ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Основы
регулирования деятельности банков в сфере интернет-трейдинга
2. Основные
требования к системе Интернет-трейдинга
3. Функциональные
возможности и круг решаемых задач системы
Интерент-трейдинга
4. Базовые
компоненты системы Интерент-трейдинга
Заключение
Список литературы
Введение
Интернет-трейдинг
– информационная система, автоматизирующая взаимодействие между брокером и его
клиентами с использованием сети Интернет. Цель системы - заключение сделок с
ценными бумагами.
Система
предоставляет клиенту: рыночную информацию для принятия решений; средства для
формирования и передачи брокеру приказов на сделку; информацию о состоянии
портфеля клиента, поданных им приказов и заключенных сделках.
Массовый
интерес к разработке таких систем в России обусловлен успехом интернет-брокеров
на Западе, в первую очередь в США. Значительное снижение стоимости использования
сети Интернет позволило наряду с предоставлением традиционных брокерских услуг
(с использованием телефона и /или бумажных документов) предоставлять и услуги
электронного заключения сделок, стоимость которых существенно ниже как для
клиента, так и для брокера. Интернет-трейдинг особенно необходим компаниям,
ориентирующимся на рынок частных инвесторов (физических лиц), поскольку они
вынуждены работать с большим количеством относительно небольших по стоимости
клиентских приказов.
Интернет-трейдинг впервые получил
известность в середине 90-х годов как технология, позволяющая упростить и
ускорить процесс приема заявок от частных инвесторов на операции с ценными
бумагами, а также как чрезвычайно прибыльный бизнес. В конечном итоге это
привело к пересмотру ряда экономических моделей и концепций функционирования
мировых финансовых рынков в целом, возникновению принципиально новой конкурентной
среды, разработке технологических стандартов, появлению новых игроков, торговых
площадок и финансовых инструментов.
Онлайновые
технологии подоспели как раз вовремя и оказались манной небесной для
дисконт-брокеров. Получившаяся в результате этого симбиоза модель бизнеса
оказалась экономически востребованной и, более того, фактически создала новый
рынок услуг. Интернет-трейдинг, как и любой И-бизнес, растет за счет оборота.
Заработала самодостаточная цепочка: чем меньше комиссия и проще технология, тем
больше клиентов, а значит - больше транзакций, больше прибыль, несмотря на то,
что комиссия постоянно снижается. Рядом с брокерами сразу появились поставщики
финансовой информации, начали издаваться новые журналы, книги, проводиться
конференции, открываться учебные и консалтинговые центры и т. д. Возникла целая
отрасль услуг. С другой стороны, этот бизнес, «расшевелив» новый слой клиентов,
привлек на фондовый рынок массу частных инвесторов. Спрос на акции неминуемо
толкал котировки вверх, поддерживал высочайшую ликвидность и привел к расцвету
инвестиционной эйфории. Многие аналитики считают, что этот феномен явился
основной причиной подъема американского рынка акций в целом за последние годы.
Отметим,
что с внедрением Интернет-технологий уменьшилось время принятия решений и
реакции участников на рыночную ситуацию. За счет резкого роста числа сделок
(пусть и небольших по объему) увеличилась скорость оборота капитала. Сдвиги в
структуре инвесторов вкупе с новыми технологиями привели к изменению характера
и динамики самих рынков. Даже технические аналитики повсеместно признают, что
наработанные модели уже не действуют.
Указанные факторы приводят к новым
экономическим концепциям и моделям бизнеса. Мировые финансовые рынки активно
переходят к "розничной" модели развития, переориентируя свою
инфраструктуру на индивидуального инвестора.
Новые
принципы организации торгов требуют разработки новых инструментов и правил их
обращения. В США и в Европе резко ускорился процесс создания новых торговых
площадок, в том числе альтернативных торговых систем (ATS) и сетей
электронной связи (ECN), возросла конкуренция между ними.
Так
как Интернет позволяет предоставить клиенту в одной точке доступа практически
неограниченный набор интерактивных сервисов, то развитие бизнеса (и
Интернет-трейдинга в частности) идет на основе принципа «функциональной
полноты». Компании стремятся объединить на своем сайте настолько полный
комплекс услуг - банковских, инвестиционных, страховых, информационных, чтобы
клиенту не было необходимости обращаться в другие фирмы.
Буквально
за несколько лет среда и условия функционирования мировых рынков капитала
кардинально изменились. Основными факторами, влияющими на происходящие промессы,
являются:
·
Превращение Интернет в глобальную распределенную среду финансовых транзакций
и инвестиций, доступ к которой осуществляется из любой точки мира при наличии
минимальных аппаратных и программных ресурсов. Финансовые рынки работают круглосуточно
и перемещаются в Сеть, а биржи переходят на полностью электронные технологии
торгов.
·
Повышение информационной прозрачности рынков. В настоящее время частный
инвестор за разумную плату (а часто и бесплатно) имеет доступ к качественным
финансово-информационным сервисам (котировкам, новостям, отчетам компаний,
исследованиям, рекомендациям, средствам технического анализа), которые ранее
были доступны лишь крупным брокерам, банкам и другом институциональным
инвесторам.
·
Развитие механизмов и технологий маржевой торговли, ориентированных на
мелких инвесторов, снижение для них «планки входа» на рынок, появление
дисконт-брокеров, упрощение механизмов доступа к рынкам. Как следствие - феноменальный
рост числа новых игроков, обеспечивших повышение ликвидности рынка в целом.
·
Взрывной рост телекоммуникационных сетей, резкое увеличение мощности и
удешевление персональных компьютеров, снижение стоимости доступа в Интернет.
·
Рост числа эмиссий вновь организуемых компаний. В Америке, а затем и в
мире, пошла волна IPO-мании (IPO (Initial Public Offerin) - первичное публичное
размещение акций эмитента). Это стало возможным благодаря появлению ажиотажного
спроса на эти бумаги со стороны потенциальных частных инвесторов.
1. Основы
регулирования деятельности банков в сфере интернет-трейдинга
Как известно, сеть Интернет представляет
собой всемирную информационную компьютерную сеть, которую по праву называют
мировой паутиной. Однако, в России, как и в других странах, отсутствует
законодательный акт, комплексно регулирующий функциональный (деятельностный)
аспект в сети Интернет. Отдельные вопросы, связанные с использованием Интернет
в хозяйственной деятельности, нашли отражение в ряде специальных федеральных законов,
таких, как федеральные законы от 07.07.03 № 126-ФЗ "О связи"[1], от 20.02.95 № 24-ФЗ
"Об информации, информатизации и защите информации"[2], от 18.07.95 № 108-ФЗ
"О рекламе"[3], от 04.07.96 № 85-ФЗ “Об участии в международном
информационном обмене”[4] и ряде других. Следует отметить, что в
отдельных странах (в частности, в США и странах Европейского Союза) ведется
активная разработка специальных законов об электронной торговле и ведении
бизнеса в среде Интернет.
Определенный правовой сектор сформирован
и в России. Например, такой аспект, как авторизация документов, передаваемых с
использованием ЭВМ. Применение электронной цифровой подписи регулируется
Федеральным законом от 10.01.02 № 1-ФЗ “Об электронной цифровой подписи”[5]. Действие названного закона
распространяется на отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых
сделок с помощью электронных документов.
Важным правовым актом, хотя и носящим
рекомендательный характер, является Типовой закон об электронной торговле,
принятый 16.12.96 Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и
утвержденный резолюцией ООН от 30.01.97. Необходимо отметить, что Типовой закон
об электронной торговле, принятый Комиссией ООН по праву международной торговли
и утвержденный Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1996 г. А/51/628[6], предусматривает широкое
толкование термина “торговые отношения”, относя к ним любые торговые сделки на
поставку товаров или услуг или обмен ими, дистрибьюторские соглашения,
коммерческое представительство и агентские соглашения, факторинг, лизинг,
строительство промышленных объектов, предоставление консультативных услуг,
инжиниринг, куплю-продажу лицензий, инвестирование, финансирование, банковские
услуги, страхование, соглашения об эксплуатации или концессии, совместные
предприятия и другие формы промышленного или предпринимательского
сотрудничества, перевозку товаров и пассажиров и др.
Такое употребление термина “торговые
отношения” обусловлено целями экономичности изложения текста нормативного акта.
Следует учитывать, что названный закон регулирует не собственно торговлю с
использованием сети Интернет (электронную торговлю), а лишь вопросы передачи информации
в форме сообщения данных при совершении любых экономических сделок. Вместе с
тем игнорирование различий между сделками по поставке товаров и строительству
промышленных объектов либо перевозке пассажиров способно породить неправильное
понимание сущности собственно торговых отношений, повлечь недоразумения в
практической работе и научных исследованиях [Пугинский Б.И. Коммерческое право
и предпринимательство. – В кн.: Попандопуло В.Ф., Скворцов О.Ю. Актуальные
проблемы науки и практики коммерческого права. Сборник научных статей. Выпуск
5. – М.: Волтерс Клувер, 2005].
Исследователи отмечают, что уже сейчас
можно говорить о специфическом способе (но не основании) возникновения
правоотношений между физическими и юридическими лицами, связывающимися между собой
посредством Интернета. Этот специфический способ: а) невозможно свести к
какой-либо одной из известных форм заключения договоров или возникновения
ответственности; б) связан с использованием исключительно сложного технического
оборудования, позволяющего, тем не менее, обходиться без привлечения специальных
познаний для его применения; в) привлекателен своей оперативностью и удобством
применения (в частности, позволяет согласовывать условия сделок и исполнять их
в течение нескольких секунд); г) характеризуется высокой степенью
алгоритмизации отношений между субъектами; д) дает возможность совершать
юридически значимые действия, направленные на адресатов и объекты, которые
находятся за пределами не только непосредственного контроля действующего
субъекта, но и сферы распространения национального законодательства по месту
нахождения, причем существенно более простым способом по сравнению с ранее
известными [Войниканис Е.А., Якушев М.В. Информация. Собственность. Интернет:
Традиция и новеллы в современном праве. – М.: Волтерс Клувер, 2004].
Действующий ГК РФ закрепил в качестве
единственного способа, если не считать торгов, дачу предложения о заключении
договора (оферта) одним лицом и согласие на его принятие (акцепт) другим.
Установление такого способа как единого и единственного противоречит
потребностям практики, прежде всего - коммерческой. Зарубежное законодательство,
как правило, не содержит столь жесткой регламентации[7].
Порядок заключения договоров по схеме
оферта-акцепт в самом общем виде закреплен в ст. 432-449 ГК РФ. Согласно этим
нормам заинтересованная сторона направляет другой стороне предложение о
заключении договора. Предложение может адресоваться конкретному лицу или
неопределенному кругу лиц, но в этом случае оно должно содержать существенные условия
договора. При отсутствии существенных условий такое обращение рассматривается
не как предложение о договоре, а как деловая информация, реклама. Предложение о
заключении договора связывает давшую его сторону, налагает определенную
ответственность. Такая ответственность может состоять в обязанности возмещения
денежных расходов при отказе от собственного предложения, если другая сторона
начала подготовку к исполнению договора и понесла определенные затраты.
Гражданский кодекс РФ допускает
заключение договора “путем обмена документами посредством электронной связи,
позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору”
(ст. 434 ГК РФ). Во взаимосвязи со ст. 160 ГК РФ, разрешающей по соглашению
использовать при заключении сделок электронно-цифровую подпись или иной аналог
собственноручной подписи, можно утверждать, что электронная форма договора,
заключенного посредством сети Интернет, законом приравнена к письменной форме
договора. Таким образом, если электронная оферта и форма ее акцепта при
соблюдении перечисленных требований предусматривают использование определенного
аналога собственноручной подписи сторон договора, договор будет действительным
и юридически обязательным для его участников.
Предпринимательская деятельность в сфере
розничной торговли в сети Интернет обычно осуществляется посредством
специального веб-сайта (также именуемого "интернет-магазин").
Специальная норма п. 2 ст. 494 ГК устанавливает, что выставление товаров в
месте продажи, демонстрация их образцов или представление сведений о
продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте
их продажи могут быть признаны публичной офертой даже в случаях, когда
отсутствует цена и другие существенные условия. Но электронные витрины, на
которых размещено описание товара, не могут быть признаны местом его продажи,
за исключением случаев, когда товары (или услуги) представлены в цифровой
форме. Следовательно, данная норма не может применяться к розничной торговле в
сети Интернет.
К договорам
розничной купли-продажи, заключенным на основании ознакомления покупателя с
образцом товара (его описанием, каталогом товаров и т.п.), предложенным
продавцом, будут применяться нормы о продаже товаров по образцам (ст. 497 ГК
РФ; Правила продажи товаров по образцам, утв. Постановлением Правительства РФ
от 21.07.97, далее - Правила)[8].
Указанными Правилами закреплены
обязательные требования к содержанию акцепта покупателя (абз. 2 п. 20 Правил),
что следует учесть организациям, осуществляющим продажу товаров через интернет-магазины,
при разработке соответствующих форм.
Следует также отметить, что покупатель
до передачи ему товара вправе отказаться от исполнения договора при условии
возмещения продавцу расходов, понесенных в связи с совершением действий по
выполнению договора (ч. 3 ст. 497 ГК РФ, п. 22 Правил).
В заключении договора через сеть
Интернет нередко участвуют третьи лица - организаторы электронных торговых
площадок. Они размещают заявки клиента на продажу товаров; оформляют заявки
покупателя, включая функционирование всего алгоритма заказа; оформляют
электронные платежи на базе своего программного обеспечения и т.д.
Могут ли упомянутые третьи лица
считаться посредниками в юридическом смысле? Как известно, посредник совершает
юридически значимые действия в процессе заключения договора - своими действиями
создавая, изменяя или прекращая определенные права и обязанности для своего
клиента. В рассматриваемой же ситуации правовой статус такого
"посредника" можно сравнить со статусом арендодателя, сдающего в
аренду помещения или иные торговые площади.
Заслуживает отдельного упоминания
практика заключения договоров в информационно-электронной среде с
использованием электронных агентов, или программ-роботов, которые могут
заключать договоры без участия человека. Эти программные роботы функционируют
таким образом, что способны "самостоятельно" принимать решения на
основе заложенных в программу данных и фактических данных, существующих на
момент принятия решения. При использовании таких программ для заключения
договора этап согласования воль подвергается существенной модификации и
порождает сомнения в том, насколько действия таких электронных программ
соответствуют реальному волеизъявлению участников сделки. С юридической точки
зрения применение указанных программ вызывает сомнения: порождает ли
заключенный с их помощью договор правовые последствия для его участников и
каковы правовые последствия ошибок, допущенных такой программой?
Программы-роботы не могут быть приравнены к традиционным автоматам, поскольку
функционируют значительной вариативностью в процессе выполнения своих функций.
Традиционные автоматы же не могут "согласовывать" условия договора и
рассматриваются исключительно как форма публичной оферты, когда договор может
быть заключен совершением конклюдентных действий со стороны покупателя
[Войниканис Е.А., Якушев М.В. Информация. Собственность. Интернет: Традиция и
новеллы в современном праве. – М.: Волтерс Клувер, 2004].
Нормы ГК РФ о продаже товаров с
использованием автоматов (ст. 498) в данном случае не могут быть применимы,
поскольку особым признаком такого договора является способ вручения товара -
посредством автомата. Исключение составляют случаи, когда товар существует в
электронной форме и его передача осуществляется в режиме реального времени,
например, в случае приобретения прав на произведения (например, на музыкальные
файлы в цифровом формате).
Сложившаяся практика электронной
торговли позволяет выделить три основных группы договоров, разделяемых по
порядку исполнения договора.
В электронной форме происходит только
заключение договора или оформление заказа. Оплата товара происходит, как
правило, при его доставке покупателю (например, курьером). Таким образом, после
исполнения договора покупатель располагает набором обычных документов,
подтверждающих факт заключения сделки, оплату товара и его получение. В данном
случае ситуация очень схожа с покупкой товаров по образцам (например, по каталогу).
Кроме заключения договора, в электронной
форме происходит также и оплата товара посредством “электронных денег”, предоставляемых
электронными платежными системами (например, WebMoney, Яндекс-деньги,
MoneyMail).
Доставка купленного товара
осуществляется курьером или почтой.
В данном случае следует учитывать, что
деятельность по организации и осуществлению электронных расчетов через
электронные платежные системы в настоящее время законом не урегулирована. Все
платежные системы в той или иной форме используют механизм расчетов,
представляющий собой учет денежных средств в электронной форме в виде записи на
счетах с целью осуществления расчетов между юридическими и физическими лицами.
Ввиду этих обстоятельств подлежат
подробному рассмотрению вопросы юридической квалификации данных правоотношений,
регулирования данной деятельности нормами действующего законодательства, а также
возможные риски использования такой формы оплаты.
В электронной форме происходит и
заключение договора, и оплата товара, и передача товара покупателю - то есть в
случаях, когда товар обладает потребительскими свойствами исключительно в
электронном виде. Как правило, это относится к случаям приобретения
компьютерных программ, аудио или визуальной информации, размещенной в Сети,
случаям платного использования информационных баз. В данной ситуации, учитывая
электронную форму такого товара и свойства Интернета, особое значение
приобретают проблемы соблюдения авторских прав, а также вопросы, связанные с
защитой прав потребителя в отношении качества приобретенного товара.
Вот,
пожалуй, таковы основные немногочисленные действующие нормы, относящиеся к
регулированию предпринимательской деятельности в Рунете. Поэтому процесс
формирования правового поля интернет-бизнеса имеет интенсивную направленность.
В
первую очередь принята Федеральная целевая программа “Электронная Россия”. В
рамках ее реализации исполнителями по мероприятиям № 1 и № 3 (Высшей школой
экономики, Институтом экономики переходного периода, Фондом экономических
исследований "Новая экономика"), "АНО "Информационно-консультационный
центр "Бизнес-Тезаурус" по заказу Минэкономразвития России подготовлены:
-
Проект Концепции правового регулирования применения информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ) в Российской Федерации.
-
Проект Концепции регулирования рынка ИКТ и комплекса мероприятий по ее реализации
на средне срочную перспективу.
В
проекте Концепции правового регулирования применения ИКТ в Российской Федерации
сформулирована система принципов, определены приоритеты правового регулирования
в указанной области, обозначены основные проблемы, существующие в этой сфере,
и предложены конкретные пути и методы их решения. Практическое применение концепции
в законотворческой деятельности позволит привести нормативную базу регулирования
отношений по использованию ИКТ к единой системе и заложить основы для дальнейшего
развития этой области общественных отношений. В свою очередь, адекватное и
эффективное законодательство является залогом успешного развития рынка ИКТ,
достижения им уровня общемировых стандартов.
Проект
Концепции регулирования рынка ИКТ и комплекса мероприятий по ее реализации на
среднесрочную перспективу состоит из четырех блоков вопросов:
-
концепция реформирования системы технического регулирования сектора ИКТ;
-
концепция регулирования сектора телекоммуникаций;
-
концепция содействия внешнеэкономической деятельности предприятий сектора
ИКТ;
-
предложения по политике в области преодоления административных барьеров территориальными
органами власти.
Данные
проекты не являются официальной позицией Минэкономразвития России и
представляют собой рабочую основу для обсуждения и доработки с привлечением
представителей законодательной, исполнительной власти, общественных и научных
организаций, ИКТ-предпринимателей.
Министерство
экономического развития и торговли России приняло решение о том, что до
окончательного принятия проект концепции должен пройти стадию публичного обсуждения.
Разработка
Концепции российского законодательства в сфере развития ИКТ-сектора.
Основная
направленность правового регулирования информационного взаимодействия в России
до настоящего момента состояла в необходимости удовлетворения информационных
потребностей государственных органов без учета потребностей и возможностей
граждан и организаций. Недостаточно четко соблюдались при подготовке и принятии
нормативных актов конституционные права граждан. Создание концепции способно
решить проблему создания системы в законодательстве, регулирующем информационное
взаимодействие, и упорядочить принятие новых нормативных актов.
Концепция
устанавливает основные принципы регулирования ИКТ, которые должны быть учтены
в принимаемых нормативных актах:
1.
Принцип гарантии соблюдения информационных прав граждан и организаций.
2.
Принцип сокращения количества транзакций.
3.
Принцип единообразия форм представления информации и стандартов ведения информационных
ресурсов.
4.
Принцип консолидации государственных информационных ресурсов.
5.
Принцип сокращения количества идентификаторов.
6.
Принцип обеспечения сохранности и достоверности информации.
7.
Принцип разделения функций определения правил регулирования, разрешения
споров и участия в коммерческой деятельности на рынке.
8.
Принцип равноправия форм документов.
9. Принцип совместимости с мировым
информационным пространством.
Помимо этого положения Концепции российского законодательства в сфере
развития ИКТ-сектора должны быть, на наш взгляд, учтены в следующих первоочередных
проектах федеральных законов, находящихся сейчас на рассмотрении в Государственной
Думе Федерального Собрания РФ:
1)
Проект федерального закона “Об информации персонального характера” (два проекта:
первый внесен депутатами О.А. Финько, Ю.М. Нестеровым, Г.К. Волковым, Р.Г. Габидуллиным,
В.Е. Цоем; второй внесли депутаты А.А. Кравец, О.А. Финько, Ф.А. Клинцевич,
И.В. Лебедев, Б.А. Мартынов, А.В. Шубин, К.В. Ветров, П.И. Коваленко). Второй
законопроект должен быть преобразован в соответствии с положениями настоящей
концепции, в частности, путем отказа от дополнительных административных
процедур, затрудняющих работу лиц, связанных с персональными данными, без
создания за счет таких процедур дополнительных гарантий прав граждан. Первый
законопроект должен быть снят с рассмотрения в связи с тем, что он основывается
на механическом перенесении зарубежных подходов в национальную правовую
систему, в частности, путем создания института Уполномоченного по персональным
данным.
2.
Федеральный закон “Об информации, информатизации и защите информации” должен
быть существенно сокращен и не должен регулировать отношения, о которых идет
речь в предлагаемых изменениях, а Федеральный закон “Об участии в
международном информационном обмене” должен быть отменен в соответствии с
предлагаемыми в настоящей концепции изменениями в законодательстве.
3.
Проект федерального закона “Об электронной торговле” (внесен депутатами Л.С.
Маевским, А.В. Шубиным, О.А. Финько, В.И. Волковским) должен
быть существенно переработан в соответствии с требованиями предлагаемой
концепции. В настоящее время законопроект представляет собой перевод
модельного закона об электронной торговле ЮНСИТРАЛ и не интегрирован в действующее
российское законодательство. В частности, требует уточнения определение
понятия электронной торговли с целью учета основных положений ГК РФ; кроме
того, нормы данного законопроекта должны быть приведены в соответствие с
Арбитражно-процессуальным и Гражданско-процессуальным кодексами, федеральным
законом об ЭЦП и предусматривать изменения, которые необходимо внести в эти
нормативные акты для эффективной реализации данного законопроекта и положений
предлагаемой концепции.
4.
Проекты федерального закона “Об электронном документе" (2 проекта: первый
внесен депутатами Л.С. Маевским, П.В. Анохиным, К.В. Ветровым, В.И.
Волковским, В.С. Катренко, О.А. Финько, А.В. Шубиным; второй внесен депутатом
В.Я. Комиссаровым) должны быть сняты с рассмотрения в связи с необходимостью
создания иной структуры законодательного регулирования отношений, связанных с
использованием электронных документов. В частности, основные вопросы, касающиеся
признания действительности и авторизации электронных документов должны
содержаться в разрабатываемом в соответствии с концепцией законе “Об аналогах
собственноручной подписи”, а вопросы хранения и передачи электронных
документов - в законах “Об информации и информационных ресурсах” и “Об
электронной торговле”. В случае принятия указанных законопроектов необходимость
в отдельном законе, регулирующем вопросы использования электронных документов,
отпадает.
5. Проект федерального закона “Об
основах технического регулирования в Российской Федерации” (внесен Правительством
РФ) должен быть согласован с предлагаемыми в настоящей концепции изменениями
процедур сертификации и стандартизации (принципа ми
"единомоментности" и "единоместности", а также положением о
том, что все согласования, необходимые для получения сертификата, и заключение
соглашений с испытательными лабораториями должен осуществлять сам
сертифицирующий орган) для снижения административного бремени в экономической
деятельности и учета основных достижений зарубежного законодательства в этой
области.
6.
Проект федерального закона “Об административных процедурах” (внесен депутатом
В.В. Похмелкиным) требует существенной доработки для учета предлагаемых в настоящей
концепции гарантий прав граждан и юридических лиц при осуществлении информационного
взаимодействия, предлагаемых изменений в процедурах лицензирования, сертификации,
регистрации и получения разрешений.
Таким образом, представляется, что в
части правового регулирования интернет-бизнеса имеет место системная проблема
позитивного права, регулирующая весь спектр электронной экономической
деятельности.
Как справедливо указывает А. Трофименко
[Трофименко А. Какими нормативными актами регулировать “сетевые”
отношения//Российская юстиция. 2000. - № 9. - С. 55], принципиально возможны
четыре направления разрешения проблемы устранения такого системного проблема
позитивного права в сфере электронной экономической деятельности и в целом
общественных отношений, формирующихся в информационной среде глобальной
компьютерной сети Интернет:
а) отказ от законодательного
регулирования с упованием на саморегулирование. Очевидно, фактически этот путь
уже невозможен, так как действующие нормативные акты, хотя бы и по аналогии,
все же распространяются на “сетевые” отношения;
б) особое (специальное) правовое
регулирование рассматриваемых отношений. Такой путь вряд ли продуктивен, так
как связан с необходимостью дублирования значительного числа норм действующего
законодательства (например, в сфере охраны интеллектуальной собственности);
в) изменение действующего
законодательства и принятие новых нормативных актов с учетом специфики
“сетевых” общественных отношений. Данный путь в принципе возможен, но его
результатом может явиться “разбросанность” соответствующих норм законодательства
по различным нормативным актам;
г) принятие “рамочного” нормативного
акта (закона), закрепляющего основы правового регулирования рассматриваемых
отношений, с последующим претворением в жизнь п. “в”. Именно такой путь
представляется наиболее предпочтительным”.
Единственным способом эффективного
устранения таких проблем, является принятие соответствующим полномочным органом
недостающей нормы или группы норм. Такие нормы или нормативный акт общего
характера - “рамочный закон об Интернете”, как именует его А. Трофименко, -
видимо, должен быть комплексным (содержать нормы различных отраслей права).
Кроме того, как отмечают депутаты
Государственной думы Л.С. Маевский, А.В. Шубин, О.А. Финько, В.И. Волковский,
“одним из факторов, тормозящих ускоренный рост сектора электронной торговли и
электронной экономической деятельности в целом, остается отсутствие
необходимых правовых норм, помогающих сделать электронную торговлю привлекательным,
а главное, надежным экономическим инструментом. Это обстоятельство заставляет
восполнить соответствующие пробелы в законодательстве, не дожидаясь, пока новая
форма осуществления коммерческой деятельности займет подобающее ей место в экономике”[9].
В свою очередь разработка такой нормы
или группы норм невозможна без теоретического осмысления структуры и особенностей
предмета регулирования в рамках юридической науки.
Рассматривая “малый” аспект
интернет-бизнеса нельзя не сказать о том, что в 2005 году появились новые
трудности правового характера, которые связаны, с отменой ряда статей
федерального закона о государственной поддержке малого предпринимательства РФ.
В результате субъекты РФ утратили право на осуществление дополнительных, не предусмотренных
федеральным законодательством мер по поддержке малого предпринимательства за
счет собственных средств.
Сдерживает
организацию системы поддержки на местах и Федеральный закон “Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации”, который не включил
в вопросы местного значения развитие малого предпринимательства.
Проблем
добавил и Кодекс об административных правонарушениях, который узаконил права 62
организаций на осуществление контрольных мероприятий в отношении субъектов
предпринимательской деятельности.
В
результате внесения изменений в федеральное законодательство с 1 января 2005 года
субъекты РФ ограничены в участии в выработке и реализации государственной научно-технической
политики.
2. Основные
требования к системе Интернет-трейдинга
Эволюционировав
за последние годы, программы Интернет-трейдинга предлагают пользователям гораздо
больше, чем просто автоматическое выставлении заявок в торговую систему.
Еще
недавно многих клиентов, желающих подключиться к Интернет-трейдингу, сдерживала
необходимость ежемесячно тратить деньги на абонентскую плату за программу
трейдинга. В настоящее время эта проблема исчезла, поскольку брокеры
освобождают от этой платы если не всех клиентов, то как минимум активных
игроков.
Программы
Интернет-трейдинга предоставляют доступ к различным секторам торгов на ММВБ,
РТС, ФБ "Санкт-Петербург", СПВБ. Хотя большинству инвесторов
достаточно торгов акциями на ММВБ, разработчики программ вместе с брокерами
стараются предоставить максимально большой выбор инструментов.
Главным
направлением развития является постоянное дополнение возможностей программ.
Интернет-системы начинают реализовывать новые функции, которых нет в торговых
программах самих бирж. Например, это относится к возможности постановки заявок
стоп-лосс.
Помимо
данных о котировках биржевых систем, в которых осуществляются сделки,
добавляется информация о ценах с прочих российских и зарубежных рынков,
новостные ленты агентств и комментарии аналитиков.
О
прогнозах в развитии Интернет-трейдинга говорить достаточно трудно, так как в
принципе сейчас на рынке есть несколько систем, которые предлагают клиенту
очень широкий функционал - практически весь возможный сейчас.
Сейчас
идет процесс интеграции максимального количества одновременно доступных
торговых площадок под крышей одной программы. В дальнейшем должна появиться
возможность для клиентов свободного и оперативного перемещения активов с одной
биржи на другую. Программы Интернет-трейдинга предназначены главным образом для
торговли, поэтому предпочтительна прямая связь on-line с программным
обеспечением бэк-офиса, более жесткий контроль за рисками (и по позициям
клиента, и по совокупной позиции брокера).
Основные
требования к системе Интернет-трейдинга:
-
Низкая плата за пользование системой или ее отсутствие
-
Доступ к различным торговым площадкам
-
Удобство интерфейса, возможность его гибкой настройки
- Хорошая
скорость передачи и обработки информации
-
Надежность системы
-
Защищенность передачи информации
-
Расчет клиентской позиции, остатков и лимитов в режиме реального времени
-
Возможность работы с отложенными заявками, стоп-приказы
-
Экспорт данных в системы технического анализа и Excel
-
Возможность графического отображения данных
-
Возможность получения дополнительных пакетов информации
3. Функциональные возможности и круг
решаемых задач системы Интерент-трейдинга
Основные
ожидания банкиров, серьезно занимающихся интернетом, связаны в основном с
будущим. Если динамика экономики еще несколько лет будет положительной,
население активнее пойдет в банки, и тогда этот опыт и возможность предоставить
клиентам комплексные услуги могут оказаться для банка серьезным конкурентным
преимуществом. Конечно, пока что значительную долю пользователей Сети составляют
“нищие студенты”, но скоро они выучатся и начнут зарабатывать, став благодаря
своему достатку и активности наиболее интересной для банкиров группой
населения.
Этот
фактор уже заметен в тех странах, где интернет появился раньше, чем в России,
например в Скандинавии, где поколение студентов образца середины 90-х уже стало
состоятельными людьми с высоким уровнем дохода и хорошей технологической подготовкой.
Именно этот слой и представляет собой значительную группу пользователей теле-
и интернет-банкинга, который в той же Скандинавии казался малоперспективным еще
пять лет назад.
Под
“интернет-банкингом” подразумевается, как правило, обслуживание счетов клиентов
- физических лиц через интернет. Набор услуг, оказываемых банками таким клиентам,
уже сейчас достаточно широк. Так, первая из открывшихся в России систем - “Интернет
сервис банк” Автобанка - позволяет пользователям покупать и продавать валюту и
ценные бумаги, оплачивать коммунальные услуги и услуги операторов связи,
совершать переводы, открывать валютные и рублевые депозиты, пополнять
карточные счета, получать выписки по всем своим счетам и так далее.
Пользователями системы могут стать владельцы счетов в Автобанке, заплатившие
порядка тысячи рублей за подключение, но все операции за исключением
межбанковских платежей и зачисления на счет безналичных рублей бесплатны для
пользователя, а по операциям с валютой даже предоставляется скидка. Сейчас
системой пользуются около 2 тыс. человек, оборот по интернет-счетам за февраль
составил 55 млн. рублей. Еще один лидер в интернет-банкинге, Гута-банк, сумел
привлечь к обслуживанию в системе “Телебанк” уже порядка 2,5 тыс. клиентов.
Всего
же подобные услуги в России сейчас оказывают порядка двадцати банков, и это
крайне мало в сравнении с развитыми странами - США и тем более, Северной Европой.
Мало и по общему числу клиентов, востребовавших эту услугу, и по их доле в
общем числе клиентов банков. Даже у банков-лидеров оно составляет доли
процента.
Причины
не очень высокого спроса на такого рода услуги и их незначительного предложения
довольно просты. Скептики отмечают все еще сохраняющееся недоверие клиентов к
банковской системе в целом и высказывают опасения, что высокотехнологичные,
нетрадиционные для российского рынка услуги просто не найдут потребителя. Действительно,
если учитывать, что, по данным различных источников, от 27 до 34% населения
страны ничего не знает про интернет, что аудитория Сети сгруппирована в
основном в Москве и Санкт-Петербурге, да еще собрать воедино все требования,
которым должен отвечать потенциальный пользователь интернет-банкинга (несколько
неправдоподобный образ молодого, но весьма состоятельного и чрезвычайно занятого
человека, сильно озабоченного своим будущим), становится понятно, что такая
услуга вряд ли может быть сейчас массовой. Этот факт признают и в
банках-активистах.
Вместе
с тем банковские интернет-проекты весьма требовательны к ресурсам. Российские
специалисты оценивают первоначальные затраты банка на одного пользователя
онлайн-системы в среднем в 400 - 600 долларов. Полноценное же технологическое
решение обойдется в сумму от 1 до 5 млн. долларов в зависимости от размера
банка. Плюс к тому необходимо пройти массу бюрократических процедур включая
получение лицензии, которая обходится в десятки тысяч долларов.
По
словам различных отечественных специалистов, серьезными сдерживающими
факторами развития интернет-банкинга в России остаются и затянувшееся законодательное
оформление электронно-цифровой подписи, и недостаточное развитие
телекоммуникаций, на доведение которых до европейского уровня потребуется, по
оценкам западных специалистов, порядка 50 млрд. долларов, и недостаточное
количество компаний, предлагающих услуги аутсорсинга.
Вопрос
окупаемости - самый неприятный для всех проектов, связанных с интернетом; в
интернет-среде до недавнего времени его вообще предпочитали не касаться. Банкиры
на эту тему рассуждают охотнее. В интернет-банкинге есть и имиджевый элемент, и
коммерческий. Имиджевый заключается в том, что, когда набирается критическая
масса банков, предлагающих такую услугу, те, кто такую услугу не предлагает,
начинают проигрывать. Они теряют клиентов, и это уже чистый убыток. Доля
банков, предоставляющих услуги интернет-банкинга, в общем числе банков сейчас
крайне низка, но среди них такие гиганты, как Автобанк, Гута-банк, “Менатеп
Санкт-Петербург”. Еще один заметный игрок, Альфа-банк, видимо, представит свое
решение в ближайшее время. Получается, что сектор крупных банков, работающих с
населением, уже довольно сильно “интернетизирован” (если, впрочем, не принимать
в расчет особый во всех отношениях Сбербанк), поэтому отсутствие этой услуги
означает хоть пока в основном имиджевый, но уже проигрыш.
Вместе
с тем есть вполне поддающиеся оценке преимущества, которые может получить банк
при добросовестной реализации интернет-решения. Во-первых, это экономия на
обслуживании частных клиентов за счет автоматизации этого процесса. По общей
оценке, проведение операции с использованием человеческого труда обходится
примерно в один доллар (в эту оценку включается и возможность ошибки). При
проведении операций через интернет их стоимость падает до десятка центов, а
при больших масштабах (начиная от 50 тыс. человек), выйти на которые в конечном
счете и рассчитывают крупные банки, и до нескольких центов.
Стоит,
правда, отметить, что серьезной экономии и значительной эффективности проекта
можно добиться, если исповедовать комплексный подход к развитию
интернет-банкинга. В числе комплексных услуг можно привести интернет-трейдинг,
систему обслуживания юридических лиц и электронные торговые площадки,
электронные магазины и платежные системы для интернет-торговли. Интернет-проект
банка окупается за счет косвенных факторов: увеличения активов, привлечения
новых клиентов, роста оборотов и транзакционных комиссий, то есть за счет
факторов, проявляющихся в других подразделениях банка.
Крупные
организации слабо подвержены веяниям моды, к тому же со своими корпоративными
клиентами в отличие от физических лиц банки уже очень давно общаются дистанционно,
на Западе — около двадцати лет. В России подавляющее большинство банков также
используют системы “клиент - банк”, и многие переводят их в интернет. Сам по
себе этот перевод ничего не дает: операции не проходят в онлайне, бухгалтерские
системы клиента и банка не интегрируются, но и здесь комплексный подход может
принести плоды.
Способность
предоставить клиенту интернет-доступ становится реальным конкурентным
преимуществом, причем ставка в корпоративном секторе несравнимо выше, чем в
прямых контактах: “Случаев, когда корпоративного клиента удалось бы привлечь
исключительно через интернет, пока нет, но у нас был обратный опыт: если бы
мы не предоставили клиенту возможность интернет-доступа, он ушел бы от нас, а
это было бы крупной потерей. Пока, конечно, интернет значит мало, но это как
пятьдесят процентов плюс одна акция. В этой комбинации эта последняя дорогого
стоит”, - рассказывает Евгений Трофимов, директор департамента информационных
технологий Госбанка.
Использование
интернета в секторе корпоративных клиентов дает банку сразу несколько
преимуществ. Во-первых, это снижение расходов на обслуживание клиентов, обусловленное
автоматизацией электронного документооборота. Во-вторых, улучшение качества
предлагаемых клиенту продуктов за счет их индивидуальной настройки под его потребности.
Третье преимущество - возможность быстрого расширения масштаба деятельности, выхода
на региональные и смежные финансовые рынки.
Конечно,
воспользоваться этими возможностями в реальности непросто. Для снижения
издержек необходимо реорганизовать бизнес-процессы, уменьшить применение ручного
труда. Индивидуальная настройка продуктов требует использования банком системы
управления взаимоотношениями с клиентами. А расширение масштаба деятельности невозможно
без соответствующей технической инфраструктуры - промышленных серверов, сетей.
Анализируя общую информацию и в частности, комментарии IT-специалистов
различных банков можно предположить, что пока не более 10% российских банков в
достаточной степени автоматизировали бизнес-процессы, чтобы получать дивиденды
от электронного бизнеса. А по данным рейтингового агентства “Эксперт РА” (www.expert.ru), хотя более 95%
предприятий уже автоматизировали финансы и бухгалтерию, они тоже не вполне
готовы к такому способу работы, что во многом связано с непрозрачностью бизнеса
и недостаточной квалификацией персонала.
Окупаемость
интернет-проекта, предназначенного для взаимодействия с корпоративными
пользователями, зависит от конкретных банков и клиентов. По мнению председателя
правления Юниаструм-банка и руководителя секции интернет-технологий Ассоциации
российских банков Олега Скворцова (www.uniastrum.ru), в среднем интернет-система создаст экономию, когда через нее
проходит хотя бы тысяча транзакций.
Если
говорить о возможности выхода на новые географические рынки, то, хотя в России
через интернет корпоративные клиенты пока не привлекались, примеры экономии
на создание и поддержку филиальной сети за счет интернета уже есть. По утверждению
Юрия Савельева, заместителя председателя правления банка “Менатеп
Санкт-Петербург” (www.menatepspb.com), за счет того, что филиальная сеть работает на арендованных каналах и
не увеличивает штат, банк экономит около двух с половиной миллионов долларов.
Стратегия
банка в интернете может быть разной, но если о формах участия банка в
электронном бизнесе еще есть время спорить, то со стратегией банкам нужно
определяться уже в ближайшем будущем. В случае, если с выходом в интернет
можно “еще годик подождать, и ничего страшного не будет”, то через три-пять
ближайших лет не понявший прелести интернета банк будет просто вытеснен с
рынка.
В
качестве наглядного примера электронного банкинга, доступного простому смертному,
можно привести “Домашний банк” - интерактивную компьютерную систему, которая
обеспечивает удаленное управление банковскими счетами через глобальную сеть
интернет. Система “Домашний банк” является воплощением самой современной и
удобной формы банковского обслуживания физических лиц, потому что она
предоставляет клиенту возможность получать полный банковский сервис на дому.
Разработанная
специалистами Автобанка система “Домашний банк” является современной
реализацией услуги удаленного банковского обслуживания (home banking), которая
использует широкие возможности, предоставляемые сетью интернет (internet home
banking). Подобные системы успешно функционируют в крупнейших западных банках,
таких как Citi-corp, NationsBank, Bank of America, First Union, Wells Fargo,
First Chicago (NBD), Bank Austria, Union Bank и др. На западе системы internet
home banking зарекомендовали себя как высокотехнологичные и эффективные
помощники человека в удаленном управлении личными финансами. С вводом в
эксплуатацию системы "Домашний банк" в мае 1998 года полноценный
internet home banking стал доступен и клиентам российского банка.
Пользователи
системы имеют быстрый доступ ко всем своим банковским счетам (текущим, карточным,
депозитным и др.), открытым в Автобанке. Это позволяет клиенту в режиме
реального времени совершать следующие банковские операции:
·
проверять наличие средств на
любом своем счете;
·
просмотреть историю движения
средств и получить выписку по любому своему счету за любой промежуток времени,
в том числе и отследить историю периодических платежей за коммунальные услуги,
интернет и др.
·
переводить средства между
своими счетами, а также на любой счет, открытый в Автобанке;
·
пополнять счета пластиковых
карт Union Card, VISA и Eurocard/MasterCard;
·
оперативно размещать средства
на срочные депозиты (вклады), а также пользоваться начисленными по ним
процентами;
·
осуществлять периодические
платежи за различные услуги (коммунальные услуги, телефон, пейджер, интернет и
т.д.);
·
оплачивать товары и услуги в
электронных магазинах интернета.
Система
“Домашний банк” активно использует коммуникационные возможности сети интернет.
Работу системы “Домашний банк” на стороне пользователя обеспечивает либо
специальный браузер (AMSD SA-Ariadna™), либо набор программных компонентов для
браузера Microsoft Internet Explorer, которые обеспечивают доступ пользователя
к защищенным банковским серверам и обмен информацией между клиентом и банком. В
процессе работы системы “Домашний банк” клиент получает непосредственный доступ
к собственным банковским счетам, открытым в Автобанке, и имеет возможность
совершать различные операции со своими средствами.
Прием
и передача электронных документов производится в защищенном режиме. На любом
этапе работы все данные кодируются в соответствии с уникальным ключом, имеющимся
только у одного пользователя системы, и подписываются его электронной подписью.
Технологии, используемые в работе системы “Домашний банк”, обеспечивают предоставление
удобного, безопасного и надежного банковского сервиса через интернет.
Система
“Домашний банк” может использоваться клиентом как расчетный инструмент для
оплаты различных товаров и услуг через интернет. “Домашний банк” предлагает
несколько вариантов проведения таких платежей.
Первый
вариант - самый простой. Зная банковские реквизиты продавца, клиент с помощью
системы “Домашний банк” совершает обычный банковский перевод со своего счета в
Автобанке на счет продавца, открытый либо в Автобанке, либо в любом другом российском
банке. В этом случае настоящий онлайн-сервис получает только клиент, который,
не выходя из дома, переводит деньги магазину. Здесь еще нет непосредственной
связи банк-магазин, поэтому расчетная операция может занимать значительное
время. Данный вариант подходит прежде всего для продавцов, которые пока еще не
имеют своего электронного магазина.
Второй
вариант - более совершенный. Он применяется в системе “Домашний банк” для
совершения периодических платежей (коммунальные услуги, телефонные услуги, услуги
доступа в интернет и др.). В этом случае клиент имеет постоянного получателя
платежа, например, интернет-провайдера, на которого в “Домашнем банке”
заводится индивидуальный шаблон получателя периодических платежей. Между банком
и получателем платежа устанавливаются договорные отношения, по которым банк
принимает и перечисляет получателю платежи населения, а также предоставляет в
удобной для него форме информацию о принятых от клиентов средствах.
Это
позволяет создать настоящую онлайн-схему расчетов. Информация о совершенных
клиентами платежах поступает получателю платежей в реальном режиме времени. Помимо
оперативности совершения расчетов, клиент получает дополнительное удобство - в
“Домашнем банке” сохраняется история всех платежей (вместе с первичными документами)
по каждому получателю платежей в отдельности.
Третий
вариант - непосредственно для электронной коммерции. Одной из функций
“Домашнего банка” является возможность принять и оплатить счет, выставленный
электронным магазином. Технология формирования, верификации и оплаты счета
предполагает жесткую связь между Покупателем, Электронным магазином и Банком,
при которой однозначно идентифицируются все участники расчетов и удостоверяется
подлинность электронных расчетных документов. Для этого в системе “Домашний
банк” используется электронная подпись.
Взаимодействие
между Покупателем, Магазином и Банком выглядит следующим образом. После того
как покупатель “набрал корзину” товаров в виртуальном магазине и “попросил” у
магазина выставить ему счет для оплаты с помощью системы "Домашний
банк", магазин выставляет ему такой счет, подписанный электронной подписью
магазина. Затем покупатель подписывает этот счет своей электронной подписью и
либо сразу производит оплату счета, либо откладывает его до определенного времени
(например, до пополнения средствами своего текущего счета в банке, если там не
оказалось достаточной суммы). При этом банк автоматически сообщает виртуальному
магазину о состоянии выставленных им счетов: счет принят клиентом, счет не
принят клиентом, счет оплачен клиентом. Если расчетный счет магазина находится
в Автобанке, то таким же образом магазин получает информацию о поступлении
перечисленных покупателем средств на счет магазина, что является достаточным
условием для “отпуска” товара или услуги покупателю.
Данная
схема взаимодействия Покупателя, Магазина и Банка надежна и проста в эксплуатации.
Это позволяет использовать “Домашний банк” как универсальный расчетный инструмент
в электронной коммерции.
4. Базовые
компоненты системы Интерент-трейдинга.
Система
Интернет-трейдинга устанавливается в банке или финансовой компании, которая
работает на одном или нескольких рынках (государственные и корпоративные ценные
бумаги, валютный, срочный рынок, векселя и т.д.). Организаторами рынка являются
биржи или группы компаний (внебиржевой рынок). При этом финансовые компании,
которые имеют непосредственный доступ к рынку (доступ к торговым системам бирж
или внебиржевым торговым системам) выступают в качестве брокеров. Все остальные
компании имеют доступ к рынку только через брокеров и имеют статус инвесторов.
Традиционная
схема взаимодействия брокера и инвестора подразумевает их общение по телефону,
в ходе которого брокер называет клиенту текущие цены на рынке, а клиент дает
заявки на покупку или продажу. Полученные заявки брокер вводит в торговую систему
с соответствующего биржевого терминала, установленного у него.
Система
Интернет—трейдинга предназначена для автоматической подачи заявок инвестором
непосредственно в торговые системы бирж, а также для мониторинга состояния
своего портфеля в режиме реального времени. Естественно, что при этом все
операции клиент совершает только в пределах лимитов, установленных для него
брокером. Таким образом брокер по-прежнему остается необходимым звеном,
определяющим порядок работы клиента на рынке.
Система
должна обеспечивать весь комплекс операций, необходимых для управления
клиентами со стороны брокера: администрирование клиентов, отслеживание и
управление лимитами, связь с back office, организация электронного документооборота
с клиентами и т.д.
Система
состоит из следующих элементов:
1.Шлюзы в торговые системы бирж.
2. Автоматизированный
комплекс брокерской компании, включающий в себя:
o систему сбора
заявок;
o систему
управления лимитами;
o систему
безопасности.
3.Рабочее место брокера.
4.Рабочие места клиентов.
Общая
схема системы Интернет-трейдинга, включающая все ее компоненты, представлена на
Рис. 1.
Рассмотрим
подробнее все элементы системы.
Шлюзы
в торговые системы бирж это программно-аппаратные комплексы, предназначенные
для автоматического обмена информацией между брокером и торговой системой
биржи. Как правило шлюз представляет собой компьютер, находящийся у брокера и
подключенный к выделенной корпоративной сети биржи. По соображениям
безопасности многие биржи требуют, чтобы обмен информацией с этим компьютером
осуществлялся только через COM-порт и не был подключен к локальной сети
компании, в которой он установлен.
Рисунок
1. Общая схема системы интернет-трейдинга
Схема
подключения шлюза выглядит как показано на Рис. 2.
Рисунок
2. Схема подключения шлюза
Некоторые
биржи или торговые системы еще не имеют автоматических шлюзов с торговыми
системами. В этом случае передача заявки, полученной от клиента, может осуществляться
трейдером с терминала соответствующей биржи.
В
общем случае системы Интернет-трейдинга могут не иметь подключения к биржам или
внешним торговым площадкам - торги осуществляются в рамках локальной группы
клиентов одного брокера. То есть каждый клиент может торговать не со всеми
участниками рынка или биржи, а только с клиентами своего же брокера. Это вполне
оправданно, если количество клиентов у одного брокера достаточно велико.
В
этом случае появляется необходимость в блоке "Торговая система брокера",
показанном на р.
Данный
функциональный блок выполняет следующие функции:
·
формирует очереди заявок;
·
осуществляет поиск встречных заявок и заключение сделок.
Формирование
очереди заявок показано на Рис. 3.
Рисунок
3. Формирование очереди заявок
Фактически
торговая система брокера функционирует аналогично торговым системам бирж.
Система
сбора заявок является ключевым элементом системы Интернет-трейдинга и
обеспечивает организацию процесса взаимодействия брокера и клиента, брокера и
биржи, а также других подсистем брокерского комплекса.
В
эту систему входят следующие элементы:
·
контроллер прикладного протокола обмена данными с клиентом;
·
сервер приложений, обеспечивающий генерацию запросов к базе данных, на
основании сообщений, полученных от клиента;
·
сервер баз данных;
·
контроллер прикладного протокола обмена данными с биржами и торговыми
площадками;
·
Web-сервер для поддержки Java клиентов.
В
качестве транспортного протокола передачи данных между клиентом и брокером
используется стандартный протокол TCP/IP, однако, с точки зрения
функциональности и надежности взаимодействия клиента и брокера большое внимание
должно быть уделено протоколу прикладного уровня.
Прикладной
протокол должен обеспечивать:
1.
Адресность сообщений и маршрутизацию при обмене сообщений между клиентами.
2.
Надежность доставки на прикладном уровне, которая обеспечивается получением
подтверждений от всех звеньев, по которым проходит сообщение (например, при
разрыве связи между брокером и биржей, клиент должен быть корректно извещен о невозможности
доставки его сообщения на биржу, несмотря на то, что оно успешно получено брокером).
3.
Максимально компактный формат передачи информации, запросов к базам
данных и т.д. для минимизации траффика между брокером и клиентом и снижения
требований к пропускной способности Интернет-каналов.
4.
Поддержку бродкастинговых сообщений.
Вся
информация в торговой системе делится на две части:
1.
Информация о ходе торгов (котировки, сделки), одинаковая для всех.
2.
Персонализированная информация, связанная с заявками, портфелем и лимитами
конкретного инвестора, а также текстовые сообщения, посылаемые клиентами друг
другу.
Информация
второго типа должна передаваться в виде адресных сообщений, предназначенных
конкретному получателю, а информация первого типа в виде широковещательных
сообщений, передаваемых один раз и доставляемых всем клиентам одновременно.
Для
передачи информации первого типа могут применяться технологии, апробированные
на информационном рынке, в частности, технологии широкого вещания через спутниковые
и эфирные каналы (Рис. 4).
Рисунок
4. Схема доставки данных к клиенту
В
этом случае клиент использует специальное приемное устройство, подключаемое к
компьютеру, через которое получает весь основной информационный поток, дающий основную
нагрузку на каналы связи. Таким образом Интернет используется только для приема
персонализированной информации и отправки заявок. Это позволяет клиенту использовать
низкоскоростное подключение к Интернет, что особенно актуально для регионов.
Возможность использования таких систем реализована, например, в системе
Интернет—трейдинга "NetInvestor".
В
соответствии с общей схемой работы, брокер должен контролировать операции,
выполняемые клиентами. Управление клиентами включает в себя функции, которые
выполняются в двух режимах: автоматическом и ручном.
В
автоматическом режиме выполняется контроль заявок на соответствие лимитам и
изменение лимитов при совершении сделок или изменении цен на рынке.
В
ручном режиме выполняются следующие функции:
·
регистрация клиентов и работа с клиентской базой;
·
управление лимитами клиентов;
·
мониторинг клиентских заявок;
·
разграничение прав доступа;
·
ввод заявок от имени клиента, в случае проблем со связью у клиента;
·
обеспечение работы субброкеров.
Последний
пункт (Обеспечение работы субброкеров) связан с тем, что клиентом брокера может
являться другой брокер, имеющий свою клиентскую базу. Субброкер имеет
возможность управлять своими клиентами в пределах лимитов, открытых на него
основным брокером. Эта схема может строиться иерархически, как показано на Рис. 5.
Рисунок
5. Схема взаимодействия: клиент-субброкер-брокер
Для
реализации вышеперечисленных "ручных" функций в системе должно быть
предусмотрено автоматизированное рабочее место брокера, где находится
исчерпывающая информация обо всех клиентах и их действиях.
Правила
проведения автоматизированных операций по управлению клиентами, их заявками,
лимитами и т.д. составляют внутреннюю бизнес-логику системы. На практике правила
работы системы очень часто меняются, поэтому очень важно предложить такие технологические
решения, которые не требовали бы переделок системы при каждом изменении
торговых схем или при появлении новых активов.
Примером
такого технологического решения является наличие внутреннего языка
программирования Dscript в системе Интернет-трейдинга "NetInvestor".
Основная функция языка — описание алгоритмов работы системы по обработке информации
и передаче ее для администратора и клиентов.
Все
алгоритмы работы системы, связанные с правилами работы брокера, реализованы на
языке Dscript, что обеспечивает большие возможности по адаптации системы без
внесения изменений в ядро.
Кроме
того в языке Dscript реализованы многие возможности, которыми не обладает,
например, PL/SQL (в частности реализован аналог функций SELECT, которые не появились
в Oracle 8, и другие полезные функции).
Подключение
команд может производиться "на ходу".
Используя
Dscript пользователь может самостоятельно, без обращения к разработчикам,
настраивать систему под изменяющиеся правила работы.
Помимо
систем, предназначенных для осуществления торговых операций, в компании брокера
есть учетные системы, которые выполняют следующие функции:
·
ведут учет денежных средств, поступивших на счет клиента;
·
ведут учет акций, которые есть у каждого клиента в депозитарии;
·
готовят различные отчеты и т.д.
Для
успешного функционирования систем Интернет-трейдинга необходимо обеспечить
взаимодействие с этими системами, которое заключается в передаче определенной
информации между торговыми и учетными системами. Например, перед началом торгового
дня необходимо получить из учетной системы всю информацию о состоянии портфелей
клиентов. В течение дня также может потребоваться обновление этой информации
при поступлении денежных средств на счет клиента и в других случаях. С другой
стороны вся информация об операциях, проводимых клиентом и состоянии его
портфеля, должна передаваться в учетную систему для последующего отражения на
банковских и депозитарных счетах клиента.
В
зависимости от технологии работы брокера это взаимодействие может осуществляться
в режиме on-line, с установленной периодичностью или по запросу оператора.
В
настоящее время брокерские компании оснащены самыми различными программами
бэк-офиса, поэтому система Интернет-трейдинга должна иметь универсальный интерфейс
для взаимодействия с ними.
Возможны
следующие способы организации взаимодействия между системами:
·
Генерация SQL запросов со стороны системы Интернет-трейдинга к базам
учетной системы или наоборот. Применение данного способа наиболее эффективно в
том случае, если имеется описание структур таблиц баз данных. В состав систем
также могут входить специальныо подготовленные модули, реализующие наиболее
типовые запросы.
·
Организация взаимодействия через файлы обмена. Фунции экспорта/импорта
файлов заданного формата являются обязательными для всех систем
Интернет-трейдинга.
Ключевым
элементом в системе безопасности Интернет-трейдинга является электронно-цифровая
подпись (ЭЦП).
ЭЦП
является аналогом собственноручной подписи. В соответствии с ГОСТ Р 34 10-94
ЭЦП — это данные, добавляемые к блоку данных или полученные в результате его
криптографического преобразования, которые позволяют приемнику данных удостовериться
в целостности блока данных и подлинности источника данных, а также обеспечить
защиту от подлога со стороны приемника данных.
ЭЦП
жестко увязывает в одно целое содержание документа и секректный ключ для
формирования ЭЦП и делает невозможным изменение документа без нарушения подлинности
данной подписи.
Проверка
ЭЦП осуществляется с применением открытого ключа, который представляет собой
цифровую последовательность, не являющуюся секретной, но однозначно связанную с
секретным ключом для формирования ЭЦП.
Секретный
ключ может быть привязан к различным носителям:
·
дискета, защищенная от копирования;
·
смарт карта;
·
HASP и др.
Компьютер
клиента должен иметь устройства для считывания информации с соответствующего
носителя.
При
получении данных система сбора заявок передает данные на сервер безопасности,
который производит расшифровку и проверку подписи и в случае успешного проведения
этих операций возвращает сообщение для последующей обработки.
Компания
или банк, в котором устанавливается система Интернет-трейдинга, должен
организовать у себя работу Администрации электронно-цифрового документооборота
(ЭЦД). В обязанности Администрации ЭЦД входит:
1.
Подключение пользователя к системе ЭЦД.
2.
Осуществление ключевого управления, в том числе:
o
проводить генерацию секретных ключей;
o
проводить регистрацию и хранение открытых ключей;
o
заверять список открытых ключей своей ЭЦП и предоставлять его пользователям;
o
осуществлять плановую и внеплановую замену ключей пользователей.
3.
Официально объявлять конкретный ключ пользователя недействительным.
4.
Удостоверять подлинность ЭЦП (на основании доверенности) и т.д.
В
качестве базового варианта реализации ЭЦП и шифрования может использоваться
разработка МО ПНИЭИ "Верба". Для минимизации стоимости рабочего места
могут применяться собственные реализации алгоритмов ЭЦП и шифрования.
Легитимность применения таких систем зависит от договоров о применении ЭЦП,
которые брокер заключает с клиентами.
В
ряде систем Интернет-трейдинга, в частности в системе NetInvestor, брокер имеет
возможность использовать для части клиентов одну систему, а для другой части —
другую. При значительном увеличении количества клиентов может быть установлено
несколько криптосерверов с автоматической балансировкой загрузки между ними.
Система
криптозащиты шифрует и подписывает каждое сообщение между клиентом и ядром
системы (в обе стороны), включая все подтверждения о получении данных, и между
рабочими местами брокеров и ядром системы.
Все
рабочие места и модули системы должны вести журналы транзакций, куда вводится
информация, в том виде, в котором поступает (с ЭЦП и в шифрованном виде). Это
дает возможность однозначно разрешать все конфликтные ситуации.
Автоматизированное
рабочее место (АРМ) клиента системы Интернет-трейдинга может быть реализовано в
двух вариантах:
1.
Специализированное программное обеспечение, устанавливаемое на компьютере
в офисе клиента и реализующее архитектуру "клиент — сервер".
2.
Построение АРМ клиента по технологии Java или ActiveX, что исключает установку
программ и требует только наличия стандартного проводника.
Рассмотрим
достоинства и недостатки описанных вариантов.
Второй
вариант накладывает достаточно жесткие ограничения на размер апплета, а,
следовательно, ограничивает функциональность клиентского ПО. С другой стороны -
обеспечивает мобильность пользователя, то есть возможность торговать с любого
компьютера, а не только с того, на котором установлен клиентский терминал. При
использовании Java технологии невозможно обращение к носителям, на которых
записан ключ ЭЦП. Смарт карты, дискеты недоступны для Java апплета. Кроме того
не существует сертифицированных криптосредств, реализованных для применения в
Java апплетах.
Таким
образом выбор технологии работы во многом является выбором и брокера и клиента.
АРМ
клиента должен выполнять следующие базовые функции:
·
выставление заявок через Интернет;
·
мониторинг состояния портфеля и лимитов в режиме on-line;
·
возможность одновременной работы на нескольких рынках;
·
получение полного информационного сервиса в виде информации о торгах на
всех российских торговых площадках в режиме реального времени, а также
новостных лент, информации о внебиржевых рынках и рынке FOREX;
·
выставление стоп-ордеров;
·
оповещение о достижении параметрами рынка определенных уровней;
·
полное графическое отображение информации с применением графиков различных
типов;
·
реализацию схемы доверительного управления, когда один из клиентов по доверенности
управляет счетами нескольких клиентов;
·
организацию в режиме реального времени связи с системами технического
анализа (MetaStock, SuperCharts);
·
защиту информации и аутентификацию клиента;
·
возможность обмена сообщениями с другими клиентами системы.
Базовым
вариантом передачи информации клиенту является Интернет. В то же время при получении
большого объема информации с различных бирж и от информационных агентств для
клиента может потребоваться канал с большой пропускной способностью, что
представляет собой проблему, особенно в регионах.
В
то же время при использовании специализированного терминала можно применять
различные каналы получения информации, основанные на принципе компьютерного вещания
(Рис. 4):
·
спутниковые каналы;
·
эфирное вещание.
Системы
компьютерного вещания могут использоваться для доставки информации, одинаковой
для всех клиентов: ход торгов, котировки и сделки, новости и т.д. При этом
Интернет используется только для доставки персонализированной информации и
передачи заявок, что требует минимальной пропускной способности канала.
Клиентом
брокера или субброкера может являться дилинговый зал, то есть место, где
установлено большое количество АРМ'ов клиентов. Обслуживание таких клиентов также
должно быть оптимизировано. В качестве примера может служить система
"NetInvestor".
Построение
рабочих мест клиентов на базе специализированных терминалов
"NetInvestor" предусматривает возможность установки в локальной сети
организации неограниченного количества рабочих мест. При этом на одном из компьютеров
устанавливается специальная программа "Dixi server", которая поддерживает
соединение с автоматизированным комплексом брокерской компании и осуществляет
передачу данных на рабочие места, выполняющие интерфейсные функции. Таким
образом при наличии у клиента N рабочих мест информационный поток, передаваемый
от брокера к клиенту в N раз меньше, чем при использовании независимых рабочих
мест. Архитектура системы приведена на Рис. 6.
Рисунок
6. Рабочее место клиента.
Выше
отмечалась необходимость полного информационного сервиса для клиента,
включающего получение в режиме реального временми различной информации со всех
торговых площадок и внебиржевого рынка, а также новостной информации. Однако,
брокер может передавать клиенту только информацию с тех бирж, к которым он
подключен через автоматизированные шлюзы (Рис. 1). Для передачи
клиентам другой информации, брокер должен вступить в альянс с одним из
информационных агентств, специализирующихся на обслуживании участников
финансового рынка.
В
этом случае клиент будет получать часть информации от своего брокера, а часть
информации от агентства. При этом разработчики системы Интернет—трейдинга
должны предусмотреть возможность поддержки одновременно двух соединений клиента
с различными источниками данных, а также совместимость форматов данных. Только
в этом случае клиент получит полноценный информационно-торговый терминал.
Примером такой реализации является система NetInvestor компании МФД-ИнфоЦентр,
являющейся одновременно и информационным агентством и разработчиком системы
Интернет-трейдинга.
Системы
Интернет-трейдинга могут быть реализованы на различных программно-аппаратных
платформах. Современный уровень развития фондового рынка в России пока, к
сожалению, не дает оснований рассчитывать на десятки тысяч клиентов,
использующих систему Интернет-трейдинга у одного брокера.
С
другой стороны Интернет-трейдинг предъявляет очень высокие требования к быстродействию
и надежности системы, а возможность увеличения количества клиентов должна
обеспечивать возможность быстрого масштабирования.
Поэтому
наиболее приемлемыми для реализации таких систем являются UNIX решения с
использованием рабочих станций, позволяющих обеспечить кластерные решения, быстрое
наращивание производительности.
Заключение
Что
электронный бизнес может дать банковской сфере? Снижение стоимости операций
за счет уменьшения операционных и административных расходов. Согласно американской
статистике, средняя стоимость операции, выполняемой традиционными банковскими
способами, составляет 1 доллар 20 центов. Аналогичная операция, проведенная с
применением интернет-технологий, стоит 10 центов. Средняя стоимость одного
филиала составляет около 1 млн. долларов, а расширить интернет-бизнес на новые
регионы можно почти бесплатно. Конечно, собственно развитие
интернет-технологий требует сравнительно крупных начальных инвестиций в
разработку стратегии и новых технологических решений, в аппаратуру,
безопасность, на имидж и маркетинг, на создание условий прозрачности и доверия.
Но когда эти вложения уже сделаны, то дальнейшее развитие бизнеса требует
минимальных дополнительных затрат.
Но
самое главное, что даст электронный бизнес банковской системе, - это возможность
сломать границы между предоставляемыми продуктами и видами бизнеса; возможность
значительно более полно удовлетворять запросы клиентов, и не только в традиционных
видах услуг, но и в смежных областях; это и потенциал совмещения различных
видов бизнеса с целью максимального удовлетворения запросов клиентов и
повышения эффективности бизнеса. Процитируем руководителя фирмы IBM Луи Герстнера: «Настоящая революция заключается не в технологии.
Революция в тех изменениях институциональных процессов, которые должны
произойти, чтобы полностью абсорбировать преимущества новых технологий»[10].
Многие
российские финансовые организации начали внедрять электронный бизнес, но пока
делают лишь первые шаги на этом поприще. Порой шаги эти хаотичны и недостаточно
продуманы, что в результате не приводит к желаемым результатам. Я дам совет;
не копируйте. Проявите изобретательность - приложения, с которыми будут
работать ваши клиенты, должны быть непохожи на разработки конкурентов.
Говоря
о проблемах развития электронного бизнеса в России, я бы выделил четыре группы
проблем. Прежде всего это юридические вопросы, связанные с пробелами в законодательстве.
Должен быть принят закон об электронной подписи, не опирающийся на какую-либо
специфическую технологию. Кроме того, необходимо законодательно признать
эквивалентность транзакций, выполненных электронным способом и выполненных
традиционными способами. Нуждается в разъяснении и налоговый статус операций,
проводимых через интернет, причем без введения новых налогов.
Вторая
группа проблем - инфраструктурные. Необходима эффективная система поставок товаров,
приобретенных через интернет, и наличие надежной системы проведения платежей
включая совершенствование юридической и нормативной базы.
Следующая
группа - безопасность и доверие. По данным западных аналитиков, новый
интернет-сайт посещается в течение 28 секунд после открытия и атакуется
хакерами в ближайшие пять часов. Шестьдесят процентов сетей подвергается
попыткам стороннего проникновения более чем 30 раз в год. Поэтому продавец
услуг через интернет обязан разработать соответствующие меры защиты. Он должен
знать, кому он продает услуги, адекватно идентифицировать покупателя, который,
в свою очередь, должен быть полностью уверен, что продавец принял все разумные
меры безопасности и ответственно выполняет все требования.
Наконец,
необходимо наличие опыта и ресурсов. Но к парадоксальному преимуществу России
в развитии электронного бизнеса можно отнести ее пятилетнее отставание от
мировых лидеров: российские банки могут не повторять многочисленных ошибок,
сделанных их западными собратьями, а выбрать и адаптировать к собственным
нуждам хорошо отработанные и проверенные практикой решения.
Сверх чудес
от интернета уже никто не ждет. Настало время прагматического просчета реальных
возможностей. Нет новой экономики, но есть просто экономика, в которой электронному бизнесу уже
отведено свое собственное место.
Список литературы
1.
Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: “Проспект”, 2000.
2.
Об информации, информатизации и защите информации: Федеральный закон РФ
от 2 февраля 1995 г. № 24-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 8. –
С. 1213-1225.
3.
Об участии в международном информационном обмене: Федеральный закон РФ
от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 25. – С.
8654-6861.
4.
Александров Д.К. Интернет – праву быть // www.advocats.kiev.ua
5.
Александров С. Паутина опасностей // Финансовая Россия – 2000 (май). - №
19. – С. 11.
6.
Алексеев И.Ю. Электронная торговля: правовые проблемы предпринимательской
деятельности в Интернет // Московский журнал международного права. – 2000. – №
4. – С. 275-278.
7.
Аммосов Ю. Когда едет крыша, держись за фундамент // Эксперт. – 2000. -
№ 24. – С. 8-10.
8.
Аммосов Ю. Силиконовая тайга: Манифест новой экономики // Эксперт. –
2001. - № 6. – С. 81-89.
9.
Аммосов Ю., Шпагина М. От революции к эволюции // Эксперт. – 2001. – №
14. – С. 87-90.
10.
Аузан В. Битуби, пиар, иарпи // Эксперт. – 2000. - № 28. – С. 6-11.
11.
Аузан В. В2С: Васk to College // Эксперт. – 2001. – № 10. – С. 81-84.
12.
Аузан В. Интернет – задача на завтра // Эксперт. – 2001. - № 11. С.
76-78.
13.
Аузан В. Интернет и деньги // Эксперт. – 2000. - № 16. – С. 82-86.
14.
Аузан В. Канцелярщина // Эксперт. – 2001. - № 14. – С. 93-94.
15.
Аузан В. С чистого листа // Эксперт. – 2000. - № 24. – С. 13.
16.
Аузан В. Хотят ли русские В2В //Эксперт. – 2001. - № 10. – С. 94-96.
17.
Аузан В., Гришанков Д. Центры прибыли // Эксперт. – 2000. - № 16. – С.
86-87.
18.
Африн Д. Электронное правительство // Эксперт. – 2001. - № 14. – С.
90-92.
19.
Баяхчев В.Г. Расследование хищений, совершаемых в кредитно-финансовой
сфере с использованием электронных средств // Законодательство. – 2000. – С.
53-59.
20.
Богданов С. Модель бизнеса для бизнеса // Финансист. – 2000. - № 2. – С.
45-47.
21.
Большаков А. Стратегия ломки границ // Эксперт. – 2001. - № 11. – С. 80.
22.
Ванин А. Сокращая дистанцию // Эксперт. – 2000. - № 24. – С. 17.
23.
Грек А. Компьютерный кошелек // Эксперт. – 1998. – № 25. – С. 44-45.
24.
Гурдин К. Возможен ли NASDAQ в России? // Финансовая Россия. – 2001
(март) - № 10. – С. 17.
25.
Гурдин К. Возможен ли NASDAQ в России? // Финансовая Россия. – 2001
(март) - № 10. – С. 17.
26.
Гута-брокер – электронный брокер нового поколения // Эксперт. – 2001. -
№ 10. – С. 93.
27.
Земсков А.И. Доступ к электронным ресурсам от Бонна до Владивостока //
Научные и технические библиотеки. – 2000. – № 7. – С. 25-37.
28.
Имери В. Как сделать бизнес в Internet. – К.; М.; СПб., 1998. – С.
191-203; 319-336.
29.
Инджикян Р. Проблемы развития электронной коммерции в сфере финансовых
услуг // Финансист. – 2000. - № 11-12. – С. 106-112.
30.
Киселева С., Решетин Е. Виртуальное страхование // Эксперт. – 2001. - №
11. – С. 108-112.
31.
Кулешов А. Кустари-одиночки без госмоторчика // Эксперт. – 2001. - № 6.
– С. 90-92.
32.
Лидеры российского виртуального шопинга // Эксперт. – 2000. – № 16. – С.
77-82.
33.
Мамыкин А.А. Стратегия и тактика маркетинга в Интернет // Маркетинг в
России и за рубежом. – 2000. - № 2. – С. 63-66.
34.
Мелюхин И. Электронные деньги и банковские операции в компьютерных сетях
// Мировая экономика и международные отношения. – 1996. – С. 118-125.
35.
Моисеев С. С Internet-авоськой по магазинам // Научный парк. – 1998. - №
6. – С. 54-58.
36.
Нагапетьянц Н., Гуреев С. Internet-маркетинг // Маркетинг. – 1998. - №
5. – С. 99-110.
37.
Обухова Н. Российский бизнес уходит в сеть // Финансовая Россия. – 2000.
- № 24. – С. 6.
38.
Паринов С.И. Виртуальная экономика Сибири // ЭКО. – 1996. - № 9. – С.
65-78.
39.
Паршенцев А.А. Проблема и перспективы развития электронных магазинов //
Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. - № 3. – С. 84-89.
40.
Плотников В. В сетях коммерции // Финансовая Россия. – 1999 (апрель) - №
12. – С. 11.
41.
Поваляев А. Цель определяет средства // Эксперт. – 2001. - № 6. С.
94-96.
42.
Расстегаев А. Клонирование технологий // Эксперт. – 2000. - № 8. – С.
6-10.
43.
Сигунов В. Виртуализация пирамид // Эксперт. – 2000. - № 15. – С. 12-17.
44.
Соловяненко Н. Совершение сделок путем электронного обмена данными:
Принципы правового подхода. – 1997. - № 6. – С. 52-59. - № 7. – С. 54-63.
45.
Степаненко Е. Электронная коммерция в России. Основные вопросы // Хозяйство
и право. – 2000. - № 12. – С. 23-37.
46.
Степанов С. Банковские услуги по Интернету // Финансист. – 2000. - № 2.
– С. 76-79.
47.
Степанов С. Розничная торговля в США уже никогда не будет такой как
прежде. А в России? // Финансист. – 2000. - № 2. – С. 45-47.
48.
Субботин С. Интернет-коммерция – “за” и “против” // Рынок ценных бумаг.
– 2000. – № 7. – С. 27-29.
49.
Сухоруков А. Интернет-трейдинг – массовая услуга или вотчина профессионалов?
// Рынок ценных бумаг. – 2000. - № 7. – С. 30-32.
50.
Чупалов А. Как зарабатывать деньги в Internet. – М., 1998. – С. 88-109;
125-129.
51.
Шамраев А.В. Денежная составляющая платежной системы: правовой и
экономический подходы // Деньги и кредит. – 2000. - № 4. – С. 38-41. - № 7 –
С. 38-41 (1999).
52.
Шпагина М. Глоток кислорода в солнечный день // Эксперт. – 2000. - № 20.
– С. 12-16.
53.
Шпагина М. Иное измерение // Эксперт. – 2000. - № 24. – С. 1-4.
54.
Шпагина М., Аузан В. Лицом к клиенту, спиной к человеку // Эксперт –
2000. - № 24. – С. 14-16.
55.
Шувалова И. Шаг назад и два вперед // Эксперт. – 2001. - № 10. – С.
86-87.