Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Диалогический подход к организации аудиторной деятельности студентов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Диалогический подход к организации аудиторной деятельности студентов
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:50:20
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Диалогический подход к организации аудиторной деятельности студентов


    Педагогическое общение, диалогическое взаимодействие, диалогический подход в высшем образовании, являясь важной характеристикой, ориентированной на воспитание в вузе, способны обеспечить полноценное развитие личности студента. В данной работе диалог рассматривается как стиль общения, который создает условия для самоактуализации личности[1]. В связи с этим цель данной работы заключается в определении и обосновании педагогических путей и условий оптимизации диалогического взаимодействия преподавателей и студентов.

    Для достижения поставленной цели были намечены следующие задачи:

    1. Определить и обосновать педагогические условия оптимизации диалогического взаимодействия преподавателей и студентов в процессе воспитания  студентов.

    2. Рассмотреть место диалога в организации аудиторной деятельности студентов.

    3. Выявить влияние характерных особенностей диалогического взаимодействия на процесс воспитания студентов.

    За методологическую основу[2] нами были взяты научно-педагогические исследования диалога в учебно-воспитательном процессе и концептуальные подходы к функции общения[3].

    В исследовании принимали участие 100 преподавателей филиала государственного университета (далее - вуз): со стажем работы более 20 лет - 30%, со стажем более 15 лет - 40% и 22% со стажем более 10 лет.  Доля экспертов в возрасте старше 50 лет составила  24%, от 35 до 50 лет - 40%, моложе 35 лет - 36%. Женщины и мужчины в выборке представлены примерно поровну.

    С целью выявления возможностей использования педагогами активных методов в процессе патриотического воспитания студентов им было предложено ответить на вопросы (см. анкета 1 в прил. 1).

    Анализ ответов на вопросы позволил сделать следующие выводы: из  преподавателей, принявших участие в опросе, 58% придают большое значение активным методам в процессе патриотического воспитания студентов. Однако только 8%  систематически используют в процессе патриотического воспитания активные методы. Не имеют чёткого представления, а в отдельных случаях не знают форм и методов подобной работы, - 38%. Многие испытывают затруднения в использовании активных методов в процессе аудиторной деятельности. 12% респондентов иногда используют активные методы. Только 5% имеют оригинальные разработки на основе активных методов (таблица 1).







    Таблица 1.

              Результаты анкетирования по выявлению умений и возможностей

         использования активных методов педагогами в процессе патриотического

                                                       воспитания студентов


    Ответы преподавателей

    Придают большое значение активным методам

    Иногда используют

    активные методы

    Систематически используют активные

    методы

    Имеют оригинальные разработки на основе активных методов

    Испытывают

    затруднения

    при подборе

    активных методов


    Да



    58%


    12%


    8%


    5%


    39%


    Нет



    38%


    88%


    77%


    95%


    49%

    Затрудняюсь

    ответить



    4%



    15%



    12%


    Для выявления мотивации при реализации диалогового подхода в работе по патриотическому воспитанию преподавателям было предложено указать, на решение каких дидактических задач направлен данный метод (анкета прил. 1).

    Анализ ответов показал, что, по мнению большинства педагогов, диалоговый подход располагает большими возможностями.

    34% опрошенных считают, что использование диалогового подхода оказывает положительное влияние на уровень познавательной самостоятельности студентов.

    Влияние использования диалогового подхода на способ достижения цели выделили лишь 18% педагогов.

    28% преподавателей отметили, что именно в активной деятельности студенты овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками для их профессиональной деятельности, развивают свои творческие способности.

    На возможность реализации индивидуального подхода в процессе использования диалогового метода указывают 32% опрошенных.

    На активность учебно-познавательной деятельности указали 38% респондентов.

    Роль использования диалогового подхода в систематизации и обобщении знаний отметили 30%.

    Зависимость между активными методами и совершенствованием гражданско-патриотической культуры студентов отметили 12%.

    Связь диалогового подхода с развитием творческих способностей выявили 16%.

    На возможность осуществления межпредметных связей при реализации  диалогового подхода указали 6%.

    Самостоятельно овладевать знаниями в процессе активной познавательной деятельности студентов считают возможным 22%.

    Таким образом, полученные данные показали, что существует зависимость между использованием технологий активных методов и эффективностью процесса патриотического воспитания студентов.

    Результаты проведенных исследований показывают, что использование диалогического подхода в процессе патриотического воспитания позволяет оказать заметное воздействие на формирование нравственной культуры студентов. Результаты исследований представлены в таблице 2.

    Таблица 2.

           Результаты анкетирования по выявлению мотивации преподавателей

               при реализации диалогового подхода в процессе патриотического

                                                        воспитания студентов


    Мотивы

    Количество учителей

    (в %)

    Развитие познавательной самостоятельности студентов

    Использование диалогового подхода как способа достижения цели (упорядоченная деятельность)

    Приобретение необходимых знаний, умений, навыков студентами для их профессиональной деятельности

    Реализация индивидуального подхода в аудиторной деятельности студентов

    Активность учебно-познавательной деятельности

    Систематизация и обобщение знаний

    Совершенствование гражданско-патриотической культуры студентов

    Развитие творческих способностей

    Осуществление межпредметных связей

    Самостоятельное овладение студентами знаниями в процессе активной познавательной деятельности.


    34%

    18%


    28%


    32%


    38 %

    30%

    12%


    16%

    6%

    22%

            

    Полученные данные позволили нам сделать вывод о том, что большинство преподавателей вузов в процессе патриотического воспитания студентов не достаточно используют активные методы, в частности - диалоговый подход.

             Кроме того, было выявлено, что почти никто из преподавателей не осуществляет целенаправленной работы по использованию в патриотическом воспитании межпредметных связей. Большинство анкетируемых имеет слабое представление о возможности использования активных методов в совершенствовании гражданско-патриотической культуры студентов.

    По нашему мнению, данная ситуация объясняется тем, что в педагогике пока не разработаны научно-практические основы процесса формирования патриотического воспитания на основе использования активных методов обучения.

    Результаты проведенного эксперимента подвели нас к определению функции диалогового подхода. Диалоговый подход при умелом применении в процессе патриотического воспитания студентов позволяет решить следующие задачи:

    - подчинение процесса обучения управляющему воздействию преподавателя;

    - обеспечение активного участия в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных;

    - установление непрерывного контроля за процессом усвоения учебного материала;

    - формирование патриотического сознания, патриотических чувств и поведения человека;

    - усвоение нравственных понятий в целях патриотического воспитания;

    - обогащение содержания патриотического воспитания;

    - развитие форм и методов патриотического  воспитания;

    - развитие уровня познавательной самостоятельности студентов;

    - приобретение необходимых знаний, умений, навыков студентами для их профессиональной деятельности;

    - реализация индивидуального подхода в аудиторной деятельности студентов;

    - активизация учебно-познавательной деятельности студентов;

    - систематизация и обобщение знаний;

    - развитие творческих способностей;

    - осуществление межпредметных связей;

    - самостоятельное овладение студентами знаний в процессе активной познавательной деятельности.

    Преподаватель сам выбирает активные методы, которые помогают вести студентов к обобщению, развивать самостоятельность их мысли, выделять главное в учебном материале, развивают речь и многое другое.

    С учетом выявленных выше проблем реализации диалогического подхода в процессе патриотического воспитания студентов вуза нами предлагаются педагогические пути и условия оптимизации диалогического взаимодействия преподавателей и студентов.

    Одним из условий оптимизации диалогического взаимодействия преподавателей и студентов, на наш взгляд, является использование имитационных и неимитационных методов активного обучения.

    Имитационные методы активного обучения содержат формы проведения занятий, когда учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Неимитационные методы включают все способы активизации познавательной деятельности на лекционных занятиях.

    Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым относятся такие, как проведение деловых игр, игрового проектирования и т.п., а к неигровым - анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и другие.

    Эффективность использования методов активного обучения в процессе патриотического воспитания студентов зависит от определенных условий организации процесса обучения и при выполнении определенных дидактических функций. Учитывая это, нами была выделена группа среди многообразия имитационных и неимитационных методов активного обучения, способствующая эффективности процесса патриотического воспитания студентов (табл. 3).

    Таблица 3.

                Группа имитационных и неимитационных методов активного обучения


    Активные методы обучения

    неимитационные

    имитационные


    игровые

    неигровые

    Проблемная лекция; лекция-визуализация; лекция вдвоём, лекция-пресс-конференция; диалог с аудиторией; эвристическая беседа;

    поисковая лабораторная работа; учебная дискуссия; составление различных проектов, моделей, макетов; самостоятельная работа с литературой; семинары; дискуссии.

    Деловая игра;

    педагогические ситуации; круглый стол;

    педагогические задачи; ситуация–нсценирование различной деятельности.

    Коллективная мыслительная деятельность;

    ТРИЗ работа.


    Данная классификация предлагает рассматривать активные методы обучения исходя из их назначения в учебном процессе.

    Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:

    1 этап - первичное овладение знаниями. Это может быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

    2 этап - контроль знаний (закрепление). Здесь могут быть использованы такие методы, как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.

    3 этап - формирование патриотической сознательности студентов. На этом этапе возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.

    Активные методы обучения способны решать задачи, направленные не только на усвоение студентами знаний и формирование профессиональных умений и навыков, но и на развитие творческих и коммуникативных способностей личности, формирование патриотического сознания.

    Следующим условием оптимизации педагогического процесса формирования патриотического воспитания является технология организации обучения с использованием активных методов.

    Рассмотрим технологию проведений некоторых неимитационных методов - лекций, семинаров, дискуссий, коллективной мыслительной деятельности.

    «Проблемная лекция»

    Проблемная лекция начинается с постановки вопросов, проблем, которые в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от непроблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет. Для ответа на него требуется размышление, когда для решения непроблемного существует правило, которое нужно знать.

    С помощью проблемной лекции обеспечивается достижение трех основных дидактических целей:

    1) усвоение студентами теоретических знаний;

    2) развитие теоретического мышления;

    3) формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета, профессиональной мотивации будущего специалиста, совершенствование патриотического сознания.

    Успешность достижения цели проблемной лекции обеспечивается взаимодействием преподавателя и студентов. Основная задача преподавателя состоит не только в передаче информации, но и в приобщении студентов к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Это формирует мышление студентов, вызывает их познавательную активность. В сотрудничестве с преподавателем студенты приобретают новые знания и постигают теоретические особенности своей профессии.

    На проблемной лекции в совместной деятельности преподавателя и студентов развивается гражданско-патриотическое сознание студентов. В процессе поисковой, исследовательской деятельности студенты самостоятельно приобретают новые знания, усваивают полученную информацию. Это позволяет подвести студентов к самостоятельному «открытию».

    В течение лекции мышление студентов с помощью создания преподавателем проблемной ситуации проходит путь от ее создания (этой самой проблемной ситуации) до того момента, когда они получат всю необходимую информацию, составляющую для них новое знание.

    Процесс мыслительного взаимодействия студента с новыми знаниями, будет развивать его познавательную деятельность, способствовать усвоению нового, неизвестного еще для студента знания, содержащегося в учебной проблеме. Лекция строится таким образом, чтобы в сознании студента обусловить появление вопроса. Новый материал представляется в виде проблемы, познавательной задачи, содержащей вопросы, которые конкретизируют противоречия преподносимой информации.

    Учебные проблема должна быть доступными, учитывать познавательные возможности, быть значимым для усвоения нового материала и развития патриотического сознания студентов.

    В процессе дискуссии, совместного размышления преподавателя и студентов проблемное обучение приобретает диалогический характер. Чем выше степень диалогичности лекции, тем больше она приближается к проблемной и тем выше ее обучающий и воспитывающий эффекты. И, наоборот, чем ближе лекция к монологическому изложению, тем в большей мере она приближается к информационной.

    Таким образом, лекция становится проблемной в том случае, когда в ней реализуется принцип проблемности. При этом необходимо выполнение двух взаимосвязанных условий:

    1) реализация принципа проблемности при отборе и дидактической обработке содержания учебного курса до лекции;

    2) реализация принципа проблемности при развертывании этого содержания непосредственно на лекции.

    Первое достигается разработкой преподавателем системы познавательных задач - учебных проблем, отражающих основное содержание учебного предмета; второе - построением лекции как диалогического общения преподавателя со студентами.

    В ходе диалогического общения развивается мышления студентов, так как мышление по своей сути диалогично.

    Для диалогического общения преподавателя со студентами необходимы следующие условия:

    - преподаватель входит в контакт со студентами как собеседник;

    - преподаватель не только признает право студента на собственное суждение, но и заинтересован в нем;

    - новое знание выглядит истинным в силу доказательства его истинности системой рассуждений;

    - материал лекции включает обсуждение различных точек зрения на решение учебных проблем, воспроизводит логику развития науки, ее содержания, показывает способы разрешения объективных противоречий в истории науки;

    - общение со студентами строится так, чтобы подвести их к самостоятельным выводам, сделать соучастниками процесса подготовки, поиска и нахождения путей разрешения противоречий, созданных самим же преподавателем;

    - преподаватель строит вопросы к вводимому материалу и отвечает на них, вызывает вопросы у студентов и стимулирует самостоятельный поиск ответов на них по ходу лекции.

    Для развития самостоятельного мышления студентов рекомендуем лекции проблемного характера дополнять семинарскими занятиями, организуемыми в виде дискуссии, в форме диалогического общения, имитационных игр и т.д.

    В диалогическом общении преподавателя со студентами вопросы должны содержать следующие функции:

    - в вопросе должен отражаться результат предшествующего мыслительного анализа, условия решения задачи; должно отделяться понятное от непонятного, известное - от неизвестного;

    - вопрос должен указывать на искомую задачу и область поиска неизвестного проблемной ситуации (например, на неизвестный пока студентам способ анализа условий решения задачи и т.п.);

    - вопрос ставит это неизвестное на структурное место цели познавательной деятельности студентов и тем самым оказывается фактором управления этой деятельностью;

    - он является средством вовлечения студента в диалогическое общение, в совместную с преподавателем мыслительную деятельность по нахождению решения познавательной задачи.

    Таким образом, проблемные лекции обеспечивают творческое усвоение будущими специалистами принципов и закономерностей изучаемой науки, активизируют учебно-познавательную деятельность студентов, их самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу, способствуют формированию и развитию нравственно-патриотического сознания студентов

    «Лекция-визуализация»

    Данный вид лекции является результатом нового использования принципа наглядности. Наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет активизировать умственную деятельность, глубже проникать в сущность изучаемых явлений; показывает его связь с творческими процессами принятия решений; подтверждает регулирующую роль образа в деятельности человека.

    Лекция-визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения.

    Например, преподаватель дает студентам задание преобразовать определенные этно-исторические сведения и факты в визуальную форму, используя схемы, рисунки, чертежи, макеты или через компьютерную графику создать таблицу, диаграмму, подготовить презентацию и представить в виде компьютерного, мультимедийного проекта.

    Использование компьютерной графики - это одна из возможностей преобразовать учебную деятельность в проблемно-визуальную. Возникающая при этом проблемная ситуация создает психологическую установку на изучение материала, развитие навыков наглядной информации в других видах обучения.

    Мультимедийные проекты и презентации, создаваемые в рамках патриотической работы, такие как: «Природные богатства Кузбасса» «История Прокопьевска», «Экологические проблемы края», «Красота моего края» активизируют поисковую деятельность студентов, развивают творческую активность, формируют гражданско-патриотические качества.

    «Диалог с аудиторией».

    «Диалог с аудиторией» позволяет вовлечь студентов в активную учебную деятельность. В ходе диалогического общения преподаватель привлекает внимание студентов к наиболее важным вопросам патриотического воспитания.

    Технология участия студентов в лекции-беседе строится по-разному, так, например, для выяснения мнений и уровня осведомленности студентов по правовым вопросам ставятся вопросы информационного и проблемного характера. Студенты, продумывая ответ на заданный вопрос, получают возможность самостоятельно прийти к тем выводам и обобщениям, которые преподаватель должен был сообщить им в качестве новых знаний по правовым вопросам, либо понять важность обсуждаемой темы, что повышает интерес, и степень восприятия материла студентами.

    Во время проведения лекции преподаватель должен следить, чтобы задаваемые вопросы не оставались без ответов, т.к. в этом случае они будут носить риторический характер, не обеспечивая достаточной активизации мышления студентов.

    «Лекция-дискуссия».

    Дискуссия - это взаимодействие преподавателя и студентов, свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу.

    В отличие от диалога с аудиторией здесь преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы студентов на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами. Студенты в процессе дискуссии, столкновения коллизий самостоятельно обсуждают конкретные ситуации, анализируют и делают выводы.

    Выбор круга вопросов для активизации слушателей и темы для обсуждения составляется самим преподавателем в зависимости от конкретных дидактических задач, которые преподаватель ставит перед собой для данной аудитории.

    Метод «круглого стола».

    Этот метод можно умело использовать при коллективном обсуждении проблем, изучаемых в процессе патриотического воспитания. Главная цель таких занятий состоит в том, чтобы обеспечить студентам возможность практического использования теоретических знаний в жизненных условиях.

    Данные занятия тесно связанны со всеми видами учебной работы, прежде всего, с лекционными и самостоятельными занятиями студентов. Поэтому эффективность семинара во многом зависит от качества лекций и самостоятельной подготовки студентов.

    На занятия «круглого стола» выносятся основные темы курса, усвоение которых определяет качество патриотического воспитания; вопросы, наиболее трудные для понимания и усвоения. Такие темы обсуждаются коллективно, что обеспечивает активное участие каждого студента.

    Необходимо, чтобы студенты сидели в круговом расположении, что позволяет участникам чувствовать себя равноправными. Отсюда и название данного метода - «круглый стол».

    Преподаватель также должен находиться в кругу со студентами. Такое расположение участников лицом друг к другу, приводит к возрастанию активности, увеличению количества высказываний.

    Особенностью вузовского семинара-дискуссии является обсуждение студентами уже решенных в науке проблем и как уже отмечалось выше, метод «круглого стола» включает в себя различные семинары и дискуссии. Рассмотрим некоторые из них:

    Учебные семинары.

    - Междисциплинарный семинар. Студентам заранее дается задание для подготовки сообщения на семинарском занятии.

    Допустим, при изучении темы «Гражданское общество» студенты раскрывают различные аспекты и стороны данного вопроса. Обсуждая различные проблемы гражданского общества (социально-политические, экономические, нравственные, экологические и др.), предлагают решения и пути выхода. Таким образом, комплексное изучение темы, поставленной проблемы способствует развитию творческих способностей, расширению кругозора и позволяет успешно реализовать принцип межпредметной интеграции.

    - Проблемный семинар. Строится по аналогии междисциплинарного семинара.

    - Ориентационный семинар. Данные семинары позволяют рассматривать, происходящие социально-политические, общественные и культурные события страны и региона в новом аспекте, представляют возможность студентам высказывать личное мнение, собственную точку зрения и предлагать авторские варианты изменения директив.

    - Системный семинар. Проводятся для более глубокого знакомства с разными проблемами, к которым имеет прямое или косвенное отношение изучаемая тема. Например: «Система управления и воспитания трудовой и социальной активности».

    Метод системных семинаров раздвигает границы знаний студентов, не позволяет замкнуться в узком кругу темы или учебного курса, помогает обнаружить причинно-следственные связи явлений, вызывает интерес к изучению различных сторон общественно-политической жизни, гражданско-правовых вопросов.

    Учебные дискуссии. Они могут проводиться:

    - по материалам лекций;

    - по итогам практических занятий;

    - по проблемам, предложенным самими студентами, или преподавателем, если студенты затрудняются;

    - по событиям и фактам из практики изучаемой сферы деятельности;

    - по публикациям в печати.

    Метод учебной дискуссии улучшает и закрепляет знания, увеличивает объем новой информации, вырабатывает умение спорить, доказывать свое мнение, точку зрения и прислушиваться к мнению других.

    Учебные встречи за «круглым столом». При использовании данного метода можно приглашать различных специалистов, занимающихся проблемами патриотического воспитания молодежи. Студентам предлагается определить интересующую их по данной теме проблему и сформулировать вопросы для ее обсуждения.

    На «круглый стол» могут быть приглашены различные специалисты. Для повышения активности студентов можно также предложить две разные точки зрения по одной проблеме.

    Для иллюстрации мнений, положений и фактов возможно использование аудио- видеофрагментов, фотодокументы, материалы из газет и журналов, схемы, графики, диаграммы.

    Преподавателю необходимо следить, чтобы обсуждение не уходило в сторону от обсуждаемой проблемы.

    Во всех этих формах студенты получают реальную практику формулирования своей точки зрения, осмысления системы аргументации, т.е. превращения информации в знание, а знаний в убеждения и взгляды.

    Пресс-конференция. Студенты распределяются на подгруппы. Одна группа выступает в роли журналистов, другая - научных деятелей. Студенты располагаются лицом друг к другу. «Журналисты» задают вопросы, включающие проблемы формирования гражданско-патриотической позиции студентов, «научные деятели» отвечают на них. Преподаватель выступает в роли стороннего наблюдателя, отмечая для себя активность студентов.

    «Морской бой». Группа также делится на две команды, студентам раздаются «боеприпасы» - фишки, на которых указаны вопросы. И «спасательные круги», которые возвращают вопросы той команде, которая его задала.

    «Ромашка». Делается цветок, на каждом лепестке которого содержится вопрос,  указан термин или  понятие, касающееся вопроса патриотического воспитания студентов. Каждый студент отрывает по одному лепестку и отвечает на вопрос или дает определение термину.

    Каждый преподаватель может самостоятельно разработать различные виды игровых форм контроля знаний студентов.

    Деловая игра. Одним из наиболее эффективных активных методов обучения является деловая игра. При подаче материала в такой форме усваивается около 90 % информации. Активность студентов проявляется ярко, носит продолжительный характер.

    В настоящее время различают три сферы применения игрового метода:

    1) учебная сфера. Учебный метод применяется в учебной программе для обучения, повышения квалификации.

    2) исследовательская сфера. Используется для моделирования будущей профессиональной деятельности с целью изучения принятия решений, оценки эффективности организационных структур и т.д.

    3) оперативно-практическая сфера. Игровой метод используется для анализа элементов конкретных систем, для разработки различных элементов системы образования.

    Педагогическая суть деловой игры заключается в активизации мышления студентов, подготовке их к профессиональной практической деятельности, формировании патриотического сознания студентов.

    Данный метод раскрывает личностный потенциал студента: каждый участник может продиагностировать свои возможности в одиночку, а также и в совместной деятельности с другими участниками.

    В процессе патриотического воспитания лучше использовать ролевую игру. Цель данной игры - сформировать нравственные качества и гражданско-правовые основы у студентов в их активном творческом процессе. Социальная значимость деловой игры в том, что в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения.

    В подготовке деловой игры можно выделить следующие операции:

    1) Выбор темы и диагностика исходной ситуации. Темой игры может быть практически любой раздел учебного курса. Желательно, чтобы учебный материал имел практический выход на профессиональную деятельность.

    2) Формирование целей и задач с учетом не только темы, но и исходной ситуации. Игру нужно построить в одной ситуации.

    3) Определение структуры с учетом целей, задач, темы, состава участников.

    4) Диагностика игровых качеств участников деловой игры. Проведение занятий в игровой форме будет эффективнее, если действия преподавателя обращены не к абстрактному студенту, а к конкретному студенту или группе.

    5) Диагностика объективного обстоятельства. Рассматривается вопрос о том, где, как, когда, при каких условиях и с какими предметами будет проходить игра.

    Для подготовки деловой игры могут использоваться все дидактические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский. Также следует соблюсти следующие методические требования:

    - игра должна быть логическим продолжением и завершением конкретной темы по патриотическому воспитанию, практическим дополнением изучения дисциплины в целом;

    - должна иметь место максимальная приближенность к реальным профессиональным условиям и соответствовать принципу природосообразности личности студента;

    - при этом, должна быть создана атмосфера поиска и непринужденности;

    - тщательно подготовлена учебно-методическая документация;

    - четко сформулированы задачи, условия и правила игры;

    - выявлены возможные варианты решения указанной проблемы;

    - игра должна быть обеспечена необходимым оборудованием.


    Развивающая эффективность достигается путем решения следующих задач: в процессе игры развивается логическое мышление; способность к поиску ответов на поставленные вопросы; речь, речевой этикет, умение общаться в процессе дискуссии.

    Качество знаний в игровой форме в значительной степени зависит от авторитета преподавателя. Преподаватель, не имеющий глубокого и стабильного контакта с членами группы, не может на высоком уровне провести деловую игру.

    Таким образом, предлагаемые преподавателю различные разработанные формы активных методов, в том числе и диалогическое общение, могут использоваться для повышения результативности педагогического процесса. Специально организованный процесс обучения, основанный на реализации диалогического подхода, способен обеспечить эффективные условия воспитания молодежи.














    Приложение 1

    Анкета 1. Выявление возможностей использования педагогами активных методов в процессе патриотического воспитания студентов.


    1. Видите ли Вы необходимость в использовании активных методов в процессе патриотического воспитания студентов?

    2. Когда Вы чаще всего используете активные методы: в аудиторное или внеаудиторное время?

    3. На Ваш взгляд, какие дисциплины могут помочь в деле патриотического воспитания студентов?

    4. Считаете ли Вы, что использование активных методов является необходимым условием воспитания студентов и приводит к положительным результатам?

    5. Перечислите наиболее эффективные активные методы обучения.

    6. Систематически ли Вы используете в процессе патриотического воспитания активные методы?

    7. Имеете ли  Вы оригинальные разработки на основе активных методов обучения?

    8. Испытываете ли Вы затруднения при подборе активных методов?


    Анкета 2. Выявление мотивации преподавателей при использовании диалогового подхода в процессе патриотического воспитания студентов


    Определите, на решение каких дидактических задач направлены функции диалоговых методов:

    1. Уровень познавательной самостоятельности студентов.

    2. Способ достижения цели (упорядоченная деятельность).

    3. Приобретение необходимых знаний, умений, навыков студентов для их профессиональной деятельности.

    4. Реализацию индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе.

    5. Активность учебно-познавательной деятельности.

    6. Систематизацию и обобщение знаний.

    7. Нравственное совершенствование студентов.

    8. Развитие творческих способностей.

    9. Осуществление межпредметных связей.

    10.   Самостоятельное овладение студентами знаниями в процессе активной познавательной деятельности.




    [1] Проблема диалога, его природы, сущности, функциональных и организационных особенностей в последнее время привлекает все большее внимание специалистов в области философии, психологии, педагогики, лингвистики, обуславливая тем самым комплексный подход к ее исследованию. С.Л. Братченко, Э. Недзветская, В. Оконь, Е.Л. Федотова, Н.Е. Щуркова [Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. - М., 1994] доказывают, что только диалогический подход в образовании способен обеспечить полноценное развитие личности, ее самоактуализацию.

    [2] Методологическую основу исследования составляют научно-педагогические исследования диалога в учебно-воспитательном процессе, отраженные в трудах 3. Абасова, В.М. Вергасова, В.В. Горшковой, Ю.С. Курганова, К.Г. Митрофанова, Г.Н. Прозументовой, Ю.В. Сенько, А. Сидоркина, В.Д. Щедровицкого, Н.Е. Щурковой и др.Концептуальные разработки этой проблемы связаны с трудами Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, А.М. Матюшкина, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна [Матюшкин А.М. Активные проблемы психологии высшей школы. М., 1977], , которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, социализации и индивидуализации его личности.

    В концепции Л.С. Выготского [Выготский Л.С. Педагогическая психология М.: «Педагогика», 1991] общение рассматривается как важный фактор психологического развития человека, условие его саморегуляции. В исследованиях С.Л. Рубинштейна [Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999. – 720 с.] получила обоснование идея опосредованности всей системы отношений человека с миром, его отношениями с другими людьми, общением с ними.. В.Н. Мясищев высказывал идею о том, что в оценках и переживаниях, которые человек дает взаимодействующим с ним людям, как правило, выражаются не только особенности тех, кто оказался объектом этих оценок и поводом для переживаний, но и личность самого переживающего. Он глубоко исследовал психологические условия, усиливающие или, наоборот, ослабляющие эффективность воздействия участников общения друг на друга.

    [3] Первый подход ориентирован на непосредственную связь с патриотическим содержанием изучаемого предмета. Например, при изучении общественных дисциплин нами рассматриваются  военные события; при изучении естественных - богатства природных ресурсов региона (края, области) и т.д. Второй подход отличается более широким пониманием содержания патриотического воспитания, когда всякая положительная деятельность квалифицируется не только как патриотическая, но и военно-патриотическая. Третий подход основан на планомерном, непрерывном процессе учебно-познавательной деятельности в патриотическом воспитании в соответствии с задачами морально-политической и психологической подготовки, интенсивность которых зависит от характера изучаемого материала.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Диалогический подход к организации аудиторной деятельности студентов ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.