Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Психологизм в литературоведении

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Психологизм в литературоведении
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:40:30
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление

    . Психологизм в литературоведении   ...................................................... с.9

    Введение

    Основной целью данной дипломной работы является исследование психологизма в произведениях А.И. Куприна на раннем этапе его творчества, основных направлений художественно-творческой эволюции писателя, процесса совершенствования художественных произведений автора. Также целью работы является рассмотрение психологизма А. Куприна с точки зрения влияния на формирование его творческого метода предшествующих художников-психологов, таких как И. Тургенев, Л. Толстой, Ф. Достоевский.

    Актуальность работы определяется особым местом прозы А. Куприна в литературном процессе. Несомненно, что изучение творчества такого известного русского писателя, как А.И. Куприн, который, в свою очередь, оказал огромное влияние на последующую литературу, оставалось и остаётся актуальным.

    Научная новизна дипломной работы состоит именно в том, что она даёт возможность рассмотреть становление психологизма А. Куприна сквозь призму анализа не только хорошо известных его рассказов и повестей, но и мало изученных произведений, таких как «Мясо», «Воробей», «Кляча», «Лунной ночью», «Страшная минута» и других ранних публикаций. Такой подход способствует более глубокому познанию и лучшему пониманию личности самого автора и творимого им внутреннего мира. Кроме того, новизна работы заключается в том, что изучение формирования психологического метода начинающего прозаика осуществляется в сопоставлении с творчеством классиков-предшественников: И. Тургенева, Л. Толстого, Ф. Достоевского и в естественном влиянии их на становление молодого писателя.

    В исследовании используются теоретические и методологические идеи В. Белинского, Н. Чернышевского, В. Плеханова, Л. Гинзбург, А. Скафтымова, И. Страхова, А. Есина, Л. Выготского, Ф. Кулешова, В. Афанасьева, Л. Крутиковой, А. Лосева и других литературоведов.


    А.И. Куприн вступил на литературную дорогу в годы, когда русская литература завершала 19-е столетие именами таких писателей, как А.П. Чехов и В.П. Короленко, когда подходил к концу своего жизненного пути Л. Толстой. Продолжая традиции своих предшественников, Александр Куприн писал в реалистической манере. Только если художники 19 века создавали свои произведения, стоя перед действительностью, наблюдая детали жизни и потом вплетая их в свои романы, то писатели начала 20-го века, в числе которых был и Куприн, находились среди самой жизни, в самом ее центре и отбирали определенный материал для своих рассказов.

    А. Куприн отличался от своих современников, писателей-бытовиков тем, что, изображая жизнь, брал не одну ее сторону, а интересовался всеми ее проявлениями - не только внешними, но и внутренними, психологическими. Осваивая достижения писателей-психологов 19 века, Куприн-художник развивает их, вносит в них свою специфику. Применяя в своем творчестве принцип анализа «диалектики души» Л. Толстого, автор фиксирует недоступные пониманию человека движения души, обогащает «диалектику» своими наблюдениями за бессознательным Его изображение психологии человека несколько отличается от психологического метода классического романа. А.И. Куприн, испытывая на себе определённое влияние новых тенденций в музыке и в живописи, изображал характеры героев в своих произведениях маленькими мазками. Вполне можно сказать, что Куприн-художник писал в духе импрессионизма.

    Талант А. Куприна существенно отличался также и от той манеры, в которой писали Максим Горький, Иван Бунин, Леонид Андреев и другие его современники. У него не было ярко выраженной политической и моральной направленности М. Горького, яркой метафоричности И. Бунина, пессимистичности и трагизма Л. Андреева, точности и лаконичности А. Чехова. У Александра Куприна было свое лицо: он необыкновенно любил и чувствовал   жизнь   и   умел   передать   это   чувство   читателю.   Изображая


    окружающую его действительность, писатель не стремился делать какие-либо выводы и навязывать их читателю. Его произведения говорят сами за себя.

    Но всех этих художников роднит верность традициям классической литературы, все они были убеждёнными реалистами. О своих учителях Куприн отзывался с благодарностью. Восхищаясь Львом Николаевичем Толстым, писатель говорил: «Вы знаете, за что я ни возьмусь - бросать должен: старик уже сделал. У него все есть». Портрет графа Толстого с дарственной надписью он хранил всю жизнь. С М. Горьким и А. Чеховым, кроме общих литературных интересов, Александра Куприна связывали дружеские отношения. Также нельзя не упомянуть о близости отношений А. Куприна с ещё двумя его соотечественниками - Иваном Буниным и Иваном Шмелёвым, которых роднила с ним политическая и духовная солидарность.

    Громкий успех и популярность появлявшихся тогда декадентских течений конца 19-го начала 20-го веков, совершенно не привлекли внимания молодого писателя, более того, он откровенно грубо отзывался о них. В противоположность этим футуристическим веяниям писательской моды, купринская проза всегда оставалась традиционной, прочно укорененной в предшествовавших русских традициях. Писатель не мог понять, каким образом можно создавать что-то новое, не учитывая накопленного годами опыта. Это противоречило его взглядам на литературу. Определяясь в своих позициях, Александр Куприн с гордостью причислял себя к тем, кто пишет «по-старинке» (А. Чехов). Но, несмотря на то, что молодой писатель открещивался от всякого возможного воздействия на себя декадентских настроений, в его творчестве мы всё-таки без труда можем обнаружить следы этого влияния. Так, например, во многих рассказах и очерках, особенно раннего периода, этапа становления таланта А. Куприна можно отметить присутствие элементов фантастического, мистического, таинственного, требующего разгадки и заострения внимания читателя на определённых моментах повествования. Это влияние, несомненно, оказало значительное воздействие на формирование стиля писателя.


    На становление начинающего писателя огромное влияние оказала общественная обстановка того времени. Эпоха трех революций, вызвавшая социальные противоречия и противоречия в духе самого автора, навсегда утвердила в творчестве А. Куприна демократизм и гуманистический пафос. А. Куприн писал о простом русском народе и его трудной жизни, о бесправии и пошлости мещанства, о том, что помогло бы человеку выстоять в это трудное время, сохранить чувство собственного достоинства, о любви и мужестве.

    Творчество Александра Ивановича Куприна - еще один наглядный пример того, что реалистическое искусство уверенно продолжало существовать на рубеже веков.

    Писатель оставил заметный след в русской литературе, привнес в нее не только блестящее знание русского быта, но и огромный всплеск гуманизма и бодрости.

    Произведения А. Куприна, особенно ранние, подвергались порой сильной критике. В основном это произведения 1-й половины 1890-х годов -такие, как «Последний дебют», «Впотьмах», «Лунной ночью», «Странный случай», «Мясо» и другие.

    Многие исследователи смотрели на них как на «пробу пера» (А. Куприн), а не как на серьезный литературный труд. Например, критик В. Этов считал, что эти рассказы не имели никакого историко-литературного интереса.

    Сюда же можно отнести оценку А. Волкова в отношении самого первого рассказа Куприна «Последний дебют»: «Этот рассказ ученический, он никак не может считаться началом серьезного творческого пути. Сюжет и стиль мелодраматичны, образы ходульны».1

    Такого же мнения придерживался и П.Н. Берков, утверждая, что «психологизм начинающего автора - неглубокий, неубедительный». Однако он отмечает, что в том же рассказе «Лунной ночью» уже присутствуют самостоятельные черты.

    1 Волков А. Творчество А.И Куприна. «Советский писатель», Москва, 1962г. с.7

    2  Берков П. А. И. Куприн «Издательство академии наук СССР», М.- Л, 1956. с. 15.


    Известный исследователь О. Михайлов отмечает неоднородность произведений Куприна в первой половине 90-х годов. Наряду, казалось бы, с простыми, но в которых уже чувствуются собственные жизненные впечатления, рассказами он обращает внимание на склонность автора к мелодраматизму, литературным штампам, шаблонным высказываниям.

    Такие выводы критики делают в связи с отсутствием у молодого художника на тот период какого-либо жизненного опыта. Сам Александр Куприн отмечает: «Самое тяжелое было то, что у меня не было никаких знаний, ни научных, ни житейских».

    О своих первых литературных экспериментах А. Куприн отзывался довольно сурово: «Да поймите же, - говорил он корреспонденту газеты «Крымский курьер», - что это первые ребяческие шаги на литературной дороге».

    Действительно, первые произведения Александра Куприна можно назвать неестественными, нарочито вычурными, слишком переполненными высокими страстями и чрезмерной эмоциональностью. Не удивительно, что таковыми они и являются, ведь такая манера письма вовсе не свойственна А. Куприну -личности бесконечно любознательной, но не имеющей ещё возможности писать о своих собственных впечатлениях. Поэтому молодой автор черпал сюжеты из уже известных источников, не избегая искусственности в изображении человеческих чувств и характеров.

    Произведения А. Куприна, начиная со второй половины 90-х годов были встречены уже совсем иной критической оценкой. Это была уже во многом «...зрелая, совершенная проза с её, по словам Бунина «метким» и без излишества щедрым языком».5 Это такие произведения, как «Молох» (1896), «Олеся» (1898), «Ночная смена» (1899), «В цирке» (1902), «Мирное житие» (1904), «Поход» (1901), «Штабс-капитан Рыбников» (1905).

    1 Автобиография Куприна - «Огонек», 1913г. № 20, с. 6

    Михайлов О. «Жизнелюбивый талант. Страницы русского реализма» Москва, 1982г. с. 142

    Михайлов О. «Жизнелюбивый талант. Страницы русского реализма» Москва, 1982г. с. 155


    Л. Толстой очень высоко отзывался о «военных» произведениях молодого Куприна: «Новый писатель пользуется старыми приемами. Дает живое представление о военной жизни. В искусстве главное - чувство меры. В живописи после девяти верных штрихов один фальшивый портит всё. Достоинство Куприна в том, что ничего лишнего. Куприн - настоящий художник, громадный талант. Поднимает вопросы жизни более глубокие, чем у его собратьев».6

    Даже обычно не щедрый на похвалы своим современникам Иван Бунин, с которым А. Куприн поделил Пушкинскую премию в 1909 году, не раз восторженно отзывался о многих его рассказах. Известный академик К.К. Арсеньев отметил, что Куприн является, «бесспорно, одним из самых выдающихся наших молодых беллетристов, свободный от крайностей, в которые впадают многие из его сверстников, он остаётся верен лучшим традициям русской литературы».7 Высокой оценки заслужили повести «Поединок» и «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» и другие произведения.

    Так же как и И. Бунин, Л. Андреев, А. Чехов, А. Куприн отдавал предпочтение малым формам прозы - рассказа, короткой повести, очерка. С самого начала А. Куприн показал себя как талантливый рассказчик, который умеет увлечь читателя интересным сюжетом, удивить его неожиданной развязкой. Писатель высоко ценил рассказы Джером К. Джерома за динамичное повествование, способное держать читателя в напряжении.

    А.И. Куприн занимал одно из самых важных мест в литературе серебряного века, так как возложил на себя серьезную миссию продолжателя прекрасных традиций русских классиков-реалистов 19 века - Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Чехова.

    Несомненно, А. Куприн обогатил русскую реалистическую прозу выразительным языком, ярким описанием действительности, только ему присущими темами и мотивами и глубоким психологизмом. Блестяще владея

    Михайлов О. «Жизнелюбивый талант. Страницы русского реализма», Москва, 1982г. с. 302

    Михайлов О. «Уроки Куприна». «Молодая гвардия», 1980г. № 12. с.315


    мастерством психологического анализа, писатель не только наследует традиции изображения внутреннего мира у И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, но и вносит свои личные наблюдения за человеком и его тайной душевной жизнью.


    Параграф 1. Психологизм в литературоведении.

    Такая проблема, как важность рассмотрения творчества художника в аспекте психологии, напрямую связана с пониманием личности самого писателя, его интересов, с определением только ему присущих черт, особенностей и стилистических приёмов. Ни в какой другой области творчества не отображается так ярко личное своеобразие писателя, как в области психологизма. В разные исторические эпохи, сменяющие друг друга, автор в большей или меньшей степени обнаруживал в себе потребность в изображении внутренней жизни своих героев и совершенно по-разному определял их психологические характеристики. Это было связано, прежде всего, с общественной обстановкой, с литературными требованиями того времени, с господствующими в ней жанрами и, конечно, с кругозором писателя, социальным положением и с личными особенностями его мировоззрения.

    Психологизм - в переводе с греческого дословно значит душа (psyche) и слово, смысл (logos). Это непосредственное изображение автором внутреннего мира своего персонажа, его мыслей, чувств, ощущений путём использования им различных художественных средств: в форме прямых авторских размышлений, самоанализа героев, или косвенным образом - через их поступки и жесты. Особое внимание уделяется внешней и внутренней речи персонажей. Их поведение и переживания писатель переводит на язык слов. Порой слово того или иного персонажа может стать отражением его характера.

    Единого понимания вопроса психологизма в науке о литературе нет. Есть мнение, что непсихологической литературы нет. Существует другое мнение: психологизм - это любое изображение внутреннего мира человека. Третья точка зрения: психологизм, кроме прямого (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.И. Куприн, М.А. Шолохов), бывает и непрямым, косвенным, (И.С, Тургенев, А.П. Чехов), когда о переживаниях героев не говорится прямо, и


    можно лишь догадываться о них по поведению, речи, мимике, жестам и т. д. Психологизм у всех писателей имел различный вид, но во всех случаях неизменно сохранял свою сущность: он всегда стремился познать неизведанные, недоступные человеку тайны сознания.

    Если взять человеческую личность и её характер за основной предмет изучения в искусстве, то психологизм можно рассматривать как средство, с помощью которого мы имеем возможность изучать характер человека, анализируя процессы внутренней жизни героев произведений. Прошло достаточно много времени, прежде чем в литературных концепциях появилось стремление к познанию внутреннего мира человека. Сентиментализм и романтизм, их опыт и богатые традиции существенно подготовили теоретиков и учёных к иному восприятию человеческой личности в художественной литературе. Оказалось, что действия и поступки персонажей - не единственный способ определения их характеров. Более подробное и точное представление о душе человека способны дать изображение силы чувств, воображение, свободомыслие - не менее важные критерии характера. Истинный писатель-психолог изучает своего героя не только через его поступки, но и через чувства и мысли.

    Трудно представить себе истинного писателя, который бы не исследовал своих героев изнутри. В простейшем виде это делали художники древнего Рима, Греции, Египта, затем Средневековья. Более определённое и отчётливое понятие о внутренней жизни человека появилось у художников эпохи Возрождения: Петрарки, Боккаччо и т. д.

    Многие исследователи и литературоведы отмечали необходимость рассматривать личность человека в совокупности с его внутренним миром, таким образом оценивая то или иное произведение того или иного автора.

    В.Г. Белинский вообще не представлял себе настоящего писателя без «способности быстро постигать все формы жизни, переноситься во всякий характер, во всякую личность».8

    Белинский В. Г. Поли. Собр. Соч., Т. 10, с. 319

    И)


    Н.Г. Чернышевский, продолжая эту мысль в своей диссертации, сказал: «Одно из качеств поэтического гения - умение понимать сущность характера в действительном человеке, смотреть на него проницательными глазами».9

    Но зачастую характер человека может раскрываться не только путём познания внутреннего мира личности, но и через другие проявления. В связи с этим В.Г. Плеханов, кроме «художников-психологов», выделял «писателей-

    10                         w

    социологов» в русской литературе, у которых психология ухсдила на второй план, становясь средством раскрытия различных особенностей среды.

    В литературе 18-го века понимание душевных движений было прочувствовано сильнее, но всё-таки недостаточно глубоко. Авантюрный роман (С. Ричардсон, Ж.Ж. Руссо, И.В. Гёте), кроме внешнего колорита, давал лишь общие выражения. Внешняя авантюрная увлекательность заслоняла собой внутреннюю жизнь человека. Быт, действительность давались в оторванности от чувства, что существенно ограничивало общее восприятие произведения. Перипетии чувств показывались не в бытовом переживании, а в рассуждениях и размышлениях.

    С начала 19-го века потребность в более углублённом проникновении во внутренний мир человека становилась значительно сильнее.

    Внутри романтизма реалистические черты выражались в стремлении к внешне ярким описаниям. В этом плане показательным является романтический исторический роман Вальтера Скотта. Психологизм исторического романа продолжал ещё традиции лирики и патетики, не сочетаясь пока с современным бытом и изображением персонажей.

    Стендаль в описании психологии также остаётся верен традициям 18-го века, требуя от художника подлинного изображения человеческих чувств. Для эффектности и яркости он берёт особенно сильные чувства и людей с героической душой. Так же, как и Вальтер Скотт, Стендаль проникает в

    Чернышевский Н. Г. Поли. Собр. Соч., Т.2, с. 60

    10     Плеханов В. Г. Соч. в 2-х т., М., 1958, Т.2, с. 255

    И


    психику человека с помощью рассуждений, собственных высказываний и внутренних монологов героев. Его быт всё ещё далёк от психологизма.

    Переходным этапом в изображении психики человека в литературе являются произведения таких великих писателей-реалистов, как Бальзак и Диккенс, у которых связь между бытом и психологией заметно прочнее. Но простота повествования всё же обнаруживалась из-за того, что авторы зачастую обособляли своего персонажа в пределах одного определённого переживания, игнорируя детали и подробности в описании человеческой психологии.

    Психологический рисунок Н.В. Гоголя похож в этом отношении на повествование Бальзака и Диккенса, так как он описывает своих героев с помощью одной определённой, доминирующей черты характера, но думается, что это является своеобразным, присущим только данному писателю, художественным методом изображения действительности, а никак не недостатком. Наиболее яркие картины чувств у Н. Гоголя появляются в статичном изображении. Например, в немой сцене, завершающей «Ревизора». Такие психологические зарисовки не нуждаются в авторских комментариях.

    Творчество М.Ю. Лермонтова представляет собой новый этап в развитии психологизма в литературе. Писатель обогащает эту область с помощью внесловесной выразительности, то есть жестов, мимики и других выражений, и намечает основные линии в обрисовке эмоционального состояния, которые с наибольшей силой проявятся позже у Льва Толстого. Наиболее ярко эти черты можно обнаружить в романе «Герой нашего времени» в описании портретов героев, по которым безошибочно можно понять характер персонажа. Ещё одна особенность, психологически предваряющая понимание чувств в творчестве Л. Толстого, это художественная разработка вопроса соотношения слова и мимики. Описывая человеческие отношения в форме диалога, Михаил Лермонтов мастерски изображает малейшие оттенки мыслей и    чувств    собеседников.    Тут    же,    в    пределах    словесного    диалога,

    12


    прослеживается другой, внесловесный диалог, выраженный в мимике и жестах.

    Психологический анализ последующих художников-реалистов, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевскогоо, Л.Н. Толстого, существенно отличается усложнённым изображением человеческого характера.

    И.С. Тургенев был убеждён, что «поэт должен быть психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представляет только самые явления». Эту точку зрения разделяли многие критики. Они считали, что И. Тургенев был способен глубоко проникать во внутренний мир своих героев, но как художник никогда не ставил цель изображать психические процессы, как Л. Толстой, так как «такие картины были не нужны ему, они противоречили бы всей его художественной системе»12, а считал нужным показывать лишь их результаты. Его отличал лаконизм в изображении психологических характеристик: «Он умел всего лишь в нескольких строках очертить строй переживаний героя».13 Его психологизм, тяготея к психологизму предметно-ситуативному, разработанному ещё в прозе А.С. Пушкина, проявлялся в позах, жестах, мимике и поступках героев.

    Вторая точка зрения сформировалась в связи с творческим методом Л. Толстого и Ф. Достоевского и заключалась в следующем: И. Тургенев -вообще не психолог и не способен проникать во внутренний мир человека, и что лишь под их благотворным влиянием достиг определённых результатов в постижении «диалектики души».

    Правильней было бы думать, что психологизм Тургенева-художника просто был иной и принципиально отличался от психологизма Л. Толстого и Ф. Достоевского. Его следует сопоставлять не только с творчеством этих великих писателей-психологов на фоне их впечатляющих психологических открытий. Логичнее было бы сравнивать И. Тургенева и с его предшественниками и современниками.

    11      Тургенев И. С. Полн. Собр. Соч. и писем. Письма. М; Л, 1962., Т. 4, с. 135

    12      Курсов Б. Л. Толстой. Идейные искания и творческий метод. 1847-1862. Гос. изд-во худ. лит-ры., М.,
    1960, с. 147.

    13     Цейтлин А. Т. Мастерство Тургенева-романиста. «Советский писатель», М., 1958. с. 123.

    13


    Так же, как у М.Ю. Лермонтова в романе «Герой нашего времени», его внимание в произведениях концентрируется на истории души человека, на формировании внутреннего мира героев. Психологизм И.С. Тургенева не уступает по глубине и динамизму картинам И.А. Гончарова и А.П. Чехова и превосходит Д. Григоровича и Н. Лескова. В своё время А. Лежнев, стремясь преодолеть это суждение, сказал: «Пушкинский способ психологического анализа несомненно примитивнее толстовского...анализ имеется у него лишь в зачатке. Но психология героев Пушкина не примитивна, ибо недостаток средств он восполняет необыкновенным разнообразием диалектики действия, раскрывающего характер».

    Творчество И.С. Тургенева, подобно купринскому, менялось в связи с накоплением им жизненного и писательского опыта. В «Записках охотника» он довёл до совершенства свой косвенный психологизм. Особых успехов художник добился в области изображения речевых характеристик. Речь Касьяна, Хоря, Калиныча, героев очерков «Контора», «Лебедянь» и других персонажей не превращается в принцип психологического самораскрытия, а остаётся речевой характеристикой. Герои И. Тургенева, Инсаров и Базаров, внутренне самодостаточны, им не свойственен самоанализ, поэтому автор не нуждается в «диалектике» Л. Толстого.

    В романах «Накануне» и «Отцы и дети» писатель использует такие средства психологического анализа, как записки, письма, дневники. Но предметный психологизм оставался сильной стороной таланта И.С. Тургенева.

    Картина внутренней жизни, рисуемая И. Тургеневым, оставляет у читателя ощущение свободы и лёгкости, его повествованию свойственна созерцательность, элегизм, стремление к поэтизации, на нём лежит налёт романтичности. Это характерные черты психологического метода И.С. Тургенева.

    14 Лежнев А. Проза Пушкина. М, 1937. с. 304.

    14


    Вклад И.С. Тургенева в разработку психологического реализма 19-го века огромен, влияние его плодотворно. Можно говорить о последующем его развитии в художественном мире А.П. Чехова, И.А. Бунина и, конечно, А.И. Куприна.

    Творчество таких великих художников-психологов, как Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, несомненно, также оказало огромное влияние на психологический метод А.И. Куприна. Но их подход к познанию внутреннего мира человека существенно различается.

    Воззрения Л. Толстого на характер противоположны классическому и предшествующему реалистическому пониманию характера как ограниченного образования. Психологизм великого писателя-реалиста освобождает героя «от жёстких законов художественного моделирования человека».15 В своё время художники изображали человека, состоящего всего из одного качества, самого яркого. Это было обязательное условие при описании человеческого характера. «Идеальная модель вбирала наиболее выразительное, типическое и извергала лишнее и случайное».16 Писатель преодолевает эту схематичность, одноплановость, статичность в изображении характера, описывая его как живое, многогранное и сложное явление. По Толстому, человеческому характеру свойственно постоянно изменяться, эволюционировать.

    Как отмечал А.П. Скафтымов, «внимание Толстого сосредотачивается на том, что в человеке есть подвижного, моментально возникающего и исчезающего: голос, взгляд, мимический изгиб, летучие изменения линий тела».17

    А.Ф. Лосев, ещё один известный исследователь творчества русских писателей, также отмечал полемику Л. Толстого с классическим эпосом, утверждая, что «отсутствие интереса ко внутренним переживаниям личности с необходимостью   приводило   к   бесконечно   внимательной   и   бесконечно

    13 Гинзбург Л. О психологической прозе. «Художественная литература». Л., 1977, с. 301.

    16 Гинзбург Л. О психологической прозе. «Художественная литература», Л., 1977. с. 298.

    '' Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. Статьи и исследования о русских классиках.

    «Художественная литература», М., 1972. с. 158.


    обстоятельной фиксации всего внешнего». Внешность и фигура персонажа являлись прямым и непосредственным воплощением человеческого характера. Так, Аристотель отмечал лишь некоторые телесные приметы людей в основном мужественных, добрых и т. д., на которых и держалось изображение человека в высоких жанрах в древности.

    Л. Толстой показывает своих персонажей, изображая их внутреннюю жизнь на протяжении всего повествования в постоянной изменчивости, фиксирует все переходы настроений в психологическом потоке. Например, в романе «Анна Каренина» Л. Толстой изображает историю души главной героини; в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» - историю души Николеньки Иртеньева.

    А.Г. Чернышевский назвал это явление у Льва Толстого «диалектикой души»: «Внимание графа Толстого, - говорил он, - более всего обращено на то, как одни чувства и мысли развиваются из других; ему интересно наблюдать, как чувство...переходит в другое чувство,...странствует, изменяясь, по всей цепи воспоминаний». Толстого «занимает самый психический процесс, его законы, - диалектика души, чтобы выразиться определительным термином».19

    Характеризуя толстовское изображение внутреннего мира человека, можно привести в пример слова самого писателя в описании одного из состояний Нехлюдова, главного героя из романа «Воскресение»: «Люди как реки: вода во всех одинаковая, и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то тёплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто не похож на себя, оставаясь всё между тем одним и самим собою. У некоторых людей эти перемены бывают особенно резки».

    «Диалектика души», по Л. Толстому, заключается в том, что душа живёт своей   отдельной   жизнью,   именно   она   различает   истинное   и   ложное.

    18     Лосев А. Ф. Гомер. М., 1960. с. 145.

    19     Н. Г. Чернышевский. Поли. Собр. Соч., т. 3. М., 1948. с. 422.

    16


    Психологизм у Л.Н. Толстого тесно переплетается с обстановкой быта, его деталями, которые соответствуют переживаниям героев. Также его отличает необыкновенная выразительность образа: «У Толстого можно научиться...пластике, изумительной рельефности изображения. Когда его читаешь, то получается...ощущение как бы физического бытия его героев. До такой степени ловко у него выточен образ; он как будто стоит перед вами, вот так и хочется пальцем тронуть»20, - говорил Максим Горький.

    В произведениях Льва Толстого предметный психологизм Ивана Тургенева нашёл своё продолжение. Он выражался в жестах и в мимике героев. Об огромном их значении много говорили В.В. Виноградов, А.П. Скафтымов, И. В.Страхов, А.А. Сабуров, А.В. Чичерин и другие исследователи.

    Жест и в особенности мимика у Л. Толстого преобладают над словом, даже в воображении героев. Так, Наташа Ростова, влюбившись в Анатоля Курагина, мысленно рисует его лицо, жесты, улыбку. Именно с помощью этих внешних проявлений, по Толстому, происходит общение между людьми. Точно так же у героя рассказа «К славе» А.И. Куприна рождается в памяти образ обожаемой им Лидочки Гнетневой: её «... нервный некрасивый рот и в виде контраста к нему прекрасные тёмные глаза, суровые, почти скорбные, никогда не улыбающиеся».

    Писатель всегда стремился заглянуть в тайные глубины человеческого сознания, пробиться в человеке «сквозь что-то и куда-то, снять какой-то заслоняющий пласт, и там за какими-то оболочками, заслонами, за потоком текучих, случайных и верхних наслоений увидеть то, что собственно ему и нужно...». А.И. Куприн унаследовал неиссякаемый интерес к тайнам подсознания именно от своего великого учителя - графа Толстого. Искусство и прежде приближалось к теме бессознательного, но не имело формы её выражения. Л. Толстой нашёл эти формы, краски, приёмы, чтобы изобразить сложные отношения между сознанием и бессознательным в психике человека.

    2U

    Горький М. Собр. Соч. в 30-ти т. т. 26. М, Гослитиздат, 1953. с. 68. 21 Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. Статьи и исследования о русских классиках. «Художественная литература», М, 1972. с. 264.

    S7


    Огромное внимание писатель уделял телесному выражению внутренних состояний своих героев. Задолго до Льва Николаевича Толстого внешность персонажа считалась необходимостью, очень часто портрет сводился к перечислению примет, не имеющих психологического значения. Лев Толстой в этом плане добился немалых успехов. Ярко и эффектно рисуя внешний облик своих героев, он уделял роли детали особенное значение. С помощью одной-двух деталей портрета писатель достигает совершенства в изображении образа. Например, о красавице Элен известно лишь, что у неё были ослепительные плечи, стан, неподвижная улыбка. Но уже эти мелочи свидетельствуют о её безнравственности и бездуховности. Описывая Анну Каренину, мы отмечаем порхающую улыбку, блеск глаз, завитки волос, лёгкую походку и полные руки с крохотными кистями, что говорит о внутреннем богатстве героини. Рисуя внешность Наташи Ростовой, Л. Толстой отмечает её большой рот, детские открытые плечики, тоненькие оголённые руки. Такое изображение говорит об искренности, наивности и душевной доброте героини.

    Важная особенность толстовского психологизма - открытость внутреннего мира героя автору. Ему не надо угадывать, что происходит в душе данного персонажа в определённый момент его жизни, он просто это видит. Более того, он знает и о том, что неподвластно пониманию самого героя. Таковы особенности тончайшего психологизма Л.Н. Толстого.

    Психологизм Ф.М. Достоевского имеет свои специфические черты, которые определённым образом также отразились на психологическом методе А. .И. Куприна.

    Как и Л. Толстому, Фёдору Михайловичу Достоевскому не были интересны чувства в неподвижности, он равнодушно относился к душевной жизни без её диалектики. Но в отличие от Л. Толстого, который искал гармонию в отношениях между людьми, то Ф. Достоевский намеренно отклонялся от этой нормы, ставя своих героев в кризисные ситуации, которые позволяли проникнуть в самые глубинные области человеческого сознания. Если Л.Н


    Толстой исследовал внутренний мир своих персонажей в постепенном развитии, то Ф.М. Достоевский для героев собственных пролзведений искал такие обстоятельства, которые превращали бы нормального человека в болезненно реагирующего на окружающую действительность, толкающие его порой на безнравственные и даже губительные поступки. Писатель с самого начала своей творческой деятельности проявлял интерес к человеческому подсознанию. Подсознательное у Ф. Достоевского есть что-то непонятное, существующее в психике человека и выражающееся в неожиданных поступках и действиях.

    «Достоевский обнаружил в себе способность читать чужую душу, он как бы вселялся в кожу другого человека, сливался со всем строем его психической организации и его душевного опыта»,22 - говорил В.Я. Кирпотин, исследователь творчества писателя.

    Психологизм Ф. Достоевского с особенной силой проявляется там, где автор рисует героя, одержимого «идеей-чувством»,23 определённой навязчивой идеей, которая, превращаясь в чувство, начинает руководить человеком и полностью берёт над ним верх, что оказывается губительным для души героя.

    Любимый способ изображения писателем внутреннего мира персонажа -

    -     24

    «антиномический», то есть описывающий противоречивость его чувств и мыслей. Таким образом, героям Ф. Достоевского свойственна двойственность. Эту черту легко проследить в психологизме А.И. Куприна, особенно в его ранних рассказах, герои которых часто поступают необдуманно и сами себе не могут объяснить эти действия.

    Очень важно рассматривать психологизм А.И. Куприна в плане влияния на него творчества предшествовавших ему великих писателей-психологов: Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева и в особенности. Л.Н. Толстого и

    22     Кирпотин В. Я. Мир Достоевского. Статьи. Исследования. Изд. 2-е, доп. «Советский писатель», М., 1983.
    с. 235.

    23     Кирпотин В. Я. Мир Достоевского. Статьи. Исследования. Изд.2-е, доп. «Советский писатель», М., 1983.
    с. 273.

    24     Там же, с. 273.


    Ф.М. Достоевского. Приёмы и характерные черты каждого из них можно проследить во многих произведениях писателя: выражение чувств героев через жесты, мимическая экспрессия, огромный интерес к сфере подсознательного, изучение тонких и сложных переплетений чувственных движений души. А. И. Куприн так же, как и его именитые учителя, исследует человеческое сознание в постоянном движении. Психологизм писателя находится в тесном соотношении с бытом, с окружающей обстановкой. Подобно Ф. Достоевскому, А. Куприн ставит своего героя в необычные обстоятельства, порой кризисные, и смотрит, как он будет меняться под их напором. Как правило, эти условия ломали человека, а порой становились причиной его смерти. Рассказы и повести Александра Куприна очень часто заканчивались трагически. Это касается как совсем ранних, так и более зрелых его произведений.

    Подобно Л. Толстому, Куприн-художник не описывает человека, его внутренний мир, а говорит о чувстве, основываясь на собственных впечатлениях, полностью полагаясь на слова своего учителя: «Мне кажется, что описать человека собственно нельзя; но можно описать, как он на меня подействовал. Говорить про человека: он человек оригинальный, добрый, умный, глупый, последовательный и т. д., - слова, которые не дают никакого понятия о человеке, а имеют претензию обрисовать человека, тогда как часто только сбивают с толку». Как в произведениях Л. Толстого, у Куприна-рассказчика любовь и смерть граничат между собой.

    Но психологизм Александра Куприна имеет и свои, только ему присущие черты и особенности. Писатель значительно углубил исследование внутреннего мира человека, объединив в своём подходе «диалектику души» Л. Толстого и влечение к сфере подсознательного Ф. Достоевского.

    Очень важно рассматривать творчество писателя в аспекте психологии. Изучая его творчество именно с этой точки зрения, можно ответить на многие вопросы, связанные с художественным методом автора и с его личностью.

    25 Толстой Л. Н. Поли. Собр. Соч. т. 46. М, 1937. с. 67.


    Ведь в характеристиках героев, в том, как автор их изображает, видно его отношение к ним. В описании поступков и поведении персонажей также напрямую отражается индивидуальность, психология художника, его взгляд на жизнь. В своих персонажей он вкладывает собственную душу. Чувства героев - это его личные чувства, а художественное произведение - это зеркало души писателя, отображение вопросов и проблем, его волнующих. Через поступки и мысли главных героев выявляется позиция автора, его реакция на те или иные общественные события. Например, если Ф. Достоевского волнуют подсознательные процессы психики человека, то именно через них писатель выражает свой протест против возмущавшей его революции, взорвавшей его сознание. Именно социальные неустройства порождают ужасные противоречия в душах героев его произведений, приводящие к раздвоенности личности.

    Л. Толстого, великого гуманиста, отличает постоянное стремление к гармонии, нравственной и духовной цельности. Недаром поступки, действия и мысли главных героев Л. Толстого выражают авторскую позицию. Это: Наташа Ростова, Андрей Болконский, Пьер Безухов из романа «Война и мир», Левин и Кити из «Анны Карениной» и другие персонажи его произведений. Они являются прямыми тому доказательствами.

    Александр Куприн, особенно в более зрелых своих произведениях, рисует людей сломленных, выброшенных за борт жизни жестокостями злого мира. Именно эти люди, их характеристика представляются выразителями авторских мыслей о несправедливости общества к ним. Это Лидочка Гнетнева из рассказа «К славе», атлет Арбузов («В цирке»), писатель Пашкевич («Кляча»), рассказчик из произведения «На улице» и другие.

    Яркость характеристик героев, их психологических состояний во многом зависит от жизненного и литературного опыта, накопленного писателем на момент написания им определённого произведения. Например, ранние рассказы Куприна ещё не отличаются насыщенным психологизм, чего нельзя

    21


    сказать о его зрелых, более совершенных по форме и содержанию повестях и рассказах.

    Таким образом, психологический аспект изучения творчества писателя неотделим от остальных его сторон и рассматривать то или иное произведение нужно, обязательно учитывая участие автора через поступки и мысли героев, всегда ощущать его косвенное присутствие в повествовании.

    Рассмотрение творчества А.И. Куприна в его психологическом аспекте особенно актуально и необходимо, так как изучению его творческого наследия уделялось и уделяется не так много внимания, как произведениям других классиков. Ведь через психологию писателя можно открыть новые грани его творчества, стимулирующие исследователей к более подробному и вдумчивому изучению данного писателя.

    Специфической чертой и новаторством Александра Куприна можно назвать то, что он объединил в своём художественном методе изображения психологии героев «диалектику души» Л. Толстого и внимание к подсознательным процессам психики Ф. Достоевского. В отличие от своих учителей, которые творили в основном в форме романа, автор писал в форме малых эпических жанров: рассказа, очерка, повести, что, несомненно, усложняло его задачу создавать эффектные и психологически убедительные произведения.

    2



Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Психологизм в литературоведении ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.