Содержание
Введение. 3
Глава 1. Понятие и основные черты личности преступника. 5
1.1. Понятие и отличительные черты личности преступника. 5
1.2. Структура личности преступника. 9
Глава 2. Криминологический анализ признаков личности
преступника. 11
2.1. Признаки личности преступника. 11
2.2. Типология личности преступника. Основные факторы,
способствующие формированию личности преступника. 17
Глава 3. Влияние личности преступника на организацию
профилактической работы 24
Список использованных источников и литературы.. 34
Приложение
В курсовой работе
исследуется тема: Изучение личности преступника для организации
индивидуально-профилактической работы.
Актуальность темы обусловлена тем, что уровень
преступности постоянно растет. Об этом свидетельствуют данные статистики.[1]
Рост преступности
невозможно сократить, не принимая во внимание личность лиц, совершивших
преступлении. Знание природы личности преступника может способствовать
предупреждению преступности в стране. Знания о личности преступника оказывают
влияние на организацию индивидуально-профилактической работы с ними.
Говоря о степени научной разработанности данной темы,
можно охарактеризовать ее как недостаточную. Несмотря на то, что теме
личности преступника и причинам преступного поведения уделено значительное
внимание, в работах большинства авторов[2]
она исследована лишь в общих чертах.
Некоторыми авторами, напротив, исследуются особенности лишь
отдельных типов преступников.[3]
Объектом исследования являются общественные отношения,
влияющие на личность преступника и формирование преступного поведения, а так же
особенности личности преступника и их влияние на организацию индивидуально-профилактической
работы.
Предметом исследования является личность
преступника и причины преступного поведения.
Цель исследования – комплексный анализ личности лиц,
совершивших преступление, причины преступного поведения, влияние личности
преступника на организацию индивидуально-профилактической работы
Для достижения
поставленной цели использовались следующие задачи:
- дать понятие личности
преступника, показать объем и уровни ее изучения в криминологии;
- соотнести личность
преступника и субъекта преступления;
- раскрыть структуру и
основные характеристики личности преступника;
- показать биологическое
и социальное в преступном поведении;
- выделить типологию и
классификацию преступников, их практическое значение;
- отразить методы
профилактики преступности и влияние личности преступника на профилактическую
работу.
Структура
исследования.
Указанные цели и задачи исследования определили структуру курсовой работы,
которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных
источников и литературы.
Методы исследования: работа выполнена с помощью таких
методов, как: диалектический, логический, формально-юридический, метод
системного анализа и синтеза.
Существуют
разные подходы к изучению личности преступника. Опираясь на понимание личности как
социального качества человека, можно сказать, что личность преступника выражает
своеобразие социального качества человека, виновно совершившего уголовно
наказуемое деяние.
При изучении личности преступника
криминология активно использует достижения других наук, прежде всего
социальных. Поэтому, пишет Л.М. Прозументов, необходимо хотя бы кратко остановиться
на общем понятии личности.[4]
Понятия «человек»,
«индивид», «личность» нередко употребляются в художественной
литературе, публицистической и даже научной как равнозначные.
Между тем содержание этих понятий различное.
Понятием «человек» обозначается
особый вид живого существа в единстве его биологической природы
и социальной сущности. Под «индивидом» понимают отдельного представителя рода
«человек». Понятие «личность» фиксирует социальные качества индивида.[5]
Личность – это человек, взятый в системе его психологических характеристик,
которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и
отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека,
имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Индивид
– это единичный представитель вида «homo sapiens» . Как
индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями
(такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими
свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
Многогранность личности,
различная природа составляющих ее
свойств приводят к тому, что личность является объектом изучения многих наук,
каждая из которых изучает личность на
«фоне» своего предмета. Это означает,
что каждая из наук изучает те стороны личности, которые составляют содержание
ее предмета. Поэтому в каждой науке
дается свое определение понятия «личность»,
включаются в него лишь те элементы социального качества личности, которые составляют предмет конкретной науки.
Криминология
изучает личность преступника, т.е. лица, совершившего преступление.
Понятие
личности преступника определяется как юридическими признаками, которые согласно
закону характеризуют субъекта преступления (указывают, кто может быть таковым),
так и признаками, отражающими особенности его духовной сущности, содержащими
внутренние причины общественной опасности личности.
Общественная
опасность личности выражает потенцию личности к преступному поведению, которая
понимается как внутренняя возможность совершения при определенных условиях
преступных деяний.
Психологическое
изучение личности преступника имеет различные аспекты, определяемые правовым
положением лица, совершившего преступление, и задачами правоохранительной
деятельности. Преступник в соответствии со своим правовым положением изучается
как субъект преступного деяния, посткриминального поведения, уголовного
процесса, уголовно-исполнительных правоотношений, постпенитенциарного
поведения, а также как объект исправления и профилактики.[6]
Каждому из названных подходов к лицу, совершившему преступление, соответствуют
свой аспект и задачи психологического изучения его личности.
Изучение
личности преступника как субъекта преступного поведения является центральным
элементом. Задача его — познание той совокупности психологических свойств,
которые определили субъективную необходимость и возможность совершения
человеком уголовно наказуемых деяний. [7]
Так,
под личностью преступника понимается лицо, совершившее
преступление, в котором проявилась его антиобщественная направленность,
выражающая совокупность негативных социально значимых свойств, влияющих в
сочетании с внешними условиями и обстоятельствами на характер преступного
поведения.
Криминология изучает личность преступника на индивидуальном,
групповом и обобщенном уровнях.
Обобщенный (общее понятие личности преступника).
Групповой (различные категории и типы преступников).
Индивидуальный, здесь изучается конкретный субъект
преступления.
На обобщенном уровне разрабатывается общее понятие личности
преступника – как личности, виновно совершившей общественно опасное деяние,
запрещенное законом под угрозой уголовного наказания. Общее понятие личности
преступника характеризует все социально-психологические черты и признаки, связи
и отношения свойственные всем преступникам.
На групповом уровне рассматриваются общие признаки и
свойства, связи и отношения, присущие различным категориям и типам преступников
(например, личность вора, убийцы, хулигана, грабителя, вымогателя и т.д.).
На индивидуальном уровне изучается конкретная личность, как
лицо, виновно совершившее данное преступление. На этом уровне, имеется
возможность влиять больше индивидуальных признаков личности преступника,
разобраться в механизме совершения преступления.
При изучении личности преступника, считает Л.М. Прозументов,
используются различные подходы.[8]
Философский подход позволяет
подчеркнуть социальное качество такой
личности, методологически правильно решить вопрос о соотношении социального и
биологического в личности
преступника.
Социологический подход позволяет
установить социально-демографический
портрет преступника и выяснить факторы,
влияющие на формирование личности преступника на макроуровне.[9]
Психология позволяет установить особенности психики такой личности, а использование достижений социальной психологии помогает
установить факторы, влияющие на
формирование личности преступника и социальные позиции, которые
объективно являются наиболее криминогенными.
Общепринятыми постулатами
отечественная криминология, при рассмотрении личность преступника,
считает то, что:
1. Совокупность интегрированных
в ней социально-значимых свойств, образовавшихся в процессе многообразных
и систематических взаимодействий с другими людьми. Этот аспект личности
позволяет рассматривать личность преступника как: члена общества;
члена социальных групп или иных общностей; носителя социально-типичных
черт.
2. Человек не рождается,
а становится преступником. То есть каждый индивид как личность - это
продукт не только существующих отношений, но также своего собственного
развития и самосознания.
3. Необходимо изучать
субъекты совершения самых разнообразных преступлений, в том числе
и неосторожных.
4. Стойкие антиобщественные
взгляды и ориентации и ярко выраженная индивидуалистическая направленность
не характерна всем без исключения лицам, совершившим преступление.
5. Личность преступника
отличается от законопослушной личности своей общественной опасностью.
Однако общественная опасность личности гражданина не предполагает
фатальности преступного поведения. Это качество либо реализуется,
либо не реализуется в его деятельности, что зависит как от самой
личности, так и от внешних обстоятельств, способных препятствовать
такому поведению.
6. Изучение личности
преступника должно строиться на твердой правовой основе, т.е. должна
изучаться личность тех, кто по закону признается субъектом преступления.
Поэтому рассматриваемая категория имеет временные рамки: с момента
совершения преступления, удостоверенного судом, и до отбытия уголовного
наказания.
Для
того чтобы судить о криминогенных особенностях личности преступника, необходимо
понимать роль психических свойств, образующих внутреннюю — психологическую —
основу личности в порождении преступного поведения.
К
психологической структуре личности преступника исследователи в различных
сочетаниях относят: свойства потребностно-мотивационной сферы (потребности,
интересы, устойчивые мотивы и др.); свойства ценностно-нормативной сферы
(взгляды, убеждения, ценностные ориентации, установки, позиции личности и др.);
интеллектуальные свойства (уровень умственного развития, особенности мышления и
др.); свойства, представляющие опыт, значимый в преступном поведении (знания,
умения, навыки, способности); эмоциональные, волевые свойства, темперамент[10].
Если
посмотреть на психологическую структуру личности преступника с точки зрения
выполняемых ею функций в порождении преступного поведения, то она должна
включать свойства, обусловливающие:
- криминогенно значимое
восприятие тех или иных социальных условий и ситуаций;
- мотивацию к
преступному поведению;
- приемлемость преступной
цели, которая как таковая определяется криминальным способом реализации
мотивов;
- возможность реализации
преступного способа, т.е. достижения преступной цели.
Центральным
моментом в генезисе преступного поведения при этом является принятие
криминальной цели и способа.
Структура личности преступника включает в себя следующие признаки: биофизиологические,
социально-демографические, психологические, нравственные, социально-ролевые,
уголовно-правовые и криминологические.
Для характеристики личности преступника существенное значение
представляют его социальная роль и социальный статус.[11]
Под социальной ролью принято
понимать реальные социальные функции конкретного лица, обусловленные его
положением в системе общественных отношений и принадлежностью к определенным
социальным группам.
Социальная роль связана с социальным
статусом человека, его обязанностями и правами.
Наиболее важными в понимании личности преступника являются уголовно-правовые и криминологические характеристики. Они
отражают степень социальной деформации личности, ее особые свойства,
позволяющие обозначить самые существенные признаки лиц, совершивших
преступления.
Как было отмечено выше, структура личности преступника включает в себя следующие признаки: биофизиологические,
социально-демографические, психологические, нравственные, социально-ролевые,
уголовно-правовые и криминологические.
Биофизиологические признаки — это пол, возраст, состояние здоровья, особенности
физической конституции, природные свойства нервной системы и т. д.
Л.М. Прозументов называет эти признаки
«социально-типологическими».[12]
Биологическая природа человека — необходимое условие
индивидуальности личности, определяющее ее самобытность и неповторимость.
Некоторые психологические характеристики людей имеют
генетический характер. От генетически обусловленных особенностей,
психофизиологических возможностей индивида зависит во многом то, что он берет
из окружающей среды, конкретных условий жизни и воспитания, а также других
обстоятельств, с которыми ему приходится сталкиваться. Важное значение имеет
генетически обусловленная степень активного сопротивления негативным явлением
окружающей среды.
Социально-демографические признаки включают
такие характеристики, как пол, возраст, образование, социальное происхождение и
положение, род занятий, национальная и профессиональная принадлежность,
семейное положение, уровень материальной обеспеченности, принадлежность к
городскому или сельскому населению и т. п.
Возрастная характеристика преступников позволяет судить о степени интенсивности
проявления криминогенной активности и особенностях преступного поведения
представителей различных возрастных групп.
Образовательный и интеллектуальный уровни определяют характер преступления.
Наиболее криминогенной социальной группой являются лица, не
занятые общественно полезным трудом: они составляют почти третью часть всех
преступников.
Криминологическое значение имеют данные о семейном
положении, уровне материальной обеспеченности, месте жительства и т. д.
Социально-демографические
свойства личности преступника связаны: с условиями формирования личности и ее
жизнедеятельности, взаимодействуют с ними; с потребностями и мотивацией, с
социальными ролями личности. Поэтому социально-демографические свойства
представляют собой существенный элемент понятия личности преступника и имеют
важное значение для разработки и осуществления мер профилактики.
Соотношение
лиц женского и мужского пола среди преступников составляет в среднем 1: 7. В
последнее время прослеживается рост доли женской преступности. В 2007 г. показатель выявленной преступности женщин составил 15,9%, а темпы прироста за этот год
достигли 8%.
Криминологическими
особенностями женской преступности являются следующие ее характеристики:
- относительно
постоянный, но с тенденцией роста объем и уровень преступности;
- зависимость уровня
женской преступности от социально-экономических особенностей разных регионов
страны;
- превалирование в
структуре женской преступности корыстных посягательств;
- некоторое сближение
женской и мужской преступности по видам преступлений и способам их совершения;
- рост участия женщин в
совершении групповых преступлений;
- зависимость женской
преступности от алкоголизации и наркотизации женщин;
- омоложение женской
преступности;
- влияние на женскую
преступность социальных и психофизических особенностей личности женщины.
Соотношение
лиц различных возрастов в преступности показывает, что криминальная активность
наиболее характерна для возрастной группы 25-29 лет, затем следуют группы
18-24, 14 — 17, 30 - 40-летних преступников. Наименьшую долю среди преступников
составляют лица старше 50 лет.
Доля
несовершеннолетних в общем объёме выявленных преступников возрастает. В 2000 г. она составила 10%, в 2005 и 2006 гг. - 16%, некоторое снижение отмечалось в 2003 и в 2004
гг. (12%). Характерной чертой является «омоложение» несовершеннолетних преступников.[13]
Следует обратить особое внимание на преступность несовершеннолетних
женского пола. В 2007 г. в России ими было совершено 12866 преступлений, в
общем числе выявленных в 2007 г. лиц, совершивших преступления, женщины
составляют 14,7%. Если в целом по России показатель преступности женщин в этой
возрастной группе остается относительно стабильным (около 8%), то в отдельных
регионах наблюдается его постоянный рост.
Так в 2007 г. преступность несовершеннолетних женского пола
составила в Еврейской автономной области — 11,3%, Чукотском автономном округе —
10,9%, Иркутской области — 10,8%, Томской области— 10,8%, Республике Алтай —
10,1 %, Кемеровской области— 10,0%.
Среди 14—15-летних доля лиц женского пола выше (в 2002 г. — 8,3%), чем среди 16—17-летних (в том же году — 7,6%). В некоторых регионах России такое
соотношение выше общероссийского показателя. Самый высокий показатель
наблюдался в 1998 г. в Еврейской автономной области (15,8%), Республике Саха
(11,7%), Иркутской области (11,7%), Мурманской области (11,3%), городе
Новосибирске (11,2%), Калужской области (11,0%).
Хотя общество все еще склонно
считать, что несовершеннолетние девушки- преступности не опасны, следует
учитывать и данные статистики. Среди преступников- рецидивистов, не достигших
совершеннолетия, девушек 18 %. В общем числе женской рецидивной преступности 28
% тех, кто начал свою «преступную карьеру», не достигнув совершеннолетнего
возраста. Сегодня криминальное поведение подростков женского пола уже мало чем
отличается от преступлений их сверстников мужского пола, нередко и преступности
взрослых мужчин и женщин, а порой превосходит по своей агрессивности и
жестокости. Их преступления часто направлены на применение насилия.
Характеристика
образования лиц, совершивших преступления, имеет криминологическое значение,
поскольку связана с культурой личности, ее социальным статусом, кругом
контактов, жизненными планами и возможностями для их реализации. Уровень общего
образования у преступников в целом немного ниже, чем у лиц, не нарушающих
закон. Многократны различия в уровне образования разных категорий
преступников.
Самый
низкий уровень образования характерен для лиц, совершающих насильственные
(умышленные убийства, умышленные тяжкие телесные повреждения),
корыстно-насильственные (грабеж, разбой) преступления и кражи личного имущества.
Выше
уровень образования у лиц, совершающих хищения путём присвоения и растрат,
злоупотребления служебным положением, должностные и экономические преступления.
Семейное
положение и его изменение у лиц, совершивших преступления, также воздействует
на формирование личностных качеств. Определенным образом оно влияет на направленность
и устойчивость преступного поведения.
Наиболее
изученным в криминологии являются положения о влиянии семейного воспитания на
формирование личности несовершеннолетних правонарушителей, влияние семейных
конфликтов на бытовую преступность.
В
целом распространенность преступности среди лиц, имеющих семью ниже, чем среди
холостяков и одиноких. В большинстве случаев семья стимулирует позитивное
поведение и выполняет функции социального контроля.
Характеризуя
преступников по социальному положению и роду занятий, следует отметить
большую долю в их контингенте лиц без определенных занятий.
В 1991 г. в России среди всех выявленных преступников старше 16 лет удельный вес трудоспособных лиц, не
имеющих определенных занятий, составлял 20%. В 1998 г. 34% раскрытых в РФ преступлений совершили лица, не имеющие постоянных источников дохода, в
том числе 8,7% — безработные. В 2001 г. темпы прироста числа преступников из
лиц, не имевших постоянного источника дохода, составили 24,3%, а из числа
безработных — 43,8%. В 2006 г. их удельный вес в общем числе выявленных лиц,
совершивших преступление, составил 48%.1
Наибольший
процент среди совершивших преступление и имевших работу составляют лица,
постоянно или длительно занимающиеся неквалифицированным тяжелым физическим
трудом.
В структуре личности преступника важное место принадлежит его
нравственной и психологической характеристике. Эти
признаки позволяют познать внутреннее содержание личности — его
мировоззренческие и нравственные черты и свойства, взгляды, убеждения,
ценностные ориентации и т. п.
Мировоззренческая позиция определяет общую направленность личности, ее
целеустремленность, сказывается на всей совокупности особенностей поведения и
действий, привычек и наклонностей.
Характеристику личности преступника дополняют его
интеллектуальные, эмоциональные и волевые свойства.
К интеллектуальным свойствам относятся:
уровень умственного развития, объем знаний, широта взглядов, содержание и
разнообразие интересов и стремлений, жизненный опыт и т. д.
Эмоциональные свойства состоят
из таких признаков, как сила, уравновешенность или подвижность нервных
процессов, динамичность чувств, степень эмоциональной возбудимости, характер
реагирования на различные проявления внешней среды и т. д.
Волевые свойства включают:
способность принимать и осуществлять принятые решения, умение регулировать свою
деятельность и направленность поступков, обладание выдержкой, стойкостью,
твердостью, настойчивостью и другими чертами.
Уголовно-правовые признаки личности преступника – это данные
о характере совершенного преступления, его направленности и мотивации,
единоличном или групповом характере преступной деятельности, единоличном или
групповом характере преступной деятельности, рядовой или организаторской роли в
ней лица, о прошлой судимости или фактическом рецидиве преступления. Подобные
признаки являются важнейшим критерием для суждения о личности виновного, о
степени его общественной опасности.
Для характеристики личности преступника весьма существенны ее
проявления в различных сферах общественной жизни. Речь идет, в частности, о
принадлежности преступника к определенным социальным группам, о его
взаимоотношениях и взаимодействиях с другими людьми, учреждениями,
организациями в семейной, производственной, общественно-политической, бытовой
сферах человеческой практики (например, правонарушитель, труженик, семьянин и
др.).
Нравственные свойства и психологические особенности личности
позволяют распознавать внутреннее содержание, внутренний мир личности
преступника.
Таким
образом, структуру личности образуют три подсистемы, включающие, в свою
очередь, более легкие подсистемы и компоненты личностных свойств субъекта
преступления. Это социально-демографическая, социально-ролевая (функциональная)
и социально-психологическая.
В юридической литературе в зависимости от характера систематизации лиц, совершивших преступления, выделяют классификацию и типологию преступников.[14]
Разработка типологии преступников — единой, обобщающей системы
их научного подразделения — одна из наиболее актуальных задач в проблеме
личности преступника.
Очевидно, что понятия «классификация» и «типология» далеко не
тождественны и различаются как по объему, так и по содержанию.
Под «классом» (разрядом, группой) понимают «совокупность предметов,
явлений, обладающих общим признаком, качеством», а под «классификацией» —
«распределение данного множества предметов на классы по определенному, общему
для каждого класса признаку так, что классы множества составляют систему». В
приведенных понятиях классификационный признак никак не конкретизирован в своем
содержании и, следовательно, им может быть любой признак, присущий какой-либо
группе предметов или явлений.
Под типом предметов или явлений понимается: форма, вид чего-либо,
обладающие существенными качественными признаками; образец, модель,
характерный представитель чего-либо.
Тип личности представляет собой «образ, содержащий
характерные обобщенные черты какой-либо группы людей». Здесь речь идет уже не
о любом, а только о таком признаке, который выражает существо той или иной
группы людей, предметов или явлений.
Таким образом, типическое в явлении должно выражать саму суть
данного явления.
В
литературе можно встретить множество вариантов типологии личности преступника.
В
зависимости от критерия типологизации все известные типологии можно разделить
натри группы.
К первой
относятся те их них, в которых преступников дифференцируют в зависимости от
характера личностно-мотивационных свойств, проявляющихся в совершенном
преступлении.
Например,
выделяют: 1) особо опасных преступников; 2) насильственных преступников; 3)
корыстных преступников; 4) совершивших преступления против общественного
порядка; 5) неосторожных преступников.
Вторая
группа объединяет
типологии, в которых преступников дифференцируют исходя из характера
взаимодействия криминогенной личности с разной степенью выраженности с
факторами ситуации совершения преступления или только в зависимости от степени
выраженности криминогенных искажений личности.
Примером
такой типологии может быть вариант, предложенный для несовершеннолетних
преступников. В ней выделяются два основных типа: криминогенный и случайный.
Криминогенный
тип подразделяется натри подтипа: 1) последовательно криминогенный; 2)
ситуативно-криминогенный; 3) ситуативный.
Третья
группа включает
типологии, в которых критерием типологизации выступает социальная
направленность личности преступника. Один из вариантов подобной типология
ранжирует преступников исходя из соотношений негативной и позитивной
направленности личности. Схематически это можно представить следующим образом:
профессиональный тип, привычный тип, неустойчивый тип, небрежный тип, случайный
тип.
По степени и характеру общественной опасности можно выделить
следующие типы преступников:
1) совершившие тяжкие преступления против личности —
убийства, тяжкие телесные повреждения, изнасилования, разбои;
2) совершившие менее тяжкие преступления против личности -
хулиганство и грабежи;
3) совершившие кражи, хищения чужого имущества, должностные
преступления;
4) совершившие иные преступления, в том числе против
общественного порядка.
Таким образом, можно еще раз прийти к выводу, что личность
преступника является ключевой проблемой современной юридической психологии.
Исходя лишь из мотивационных критериев, некоторые авторы
выделяют:
- Корыстный тип — ему
свойственен мотив личного обогащения;
-
Престижный тип. Довольно часто случается, что среди виновных в корыстных
(прежде всего, в хищениях государственной собственности) и должностных
преступлениях заметно выделяется группа, совершающая такие действия из
престижных побуждений, т. е. для того, чтобы занять в жизни более высокое
социальное (в первую очередь, должностное) положение, завоевать авторитет среди
окружающих, быть все время на виду и т. д.;
-
Насильственный тип. Мотивы насильственных преступлений (убийства, телесные
повреждения, изнасилования) и хулиганства достаточно разнообразны. Вообще
называть насилие мотивом можно лишь с большой натяжкой, потому что
насильственные действия ради них самих совершают только психически больные,
невменяемые люди. Понятие насилия во многом отражает внешний характер действия,
а не только его внутреннее содержание.
-
Сексуальный тип. К данному типу относятся преступники, виновные в изнасиловании
или других половых преступлениях на почве сексуальных побуждений.
Типологические группы
преступников могут быть построены также и по характеру «антиобщественной
направленности и ценностных ориентаций». В связи с этим в криминологии
выделяются группы, которым свойственны:
-
«негативно-пренебрежительное отношение к личности и ее важнейшим благам»:
жизни, здоровью, телесной неприкосновенности, чести, спокойствию, достоинству и
т. д. Подобное отношение лежит и в основе умышленных агрессивно-насильственных
преступлений — убийств, телесных повреждений, изнасилований, оскорблений и т.
д., а также большинства случаев хулиганства;
-
«корыстно-частнособственнические тенденции, которые связанны с игнорированием
права на все виды собственности». Это характерно для совершения хищений, краж,
мошенничества, взяточничества и иных корыстных преступлений;
-
«индивидуалистическое отношение к различным социальным установлениям и
предписаниям», к своим общегражданским, служебным, семейным и прочим
обязанностям. Подобные антисоциальные черты определяют совершение ряда
хозяйственных преступлений, преступлений против порядка управления, правосудия,
воинских преступлений и пр.;
-
«легкомысленно-безответственное отношение к установленным социальным ценностям
и своим обязанностям» по отношению к ним, проявляющееся в различных
неосторожных преступлениях.
В
соответствии с этой типологией преступники делятся на следующие типы:
1.
Профессиональный тип. Самый опасный тип личности. Направленность личности
деформирована и представлена в виде негативной направленности. Лица данного
типа отличаются «правовым нигилизмом», низкой общей культурой, антиобщественной
установкой.
2.
Привычный тип. Для этого типа характерна значительная деформация в структуре
«социальной направленности, позитивный компонент слабо выражен,
социально-психологические свойства личности неустойчивы и противоречивы».
Преступники данного типа имеют очень низкий уровень правосознания, у них
отсутствуют четкие границы между моральным и аморальным. Отличие же его от
профессионального типа состоит в том, что для совершения преступления
преступник привычного типа использует преимущественно жизненные ситуации. К
данному типу относятся лица, совершившие повторные преступления, т. е.
рецидивисты, хотя, как правило, это смешанный рецидив.
3.
Неустойчивый тип. Этот тип не имеет каких-либо стойких или значительных
деформаций в отличие от двух предыдущих. Присутствует равная негативная и
позитивная направленность. Однако, опять же, в отличие от двух вышеназванных
типов, неустойчивому типу присуща противоречивость в действиях, что может стать
толчком к ослаблению или наоборот усилению криминогенности, поскольку между
преступлением и личностью всегда имеет «повод», личностная интерпретация
которого либо ведет, либо не ведет к совершению преступления.
4.
Небрежный тип. В данном типе преобладает позитивная направленность личности, т.
е. присутствует минимум негативной направленности. Небрежному типу присуще
легкомысленное отношение к социальным нормам, регулирующим поведение в
обществе. Обычно преступники данного типа совершают нетяжкие преступления
умышленно или по неосторожности.
5.
Случайный тип. Этот тип характеризуется полной позитивной направленностью, без
каких-либо деформаций. Имеет устойчивый уровень правосознания, преступление же
совершает только в силу давления жизненных обстоятельств. Преступники данного
типа совершают преступные деяния в состоянии сильного душевного волнения,
вызванного неправомерным действиями потерпевшего, или с превышением пределов
необходимой обороны.
Факторами,
влияющими на формирование личности преступника являются преступные мотивы. [15]
Криминогенно
значимые мотивы порождаются
различными социально дезадаптированными потребностями, удовлетворение которых
правомерным способом является весьма затруднительным либо вообще не может быть
осуществлено. Эти мотивы могут представлять ряд типов, различаясь по своим
источникам. [16]
Первый
тип представляют мотивы, порожденные гипертрофированными аморальными
влечениями, удовлетворение которых субъект реально не может обеспечить
правомерным путем или это удовлетворение связано с криминальным риском — с
высокой вероятностью перехода аморального поступка в преступное деяние.
Второй
тип выражают мотивы, порожденные гипертрофированными потребностями
(притязаниями), т.е. потребностями, уровень которых явно завышен, не
соответствует индивидуальным или социальным возможностям обеспечения их
правомерного удовлетворения и при этом явно превышает социально средний или
жизненно необходимый уровень (иначе эти потребности нельзя называть
гипертрофированными).
Третий
тип криминогенно значимых мотивов представляют побуждения, обусловленные нуждой
в разрядке устойчивых отрицательных эмоциональных состояний субъекта. Эти
состояния выражаются в устойчивом переживании чувств отчужденности, тревоги,
неполноценности, обиды, зависти, озлобленности, агрессивности и др.
Четвертый
тип криминогенно значимых мотивов проявляется в остром переживании
отрицательного чувства по отношению к определенным социальным субъектам и
объектам, выступающим как правоохраняемые ценности.[17]
Эти переживания вызваны сложившимися (зафиксированными в качестве
психологических свойств личности) острыми неприязненными отношениями к тем или
иным людям, социальным группам, государственным и общественным институтам и
другим правоохраняемым социальным ценностям.
Пятый
тип представляют криминогенно значимые мотивы, порождаемые потребностями в
социально-«отчужденном» образе жизни, личностные ценности (которые могут стать
жизненными целями) приобщения к группе противоправной направленности,
приобретения авторитета среди лиц, совершающих преступления.
Шестой
тип криминогенно значимых мотивов представляют побуждения, вызванные
неадекватной в нравственном и юридическом плане оценкой значения внешних
условий. Неадекватно отрицательная оценка условий может побуждать к юридически
неоправданным агрессивно-защитным или иным неправомерным действиям.
Личность
преступника тщательно изучается. Схема изучения личности преступника в
приложении №1.
Профилактика
(предупреждении) преступлений в широком понимании есть криминологическая категория,
обозначающая исторически сложившуюся систему преодоления объективных и
субъективных предпосылок этих негативных явлений, реализуемого путем
целенаправленной деятельности всех институтов общества по устранению,
уменьшению и нейтрализации факторов, детерминирующих существование преступности
и совершение преступлений.
Предупредительное
воздействие влияет на все виды детерминант преступности: социальные,
социально-психологические, психологические, объективные и субъективные, прямые
и косвенные, главные и второстепенные. Однако в зависимости от характера и
сущности различных детерминант предупредительный эффект может быть различным.
Предупреждение
преступлений в более
узком, прикладном значении представляет собой деятельность, направленную на
недопущение их совершения путем выявления и устранения причин преступлений,
условий, способствующих их совершению, оказания предупредительного воздействия
на лиц с противоправным поведением.
Указанная выше
деятельность многими криминологами рассматривается как предупреждение не
преступлений, а в целом преступности. Такая постановка вопроса представляется
не совсем точной, поскольку предупреждение (недопущение) преступности как
негативного объективно существующего в любом обществе социального явления
практически невозможно.
Исходя из того, что
преступность - продукт общества, следствие объективно существующих в нем
противоречий, задача ее полной ликвидации, окончательного искоренения ее причин
и условий является нереалистичной. Общество, государство вынуждены мириться с
существованием преступности как неизбежным злом. Но, осуществляя предупреждение
преступлений, они в состоянии: контролировать и сдерживать преступность;
преодолевать ее наиболее разрушительные тенденции; нейтрализовать ее
причины и условия; защищать граждан и интересы общества от преступных
посягательств.
Целью предупреждения преступлений, как и
целью борьбы с преступностью, является противодействие криминальным процессам в
обществе, обеспечение сдерживания, сокращение преступности и темпов ее роста,
защита личности, общества и государства от преступных посягательств.
Эта цель находит свою
конкретизацию в решении ряда следующих задач: выявление и
устранение или нейтрализация причин преступности и условий, способствующих их
совершению; индивидуальное профилактическое воздействие на лиц с противоправным
поведением; предотвращающие замышленных и готовящихся преступлений;
снижение у населения и отдельных граждан риска стать жертвами преступных посягательств.
Решая указанные задачи,
предупреждение преступлений в то же время представляет собой важную часть
общего процесса борьбы с преступностью. Реализуя задачу общей и частной
превенции, оно пронизывает большинство составных элементов этого процесса,
включающего выявление, раскрытие, расследование преступлений; розыск лиц,
скрывшихся от органов дознания, следствия и суда; осуществление правосудия по
уголовным делам; исполнение уголовного наказания; устранение негативных
последствий преступлений.
Предупреждение преступлений -
задача не только правоохранительных органов. Ее решение лежит в плоскости
коренных преобразований общества (прежде всего в сфере экономики, социальной
жизни, идеологии, воспитания человека). При этом криминологическое
предупреждение преступлений представляет собой наиболее действенный способ
борьбы с преступностью, поскольку оно[18]:
- обеспечивает
выявление и устранение ее корней, истоков, упреждает возможность совершать
преступления;
- воздействует на
криминогенные факторы, когда они еще не набрали силы и легче поддаются
устранению;
- позволяет,
используя разнообразные средства, прерывать замышляемую преступную
деятельность;
- препятствует
наступлению вредных последствий;
- решает задачи
борьбы с преступностью наиболее гуманными способами с наименьшими издержками,
без включения на полную силу сложного механизма уголовной юстиции, без
применения такой формы государственного принуждения, как уголовное наказание.
Основными принципами,
на которых базируется предупреждение преступлений, являются:
- законность,
обеспечивающая строгое соблюдение в процессе реализации предупредительных мер
требований Конституции Российской Федерации, ратифицированных Россией
международных договоров, законов, а также подзаконных нормативных актов;
- социальная
справедливость и гуманизм, предусматривающие защиту законных интересов
физических и юридических лиц при осуществлении мероприятий по предупреждению
преступлений, недопущение причинения физических страданий или унижения
достоинства личности;
- комплексность,
предполагающая объединение усилий субъектов предупредительной деятельности;
- своевременность и
достаточность используемых мер - их использование в таком объеме и с такой
интенсивностью, которые позволяют не допустить совершение преступлений;
- дифференциация мер
предупредительного воздействия, означающая учет особенностей личности
профилактируемого, динамики изменений ее поведения;
- эффективность,
предполагающая достижение наибольших результатов предупредительной деятельности
при наименьших материальных, финансовых, ресурсных затратах.
В
зависимости от масштабов и целей применения профилактических мер уровни
предупреждения преступности разделяются на общесоциальный и
специально-криминологический.
Общесоциальный
уровень предупреждения преступности характеризуется тем, что составляющие
его меры являются необходимым элементом социально-экономического строительства,
улучшения нравственно-психологической и духовной сфер общества. Обычно данные
меры направлены на улучшение условий труда и отдыха трудящихся, повышение уровня
их материальной обеспеченности, укрепление дисциплины и организованности, а
также другие положительные изменения в обществе.
В
настоящее время общесоциальный уровень в значительной мере ослаблен из-за
наличия различных социально-экономических негативных процессов, осложняющих
жизнеобеспеченность членов нашего общества.
Специально-криминологический
уровень предупреждения преступности характеризуется совокупностью мер,
специально направленных на устранение причин преступности или конкретных
преступных проявлений. Масштаб их применения меньше, чем общесоциальных мер,
хотя в некоторых случаях он приобретает значительные размеры и охватывает целые
отрасли народного хозяйства или распространяется на отдельные категории лиц
(несовершеннолетних преступников, рецидивистов и т. д.)[19].
Уровни
предупреждения преступности на основе вертикальной дифференциации представляют
собой следующее:
-
первый уровень (высший) предусматривает решение значительных
социальных, экономических и иных проблем жизнедеятельности общества, выражающееся
в социально-экономических преобразованиях, усилении воспитательной и
идеологической работы, а в целом - в совершенствовании общественных отношений
на данном этапе развития общества;
-
второй уровень (средний) включает в себя предупредительно-профилактическое
воздействие на конкретные социальные группы и общественные слои населения,
подвергнутые влиянию отрицательных тенденций;
-
третий уровень (низший) связан с индивидуально-профилактическим
воздействием на конкретных лиц. Задача такого воздействия состоит в позитивном
изменении системы ценностных ориентации человека, в преодолении его
антиобщественных взглядов и установок, переориентации поведения в социально
одобряемом направлении.
Меры предупреждения
преступности могут классифицироваться по различным основаниям (признакам).
Когда в основе классификации лежит совокупность (сочетание) признаков,
образующих некий социальный тип или обособляющих одно социальное явление от
других, речь идет о типологии. Типология - это более сложный вид классификации.
Одним из важнейших
классификационных признаков является метод предупредительного воздействия.
Другим важным классификационным основанием является механизм воздействия.
Меры стимулирования (поощрение, награда) - это
предоставление различных благ за определенные общественно полезные действия
(заслуги). В уголовном праве поощрение реализуется устранением обременений в
ответ на общественно полезное поведение.
Меры восстановления
(компенсации) направлены на устранение вреда причиненного противоправным
деянием общественным отношениям, на исполнение невыполненных обязанностей. Они
включают: принудительное исполнение обязанности, отмену незаконных актов и
обязанность возместить ущерб. Тем самым воссоздается система правоотношений,
нарушенная невыполнением предписаний закона обязанными субъектами.
Под наказанием
(ответственностью) традиционно понимают принудительное лишение определенных
благ соразмерно совершенному правонарушению. Путем угрозы или реального
причинения лишений и страданий правонарушителю, достигаются цели общего и
специального предупреждения. Расчет прост: сам наказанный, опасаясь повторения
кары, будет избегать повторения преступлений, а для сдерживания преступных
устремлений большинства окружающих достаточно опыта чужих страданий. Наказание
рассматривается как одно из важнейших средств предупреждения преступности.
Следующий вид
предупреждения - это меры безопасности, то есть меры принудительного
ограничения поведения физических и деятельности юридических лиц, применяемые
при наличии указанных в законе оснований и имеющие цель предотвращения
вредоносного воздействия источника опасности. Несмотря на то, что меры
безопасности на практике используются очень широко, предупредительный потенциал
данного вида воздействия изучен слабо.
Субъекты предупреждения - это органы, должностные лица,
негосударственные организации и граждане, оказывающие какое-либо воздействие на
объект с целью предупреждения преступлений. Одни осуществляют предупреждение
непринудительными методами, другие - с использованием методов принуждения. В
первую группу входят субъекты социальной профилактики, во вторую - субъекты мер
безопасности, компенсации и наказания.
Субъекты социальной
профилактики - это администрация и трудовые коллективы государственных и
негосударственных органов, учреждений и организаций, творческие союзы и
объединения по интересам, спортивные общества и отдельные граждане, которые
оказывают какую-либо помощь гражданам, способствуют их успешной социализации,
а, следовательно, и предупреждению преступлений.
Суд, предварительное следствие,
уголовный розыск, должностные лица, уполномоченные привлекать к
ответственности, - это субъекты мер юридической ответственности - наказания.
Профилактика
преступности — задача, подлежащая решению на каждом направлении деятельности прокуратуры.
Особенностью
профилактической деятельности милиции является то, что наряду с гласными
способами собирания информации, мерами воспитательного и
воспитательно-правового воздействия применяются оперативно-розыскные меры.
Важные
функции несут учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы,
и учреждения, организующие исполнение других наказаний. Их деятельность имеет
профилактическое содержание в силу своей направленности на исправление
осужденных, предупреждение совершения ими новых преступлений.
Одной из главных задач федеральных органов
государственной безопасности является выявление, предупреждение и
пресечение разведывательной и иной деятельности специальных
служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц,
направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.
Профилактика
преступности должна отвечать принципам законности, демократизма, гуманизма,
справедливости и научности.
Меры предупреждения преступности могут классифицироваться по
различным основаниям (признакам).
Предупреждение
преступности осуществляется специальными субъектами, среди которых можно
выделить: суд, прокуратуру, милицию, учреждения,
исполняющие наказание, федеральные органы государственной безопасности, органы
министерства юстиции и т.д. Но, на мой взгляд, эффективное предупреждение
преступности невозможно без привлечения общественности.
Индивидуально-профилактическая
работа по предупреждению преступности предполагает «адресный» подход к работе с
преступниками. Нужно учитывать данные их личности, мотивы совершения
преступлений, степень криминализации, преступное поведение. Так, работа со
случайным преступником будет существенно отличаться от работы с организатором
преступной группы, а работа с подростком отличаться от работы со взрослым
преступником.
Заключение
В курсовой работе исследовалась
тема: изучение личности преступника для организации
индивидуально-профилактической работы.
Проведенное исследование позволило прийти к следующим
выводам: личность преступника – это личность лица, совершившего преступление.
Знания о личности
преступника оказывают влияние на организацию индивидуально-профилактической
работы с ними.
Изучение личности преступника возможно различными методами,
на различных уровнях, с точки зрения различных наук.
Для науки криминология тема личность преступника является
центральным эвеном.
Структура личности преступника включает в себя следующие признаки: биофизиологические, социально-демографические,
психологические, нравственные, социально-ролевые, уголовно-правовые и
криминологические.
Единой типологии преступников в криминологи не выявлено.
Различные авторы «подразделяют» лиц, совершивших преступления по типам в
зависимости от опасности совершенного преступления, глубины и стойкости
мотивации, направленности мотивации и т.д.
При исследовании личности преступника важную роль играют
факторы, способствующие формированию личности преступника. У различных типов
преступников они разные. От этого зависят меры индивидуально-профилактической
работы с ним.
Профилактика преступности представляет собой многоуровневую
систему целенаправленных государственных и общественных мер по выявлению,
устранению, ослаблению и нейтрализации причин и условий преступности, отдельных
видов преступлений и конкретных преступлений, а также удержанию от перехода или
возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведение которых
указывают на такую возможность.
Знания
личности преступника необходимы для формирования концепций предупреждения
преступности. Предупреждение преступности немыслимо без координации этой
деятельности как в общегосударственном, так и в региональном плане или по
субъектам профилактики, с «окончанием» данной цепочки мер на этапе индивидуально-воспитательной
работы с конкретными людьми.
Нормативные акты
1.
Конституция
Российской Федерации от 12.12.1996 // Российская газета.–– 1993.––– 25
декабря.
2.
Уголовный
кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изм. от 24. 07. 2009г) // СЗ РФ. - 1996.- № 25.
Материалы практики и статистики
3.
Российская
преступность // Сигнальная информация ГИЦ МВД России. – 2009. – № 1. – С.4.
Литература
4.
Антонян Ю. М.,
Кудрявцев, В. Н., Эминов, В. Е. Личность преступника Ассоциация Юридический
центр. -науч.-практ. -СПб. Юридический центр Пресс,2004. -366 с.
5.
Антонян Ю.М.,
Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений.
- М., 1996.- 440с.
6.
Антонян Ю.М.
Изучение личности преступника.- М., 1982. – 211с.
7.
Бурлаков В.Н.
Личность преступника и назначение наказания. Учебное пособие. - Л., 1986.-
340с.
8.
Жуковский В.И.
Субъект преступления в уголовном праве России // Ваш правовой консультант.-
2008- №11.- С.18.
9.
Давыдов Я.В.
Криминология- М., Приор, 2009.- 633с.
10.
Захарчук С.И. Криминологическая
характеристика личности специального субъекта // Право в Вооруженных Силах.
-2008 №5.- С.18-19.
11.
Игошев К.Е.
Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. - Горький,
1974. – 180с.
12.
Криминология /
Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова. - СПб.: Питер, 2009.- 504 с.
13.
Криминология.
Учебник / Под ред. проф. Г.А. Аванесова. - М.: Питер, 2006- 663с.
14.
Майр Э.
Социальные и биологические факторы развития человека // Вопросы философии.-
1972.- №9- с. 112.
15.
Особенности
социокультурного процесса криминализации личности в современном российском
обществе // Законность.- 2008.-№1.- С.16-18.
16.
Прозументов Л.М.,
Шеслер А.В. Криминология. –Красноярск, 1997.-255с.
17.
Позднешев С.Н. Особенности
социокультурного процесса криминализации личности в современном российском
обществе // Законность.- 2005.-№1.- С.16-18.
18.
Резепов И.Ш.
Установление личности субъекта, совершившего преступление // Гражданин и
прав.- 2008. - №4. –С.21.
19.
Тугаринов В. П. Природа, цивилизация, человек. Л., 1978.- С 120—12.
Схема изучения личности преступника
Мельцер Юрий Петрович
1. Общие данные:
время и место
рождения: 15. 01.1976
национальность –
русский
образование –
высшее, экономическое
специальность –
экономист
место и характер
работы - ООО «Гарантия», должность – начальник экономического отдела.
семейное
положение – разведен, дочь – 2-х лет.
место
жительства: г. Новосибирск , ул. Горская, 34, кв. 22.
отношение к политическим партиям – демократ.
2. Внешние
признаки:
2.1. Лицо. Телосложение атлетическое,
"спортивное" - пропорциональное, с хорошо развитой мускулатурой
Форма
головы (по форме анфас) округлая, лоб выпуклый, теменная часть плавно выгнута,
затылок округлый.
Глаза
правильной овальной формы, голубые. Величина надбровных дуг – 2. Брови
близкорасставленные, широкие. Скулы средние. Нос средних размеров, широкий,
прямой. Рот средний. Положение углов рта: приподнятое. Губы полные, обе каймы
одинаковые. Зубы: средних размеров, контур зубного ряда ровный. Щеки умеренно
выпуклые. Подбородок средний, овальный. Ушные раковины средние; овальные.
Цвет кожи светлый;
пигментации нет. Волосяной покров густой, волосы светло-русые, короткие.
Шея средняя, широкая.
Туловище среднее. Плечи
прямые, ровные. Спина средняя. Руки средней длины, накачанные. Сложение
пропорциональное –спортивное.
2.2. Рост средний.
2.3. Вес и телосложение (средний)
2.4. Одежда опрятная, модная.
2.5. Производит приятное впечатление
2.6. Голос приятный, громкий.
3. Жизненный путь:
3.1. Родители
Мать: Мельцер И.А., 1955 г/р, русская,
прож:
г. Новосибирск, ул. Д. Ковальчук, 42, кв.3; образование средне-специальное,
повар, увлечений нет,
работает ООО «Столовая Заря».
Отец: Мельцер П.А.., 1951 г/р, русский,
прож.: г. Новосибирск, ул. Кирова 62, кв.254., образование
средне-специальное, (техникум торговли), постоянного места работы нет.
3..2. Детство.
Второй ребенок в семье. Есть старший
брат, Мельцер В.П., 1871 г/р. Отношения с братом тесные, доверительные. Отец
ушел из семьи, когда Юрию было 12 лет. У отца другая семья, ребенок. Мать не
замужем. Отношения с матерью сложные. С отцом- доверительные.
3.3. Школа. Обучался в средней школе №
200 с 1983 по 1992 год. Был лидером. Учился средне (на 3). Дисциплину
нарушал. Любимые предметы: физкультура, ОБЖ, труд, история.
3.4. Учебные заведения
(окончил Новосибирский гуманитарный институт, специальность экономист. Выбор
сделан осознанно).
3.5. Место и
характер работы - ООО «Гарантия», должность – начальник экономического
отдела.
В армии не служил.
Отношение к труду – ответственное.
4. Семья
4.1. Семейная жизнь - разведен, дочь 2х лет. Причины развода
– не соответствие характера. В настоящее время живет один. Квартира куплена
на собственные средства.
4.2. Отношения с бывшей супругой дружеские. С ребенком
видится 2-3 раза в год.
4.3. Политически не активен. Общественной жизнью.
Интересуется мало.
4.4. Проведение свободного времени (спорт,
общение с друзьями и т.
д.);
4.5. Здоровье крепкое
5. Поведение:
5.1. Преобладающее
настроение приподнятое
5.2. Реакция на трудности -
энергичность.
5.3. Особенности проявления эмоций и
чувств (легко возбуждается, подавляет раздражение с трудом; переживает
неудачи заметно; помнит обиды долго)
5.4. Проявление воли:
самостоятельный, решительны, смелый.
5.5. Поведение в сложной ситуации:
сохраняет логичность и рассудительность.
5.6. Поведение в состоянии
опьянения (агрессивен, теряет контроль)
5.7. Нравственное поведение (соблюдение
моральных норм, правдивость, проявление мужества).
6. Темперамент
и характер:
6.1. темперамент: общительный, склонности к лидерству;
эмоциональность (возбудимый);
свойства характера, выражающие
отношения: к людям (требовательность);
к труду (добросовестность);
к вещам (аккуратность);
к самому себе (честолюбие, самолюбие,
гордость)
6.2. доминирующие черты характера
(возбудимость, эмоциональность, склонность к признанию).
Таким образом, молодой
человек, занимающий достаточно хорошую должностью; особенных материальных нужд
не испытывает. Имеет свою квартиру., постоянный доход. Увлекается спортом.
Много времени посвящает общению с друзьями. Явный лидер. Причины распада семьи
– агрессивность, возбудимость, импульсивность.
7. Мотивация поведения:
7.1.
Доминирующие
потребности (самореализации, потребность в уважении своей личности, потребность в
самовыражении);
7.2. Ценности и установки:
а) личностные оценка:
ориентация на результат, на удовлетворение своих потребностей;
б) социальные ценности:
ориентация на собственные принципы;
в) материальные ценности: мечтает иметь более
высокий достаток;
г) политические ценности не явно выраженные.
д) идейные ценности:
мужество, отвага
е)- интересы: экономика, право, спорт.
Ж) идеалы не признает
8. Социальная адаптация:
8.1. Социальное окружение
(взаимоотношения со знакомыми и друзьями –ровные, близкие друзья есть, степень
признания со стороны
окружающих – высокая, степень связи с родственниками – высокая (кроме матери);
8.2. Восприятие социальной ситуации
(исходит из реальной обстановки; в действиях преобладает логичность,
адаптируется к ситуации быстро);
8.3. Самооценка (уверен в себе,
считает, что ситуация всегда под его контролем).
9. Способности:
9.1. Общие способности (быстрота и громкость речи,
уровень оперирования цифрами средний, легкость запоминания, богатство
воображения, полнота обобщений, богатство внутреннего мира);
9.2. Специальные способности (способность влиять на
людей, способность вести за собой.
10. Тип преступления
Совершил преступления, предусмотрено ст. 159 УК РФ «Мошенничество».
Тип
преступника
I. По степени социальной
дезадаптации – асоциальный тип (первые совершивший преступление)
IL По объекту преступного посягательства – совершивший преступления, против
собственности
III. По степени
общественной опасности – не опасный, степень опасности преступления – не
высокая
IV. По психорегуляционному основанию – личность с дефектами
саморегуляции;
V. По содержанию
ценностно-ориентационной направленности – мошенник
VI. По признаку
антиобщественной направленности - корыстно-частнособственнические тенденции
VII. По глубине и стойкости
антисоциальной направленности - антисоциальная направленность не стойкая,
не глубокая
VII. По мотивационной направленности
– корыстная мотивация