Расчет и проектирование рабочего отделения АРЗ 360 автомобилей типа УАЗ
Введение 4
1 Технологическая часть 7
1.1 Производственная программа участка 7
1.2 Организация технологического процесса 7
1.3 Режим работы участка 8
1.4 Фонды времени 8
1.5 Трудоемкость работ 9
1.6 Расчет годового объема работ 9
1.7 Расчет численности рабочих 10
1.8 Выбор подъемно транспортного оборудования 10
1.9 Расчет числа постов 10
1.10 Расчет площади участка 11
1.11 Объем годового расхода энергии 12
1.12 Разработка технологического процесса 14
2 Охрана труда и окружающей среды 17
2.1 Общие вопросы охраны труда 17
2.2 Санитарно-гигеенические мероприятия 19
2.3 Расчет вентиляции 22
2.4 Расчет искусственного освещения 23
2.5 Мероприятия по электробезопасности 27
2.6 Мероприятия по пожарной безопасности 30
2.7 Охрана окружающей среды 31
3 Реальная часть 33
4 Экономическая часть 34
4.1 Цели экономической части дипломного проекта 34
4.2 Расчет прямых затрат 35
4.2.1 Расчет материальных затрат 35
4.2.2 Расчет заработной платы 36
4.2.3 Расчет отчислений в соц. страх. 37
4.3 Расчет косвенных расходов 37
4.3.1 Расчет на содержание и эксплуатацию оборудования 38
4.3.2 Расчет цеховых расходов 38
4.3.3 Расчет общезаводских расходов 38
4.4 Расчет прочих расходов 39
4.4.1 Расчет внепроизводственных расходов 39
4.5 Составление калькуляции себестоимости объема выполненных работ 39
4.6 Расчет свободной отпускной цены 40
Заключение 42
Список литературы 43
Введение
Одной из важнейших отраслей единой транспортной системы Республики Беларусь
является автомобильный транспорт.
Основными задачами которого является: своевременное, качественное, полное
удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, а
также повышение экономической эффективности его работы.
Главной определяющей задачей экономического развития республики Беларусь является
повышение эффективности общественного производства, а для этого необходимо
обеспечить увеличение и улучшение структуры выпуска автомобилей и их ремонта.
Любое предприятие заинтересовано в снижении издержек производства, повышении
качества выполняемых работ, эффективном использовании рабочей силы и
оборудования, положительно влияющим на рентабельность производства.
Организация ремонта на авторемонтных заводах имеет поточный метод производства
с различными поточными механическими постами, мойки и смазки, и принудительном
перемещении автомобиля при помощи конвейеров. Все работы по ремонту автомобиля
распределяются между специализированными звеньями, которые выполняют
определенные виды работ. Одним из главных достоинств такой организации
производства является ответственность исполнителей за качество работ. При
распределении операций между исполнителями соблюдаются некоторые принципы:
максимально-равномерная загрузка исполнителей, рациональная последовательность
и удобство выполнения операций.
На авторемонтном заводе для автомобилей УАЗ существует плановая система ремонта.
Она направлена на увеличение срока службы автомобилей, долговечности и
безопасности.
Одним из важнейших звеньев в процессе технического обслуживания и ремонта
автотранспорта и их частей, деталей и агрегатов является ремонт и обслуживание
системы охлаждения, питания и смазки двигателя.
Система охлаждения предназначена для обеспечения нормального функционирования
механизмов двигателя. Система питания обеспечивает подачу топлива в камеры
сгорания. Система смазки предназначена для обеспечения жидкостного трения и
предотвращения износ трущихся поверхностей.
Очень часто при эксплуатации автомобиля происходят поломки этих систем, что
существенно ухудшает работу, как двигателя, так и автомобиля в целом. Поэтому
качественный и своевременный ремонт этих агрегатов играет немаловажную роль в
ремонте автомобиля. На авторемонтных заводах, где производиться ремонт большого
количества автомобилей, должно существовать отдельное подразделение, которое
осуществляет ремонт таких агрегатов как, топливные баки, топливные
трубопроводы, радиаторы охлаждения и смазки двигателя.
Цель данного дипломного проекта заключается в разработке рабочого отделения,
одного из участков зоны ТР, отвечающего потребностям предприятия, отвечающего
нормам пожаро- и электробезопасности, санитарно-гигиеническим нормам, а так же
с улучшением условий труда ремонтных рабочих в отделении, что повлечет за собой
повышение безопасности труда в отделении и увеличение производительности труда.
Для выполнения поставленных задач отделение будет оснащено современными
контрольными приборами, современным ремонтным оборудованием, а так же будет иметь
максимальную механизацию работ по техническому обслуживанию и ремонту, более
удобную производительную технологию технического обслуживания и ремонта
агрегатов, что значительно снизит потери времени.
1 Технологическая часть
Исходные данные для проектирования рабочого отделения АРЗ.
Модель автомобиля - УАЗ-649
Число автомобилей - 360
Категория условий эксплуатации -1
Примечание: категория условий эксплуатации выберется в зависимости от рельефа
местности и дорожного покрытия.
Климатические условия - умеренно-холодный
Число рабочих дней в неделю - 534
Число рабочих смен - 1
Коэффициент ремонта - 0.92
1.1 Производственная программа участка
Принимаем, что согласно заданию на проектирование годовая производственная
программа составляет 360 автомобилей марки УАЗ.
1.2 Организация технологического процесса
Проектируемый участок предназначен для выполнения рабочо-радиаторных работ. На
данном участке производиться ремонт водяных и масляных радиаторов, топливных
баков, топливо- и маслопроводы, а так же производится перезаливка упорных шайб,
коленчатого вала и втулок распределительного вала.
При ремонте радиаторов выполняют такие виды работ: разборка, сборка, удаление
накипи, контроль герметичности, слесарные работы по ремонту деталей, пайка,
выпаривание, слесарные работы, окраска. При ремонте топливных баков - пайка,
выпаривание, слесарные работы, окраска, проверка герметичности. При ремонте
топливо- и маслопроводов - разборку, деффектовку, пайку, проверка герметичности,
слесарные работы, окраска. Так же по необходимости производиться нарезание
резьб под сливную пробку топливных баков и радиаторов.
Агрегаты для ремонта поступают в рабочое отделение с цеха по разборке и сборке
автомобиля. Туда же они и возвращаются после ремонта на сборочный конвейер.
1.3 Режим работы участка
Рабочий участок работает по пятидневной непрерывной недели, нерабочие дни -
субботы и воскресения. Рабочих дней в 1999 году - 257. Участок работает в одну
смену. Начало рабочей смены в715. Перерыв на обед - один час с1300 до 1400. Рабочий
день в рабочом отделении заканчивается в 1600 с учетом времени на уборку
отделения. Длительность рабочей смены - 8 часов.
1.4 Фонды времени
Определяем годовой фонд времени явочного рабочего.
Фя=(Чн/Дн)(ДРГ-Дп (1)
где Чн - продолжительность рабочей недели, час
Дн - число рабочих дней в неделе, дни
ДрГ - число рабочих дней в году, дни
Дп - число предпраздничных дней
Фя=(40/5)(257-6=2050
Определяем годовой фонд времени штатного рабочего.
Фш=Фя-((До((Дун) (2)
Где Дуп - число дней невыхода на работу по уважительным причинам
Дп - число предпраздничных дней
Фш=2050-()=1850
1.5 Трудоемкость работ
t=t1(Кпр(Км (3)
где - t1 - исходная норма трудоемкости =6 чел. часов.
Кпр - коэффициент ремонта = 0,92
Км - коэффициент приведения по марке автомобиля = 1,83
t=6(0,92(1,83=10.1
1.6 Расчет годового объема работ
Годовой объем работ Т, чел. часов определяем по формуле:
T=t(N (4)
Т=10.1(360=3636.5
1.7 Расчет численности рабочих в отделении
Численность рабочих Ря, Рш, в отделении определяется по формуле:
Ря=Т/Фя (5)
Ря =3636.5/2050=1,77
Рш=Т/Фш (6)
Рш= 3636.5/1850=1,96
Где - Т - годовой объем работ по данному отделению,
Фя - годовой фонд времени явочного рабочего, ч,
Фш - годовой фонд времени штатного рабочего, ч.
1.8 Выбор подъемно-транспортного оборудования
Для транспортировки агрегатов на ремонт и транспортировки с ремонта целесообразней
использовать тележку слесаря ПИ-98 (так как агрегаты, находящиеся в ремонте
рабочого отделения имеют небольшой вес и средние габариты).
1.9 Расчет числа постов
В рабочом отделении работы выполняются двумя рабочими на тупиковых постах,
поэтому количество постов принимаем равным двум:
1.10 Расчет необходимой площади производственных помещений.
Расчет площади производственного участка производим с учетом подобранного
оборудования (таблица 1.10.1), принятого масштаба планировочной схемы, нормативных
расстояний между оборудованием и коэффициентом плотности его расстановки.
Таблица 1.10.1 Оснащение рабочого отделения
Наименование оборудования
Тип или модель
Число единиц
Габариты, мм
Площадь занимаемая оборудованием, м
Единицы
Общая
Верстак слесарный
1
1750Х750
1
1,312
Подвеска для радиаторов
1
600Х600
1
0,360
Электролизная установка "ЛИГА-41"
1
300Х400
1
0,120
Подставка б/баков
1
850Х700
1
0,595
Шкаф пропарочный
1
1200Х1100
1
1,320
Стол с вытяжкой
1
1100Х750
1
0,825
Ванна для пропарки радиаторов
1
1610Х1075
1
1,730
Стеллаж
2
2000Х700
2
2,800
Стенд для ремонта радиаторов
1
500Х400
1
0,200
Тележка слесаря
1
700Х700
1
0,490
Набор инструмента для топливных баков
1
1
Шкаф для инструментов
1
1200Х410
1
0,492
Расчет площади участка проводим по формуле:
(7)
где f об- суммарная площадь, занимаемая оборудованием в плане, м;
Кп- коэффициент плотности расстановки оборудования,[3,c. 78];[4,c. 159].
Расчет ведем используя данные таблицы 1.1, результаты расчета заносим в таблицу
1.2.
Таблица 1.2 Площадь производственного отделения
Отделение
Площадь отделения м
Число рабочих,
Чел.
Удельная площадь, м/чел.
Рабочое
51.2
2
25.6
1.11 Объем годового расхода энергии
Годовая потребность производственного участка в электроэнергии определяется на
основании расчета силовой и осветительной нагрузок:
WСИЛ=NУСТ(ФД.О.(UZ(KСП, (8)
где NУС - установленная мощность токоприемников на участке по группам оборудования,
КВт
NУС=6,2
ФДо- действительный годовой фонд времени работы оборудования при заданной
сменности, час
ФДо=2050
UZ-коэффициент загрузки оборудования
UZ= 0,75
КСП, коэффициент спроса учитывающий одновременность работы потребителей
КСП=0,45
WСИЛ=6.2(2050(0.75(0.45=4289.62
Wосв=R.t.F.Кcп (9)
где Wосв -осветительная нагрузка, кВт
R- расход электроэнергии в час, Вт/м2
R=15
t - средняя продолжительность работы освещения в течении года, час.
t=2050
F - площадь освещаемого помещения, м2
F=54
Кcп - коэффициент спроса
Кcп=0,8
Wосв=15(2050(54(0,8=1328,4"133 кВт
WОБЩ=WСИЛ+WОСВ (10)
WОБЩ=4397.04+133=4530,4
1.12 Разработка технологического процесса
Топливные баки изготавливают из стали 08.
Основные дефекты топливных баков: пробоины или сквозная коррозия стенок,
разрушение сварного шва в месте приварки наливной трубы, вмятины стенок и наливной
трубы, нарушение соединения перегородок со стенкой, нарушение герметичности в
местах сварки и пайки, повреждение резьбы.
При общей площади пробоин и сквозных коррозионных 'разрушений более 400 см2 бак
бракуют. При меньшей площади повреждений бак ремонтируют постановкой заплат с
последующей их приваркой или припайкой высокотемпературным припоем. При ремонте
баков сваркой их обязательно выпаривают в течение 3 ч до полного удаления паров
топлива.
Незначительные вмятины на стенках бака устраняют правкой. Для этого к центру
вмятины приваривают стальной пруток, на другом конце которого имеется кольцо.
Через кольцо пропускают рычаг и с его помощью выправляют вмятину. Затем прут
отрезают, а место заварки зачищают. При значительных вмятинах на противоположной
стенке бака против вмятины вырезают прямоугольное окно с трех сторон, и
вырезанную часть отгибают так, чтобы обеспечить доступ инструмента к дефекту.
Затем в образованное окно вводят оправку и при помощи молотка выправляют
вмятину, после чего металл отгибают на место и по периметру с трех сторон заваривают.
Нарушение соединения перегородок со стенками устраняют сваркой. Небольшие
трещины, а также нарушение герметичности устраняют пайкой низкотемпературным
припоем. Значительные трещины устраняют пайкой высокотемпературным припоем, а в
некоторых случаях и постановкой заплат. После ремонта баки испытывают на
герметичность.
Топливопроводы низкого давления изготавливают из медных или латунных трубок или
из стальных трубок с антикоррозийным покрытием. Трубопроводы высокого давления
изготавливают из толстостенных стальных трубок.
Основные дефекты трубопроводов: вмятины на стенках, трещины, переломы или
перетирания, повреждения развальцованных концов трубок в месте нахождения
ниппеля. Перед ремонтом трубопроводы промывают горячим раствором каустической
соды и продувают воздухом. Вмятины на трубопроводах устраняют правкой
(прогонкой шарика).
При наличии трещин или переломов, а также перетирания трубок дефектные места
вырезают, топливопроводы низкого давления соединяют при помощи соединительных
трубок, а высокого давления - сваркой встык. Если при этом длина трубопровода
уменьшилась, то вставляют дополнительный кусок трубки.
Поврежденные развальцованные концы трубопроводов отрезают и вновь развальцовывают
при помощи специального приспособления.
После ремонта трубопроводы проверяют на герметичность, а трубопроводы высокого
давления и на пропускную способность. Отклонения величин пропускной способности
трубопроводов, устанавливаемых на один двигатель, не должны превышать 10%.
Таблица 1.3 Технологический процесс восстановления топливного бака
Поз.
дефект
средства контроля
Размер, мм
заключение
по раб. чертежам
доп. размер
1
Сквозное коррозионное разрушение
Визуальный осмотр
постановка заплаты
2
вмятины на стенках
Визуальный осмотр
правка
3
нарушение герметичности
ванна с водой
пайка
4
Трещины на местах стыков
ванна с водой, визуальный осмотр
пайка высокотемпературным припоем
5
Вмятины на трубопроводах
устраняют правкой
2 Охрана труда и окружающей среды
2.1 Общие вопросы охраны труда
Согласно ГОСТ 12.0.002 "ССБТ. Термины и определения" охрана труда -
это система законодательных актов социально-экономических, организационных,
технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств,
обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в
процессе труда.
Важнейший социальный эффект реализации мер по охране труда - это сохранение
жизни и здоровья работающих. Здоровые и безопасные условия труда способствуют
повышению их производительности, удовлетворенности работников своим трудом,
созданию хорошего психологического климата в трудовых коллективах, что ведет к
снижению текучести кадров, созданию стабильных трудовых коллективов.
Права и обязанности по охране труда в рабочом отделении, которое является составной
частью зоны ТР, несет мастер зоны ТР.
Мастер обязан: проводить инструктажи по охране труда, контролировать своевременное
и качественное обучение персонала безопасным методам труда, планировать
мероприятия по охране труда, принимать участие в разработке инструкций правил,
контролировать их выполнение, принимать участие в расследовании несчастных
случаев.
Система проведения инструктажей включает:
- Первичный инструктаж. Проводит мастер зоны ТР непосредственно на рабочем
месте с каждым работником в отдельности. Во время инструктажа инструктируемому
на практике показывают безопасные приемы и методы труда, объясняют потенциально
опасные места на данном участке и т.п. Все работники после проведения
инструктажа, от двух до четырнадцати смен, работают под присмотром мастера зоны
ТР, после чего производится допуск к самостоятельной работе, что в обязательном
порядке фиксируется в журнале проведения инструктажей.
- Повторный инструктаж по ГОСТ 12.0.004-90 проводится по коллективному договору
мастером зоны ТР не реже одного раза в месяц.
- Внеплановый инструктаж. Проводится мастером зоны ТР при изменении технологического
процесса, правил по охране труда, при смене оборудования, приспособлений,
инструмента, если имел место несчастный случай, при отсутствии работника 30
календарных дней так, как работа в отделении по ремонту электрооборудования
относится к классу опасных работ. Фиксируется в журнале.
- Целевой инструктаж проводится при выполнении особо опасных работ при ремонте
электрооборудования, выдается наряд допуск. Целевой инструктаж проводит мастер
зоны ТР.
Оперативный, трехступенчатый контроль, за состоянием охраны труда в отделении
по ремонту электрооборудования проводят:
- 1- ступень. Ежедневно мастер зоны ТР и дежурный работник проверяют в рабочом
отделении состояние рабочих мест, оборудование, СИЗ, освещения, вентиляции,
складирования, выполнения мероприятий по устранению нарушений, выявленных
предыдущей проверкой , соблюдение работающими правил техники безопасности при
работе в отделении.
По выявленным при проверке нарушениям и недостаткам назначаются мероприятия по
их устранению, определяются и ответственные за их исполнение.
Если обнаруженные недостатки невозможно устранить силами участка, то запись о
них заносится в журнал 1-ступени контроля, журнал передается начальнику мастерских.
Обучение работающих отделения безопасным методам труда, пропаганда вопросов
охраны труда - важный фактор профилактики травматизма. Рабочий, не владеющий
знаниями правил техники безопасности в объеме первичного инструктажа на рабочем
месте, а также не обученный безопасным методам работы не допускается к
самостоятельной работе. Пропаганда охраны труда должна осуществляться с
применением всех форм пропаганды: плакаты, печать, радио, телевиденье, лекции.
Важную методическую роль в этой работе на предприятии играет кабинеты охраны
труда, специально организуемые стенды.
Обеспечение безопасности производственного оборудования и производственных
процессов осуществляется как на этапе его проектирования, так и на этапе эксплуатации,
путем учета требований безопасности: применение средств автоматизации и
дистанционного управления; применение средств защиты, выполнение эргономических
требований, применение оградительных устройств.
2.2 Санитарно-гигиенические мероприятия
Гигиена труда - медицинская наука, изучающая воздействие окружающей производственной
среды, характера трудовой деятельности на организм работающего с целью
разработки санитарно-гигиенических нормативов и практических мероприятий организационного,
санитарно-технического и лечебно-профилактического характера, направленных на
устранение неблагоприятных производственных факторов, предупреждение или
ослабление их влияния на организм человека для укрепления здоровья и повышения
работоспособности.
К нормативным правовым актам по гигиене труда относятся санитарные нормы,
правила и гигиенические нормативы.
Основными направлениями обеспечения нормальных условий труда и снижения
интенсивности производственных факторов являются:
* комплексная механизация и автоматизация производственных операций и процессов
с применением дистанционного управления;
* замена процессов и технологических операций, связанных с генерированием шума,
вибрации, других неблагоприятных факторов, процессами и операциями, при которых
обеспечивается устранение или снижение интенсивности этих факторов;
* замена вредных веществ безвредными или менее вредными;
* замена сухих способов переработки пылящих веществ мокрыми;
* герметизация оборудования;
* непрерывность технологических процессов;
* замена пламенного нагрева электрическим; твердого и жидкого топлива - газообразным;
* тепловая изоляция нагретых поверхностей оборудования, воздуховодов и трубопроводов;
* применение оборудования с паспортом, подтверждающим его соответствие санитарно-гигиеническим
нормам;
* улавливание, рекуперация вредных веществ и очистка от них технологических
выбросов и производственных стоков;
* автоблокировка оборудования и санитарно-технических устройств, применение
оборудования с местными отсосами и светильниками;
* шумоглушение и амортизация вибрации;
* использование процессов, при которых максимально сокращается количество
сточных вод.
* рациональная организация рабочих мест, их защита от ионизирующих и других
излучений;
* максимальная утилизация производственных отходов;
* расположение органов управления в пределах зоны моторного поля и обеспечение
максимально удобной рабочей позы;
* исключение контакта работающего с вредными веществами;
Перечисленные мероприятия могут быть дополнены и уточнены с учетом условий и
специфики конкретного производства.
Главным направлением работы в области гигиены труда на всех уровнях управления,
включая предприятие, должно быть признание и обеспечение приоритета жизни и
здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности.
При оценке деятельности любого руководителя следует в качестве обязательного
условия учитывать его компетентность и выполнение возложенных на него обязанностей
по обеспечению требований безопасности и гигиены труда.
Средства защиты подразделяются на коллективные, обеспечивающие защиту всех
работающих на участке, и индивидуальные, используемые лично самим рабочим для
предотвращения или уменьшения воздействия на него опасных и вредных производственных
факторов.
Коллективные средства защиты реализуются при механизации и автоматизации
производственных процессов; использовании роботов и манипуляторов, дистанционном
управлении оборудованием; установлении размеров опасной зоны; применении
ограждений, блокировок, световой и звуковой сигнализации; осуществлении
отличительной окраски; использовании тормозных и отключающих устройств.
К средствам индивидуальной защиты относятся специальные одежда, обувь, защитные
каски, маски, светофильтры, вибро- и шумозащищающие устройства и другие.
2.3 Расчет вентиляции
Расчет вентиляции для электротехнического отделения.
Определяем производительность вентилятора исходя из объема помещения V, м3/ч.
(11)
где a, b -соответственно длина и ширина помещения, м
h- высота помещения, м
к- кратность обмена воздуха
к=3
По объему оттока воздуха определяем необходимую мощность вентилятора N, кВт
(12)
где N - мощность двигателя
РН - напор вентилятора (миллиметр водного столба от 100 до 200)
(- коэффициент запаса принимаем равный
(= 1.3
? - КПД вентилятора принимаем равный
? =0.48
Марка вентилятора: №5
Двигатель - 4А80А6
n = 930 об/мин.
2.4 Расчет искусственного освещения
Определяем освещенность по методу светового потока FЛ, лк
(13)
где n- число светильников
ЕMIN - минимальная нормативная освещенность для заданного разряда работы
S - площадь помещение, м2
S=54 м2
К - коэффициент запаса, учитывающий запыленность воздуха и старение ламп,
К=1.4
Z- поправочный коэффициент
Z=1.1
Величина коэффициента использования ? % определяется по таблице 5 в зависимости
от показателя помещения ?, коэффициент отражения стен ?СТ, и потолка ?ПОТ (ЕMIN
= 300 лк) помещение и типа светильников.
Определяем показатель помещения ?
(14)
где Н - высота подвески светильника над рабочей поверхностью
l- длина
b - ширина
Определяем расстояние между центрами светильников L, м
(15)
Определяем расстояние до первого ряда светильников при наличии рабочих мест у
стены а, м
(16)
Определяем расстояние между крайними рядами светильников по ширине помещения
с1, м
(17)
Определяем количество рядов по ширине помещения n1, шт
(18)
Определяем общее количество рядов светильников по ширине помещения n', шт
(19)
Определяем расстояние между крайними рядами по длине помещения с2, м
(20)
Определяем количество рядов светильников между крайними рядами по длине помещения
n2, шт
(21)
Общее количество рядов светильников по длине помещения n, шт
(22)
Общее число светильников n, шт
(23)
По полученному значению светового потока определяем мощность одной лампы:
ДРЛ-125. Светильник - РСП 05Х125
2.5 Мероприятия по электробезопасности
В условиях растущей энерговооруженности труда, расширения областей применения
электрической энергии особое значение в общей системе мероприятий по охране
труда приобретают проблемы электробезопасности.
Основные причины поражения электрическим током
* Случайное прикосновение к токоведущим частям,
находящимися под напряжением, в результате:
ошибочных действий при проведении работ;
неисправности защитных средств, которыми пострадавший касался токоведущих
частей и др.
* Появление напряжения на металлических конструктивных частях электрооборудования
в результате:
повреждения изоляции токоведущих частей;
замыкания фазы сети на землю;
падение провода (находящегося под напряжением) на конструктивные части электрооборудования
и др.
* Появление напряжения на отключенных токоведущих частях в результате:
ошибочного включения отключенной установки;
замыкания между отключенными и находящимися под напряжением токоведущими
частями;
разряда молнии в электроустановку и др.
Возникновение напряжения шага на участке земли, где находится человек, в результате:
замыкания фазы на землю;
выноса потенциала протяженным токопроводящим предметом (трубопроводом,
железнодорожными рельсами);
неисправностей в устройстве защитного заземления и др.
Устранение указанных и других причин электртравматизма обеспечивается комплексом
мер, определенных ГОСТ 12.1.019:
конструкцией электроустановок;
техническими способами и средствами защиты;
организационными и техническими мероприятиями.
Требования (правила и нормы) электробезопасности к конструкции и устройству
электроустановок устанавливаются в стандартах ССБТ, а также в стандартах и технических
условиях на электротехнические изделия.
Технические способы и средства защиты обеспечивают электробезопасность путем
установления:
* номинального напряжения, рода и частоты тока электроустановок;
* способа электроснабжения;
* режима нейтрали источника питания;
* вида исполнения;
* возможности снятия напряжения с токоведущих частей, на которых или вблизи
которых должна производиться работа;
* характера возможного прикосновения человека к элементам цепи тока;
* возможности приближения к токоведущим частям, находящимся под напряжением, на
расстояние меньше допустимого или попадания в зону растекания тока;
Технические способы и средства защиты обеспечивают электробезопасность путем
установления:
* номинального напряжения, рода и частоты тока электроустановок;
* способа электроснабжения;
* режима нейтрали источника питания;
* вида исполнения;
* возможности снятия напряжения с токоведущих частей, на которых или вблизи
которых должна производиться работа;
* характера возможного прикосновения человека к элементам цепи тока;
* возможности приближения к токоведущим частям, находящимся под напряжением, на
расстояние меньшее допустимого или попадания в зону растекания тока;
* вида работ.
Для обеспечения электробезопасности применяют отдельно или в сочетании один с
другим следующие технические способы и средства: защитное заземление, зануление,
защитное отключение, выравнивание потенциалов, малое напряжение, изоляцию
токоведущих частей; электрическое разделение сетей; оградительные устройства;
блокировку и предупредительную сигнализацию, знаки безопасности;
* предупредительные плакаты; электрозащитные средства.
* организационные и технические мероприятия включают:
* установление порядка допуска к работе в электроустановках в зависимости от
квалификации и состояния здоровья;
* установление особого порядка выполнения работ в действующих электроустановках
(назначение ответственных лиц, оформление наряда, осуществления допуска к
работе, организация надзора и т.п.);
* отключение установки от источника питания;
* установка знаков безопасности и ограждения токоведущих частей;
* наложение заземлений;
* ограждение рабочего места.
2.6 Мероприятия по пожарной безопасности
Основным документом, регламентирующим деятельность по обеспечению пожарной
безопасности, является Закон Республики Беларусь "О пожарной безопасности",
введенный постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 15 июня 1993
года №2404-ХII с изменениями и дополнениями от 3 мая 1996 года №440-XII и от 13
ноября 1997 года №87-3. Он определяет правовую основу и принципы организации
системы пожарной безопасности и государственного пожарного надзора, действующих
в целях защиты от пожаров жизни и здоровья людей, национального достояния, всех
видов собственности и экономики Республики Беларусь.
Основные причины возникновения пожаров в отделении это: неисправность и неправильное
устройство и эксплуатация отопительных систем, неисправность и перегрузка
электрооборудования и электросети, содержание паров легковоспламеняющихся
веществ, не соблюдение технического процесса ремонта деталей, неисправность
местной и общей вентиляции.
Для предотвращения пожаров проводится комплекс мероприятий: организационные,
технические, эксплутационные и режимного характера.
Пожар как физико-химический можно объяснить, правильно проанализировав условия,
вызывающие горение и лежащие в его основе.
Горение возникает при наличии в строго определенных количественных и качественных
соотношениях горючего вещества, окислителя и источника (импульса)
воспламенения. При анализе необходимо учитывать не только причины вызвавшие
горение, но и сам процесс его развития, условия сжигания разнообразного
топлива, работу установок и оборудования, предназначенных для этого.
2.7 Охрана окружающей среды
Научно-техническая революция вызывает глубокие преобразования и изменения,
затрачивающие самые различные стороны жизни общества, принося человечеству
многочисленных благ. Однако революция научно-технических достижений в различных
областях человеческой деятельности сопровождается и рядом негативных явлений.
Во первых, интенсивное потребление природных ресурсов, количественная и
качественная которых ставит перед человечеством уже серьезные проблемы. Второе
негативное влияние - интенсивное загрязнение воздушного баланса, морей,
пресноводных водоемов и суши. В настоящее время наблюдается тенденция сокращения
содержания кислорода в атмосфере. Особенно сильное воздействие на окружающую
среду оказывает автомобильный транспорт. По сравнению с другими видами
транспорта он более агрессивен по отношению к окружающей среде, является мощным
источником ее химического, шумового и механического загрязнения.
Проблема защиты окружающей среды на автотранспорте имеет комплексный характер и
должна решаться совместными усилиями специалистов в области автомобилестроения,
технической эксплуатации автомобилей, организации автомобильных перевозок,
дорожного движения.
На проектируемом объекте наиболее опасным является загрязнение рабочей зоны
парами бензина и выделения свинцовых паров в процессе ремонта топливных баков и
радиаторов. Поэтому в цехах улучшения экологической обстановки в зоне ремонта и
сохранения здоровья рабочих занятых на работах по обслуживанию и ремонту
автомобилей и двигателей предлагаются следующие мероприятия: установка отсосов,
установка приточно-вытяжной вентиляции в зоне ремонта, а так же более
ужесточенное соблюдение правил пожарной безопасности.
Данные мероприятия позволяют сохранить экологически чистую обстановку на
проектируемом объекте, создать наиболее благоприятные и безопасные условия
труда, а также повысить качество выполняемых работ.
3 Реальная часть
3.1 Разработка инструкций к лабораторной работе №2
В данном подпункте мною была разработана инструкция по выполнению лабораторной
работы №2: " Проверка технического состояния и определение технических
характеристик генераторных установок. Снятие характеристик", по предмету
,,Электрооборудование автомобилей". В инструкции кратко и строго в
определенной последовательности отражен ход выполнения лабораторной работы №2.
Изложен весь основной материал, который обязаны знать студенты для правильного
выполнения лабораторной работы №2. Данный материал содержит в себе следующие
основные пункты:
3.2 Разработка отчета к лабораторной работе №2
В данном подпункте был разработан пример отчета к лабораторной работы №2 в виде
приложения А к инструкции по лабораторной работе.
Отчет содержит в себе краткий перечень вопросов, на которые студенты выполняющие
лабораторную работу №2 должны написать правильные ответы. Студенты должны
описать все действия, которые они делали при проведении данной лабораторной
работы, а также в обязательном порядке оформить свой отчет согласно приведенному
примеру.
4 Экономическая часть
4.1 Цель экономической части дипломного проекта
Целью данной части является расчет себестоимости инструкций и отчета по лабораторной
работе №2, по предмету "Электрооборудование автомобилей", в количестве
двадцати штук, а так же составление калькуляции, учитывающей все виды расходов
при изготовлении данных методических пособий, а так же расчет их свободной
отпускной цены.
Себестоимость - это затраты на производство и реализацию продукции. Она вычисляется
по следующей формуле :
Пс =См+ЗПосн+ЗПдоп+Рсц+ Рэк .об+Нробщ+Рцех+Пр+Вр (25)
где прямые затраты:
См - затраты на материалы тыс . руб .
ЗП осн - основная заработная плата рабочего тыс . руб
ЗП доп - дополнительная заработная плата работника тыс . руб.
Рсц - отчисления в соцстрах тыс . руб.
Косвенные затраты :
Рэк.об - расходы на содержание и эксплуатацию оборудования тыс . руб.
Нробщ - общезаводские расходы тыс .руб .
Рцех - цеховые расходы тыс. руб.
Пр - прочие расходы тыс. руб .
Вр - непроизводственные расходы тыс. руб .
Расчет производится согласно методическим указаниям МАМТ и ценам утвержденным с
01.04.1999 С.М.Р.Б. и использование исходных данных базового предприятия.
Исходные данные для расчета :
Количество исполнителей - 1
Разряд работника - 4
Часовая тарифная ставка - 55,6
Количество часов - 40
4.2 Расчет прямых затрат
4.2.1 Расчет материальных затрат
Расчет материальных затрат включает в себя стоимость основных и вспомогательных
материалов, а так же транспортные расходы.
Затраты на материалы приводятся в таблице 4.1
Таблица 4.1 Ведомость затрат на материалы
Наименование материала
Еденицы измерения
Общее количество
Цена тыс.руб
Общая стоимость тыс.руб
Бумага
Лист
140
0.5
70
Скоба канцелярская
Штуки
60
0.15
9
Печатная лента
Штуки
4
90
360
Общая стоимость См = 439 тыс.руб.
Определяем расходы на доставку материалов Рд, тыс.руб.
Рд=0,03(См (26)
Где Рд - 3% от стоимости материала
Рд=0,03 ( 439=13.17
Определяем стоимость материалов с учетом транспортных расходов Зм, тыс.руб
Зм=СМ+Рд (27)
Зм=439+13.17=452.17
4.2.2 Расчет заработной платы
Расчет заработной платы рабочего производим по формуле
ЗПобщ=ЗПосн+ЗПдоп (28)
Где ЗПосн - основная заработная плата тыс.руб.
ЗПдоп - дополнительная заработная плата тыс.руб.
ЗПобщ - общая заработная плата тыс.руб
ЗПосн=(Сч(Тф(Кп)(N (29)
где Сч - среднечасовая тарифная ставка рабочего третьего
разряда тыс.руб
Сч=55,60 (по данным Министерства промышленности
от 01.04.99)
Тф - количество рабочих часов, потраченных на изготовление инструкций и отчета,
час.
Тф=40
Кп - коэффициент привидения
Кп=0,4
N - количество человек, занятых в разработке данного пособия
N=1
ЗПосн=(55,6(40(0,4)(1=890
ЗПдоп=ЗПосн(Кд/100 (30)
Где : Кд - процент от основной заработная платы рабочего
Кд=17%
ЗПдоп=890(17/100 = 151.3
ЗПобщ=890+151.3=1041.3
4.2.3 Определяем отчисления в соцстрах.
Рсц = (ЗПосн + ЗПдоп ) Н сц / 100
Где Нсц - процент от общей заработной платы
Нсц = 35 %
Рсц = (890+151.3) 35 /100=364.4
4.3 Расчет косвенных расходов
4.3.1 Расчет на содержание и эксплуатацию оборудования
Рэк.об=(ЗПосн(РСЭ) / 100 (31)
Где РСЭ - процент эксплутационных затрат от основной заработной платы
РСЭ=486 %
Рэк.об=(890( 486) / 100 = 4325.4
4.3.2 Расчет цеховых расходов
Расчет цеховых расходов (Рцех, тыс.руб.) производим по формуле
Рцех=ЗПосн(Рц / 100 (32)
Где Рц -процент цеховых расходов от основной заработной платы
Рц=195 %
Рцех=(890(195) / 100=1735.5
4.3.3 Расчет общезаводских расходов
Нробщ=ЗПосн(Рз (33)
где Рз - коэффициент учитывающий общезаводские расходы
Рз= 267 %
Нробщ=(890(267) / 100 = 2376.3
4.4 Расчет прочих расходов
Пр = (См+ЗПосн+ЗПдоп+Рсц+ Рэк .об+Нробщ+Рцех) / 100 (34)
Пр =(439+890+151.3+364.4+4325.4+2376.3+1735.5)/100=102.8
4.4.1 Расчет внепроизводственных расходов
Вр = Зс ( 0,01 (35)
Где Зс - заводская себестоимость
Зс = Цс + Нр общ + Пр
Где Цс -цеховая себестоимость
Цс = См+ЗПосн+ЗПдоп+Рсц+Рэк .об+Рцех
Цс =439+890+151.3+364.4+4325.4+1735.5=7905.6
Зс =7905.6+2376.3+102.8=10384.7
Вр=10384.7 * 0.01=103.8
4.5 Составление калькуляции себестоимости объема выполненных работ
Расчет полной себестоимости
Пс=10384.7+103.8=10488.5
Калькуляция себестоимости данного объема и все виды затрат приведены в таблице
4.2
Таблица 4.2 Калькуляция себестоимости и виды затрат
Статьи затрат
Условные обозначения
Сумма
Тыс. руб.
1 Основные и вспомогательные материалы
СМ
439
2 Основная заработная плата производственных рабочих
ЗПосн
890
3 Дополнительная заработная плата
ЗПдоп
151.3
4 Отчисления в соцстрах
Рсц
364.4
5 Расходы на эксплуатацию
РЭк.Об
4325.4
6 Цеховые расходы
Рцех
1735.5
7 Цеховая себестоимость
Цс
7905.6
8 Общезаводские расходы
Нробщ
2376.3
9 Прочие расходы
Пр
102.8
10 Заводская себестоимость
Зс
10384.7
11 Внепроизводственные расходы
Вр
103.8
12 Полная себестоимость
Пс
10488.5
4.6 Расчет свободной отпускной цены
Расчет свободной отпускной цены СОЦ определяем по формуле
СОЦ=ОЦ+НДС (36)
Где ОЦ - оптовая цена, тыс.руб
НДС - процент от добавочной стоимости
НДС =20%
ОЦ=Пс+П (37)
Где П - прибыль, тыс.руб. (принимаем 30 % от Пс-См)
Производим расчет прибыли:
П=(Пс-См)(0.3 (38)
П=(10488.5 - 439) 0.3=3014.85
ОЦ=10488.5+3014.85=13503.35
Определяем добавочную стоимость:
Дс=(ЗПобщ+Ао+П) 0.1 (39)
Где Ао-10 % от основной заработной платы
Ао=890(0.1=89
Дс=(1041.3+89+3014.85)(0.1=414.5
НДС=414.5(0.2=82.9
СОЦ=13503.35+82.9=13586.25
Заключение
При разработке дипломного проекта, согласно заданию, был рассчитан и спроектирован
рабочий участок на 360 автомобилей марки УАЗ-694.
Спроектированный участок имеет площадь помещения 54 м2. Производственный годовой объем работ в отделении = 2050 чел-ч.
Данный годовой объем работ выполняют два работника имеющих квалификацию четвертого
и пятого разряда в соответственно.
В отделении установлено все необходимое современное оборудование, согласно
технологическому процессу для выполнения работ по ремонту топливных баков и
радиаторов автомобиля УАЗ-649. Организация труда в отделении отвечает всем
нормам техники безопасности, пожаро- и взрывоопасности, санитарно-гигиеническим
требованиям.
К установленному оборудованию в отделении предусмотрен трех сторонний доступ
для его обслуживания. В отделении максимально предусмотрена механизация и
автоматизация труда рабочих. Контроль качества ремонта производит мастер зоны
ТР, так как в состав данной зоны входит рабочий участок.
Список литературы
1 Шумик С.В. "Техническая эксплуатация автомобильных средств",
"Курсовое и дипломное проектирование" - Мн.: Высшая школа 1980-206с.
2 " Положение о техническом обслуживании и ремонту подвижного состава, автомобильного
транспорта" - М.: Транспорт 1988-78с.
3 Суханов Б.Н., Борзых И.О., Бедарев Ю.Ф. " Техническое обслуживание и
ремонт автомобилей" -М.: Транспорт 1985-224с.
4 Игудеснан Я.Е. " Экономика автомобильного транспорта" - МН.: Высшая
школа 1987-327с.
5 Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного
транспорта. Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Минск,
1186. - 72с.
6 Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного
транспорта. Министерство автомобильного транспорта РСФСР - М: Транспорт, 1998г.
- 60с.
7 Суханов Б.Н., Борзых И.О., Бедарев Ю.Ф. "Техническое обслуживание и
ремонт автомобилей: Пособие по курсовому и дипломному проектированию.
М.:Транспорт, 1985. - 224с.
8 Колесник П.А., Шейнин В.А. "Техническое обслуживание и ремонт автомобилей.:
Учебник для вузов. - М.: Транспорт, 1985. - 325с.
9 Синицын А.К. "Техническое проектирование ремонтно-обслуживающих предприятий
автомобильного транспорта: Учебное пособие. -М.: Изд-во РУДН, 1995.-118с.
10 Общие требования к текстовым документам. ГОСТ2.105-95.
11 ОНТП01-91. Общесоюзные формы технологического проектирования предприятия
автомобильного транспорта. М.: Гипроавтотранс, 1991, 184с.
12 В.Н. Борисов, Л.А. Гракович и др. "Охрана труда в вопросах и
ответах" справочное пособие в двух томах. Минск.; ЦОТЖ, 1999 1025с.