Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Ликвидация предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Ликвидация предприятия
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:50:24
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

                                                                        Содержание


    Введение………………………………………………………………………………….3

    Глава 1. Характеристика понятия "ликвидация предприятия"………………..………5

    Глава 2. Правовые основы ликвидации предприятия…………………………………8

    Глава 3. Принудительная и добровольная ликвидация предприятия…………….10

    Глава 4. Возмещение вреда при ликвидации предприятия………………………….17

    Глава 5. Основные аспекты реорганизации предприятия……………………………22

    Заключение………………………………………………………………………………..27

    Список литературы……………………………………………………………………….31

    Тезаурус…………………………………………………………………………………...34

    Приложение……………………………………………………………………………….36


                                                                     Введение


    Актуальность темы работы определяется тем, что при прекращении функционирования предприятия оно выбывает из числа субъектов гражданского права, и приходится решать вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее существование предприятие.

    Деятельность предприятий прекращается по различным причинам. Но классифицировать акты таких прекращений можно по двум критериям: в зависимости от органа, принявшего решение о прекращении деятельности субъекта, и в зависимости от наличия правопреемства.

    В зависимости от того, какой орган принял решение о прекращении функционирования предприятия, этот акт признается добровольным или принудительным. Первый вариант возможен в случае вынесения соответствующего решения самим предприятием, т.е. его учредителями (участниками), либо органом, имеющим в силу учредительных документов необходимые для этого полномочия. Принудительное прекращение существования предприятия происходит по решению суда (в большинстве случаев) либо по решению уполномоченных государственных органов.

    В зависимости от наличия правопреемства различают такие виды прекращения деятельности предприятий, как реорганизация и ликвидация предприятия.

    Реорганизация - это прекращение функционирования предприятия, сопровождающееся общим правопреемством (сингулярное правопреемство при реорганизации невозможно). В результате реорганизации возникают одно либо несколько новых предприятий, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование предприятие. Любая реорганизация предприятия может осуществляться только по нормам Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ).

    Ликвидация предприятия не что иное, как прекращение функционирования предприятия без правопреемства, т.е. прекращение, как самого предприятия, так и его прав и обязанностей.

    И реорганизация, и ликвидация предприятия могут осуществляться как добровольно, так и принудительно.

    По нашему мнению, если оперировать только категориями «добровольная ликвидация предприятия» и «принудительная ликвидация предприятия» (не используя термин «вынужденная ликвидация предприятия»), то такое основание, как признание неправомочной регистрации предприятия, следует признать основанием именно добровольной ликвидации, так как добровольная ликвидация предприятия осуществляется на основании решения участников, в том числе, если это решение было принято участниками во исполнение решения суда. Принудительной ЛП будет, если суд вынесет решение именно о ликвидации, в том числе после того, как участники не примут мер к осуществлению добровольной ликвидации, имея решение суда о признании регистрации недействительной.

    Добровольная реорганизация осуществляется по решению самого предприятия - его учредителей (участников) либо органа, обладающего соответствующими полномочиями согласно учредительным документам.

    Ликвидация предприятия не что иное, как сложную и зачастую длительную процедуру, затрагивающую интересы третьих лиц и поэтому требующую открытости и гласности. Ее первым этапом является соответствующая отметка о реестре предприятий, открытом для заинтересованных лиц. Таким образом, всякий вступающий в отношения с контрагентом или состоящей с ним в отношениях имеет возможность узнать о ликвидации еще до официального опубликования.

    Приступая к исследованию заданной темы, мы ставили перед собой цель работы – раскрыть основные аспекты реорганизации и ликвидации предприятий.

    Задачи работы:

    1. Дать общее понятие о ликвидации.

    2. Проанализировать нормативно-правовую базу ликвидации предприятия.

    3. Охарактеризовать добровольную и принудительную ликвидаци.

    4. Определить порядок возмещения вреда при ликвидации.

    5. Раскрыть правовые основы ликвидации путем реорганизации предприятия.


                                








                 Глава 1. Характеристика понятия "ликвидация предприятия"


    Ликвидация предприятия (далее – ЛП), по своей сути является прекращением функционирования предприятия без правопреемства (п. 1 ст. 61 ГК). Иначе говоря, предполагается, что с момента ликвидации права и обязанности предприятия не переходят к другим субъектам.

    ЛП может быть добровольной или принудительной. В первом случае она производится по решению учредителей (участников) или органа предприятия, уполномоченного на то учредительными документами. Законодатель определил примерный перечень обстоятельств, при которых возникает потребность в такой ликвидации: истечение срока, на который создано предприятие, и достижение поставленной при его создании цели. Особо выделена принудительная ЛП, осуществляемая по решению суда. В  ст. 61 названы лишь некоторые из оснований принудительной ликвидации: осуществление предприятием деятельности, запрещенной законом, либо без необходимого разрешения (лицензии), иное систематическое, неоднократное или даже однократное, но нарушение закона либо иных правовых актов, признание судом недействительной регистрации предприятия в связи с допущенными при его создании неустранимыми нарушениями законодательства. Данная статья подчеркивает возможность принудительной ликвидации «также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом». Примером может служить ЛП вследствие банкротства, которому посвящена ст. 65 ГК. За пределами Кодекса установление новых оснований для принудительной ликвидации, в том числе на уровне закона, не допускается.

    С требованием о ликвидации предприятия в арбитражный суд могут обратиться государственные органы или органы муниципального самоуправления (п. 3 ст. 61 ГК).

    Существуют также следующие «альтернативные» способы ликвидации (предприятие остается в ЕГРЮЛ, ИМНС, Внебюджетных фондах или исключается из реестров в указанных органах, но имеет своего правопреемника):

    1. Замена генерального директора и главного бухгалтера.

    Процедура: решением собрания назначается новый генеральный директор и оформляется увольнение главного бухгалтера. Все документы предприятия передаются новому директору. Уведомляются государственные органы о назначении нового директора. Получается свидетельство ЕГРЮЛ об изменениях, не связанных с изменением в учредительных документах.

    Это - самый дешевый и быстрый способ «ликвидации предприятия». Не влечет обязательной выездной налоговой проверки.

    2. Смена учредителей, замена генерального директора и главного бухгалтера на новых.

    Процедура: по договорам купли-продажи приобретаются доли (акции) бывших учредителей. Назначается новый генеральный директор и оформляется увольнение главного бухгалтера. Получается свидетельство ЕГРЮЛ о регистрации изменений в учредительных документах. Регистрируются все изменения в ИМНС, внебюджетных фондах, госкомстате, банке.

    Это - дешевый и быстрый способ «ликвидации предприятия». Не влечет обязательной выездной налоговой проверки.

    3. Смена учредителей (участников, акционеров) на участника (акционера) - фирма, замена генерального директора и главного бухгалтера на новых. Дальнейшая ликвидация или банкротство нового участника (акционера) - предприятия.

    Процедура: аналогична предыдущей. Дополнительно ликвидируется новый участник (акционер) - фирма.

    Это - дешевый и быстрый способ «ликвидации предприятия». Не влечет обязательной выездной налоговой проверки. Невозможно признать сделки купли-продажи долей (акций) фиктивными по ст. 170 ГК РФ, так как один из ответчиков будет ликвидирован.

    Во всех других случаях прекращение деятельности происходит по добровольному согласию ее владельцев, либо по решению судебных органов.

    О ликвидации предприятия публикуется сообщение в органах печати. Кредиторам предоставляется срок для предоставления претензий.

    При ликвидации соблюдается определенный порядок. В первую очередь удовлетворяются все претензии персонала по оплате за труд, затем обязательства предприятия перед налоговыми органами, имущественные и денежные претензии кредиторов.

    Особый случай ликвидации представляет собой банкротство. Банкротом признается предприятие, неспособное удовлетворить имущественные и денежные претензии кредиторов. Ликвидация предприятия проводится по решению арбитражного суда. Ликвидация предприятия считается завершенной, а фирма прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

    Контрольный успех означает документировать расходы по ликвидации предприятия. Доказательство должно быть в письменной форме, хотя аудиторам разрешают принять устные объяснения. 

    Таким образом, как показывает изучение исследуемой проблемы, с вопросами ликвидации предприятия сталкиваются многие предприниматели. Причины тому могут быть разные, от усталости и нежелания продолжать самостоятельный бизнес до страха перед растущими как снежный ком долгами, в том числе налоговыми.

    Оценив ситуацию и принявшись за поиски решения проблемы, участники (акционеры), директор и т.п. быстро понимают, что простого и одновременно законного выхода из сложившейся ситуации не существует.

    Ликвидация может быть официальной или, так называемой, альтернативной. Официальная ликвидация - достаточно длительная по времени и затратная по финансовым вложениям процедура, которая включает в себя обязательную полную налоговую проверку за последние три года и требует отчетности перед всеми фондами.

     































                Глава 2. Правовые основы ликвидации предприятия


    Приводимый ниже перечень нормативно-правовых актов не является исчерпывающим, но основные документы, использующиеся при реорганизации и ликвидации, указаны.

    Основными нормативно-правовыми актами, которыми руководствуются при реорганизации и ликвидации предприятия, принято считать нижеследующие:

    - Федеральный закон от 14.11 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (с изм. и доп. от 8.12 2003 г., 18.12.2006 г.)[1].

    - Федеральный закон от 8.08 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации предприятий и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп. от 23.06, 8, 23.12 2003 г., 2.11 2004 г., 2.07 2005 г., 2.03.2007 г.)[2].

    - Федеральный закон от 26.12 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных предприятиях» (с изм. и доп. от 13.06 1996 г., 24.05 1999 г., 7.08 2001 г., 21.03, 31.10 2002 г., 27.02 2003 г., 24.02, 6.04, 2, 29.12 2004 г., 20.042007 г.)[3].

    - Налоговый кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. от 30.03, 9.07 1999 г., 2.01, 5.08, 29.12 2000 г., 24.03, 30.05, 6, 7, 8.08, 27, 29.11, 28, 29, 30, 31.12 2001 г., 29.05, 24, 25.07, 24, 27, 31.12 2002 г., 6, 22, 28.05, 6, 23, 30.06, 7.07, 11.11, 8, 23.12 2003 г., 5.04, 29, 30.06, 20, 28, 29.07, 18, 20, 22.08, 4.10, 2, 29.11, 28, 29, 30.12 2004 г., 18.05, 3, 6, 18, 29, 30.06, 1.07 2005, 27.07.2006 г., 24.07.2007 г.)[4].

    - Жилищный кодекс Российской Федерации № 188-ФЗ в ред. от 3.07 2007 г. Статья 140. Реорганизация товарищества собственников жилья (Раздел VI. Товарищество собственников жилья (ст. 135 - 152).  Глава 13. Создание и деятельность товарищества собственников жилья (ст. 135 - 142).

    - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп. от 25.04, 25.07, 30, 31.10, 31.12 2002 г., 30.06, 4.07, 11.11, 8, 23.12 2003 г., 9.05, 26, 28.07, 20.08, 25.10, 28, 30.12 2004 г., 21.03, 22.04, 9.05, 18.06 2005 г., 9.02.2007г.).

    - Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20.02, 12.08 1996 г., 24.10 2007 г., 8.07, 17.12 1999 г., 16.04, 15.05, 26.11 2001 г., 21.03, 14, 26.11 2002 г., 10.01, 26.03, 11.11, 23.12 2003 г., 29.06, 29.07, 2, 29, 30.12 2004 г., 21.03, 9.05, 2.07 2005 г., 18.12.2006 г., 3.07.2007 г.)[5].

    - Гражданский процессуальный кодекс РФ № 138-ФЗ в ред. от 19.04 2007 г.

    - Закон РСФСР от 22.03 1991 г. № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изм. и доп. от 24.06, 15.07 1992 г., 25.05 1995 г., 6.05 2006 г., 2.01 2000 г., 30.12 2001 г., 21.03, 9.10 2002 г., 7.03 2005 г., 17.10.2007 г.)[6].

      




















    .

           Глава 3.  Принудительная и добровольная ликвидация предприятия


    Механизм ликвидации предприятий установлен Гражданским кодексом РФ. Любое предприятие может быть ликвидировано, а права и обязанности ликвидируемого предприятия не переходят в порядке правопреемственности (см. ст. 61 ГК РФ). Причины для ЛП в ГК РФ называются: решение учредителей или уполномоченного органа предприятия о ликвидации и решение суда. Еще одним основанием для ликвидации предприятия может быть банкротство предприятия.

    ЛП производится в обязательном порядке (по решению учредителей  предприятия): в связи с истечением срока, на который было создано предприятие; по достижении цели, ради которой оно создано; в связи с признанием судом недействительной регистрации предприятия. Разумеется, добровольная ЛП может быть осуществлена и без оснований, предусмотренных законом, по усмотрению учредителей  предприятия. Чаще всего в добровольном порядке функционирование предприятия прекращается не по основаниям, предусмотренным законом, а вследствие неудовлетворенности учредителей ходом работы предприятия, например, вследствие низкой прибыльности или недостаточного уровня выплачиваемых дивидендов.

    Необходимость ликвидации в той или иной форме может возникнуть в силу различных причин, в основном налоговых рисков, причем как планово, так и внезапно. Предлагаемые юридическими компаниями способы ликвидации и особенно «псевдоликвидации» создают у предпринимателей искаженное представление о возможности быстро и без проблем «решить вопрос».

    Содержание и последствия той или иной процедуры ликвидации приведены в приложении 1, из которого видно, что такие способы псевдоликвидации как смена директора, слияние, смена адреса не дают никаких положительных эффектов, а лишь на время отдаляют возможные риски. Действительный положительный результат могут иметь только законные и официальные способы ликвидации, несмотря на то, что срок проведения этих процедур значительно дольше.

    Причины, по которым предприятие может быть ликвидировано в судебном порядке приведены в ст. 61 ГК РФ: деятельность без надлежащего разрешения (лицензии); функционирование, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; систематическое осуществление предприятием деятельности, не соответствующей его уставным целям. Данный перечень не является исчерпывающим, решение суда о ликвидации предприятия может быть принято и по иным основаниям, предусмотренным ГК РФ. Таким основанием, например, может служить несоответствие или неприведение в соответствие учредительных документов предприятия.

    Требование о ликвидации предприятия может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления (налоговая инспекция, регистрационная палата, прокуратура и др.). Как показывает судебная практика по делам о ликвидации предприятий, наличие решения о добровольной ликвидации предприятия не исключает возможности обращения в суд за решением о ликвидации предприятия (например, в тех случаев, когда решение о добровольной ликвидации принято, однако ЛП фактически не осуществляется).

    Еще одним основанием ликвидации предприятия служит признание его несостоятельным (банкротом). Вследствие признания несостоятельности (банкротства) ликвидируются предприятия, являющиеся коммерческой организацией, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда. Предприятие признается банкротом, если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов (см. ст. 65 ГК РФ). Причинами для признания предприятия несостоятельным (банкротом) служат: решение арбитражного суда и добровольное решение об объявлении предприятия банкротом. Добровольное решение о признании предприятия банкротом принимается только в случае отсутствия у лица кредиторов или совместно с кредиторами. Если хотя бы один из имеющихся у лица кредиторов выражает несогласие с решением об объявлении лица банкротом, признание такого лица банкротом может быть осуществлено только в судебном порядке. Если стоимость имущества предприятия банкрота недостаточна для погашения требований кредиторов, предприятие может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном законодательством для предприятий-банкротов. Признание предприятия банкротом влечет его ликвидацию.

    ЛП предприятий по решению учредителей о добровольной ликвидации начинается с процедуры принятия решения о ликвидации. Такое решение принимается на общем собрании участников, либо, если участник один, - единственным участником и оформляется письменно. На стадии подготовки к собранию должны быть проведены инвентаризация имущества и его оценка и решен вопрос о достаточности имущества предприятия для погашения требований кредиторов. Далее орган, принявший решение о ликвидации, письменно уведомляет о принятом решении орган, осуществляющий государственную регистрацию предприятий. В настоящее время органом, осуществляющим государственную регистрацию предприятий, является Инспекция Министерства по налогам и сборам (далее - ИМНС). Орган государственной регистрации на основании этого уведомления вносит в государственный реестр предприятий сведения о том, что предприятие находится в процессе ликвидации. Затем орган предприятия, принявший решение о добровольной ликвидации предприятия, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию предприятий, назначают ликвидационную комиссию (далее - ЛК) и устанавливают порядок и сроки ликвидации. Если ЛП проводится в соответствии с принятым судебным решением, то соответствующее уведомление в орган регистрации предприятий направляет суд, принявший данное решение. Как правило, в состав ЛК включаются: руководитель предприятия, его главный бухгалтер, работники финансовой, юридической и кадровой служб. Но могут быть и иные варианты.

    С момента назначения ЛК все полномочия по управлению делами ликвидируемого предприятия переходят к ней. Председатель ЛК приобретает право подписи официальных документов, распоряжения имуществом и другие полномочия, которые ранее были свойственны руководителю предприятия. ЛК от имени ликвидируемого предприятия может выступать в суде. Чтобы облегчить работу ЛК, необходимо в самом начале ее деятельности представить в банк решение участников предприятия или судебное решение о ликвидации данного предприятия, а также переоформить подписи в учетной карточке банка на председателя комиссии и лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета в период ликвидации предприятия.

    Назначенная ЛК помещает в органах печати по месту нахождения ликвидируемого предприятия, публикующих сведения о государственной регистрации предприятий, публикацию о ликвидации предприятия, о сроках и порядке заявлений требований кредиторами. Срок предоставления требований кредиторами к ликвидируемому предприятию должен составлять не менее двух месяцев со дня опубликования сведений. Далее ЛК письменно уведомляет о ликвидации предприятия всех его кредиторов. Основной целью ЛК является завершение деятельности ликвидируемого предприятия в установленные сроки и с наименьшим ущербом для контрагентов предприятия, для его учредителей и участников.

    Во время своей работы ЛК должна принять решение в отношении работников ликвидируемого предприятия.

    В соответствии с Кодексом о труде, работники предупреждаются о предстоящем ЛП персонально под расписку и не менее чем за два месяца до фактического увольнения.

    Кроме того, ЛК обязана:

    - представить в профсоюз не менее чем за три месяца до увольнения информацию о возможном лишении работы сотрудников;

    - не позднее, чем за два месяца довести до сведения службы занятости данные о предстоящем увольнении каждого конкретного работника с указанием его профессии, специальности, квалификации и размере оплаты труда, а также, в случае необходимости, - его принадлежности к числу кредиторов первой очереди.

    За работниками ликвидируемого предприятия на период их последующего трудоустройства, но не более чем на три месяца, сохраняются средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж.

    Вслед за этим ЛК выявляет и уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации предприятия. Кредиторы, которые сами имеют задолженность перед предприятием, уведомляются точно так же в письменной форме с приложением письменного соглашения о взаимозачете требований и погашении задолженности. Если кредитор отказывается от заключения подобного соглашения, необходимо применить процедуру взыскания дебиторской задолженности.

    В изученной нами литературе показано, что наиболее сложным в расчетах с кредиторами является урегулирование вопросов с внебюджетными фондами. Поэтому сразу после принятия решения о ликвидации предприятия ЛК должна обратиться в соответствующие инстанции за решением вопроса о дальнейших взаимоотношениях с предприятием с тем, чтобы завершить все расчеты с внебюджетными фондами в течение двух месяцев, пока поступают требования кредиторов. Для предоставления во внебюджетные фонды обычно требуются следующие документы:

    - Фонду обязательного медицинского страхования необходимы: справка из банка о наличии средств на расчетном счете на дату принятия решения о ликвидации, квартальные отчеты за последние два года, копии платежных поручений по перечислениям платежей в Фонд за последние полгода;

    - фонд социального страхования требует подтверждение банка о закрытии расчетного счета, а также отчет за последний перед ликвидацией год;

    - фонд занятости предлагает представить отчеты за весь период существования предприятия и копии всех платежных поручений по перечислениям платежей в Фонд;

    - в налоговую инспекцию необходимо представить всю бухгалтерскую отчетность предприятия за весь период его деятельности. Кроме того, налоговая инспекция может предложить провести независимую аудиторскую проверку с целью подтверждения отчетности ликвидируемого предприятия.

    Последующим этапом работы ЛК является выявление дебиторов (должников предприятия) и принятие мер по получению дебиторской задолженности. Дебиторами обычно выступают: потребители продукции предприятия, бюджет, работники предприятия. ГК РФ не определяет порядок взыскания дебиторской задолженности при ликвидации предприятия. В рамках взыскания дебиторской задолженности предъявляются официальные требования о ее погашении фирмами, имеющими дебиторскую задолженность. В случае необходимости направляются иски в суды. При этом у ЛК нет права требовать досрочного погашения дебиторской задолженности, срок платежа по которой еще не наступил.

    После окончания срока для предоставления требований кредиторами, т.е. через два месяца после публикации, ЛК составляет промежуточный ликвидационный баланс (далее – ЛБ). Промежуточный ЛБ должен содержать сведения о составе имущества, перечень предъявляемых кредиторами требований и результат их рассмотрения. Промежуточный ЛБ подлежит утверждению органом, принявшим решение о ликвидации по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию предприятий.

    Если по ходу ликвидационного процесса выясняется, что у предприятия недостаточно денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, то ЛК осуществляет продажу имущества предприятия с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Если предприятие ликвидируется в добровольном порядке, то вопрос об удовлетворении требований кредиторов в случае недостаточности денежных средств ликвидируемого предприятия решается в соответствии с положениями учредительных документов предприятия (устав, учредительный договор).

    Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого предприятия производится со дня утверждения промежуточного ЛБ в порядке очередности, предусмотренной ст. 64 ГК РФ.

    Исключение составляют кредиторы пятой очереди, которым выплаты производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ЛБ.

    В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей. Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам. В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого предприятия. В четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды. В пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

    При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан. Необходимо отметить, что требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Если имущества ликвидируемого предприятия недостаточно для полного удовлетворения всех требований кредиторов соответствующей очереди, то имущество распределяется между кредиторами пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.

    В случае отказа ЛК в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ЛБ обратиться в суд с иском к ЛК. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого предприятия.

    Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предоставления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого предприятия, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

    Требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, считаются погашенными. Кредиторы казенных предприятий и учреждений имеют право в случае недостаточности имущества у казенного предприятия или денежных средств у учреждения обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

    По окончании всех расчетов с кредиторами ЛК составляет ЛБ.

    ЛБ утверждается органом, принявшим решение о ликвидации по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию предприятий. Составленный ЛБ направляется на утверждение в ИФНС по месту нахождения ликвидируемого предприятия. В ИФНС на ЛБ делается соответствующая отметка о том, что задолженностей перед бюджетом нет, и Инспекция выдает соответствующую справку.

    После удовлетворения требований кредиторов имущество предприятия передается его учредителям и иным участникам, имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого предприятия, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами предприятия. Передача имущества производится с оформлением специального акта. Затем ЛК закрывает счет в банке и уничтожает печать предприятия.

    ЛП считается завершенной, а предприятие - прекратившим существование после того, как будет внесена запись об этом в Единый государственный реестр предприятий.




























                 Глава 4. Возмещение вреда при ликвидации фирмы


    В Трудовом кодексе[7] впервые появилась специальная статья, посвященная трудовым отношениям при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации (ст. 75). Она прежде всего предусматривает, что при смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером[8] Появление в Кодексе такого правила объясняется тем, что в условиях перехода к многоукладной экономике новый собственник должен иметь право решить вопрос о смене руководящих работников организации, которые обладают особым правовым статусом в связи с характером их труда.

    Возможность расторжения трудового договора с названными руководящими работниками - исключение из общего правила. По общему правилу, смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации[9]

    Однако ст. 75 ТК в отличие от КЗоТ предусматривает, что в случае отказа работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации трудовой договор прекращается не по собственному желанию работника, а из-за его отказа от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации (п. 6 ст. 77 ТК).

    Что же касается сокращения численности или штата работников, то при смене собственника имущества организации оно допускается только после государственной регистрации перехода права собственности.

    С согласия работника трудовые отношения продолжаются и при изменении подведомственности (подчиненности) организации, а равно при ее реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании).

    При отказе работника от продолжения работы в указанных случаях трудовой договор прекращается так же, как при смене собственника имущества организации [10]

    При реорганизации организации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) трудовые отношения с согласия работника продолжаются; прекращение в этих случаях трудового договора по инициативе работодателя возможно только при сокращении численности или штата работников и по другим основаниям, предусмотренным законодательством о труде (см. ст. 81 ТК).

    Реорганизация предприятия осуществляется в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом (ст. 57-59) и иными актами, принятыми на его основе.

    Реорганизация предприятия (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа предприятия, уполномоченного на то учредительными документами.

    В случаях, установленных законом, реорганизация предприятий в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

    Предприятие считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших предприятий.

    Уведомление работников предприятия-банкрота о предстоящем увольнении в соответствии с законодательством о труде осуществляет конкурсный управляющий [11]

    Для защиты трудовых прав работников при несостоятельности (банкротстве) работодателя законодательство предусматривает, что в первую очередь погашается задолженность по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью; во вторую очередь погашается оставшаяся задолженность по оплате труда лицам, работающим по трудовому договору и выплате авторских вознаграждений.

    Трудовые отношения работников унитарных предприятий после приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий продолжаются с согласия работников и могут быть изменены или прекращены не иначе как в соответствии с законодательством о труде.

    ЛП не что иное, как прекращение предприятия без правопреемства (п. 1 ст. 61 ГК). Тем самым предполагается, что с момента ликвидации права и обязанности предприятия к другим субъектам не переходят. Если права и обязанности ликвидированного предприятия не переходят к правопреемнику, оно обязано капитализировать и внести в органы государственного страхования суммы, подлежащие выплате в возмещение вреда. В состав ЛК включается представитель органа государственного страхования. Ликвидационный отчет утверждается лишь после капитализации сумм, необходимых для выплаты возмещения вреда в будущем, и перечисления их органам государственного страхования. Страховая организация выплачивает потерпевшим суммы в возмещение вреда в размере, установленном законодательством.

    Если при ликвидации предприятия капитализация платежей в возмещение вреда не произведена, иск о возмещении вреда предъявляется органу государственного страхования.

    Применение этой нормы на практике вызывало ряд трудностей, так как Правила четко не определяли, какая именно страховая организация имеется здесь в виду. Не было должного единообразия при рассмотрении конкретных дел в судах.

    Платежи, капитализированные в связи с ликвидацией предприятий, ответственных за выплату пострадавшим возмещения вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей, внесенные в страховые организации, перечисляются Фонду социального страхования РФ в течение одного месяца со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в размерах остатков этих сумм по состоянию на день вступления его в силу. При этом страховщику передаются документы, подтверждающие право пострадавших (включая лиц, имеющих право на возмещение вреда в связи со смертью застрахованного) на возмещение вреда.

    При банкротстве ее процедура (сам термин "несостоятельное предприятие") в восприятии большинства людей ассоциируются с разрушением. И это отчасти верно – когда судья арбитражного суда появляется в зале и зачитывает свое решение, где говорится: "признать предприятие х несостоятельным", единственное, что происходит дальше – это полное прекращение деятельности предприятия, его ликвидация и распродажа активов в счет погашения долгов. Объявление предприятия несостоятельным означает признание его банкротом как свершившийся факт и исключает какой-либо иной путь, кроме ликвидации.

    Однако, это – уже почти финал процесса несостоятельности, который к этому моменту времени нередко длится несколько месяцев. Но это не обязательный финал. На протяжении всего периода времени, когда в арбитражном суде слушается дело о банкротстве, законодательство дает предприятию возможность остановить этот процесс и выбрать другой путь, если появится надежда, что предприятие можно спасти. На практике для каждого шестого предприятия именно так и происходит, и для них запускается в действие свой план спасения.  

    При банкротстве основной целью является ликвидация активов предприятия. Исторически во всех странах целями банкротства было не только финансовое наказание должника, а реорганизация несостоятельного предприятия в иную организационно-правовую форму.

    Предприятия и граждане вступают в многочисленные отношения друг с другом, с государственными, в том числе налоговыми органами, банками и другими организациями. В этих отношениях возникают денежные обязательства, определенные законом или договорами.

    В тех случаях, когда денежный размер этих обязательств превышает определенный предел и очевидна невозможность погашения обязательства из стоимости имущества должника, такие лица могут быть объявлены несостоятельными (банкротами). Тогда их коммерческая деятельность прекращается, имущество реализуется для удовлетворения требований кредиторов, остальные требования считаются погашенными. Таким образом, банкротство является той гранью, которая предполагает прекращение конкретной коммерческой или иной деятельности должника

    Органы управления должника в течение 3 дней с момента назначения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;  снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов,  аресты имущества должника и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве; вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника, за исключением случаев, предусмотренных законом.

    По окончании внешнего управления неустойки (штрафы, пеня), а также суммы причиненных убытков, которые должник обязан уплатить кредиторам по денежным обязательствам и обязательным платежам, могут быть предъявлены к уплате в размерах, существовавших на момент введения внешнего управления.

    По мнению западных юристов, для того, чтобы федеральный закон о банкротстве соответствовал требованиям рыночно ориентированного законодательства, он должен, как и другие современные нормативно-правовые акты, содержать возможности реорганизации и ликвидации предприятий-должников в рамках процедуры банкротства. Процедура ликвидации должна быть ясно структурирована и соответствовать современным представлениям. Возложение ответственности за процедуру банкротства на суды и обучение (лицензирование) внешних управляющих Государственным органом по банкротству должно позволить в сравнительно короткое время ознакомить специализирующихся на этих вопросах людей, управляющих и юристов с новым законодательством о банкротстве. Единообразные процедуры банкротства служат тому, чтобы избежать возможных нарушений интересов участников процесса при применении различных процедур, как например, мирового соглашения или ликвидации. Кроме того, это единообразие позволяет продать бизнес предприятия.

    Как считают западные эксперты, принятая редакция федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" соответствует основополагающим моментам законодательства о банкротстве Канады, США, Великобритании и других стран и действующим международным правовым нормам в области банкротства и несостоятельности. Как принято в этих странах, процедуры проходят под общим наблюдением суда и под постоянным руководством и наблюдением на каждой отдельной стадии процедур арбитражного управляющего.

    Законы о банкротстве разных стран рассматривают различные стадии процедур несостоятельности, но все они, как правило, начинающиеся с внешнего управления имуществом должника. На этой начальной стадии внешний управляющий имеет широкие полномочия, предоставленные либо судом (Франция, Германия), либо кредиторами во внесудебных процедурах (Великобритания и еще 70 стран англосаксонской правовой системы), и позволяющие изымать и продавать имущество должника, изучать информацию о должнике, учитывать интересы кредиторов, предлагать ликвидацию, мировое соглашение или реабилитацию должника.

    По общепринятому мнению, никакие хозяйствующие субъекты не должны быть выведены за рамки действия закона о банкротстве. Законы о несостоятельности часто содержат особые положения, регламентирующие процедуры банкротства индивидуальных предпринимателей, кредитно-финансовых учреждений и фермерских хозяйств, а также иных предприятий с особым экономическим положением. По мнению зарубежных экспертов, в свете нынешней экономической ситуации в России особого одобрения заслуживают положения о градообразующих должниках, которые позволяют эффективно решать важнейшую проблему несостоятельности ведущих местных организаций. Однако в то же время необходимо отметить, что новое законодательство о банкротстве Российской Федерации не сможет воспрепятствовать ликвидации многих предприятий и потере рабочих мест ввиду масштабности задачи перевода плановой экономики на рыночные условия.

    В отношении целесообразности специального законодательства, регламентирующего процедуры несостоятельности банков и других кредитных учреждений, зарубежный опыт показывает, что для этих организаций акцент должен делаться не на введение специального законодательства о банкротстве, в надежде обеспечения его эффективности, а на финансовое регулирование и превентивные меры.


                       Глава 5. основные аспекты реорганизации предприятия


    В форме слияния реорганизации предприятия (далее – РП), как правовая процедура регламентируется ГК РФ, так как это закон прямого действия, регулирующий деятельность хозяйствующих субъектов. Правовой смысл РП в форме слияния состоит в том, что реорганизуемые предприятия объединяются во вновь создаваемое предприятие, при этом их существование прекращается, а новая организация проходит государственную регистрацию и приобретает правоспособность в соответствии с законодательством, кроме того, к этой организации переходят все права и обязанности реорганизованных предприятий.

    Такое положение закреплено в ст. 58 ГК РФ, которая утверждает универсальное правопреемство, как правило, полного объема прав и обязанностей при РП предприятий. Это означает, что реорганизуемые предприятия передают вновь создаваемой организации все свои права и обязанности в полном объеме без каких-либо изъятий и исключений. Традиционный для отечественного законодательства принцип универсальности правопреемства отражен в нормах законодательства, обязывающих правопреемника принять не только все имущественные права, но и обязанности, а также исключающих принятие части имущества или принятие имущества под условием или с оговорками. Универсальность правопреемства предполагает также переход прав и обязанностей в один конкретный момент - в момент регистрации вновь созданного предприятия - правопреемника.

    Переход прав и обязанностей фиксируется особым документом - передаточным актом, что закреплено в ст. 58. Статья 59 ГК РФ рассматривает передаточный акт как важнейший правоустанавливающий документ, определяющий характер и состав передаваемых прав и обязанностей. Однако нельзя утверждать, что в процессе слияния переходят только те права и обязанности, которые были отражены в передаточном акте. Принцип универсальности правопреемства проявляется в том, что объем переходящих прав и обязанностей зависит не от документа, в котором они фиксируются, а от их фактического наличия у правопредшественника. Поэтому в соответствии с положениями ст. 58 ГК РФ к правопреемнику переходят и не отраженные в этом документе и даже не выявленные на момент слияния права и обязанности реорганизованных правопредшественников.

    Передаточный акт установлен законом как документ, необходимый для государственной регистрации созданного в процессе слияния предприятия.

    В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного предприятия в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами. Другими словами, в этом документе должны содержаться сведения обо всех обязательствах долгового характера, а также всех правах требования, передаваемых реорганизуемым предприятием своему правопреемнику, с обязательным указанием (подробной балансовой расшифровкой) числящихся по каждому кредитору и должнику денежных сумм. Поэтому составлению передаточного акта должна предшествовать обязательная инвентаризация имущества и денежных обязательств реорганизуемого предприятия, предусмотренная законом.

    Необходимо выделить следующие блоки информации, которые должны содержаться в передаточном акте:

    - общая информация о РП предприятий;

    - ПБ, содержащий сведения об имуществе, обязательствах и собственном капитале реорганизуемого предприятия;

    - пояснения к ПБ, затрагивающие отдельные статьи имущества, обязательств и собственного капитала.

    В передаточном акте должны быть, в частности, указаны:

    - наименование документа;

    - дата составления;

    - наименование организации, от имени которой составлен документ;

    - содержание хозяйственной операции (передача конкретных прав и обязанностей в ходе РП);

    - измерители хозяйственных операций в натуральном и денежном выражении (следует указать количество передаваемого в ходе РП имущества и обязательств, дать их подробное описание и денежную оценку);

    - наименование должностей лиц, ответственных за реорганизацию и за ее документальное оформление;

    - личные подписи указанных лиц.

    Передаточный акт, составленный на дату принятия решения о РП, утверждается учредителями (участниками) или органом, принявшим решение о РП предприятия. Затем он представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации.

    На подготовку и согласование учредительных документов может потребоваться значительное время, не ограничиваемое законодательством. Следовательно, с момента составления передаточного акта в первоначальном варианте до даты государственной регистрации проходит время, в течение которого реорганизуемая организация ведет производственную и финансовую деятельность. Естественно, что на дату государственной регистрации вновь создаваемого предприятия изменится и баланс реорганизуемой организации, что должно найти отражение в окончательном варианте передаточного акта. Практика показывает, что в дополнение к этим документам будут составлены специальный акт или справка, разъясняющие причины изменений тех или иных показателей. Однако статус такого документа в настоящее время законодательно не определен.

    Пояснения к ПБ призваны упростить процедуру объединения показателей отчетности реорганизуемых организаций при одновременном выполнении требований ГК РФ и других нормативных актов Российской Федерации.

    Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, а также отсутствие в нем положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного предприятия могут повлечь отказ в государственной регистрации вновь создаваемого предприятия. Передаточный акт утверждается органом, принявшим решение о слиянии, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации.

    В соответствии со  ст. 60 ГК РФ сотрудники предприятия или орган, принявший решение о РП предприятия, обязан письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого предприятия. ГК РФ не устанавливает временные рамки уведомления о РП, а также не определяет срок, в течение которого кредитор вправе осуществить принадлежащие ему права. Конкретные сроки уведомления кредиторов содержатся в нормативных актах, регулирующих деятельность отдельных видов предприятий. Кредитор не может воспрепятствовать переводу долга, который возникает в результате РП. В этом состоит отличие перехода прав и обязанностей в процессе РП от перемены лиц в обязательстве, так как РП не является переменой лиц – правопредшественник трансформируется в новое предприятие, передавая ему все свои обязательства и ответственность по ним без разрешения кредиторов. Отсутствие у кредитора права на запрет перевода долга в полной мере компенсируется предоставлением кредитору права требовать от реорганизуемого лица досрочного исполнения обязательства или его прекращения, а также возмещения убытков, причиненных досрочным прекращением обязательства. Таким образом, РП по своей правовой природе в корне отличается от перемены лиц в обязательстве и носит уведомительный характер для третьих лиц, в том числе и для кредиторов.

    Передача имущества в уставный капитал, который определяет минимальный размер имущества предприятия, гарантирующего интересы его кредиторов, и передача имущества правопреемнику в результате РП имеют общую правовую основу с точки зрения гражданского законодательства. Она состоит в том, что объекты гражданских прав отчуждаются от прежних собственников вследствие их решения и передаются новым собственникам. В соответствии со ст. 129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, РП) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Таким образом, гражданское законодательство в одной норме объединило два аспекта передачи имущества, схожих по своей природе. Первый - РП - упомянут в данной статье, а второй - передача имущества в уставный капитал - является одной из возможностей отчуждения объектов гражданских прав «иным способом». И в том, и в другом случае закон не содержит никаких ограничений для осуществления такой передачи.

    Налоговое законодательство также не содержит никаких ограничений для осуществления таких операций с имуществом. Что касается ранее возмещенного НДС по этому имуществу, то и при РП, и при передаче в уставный капитал факторы, определяющие обязанности налогоплательщика, весьма сходны. Имущество, о котором идет речь, приобреталось для налогооблагаемых целей, имело конкретное назначение в хозяйственной деятельности собственника, участвовало в налогооблагаемой деятельности, оплачено, о чем свидетельствуют необходимые документы и счета-фактуры. По прошествии времени собственником было принято решение о передаче данного имущества другому собственнику - либо правопреемнику, либо во вновь создаваемую организацию. Возникает юридический факт - смена собственника, который сам по себе не меняет характера использования имущества, его целевого назначения, участия в налогооблагаемых операциях и тем более не влияет на произведенную ранее оплату этого имущества. Право налогоплательщика на возмещение НДС законодательно связано с исполнением вышеизложенных условий и может быть реализовано налогоплательщиком по окончании налогового периода, что и сделано прежним собственником на законных основаниях. В то же время законом не предусмотрено лишение налогоплательщика права на возмещения НДС либо обязанности восстановить ранее возмещенные суммы НДС в случае передачи имущества в уставный капитал либо правопреемнику.

    Другая форма реорганизации -          присоединение одного предприятия к другому - есть ни что иное, как форма реорганизации предприятия, осуществляемую в соответствии со ст. 57 ГК РФ. При реорганизации предприятий во всех случаях осуществляется переход прав и обязанностей реорганизуемого лица к вновь возникающим в порядке универсального правопреемства.

    Существуют несколько способов реорганизации предприятий. Один из них - укрупнение, когда на основе двух или нескольких предприятий создается одно, более крупное, поглощающее ранее существовавшие. Сюда относятся слияние и присоединение предприятий.

    В случае присоединения происходит объединение двух или нескольких предприятий, но одно из них, к которому присоединяются другие, сохраняет статус предприятия, а присоединяемые вливаются в него и прекращают самостоятельную деятельность. При реорганизации в форме присоединения возникает не новое предприятие, а изменяется юридический статус предприятия, к которому присоединились другие. При этом государственной регистрации подлежит не предприятие, а изменения и дополнения к его учредительным документам. Само же предприятие, к которому проведено присоединение, считается реорганизованным с момента исключения присоединяемых предприятий из реестра предприятий.

     




















                                                             Заключение


    Реорганизация и ликвидация предприятия представляют собой самостоятельные правовые институт в российском гражданском праве. Это сделки, предметом которых является имущественный комплекс, и в связи с этим (по признаку предмета) они стоят в одном ряду с другими договорами, имеющими идентичный предмет, в частности, с договорами купли-продажи и аренды имущественных комплексов.

    В то же время, указанные сделки направлены на возникновение и прекращение существования предприятий вне процедуры удовлетворения требований кредиторов, но с привлечением института универсального правопреемства и представляют собой совершенно самостоятельный способ возникновения и прекращения существования предприятий, отличный от иных процедур создания и ликвидации предприятий.

    Дуалистический характер таких сделок является особенностью российского гражданского права и проявляется, с одной стороны, в том, что заключает в себе принцип правопреемства между субъектами - реорганизуемыми предприятиями, а с другой - принцип «правопреемства» относительно особого предмета - имущественного комплекса. Первый характеризуется универсальным правопреемством, второй - сингулярным. Это и порождает внутреннюю противоречивость указанного института в отечественном праве.

    В настоящее время вряд ли можно говорить о едином подходе к ряду ключевых вопросов, возникающих при реорганизации в любой форме. Нужно констатировать наличие существенных пробелов в законодательстве о реорганизации. Нечеткость формулировок, несогласованность мнений различных государственных органов лишь увеличивают список спорных вопросов. Более поздний закон «Об предприятиях с ограниченной ответственностью» дает некоторые ответы на вопросы, обойденные молчанием в принятом ранее него законе «Об акционерных предприятиях». Сложившаяся ситуация должна быть изменена не половинчатыми мерами, а глобально путем принятия соответствующего акта. Очевидно, что процесс окончательного формирования соответствующей нормативной базы займет немало времени.

    Юридические цели, которые преследует реорганизация, вполне могут быть достигнуты и без специального правового регулирования, но с привлечением иных правовых институтов (таких, как возникновение и ЛП предприятий, универсальное и сингулярное правопреемства, перемена лиц в обязательстве, имущественные комплексы). И это лишь подтверждает актуальность указанных правовых целей для имущественного оборота в целом.

    Многие причины: комплексная сущность вопроса, требующего одновременного применения большого количества правовых норм, регулирующих разные правовые институты; возникновение на заре индустриального предприятия нового сложного объекта имущественных прав - имущественных комплексов, сочетающих в себе объекты вещных, обязательственных и исключительных прав; насущная потребность делового оборота вовлечь такие объекты в активный имущественный товарообмен - все это потребовало специального урегулирования данных вопросов и привело к возникновению нового правового института - реорганизации.

    В соответствии с действующим законодательством РФ и гражданским кодексом - понятие ликвидации предприятия есть полное прекращение юридических прав предприятия и его обязательств.

    Прекращение обязательств может быть вызвано только двумя законными способами: ликвидация фирмы (ст. 61 ГК РФ) или в результате реорганизации предприятия (ст. 57 ГК РФ). Основные отличия первого варианта ликвидации от второго состоят в том, что ликвидация фирмы влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей предприятия в порядке правопреемства к другим лицам.

    Ликвидация фирмы состоит из следующих этапов:

    1. Решение о ликвидации фирмы сообщается государственному регистрирующему органу. Далее решение вносится в специальный Единый государственный реестр сведения о том, что лицо находится в процессе ликвидации.

    2. Назначение ликвидационной комиссии.

    3. Решение о ликвидации фирмы публикуется в органах печати, где публикуются данные о регистрации юридических лиц.

    4. Переоформление банковской карточки на руководителя и членов ликвидационной комиссии.

    5. Налоговому органу и внебюджетным фондам в трехдневный срок со дня принятия решения, сообщается о ликвидации фирмы.

    6. На этом этапе формируется пассивы и активы предприятия. Ликвидационной комиссией выявляются кредиторы – они обязательно письменно уведомляются о ликвидации должника.

    7. Выход из состава участников других юридических лиц.

    8. Вывод работников предприятия путем их увольнения, в соответствии с трудовым законодательством РФ.

    9. Составление ЛБ для кредиторов.

    10.   При необходимости, после ликвидации компании, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества предприятия с публичных торгов.

    11.   Снятие с учета в налоговом органе и внебюджетных фондах.

    12.   Расчеты с кредиторами осуществляются в порядке, установленном статьей 64 ГК РФ.

    13.   Сдача документов в архив.

    Реорганизация предприятия (бывает в форме слияния, присоединения, выделения, разделения или преобразования) - влечет собой фактически такое же официальное прекращение всех прав и обязательств, но с их передачей другому официально зарегистрированному предприятию. Если рассматривать наиболее быстрый и удобный способ ликвидации предприятия, через который Вы хотели бы не только избавиться от ненужного предприятия, но и от его возможных проблем, то самым подходящим может быть реорганизация. Суть его состоит в том, что предприятие прекращает свое законное существование с момента государственной регистрации предприятия - правопреемника возникающего в результате самой реорганизации. А все его права и обязательства, включая оспариваемые с третьими сторонами - переходят в обязательства правопреемника в соответствии с зарегистрированным передаточным актом (ст. 59 ГК РФ). В последствии, фирма исключается из единого государственного реестра и снимается с налогового учета.

    Вместе с тем, существует также ряд смежных вопросов реструктуризации предприятия. Реорганизационные процедуры – это борьба за сохранение жизни предприятию, находящемуся на грани банкротства. К сожалению, необходимо признать, что огромный потенциал, заложенный в реорганизационных процедурах, до сих пор не используется практикой в полной мере. Более того, этот вопрос почему-то постоянно находится в тени внимания прессы. Очень часто можно прочесть в газетах или услышать по радио о том, что даже крупнейшие компании находятся в критическом состоянии, на грани разорения, о громадных задолженностях по уплате предприятиями налогов в бюджет и внебюджетные фонды, о растущей статистике неплатежей между предприятиями, о банкротстве то одного банка, то другого. Объявления о признании банкротом предприятий добровольно или в судебном порядке стали уже частью повседневной реальности. Но, к сожалению, все еще очень мало пишут и говорят об успешном опыте того, как удалось избежать банкротства путем кардинальной перестройки предприятия и введения внешнего управления.

    Вместе с тем, сегодня значительно упростится механизм исключения из Единого государственного реестра юридических лиц компании, прекратившей свою деятельность.

    По новому законодательству ликвидация предприятия проходит по упрощенной схеме, без решения суда. Закон предлагает следующую схему: если предприятие в течение года не подает информацию о своей деятельности в налоговые органы или не производит операций хотя бы по одному банковскому счету, то оно признается недействующим. После соответствующего решения регистрирующего органа, информация об этом появляется в печати. И если в течение трех месяцев никто не заявляет протеста, то компания исключается из Единого государственного реестра юридических лиц.





                                                      Список литературы


    1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20.02, 12.08 1996 г., 24.10 2007 г., 8.07, 17.12 1999 г., 16.04, 15.05, 26.11 2001 г., 21.03, 14, 26.11 2002 г., 10.01, 26.03, 11.11, 23.12 2003 г., 29.06, 29.07, 2, 29, 30.12 2004 г., 21.03, 9.05, 2.07 2005 г., 18.12.2006 г., 3.07.2007 г.).  - М.: Проспект, 2007, 849 с.

    2. Гражданский процессуальный кодекс РФ № 138-ФЗ в ред. от 19.04 2007 г. - М., БЕК, 2007, 600 с.

    3. Жилищный кодекс Российской Федерации № 188-ФЗ в ред. от 3.07 2007г.

    4. Закон РСФСР от 22.03 1991 г. № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изм. и доп. от 24.06, 15.07 1992 г., 25.05 1995 г., 6.05 2006 г., 2.01 2000 г., 30.12 2001 г., 21.03, 9.10 2002 г., 7.03 2005 г., 17.10.2007 г.)

    5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп. от 25.04, 25.07, 30, 31.10, 31.12 2002 г., 30.06, 4.07, 11.11, 8, 23.12 2003 г., 9.05, 26, 28.07, 20.08, 25.10, 28, 30.12 2004 г., 21.03, 22.04, 9.05, 18.06 2005 г., 9.02.2007г.)

    6. Налоговый кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. от 30.03, 9.07 1999 г., 2.01, 5.08, 29.12 2000 г., 24.03, 30.05, 6, 7, 8.08, 27, 29.11, 28, 29, 30, 31.12 2001 г., 29.05, 24, 25.07, 24, 27, 31.12 2002 г., 6, 22, 28.05, 6, 23, 30.06, 7.07, 11.11, 8, 23.12 2003 г., 5.04, 29, 30.06, 20, 28, 29.07, 18, 20, 22.08, 4.10, 2, 29.11, 28, 29, 30.12 2004 г., 18.05, 3, 6, 18, 29, 30.06, 1.07 2005, 27.07.2006 г., 24.07.2007 г.) // СПС «ГАРАНТ».

    7. Федеральный закон от 10.07 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп. от 10.01 2003 г.)// СПС «ГАРАНТ».

    8. Федеральный закон от 12.01 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп. от 26.11 2006 г., 8.07 1999 г., 21.03, 28.12 2002 г., 23.12 2003 г., 10.01, 2.02 2006 г.) // СПС «ГАРАНТ».

    9. Федеральный закон от 14.11 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (с изм. и доп. от 8.12 2003 г., 18.12.2006 г.) // СПС «ГАРАНТ». 

    10. Федеральный закон от 17.07 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 20.05 2002 г., 10.01 2003 г.) // СПС «ГАРАНТ».

    11. Федеральный закон от 19.07 2006 г. № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных предприятий работников (народных предприятий)» (с изм. и доп. от 21.03 2002 г.)//СПС «ГАРАНТ».

    12. Федеральный закон от 21.03 2002 г. № 31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации предприятий» (с изм. и доп. от 10.07, 26.10, 20.12 2002 г., 10.01 2003 г.)//СПС «ГАРАНТ».

    13. Федеральный закон от 24.07 2006 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изм. и доп. от 17.07 1999 г., 2.01 2000 г., 25.10, 30.12 2001 г., 11.02, 26.11 2002 г.) // СПС «ГАРАНТ». 

    14. Федеральный закон от 26.10 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп. от 22.08, 29, 31.12 2004 г., 24.10 2005 г., 18.07 2006 г.) // СПС «ГАРАНТ».

    15. Федеральный закон от 26.12 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных предприятиях» (с изм. и доп. от 13.06 1996 г., 24.05 1999 г., 7.08 2001 г., 21.03, 31.10 2002 г., 27.02 2003 г., 24.02, 6.04, 2, 29.12 2004 г., 20.042007 г.) // СПС «ГАРАНТ». 

    16. Федеральный закон от 27.11 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» // СПС «ГАРАНТ».

    17. Федеральный закон от 8.02 2006 г. № 14-ФЗ «Об предприятиях с ограниченной ответственностью» (с изм. и доп. от 11.07, 31.12 2006 г., 21.03 2002 г., 29.12 2004 г., 27.07 2006 г.) // СПС «ГАРАНТ».

    18. Федеральный закон от 8.08 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп. от 13, 21.03, 9.12 2002 г., 10.01 2003 г.) // СПС «ГАРАНТ».

    19. Федеральный закон от 8.08 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации предприятий и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп. от 23.06, 8, 23.12 2003 г., 2.11 2004 г., 2.07 2005 г., 2.03.2007 г.). // СПС «ГАРАНТ». 

    20. Приказ Минфина РФ от 20.05 2003 г. № 44н «Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций» // СПС «ГАРАНТ».

    21. Постановление Правительства РФ от 26.02 2004 г. № 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет предприятий и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп. от 13, 30.12 2005 г.) // СПС «ГАРАНТ».

    22. Алексеев Ю.В. Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации предприятий». - «Юрайт - М», 2002 г.

    23. Белов В.А.  Защита права или злоупотребление законом?/ Законодательство, № 8, август 2002 г.

    24. Бондарев А.К., Троценко С.А Пробелы в Гражданском кодексе Российской Федерации - муки для обездоленных людей./ Законодательство», 2006, № 3.

    25. Бондарев А.К., Троценко С.А. Интересы кредиторов при правопреемстве предприятий./ Законодательство», 2006, № 9.

    26. Гражданское право. под ред. Толстого Ю.К., Сергеева А.П. М., Проспект, 2000.

    27. Гражданское право: Учебник. Под ред. Е.А.Суханова. М., Новый юрист, 2002. Т.1.

    28. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». - «Дело», 2004 г.

    29. Жданов Д.В Правопреемство в отношении налогов при реорганизации акционерных предприятий./ Законодательство», 2006, № 11.

    30. Залесский В.В. Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации предприятий и индивидуальных предпринимателей». - 2003 г.

    31. Козлова Н.В. Правовое положение акционерных предприятий и предприятий с ограниченной ответственностью в Финляндии./ Законодательство.  № 10, № 11, октябрь, декабрь 2001 г.

    32. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (под ред Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Лисицына-Светланова). - «Юрайт-Издат», 2005 г.

    33. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть первая (под ред. проф. Т.Е.Абовой и А.Ю.Кабалкина) - «Юрайт-Издат», 2004 г.

    34. Комментарий к Трудовому Кодексу РФ. под ред.Коршунова Ю.Н., Коршуновой Т.Ю., Кучмы М.И. М.:- Спарк, 2002 г.

    35. Комментарий к части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей. под общ. ред. Брагинского М. И. М., ЮРИСТЪ, 2000.

    36. Крапивин О.М., Власов В.И. Комментарий к законодательству об акционерных предприятиях - Система «ГАРАНТ», 2003 г.

    37. Мельников А.А. Гражданско-правовое регулирование прекращения деятельности предприятий. - М., БЕК, 2007.

    38. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 8.02 2006 г. № 14-ФЗ «Об предприятиях с ограниченной ответственностью»/ СПС «ГАРАНТ».

    39. Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону «Об акционерных предприятиях» (постатейный). - «Волтерс Клувер», 2005 г.


                                                                           Тезаурус


    1. Банкротство - неспособность компании погасить задолженность. При этом право владения активами компании переходит от владельцев к держателям долговых обязательств. Формально банкротство наступает после вынесения судебного решения о неспособности должника выполнить свои финансовые обязательства.

    2. Добровольная ЛП - юридическая процедура прекращения деятельности компании по ее заявлению

    3. Ликвидант - кредитор, который предъявил свои требования к прекращающему дело торговцу или предприятию.

    4. Ликвидационная комиссия - орган, осуществляющий ликвидацию предприятия. Ликвидационная комиссия образуется: либо собственником предприятия; либо в арбитражном или судебном порядке при банкротстве.

    5. Ликвидационная стоимость имущества - стоимость имущества при его вынужденной продаже.

    6. Ликвидационный баланс - бухгалтерский отчетный баланс, характеризующий имущественное состояние предприятия на дату прекращения его существования как предприятия. Ликвидационный баланс показывает величину и источники средств, а также состояние расчетов предприятия после окончания ликвидационного периода.

    7. Ликвидационный остаток - разница, остающаяся после продажи всех активов и оплаты всех долгов в процессе ликвидации предприятия.

    8. ЛП акционерной компании - прекращение деятельности компании. При ликвидации активы компании продаются, выручка от продажи активов идет на погашение задолженности кредиторам, а любые излишки распределяются между акционерами.

    9. ЛП - процедура распродажи всех активов предприятия и использование полученных средств для оплаты его пассивов с последующим распределением оставшихся средств среди собственников предприятия в процессе закрытия предприятия.

    10.   ЛП предприятия - форма прекращения деятельности юридических лиц, заключающаяся в ликвидации их дел и имущества. При ликвидации юридических лиц имеют место прекращение их производственной, торговой, научно-технической и предприятийенной деятельности, удовлетворение их кредиторов, возврат паевых взносов членам юридических лиц, продажа имущества.
    11.   Реорганизация предприятия - прекращение или иное изменение правового положения предприятия, влекущее отношения правопреемства юридических лиц. Гражданский кодекс РФ различает пять видов реорганизации предприятия: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.
    12.   Роспуск - легитимное прекращение существования компании как предприятия в результате окончания срока действия устава, постановления суда, голосования акционеров или других причин.
























    Приложение

    Наименование способа ликвидации

    Примерный срок процедуры

    Требуемые документы

    Ответственность «закрываемой» компании

    Ответственность прежнего директора

    Смена директора компании либо смена директора и учредителя

    2 недели

    Учредительные документы, выписка из реестра

    Не снимается, риск увеличивается из-за последующего отсутствия первичных  документов и присутствия компании в той же инспекции

    Остается за правонарушения имевшие место в период его руководства 

    Смена адреса

    1 месяц

    Учредительные документы, выписка из реестра

    Не снимается, риск увеличивается из-за последующего отсутствия первичных  документов и налоговой проверки

    Остается за правонарушения имевшие место в период его руководства 

    Реорганизация путем слияния (присоединения и пр.)

    2 месяца

    Учредительные документы, выписка из реестра, справка из пенсионного фонда

    Не снимается, риск увеличивается из-за последующего отсутствия первичных  документов  

    Остается за правонарушения имевшие место в период его руководства 

    Официальная ликвидация

    6-9 месяцев

    Учредительные документы, выписка из реестра, справка из пенсионного фонда, сверка с инспекцией

    После ликвидации все обязательства прекращаются, привлечение к ответственности невозможно 

    Привлечение к ответственности после процедуры маловероятно

    Банкротство

    12 месяцев

    Учредительные документы, выписка из реестра, первичные документы

    После банкротства все неисполненные обязательства прекращаются, привлечение к ответственности невозможно 

    Привлечение к ответственности после процедуры маловероятно





    [1] Статья 31. Присоединение к унитарному предприятию. Глава V. Реорганизация и ЛП унитарных предприятий (ст. 29 - 35), Статья 32. Разделение унитарного предприятия. Глава V. Реорганизация и ЛП унитарных предприятий (ст. 29 - 35), Статья 33. Выделение из унитарного предприятия. Глава V. Реорганизация и ЛП унитарных предприятий (ст. 29 - 35), Статья 34. Преобразование унитарного предприятия. Глава V. Реорганизация и ЛП унитарных предприятий (ст. 29 - 35), Пункт 6. Глава V. Реорганизация и ЛП унитарных предприятий (ст. 29 - 35).  Статья 29. Реорганизация унитарного предприятия.

    [2] Статья 14. Документы, представляемые при регистрации предприятия, создаваемого путем реорганизации, Статья 16. Завершение государственной регистрации предприятия, создаваемого путем реорганизации.

    [3] Статья 17. Присоединение предприятия, Статья 18. Разделение предприятия, Статья 19. Выделение предприятия, Пункт 4. Статья 15. Реорганизация предприятия.

    [4] Статья 50. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов при реорганизации предприятия (Часть первая,  Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (ст. 38 - 79).  Глава 8. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (ст. 44 - 60).


    [5] Статья 57. Реорганизация предприятия. Часть первая.  § 1. Основные положения  (ст. 48 - 65), Статья 58. Правопреемство при реорганизации предприятий (Часть первая.  § 1. Основные положения  (ст. 48 - 65), Статья 59. Передаточный акт и разделительный баланс. Часть первая.  § 1. Основные положения  (ст. 48 - 65), Статья 60. «Гарант»ии прав кредиторов предприятия при его реорганизации. Часть первая.  § 1. Основные положения  (ст. 48 - 65), Статья 1093. Возмещение вреда в случае прекращения предприятия. 

    [6] Статья 19. Принудительное разделение (выделение) коммерческих организаций и некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность,  Раздел V. Отдельные виды государственного антимонопольного контроля (ст. 17 - 21).


    [7] Статья 75 ТК РФ

    [8] См. также п. 4 ст. 81 ТК  РФ.

    [9] Ранее такое правило содержалось в ст. 29 КЗоТ.

     

    [10] п. 6 ст. 77 Трудового кодекса РФ.

    [11]см. п. 3 ст. 101 Федерального закона от 10.12 2007 г. (8.01 2006 г.) № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» - СЗ РФ. 2006. № 2. Ст. 222.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Ликвидация предприятия ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.