Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Коллективные инвестиции

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Коллективные инвестиции
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:50:23
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Коллективные инвестиции


    Введение

    1. Система инвестиционного законодательства

    2. Экономическое содержание инвестиций

    3. Инвестируемые объекты в Гражданском праве

    4. Особенности коллективных инвестиций

    Заключение

    Литература





                                                    1. Понятие «инвестиции».



    Исследование правовой природы коллективных инвестиций необходимо начать с изучения исторических аспектов происхождения понятия «инвестиции».

    Еще в средние века инвеститурой назывался ввод вассала во владение феодом. Этим же словом обозначалось назначение епископов, получавших при этом в управление церковные земли с их населением и право суда над ними. Введение в должность сопровождалось соответствующей церемонией облачения и наделения полномочиями. Инвеститура давала возможность инвеститору  (или, говоря современным языком, инвестору) не только приобщать к себе новые территории для получения доступа к их ресурсам, но и участвовать в управлении этими территориями через облеченных полномочиями ставленников с целью насаждения своей идеологии. 

    Как подчеркивает А.В. Майфат, можно говорить о том, что инвестирование – это прежде всего процесс движения капитала, имущества. При этом для инвестирования характерно первоначальное уменьшение имущества (затраты) субъекта, который осуществляет инвестирование. Имущество или иные объекты (инвестиции) во исполнение принятого на себя обязательства передаются другому лицу - организатору инвестирования - как правило, в собственность (хозяйственное ведение, оперативное управление)[1].

    Инвестиции – относительно новая категория для отечественного гражданского законодательства. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие «валовые капитальные вложения», под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их полное восстановление. Они и рассматривались как понятие, тождественное инвестициям[2].

    Современное российское законодательство достаточно часто оперирует терминами «инвестиции», «инвестиционная деятельность» и т.д., причем в некоторых нормативных актах указанные термины вынесены в название[3]. В тексте других нормативных актов используются такие словосочетания, как «инвестиционные цели», «инвестиционные проекты» и т.д. Более того, на законодательном уровне предпринята попытка определения такого понятия, как «инвестиции». Так, в ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" приводится следующее понятие иностранной инвестиции: это «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации». Таким образом, понятие иностранной инвестиции Федеральный закон от 9 июля 1999 г. №160-ФЗ определяет через процесс. Иными словами, под инвестицией понимается не сам вклад, а вложение капитала, инвестирование. Между тем, как верно подметили С.Н. Братановский и А.Б. Смушкин, более обоснованным представляется подход, при котором под инвестициями понимается вклад, осуществляемый в процессе инвестиционной деятельности[4].

    Статья  1 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" закрепляет следующее понятие: инвестиции – это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

    В ст. 1 Закона РСФСР от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» обозначено, что «инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта». Недостатки приведенных определений, данных отечественным законодателем, на наш взгляд, заключаются в следующем:

    1. По существу, все три перечисленных определения основаны на перечислении объектов инвестирования, что не может удовлетворять принципу универсальности понятия. Можно говорить о том, что законодатель пошел по пути включения в понятие «инвестиции» как имущества, так и некоторых иных объектов, указанных в ст. 128 ГК РФ, при этом фактически ставя между понятиями «материальные ценности» и «инвестиции» знак равенства. Представляется, что в данном случае понятие инвестиций не должно раскрываться путем простого перечисления объектов инвестирования, поскольку они (объекты) претерпевают изменения, связанные с влиянием научно-технического прогресса, развитием экономических отношений и совершенствованием правового регулирования соответствующих общественных отношений. В качестве примера можно привести часть четвертую Гражданского кодекса РФ, вступающую в силу с 1 января 2008 года, совершенно по-новому регламентирующую целую совокупность отношений в сфере гражданского оборота имущественных и неимущественных прав на объекты интеллектуальной собственности (такие права в соответствии с законодательством вполне могут быть отнесены к объектам инвестирования). 

    2. В определении, содержащемся в тексте ст. 1 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", присутствует указание на такую цель, как «достижение положительного социального эффекта», что само по себе требует дополнительного пояснения в связи с отсутствием в указанном Законе определения понятия эффекта. В специализированной литературе верно подмечено, что для нормативного акта в форме федерального закона «формулировка «достижение иного полезного эффекта» выглядит слишком расплывчатой»[5].

    В целом же представляется необходимым отметить, что развитие постсоветского отечественного инвестиционного законодательства условно можно разделить на два периода. С 1991 по 1995 годы (первый период) наибольшее значение уделялось привлечению в экономику иностранных инвестиций. После принятия Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1545-I «Об иностранных инвестициях в РСФСР»[6] (на данный момент этот Закон утратил силу) был принят  большой комплекс подзаконных актов, конкретизирующих действие этого закона. После 1996 года и до настоящего времени (второй период) все больше внимания стало уделяться отечественным инвесторам. И это вполне объяснимо, поскольку, как отмечают современные исследователи, частные накопления граждан России в настоящее время уже достигают величины более 80 миллиардов долларов[7]. Поставленная в инвестиционном законодательстве первого периода задача привлечения инвестиций была основана на противопоставлении личных (частных) интересов интересам общества, на признании за государством права осуществлять инвестиции, на неограниченном вмешательстве государства в частноправовые отношения. Сложившееся сознание того, что все государственное должно иметь приоритет над частным, в какой-то мере объясняет, почему нормативные акты об инвестициях были разделены на акты, регулирующие иностранные инвестиции (им предоставлялась международно-правовая защита), и на акты об инвестиционной деятельности, действующие по существу только для сферы капитального строительства. Меняющаяся в условиях рынка концепция правового регулирования ставит сейчас (во втором периоде) перед государством общую задачу защиты отечественных инвесторов от недобросовестной конкуренции иностранных предпринимателей в интересах развития экономики России. В этой связи защита частных интересов отечественных инвесторов приобрела значение защиты государственных экономических интересов. Такое концептуальное видение проблем инвестиционного законодательства отвечает и общим началам теории права[8].


                    2. Система инвестиционного законодательства


    На сегодняшний день система инвестиционного законодательства в Российской Федерации определяется многоаспектностью задач, стоящих перед законодателем. Поскольку единый законодательный акт в данной сфере отношений отсутствует, основу правового регулирования составляют несколько нормативных актов в форме федеральных законов. Прежде всего, таким нормативным актом является Гражданский кодекс РФ: ГК определяет основы для осуществления инвестирования, определяя правовое положение участников инвестирования, основания возникновения инвестиционных отношений ответственности и т.д. Однако совершенно права Н.Г. Семилютина в том, что норм ГК РФ недостаточно для описания механизма взаимодействия между инвестором и реципиентом инвестиций[9]. Характерной чертой инвестиционного законодательства является то, что правовое регулирование осуществляется посредством нормативных актов, имеющих разную отраслевую принадлежность, когда возникающие в рамках инвестирования правоотношения испытывают на себе действие нескольких нормативных актов. В то же время, несмотря на отсутствие единого кодификационного акта, вряд ли можно согласиться с авторами, выступающими за разработку инвестиционного кодекса. В таком акте, по мысли Ю. Ершова, могли бы содержаться разделы об инвестиционной деятельности, о привлечении капиталовложений в форме портфельных инвестиций, об осуществлении государственных инвестиций, разделы о концессиях, лизинге, о защите инвестиций российских инвесторов за рубежом, о двусторонних соглашениях, о поощрении и взаимной защите инвестиций и т.д.[10] Такой подход, как верно отмечает А.В. Майфат, не учитывает специфику инвестирования, и в сферу регулирования инвестиционным законодательством необоснованно втягиваются отношения, не являющиеся по своей природе инвестиционными: лизинговые, концессионные и т.д.[11] При этом те авторы, которые предлагают такого рода проекты, забывают, что большинство вопросов, предлагаемых к решению через принятие инвестиционного кодекса, уже решены на уровне иных, специальных законов. Так, например, из анализа норм Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) видно, что указанным нормативным актом создается правовой режим аккумулирования и использования денежных средств в целях пенсионного обеспечения заинтересованного лица. Нормативным актом в форме Федерального закона, в частности, устанавливаются правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, определяются особенности правового положения, права, обязанности и ответственности субъектов и участников, а также устанавливаются основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений и т.д. Таким образом, в нормативном акте учитываются особенности данного типа инвестирования, что не всегда возможно на уровне кодифицированного акта.

    Очевидно, что при наличии законодательно закрепленных определений тех или иных понятий целесообразно сосредоточить усилия на теоретическом осмыслении легальных формулировок, выявлении их сильных и слабых сторон и, если в этом возникает необходимость, разработке предложений, направленных на совершенствование соответствующих законоположений. Однако, как показано нами выше в тексте настоящего исследования, в настоящее время в существующих законодательных определениях инвестиций имеются существенные разночтения, что совершенно недопустимо, так как подобная несогласованность способна породить разного рода недоразумения в правореализационной, в частности правоприменительной, практике и, как следствие, снизить инвестиционную активность в стране[12].

    Проведенный анализ нормативно-правовых норм позволяет прийти к выводу о том, что в качестве инвестиций могут выступать любые объекты гражданских прав, имеющие денежную оценку. Представляется верной точка зрения С.С. Жилинского:  «инвестиции можно определить как имеющие денежную оценку объекты гражданских прав, предназначенные (выделенные) для внесения в любой не имеющий противоправного характера объект деятельности с целью получения положительного социального эффекта. Представляется, что сформулированная дефиниция ясно и кратко обобщает все аспекты уже имеющихся доктринальных и легальных определений инвестиций, вносит небезосновательные коррективы в сложившиеся представления об инвестициях и способна послужить шагом к познанию их сути»[13].



                       3. Экономическое содержание инвестиций


    В юридической литературе до настоящего времени отсутствует единство взглядов в вопросе о сущности понятия «инвестиции».

    При изучении любой правовой категории нельзя игнорировать экономическое содержание, лежащее в его основе. При этом необходимо помнить, что экономические категории, в отличие от правовых, требуют более высокого уровня обобщения[14]. Правовая же наука призвана изучать общественные отношения применительно к конкретным явлениям действительности. Соответственно, в юридической литературе инвестирование также трактуется по-разному. По мнению одних авторов, это "вложение капитала в сферу материального производства с последующим его возвратом в виде предпринимательской прибыли"[15]. Другие авторы отмечают, что "инвестирование - это отчуждение имущества третьему лицу для последующего использования в целях развития производства ради получения прибавочного продукта"[16]. Общим в приведенных высказываниях является то, что инвестирование понимается как некая процедура передачи, отчуждения имущества. Выделяется авторами и цель такого действия - получение прибавочного продукта, прибыли, при этом, в отличие от представителей экономической науки, юристы подчеркивают тот факт, что инвестирование - это вложение именно в деятельность, а не в недвижимое имущество или образование[17].

    В наиболее общем виде понятие «инвестиции» раскрыто в Толковом словаре русского языка, где инвестиции определяются как «долгосрочные вложения капитала в отдельные отрасли экономики»[18].

    По определению А.Г. Богатырева,  инвестиции представляют собой «капитал, накопления и не использованная для потребления часть дохода за определенный период деятельности, вложенного в производство; производительные расходы, т.е. расходы, которые пошли на воспроизводство жизни, материальных и духовных благ как необходимых условий жизни человека в обществе, это нормальные расходы с точки зрения функционирования производства, затраченные на его расширение или модернизацию»[19].

    С точки зрения А.В. Майфата, инвестиции представляют собой «имущество и иные объ­екты, которые могут быть использованы в деятельности лица, их получившего. Не являются инвестициями личное, в том числе трудовое, участие, нематериальные блага, иные объекты, использование которых связано с личностью правообладателя, в отличии от конструкции договора простого товарищества (совместной деятельности), где навыки, умение, профессиональные знания и т. д. могут быть оценены в качестве вклада в общее дело[20].

    Н.Г. Доронина и Н.Г. Семилютина предлагают под инвестицией понимать «передачу денежных средств или иного имущества в денежной оценке одним лицом, именуемым инвестором, другому лицу - реципиенту инвестиций с целью извлечения прибыли»[21].

    Можно привести также следующие имеющиеся дефиниции понятия «инвестиции»: «инвестиции представляют собой процесс затрат живого и овеществленного труда для создания производственных мощностей, с помощью которых в процессе производства живой труд создает большую стоимость, чем потребляет»[22]; «инвестирование представляет собой акт обмена удовлетворения сегодняшней потребности на ожидаемое удовлетворение ее в будущем с помощью инвестиционных благ»[23];  «понятие инвестиций может относиться к финансовым операциям (если деньги помещаются в ценные бумаги), а также к определенным действиям лица, совершаемым с целью получения прибыли и с риском утраты как прибыли, так и самого капитала»[24]; «инвестиции представляют собой покупку активов в виде имущественных или ценных кредитных бумаг»[25].

    Нередко в специализированной литературе инвестиции рассматриваются как синоним собственности. Так, например, А.Г. Богатырев, исследуя понятие "инвестиции", указывает на его буквальное значение как "капиталовложение" в переводе с английского investment. Далее указанный автор приходит к выводу о том, что инвестиции являются прежде всего собственностью, поскольку представляют собой права владения, пользования и распоряжения имуществом[26]. Аналогичной точки зрения придерживаются В.Ф. Попондопуло и В.Ф. Яковлева, утверждая, что "инвестиции - это капитал, представляющий собственность в различных видах и формах"[27]. М.М. Богуславский, напротив, рассматривая понятие инвестиций применительно к иностранным инвесторам, подчеркнул, что не следует ставить знак равенства между понятиями "собственность" и "инвестиции"[28]. Такая позиция, на наш взгляд, представляется более верной.

    Различие между инвестициями и собственностью, как отмечают современные исследователи, четко прослеживается по двум критериям[29]:

    1) инвестиции, как правило, представляют собой собственность, имеющую целевое назначение; но далеко не всякая собственность имеет инвестиционный потенциал;

    2) в качестве инвестиций в ряде случаев могут использоваться привлеченные средства, которые не являются собственностью инвестора, и в этом случае понятие инвестиций выходит за пределы понятия собственности.

    Ряд авторов при определении понятия инвестиций делает акцент на том факте, что инвестиции – это имущество, переданное инвестором контрагенту (либо третьему лицу), и именно это является отличительным признаком инвестиций, выделяющим их из иного рода объектов. Так, по мнению С. Фокина, «инвестиции – это капитал: денежные средства, ценные бумаги, имущественные и иные права, имеющие денежную оценку, уже вложенные в объекты предпринимательской или иной деятельности»[30]. Поскольку имущество в этом случае уже перешло в собственность лица, осуществляющего соответствующую предпринимательскую деятельность, смешалось с иным имуществом, то выделение в его составе того, что было инвестициями, лишено как юридического, так и фактического смысла. По мысли другого автора, инвестиции «есть вложения капитала в предпринимательскую или иную деятельность, а не в ее объект»[31]. Тем самым подчеркивается, что инвестиции должны использоваться в деятельности, как правило, предпринимательской.


                       5. Инвестируемые объекты в Гражданском праве


    Как видно из изложенного выше материала, единого понятия инвестиций учеными-правоведами до сих пор не выработано. Различные исследователи при формулировке понятия инвестиций акцентируют внимание на разных особенностях исследуемой экономико-правовой категории. На наш взгляд, одной из причин отсутствия единства взглядов на исследуемую дефиницию является отсутствие в отечественном законодательстве единого понятия. Приведенные выше в тексте настоящего исследования нормы Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", Федерального закона от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" а также Закона РСФСР от 26 июня 1991 г. "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" не отличаются единством подхода законодателя  к формулировке соответствующих законодательных норм, что, в свою очередь, создает проблемы для единства применения указанных норм на практике и для разработки основополагающих теоретических положений в исследуемой сфере отношений.


    Обеспечить логическую правильность заимствования правом понятийного аппарата других наук можно только при соблюдении ряда требований, предъявляемых к этому процессу, в том числе требования о необходимости заимствования понятия с тем термином и значением, которое придает ему соответствующая область знаний[32]. Между тем, при заимствовании термина «инвестиции» из области экономических знаний законодатель необоснованно вышел за рамки содержания его исходного понятия и придал ему новое значение[33].

    Тем не менее, несмотря на то, что круг вкладываемых объектов не учитывается в экономике при определении значения термина «инвестиции», поскольку законодатель определяет данный термин именно через понятие вкладываемых объектов, полагаем необходимым исследовать эти объекты на предмет выявления их правовых характеристик, которые могли бы быть использованы при решении вопроса об инвестиционном характере тех или иных вложений. Если в результате изучения вкладываемых объектов будет выявлено отсутствие у них правовых признаков, связанных с их возможным использованием именно в инвестиционной деятельности, то в таком случае необходимо будет признать невозможным использование признака вкладываемого объекта в качестве определяющего понятия термина «инвестиции» не только как экономической, но и как правовой категории[34].

    Итак, ст. 1 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» понимает под инвестициями «денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта».

    В данной законодательной норме инвестиции определяются посредством перечисления части объектов гражданского оборота, к которым это понятие применимо. Все перечисленные объекты выделяются из объектов окружающей действительности тем, что с точки зрения права они являются объектами гражданских прав. В то же время, представляется необходимым обратить внимание на следующие моменты.

    Во-первых, не все объекты гражданских прав включены законодателем в число инвестируемых объектов. Во-вторых, в качестве основных признаков объектов гражданских прав как инвестиций, указаны признаки, характеризующие не сами вкладываемые объекты, а объекты, в которые такие вложения осуществляются (объекты предпринимательской деятельности), и цель этой деятельности (получение прибыли и (или) достижение иного полезного эффекта). Отмеченные обстоятельства нуждаются в оценке.

    Сопоставление ст. 128 ГК РФ и Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» показывает, что законодатель не отнес к вкладываемым объектам работы, услуги, нематериальные блага и результаты интеллектуальной деятельности. Таким образом, объекты гражданских прав разделены на две группы – объекты, которые могут быть использованы в качестве инвестиционных вложений, и объекты, которые не могут быть использованы в таком качестве.

    Отметим, что в качестве общего свойства вкладываемых объектов гражданских прав законодатель называет лишь наличие у них денежной оценки.

    Точку зрения законодателя по вопросу о значении для определения инвестиционного характера объектов гражданских прав признака денежной оценки справедливо разделяет С.С. Жилинский. Автор указывает, что не все объекты гражданских прав имеют денежную оценку «с самого начала их существования» и, «становясь инвестициями, они такую оценку должны получить», поэтому он выделяет группу объектов гражданских прав, которые «не могут приобрести качество инвестиций» ввиду невозможности их денежной оценки - нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона (ст. 150 ГК РФ)[35]. Мы согласны с точкой зрения указанного автора. В то же время, считаем необходимым отметить, что денежная оценка объекта характерна для подавляющего большинства гражданских правоотношений. Сам по себе этот признак не позволяет среди всех отчуждаемых или используемых по различным основаниям объектов гражданских прав определить, какой из них является «инвестицией» (в терминологии законодателя), а какой нет, без уточнения характеристик отношений, в которые такие объекты вовлекаются, что явно прослеживается и в легальном определении. Поэтому в случае отрицательного ответа на вопрос о наличии у ряда имеющих денежную оценку объектов гражданских прав иных свойств, обусловливающих их выделение в группу вкладываемых (инвестируемых) объектов, критерий денежной оценки не может выступать в качестве единственного признака формирования этой группы, поскольку он находится на иной ступени классификации.

    В Федеральном законе от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (регулирующем отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории РФ), к объектам, которые могут вкладывать иностранные инвесторы, отнесены все виды объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте, в том числе деньги, ценные бумаги, иное имущество, имущественные права, имеющие денежную оценку исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуги и информация.

    Как видим, в отличие от Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» применительно к иностранным инвестициям работы, нематериальные блага и результаты интеллектуальной деятельности включены законодателем в число вкладываемых объектов общим указанием на вложение объектов гражданских прав, а такие объекты гражданских прав, как услуги и информация, поименованы в качестве вкладываемых объектов дополнительно. Таким образом, иностранный инвестор поставлен законодателем в более выгодное по сравнению с отечественным инвестором положение, что, на наш взгляд, лишено логического основания, тем более что единственным указанным законодателем основанием отнесения объектов гражданских прав к инвестируемым, как и в Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ, выступает их денежная оценка.

    Сопоставляя определения инвестиций, приведенных в нормах Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и в нормах Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", Б.В. Муравьев высказал мнение, что «раскрытие значения иностранной инвестиции через указание на объекты гражданских прав не придает термину какую-то большую ясность или новое правовое значение. Наоборот, вносит лишь ненужную путаницу в общее правовое значение инвестиций»[36], и предложил, используя формулировку первого из указанных Законов, относить к инвестициям «различные виды имущества и объектов интеллектуальной собственности»[37], впрочем, никак не аргументировав свою позицию. Полагаем, автор справедливо отметил, что указание законодателя на возможность объектов гражданских прав выступать объектами, вложение которых осуществляет инвестор, не придает им какого-либо нового свойства. Однако от его внимания, на наш взгляд, ускользнуло то, что, указывая в качестве инвестируемых объектов лишь часть объектов гражданских прав, законодатель также не меняет ни естественных свойств, ни правового режима этих объектов.

    Таким образом, в обоих проанализированных Законах инвестируемыми объектами выступают имеющие денежную оценку объекты гражданских прав. Но если в Федеральном законе от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» к вкладываемым объектам отнесены все объекты гражданских прав, имеющие денежную оценку, то в Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» в рамках этой общей группы объектов, имеющих денежную оценку, выделена самостоятельная группа вкладываемых объектов, при этом основания, равно как и причины такой классификации законодателем не раскрываются.

    Одним из признаков, предложенных правоведами для определения инвестируемых объектов гражданских прав, является их возможность выступать объектом права собственности. Так, А.А. Горягин отмечает, что «любая инвестиция представляет собой объект права собственности»[38]. Точку зрения А.А. Горягина разделяют В.А. Казаков[39], А.М. Паланкоев[40], Ю.В. Потапова[41]. Приведенная позиция нам представляется в некотором роде ограниченной. Естественно, что необходимой правовой предпосылкой инвестиционной деятельности является принадлежность инвестору соответствующих прав на вкладываемые объекты и очевидным является наличие необходимых правомочий у собственника вещи, поскольку право собственности предоставляет обладателю максимально возможный круг правомочий в отношении объекта права[42]. Однако полагаем, что разнообразие форм инвестирования позволяет выступать инвесторами и обладателям иных прав.

    Инвестиционная деятельность как процесс инициирования движения капитала может принимать формы возмездного отчуждения активов, потребления (частичного или полного) актива при создании нового (улучшения существующего) актива или использования непотребляемого актива при создании нового (улучшения существующего) актива. Собственник правомочен выбрать любой из указанных способов инвестирования, например, приобретать недвижимость (возмездное отчуждение), использовать оборудование (частичное потребление) и материалы (полное потребление) в производстве вещей, использовать земельный участок для получения сельскохозяйственной продукции и т.д. Единственным ограничением для инвестора в выборе способа инвестирования будут выступать свойства принадлежащего ему вкладываемого объекта, например, деньги не могут непосредственно участвовать в производстве сельскохозяйственной продукции. Однако обозначенные способы инвестирования реализуемы и без наличия у инвестора права собственности на вещи или вообще без использования объектов права собственности (вещей).

    Так, правомочия собственника по владению и пользованию вещами могут на законном основании осуществлять и несобственники[43]. Примером такого владения и пользования выступает использование лизингополучателем в производстве продукции оборудования, являющегося предметом лизинга. Множество используемых в производстве непотребляемых объектов гражданских прав относится к объектам интеллектуальной собственности, например программное обеспечение. Возмездное отчуждение может быть совершено и в отношении имущественных прав, примером может выступать исполнение должником обязательств по выполнению работ, типичным использованием является использование исключительных прав на основании договора коммерческой концессии.

    Таким образом, представляется, что вид права, на котором объект принадлежит субъекту, не является ключевым моментом в определении возможности использования этого объекта гражданских прав в качестве вклада в инвестиционную деятельность. Для инвестора важно наличие правомочия на осуществление такого вложения, при этом содержание необходимого правомочия зависит от выбранного способа вложения, который, в свою очередь, детерминирован объектом, в который эти вложения осуществляются.

    Ряд авторов полагают, что конкретные объекты гражданских прав, предназначенные инвестором для вложения, выделяются среди иных объектов особым статусом инвестиций. Так, П.В. Сокол считает, что вкладываемое «имущество обладает особым признаком - «потенцией вложения», т.е. оно подлежит вложению»[44], однако автор не разъясняет, какие именно основания позволяют определить, что данный объект «подлежит вложению». Придание вкладываемым ценностям статуса инвестиций отмечается в качестве признака инвестиционной дея-

    тельности также М.Е. Ковешниковым[45].

    С.С. Жилинский, отвечая на поставленный вопрос о том, «каков статус соответствующих ценностей до того, как их начали вкладывать или завершили этот процесс», отметил, что «состояние ценностей - объектов гражданских прав далеко не одинаково. Объекты гражданских прав, способные стать инвестициями, порой находятся в свободном, ничем не обремененном состоянии и направляются на самые различные нужды - и на инвестирование, и, например, на личное потребление. Но те же объекты гражданских прав могут находиться в совершенно ином, «связанном» состоянии. Например, юридические лица... обычно действуют на основе... устава. В числе многих других отношений уставы регулируют порядок распределения прибыли, в том числе образования и использования фондов. Среди последних важную роль играют фонды инвестиционные, в частности амортизационный, расширенного воспроизводства, инновационный. Не вызывает сомнений, что ценности, заблаговременно предназначенные для инвестиций, например, в те же упомянутые фонды, должны иметь особый статус, обеспечиваться повышенной защитой... и не тратиться на другие нужды. В понятийном аппарате, опосредующем инвестиционные правоотношения, надо иметь «метку», которая бы позволяла выделять ценности, заранее предназначенные для инвестиций, из общей массы объектов гражданских прав. Считаем, что «метку» целесообразно внести в легальное определение понятия инвестиций, уточнив, что таковыми являются ценности, которые предназначены (уже выделены) для вложения в какие-либо объекты деятельности»[46]. Таким образом, С.С. Жилинский полагает необходимым придавать вкладываемым объектам особый статус предназначенных (выделенных), единственный предложенный автором способ фиксации этого статуса - отнесение этих объектов в определенные фонды, предусматривающие строго целевое их расходование.

    Представляется, что сама идея придания специального статуса вкладываемым объектам не имеет практического смысла. Что в правовом режиме[47] объектов гражданских прав должно измениться в случае принятия субъектом решения об их вложении в инвестиционную деятельность? Полагаем, что ничего, он останется прежним. Это детерминировано тем, что само принятое решение об инвестировании не обязывает субъекта к его осуществлению, поскольку такое решение есть реализация предоставленных ему законом прав, но не исполнение обязанности, и он может изменить его. Произвольный отказ от решения об инвестировании для инвестора становится невозможным только в силу возникновения обязательства о таком вложении. Однако и в этом случае предварительная идентификация объекта осуществляется только тогда, когда обязательство об инвестировании предусматривает вложение индивидуально определенного объекта и контрагент инвестора вправе требовать от инвестора передачи именно его. Кроме того, даже при наличии обязательства о вложении индивидуально определенного объекта до момента фактического его исполнения инвестором условия этого обязательства могут быть изменены или оно вообще может прекратиться без исполнения. В тех случаях, когда вложению подлежат объекты, определенные лишь родовыми признаками, их конкретизация (обособление) происходит не в момент возникновения обязательства, а в момент его исполнения и выражается в самой передаче объекта.

    Резюмируя проведенный анализ критериев выделения среди объектов гражданских прав группы вкладываемых объектов, использованных законодателем и предложенных правоведами, можно сказать следующее: у объектов, которые могут выступать вкладом в инвестиционную деятельность, удалось установить обязательность наличия лишь одного признака, выделяющего их среди всех объектов гражданских прав, - возможность их денежной оценки. Однако, как было отмечено, данный признак, стоящий на более высокой ступени классификации, носит вспомогательный характер и не может лежать в основе последующего деления имеющих денежную оценку объектов гражданских прав на «вкладываемые» и «невкладываемые» объекты.

    Теперь обратим внимание на второе обстоятельство, оценку которому мы полагали необходимым дать при анализе объектного подхода к определению термина «инвестиции», представленного в Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Этим обстоятельством является тот факт, что законодатель, раскрывая значение термина «инвестиции» через вкладываемые объекты гражданских прав, в действительности вместо признаков этих объектов гражданских прав указывает признаки совершенно других понятий - понятия объектов гражданских прав, в которые осуществляется вложение, и понятия цели действий с вкладываемыми объектами гражданских прав (получение прибыли и (или) достижение иного полезного эффекта).

    Такой подход, на наш взгляд, нельзя признать удовлетворительным, поскольку, опустив признаки, не относящиеся к определяющему понятию, мы будем вынуждены признать, что термин «инвестиции» в Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» фактически определен перечнем вкладываемых объектов, представленным произвольно определенной частью имеющих денежную оценку объектов гражданских прав. То обстоятельство, что эти объекты являются «вкладываемыми», означает лишь проявление активности субъекта в их отношении, но никак не характеризует сами объекты.

    С учетом изложенных выше соображений представляется возможным сформулировать следующий вывод. Так как основное смысловое значение в легальном определении термина «инвестиции» лежит на признаках, не относящихся к использованному законодателем определяющему понятию (это проявляется в отождествлении термина «инвестиции» с понятием имеющих денежную оценку объектов гражданских прав), то определение термина «инвестиции» в качестве правовой категории с учетом норм действующего законодательства должно базироваться не на признаках, характеризующих объект.


                                  6. Коллективные инвестиции


    Представляется очевидным, что все основные элементы рынка коллективных инвестиций, главным из которых является коллективный инвестор, на сегодняшний день уже сложились.

    Под коллективными инвесторами понимают финансовые институты, привлекающие средства большого числа инвесторов для объединения их в единый денежный пул с последующим размещением на рынке ценных бумаг и/или инвестированием в объекты недвижимости.

    В экономическом плане понятие «коллективное инвестирование» означает такую схему организации инвестиционного бизнеса, при которой средства, осознанно и целенаправленно вложенные мелким инвестором в определенный фонд, аккумулируются в единый пул под управлением профессионального управляющего с целью их прибыльного последующего вложения.

    Коллективные инвесторы призваны стать ключевыми финансовыми посредниками: с одной стороны - выполнять задачи консолидации средств мелких инвесторов обеспечения профессионального управления инвестициями, диверсификации риска, а с другой стороны - обеспечивать финансирование предприятий, позволяя широким массам инвесторов владеть ценными бумагами не напрямую, а через профессиональных посредников.

    По мнению, А.И. Ридченко[48], коллективное инвестирование характеризуется следующими признаками:

    -привлечение  средств  путем размещения  ценных  бумаг  или заключения договоров;

    -осуществление в качестве основной деятельности инвестирования
    привлеченных средств в ценные бумаги и иное имущество;

    -получение основной доли доходов в форме дивидендов, процентов и доходов от сделок, совершаемых с этим имуществом, и распределение  доходов,  полученных  от  инвестирования,  между участниками коллективного инвестирования.

    Коллективные инвесторы обладают рядом характерных существенных признаков:

    - лица, предоставляющие свои денежные средства финансовому посреднику (управляющему), сами несут риски, связанные с инвестированием;

    - управляющий объединяет средства многих лиц (как физических, так и юридических), обезличивая отдельные взносы в едином денежном  пуле и усредняя тем самым указанные риски для участников коллективной инвестиционной схемы;

    - в отличие от ряда традиционных форм инвестирования (банки, страховые компании) схемы коллективного инвестирования не предполагают обещания заранее оговоренных  фиксированных выплат;

    - инвестор, участвующий в коллективных инвестиционных схемах, осведомлен о направлениях инвестирования собранных средств и имеет в связи с этим возможность выбрать ту схему (форму) инвестирования, которая в наибольшей степени соответствует его инвестиционным предпочтениям[49].

    Предпосылки создания институтов коллективного инвестирования в России кроются в особенностях структуры сбережений населения, а также в особенностях экономических преобразований переходного периода.

    Инвестиционные сбережения - это особый вид сбережений, не предназначенный на потребительские нужды. Главная цель таких сбережений –  инвестирование в приносящие доход активы. Сбережения этого вида аккумулируются сверх тех необходимых сбережений, которые используются на потребительские цели. Размер таких сбережений зависит от общего уровня жизни общества, уровня доходов его граждан. Большинство сбережений такого вида вкладываются в различные ценные бумаги, в том числе акции и быть краткосрочными и долгосрочными. Удовлетворять всевозможным целям сбережений должны служить различные формы коллективных инвестиций.

    Чтобы раскрыть правовую природу коллективных инвестиций необходимо рассмотреть развитие законодательства о коллективных инвестициях в России.

    Становление современной системы коллективных инвестиционных институтов в России непосредственно связано с началом процесса приватизации и на первом этапе носило стихийный и нерегулируемый характер. Общая систематизированная программа мер по развитию институтов коллективного инвестирования на общегосударственном уровне появилась только в 1996 году, с принятием Комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров[50], утвержденной Президентом РФ 26 марта 1996 года. В соответствии с этой Программой к коллективным инвесторам в России относятся следующие инвестиционные институты: акционерные инвестиционные фонды; негосударственные пенсионные фонды; кредитные союзы; инвестиционные банки; паевые инвестиционные фонды[51].

    Одним из первых институтов коллективного инвестирования, появившихся на российском фондовом рынке были специализированные чековые инвестиционные фонды (ЧИФы). Появление в России специализированных фондов приватизации обусловлено началом процесса разгосударствления предприятий и организаций.

    - Чековые инвестиционные фонды создавались для аккумуляции приватизационных чеков и последующего приобретения на них акций приватизируемых предприятий на чековых аукционах. После того, как активная (ваучерная) часть приватизационных процессов в России была завершена и политическая задача обеспечения процесса перераспределения собственности была выполнена, чековые инвестиционные фонды перестали играть какую-либо существенную экономическую роль. Все это привело к тому, что чековые инвестиционные фонды полностью исчерпали свой потенциал.

    В 1998 г. появился Указ Президента РФ «О дальнейшем развитии деятельности инвестиционных фондов»[52], согласно которому все чековые инвестиционные фонды в обязательном порядке должны были преобразоваться в инвестиционные фонды или принять статус обычного акционерного общества. Из всех ЧИФов продолжить свою деятельность в качестве инвестиционного фонда решили не более десятка. Выход этого Указа молено считать конечной точкой деятельности специализированных инвестиционных фондов приватизации на российском фондовом рынке.

    Развитие коллективных инвестиций в России тесно связано с доверительным управлением.

    До 1996 года в стране практически отсутствовала юридическая база для проведения коллективных инвестиций и операций доверительного управления. Учреждение доверительного управления фактически допускалось лишь Законом РСФСР «О собственности в РСФСР»[53] от 24 декабря 1990 года, который предполагал право собственника передать свое имущество в управление другому лицу, и Законом «О банках и банковской деятельности»[54], принятым 2 декабря 1990 года и разрешающим коммерческим банкам привлекать и размещать средства и управлять ценными бумагами по поручению клиентов. В результате только кредитные учреждения могли заниматься доверительным управлением.

    Указом Президента РФ № 2296 от 24 декабря 1993 года[55] в российское гражданское законодательство был введен институт доверительной собственности (траст). 15 февраля 1994 года распоряжением Госкомимущества РФ был утвержден Типовой договор об учреждении траста (доверительной собственности). Указ Президента № 2296, с одной стороны, внес в законодательство порядок регулирования доверительных отношений, с другой, - ориентировался на классическое англо-американское понимание траста как особой формы вещных прав - разделенной собственности. В соответствии с Указом при учреждении траста учредитель передает имущество и имущественные права, принадлежащие ему в силу права собственности, на определенный срок доверительному собственник, а доверительный собственник обязан осуществлять право собственности на доверенное ему имущество исключительно в интересах бенефициария.

    При учреждении траста к доверительному собственнику в соответствии с договором траста и законодательством РФ переходят все имущество и личные неимущественные права, принадлежащие владельцу. Доверительный собственник вправе владеть и распоряжаться доверенным имуществом исключительно в интересах бенефициарна. Доверительный собственник несет имущественную ответственность по обязательствам, возникающим у него в связи с исполнением договора об учреждении траста, а также в случаях причинения им ущерба бенефициарию траста.

    С вступлением в силу Гражданского кодекса РФ (введен в действие Законом «О введении в действие части второй Гражданского кодекса РФ»[56] от 22 декабря 1995 года) Указ № 2296 фактически утратил силу. Положения Гражданского кодекса РФ перенесли предмет правового регулирования доверительных отношений по управлению имуществом из вещного права, в право обязательственное. По ст. 1012 Гражданского кодекса РФ передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности.

    В том же 1995 году вышел Указ президента № 765 «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации»[57]. Указ определяет понятие и основные параметры деятельности новой формы коллективных инвестиций - Паевых инвестиционных фондов (ПИФов).

    ПИФ является имущественным комплексом без образования юридического лица. Имущество фонда состоит из переданных в доверительное управление средств инвесторов и приращенного имущества, и управляет этим имуществом управляющая компания ПИФа.

    Сегодня существует более 25 нормативно-правовых актов, подробно регламенти­рующих все основные аспекты деятельности ПИФов. Нормативная база ПИФов наиболее полная и непротиворечивая по сравнению с другими финансовыми институтами, а ПИФ - самый регулируемый финансовый инструмент.

    За более чем десятилетний период своего существования паевые фонды увеличили размеры своих активов в несколько сот раз. Такой быстрый темп развития инвестиционных фондов заключается в существенных преимуществах по сравнению с другими инвестиционными институтами.

    По некоторым мнениям, именно появление в законодательстве понятия ПИФов повлекло за собой дополнение Закона «О банках и банковской деятельности» пунктом: «Доверительное управление денежными средствами по договору с физическими и юридическими лицами может осуществляться организациями, не являющимися кредит­ными, только на основании лицензии, выдаваемой в установленном федеральным законом порядке», разрешающим не только кредитным организациям, но и управляющим компаниям осуществлять деятельность по доверительному управлению.

    22 апреля 1996 года был принят Закон «О рынке ценных бумаг»[58]. Закон дал определения видам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, одна из которых - деятельность по управлению ценными бумагами. Указанная деятельность определяется как «осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц: ценными бумагами; денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги; денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами».

    Лицензирование указанной профессиональной деятельности осуществляется Федеральной службой по финансовым рынкам, то есть кредитные организации потеряли право осуществлять операции доверительного управления на основании банковской лицензии и теперь обязаны получать дополнительного профессионального участника рынка ценных бумаг.

    В течение 1997 года Банком России разрабатывались документы, регламентирующие деятельность кредитных организаций в качестве доверительных управляющих. Приказом Банка России от 11 марта 1997 года № 02-67 «Об утверждении Плана счетов банков» в план счетов бухгалтерского учета кредитных организаций введен раздел «Счета доверительного управления». А 2 июля 1997 года вышла в свет Инструкция ЦБ РФ № 63 «О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями». История разработки Инструкции восходит еще к 1993 году, когда Управлением ценных бумаг Банка России был разработан проект «Методических рекомендаций о порядке осуществления трастовых операций коммерческими банками». Однако в связи с принятием Гражданского кодекса РФ методические рекомендации так и не увидели свет. Инструкция № 63, во-первых, создаст необходимую нормативную поддержку банковским операциям доверительного управления для отдельных клиентов и. во-вторых, предлагает кредитным организациям новую форму доверительного управления и коллективного инвестирования - Общие фонды банковского управления (ОФБУ).

    Вслед за инструкцией банка России № 63 ФКЦБ выпустила свое Положение № 37 «О доверительном управлении ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги»[59]. Положение обозначило важные моменты в специфике функционирования институтов коллективных инвесторов и наметило области регулирования, которые потребуют издания специальных нормативных актов. Положение ФКЦБ ограничивает действие Инструкции Банка России в сфере управления ценными бумагами, управление остальными активами Положением не охвачено.

    Указанное Положение определяет деятельность по доверительному управлению ценными бумагами как осуществление доверительным управляющим от своего имени и за вознаграждение в течение определенного договором срока любых правомерных юридических и фактических действий с ценными бумагами учредителя управления в интересах выгодоприобретателя».

    Почти сразу после принятия Положения о доверительном управлении увидело свет Положение ФКЦБ РФ № 38 «О ведении счетов денежных средств клиентов и учете операций по доверительному управлению брокерами»[60]. Согласно положению для ведения управляющими счетов денежных средств клиентов кредитные организации открывают управляющим отдельные счета «денежные средства клиентов, переданные в доверительное управление». Для открытия счета доверительного управления управляющий помимо документов, предусмотренных Банком России для открытия обычных расчетных счетов, представляет кредитной организации лицензию на осуществление операций доверительного управления. Учет денежных средств и имущества, находящегося в доверительном управлении, осуществляется на отдельном балансе, открываемом и ведущемся для каждого клиента и каждого договора.

    1998 год уже ознаменовался двумя документами, касающимися доверительного управления. Первый - утвержденное ФКЦБ и Банком России Положение от 20 января 1998 года «Об особенностях и ограниче­ниях совмещения брокерской, дилерской и деятельности по доверитель­ному управлению ценными бумагами с операциями по централизован­ному клирингу, депозитарному и расчетному обслуживанию»[61]. Положение разрешает совмещение деятельности по доверительному управлению с брокерской и дилерской деятельностью, но запрещает проведение операций расчетного депозитария, клирингового или расчетного центра.

    Второй документ 1998 года - Указ президента РФ № 193 от 23 февраля 1998 года «О дальнейшем развитии деятельности инвестиционных фондов»[62]. Указ преследовал цель максимально приблизить условия деятельности всех инвестиционных фондов к деятельности ПИФов, отдав их в руки ФКЦБ.

    Размещение всех активов через ПИФы особенно привлекательно для небольших фондов, т.к. это позволяет им экономить на оборудовании и персонале, который владеет профессиональными навыками для работы на рынке ценных бумаг.

    Наиболее перспективным институтом коллективного инвестирования в России в настоящее время следует считать - паевые инвестиционные фонды. Паевые инвестиционные фонды обладают особым экономическим и юридическим статусом. В настоящее время разработана достаточно полная нормативная база функционирования паевых инвестиционных фондов.

    В настоящий период развития института коллективного инвестирования назрела острая необходимость в развитии всех форм коллективного инвестирования. Это связано с тем, что для финансирования развития экономики России недостаточно полагаться только на бюджетную систему и банковский сектор[63].

    Необходима активная и целенаправленная политика государства в области развития форм коллективного инвестирования. Актуальность развития системы коллективных инвестиций связана с возможностью аккумулировать распыленные сбережения населения и направить их в производственный сектор экономики. Население России представляет собой значительный слой потенциальных инвесторов. Мобилизация и привлечение в экономику даже части накоплений населения позволили бы реструктурировать многие отечественные предприятия. Кроме того, иностранные инвесторы смотрят на рост внутренних инвестиций как на индикатор инвестиционной стабильности в стране. Создание надежной инфраструктуры коллективного инвестирования сможет инициировать приток иностранного капитала в экономику России.

    Однако решить эту задачу будет нелегко, поскольку первый опыт России в направлении развития инвестиционных институтов нельзя назвать успешным.

    Развитие коллективных инвестиций в России может осуществляться, по мнению В.И. Осипова[64], в трех направлениях:

    Первым направлением должна стать активизация роли государства в обеспечении инвестиционного процесса, прежде всего, имеется в виду развитие механизма государственных гарантий, а также повышение координирующей доли государства в создании организационных и институциональных предпосылок инвестиционной деятельности.

    Вторым направлением деятельности должно стать непосредственно создание этих организационных и институциональных предпосылок в сферах банковской и инвестиционной деятельности.

    Третье направление заключается в адекватном законодательном закреплении условий, благоприятствующих коллективным инвестициям, например установление определенных налоговых льгот.

    Привлечение средств населения в инвестиционную сферу путем продажи акций предприятий и инвестиционных фондов, в частности, могло бы рассматриваться не только как источник капиталовложений, но и как один из путей защиты личных сбережений граждан от инфляции.

    Для притока сбережений населения на рынок капитала необходима широкая сеть посреднических финансовых организаций инвестиционных банков и фондов, страховых компаний, пенсионных фондов, строительных обществ и др. Однако важно по возможности обеспечить защиту тем, кто готов вкладывать свои деньги в фондовые ценности, установив строгий государственный контроль за предприятиями, претендующими на привлечение средств населения.

    Основным фактором, влияющим на состояние внутренних возможностей финансирования капиталовложений, является финансово-экономическая нестабильность. Инфляция обесценивает накопления предприятий и населения, что существенно снижает их инвестиционные возможности. Тем не менее, недостаточность внутреннего инвестиционного потенциала можно считать относительной.

     

    Заключение


    Таким образом, обобщая вышесказанное, можно констатировать, что:

    – инвестирование по своей сущности обусловлено закономерностями расширенного воспроизводства и заключается в использовании части дополнительного общественного продукта для увеличения количества и качества всех элементов системы производительных сил общества. Источником инвестиций является фонд накопления государства, направляемый на увеличение и развитие факторов производства, и фонд возмещения, используемый для обновления изношенных средств производства в виде амортизационных отчислений;

    – во всех определениях присутствует одна свойственная инвестициям особенность: инвестиции (или инвестирование) – это всегда вложение средств с целью получения эффекта в будущем. Таким образом, можно говорить о том, что инвестирование – это всегда процесс. Кроме того, инвестиции – это всегда отказ от текущего потребления в пользу будущего;

    – рассмотрев методологию понятия «коллективные инвестиции», следует подчеркнуть, что, несмотря на сложившийся в правовой литературе определения понятия данному термину следует подвергнут анализ дефиниций понятия «инвестиции» и особенно генезис понятия «коллективные инвестиции» в отечественной правовой литературе;

    –  предпосылки создания институтов коллективного инвестирования в России кроются в особенностях структуры сбережений населения, а также в особенностях экономических преобразований переходного периода;

    – правовую природу коллективных инвестиций в настоящее время составляет массив правовых норм; сегодня существует более 25 документов, подробно регламенти­рующих основные аспекты деятельности инвестиционных фондов;

    – наиболее перспективным институтом коллективного инвестирования в России в настоящее время следует считать - паевые инвестиционные фонды. Паевые инвестиционные фонды обладают особым экономическим и юридическим статусом. В настоящее время разработана достаточно полная нормативная база функционирования паевых инвестиционных фондов.

    – в настоящий период развития института коллективного инвестирования назрела острая необходимость в развитии всех форм коллективного инвестирования. Это связано с тем, что для финансирования развития экономики России недостаточно полагаться только на бюджетную систему и банковский сектор. Необходима активная и целенаправленная политика государства в области развития форм коллективного инвестирования.




    [1] См.: Майфат А.В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования: монография. – М.: Волтерс Клувер, 2006.

    [2] См.: Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. - М.: Юристъ, 2003.

    [3] См.: Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 22 июля 2005 г., 3 июня 2006 г., 26 июня 2007 г.) // СЗ РФ. 1999. №28. Ст. 3493; Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (с изменениями от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 9, 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа, 23 декабря 2004 г., 18 июня, 27 декабря 2005 г., 13 марта, 27 июля, 19 декабря 2006 г., 26 апреля 2007 г.) // СЗ РФ. 1999. №10. Ст. 1163; Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (с изменениями от 2 января 2000 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля, 18 декабря 2006 г., 24 июля 2007 г.) // СЗ РФ. 1999. №9. Ст. 1096; Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (с изменениями от 19 июня 1995 г., 25 февраля 1999 г., 10 января 2003 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР от 18 июля 1991 г. №29. Ст. 1005.

    [4] См.: Братановский С.Н., Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в РФ". – М., 2005.

    [5] Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". – М.: ООО "Новая правовая культура", 2007. С. 7.

    [6] Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1545-I "Об иностранных инвестициях в РСФСР" (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 19 июня 1995 г., 16 ноября 1997 г., 10 февраля 1999 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР от 18 июля 1991 г. № 29. Ст. 1008.

    [7] См.: Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". – М.: ООО "Новая правовая культура", 2007. С. 3; Фархутдинов И.З., Трапезников В.А. Инвестиционное право. – М.: Волтерс Клувер, 2006.

    [8] См.: Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Регулирование инвестиций как форма защиты экономических интересов государства // Журнал российского права. 2005. №9.

    [9] Семилютина Н.Г. Инвестиции и рынок финансовых услуг: проблемы законодательного регулирования // Журнал российского права. 2003. №2. С. 37.

    [10] Ершов Ю. Подходы к реформированию инвестиционного климата в России: Законодательная база//Внешнеэкономический бюллетень. 2003. №6. С. 43.

    [11] Майфат А.В. Указ. соч.

    [12] См.: Жилинский С.С. Понятие "инвестиции" в современном российском законодательстве // Законодательство. 2005. №3.

    [13] Жилинский С.С. Указ. соч.

    [14] Сафиулин Д.Н. Теория и практика правового регулирования хозяйственных связей в СССР. – Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1990. С. 80.

    [15] Бублик В.А. Гражданско-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации: проблемы теории, законодательства и правоприменения. – Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999. С. 11.

    [16] Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Государство и регулирование инвестиций. М.: Городец, 2003. С. 14.

    [17] См.: Майфат А.В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования: монография. – М.: Волтерс Клувер, 2006.

    [18] Толковый словарь русского языка / Под ред. С.И. Ожегова. - М.: Азъ, 1996. – С. 241.

    [19] Богатырев А.Г. Инвестиционное право. – М., 1992. С. 17.

    [20] См.: Майфат А.В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования: Автореф. дисс. … к.ю.н. - Екатеринбург, 2006. С. 14.

    [21] Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Регулирование инвестиций как форма защиты экономических интересов государства // Журнал российского права. 2005. №9; Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Государство и регулирование инвестиций. М.: Городец, 2003. С. 10-39.

    [22] Кулагин П.И., Пельман М.Г. Управление инвестиционным процессом в европейских странах СЭВ. М., 1979. С. 7.

    [23] Массе П. Критерии и методы оптимального определения капиталовложений. М., 1971. С. 27.

    [24] Доронина Н.Г. Комментарии к Закону об иностранных инвестициях // Право и экономика. 2000. № 4. С. 64.

    [25] Маренков Н.Л., Косаренко Н.Н. Инвестиции и страхование // Законодательство и экономика. 2003. №8.

    [26] Богатырев А.Г. Инвестиционное право. М., 1992. С. 11-12.

    [27] Коммерческое право: Учебник/Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. М.: Юристъ, 2002. Ч. 2. С. 152.

    [28] Богуславский М.М. Иностранные инвестиции: правовое регулирование. М., 1996. С. 55.

    [29] См.: Предпринимательское право в рыночной экономике / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. – М.: ООО "Новая Правовая культура", 2004.

    [30] Фокин С. Договор долевого имущества в строительстве // Закон. 2003. № 6. С. 119.

    [31] Ведерников А.В. Иностранные инвестиции в Российской Федерации: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2004. С. 11.

    [32] Сырых Е.В. Общие критерии качества закона. Дисс... канд. юрид. наук. - М., 2001. С. 91-92.

    [33] Антипова О.М. К вопросу о понятии термина «инвестиции»: семасиологический и экономический аспект // Юридический мир. 2005. № 9. С. 65-69.

    [34] Майфат А.В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования: монография. – М.: Волтерс Клувер, 2006. – С. 36.

    [35] Жилинский С.С. Понятие «инвестиции» в современном российском законодательстве // Законодательство. 2005. № 3. С. 70.

    [36] Муравьев Б.В. Инвестиционное обязательство в строительстве. Дисс... канд. юрид. наук. - М., 2001. С. 33.

    [37] Там же. С. 34.

    [38] Горягин А.А. Административно-правовое регулирование инвестиционной деятельности в РФ. Дисс... канд. юрид. наук.  - М., 2001. С. 19.

    [39] Казаков В.А. Первоначальный этап расследования мошенничеств, совершенных группами лиц в сфере частного инвестирования. Дисс... канд. юрид. наук.  - СПб.,1999. С. 58.

    [40] Паланкоев А.М. Государственное управление инвестиционным процессом в Российской Федерации. Дисс... канд. юрид. наук.  - М., 2001. С. 66-67.

    [41] Потапова Ю.В. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации. Дисс... канд. юрид. наук.  - М., 2003. С. 22.

    [42] Скловский К.И. Собственность в гражданском праве. - М., 2002. С. 125-126.

    [43]Скловский К.И. Собственность в гражданском праве. - М., 2002. С. 118-131.

    [44] Сокол П.В. Инвестиционный договор в жилищном строительстве. - М., 2004. С. 15.

    [45] Ковешников М.Е. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации. - М., 2001. С. 9.

    [46] Жилинский С.С. Понятие «инвестиции» в современном российском законодательстве // Законодательство. 2005. № 3. С. 73.

    [47] Сенчищев В.И. Объект гражданского правоотношения. Общее понятие // Актуальные вопросы гражданского права / Под ред. М.И. Брагинского. - М., 1999. С. 140.

    [48] Ридченко А.И. Коллективные инвестиции. – Омск, 2003. С. 14.

    [49] Ридченко А.И. Коллективные инвестиции. – Омск, 2003. С. 17.

    [50] Указ Президента РФ от 21.03.1996 № 408 (ред. от 16.10.2000) «Об утверждении Комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров»// СЗРФ. 1996. № 13. Ст. 1311.

    [51] Осипов В.И. Коллективные инвестиции на рынке ценных бумаг. – СПб., 2001. С. 5-6

    [52] Указ Президента РФ от 23.02.1998 № 193 «О дальнейшем развитии деятельности инвестиционных фондов» // СЗ РФ. 1998. № 9. Ст. 1097. Утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 06.06.2002 № 562.

    [53] Закон РСФСР от  24.12.1990 № 443-1 «О собственности в РСФСР» (ред. от 24.06.1992, с изм. от 01.07.1994) // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990.  № 30. Ст. 416. Утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ.

    [54]  Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп. от 01.01.2007) // СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492.

    [55] Указ Президента РФ от 24.12.1993 № 2296 «О доверительной собственности (трасте)» // САПП РФ.  1994. №1. Ст. 6.

    [56] Федеральный закон от 26.01.1996 № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса РФ» (ред. от 26.11.2001) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 411.

    [57] Указ Президента РФ от 26.07.1995 № 765 (ред. от 18.02.2002) «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 3097.

    [58] Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 16.10.2006) «О рынке ценных бумаг» // СЗ РФ. 1996. № 17.  Ст. 1918.

    [59] Постановление ФКЦБ РФ от 17.10.1997 № 37 (ред. от 25.07.2006) «О доверительном управлении ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги» // Вестник ФКЦБ России. 1997. № 8.

     

    [60] Постановление ФКЦБ РФ от 20.10.1997 № 38 «Об утверждении Положения  о ведении счетов денежных средств клиентов и учете операций по доверительному управлению брокерами»// Вестник ФКЦБ России. 1997. №8.

    [61] Постановление ФКЦБ РФ от 20.01.1998 № 3 «Об утверждении совместного с Центральным Банком РФ Положения об особенностях и ограниче­ниях совмещения брокерской, дилерской и деятельности по доверитель­ному управлению ценными бумагами с операциями по централизован­ному клирингу, депозитарному и расчетному обслуживанию» // Вестник ФКЦБ России. 1998. № 1.

    [62] Указ Президента РФ от 23.02.1998 № 193 «О дальнейшем развитии деятельности инвестиционных фондов» // СЗ РФ. 1998.  № 9. Ст. 1097. Утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 06.06.2002 № 562.

    [63] Осипов В.И. Коллективные инвестиции на рынке ценных бумаг. – СПб., 2001. С. 9-10.

    [64] Осипов В.И. Коллективные инвестиции на рынке ценных бумаг. – СПб., 2001. С. 11-12.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Коллективные инвестиции ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.