Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Налог на прибыль в системе доходов консолидированного бюджета

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Налог на прибыль в системе доходов консолидированного бюджета
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:50:27
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Курсовая работа

    Налог на прибыль в системе доходов
    консолидированного бюджета


     





























    Содержание

    Введение. 3

    1. Налог на прибыль: характеристика и сущность. 5

    1.1. Общая характеристика налога на прибыль. 5

    1.2. Элементы налога на прибыль. 6

    1.3. Налог на прибыль в зарубежных странах. 13

    2. Анализ налога на прибыль организаций в системе доходов консолидированного бюджета. 19

    2.1. Оценка динамики сбора налога на прибыль организаций. 19

    2.3. Роль налога на прибыль организаций в доходах консолидированного бюджета  24

    3. Проблемы взимания и перспективы налога на прибыль организаций. 29

    3.1. Проблемы взимания налога на прибыль организаций. 29

    3.3. Совершенствование поступления и взимания  налога на прибыль организаций в систему доходов консолидированного бюджета. 30

    Заключение. 36

    Список использованной литературы.. 38



















     

    Введение


              В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

             Процесс формирования норм налогового законодательства выявил особую актуальность проблемы определения налога на прибыль и механизма его взыскания. Несомненна прямая зависимость  государственного  бюджета от  налоговых поступлений в целом и поступлений от налога на прибыль в частности, в  условиях  формирования в  России рыночных отношений.

             Насколько взвешена и выверена политика законодателя в отношении налогообложения прибыли, настолько успешно (или неуспешно) будет развиваться наш промышленный потенциал. Доля налога на прибыль в общем объеме налоговых поступлений высока, именно поэтому государство напрямую заинтересовано в адекватной налоговой нагрузке на производителя. При этом следует отметить, что  именно налог на прибыль стимулирует привлечение иностранных инвестиций во многие сектора российской экономики.

             Налогообложение фирмы является важнейшим элементом ее хозяйственного механизма. Без знания совокупности законов и правил, регламентирующих уплату налога на прибыль, основополагающих принципов оптимизации налоговых платежей, невозможна разработка экономической стратегии поведения фирмы и принятие эффективных управленческих решений. Кроме того, налог на прибыль - один из тех налогов, которым инспекторы уделяют больше всего внимания при проверках, а правила его начисления постоянно меняются.

             Администрирование налога на прибыль организаций находится в стадии формирования. Этот процесс, обусловленный объективной необходимостью корректировки налогового законодательства с учетом меняющихся условий хозяйствования, требует постоянного внимания со стороны предпринимателей и специалистов экономических структур организаций. Интерес к этой проблематике среди различных представителей сферы бизнеса очень высок, что свидетельствует об актуальности темы исследования.

             Меняются ставки налога на прибыль организаций, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогу на прибыль организаций. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо своевременно получить. Поэтому исследования, проводимые в рамках данной работы, носят некоторый элемент новизны.

             Целью данной работы  является определение роли налога на прибыль организаций в системе доходов консолидированного бюджета. Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить ряд задач:

    - дать общую характеристику налога на прибыль организаций;

    - рассмотреть основные элементы налогообложения;

    - изучить опыт стран с развитой рыночной экономикой в сфере применения налога на прибыль корпораций;

    - оценить динамику сбора в бюджет налога на прибыль;

    - охарактеризовать удельный вес налога на прибыль в структуре доходов консолидированного бюджета;

    - изучить проблемы взимания и перспективы налога на прибыль организаций.

             Объектом исследования  в данной работе является налог на прибыль организаций, как важный элемент налоговой системы РФ, предметом – конкретные показатели динамики налога на прибыль за 2001-2005 г.г.

                       Теоретической основой курсовой работы являются нормативно-правовые акты, регулирующие налогообложение в РФ (в первую очередь -  Налоговый кодекс РФ), статистическая отчетность Министерства по налогам и сборам РФ и публикации в периодической печати.



    1. Налог на прибыль: характеристика и сущность

    1.1. Общая характеристика налога на прибыль



             С 1 января 2002 г. исчисление налога на прибыль организаций регламентируется главой 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ.  Налог на прибыль предприятий и организаций взимается с юридических лиц с 1992 года. Подобный налог действовал и в 20-е годы в форме подоходного налога с государственных и кооперативных предприятий. Начиная с 30-х налогообложение юридических лиц было упразднено и заменено «двухканальной системой», состоящей из налога с оборота и отчислений от прибыли в бюджет.

             Налог на прибыль играет существенную роль в экономике и финансах любого государства: указанный вид налогообложения в форме налога на прибыль, или налога на доход юридических лиц, или налога с корпораций, применяется во всех без исключения развитых странах мира.

             Налог на прибыль (доход) представляет собой прямой федеральный и регулирующий налог. Прямые налоги – это важный инструмент в формировании стимулирующей функции налоговой системы. Налог на прибыль как прямой налог  призван  обеспечивать  стабильность инвестиционных процессов в сфере  производства  продукции,  оказания  услуг; выполнения  работ,  поддерживать  стабильность  инвестиционных  процессов  в экономике, а также гарантировать  законное  наращение  капитала.     

             Фискальная функция  налога  на  прибыль,  особенно  в  условиях   кризисной   экономики  вторична, хотя этот  налог  также  фискален,  как  и остальные налоги, взимаемые на территории России. Дело в  том,  что  процесс  формирования  конечного  финансового  результата   в   условиях   российской  нестабильности сопровождается такими проблемами, как резкое  колебание  цен,  непредвиденные изменения в составе  поставщиков  и  потребителей  продукции,  инфляционные влияния и  многие  другие  отрицательные  факторы,  которые  не  позволяют спрогнозировать темпы прироста продажи продукции.

    Обобщая вышесказанное, налог на прибыль организаций является тем налогом, с помощью которого государство может наиболее активно воздействовать на развитие экономики. Благодаря непосредственной связи этого налога с размером полученного налогоплательщиком дохода, через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования ставки государство стимулирует или ограничивает инвестиционную активность в различных отраслях экономики и в регионах.[1]

             Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и такие элементы, как объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Поэтому далее в работе необходимо проанализировать основные элементы налогообложения, отраженные в главе 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса.

    1.2. Элементы налога на прибыль

             Субъектами налога на прибыль организаций являются организации, в том числе бюджетные, являющиеся юридическими лицами, а также организации с иностранными инвестициями и международные организации. Не являются субъектами налога организации любых форм собственности от произведенной ими сельскохозяйственной продукции.

             Одним из элементов каждого налога является объект налогообложения –  предмет, действие или явление (имущество, доход, продажа и т.д.), которые в соответствии с законом  подлежат обложению.

    Объектом обложения налогом является валовая прибыль организации. Статьей 247 Налогового кодекса  РФ определено, что прибылью признается полученный доход (сумма дохода от реализации (выручка) и внереализационного дохода), уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ. Проанализируем особенности формирования доходной и расходной части для исчисления налога на прибыль организаций, учитывая, что доходы и расходы необходимо четко квалифицировать.

             Для целей налогообложения доходами, согласно ст.248 Налогового кодекса РФ,  являются:

    - выручка от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (ст.249 Налогового кодекса РФ);

    - внереализационные доходы (ст.250 Налогового кодекса РФ).

    Согласно ст.252 Налогового кодекса РФ все расходы организации подразделяются:

    - на расходы, связанные с производством и реализацией;

    - на внереализационные расходы.

    Для однозначного ответа на вопрос, уменьшает ли какой-либо конкретный вид расходов налогооблагаемую прибыль, необходимо пройти определенные  уровни проверки.

             Уровень 1 "Разрешено все, что не запрещено" В ст.270 Налогового кодекса РФ содержится закрытый исчерпывающий перечень расходов, которые не учитываются при исчислении налогооблагаемой прибыли. Если конкретная разновидность затрат не обнаружена в данном  «запрещенном» перечне, то можно переходить на следующий уровень проверки.

             Уровень 2 Формальные критерии. В ст.252 Налогового кодекса РФ сформулированы формальные признаки, при соблюдении которых можно квалифицировать затраты как расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль.  Если же данные критерии не выполнены, то такие расходы не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Таким образом, если конкретная разновидность затрат формально соответствует критериям, установленным ст.252 Налогового кодекса Рф, то можно переходить на следующий уровень проверки.

             Уровень 3 Содержательные критерии. Содержательные требования по элементам и отдельным разновидностям расходов установлены ст.253-269 Налогового кодекса РФ. Если они соблюдены, данные расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль; если содержательные требования не соблюдены, то данные расходы не уменьшают налогооблагаемую прибыль.Определившись с содержательными требованиями, можно переходить на следующий уровень.

             Уровень 4 Расходы прямые или косвенные? Статьями 318-320 Налогового кодекса РФ установлен порядок деления расходов на прямые и косвенные, при котором часть прямых расходов распределяется на остатки незавершенного производства и переходит на следующий отчетный период, в то время как оставшаяся часть прямых расходов уменьшает налогооблагаемую прибыль отчетного периода.

    К прямым расходам согласно ст.318 Налогового кодекса РФ относятся:

    - материальные расходы (сырье, материалы, комплектующие и полуфабрикаты;

    - оплата труда персонала, участвующего в производственном процессе, плюс начисления ЕСН на эту оплату труда;

    - амортизация основных средств, используемых в производственном процессе.

    Таким образом, прямые расходы делятся на две части:

    - частично распределяются на остатки незавершенного производства и переносятся на следующий отчетный период;

    - в оставшейся части уменьшают налогооблагаемую прибыль отчетного периода.

    Все остальные расходы являются косвенными, для которых необходимо еще выполнить условия следующего уровня проверки.

             Уровень 5 К какому отчетному периоду относятся косвенные расходы? Косвенные расходы должны уменьшать налогооблагаемую прибыль исходя из:

    - срока действия конкретного «затратного» договора - это касается всех без исключения косвенных расходов;

    - взаимосвязи с признанием доходов - это касается только той части косвенных расходов, которые осуществляются налогоплательщиком по «затратным» договорам, заключенным в связи с исполнением данным налогоплательщиком условий "доходных" договоров, согласно которым доходы признаются в течение нескольких отчетных (налоговых) периодов.[2]

             Налоговый период – это период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговым периодом по единому социальному налогу согласно ст.240 Налогового кодекса РФ является календарный год.

               Налоговая ставка – это величина налога на единицу обложения. Ставки налога на прибыль установлены в ст.284 Налогового кодекса РФ  (таблица 1.1).

    С 1 января 2005 года изменилась ставка налога на прибыль, установленная пунктом 1 статьи 284 НК РФ. В соответствии с поправками, внесенными в эту статью Федеральным законом от 29.07.2004 N 95-ФЗ, изменился размер и соотношение налоговых ставок налога на прибыль при его уплате в бюджеты разных уровней. Теперь местные бюджеты налог на прибыль больше поступать не будет. Отныне налог на прибыль будет распределяться между бюджетом РФ и бюджетами субъектов РФ в следующем порядке:

    - в федеральный бюджет будет исчисляться и направляться 6,5 % налога на прибыль организаций;

    - в бюджет соответствующего субъекта РФ, на территории которого осуществляет свою деятельность налогоплательщик, будет перечисляться 17,5 % налога.

             Другие изменения касаются установления налоговых ставок в отношении доходов, полученных от реализации государственных и муниципальных ценных бумаг с ипотечным покрытием, и облигациям валютного займа. [3]


    Таблица 1.1

    Ставки налога на прибыль

    Плательщики налога

    Вид дохода

    Ставка налога

    в феде-ральный бюджет

    в регио-нальный бюджет

    в мест-ный бюджет

    Предприятия и организации (в том числе иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории РФ через постоянное представительство

    Дивиденды, полученные от российских организаций

    до 2005 г.

    6

    -

    -

    в 2005 г.

    9

    -

    -

    Дивиденды, полученные от иностранных организаций

    15

    -

    -

    по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ипотечным ценным бумагам эмитированным после 1 января 2007 года,

    15

    -

    -

    по доходам в виде процентов по ипотечным муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года

    9

    -

    -

    по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года вкл.


    0

    -

    -

    Прибыль от всех остальных видов деятельности

    в 2003 году

    6

    16

    2

    в 2004 году

    5

    17

    2

    в 2005 году

    6.5

    17.5

    -




             Льготы по налогам не являются обязательным элементом налогообложения, однако в необходимых случаях в нормативном правовом акте могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.  Льготы по налогу – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества, включая возможность не уплачивать налог (в исключительных случаях могут быть индивидуальными).

             В частности, улучшению инвестиционного климата способствуют следующие льготы, предусмотренные главой 25 Налогового кодекса РФ:

    - механизм ускоренной амортизации;

    - новый порядок налогообложения капитала, ценных бумаг, других финансовых инструментов;

    - освобождение от налогообложения инвестиций от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии их использования в течение одного календарного года с момента получения;

    - включение расходов на освоение природных ресурсов и расходов на НИОКР в состав прочих расходов в течение пяти (трех) лет соответственно;

    - включение в состав внереализационных расходов процентов по долговым обязательствам инвестиционного характера;

    - ряд положений, влияющих на повышение финансовой устойчивости организаций: увеличение срока переноса убытков до 10 лет, снятие ограничений в целях налогообложения по размерам расходов на добровольное страхование имущества, отчисления в резервные фонды и др.

             Все фирмы в обязательном порядке должны составить учетную политику для целей налогообложения. Применительно к налогу на прибыль организаций такое требование закреплено в ст. 313 и 314 Налогового кодекса РФ. [4] Возможные элементы налогового учета расчетов по налогу на прибыль и способы налогового учета обобщены в таблице 1.2.

    Таблица 1.2

    Формирование учетной политики для целей налогообложения налогм на прибыль организаций

    Элементы учетной политики

    Способы налогового учета

    Основание

    Порядок ведения налого-вого учета и налоговых регистров

    В учетной политике указывается поря-док ведения и формы регистров нало-гового учета

    Ст. 313-314 НК РФ

    Метод признания дохо-дов / расходов

    1. Метод начисления

    2. Кассовый метод

    Ст. 271-273 НК РФ

    Метод оценки сырья и материалов для опреде-ления размеров материа-льных расходов

    1. Метод оценки по стоимости едини-цы запасов

    2. Метод оценки по средней стоимости

    3. Метод ФИФО

    4. Метод ЛИФО

    П. 8 ст. 254 НК РФ

    Метод оценки покупных товаров при их реализа-ции для определения сто-имости их приобретения

    1. Метод оценки по стоимости единицы товаров

    2. Метод оценки по средней стоимости

    3. Метод ФИФО

    4. Метод ЛИФО

    П.1 ст. 268 НК РФ

    Резервы по сомнитель-ным долгам

    Налогоплательщик вправе создавать или не создавать резерв. При создании резерва об этом делается запись в учетной политике

    Ст. 266 НК РФ

    Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию

    Налогоплательщик вправе создавать или не создавать резерв. При создании резерва в учетной политике прописы-вается предельный размер отчислений в этот резерв

    Ст. 267 НК РФ

    Резерв расходов на ремонт основных средств

    Налогоплательщик вправе создавать или не создавать резерв. При создании резерва в учетной политике указываю-тся нормативы отчислений  в этот резерв, которые утверждаются органи-зацией самостоятельно

    Ст. 324 НК РФ

    Резерв предстоящих рас-ходов на оплату отпус-ков, на выплату ежегод-ного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год

    Налогоплательщик вправе создавать или не создавать эти резервы. При соз-дании резерва в учетной политике ука-зываются способы резервирования, предельная сумма и ежемесячный про-цент  отчислений. Для этого составляе-тся и утверждается смета

    Ст. 324.1 НК РФ

    Порядок признания рас-ходов в виде процентов по долговым обязатель-ствам

    1. В расходы включаются проценты только по сопоставимым кредитам и займам

    2. В расходы включаются проценты в пределах 1.1 ставки рефинансирования ЦБ РФ (в рублях), 15 % (в иностран-ной валюте)

    Ст. 269 НК РФ

    Порядок уплаты авансо-вых платежей

    1. Ежемесячно, исходя из фактически полученной прибыли

    2. Ежеквартально (с уплатой ежемеся-чного авансового платежа)

    3. Ежеквартально без уплаты ежемеся-чного авансового платежа (этот вари-ант возможен, если по итогам отчетно-го периода за предыдущие 4 квартала доходы от реализации не превышали в среднем 3 млн.руб. за каждый квартал

    Ст. 287 НК РФ


             Налог на прибыль корпораций — существующий во всех странах с рыночной экономикой налог на доходы юридических лиц, взимаемый по пропорциональным ставкам. Поэтому далее в работе необходимо рассмотреть опыт зарубежных стран в вопросах налогообложения прибыли.

    1.3. Налог на прибыль в зарубежных странах


             Объектом налогообложения в большинстве стран является валовая прибыль компаний за вычетом отдельных видов расходов и скидок (дивидендов, расходов, на расширение производства, выплат процентов по задолженности, убытков, расходов на научно-исследовательские работы, на рекламу и представительство).

             В Бельгии налог на прибыль корпораций взимается со всех юридических лиц, имеющих органы управления на территории страны. Стандартная ставка установлена в размере 39%, но существуют и ряд других ставок в интервале от 28 до 41%. Кроме того, дополнительно взимается кризисный сбор по ставке 3%. Налог на прибыль может быть сокращен до 5%, если прибыль ввезена из-за границы и облагается налогом в стране ее получателя. Прибыль юридических лиц, не имеющих в Бельгии постоянного представительства, облагается налогом по ставке 43%.

             В Великобритании подоходный налог с компаний (корпоративный налог) применяется по всем прибылям компаний резидентов, полученных ими в течение всего налогового года. Корпоративный налог взимается после разрешенных вычетов из доходов компании. Ставка налога устанавливается ежегодно бюджетом страны и применяется к доходам за предыдущий финансовый год. Ставки налога приняты в размере 33% и 24% для предприятий малого бизнеса. Компания уплачивает корпоративный налог по единой ставке со всех видов прибылей, но при этом не взимается у источника налога с дивидендов. Облагаемый доход компаний исчисляется путем вычета из валового дохода компании всех разрешенных расходов.

             В Германии налог на прибыль с корпораций взимается с юридических лиц всех форм собственности. Из подлежащей обложению прибыли вычитаются пожертвования на общественные, научные и государственные цели, представительские расходы и другие расходы, предусмотренные законодательством.

    Для мелких компаний, доход которых не превышает 10 тыс.марок, устанавливается необлагаемый минимум в размере 5 тыс. Если доход свыше 10 тыс.марок, необлагаемый минимум сокращается.

    Ставка налога на нераспределенную прибыль установлена в размере 45%, а на прибыль, распределенную по дивидендам - 30%. То есть имеет место двойное обложение прибыли - на уровне компании и уровне акционера.

             В Испании налогом на прибыль облагаются все предприятия, имеющие статус юридического лица. Освобождаются от уплаты налога на прибыль закрытые инвестиционные компании и профессиональные ассоциации, временные союзы совместных предприятий, осуществляющие определенные виды деятельности или реализующие совместные проекты.

    За основу налогооблагаемой базы принимается прибыль, показываемая в отчетном балансе компании. Облагаемым доходом считается прибыль, расчитываемая как разница между валовым доходом и расходами, непосредственно приносящая предприятию доход. Все доходы и расходы тщательно документируются.

    Стандартная ставка налога на прибыль принята в размере 35%. Однако все компании обязаны платить в пользу местных торговых палат специальный налог по ставке 1,5% от суммы начисленного налога на прибыль. Для нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний ставка налога составляет 40%, но при этом им предоставляется ряд льгот в виде свободного определения норм амортизационных отчислений и скидок на истощение недр.

    Компании страхования и кредитные кооперативы платят налог на прибыль по ставке 26%, производственные кооперативы - по ставке 20%.

             В Италии налог на прибыль распространяется на все промышленные, коммерческие и кредитно-финансовые организации, в том числе на их филиалы за границей. Объектом обложения является чистый доход организации в виде нераспределенной прибыли. Прибыль определяется по формуле: валовой доход минус издержки производства и расходы на коммерческую деятельность. В валовой доход включаются: выручка от основной деятельности, реализация излишков сырья и других предметов, прибыль от реализации капитальных вложений (земли, зданий, сооружений), другие активы. Издержки и расходы имеют широкий спектр статей (зарплата, эксплуатационные расходы, расходы на ремонт и НИОКР, амортизационные отчисления и т.д.).

    Не подлежат обложению налогом фонды: фонд безнадежных долгов, резервный фонд, фонд компенсации потерь и другие фонды до тех пор, пока они не достигли разрешенных законодательством пределов.

             Подоходный налог с юридических лиц взимается по единой ставке 36%.

            В Канаде ставка налога на прибыль устанавливается в интервале от  8,9 до 17%. Значительное внимание уделяется стимулированию малого бизнеса, так как доля мелких фирм достигает 97% от числа всех компаний. Ставка на доходы мелких фирм строго регламентирована и едина в размере - 12% независимо от сферы их деятельности.

             В США налог взимается из чистой прибыли, то есть с валового дохода за исключением разрешенных льгот. Законодательством установлены ставки в интервале от 15 до 35% в зависимости от суммы прибыли.

    Расчет налогооблагаемого дохода осуществляется в несколько этапов.

    1. Определяется валовой доход, то есть суммируется выручка от реализации товаров и услуг с учетом вычетов издержек, рентные платежи, роялти, доход от прироста капитала и др.

    2. Из валового дохода вычитаются зарплата, расходы на ремонт, безнадежные долги, рентные платежи, уплаченные налоги, проценты за кредит, амортизация, расходы на рекламу, взносы в пенсионные фонды, благотворительные взносы и др.

    3. Из валового дохода вычитаются также операционные убытки, организационные расходы, расходы на НИОКР, капитальный ремонт и реставрацию зданий, авансовые налоговые платежи.

    Ставки налога на прибыль устанавливаются в размере 15, 25 и 35% в зависимости от суммы налогооблагаемой прибыли.

             В Швейцарии налогом на прибыль и капитал облагаются юридические лица, имеющие в стране зарегистрированный офис или орган управления. Юридические лица облагаются налогом и на прибыль, и на капитал. Федеральный налог на прибыль является прогрессивным и взимается по трехуровневой шкале доходов. Базовый налог взимается по ставке 3,63%. С части облагаемых прибылей, приносящих доход свыше 4%, взимается дополнительный налог в размере 3,63%.

    Второй дополнительный налог в размере 4,84% взимается с части, дающей доход более 8%. Максимальная ставка налога не может превышать 9,8% суммарной прибыли.

    Налог на капитал является пропорциональным и взимается с полученного капитала по ставке 0,08% от суммы налогооблагаемого капитала. Налог на прибыль инвестиционных фондов подсчитывается по ставкам по подоходному налогу. Они не уплачивают налог на капитал.

             В Японии налог на прибыль корпораций зачисляется в национальный, префектурные и муниципальные бюджеты. Национальная ставка составляет 33,48%, префектурная - 5% от национальной (1,67% от прибыли) и муниципальная - 12,3% от национальной (4,12% от прибыли). Общая ставка налога от прибыли составляет около 40%. Для предприятий малого бизнеса существует широкая система льгот.


    Рис. 1.1. Ставки налога на прибыль организаций в различных странах


             В большинстве стран  налог на прибыль юридических лиц исчисляется за календарный год или соответствующий финансовый год, установленный в учредительных документах компании (в случае если финансовый год отличается от календарного). Объектом налогообложения в большинстве случаев является прибыль, полученная компанией от деятельности во всем мире.

             Общим моментом в порядке взимания налога на прибыль в развитых странах является также наличие инвестиционных льгот по налогу на прибыль. Данные льготы, как правило, предоставляются в виде права на ускоренную амортизацию объектов основных средств или возможности использования компаниями налогового вычета на сумму расходов, понесенных при осуществлении научно-исследовательской или инновационной деятельности.

             Налогообложение прибыли составляет незначительную часть в выполнении фискальной функции во всех развитых странах (рис. 1.1). Практика последних десятилетий свидетельствует, что налоговая политика, при которой в распоряжении компаний остается 60-70% их прибыли (а в отдельных странах, например в Италии - не менее 50%), стала устойчивым и действенным стимулом научно-технической и инвестиционной деятельности. Единственное исключение представляет Япония. Здесь главенство фискального начала в налогообложении прибыли проявляется и в высоких ставках соответствующих налогов, относительно малом значении налоговых льгот и существенной доле налоговых поступлений от прибыли (около 1/5). Причина - в использовании Японией более активной промышленной политики, включая и административные методы, что нейтрализует отрицательное влияние чрезмерного налогообложения прибыли.













     

    2. Анализ налога на прибыль организаций в системе доходов консолидированного бюджета

    2.1. Оценка динамики сбора налога на прибыль организаций


             Анализ налога на прибыль организаций  необходимо провести с двух позиций. Различают оценку эффективности налога на прибыль как обязательного платежа, администрируемого налоговыми органами, и оценку эффективности налога на прибыль как источника формирования доходной части бюджетов всех уровней.

             Если оценивать эффективность налога на прибыль организаций именно как налогового платежа, то следует использовать критерии полноты собираемости, роста задолженности по уплате, выполнения бюджетных заданий и другие критерии, характеризующие администрирование налогов. Поэтому анализ налога на прибыль организаций в системе доходов консолидированного бюджета  целесообразно начать с изучения динамики сбора данного налога (таблица 2.1 и рис. 2.1 и 2.2).

    Таблица 2.1

    Динамика поступления налога на прибыль организаций в консолидированный и федеральный бюджеты РФ в 2000-2004 г.г.

    млрд.руб.

    Год

    Поступление налога на прибыль в консолидированный бюджет, млрд.руб.

    Темпы роста, %

    Поступление налога на прибыль в федеральный  бюджет, млрд.руб.

    Темпы роста. %

    Цепные

    Базисные

    Цепные

    Базисные

    2000

    464.3

    -

    -

    178.0

    -

    -

    2001

    511.15

    110.1

    110.1

    214.3

    120.4

    120.4

    2002

    460.35

    90.1

    99.1

    172.2

    80.4

    96.7

    2003

    522.48

    113.5

    112.5

    170.9

    99.2

    96.0

    2004

    867.56

    166.0

    186.9

    205.7

    120.4

    115.6






    Рис. 2.1. Динамика поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет РФ


    Рис. 2.1. Динамика поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет РФ

             Как видно из приведенных данных, в 2002 г. сборы налога на прибыль в консолидированный бюджет России сократились на 9.9 % по сравнению с уровнем прошлого года, что главным образом было обусловлено снижением ставки с 35% до 24% с отменой всех инвестиционных льгот.  Помимо этого, с 2002 г. наблюдается сокращение поступлений налога на прибыль на всех уровнях бюджетной системы (см. рис. 2.2).

             В 2003 г. объем поступлений налога на прибыль организаций в  консолидированный бюджет субъектов РФ  составил 522,5 млрд. руб., что на 13,5% больше чем в 2002 г.

             Поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2004 год составили 867.6 млрд. рублей, в том числе в федеральный бюджет – 205.7 млрд. рублей. Темп роста поступлений налога на прибыль в консолидированный бюджет страны относительно поступлений за 2003 год составил 166.0 %, в  федеральный бюджет – 120.4 %.

             За январь – август 2005 г. поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет страны составили 8 625,9 млн. рублей.  Поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации за январь-август текущего года составили 1 414,8 млн. рублей, в том числе в федеральный бюджет – 227,4 млн. рублей. Темп роста поступлений налога на прибыль в консолидированный бюджет относительно поступлений аналогичного периода прошлого года составил 125,5 %, в федеральный бюджет – 171,1 %, в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации – 119,4 %.

             Таким образом, динамику поступлений налога на прибыль в последние годы, по макроэкономическим меркам, можно считать стабильной.   Одним из основных факторов, повлиявших на рост поступлений налога на прибыль организаций в 2004 году по сравнению с 2003 годом, явилось улучшение результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций в 2003-2004 годах. На увеличение поступлений налога на прибыль в 2004 году оказало влияние также снижение в январе-октябре на 2.3 % доли убыточных организаций по сравнению с соответствующим периодом 2003 года.

             Однако следует отметить, что объем фактически поступивших средств  сопоставим с темпами роста инфляции. В таких условиях можно поставить под сомнение реальную эффективность налогового администрирования со стороны Министерства по налогам и сборам РФ. Собранный налог на прибыль едва компенсирует обесценение рублевых средств в результате роста цен.

             Отрицательное воздействие на объем налоговых поступлений по налогу на прибыль оказало также перемещение доходов из налоговой базы по налогу на прибыль в налоговую базу налогов, собираемых с организаций, перешедших на применение специальных режимов налогообложения, в случае, если на эти режимы перешли организации, ранее применявшие общий порядок налогообложения. Возможно также негативное воздействие роста числа и оборотов малых предприятий на базу налога на прибыль за счет применения организациями особых форм уклонения от налогообложения, связанных с использованием сделок между организациями с различной базой налогообложения доходов собственника.

            Также обратим внимание на динамику поступлений налога на прибыль в сравнении с изменениями финансовых результатов деятельности организаций, от которых напрямую зависит уровень сбора налогов (рис. 2.3 и 2.4).

    Рис. 2.3. Динамика поступления в бюджет налога на прибыль и финансовых результатов деятельности предприятий








    Рис. 2.4. Темпы прироста прибыли и налога на прибыль организаций


              Из рис. 2.3 и 2.4  видно, что за последние несколько лет наблюдается неуклонное снижение темпов сбора налога на прибыль по сравнению с темпами прироста финансовых результатов. Можно предположить, что в 2002 г. данная тенденция объясняется предполагаемым, но еще не реализованным эффектом от вывода рядом предприятий прибыли из тени в результате снижения ставки по налогу на прибыль. Однако 2003 г. и 2004 г. показывают, что данного эффекта по-прежнему не наблюдается. Так, по данным Госкомстата РФ, сальдированный финансовый результат организаций вырос в 2003 г. на 42,6% по сравнению с предыдущим годом. В тоже время сборы налога на прибыль в консолидированный бюджет России, выросли всего на 13,5%.
             Уровень собираемости налога на прибыль достаточно высок. Так, в целом по России в 2003 году уровень собираемости налога на прибыль составил 97.3 %.  Расчетный уровень собираемости налога на прибыль организаций в 2005 году прогнозируется с учетом принятия мер по дальнейшему совершенствованию налогового администрирования на уровне 97,7 процентов, при фактическом уровне 2004 года – 97.5 %.


    2.3. Роль налога на прибыль организаций в доходах консолидированного бюджета


             Рассматривая эффективность налога на прибыль организаций  с позиции достаточности получаемых средств для реализации целей, определенных законодательством РФ, необходимо изучить роль налога на прибыль в доходах консолидированного бюджета и  доходах федерального бюджета (таблица 2.2 и рис. 2.5 и 2.6).

    Таблица 2.2

    Удельный вес ЕСН в налоговых доходах консолидированного и федерального бюджета[5]

    млрд.руб.

    Год

    Налоговые доходы консолидированного бюджета, млрд.руб.

    Поступление налога на прибыль в консолидированный бюджет, млрд.руб.

    Удельный вес налога на прибыль в структуре консолидированного бюджета

    Налоговые доходы федерального бюджета, млрд.руб.

    Поступление налога на прибыль в федеральный  бюджет, млрд.руб.

    Удельный вес налога на прибыль в структуре федерального бюджета

    2000

    1437.0

    464.3

    32.3

    623.7

    178.0

    28.5

    2001

    1955.8

    511.15

    26.1

    961.65

    214.3

    22.3

    2002

    2877.2

    460.35

    16.0

    1696.1

    172.2

    10.2

    2003

    3328.4

    522.48

    15.7

    2029.6

    170.9

    7.7

    2004

    4936.2

    867.56

    17.6

    3154.3

    205.7

    6.5











    Рис. 2.5  Динамика налога на прибыль в доходах консолидированного бюджета


     Рис. 2.6  Динамика налога на прибыль в доходах консолидированного бюджета


             Из данных, приведенных в таблице 2.2 и на рис. 2.5 и 2.6 видно, что в течение нескольких лет происходит смещение приоритетов относительно поступления налога на прибыль с федерального уровня на региональный уровень. Удельный вес налога на прибыль в структуре федерального бюджета снизился с 28.5 % в 2000 г. до 6.5 % в 2004 г. Таким образом, следует ожидать повышение доли субъектов и, соответственно, уменьшение доли федерального центра в общей массе сборов налога на прибыль в дальнейшем.

               Как видно из приведенных данных, в 2003 г. объем поступлений налога на прибыль организаций на федеральном уровне составил 7,7% от доходов федерального бюджета (170,82 млрд. руб.), что на 0,8 % в абсолютном значении меньше по сравнению с предыдущим годом.   В консолидированный бюджет по налогу на прибыль в 2003 г. поступило 522,5 млрд. руб. (15.7 % налоговых доходов), что на 13,5% больше чем в 2002 г (рис. 2.7).


    Рис. 2.7. Структура налоговых доходов консолидированного бюджета в 2003 г.


               В 2004 году консолидированный бюджет Российской Федерации по доходам был исполнен на 5429,9 млрд. руб., из которых в федеральный бюджет поступило 3428,9 млрд. руб., в бюджеты субъектов Российской Федерации - 2403,2 млрд. руб. Общий объем доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в 2004 году превысил соответствующие доходы за 2003 год на 1291,2 млрд. руб., и составил 32,4% от объема ВВП на 2004 год против 31,4% в 2003 году.

             В общем объеме поступлений по доходам консолидированного бюджета Российской Федерации большая доля приходится на налоговые доходы (без учета поступлений Единого социального налога) - в 2004 году она составила 82,9% от общего объема поступлений по доходам; в 2003 году - 81,4%.   Объем налоговых доходов консолидированного бюджета в 2004 г. (с учетом ЕСН) составил 4936,2 млрд. руб. (рост на 33,3% в номинальном и на 19,3% в реальном выражении) или 68,8% от общей суммы доходов консолидированного бюджета.



    Рис. 2.8 Структура доходов федерального бюджета в 2004 г. (без учета ЕСН)


    Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской Федерации в 2004 году составили 205,7 млрд. рублей (рис. 2.8). По сравнению с 2003 годом они выросли на 34,8 млрд. рублей, или на 20,3%, несмотря на снижение ставки с 6% до 5% с 1 января 2004 года. Годовое задание, установленное в соответствии с Законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2004 год», по налогу выполнено на 109,9%.

             Налоговые доходы консолидированного бюджета субъектов РФ представлены, прежде всего, поступлениями от налога на прибыль организаций и на доходы физических лиц, за счет которых формируется около 70% налоговых доходов указанных бюджетов.

             Если обратиться к источнику максимального роста налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, то это налог на прибыль. Доля налога на прибыль в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации возросла в последние годы с 26 процентов в 2002 году до 37 процентов в 2004. При этом его доля в общих налоговых доходах по разным субъектам колеблется на сегодняшний день от 3.9 % в Тыве до 94.4 % в Эвенкийском автономном округе. В семнадцати регионах удельный вес этого налога превышает 37 %, то есть среднюю по Российской Федерации долю. Таким образом, можно говорить о том, что налог на прибыль стал сегодня одним из бюджетообразующих налогов для регионов.

             Итак, одним из наиболее важных налогов для бюджетной системы России является  налог на прибыль. Однако в связи со снижением ставки налога в 2002 г. с 35 %  до 24 % и переходом большого числа предприятий на специальные режимы налогообложения, значение налога для консолидированного бюджета страны снижается.  Между тем растет доля налога, перечисляемая в регионы, что положительно сказывается на их финансировании.











     






     

    3. Проблемы взимания и перспективы налога на прибыль организаций


    3.1. Проблемы взимания налога на прибыль организаций

            

             Проведенный в работе анализ показывает, что налицо низкая эффективность налоговых органов в налоговом администрировании налога на прибыль организаций и несовершенство проводимой правительством налоговой политики.

             В качестве рычага налогового регулирования государство уменьшило ставку по налогу на прибыль с 35 до 24%. Предполагалось, что ставка налога на прибыль в 24% даст потенциальную возможность для расширения производства за счет того, что большая часть прибыли остается в распоряжении предприятия. Однако стимулирующее воздействие ставки срабатывает в большей степени в динамике, поэтому для пролонгирования стимулирующего влияния на экономику предпочтительнее было бы уменьшать ставку в несколько этапов.

             Снижение ставки по налогу на прибыль до 24 % с отменой инвестиционной льготы не дало ожидаемого эффекта:

    - во-первых, не послужило стимулирующим фактором для развития предприятий, так как на их инвестиционную деятельность и деловую активность в основном влияние оказали другие факторы макроэкономического и институционального характера, особенно в отношении иностранных инвесторов.

    - во-вторых, оказало негативное влияние в целом на налоговую собираемость.

             Анализ реформ, происходивших в зарубежных странах, позволяет сделать вывод о том, что именно процесс поэтапного снижения ставки оказывал стимулирующее воздействие, а стабилизация ставки на одном (даже низком) уровне уменьшала этот эффект. Уменьшив ставку сразу на 11 пунктов, Правительство РФ не оставило запаса для дальнейшего снижения. В то же время только резкое снижение ставки разово простимулировало  перераспределение доходов между теневым и легальным сектором экономики.

             Можно сказать, что налог на прибыль и на уровне 24% с ликвидацией льгот по сути является «припаркой мертвому», так как реально ничего не затрагивает. Уровень налога на прибыль должен определяться двумя факторами – необходимостью свести к нулю привлекательность налоговых оффшоров и реальным стимулированием инвестиционной деятельности в России. По оценкам специалистов, уровень налога на прибыль на уровне 15% был бы шагом вперед, хотя, по большому счету, его можно было бы вообще ликвидировать. В настоящее время в России налог на прибыль, по оценкам некоторых специалистов,  является сомнительным, так как ни при каком уровне ставки налога (что показала практика собираемости в 2002-2004 гг.) не появится стимул его платить, если можно этого не делать.

    3.3. Совершенствование поступления и взимания  налога на прибыль организаций в систему доходов консолидированного бюджета

     

             Резервы  более эффективного сбора налога на прибыль колоссальны. Государство упускает миллиарды долларов в результате слабости налоговых органов и сложности налоговой системы. Так, до сих пор не проведена оценка стоимости и эффективности сбора каждого налога, что позволило бы ответить на многие вопросы (в данном случае в отношении налога на прибыль). Очевидно, что собирать надо только реально собираемые, а не теоретические налоги.
             В области налогового реформирования необходимо двигаться в рамках реформы межбюджетных отношений и разграничения полномочий между уровнями власти, что особенно актуально по налогу на прибыль. Как показано выше, в рамках государственной налоговой политики наблюдается постепенное смещение приоритетов в региональный уровень. Однако для достижения реального эффекта можно было бы, например, сразу и полностью передать налог на прибыль в ведение региональных властей, установив 100% поступление данного налога в региональные бюджеты, при этом увеличив сборы в федеральный бюджет за счет других налогов.
             Таким образом, власти субъектов могли бы проводить самостоятельную налоговую политику, руководствуясь критерием объем сборов налога на прибыль/уровень инвестиционной активности, что значительно повысило бы как уровень сборов по данному налогу и дало бы реальный экономический эффект. При этом регионы имели бы право самостоятельно устанавливать ставки по налогу на прибыль в соответствии с ограничениями, принятыми на уровне федерального законодательства. В этом случае разрыв между верхним и нижним пределами ставок не должен быть велик, чтобы не создавать очередных оффшоров внутри страны. Например, разрыв мог бы не превышать 5%, хотя, конечно, требуются более детальные экономические расчеты эффекта для каждого региона и страны в целом.

            Что касается сбора налогов в федеральный бюджет, то, по нашему мнению,  эффективнее сосредоточиться на узком круге налогов (НДС, акцизы, ЕСН, налог на доходы физических лиц, НДПИ). При таких разграничениях эффект в области налоговых сборов будет значителен.

             Правительство в перспективе может снизить ставку налога на прибыль с 24% до 20%. По  мнению Министерства финансов, уменьшение ставки НДС в ближайшее время нецелесообразно и возможно только при условии отмены льготной ставки. Что касается косвенных налогов, то надо совершенствовать систему их администрирования, а снижать надо прямые налоги, в первую очередь налог на прибыль. При этом положительно оценивается инициатива Пермской области, которая первой из российских регионов решилась снизить ставку налога на прибыль до 20% всем без исключения налогоплательщикам.   

             Однако Минэкономразвития РФ считает нецелесообразным снижение ставки налога на прибыль с 24 до 20 %, поскольку такое снижение может привести к выпадению доходов бюджета в 2006 г в размере 140 млрд руб. При этом выгоду от такого снижения получают только рентабельные и высокодоходные отрасли, которые и сейчас находятся в благополучном положении. Кроме того, если снизить ставку налога на прибыль, то существенные средства могут потерять территориальные бюджеты, а этого нельзя допустить, так как на них сейчас лежит значительная нагрузка. Из 24 %  налога на прибыль федеральная ставка составляет только 6,5 %.

             Таким образом, политика общего снижения ставки налога на прибыль при всей ее значимости является менее эффективным рычагом регулирования, чем применение налоговых льгот. Введение в налоговое законодательство льгот необходимо осуществлять по нарастающей для усиления стимулирующего эффекта. Возможность уклонения от налогообложения прибыли с помощью льгот должна быть сведена к минимуму путем их качественной регламентации и действенного контроля со стороны налоговых органов.

             В частности, для более эффективного решения задачи стимулирования роста инвестиционной активности с помощью налоговых механизмов целесообразно дополнить налог на прибыль инвестиционными льготами прямого действия. Наибольшее распространение среди таких льгот в зарубежных странах получила льгота в виде инвестиционного кредита, то есть вычет из налога на прибыль определенной части инвестиционных расходов компаний. Аналогом этой льготы в Российской Федерации на протяжении 10 лет была льгота на финансирование капитальных вложений, которая отличалась от инвестиционного кредита тем, что вычет производился не из суммы налога, а из налогооблагаемой базы. Основной причиной отмены льготы были бюджетные потери (за 2000 год предприятия продекларировали 200 млрд руб. налоговых вычетов, направляемых из прибыли до налогообложения на капитальные вложения).

             Инвестиционная льгота как льгота прямого действия носит более активный и целевой характер по сравнению с механизмом ускоренной амортизации в связи с тем, что в случае инвестирования дает предприятию дополнительную материальную выгоду в виде недоплаченного налога. Ускоренная амортизация не может заменить инвестиционную льготу, так как ее механизм не стимулирует модернизацию, расширенное производство и НИОКР, потому что ускоренной амортизации может подлежать и приобретенное старое оборудование, заменившее выбывшее полностью изношенное оборудование. Наиболее правильным будет, если эти две льготы будут применяться в комплексе, так как они связаны с разными этапами процесса инвестирования: механизм начисления амортизации в большей степени подходит для аккумулирования средств с целью будущего обновления, в то время как инвестиционная льгота нацелена на компенсацию части затрат или выплату кредита сразу после осуществления капитальных вложений.

             Для усиления регулирующего воздействия налога на прибыль на экономику с целью преимущественного стимулирования расширенного воспроизводства и модернизации целесообразно инвестиционную налоговую льготу, предоставляемую в виде скидки из налогооблагаемой базы, дифференцировать в зависимости от вида оборудования и срока его службы. Механизм предоставления льготы должен стимулировать инвестиции в более дорогостоящее оборудование с длительным сроком эксплуатации.

             Таким образом, поскольку на данном этапе России необходимо увеличивать инвестиции в экономику и с помощью налоговых методов в виде инвестиционной льготы имеется возможность оказания влияния на увеличение инвестиций, то инвестиционная льгота должна предусматриваться в законодательстве о налоге на прибыль. Однако в российском законодательстве о налогообложении прибыли должна существовать развернутая система льгот, так как именно она дает государству возможность целеустремленно влиять на предпринимательскую деятельность.

             Учитывая значение, которое на данном этапе придается сфере науки, целесообразно дополнить законодательство по налогу на прибыль также льготами инновационного характера.

             Как уже отмечалось, одной из причин сравнительно небольшой динамики поступлений налога на прибыль организаций является переход некоторых предприятий на упрощенную систему налогообложения. Минэконоразвития полагает, что к упрощенной системе налогообложения можно допустить предприятия малого бизнеса с ежемесячным оборотом до 30 млн руб. Действующее сейчас правило для «микробизнеса» несколько устарело, и планку надо поднимать с нынешних 15 млн руб по обороту.

             Одним из важнейших направлений совершенствования взимания налога на прибыль организаций  является  разработка принципиально новой системы проведения камеральных проверок налогоплательщиков. Суть этой системы состоит в том, что выбирать организацию для проверки будет компьютер. При простой автоматизированной проверке компьютер только арифметически проверяет правильность заполнения декларации по налогу на прибыль организаций. При углубленной проверке данные отчетности сопоставляются еще и с информацией, полученной из внешних и внутренних источников. Причем сведения при этом используются самые разнообразные. Например, из органов энергосбыта - о количестве потребленной электроэнергии, из коммунальных служб - об объемах потребленной воды, газа, от транспортных организаций - о количестве вывезенных грузов и т. д.

             Анализ этой информации позволит получить представление о том, насколько соответствует реальная прибыль предприятия заявленной в декларации. Ведь,  чтобы произвести определенный продукт, нужно затратить определенное количество ресурсов, и нормативы расходов можно выявить по всем отраслям.

    При такой сверке, как рассчитывают в ФНС, многие нечестные организации неизбежно "проколются". Допустим, организация на протяжении длительного времени представляет в налоговый орган так называемые нулевые балансы, свидетельствующие об отсутствии какой-либо хозяйственной деятельности. А информация об объемах потребленных ресурсов дает основание полагать, что организация ведет весьма активную деловую жизнь. Такая нестыковка - веское основание для назначения выездной проверки у налогоплательщика в первоочередном порядке.

    В настоящий момент некоторыми налоговыми органами уже используются программно-информационные комплексы, которые позволяют проводить подобные проверки. Однако эти  комплексы не лишены определенных недостатков. Главный из них в том, что критерии отбора налогоплательщиков вводятся налоговыми инспекторами самостоятельно.

             ФНС России в настоящее время разрабатывает новую систему камерального анализа. При этом наиболее перспективным видится такой метод отбора, при котором для определения потенциальных налоговых доначислений строится целая экономико-математическая модель налогоплательщика. Далее исходя из разницы между потенциальным размером налога на прибыль и реальной суммой, уплаченной в бюджет, система определяет организации для проведения выездной проверки.[6]

    До реального внедрения в действие такой продвинутой высокоинтеллектуальной системы еще далеко. Однако проведение базового этапа научно-исследовательских работ, по результатам которого будет осуществляться подготовка соответствующего программного обеспечения, уже завершено.

             Обобщая вышесказанное, следует отметить, что кардинальных изменений в области повышения эффективности налоговой системы в целом и по налогу на прибыль, в частности, в ближайшее время не наблюдается.
















    Заключение


             Итак, в нашей работе достигнута поставленная цель и решены все необходимые задачи. По итогам проделанной работы необходимо сделать ряд выводов и обобщений.

             Как показало исследование, фискальное значение налога на прибыль организаций в большинстве развитых стран мира невелико. При этом в России до недавнего времени роль налога на прибыль организаций в формировании доходной части бюджета была достаточно существенна. Так, по итогам 2001 года в налоговых доходах консолидированного бюджета страны поступления налога на прибыль составили примерно 26 %. В связи с вступлением в силу с 1 января 2002 г. главы 25 Налогового кодекса  РФ и существенным снижением налоговой ставки, соответственно, снизился и удельный вес данного платежа в общем объёме налоговых поступлений, и в 2004 г. он составил всего 17.6 %.

             Как показывает практика стран с развитой рыночной экономикой, резкое снижение ставки налога неэффективно, это и подтвердилось в условиях России.  Целесообразнее было снижать ставку налога не сразу на 11 %, а поэтапно. В результате установления ставки налога на уровне 24 % практически не осталось резерва для дальнейшего ее снижения. 

             На динамику поступления налога на прибыль отрицательно повлияло введение специальных режимов налогообложения – единого налога на вмененный доход, единого сельскохозяйственного налога, упрощенной системы налогообложения. В связи с этим  круг плательщиков налога на прибыль существенно уменьшился.

             Значительной проблемой в настоящее время является и уклонение от уплаты налога. Так, в работе был проведен сравнительный анализ динамики сальдированного финансового результата предприятий и динамики поступления в бюджет налога на прибыль. Финансовые результаты предприятий растут гораздо большими темпами, чем налог, что свидетельствует о нарушении налогоплательщиками порядка уплаты налога. 

                Некоторые специалисты считают дальнейшее снижение ставки налога менее эффективным, чем установление налоговых льгот. В частности, в работе было предложено установить льготы для предприятий, занимающихся инвестиционной и инновационной деятельностью. Кроме того, снижение налоговой ставки приведет к выпадению из консолидированного бюджета значительной части доходов.

             Основным направлением реформирования налога на прибыль организаций  является  постепенное смещение приоритетов в региональный уровень. В частности, в 2005 г. в бюджет соответствующего субъекта РФ, на территории которого осуществляет свою деятельность налогоплательщик, будет перечисляться 17.5 % налога по сравнению с 17 % в 2004 г.


            



















    Список использованной литературы


    1.   Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть первая и вторая.

    2.   Закон Российской Федерации " Об основах налоговой системы" от 27.12.91 г. N 2118-1 ст.23

    3.   Аврова И.А., Андреев А.В. Учетная политика для целей налогообложения на 2005 год. М.- "СтатусКво 97", 2005 г.

    4.   Буланцева В.А. Налог на прибыль. Проблемные вопросы // Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь», выпуск № 28, 2004.

    5.   Васильева М. Налог на прибыль 2004 - проблемы и решения // Новая бухгалтерия № 2, 2005.

    6.   Горячева В. Новшества по налогу на прибыль. Чего ждать налогоплательщикам? // Двойная запись № 4, 2004.

    7.   Дроздов А. Налог на прибыль. Новые куплеты старой песни // Двойная запись №  12, 2004.

    8.   Лермонтов М.Ю. Показатели, оказывающие влияние на поступление налога на прибыль в бюджетную систему Российской Федерации // Налоговый вестник № 6, 2004.

    9.   Лисина Е.А. Налог на прибыль - 2005 будем платить по-новому // Налоговый учет для бухгалтера № 1, 2005.

    10. Матросова У.И.  Налог на прибыль: курс на сближение учетов // Учет, налоги, право № 44, 2004.

    11. Мирошниченко Н. Налог на прибыль не остановить // Учет, налоги, право № 10, 2004.

    12. Новиков С. Компьютеры-ищейки на налоговой службе // Учет, налоги, право №  11, 2004.

    13. Новоселов К.В. Налог на прибыль организаций // Учет, налоги, право № 38, 2004.

    14. Оганян К.И. Налог на прибыль: планируемые изменения в 2005 году // Российский налоговый курьер № 12, 2004.

    15. Оганян К.И. Налог на прибыль: сложные вопросы исчисления и уплаты // Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь» № 44, 2004.

    16. Оганян К.И. Изменения в исчислении налога на прибыль в 2005 году // Российский налоговый курьер № 3, 2005.

    17. Ордынская И. Глава 25: очередной "ремонт" // Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь», выпуск № 9, 2005.

    18. Попова Е.Ю. Обсуждаем проблемы налогообложения прибыли // Российский налоговый курьер № 12, 2004.

    19. Ракитина М. Налог на прибыль: что изменится //  Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь», выпуск № 52, 2004.





    [1] Новоселов К.В. Налог на прибыль организаций // Учет, налоги, право № 38, 2004.


    [2] Попова Е.Ю. Обсуждаем проблемы налогообложения прибыли // Российский налоговый курьер № 12, 2004.

    [3] Оганян К.И. Изменения в исчислении налога на прибыль в 2005 году // Российский налоговый курьер № 3, 2005.


    [4] Аврова И.А., Андреев А.В. Учетная политика для целей налогообложения на 2005 год. М.- "СтатусКво 97", 2005 г.


    [5] Российский статистический ежегодник. 2004г


    [6] Новиков С. Компьютеры-ищейки на налоговой службе // Учет, налоги, право №  11, 2004.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Налог на прибыль в системе доходов консолидированного бюджета ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.