Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Речевые и специальные средства усиления изобретательности

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Речевые и специальные средства усиления изобретательности
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:40:31
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

                                          Содержание


             Введение                                                                                        3

    1. Изобразительность речи                                                                     5

    2. Средства усиления изобразительности                                                        6

    3. Специальные средства усиления изобразительности.

        Понятие о фигуре. Общие принципы классификации фигур             8

      3.1 Фигуры прибавления                                                                       9

      3.2 Фигуры убавления                                                                                    11

      3.3 Фигуры размещения и перестановки                                                        12

      3.4 Фонетические фигуры                                                                     13

      3.5 Графические фигуры                                                                       14

    4. Общие принципы классификации тропеических фигур.

        Понятие о тропе и амплификации                                                      15

    5. Общие средства усиления изобразительности                                   18      Заключение                                                                                     20

             Список используемой литературы                                                21





















                                                               Введение


             Публичная речь была наиболее распространенным жанром в среде образованных людей античности. Знания, дающие людям владение устной речью, занимающей умы и сердца людей, называлось риторикой. По месту, занимаемому в искусстве художественного слова древней Эллады, риторика была сопоставима с такими жанрами искусства, как героический эпос или классическая греческая драма. Разумеется, подобное сопоставление допустимо лишь для эпохи, в которой эти жанры сосуществовали. Впоследствии, по степени влияния на развитие более поздней европейской литературы риторика, игравшая еще значительную роль в средние века, в новое время уступила место другим жанрам словесности, определившим характер национальных культур Европы на многие века.

             Надо особо отметить, что из всех видов художественного слова в античном мире публичная речь была наиболее тесно связана с современной ей политической жизнью, социальным строем, уровнем образования людей, бытом, образом мышления, наконец, с особенностями развития культуры народа, создавшего этот жанр.

             Изобретателем риторики называют Горгия Леонтинского (485-380 до Р.Х.). Он предложил учение об аргументации, выделил и обозначил риторические фигуры и создал школу риторов.

             Риторика в собственном смысле начинается с утверждения величайшим мыслителем античности Платоном (427-347 г до Р.Х.) задач и целей публичной аргументации и с определения ее этического и познавательного статуса. Истинное искусство риторики, по мысли Платона, далеко выходит за пределы техники аргументации, а истинный ритор предстает как философ. Платон прекрасно владел риторической техникой и искусно использовал ее в своих произведениях. Проблема познавательной ценности аргументации правдоподобного, поставленная Платоном, непосредственно связана с проблемой самой риторики в системе знания.

             Самая характерная черта убеждающей речи - использование общих и специальных средств усиления изобразительности. Что такое изобразительность речи? Рассмотрим одно из наиболее распространенных определений: "Изобразительной принято называть предельно конкретную речь, способную обозначать единичный предмет, способную вызывать представление". В этом определении есть два важных момента. Во-первых, указание на способность речи называть представление, во-вторых, указание на предельную, максимальную конкретность. Способность вызывать представление имеется у любой нормальной речи, а обусловливать появление предельно конкретного образа свойственно далеко не всякой.































                      1. Изобразительность речи

             Правильность, ясность, точность и чистота – это такие свойства речи, которым должен отличаться слог каждого писателя, независимо от формы речи. Существенное свойство поэтической формы выражения мыслей составляет изобразительность, т.е. употребление таких слов и оборотов, которые возбуждают в воображении читателя наглядное представление или живой образ предметов, явлений событий и действий.

             Средствами, способствующими изобразительности речи являются:

                                                   эпитеты;

                                                   сравнения;

                                                   тропы;

                                                   фигуры.

             1) Эпитеты.  Под эпитетами в широком смысле понимаются все грамматические определения и приложения

    (человек - добрый, путь - далекий). Но в строгом смысле эпитетами называются только такие определения, в которых указываются свойства предметов, производящие на человека особенно сильное впечатление. Например: море - синее, поле - чистое, береза - кудрявая, леса - зеленокудрые. Такого рода эпитеты называются украшающими. Эпитеты в речи способствуют живому и картинному изображению предметов, указывая на самые характерные их внутренние и внешние признаки. ...Кроме прилагательных, эпитетами могут быть:

    а) существительные (Волга - матушка, рожь - кормилица),

    б) существительные с прилагательными (Владимир - красное солнышко, Москва - золотые маковки),

    в) качественные наречия (ласково - приветствовать, сладко - спать). Постоянные эпитеты. В народных произведениях известные слова постоянно сопровождаются одними и теми же эпитетами. Такие эпитеты называются постоянными: солнце красное, месяц ясный, добрый молодец, могучие плечи, красна девица, щеки алые, брови черные, уста сахарные, море синее, поле чистое и т.д.

             2) Сравнение. Сравнением называется сопоставление одного предмета с другим, сходным с ним в какой-либо черте, с целью вызвать более живое и яркое представление о предмете.

             Остальные средства изобразительной речи будут рассмотрены ниже.


               2. Средства усиления изобразительности


    Ключевыми понятиями для языкового выражения сегодня признаются понятия изобразительности и выразительности. Изобразительностью называется такое качество речи, которое делает ее наглядной, то есть задействует не только понятийную, но и образную информацию (зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, тактильную). Изобразительная речь быстрее воспринимается, находит более глубокий эмоциональный отклик, теснее связана с оценочностью (что хорошо, что плохо) и лучше сохраняется в памяти. Выразительностью называется такое качество речи, благодаря которому к ней легко привлекается внимание слушателя и благодаря которому оно фиксируется на ней (плохо отвлекается от нее). Выразительная речь способна "удержаться на плаву" в потоке информации. Кроме того, выразительные компоненты внутри сообщения способны выделить в нем главное и тем облегчить восприятие всего сообщения.

             Усиление изобразительности начинается с осознанного или интуитивного отбора языковых средств, который (при прочих равных условиях) подчиняется лишь одному принципу - большей конкретности. Есть два способа такого отбора - общий и специальный.

             Общий состоит в использовании языковых единиц, взятых только в их основной функции.

             Специальный - в том, что отобранная единица получает добавочную функциональную нагрузку. Это соответствует общим и специальным средствам усиления изобразительности.

             Поясним сказанное примером. Заменяя слово "обувь" (гипероним) словом "сапоги" (гипоним), мы усиливаем изобразительность, не добавляя к слову "сапоги" никаких новых значений и, следовательно, новых функций. Аналогично, добавляя к слову "сапоги" слово "оранжевые", мы значительно усиливаем изобразительность, однако не добавляем никаких новых функций слову "оранжевый". "Человек в оранжевой обуви вынырнул в Москве в конце 1922 года", "Человек в сапогах вынырнул в Москве в конце 1922 года", "Человек в оранжевых сапогах вынырнул в Москве в конце 1922 года". Здесь мы имеем дело с общими средствами усиления изобразительности - гипонимизацией (заменой родового понятия видовым) и использованием определений, или, в более широком смысле, атрибутизацией.

             Или еще пример. Добавив к слову "ждать" слова "долго" или "очень долго", заменив их словосочетанием "целых три часа", мы прибегнем к общим средствам усиления изобразительности. Но сказав "Мы вас ждали-ждали-ждали", мы используем специальное средство- геминацию, поскольку лексическая единица "ждать" используется здесь с новым оттенком значения

    "долго ждать", с добавленной функцией.

             Общие средства усиления изобразительности описаны и изучены значительно шире, чем специальные. Во-первых, потому, что они связаны с обычными функциями языковых единиц, мимо которых не может пройти лексика и грамматика. Во-вторых, потому, что они используются не только в процессе речевого воздействия, убеждения, но прежде всего в более широкой сфере - в процессе сообщения, где необходима точность, а отсюда и большая конкретность. Но уделим внимание специальным средствам усиления изобразительности.

             Говоря об изобразительности речи, следует также поставить вопрос об объекте изображения. Где и почему необходимо усиление изобразительности? Мы различаем два вида объектов изображения - внешний и внутренний. Внешний - это окружающая нас материальная действительность. Внутренний - мир наших психических состояний, прежде всего эмоций. Внешний первичен по отношению к внутреннему. Внутренний может быть отображен только через внешний. И все же между ними нет тождества, и внутренний обладает своей очень важной спецификой. Но именно эта специфика не поддается обычным средствам изображения. И именно она представляет особый интерес для ораторов. Мы уже говорили, что доводы "к вере", "к доверию" и "к недоверию" в ряде случаев приобретают решающий характер, склоняя чашу весов в пользу коммуникативной установки убеждающего. Но эти доводы требуют средств, способных изображать внутреннее состояние говорящих; специальных средств, механизм которых должен быть полностью раскрыт риторикой.


                       3. Специальные средства усиления изобразительности.

                       Понятие о фигуре. Общие принципы классификации фигур


             Слово "фигура" употребляется в риторике в широком и узком смысле слова. Об узком смысле будет сказано ниже. В широком смысле под риторической фигурой понимается всякое специальное средство усиления изобразительности. Фигуры необходимы там, где предполагается, что у говорящего (убеждающего) есть какое-то особое новое представление, не получившее еще, однако, специального названия или вообще готового выражения в языке. Все фигуры построены на одном принципе - сопоставлении, сочетании, ассоциировании слушающим (убеждаемым) двух знакомых простых представлений с целью формирования у него третьего, более сложного, ранее ему незнакомого.

    Фигуры делятся на фигуры:

    - прибавления,

    - фигуры убавления,

    - фигуры размещения и перестановки,

    - фонетические фигуры,

    - графические фигуры.


               3.1 Фигуры прибавления


    Представляют собой повторы различных единиц речи (морфем, служебных слов, полнозначных слов, синтаксических позиций), расположенные как произвольно, так и симметрично. Все фигуры прибавления передают стабильность эмоционального фона, независимо от того, положительно или отрицательно он окрашен. Вот почему этих фигур так много и в панегириках (восхваляющих речах), и в филиппиках (обличающих речах). Демонстрация сильного, длящегося чувства — вот их основная функция.

    Рассмотрение фигур прибавления начнем с повторов, связанных с симметричным расположением. Наиболее известна здесь анафора — повтор слов в началах смежных отрезков речи: подарите себе неповторимое изящество французских окон, подарите частицу французского шарма. Эта анафора взята из рекламного текста и передает настойчивость рекламодателя, которая не успевает стать навязчивой и производит впечатление искреннего совета. Вообще же, смысл анафоры — продемонстрировать уверенный эмоциональный настрой. Наиболее удачна она в передаче именно оптимистичного настроения. Это любимая фигура политических деятелей, которые используют достаточно пространные анафоры, каждый абзац или каждое предложение начиная с одних и тех же слов. Так, демонстрируя процветание страны, Сталин в одной из своих речей начинал предложения словами "Приятно и радостно видеть...".

    Эпифора — повторы слов в концах смежных отрезков: международный роуминг, автоматический роуминг. Эпифора также передает уверенность, но, если анафора фиксирует внимание на посылке, то эпифора — на следствии, она передает некую неизбежность и поэтому реже бывает окрашена в светлые тона. Эпифора в приведенном выше рекламном тексте менее удачна, чем приведенная анафора. Применение эпифоры актуализирует не всем понятное слово "роуминг" как некую неизбежность. В рекламном тексте эпифора была бы удачней в обозначении названия фирмы: смысл — услуг фирмы просто невозможно избежать.

    Стык (анадиплозис) — повторы слов на границах смежных отрезков: только у нас, у нас и больше нигде. Передавая уверенность, эта фигура в то же время изображает внешнее течение событий: их замедленность, причинно-следственную обусловленность. Поэтому она уместней в текстах-описаниях, чем в речах.

    Кольцо — отрезок речи, который одинаково начинается и заканчивается: нет слова "нет" (рекламное объявление). Как и стык, кольцо идеально для описания внешних событий. Оно передает замкнутое движение по кругу, а также возврат мысли к чему-то неизбежному. Петр Великий сознательно выбрал шоковую терапию для освобождения России от наследия византизма, и его сегодняшние преемники тоже не имеют иного выхода, кроме шоковой терапии (Э. Геллнер). Помещением словосочетания "шоковая терапия" в начало (правда, не абсолютное) и конец предложения, автор демонстрирует неизбежность шоковой терапии.

    Хиазм — фигура, в которой повторяются два элемента, причем при повторе они располагаются в обратном порядке (подробнее о хиазме см.: Береговская, 1984): Мы не живем, чтобы есть, но едим, чтобы жить. Хиазм часто усиливается антитезой.

    Многосоюзие — избыточные повторы союза "и": И звук, и цвет, и даже качество экранов в новых московских кинотеатрах совсем не те, что были раньше. Многосоюзие обычно наряду с уверенностью передает замедленность действия. В приведенном предложении некоторое замедление речи передает ощущение солидности, хорошего качества.

    Среди фигур прибавления выделяют и повторы слов, не связанные с определенным порядком их расположения, в частности особенно распространенный двукратный повтор (так называемую геминацию). Двукратный повтор может использоваться даже в коротких рекламных девизах (слоганах): Инвайт, Инвайт — просто добавь воды!

    Гомеология — повтор однотипных окончаний или морфем: СУПЕРскидка на СУПЕРтелефон! В этом рекламном объявлении повторяющиеся приставки выделены графически.

    Синтаксический параллелизм — повтор однотипных синтаксических единиц в однотипных синтаксических позициях: Дети строят для удовольствия, вы строите для них (реклама). Ты — мне, я — тебе. Часто синтаксический параллелизм сопровождается антитезой: сильный губернатор — большие права, слабый губернатор — никаких прав; публичный политик — республика известна в стране, непубличный политик — о ней никто не знает (В. Рыжков).


               3.2 Фигуры убавления

    Основаны, напротив, на пропуске каких-либо единиц. Эти фигуры придают речи энергичность, создают впечатление того, что говорящий полон решимости перейти от слов к делу. Эти фигуры очень часто используются в лозунгах и газетных заголовках.

    Эллипсис — пропуск подразумеваемых элементов внутри предложения, обычно пропуск сказуемого: Кто куда, а я в сберкассу! Эллипсис наиболее характерен для лозунгов, в частности трудовых девизов, о чем будет подробнее сказано в соответствующем разделе.

    Апосиопезис — внезапный обрыв высказывания, которое остается незавершенным: Власть же столько своих обещаний не выполнила...

    Прозиопезис — опущение отрезка речи, предшествующего высказыванию: плюс хорошее качество (рекламный текст). Фигура используется почти исключительно в газетных заголовках и рекламных текстах.

    К фигурам убавления относится и бессоюзие:

    Асиндетон — фигура, противоположная многосоюзию и состоящая в опущении союзов при перечислении (в обычной русской речи последний однородный член принято присоединять с помощью союза): Я постараюсь кратко, тезисно рассказать о тех процессах в сфере приватизации, которые идут, начиная с этого года (С. Бурков). Это предложение взято из начала выступления, озаглавленного "Уроки российской приватизации". Бессоюзие здесь настраивает на деловой лад, предупреждает о компрессии информации. Слова "кратко" и "тезисно" затем повторяются в первом абзаце.

    Среди фигур убавления также есть фигура, связанная с симметрией. Это зевгма, т.е. ряд синтаксически однородных конструкций, в одной из которых реализован главный член, а в других — опущен: Между тем совершенно ясно, что политик должен заниматься политикой, предприниматель своим бизнесом, чиновник искусством бюрократии, ученый наукой (Ю.П. Сенокосов). Сказуемое "должен заниматься" реализовано лишь в первом из однородных придаточных.


               3.3 Фигуры размещения и перестановки


      Основаны на нарушении привычного порядка следования элементов и/или дистантного расположения элементов, которые обычно стоят рядом. Подобные фигуры демонстрируют состояние нестабильности, колебание, изменение настроения из-за только что полученной информации.

    Инверсия — нарушение обычного порядка слов. Чаще всего в русском языке инверсия связана с так называемым актуальным членением предложения, когда сказуемое оказывается впереди подлежащего, чтобы выделить в предложении новую информацию. Между тем историю делают люди, а не какие-то объективные законы истории (М. Мертес). Прямой порядок слов (люди делают историю) нарушен ради актуализации того факта, что делают ее именно люди. В самом сказуемом (делать историю) также допущена инверсия, актуализирующая слово "историю".

    Парцелляция — расчленение исходного высказывания на два интонационно обособленных отрезка: откройте окна... и двери (рекламный текст). Чаще знаком при парцелляции является точка: На тацинский хлебозавод пришел новый директор. Третий за год (из статьи на экономическую тему). Здесь парцелляция, сочетающаяся с инверсией (в норме: На тацинском заводе третий раз за год поменялся директор), уместнее, чем в рекламном тексте.

    Парентеза — расчленение исходного высказывания на две части с помещением между ними вставки: Я полагаю — и неоднократно заявлял об этом в прессе, — что недопоступление средств (исполнение доходов за первое полугодие 1995г. составило примерно 90%) во многом связано с недополоучением доходов от приватизации (С. Бурков). Здесь мы видим две парентезы: выделенную с помощью тире и с помощью скобок. При этом распасться предложению мешает фигура повтора (слова с повторяющимися приставками — недопоступление и недополоучение ).



               3.4 Фонетические фигуры

    Особое место в системе словесных фигур занимают фонетические фигуры. Таких фигур две:

    - аллитерация (повтор согласных звуков: миллион мелочей)

    - ассонанс (повтор гласных звуков: металлопластика).

    Часто обе фигуры употребляются одновременно: Ты и "Крипт" — жизнь кипит (рекламный текст). Однако выполнять они могут различные функции.

    Фонетические фигуры могут быть связаны с эффектом звукоподражания, состоящим в том, что звучащая речь напоминает звуки описываемого явления (шелест шелкового шнурка). Другая функция звуковых фигур состоит в том, что звуки могут вызывать ассоциации с какими-то представлениями, ощущениями, эмоциями. Это возникает как за счет звукового сходства со словами, обозначающими эти явления, ощущения, эмоции (грустный тон звука "у", поддерживаемый наличием таких слов, как унылый, скучный, грустный), так и за счет того, что артикуляция (произношение) определенных звуков ассоциируется с определенным психическим состоянием ("агрессия" звука "р").

               3.5 Графические фигуры

    Палиндр - (одинаковое чтение слева направо и справа налево: дом мод).

    Акростих (первые буквы строк образуют какое-нибудь слово).

    Многие графические фигуры не имеют наименования, так как широкое их распространение связано с развитием полиграфических средств, телевидения и компьютерной графики. Например, широко используется общая буква, входящая одновременно в два или более слов.

             По характеру используемых языковых единиц различают:

             - целостные,

             - недискретные,

             - дискретные фигуры.

             Минимальной единицей, сопоставляемой в недискретных фигурах, служит морфема или другая более крупная единица, соотносимая как с планом выражения, так и с планом содержания. Будучи расчлененной на отдельные фонемы, такая единица уже непригодна для сопоставления. Недискретные фигуры, в свою очередь, делятся на тропеические и нетропеические (диаграмматические).





                      4. Общие принципы классификации тропеических фигур.                              Понятие о тропе и амплификации


             Все тропеические фигуры построены на сопоставлении денотатов двух или нескольких знаков и, следовательно, отраженных в них референтов или референтных ситуаций окружающей действительности. В основе такого сопоставления могут быть четыре типа отношений - тождество явлений, их сходство, смежность или контраст. Сопоставляя денотаты двух знаков, сравнивая два простых представления и получая третье, более сложное, мы можем дать этому представлению название, соответствующее названию одного из простых представлений. В результате такого способа наименования мы получаем троп. Тропы — это слова или обороты, употребленные в переносном значении. Но мы можем использовать и оба названия упомянутых представлений. В этом случае имеем дело с фигурной амплификацией.

             В связи с этим различаются такие основные виды тропов:

                       - перифраза (тождество),

                       - метонимия (смежность),

                       - метафора (сходство),

                       - антифразис (контраст).

              К ним примыкают варианты:

             - к перифразе - эвфемизм, какофемизм, антономазия. Перифразис — замена слова описательным выражением — занимает уникальное положение в системе тропов. Называя одну и ту же вещь, он выделяет в ней разные признаки. Одно и то же животное можно назвать и "санитаром леса", и "серым душегубом". Одно и то же действие можно назвать и "покорением природы", и "грубым вмешательством в экологию". Сторонники АЭС не назовут ее "потенциальным Чернобылем", но употребят выражение "мирный атом". Торговец сахаром назовет свой товар как угодно, но не "белой смертью".

             - к метонимии - синекдоха, отношения "человек - одежда", "человек - орудие, предмет", аллегория (отношения "абстрактное - конкретное", чаще всего разворачиваемые в систему новых, вторичных сопоставлений и изобразительных средств), отношения "содержимое - содержащее", "изделие - материал", "конкретное - абстрактное", а также "произведение - автор", "речь - человек", мимезис и ряд других. Метонимия - мощное риторическое средство как долговременного (на метонимии основаны многие эмблемы: щит и меч, голубь мира), так и кратковременного воздействия. Если метафору можно развертывать в целую притчу (гр. термин — парабола), то метонимический контекст может быть развернут в некий конкретизирующий пример (гр. парадигма): Винты приходили в одно место, а гайки — в другое, и Центр не мог с этим делом справиться. А когда ввели валюту, деньги, то оказалось, что эти проблемы — сочетание винтов и гаек — можно решить без Центра. Центр остался в роли распределителя благ. То есть можно просто давать деньги, а с винтами и гайками пусть разбираются внизу (В. Найшуль). "Винты" и "гайки" этого рассуждения призваны пояснить один из этапов экономической ситуации, и в этом (усиление изобразительности) они подобны "аккордам" из предыдущей цитаты. Но в отличие от "аккордов" винты и гайки не примыслены к ситуации (как в метафоре), а служат лишь ее конкретизацией (ср. знаменитые "колесики и винтики", служащие метафорой).

             - к метафоре примыкают гипербола, мейозис, олицетворение, катахреза и инопия. Метафора — одно из самых мощных риторических средств, рассчитанных на долговременное воздействие. Метафоры хорошо запоминаются, откладываются в памяти и становятся теми кирпичиками, из которых образуется картина мира. Широко известны такие политические метафорические словосочетания, как железный занавес, капиталистическая акула, империя зла. Для советской пропаганды труда огромное значение имела такая политико-экономическая метафора, как строительство новой жизни. Метафора варьировалась, но образ строительства, стройки, стройплощадки оставался и впоследствии был использован в формуле "перестройка". Из таких метафор, по мере их повторения или развертывания, вырастают аллегории и эмблемы.

             - к антифразису - астеизм. Антифразис — употребление слова в прямо противоположном значении с соответствующей интонацией. Часто антифразис отождествляют с иронией, и он, в самом деле, является проявлением иронии, которая, однако, к нему не сводится, так как в иронической речи слова могут и не употребляться в прямо противоположном значении. Антифразис — концентрированное, точечное применение иронии, когда штраф называют подарком, скупость — щедростью.

             Все тропы основаны на сопоставлении двух представлений (стекло и вода, город и его население, "град Петров" и "Петербург", хорошее и плохое дело), лишь одно из которых реализовано в речи.

             В группу тропов входят и грамматические тропы (так называемые аллеотеты), основанные на использовании грамматической формы в несвойственном ей значении, например, риторический вопрос, когда форма вопроса выражает утверждение.

             Вопрос в риторике применяется довольно активно, вследствие чего любой вопрос в публицистической речи часто называют риторическим. В действительности же можно выделить два вида вопросов: гипофору, когда вопрос обращен к самому оратору и он на него отвечает, и собственно риторический вопрос, когда ответ на вопрос не предполагается.

             Фигурные амплификации построены в принципе на тех же отношениях, что и тропы. Но между ними есть и содержательные различия. И в тех и в других сравниваемые представления сливаются в одно, более сложное. Но степень этого слияния различна. Она должна быть максимальной в тропе и не может превышать определенный предел в фигуре. По этой причине представления, основанные на реальной пространственной или временной смежности, легко тропеизируются, сливаются и с трудом амплифицируются, труднее воспринимаются как самостоятельные раздельности внутри целого. Напротив, представления, исключающие реальную пространственную или временную смежность, легче амплифицируются и труднее тропеизируются. Отношения контраста богаче амплификациями, беднее тропами, отношения смежности - наоборот. Естественно также, что тождество и сходство больше способствуют тропеизации, чем амплификации, контраст же, опять-таки, - наоборот.

             Итак, перифразе соответствует плеоназм (тождество), метафоре - сравнение (сходство), антифразису - целый ряд амплификации: антитеза (контраст), смешение стилей (контраст), градация (контраст и сходство), оксюморон (контраст, смежность и сходство) и др.  Что же касается отношений смежности, то по причине, описанной выше, соответствующие метонимии фигурные амплификации труднее поддаются изучению, не описаны специальным термином, хотя и существуют. Условно их можно назвать метонимической амплификацией.


                      5. Общие средства усиления изобразительности


    Общие средства усиления изобразительности могут быть сведены к трем основным схемам:

    1) атрибутизации, т. е. определительно и обстоятельственно характеризующей амплификации;

    2) гипонимизации, т. е. замене названия родового понятия видовым;

    3) синонимизации, т. е. замене нейтрального слова его эмоционально или экспрессивно окрашенным синонимом.

    Схема 1:

             а) к определяемому слову, существительному, добавляется согласованное

    или несогласованное определение, простое или развернутое;

             б) к характеризуемому глаголу добавляется качественное наречие;

             в) к структуре предложения присоединяется обстоятельственный детерминант, чаще всего со значением места или времени.

    Схема 2:

             а) гипероним заменяется гипонимом;

             б) в целях усиления изобразительности вслед за гиперонимом в текст вводится соответствующий гипоним.

    Схема 3:

             а) нейтральное слово заменяется эмоционально окрашенным синонимом;

             б) в целях усиления изобразительности вслед за нейтральным словом в текст вводится эмоционально окрашенное;

             в) нейтральное слово заменяется экспрессивно окрашенным, причем здесь имеется два подтипа:

             в') слово, не утратившее внутреннюю форму, замещает слово, которое ее утратило (например, "заушница" или "свинка" вместо "паротит").

             в") слово, имеющее звукоподражательный характер, заменяет утратившее или никогда его не имевшее (например, "пинг-понг" вместо "теннис");

             г) в целях усиления изобразительности вслед за нейтральным в текст вводится экспрессивно окрашенное слово.











                                                   Заключение


             Нельзя сказать, чтобы рост интереса к риторике, присущий нашему времени, не имел социальных корней. Ведь на протяжении веков Европу терзали религиозные, гражданские и межнациональные войны. Но после разгрома нацизма почти полвека на ее территории царил мир, а риторические доводы особенно сильны, когда молчит оружие. И все же расцвет риторики имеет свои, более важные причины.

             Это направление дало яркие образцы усиления изобразительности, причем именно тех ее видов, которые больше всего связаны с миром чувств и образных представлений. Абстрактные классификации различных видов знаков получали, таким образом, материальное воплощение в искусстве, прежде всего в поэзии, наделенной огромной воздействующей силой. Постепенное понимание того, что опыт античной и средневековой риторики необходимо изучать, возрождает интерес к давно забытому инвентарю выразительно-изобразительных средств.

             Обычная, нормальная речь изучается в курсах грамматики (в широком смысле), лексикологии. Следовательно, способность речи вызывать представления должна изучаться в рамках этих дисциплин. Риторика же изучает необычную, максимально конкретную речь, т. е. не просто те средства (языковые), которые вызывают представления, а те, которые усиливают способность вызывать их и доводить до максимальной конкретности. Иными словами, риторика должна интересоваться не изобразительностью, а средствами ее усиления.







                                Список использованной литературы


    1) Аннушкин В.И. Первая русская риторика. М., “Знание”, 1989. №1.

    2) Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1996.

    3) Кохтев Н.Н. Риторика. Учебное пособие для учащихся 8-11 классов. М., 1994.

    4) Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. М., 1995.

    5) Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1997.

    6) Антология русской риторики. Учебное пособие. Отв. редактор и составитель профессор М.И.Панов. М., 1997.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Речевые и специальные средства усиления изобретательности ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.