Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Экономическая сущность расчетных операций

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Экономическая сущность расчетных операций
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:40:37
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    План


     

    1. Виды и формы расчетов, применяемые на предприятиях. 4

    2. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности и задачи ее учета. 14

    3. Нормативно-правовое регулирование учета расчетных операций. 16

    4. Особенности учета расчетов между группой взаимосвязанных организаций в отечественной практике и за рубежом. 19

    Список использованных источников. 24


    1.1 Виды и формы расчетов, применяемые на предприятиях


    Большинство расчётов между предприятиями, с бюджетом и внебюджетными фондами производиться в виде безналичных платежей.

    Безналичные платежи осуществляются посредством безналичных перечислений по расчётным, текущим и валютным счетам клиентов в банках, системы корреспондентских счетов между банками, зачётов взаимных требований, с помощю векселей и чеков, заменяющих наличные деньги.

    Одной из базовых структур рыночной экономики является платежная система, обеспечивающая движение денежных средств между экономическими субъектами путем проведения расчетов между ними. Выполнение денежных требований и обя­зательств субъектов экономических отношений обеспечивается в основном посредством расчетов по банковским счетам. Посред­ничество в платежах является важнейшей функцией банков. На проведение расчетных операций затрачивается большая часть операционного времени работников банка (до 60 % и более). Осуществление расчетных операций позволяет концентриро­вать в банках значительные и относительно дешевые ресурсы, которые используются при проведении активных операций. За свои услуги по расчетам банки, как правило, взимают комис­сию, которая является одним из источников их доходов. От то­го, насколько эффективно организованы безналичные расчеты в банковской системе, зависит в значительной мере и общая эф­фективность функционирования хозяйствующих субъектов и экономики в целом. [1]

    В основе организации банковских расчетных операций ле­жат определенные принципы, т.е. обязательно соблюдаемые правила. В экономической литературе по-разному определяется их количество и содержание, однако утвердилась традиционная формулировка важнейших из них, которые нашли отражение в законодательных и нормативных актах, регулирующих безна­личные расчеты.

    К принципам организации банковских расчетных операций относятся следующие:

    правовая регламентация порядка проведения безналич­ных расчетов с целью обеспечения его единообразия.

    Необходимость законодательного регулирования банковских расчетных операций обусловлена возрастающими масштабами и сложностью расчетных отношений, а также огромной важнос­тью их эффективного функционирования для экономики госу­дарства. Законодательной базой для проведения безналичных расчетов является Гражданский кодекс РФ, Банковское законодательство и другие законода­тельные источники, а также нормативные акты ЦБ РФ, определяющие порядок расчетов и являющиеся обязательными для банков и их клиентов. Банки могут вносить определенные изменения в организацию расчетов клиентов только в случаях и порядке, предусмотренных дей­ствующим законодательством;

    осуществление платежей, как правило, после отгрузки товаров, оказания услуг, выполнения работ, наступления погашения финансовых, кредитных и других денеж­ных обязательств.

    При этом в случаях, определенных законодательством, воз­можно применение авансовых платежей и предварительной оп­латы, если это предусмотрено в договоре между участниками расчетов. Необходимость максимального приближения платежа К0 времени выполнения обязательств по договору получателем средств обусловлена тем, что движение средств при расчетах должно отражать реальный хозяйственный оборот;

    совершение платежей с согласия плательщика или по его поручению.

    Согласие плательщика на списание средств с его счета дается путем акцепта документов, выписанных получателем средств, если последний выполнил условия договора, на основании кото­рого производится платеж. В случае, когда условия договора на­рушены, плательщик вправе отказаться от акцепта расчетных документов полностью или частично (в зависимости от характе­ра допущенных нарушений условий договора). Порядок и сроки оформления отказа от акцепта предусматриваются в договоре между плательщиком и получателем средств.

    Расчетные документы могут оплачиваться банком и без сог­ласия плательщика, но только в случаях, когда безакцептный порядок списания средств предусмотрен законодательством или на основании исполнительных документов, выданных судами;

    проведение расчетов в пределах собственных средств плательщика и полученных им кредитов.

    Получив согласие или поручение плательщика на оплату расчетных документов, банк при наличии достаточных средств списывает требуемую сумму со счета. При недостатке средств на счете оплата акцептованных расчетных документов осущес­твляется в очередности, устанавливаемой законодательно;

    зачисление средств на счет получателя после их списа­ния со счета плательщика.

    проведение расчетов в пределах установленных сроков.

    Осуществляя расчетные операции, участники расчетов дол­жны соблюдать сроки их проведения, определенные законода­тельством и договорами. Согласно действующему Гражданско­му кодексу РФ нарушением установленных сроков расчетов является предварительная оплата, отсрочка и рассрочка платежа, если они не предусмотрены договором. В этом случае они рассматриваются как формы коммерческого займа и подпадают под действие общих правил о займе.

    Для выполнения платежа сторона, которая обязана это сделать, представляет в банк установленные документы. Для проведения расчётов в настоящее время широко используетя система электронных банковских платежей. Она представляет собой электронное сообщение расчётного документа банку с испольлзованием ПЭВМ и телекоммуникаций. Для подтверждения подлинности электронного банковского сообщения используется электронно-цифровая подпись как аналог собственноручной подписи. Кроме того доступ в  систему защищён специальными кодами, поролем и использованием “ключа”.

    Оплата и получение денежных средств оформляется платёжными (банковскими) документами. Информация по этим документам обобщается в выписке банка по счетам.

    Различают безналичные рачёты по товарным операциям ( между предприятиями за товарно-материальные ценности, работы, услуги) и финансовым обязательствам (платежи в бюджет, погашени кредитов и т.д).

    По месту нахождения поставщика и покупателя  безналичные рачёты могут быть одногородними и иногородними.

    В зависимости от местонахождения поставщиков и покупателей, характера и содержания операций, организации взаимного контроля расчёты могут проводиться по-разному. Совокупность способов осуществления платежей, порядок документооборота и оборота денежных средств участников расчётов образуют форму расчётов. В настоящее время п существуют следующие формы расчётов: расчёты платёжными поручениями; платёжными требованиями; расчёты платёжными требованиями-поручениями; расчёты чеками из чековой книжки; расчёты расчётными чеками; расчёты пластиковыми карточками; расчёты аккредетивами; расчёты посредством векселей; списание средств со счетов плательщиков без их согласия (беспорный порядок списания); расчёты в порядке плановых платежей.

    Расчёты платёжными поручениями.

    Платёжное поручение – расчётный документ, поручающий обслуживающему банку перечисление определённой суммы с его счёта на счёт получателя, при расчётах за полученные товары, расчётах по нетоварным операциям, при предварительной оплате, авансовых платежах, оплате товарных векселей. Поручения предоставляются в банк в трёх экземплярах в течение десяти дней со дня выписки.

    К расётам платёжными поручениями относят и переводы через предприятия связи на имя отдельных получателей средств (пенсии, алименты, командировочные, депонированная  заработная плата, авторский гонорар и др.), на имя других предприятий. Для расчётов с предприятиями связи за совершаемые через них переводы перевододатель предоставляет в банк поручение.  

    Платежи, производимые по нетоварным операциям, отражаются по дебету разных счетов в зависимости от назначения платежа. [1]

    Расчёты чеками из чековой книжки.

    Чек - ценная бумага, содержащая ничем на обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платёж указанной в нём суммы чекодержателю.

    Применять эту форму расчётов могут как юридические так и физические лица, предварительно получив чековую книжку. Средства, на сумму которых выдаётся чековая книжка, депонируются на счёте, с которых производится списание сумм чеков по мере их оплаты. [1]

    Расчёты расчётными чеками.           

    Расчётный чек- ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платёж указанной в нём суммы чекодержателю или выдать наличные непосредственно чекодателю. Он действителен для приёма в оплату в течение 30 календарных дней, не считая день выписки. Данная форма используентся для безналичных расчётов физических лиц с юридическими. 

    Для получения чековой книжки юридическое лицо представляет в банк по месту открытия текущего (расчетного) счета, субсчета (если порядок его использования позволяет осуществлять перечисление денежных средств на счет специального режима), счета по учету кредитной задолженности заявление-обязательство на получение чековой книжки юридическим лицом, заверенное подписями должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом, и оттиском печати юридического лица согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиску печати.

    При оформлении чековой книжки юридическому лицу ответственный исполнитель:

    - убеждается в личности представителя юридического лица по паспорту, проверяет правильность оформления заявления-обязательства юридического лица, сверяет подпись представителя юридического лица на заявлении-обязательстве юридического лица с образцом его подписи на паспорте, проверяет наличие достаточной суммы денежных средств на счете специального режима;

    - заполняет реквизиты чековой книжки:

    - отделяет контрольный талон от корешка по отрывной полосе;

    - подписывает заявление-обязательство юридического лица, контрольный талон, а также заверяет записи на обложке чековой книжки;

    - передает заявление-обязательство юридического лица вместе с чековой книжкой и контрольным талоном контролеру.

    Контролер подписывает заявление-обязательство юридического лица, контрольный талон, а также записи на обложке чековой книжки. Заверяет записи на обложке и контрольном талоне чековой книжки оттиском печати банка и передает вышеуказанные документы кассиру для выдачи чековой книжки представителю юридического лица.

    Кассир выдает чековую книжку представителю юридического лица под расписку на заявлении-обязательстве юридического лица.

    При необходимости юридическому лицу разрешается выдавать несколько чековых книжек на имя разных представителей юридического лица.

    Расчёты пластиковыми карточками.

    Банк выпускает в обращение пластиковую карточку национальной (международной) системы расчётов, используемой в качестве платёжного средства. Карточки могут быть кредитными (применяются для оплаты товаров за счёт предоставляемого на эту цель кредита) и дебетовые (при расчёте за товары средства списываются с специального катр-счёта владельца в банке). На карт-счёте учитываются все операции с использованием карточки.

    Расчёты аккредетивами.

    При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием (банк-эмитент), обязуется произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель либо дать полномочие другому банку (исполняющему банку) произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель. К банку-эмитенту, производящему платежи получателю средств либо оплачивающему, акцептующему или учитывающему переводной вексель, применяются правила об исполняющем банке.

    В случае открытия покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент при его открытии обязан перечислить сумму аккредитива (покрытие) за счет плательщика либо предоставленного ему кредита в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия обязательства банка-эмитента.

    В случае открытия непокрытого (гарантированного) аккредитива исполняющему банку предоставляется право списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.

    Порядок осуществления расчетов по аккредитиву регулируется законом, а также установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

    Отзывным признается аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом без предварительного уведомления получателя средств. Отзыв аккредитива не создает каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств.

    Исполняющий банк обязан осуществить платеж или иные операции по отзывному аккредитиву, если к моменту их совершения им не получено уведомление об изменении условий или отмене аккредитива.

    Аккредитив является отзывным, если в его тексте прямо не установлено иное.

    Безотзывным признается аккредитив, который не может быть отменен без согласия получателя средств.

    По просьбе банка-эмитента исполняющий банк, участвующий в проведении аккредитивной операции, может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив). Такое подтверждение означает принятие исполняющим банком дополнительного к обязательству банка-эмитента обязательства произвести платеж в соответствии с условиями аккредитива.

    Безотзывный аккредитив, подтвержденный исполняющим банком, не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка.

    Для исполнения аккредитива получатель средств представляет в исполняющий банк документы, подтверждающие выполнение всех условий аккредитива. При нарушении хотя бы одного из этих условий исполнение аккредитива не производится.

    Если исполняющий банк произвел платеж или осуществил иную операцию в соответствии с условиями аккредитива, банк-эмитент обязан возместить ему понесенные расходы. Указанные расходы, а также все иные расходы банка-эмитента, связанные с исполнением аккредитива, возмещаются плательщиком.

    Если исполняющий банк отказывает в принятии документов, которые по внешним признакам не соответствуют условиям аккредитива, он обязан незамедлительно проинформировать об этом получателя средств и банк-эмитент с указанием причин отказа.

    Если банк-эмитент, получив принятые исполняющим банком документы, считает, что они не соответствуют по внешним признакам условиям аккредитива, он вправе отказаться от их принятия и потребовать от исполняющего банка сумму, уплаченную получателю средств с нарушением условий аккредитива, а по непокрытому аккредитиву отказаться от возмещения выплаченных сумм.

    Ответственность за нарушение условий аккредитива перед плательщиком несет банк-эмитент, а перед банком-эмитентом исполняющий банк, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

    При необоснованном отказе исполняющего банка в выплате денежных средств по покрытому или подтвержденному аккредитиву ответственность перед получателем средств может быть возложена на исполняющий банк.

    В случае неправильной выплаты исполняющим банком денежных средств по покрытому или подтвержденному аккредитиву вследствие нарушения условий аккредитива ответственность перед плательщиком может быть возложена на исполняющий банк.

    Закрытие аккредитива в исполняющем банке производится:

    по истечении срока аккредитива;

    по заявлению получателя средств об отказе от использования аккредитива до истечения срока его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива;

    по требованию плательщика о полном или частичном отзыве аккредитива, если такой отзыв возможен по условиям аккредитива.

    О закрытии аккредитива исполняющий банк должен поставить в известность банк-эмитент.

    Неиспользованная сумма покрытого аккредитива подлежит возврату банку-эмитенту незамедлительно одновременно с закрытием аккредитива. Банк-эмитент обязан зачислить возвращенные суммы на счет плательщика, с которого депонировались средства. [1]

    Расчеты по инкассо

    При расчетах по инкассо банк (банк-эмитент) обязуется по поручению клиента осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа.

    Банк-эмитент, получивший поручение клиента, вправе привлекать для его выполнения иной банк (исполняющий банк).

    Порядок осуществления расчетов по инкассо регулируется законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

    В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента банк-эмитент несет перед ним ответственность по основаниям и в размере, которые предусмотрены главой 25 настоящего Кодекса. [1]

    Если неисполнение или ненадлежащее исполнение поручения клиента имело место в связи с нарушением правил совершения расчетных операций исполняющим банком, ответственность перед клиентом может быть возложена на этот банк.

    При отсутствии какого-либо документа или несоответствии документов по внешним признакам инкассовому поручению исполняющий банк обязан немедленно известить об этом лицо, от которого было получено инкассовое поручение. В случае неустранения указанных недостатков банк вправе возвратить документы без исполнения.

    Документы представляются плательщику в той форме, в которой они получены, за исключением отметок и надписей банков, необходимых для оформления инкассовой операции.

    Если документы подлежат оплате по предъявлении, исполняющий банк должен сделать представление к платежу немедленно по получении инкассового поручения.

    Если документы подлежат оплате в иной срок, исполняющий банк должен для получения акцепта плательщика представить документы к акцепту немедленно по получении инкассового поручения, а требование платежа должно быть сделано не позднее дня наступления указанного в документе срока платежа.

    Частичные платежи могут быть приняты в случаях, когда это установлено банковскими правилами, либо при наличии специального разрешения в инкассовом поручении.

    Полученные (инкассированные) суммы должны быть немедленно переданы исполняющим банком в распоряжение банку-эмитенту, который обязан зачислить эти суммы на счет клиента. Исполняющий банк вправе удержать из инкассированных сумм причитающиеся ему вознаграждение и возмещение расходов.

    Расчёты посредством векселей.

    Вексель- ценная бумага, удостоверяющая безусловное обязательство векселедателя уплатить в установленный срок указанную в нём сумму векселедержателю. Вексель является одним из видов коммерческого кредита, т.к. оплата по нему производится через определённое время.

    Списание средств со счетов плательщиков без их согласия (беспорный порядок списания).

    Списание средств со счета плательщика без его согласия, т.е.в бесспорном порядке может производиться согласно законадательству (взыскание платежей в бюджет), на основании исполнительных документов, при взыскании средств в погашение ссуды. Основанием списания средств в бесспорном порядке служит инкассовое распоряжение взыскателя на бланке платежного требования. В нем делается ссылка на законодательный или нормативный акт, согласно которому возникает право списания средств в беспорном порядке.инкассовые распоряжения могут предоставляться в банк в течение 10 дней со дня выписки в пределах действующего по зпконодательсту срока давности.    

    Расчёты в порядке плановых платежей.

    Эта форма расчетов может применяться при равномерных взаиморасчетах путем периодического перечисления средств в заранее согласованных сроках и размерах. Плановые платежи могут быть как ежедневными так и периодическими по согалшению сторон.

    В день наступления срока платежа в банк предоставляется отдельное платежное поручение (требование-поручение), где в графе “Назначение платежа” указывают, что это плановый платеж по договору и срок. Стороны не реже раза в месяц уточняют свои расчеты, при необходимости производят перерасет по фактическому оотпуску товаров.

    Предприятие, обособленное подразделение должно получить разрешение обслуживающего банка на проведение расчетов наличными деньгами между предприятиями, предпринимателями, частными нотариусами в предварительном порядке, за исключением использования личных денежных средств физических лиц при оформлении документов для государственной регистрации и для открытия текущего (расчетного) счета в банке вновь образуемому предприятию и других установленных законодательством случаев.

    Наличные деньги могут быть получены предприятиями, предпринимателями, частными нотариусами в банках, в которых открыты соответствующие счета, на цели, установленные законодательством Республики Беларусь.

    Наличные деньги, полученные предприятиями, предпринимателями, частными нотариусами из касс банков, расходуются на те цели, на которые они получены.

    Прием предприятиями, предпринимателями наличных денег при реализации продукции (товаров, работ, услуг) с использованием кассовых суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем, зарегистрированных в налоговых органах, осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

    Прием наличных денег предприятиями, предпринимателями, частными нотариусами, не использующими кассовые суммирующие аппараты или специальные компьютерные системы, осуществляется по приходным кассовым ордерам и другим приходным документам в соответствии с законодательством РФ.

    Выдача наличных денег кассами предприятий, предпринимателей, частных нотариусов, использующих наемный труд, производится по расходным кассовым документам на бланках, утвержденных в соответствии с законодательством РФ.

    Приходные кассовые ордера и другие документы утвержденных в соответствии с законодательством РФ форм заполняются в порядке, установленном законодательством РФ.

    Выдача наличных денег из касс предприятий, предпринимателей, частных нотариусов, использующих наемный труд, производится по:

    расходному кассовому ордеру;

    платежной ведомости с последующим наложением на ней реквизитов расходного кассового ордера либо приложением расходного кассового ордера на общую сумму выплаченных наличных денег по платежной ведомости (ведомостям) без составления расходного кассового ордера на каждого получателя.


    1.2 Понятие дебиторской и кредиторской задолженности и задачи ее учета


    В условиях нестабильности рыночных отношений, практически невозможно управлять сложным экономическим механизмом хозяйствующего субъекта без своевременной и точной экономической информации, основную часть которой даёт чётко налаженная система бухгалтерского учёта. А наиболее актуальным вопросом, остро стоящим перед всеми хозяйственниками в настоящее время, является вопрос, который напрямую связан с расчётно-платёжными операциями и, как следствие этого- несомненно, координирующего работу хозяйственного субъекта в целом – это дебиторская задолженность.

    В процессе осуществления производственно-финансовой деятельности различные предприятия и организации вступают во взаимоотношения с другими хозяйствами, бюджетом, внебюджетными фондами, физическими лицами и др. Эти расчеты могут выступать как в безналичной форме, так и наличными. Посредниками безналичных расчетов являются банки, которые созданы для аккумулирования денежных средств и эффективного их размещения на условиях возвратности. платности и срочности. Наличные расчеты производятся посредством организованных касс на предприятии.

    Как правило, в ходе соответствующих взаимоотношений возникают дебиторская и кредиторская задолженности.

    Должник, дебитор  (от латинского слова Debitum - долг, обязанность) одна из сторон гражданско-правового обязательства имущественной связи между двумя или более лицами.

    Дебиторская задолженность - это сумма долга, причитающаяся предприятию от других юридических лиц или граждан. Возникновение дебиторской задолженности при системе безналичных расчетов представляет собой объективный процесс хозяйственной деятельности предприятия.

    По характеру образования, дебиторская задолженность делится на нормальную и неоправданную. К нормальной задолженности предприятия относится та, которая обусловлена ходом выполнения производственной программы предприятия, а также действующими формами расчетов (задолженность по предъявленным претензиям, задолженность за подотчетными лицами, за товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил).

    Неоправданной дебиторской задолженностью считается та, которая возникла в результате нарушения расчетной и финансовой дисциплины, имеющихся недостатков в ведении учета, ослабления контроля за отпуском материальных ценностей, возникновения недостач и хищений (товары отгруженные, но неоплаченные в срок, задолженность по недостачам и хищениям и др.)

    Дебиторская задолженность - важный компонент оборотного капитала. Когда одно предприятие продаёт товары другому предприятию, совсем не значит, что стоимость проданного товара будет оплачена немедленно.

    Дебиторская задолженность является важной частью  активом хозяйствующих субъектов, который связан с юридическими правами, включая право на владение.

    В целом под активом понимается имущество, имущественные блага и права субъекта, имеющие стоимостную оценку. Будущая экономическая выгода, воплощённая в активе – это потенциальный, прямой или косвенный вклад в приток денежных средств субъекта. Следовательно, дебиторская задолженность – это будущая экономическая выгода, воплощённая в активе, и связанная с юридическими правами, включая право на владение.

    Под кредиторской понимают задолженность организации другим юридическим лицам, работникам и другим лицам, являющимся кредиторами.

    Обычно кредиторскую задолженность составляют неосуществленные платежи поставщикам за отгруженные товары, неоплаченные налоги, невыплаченная начисленная заработная плата, невнесенные страховые взносы, неоплаченные долги.

    Основными задачами бухгалтерского учёта расчётов являются:

    - своевременное выполнение расчётов и правильное отражение операций в первичных документах и регистрах учёта;

    - обеспечение контроля над наличием и движением средств, их рациональным использованием  в соответствие с утверждёнными нормами, нормативами и сметами;

    - обеспечение контроля за правильностью соблюдения форм расчётов между субъектами хозяйствования;

    - обеспечение контроля за правильностью оформления договоров и иных документов, регулирующих отношения между хозяйствующими субъектами;

    - формирование полной и достоверной информации о   хозяйственных расчётах  и их результатах, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для использования налоговыми и банковскими органами, инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами и иными заинтересованными организациями и лицами;

    - ликвидация просроченных задолженностей, выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизация и эффективное использование.

    В реальной практике нередко возникают ситуации, когда по тем или иным причинам предприятие не может взыскать долги с контрагентов. Дебиторская задолженность «зависает» иногда на долгое время и её рост ухудшает финансовое состояние. Поэтому важнейшими проблемами, решение которых будет способствовать улучшению финансового состояния хозяйствующих субъектов, являются: правильная организация учёта дебиторской задолженности, выявление причин её роста и определение резервов за счёт уменьшения неоправданной задолженности. 


    1.3 Нормативно-правовое регулирование учета расчетных операций


    Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 N 14-ФЗ - Часть 2

    Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом. Безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов.

    При осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Стороны по договору вправе избрать и установить в договоре любую из форм расчетов, указанных в пункте 1 статьи 862. [1]

    Федеральный Закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в редакции от 24.07.2007 г.)

    Федеральный Закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в редакции от 03.11.2006 г.)

    Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (в ред. Приказов Минфина РФ от 07.05.2003 N 38н, от 18.09.2006 N 115н)

    Согласно данному нормативному документу учет расчетных операций отражается на следующих счетах.

    Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:

    полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;

    товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);

    излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке;

    полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи и др.

    Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" обособленно. [3]

    Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" предназначен для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками.

    Учет расчетов с покупателями и заказчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" обособленно.

    Письмо Министерства финансов от 21 марта 2007 г. N 07-05-12/03

    Федеральный Закон Российской Федерации от 11.03.1997 г. «О переводном и простом векселе»

    В соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, вытекающими из ее участия в Конвенции от 7 июня 1930 года, устанавливающей Единообразный закон о переводном и простом векселях, установить, что на территории Российской Федерации применяется Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР "О введении в действие Положения о переводном и простом векселе" от 7 августа 1937 г. N 104/1341 (Собрание законов и распоряжений Рабоче - Крестьянского Правительства СССР, 1937, N 52, ст. 221). По переводному и простому векселю вправе обязываться граждане Российской Федерации и юридические лица Российской Федерации. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, городские, сельские поселения и другие муниципальные образования имеют право обязываться по переводному и простому векселю только в случаях, специально предусмотренных федеральным законом. По переводному и простому векселю, выпущенному Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, городскими, сельскими поселениями и другими муниципальными образованиями до вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются ранее установленные обязательства его погашения. В отношении векселя, выставленного к оплате и подлежащего оплате на территории Российской Федерации, проценты и пеня, указанные в статьях 48 и 49 Положения о переводном и простом векселе, выплачиваются в размере учетной ставки, установленной Центральным банком Российской Федерации по правилам, установленным статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации. Переводной и простой вексель должен быть составлен только на бумаге (бумажном носителе). [7]


    1.4 Особенности учета расчетов между группой взаимосвязанных организаций в отечественной практике и за рубежом


    Согласно российскому законодательству в бухгалтерском балансе дебиторская и кредиторская задолженности отражаются по их видам. Дебиторская задолженность отражается в основном на счетах 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", а кредиторская - на счетах 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

    По истечении срока исковой давности дебиторская и кредиторская задолженности подлежат списанию. Общий срок исковой давности установлен в три года. Для отдельных видов требований законом могут быть установлены специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

    К поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляющие сырье и другие товарно - материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и выполняющие разные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.).

    Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно - материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия организации или по ее поручению.

    В настоящее время организации сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию или оказанные услуги.

    На предъявленные на оплату счета поставщиков кредитуют счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и дебетуют соответствующие материальные счета (10, 11, 15 и др.) или счета по учету соответствующих расходов (20, 26, 97 и др.).

    В настоящее время в бухгалтерском учете при отгрузке продукции покупателям возникающая дебиторская задолженность отражается по цене продажи продукции на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

    На суммы оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги организация предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику и производит следующую бухгалтерскую запись:

    Дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" Кредит счета 90 "Продажи"

    При погашении покупателями и заказчиками своей задолженности они списывают ее с кредита счета 62 в дебет счетов денежных средств.

    При продаже амортизируемого имущества, т.е. основных средств и нематериальных активов, а также другого имущества стоимость имущества по ценам продажи списывают в дебет счета 62 с кредита счета 91 "Прочие доходы и расходы". Поступление платежей за проданное имущество отражают по дебету счетов по учету денежных средств (50, 51, 52, 55) и кредиту счета 62.

    На счете 62 отражают суммы полученных авансов и предварительной оплаты за поставленную продукцию (работы, услуги), а также возникающие суммовые и курсовые разницы.

    Сведения о движении дебиторской и кредиторской задолженности (остаток на начало отчетного года, возникновение обязательств, их погашения и остаток на конец года) приведены в разд.2 "Дебиторская и кредиторская задолженность" приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5).

    При этом из общих сумм дебиторской и кредиторской задолженности выделяется просроченная задолженность, а из нее - задолженность длительностью свыше 3 месяцев.

    В справке к разд.2 приведены данные о наличии и движении векселей (выданных и полученных). Кроме того, в справке приведен перечень организаций - дебиторов и организаций - кредиторов, имеющих наибольшую задолженность на конец года, в том числе длительностью свыше 3 месяцев.

    В бухгалтерском балансе на начало и конец отчетного периода приводятся данные об общей сумме долгосрочной и краткосрочной задолженности с выделением задолженностей по покупателям и заказчикам, векселям к получению, дочерним и зависимым обществам, авансам выданным и прочим дебиторам.

    В пассиве баланса приведена общая сумма кредиторской задолженности и показаны ее виды (по поставщикам и подрядчикам, по векселям и др.).

    При значительных суммах по статьям прочих дебиторов и прочих кредиторов данные о составляющих этих статей приводят в пояснительной записке к годовому отчету.

    Раскрытие информации, связанной с осуществлением внутрихозяйственных расчетов, в составе пояснительной записки к годовому отчету осуществляется в соответствии с правилами, установленными ПБУ 12/2000.

    Расчеты предприятий с покупателями за рубежом осуществляются с помо­щью чеков, векселей, путем перечисления денег на счет в банке или же наличными через кассу. При этом чеки и векселя подлежат обяза­тельному учету на предприятии, характеризующих его дебиторскую задолженность.

    Доходы от продажи учитываются, как правило, в момент прода­жи. Доход получен, т. е. продавец поставил продукцию по контракту и получил обязательство покупателя оплатить ее. Это обязательство является дебиторской задолженностью продавца, которая длится не более 30-60 дней. Процент обычно не взыскивается, за исключени­ем штрафов и санкций за просрочку платежа. Однако не все долги погашаются вовремя, хотя в учете они отражены как доход пред­приятия. В случае возникновения безнадежной задолженности, пред­приятие вырабатывает два способа для вычета этой задолженности из своих доходов: метод поправок и метод прямого списания.

    При методе поправок безнадежная задолженность рассматривает­ся как часть операционных расходов в отчетном периоде. Для этого делают корректировочную запись на следующую задолженность: де­бет счета "Расходы на безнадежные долги" и кредит счета "Поправ­ка на безнадежные долги", который является контрсчетом к счету "Расчеты с покупателями". Поправка позволяет предприятию пока­зать, что не кредитуя счет "Расчеты с покупателями", какая-то сумма может быть не взыскана с должника. Если бы была точно известна сумма безнадежной задолженности, то ее можно было бы списать со счета "Расчеты с покупателями". Но так как точная сумма еще не известна, то списать нельзя. Когда долг какого-то покупателя признается окончательно безнадежным, то делают такие записи: де­бет счета "Поправка на безнадежные долги" и кредит счета "Расчеты с покупателями". Счет "Расходы на безнадежные долги" в конце отчетного периода закрывается как все счета по учету текущих рас­ходов предприятия. [4]

    Счет "Поправка на безнадежные долги" в конце года не закрывается. По истечении нескольких лет сальдо этого счета пока­жет на сумму ошибок в оценках безнадежной задолженности, кото­рую следует принимать во внимание при дальнейших оценках.

    В противоположность рассмотренному методу метод прямого спи­сания предусматривает списание неполученных сумм задолженности сразу же на счет "Расходы по безнадежным долгам".

    Согласно общепринятым концептуальным принципам бухгал­терского учета доход от продажи определяется в момент продажи. Доход считается полученным, так как продавец поставил товар по контракту, а покупатель дал обязательство оплатить его. Таким образом, образовалась дебиторская задолженность за товары, про­данные в кредит. Срок кредита, как правило, не превышает 30—60 дней. Процент обычно не взыскивается, за исключением штрафов и санкций за просрочку платежа.

    Долги отражаются в учете как доход компании, хотя не все они оплачиваются своевременно, встречаются безнадежные долги. Поэтому компании для вычета таких долгов из дохода используют методы поправок и прямого списания.

    По методу поправок безнадежные долги рассматриваются как часть операционных расходов того периода, в котором они воз­никли. Вначале определяется общая сумма безнадежной задолжен­ности, на которую в конце отчетного периода делается корректи­рующая запись. Это делают с помощью следующих счетов: "Расходы на безнадежные долги" и "Поправка на безнадежные долги". При этом дебетуется счет "Расходы на безнадежные долги" и кре­дитуется счет "Поправка на безнадежные долги".

    Счет "Поправка на безнадежные долги" является контрактивным счетом к счетам по учету дебиторской задолженности. Он по­зволяет показать, не кредитуя счета по учету дебиторов, что часть задолженности может быть и не получена. Безнадежная задолжен­ность сразу не списывается со счетов дебиторов, так как ее точная сумма еще не известна. [4]

    В конце отчетного периода итоги по счету "Расходы на безна­дежные долги" переносятся на счет "Прибыли и убытки" при закрытии счетов. Остатки по счету "Поправка на безнадежные дол­ги" отражаются в балансе предприятия.

    Если же долг какого-то клиента признается окончательно без­надежным, то его сумма списывается с кредита счета по учету дебиторской задолженности в дебет счета "Поправка на безнадеж­ные долги".

    Однако встречаются случаи, когда безнадежная задолженность взыскивается. Если она уже списана со счетов дебиторов, то дела­ют следующие записи:

    дебет счетов дебиторов и кредит счета "Поправка на безнадежные долги" - восстанавливается списанная сумма задолженности;

    дебет счета "Счет в банке" и кредит счетов дебиторов — на сумму поступившей безнадежной задолженности.

    При использовании метода прямого списания недополучен­ные долги сразу списывают с кредитов счета дебиторов в дебет счета "Расходы по безнадежным долгам". В случае поступления без­надежной задолженности делают записи:

    дебет счета по учету дебиторов и кредит счета "Расходы по безнадежным долгам" — восстановление списанной безнадежнойзадолженности;

    дебет счета "Счет в банке" и кредит счета по учету дебиторов. [4]

    Чтобы избежать появления безнадежной задолженности, по­купатели зачастую используют кредитные карточки. Предприятия — поставщики продукции платят банку проценты в размере от 2 до 8 % выручки кредитному учреждению. Банки выпускают кредит­ные карточки, а предприятия, которые соглашаются принимать их, автоматически берут на себя обязательства уплачивать стоимость услуг, оказываемых банками.

    При расчетах кредитными карточками на предприятиях, ко­торые отгружают продукцию покупателям, делают следующие за­писи:

    дебет счета для учета дебиторской задолженности;

    кредит счета "Выручка от реализации" - на сумму задолженности покупателя.

    После поступления денег по передаче кредитной карточки в банк делают такую запись:

    дебет счета "Счет в банке" (за минусом процентов за услуги);

    кредит счета для учета дебиторской задолженности, а на сумму процентов - дебет счета "Расходы по кредитным карточкам".

    Кредитные карточки банки собирают с клиентов за месяц. Если у клиента недостает денег, то убытки несет не продавец, а банк.

    Кроме того, предприятия могут осуществлять расчеты с помо­щью векселей, которые бывают у дебиторов и кредиторов.

    Если дебитор не оплачивает свой долг вовремя, то компания может потребовать от него подписать долговое обязательство с оплатой по нему процентов. [4]


    Список использованных источников


    1. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 N 14-ФЗ - Часть 2

    2. Письмо Министерства финансов от 21 марта 2007 г. N 07-05-12/03

    3. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (в ред. Приказов Минфина РФ от 07.05.2003 N 38н, от 18.09.2006 N 115н)

    4. Михалкевич А. П. Бухгалтерский учет в зарубежных странах. – Мн., 2003. – 202 с.

    5. Федеральный Закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в редакции от 24.07.2007 г.)

    6. Федеральный Закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в редакции от 03.11.2006 г.)

    7. Федеральный Закон Российской Федерации от 11.03.1997 г. «О переводном и простом векселе»


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Экономическая сущность расчетных операций ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.