Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Проблемы слабовидящих детей

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Проблемы слабовидящих детей
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:40:29
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

                                                          СОДЕРЖАНИЕ


    Введение.

    1. Краткая историография.

    2. Основные отличия инвалидов по зрению.

    3. Проблема компенсации слепоты и слабовидения.

    Заключение.

    Литература.




















                                                        Введение


    Изменения, происходящие в последние десятилетия в гуманитарной сфере

    жизни российского общества, проявляются, в числе прочего, в усилении внимания к проблемам социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья. Социальная политика нашего государства в отношении инвалидов все более ориентируется на создание для них равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества и активное включение в общественно-полезную деятельность.

    В отношении молодого поколения наиболее важным в этой связи является рассмотрение поведенческого аспекта, который, являясь, прежде всего, фактором социализации незрячего или слабовидящего человека, процесс которой, как известно, начинается с детства.


                                           1. Краткая историография


    Общим проблемам интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями физического и психического здоровья посвящены работы Т.А. Добровольской и Н.Б. Шабалиной[1], Д.В. Зайцева[2], Н.И. Скок[3], Д.В. Шамсутдиновой[4], Е.Р. Ярской-Смирновой[5] и др. Основное внимание в этих работах уделено проблемам, порождаемым не конкретными ограничениями жизнедеятельности, а особым социокультурным статусом инвалида.

    Специфика жизнедеятельности человека со зрительной недостаточностью проявляется, прежде всего, в его психике как активной отражательной деятельности, создающей основу саморегуляции поведения субъекта в окружающей физической и социальной среде. Психофизиологические и познавательные особенности слепых и слабовидящих людей и механизмы компенсации дефектов зрения раскрываются в трудах А.И. Скребицкого[6], К. Бюрклена[7], М.И. Земцовой[8] Б.И Коваленко[9], А.Г. Литвака[10], Л.В. Кузнецовой[11] и др.

    Теоретическое обоснование необходимости и широких возможностей социальной компенсации дефекта за счет построения «обходных путей» решения задач культурного развития принадлежит Л.С. Выготскому[12], который сформулировал и обосновал современные представления о природе и сущности аномального развития. Утверждая, что нормальный и аномальный ребенок развиваются по одним и тем же законам, обусловленным культурно-историческим происхождением высших психических функций и специфически человеческих способностей, Л.С. Выготский главную причину детской дефективности видел в «социальном вывихе» – выпадении аномального ребенка из исторически сложившейся, социальной по своей природе системы.


                          2. Основные отличия инвалидов по зрению


    Как известно, у человека по мере его развития складывается сложная система анализаторов, обеспечивающая поступление необходимой для нормальной жизнедеятельности информации из внешнего мира, ведущая роль в ней принадлежит зрению. Такая сенсорная организация отражает образ жизни и характер поведения ребенка.

    Нарушение зрения, прежде всего, изменяет механизм получения информации об окружающей действительности, а также ее качественный и количественный состав. Однако существенное сокращение или даже полное выпадение зрительных ощущений не означает, что слабовидящие или слепые лишаются всей той информации, которая в норме воспринимается визуально, и им недоступны все виды деятельности, в которых у зрячих людей существенно задействовано зрение.

    Основные физические, пространственные и временные свойства и отношения объектов и явлений воспринимаются сохранными анализаторными системами слепых и слабовидящих (прежде всего, осязанием слухом, остаточным зрением). Осязание может передать почти все (за исключением цвета) визуально воспринимаемые признаки, однако сильнейшие ограничения на круг доступных для восприятия объектов накладывает контактность осязательного восприятия. Основным дистантным источником информации при зрительной недостаточности становится слух, однако он не может точно отражать многие воспринимаемые зрением свойства. Кроме того, и осязательное и слуховое восприятие имеют последовательный характер, в отличие от зрения они не способны обеспечить одномоментный общий обзор достаточно большого фрагмента окружающей действительности. Возмещение пробелов восприятия, а также уточнение недостаточно полных, а зачастую и искаженных образов является компенсаторной функцией речи совместно с мышлением.

    Перечисленные отличия порождают основные особенности и трудности процесса информационного взаимодействия инвалидов по зрению с окружающей средой. Они, внося некоторые ограничения в деятельность и изменяя механизмы реализации практически всех ее видов (познавательной, игровой и т.д.), с одной стороны, не изменяют в большинстве случаев сути и конечных результатов деятельности, а с другой – требуют создания специальных условий для ее реализации и выработки у незрячего компенсаторного приспособления.

    Тем не менее, психика слепых и слабовидящих существенно не отличается от психики нормально видящих людей, однако имеет некоторые особенности, в связи с той огромной ролью, которую играет зрение в процессах отражения и контроля за деятельностью. Выпадение или глубокое нарушение функции зрения, прежде всего, сказываются на фундаментальном свойстве отражательной деятельности ребенка - активности. Особенно существенно нарушения зрения затрудняют ориентировочно-поисковую деятельность.[13]

    А.Г. Литвак объясняет это явление тем, что развитие активности зависит не только от возможности удовлетворить потребность узнать, что окружает индивида, но и от внешних воздействий, которые способствуют возникновению мотива ориентировочной деятельности. Количество же таких воздействий на слабовидящих и особенно слепых детей резко снижается в связи с нарушениями зрительных функций и обусловленной этим ограниченной возможностью перемещения в пространстве. Наиболее отчетливо снижение активности наблюдается в преддошкольном и дошкольном возрасте. Л.И.Солнцева, отмечая особенности развития незрячего ребенка, пишет: «Несколько замедленное общее развитие слепого ребенка вызвано меньшим и бедным запасом представлений, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью освоенного пространства, а самое главное - меньшей активностью при познании окружающего мира»[14].

    У учащихся начальной школы снижение активности наблюдается также достаточно отчетливо. Однако, принимая во внимание положение Л.С. Выготского о том, что основой компенсаций дефекта должна стать конвергенция (сведение) созревания и развития на основе использования обходных путей, можно с уверенностью говорить о реальной возможности нейтрализовать действия этих неблагоприятных факторов на развитие ребенка[15]. Стимулируя в процессе специально организованного воспитания и обучения активность, перцептивные потребности, включая в деятельность сохранные анализаторные системы, можно дать развитию психики слепых и слабовидящих детей направление, максимально приближающее к развитию нормально видящих детей. Но все-таки, в литературе отмечаются определенные отличия психического развития незрячего ребенка от зрячего. В общих чертах они сводятся к тому, что ряд психических процессов (ощущение, восприятие, представление) оказываются в прямой зависимости от глубины дефекта, а некоторые психические функции (цветоощущение, скорость восприятия и др.) зависят также от характера патологии[16].

    Отмечается также и то, что такие структурные компоненты, как мировоззрение, убеждения, моральные черты характера и т.п., оказывается независимыми от глубины дефекта и характера патологии зрения. При этом зависимость развития психики от состояния зрительных функций проявляется не столько в конечных результатах этого процесса, сколько в его динамике.


                     3. Проблема компенсации слепоты и слабовидения


    Компенсаторное приспособление при наличии таких тяжелых дефектов, как слепота или слабовидение, не может быть достаточно полным, восстанавливающим нормальную жизнедеятельность ребенка без вмешательства извне. Компенсация слепоты и слабовидения – явление биосоциальное, синтез действия биологических и социальных факторов, при этом, как убедительно показал Л.С. Выготский, ведущая роль принадлежит именно социальным факторам: воспитанию, обучению, реабилитационной работе.

    Одна из важнейших проблем, возникающих у незрячих и слабовидящих, – это проблема обмена с общественной средой, имеющая две стороны:

    а) обеспечение незрячему доступа к накопленной обществом информации (большая часть которой традиционно представляется в визуально воспринимаемой форме) в соответствии с потребностями его деятельности;

    б) представление выходной информации (результатов труда незрячего) в общепринятой форме.

    Доступ незрячего к общественным благам может осуществляться через осязательный и слуховой каналы восприятия. Для обеспечения осязательного доступа используется рельефно-точечная система Брайля, положенная в основу книгопечатания для слепых. Слуховое восприятие обеспечивается посредством речевого воспроизведения (прочтения вслух) текстовой информации. Появление звукозаписи обеспечило возможность материальной фиксации и хранения этой формы представления информации. В нашей стране налажен выпуск «говорящих» книг для незрячих.

    Однако оба эти механизма обеспечения доступности информации для незрячих обладают высокой трудоемкостью и затратностью, что существенно ограничивает возможности их применения. Эффективное решение задач, связанных с обеспечением полноценного информационного обмена незрячих и слабовидящих с общественной средой, находится в области использования специальных технологий, адаптированных для лиц с нарушениями зрения.

     

                                                       Заключение


    Необходимыми составляющими процесса социальной интеграции инвалидов по зрению является, с одной стороны, реабилитационная работа с ними, а, с другой – формирование в обществе гуманного отношения к незрячим и слабовидящим и адекватной оценки их возможностей.

    В литературе компенсация и реабилитация рассматриваются в самом широком значении, исходя из задачи всестороннего развития личности слепых и слабовидящих, как преодоление отклонений в развитии, обусловленных патологией зрения, как необходимое условие социальной адаптации и интеграции.

    Понимание психофизиологических механизмов восприятия слепых и слабовидящих является важнейшим фактором формирования адекватной оценки имеющихся у них возможностей и ограничений жизнедеятельности, а также объективным основанием для изучения процессов их социальной реабилитации и интеграции и определения содержания и методов социальной и реабилитационной работы с этой категорией детей.

    Социально-психологическая адаптация людей с нарушениями зрения в настоящее время является одной из важнейших проблем. Проживая длительное время в условиях замкнутого пространства, (чаще всего таковым является специальная школа или интернат), незрячие и слабовидящие дети лишены возможности самостоятельно и полноценно включаться в социальную жизнь.

    Цели и задачи специальных школ зачастую сужаются до интенсификации интеллектуального развития и формирования тех знаний и представлений, которые позволяют успешно сдать экзамены и поступить в другие учебные заведения. По свидетельству специалистов выпускники средних специальных учебных учреждений закрытого типа испытывают большое количество психологических трудностей и проблем, связанных с их интеграцией в общество здоровых людей. Понятие интеграции предполагает процесс вхождения ребенка с нарушениями зрения в общество на равных правах с нормально видящими людьми. Закрытость и отгороженность специальных учебных заведений от внешнего мира ограничивает социальный опыт детей-инвалидов, затрудняет формирование коммуникативных навыков. Следствием этого являются не только затруднения при ориентировке в пространстве, адекватном осознании дефекта зрения, налаживании коммуникативных связей выпускников специальных школ-интернатов, но и неосведомленность общества о реальных возможностях и психологических особенностях детей с нарушениями зрения.

     Для большинства незрячих и слабовидящих детей первым опытом вхождения в социальную группу является поступление в школу. По мнению специалистов от того, насколько успешно будет проходить становлений личности незрячего ребенка в школьной группе, зависят его возможности интеграции в общество в будущем. В связи с этим возрастает актуальность организации целенаправленного психологического сопровождения незрячих и слабовидящих детей с момента их поступления в школу, в рамках которого психологами и тифлопедагогами осуществлялась бы работа по снижению трудностей в социально-психологической адаптации на всех этапах развития личности ребенка.

                                                      Литература


    1. Борисова Ю.М., Колоколова Т.А. Шаг на встречу // Социализация ребенка. Психологические и педагогические проблемы. - СПб.,1999.

    2. Бюрклен, К. Психология слепых / К. Бюрклен. – М.: Учпедгиз, 1934. 

    3. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры / под. ред. М. Г. Ярошевского. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: Модек, 1996.

    4. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. – М., 1960.

    5. Гудонис В. Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушенным зрением // Дефектология. - 1996.

    6. Добровольская, Т.А Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция/ Т.А.Добровольская, Н.Б.Шабалина // Социологические исследования,  1991. - № 5.

    7. Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. – Саратов: Научная книга, 2003. 

    8. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956 . 

    9. Коваленко Б.И., Коваленко Н.Б. Тифлопедагогика. Выпуск. 1.- М.: Просвещение, 1962.

    10. Коваленко, Б.И. Методика и техника обучения слепых / Б.И. Коваленко. – М.: Учпедгиз, 1934. 

    11. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии. – М.: Academia, 2007.

    12. Лебедева С.С. Актуальные проблемы образования инвалидов как средства их социальной адаптации // Образование как средство социальной адаптации инвалидов: опыт и перспективы. - СПб., 1998.

    13. Литвак А.Г. Тифлопсихология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1985.

    14. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих: Учеб. пособие. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998.

    15. Скок Н.И. Биосоциальный потенциал лиц с ограниченными возможностями и социальные механизмы его регуляции// Социологические исследования, 2005. - № 4. 

    16. Скребицкий, А.И. Воспитание и образование слепых и их призрение на Западе./А.И. Скребицкий. – СПб., 1903. 

    17. Солнцева Л.И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения // Дефектология. - 1998.

    18. Солнцева Л.И. Модели интегрированного обучения детей с нарушениями зрения //Дефектология. - 1997.

    19. Солнцева Л.И. О некоторых особенностях развития слепого ребенка дошкольного возраста // Воспитание и обучение слепого дошкольника / под ред. Л.И. Солнцевой. - М., 1967.

    20. Шамсутдинова, Д.В. Социально-педагогические условия интеграции лиц с ограниченными возможностями. /Д.В. Шамсутдинова. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2002. 

    21. Ярская-Смирнова, Е. Р. Социальное конструирование инвалидности /Е.Р. Ярская-Смирнова//Социс, 1999. – № 4.





    [1] Добровольская, Т.А Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция/ Т.А.Добровольская, Н.Б.Шабалина // Социологические исследования. – 1991 № 5. – С. 3-8.

    [2] Зайцев, Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России./Д.В. Зайцев. – Саратов: Научная книга, 2003. – 255 с.

    [3] Скок, Н.И. Биосоциальный потенциал лиц с ограниченными возможностями и социальные механизмы его регуляции/ Н.И.Скок// Социологические исследования. – 2005. № 4. – С. 124–127.

    [4] Шамсутдинова, Д.В. Социально-педагогические условия интеграции лиц с ограниченными возможностями. /Д.В. Шамсутдинова. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2002. – 215 с.

    [5] Ярская-Смирнова, Е. Р. Социальное конструирование инвалидности /Е.Р. Ярская-Смирнова//Социс. – 1999. – № 4.

    [6] Скребицкий, А.И. Воспитание и образование слепых и их призрение на Западе./А.И. Скребицкий. – СПб., 1903. – 166 с.

    [7] Бюрклен, К. Психология слепых / К. Бюрклен. – М.:Учпедгиз, 1934. – 264 с.

    [8] Земцова М.И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности /М.И. Земцова. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956 . – 419 с.

    [9] Коваленко, Б.И. Методика и техника обучения слепых / Б.И. Коваленко. – М.:Учпедгиз, 1934. – 159 С.

    [10] Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих: Учеб. пособие /А.Г. Литвак. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998 – 496с.

    [11] Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии. – М.: Academia, 2007.

    [12] Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. – М., 1960. С.55.

    [13] Литвак А.Г. Тифлопсихология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1985.

    [14] Солнцева Л.И. О некоторых особенностях развития слепого ребенка дошкольного возраста // Воспитание и обучение слепого дошкольника / под ред. Л.И. Солнцевой. - М., 1967.- С. 6.

    [15] Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры / под. ред. М. Г. Ярошевского. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: Модек, 1996.

    [16] Коваленко Б.И., Коваленко Н.Б. Тифлопедагогика. Выпуск. 1.- М.: Просвещение, 1962.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Проблемы слабовидящих детей ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.