Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Направленность профессионального образования студента

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Направленность профессионального образования студента
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:50:27
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

                                               СОДЕРЖАНИЕ


    Введение

    Глава 1. Профессиональное образование как фактор развития общей культуры студента………………………………………………………………..

     Глава 2. Предметное образование как основа профессионального образования студента………………………………………………………………..

     Глава 3. Модель профессионально-направленного предметного образования студента...................................................................................................

    Заключение…………………………………………………………………………….

    Библиография………………………………………………………………………...

     


























                                                   ВВЕДЕНИЕ


    Проблема проведенного исследования заключается в определении методологических, теоретических и практических основ обеспечения эффективности профессионально-направленного предметного образования студента в процессе его профессиональной подготовки в техническом вузе.

    Актуальность данной проблемы определяется общими требованиями к будущему специалисту, который должен быть разносторонне развитой, творческой личностью, способной к усвоению знаний и применению их на практике, а также условиями развития общества, производственными потребностями и состоянием на сегодняшний день психолого-педагогической науки.

    Развитие современного общества, экономики, культуры, а также науки требует от будущих специалистов высокой информированности о новых достижениях во всех областях жизнедеятельности. Успехи специалиста в той или иной сфере занятости зачастую зависят от того, умеет ли он в процессе своей деятельности:

    а) выделять главное, существенное; обладает ли способностью к обобщению);

    б) делать анализ решаемой проблемы и решать ее с точки зрения оптимальности затрат - умственных, физических, экономических и т.д. - (наличие аналитических способностей);

    в) следовать схеме: решение → наблюдение → коррекция.

    Наличие у специалиста выделенных навыков дает возможность говорить об овладении им репродуктивными, творческими, рациональными умениями.

    В соответствии с Законом «Об образовании» высшее профессиональное образование ориентировано на подготовку высококвалифицированных специалистов на базе среднего (полного общего), начального профессионального или среднего профессионального образования.

    Третье международное исследование (TIMSS) по оценке качества предметного и естественнонаучного образования имело своей целью оценить состояние предметной и естественнонаучной подготовки выпускников общеобразовательных средних учебных заведений в сопоставлении с различными системами образования. Данные тестирования показали, что Россия попала в группу стран, набравших средний балл, значительно более низкий, чем международный. Одним из выводов, сделанных относительно российских школьников был следующий: недостаточный уровень естественнонаучной грамотности российских выпускников не позволяет им умело применять знания, полученные при изучении естественнонаучных дисциплин в реальных ситуациях.

    Развитие общества и экономики ставят перед системой образования России, в том числе и высшей, важную задачу - обеспечить качественную подготовку разносторонне развитого, конкурентоспособного специалиста в современных условиях рынка труда.

    У студента должны быть сформированы такие профессиональные знания, умения и навыки, которые обеспечили бы развитие его творческих способностей; прогресс производства; ориентацию и адаптацию студента к теоретической и практической профессиональной деятельности.

    Современный работодатель заинтересован в таком работнике, который умеет самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, (т.е. на практике применять полученные знания для их решения); обладает критическим и творческим мышлением; владеет богатым словарным запасом, основанном на глубоком понимании гуманитарных знаний.

    Резкие изменения темпов развития общества меняют требования, предъявляемые к специалисту и к системе образования в целом. И сейчас образование, в том числе высшее, будет не столько отслеживать, сколько определять будущий облик общества, детерминировать его.

    Традиционная система образования готовила людей к жизни в условиях, которые уже были в наличии к моменту подготовки этих людей. Сегодня подрастающее поколение готовится к жизни в условиях, о которых мало что знает. Современные условия таковы, что будущее выступает объектом сознательного социального проектирования. Если традиционный подход к будущему определяется технологическими возможностями настоящего, технократическим подходом, то сейчас резко возрастает роль этических концепций, лежащих в основе жизнедеятельности общества. И если традиционная система деятельности ориентировалась на устойчивую систему знаний, умений и навыков, то сейчас период жизни знаний в отдельных областях сократился до 3-5 лет. Появилась задача поиска некоторых способов получения знаний, обладающих повышенной устойчивостью к переменам.

    Традиционная система учебной деятельности в значительной степени была связана с копированием ранее найденных решений, творческий компонент в ней присутствовал в незначительной мере. В современных условиях в большей степени требуется творческий работник - носитель творческого начала. Меняются требования и к нему, и к системе образования, готовящей специалиста, способного к творческой деятельности.

    Критериями высокого профессионализма могут быть глубокие общетрудовые умения и навыки, (самостоятельность, порядочность, дисциплинированность, ответственность), профессиональная мобильность, организованность, предприимчивость, творческое мышление. Показателями гуманистической нравственности являются самокритичность, критичность, культура труда, самосознание.

    Как в современных условиях подойти к подготовке специалиста? Ведь инженерная деятельность меняется буквально на глазах. Изменяется содержание, условия инженерного труда, резко пополнился и обновился арсенал его средств, появились новые экономические функции. Нужно учить будущих инженеров с позиции «завтрашнего дня». Сегодня знаний, полученных в вузе, недостаточно для успешной работы в течение всего периода профессиональной деятельности. Инженерные знания «стареют» очень быстро. Поэтому процесс подготовки технических специалистов должен быть ориентирован на то, чтобы выпускник вуза был потенциально способен эффективно взаимодействовать с техникой будущих поколений. Целью такой подготовки должно быть не только формирование «завтрашнего специалиста», а развитие в нем способности к самостоятельному приобретению новой информации и ее творческой переработке. Происходит переориентация профессионального обучения на развитие индивидуальных способностей и дарований, и возникает необходимость пересмотреть и переосмыслить содержание профессионального образования, его понятийный аппарат: технические, технологические, экономические отрасли, сферу материального производства, являющуюся отражением общепроизводственного, общеотраслевого и узкопрофессионального уровней. При этом реализуются дидактические принципы обучения, существенно повышается культура процесса подготовки специалистов, и при переходе с одного уровня на другой более полно и определенно проявляются общие закономерности развития материально-производственной деятельности.

    Формирование профессионального образования в России происходит в период стремительного развития экономики и неизбежно несет в себе изъяны, связанные с системой обучения и воспитания молодежи, расширением производства.

    Степень изученности проблемы.

    Исходя из вышесказанного, профессиональное образование нами рассматривается с разных точек зрения. Основой для выбора и спецификации точек зрения послужили следующие работы:

    - Социальный аспект проблемы профессионального выбора изучали И.Н. Назимов, М.Н. Рушкевич, А.Д. Сазонов, М.Х. Титма, В.Н. Шубкин и др.

    - В работах И.Д. Кащева, Е.А. Климова, Н.Д. Левитова, А.Н. Леонтьева, В.И. Павловой, К.К. Платонова и других нашли подробное освещение психологические и медико-биологические основы профессиональной деятельности.

    - Профессиональные качества личности исследовали О.С. Гребенюк, В.М. Распопов, А.П. Сейтещев, И.М. Стариков и др.

    - Психолого-педагогические закономерности, принципы и методы формирования творческой личности нашли свое отражение в исследованиях Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, М.А. Галагузовой, Б.С. Гершунского, Г.Г. Гранатова, Э.Ф. Зеера, В.С. Леднева, В.С. Семенова, Н.Н. Тулькибаевой, В.А. Черкасова, Н.М. Яковлевой и др.

    - Важные для нашего исследования проблемы формирования личностных качеств обучающихся раскрыты в работах В.А. Беликова, Ф.Н. Гоноболина, А.И. Пискунова, Г.Н. Серикова, В.А. Сластенина, В.Э. Тамарина, А.И. Щер-бакова и др.

    - Обеспечение эффективной профессиональной подготовки личности исследовалось П.Р. Атутовым, с. Я. Батышевым, В.Г. Безруковым, И.Ф. Исаевым, Е.А. Климовым, Л.М. Кустовым и др.

    - Решением проблем социальной и социально-трудовой активности личности занимались О.К. Агавелян, А.С. Белкин, В.В. Каркунов, с. Е. Матушкин, А.Т. Санин и др.

    - Проблемы исследования личности и деятельности отражены в работах К.С. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Б.Ф. Ломова, Н.Н. Нечаева, Г.В. Суходольского, В.Д. Шадрикова, а также зарубежных ученых А. Маслоу, Дж. Сьюпер, Дж. Холлланд и др.

    - Системообразующий фактор личности - ее направленность, нашел свое отражение в трудах Л.И. Божович, В.С. Мерлина, К.К. Платонова и др.

    - Вопросами профессиональной направленности обучения, как одной из форм специфической межпредметной связи занимались Т.Н. Алешина, А.И. Власенков, Т.В. Воронина, Т.М. Гордиец, Г.С. Гутонов, А.О. Измайлов, А.Я. Кудрявцев, М.И. Махмутов, Н.Н. Мелешко, Л.В. Мельникова и др.

    - Творческий характер мышления нашел отражение в работах Б.Г. Ананьева, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Н.А. Менчинской и др.

    Различными видами мышления занимаются Л.Л. Гурова, З.И. Калмыкова, В. Кёлер, Н.Н. Ладыгина-Котс, И.П. Павлов, Н.Н. Поддьянов, Я.А. Пономарев, с. Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.

    - В работах исследователей В.В. Алехина, В.Г. Горохова, с. А. Кугель, О.Т. Лебедева, И.О. Мартынюк, О.М. Никандрова, В.В. Чешева, Е.А. Шаповалова и др. были предприняты попытки целостного, философского осмысления сущности и структуры инженерной деятельности, ее социальной функции.

    - Анализом структуры личности занимались многие теоретики-педагоги, такие как Б.С. Гершунский, М.С. Каган, А.Г. Ковалев, В.С. Леднев, А.А. Макарень, К.К. Платонов и др.

    - Проблеме разработки критериев оценки умственного развития посвящены работы Д.Н. Богоявленского, Л.В. Занкова, Н.Д. Левитова, Н.А. Менчинской, Д.Б. Эльконина и др.

    В формировании (становлении) студента нового типа предметному образованию отводится определенное место, т.к. изучение математики является источником и средством активного интеллектуального развития человека, его умственных способностей. С помощью математики познается окружающий мир, его пространственные и количественные отношения, математика является той базой, которая обеспечивает готовность человека как к овладению сложными дисциплинами, так и многими профессиями, делает для него доступным непрерывное образование и самообразование. На примерах из истории развития математики прослеживается развитие не только ее самой, но и человеческой культуры в целом; математика помогает осмыслить мир, в котором мы живем, сформировать у человека развивающиеся научные представления о реальном физическом пространстве.

    Математические знания выполняют роль методологической основы естественнонаучного знания, формирования общенаучного языка, изучения большинства образовательных и специальных дисциплин технического университета. Поэтому для продуктивной деятельности студента необходим достаточно высокий уровень предметного образования.

    Конкурентоспособный специалист должен уметь:

    - проводить математический анализ и строить математические модели прикладных задач;

    - применять фундаментальные математические методы для решения прикладных задач;

    - владеть абстрактным мышлением;

    - иметь творческое воображение.

    Таким образом, предметное образование студента должно быть профессионально направленным. Учитывая многопрофильность государственных образовательных стандартов с насыщенной предметной частью, дефицит аудиторного времени, необходимо подходить к проектированию и реализации предметного образования комплексно, что позволит достичь высокого уровня усвоения математических знаний и умений.

    В образовательных стандартах высшего образования зафиксированы стороны назначения предметного образования, это:

    - практическая, связанная с содержанием и применением инструментария;

    - интеллектуальная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира - математическим методом.

    Практическая значимость математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира, пространственные формы и количественные отношения. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципа действия  того или иного устройства и использование современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической и политической информации.

    Также отметим исторический аспект, связывающий политехническое и предметное образование. Известно, что одним из факторов успешной индустриализации СССР было введение политехнического школьного образования, основным ядром которого была именно математическая подготовка.

    Интенсификация производства и социальное развитие требуют создания новых технологий, использования достижений естественных наук, лучшей организации труда и производственных процессов, рождение новых идей.

    Еще одна сторона определяется культурным аспектом предметного образования. Математическая культура сама по себе является неотделимой частью общей культуры, формирующей понимание красоты и изящества математических доказательств, способствующей эстетическому воспитанию человека (Б.В. Болгарский, А. Гладких, О.С. Гребенюк, К.Г. Кожабаев, А.А. Столяр и др.).

    Рассматривая разные аспекты профессионального образования, необходимо раскрыть роль и место межпредметных связей в подготовке конкурентоспособного специалиста и, в частности, в формировании его предметного мышления и предметного языка. Это вытекает из того, что знания в мышлении кодируются в виде понятий, суждений и умозаключений и с учетом того, что мышление является одним из важнейших компонентов общей культуры специалиста, в том числе и предметной культуры, частью которой является предметное мышление.

    Овладение студентами математическим языком тесно связано с сознательным усвоением математических понятий, умением оперировать ими, что в свою очередь требует от студентов наличия развитого,  в частности -  предметного - мышления.

    Единство предметного мышления и предметного языка способствует развитию общей культуры студента, обеспечивая при этом сознательное и прочное усвоение получаемых знаний.

    В педагогической теории и практике вопросы формирования содержания математических курсов и выбора рациональных путей обучения рассматриваются в работах П.С. Александрова, Л.И. Колмогорова, Л.Д. Кудрявцева, Л.С. Понтрягина, с. Л. Соболева.

    Обновление содержания предметного образования приводит к необходимости создания новой учебной литературы.

    В связи с этим в 1994-1996 гг. Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию объявил открытый конкурс на создание новых учебников по математике для студентов различных направлений и специальностей.

    Однако, появившиеся учебники «Высшая математика для экономистов», «Математика для юристов», «Конспекты лекций по высшей математике», «Высшая математика в примерах и задачах» и др. не отражают в полной мере соответствующие стандарты. Наряду с этим остается нерешенной проблема учебно-методического обеспечения, позволяющего эффективно управлять процессом обучения и постепенно переводить его в режим самообучения.

    Таким образом, приходим к общему противоречию в процессе совершенствования образования между меняющимися требованиями к выпускнику-будущему специалисту технического университета и оставшимися в основной своей массе традиционными подходами к его подготовке. Применительно к предметному образованию данное противоречие возможно конкретизировать в противоречие между необходимостью сформировать профессионально-направленное предметное образование студента-выпускника технического университета и устаревшими традиционными подходами к целевому, содержательному и процессуальному аспектам предметного образования.

    Разрешение выделенного нами противоречия, как мы предполагаем, заключается в следующем:

    - во-первых, в обеспечении профессиональной направленности предметного образования студента;

    - во-вторых, в создании модели профессионально-направленного предметного образования студента.

    Актуальность проблемы исследования определила формулировку темы исследования: «Профессионально-направленное предметное образование студента».

    Объект исследования: профессиональное образование студентов технических вузов.

    Предмет исследования - профессионально-направленное предметное образование студента в процессе его профессиональной подготовки в техническом вузе.

    Цель исследования: определение методологических, теоретических и практических основ, обеспечивающих эффективность профессионально-направленного предметного образования студента в процессе его профессиональной подготовки.

    Для достижения поставленной цели нами была выдвинута гипотеза: эффективность профессионально-направленного предметного образования студента в процессе его профессиональной подготовки будет достигнута, если процесс профессионально-направленного предметного образования будущих специалистов реализуется с учетом следующих положений:

    - в процессе подготовки специалиста должны реализовываться положения личностно-ориентированного подхода как комплекса закономерностей (процессуальная, содержательная) и принципов (наглядности, доступности, системности, целостности, профессиональной направленности) организации учебного процесса;

    - повышение эффективности предметного образования студента в процессе его профессиональной подготовки будет осуществляться в рамках модели профессионально-направленного предметного образования, основными компонентами которой являются: образовательный, профессиональный, культурологический, технологический, проверки качества развития.

    Модель профессионально-направленного предметного образования, включающая в себя компоненты: образовательный, профессиональный, культурологический, технологический, проверки качества развития профессионально-направленного предметного образования студента должна отвечать следующим требованиям:

    - быть адаптируемой к условиям меняющегося социально-экономического положения в стране;

    - обеспечивать сочетание личностных и профессиональных характеристик студента;

    - охватывать педагогические, социальные, профессиональные, психологические аспекты формирования студента;

    - отражать преемственность этапов становления студента.

    Условиями обеспечения эффективности профессионально-направленного предметного образования студента являются:

    - усиление роли предметного образования в современной системе высшего профессионального образования студента;

    - соответствие учебной деятельности студентов содержанию будущей профессиональной деятельности (контекстный характер учебной деятельности) с учетом индивидуальных способностей обучаемых (уровня развития мышления) и профессиональной направленности обучения;

    - соответствие предметного образования профессионально-значимым особенностям студента.

    Методика управления учебной деятельностью студентов вуза в процессе профессионально-направленного предметного образования подразумевает определение соответствующих организационно-педагогических форм, средств и методов, способствующих становлению разносторонне развитого, конкурентоспособного специалиста.

    Гипотеза и цель исследования определили постановку следующих задач:

    - оценить состояние проблемы профессионально-направленного предметного образования студента в процессе его профессиональной подготовки в педагогической теории и практике;

    - уточнить особенности процесса профессионально-направленного предметного образования студентов вуза;

    - выделить и уточнить признаки профессионально-направленного предметного образования студента;

    - исследовать закономерности профессионально-направленного предметного образования студента;

    - выделить принципы профессионально-направленного предметного образования студента;

    - разработать и теоретически обосновать модель профессионально-направленного предметного образования студента;

    - разработать методику управления учебной деятельностью студентов вуза в процессе профессионально-направленного предметного образования;

    - осуществить эксперимент по проверке эффективности модели и методики управления учебной деятельностью студентов вуза в процессе профессионально-направленного предметного образования студента.

     

          ГЛАВА 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

                                 И  ПРЕДМЕТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                             СТУДЕНТА


    Целью данной главы являлось рассмотрение профессионального образования как системы и условий развития общей культуры студента, а также описание модели профессионально-направленного предметного образования студента, которая обеспечивает взаимосвязь профессионального и предметного образования.


     2.1. Профессиональное образование как фактор развития общей

                                     культуры студента


    «Профессиональное образование (специальное образование) процесс и результат овладения уровнем знаний и навыков деятельности по конкретной профессии и специальности» (377).

    Приведенное определение не затрагивает, на наш взгляд, личностный аспект профессионального образования.

    Более конкретное, с этой точки зрения, определение мы нашли у С.Я. Батышева.

    Профессиональное образование - это процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением установленными знаниями, навыками и умениями по конкретным профессиям и специальностям, т.е. овладение определенными видами профессиональной деятельности (32).

    В этом случае профессиональное образование рассматривают как:

    - условие производственной деятельности;

    - фактор социального развития, творческих способностей, условие успешного профессионального становления;

    - фактор самосознания личности.

    Э.Ф. Зеер дал очень лаконичное определение этому термину: «Профессиональное образование имеет четкую функциональную направленность - подготовить личность к профессиональному труду» (141, с. 13).

    Мы согласны с Э.Ф. Зеером, что личность надо готовить, но, на наш взгляд, не к профессиональному труду, а к профессиональной деятельности. Так как считаем, что понятие «деятельность» более комплексное, а труд (как физический, так и умственный) является основным видом деятельности.

    В эпоху научно-технического прогресса философы, экономисты, педагоги, психологи разрабатывают стратегии развития общего и профессионального образования.

    Обратившись к работам Б.С. Гершунского (92, 93), В.Г. Кинелева (167), А.М. Новикова (298, 299) и других, мы выделили основные тенденции развития профессионального образования, такие как:

    - подчинение образования человека общественным интересам, социальному и научно-техническому прогрессу привело к утверждению в образовании технократизма;

    - развитие рыночной экономики привело к утверждению экономической свободы;

    - для рыночной экономики характерна саморегуляция образовательной среды.

    Мы согласны с точкой зрения Э.Ф. Зеера: «Для того, чтобы профессиональное образование стало «конвертируемым», обеспечивая социально-профес-сиональную мобильность, нужно сместить акценты с профессиональной компетентности на профессионализм, который помимо широкого круга профессиональных знаний подразумевает также профессионально-значимые качества» (141, с. 38).

    Говорить о переходе в профессиональном образовании с профессиональной компетенции на профессионализм необходимо с учетом его основных принципов.

    Отметим эти основные принципы профессионального образования:

    - системно-образующим фактором проектирования образования становится развитие студента;

    - целью образования провозглашается становление действенной компетенции (социальной, интеллектуальной, нравственной) специалиста как личности, способной к самоопределению, самообразованию, саморегуляции, самоактуализации;

    - дифференциация содержания и организации процесса образования осуществляется на основе учета индивидуально-психологических особенностей личностей специалистов;

    - обеспечивается преемственность всех уровней образования с ориентацией на целостное образование;

    - адекватность уровней образования и культура обеспечивается личностно-ориентированным характером содержания и технологиями обучения (141, с. 5).

    Из перечисленных принципов следует, что профессиональное образование должно быть ориентировано на становление социально- и профессионально-активной личности, обладающей высокой компетентностью, социально- и профессионально-важными качествами, быть профессионально-мобильной. Также помимо технологической подготовки специалиста существенным компонентом профессионального образования  должно быть формирование таких качеств личности, как:

    - самостоятельность;

    - способность принимать ответственные решения;

    - творческий подход к любому делу;

    - готовность и умение постоянно учиться;

    - коммуникабельность;

    - способность и готовность к сотрудничеству;

    - социальная и профессиональная ответственность.

    Перечисленные выше качества студента вытекают из образовательных стандартов, социального заказа и требований производства

    Реализация такого профессионального образования как процесса возможна при внедрении в практику личностно-ориентированного образования.

    Л.Н. Митина утверждает, что «профессиональное развитие неотделимо от личностного - в основе и того, и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности - творческой самореализации» (280).

    Мы согласны с утверждением Л.Н. Митиной. Более того, из него следует, что профессиональное образование тесно связано с развитием мышления (в частности, предметного), что позволяет личности творчески самореализоваться.

    На основе вышеизложенного, выделим три основные стадии психолого-педагогической перестройки личности в процессе профессионального образования: самоопределение, самовыражение, самореализация.

    Личностно-ориентированное образование имеет, как и любое образование, свои тенденции развития.

    Каждый уровень образования признается органической составной частью системы непрерывного образования.

    Для того чтобы стать всесторонне развитым, конкурентоспособным в современных меняющихся социально-экономических условиях специалистом, обучающийся должен в полной мере овладеть теми профессионально значимыми знаниями, умениями и навыками, которые присущи каждой ступени непрерывного профессионального образования.

    Это будет возможно лишь в том случае, если смогут быть созданы некоторые условия для получения непрерывного образования и, что немаловажно, все они будут выполняться совместно:

    - корректировка и отработка учебных планов и программ;

    - обеспечение профессиональной направленности изучаемой дисциплины;

    - взаимопроникновение дисциплин общеобразовательного и специального циклов (межпредметный характер обучения);

    - составление логически обоснованной внутренней структуры изучаемой дисциплины.

    В образовании широко внедряются информационные технологии. С их помощью возможности получения информации значительно расширяются. Наряду с этим, упрощается контроль за полученными знаниями и их корректировкой.

    В Российском образовательном пространстве отмечается тенденция перехода от регламентированной организации образования к вариативному, блочно-модульному, контекстному обучению.

    Постоянно изменяется взаимодействие педагога и обучаемого, приобретая характер сотрудничества (141).

    В рамках своего исследования мы придерживаемся личностно-ориентированного профессионального образования, так как это образование, в процессе которого организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на профессиональное развитие личности и специфику будущей профессиональной деятельности. Личностно-ориентированное профессиональное образование связано как с учебно-профессиональной деятельностью, так и с личностью специалиста.

    Анализируя работы Э.Ф. Зеера, Ф.Н. Клюева, А.Я. Найна, О.Н. Шахматовой, можно выделить следующие принципы личностно-ориентированного профессионального образования, при которых:

    - признается приоритет индивидуальности, самооценки обучаемого;

    - технологии профессионального образования во всех его ступенях соотносятся с закономерностями профессионального становления личности;

    - содержание профессионального образования определяется уровнем развития современных социальных, информационных, производственных технологий и конкретно будущей профессиональной деятельности;

    - профессиональное образование имеет опережающий характер (оно должно учитывать потребности общества, как настоящего, так и будущего);

    - действенность профессионального образовательного процесса определяется организацией учебно-пространственной среды;

    - личностно-ориентированное профессиональное образование максимально обращено к индивидуальному опыту обучаемого, его потребности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии.

    Рассматривая профессиональное образование, нельзя обойти вниманием профессиональную подготовку студента, так как профессиональная подготовка отражает процесс, результат и качество профессионального образования студента и выступает как ценностная ориентация личности на профессию. В психолого-педагогическом словаре находим, что «профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ, и не подразумевает повышение общеобразовательного уровня обучающихся» (342).

    Для своего исследования примем определение, дающее более полное представление о понятии «профессиональная подготовка», данное С.Я. Батышевым: «Профессиональная подготовка в широком смысле слова - организация обучения профессиональных кадров через различные формы получения профессионального образования. В узком смысле слова - это ускоренная форма приобретения профессиональных навыков и умений» (32).

    В целом, под профессиональной подготовкой будем понимать совокупность специальных знаний, навыков и умений, позволяющих выполнить работу в определенной области деятельности. В зависимости от квалификации различают четыре основных уровня профессиональной подготовки, требующих соответствующего профессионального образования: высшего, средне-специального, профессионально-технического и элементарного.

    В рамках нашего исследования мы рассматриваем высшее профессиональное образование. Оно является уровнем системы профессионального образования, обеспечивающим подготовку специалистов высшего звена с использованием соответствующих педагогических технологий.

    Педагогические технологии, которые можно применить в процессе профессиональной подготовки, показаны в табл. 2.1, составленной Р.Х. Шакуровым.

    Таблица 2.1.

        Обобщение технологий профессионального образования (по Р.Х. Шакурову)


    Название

    Цель

    Сущность

    Механизм

    Проблемное обучение

    Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся

    Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые, обучаемые активно усваивают знания

    Поисковые методы: постановка познавательных задач.

    Концентрированное обучение

    Создание макс. близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса.

    Глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки.

    Методы обучения, учитывающие динамику работоспособности обучающихся.

    Модульное обучение

    Обеспечение гибкости учебного процесса, приспособление его к индивидуальным потребностям личности уровню его базовой подготовки

    Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой.

    Проблемный подход, индивидуальный темп обучения.

    Развивающее обучение

    Развитие личности и ее способностей

    Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.

    Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности.

    Дифференцированное обучение

    Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей.

    Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарта)

    Методы индивидуального обучения.

    Активное обучение

    Организация активности обучаемых.

    Моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности.

    Методы активного обучения

    Игровое обучение

    Обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний, навыков, умений.

    Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации.

    Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность.


    Анализируя работу В.И. Жернова, мы пришли к следующему выводу: основное внимание в профессиональной подготовке студентов необходимо уделять развитию личности.

    Исследования социологов, социальных психологов, педагогов и психологов говорят о том, что в структуре личности имеется интегративный компонент, выполняющий ведущую функцию. Это направленность личности. Направленность личности - это целеустремленность человека в своих действиях, планах, помыслах. Направленность проявляется в интересах, мотивах, потребностях, идеалах, установках, ценностных ориентациях, позициях, убеждениях и т.д. (132, с. 3).

    Направленность личности, на наш взгляд, можно рассматривать как личностную парадигму профессионального образования. В личностной парадигме системообразующим фактором подходов к обучению выступает уникальная и неповторимая личность обучающихся, а также требования (принципы) личностно-ориентированного профессионального образования (144).

    В логике личностно-ориентированных образовательных технологий представляется целесообразным осуществить решительный поворот от валовых форм обучения к его индивидуализации. Необходимо переходить на индивидуальные учебные планы и индивидуальные программы профессиональной подготовки, в которых выделяются важнейшие личностные блоки (мировоззренческий, профессионально-ценностный, образовательный, операционный). Такие планы-программы позволят перейти на гибкие модели организации учебного процесса, который приобретает для студентов личностно-значимый характер, становится более мотивированным, носит во многом коррекционный характер. Обучаясь в коллективном учебном потоке, студент все-таки действует на основе индивидуальной программы, составленной с учетом его личностных качеств. В результате осуществляется более избирательное адекватное влияние образовательного процесса на личность в целом, создаются благоприятные предпосылки для профессионального самовоспитания студентов.

    К числу базовых технологий профессиональной подготовки студентов относится технология контекстного обучения. Сущностной характеристикой такого обучения является последовательное моделирование всей системы форм, методов и средств обучения, предметного и социального содержания усваиваемой студентами профессиональной деятельности с помощью трех типов взаимосвязанных моделей: семиотической, имитационной и социальной. В своей совокупности они представляют собой динамическую модель перехода студентов от учебной к профессиональной деятельности.

    Правильно организованное на каждом из своих этапов профессиональное образование выступает одним из основных факторов развития общей культуры студента.

    «Культура - деятельность людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты … Конкретная культура представляется определенным соотношением форм воспроизводства и обновления социального бытия. В этом смысле можно говорить о том, что основной вопрос культуры - это вопрос о соотношении воспроизводства и трансформации, обновления человеческого бытия» (417, с. 229).

    Личностный аспект культуры студента связан с индивидуальными нормами поведения и отношений, формирующихся на основе общения, нравственных идеалов, образцов взаимодействия людей.

    Носителем культуры является личность, а сама культура выступает как движущая сила развития общества.

    К структуре культуры личности А.И. Ракитов относит ядро культуры и защитный пояс (348, с. 23).

    Ядро культуры состоит из норм, правил, стандартов, систем, ценностей данного этапа развития общества и личности. В нашем исследовании - соответствующего этапа профессионального становления личности. Содержание ядра культуры связано с конкретными социокультурными условиями. Ядро реализуется в процессе деятельности, в нашем исследовании - в процессе обучения, общения, социокультурной деятельности.

    Основываясь на вышеизложенном, мы пришли к выводу, что культура студента включает в себя следующие составляющие:

    а) осмысление и усвоение знаний и умений, понятий, теорий, знаков, терминов;

    б) учет тенденций развития социокультурного пространства; развитие рефлексивной культуры личности; роль личности в обогащении социокультурного пространства;

    в) участие личности в культурной коммуникативной деятельности; приобщение личности к различным источникам культурной информации;

    г) организацию социокультурного образовательного процесса на основе формирования установок на творческое отношение к учебно-познавательной деятельности, на развитие рефлексивной культуры личности, на перевод обучения в самообучение.

    Культура студента обладает также определенными функциями, такими как:

    - познавательно-эвристическая - связанная с овладением инструментальными ценностями, с эвристическим подходом к познавательной деятельности;

    - информационная -  связанная с передачей информации, знаний, умений, которая осуществляется посредством сложных знаковых систем символов, формул;

    - регулятивная - выступающая как система общественных норм и ценностей, позволяющая регулировать отношения и поведение людей.

    Так как личностно-ориентированное образование связано не только с учебно-познавательной деятельностью, но и с личностью специалиста, в своем исследовании воспользуемся схемой, предложенной Э.Ф. Зеером (рис. 2.1), которая описывает не только личностные качества специалиста, но и влияние учебно-профессиональной деятельности на их развитие.




     











                 Рисунок 2.1. Личностно-ориентированное содержание

                         профессионального   образования (по Э.Ф. Зееру)


    В процессе учебно-познавательной деятельности студента происходит формирование следующих ключевых квалификаций:

    - абстрактное теоретическое мышление;

    - способность к планированию сложных технологических процессов;

    - креативность;

    - прогностические способности;

    - способность к самостоятельному принятию решений;

    - коммуникативные способности.

    Эти квалификации обеспечивают эффективное развитие общей культуры студента при получении им профессионального образования.

    В свою очередь организация учебного процесса в техническом вузе имеет свою специфику. Вместе с этим, своя специфика имеется и у общей культуры студента, обучаемого в учебном заведении данного вида. И с учетом того, что исследование происходит в рамках профессионально-направленного предметного образования, их отличают следующие черты:

    - наличие мотивационной установки на овладение профессией;

    - конкретная целеустремленность в учебно-познавательной и предметной деятельности;

    - связь интересов и потребностей студента в овладении профессиональными знаниями, умениями, навыками в процессе практической предметной деятельности.

    Необходимо помнить о том, что в учебный процесс вузов (по сравнению с другими ступенями профессионального образования) включаются иные факторы и иной понятийный аппарат, что ведет, в свою очередь, к изменению структуры обучения и общей культуры студента. Эти особенности нами показаны в табл. 2.2.

    В связи с этим происходит изменение профессионального образования в условиях личностного и социального развития, т.к. цель и смысл жизни человека (студента) должны быть связаны с развитием и реализацией его социальных сил в интересах как самой личности, так и всего общества.

    Таблица 2.2

                               Факторы и понятия учебной деятельности

    Факторы

    Понятия

    1

    Общеобразовательная подготовка

    Общеобразовательные знания, умения, навыки;

    внутрипредметные связи;

    межпредметные связи;

    профессиональная направленность учебной деятельности.

    2

    Профессионально-теоретическая подготовка

    Профессиональные знания, умения, навыки, базирующиеся на общеобразовательной подготовке.

    3

    Производственная практика (профессионально-практическая подготовка)

    Начальная профессиональная деятельность;

    профессионально-творческая подготовка.

    В итоге в ходе анализа профессионального образования и его влияния на развитие общей культуры студента мы можем выделить:

    1. Основные тенденции развития профессионального образования:

    - развитие рыночной экономики привело к утверждению экономической свободы;

    - подчинение образования человека общественным интересам, социальному и научно-техническому прогрессу привело к утверждению в образовании технократизма;

    2. Основные принципы профессионально-направленного предметного образования, включающие в себя:

    - системно-образующим фактором проектирования образования становится развитие студента;

    - целью образования провозглашается становление действенной компетенции (социальной, интеллектуальной, нравственной) специалиста как личности, способной к самоопределению, самообразованию, саморегуляции, самоактуализации;

    - дифференциация содержания и организации процесса образования осуществляется на основе учета индивидуально-психологических особенностей будущих специалистов;

    - обеспечивается преемственность всех уровней образования с ориентацией на целостное образование;

    - адекватность уровней образования и культура обеспечивается личностно-ориентированным характером содержания и технологиями обучения.

    3. Компоненты культуры студента:

    - осмысление и усвоение знаний и умений, выраженных в символах и терминах, отражающих объективные понятия и теории; рефлексивный подход к личному поведению;

    - учет тенденций развития социокультурного пространства; развитие рефлексивной культуры личности; роль личности в обогащении социокультурного пространства;

    - участие студента в культурной коммуникативной деятельности; приобщение студента к различным источникам культурной информации;

    - организацию социокультурного образовательного процесса на основе формирования установок на творческое отношение к учебно-познавательной деятельности, на развитие рефлексивной культуры студента, на перевод обучения в самообучение.

    4. Функции культуры студента:

    - познавательно-эвристическую - связанную с овладением инструментальными ценностями, с эвристическим подходом к познавательной деятельности;

    - информационную - связанную с передачей информации, знаний, умений, которая осуществляется посредством сложных знаковых систем (символов, формул), преобразований;

    - регулятивную - выступающую как система общественных норм и ценностей, позволяющая регулировать отношения и поведение людей.

     

     2.2. Предметное образование как основа профессионального

                                    образования студента


    Создание в середине XX века электронно-вычислительных машин (ЭВМ) способствовало процессу математизации науки, техники, экономики. Использование ЭВМ вплотную связано с построением математических моделей, разработкой вычислительных алгоритмов, применением средств компьютерной графики, умением работать в локальных и глобальных сетях. Подготовка высококвалифицированных специалистов, способных реализовать возможности ЭВМ, становится первоочередной задачей высшего образования», в связи с чем предметное образование рассматривается как важнейшая составляющая в системе образования студента технического вуза.

    Система образования на современном этапе - это совокупность преемственных образовательных программ и государственных стандартов, сети реализующих их образовательных учреждений и соответствующих органов управления (Закон РФ «Об образовании», раздел 2, ст. 8). Понятие образования является понятием многогранным (14, 120, 213, 277) и, в конечном счете, характеризует результат взаимодействия человека с системой образования. Так: «Образование - процесс и результат целеопределенной, институционализированной, педагогической, организованной и планомерной социализации человека, осуществляемой в его интересах и в интересах общества, которому он принадлежит» (277, с. 18). Предметное образование в высшей школе выступает как совокупность математических знаний и умений, образующих математическую культуру конкретного специалиста, опирается на предметное образование, полученное в средней школе и складывается из фундаментальной предметной подготовки, которую студент получает в курсе высшей математики. Предметное образование осуществляется на протяжении первых трех семестров обучения в техническом вузе и затем переходит в стадию самообразования в процессе изучения дисциплин, использующих математический аппарат.

    В нашем исследовании речь идет об эффективности реализации профессионально-направленного предметного образования будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки в техническом вузе.

    Важность такого исследования определяется, прежде всего, тем, что методы классической математики не только не потеряли своего значения, но их роль неизмеримо возросла в связи с возможностью с помощью вычислительной техники расширять область применения математики.

    Анализ тенденций развития предметного образования будущих специалистов и его современного состояния тесно связан с анализом тенденций развития профессионального (в частности, инженерного) образования в России.

    Из истории следует, что своим возникновением инженерия, как область профессиональной трудовой деятельности, обязана интеграции естественнонаучного знания и ремесленного мастерства. Инженерная деятельность связана с регулярным применением научных знаний и научного метода в технической практике, причем первые инженеры обратились к математике и механике за приобретением знаний для проведения инженерных расчетов. С этого периода времени вследствие прогресса науки, техники и производства значение математики и естественнонаучных знаний в инженерной деятельности многократно возросло и стало незыблемым принципом подготовки инженерных кадров. В связи с этим нарушение баланса глубоких теоретических фундаментальных и специальных знаний и высокоразвитых практических навыков грозит разрывом между инженерной деятельностью и наукой, между подготовкой инженерных кадров и производством (85, с. 7-8).

    Исторически развитие техники, производства вызывало и дальнейшее развитие математики.

    В России инженерное образование достигло значительного прогресса лишь в XIX веке, причем оно формировалось как фундаментальное, избежав (в отличие, например, от американской инженерной школы) чисто прагматических подходов. «На первом этапе своего развития высшая техническая школа в России ориентировалась на подготовку универсальных инженеров-энциклопедис-тов, программы обучения помимо точных и естественных наук включали дисциплины, относящиеся, в основном, к прикладной или технической механике. После возникновения учения об электричестве инженерные образовательные программы были дополнены электротехническими дисциплинами» (133, с. 31). В то же время начинается новый период в развитии математики. Создаются основы теории функций комплексного переменного (О. Коши), неевклидовой геометрии (Н.И. Лобачевский), основы вариационного исчисления (М.В. Остроградский), векторного анализа (М.В. Остроградский, Д. Стоке, К. Гаусс), основы предметной логики (Дж. Буль) теория функций действительного переменного (Д.Ф. Егоров, Н.Н. Лузин и др.). Таким образом, математика, отрываясь от своего практического применения, усиленно развивается вглубь и большую роль в этом играет отечественная школа, но, в то же время, новые теоретические идеи, благодаря бурному развитию техники, вскоре находят свое практическое приложение.

    Большинство инженеров в XIX веке являлись универсалами высочайшего уровня. Они владели математическим аппаратом в совокупности с физическими и химическими знаниями. На рубеже XIX и XX веков благодаря развитию машиностроения и переходу к серийному производству возникла потребность в технологическом обеспечении производства, что привело к изменению программ инженерной подготовки, к появлению специальных дисциплин. Универсальных инженеров-энциклопедистов стали постепенно заменять «узкие» специалисты.

    На этом этапе достаточно четко выделились некоторые основные виды инженерной деятельности:

    - прикладная  исследовательская;

    - проектно-технологическая и материаловедческая;

    - организационно-управленческая;

    - эксплуатационная (обслуживание, профилактика и ремонт техники).

    Выделение этих основных видов инженерной деятельности потребовало соответствующей трансформации структуры инженерного образования, ибо образ и логика мышления исследователя, конструктора, технолога эксплуатационщика и инженера существенно отличаются друг от друга и предполагают раздельную подготовку специалистов (85). Все более специализированными и узкопрофильными становятся программы подготовки инженеров, появляются различные квалификации: инженер-механик, инженер-металлург и др. Для представителей этих видов инженерной деятельности и квалификации требуется и различный уровень предметного образования: для теоретических исследований, связанных с практикой или для практического применения, но в разных областях практической деятельности. Возникает проблема выделения из всего объема математических знаний именно тех знаний, которые будут нужны конкретному специалисту.

    В то же время дальнейшая практика показала, что фундаментальность инженерного образования и высокий уровень практической подготовки намного важнее узко ориентированной (специализированной) части программы обучения. Специализация программ инженерной подготовки во избежание разной дифференциации качества образования должна базироваться на определенных единых требованиях к теории и на возможной унификации подготовки научных и технических кадров, способных решать проблемы как в области производства научно-технических знаний, так и в сфере их практического применения (133, с.  32).

    В современной инженерной деятельности выделяются три основных направления:

    - инженеры-производственники, призванные выполнять функции технологов, организаторов производства и инженеров по эксплуатации, которых необходимо готовить с учетом их преимущественно практической, профессиональной деятельности;

    - инженеры-исследователи, разработчики, которые должны сочетать в себе функции изобретателя и проектировщика, тесно связанные с научно-исследо-вательской работой в области технической науки и требующие основательной научно-технической подготовки;

    - инженеры-системотехники, задача которых - организация и управление сложной инженерной деятельностью, комплексное исследование и системное проектирование.

    В связи с таким делением возникает необходимость в соответствующих уровнях предметного образования, в которых наряду с инвариантными математическими знаниями и умениями дается вариативный математический аппарат для каждого из направлений, предполагающий углубленную математическую подготовку для инженеров-системотехников. В то же время широкий спектр компьютерных систем и методов моделирования создали предпосылки для «возвращения» инженера к его изначальной роли высокоинтеллектуального универсала, но взошедшего на другой, значительно более высокий, соответствующий требованиям XXI века, уровень развития.

    Современный этап развития общества характеризуется ускорением динамики научно-технического прогресса, интенсивным формированием новых направлений в науке, развитием наукоемких технологий производства, требующих широкого использования компьютеров нового поколения (123, 149, 150,) и, следовательно, высокого качества профессионально-направленной предметной подготовки будущих специалистов. Это обусловило необходимость введения многоуровневого университетского образования, что предполагает изменение содержания, форм и методов обучения, в частности, изменения содержания, форм и методов предметной подготовки. Многоуровневая система образования предусматривает для обеспечения непрерывности и системности образования проведение обучения бакалавров, специалистов, магистров по единой системе учебных планов и, вместе с тем, она предоставляет при ориентировке на принцип фундаментальности образования реализацию возможности многопрофильного образования (222, 230, 281).

    В соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования многоуровневая подготовка включает в себя три этапа.

    Подготовка бакалавра (4 года обучения) включает в себя этапы неполного высшего образования и неполного или базового образования. Изучаются гуманитарные и социально-экономические, математические и естественнонаучные, общепрофессиональные, специальные дисциплины с целью дать широкое универсальное образование по одному из научных направлений без узкой специализации. Квалификация «бакалавр» дает право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями не предусмотрено наличие высшего образования. Следующий этап осуществляется по образовательным программам двух типов, обеспечивающим подготовку специалистов с квалификацией «дипломированный специалист» или квалификацией «магистр». Профессиональные образовательные и научно-исследовательские программы на этом этапе обучения направлены на углубление уровня образования и профессиональной подготовки бакалавра в соответствии с характером будущей профессиональной деятельности. Основное различие в подготовке инженера и магистра заключается в том, что инженер обучается организовывать и обслуживать производство, а магистр нацелен на разработку новых технологий, веществ, изделий для производства, то есть на научно-исследовательскую деятельность. Срок обучения составляет не менее двух лет, включая практику и дополнительную специализированную подготовку (277, с.  15).

    Целями данного нововведения считаются следующие: (85, с.  84):

    - реструктуризация, диверсификация и повышение качества подготовки специалистов в соответствии с перспективными потребностями общества, экономики и рынка интеллектуального труда;

    - предоставление обучаемым права выбора и равных возможностей реализации профессиональных и образовательных траекторий;

    - адаптация российской системы высшего профессионального образования к требованиям глобального образовательного пространства.

    При обучении по единой системе учебных планов бакалавры, специалисты и магистры изучают курсы высшей математики и информатики в блоке естественнонаучных дисциплин в первые два года обучения (неполное высшее образование).

    Уровень дипломированного специалиста предполагает подготовку инженера по более узкой специальности данного направления, поэтому фундаментальная математическая подготовка должна содержать вариативные составляющие, рассчитанные на широкие направления и, кроме того, - на более узкую специализацию.

    Таким образом, проблема повышения эффективности профессионально-направленного предметного образования и создания его модели приобретает первостепенное значение.

    Мы уже писали, что в современных условиях определились новые требования к инженеру, такие как:

    - профессиональная компетентность;

    - коммуникативная готовность;

    - развитая способность творческого подхода к решению профессиональных задач; умение ориентироваться в нестандартных условиях и ситуациях, анализировать проблемы, ситуации, задачи, а также разрабатывать план действий; готовность к реализации плана и ответственность за его выполнение;

    - устойчивое осознанное позитивное отношение к своей профессии, стремление к постоянному личностному и профессиональному совершенствованию;

    - владение методами моделирования, прогнозирования, проектирования, а также методами исследований и испытаний, необходимыми для создания интеллектуальных ценностей и материальной продукции;

    - владение методами технико-экономического анализа производства с целью его рационализации, оптимизации и реновации, а также методами экологического обеспечения производства и инженерной защиты окружающей среды;

    - понимание тенденций и основных направлений развития науки и техники (133, с.  54).

    Совершенствование образования направлено на преодоление противоречия между изменившимися требованиями к выпускнику вуза и традиционными подходами к его подготовке, не удовлетворяющими новым требованиям.

    Новая образовательная парадигма опирается на принцип фундаментальности образования, предполагает дифференциацию, индивидуализацию подготовки выпускников, развитие их творческого потенциала.

    Современное состояние предметного образования характеризуется традиционным подходом к содержанию и процессу предметной подготовки, отсутствием целостного и системного взгляда на совокупность излагаемых знаний, их фрагментарность, несвязанность с профессиональными задачами; отсутствием активной самостоятельной работы в силу обучения по традиционным учебникам; слабой мотивацией обучения.

    Мы уже писали о структуре предметного образования (параграф 1.3). Здесь остановимся на некоторых структурных элементах профессионально-направленного предметного образования студента.

    Такое образование предполагает постановку новых целей обучения, отражающих его профессиональную направленность.

    Оно также подразумевает использование своей методологической основой комплексно-вариативный подход, являющийся совокупностью подходов, наиболее полно описывающих профессионально-направленное предметное образование как целостную систему.

    Обновление содержания профессионально-направленного предметного образования будет происходить за счет появления учебно-методических комплексов, позволяющих организовать процесс самообучения; разумного сочетания репродуктивных действий с продуктивными, обеспечивающими возможность решения нестандартных задач; сформированности способности к творческой самореализации.

    Таким образом, профессионально-направленное предметное образование должно пониматься в двух аспектах: в смысле его универсальности, обеспечивающей возможность переключения на смежные профессии, творческого саморазвития и в смысле обеспечения интересов всех и каждого в рамках отдельных специальностей, по которым ведется обучение в техническом вузе.

     

         2.3. Модель профессионально-направленного предметного

                                    образования студента


    В самом общем виде профессионально-направленную модель предметного образования студента можно представить в виде, как показано на рис. 2.2.

    Модель профессионально-направленного предметного образования студента, которая является ядром профессионально-направленного предметного образования студента, представляет собой связь структурных компонентов; выполнение компонентами соответствующих функций; установление связей между компонентами. Данная модель включает в себя структуру системного подхода к профессионально-направленному предметному образованию студента (рис. 2.3).

    Опишем подробнее каждый компонент модели профессионально-направленного предметного образования студента.

    Образовательный компонент.

    Целью образовательного компонента является развитие студента средствами математики, овладение им системой знаний, дающих представление о методах математических исследований, способах обоснования математических фактов, применение математики в исследовании явлений природы и общества.

    Образовательный компонент модели профессионально-направленного предметного образования студента дает методическое обеспечение функционированию образовательного процесса, включает в себя обработку научной предметной информации, отбор средств и организационных форм обучения на базе соответствующих математических и педагогических принципов и функций, характерных для данного компонента модели.

    Образовательный компонент базируется на теории познавательной и предметно-практической деятельности. Познавательный математический процесс формируется на основе практической деятельности. По мнению К.Н. Любутина, практика выступает как результат прошлой теоретической деятельности, как духовная предпосылка познания. Будучи материальной основой познания, практика является его конечной целью (244, с. 33).

    Эффективность профессионально-направленного предметного образования студента зависит от творческого подхода педагога к своей профессиональной и учебной деятельности студентов.

    Наличие проблем и проблемного подхода в учебной деятельности студентов способствует развитию их творческого мышления, имеющего, в свою очередь, профессиональную направленность.

    Профессионально-направленное предметное образование студента в нашем исследовании выступает как учебно-воспитательный процесс.

    С позиции социологии такой процесс не является исследовательским, так как, по мнению П.В. Копнина, «школьник или студент, присутствуя на учебных занятиях, читая учебник, познает, но не исследует. Он осваивает новое для него знание, но не достигает новых для человеческого общества результатов. Можно различать познание для себя и познание для других, для общества. Обучение - познание для себя, а научное исследование - познание для других» (186, с. 222).

    Обучение математике является познанием для себя и связано с овладением понятиями, методами познавательной деятельности, обобщением знаний.

    Эффективность познавательной деятельности зависит от организации этой деятельности, базирующейся на соответствующих принципах:

    - доступности - подразумевает подачу учебного материала в доступной для каждого студента форме;

    - логичности - осуществляется и визуально показывается логика излагаемых учебных материалов (связи);

    - комплексности - позволяет организовать занятия с использованием новейших информационных технологий, наряду с уже имеющимися формами и методами проведения учебных занятий;

    - активности - способствует развитию и формированию предметного мышления;

    - профессиональной направленности.

    В функциональном плане образовательный компонент модели профессионально-направленного предметного образования студента позволяет достичь следующих целей:

    - развить творческий потенциал студента;

    - сделать процесс профессионально-направленного предметного образования информационно насыщенным;

    - повысить эффективность профессионально-направленного предметного образования студента.

    Рассмотрим действующие в настоящее время Государственные образовательные стандарты (ГОС), относящиеся ко второму уровню профессионального образования в области технических специальностей. Нас интересует раздел ГОС «ЕН - Общие математические и естественнонаучные дисциплины» в подразделе «ЕН.Ф.01 - Математика». Например, для специальности «651300 - Металлургия», этот раздел имеет объем 600 часов. Для специальности - «060400 - Финансы и кредит» - объем аналогичный. Таким образом, в современных ГОСах на изучение математики  для разных специальностей отводится одинаковое количество часов. Различие возникает лишь в акцентах на различные математические модели.

    В результате изучения дисциплины студент должен:

    а) иметь представление:

    - о месте и роли математики в современном мире;

    - о предметном мышлении, индукции и дедукции в математике, принципах математических рассуждений;

    - о логических, топологических структурах на множестве;

    - о предметном моделировании.

    б) Знать и уметь использовать:

    - основные математические понятия;

    - разумную точность формулировок математических свойств изучаемых объектов;

    - основы предметного анализа;

    - основы алгебры, геометрии и дискретной математики;

    - основы теории дифференциальных уравнений и численных методов;

    - основы теории функции комплексного переменного;

    - основы теории вероятностей и предметной статистики;

    - основы уравнений предметной физики;

    - основы операционного и вариационного исчисления.

    в) иметь навыки использования математических методов и основ предметного моделирования в практической деятельности с использованием современных вычислительных машин.




     












      Рисунок 2.2

      - образовательный заказ (образовательный стандарт);

     - абитуриент (его личность);

     - социальный заказ (потребность в специалистах определенного профиля.

     являются элементами профориентационной среды, в которой студент получает первые сведения о профессии и ее востребованности на рынке труда и в соответствии с этим ориентируется на определенные образовательные предметы, являющиеся ключевыми для дальнейшего обучения по выбранному профилю.

     

                 Предметы общеобразовательного цикла

             Специальные предметы

                 Углубленное изучение предмета – Внутрипредметные связи

     - Динамика развития студента

     - Повышение мотивации к продолжению обучения по выбранному профилю; желание стать лучшим в профессии.

     в свою очередь являются элементами уже профессиональной среды.

     
    . Профессионально-ориентированное предметное образование студента







    Рисунок 2.3. Модель профессионально-направленного предметного образования студента


    Этапы реализации компонента следующие:

    Первый - этап адаптации студентов к условиям новой образовательной системы, типа ВУЗ. На данном этапе происходит выявление и корректировка имеющихся знаний, умений и навыков по изучаемой дисциплине (в частности, по математике);

    Второй -  этап осмысления и закрепления получаемых в процессе обучения знаний, умений и навыков посредством обнаружения взаимосвязи между базовыми и получаемыми знаниями, умениями и навыками (внутрипредметные связи);

    Третий -  этап понимания необходимости изучаемого материала в будущей профессиональной деятельности и самосовершенствования (межпредметные связи, профессиональная направленность обучения).

    Творчество, в свою очередь, как особый вид деятельности предполагает:

    - положительную мотивационную активность;

    - направленность и целеустремленность;

    - высокий уровень интеллектуального развития;

    - оригинальное мышление;

    - высокую самостоятельность, способность к постановке новых проблем;

    - наличие адекватного уровня самооценки, самоорганизации.

    В данном компоненте наиболее полно реализуется следующее условие эффективного осуществления профессионально-направленного предметного образования студента:

    - усиление роли предметного образования в современной системе высшего профессионального образования специалиста;

    Далее. Профессиональный компонент.

    Целью профессионального компонента является развитие студента посредством выделения в ходе образовательного процесса системы профессионально значимых знаний, умений и навыков.

    Профессиональные предпосылки эффективности предметного образования в профессиональной деятельности студентов состоят в осмыслении некоторых категорий философии, таких как:

    - отражение, как категория философии;

    - чувственное и рациональное познание, связанное с проникновением в сущность предметов и явлений;

    - абстрактное и конкретное в познавательной деятельности;

    - эмпирический и теоретический уровень познания;

    - истинное и ложное в познавательной деятельности;

    - историческое и логическое в познавательной деятельности.

    Предпосылкой эффективности предметного образования выступает и сама познавательная деятельность участников педагогического процесса, и их взаимодействие. К особенностям такой деятельности, по мнению О.А. Конопкина (184, с. 24-26), следует отнести:

    - наличие индивидуального опыта чувственно-предметной деятельности;

    - развитие операционной деятельности интеллекта, способность создавать мыслительные математические модели, проекты и т.д.;

    - схематизация познавательной предметной деятельности, связанная с выделением субъекта, средств, цели и т.д.;

    - зависимость познания от конкретных исторических условий развития общества.

    К функциям профессионального компонента модели профессионально-направленного предметного образования студента можно отнести следующие:

    - адеквативная - соответствие учебной деятельности профессионально значимым знаниям, умениям и навыкам;

    - взаимосвязанности - предполагает глубокое взаимопроникновение общеобразовательных и специальных дисциплин с использованием производственных задач и профессиональной направленностью учебных материалов;

    - математические - способствуют не только математизации, но и систематизации, дифференциации, классификации и формализации знаний.

    Становление будущих специалистов в рамках профессионального компонента происходит в несколько этапов.

    На первом этапе в результате профориентационной работы и проявления личных наклонностей происходит знакомство с будущей профессиональной деятельностью и повышается мотивация к получению глубоких и качественных знаний.

    Второй этап включает в себя получение глубоких фундаментальных знаний по математике. Другими словами, получение предметного образования является основой для воспитания конкурентоспособного специалиста.

    На третьем этапе должно осуществляться применение полученных знаний и умений (в частности, математических) в практике общеобразовательных, специальных дисциплин, а также в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

    К профессиональному компоненту мы относим следующие условия эффективного осуществления профессионально-направленного предметного образования студента:

    - соответствие учебной деятельности студентов содержанию будущей профессиональной деятельности (контекстный характер учебной деятельности) с учетом индивидуальных способностей обучаемых (уровня развития мышления) и профессиональной направленности обучения;

    - соответствие предметного образования профессионально-значимым особенностям студента.

    Теперь мы рассмотрим  культурологический компонент.

    Цель данного компонента заключается в ориентации обучения на формирование интеллектуальных и морально-этических компонентов личности, качеств мышления, характерных для предметной деятельности.

    Культурологический компонент модели профессионально-направленного предметного образования студента связан с включением студента в социокультурное пространство, в котором осуществляется и процесс обучения личности.

    Анализ философской и педагогической литературы показывает, что приобщение студента к культуре предметной деятельности включает в себя такие составляющие, как:

    - осмысление и присвоение математических знаний и умений: понятий, законов, знаков, терминов; рефлексивный подход к личному поведению и отношениям с окружающими; ориентацию личности в нравственных нормах отношений.

    - учет тенденций развития социокультурного пространства; роль студента в обогащении социокультурного пространства;

    - организацию образовательного процесса; творческое отношение к учебно-познавательной предметной деятельности; развитие рефлексивной культуры студента; перевод обучения в самообучение.

    В связи с тем, что культура выступает как система, то функционирует она на основе комплекса принципов и методов и требует к себе системного подхода.

    Культурологический подход выступает как методологическая основа нашего исследования и включает в себя комплекс принципов, методов, понятий и законов.

    Проанализировав исследования И.В. Блауберга, Э.Г. Юдина (50, с. 61-64), к предпосылкам развития предметного мышления студента на основе культурологического подхода следует отнести следующие принципы и понятия:

    - принципы целенаправленности функционирования системы развития предметного мышления студента;

    - принцип связи культуры с математикой на основе соотношения целого и части;

    - принципы историзма;

    - принцип системности;

    - принцип профессиональной направленности.

    Культурологический компонент модели профессионально-направленного предметного образования студента выполняет следующие функции:

    - интегративную - связанную с объединением людей (специалистов) при решении тех или иных производственных задач;

    - ориентационную - позволяющую личности сориентироваться в методах и принципах предметного познания;

    - познавательную - включающую в себя развитие культуры мышления;

    - коммуникативную - предполагающую установление связи между идеями разного уровня.

    Существует несколько этапов реализации компонента.

    На первом этапе происходит знакомство студентов с личностью преподавателя и сопоставление на интуитивном уровне его культурологической грамотности со своим уровнем.

    Второй этап определяет влияние личности преподавателя на культуру поведения, речи (устной и письменной) студентов, что проявляется, в основном, в их подражании преподавателю (манере говорить, делать выводы, обобщать).

    Третий этап подразумевает желание выйти за рамки подражания и интерпретировать получаемую информацию на более высоком, качественном уровне (подходить творчески).

    Далее рассмотрим технологический компонент.

    Технологический компонент модели профессионально-направленного предметного образования студента выступает как средство реализации описанных выше культурологического, образовательного и профессионального компонентов.

    Он также обладает своими принципами, такими как:

    - структурирование - помогает определить структурные элементы технологического процесса развития предметного мышления студента;

    - доступность - предполагает доступность в получении технологических материалов для понимания и выполнения (наряду с печатными материалами предполагается и электронная их версия);

    - конструктивность - разумное сочетание применяемых форм и методов при организации творческой деятельности студентов;

    - профессиональная направленность;

    и функциями:

    адаптационной - подразумевает адаптацию полученных результатов и выводов к различным уровням образовательного процесса;

    систематизационной - позволяет классифицировать виды деятельности и имеющиеся материалы по сложности, важности изучения, значимости в будущей профессиональной деятельности;

    ориентационной - позволяющей сориентироваться в многообразии средств, форм и методов при организации самостоятельной творческой деятельности студентов.

    Цель данного компонента заключается в методическом обеспечении профессионально-направленного предметного образования студента.

    Этапы реализации данного компонента включают в себя:

    - анализ состояния методического обеспечения;

    - разработку учебно-методических комплексов, включая автоматизированные обучающие системы (АОС);

    - разработку методики и выбор форм и методов управления развитием профессионально-направленным математическим образованием студента.

    Методика, формы и методы будут описаны нами в параграфе 3.3.

    Результатом реализации данного компонента является методическое обеспечение профессионально-направленного предметного образования студента.

    Компонент проверки качества развития профессионально-направленного предметного образования студента является последним в модели и имеет своей целью оценить полученные результаты и проанализировать их с точки зрения актуальности, востребованности и полезности в профессионально-направленном предметном образовании.

    В данном компоненте мы выделяем следующие принципы:

    - системность - подразумевает проведение всех контрольных мероприятий не от случая к случаю, а в комплексе, используя разбивку на разные виды контроля;

    - этапность - позволяет проследить за развитием профессионально-направленного предметного образования на каждом этапе деятельности с учетом сложности или простоты выполняемых заданий;

    - рефлексию - позволяет оценить формирование цели, плана действия, его реализацию, проведение самоанализа и самокоррекции как рефлексивный процесс самостоятельной творческой деятельности студента.

    Основными функциями данного компонента характеризуемой модели, на наш взгляд, являются следующие:

    - информационная - включающая математическую обработку материалов на основе выделения учебных единиц, входящих в понятийный аппарат изучаемого предмета;

    - интегративная - связанная с объединением (интегрированием) форм контроля в единое целое;

    - коммуникативная - позволяющая установить связи между этапами (уровнями) развития профессионально-направленного предметного образования студента.

    Данный компонент состоит из четырех блоков:

    - постановка ряда целей развития профессионально-направленного предметного образования, подразумевающих постановку таких целей как: эффективное развитие предметного мышления студента и адаптацию студента в социокультурном образовательном пространстве;

    - проектирование комплекса учебно-методических средств для достижения поставленной цели;

    - внедрение комплекса учебно-методических средств в теорию и практику профессионально-ориентированного предметного образования студента.

    Результатом данного компонента является обеспечение эффективного профессионально-направленного предметного образования студента в процессе его профессиональной подготовки в техническом вузе.

    Подводя итог изложенному в данном параграфе, можно сделать следующее заключение: модель профессионально-направленного предметного образования студента, являющаяся ядром профессионально-направленного предметного образования студента, отражает:

    - связь между образовательным компонентом, профессиональным компонентом, культурологическим компонентом, технологическим компонентом и компонентом проверки качества развития профессионально-направленного предметного образования студента, которые определяют структуру модели;

    - выполнение компонентами соответствующих функций;

    - реализацию в компонентах концептуальной модели комплекса условий эффективного осуществления профессионально-направленного предметного образования студента.

    Рассматриваемая модель фиксирует необходимость выделения понятий, осуществляемых взаимосвязь с другими науками (предметами), важность формирования определенной системы взглядов на окружающий мир. Также происходит ориентация процесса обучения не только в сторону получаемой профессии, но и приобщение студента к творческой деятельности.



                                           Выводы по второй главе


    При анализе профессионального образования и развития общей культуры студента, нами были выделены:

    1. Основные тенденции развития профессионального образования:

    - развитие рыночной экономики привело к утверждению экономической свободы;

    - подчинение образования человека общественным интересам, социальному и научно-техническому прогрессу привело к утверждению в образовании технократизма;

    2. Основные принципы профессионально-направленного предметного образования, включающие в себя следующие положени:

    - системно-образующим фактором проектирования образования становится развитие студента;

    - целью образования провозглашается становление действенной компетенции (социальной, интеллектуальной, нравственной) специалиста как личности, способной к самоопределению, самообразованию, саморегуляции, самоактуализации;

    - дифференциация содержания и организации процесса образования осуществляется на основе учета индивидуально-психологических особенностей будущих специалистов;

    - обеспечивается преемственность всех уровней образования с ориентацией на целостное образование;

    - адекватность уровней образования и культура обеспечивается личностно-ориентированным характером содержания и технологиями обучения.

    3. Компонентами культуры студента являются такие, как:

    - осмысление и усвоение знаний и умений, выраженных в символах и терминах, отражающих объективные понятия и теории; рефлексивный подход к личному поведению;

    - учет тенденций развития социокультурного пространства; развитие рефлексивной культуры личности; роль личности в обогащении социокультурного пространства;

    - участие студента в культурной коммуникативной деятельности; приобщение студента к различным источникам культурной информации;

    - организация социокультурного образовательного процесса на основе формирования установок на творческое отношение к учебно-познавательной деятельности, на развитие рефлексивной культуры студента, на перевод обучения в самообучение.

    4. Функции культуры студента таковы:

    - познавательно-эвристическая - связанная с овладением инструментальными ценностями, с эвристическим подходом к познавательной деятельности;

    - информационная - связанная с передачей информации, знаний, умений, которая осуществляется посредством сложных знаковых систем (символов, формул), преобразований;

    - регулятивная - выступающая как система общественных норм и ценностей, позволяющая регулировать отношения и поведение людей.

    Направленность предметного образования на развитие предметного мышления студента нами видится в реализации его проблем, целей, задач, принципов, форм и методов, аспектов, которые, являясь основными компонентами предметного образования, способствуют (при своей правильной постановке и реализации) формированию предметного мышления студента.

    Обеспечение профессиональной направленности предметного образования в процессе развития предметного мышления нами осуществлялось при реализации следующих педагогических условий:

    - усилении роли предметного образования в системе высшего профессионального образования студента;

    - соответствии учебной деятельности студентов содержанию будущей профессиональной деятельности (контекстный характер учебной деятельности) с учетом индивидуальных особенностей обучаемых (уровня развития мышления) и профессиональной направленности обучения;

    - соответствии предметного образования профессионально значимым особенностям студента;

    - осуществлении взаимосвязи профессионально-направленного предметного образования студента и его готовности к самостоятельному сбору и обработке информации.

    Развитие личности осуществляется через изменение ее направленности. Направленность личности - есть результат усвоения социального опыта, культуры и индивидуализации. Индивидуализация выступает как индивидуальный способ и форма присвоения различных отношений (в том числе и математических) современного общества. Это процесс развития основных человеческих функций - интеллекта, мировоззрения, воли, нравственных качеств, творческих способностей и т.д.

    В ходе развития личности происходит ее становление, заключающееся в подчинении всех элементов структуры личности ее основной доминанте - профессиональной направленности, которая обеспечивает непрерывность и преемственность всех этапов ее развития и обретении необходимых  профессиональных качеств.

    В качестве основного критерия профессионального становления студента выступает реализация его личностных качеств профессиональной деятельности, одним из показателей которой является его предметное мышление и его реализация.

    Определены педагогические условия эффективности модели профессионально-направленного предметного образования студента.

    Модель профессионально-направленного предметного образования студента представляет собой связь структурных компонентов (образовательного, профессионального, культурологического, технологического, проверки качества развития профессионально-направленного предметного образования студента), выполнение компонентами соответствующих функций и установление связей между компонентами.




























                                                  ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Наше диссертационное исследование было посвящено определению методологических, теоретических и практических основ обеспечения эффективности профессионально-направленного предметного образования студента в процессе его профессиональной подготовки в техническом вузе.

    В ходе исследования мы выяснили, что обозначенная проблема актуальна в силу новой образовательной политики России, аспектами которой являются:

    - обеспечение динамичного развития экономики;

    - обеспечение конкурентоспособности специалистов;

    - сокращение сферы неквалифицированного труда;

    - глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности.

    В связи с этим мы в своем исследовании рассматривали творческую деятельность и пришли к выводу, что важным ее компонентом и результатом является система знаний. Это объясняется тем, что формирование и развитие системы знаний протекает постепенно в процессе учебной (познавательной) деятельности с помощью общелогических и специфических приемов мышления на базе уже сформированной (до этого) части системы знаний.

    Поэтому из различных моделей предметной деятельности мы выбрали ту, которая выделяет три основных аспекта предметной деятельности:

    1. Предметное описание конкретных ситуаций или математизация эмпирического материала (МЭМ);

    2. Логическая организация предметного материала (ЛОММ), полученного в результате первого аспекта;

    3. Применение предметной теории (ПМТ), полученной в результате второго аспекта деятельности.

    Указанные аспекты деятельности представляют собой специфические для математики приемы мышления, которые используют в отдельных сочетаниях общелогические приемы.

    Также в ходе исследования нами были доопределены понятия «предметное мышление», «предметное мышление студента», «математическая культура студента».

    Установленная в ходе исследования взаимосвязь предметного и профессионального образования, ядром которой является предметное мышление, позволила нам установить, что предметное мышление есть значимый компонент профессионального образования студента, в силу того, что предметное мышление входит как одна из составляющих в основные элементы выделенной взаимосвязи, т.е.:

    связи – внутрипредметные, межпредметные (внутренние, внешние);

    аспекты – педагогический, социальный, профессиональный, психологический;

    компоненты – проблемы, цели, задачи, принципы, формы и методы;

    функции – развивающая, обучающая, воспитывающая, оценочная, корректирующая.

    Постановка и анализ проблемы исследования рассмотрены были нами в историческом и содержательном аспектах, что позволило установить тесную взаимосвязь между уровнями образовательной системы и показать, что предметное мышление является их компонентом.

    Наше исследование имеет своим основанием личностно-ориентированный подход, который в свою очередь тесно связан своими принципами и закономерностями с такими подходами как:

    Деятельностный подход, подразумевающий тесное взаимопроникновение предметов, обеспечивающих учебную, познавательную и творческую деятельность студента и глубокое влияния такого взаимопроникновения на развитие мотивации обучения, познавательных способностей, мышления и т.д.

    Контекстный подход, развивающий продуктивное мышление студента посредством создания проблемных ситуаций;

    Гуманистический подход имеет своей целью гармонизировать отношение человека с природой; стимулировать интеллектуальное развитие и обогащение мышления; реализовать потребности студента на новом уровне научной грамотности;

    Культурологический подход развития предметного мышления студента связан с включением студента в социокультурное пространство, в котором осуществляется процесс обучения;

    Системный подход функционирует на основе комплекса принципов и методов, поэтому носит, прежде всего, междисциплинарный характер.

    В своей совокупности данные подходы образуют комплексно-вариативный подход, который полностью определяет состояние образовательного процесса как системы.

    1. Основные тенденции развития профессионального образования:

    развитие рыночной экономики привело к утверждению экономической свободы;

    подчинение образования человека общественным интересам, социальному и научно-техническому прогрессу привело к утверждению в образовании технократизма;

    2. Основные принципы профессионально-направленного предметного образования, включающие в себя:

    системно-образующим фактором проектирования образования становится развитие студента;

    целью образования провозглашается становление действенной компетенции (социальной, интеллектуальной, нравственной) специалиста как личности, способной к самоопределению, самообразованию, саморегуляции, самоактуализации;

    дифференциация содержания и организации процесса образования осуществляется на основе учета индивидуально-психологических особенностей будущих специалистов;

    обеспечивается преемственность всех уровней образования с ориентацией на целостное образование;

    адекватность уровней образования и культура обеспечивается личностно-ориентированным характером содержания и технологиями обучения.

    3. Компоненты культуры студента:

    осмысление и усвоение знаний и умений, выраженных в символах и терминах, отражающих объективные понятия и теории; рефлексивный подход к личному поведению;

    учет тенденций развития социокультурного пространства; развитие рефлексивной культуры личности; роль личности в обогащении социокультурного пространства;

    участие студента в культурной коммуникативной деятельности; приобщение студента к различным источникам культурной информации;

    организацию социокультурного образовательного процесса на основе формирования установок на творческое отношение к учебно-познавательной деятельности, на развитие рефлексивной культуры студента, на перевод обучения в самообучение.

    4. Функции культуры студента:

    Познавательно-эвристическая – связанная с овладением инструментальными ценностями, с эвристическим подходом к познавательной деятельности;

    Информационная – связанная с передачей информации, знаний, умений, которая осуществляется посредством сложных знаковых систем (символов, формул), преобразований;

    Регулятивная – выступающая как система общественных норм и ценностей, позволяющая регулировать отношения и поведение людей.

    Определены педагогические условия эффективности модели профессионально-направленного предметного образования студента. Модель профессионально-направленного предметного образования студента представляет собой связь структурных компонентов (образовательного, профессионального, культурологического, технологического, проверки качества развития профессионально-направленного предметного образования студента), выполнение компонентами соответствующих функций и установление связей между компонентами.

    Личностный аспект предметного образования студента связан с развитием предметного мышления и личностных черт характера, показали, что предметное мышление является компонентом предметного образования студента. В процессе обучения у студентов наблюдается переход в развитии мышления от эмпирического к теоретическому уровню, а внутри теоретического – от аналитического к рефлексирующему, и, как следствие, ядром теоретического мышления выступает содержательный анализ, планирование и рефлексия.

    Теоретическое мышление на рефлексирующем уровне развития становится свойством личности и поэтому, при условии владения человеком материалом и наличия у него интереса, может быть реализовано на максимально доступном уровне в любом предметном виде мышления (в нашем исследовании предметного мышления). Предметное образование, являясь одним из компонентов профессионального образования, представляет из себя важнейший источник развития не только мышления, но и студента в целом. Поэтому вся система педагогических методов и приемов должна быть подчинена формированию предметного мышления, реализации функций, выполняемых математическим мышлением в профессиональной подготовке студента.

    Цель исследования, определение методологических, теоретических и практических основ, обеспечивающих эффективность профессионально-направленного предметного образования студента в процессе его профессиональной подготовки, достигнута. Гипотеза доказана.

    Несмотря на положительные результаты проведенного исследования остается открытым вопрос о создании предметной модели профессионально-направленного предметного образования студента.



Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Направленность профессионального образования студента ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.