СОДЕРЖАНИЕ
1. Классификация
управленческих решений.
2. Основы
сертификации.
Литература.
1.
Классификация управленческих решений
Выделяют ряд следующих
характеристик, отличающих управленческие решения от прочих:
1. Цели - поскольку решение принимается исходя не из
личных потребностей, а исключительно в целях эффективного решения конкретных
задач организации.
2. Последствия - личный выбор каждого человека может
повлиять лишь на его судьбу и, в некоторых случаях на жизнь ближайших родственников.
Решения же принимаемые менеджерами, особенно, что касается менеджеров, влияют
на судьбы многих людей. Если организация значительна, решения её руководителей
могут серьёзно повлиять на социально – экономическую ситуацию целых регионов. К
примеру, решение о ликвидации нерентабельного предприятия может вызвать
существенное повышение уровня безработицы в конкретном регионе.
3. Разделение труда - если в частной жизни принимает решение и выполняет
его, как правило один и тот же человек, то в организации существует
определённое разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением
возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) реализацией уже
принятых решений.
4. Профессионализм - в жизни каждый человек самостоятельно принимает
решения в зависимости от жизненного опыта и уровня развития интеллекта. В
управлении организацией принятие решений - гораздо более сложный, ответственный
и формализованный процесс, предполагающий профессиональную подготовку.
Управленческие
решения могут быть классифицированы по ряду признаков.
В
зависимости от роли в достижении цели выделяются решения - стратегические
(определяют основные пути развития предприятия, требует корректировки, учитывая
факторы внешней/внутренней среды) и тактические (касаются короткой
перспективы);
В
зависимости от временных отношений - прогнозные оперативные, плановые;
-
по определенности результата – вероятностные, детерминированные;
-
по степени предписания – директивные, рекомендательные, ориентирующие;
-
по периоду действия – долго-; средне- и краткосрочные;
-
по функциональному содержанию – организующие, координирующие, активизирующие,
регулирующие, контролирующие;
-
по широте обхвата – выборочные, систематические, сплошные;
-
по объектам – производственные, финансовые, кадровые;
-
по способу принятия – единоличные, коллективные, консультативные;
-
по степени универсальности – общие, специальные;
-
по степени альтернативности - безальтернативные, бинарные, многовариантные,
инновационные;
-
способу выработки – интуитивные, адаптационные, аналитические;
-
по степени определенности ситуации – определенные, неопределенные;
-
по последствиям – решения связанные с риском, несвязанные с риском; по
характеру - творческие, стандартные;
-
по степени финансовых затрат – без затрат, низкие, средние, высокие затраты.
Поскольку решения
принимаются людьми, то их характер во многом несёт на себе отпечаток личности
менеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим также принято различать
уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.
Уравновешенные
решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим
действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к
принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.
Импульсивные
решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном
количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить.
Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надёжными, принимаются
«с наскока», «рывками».
Инертные
решения становятся результатом осторожного поиска. В них наоборот контрольные и
уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких
решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.
Рискованные
решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном
обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых
опасностей.
Осторожные
решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов,
сверхкритичным подходом к делу. Они в ещё меньшей степени, чем инертные,
отличаются новизной и оригинальностью.
Перечисленные
виды решений принимаются, в основном, в процессе оперативного управления
персоналом. Для стратегического и тактического управления любой подсистемы
системы менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах
экономического анализа, обоснования и оптимизации.
2. Основы
сертификации
Сертификация
представляет собой деятельность по проверке, оценке и удостоверению специально
аккредитованным органом (национальным или зарубежным) соответствия
сертифицируемого субъекта требованиям
соответствующих стандартов. Такими стандартами могут быть государственные,
международные или
национальные других зарубежных стран (в соответствии с требованиями контрактов).
Документ, который удостоверяет соответствие субъекта требованиям стандарта, называют сертификатом. Он
выдаётся только субъект определённого
вида или группе однородных
субъектов. Сертификация должна быть объективной, а поэтому её необходимо
осуществлять независимой от предприятия - изготовителя и потребителя
(заказчика) стороной.
В
Российской Федерации в соответствии с требованиями Закона “О защите прав
потребителей” обязательной сертификации подлежат товары (работы, услуги), на которые в
законодательных актах или стандартах установлены требования, направленные на
обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей
Среды, предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, а также
средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителей[1].
Работы
по сертификации проводятся под руководством Госстандарта России, как
национального органа по сертификации.
К
настоящему времени сформирована законодательная база сертификации, создана и гармонизирована с
международными нормами и требованиями её нормативная и организационная основа.
В Госреестре зарегистрировано пять систем обязательной сертификации,
сформированных государственными органами:
-
система сертификации Гост Р;
-
система сертификации авиационной техники и объектов гражданской авиации
(Межгосударственный авиационный комитет) ;
-
система сертификации взрывоопасных производств (Госкомоборонпром);
-
система сертификации электросвязи (Министерство связи);
-
система сертификации средств защиты информации.
Кроме
того, зарегистрировано более 30 систем добровольной сертификации[2].
Системы сертификации классифицируются по основным признакам.
Госстандарт
наделён следующими функциями по сертификации систем:
-
определяет порядок сертификации;
-
определяет порядок сертификации
продукции и её номенклатуру;
-
аккредитует органы по сертификации конкретных видов продукции, а также
испытательные лаборатории (центры) для проведения соответствующих испытаний;
-
представляет другим юридическим лицам право аккредитации;
-
осуществляет контроль за правильностью проведения сертификации;
-
ведёт государственный реестр сертифицированных субъектов, аккредитованных органов по
сертификации, испытательных лабораторий (центров);
-
принимает решения о признании сертификатов, выданных зарубежными и международными
органами;
-
представляет страну во взаимоотношениях с зарубежными странами и международными
организациями по вопросам сертификации.
Функции,
делегированные Законом Госстандарту, наполнены конкретным содержанием. Сеть органов по сертификации и
испытательных лабораторий (центров) действует практически во всех регионах
страны и обеспечивает проведение, в необходимых масштабах, работы по сертификации
всех видов продукции и услуг[3].
Госстандарты
должны использоваться каждым предприятием в следующих случаях:
-
при заключении контрактов (договоров) на поставку продукции на внешний рынок;
-
при участии в тендерах, конкурсах и прочих подобных мероприятиях, когда в
случае удачи могут заключаться договора;
-
при получении госзаказа, льготного кредитования или страхования;
-
при желании руководителей предприятия убедиться в соответствии субъекта международным
требованиям, чтобы быть готовым и к заключению выгодных договоров с
иностранными партнёрами,
в
первую очередь;
-
при сертификации по схеме предусматривающей и сертификацию субъекта.
В
дальнейшем такие проверки во всех случаях могут стать постоянными, и тогда и
для остальных предприятий эти стандарты будут носить не рекомендательный, а обязательный характер.
Требования
стандартов по отношению к
техническим требованиям являются дополнительными и могут изменяться в
зависимости от конкретных условий.
Поэтому
необходимость внедрения того или иного стандарта определяется каждым
предприятием самостоятельно при взаимном соглашении изготовителей (поставщиков)
с потребителями (заказчиками). Но во всех случаях эти стандарты могут
использоваться в качестве методических материалов.
А
для завоевания международных рынков сбыта на длительные периоды, наличие на
предприятии системы качества постоянно обеспечивающей конкурентоспособность
выпускаемой продукции, необходимо признать обязательным и требования стандартов
системы ГОСТ целесообразно принимать в качестве минимально необходимых. При
этом субъект по своему
характеру следует рассматривать как организационную экономико-техническую систему,
в рамках которой должна реализовываться совокупность организационных,
экономических, социальных и научно-технических мероприятий.
Как
мы считаем, в Российской Федерации создана
необходимая нормативная база и сформировались определённые
социально-экономические условия для применения в широких масштабах сертификации
с соблюдением основополагающих правил (принципов).
Литература
1.
Литвак
Б.Г. Разработка управленческих решений. – М.: Дело, 2000.
2.
Разработка
управленческого решения /Под ред. В.Б.Ременников. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
3.
Селиверстова
А.В. Совершенствование механизма отбора информации для принятия управленческих
решений. – Челябинск, 2002.
4.
Трошин Е.Н.
Сертификация систем качества//Сертификация.- 2002.- № 4.