Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Привлечение иностранных инвестиций

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Привлечение иностранных инвестиций
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:40:28
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Введение

    1. Особенности инвестиционной привлекательности регионов

    2. Методы привлечения иностранных инвестиций и их влияние на развитие региона

    Литература

    ВВЕДЕНИЕ


    Важнейшим результатом прошедшего десятилетия стало формирование каркаса рыночной экономики и переход к экономическому росту в России. Решение стоящих перед страной масштабных задач по удвоению ВВП невоз­можно без системного подхода к поиску источников роста. Одним из ключе­вых источников экономического роста России является привлечение ино­странного капитала в экономику, наряду с наращиванием выпуска высоких технологий и диверсификацией экономики.

    Формирование благоприятного инвестиционного климата и решение задач по привлечению инвестиций в регионы Российской Федерации тесно связаны с совокупностью различных экономических, социальных, политических, инфраструктурных и других аспектов регионального развития. Основная часть инвестиций сконцентрирована в нескольких регионах, в то время как большинство административно-территориальных образований имеют ещё более низкие показатели, чем в среднем по России.

    Усиление социально-экономической и политической дифференциации регионов усложняет проведение общероссийских реформ, обостряет опасные социальные конфликты и может стать существенным препятствием на пути интеграции российских регионов в рамках национальной экономики. Дифференциация экономического положения регионов может оказаться причиной для развития процессов сегментации рыночного пространства. В этих условиях требуется анализ политических причин, определяющих динамику инвестиционной активности в регионах, разработка научно обоснованной инвестиционной политики на федеральном и в особенности на региональном уровне, а так же изучение и распространение успешного опыта.

    Пробле­мы инвестиционной привлекательности находятся в центре внимания россий­ских ученых. Особенности российской модели инвестирования рассматрива­ются в трудах В. Бард, А. Булатова, В. Кондратьева, В. Лисина, Е. Ясина и др. Значительный вклад в развитие современной региональной экономики внесли А. Гранберг, А. Лавров, В. Лексин, В. Маслаков, В. Сурнин, В. Суслов, Г. Ун-тура и др.

    На региональном уровне различные аспекты привлечения ПИИ рас­смотрены в работах таких авторов, как О. Андрианова, Ю. Зима, А. Литовченко, Т. Суставова, М. Терский, Т. Якунина и др.

    Несмотря на значительное число работ, посвященных исследованиям специфики российской инвестиционной модели и привлечения иностранных инвестиций как на макроуровне, так и на уровне региона, задача разработки стратегических основ привлечения прямых иностранных инвестиций в регионы ресурсного типа остается по-прежнему актуальной. Проблема привлечения прямых иностранных инвестиций требует учета региональной специфики политических особенностей  развития региона.

    Современная методология привле­чения прямых иностранных инвестиций в регионы должна учитывать основные политические тенденции. Существующие методики оценки инвестиционной привлекательности регионов имеют общий характер, тогда как осуществление прямых иностранных инвестиций требует конкретизации. Существует необхо­димость в разработке концептуальных подходов к стратегии привлечения пря­мых иностранных инвестиций в регион с учетом влияния политических факторов. Все вышеперечисленные обстоятельст­ва предопределили актуальность темы нашей работы.













    1. Особенности инвестиционной привлекательности регионов

    2. Методы привлечения иностранных инвестиций 

    и их влияние на развитие региона


    Инвестиции, понимаемые как инвестиции в основной капитал и как финансовые инвестиции, в современных условиях остаются ограниченным ресурсом, и удовлетворить потребность в них всех регионов в полном объеме практически невозможно, кроме того способности регионов эффективно использовать этот ресурс в силу политических условий далеко не одинаковы.

    Значительная дифференциация субъектов Российской Федерации по политическим факторам формирует различные условия для инвестиционного процесса. Практика последних лет показывает, что многие исследо­ватели рассматривают инвестиционной привлекательности региона как базу выявления субъектов инвестиционной деятельности [3, c. 12].

    Таким образом, понятие «инвестиционная привлекательность региона» означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного региона в качестве объекта инвестирования, поэтому  инвестиционной привлекательности региона характерны следующие понятия:

    - инвестиционный потенциал - прежде всего факторы ресурсного характера, демонстрирующие статистически значимую максимальную положительную связь с показателями инвестиционной активности;

    - инвестиционные риски - факторы политического, социально-экономического и экологического характера, обнаруживающие максимальную отрицательную связь с инвестиционной актив­ностью;

    - инвестиционная активность - в виде многомерной средней двух показателей: объема инвестиций в расчете на душу населения региона и темпа их изменения. При этом рассматриваются как частные инвестиции, так и инвестиции из бюджетов региона (федеральные инвестиции во внимание не принимаются).

    - инвестиционный климат, который характеризует инвестиционную привлекательность региона как обобщенный факториальный признак, включающий региональные инвестиционные коммер­ческие риски, а также инвестиционный потенциал региона и инвестиционную активность.

    В условиях рыночной экономики активная роль в региональном стратегическом развитии принадлежат инвестиционной политике, которая, как известно, включает в себя основные элементы: выбор источников и методов финансирования инвестиций; определение сроков реализации; выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики; создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций; создание благоприятного инвестиционного климата (рис. 1.1).

     

    Рис. 1.1. Взаимосвязь инвестиционной политики и инвестиционного

    климата региона


    Под инвестиционным климатом понимается среда, в которой протекают инвестиционные процессы, и формируется инвестиционный климат [5, c. 32]

    Инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность формируется под воздействием следующих основных факторов:

    - политических;

    - экономических;

    - юридических;

    - социальных и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в регионе и предопределяющих степень риска инвестиций.

    На региональном уровне инвестиционный климат проявляет себя через двухстороннее отношение предпринимательских структур, банков, профсоюзов и других субъектов хозяйственных отношений и региональных органов власти, На этом уровне как бы происходит конкретизация обобщенной оценки инвестиционной привлекательности в ходе реальных контактов иностранных  инвесторов с региональной средой (табл. 1) [7, c. 21].

    Таблица 1.

    Факторы, формирующие благоприятный инвестиционный климат

    Наименование фактора

    Описание фактора

    1. Объективные 

    1.1. Природно-климатические условия

    Богатые природные ресурсы

    1.2. Географическое положение

    Наличие границ с развитыми регионами России и иностранными государствами; наличие морского и речного сообщения с другими регионами России и иностранными государствами

    1.3. Состояние окружающей среды

    Постоянно поддерживается на благоприятном уровне

    2. Субъективные

    2.1. Научный потенциал

    Неперегруженность общего числа организаций региона научными организациями; высококвалифицированный научный потенциал

    2.2. Экономическое положение

    Высокая степень развитости рыночных отношений; диверсифицированность экономической среды, наличие экономики независимых финансового рынка и рынка инвестиционных услуг; приемлемые ставки экспортных и импортных пошлин; положительная политика в области валютного курса

    окончание табл. 1.1

    2.3. Законодательная и нормативная база

    Стабильный правовой режим; жесткое регулирование отношений собственности; законодательное закрепление налоговых льгот для поддержки инвестиционной деятельности; наличие механизма работы с городскими инвестиционными проектами

    2.4. Строительная база

    Наличие экономически независимого рынков строительной продукции, строительных работ и услуг; наращенные мощности  строительных организаций и предприятий

    2.5. Фактор риска

    Государственные гарантии защиты российских и иностранных инвесторов от некоммерческих рисков; невысокие риски осуществления инвестиционной деятельности

    2.6. Трудовые ресурсы

    Низкая доля населения пенсионного возраста; общерегиональные данные о наличии различных категорий трудовых ресурсов; высококвалифицированный кадровый потенциал

    2.7. Социальная инфраструктура

    Крупные российские и иностранные консалтинговые и аудиторские организации, институциональные инвесторы; развитая экспортная система; наличие общедоступной информации об инвестиционных проектах, инвесторах и др. в регионе; развитые виды инфрастуктур (транспортная, связи и т.д.)


    Решению одной из важнейших проблем обеспечения экономического роста в регионе способствует поступательное повышение инвестиционной активности, особенно для иностранных инвестиций.

    К политическим факторам, влияющим на инвестиционную привлекательность региона относится поляризация политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов [9, c. 11].

    Реальные успехи региональных лидеров в формировании инвестиционного климата население замечает. Само по себе обострение предвыборной борьбы существенно увеличивает региональный риски для инвесторов. Если же учесть и тот факт, что законодательный и политический риски в наибольшей степени важны для потенциальных инвесторов, становится очевидным: деятельность глав исполнительной власти субъектов федерации по созданию благоприятного инвестиционного климата является не только фактором привлечения инвестиций, но и в определенной мере гарантирует благоприятный исход выборов для самих региональных лидеров [1, c. 21].

    Таким образом, на основе рассмотренного материала можно сделать вывод, что в России накоплен богатый опыт привлечения иностранных инвестиций, анализ и использование которого на современном этапе наряду с зарубежным опытом может быть целесообразным при обосновании методов и организации инвестиционной политики региональных властей.

    Российские регионы обладают рядом объективных предпосылок для привлечения иностран­ного капитала. К данным предпосылкам в первую очередь относят потенциально емкий рынок, богатые запасы природных ресурсов, достаточно квалифицированная и дешевая рабочая сила, значительный научно-технический потенциал [14, c. 32].

    Однако реализация имеющихся перспектив требует разработки эффективной и последовательной политики в области привлечения иностранных инвестиций, принятия необходимых мер, направленных на совер­шенствование инвестиционного климата в регионе, минимизация негативных факторов снижающих инвестиционную привлекательность, а также разработки региональной инвестиционной политики, характеризующейся четким формулированием целей и задач социально-экономического развития, решаемых на основе привлечения иностранных инвестиций.


    2. Методы привлечения иностранных инвестиций 

    и их влияние на развитие региона


    Существующий в России механизм привлечения инос­транного капитала как на федеральном, так и на региональ­ном уровнях еще недостаточно эффективен. Несмотря на то, что основными препятствиями для радикального уве­личения привлекаемых иностранных инвестиций являются экономическая, политическая и социальная нестабильность, совершенствование механизма привлечения иностранного капитала может заметно увеличить их приток.

    Благоприятный инвестиционный кли­мат всегда складывается в условиях расширенного типа воспроизводства. Деградационный тип воспроизводства характеризуется "проеданием" основных фондов в суще­ствующих секторах региональной экономики без создания новых секторов. При этом конкурентоспособность эконо­мики региона с таким типом хозяйства на российском рынке капиталов низка, что побуждает финансовые ресурсы пе­ретекать в другие регионы страны или выходить на миро­вые рынки. В этих условиях имеющийся ресурсный потен­циал в регионе теряет свою экономическую ценность из-за низкой эффективности его использования, неустойчивос­ти социально-политических факторов. Такой тип воспро­изводства заведомо свидетельствует о неблагоприятном инвестиционном климате в регионе [5, c. 31].

    В зависимости от типа воспроизводства и приорите­тов территориально-отраслевого развития в регионе может задаваться различный механизм регулирования притока иностранных инвестиций.

    Основными формами иностранных инвестиций являются прямые, косвенные и портфельные инвестиции.

    Основными формами привлечения прямых иностранных инвестиций в регионы России являются:

    - привлечение иностранного капитала в предпринимательские струк­туры путем создания совместных предприятий, в т. ч. путем продажи за­рубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ;

    - регистрация на территории России предприятий, полностью при­надлежащих иностранному капиталу;

    - привлечение иностранного капитала на основе концессий или со­глашений о разделе продукции;

    - создание свободных экономических зон (СЭЗ), предусматривающее активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны.

    Первые две формы привлечения прямых иностранных инвестиций в настоящее время являются преобладающими. Кроме того на практике сформировались следующие виды совместных предприятий (СП):

    - совместное производство для усиле­ния двух или нескольких различных и независимых партнеров, догово­рившихся о создании СП;

    - оказание помощи фирмам, плохо адаптированным к окружающей среде; получение ресурсов;

    - решение политических или других проблем [7, c. 24].

    Привлечение инвесторов на основе концессий и соглашений о разделе продукции до сих пор не получило развития, хотя эта форма широко при­меняется в других странах, в первую очередь, для привлечения иностран­ных вложений в разработку недр, лесных и водных ресурсов, использова­ние государственных земель.

    Основными иностранными инвесторами, осуществляющими косвен­ные инвестиции, являются следующие финансовые институты:

    - Международный валютный фонд (МВФ);

    - Всемирный банк (The World Bank);

    - Международная финансовая корпорация (МФК);

    - Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР);

    - правительства зарубежных стран - члены Парижского клуба;

    - зарубежные коммерческие банки - члены Лондонского клуба;

    Специализированные финансово-кредитные организации, среди ко­торых:

    -  «Российско-американский фонд предпринимательства»;

    -  «КС Ферст Бостон-Россия» (CS First Boston - Russia);

    -  «Пионер Инвестмен» (Pioneer Investment);

    -  «Morgan Grenfell»;

    -  «Брансвик Инвестмент» (Brunswick Investment);

    -  «Фонд крупных российских предприятий»;

    -  «Фремлингтон Русский Инвестиционный фонд»;

    -  «Русско-Американский Инвестиционный фонд» (РАИФ);

    -  «Флегминг Российская Инвестиционная Корпорация» (ФРИК).

    Значительная доля косвенных иностранных инвестиций, привлеченных именно регионы, прихо­дится на международные валютные и кредитно-финансовые организации: МВФ, Всемирный банк, ЕБРР.

    Кредиты, предоставляемые России Всемирным банком и ЕБРР, пред­назначены для долгосрочных вложений, связанных с перестройкой и об­новлением инфраструктуры народного хозяйства, поддержанием и разви­тием важнейших для рыночной экономики отраслей [11, c. 21].

    Привлечение портфельных иностранных инвестиций также является для российской экономики важнейшей задачей. С помощью средств зарубежных портфельных инвесторов возможно решение следующих экономических задач:

    - пополнение собственного капитала российских предприятий в целях долгосрочного развития;

    - аккумулирование заемных средств российскими предприятиями для реализации принятых проектов;

    - пополнение федерального и местных бюджетов субъектов РФ;

    - осуществление реструктуризации внешнего долга РФ.

    Распространенными методами привлечения портфельных иностран­ных инвестиций являются:

    - размещение акций российских акционерных обществ среди зару­бежных портфельных инвесторов;

    - размещение среди зарубежных портфельных инвесторов долговых ценных бумаг российских эмитентов;

    - размещение среди зарубежных портфельных инвесторов долговых ЦБ, эмитированных соответствующими российскими органами власти.

    В условиях, когда на федеральном уровне отсутствуют целевые установки по отраслевой структуре и механизмы привлечения иностранных инвестиций, регионам не столько целесообразно, сколько необходимо самостоятельно опре­делять:

    - отрасли, приоритетные для привлечения и использо­вания иностранных инвестиций;

    - отрасли, в которых участие иностранных инвесторов должно ограничиваться;

    - отрасли, закрытые для иностранного капитала по соображениям национальной безопасности, защиты наци­ональных интересов и содержания национального достоя­ния, важных для жизнеобеспечения страны.

    Для нейтрализации отрицательных побочных эффек­тов иностранного капитала, целесообразно снабжение ин­вестиционного механизма системой безопасности, которая бы обеспечивала защиту природных ресурсов от "разбаза­ривания", защиту экономики региона от оттока валютных средств, защиту занятости, защиту регионального рынка от резких колебаний спроса и предложения. Цель подоб­ных ограничений состоит в том, чтобы обеспечить жест­кий контроль важнейших систем жизнеобеспечения регио­на, а также избежать чрезмерной зависимости региона, осо­бенно по экономикообразующим отраслям, от решений, принимаемых за пределами национальных границ.

    Региону необходимо четко выделить группы отраслей в зависимости от потенциальных источников финансиро­вания: отрасли и объекты, где возможно участие средств федерального бюджета, а также производства, развиваемые за счет частных российских инвестиций. В частности, прямые иност­ранные инвестиции имеют преимущества по сравнению с другими видами экономической помощи, но инвестиции в такой форме обычно осуществляются ресурсоищущими, затрато-ориентированными или рыночно-ищущими инос­транными компаниями. Следовательно, разумно рас­считывать на прямые иностранные инвестиции в том случае, если в качестве приоритетных отраслей определены сырьевые (отрасли топливно-энергетического комплекса, горнорудная, лесная, рыбное и сельское хозяйство), трудо­емкие отрасли с низкой, относительно мирового уровня, оплатой труда (текстильная и легкая промышленность, производство отдельных потребительских товаров и пище­вая промышленность), а также отрасли, величина рынка сбыта товаров которых, способна обеспечить высокий уро­вень продаж для прямого иностранного инвестора (произ­водство продовольственных и непродовольственных това­ров широкого потребления - бытовая химия, пищевая про­мышленность) [10, c. 9].

    Так, в рамках развития региона с учетом привлечения иностранных ин­вестиционных ресурсов должны учитываться следующие принципиальные положения:

    - в какие сектора региональ­ной экономики следует привлекать иностранный капитал;

    - какой может быть его минимальная и максимальная вели­чина в структуре инвестиционных ресурсов региона.

    Важным для привлечения  иностранных инвестиций в регион имеет нормативно-законодательная база, регламентирующая создание инвестиционного климата. Этот элемент имеет федеральную, региональную и мест­ную ступени.

    Их иерархическая последовательность предполагает создание законов и подзаконных актов в контексте норма­тивно-законодательной базы вышестоящей ступени.

    Прин­цип иерархии от общего к частному позволяет учесть в местных и региональных нормативно-законодательных актах те отдельные специфические положения, которые конкретизируют условия иностранной инвестиционной деятельности в регионе и тем самым создают более благо­приятный инвестиционный климат, так как обеспечивают гарантии для зарубежных инвесторов.

    В частности, на федеральном уровне уже разработаны и действуют законы "Об иностранных инвестициях в Рос­сийской Федерации", "О соглашениях о разделе продук­ции", "О валютном регулировании и валютном контро­ле", "О координации международных и внешнеэконо­мических связей субъектов Российской Федерации" и др., а на региональном - "О концессиях" (Кабардино-Бал­кария), "Об иностранных инвестициях в республике Мор­довия", "О статусе одобренного инвестиционного проекта с участием иностранного инвестора" (Татарстан), "Об ин­дустриальных (промышленных) комплексах на территории свободной экономической зоны "Находка" Приморского края", "О стимулировании деятельности иностранных ин­весторов на территории Оренбургской области" и др. В рамках тех или иных законов предоставляются основные гарантии, льготы и ограничения для иностранных инвес­торов.

    Несмотря на это, действующая нормативно-законо­дательная база еще далека от совершенства [2, c. 11].

    Принятие фе­деральных законов «об ипотеке», «о перечне отраслей, производств, видов деятельности, в которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов», «об акционерных и паевых инвестиционных фондах» итд., способствует расширению инвестиционной привлекательности регионов.  

    Мероприятими по обеспе­чению благоприятной инвестиционной среды для иностран­ного капитала является создание институциональной струк­туры регулирования процесса привлечения иностранных инвестиций. Представляется, что кроме уполномоченных исполни­тельных и законодательных органов региональной власти, проблемами привлечения и регулирования иностранных инвестиций должны заниматься также и отдельные само­стоятельные единицы. Это могли бы быть региональные «Инвестиционные фонды», «Ассоциации независимых экспер­тов» и «Региональные консалтинговые центры».

    Распределение функций между различными органами институциональной структуры и состав их участников мог­ли бы быть таким, как это представлено в табл. 2

    Таблица 2

    Функций органов институциональной структуры


    Органы институциональной структуры



    Региональный инвестиционный фонд

    Ассоциация независимых экспертов

    Региональный консалтинговый центр

    Функции

    Покупка акций ком­паний малого и средне­го бизнеса

    Выпуск акций фонда

    Распространение ак­ций среди иностранных инвесторов

    Вложение средств в различные проекты мелких и средних фирм

    Вложение средств в региональные инфра­структурные проекты

    Экспертиза эффек­тивности инвестицион­ных проектов

    Конкурсный отбор инвестиционных про­ектов и определение их приоритетности

    Внесение предложе­ний по формированию и корректировке ре­гиональной норматив­но-законодательной базы

    Выработка механизма активизации привлече­ния инвестиций с уче­том общей целевой функции региона

    Оценка эффективно­сти использования ин­вестиций.

    Исследование регио­нальной политики при­оритетов привлечения иностранных инвести­ций

    Поиск и отбор ин­формации о потенци­альных реципиентах иностранных вложений

    Мониторинг и оценка регионального инве­стиционного климата

    Стимулирование ино­странного инвестиро­вания через консульта­тивные отделения в за­рубежных государствах

    Оказание консалтин­говых услуг по инве­стиционному проекти­рованию среды веде­ния бизнеса в регионе. Обучение экспертов и представителей регио­нального бизнеса


    Что касается специалистов органов региональной вла­сти, курирующих вопросы иностранной инвестиционной деятельности в регионе, специалистов Министерства тор­говли и Торгово-промышленной палаты, то их действия должны быть ориентированы на проведение коммуника­ционной стратегии (промоутерских и паблик-рилейшнз кампаний). Кроме того, органы исполнительной региональ­ной власти должны осуществлять общую координацию де­ятельности. Механизм активизации привлечения иностранных ин­вестиций (должен полностью удовлетворять выработанной концепции. Спектр мер регулирования иностранного бизнеса представ­лен несколькими направлениями, которые приведены в табл. 3.








    Таблица 3

    Отдельные меры по активизации привлечения иностранных инвестиций

    в регион


    Направление регулирования

    Мера по активизации

    Либерализация торговли

    1) Снижение приграничных таможенных тарифов и нало­говых сборов;

    2)  Максимальные льготы: а) в отношении импортной про­дукции, используемой для организации производства рос­сийских товаров; б) в отношении экспортной продукции с 30-процентным и более российским происхождением;

    3)  Стимулирование создания центров свободной торговли и транзитных зон

    Устранение инвестицион­ных барьеров

    1) Обеспечение налоговых льгот на вложения в основной капитал производственной сферы;

    2)  Создание регионального фонда венчурного капитала;

    3)  Обеспечение координации развития интегрированных промышленных кластеров

    Расширение финансовой сферы

    1)      Создание системы регистрации личной собственности и недвижимости в регионе в качестве дополнительной гаран­тии кредиторам;

    2)  Разрешение деятельности зарубежных банков (совмест­но с российским капиталом) на территории России;

    3)  Увеличение числа независимых финансовых институтов, управляющих по доверенности фондовыми ценными бумагами

    Развитие рыночной ин­фраструктуры

    1)  Создание регионального страхового фонда с участием
    иностранной аккредитованной страховой компании;

    2)  Разработка системы стимулов, гарантирующих в регионе
    страхование от коммерческих рисков;

    3)  Создание системы льгот и преференций в сфере налогообложения и таможенного регулирования для инфраструк­турных отраслей (транспорт, связь, финансово-кредитная сфера и страхование)

    Борьба с преступностью

    1)  Создание совместных с международно признанными ор­ганами групп безопасности;

    2)  Преследование в судебном порядке бюрократической
    коррупции                                                                                             


    Что касается регулирования использования земельных ресурсов, то для разных регионов в зависимости от их спе­цифики могут быть и различными формы использования. Например, можно предоставить землю в долгосрочную аренду на тендерной основе или предоставить в краткос­рочную (пятилетнюю) аренду.

    Следующим существенным фактором влияния на инвестиционный климат является разработка инвестиционной стратегии в .рамках стратегий социально-экономического развития региона [3, c. 42].

    Действительно, стратегия инвестиционного развития имеется сегодня во многих регионах. Инвестору важно знать, что в регионе действуют про­зрачные механизмы и процедуры как в бизнесе, так и во власти, что отража­ется и в региональных стратегиях.

    Региональные стратегии носят именно стратегический характер и оп­ределяет главные направления, механизмы и конечные параметры, наиболее комплексно отражающие процессы социального и экономического развития (к таким параметрам отнесены, например, средняя заработная плата и сред­негодовой выпуск промышленной продукции на душу населения).

    На первое место поставлен не срок окупаемости проекта, как принято по официальным российским методикам, а его социальные последствия - ра­бочие места, налоги, поступающие в бюджеты разных уровней, что позволяет получить синергетический эффект.

    Еще одним отличительным признаком инвестиционной политики в регионе является отсутствие отрас­левых приоритетов, поскольку при эффективных инвестициях и менеджмен­те таким локомотивом может стать любая отрасль региональной экономики (машиностроение, строительство, сельское хозяйство, предприятия ВПК и т.д.).

    Инвестиционная политика содержит и формы поддержки. На этапе возникновения идеи и формирования инвестиционного предложения такой формой является информационное и организационное сопровождение проекта.

    На этапе реализации проекта крупному бизнесу предоставляются област­ные гарантии и поручительства, малому и среднему - субвенции для погаше­ния процентов по банковским кредитам. На этапе выпуска новой продукции и выхода на проектную мощность предприятие в рамках проекта освобожда­ется от всех платежей в части областного и местных бюджетов. На этапе расширения рынка сбыта и увеличения выпуска продукции инвестору пре­доставляются субвенции из бюджета того района, на территории которого он расположен, на цели ускоренного развития бизнеса.

    Важным условием привлечения иностранных инвестиций яв­ляется снижение административных издержек при осуществлении инвести­ционной и предпринимательской деятельности, что также находит свое от­ражение в стратегиях.

    Однако главным инструментом влияния на инвестиционную привлекательность региона является политическая стабильность, законодательное стимулирование и направленная на максимальную открытость информационная политика. Это объясняется тем, что стабильная политическая ситуация и сильная региональная власть способствуют снижению рисков иностранных инвесторов. К примеру, инвестиционный климат в Центральном федеральном округе является весьма и весьма привлекательным для иностранных инвесторов.

    Это обусловлено, прежде всего, тем, что Москва является столицей Российской Федерации и центром политических сил. Это формирует политический климат и снижает риски инвесторов.

     Местные гарантии и привилегии для иностранных инвесторов, готовых к сотрудничеству с субъектами РФ из Центрального федерального округа, выглядят следующим образом:

    - во-первых, при организации новых эффективных производств инвесторам будут предоставляться земельные участки с инфраструктурой;

    - во-вторых, если инвестиции направляются в особо важные проекты, многие администрации готовы выступить в качестве учредителей создаваемых предприятий;

    - в-третьих, для бизнесменов, заинтересованных в инвестировании своих средств в развитие экономики, некоторые администрации предусматривают широкий диапазон льгот и налоговых привилегий на период в 5 лет при условии ведения раздельного бухгалтерского учета использования инвестиционных средств.

    К основным причинам  сдерживающими приток иностранных инвестиций является:

    - низкая инвестиционная активность предприятий, и муниципальных властей;

    - отсутствие реальных, быстроокупаемых, проработанных проектов, готовых к реализации;

    - отсутствие опыта по использованию новых форм финансирования;

    - отсутствие эффективной системы сопровождения инвестиционных проектов, с отработанным механизмом взаимодействия структурных областных и муниципальных подразделений, направленных на снижение административных барьеров на пути иностранных инвесторов.

    - отсутствие базы свободных производственных площадок, готовых для реализации инвестиционных проектов.

    Еще одной проблемой, напрямую связанной  с привлечением иностранных инвесторов в регион, является слабая прединвестиционная готовность, проработанность проектов, предлагаемых инвесторам, прозрачность и понятность условий инвестирования и отсутствие гарантий региональных властей.

     Иностранным инвесторам должны предлагаться подготовленные к освоению месторождения полезных ископаемых, свободные площадки для размещения промышленных производств, очищенные от накопившихся долгов, развитая производственная и социальная инфраструктура. Для этого необходима кропотливая, согласованная и взаимосвязанная работа хозяйственных руководителей, представителей областных и местных органов власти по повышению инвестиционной привлекательности проектов.

    В целях активизации процесса  привлечения иностранных инвестиций прежде всего необходимо наладить статистический учет их поступления. В настоящее время официальные статистические данные кратно занижают реально поступающие объемы иностранных инвестиций, что негативно сказывается на инвестиционной привлекательности региона, а также мешает успешной работе по анализу и прогнозированию поступления иностранных инвестиций в регион.

    Необходимо развивать практику сопровождения администрациями и органами местного самоуправления муниципальных образований перспективных инвестиционных проектов. Необходимо назначать кураторов проектов из числа руководителей областных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, которые, не вмешиваясь во внутренние дела фирмы, осуществляют сопровождение проекта.

    Кроме этого необходимо активизировать работу общественных организаций по развитию предпринимательства  с целью привлечения иностранных инвестиций в сферу малого предпринимательства.

    Для полноценного информирования субъектов инвестиционной деятельности необходимо  создание источников информации, касающийся инвестиционной сферы, а именно:

    - база данных инвестиционных проектов и бизнес-предложений для потенциальных инвесторов, а также база данных кредитных историй;

    - инвестиционные новости, в том числе региональные, публикации прессы, экономические обзоры;

    - федеральные, региональные  и муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность;

    - итоги выборов и действия региональных властей.

    С тем чтобы сделать эту информацию доступной для иностранных инвесторов ее целесообразно использовать возможности средств массовой информации по формированию позитивного имиджа региона.

     Еще одно направление  - развитие практики проведения презентаций, в том числе за рубежом, как инвестиционного и экспортного потенциала региона в целом, так и  отраслевых презентаций, цель которых -  позитивное представление различных отраслей экономики региона, возможностей их развития, в том числе с привлечением иностранного капитала.

    Особая роль в плане привлечения зарубежных финансовых ресурсов,  средств международных финансовых организаций возлагается на  банки. Банки наряду с государством должны делить риски с иностранными инвесторами  при осуществлении инвестиционного проекта. Привлечение банков к финансированию инвестиционных проектов позволит предоставить зарубежному инвестору гарантии по своевременному возврату средств и осуществлять контроль за ходом реализации финансируемого проекта.  В целях  вовлечения банков в инвестиционный процесс необходимо предусмотреть ряд мероприятий, включающих в себя:

    - привлечение руководителей банков области к работе Ассоциации предприятий с иностранными  инвестициями;

    - привлечение банков к оценке инвестиционных проектов и разработке схем их финансирования за счет собственных и внешних кредитных ресурсов;

    - привлечение банков к проведению переговоров с иностранными контрагентами;

    - активное использование банковских ресурсов для реализации инвестиционных проектов с привлечением иностранных инвестиций, в том числе  в сфере малого и среднего бизнеса.

    Таким образом, можно сделать вывод, что у регионов существует большой выбор инструментов, с помощью которых можно привлекать иностранные инвестиции в регион.

    Кроме того, не вызывает сомнения что управление процессом привлечения иностранных инвестиций должно проводиться региональными властями совместно с коммерческим структурами региона и эффективная работа региональных властей и стабильная политическая ситуация являются залогом успешных действий в области привлечения инвестиций.

    Таким образом, активизация работы региональных властей по притоку иностранных инвестиций и направление их на модернизацию приоритетных отраслей  экономики, безусловно, имеет шанс  значительно улучшить социально-экономическое положение региона и страны в целом. 


















    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


    1. Агапова Т.Н. Иностранные инвестиции: курс лекций /Т. Н. Агапова. - Вологда, 2005

    2. Астахова К.Д. Возникновение и развитие в Российской Федерации регионального законодательства об иностранных инвестициях /К. Д. Астахова. - СПб., 2005.

    3. Бочкарев В.А. Привлечение прямых иностранных инвестиций в регион /В. А. Бочкарев, И. П. Поварич; под науч. ред. В. С. Сурнина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Кемер. гос. ун-т. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005.- 169 с.

    4. Безпрозванных А.С. Налоговое законодательство как инструмент привлечения иностранных инвестиций: сб. ст. /А. С. Безпрозванных. - Казань: Новое знание, 2005.- 19 с.

    5. Воронин В.П. Иностранные инвестиции в условиях глобализации: учеб. пособие /В. П. Воронин. - Воронеж, 2005

    6. Губайдуллина Ф.С. Прямые иностранные инвестиции в экономике переходного периода /Ф. С. Губайдуллина; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экономики, Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург: ИЭ, 2002.- 216 с.

    7. Горецкая Е.О. Международные инвестиционные связи: региональный аспект /Е. О. Горецкая; М-во образования и науки Рос. Федерации, Кубан. гос. ун-т. - Краснодар: КубГУ, 2005.- 382 с.

    8. Дудченко-Дудко В.М. Иностранные инвестиции: учеб. пособие /В. М. Дудченко-Дудко. - Дубна, 2005

    9. Игнатов И.В. Размещение инвестиционных ресурсов зарубежных компаний /Игнатов И. В.. - М.: МАКС Пресс, 2005.- 17 с.

    10. Каравашкин И.П. Региональная привлекательность иностранных инвестиций: учеб. пособие /И. П. Каравашкин. - Н. Новгород, 2004

    11. Смирнов Т.В. Прямые иностранные инвестиции в системе факторов экономического роста /Смирнов Т. В.; МГУ им. М. В. Ломоносова, Фак. гос. упр.. - М.: МАКС Пресс, 2004.- 61 с.

    12. Правовая поддержка иностранных инвестиций /[ред. и сост. И. Г. Шаблинский]. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.- 120 с.

    13. Пивоваров И.С. Иностранные инвестиции в экономике России: учеб. пособие /И. С. Пивоваров. - СПб., 2005

    14. Стопочев А.Ю. Стимулирование отечественных и иностранных инвестиций в условиях современной российской экономики /Стопочев А. Ю.; под ред. И. П. Фаминского. - М.: МАКС Пресс, 2004.- 117,  с.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Привлечение иностранных инвестиций ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.