Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Специальная техника ОВД - контрольная

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Специальная техника ОВД - контрольная
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:40:33
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    План

    1. Правовые основы использования технических средств…………………………………………………………………………….3

    2. Системы обнаружения оптических устройств…..15

    Список использованной литературы………………………………………….22

    Теоретический вопрос 1. Правовые основы использования технических средств

    Ответ: Применение технических средств в юридической деятельности, каковой, например, и является деятельность по раскрытию и расследованию преступлений, тесно связано и напрямую зависит от состояния законности, от  роли права. Таким образом, технические средства, применяемые для собирания и исследования доказательств, должны быть научно обоснованными, и из этого, как минимум, следует, что применение данных технических средств для закона безразличным быть не может. В полной мере данное утверждение применимо и к техническим средствам, используемым при обнаружении, фиксации, изъятии и исследовании информации в процессе раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. 

             Следует отметить, также, что поскольку закон предусматривает возможность применения технических средств в процессе раскрытия и расследования преступлений, а  организация и методика их применения не должны противоречить закону по своей сущности[1], то роль правового аспекта использования подобных средств является определяющей. Проведенные нами исследования дают основания утверждать, что практические работники органов внутренних дел также наибольшее внимание уделяют правовому обеспечению указанного процесса (54% опрошенных).

             В.А.Волынский подчеркивает не только главенствующую роль правового обеспечения по отношению к другим элементам ТКО, но и зависимость от правового иных элементов данной системы[2]. “Под правовыми основаниями использования технических средств и тактических приемов в уголовном судопроизводстве следует понимать систему установленных законом и подзаконными актами принципов и правил, определяющих условия допустимости, содержание, цели и порядок применения этих средств и приемов следователем, оперативным работником и судом”, – считает Р.С.Белкин[3]. Относительно правовых основ системы технико–криминалистического обеспечения  интересно также мнение П.Т.Скорченко: “Под правовым обеспечением как элементом технико–криминалистического обеспечения расследования следует понимать правовое урегулирование важнейших вопросов применения криминалистической техники в следственной деятельности. Здесь можно выделить четыре группы вопросов: о субъектах применения технико–криминалистических средств, допустимости использования в уголовном процессе отдельных видов техники, порядке применения технико–криминалистических средств, процессуальном оформлении факта использования техники”[4]. Таким образом, из указанных определений, по существу, следует, что нормативно–правовой базой детерминируется круг проблем: это принципы, условия допустимости, содержание, цели и порядок применения средств и приемов субъектами их применения, процессуальное оформление факта использования техники. Таким образом, по нашему мнению, именно нормативно–правовая база является правовой основой названной деятельности. Относительно вопросов, которые должна регулировать данная нормативная база, отметим, что мы исключили из обозначенного выше перечня требующие правового урегулирования проблемы, связанные с правилами применения технических средств. Мы полагаем, что данные правила, скорее всего, относятся к методическим основам ТКО. Термин “применить”, “применение” более соответствует практической функции технико–криминалистических средств, их прикладному значению. Поэтому, не отказываясь от термина “использование”, мы считаем употребление термина “применение” более корректным, более точным и указывающим на практическую цель работы с технико–криминалистическими средствами.

             Таким образом, правовыми основами технико–криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, является система нормативно–правовых актов, регулирующих порядок применения технических средств при раскрытии и расследовании преступлений указанной категории.

             В специальной литературе имеются попытки перечислить основные нормативные акты, регулирующие вопросы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Однако в случае с технико–криминалистическим обеспечением раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, следует включать качественно новую компоненту – правовые акты, регулирующие вопросы применения технических средств, что позволит более полно отразить специфику правовых основ. Нужно ли отказываться при построении системы правовых основ ТКО от традиционной схемы, где нормативно–правовые акты сгруппированы по принципу источника принятия и приоритета их действия? Полагаем, что на данный вопрос следует ответить отрицательно. Зачастую работники следственных, оперативных служб, экспертных подразделений органов внутренних дел испытывают недостаточное информационно–правовое обеспечение своей деятельности (12% респондентов считают важным развитие  единых баз данных в указанном контексте, и это немало, учитывая, что до 36% респондентов вообще затрудняются ответить на вопросы, связанные с информационным обеспечением своей работы), и, следовательно, информация общего характера так же, как и информация узкоспециальная, необходима практикам в современных условиях. Таким образом, две системы нормативно–правовых актов целесообразно применять параллельно, взаимодополняя друг друга.

             Итак, систему нормативно–правовых актов технико–криминалис–тического обеспечения раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств составляют нормативные акты,  непосредственно либо опосредованно регламентирующие вопросы применения технико–криминалистических средств. В группу нормативно–правовых актов, опосредованно регламентирующих применение технико–криминалистических средств, относятся нормативные акты, из смысла которых вытекает возможность и значимость такого применения. В ряду подобных нормативных актов назовем Конституцию РФ, Закон “О милиции”, Указ Президента Российской Федерации “Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации” и иные.

             К группе нормативно–правовых актов, регламентирующих общие вопросы применения технико–криминалистических средств и прямо указывающих на их применение, относятся Уголовно–процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон “Об оперативно–розыскной деятельности”, совместный приказ Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации № 175, Федеральной службы безопасности Российской Федерации № 226, Министерства внутренних дел Российской Федерации

    № 336, Федеральной службы охраны Российской Федерации № 201, Федеральной пограничной службы Российской Федерации № 286, Государственного Таможенного комитета Российской Федерации № 410, Службы Внешней разведки Российской Федерации №56 от 13 мая 1998 г. “Об утверждении инструкции о порядке представления результатов оперативно–розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд”[11], приказы МВД России № 261 от 1 июня 1993 г. “О повышении эффективности экспертно–криминалистического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации” и № 102 от 11 февраля 1999 г. “О проведении добровольной Государственной дактилоскопической регистрации”.

             Кроме того, в особую группу целесообразно выделить нормативно–правовые акты, регламентирующие специальные вопросы применения технических средств, т.е. регулирующие применение технических средств в процессе раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. Это Федеральный закон “О государственной судебно–экспертной деятельности в Российской федерации” от 31.05.2001 г. № 73–ФЗ; Положение о производстве экспертиз в экспертно–криминалистических подразделениях органов внутренних дел (изложено в приказе МВД России от 1 июня 1993г. № 261 “О повышении эффективности экспертно–криминалистического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации”); приказ МВД России от 12 июня 1993 г. № 284 “Об объявлении решения коллегии от 29 мая 1993 г. № 2 км/1 “О мерах по организации и совершенствованию профилактической деятельности органов внутренних дел” (в п.3 УНОН и иным оперативным подразделениям криминальной милиции поручается организовать работу по эффективному использованию криминалистической техники); Информационные материалы МВД России № 1/728 от 20.01.1998 г. “О методике проведения полиграфных опросов подразделениями по борьбе с незаконным оборотом наркотиков”; приказ МВД России от 27 февраля

    1993 г. № 83 “Об объявлении решения коллегии МВД России от 13 февраля 1993 г. № 1км “Об итогах оперативно–служебной деятельности органов внутренних дел в 1992 году и мерах по усилению защиты прав граждан, охраны правопорядка и борьбы с преступностью”[5]”.

             Резюмируя, отметим, что разделение нормативно–правовых актов  на данные группы систематизирует нормативную базу как по общим, так и по специальным вопросам применения технико–криминалистических средств, что, на наш взгляд, представляет интерес в дидактическом и в практическом планах, в аспекте более свободного ориентирования следователя, дознавателя, эксперта в имеющихся нормативных актах, касающихся рассматриваемых проблем.

             При изучении вопросов правового обеспечения следует отметить представляющие значительный интерес принципы применения технико–криминалистических средств. По мнению Г.И.Грамовича к принципам применения научно–технических средств относятся: 1) правомерность их использования; 2) научная обоснованность; 3) соблюдение прав личности;

    4) безопасность; 5) эффективность; 6) применение технических средства ограниченным законом кругом лиц; 7) сохранность исследуемого объекта;

    8) экономичность, т.е. применение технических средств с наименьшими затратами сил и средств[6]. С данным мнением солидаризируются Т.В. Аверьянова, Р.С.Белкин, Ю.Г.Корухов, Е.Р.Россинская[7].

             Поддерживая точку зрения названных ученых, в то же время подчеркнем, что к принципам применения ТКС следует относить и их эксплицитност. В самом деле, применение технического средства должно не только отвечать требованиям достоверности, воспроизводимости, точности, надежности и пр., но и быть объяснимым по способу действия. Применение неясных по конструкции и работе устройств, когда при вводе информации мы предполагаем получить более или менее прогнозируемый результат, нельзя считать допустимым, поскольку здесь не исключены погрешности, ошибки, которые сложно предвидеть и которые могут носить как случайный, так и систематический характер. Принцип эксплицитности позволит более точно устанавливать возможности технических средств  для применения в юридической деятельности, устанавливать критерии их допустимости. 

             Мы считаем также, что применение технических средств в рамках оперативно–розыскной деятельности должно соответствовать принципам, о которых речь шла выше. Однако принцип сохранения исследуемого объекта в рамках ОРД должен быть факультативным. Действительно, если нет необходимости, например, в дальнейшем (экспертном) исследовании какого–либо вещества или возврате владельцу, то допустимо это вещество при исследовании расходовать полностью.

             В связи с вышесказанным, мы полагаем, что указанные принципы должны быть отражены в соответствующем нормативном акте – Федеральном законе “Об оперативно–розыскной деятельности”. Часть третья ст.6 может содержать следующие положения: “В ходе проведения оперативно–розыскных мероприятий используются информационные системы, видео– и аудиозапись, кино– и фотосъемка, а также другие  технические  и  иные  средства, отвечающие принципам научной обоснованности, соблюдения прав личности при их применении, безопасности для здоровья людей и окружающей среды, эффективности, экономичности применения таких средств, объяснимости их действия”.

             Следует также отметить, что данные принципы, по нашему мнению, являются общими для правовых основ раскрытия и расследования преступлений любого вида, в том числе и для преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств.

             В рассматриваемом контексте важен и вопрос о субъектах применения технических средств. Субъектами применения технико–криминалистических средств являются: работники оперативных аппаратов, следователь, дознаватель, прокурор, суд, а также специалисты и эксперты[8]. Каждый субъект, как справедливо отмечает Н.А.Селиванов, “вправе применять технические средства лишь в такой форме, которая соответствует его компетенции”[9]. Например, суд, судья, прокурор, следователь, дознаватель, специалист, оперативный работник могут применять ТКС для обнаружения, фиксации, изъятия, а также  предварительного исследования вещественных доказательств, а эксперт применяет ТКС в процессе производства экспертизы. Следует отметить в связи с этим, что Федеральный закон “Об оперативно–розыскной деятельности” (ст.6) определяет, что “должностные лица органов, осуществляющих оперативно–розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного  участия  в организации и проведении оперативно–розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе”. Мы полагаем, что субъектами применения технических средств в рамках ОРД могут являться только оперативный сотрудник (как лицо, имеющее соответствующую подготовку) или специалист (как лицо, обладающее специальными навыками и знаниями), т.к. очевидно, что самостоятельное применение технических средств лицами, не прошедшими специальной подготовки или обучения (гражданами, должностными лицами) будет, вероятнее всего, малоэффективным. Таким образом, круг субъектов применения технико–криминалистических средств ограничен законом. Подчеркнем, что согласно нашим исследованиям, большинство следователей (82%) и оперативных работников (84%) предпочитают, чтобы  криминалистическую технику при раскрытии и расследовании преступлений по незаконному обороту наркотических средств  применял именно специалист. Мнение сотрудников экспертных подразделений по данному вопросу еще более категорично: за участие специалиста высказались 90% респондентов. Разумеется, основываясь лишь на существующем положении вещей, мы не считаем, что следует императивно ограничивать круг субъектов применения ТКС. Видимо, следует сосредоточить усилия на соответствующем обучении сотрудников следственных и оперативных органов, а не на нормативном “усечении” их возможностей и прав.

             Аспектом правовых основ технико–криминалистического обеспечения является допустимость применения ТКС в процессе раскрытия и расследования преступлений. Частично вопрос о круге допустимых технических средств регламентируется в некоторых законах и подзаконных актах: Закон о милиции (п.15 ст.11) разрешает проводить регистрацию, фотографирование, кино– и видеосъемку, дактилоскопирование и ряд других действий в отношении лиц, заключенных под стражу, задержанных по подозрению в совершении преступления или занятии бродяжничеством, обвиняемых в совершении умышленных преступлений, подвергнутых админи­стративному аресту, а также подозреваемых при невозможности установления их личности. Федеральный закон “Об оперативно–розыскной деятельности” (ст.6) определяет, что при проведении оперативно–розыскных мероприятий могут применяться технические средства, “не наносящие ущерб жизни и  здоровью  людей  и  не  причиняющие  вред окружающей среде”. Регламентируют применение технико–криминалистических средств и некоторые подзаконные акты. Так, ведение и использование криминалистических учетов, использование различных приборов, применение научных методик исследования вещественных доказательств определяются ведомственными инструкциями Министерства внутренних дел[10]. В тоже время, в ч.6 ст.164 УПК назван весьма широкий круг средств без прямого указания на принципы их применения, хотя нормативное закрепление данных принципов представляется весьма важным, поскольку это устранило бы возможность применения, например, непроверенной, несертифицированной, или научно не обоснованной техники. Нельзя считать удачным решением указанной проблемы предложение включить подобный список в подзаконные акты, поскольку издание подобных актов не будет успевать за требованиями практики[11]. Действительно, как в законе, так и в подзаконных актах невозможно перечислить все допустимые для применения технические средства. “Любая попытка привести в одной правовой норме или даже системе правовых норм исчерпывающий перечень технических средств ... является попыткой остановить процесс развития, совершенствования и расширения научных основ раскрытия и расследования преступлений...”[12]. Бурное развитие научно–технического прогресса неизбежно влечет за собой и развитие криминалистических методов и средств: совершенствуются “традиционные”, создаются и развиваются новые направления криминалистики – криминалистическая биоритмология, криминалистическая гипнология, криминалистический наркоанализ, криминалистическая полиграфология, криминалистическая кадаврология и др. Выход из ситуации нам представляется в допущении к использованию при производстве следственных действий тех средств, которые не противоречат принципам их применения. В этой связи мы полагаем, что ч.6 ст.164 УПК РФ целесообразно изложить в следующей редакции: “6. При производстве следственных действий могут применяться технические средства и способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств. Технические средства, должны отвечать принципам: научной обоснованности; этичности; безопасности; эффектив–ности; сохранности объекта при исследовании;  экономичности; объясни–мости действия”. Таким образом, сохраняется возможность применения при производстве следственных действий технических средств, отвечающих современным требованиям. 

             Порядок применения ТКС излагается в ч.5 ст. 166 УПК РФ и в иных нормативных актах. Так, относительно наркотических средств в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 27 мая 1998 г. № 9 указано, что суды при рассмотрении дел данной категории должны располагать соответствующими экспертными заключениями. Экспертиза по делам о наркотиках должна быть проведена обязательно – тем самым устанавливается порядок, последовательность применения ТКС (в данном случае такие средства применяются в рамках экспертизы). В оперативно–розыскной деятельности технические средства должны применяться уполномоченными на то лицами, причем оперативно–розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с  подключением к стационарной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно–технических сил и средств в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно–розыскную деятельность

             Порядок работы каждого технико–криминалистического средства устанавливается согласно его функциональному назначению, технической документации по эксплуатации, инструкциям и методикам применения. По нашему мнению, данный аспект применения ТКС входит в такой элемент системы ТКО, как методическое обеспечение.

             Относительно оформления применения ТКС имеются указания в законе – ст.10 Федерального закона “Об оперативно–розыскной деятельности” регламентирует документирование ОРД; ч.8 ст. 166 УПК РФ подчеркивает, что следует прилагать к протоколу следственного действия в случае применения технических средств. Кроме того, ч.6 названной статьи УПК предусматривает ознакомление с протоколом лиц, участвовавших в производстве следственного действия. Порядок процессуального оформления производства экспертизы указан в ст. 204 УПК РФ – путем написания документа (заключения эксперта). В данной связи следует отметить, что изученные нами заключения эксперта по исследованию наркотических средств не сопровождались иллюстративными материалами (ч.3 ст.204 УПК РФ). Мы полагаем, что данное упущение находится на пересечении правовых и методических требований. В тоже время считаем, что редакция и смысл ч.3 ст.204 УПК РФ  указывают на необходимость наличия таковых материалов. По нашему мнению, важно каждое заключение эксперта, который исследовал материальный объект (в нашем случае – наркотические средства), сопровождать иллюстративным материалом, как того требует закон, и обозначить это требование в методических материалах по исследованию наркотиков.

             Таким образом, правовыми основами технико–криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, является система нормативно–правовых актов, регулирующих вопросы применения технических средств при раскрытии и расследовании преступлений указанной категории. Нормативно–правовые акты целесообразно подразделять на группы:

    1) нормативно–правовые акты, регламентирующие общие вопросы применения технико–криминалистических средств (как прямо, так и опосредованно); 2) нормативно–правовые акты, регламентирующие вопросы специального применения технических средств, т.е. регулирующие вопросы применения технических средств в процессе раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств.


    Теоретический вопрос 2. Системы обнаружения оптических устройств

    Ответ: В соответствии с Федеральным законом “Об оперативно-розыскной деятельности” в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, установленных в законе, используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде (ч.3 ст.6 Закона об ОРД)[13].

    Указанные средства теория оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел относит к средствам оперативно-розыскной деятельности, традиционно включая в них криминальные учеты, оперативную технику и розыскных собак.

    Органы внутренних дел, ведущие борьбу с преступностью, в своей деятельности активно используют разнообразные технические средства. В соответствии с основными функциями органов внутренних дел все технические средства можно классифицировать по направлениям их использования: административная, криминалистическая и оперативная техника[14].

    Оперативная техника применяется в целях гласного и негласного получения и закрепления (фиксации) определенных событий, предметов, что необходимо для последующего использования фактических данных в доказывании по уголовным делам.

    К оперативной технике могут быть отнесены общеиспользуемая бытовая техника, а также специально изготовленные или приспособленные технические средства негласного получения информации, называемые специальными техническими средствами (СТС)[15].

    Таким образом, оперативную технику можно определить как специальную группу технических средств, негласно применяемых при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности.

    Следует иметь в виду, что это понятие охватывает не только определенные виды приборов, приспособлений и технических средств, но и их тактико-технические данные, а также приемы их использования в практической деятельности оперативных аппаратов.

    Основными требованиями, предъявляемыми к применению оперативной техники, являются[16]:

    - соблюдение законности;

    - обеспечение конспирации;

    - целесообразность, наступательность использования.

    Требования законности означают:

    - использование оперативной техники базируется на правовых актах, регламентирующих применение специальных мер в деятельности органов внутренних дел;

    - применение специальных технических средств только субъектами оперативно-розыскной деятельности и только для решения задач борьбы с преступностью (в отношении лиц, обоснованно подозреваемых в совершении преступлений; не нарушая законных прав и интересов граждан; не нанося вреда их жизни, здоровью и окружающей среде);

    - действия и приемы по использованию технических средств должны соответствовать нормам морали;

    - применение средств оперативной техники подлежит документальному оформлению.

    Оперативно-технические средства оперативно-розыскной деятельности применяются только в ходе оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых на основаниях, установленных Законом об ОРД (ст.7).

    Часть 6 ст.6 Закона об ОРД содержит запрет на проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.

    В связи с этим нелишним будет напоминание положений ст.138 УК РФ, которая предусматривает уголовную ответственность на незаконное использование, незаконное производство, сбыт или приобретение в целях сбыта СТС, предназначенных для негласного получения информации. На упорядочение разработки, производства, реализации, приобретения и использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, направлены меры Указа Президента, а также Положения “О лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности...”, связанной с СТС.

    Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, установлен Правительством Российской Федерации[17].

    СТС, применяемые при проведении ОРМ, должны иметь государственную сертификацию, подтверждающую безопасность их для жизни и здоровья людей, а также окружающей среды.

    В случае применения СТС в соответствующих оперативно-служебных документах, составленных по результатам ОРМ, должны быть отражены данные о технических характеристиках этих средств, условиях и порядке их использования. Это является одной из важных гарантий установления объективных связей полученных материальных носителей информации с обстоятельствами и фактами, подлежащими доказыванию.

    Наиболее сложные оперативно-розыскные мероприятия, связанные с ограничением конституционных прав граждан и требующие использования специальной аппаратуры, осуществляются оперативно-техническими подразделениями ОВД или ФСБ по заданиям оперативных аппаратов. Задания утверждаются руководством МВД, ГУВД, УВД субъекта федерации. Компетенция этих подразделений и порядок их работы определяются подзаконными и ведомственными нормативными актами[18].

    Требование конспиративности означает, что использование технических средств должно осуществляться преимущественно негласно или легендированно (использование камуфлирующей защиты и других тактических приемов).

    Целесообразность использования оперативной техники при осуществлении ОРМ определяется, с одной стороны, необходимостью оперативного документирования, а с другой - исходя из возможности ее применения в каждом конкретном случае.

    Наступательность заключается в активном, комплексном применении средств оперативной техники на основе общего плана оперативно-розыскных мероприятий, с учетом прогнозирования преступного поведения разрабатываемого (проверяемого) лица или преступной группы[19].

    Следует иметь в виду, что в настоящем курсе “Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел” рассматриваются преимущественно практические возможности применения технических средств и приемов в сочетании с другими силами, средствами и мероприятиями оперативно-розыскной деятельности. Вопросы, относящиеся к тактико-техническим данным, конструктивным особенностям приборов и устройств, рассматриваются в рамках курса “Специальная техника ОВД и ее применение”.

    К основным видам оперативной техники ОВД относятся:

     - средства негласной фотокиносъемки;

    - средства оперативной аудио- и видеозаписи;

    - средства оперативной идентификации;

    - специальные химические вещества (СХВ);

    - радиостанции и устройства акустического контроля;

    - поисковые приборы;

    - приборы визуального наблюдения;

    - специальное средство “Полиграф”.

    1. Негласная фотокиносъемка и видеозапись заключается в скрытно проводимой фиксации внешних признаков проверяемых и разрабатываемых лиц, их действий, а также предметов и документов, представляющих оперативный интерес.

    Негласная фотокиносъемка и видеозапись производится двумя методами:

    - метод скрытой съемки - предполагает использование замаскированной фото-, кино- и видеоаппаратуры или скрытое от окружающих размещение оперативных работников с аппаратурой;

    - метод легендированной съемки - “зашифровывает” не процесс съемки, а действия оперативных работников, его осуществляющих.

    Для целей оперативной фотокиносъемки и видеозаписи используют как бытовую фотокинотехнику и технику видеозаписи, так и специально изготовленную, замаскированную под иные предметы. Достижения в области такой техники позволяют использовать цифровые фотоаппараты, видеокамеры с различными разрешающими возможностями.

    2. Оперативная аудиозапись (магнитная звукозапись) производится в ходе различных оперативно-розыскных мероприятий (например, при опросе граждан, в процессе мероприятий личного сыска, в т.ч. при прослушивании телефонных и иных переговоров и т.п.) с помощью бытовой аудиоаппаратуры, а также специальных технических средств негласной фиксации информации (малогабаритные магнитофоны, диктофоны и др.) с выходом на негласные средства получения информации (сетевые закладки, направленные радиомикрофоны, стетоскопы и т.д.).

    3. Средства оперативной идентификации используются в целях негласного определения тождества сравниваемых (сопоставляемых) объектов, которыми могут быть личность (см. п.7 ч.1 ст.6 Закона об ОРД “Отождествление личности”), предметы, документы (их части).

    К техническим средствам оперативной идентификации относятся средства и приемы дактилоскопирования, технические средства составления композиционных портретов и “фотороботов”, а также АИПС “Опознание”.

    4. Специальные химические вещества применяются для решения задач оперативно-розыскной деятельности, поскольку обладают определенными свойствами, которые позволяют придать помечаемым объектам (чаще всего - объектам преступного посягательства) специфические признаки, позволяющие выделить их из группы однородных объектов. Это достигается путем нанесения трудносмываемых цветных (или невидимых, но легко обнаруживаемых с помощью специальных приборов или иным путем) меток на одежду, открытые части тела, материальные ценности, денежные знаки и др. (например, в ходе обследования помещений, зданий и других объектов)[20].

    По своим свойствам СХВ делятся на четыре группы: красящие вещества, люминисцирующие вещества, индикаторы, запаховые вещества.

    Использование СХВ регламентируется нормативными актами МВД России, которые устанавливают порядок их нанесения, формы документирования этого процесса, фиксации результатов применения для последующего использования в доказывании по уголовному делу.

    5. Радиостанции и устройства акустического контроля.

    В оперативно-розыскной деятельности для обеспечения управления силами и средствами, участвующими в проведении ОРМ и оперативных операциях, используются радиостанции различных модификаций. Такие радиостанции должны отвечать ряду современных требований: ударопрочность, вибростойкость, влаго- и пылезащищенность, оптимальная дальность ведения радиообмена, возможность скрытого ношения, установки кодирующих устройств (скремблеров и др.).

    6. Поисковые приборы негласно используются для обнаружения материальных носителей информации о признаках преступлений (предметы, орудия и иные следы преступлений).

    К поисковым приборам относятся: металлоискатели, малогабаритные рентгеновские установки, приборы ультразвуковой индикации, детекторы взрывчатых веществ, эндоскопы, пустотоискатели, источники ультрафиолетовых лучей, комплекты досмотровых зеркал и др. К специальным поисковым приборам следует отнести системы контроля радиоэфира и проводных линий, предназначенные для обнаружения и локализации каналов утечки информации (спектральные корреляторы, детекторы нелинейных переходов, передатчиков, диктофонов, нейтрализаторы прослушивания, скремблеры и другие устройства для обнаружения скрытого съема информации и их подавления).

    7. Приборы визуального наблюдения используются для наблюдения за интересующими объектами в условиях естественного освещения и при отсутствии такого (ночное время, неосвещаемые помещения и т.п.).







    Список использованной литературы

    1. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р.  Указ.соч. Белкин Р.С., Курс советской криминалистики: – Т.I: – М., 1977.

    2. Божьев В.П. Правоохранительные органы Российской Федерации, М.,2001

    3.   А.Н. Ильин. Основы специальной техники органов внутренних дел. : Учеб. пособие / А. Н. Ильин ; М-во внутрен. дел Рос. Федерации, Гл. упр. кадров, [Метод. центр]

    4. Волынский В.А. Криминалистическая техника: наука – техника – общество–человек. М.: Юнити, Закон и право, 2000.

    5.   Грамович Г.И. Основы криминалистической техники: – Минск: Выш.школа, 1981.

    6.   Лунеев В.В. Юридическая статистика: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп., с изм. - М.: Юристъ, 2007 г.

    7.   Лямин В.С., Костыря Е.А. Правовая статистика: учебник. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2006 г.

    8. Протасевич А.А., Образцов В.А., Богомолова С.Н. и др. Монологи. Криминалисты о своей науке, призванной адекватно противостоять современной преступности. – Иркутск–Москва, 1999.

    9.   Савюк Л.К. Правовая статистика: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп., - М.: Юристъ, 2005 г.

    10.   Селиванов Н.А., Советская криминалистика. Система понятий: – М.: Юрид. лит., 1982.

    11.   Специальная техника органов внутренних дел: Учебник / Под ред. В.Л. Попова. – М.: ЦИиНМОКП МВД России, 2000.

     






    [1] См.: Грамович Г.И. Основы криминалистической техники: – Минск: Выш.школа, 1981. – С.31.

    [2] См.: Волынский В.А. Криминалистическая техника: наука – техника – общество–человек. М.: Юнити, Закон и право, 2000. – С.268.

    [3] Белкин Р.С., Курс советской криминалистики: – Т.I: – М., 1977. – С.219.

    [4] Скорченко П.Т. Указ. соч. – С.23.


    [5] НИИСТ МВД России согласно данному приказу обязано оказывать УНОН МВД содействие в организации единой автоматизированной системы сбора, анализа и обобщения информации.

    [6] См.: Грамович Г.И. Указ.соч. – С.30–36.

    [7] См.: Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р.  Указ.соч. – С.132–133.

    [8] Скорченко П.Т. Указ. соч. – С.23.

    [9] Селиванов Н.А., Советская криминалистика. Система понятий: – М.: Юрид. лит., 1982. – С.60.


    [10] Скорченко П.Т. Указ. соч. – С.23.

    [11] См.: Протасевич А.А., Образцов В.А., Богомолова С.Н. и др. Монологи. Криминалисты о своей науке, призванной адекватно противостоять современной преступности. – Иркутск–Москва, 1999.


    [12] Белкин Р.С., Курс советской криминалистики: – Т.I: – М., 1977. – С.219.


    [13] Божьев В.П. Правоохранительные органы Российской Федерации, М.,2001

    [14] Приказ МВД РФ от 29 июня 2009 г. N 490 "Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации"

    [15] А.Н. Ильин. Основы специальной техники органов внутренних дел. : Учеб. пособие / А. Н. Ильин ; М-во внутрен. дел Рос. Федерации, Гл. упр. кадров, [Метод. центр] 32 с.

    [16] Специальная техника органов внутренних дел: Учебник / Под ред. В.Л. Попова. – М.: ЦИиНМОКП МВД России, 2000. – 275 с.

    [17] А.Н. Ильин. Основы специальной техники органов внутренних дел. : Учеб. пособие / А. Н. Ильин ; М-во внутрен. дел Рос. Федерации, Гл. упр. кадров, [Метод. центр] 32 с.

    [18] Специальная техника органов внутренних дел: Учебник / Под ред. В.Л. Попова. – М.: ЦИиНМОКП МВД России, 2000. – 275 с.

    [19] Там же.

    [20] Специальная техника органов внутренних дел: Учебник / Под ред. В.Л. Попова. – М.: ЦИиНМОКП МВД России, 2000. – 275 с.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Специальная техника ОВД - контрольная ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.