Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Закон и его виды

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Закон и его виды
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:50:21
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение. 3

    1. Понятие закона и основные  теоретические подходы. Назначение закона. 6

    2. Виды законов. 14

    2.1. Конституционные (органические) законы.. 14

    2.2. Обычные законы.. 18

    2.3. Федеральные законы и законы субъектов Федерации. 19

    3. Законы: проблемы вступления в силу. 22

    Заключение. 29

    Список литературы.. 31


    Введение


    Для того чтобы стать реальностью и успешно выполнять присущие праву регулятивные, воспитательные и иные функции, оно, так же, как и государство, должно иметь свое внешнее выражение. В отечественной и зарубежной литературе это «внешнее выражение права» в одних случаях называют формой или формами права, в других - источниками, а в третьих случаях их именуют одновременно и формами, и источниками права. В качестве важнейших форм права выступают -  Законы. Законом называется исходящее от верховной власти правило, которым устанавливаются права. Сама власть верховная в этой деятельности называется властью законодательной. Это свойство закона, что им регламентируются права, только и может руководить нами в различении законов и других актов нераздельной верховной власти.

    Независимо от политико-идеологических установок, доминирующих в обществе, и реального социально-экономического состояния страны, закон как источник права, как сложная юридическая конструкция был и остается наиболее рациональной формой выражения светского права, которое, несмотря на возрастающее значение других правовых культур, все же не может быть оттеснено, например, исламским правом. Вместе с тем, с другой стороны, в законах не может, по-видимому, не отражаться признаваемый кризис теории государства и права, ярким выражением чего является эклектичность теоретических конструкций, преодолеваемая, по мнению ряда исследователей, отказом от общепринятой в отечественной науке дихотомии права и закона, ведущей к подрыву самой идеи законности. Ныне к закону обращаются все - и Президент, и обиженный человек, и предприниматель, и судебные органы. Закон стал щитом, которым прикрываются, стал копьем, которым бьют. Это, бесспорно, достижение, потому что верховенство законов входит в сознание общества. Закон влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения.

    На протяжении ряда столетий и даже тысячелетий закон как форма  права привлекал к себе повышенное внимание многих исследователей. Пытаясь проникнуть в суть явления, именуемого «за­коном», авторы бесчисленных книг и статей, аналитических отчетов и докладов предпринимали огромные усилия для изучения его природы, характера, формально-юридических признаков и черт его содержания, социальной роли и назначения. За многие столетия изучения закона накопилась огромная сумма знаний о нем, выработалось определенное представление о данном явлении, сложился вполне определенный стереотип. Но вместе с тем осталось огромное поле деятельности для современных и будущих исследователей, осталось великое множество до конца не изве­стных его сторон.

    Процесс появления первичных законов, имевших своим назначением регулирование складывающихся но­вых общественных отношений возникает очень давно. Тогда же под­черкивалась объективная нужда раннеклассовых государств в новых формах системы социального регули­рования. Упорядочить, закрепить социальные отношения во вновь возни­кающих государственно организованных обществах можно было только с помощью четких, формально установленных, признанных правил пове­дения, охватывающих не единичные, а типичные, многократно повторяю­щиеся явления и процессы в трудовой, бытовой, иной социально-эконо­мической сфере обществ. Была раскрыта и спе­цифика этих правил, их отличие от социальных норм первобытного об­щества, в том числе обеспечение их обязательности, возможностью госу­дарственного принуждения.

    При той роли, которую в жизни людей играют законы, рассмотрение вопросов о понятии и видах законов приобретают особое значение. И важны не только отдельные оценки действующих и потенциальных законов по определенным критериям, но и теоретические исследования общего характера, позволяющие сформировать возможно более целостное представление о качестве и потенциальной эффективности законов с тем, чтобы в текущей законодательной работе не упустить из внимания ни один из аспектов, не допустить возможный просчет. Этим и обуславливается актуальность выбранной темы работы.

    Объект исследования – общественно-правовые отношения, возникающие в сфере принятия и реализации Законов.

    Предмет работы – закон и его виды.

    Целью работы является изучение закона и его видов.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Рассмотреть понятие и назначение закона.

    2. Охарактеризовать виды законов.

    3. Определить проблемные вопросы законов.

    Теоретическая база работы сформировалась в результате изучения: учебных пособий по курсу «Теория государства и права», специальной научной литературы, а также публицистических материалов, таких авторов, как: Алексеев С.С., Давид Рене, Ласточкина М.Н., Тихомирова Н.Ю., Матузов Н.И., Малько А.В., Студеникина М.С., Хропанюк В.Н., Шершеневич Г.Ф. и других.

    Структура работы определена характером исследуемых в ней проблем. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.


    1. Понятие закона и основные  теоретические подходы.                                 Назначение закона

    Закону посвящались, и посвящаются многие научные труды, из­вестны классические и метафорические определения закона, как в узком, так и широком смысле. Вот, например, как определяют закон юристы Древнего Рима: Папиниан - закон есть общее (для всех) предписание, решение опытных людей, обуздание преступлений, совершаемых умышленно или по неве­дению, общее (для всех граждан) обещание государства; Цельс - права не устанавливаются, исходя из того, что может произойти в единичном случае; Гай - все народы, которые управляются на основании законов и обычаев, пользуются частью своим собственным правом, частью пра­вом, общим для всех людей. Наиболее красочное определение закона в древности дал Хризипп: закон есть царь всех божеств и человеческих дел; он должен быть началь­ником добрых и злых; вождем и руководителем существ, живущих в госу­дарстве; мерилом справедливого и несправедливого, - которое приказы­вает делать то, что должно быть, делаемо, и запрещать делать то, что не должно быть делаемо.[1]

    Закон как источник права существовал еще в самых древних государствах. Известны Законы Хаммурапи (18 в. до н.э.), Законы Ману (1 в. до н.э.) и целый ряд других правовых памятников данной формы. В древних государствах основные правовые нормативы выражали, как правило, личную волю монарха (фараона, царя, императора и т.д.) и воплощались во вне в самых различных формах, в т.ч. и в форме закона.

    Опыт античных государств (Др. Афин 6 в. до н.э., Др. Рима 5-2 вв. до н.э.) по принятию законов представительными органами власти, в частности народными собраниями, долгое время являлся исключением и не сразу получил свое развитие. Только к началу 13 века созрели условия для ограничения законодательных полномочий монархической власти, когда после вооруженной борьбы со знатью английский король был вынужден подписать Великую хартию вольностей (1215 г.). В ней была закреплена идея верховенства парламентского закона, которая дала толчок к постепенному увеличению законодательных прерогатив будущего английского парламента. Уже к концу 17 века английский монарх без согласия парламента, как представителя «всей нации» (по «Биллю о правах 1689 г.», был не вправе вносить какие-либо поправки в действующие законы, приостанавливать действие законов, отменять их, освобождать от их исполнения.[2]

    На формирование теории закона в 17-18 вв. наибольшее влияние оказали две классические теории - теория разделения властей (Д. Локка, Ш.Л. де Монтескье и др.) и теория народного суверенитета (Ж.-Ж. Руссо). Исходя из необходимости подчиненного положения исполнительной власти по отношению к законодательной был сформулирован тезис о верховенстве закона с точки зрения юридической и политико-организационной.[3] К концу 18 - сер. 19 века идея верховенства парламента как законодательного и представительного органа государственной власти нашла реальное воплощение и конституционное закрепление во многих европейских странах. Закон к этому времени стал пониматься как выражение общей суверенной воли всего населения страны или большинства и ему стала отводиться роль основного источника права. Так, в ст.6 Декларации прав человека и гражданина (1789г.) закреплено, что закон - это выражение общей суверенной воли граждан, которые вправе принимать участие "лично или через своих представителей" в его создании.[4]

    В России понятие «закон» в официальных документах стало наиболее часто употребляться с начала 19 века. После учреждения Государственного Совета в 1810 году все законодательные акты должны были рассматриваться в данном органе, который являлся не столько законодательным (представительным) органом, сколько совещательным и по существу бюрократическим учреждением, состоящим из «верных государю людей». Таким образом, до начала 20 века закон как особая форма юридического акта законодательного органа государственной власти, представляющего население всей страны, не была развита в России, практически все акты-повеления Императора рассматривались в качестве закона и имели силу закона[5]. В конце 19-нач. 20 в. среди западноевропейских и русских ученых получила развитие т.н. дуалистическая трактовка закона.[6] Закон стал рассматриваться не как акт законодательного органа государства, а как акт государственной власти вообще, содержащий нормы общего характера. Законом в формальном смысле стали охватываться любые акты, изданные либо законодательными, либо исполнительными органами государственной власти. Тем самым стала обосновываться фактическое равенство и даже примат исполнительной власти над законодательной. Несмотря на то, что определение субъекта издания закона некоторые русские юристы связывали с государственной властью вообще, тем не менее наряду с этим в трудах многих отечественных дореволюционных юристов развивались идеи народного представительства и «правильно организованной» законодательной власти. Именно такое понимание закона могло позволить по мнению П.Г. Виноградова, Н.М. Коркунова, В.М. Гессена и др. считать его основным и верховным источником права.[7]

    После революционного переворота закон как юридическую форму нормативного акта попытались вообще исключить из системы источников права. Революционные органы принимали нормативные акты самой различной формы: декреты, постановления, инструкции, декларации, резолюции, воззвания и др. Нормативное закрепление понятия "закон" было осуществлено только в Конституции СССР 1936 года, согласно которой акт данной формы мог быть издан Верховным Советом СССР, а в Конституции СССР 1977 года были обозначены и видовые характеристики этого понятия («закон СССР - общесоюзный закон», «закон союзной республики», «закон автономной республики»). В полном объеме разработка классического понимания закона как особой формы юридического акта представительного (законодательного) органа государственной власти в условиях реализации принципа разделения властей стало возможным в России после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года. На современном этапе понятие «закон» является ключевым в правовой системе, однако нормативное определение этого понятия в законодательстве до сих пор отсутствует[8].

    Дело в том, что закон, как и право в целом, не является раз и навсегда данным, застывшим в своем развитии институтом. Вместе с обществом и государством он постоянно изменяется и развивается. В силу этого меняются в известной степени и взгляды о нем, о его отдель­ных признаках и чертах. Возникают противоречивые мнения и суж­дения. Вырабатываются и предлагаются порою весьма противоречивые определения закона и неоднозначные о нем представления.

    Например, иногда закон рассматривается в самом «широком» смыс­ле, как синоним понятия права, а точнее - законодательства. Законами называются все нормативно-правовые акты (их совокупность), исхо­дящие от государства в лице всех его нормотворческих органов. Под именем закона понимается, писал Г.Ф. Шершеневич, «норма права, исходящая непосредственно от государственной власти в установлен­ном заранее порядке». Прежде всего, пояснял автор, «закон есть норма, т.е. общее правило, рассчитанное на неограниченное число случаев. Неизбежность этого признака вытекает из того, что закон есть норма права, а следовательно, вид не может быть лишен того свойства, какое присуще роду»[9].

    Из этого рассуждения следует, что первостепенной по значимости отличительной чертой закона является его нормативный характер. Однако нормы права содержатся и в любом ином нормативно-правовом акте. Следуя логике, любой такой акт должен рассматриваться в виде закона.

    В обыденной жизни, в обиходе использование термина «закон» для обозначения любого нормативного акта, исходящего от государства, является довольно распространенным и вполне допустимым, ибо под­черкивает важность соблюдения всех законодательных актов, а не толь­ко собственно законов. Юридически же это выглядит весьма некоррек­тно. Отождествление закона с другими нормативно-правовыми актами вносит путаницу в различные формы (источники) права, снижает эф­фективность их применения.

    В силу этого и ряда других причин в научной и учебной юридичес­кой литературе гораздо чаще используется понятие закона в «узком», собственном его смысле. Довольно типичными при этом, отражающими сложившиеся представления о законе на современном этапе, его дефинициями являются следующие. Закон — это принятый в особом порядке «первичный правовой акт» по основным вопросам жизни государства, «непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой». Или: Закон — это нор­мативно-правовой акт, «принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой[10] и регулирующей наиболее важные общест­венные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны»[11]. Или, наконец: «В юридическом смысле закон - это нор­мативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений».[12]

    Таким образом, на основании вышеизложенного можно указать на следующие специфические особенности закона.

    Во-первых, закон это нормативно-правовой акт, принимаемый только высшими органами государственной власти (Федеральным собранием - в России, Конгрессом - в США, Парламентом - в Италии  и др.) представляющими в формально-юридическом смысле весь народ или же непосредственно самим наро­дом, с помощью референдума.

    Данный признак закона является широко признанным исследова­телями многих стран и довольно устоявшимся. Однако его нельзя считать общепризнанным, как минимум, по двум причинам.

    Одна из них заключается в том, что при этом не учитывается тот факт, что в некоторых странах (например, в правовой системе США) наряду с высшими органами государственной власти в качестве фактических творцов закона выступают и другие государственные органы (например, высшие судебные инстанции). «Если трезво смот­реть на вещи, - отмечается в связи с этим в американской литературе, - то становится ясным, что во многих случаях суды являются твор­цами законов, поскольку именно они интерпретируют его. Без ав­торитетной интерпретации многие законы теряют и сам смысл»[13].

    Следующая причина того, почему названную особенность нельзя считать общепризнанным признаком закона, состоит в том, что рефе­рендум далеко не во всех странах признается в качестве конституционного способа принятия данных нормативно-правовых ак­тов. В некоторых странах (как, например, в США) он вообще законода­тельно не признается и не закрепляется на федеральном, общегосудар­ственном уровне. Таким образом, утверждение о том, что принятие закона только высшими органами государственной власти или с помощью референду­ма является его специфическим признаком, хотя и широко признанно, но, отнюдь не бесспорно и не общепризнанно.

    Во-вторых, закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является гла­венствующей формой права.

    Данные особенности закона множество раз подтверждались госу­дарственно-правовой теорией и практикой многих стран и, как правило, не подвергались сомнению. Констатируя данный факт, Г.Ф. Шершеневич еще в начале нашего столетия с явным удовлетво­рением писал, что «формою права, преобладающею в настоящее время у всех цивилизованных народов, является закон, который совершенно отодвинул на задний план все иные формы. Возможность для организо­ванного общества создавать правила поведения, обязательные для всех, выражается именно в законодательной деятельности»[14].

    Однако применительно к правовой системе Великобритании и не­которых других стран, где широкое распространение в качестве источника права получила судебная практика, вопрос о главенствую­щей роли закона в системе остальных форм права трактуется неодно­значно и подвергается сомнению.

    Так, по мнению известного французского правоведа Р. Давида, за­кон в английской системе права традиционно рассматривался и рассматривается, несмотря на позитивные сдвиги после Второй мировой войны в сторону интенсивного развития законодательства в качестве «второстепенного источника права». В традиционной английской концепции права, писал автор, закон «не считается нор­мальной формой выражения права, а всегда является инородным телом в системе английского права». Конечно, рассуждал Р. Давид, судьи «применяют закон, но норма, которую он содержит, принимается окончательно, инкорпоратируется полностью в английское право лишь после того, как она будет неоднократно применена и истолкована су­дами и в той форме, а также в той степени, какую установят суды»[15]. Ведущую роль в английской правовой системе, по мнению Р.Давида и других авторов, играет судебная практика.

    В-третьих, закон как источник права, исходящий от высшего орга­на государственной власти, представляющего (по крайней мере теоретически) волю и интересы всего общества или народа, должен также отражать волю и интересы всего общества или народа. Для отечественной и зарубежной правовой теории довольно традиционным стало рассматривать закон в качестве выразителя «общей воли»[16].

    Однако столь же традиционной была и остается критика подобного представления и подхода к закону. Еще в начале XX века французский ученый Морис Орну настоятельно требовал «отказаться от иллюзий непогрешимости закона, которая к тому же самим жестоким образом опровергается фактами», а, заодно, — и от «революционной теории общей воли». Он считал глубоко ошибочной формулу, согласно которой, «закон есть выражение общей воли». Ибо на самом деле закон является «делом воли большинства, существующей в парламенте или в пределах избирательного корпуса». Именно эта воля, а не общая воля является «законодательствующей», господствующей. Что же касается общей воли, делал вывод автор, «не воли большинства, а воли единодушной, то она есть не что иное, как воля присоединения или согласия».

    В-четвертых, законы, в отличие от других нормативно-правовых актов издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С их помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть уже на сферу конституционного регулирования в России или в любой зарубежной стране. Несмотря на существующие между ними различия, все они опосредствуют общественные отношения, касающиеся государственно­го и общественного строя, государственного режима, прав и свобод граждан, организации и деятельности государственных органов, поряд­ка законотворчества и др[17].

    Наконец, в-пятых, законы принимаются, изменяются и дополня­ются в особом, строго установленном, законодательном порядке. Законодательная процедура существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами - Положениями или Рег­ламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой.[18]

    Из сказанного, таким образом, следует, что закон есть выражение воли субъекта верховной власти, и что содержанием закона могут быть, как правоотношения, так и другие отношения, не имеющие юридического характера. Законы занимают главное  место  в  системе  нормативно-правовых  актов. Назначение закона определяется тем, что закон как  высшая форма выражения государственной воли народа является непосредственным воплощением его суверенитета. Он устанавливает отправные начала правового регулирования, придает ему единство. Он регулирует наиболее важные общественные отношения. Нормы, содержащиеся в актах других органов, основываются на нормах закона, развивают и конкретизируют его положения, являются производными от них.

    2. Виды законов


    2.1. Конституционные (органические) законы


    Органические (конституционные) - это такие акты, необходимость принятия которых предусмотрена непосредственно Конституцией. Они являются своеобразным "продолжением" Конституции, их нормы развивают и конкретизируют отдельные ее положения (законы о Правительстве РФ, о Конституционном суде РФ, об Уполномоченном по правам человека и др.). Для конституционных законов установлена более сложная процедура их прохождения и принятия[19].

    К конституционным законам относятся прежде всего сами конституции; затем — законы, с помощью которых вносятся изме­нения и дополнения в тексты конституций и, наконец, законы, необ­ходимость издания которых предусматривается самой конституцией.

    Примером издания последних может служить Закон о политических партиях Германии, издание которого предусмотрено Основным законом ФРГ 1949 года (ст. 21, п. 3); Закон о Правительстве Российской Федерации, предусмотренный статьей 14, п. 2 Конституции 1993 года, согласно которой «порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом»; Закон о Конституционном Суде Италии, предусмотренный статьей 137 Конституции страны 1947 года.

    Конституция - государственно-политический документ учредительного характера, основополагающее начало всей правовой системы, юридическая база для текущей законодательной и всей правотворческой деятельности.
    Будучи основным законом государства, Конституция определяет и закрепляет:  организацию государственной власти; закрепляет основы конституционного строя; основные права и обязанности граждан; федеративное устройство; систему государственных органов, их полномочия и порядок формирования; основы правосудия; избирательную систему.

    Само понятие «конституция» в переводе с латыни означает установление, учреждение, устройство. В Древнем Риме так име­новали отдельные акты императорской власти. Первой писаной конституцией (т. е. представляющей единый основной закон с внутренней структурой) можно назвать Консти­туцию США, принятую в 1787 г. и действующую по сию пору. В Европе первыми писаными конституциями были Конституции Франции и Польши 1791 г.[20]

    Конституции - основные законы, которые регламентируют основы общественной, политической, экономической жизни общества, пра­ва и свободы граждан. Они бывают два видов:

    - кодифицируемые - составляют единственный писаный главный за­кон (Конституция РФ, Конституция США и др.).

    - некодифицируемые - состоят из группы законов (Большая Бри­тания, Швеция, Канада), предметом регуляции которых является обособленный ряд общественных отношений, отнесенный к конституционному праву — основе общественного и государственного строя, права и свободы граждан  и др.

    Конституция закрепляет не только основы конституционного права, но и регламентирует основы иных отраслей права. При этом конституция не только сама по себе является законом, но и устанавливает виды иных правовых актов, принимаемых в данном государстве, порядок их принятия и их юридическую силу.

    Как Основной Закон государства и общества Конституция, в отличие от других законодательных актов, имеет учредитель­ный, основополагающий характер. Она регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из них, кото­рые затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан.[21] Конституция закрепляет основы общественно-эконо­мического строя государства, его национально-территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека, и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы - основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.

    Конституционные законы отличаются от обычных законов и всех других нормативно-правовых актов не только по содержанию, но и по форме, характеру, порядку их принятия, внесения в них изменений и дополнений. Любая конституция в силу широты охвата ею самых раз­нообразных сфер жизнедеятельности общества и государства, а также в силу многих других причин выступает не только как сугубо юридический, но и как политический и идеологический по своему ха­рактеру документ. Она обладает самой высокой юридической силой по отношению ко всем без исключения формам (источникам) права и служит правовой основой для всей правотворческой и правоприменительной деятельности в государстве.[22]

    Порядок принятия, внесения изменений и дополнений в конституцию предусматривается, по общему правилу, самой конституцией. Конституции многих государств содержат целые главы, разделы или обширные статьи, посвященные порядку внесения конституционных поправок и пересмотра конституций. Особое внимание в них уделяется, помимо всего прочего, вопросам инициативы пересмотра конституции, процедуре пересмотра и ус­ловий принятия решения.

    Так, согласно Конституции Франции (ст. 89), инициатива ее пересмотра принадлежит Президенту страны, «действующему по пред­ложению Премьер-министра, а также членам парламента». Проект или предложение пересмотра Конституции «должны быть приняты двумя палатами в идентичной редакции. Пересмотр является окончательным после одобрения его референдумом».[23] Конституция предусматривает также, что никакая процедура по ее пересмотру «не может быть начата или продолжена при посягательстве на целостность территории» и что «республиканская форма правления не может быть предметом перес­мотра».

    В соответствии с Конституцией России, предложения о поправках и пересмотре ее положений могут вноситься Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством России, Законо­дательными органами субъектов РФ, а также группами депутатов численностью не менее одной пятой членов от каждой из палат (ст. 134)[24].

    К числу конституционных законов относятся прежде всего, законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно конституцией. В Конституции РФ 1993 г. назва­но четырнадцать таких конституционных законов. Примером пос­ледних могут быть законы о Правительстве Российской Федера­ции (ст. 114), о Конституционном Суде Российской Федерации (ст. 128), об изменении конституционно-правового статуса субъ­екта Российской Федерации (ст. 137 Конституции РФ). Для кон­ституционных законов установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст.108 Конституции РФ).

    В соответствии с Конституцией могут издаваться кон­ституционные (органические) законы, тоже посвященные правовым основам государства, государственного строя. Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией (например, Закон о чрез­вычайном положении, Закон о порядке деятельности Пра­вительства).

    Таким образом, конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой текущего законодательства.

    2.2. Обычные законы


    Обыкновенные законы - это акты текущего законода­тельства, посвященные различным сторонам экономичес­кой, политической, социальной, духовной жизни общест­ва. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции, конституционным законам.[25] Этим и обес­печивается единство всей законодательной системы и последовательное проведение в ней тех основополагающие политических и правовых начал, которые выражены в Конституции, конституционных законах.

    Среди обыкновенных законов особо можно выделить  кодифи­кационные законы.

    Кодификационный закон определяет нормативные основы отдельной отрасли (института) законодательства, регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, борьба с преступностью и т.д.). Он является единым внутренне связанным документом, включающим как проверенные жизнью, общественной практикой действующие нормы, так и новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития общества.[26]  Кодификационные законы могут выражаться в различных формах. Одна из них - это Основы законодательства - акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться в иных актах Федерации и ее субъектов. В настоящее время в РФ действуют основы законодательства об охране труда, об охране здоровья граждан, о нотариате и некоторые другие.  Чаще всего используемый вид кодификационного закона - это кодекс. Это крупный сводный акт, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению. Он либо полностью поглощает все нормы соответствующей отрасли (Уголовный кодекс), либо содержит основную по объему, самую важную часть таких норм (Гражданский кодекс, Трудовой кодекс).  В правовой системе могут существовать и иные виды кодификационных актов: уставы, положения, правила и т.д.

    Важное значение имеет деление законов по отраслям права. В соответствии с этим следует разграничивать от­раслевые законы. Наиболее существенную роль в законода­тельной системе (вслед за конституционными законами) играют: административные законы; гражданские законы; брачно-семейные законы; уголовные законы; земельные законы; финансово-кредитные законы; законы о труде; за­коны по социальному обеспечению; процессуальные зако­ны; природоохранительные законы. Кроме отраслевых, существуют межотраслевые зако­ны, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного, гражданского, других от­раслей права.

    В отличие от конституционных законов для принятия или изме­нения обыкновенных законов не требуется порядка или квалифицированного (в 2/3, 3/4 или же как в Конституции Греции - 3/5) большинства депутатских голосов. В данном случае считается до­статочным абсолютное большинство голосов. Различия в процедуре принятия и изменения конституционных и обыкновенных законов отражают их неодинаковую значимость в систе­ме различных форм права и, в частности, среди нормативно-правовых актов. Более упрощенная по сравнению с конституционными актами процедура принятия и изменения текущих законов - обыкновенных актов подчеркивает их относительно меньшую глобальность, функциональность и стабильность как регуляторов общественных отношений.

    Таким образом, обычные законы – принимаются во исполнение конституционных законов.


    2.3. Федеральные законы и законы субъектов Федерации


    В зависимости от органов, издавших тот или иной закон, а также от территории, на которую распространяется его действие, законы в феде­ративном государстве подразделяются на федеральные (общефеде­ральные) и на законы, принятые субъектами федерации. Первые изда­ются высшими органами государственной власти федерации и распро­страняются на всю ее территорию. Вторые - высшими органами госу­дарственной власти субъектов федерации и, соответственно, имеют юридическую силу лишь на подведомственной территории.[27] По общему правилу, в случае расхождения федеральных законов с законами субъ­ектов федерации первые имеют приоритет над вторыми, действуют федеральные законы.

    Так, например, согласно статье VI Конституции США, федераль­ные законы, «равно как и все договоры, которые заключены или будут заключены Соединенными Штатами, являются высшими законами страны, и судьи каждого штата обязаны к их исполнению, хотя бы в Конституции и законах отдельных штатов встречались противоре­чащие постановления»[28].

    Федеральные законы действуют, как правило, на территории всей Федерации. В случае расхождения закона субъекта Федерации с законом Федерации действует федеральный закон.

    Согласно Конституции России, «законы и иные нормативные пра­вовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам», принятым по предметам исключительного ве­дения РФ или же по предметам совместного ведения РФ и субъектов федерации. «В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федераль­ный закон» (ст. 76, п. 5).

    В случае же противоречия между законами и нормативно-право­выми актами субъектов РФ, изданным по предметам исключительного ведения последних, «действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации» (ст. 76, п. 6).

    Таким образом, будучи весьма схожими между собой по способу формирования, юридической силе, месту и роли в правовой системе, законы, тем не менее, значительно отличаются друг от друга. Критерии этой  классификации  обусловлены  особенностями   регулируемых   отношений,   своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории, на которой они действуют и т. д.   Они подразделяются на  конституционные (органические) и обычные. В федеративном государстве законы могут издаваться как федеральными органами законодательной власти, так и органами законодательной власти субъектов Федерации.

     

    3. Законы: проблемы вступления в силу


    Вопрос о действии во времени законов представляет важную проблему теории права, от решения которой зависят особенности практического применения нормативного акта.  Определяя границы действия законов во времени, Г.Ф. Шершеневич был прав, когда писал, что «закон, как норма, опре­деляющая поведение граждан, имеет начальный и конечный моменты своего действия. Вопрос, с какого времени закон начинает применяться и с какого времени его не следует более применять, чрезвычайно важен в практическом отношении»[29].

    Действие нормативного акта определяется периодом времени от момента вступления в силу нормативного правового акта и установленных им норм до момента утраты им силы. Момент вступления в силу нормативных правовых актов определяется различными способами: 1) моментом принятия акта; 2) моментом, который указан в самом акте либо специальном акте о введении в действие данного акта; 3) моментом официального опубликования акта; 4) истечением определенного срока после момента официального опубликования акта. Со вступлением в силу нормативный правовой акт приобретает правовую действенность.

    Законы, как и любые другие нормативные акты, имеют начальный и конечный моменты своего действия. Крайне важно точно знать момент, когда закон начинает применяться, и момент, когда применение закона невозможно.

    Основным параметром, обусловливающим начало действия закона, является его опубликование. Статья 15 Конституции РФ устанавливает обязательное официальное опубликование законов. Согласно Конституции РФ законы и другие нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Очевидно, что данная норма может быть реализована при условии утверждения официальных источников опубликования для каждого вида нормативных правовых актов.

    Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»[30] (далее - ФЗ «О порядке опубликования») является основным документом, устанавливающим порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов. В статье 1 этого ФЗ подчеркивается, что на территории РФ применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Кроме того, рассматриваемый Закон устанавливает семидневный срок после дня их подписания Президентом РФ, в течение которого федеральные законы подлежат официальному опубликованию. Трудно не согласиться с М.С. Студеникиной, которая пишет: «Значимость этой нормы несомненна. Она направлена на то, чтобы избежать неоправданных задержек с опубликованием (а значит и со вступлением в силу) федеральных законов. Ведь не секрет, что, используя сугубо технический прием задержки с опубликованием, структуры, не относящиеся к законодательной ветви власти, могут на длительное время отсрочить вступление в силу уже принятого закона, заблокировать тем самым его реализацию».[31]  К сожалению, установленная норма не подкреплена никакой ответственностью за ее несоблюдение. Кроме того, сложно найти основание, которое могло бы запретить заинтересованным структурам задерживать срок официального опубликования закона.

    В соответствии с ФЗ «О порядке опубликования» федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования. Таков общий действующий порядок, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Согласно ст. 4 ФЗ «О порядке опубликования» официальным опубликованием указанных актов считается первая публикация их полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». ФЗ «О порядке опубликования», однако, предусматривается только общий порядок вступления в силу федеральных законов либо этот порядок устанавливается непосредственно в самом федеральном законе. Вместе с тем существует ряд законодательных актов, устанавливающих порядок вступления в силу документов конкретной отрасли права. Так, Акты таможенного законодательства согласно п. 3 ст. 4 ТК РФ[32] вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

    В настоящее время ФЗ «О порядке опубликования» устанавливается, что федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ. Но было время, когда дата вступления в силу закона зависела от даты получения текста закона, опубликованного в официальном источнике опубликования, различными органами на местах.  В частности, профессор Г.Ф. Шершеневич писал: «Определить начальный момент действия закона можно двояко. Можно положить в основу тот принцип, что обязательность юридической нормы зависит от возможности для граждан ознакомиться с ее содержанием. А так как номер издания, в котором закон напечатан, распространяется по стране постепенно, то и закон должен получать применение по мере получения номера в той или иной местности. Такова система постепенного вступления закона в действие на пространстве территории государства по мере фактического или предполагаемого распространения номера издания, в котором он опубликован».[33] Этой системы придерживается сейчас Франция. Согласно Декрету 5 ноября 1870 года новый закон приводится в действие в каждом округе (arrondissement) через день после получения номера Journal officiel, содержащего его, в главном городе округа. Следовательно, в Париже, где издается официальный орган печати, закон, помещенный в номере от 5 марта, вступит в силу 7 марта, в провинции же применительно к современным почтовым сообщениям, он получит применение 7, 8 или 9, смотря по расстоянию от Парижа. При всем желании поставить обязательность закона в связь с возможностью ознакомления, система эта все-таки не может обойтись без фикции: она принимает во внимание только тот день, когда закон мог сделаться известным, а не тот, когда он действительно стал известным. Если произошло крушение почтового поезда, то это еще не отсрочивает действие закона для той местности, которая, благодаря несчастной случайности, лишена была фактически возможности ознакомиться вовремя с содержанием закона. Такое постепенное вступление закона в действие, по концентрическим кругам, создает особые неудобства с того времени, как делается возможным вступать в сделки при помощи телеграфа или телефона, на больших расстояниях, находящихся в один и тот же момент под действием разных законов. Поэтому все преимущества лежат на стороне системы одновременного вступления закона в действие на всем пространстве территории государства. При этой системе закон после обнародования остается некоторое время в бездействии, а затем сразу, в один момент, охватывает все части государства.[34]

    Однако наличие нормы об одновременном вступлении в силу законов на территории РФ не решает всех проблем, связанных с определением момента, когда именно вступил в силу конкретный закон.

    Одной из основных проблем является определение источника первого официального опубликования федеральных законов.[35] Исходя из смысла ст. 4 Федерального закона «О порядке опубликования» первая публикация полного текста закона в любом из источников – «Российской газете», «Парламентской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации» является официальной. Однако на практике встречаются прямо противоположные точки зрения по данному вопросу. Многие правоведы считают, что датой официальной публикации не может являться дата публикации в «Собрании законодательства РФ».[36] В качестве основного аргумента приводится Постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 г. N 17-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 г. «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах».[37] В соответствии с данным Постановлением день, которым датирован выпуск "Собрания законодательства Российской Федерации", содержащий текст рассматриваемого федерального закона, не может считаться днем его обнародования. Указанная дата, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подписания издания в печать, и, следовательно, с этого момента еще реально не обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами.

    С.В. Разгулин приводит еще один пример, связанный с проблемой определения срока вступления в силу нормативного акта: «В случае, когда вследствие официального опубликования нормативного правового акта в различных выпусках официального источника опубликования, например, в московском и региональном выпусках «Российской газеты», не соблюдается требование об одновременном обеспечении всех заинтересованных лиц информацией о содержании нормативного правового акта, то срок вступления в силу такого нормативного правового акта должен определяться исходя из даты его последнего официального опубликования»[38]  Таким образом, если закон опубликован и в «Собрании законодательства Российской Федерации», и в «Российской газете», остается неясным, какую из дат нужно считать первой датой официального опубликования. При существующих формулировках норм Федерального закона «О порядке опубликования», определяющих порядок вступления в силу нормативных правовых актов, первоисточник выделить очень сложно.

    Изданием ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год», который был опубликован в нескольких номерах «Российской газеты», ставится также вопрос, касающийся опубликования нормативного акта частями.[39] Согласно упомянутой норме ФЗ «О порядке опубликования» официальная публикация - первая публикация полного текста закона. Данное положение можно трактовать следующим образом: для вступления закона в силу необходимо, чтобы в одном выпуске официального издания был опубликован полный текст нормативного акта. Если же закон опубликован в нескольких выпусках официального источника, то с какого момента исчисляется срок его введения в действие? Чтобы исключить возможность двоякой трактовки данной нормы, целесообразно ее уточнить, как, например, это сделано в Указе Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности»[40]: «Если акт вступает в силу после его официального опубликования и официально опубликован по частям в нескольких номерах официального издания, течение срока вступления в силу такого акта начинается с ноля часов суток, следующих за днем первоначального официального опубликования его последней части»

    Помимо общего порядка вступления в силу федеральных законов законодательство не исключает регулирование вступления в действие особой коллизионной нормой, содержащейся в самом законе или в отдельном нормативном акте. Необходимо отметить, что запрета на установление срока вступления в силу закона меньше десяти дней после дня его официального опубликования законодательством не предусмотрено.

    С выражением «после опубликования» разобраться еще более сложно. С одной стороны, можно предположить, что данный акт вступает в силу после даты его опубликования - в этот день, либо на следующий. С другой стороны, данное выражение может означать только указание на то, что данный документ должен быть опубликован, а вступает в силу он в общем порядке, установленном законодательством для соответствующей категории документов. В Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (далее - ИЗиСП)  комментируют данную ситуацию следующим образом: «Формулировка «со дня опубликования» предполагает, что день опубликования включается в срок вступления акта в силу, формулировки «после дня официального опубликования» и «после опубликования» означают, что срок вступления в силу акта начинается со следующего дня после дня его официального опубликования. По этому поводу в связи с разрешением конкретного уголовного дела было принято специальное Постановление Президиума Верховного Суда РСФСР, по которому днем введения закона в действие был признан день, следующий за днем опубликования закона[41]

    В настоящее время законодательством не урегулирован вопрос, когда начинается и когда заканчивается течение срока, связанного с введением в действие нормативных правовых актов. Возможно ли для расчета этих сроков привлекать существующие кодексы, в которых даются описания и порядок исчисления сроков в соответствующих правоотношениях? Будет ли корректным в данном случае применение норм права по аналогии, и если нет, то каким образом вычислить момент вступления в силу нормативного акта? В ИЗиСП полагают, что порядок исчисления сроков вступления в силу принятых кодексов касается только этих актов. Относительно остальных актов соответствующей отрасли законодательства должен действовать общий порядок вступления их в силу, предусмотренный ФЗ «О порядке опубликования». Однако в данных актах устанавливается только общий порядок вступления определенных нормативных актов в силу и не регламентирован вопрос, касающийся исчисления начала и окончания этих сроков.[42]

    Таким образом, очевидно, представляется необходимым принятие нормативных актов, устанавливающих статус источников официального опубликования законов. Например, подобные документы могли бы определять понятие даты источника официального опубликования, тираж, возможность опубликования закона в специальных выпусках, порядок выхода региональных выпусков источника, возможность (невозможность) опубликования закона частями, ответственность за несвоевременную публикацию и т.д.

    Заключение


    В заключение работы подведем обобщающий итог.

    Закон - высшая форма выражения государственной воли народа, непосредственное воплощение его суверенитета. Он устанавливает отправные начала правового регулирования, придает ему единство. Нормы, содержащиеся в актах других органов, основываются на нормах закона, развивают и конкретизируют его положения, являются производными от них. закон есть выражение воли субъекта верховной власти, и что содержанием закона могут быть, как правоотношения, так и другие отношения, не имеющие юридического характера. Законы занимают главное  место  в  системе  нормативно-правовых  актов.  Их  ведущее положение определяется следующими основными признаками. Во-первых, они  принимаются  только  законодательными  (представительными)  органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума.  Во-вторых, обладают высшей юридической силой. В-третьих,  регулируют  наиболее  важные  основополагающие  отношения.   В   законах закрепляются  общественный  и  государственный  строй,  компетенция  центральных   звеньев государственного механизма, основные права  свободы граждан и т. д. В-четвертых, содержат нормы первичного, исходного характера. В-пятых, принимаются в особом процессуальном порядке.

    Законы подразделяются на конституционные и обыкновенные (текущие).

    Органические (конституционные) - это такие акты, необходимость принятия которых предусмотрена непосредственно Конституцией.

    Обыкновенные законы - это акты текущего законода­тельства, посвященные различным сторонам экономичес­кой, политической, социальной, духовной жизни общест­ва. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции, конституционным законам.

    В федеративном государстве законы могут издаваться как федеральными органами законодательной власти, так и органами законодательной власти субъектов Федерации.

    Вопрос о действии во времени законов представляет важную проблему теории права, от решения которой зависят особенности практического применения нормативного акта, так как закон, как норма, опре­деляющая поведение граждан, имеет начальный и конечный моменты своего действия. Вопрос, с какого времени закон начинает применяться и с какого времени его не следует более применять, чрезвычайно важен в практическом отношении, поэтому необходимо принятия актов, которые могли бы определять понятие даты источника официального опубликования, возможность опубликования закона в специальных выпусках, возможность (невозможность) опубликования закона частями, ответственность за несвоевременную публикацию и т.д.


    Список литературы


    Нормативные акты:

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 25.12. 1993 г. №  237.

    2. Таможенный кодекс Российской Федерации от  28.05.2003 N 61-ФЗ // Собрание законодательства РФ.  02.06.2003. N 22. -  ст. 2066.

    3. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // Российская газета.  15.06.1994. N 111.

    4. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 г. "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах" // Официально не опубликовано. Справочная программа Гарант.

    Литература:

    5. Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 2. - М., 1982. 

    6. Давид Рене. Основные правовые системы современности. – М., 1963.

    7. Заключение Правового управления Правительства Москвы и Центра законотворчества Москвы по вопросам порядка определения даты вступления в силу нормативных правовых актов // Законодательство (спецвыпуск). - 2004.

    8. Конституция. Закон. Подзаконный акт. - М., 2004.

    9. Ласточкина М.Н., Тихомирова Н.Ю. Официальное опубликование нормативных актов и вступление их в силу // Законодательство (спецвыпуск). - 2004. - № 12

    10. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М., 2004.

    11. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. - М., 2004. 

    12. Общая теория права  /  Под  ред. А.С. Пиголкина  - М., 1994.

    13. Ориу М. Основы публичного права. - М., 1929.

    14. Основы государства и права: Учебное пособие / Под ред. С.А. Камарова. - М.2002.

    15. Разгулин С.В. О развитии российского налогового законодательства в современных условиях. - М., 2002.

    16. Студеникина М.С. Вступление федерального закона в силу: правовое регулирование и практика // Журнал российского права. - 2000.  - N 7. 

    17. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 1999.

    18. Теория права и государства: Учебник для вузов / Под ред.  Г.Н. Манова. - М., 2004.

    19. Тихомиров Ю.А. Теория закона. - М., 1982.

    20. Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. проф. М.Н. Марченко. - М., 1998.

    21. Тихомиров Ю.А., Пиголкин А.С. Заключение об особенностях вступления в силу нормативных актов // Законодательство (спецвыпуск). - 2004.  - № 11.

    22. Фридмен Л. Введение в американское право. - М., 1992.

    23. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для вузов. - М., 2002.

    24. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т. 1. -  М., 1995.




    [1] Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. - М., 2004.  – С. 241.

    [2] Там же. – С. 242.

    [3] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М. 2004. – С. 271.

    [4] Там же.

    [5] Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М., 1999. – С. 284.

    [6] Теория государства и права. / Под ред. А.Б. Венгерова. - 1994. – С. 140.

    [7] Там же. – С. 141.

    [8] Конституция. Закон. Подзаконный акт. - М., 2004. – С. 69.

    [9] Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т. 1 - 2. -  М.,1910. - С. 381.


    [10] Хропанюк В. Н. Теория государства и права. Учебник для вузов. - М., 2002. - С. 182.

    [11] Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 2. - М., 1982.  - С. 219

    [12] Общая теория права  /  Под  ред. А.С. Пиголкина  - М., 1994. -  С. 181.

    [13] Фридмен Л. Введение в американское право. - М., 1992. - С. 85.

    [14] Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. -  С. 381.

    [15] Давид Рене. Основные правовые системы современности. – М., 1963. -  С. 320.

    [16] ОриуМ. Основы публичного права. - М., 1929. - С. 228.

    [17] Основы государства и права: Учебное пособие / Под ред. С.А. Камарова. - М.2002. – С. 241.

    [18] Матузов Н.И., Малько А.В. Указ. соч. – С. 277.

    [19] Теория права и государства: Учебник для вузов / Под ред.  Г.Н. Манова. - М., 2004. – С. 269.

    [20] Там же.

    [21] Тихомиров Ю.А. Теория закона. - М., 1982. – С. 47.

    [22] Там же. – С. 48.

    [23] Хропанюк В.Н. Теория государства и права, Хрестоматия. - М. 1998. – С. 211.

    [24] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 25.12.1993г. №  237.

    [25] Хропонюк В.Н. Указ. соч. – С. 213.

    [26] Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред.  М.Н. Марченко. - М., 1998. – С. 234.

    [27] Алексеев С.С. Указ. соч. – С. 223.

    [28] Фридмен Л. Указ. соч. – С. 91.

    [29] Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. -  С. 397.

    [30] Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" // Российская газета.  N 111. 15.06.1994.

    [31] Студеникина М.С. Вступление федерального закона в силу: правовое регулирование и практика // Журнал российского права. - 2000.  - N 7.  - С. 12.

    [32] Таможенный кодекс Российской Федерации от  28.05.2003 N 61-ФЗ // Собрание законодательства РФ.  02.06.2003. N 22. - ст. 2066.

    [33] Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. - 397

    [34] Там же. – С. 398.

    [35] Тихомиров Ю.А., Пиголкин А.С. Заключение об особенностях вступления в силу нормативных актов // Законодательство (спецвыпуск). - 2004. - С. 33.

    [36] Ласточкина М.Н., Тихомирова Н.Ю. Официальное опубликование нормативных актов и вступление их в силу // Законодательство (спецвыпуск). - 2004. - С. 13.

    [37] Постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 г. "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах". // ПС ГАРАНТ

    [38] Разгулин С.В. О развитии российского налогового законодательства в современных условиях. – М., 2002. –            С. 47.

    [39] Студеникина М.С. Указ. соч. – С. 14.

    [40] Указ Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. N 359 "О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности" // интернет-портал Республики Беларусь.

    [41] Бюллетень Верховного Суда РСФСР.  1965. N 1. - С. 13 - 14

    [42] Заключение Правового управления Правительства Москвы и Центра законотворчества Москвы по вопросам порядка определения даты вступления в силу нормативных правовых актов // Законодательство (спецвыпуск). – 2004. – ноябрь. - С. 29 - 30.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Закон и его виды ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.