повышенного риска, присущего таким типам инвестиций. В то же время по мере роста привлекательности того или иного сегмента финансового рынки банковские институты увеличивают свое присутствие в этом сегменте.

    Система государственного регулирования инвестиционной деятельности к настоящему времени не является сложившейся. Потому что, наряду с очагами более продвинутого регулирования (банковская деятельность) существу­ют области конфликтного и двойного регулирования, а также области, в которых фактически отсутствует регулирование. В данном случае имеется в виду формальное существование определенных намерений при отсутс­твии механизмов реализации и системы контроля над их реализацией. В качестве характеристики системы регулирования можно назвать ее непоследовательность, случайный характер воздействий, отсутствие единства и преемственности политики. Структура органов регулирования не ориентирована на функциональный подход.

    Главным фактором, определившим особенности формирования рын­ка частных инвестиций в России, стало то, что населения страны за ко­роткий отрезок времени получило информацию обо всех существующих финансовых инструментах и начало активно применять эти инструменты, руководствуясь неадекватным представлением об их эффективности и надежности. Между тем формирование нормативной базы финансового и фондового рынка в других странах оттачивалась десятилетиями, в России же нормативная база инвестиций начала формироваться одновременно с их практическим применением.

    Это привело к тому, что наиболее предприимчивая часть населения развернула активную деятельность по созданию так называемых, инвестиционных финансовых компаний, принимавших вклады от менее предпри­имчивой части населения. Зачастую предприниматели принимали вклады под фантастические проценты, ориентируясь в большей части случаев на инфляцию и на удачу, а не на трезвый расчет.



    Литература



    [1] Статья 1 Закона РСФСР «Об инвес­тиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 года.


    [2] Жукова Г. Состояние и особенности российского инвестиционного рынка // Предпринимательство.-2007.-№2.- с. 25-34

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Правовые основы инвестиционного процесса ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.