2. Анализ
показателей оптового товарооборота торгового предприятия
ООО «Центр «Темп»
a. Характеристика показателя
товарооборота.
Товарооборот – важнейший
показатель не только для торгующей организации, но и для национальной
экономики. Во внутрифирменном значении этот показатель отражает успех
организации, спрос покупателей и реализуемые товары. От товарооборота зависят
все важнейшие финансово-экономические показатели торговли, включая валовой
доход, уровень издержек обращения, размер и эффективность использования
товарных ресурсов, фонд заработной платы, прибыль, рентабельность и др.
Анализ товарооборота позволяет
оценивать соответствие имеющихся товаров спросу населения для принятия мер по
оптимизации структуры товарооборота, увеличению объемов реализации, ускорению товарооборачиваемости,
ритмичности и равномерности продаж.
Товарооборотом называют объем
продажи товаров и оказанию услуг в денежном выражении за определенный период
времени.[1]
Определение товаров даются
несколькими нормативными документами. Товар – любая вещь, не ограниченная в
обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по
договору купли-продажи.[2] Наиболее точным для анализа
товарооборота, учета и анализа финансовых результатов с целью управления
представляется определение: товар – это продукт деятельности (включая работы,
услуги), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.[3]
Товарооборот подразделяется на
оптовый и розничный. В этой дипломной работе будет рассматриваться оптовый
товарооборот. Оптовый товарооборот – объем продажи товаров производителями и
торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом
обороте.[4]
Более подробно данное понятие
раскрыто в п.2.26 Инструкции ГКС №89, согласно которой оборот оптовой торговли
представляет собой стоимость отгруженных (переданных) на сторону товаров,
приобретенных на стороне для целей перепродажи юридическим лицам и физическим
лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, для профессионального использования (дальнейшей переработки
и продажи), кроме продажи населению, относящейся к обороту розничной торговли,
чем, рассматриваемая организация, в дипломе не занимается. Обязательный признак
операции, относимой к оптовой торговле, - наличие счета-фактуры.
b. Общий анализ товарооборота ООО «Центр
«Темп».
Квартал
|
2005г.
(тыс.руб)
|
2006г.
(тыс.руб)
|
Абсолютное изменение
(+-)%
|
Темпы роста
%
|
Темпы прироста
%
|
сумма, тыс.руб
|
удельный вес,%
|
сумма, тыс.руб
|
удельный вес,%
|
I
|
1650,25
|
14,60
|
1755,00
|
13,40
|
+1,05
|
106,35
|
6,35
|
II
|
2800,54
|
24,77
|
2860,14
|
21,85
|
+0,60
|
102,13
|
2,13
|
III
|
2540,06
|
22,47
|
2600,15
|
19,86
|
+0,61
|
102,36
|
2,36
|
IV
|
4313,81
|
38,16
|
5877,51
|
44,89
|
+15,64
|
136,25
|
36,25
|
Всего за год
|
11304,66
|
100,00
|
13092,8
|
100,00
|
+17,9
|
447,09
|
47,09
|
Таблица товарооборота № 1
Данные таблицы №1 показывают, что товарооборот ООО
«Центр «Темп» в2006г. увеличился по сравнению с 2005г.,это связано с общим
повышением цен на продукцию и увеличением закупок на склад. Темпы роста
свидетельствуют о неритмичности развитии товарооборота предприятия по
кварталам: наиболее напряженным был четвертый квартал, а наименее напряженные –
второй и третий кварталы. Самый низкий темп роста товарооборота достигнут во
втором квартале (102,13%), а самый высокий в четвертом квартале (136,25%).
Неритмичное развитие оптового товарооборота по кварталам привело к изменению
удельного веса оборота каждого квартала в годовом объеме товарооборота. Так
снизился удельный вес оборотов первого квартала на 1,20 %, второго – на 2,92 и
третьего – на 2,61 по сравнению с 2005 г. Доля оборота четвертого квартала с 38,16% увеличилась до 44,89% (темп роста оборота составил 136,25%). Таким
образом, товарооборот ООО «Центр «Темп» по кварталам года распределялся
неравномерно и развивался неритмично.
Ритмичность и равномерность
продаж характеризует бесперебойность работы торговой организации в реализации
товаров покупателям , а также в поступлении товаров от поставщиков. Если
товародвижение осуществляется неравномерно, происходят потери в товарообороте и
выручке, товарооборот теряет динамичность, интенсивность работы ООО «Центр
«Темп» снижается, организация упускает возможности улучшения финансовых
результатов. Изучение ритмичности – изучение объема товарооборота за
определенные отрезки времени.
Месяц
|
Товарооборот, тыс.руб.
|
Выполнение плана, %
|
по плану
2005 г.
|
фактический
2005 г.
|
по плану
2006 г.
|
фактический
2006 г.
|
2005
|
2006
|
Январь
|
500,00
|
340, 20
|
600,00
|
445, 30
|
68,04
|
74,22
|
Февраль
|
600,00
|
660, 30
|
700,00
|
585, 60
|
110,05
|
83,66
|
Март
|
800,00
|
649, 75
|
850,00
|
724, 10
|
81,22
|
85,20
|
Апрель
|
900,00
|
850, 60
|
900,00
|
860, 70
|
94,51
|
95,63
|
Май
|
1100,00
|
930, 70
|
1100,00
|
940, 60
|
84,61
|
85,51
|
Июнь
|
1200,00
|
1019, 24
|
1200,00
|
1058, 84
|
84,94
|
88,24
|
Июль
|
1300,00
|
830, 70
|
1300,00
|
840, 50
|
63,9
|
64,65
|
Август
|
1400,00
|
838, 60
|
1400,00
|
856, 70
|
59,90
|
61,20
|
Сентябрь
|
1500,00
|
870, 76
|
1500,00
|
902, 50
|
58,05
|
61,16
|
Октябрь
|
1100,00
|
1200, 60
|
1300,00
|
1600,80
|
109,14
|
123,14
|
Ноябрь
|
1100,00
|
1600, 70
|
1400,00
|
1900,71
|
145,51
|
135,76
|
Декабрь
|
1200,00
|
1512, 51
|
1600,00
|
2376,00
|
126,04
|
148,50
|
Таблица № 2 Объем товарооборота по
месяцам за 2005 и 2006 гг.
Для более выраженной картины
рассмотрим товарооборот по месяцам за два года.
Рис. №1.2 Товарооборот., тыс. руб. по
месяцам за 2005г.
На графике видно, что предприятие
выполняет план только в феврале, в октябре, в ноябре и в декабре, что
свидетельствует о том, что покупатели нуждаются (по плану) в продукции только
в эти месяцы, так как ООО «Центр «Темп» работает по заказам, следовательно,
спланировать крупные заказы невозможно.
Рис. № 1.3 Товарооборот, тыс. руб.
по месяцам за 2006г.
Из графика видно, что план
выполняется только в четвертом квартале, это говорит о том, что предприятия-покупатели
закупают в большем количестве товар перед соответствующем новогодним подорожанием
цен. Также обороты выросли по сравнению с 2005г. в среднем на 18%, это
свидетельствует о том, что цены на продукцию увеличились, и заказов стало
больше. Однако есть и не использованные возможности, с января по сентябрь
продукции продано меньше, чем могло бы продать предприятие.
По данным таблицы № коэффициент
ритмичности составит:
340,20+660,30+649,75+850,60+930,70+1019,24+830,70+838,60+870,76+1200,60+1600,70+1512,51
Крит. 2005 = =
500+600+800+900+1100+1200+1300+1400+1500+1100+1100+1200
11304,66
= = 0,89
12700
445,30+585,60+724,10+860,70+940,60+1058,84+840,50+856,70+902,50+1600,80+1900,71+2376
Крит. 2006 =
=
600+700+850+900+1100+1200+1300+1400+1500+1300+1400+1550
13092,35
= =0,95
13800
Полученные значения за 2005г.
и 2006г. ближе к 1. Предприятие работает довольно ритмично. Коэффициент
ритмичности в 2006г. увеличился на 0,06%, что говорит о том, что предприятия
стало более динамично развиваться.
Рассмотренный коэффициент
ритмичности Крит отражает ритмичность выполнения плана или показывает степень использования
запланированных возможностей реализации товаров, как правило в кратчайшие
оперативный период. Но существует также и оценка ритмичности товародвижения, в
которой рассматривают, что удалось сделать организации в сравнении с обычной
практикой - со средним размером продаж в течение длительного периода, разделенного
на оперативные отрезки. В такой оценке применяют коэффициент равномерности
продаж. В оптовых организациях его еще называют коэффициент равномерности отгрузки.
Основное достоинство данного
коэффициента – это то, что он позволяет оценивать фактические отклонения
реализации от среднего за период значения продаж как в меньшую, так и в большую
стороны, т.е. коэффициент равномерности продаж обеспечивает двухстороннюю
оценку ритмичности товарооборота. Рассчитаем данный коэффициент для ООО «Центр
«Темп».
Таблица №3
2005 г.
|
Наименование показателей
|
Товарооборот за период, ден. ед.
|
I
квартал
|
II
квартал
|
III
квартал
|
IV
квартал
|
Итого за квартал
|
Реализовано, ден. ед.
|
1650,25
|
2800,54
|
2540,06
|
4313,81
|
11304,66
|
в % к величине за квартал
|
14,60
|
24,77
|
22,47
|
38,16
|
100
|
Отклонение от среднего процента
продаж
|
-10,4
|
- 0,77
|
- 2,53
|
+13,16
|
- 0,54
|
Квадраты отклонений
|
108,16
|
0,60
|
6,41
|
173,18
|
288,35
|
Среднее квадратическое отклонение
|
8,49
|
Коэффициент вариации
|
33,96
|
Коэффициент равномерности
|
66,04
|
2006 г.
|
|
Наименование показателей
|
Товарооборот за период, ден. ед.
|
|
I
квартал
|
II
квартал
|
III
квартал
|
IV
квартал
|
Итого за квартал
|
Реализовано, ден. ед.
|
1755,00
|
2860,14
|
2600,15
|
5877,51
|
13092,8
|
в % к величине за квартал
|
13,40
|
21,85
|
19,86
|
44,89
|
100
|
Отклонение от среднего процента
продаж
|
-11,60
|
-3,15
|
-5,14
|
19,89
|
-
|
Квадраты отклонений
|
134,56
|
9,92
|
26,42
|
395,61
|
566,51
|
Среднее квадратическое отклонение
|
11,90
|
Коэффициент вариации
|
47,96
|
Коэффициент равномерности
|
52, 04
|
Средний процент продаж х находят
отношением суммы процентов продаж хi к числу периодов n:
∑ хi 14,60+24,77+22,47+38,16
х2005 = =
= 25
n 4
∑ хi
13,40+21,85+19,86+44,89
х2006 =
= =25
n 4
Для
проведения анализа за отчетный период и в динамике рассчитывают показатели,
которые характеризуют ритмичность реализации товаров: среднеквадратическое
отклонение от среднего объема товарооборота () и коэффициент вариации (v):
(2.1)
(2.2)
Для начала рассчитаем
среднеквадратическое отклонение от среднего объема товарооборота () и коэффициент вариации (v) для 2005 г.
∑ (xi-x)² 2005
=108,16+0,60+6,41+173,18= 288,35
∑ (xi-x)² 2006 =
134,56+9,92+26,42+395,61=566,51
Исчисленный результат подставляют в
формулу среднеквадратического отклонения (2.1):
288,35
σ 2005 = = 8,49%
4
566,51
σ 2006 = = 11,90%
4
Степень отклонения продаж от среднего
значения составляет 8,49% в 2005г. и в 2006г. 11,90%. Отклонение в 2006 г. стало больше, что свидетельствует о том, что в 2006г. продано меньше, чем планировалось.
Далее рассчитывают коэффициент
вариации
σ
8,49
ν2005 = = * 100 =
33,96%
х
25
σ 11,90
ν2006 = = * 100 =
47,96%
х 25
Коэффициент вариации отражает
степень неравномерности продаж, поэтому его называют еще коэффициентом
неравномерности. Чем ближе его значение к 100, тем неравномернее
осуществлялись продажи. В случае ООО «Центр «Темп» продажи в 2006г.
осуществлялись неравномернее по сравнению с 2005г.
Коэффициент равномерности продаж
находят с помощью выражения:
Крав2005 = 100 – ν = 100 –
33,96 = 66, 04%
Крав2006 = 100 – ν = 100 – 47,96
= 52, 04%
Расчет показывает, что и в
2005г. и в 2006г. есть резервы повышения ритмичности, так как значения
коэффициентов равномерности меньше 100% (66,04% - в 2005г., 52,04 %- 2006г.) на
значительную величину. Более высокая ритмичность продаж достигнута в 2005г..
Следовательно предприятие в 2005г. работало более стабильно , с меньшим
допущением сбоев в товародвижении.
3. Анализ издержек обращения
Под издержками обращения
понимают выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда,
связанные с движением товаров от производителя к покупателю. Издержки отражают
расходы на транспортировку, хранение и приведение в удобную для реализации
форму товаров (подработка, упаковка, комплектование и фасовка), а также расходы
по продаже товаров и закупке самого товара.
Основное требование коммерческой
деятельности – рациональное использование материальных, трудовых и финансовых
ресурсов вызывает необходимость тщательного учета и анализа расходов. Задачи
анализа издержек основываются на этом требовании. Основными из них являются:
·
оценка изменений
издержек в сравнении с прошлыми периодами;
·
выявление, расчет
экономии или перерасхода издержек в целом и по отдельным статьям, элементам
затрат, товарным группам или наименованиям;
·
изучение влияния
факторов на уровень издержек обращения в целом и по отдельным статьям;
·
изыскание
резервов экономии (снижения) затрат при сохранении или улучшении качественных и
количественных показателей в коммерческой деятельности, выявление
нерациональных, низкоэффективных, непроизводственных расходов; потерь;
разработка мер по их снижению и исключению.
Резервами сокращения
издержек могут быть:
·
рациональное
размещение подразделений организации по отношению к местам хранения закупок
товаров с учетом спроса, что минимизирует транспортные расходы;
·
рациональная
организация перевозок с наименьшими транспортными расходами, поиск партнеров с
минимальными тарифами и ставками транспортных услуг;
·
оптимизация
товарных запасов;
·
рациональное
расходование средств на рекламу, подработку, подсортировку, упаковку товаров,
хранение, на тару;
·
минимизация
товарных потерь;
·
повышение
производительности труда, технической оснащенности процессов товарного
обращения.
Анализ издержек может
осуществляться по статьям, элементам, товарным группам и наименованиям, по
группам расходов, разделяемым по отношению к товарообороту (переменные,
постоянные) и другим классификационным группам.[5]
Кроме деления на статьи
издержки обращения группируются по элементам. В их числе:
·
материальные
затраты;
·
затраты на оплату
труда;
·
отчисления на
социальные нужды;
·
амортизация;
·
прочие затраты.
·
затраты на
закупку сырья
Как было отмечено, по отношению к
товарообороту издержки обращения подразделяются на переменные и постоянные.
Деление издержек на переменные и постоянные связано с тем, что статьи и
элементы затрат зависят от объема товарооборота не одинаково, т.е. с
увеличением товарооборота, как правило, растут переменные издержки, а с
уменьшением – снижаются. Увеличение или уменьшение постоянных расходов не
зависят от товарооборота.
Деление издержек на переменные и
постоянно условно, так как в определенных случаях переменные затраты могут
стать постоянными, а постоянные – переменными. (табл.)
№
|
Статьи издержек
|
2005 г.
|
2006 г.
|
Группы издержек 2005 г.
|
Группы издержек 2006 г.
|
переменные
|
постоянные
|
переменные
|
постоянные
|
1
|
Затраты на закупку инструмента
|
7174.45
|
5990.42
|
7174.45
|
-
|
5990.42
|
-
|
2
|
Транспортные расходы
|
60.82
|
90.45
|
60.62
|
-
|
90.45
|
-
|
3
|
Расходы на оплату труда
|
260.77
|
361.00
|
260.77
|
-
|
361.00
|
-
|
4
|
Отчисления на социальные нужды
|
10.43
|
12.12
|
10.43
|
-
|
12.12
|
-
|
5
|
Расходы на аренду
|
23.18
|
50.80
|
-
|
23.18
|
-
|
50.80
|
6
|
Амортизация
|
85.40
|
80.06
|
-
|
85.40
|
-
|
80.06
|
7
|
Расход на топливо
|
170.00
|
183.15
|
-
|
170.00
|
-
|
183.15
|
8
|
Прочие расходы
|
139.70
|
171.20
|
139.70
|
139.70
|
-
|
171.20
|
9
|
Итого
|
7924.75
|
6939.20
|
7645.97
|
418.28
|
6453.99
|
485.21
|
Табл.№ 4 Аналитические данные по
группам и статьям издержек обращения, тыс. руб.
Для более наглядной картины
переменных и постоянных затрат за 2005 и 2006 года
построим диаграммы :
Рис №1.4 Переменные затраты за 2005
и 2006 гг., тыс. руб.
Диаграмма показывает резкое
снижение затрат на закупку инструмента в 2006 году по сравнению с 2005 годом,
это говорит о том, что в 2005 году было куплено довольно большое количество
инструмента и он залежался на складе, также в 2006 году были найдены новые поставщики,
которые делали большую скидку на закупку товара.
Транспортные расходы в целом
увеличились на 30 тыс. руб. по сравнению с 2005 годом, что говорит о резком
подорожании цен в целом по стране (влияние внешних факторов). Расходы на
оплату труда увеличились на 100 тыс. руб. , а отчисления на социальные нужды на
1700 руб. В целом в 2006 году переменные затраты снизились на 1052.28 тыс. руб.,
что не характерно для оптового предприятия, но очень хорошо влияет на прибыль
организации.
Постоянные затраты также изменились в
2006 году. (рис.№ 1.5 )
Рис № 1.5 Постоянные затраты за 2005 и 2006 гг.
Постоянные затраты не зависят от выручки от реализации лишь
до тех пор, пока интересы дальнейшего наращивания не потребует увеличения
численности работников, а также роста аппарата управления. Постоянные затраты в
2006 году выросли на 66.93 тыс. руб.
В целом ООО «Центр «Темп» снизило свои затраты в 2006 году путем:
o
нахождением новых
поставщиков-производителей по всей стране, которые продают продукцию по
сниженным ценам и транспортные расходы оплачивают самостоятельно;
o
снижением амортизации.
a. Факторный анализ издержек обращения
Основные факторы, влияющие на
издержки.
На уровень издержек обращения
оказывают влияние как управляемые (зависящие от деятельности предприятия), так
и неуправляемые (независящие) факторы.
К неуправляемым факторам
относят прежде всего фактор цен т.к. цены на закупку товара, тарифы на
топливо, арендные ставки и др. зависят от внешних условий и оказывают прямое
воздействие на сумму издержек.
К управляемым можно отнести факторы
организации и управления хозяйственными процессами, включая степень
рационального использования основных и оборотных средств, изучение конъюнктуры
рынка, выбор эффективных форм торгового обслуживания, осуществление кредитных и
финансовых операций.
При определении воздействия факторов
на издержки исчисляют влияние объема товарооборота, его структуры и скорости.
Рост товарооборота приводит к
увеличению суммы затрат, однако их относительный уровень при этом должен
уменьшаться. Уменьшение товарооборота обычно сопровождается снижением
абсолютной величины издержек и повышением относительного уровня.
4. Анализ валового дохода ООО «Центр «Темп»
В условиях нестабильной,
изменчивой среды большое значение в бизнесе имеет оперативная отдача капитала в
виде денежных потоков, поэтому у предпринимателей особый интерес вызывает
информация об объектах вложений капитала с точки зрения их текущей
эффективности. Основные денежные потоки организаций ( в том числе и ООО «Центр
«Темп») формируются в виде валового дохода от продаж, следовательно, весьма
актуальным представляются вопросы о том, какие из товарных запасов при
используемых формах приобретения и расчетов являются наиболее выгодными в
обороте , на каких товарах и формах товарных расчетов следует сконцентрировать
оборотные вложения, а какие товары имеют меньшую отдачу и поэтому менее
интересны. Решению этих вопросов способствует анализ валового дохода.
Валовой доход торговли
– показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и
определяемый как превышение выручки над затратами по их приобретению.
Размер валового дохода-
главный источник финансирования торговой деятельности. От него зависит размер
прибыл м и рентабельность организации.
Основной показатель определяющий
размер валового дохода – торговая надбавка к себестоимости товаров. Уровень
надбавки устанавливается в зависимости от покупательского спроса, выраженного
рыночными ценами на данный товар, себестоимости и издержек обращения этого
товара.
В анализе следует измерить и
оценить эффективность торговли по показателю валового дохода. Эффективность
продаж по валовому доходу измеряют отношениями валового дохода к товарообороту,
себестоимости товаров, издержками товарного обращения. (табл № 5.)
Таблица №5
№ п/п
|
Наименование показателей
|
Единицы измерения
|
Предшествующий год
|
Отчетный год
|
Абсолютное изменение (гр.2-гр.1)
|
Темп роста,% (гр. 2/
гр.1)×100
|
А
|
Б
|
В
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
Товарооборот
|
тыс.руб.
|
9580
|
9608
|
28
|
100.29
|
2
|
Валовый доход
|
тыс.руб.
|
1655
|
2669
|
1014
|
161.27
|
3
|
Уровень валового дохода к товарообороту, %
|
%
|
17.27
|
27.78
|
10.51
|
160.86
|
4
|
Себестоимость товаров
|
тыс. руб.
|
7924
|
6939
|
-985
|
87.57
|
5
|
Уровень валового дохода к себестоимости
|
%
|
20.88
|
38.46
|
17.58
|
184.19
|
6
|
Издержки обращения
|
тыс. руб.
|
958
|
1316
|
358
|
137.37
|
7
|
Уровень валового дохода к издержкам обращения
|
%
|
172.75
|
202.81
|
30.06
|
117.40
|
На данном предприятии наблюдается
небольшой рост товарооборота, валового дохода при росте издержек и приличным
снижением себестоимости, причем рост издержек оправдывается ростом валового
дохода, так что темпы роста валового дохода (161.27%) опережают темпы роста
товарооборота (100,29%), себестоимости товаров (87.57%) и издержек обращения
(137.37%). Издержки принесли определенную отдачу, что и предопределяет уровень
рост эффективности продаж по валовому доходу. В результате по показателям
эффективности присутствуют отрицательные изменения в абсолютном изменении себестоимости
товаров (-985 тыс. руб.), что свидетельствует о том, что себестоимость 2006
года снизилась по отношению к 2005 году. Связано это с тем, что на заводах –
поставщиках возросла система скидок и из-за рациональности расходов по
приобретению товаров. Следовательно, наибольшие темпы роста отмечаются по
уровню валового дохода в отношении к себестоимости товаров (184.19%) .
Наименьшие темпы роста отмечены по
уровню валового дохода в отношении к издержкам обращения . Увеличение уровня
валового дохода к товарообороту характеризует операции по определению торговой
наценки. Рост товарооборота при одновременном росте валового дохода (табл.)
свидетельствует о правильной тенденции установления торговой наценки на
рассматриваемые товары в целом.
В общем можно отметить положительные
изменения в работе организации в отчетном периоде. При выборе структурных
группировок нужно исходить из того, что средства, вложенные в товар, имеют
различную отдачу в зависимости от формы расчетов с поставщиком товара. Товар
принятый на реализацию, освобождает предприятие-приемщика от риска отсутствия
спроса на товар, так как при этой форме отношений с поставщиками непроданный
товар будет возвращен поставщику без потерь для предприятия, принявшего товар
на реализацию. Но при этом товар, взятый на реализацию, имеет большую
себестоимость, так как в этом случае поставщик повышает покупную цену в
качестве платы за собственный риск и за отсутствие риска у принимающей стороны,
поэтому брать товар на реализацию целесообразно лишь при определенной
неуверенности в его продаже и лишь на тот период, пока сохраняется такая
неуверенность.
Товар с уверенными продажами
целесообразно закупать по срочной оплате (с авансовыми платежами) поставщик
предлагает товар с большими скидками, чем при срочной. А товар с отсрочкой
платежа предполагает либо увеличение покупной цены , либо оплату процента за
отсрочку, что увеличивает себестоимость товара. Последняя форма приемлема при
отсутствии средств для срочной или предварительной оплаты или когда задержка оплаты
с использованием отсроченных средств в обороте принесет больший доход, чем
расходы за отсрочку или поощрения поставщика за предварительную оплату товара.
5. Анализ формирования
и использования прибыли
Важнейший
источник формирования прибыли – валовой доход от продаж.
В бухгалтерском учете организаций торговли валовой доход от
продаж рассчитывают также по специальной методике как сумму торговой надбавки
(наценки, накидки), приходящейся на реализованные товары.
Размер валового дохода от продаж в бухгалтерской отчетности называют валовой
прибылью. В отчете о прибылях и убытках (форма №2) валовой доход
торговых организаций отражается по строке «Валовая прибыль». Он равен разности
между выручкой (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг ( за минусом
обязательных платежей из выручки) и покупной стоимостью проданных товаров
(себестоимостью). К обязательным платежам, которые исключаются из выручки при
определении финансового результата от продаж, относятся суммы налога на добавленную
стоимость и другие обязательные отчисления из выручки.
В экономической деятельности используется также показатель маржинального
дохода, полученного в результате вычитания из валовой прибыли суммы
условно-переменных издержек.
К операционным доходам и расходам относят результаты по
операциям, связанным с движением имущества предприятия (основных и оборотных
средств (кроме товаров); ценных бумаг, имущества сданного в аренду (если аренда
не является предметом деятельности организации); процентов, полученных за
предоставление в пользование денежных средств организации (доходов); процентов,
уплачиваемых организацией за предоставление ей в пользование денежных средств.
К внереализационным относят доходы и расходы, не связанные с реализацией
товаров и имущества организации. В состав доходов по этим статьям входят
штрафы, пени и неустойки, полученные за нарушение условий хозяйствования;
суммы, поступившие в погашение дебиторской и депонентской задолженности, по
которым истек срок исковой давности; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном
году; суммы дооценки активов ( за исключением внеоборотных активов) и др.
К
внереализационным расходам относят также суммы уценки оборотных активов в
соответствии с установленным порядком, убытки от списания дебиторской
задолженности по которой срок исковой давности истек, штрафы, пени и неустойки,
уплаченные за нарушение условий хозяйствования, и др.
К
прибыли (убытку) от обычной деятельности прибавляют чрезвычайные расходы,
вычитают чрезвычайные расходы, вычитают чрезвычайные доходы и получают чистую
прибыль (нераспределенную прибыль (убыток) отчетного периода). Предприятия
могут производить от нее отчисления на благотворительные цели; направлять на
формирование резервного капитала , специальных фондов: фондов потребления и
фондов накопления, фондов социальной сферы и другие цели по усмотрению
руководства.
Аналитические
данные формирования и использования прибыли отражены в табл. № 6. По ее данным
мы видим, что товарооборот в отчетном периоде возрос на 100, 29% , а валовой
доход увеличился на 161,27 %, что говорит о хороших перспективах для
организации.
Анализ безубыточности
Анализ
безубыточности позволяет держать в поле зрения границы финансово- хозяйственных
процессов, за которыми работа организации становится неэффективной. Для
определения границ рентабельности и запаса финансовой прочности (индекса
безопасности) находят критическую точку (точку безубыточности). Ее
также называют порогом рентабельности.
Порог рентабельности – такой объем товарооборота, при котором предприятие уже
не имеет убытков, но еще не имеет и прибыли, т.е. прибыль от реализации товаров
равна нулю, а объем валового дохода только покрывает переменные и постоянные
издержки
Чем выше порог рентабельности, тем
труднее достичь безубыточной работы организации и тем выше риск потерять
прибыль. Низкий порог рентабельности сокращает риск падения спроса на товар,
позволяет значительно снизить цены без ущерба для финансовых результатов.
Снижение порога рентабельности можно обеспечить наращиванием маржинального
дохода (повышая цену в пределах платежеспособного спроса и увеличивая объем
реализации , снижая переменные издержки) либо сокращением постоянных затрат.
Уровень постоянных затрат отражает степень предпринимательского риска. Чем выше
постоянные затраты, тем выше порог рентабельности и тем значителен
предпринимательский риск. Маржинальный доход в точке критического объема реализации
равен постоянным издержкам.
Точка безубыточности
выражается следующей зависимостью:
Р=Nкр*Yсм/100-FC = 0
Р – прибыль от реализации
товаров;
Nкр – критический объем реализации
товаров;
Yсм – уровень маржинального дохода в
отношении к товарообороту;
FC – постоянные (фиксированные)
издержки.
Отсюда критический
объем реализации товаров исчисляется по формуле:
Nкр= (FC/ Yсм)*100,
Для начала найдем
маржинальный доход, т.к. в Форме№2 Бухгалтерского баланса он не выделяется.
Мд= Т - Зпер., где
Мд - маржинальный доход,
Т – товарооборот,
Зпер.- переменные затраты.
Мд(2005) = 9580-7646
=1943 тыс.руб.
Мд(2006) = 9608-6454
=3154 тыс.руб.
Отсюда уровень
маржинального дохода в отношении к товарообороту составит :
Yсм (2005) = (1943/9580)*100=20,28%
Yсм (2006) = (3154/9608)*100=32,82%
Подставим исходные данные
в формулу критического объема продаж:
Nкр(2005) =(418/20,28)*100=2061 тыс.
руб.
Nкр(2005) =(485/32,82)*100=1478 тыс.
руб.
Итак, критический
товарооборот равен в 2005 году 2061 тыс. руб., а в 2005 году 1478 тыс. руб.,
следовательно в 2006 году критический товарооборот снизился по сравнению 2006
годом на 583 тыс. рублей. Это можно объяснить тем, что в отчетном году
предприятием были проведены мероприятия по снижению себестоимости и повышению
качества продукции, снижению потерь материальных и трудовых ресурсов.
Для построения
графика безубыточности необходимы некоторые данные, которые находятся в таблице,
тыс. руб.
Наименование
|
2005г
|
2006г.
|
Товарооборот
|
9580
|
9608
|
Валовой
доход
|
1655
|
2669
|
Переменные
издержки
|
7646
|
6453
|
Маржинальный
доход
|
1943
|
3154
|
Постоянные
издержки
|
418
|
485
|
Суммарные
издержки
|
8064
|
6938
|
Все данные таблицы применим для построения графика точки безубыточности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Прибыль
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Убыток
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
418
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2061
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис№ График точки
безубыточности 2005 г.
Для более глубокого анализа построим график порога рентабельности для ООО
«Центр «Темп» в 2006 г.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Прибыль
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Убыток
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
485
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1478
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис№ График точки
безубыточности 2006 г.
Анализируя рис.№ и
рис.№ видно, что в 2005 году порог рентабельности равнялся 2061 тыс. руб., то
есть это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет
убытков, но еще не имеет прибыли. А в 2006 году порог рентабельности снизился
до 1478 тыс. руб. Соответственно изменилась и прибыль предприятия. В отчетном
году она составила 829 тыс. руб., а в предыдущем году убыток предприятия
составлял 31 тыс. руб. Существует много факторов, определяющих величину прибыли
и уровень рентабельности. Эти факторы можно подразделить на внутренние и
внешние. Внешние – это факторы, не зависящие от усилий данного коллектива,
например изменение цен на материалы, продукцию, тарифов перевозки, норм
амортизации и т.д. Такие мероприятия проводятся в общем масштабе и сильно
воздействуют на обобщающие показатели хозяйственной деятельности предприятий.
Структурные сдвиги в ассортименте продукции существенно влияют на величину
реализованной продукции, себестоимость и рентабельность производства.
Если от фактического
товарооборота отнять порог рентабельности, то мы получим запас финансовой
мощности предприятия. В 2005 году он составил 7519 тыс. руб. , а в 2006 году 8130
тыс. руб.. Мы видим, что произошло увеличение на 611 тыс. руб. Это является положительным
показателем, так как предприятие в полном размере покрыло затраты на приобретение
продукции, вывело себя из убытка и получило чистую прибыль.
Проанализировав два
графика за отчетный и предыдущий периоды, мы видим, что в 2005 году в точке «С»
предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет прибыли при объеме
продаж 2061 шт.
Соответственно, в 2006
году точка С0 – это точка, в которой выручка покрывает суммарные
затраты, но предприятие еще не имеет прибыли составляет при объеме продаж 1478
шт. Следовательно объем продаж снизился на 583 шт., что говорит о положительной
тенденции, т.к. в 2006 г. ООО «Центр «Темп» уже может получать прибыль при
реализации продукции на 583 шт. меньше, чем в 2006 году.
Значительно снизились
издержки предприятия на 1126 тыс. рублей, что говорит о том, что предприятие,
независимо от инфляции, смогло уменьшить их.
Анализ финансового состояния предприятия.
Для осмысления общей картины изменения финансового
состояния предприятия составляется сравнительный аналитический баланс, в
который включаются основные агрегированные показатели бухгалтерского баланса.
Сравнительный аналитический баланс можно получить из
исходного баланса путём уплотнения отдельных статей и дополнения его
показателями структуры, динамики и структурной динамики вложений и источников
средств организации за отчетный период. Этот вид финансового анализа
предназначен для выявления общей характеристики финансовых показателей
организации, определения их динамики и отклонений за отчетный период. Он
позволяет сделать ряд важнейших выводов, необходимых как для осуществления
текущей финансово-хозяйственной деятельности, так и для принятия
управленческих решений на перспективу.