Содержание
Введение 3
1. Изобразительность речи 5
2. Средства усиления
изобразительности 6
3. Специальные средства усиления
изобразительности.
Понятие о фигуре. Общие принципы
классификации фигур 8
3.1 Фигуры прибавления 9
3.2 Фигуры убавления 11
3.3 Фигуры размещения и
перестановки 12
3.4 Фонетические фигуры 13
3.5 Графические фигуры 14
4. Общие принципы классификации
тропеических фигур.
Понятие о тропе и амплификации 15
5. Общие средства усиления
изобразительности 18 Заключение 20
Список используемой
литературы 21
Введение
Публичная речь была наиболее
распространенным жанром в среде образованных людей античности. Знания, дающие
людям владение устной речью, занимающей умы и сердца людей, называлось
риторикой. По месту, занимаемому в искусстве художественного слова древней
Эллады, риторика была сопоставима с такими жанрами искусства, как героический
эпос или классическая греческая драма. Разумеется, подобное сопоставление
допустимо лишь для эпохи, в которой эти жанры сосуществовали. Впоследствии, по
степени влияния на развитие более поздней европейской литературы риторика,
игравшая еще значительную роль в средние века, в новое время уступила место
другим жанрам словесности, определившим характер национальных культур Европы на
многие века.
Надо особо отметить, что из
всех видов художественного слова в античном мире публичная речь была наиболее
тесно связана с современной ей политической жизнью, социальным строем, уровнем
образования людей, бытом, образом мышления, наконец, с особенностями развития
культуры народа, создавшего этот жанр.
Изобретателем риторики
называют Горгия Леонтинского (485-380 до Р.Х.). Он предложил учение об
аргументации, выделил и обозначил риторические фигуры и создал школу риторов.
Риторика в собственном
смысле начинается с утверждения величайшим мыслителем античности Платоном
(427-347 г до Р.Х.) задач и целей публичной аргументации и с определения ее
этического и познавательного статуса. Истинное искусство риторики, по мысли
Платона, далеко выходит за пределы техники аргументации, а истинный ритор
предстает как философ. Платон прекрасно владел риторической техникой и искусно
использовал ее в своих произведениях. Проблема познавательной ценности
аргументации правдоподобного, поставленная Платоном, непосредственно связана с
проблемой самой риторики в системе знания.
Самая характерная черта
убеждающей речи - использование общих и специальных средств усиления
изобразительности. Что такое изобразительность речи? Рассмотрим одно из
наиболее распространенных определений: "Изобразительной принято называть
предельно конкретную речь, способную обозначать единичный предмет, способную
вызывать представление". В этом определении есть два важных момента.
Во-первых, указание на способность речи называть представление, во-вторых,
указание на предельную, максимальную конкретность. Способность вызывать
представление имеется у любой нормальной речи, а обусловливать появление
предельно конкретного образа свойственно далеко не всякой.
1.
Изобразительность речи
Правильность,
ясность, точность и чистота – это такие свойства речи, которым должен
отличаться слог каждого писателя, независимо от формы речи. Существенное
свойство поэтической формы выражения мыслей составляет изобразительность, т.е.
употребление таких слов и оборотов, которые возбуждают в воображении читателя наглядное
представление или живой образ предметов, явлений событий и действий.
Средствами,
способствующими изобразительности речи являются:
эпитеты;
сравнения;
тропы;
фигуры.
1) Эпитеты.
Под эпитетами в широком смысле понимаются все грамматические определения и
приложения
(человек - добрый, путь
- далекий). Но в строгом смысле эпитетами называются только такие определения,
в которых указываются свойства предметов, производящие на человека особенно
сильное впечатление. Например: море - синее, поле - чистое, береза - кудрявая,
леса - зеленокудрые. Такого рода эпитеты называются украшающими. Эпитеты в речи
способствуют живому и картинному изображению предметов, указывая на самые характерные
их внутренние и внешние признаки. ...Кроме прилагательных, эпитетами могут
быть:
а) существительные
(Волга - матушка, рожь - кормилица),
б) существительные с
прилагательными (Владимир - красное солнышко, Москва - золотые маковки),
в) качественные наречия
(ласково - приветствовать, сладко - спать). Постоянные эпитеты. В народных
произведениях известные слова постоянно сопровождаются одними и теми же
эпитетами. Такие эпитеты называются постоянными: солнце красное, месяц ясный,
добрый молодец, могучие плечи, красна девица, щеки алые, брови черные, уста
сахарные, море синее, поле чистое и т.д.
2) Сравнение.
Сравнением называется сопоставление одного предмета с другим, сходным с ним в
какой-либо черте, с целью вызвать более живое и яркое представление о предмете.
Остальные
средства изобразительной речи будут рассмотрены ниже.
2. Средства усиления
изобразительности
Ключевыми
понятиями для языкового выражения сегодня признаются понятия изобразительности
и выразительности. Изобразительностью называется такое качество речи, которое
делает ее наглядной, то есть задействует не только понятийную, но и образную
информацию (зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, тактильную).
Изобразительная речь быстрее воспринимается, находит более глубокий эмоциональный
отклик, теснее связана с оценочностью (что хорошо, что плохо) и лучше
сохраняется в памяти. Выразительностью называется такое качество речи,
благодаря которому к ней легко привлекается внимание слушателя и благодаря
которому оно фиксируется на ней (плохо отвлекается от нее). Выразительная речь
способна "удержаться на плаву" в потоке информации. Кроме того,
выразительные компоненты внутри сообщения способны выделить в нем главное и тем
облегчить восприятие всего сообщения.
Усиление изобразительности
начинается с осознанного или интуитивного отбора языковых средств, который (при
прочих равных условиях) подчиняется лишь одному принципу - большей
конкретности. Есть два способа такого отбора - общий и специальный.
Общий состоит в
использовании языковых единиц, взятых только в их основной функции.
Специальный - в том,
что отобранная единица получает добавочную функциональную нагрузку. Это
соответствует общим и специальным средствам усиления изобразительности.
Поясним сказанное примером.
Заменяя слово "обувь" (гипероним) словом "сапоги"
(гипоним), мы усиливаем изобразительность, не добавляя к слову
"сапоги" никаких новых значений и, следовательно, новых функций.
Аналогично, добавляя к слову "сапоги" слово "оранжевые", мы
значительно усиливаем изобразительность, однако не добавляем никаких новых функций
слову "оранжевый". "Человек в оранжевой обуви вынырнул в Москве
в конце 1922 года", "Человек в сапогах вынырнул в Москве в конце 1922
года", "Человек в оранжевых сапогах вынырнул в Москве в конце 1922
года". Здесь мы имеем дело с общими средствами усиления изобразительности
- гипонимизацией (заменой родового понятия видовым) и использованием
определений, или, в более широком смысле, атрибутизацией.
Или еще пример. Добавив к
слову "ждать" слова "долго" или "очень долго",
заменив их словосочетанием "целых три часа", мы прибегнем к общим
средствам усиления изобразительности. Но сказав "Мы вас
ждали-ждали-ждали", мы используем специальное средство- геминацию,
поскольку лексическая единица "ждать" используется здесь с новым
оттенком значения
"долго ждать", с
добавленной функцией.
Общие средства усиления
изобразительности описаны и изучены значительно шире, чем специальные.
Во-первых, потому, что они связаны с обычными функциями языковых единиц, мимо
которых не может пройти лексика и грамматика. Во-вторых, потому, что они
используются не только в процессе речевого воздействия, убеждения, но прежде
всего в более широкой сфере - в процессе сообщения, где необходима точность, а
отсюда и большая конкретность. Но уделим внимание специальным средствам
усиления изобразительности.
Говоря об изобразительности
речи, следует также поставить вопрос об объекте изображения. Где и почему
необходимо усиление изобразительности? Мы различаем два вида объектов
изображения - внешний и внутренний. Внешний - это окружающая нас материальная
действительность. Внутренний - мир наших психических состояний, прежде всего
эмоций. Внешний первичен по отношению к внутреннему. Внутренний может быть
отображен только через внешний. И все же между ними нет тождества, и внутренний
обладает своей очень важной спецификой. Но именно эта специфика не поддается
обычным средствам изображения. И именно она представляет особый интерес для
ораторов. Мы уже говорили, что доводы "к вере", "к доверию"
и "к недоверию" в ряде случаев приобретают решающий характер, склоняя
чашу весов в пользу коммуникативной установки убеждающего. Но эти доводы
требуют средств, способных изображать внутреннее состояние говорящих;
специальных средств, механизм которых должен быть полностью раскрыт риторикой.
3. Специальные
средства усиления изобразительности.
Понятие о фигуре.
Общие принципы классификации фигур
Слово "фигура"
употребляется в риторике в широком и узком смысле слова. Об узком смысле будет
сказано ниже. В широком смысле под риторической фигурой понимается всякое
специальное средство усиления изобразительности. Фигуры необходимы там, где
предполагается, что у говорящего (убеждающего) есть какое-то особое новое
представление, не получившее еще, однако, специального названия или вообще
готового выражения в языке. Все фигуры построены на одном принципе -
сопоставлении, сочетании, ассоциировании слушающим (убеждаемым) двух знакомых
простых представлений с целью формирования у него третьего, более сложного,
ранее ему незнакомого.
Фигуры
делятся на фигуры:
-
прибавления,
-
фигуры убавления,
-
фигуры размещения и перестановки,
-
фонетические фигуры,
-
графические фигуры.
3.1
Фигуры прибавления
Представляют
собой повторы различных единиц речи (морфем, служебных слов, полнозначных слов,
синтаксических позиций), расположенные как произвольно, так и симметрично. Все
фигуры прибавления передают стабильность эмоционального фона, независимо от
того, положительно или отрицательно он окрашен. Вот почему этих фигур так много
и в панегириках (восхваляющих речах), и в филиппиках (обличающих речах).
Демонстрация сильного, длящегося чувства — вот их основная функция.
Рассмотрение
фигур прибавления начнем с повторов, связанных с симметричным расположением.
Наиболее известна здесь анафора — повтор слов в началах смежных отрезков
речи: подарите себе неповторимое изящество французских окон, подарите частицу
французского шарма. Эта анафора взята из рекламного текста и передает
настойчивость рекламодателя, которая не успевает стать навязчивой и производит
впечатление искреннего совета. Вообще же, смысл анафоры — продемонстрировать
уверенный эмоциональный настрой. Наиболее удачна она в передаче именно
оптимистичного настроения. Это любимая фигура политических деятелей, которые
используют достаточно пространные анафоры, каждый абзац или каждое предложение
начиная с одних и тех же слов. Так, демонстрируя процветание страны, Сталин в
одной из своих речей начинал предложения словами "Приятно и радостно
видеть...".
Эпифора — повторы слов в концах смежных
отрезков: международный роуминг, автоматический роуминг. Эпифора также передает
уверенность, но, если анафора фиксирует внимание на посылке, то эпифора — на
следствии, она передает некую неизбежность и поэтому реже бывает окрашена в
светлые тона. Эпифора в приведенном выше рекламном тексте менее удачна, чем
приведенная анафора. Применение эпифоры актуализирует не всем понятное слово
"роуминг" как некую неизбежность. В рекламном тексте эпифора была бы
удачней в обозначении названия фирмы: смысл — услуг фирмы просто невозможно
избежать.
Стык (анадиплозис) — повторы слов на
границах смежных отрезков: только у нас, у нас и больше нигде. Передавая
уверенность, эта фигура в то же время изображает внешнее течение событий: их
замедленность, причинно-следственную обусловленность. Поэтому она уместней в
текстах-описаниях, чем в речах.
Кольцо — отрезок речи, который одинаково
начинается и заканчивается: нет слова "нет" (рекламное объявление).
Как и стык, кольцо идеально для описания внешних событий. Оно передает замкнутое
движение по кругу, а также возврат мысли к чему-то неизбежному. Петр Великий
сознательно выбрал шоковую терапию для освобождения России от наследия
византизма, и его сегодняшние преемники тоже не имеют иного выхода, кроме
шоковой терапии (Э. Геллнер). Помещением словосочетания "шоковая
терапия" в начало (правда, не абсолютное) и конец предложения, автор
демонстрирует неизбежность шоковой терапии.
Хиазм — фигура, в которой повторяются два
элемента, причем при повторе они располагаются в обратном порядке (подробнее о
хиазме см.: Береговская, 1984): Мы не живем, чтобы есть, но едим, чтобы жить.
Хиазм часто усиливается антитезой.
Многосоюзие — избыточные повторы союза
"и": И звук, и цвет, и даже качество экранов в новых московских
кинотеатрах совсем не те, что были раньше. Многосоюзие обычно наряду с
уверенностью передает замедленность действия. В приведенном предложении
некоторое замедление речи передает ощущение солидности, хорошего качества.
Среди
фигур прибавления выделяют и повторы слов, не связанные с определенным порядком
их расположения, в частности особенно распространенный двукратный повтор (так
называемую геминацию). Двукратный повтор может использоваться даже в коротких
рекламных девизах (слоганах): Инвайт, Инвайт — просто добавь воды!
Гомеология — повтор однотипных окончаний или
морфем: СУПЕРскидка на СУПЕРтелефон! В этом рекламном объявлении повторяющиеся
приставки выделены графически.
Синтаксический
параллелизм — повтор
однотипных синтаксических единиц в однотипных синтаксических позициях: Дети
строят для удовольствия, вы строите для них (реклама). Ты — мне, я — тебе.
Часто синтаксический параллелизм сопровождается антитезой: сильный губернатор —
большие права, слабый губернатор — никаких прав; публичный политик — республика
известна в стране, непубличный политик — о ней никто не знает (В. Рыжков).
3.2
Фигуры убавления
Основаны,
напротив, на пропуске каких-либо единиц. Эти фигуры придают речи энергичность,
создают впечатление того, что говорящий полон решимости перейти от слов к делу.
Эти фигуры очень часто используются в лозунгах и газетных заголовках.
Эллипсис — пропуск подразумеваемых элементов
внутри предложения, обычно пропуск сказуемого: Кто куда, а я в сберкассу!
Эллипсис наиболее характерен для лозунгов, в частности трудовых девизов, о чем
будет подробнее сказано в соответствующем разделе.
Апосиопезис — внезапный обрыв высказывания,
которое остается незавершенным: Власть же столько своих обещаний не
выполнила...
Прозиопезис — опущение отрезка речи, предшествующего
высказыванию: плюс хорошее качество (рекламный текст). Фигура используется
почти исключительно в газетных заголовках и рекламных текстах.
К
фигурам убавления относится и бессоюзие:
Асиндетон — фигура, противоположная
многосоюзию и состоящая в опущении союзов при перечислении (в обычной русской
речи последний однородный член принято присоединять с помощью союза): Я
постараюсь кратко, тезисно рассказать о тех процессах в сфере приватизации,
которые идут, начиная с этого года (С. Бурков). Это предложение взято из начала
выступления, озаглавленного "Уроки российской приватизации".
Бессоюзие здесь настраивает на деловой лад, предупреждает о компрессии
информации. Слова "кратко" и "тезисно" затем повторяются в
первом абзаце.
Среди
фигур убавления также есть фигура, связанная с симметрией. Это зевгма,
т.е. ряд синтаксически однородных конструкций, в одной из которых реализован
главный член, а в других — опущен: Между тем совершенно ясно, что политик
должен заниматься политикой, предприниматель своим бизнесом, чиновник искусством
бюрократии, ученый наукой (Ю.П. Сенокосов). Сказуемое "должен
заниматься" реализовано лишь в первом из однородных придаточных.
3.3
Фигуры размещения и перестановки
Основаны
на нарушении привычного порядка следования элементов и/или дистантного расположения
элементов, которые обычно стоят рядом. Подобные фигуры демонстрируют состояние
нестабильности, колебание, изменение настроения из-за только что полученной
информации.
Инверсия — нарушение обычного порядка слов.
Чаще всего в русском языке инверсия связана с так называемым актуальным
членением предложения, когда сказуемое оказывается впереди подлежащего, чтобы
выделить в предложении новую информацию. Между тем историю делают люди, а не
какие-то объективные законы истории (М. Мертес). Прямой порядок слов (люди
делают историю) нарушен ради актуализации того факта, что делают ее именно
люди. В самом сказуемом (делать историю) также допущена инверсия,
актуализирующая слово "историю".
Парцелляция — расчленение исходного высказывания
на два интонационно обособленных отрезка: откройте окна... и двери (рекламный
текст). Чаще знаком при парцелляции является точка: На тацинский хлебозавод
пришел новый директор. Третий за год (из статьи на экономическую тему). Здесь
парцелляция, сочетающаяся с инверсией (в норме: На тацинском заводе третий раз
за год поменялся директор), уместнее, чем в рекламном тексте.
Парентеза — расчленение исходного высказывания
на две части с помещением между ними вставки: Я полагаю — и неоднократно
заявлял об этом в прессе, — что недопоступление средств (исполнение доходов за
первое полугодие 1995г. составило примерно 90%) во многом связано с
недополоучением доходов от приватизации (С. Бурков). Здесь мы видим две
парентезы: выделенную с помощью тире и с помощью скобок. При этом распасться предложению
мешает фигура повтора (слова с повторяющимися приставками — недопоступление и
недополоучение ).
3.4
Фонетические фигуры
Особое
место в системе словесных фигур занимают фонетические фигуры. Таких фигур две:
- аллитерация
(повтор согласных звуков: миллион мелочей)
- ассонанс
(повтор гласных звуков: металлопластика).
Часто
обе фигуры употребляются одновременно: Ты и "Крипт" — жизнь кипит
(рекламный текст). Однако выполнять они могут различные функции.
Фонетические
фигуры могут быть связаны с эффектом звукоподражания, состоящим в том, что
звучащая речь напоминает звуки описываемого явления (шелест шелкового шнурка).
Другая функция звуковых фигур состоит в том, что звуки могут вызывать
ассоциации с какими-то представлениями, ощущениями, эмоциями. Это возникает как
за счет звукового сходства со словами, обозначающими эти явления, ощущения,
эмоции (грустный тон звука "у", поддерживаемый наличием таких слов,
как унылый, скучный, грустный), так и за счет того, что артикуляция (произношение)
определенных звуков ассоциируется с определенным психическим состоянием
("агрессия" звука "р").
3.5
Графические фигуры
Палиндр - (одинаковое чтение слева направо и
справа налево: дом мод).
Акростих (первые буквы строк образуют
какое-нибудь слово).
Многие
графические фигуры не имеют наименования, так как широкое их распространение
связано с развитием полиграфических средств, телевидения и компьютерной
графики. Например, широко используется общая буква, входящая одновременно в два
или более слов.
По характеру используемых
языковых единиц различают:
- целостные,
- недискретные,
- дискретные фигуры.
Минимальной единицей,
сопоставляемой в недискретных фигурах, служит морфема или другая более крупная
единица, соотносимая как с планом выражения, так и с планом содержания. Будучи
расчлененной на отдельные фонемы, такая единица уже непригодна для
сопоставления. Недискретные фигуры, в свою очередь, делятся на тропеические и
нетропеические (диаграмматические).
4. Общие принципы
классификации тропеических фигур. Понятие о тропе
и амплификации
Все тропеические фигуры
построены на сопоставлении денотатов двух или нескольких знаков и,
следовательно, отраженных в них референтов или референтных ситуаций окружающей
действительности. В основе такого сопоставления могут быть четыре типа
отношений - тождество явлений, их сходство, смежность или контраст. Сопоставляя
денотаты двух знаков, сравнивая два простых представления и получая третье,
более сложное, мы можем дать этому представлению название, соответствующее названию
одного из простых представлений. В результате такого способа наименования мы
получаем троп. Тропы — это слова или обороты, употребленные в переносном
значении. Но мы можем использовать и оба названия упомянутых представлений. В
этом случае имеем дело с фигурной амплификацией.
В связи с этим различаются
такие основные виды тропов:
- перифраза
(тождество),
- метонимия
(смежность),
- метафора
(сходство),
- антифразис
(контраст).
К ним примыкают варианты:
- к перифразе - эвфемизм,
какофемизм, антономазия. Перифразис — замена слова описательным выражением —
занимает уникальное положение в системе тропов. Называя одну и ту же вещь, он
выделяет в ней разные признаки. Одно и то же животное можно назвать и
"санитаром леса", и "серым душегубом". Одно и то же
действие можно назвать и "покорением природы", и "грубым
вмешательством в экологию". Сторонники АЭС не назовут ее
"потенциальным Чернобылем", но употребят выражение "мирный
атом". Торговец сахаром назовет свой товар как угодно, но не "белой
смертью".
- к метонимии - синекдоха,
отношения "человек - одежда", "человек - орудие, предмет",
аллегория (отношения "абстрактное - конкретное", чаще всего
разворачиваемые в систему новых, вторичных сопоставлений и изобразительных средств),
отношения "содержимое - содержащее", "изделие - материал",
"конкретное - абстрактное", а также "произведение - автор",
"речь - человек", мимезис и ряд других. Метонимия - мощное
риторическое средство как долговременного (на метонимии основаны многие
эмблемы: щит и меч, голубь мира), так и кратковременного воздействия. Если
метафору можно развертывать в целую притчу (гр. термин — парабола), то
метонимический контекст может быть развернут в некий конкретизирующий пример
(гр. парадигма): Винты приходили в одно место, а гайки — в другое, и Центр не
мог с этим делом справиться. А когда ввели валюту, деньги, то оказалось, что
эти проблемы — сочетание винтов и гаек — можно решить без Центра. Центр остался
в роли распределителя благ. То есть можно просто давать деньги, а с винтами и
гайками пусть разбираются внизу (В. Найшуль). "Винты" и
"гайки" этого рассуждения призваны пояснить один из этапов
экономической ситуации, и в этом (усиление изобразительности) они подобны
"аккордам" из предыдущей цитаты. Но в отличие от "аккордов"
винты и гайки не примыслены к ситуации (как в метафоре), а служат лишь ее
конкретизацией (ср. знаменитые "колесики и винтики", служащие
метафорой).
- к метафоре примыкают
гипербола, мейозис, олицетворение, катахреза и инопия. Метафора — одно из самых
мощных риторических средств, рассчитанных на долговременное воздействие.
Метафоры хорошо запоминаются, откладываются в памяти и становятся теми
кирпичиками, из которых образуется картина мира. Широко известны такие
политические метафорические словосочетания, как железный занавес,
капиталистическая акула, империя зла. Для советской пропаганды труда огромное
значение имела такая политико-экономическая метафора, как строительство новой
жизни. Метафора варьировалась, но образ строительства, стройки, стройплощадки
оставался и впоследствии был использован в формуле "перестройка". Из
таких метафор, по мере их повторения или развертывания, вырастают аллегории и
эмблемы.
- к антифразису - астеизм.
Антифразис — употребление слова в прямо противоположном значении с соответствующей
интонацией. Часто антифразис отождествляют с иронией, и он, в самом деле,
является проявлением иронии, которая, однако, к нему не сводится, так как в
иронической речи слова могут и не употребляться в прямо противоположном
значении. Антифразис — концентрированное, точечное применение иронии, когда
штраф называют подарком, скупость — щедростью.
Все тропы основаны на
сопоставлении двух представлений (стекло и вода, город и его население,
"град Петров" и "Петербург", хорошее и плохое дело), лишь
одно из которых реализовано в речи.
В группу тропов входят и
грамматические тропы (так называемые аллеотеты), основанные на использовании
грамматической формы в несвойственном ей значении, например, риторический
вопрос, когда форма вопроса выражает утверждение.
Вопрос в риторике
применяется довольно активно, вследствие чего любой вопрос в публицистической
речи часто называют риторическим. В действительности же можно выделить два вида
вопросов: гипофору, когда вопрос обращен к самому оратору и он на него
отвечает, и собственно риторический вопрос, когда ответ на вопрос не
предполагается.
Фигурные амплификации
построены в принципе на тех же отношениях, что и тропы. Но между ними есть и
содержательные различия. И в тех и в других сравниваемые представления
сливаются в одно, более сложное. Но степень этого слияния различна. Она должна
быть максимальной в тропе и не может превышать определенный предел в фигуре. По
этой причине представления, основанные на реальной пространственной или
временной смежности, легко тропеизируются, сливаются и с трудом
амплифицируются, труднее воспринимаются как самостоятельные раздельности внутри
целого. Напротив, представления, исключающие реальную пространственную или
временную смежность, легче амплифицируются и труднее тропеизируются. Отношения
контраста богаче амплификациями, беднее тропами, отношения смежности -
наоборот. Естественно также, что тождество и сходство больше способствуют
тропеизации, чем амплификации, контраст же, опять-таки, - наоборот.
Итак, перифразе
соответствует плеоназм (тождество), метафоре - сравнение (сходство),
антифразису - целый ряд амплификации: антитеза (контраст), смешение стилей
(контраст), градация (контраст и сходство), оксюморон (контраст, смежность и
сходство) и др. Что же касается отношений смежности, то по причине, описанной
выше, соответствующие метонимии фигурные амплификации труднее поддаются
изучению, не описаны специальным термином, хотя и существуют. Условно их можно
назвать метонимической амплификацией.
5. Общие средства
усиления изобразительности
Общие средства усиления
изобразительности могут быть сведены к трем основным схемам:
1) атрибутизации, т. е.
определительно и обстоятельственно характеризующей амплификации;
2) гипонимизации, т. е. замене
названия родового понятия видовым;
3) синонимизации, т. е. замене
нейтрального слова его эмоционально или экспрессивно окрашенным синонимом.
Схема 1:
а) к определяемому слову,
существительному, добавляется согласованное
или несогласованное определение,
простое или развернутое;
б) к характеризуемому
глаголу добавляется качественное наречие;
в) к структуре предложения
присоединяется обстоятельственный детерминант, чаще всего со значением места
или времени.
Схема 2:
а) гипероним заменяется
гипонимом;
б) в целях усиления
изобразительности вслед за гиперонимом в текст вводится соответствующий
гипоним.
Схема 3:
а) нейтральное слово
заменяется эмоционально окрашенным синонимом;
б) в целях усиления
изобразительности вслед за нейтральным словом в текст вводится эмоционально
окрашенное;
в) нейтральное слово
заменяется экспрессивно окрашенным, причем здесь имеется два подтипа:
в') слово, не утратившее
внутреннюю форму, замещает слово, которое ее утратило (например,
"заушница" или "свинка" вместо "паротит").
в") слово, имеющее
звукоподражательный характер, заменяет утратившее или никогда его не имевшее
(например, "пинг-понг" вместо "теннис");
г) в целях усиления
изобразительности вслед за нейтральным в текст вводится экспрессивно окрашенное
слово.
Заключение
Нельзя сказать, чтобы рост
интереса к риторике, присущий нашему времени, не имел социальных корней. Ведь
на протяжении веков Европу терзали религиозные, гражданские и межнациональные
войны. Но после разгрома нацизма почти полвека на ее территории царил мир, а
риторические доводы особенно сильны, когда молчит оружие. И все же расцвет
риторики имеет свои, более важные причины.
Это направление дало яркие
образцы усиления изобразительности, причем именно тех ее видов, которые больше
всего связаны с миром чувств и образных представлений. Абстрактные
классификации различных видов знаков получали, таким образом, материальное
воплощение в искусстве, прежде всего в поэзии, наделенной огромной
воздействующей силой. Постепенное понимание того, что опыт античной и
средневековой риторики необходимо изучать, возрождает интерес к давно забытому
инвентарю выразительно-изобразительных средств.
Обычная, нормальная речь
изучается в курсах грамматики (в широком смысле), лексикологии. Следовательно,
способность речи вызывать представления должна изучаться в рамках этих
дисциплин. Риторика же изучает необычную, максимально конкретную речь, т. е. не
просто те средства (языковые), которые вызывают представления, а те, которые
усиливают способность вызывать их и доводить до максимальной конкретности.
Иными словами, риторика должна интересоваться не изобразительностью, а
средствами ее усиления.
Список
использованной литературы
1) Аннушкин
В.И. Первая русская риторика. М., “Знание”, 1989. №1.
2) Волков
А.А. Основы русской риторики. М., 1996.
3) Кохтев Н.Н.
Риторика. Учебное пособие для учащихся 8-11 классов. М., 1994.
4) Марченко
О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. М., 1995.
5) Рождественский
Ю.В. Теория риторики. М., 1997.
6)
Антология русской риторики. Учебное пособие. Отв. редактор и составитель
профессор М.И.Панов. М., 1997.