Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Профессиональное образование как фактор развития общей культуры

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Профессиональное образование как фактор развития общей культуры
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:40:29
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

          Профессиональное образование как фактор развития общей культуры


    «Профессиональное образование (специальное образование) процесс и результат овладения уровнем знаний и навыков деятельности по конкретной профессии и специальности» (377).

    Приведенное определение не затрагивает, на наш взгляд, личностный аспект профессионального образования.

    Более конкретное, с этой точки зрения, определение мы нашли у С.Я. Батышева.

    Профессиональное образование - это процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением установленными знаниями, навыками и умениями по конкретным профессиям и специальностям, т.е. овладение определенными видами профессиональной деятельности (32).

    В этом случае профессиональное образование рассматривают как:

    - условие производственной деятельности;

    - фактор социального развития, творческих способностей, условие успешного профессионального становления;

    - фактор самосознания личности.

    Э.Ф. Зеер дал очень лаконичное определение этому термину: «Профессиональное образование имеет четкую функциональную направленность - подготовить личность к профессиональному труду» (141, с. 13).

    Мы согласны с Э.Ф. Зеером, что личность надо готовить, но, на наш взгляд, не к профессиональному труду, а к профессиональной деятельности. Так как считаем, что понятие «деятельность» более комплексное, а труд (как физический, так и умственный) является основным видом деятельности.

    В эпоху научно-технического прогресса философы, экономисты, педагоги, психологи разрабатывают стратегии развития общего и профессионального образования.

    Обратившись к работам Б.С. Гершунского (92, 93), В.Г. Кинелева (167), А.М. Новикова (298, 299) и других, мы выделили основные тенденции развития профессионального образования, такие как:

    - подчинение образования человека общественным интересам, социальному и научно-техническому прогрессу привело к утверждению в образовании технократизма;

    - развитие рыночной экономики привело к утверждению экономической свободы;

    - для рыночной экономики характерна саморегуляция образовательной среды.

    Мы согласны с точкой зрения Э.Ф. Зеера: «Для того, чтобы профессиональное образование стало «конвертируемым», обеспечивая социально-профес-сиональную мобильность, нужно сместить акценты с профессиональной компетентности на профессионализм, который помимо широкого круга профессиональных знаний подразумевает также профессионально-значимые качества» (141, с. 38).

    Говорить о переходе в профессиональном образовании с профессиональной компетенции на профессионализм необходимо с учетом его основных принципов.

    Отметим эти основные принципы профессионального образования:

    - системно-образующим фактором проектирования образования становится развитие будущего специалиста;

    - целью образования провозглашается становление действенной компетенции (социальной, интеллектуальной, нравственной) специалиста как личности, способной к самоопределению, самообразованию, саморегуляции, самоактуализации;

    - дифференциация содержания и организации процесса образования осуществляется на основе учета индивидуально-психологических особенностей личностей;

    - обеспечивается преемственность всех уровней образования с ориентацией на целостное образование;

    - адекватность уровней образования и культура обеспечивается личностно-ориентированным характером содержания и технологиями обучения (141, с. 5).

    Из перечисленных принципов следует, что профессиональное образование должно быть ориентировано на становление социально- и профессионально-активной личности, обладающей высокой компетентностью, социально- и профессионально-важными качествами, быть профессионально-мобильной. Также помимо технологической подготовки специалиста существенным компонентом профессионального образования  должно быть формирование таких качеств личности, как:

    - самостоятельность;

    - способность принимать ответственные решения;

    - творческий подход к любому делу;

    - готовность и умение постоянно учиться;

    - коммуникабельность;

    - способность и готовность к сотрудничеству;

    - социальная и профессиональная ответственность.

    Перечисленные выше качества будущего специалиста вытекают из образовательных стандартов, социального заказа и требований производства

    Реализация такого профессионального образования как процесса возможна при внедрении в практику личностно-ориентированного образования.

    Л.Н. Митина утверждает, что «профессиональное развитие неотделимо от личностного - в основе и того, и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности - творческой самореализации» (280).

    Мы согласны с утверждением Л.Н. Митиной. Более того, из него следует, что профессиональное образование тесно связано с развитием мышления (в частности, математического), что позволяет личности творчески самореализоваться.

    На основе вышеизложенного, выделим три основные стадии психолого-педагогической перестройки личности в процессе профессионального образования: самоопределение, самовыражение, самореализация.

    Личностно-ориентированное образование имеет, как и любое образование, свои тенденции развития.

    Каждый уровень образования признается органической составной частью системы непрерывного образования.

    Для того чтобы стать всесторонне развитым, конкурентоспособным в современных меняющихся социально-экономических условиях специалистом, обучающийся должен в полной мере овладеть теми профессионально значимыми знаниями, умениями и навыками, которые присущи каждой ступени непрерывного профессионального образования.

    Это будет возможно лишь в том случае, если смогут быть созданы некоторые условия для получения непрерывного образования и, что немаловажно, все они будут выполняться совместно:

    - корректировка и отработка учебных планов и программ;

    - обеспечение профессиональной направленности изучаемой дисциплины;

    - взаимопроникновение дисциплин общеобразовательного и специального циклов (межпредметный характер обучения);

    - составление логически обоснованной внутренней структуры изучаемой дисциплины.

    В образовании широко внедряются информационные технологии. С их помощью возможности получения информации значительно расширяются. Наряду с этим, упрощается контроль за полученными знаниями и их корректировкой.

    В Российском образовательном пространстве отмечается тенденция перехода от регламентированной организации образования к вариативному, блочно-модульному, контекстному обучению.

    Постоянно изменяется взаимодействие педагога и обучаемого, приобретая характер сотрудничества (141).

    В рамках своего исследования мы придерживаемся личностно-ориентированного профессионального образования, так как это образование, в процессе которого организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на профессиональное развитие личности и специфику будущей профессиональной деятельности. Личностно-ориентированное профессиональное образование связано как с учебно-профессиональной деятельностью, так и с личностью специалиста.

    Анализируя работы Э.Ф. Зеера, Ф.Н. Клюева, А.Я. Найна, О.Н. Шахматовой, можно выделить следующие принципы личностно-ориентированного профессионального образования, при которых:

    - признается приоритет индивидуальности, самооценки обучаемого;

    - технологии профессионального образования во всех его ступенях соотносятся с закономерностями профессионального становления личности;

    - содержание профессионального образования определяется уровнем развития современных социальных, информационных, производственных технологий и конкретно будущей профессиональной деятельности;

    - профессиональное образование имеет опережающий характер (оно должно учитывать потребности общества, как настоящего, так и будущего);

    - действенность профессионального образовательного процесса определяется организацией учебно-пространственной среды;

    - личностно-ориентированное профессиональное образование максимально обращено к индивидуальному опыту обучаемого, его потребности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии.

    Рассматривая профессиональное образование, нельзя обойти вниманием профессиональную подготовку будущего специалиста, так как профессиональная подготовка отражает процесс, результат и качество профессионального образования будущего специалиста и выступает как ценностная ориентация личности на профессию. В психолого-педагогическом словаре находим, что «профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ, и не подразумевает повышение общеобразовательного уровня обучающихся» (342).

    Для своего исследования примем определение, дающее более полное представление о понятии «профессиональная подготовка», данное С.Я. Батышевым: «Профессиональная подготовка в широком смысле слова - организация обучения профессиональных кадров через различные формы получения профессионального образования. В узком смысле слова - это ускоренная форма приобретения профессиональных навыков и умений» (32).

    В целом, под профессиональной подготовкой будем понимать совокупность специальных знаний, навыков и умений, позволяющих выполнить работу в определенной области деятельности. В зависимости от квалификации различают четыре основных уровня профессиональной подготовки, требующих соответствующего профессионального образования: высшего, средне-специального, профессионально-технического и элементарного.

    В рамках нашего исследования мы рассматриваем высшее профессиональное образование. Оно является уровнем системы профессионального образования, обеспечивающим подготовку специалистов высшего звена с использованием соответствующих педагогических технологий.

    Педагогические технологии, которые можно применить в процессе профессиональной подготовки, показаны в табл. 2.1, составленной Р.Х. Шакуровым.

    Таблица 2.1.

        Обобщение технологий профессионального образования (по Р.Х. Шакурову)


    Название

    Цель

    Сущность

    Механизм

    Проблемное обучение

    Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся

    Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые, обучаемые активно усваивают знания

    Поисковые методы: постановка познавательных задач.

    Концентрированное обучение

    Создание макс. близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса.

    Глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки.

    Методы обучения, учитывающие динамику работоспособности обучающихся.

    Модульное обучение

    Обеспечение гибкости учебного процесса, приспособление его к индивидуальным потребностям личности уровню его базовой подготовки

    Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой.

    Проблемный подход, индивидуальный темп обучения.

    Развивающее обучение

    Развитие личности и ее способностей

    Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.

    Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности.

    Дифференцированное обучение

    Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей.

    Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарта)

    Методы индивидуального обучения.

    Активное обучение

    Организация активности обучаемых.

    Моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности.

    Методы активного обучения

    Игровое обучение

    Обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний, навыков, умений.

    Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации.

    Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность.


    Анализируя работу В.И. Жернова, мы пришли к следующему выводу: основное внимание в профессиональной подготовке студентов необходимо уделять развитию личности.

    Исследования социологов, социальных психологов, педагогов и психологов говорят о том, что в структуре личности имеется интегративный компонент, выполняющий ведущую функцию. Это направленность личности. Направленность личности - это целеустремленность человека в своих действиях, планах, помыслах. Направленность проявляется в интересах, мотивах, потребностях, идеалах, установках, ценностных ориентациях, позициях, убеждениях и т.д. (132, с. 3).

    Направленность личности, на наш взгляд, можно рассматривать как личностную парадигму профессионального образования. В личностной парадигме системообразующим фактором подходов к обучению выступает уникальная и неповторимая личность обучающихся, а также требования (принципы) личностно-ориентированного профессионального образования (144).

    В логике личностно-ориентированных образовательных технологий представляется целесообразным осуществить решительный поворот от валовых форм обучения к его индивидуализации. Необходимо переходить на индивидуальные учебные планы и индивидуальные программы профессиональной подготовки, в которых выделяются важнейшие личностные блоки (мировоззренческий, профессионально-ценностный, образовательный, операционный). Такие планы-программы позволят перейти на гибкие модели организации учебного процесса, который приобретает для студентов личностно-значимый характер, становится более мотивированным, носит во многом коррекционный характер. Обучаясь в коллективном учебном потоке, студент все-таки действует на основе индивидуальной программы, составленной с учетом его личностных качеств. В результате осуществляется более избирательное адекватное влияние образовательного процесса на личность в целом, создаются благоприятные предпосылки для профессионального самовоспитания студентов.

    К числу базовых технологий профессиональной подготовки студентов относится технология контекстного обучения. Сущностной характеристикой такого обучения является последовательное моделирование всей системы форм, методов и средств обучения, предметного и социального содержания усваиваемой студентами профессиональной деятельности с помощью трех типов взаимосвязанных моделей: семиотической, имитационной и социальной. В своей совокупности они представляют собой динамическую модель перехода студентов от учебной к профессиональной деятельности.

    Правильно организованное на каждом из своих этапов профессиональное образование выступает одним из основных факторов развития общей культуры будущего специалиста.

    «Культура - деятельность людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты … Конкретная культура представляется определенным соотношением форм воспроизводства и обновления социального бытия. В этом смысле можно говорить о том, что основной вопрос культуры - это вопрос о соотношении воспроизводства и трансформации, обновления человеческого бытия» (417, с. 229).

    Личностный аспект культуры будущего специалиста связан с индивидуальными нормами поведения и отношений, формирующихся на основе общения, нравственных идеалов, образцов взаимодействия людей.

    Носителем культуры является личность, а сама культура выступает как движущая сила развития общества.

    К структуре культуры личности А.И. Ракитов относит ядро культуры и защитный пояс (348, с. 23).

    Ядро культуры состоит из норм, правил, стандартов, систем, ценностей данного этапа развития общества и личности. В нашем исследовании - соответствующего этапа профессионального становления личности. Содержание ядра культуры связано с конкретными социокультурными условиями. Ядро реализуется в процессе деятельности, в нашем исследовании - в процессе обучения, общения, социокультурной деятельности.

    Основываясь на вышеизложенном, мы пришли к выводу, что культура будущего специалиста включает в себя следующие составляющие:

    а) осмысление и усвоение знаний и умений, понятий, теорий, знаков, терминов;

    б) учет тенденций развития социокультурного пространства; развитие рефлексивной культуры личности; роль личности в обогащении социокультурного пространства;

    в) участие личности в культурной коммуникативной деятельности; приобщение личности к различным источникам культурной информации;

    г) организацию социокультурного образовательного процесса на основе формирования установок на творческое отношение к учебно-познавательной деятельности, на развитие рефлексивной культуры личности, на перевод обучения в самообучение.

    Культура будущего специалиста обладает также определенными функциями, такими как:

    - познавательно-эвристическая - связанная с овладением инструментальными ценностями, с эвристическим подходом к познавательной деятельности;

    - информационная -  связанная с передачей информации, знаний, умений, которая осуществляется посредством сложных знаковых систем символов, формул;

    - регулятивная - выступающая как система общественных норм и ценностей, позволяющая регулировать отношения и поведение людей.

    Так как личностно-ориентированное образование связано не только с учебно-познавательной деятельностью, но и с личностью специалиста, в своем исследовании воспользуемся схемой, предложенной Э.Ф. Зеером (рис. 2.1), которая описывает не только личностные качества специалиста, но и влияние учебно-профессиональной деятельности на их развитие.


     











                 Рисунок 2.1. Личностно-ориентированное содержание

                         профессионального   образования (по Э.Ф. Зееру)


    В процессе учебно-познавательной деятельности будущего специалиста происходит формирование следующих ключевых квалификаций:

    - абстрактное теоретическое мышление;

    - способность к планированию сложных технологических процессов;

    - креативность;

    - прогностические способности;

    - способность к самостоятельному принятию решений;

    - коммуникативные способности.

    Эти квалификации обеспечивают эффективное развитие общей культуры будущего специалиста при получении им профессионального образования.

    В свою очередь организация учебного процесса в техническом вузе имеет свою специфику. Вместе с этим, своя специфика имеется и у общей культуры будущего специалиста, обучаемого в учебном заведении данного вида. И с учетом того, что исследование происходит в рамках профессионально-направленного математического образования, их отличают следующие черты:

    - наличие мотивационной установки на овладение профессией;

    - конкретная целеустремленность в учебно-познавательной и математической деятельности;

    - связь интересов и потребностей будущего специалиста в овладении профессиональными знаниями, умениями, навыками в процессе практической математической деятельности.

    Необходимо помнить о том, что в учебный процесс вузов (по сравнению с другими ступенями профессионального образования) включаются иные факторы и иной понятийный аппарат, что ведет, в свою очередь, к изменению структуры обучения и общей культуры будущего специалиста. Эти особенности нами показаны в табл. 2.2.

    В связи с этим происходит изменение профессионального образования в условиях личностного и социального развития, т.к. цель и смысл жизни человека (будущего специалиста) должны быть связаны с развитием и реализацией его социальных сил в интересах как самой личности, так и всего общества.

    Таблица 2.2

                               Факторы и понятия учебной деятельности

    Факторы

    Понятия

    1

    Общеобразовательная подготовка

    Общеобразовательные знания, умения, навыки;

    внутрипредметные связи;

    межпредметные связи;

    профессиональная направленность учебной деятельности.

    2

    Профессионально-теоретическая подготовка

    Профессиональные знания, умения, навыки, базирующиеся на общеобразовательной подготовке.

    3

    Производственная практика (профессионально-практическая подготовка)

    Начальная профессиональная деятельность;

    профессионально-творческая подготовка.

    В итоге в ходе анализа профессионального образования и его влияния на развитие общей культуры будущего специалиста мы можем выделить:

    1. Основные тенденции развития профессионального образования:

    - развитие рыночной экономики привело к утверждению экономической свободы;

    - подчинение образования человека общественным интересам, социальному и научно-техническому прогрессу привело к утверждению в образовании технократизма;

    2. Основные принципы профессионально-направленного математического образования, включающие в себя:

    - системно-образующим фактором проектирования образования становится развитие будущего специалиста;

    - целью образования провозглашается становление действенной компетенции (социальной, интеллектуальной, нравственной) специалиста как личности, способной к самоопределению, самообразованию, саморегуляции, самоактуализации;

    - дифференциация содержания и организации процесса образования осуществляется на основе учета индивидуально-психологических особенностей будущих специалистов;

    - обеспечивается преемственность всех уровней образования с ориентацией на целостное образование;

    - адекватность уровней образования и культура обеспечивается личностно-ориентированным характером содержания и технологиями обучения.

    3. Компоненты культуры будущего специалиста:

    - осмысление и усвоение знаний и умений, выраженных в символах и терминах, отражающих объективные понятия и теории; рефлексивный подход к личному поведению;

    - учет тенденций развития социокультурного пространства; развитие рефлексивной культуры личности; роль личности в обогащении социокультурного пространства;

    - участие будущего специалиста в культурной коммуникативной деятельности; приобщение будущего специалиста к различным источникам культурной информации;

    - организацию социокультурного образовательного процесса на основе формирования установок на творческое отношение к учебно-познавательной деятельности, на развитие рефлексивной культуры будущего специалиста, на перевод обучения в самообучение.

    4. Функции культуры будущего специалиста:

    - познавательно-эвристическую - связанную с овладением инструментальными ценностями, с эвристическим подходом к познавательной деятельности;

    - информационную - связанную с передачей информации, знаний, умений, которая осуществляется посредством сложных знаковых систем (символов, формул), преобразований;

    - регулятивную - выступающую как система общественных норм и ценностей, позволяющая регулировать отношения и поведение людей.

     



Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Профессиональное образование как фактор развития общей культуры ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.