Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Роль иностранных инвестиций в экономике России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Роль иностранных инвестиций в экономике России
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:50:43
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Роль иностранных инвестиций в экономике Росии


    ОГЛАВЛЕНИЕ



    Введение. 2

    Глава 1. Понятие и значение иностранных инвестиций для экономики страны.. 6

    Глава 2. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику  Литература


     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     









    ВВЕДЕНИЕ


    Существует несколько направлений развития экономики страны, в том числе и увеличение притока и эффективное использования иностранных инвестиций в виде передовых технологий, оборудования и "ноу-хау", дополнительных финансовых источников, а также переноса практических навыков и управленческого мастерства в экономику.

    Анализ использования иностранных инвестиций и практических рекомендаций по стимулированию их привлечения показывает, что при этом неучтены некоторые аспекты этой проблемы, или полностью не раскрыты их возможности, а большинство существующих методов стимулирования привлечения иностранных инвестиций устарели или малоэффективны.

    Привлечение иностранных инвестиций может обеспечить стабилизацию, а затем и рост объема про­изводства, ликвидировать нехватку средств  для  приобретения нового оборудования и технологий, повы­сить занятость населения, способствовать повышению качества продукции, ее конкурентоспособности, а также решить другие актуальные проблемы современной России.

    Изложенное выше делает поиск методов стимулирования привлечения иностранных инвестиций в реальную экономику чрезвычайно актуальным. Это и определило тему работы.

    Рассмотрение проблемы государ­ственного регулирования, привлечения иностранных инвестиций и появле­ние самого предмета исследования стало возможным в России в результате социально-экономических преобразований в 90-годах.

    В последнее время проблема инвестирования, в том числе иностранных инвестиций, широко рассматривается среди экономистов. Значительный вклад в ее разработку внесли такие экономисты, как Аверкин А.Г., Астапович А.З., Богуславский М.М., Вознесенская Н.Н., Гончаренко Л.П., Кирин А.В., Крысько В.И, Кузнецов Б.Т., Лившиц В.Н., Марголин А.М., Олейников Е.А., Орешин В.П., Силкин В.В., Хмыз О.В.,  Шарнопольский Б.П., Алан Дж. Маркус, Алекс Кейн,  Александер Г.Д., Бейли Д.В., Зви Боди, Пауль Фишер, Шарп У.Ф. и другие.

    Отмеченными авторами произведены исследования эффективности иностранного капитала для российской экономики, изучены проблемы соответствия целей привлечения иностранного капитала и национальной безопасности России, цели и задачи государственной инвестиционной политики.























    1. Сущность и значение иностранных инвестиций для экономики Российской Федерации



    Проблема активизации процесса привлечения в экономику страны иностранных инвестиций сегодня особенно актуальна.

    Россия остро нуждается в реструктуризации национальной экономики на современной технологической основе, чтобы существенно поднять конкурентоспособность отечественной продукции, а так же завоевать достойные позиции на мировых рынках необходимы значительные финансовые ресурсы.

    Использование только внутренних накопленных финансовых средств в экономике приводит к перетоку капитала из одной отрасли в другую, что приводит к замедлению экономического развития отдельных отраслей и негативно сказывается на экономике в целом. Поэтому привлечение иностранных инвестиций является приоритетным для эффективного развития национальной экономики.

    Для того чтобы определить сущность и раскрыть значение иностранных инвестиций в экономике, проведем расшифровку значения термина «инвестиции», «иностранные инвестиции» и сопутствующих им понятий.

    Термин «инвестиции» происходит от латинского слова «invest», что означает – «вкладывать». [1]

    В более широкой трактовке «инвестиции» - представляют собой вложения капитала с целью последующего его увеличения.[2]  

    При этом прирост капитала должен быть достаточным для того, чтобы скомпенсировать инвестору отказ от использования имеющихся средств на потребление в текущем периоде, вознаградить его за риск, возместить потери от инфляции в предстоящем периоде.

    «Инвестиция» - представляет собой долгосрочное вложение капитала в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы или инновационные проекты. Инвестиции приносят прибыль через значительный срок после вложения.[3]

    В Законе РФ “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемых в форме капитальных вложений” № 39-ФЗ от 25 февраля 1999 г. дается следующее определение инвестициям: «инвестиции» - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.[4]

    С формированием в стране основ рыночных отношений изменились и научные подходы к пониманию категории «инвестиции».

    При этом можно выделить следующие признаки инвестиций, являющиеся наиболее существенными и встречающиеся у современных авторов: потенциальная способность приносить доход; процесс инвестирования, как правило, связан с преобразованием части накопленного капитала в альтернативные виды активов экономического субъекта; исходная форма инвестиций – денежные инвестиционные потоки; в процессе осуществления инвестиций используются разнообразные инвестиционные ресурсы (имущественные и интеллектуальные ценности), которые характеризуются спросом, предложением и ценой; целенаправленный характер вложения капитала в какие-либо материальные и нематериальные инструменты – любые объекты, вложения, в которые дают экономический, социальный или другой полезный эффект; наличие срока вложения; вложения осуществляются субъектами (инвесторами), которые преследуют свои индивидуальные цели; наличие риска вложения капитала, означающее, что достижение целей носит вероятностный характер.

    Вместе с тем в представленных трактовках не отражен важнейший признак инвестиций – взаимосвязь данной категории с другой экономической категорией «финансы». Хотя упоминание о данной взаимосвязи встречается в работах отечественных и зарубежных экономистов, при описании инвестиций через призму кругооборота ресурсов.

    В связи с этим, автор считает необходимым, выделить в качестве важнейшего признака инвестиций: взаимосвязь и взаимообусловленность категорий «финансы» и «инвестиции».

    Эта взаимосвязь обеспечивается их неразрывной целостностью. В сочетании они обеспечивают кругооборот денежных фондов компаний на расширенной основе. Если финансы выражают одностороннее и безвозмездное движение стоимости, то инвестиции осуществляются на определенный срок, обеспечивая получение дохода или иного полезного эффекта, что носит вероятностный характер. Наряду с тем, что финансы имеют только стоимостную форму выражения; инвестиции могут быть выражены как в стоимостной, так и не в стоимостной форме (в процессе осуществления инвестиций используются разнообразные имущественные и интеллектуальные ценности). У каждой из категорий существует свой механизм реализации.

    На основе изучения и обобщения предлагаемых экономистами определений автором было сформулировано собственное определение данного понятия как экономической категории: «Инвестиции» – совокупность экономических отношений, возникающих между сберегателями - инвесторами и владельцами инструментов по поводу преобразования инвестиционных ресурсов путем их размещения, с определенным риском и на определенный период в материальные и нематериальный инструменты с целью получения дохода и/или иного полезного эффекта.

    С позиции структурного анализа инвестиции можно рассмотреть в единстве следующих основных элементов:

    – субъектов;

    – объектов; 

    – содержания экономических отношений.[5]

    Основными субъектами инвестиций являются инвесторы и пользователи объектов инвестирования. Именно инвестор вкладывает ресурсы в реальные, финансовые, нематериальные инструменты с целью удовлетворения потребностей в будущем.

    Рассматриваемые со стороны объекта инвестиции носят двойственный характер.

    Они могут выступать как инвестиционные ресурсы и как вложения (затраты).

    «Инвестиционные ресурсы» – имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской или иной деятельности в целях получения эффекта.

    Вместе с тем независимо от формы, которую принимают инвестиционные ресурсы, они едины по своей экономической сущности и представляют собой аккумулированный с целью накопления доход. С точки зрения затрат инвестиции характеризуют направления вложений и выступают как объекты инвестирования (реальные и финансовые инструменты).

    Содержание экономических отношений заключается в преобразовании инвестиционных ресурсов в предполагаемый результат в соответствии с целевыми установками инвестора. При этом определяющим критерием принятия инвестиционного решения является соотношение «риск/доход».

    Сложность отношений по поводу реализации инвестиций выражается в различных формах инвестиций.

    Обобщая существующие в современной экономической литературе подходы к классификации инвестиций, автором в работе была предложена классификация инвестиций по следующим признакам:

    – как объект вложения, характер участия в инвестиции, региональный признак, форма собственности инвестора, форма собственности реципиента, уровень риска, период инвестирования, результат инвестирования.

    – как финансово-инвестиционный процесс может быть определен как реализация экономических отношений, возникающих между субъектами формирования и инвестирования ресурсов, по поводу их преобразования путем размещения с определенным риском и на определенный срок в материальные и нематериальные инструменты с целью получения дохода и/или иного полезного эффекта.

    «Финансово-инвестиционный процесс» - форма реализации отношений, возникающих при привлечении и размещении инвестиций.[6]

    С другой стороны, финансово-инвестиционный процесс – это деятельность, характеризуемая как воздействие субъекта рассмотренных отношений на объект инвестирования, в результате которой образуется доход и/или полезный эффект.

    Анализ теоретико-методических подходов к управлению инвестиционными процессами показал, что инвестиционная деятельность – многоплановое явление, оказывающее комплексное влияние на протекание социально-экономических процессов в регионах. Комплекс мер реализуемых государством и регионами с целью придания инвестиционным процессам желательной динамики получил название инвестиционной политики.

    Сущность инвестиций проявляется в задачах, которые инвестиции могут выполнять.

    К основным задачам, которые выполняют инвестиции относится:

    – расширение собственной предпринимательской деятельности за счет накопления финансовых и материальных ресурсов;

    – приобретение новых предприятий;

    – диверсификация за счет освоения новых областей бизнеса.

    Задача расширения собственной предпринимательской деятельности за счет накопления финансовых и материальных ресурсов проявляется в способности инвестиций увеличиваться и приносить добавочную стоимость.

    Задача приобретение новых предприятий подразумевает, что вложение инвестиционных средств выполняется с целью покупки доли или целого предприятия, работа которого в перспективе принесет дополнительный доход, позволит окупить вложенные затраты, а так же получить влияние на данном рынке.

    Задача инвестиций по диверсификации за счет освоения новых областей бизнеса позволяет инвестору вкладывать средства в бизнес, которым в настоящее время инвестор не занимается.

    Сущность инвестиций также проявляется в их двойственной структуре.

    С одной стороны инвестиции – это вложение средств инвестора с целью получения доходов и увеличение инвестиционного капитала. Так же инвестиции дают инвестору возможность влияния на объект инвестиций.

    С другой стороны предприятие или государство привлекая инвестиции преследует цель использования данных средств для развития, с целью в будущем получать финансовую отдачу с объекта инвестиций при сохранении контроля над объектом инвестиций. Исходя из данной сущности инвестиций можно сделать вывод, что инвестиции является важнейшим экономическим рычагом, с помощью которого инвестор обеспечивает постоянный рост своего капитала, а собственник объекта инвестиций рост своего бизнеса.  

    Все инвестиции можно разделить на две основные группы:

    1. портфельные инвестиции – вложения капитала в группу проектов, например, приобретение ценных бумаг различных предприятий

    2. реальные инвестиции – финансовые вложения в конкретный, как правило, долгосрочный проект и обычно связанный с приобретением реальных активов.[7]

    Источниками инвестиций являются собственные, заемные или иные привлеченные средства государства, компаний или частных лиц.

    Основные виды инвестиций:

    – государственные - инвестиции, образуемые из средств государственного бюджета и других государственных финансовых источников;

    – частные инвестиции, образуемые из средств частных, корпоративных предприятий и организаций, граждан, включая как собственные, так и привлеченные средства;

    – производственные - инвестиции, направляемые на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий;

    – интеллектуальные - инвестиции, вкладываемые в создание интеллектуального продукта;

    – контролирующие - прямые инвестиции, обеспечивающие владение более чем 50% голосующих акций другой компании;

    – неконтролирующие прямые инвестиции, обеспечивающие владение менее чем 50% голосующих акций другой компании;

    – иностранные - вкладываемые иностранными инвесторами вобъекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода).

    Легальное понятие иностранной инвестиции закреплено законодателем в абз.3 ст.2 Закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" №160-ФЗ от 9 июля 1999 г.» (в ред. от 03.06.2006г.).

    «Иностранная инвестиция» - вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.[8]

    Анализируя представленные в работах отечественных и западных экономистов и юристов (Дж. Шварценберг, Е. Ноугугу, Н. Н. Вознесенская, А. Г. Богатырев, М. М. Богуславский, Н. Г. Доронина, Л. Л. Игонина, А. А. Зубченко) понятия «иностранные инвестиции», автор работы констатирует наличие двух основных подходов к его трактовке – ограничительного и широкого.  Ограничительная трактовка инвестиций сводит их к процессу, в ходе которого осуществляется преобразование ресурсов в затраты с учетом целевых установок инвестора – получения дохода (эффекта).

    Широкая трактовка инвестиций связана с их пониманием как среднесрочных и долгосрочных кредитов и займов, предназначенных для импорта оборудования и услуг, а также как любого другого имущества, включая любые права и интересы за границей, которыми лицо обладает прямо или косвенно.

    Раскрыв недостатки предложенных определений, главным из которых является их невысокая операциональная ценность автор работы, опираясь на анализ научной литературы и действующего законодательства, выделяет ряд ведущих социально-экономических признаков, присущих иностранным инвестициям, подчеркивая, что, во-первых, они представляют собой не только материальные (иностранный капитал), но и интеллектуальные ценности; во-вторых, иностранная инвестиция должна принадлежать иностранному инвестору; в-третьих, иностранные инвестиции должны быть вложены в объект предпринимательской или иной деятельности на территории России; в-четвертых, целями вложения иностранных инвестиций являются не только извлечение прибыли, но и достижение положительного социального эффекта для национальной экономики. Особенностью иностранных инвестиций является и то, что их вложение в экономику России всегда осуществляется в определенной правовой форме (материальной и процедурно-процессуальной), предусмотренной как национальным законодательством, так и общепризнанными принципами и нормами международного права, а также признанными Российской Федерацией международными договорами.  Исходя из этих социально-экономических и юридических признаков, подробно рассмотренных в работе, автор работы обосновывает значение инвестиционной деятельности иностранного инвестора, под которой предлагается понимать осуществляемое им в соответствии с правилами и процедурами, установленными общепризнанными принципами и нормами международного права, законодательством Российской Федерации и признанными ею международными договорами, вложение в объекты предпринимательской и других видов деятельности принадлежащих иностранному инвестору имущественных и интеллектуальных ценностей с целью извлечения прибыли и достижения положительного социального эффекта. Основной формой иностранных инвестиций являются прямые инвестиции. В Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999г. (в ред. от 03.06.2006г.) «прямые иностранные инвестиции» определяются как – приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерацией; осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей. Из приведенного определения прямых иностранных инвестиций в соответствии с законом можно сделать вывод, что «прямые инвестиции» влекут за собой всеобъемлющий коммерческий контроль.  Кроме данного определения в ряде литературных источников приведены несколько отличительные определения. Рассмотрим данные определения прямых иностранных инвестиций в разных источниках с указанием их недостатков в таблице 1.1.

    Таблица 1.1

    Определение «прямых иностранных инвестиций» в разных источниках

    и их недостатки

    Где

    Определение

    Недостатки

    1. Большой экономический словарь / под. ред. А. М. Азарилияна. М.- «Институт новой экономики». 1997.

    Категория международной инвестиционной деятельности, отражающая стремление хозяйственной единицы резидента одной страны приобрести устойчивое влияние на деятельность предприятий в другой стране, т.е.   установление долгосрочных отношений между прямым инвестором и указанным предприятием, а также довольно существенную роль инвесторов в управлении этим предприятием. ПИИ могут осуществляться в форме взносов в уставной капитал, кредитов, полученных от зарубежного совладельца предприятия, в прочих формах (например, дополнительные акции, приобретенные прямым инвестором; реинвестированный доход; оборудование, переданное прямым инвестором организации и т.п.). Предприятие прямого инвестирования определяется как корпоративная или некорпоративная единица, в которой прямому инвестору принадлежит не менее 10% обычных акций или голосов акционеров (для корпоративных предприятий) либо эквивалент такого участия (для некорпоративных предприятий).

    –  приток передовых технологий и мощностей;

    –  перенос практических навыков и управленческого мастерства;

    –  товарные марки и патенты;

    –  создание новых рабочих мест;

    –  решение проблем утечки мозгов;

    –  повышение качества продукции;

    –  повышение конкурентоспособности продукции.

    2.Финансово-кредитный энциклопедический словарь. / Под общ. ред. А. Г. Грязновой. М. «Финансы и статистика» 2007.

    Долгосрочные вложения, при осуществлении которых инвестор преследует стратегические цели. Подобный вид инвестиций не носит спекулятивного характера, поведение инвестора стабильно. Эти ресурсы наиболее привлекательны при финансировании капиталовложений. Прямой (стратегический) инвестор часто обеспечивает не только приток финансовых ресурсов, но и трансферт (перевод) технологии, управленческого опыта, способствует сбыту продукции.

    –  товарные марки и патенты;

    –  создание новых рабочих мест;

    –  решение проблем утечки мозгов;

    –  повышение качества продукции.


    Итак, на основе рассмотренных определений и выявленных недостатков можно сделать вывод, что, при грамотном привлечении и использовании, – это не захват иностранными инвесторами предприятий или отраслей, а приток передовых технологий и мощностей, оборудования и «ноу-хау», а также перенос практических навыков и управленческого мастерства, рост объема производства, новые рабочие места, решение проблем утечки мозгов, повышение качества продукции, ее конкурентоспособность и, конечно же, решение финансовых проблем.

    Россия имеет благоприятные возможности для своего экономического развития и активного участия в международном разделении труда и зарубежные инвесторы высоко оценивают инвестиционные перспективы в России, что связано как с общим потенциалом страны, так и с недооценкой акций отечественных предприятий.

    Современный этап структурной перестройки российской экономики, переживающей выход на международные рынки, выдвигает на первый план проблему привлечения иностранных инвестиций.

    В современной экономической ситуации, характеризующейся в том числе острым дефицитом ресурсов для производственного инвестирования и модернизации экономики, значимость долгосрочных, не спекулятивных инвестиций для экономики России имеет высокое значение.

    Учитывая серьезное технологическое отставание экономики по большинству позиций, России необходимы финансовые ресурсы, которые могли бы принести новые технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций.

    В этих условиях значение притока иностранных инвестиций обусловлена необходимостью решения как текущих задач, связанных с поддержанием экономического роста, так и носящих чрезвычайный характер, возникающих, в частности, из-за неотвратимой необходимости ликвидации угрозы возникновения острого кризиса, связанного с массовым выходом из строя российского парка машин и оборудования, давно отслуживших эксплуатационный срок, но продолжающих работу в настоящее время.

     Таким образом, значение повышения инвестиционной активности в России за счет привлечения иностранных инвестиций рассматривается с двух позиций:

    – во-первых, как необходимость обновления производственного аппарата вследствие высокой степени его физического и морального износа;

    – во-вторых, как основа структурной перестройки и перехода к устойчивому развитию промышленного сектора российской экономики, что во многом позволит ускорить преобразования в регионах.

    Современное состояние российской экономики вынуждает в настоящее время имеет возможность привлекать только краткосрочный капитал, так как привлечение долгосрочных средств требует организации инвестиционных тендеров и значительного времени и практически не дает сиюминутного дохода в пользу бюджета.

    Приток иностранных инвестиций идет из развитых стран, обуславливаясь их стремлением расширить торговлю с Россией и следуя за торговыми потоками, прокладывающими путь долгосрочным вложениям в российскую экономику.

    Основные страны-инвесторы в Российскую экономику являются - Кипр, Нидерланды, Люксембург, Германия, Великобритания, США, Франция. На долю этих стран приходится до 80% от общего объема иностранных инвестиций, в том числе 77% прямых инвестиций от общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.

    Стратегическая цель иностранных государственных финансовых институтов – включить российское рыночное пространство в сферу интересов национальных компаний. Это подразумевает создание в России устойчивых рынков сбыта для товаров национальных производителей и также конструирование финансовых и технологических связей.

    Прямое инвестирование в российские предприятия, как правило, наиболее эффективно в рамках программы по их коренной реконструкции.

    Иностранный капитал в Российской экономике играет сейчас роль катализатора роста лишь в нескольких узких секторах производства, ориентированных в первую очередь на зарубежный спрос.

    При принятии решения об осуществлении на нем инвестиционной деятельности иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего на инвестиционный климат России. Принимая во внимание тот факт, что за последние несколько лет многие мировые экономические агентства сменили негативную оценку инвестиционного климата России на позитивную иностранные инвесторы очень осторожно вкладывают свои средства в совместные проекты с российским бизнесом.

    Таким образом, рассмотрев понятие инвестиций, их сущность, раскрыв значение иностранных инвестиций для экономического развития России, можно сделать вывод, что приток иностранных инвестиций в Российскую экономику рассматривается как один из стратегических источников финансирования развивающейся экономики.

    Кроме того,  приток капиталовложений из-за рубежа сопровождается  передачей технологий, отвечающих современным критериям. Иностранные инвестиции обеспечивают повышенный уровень культуры производства, открытости предприятия, качества продукции. Иностранные инвестиции формируют предпосылки для увеличения валютных поступлений в соответствующую страну, что позволяет ускоренно развиваться экономике, повышать конкурентоспособность отечественных предприятий.

    Следовательно, значение прямых иностранных инвестиций для экономики России проявляется в структурной и технологической её модернизации при переходе к постиндустриальной стадии развития государства.














    2. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику  Российской Федерации


    Широкое привлечение иностранного капитала в Российскую экономику создает целый ряд проблем, требующих теоретического осмысления и принятия практических решений, которые обеспечивали бы согласование глобализационных и национальных экономических интересов.[9]

    Развивая сформулированные в первом пункте работы сущность и значение иностранных инвестиций для экономики России, автором работы подчеркивается, что главной целью и показателем эффективности в сфере иностранных инвестиций является, с одной стороны, создание благоприятного инвестиционного климата, способствующего притоку иностранных инвестиций в экономику России, с другой стороны, подчинение направленности иностранных инвестиций национальным интересам развития собственной экономики, ее структурной перестройке соответственно потребностям обеспечения экономической безопасности и устранения диспропорций в социальной сфере.

    На основе реального положения дел в области привлечения иностранных инвестиций, можно сделать вывод, что обе эти задачи решаются неудовлетворительно.

    Аргументируя этот вывод, автор работы, опираясь на анализ госстатотчетности,[10] отмечает, что приоритеты иностранных инвесторов и приоритеты структурной перестройки российской экономики не совпадают.

    От общего объема накопленных на конец 2007 г. иностранных инвестиций в российскую экономику на долю сельского и лесного хозяйства приходится всего 0,6%, в рыбоводство и рыболовство – 0,1%, на добычу полезных ископаемых – 19,4%; инвестиции в металлургическое производство, производство машин, электронного и оптического оборудования, транспортных средств, строительство не превышают 1,4%, в то время как на долю оптовой и розничной торговли приходится более 25%.[11]

    Около 70% иностранных инвестиций в Москве, Санкт-Петербурге и ряде крупнейших городов России приходится на долю розничной торговли. Продолжается активная скупка российских предприятий транснациональными компаниями, однако не для их модернизации в интересах российской экономики, а в целях устранения конкуренции на российском и международном рынках, расширения собственных рынков сбыта.

    Кроме того, при некотором увеличении общего объема иностранных инвестиций они по-прежнему не покрывают соответствующих потребностей России.

    Отмечается, что на общем фоне обновления соответствующего законодательства, далеко не всегда своевременно устраняются противоречия между отдельными правовыми актами, что особенно характерно для налогового и таможенного законодательства; сложным и  забюрократизированным остается порядок выдачи миграционных карт, разрешений на осуществление трудовой деятельности и регистрации по месту жительства для иностранных бизнесменов; медленно продвигается работа по созданию необходимых условий для использования электронной подписи в документообороте.

    Коррупции и административному произволу способствует нечеткость нормативного порядка ряда процедур государственной регистрации компаний с иностранными инвестициями и аккредитации филиалов и представительств иностранных компаний, лицензирования их деятельности. 

    Таким образом, выделим общие сферы основных проблем экономики России в области привлечения иностранных инвестиций.[12]

    К ним относится:

    – мaкpoэкoнoмикa;

    – сocтoяниe гocyдapcтвeннoгo дoлгa;

    – гocyдapcтвeннoe yпpaвлeниe и экoнoмичecкaя пoлитикa;

    – интeллeктyaльнaя coбcтвeннocть;

    – зaкoнoдaтeльcтвo и cyдeбнaя зaщитa.

    – сoблюдeниe oбязaтeльcтв пo кoнтpaктaм;

    – пpecтyпнocть и кoppyпция;

    – нaлoги;

    – бaнкoвcкaя cиcтeмa;

    – вaлютнaя и тopгoвaя пoлитикa;

    – пoлитикa мecтныx влacтeй;

    – рaзличия в инвecтициoннoм климaтe для мecтныx и инocтpaнныx инвecтopoв.

    Главным препятствием, для притока иностранных инвестиций являются бюрократические барьеры и коррупция. Решение важных для иностранных инвесторов вопросов решается длительное время. Кроме того, законодательство не обеспечивает ни специального налогового режима, ни полноценных гарантий, в том числе от национализации, ни стабильности условий контракта.

    Многие нормы законов носят декларативный и отсылочный характер. В основном внимание уделяется крупным «приоритетным» проектам, которым льготы предоставляются на федеральном уровне.[13]

    Определенная незавершенность законодательной базы регулирования иностранных инвестиций в России усиливаются слабостью организационного механизма разработки и применения государственной политики в этой сфере.[14]

    Таким образом, можно выделить три группы проблем:

    – правовые проблемы;

    – проблемы организационно-правового характера;

    – структурно-институциональным проблемы.

    К числу правовых проблем отнесены: нестабильность инвестиционного и конкретизирующего его законодательства; пробелы правового регулирования, в частности, в вопросах компенсации при реквизиции и национализации имущества иностранного инвестора; отраслевые и межотраслевые противоречия правовых предписаний; просчеты технико-юридического характера при формулировании правовых норм.

    К проблемам организационно-правового характера отнесены сложность и недостаточная юридическая четкость процедур регистрации, аккредитации и лицензирования, государственного контроля и надзора, повышающие риск коррупции, злоупотребления правом, расширение сферы административного усмотрения.

    К структурно-институциональным проблемам отнесены: нестабильность структуры федеральных ведомств, не всегда обоснованное переопределение между ними сфер государственного регулирования и полномочий, в результате чего нередко «теряются» те или иные функции в экономической и социальной сферах; просчеты в «самоорганизации» внутриаппаратных и организации  внеаппаратных административно-правовых отношений; до сих пор не устраненные дублирование и избыточность функций федеральных ведомств, избыточность госаппарата; просчеты в организации взаимодействия и координации.

    Установлено, что в настоящее время Россия, несмотря на ее постоянно повышающийся потенциал, по импорту капитала занимает весьма скромное место в мире. Более того, в последнее время снижается доля прямых иностранных инвестиций в российскую экономику, они оказываются более рискованными по сравнению с кредитной формой вложений.[15] В структуре иностранных инвестиций преобладают «прочие» инвестиции, требующие в конечном итоге погашения. Это, в свою очередь, ведет к финансовой зависимости предприятий, а также к росту внешнего долга.

    Остро стоит проблема отраслевого «перекоса» привлечения иностранных инвестиций. В настоящее время иностранные инвесторы в России ориентируются на вложения в отрасли, обеспечивающие гарантированный экспорт или быстрый оборот вложенных средств (нефтедобыча, добыча других природных ресурсов, торговля и общественное питание, пищевая промышленность).[16] Зарубежные инвестиции не идут в те отрасли, которые наиболее нуждаются в них, и являются приоритетными для развития экономики России (сельское хозяйство, машиностроение, производственная инфраструктура).

    Очевиден существенный пробел в современной инвестиционной политике Российской Федерации, выражающейся в отсутствии четких приоритетов в вопросах привлечения и стимулирования капиталовложений в высокотехнологические отрасли, которые сегодня являются главной движущей силой мировой экономики.[17]

    Проблемой остается региональный дисбаланс иностранных инвестиций, что связано со значительной дифференциацией регионов по уровню инвестиционного риска и инвестиционного потенциала.

    Иностранный инвестор присутствует в тех регионах страны, в которых сосредоточены отечественные финансовые ресурсы (г. Москва – лидер по привлеченным инвестициям, г. Санкт-Петербург), которые обладают значительными запасами сырья (Тюменская, Сахалинская области, Красноярский край), имеют развитую инфраструктуру и сравнительно высокую платежеспособность населения (Свердловская, Челябинская, Омская области).

    Одной из причин низкого уровня привлечения прямых иностранных инвестиций в Россию также выступает отсутствие общей продуманной инвестиционной политики.

    Корректировка политики правительства и центрального банка по привлечению иностранных инвестиций целесообразна, в частности, в отношении кредитной блокады инвестиционных проектов, когда ставка рефинансирования и доходность государственных краткосрочных обязательств поддерживаются на уровне, превышающем среднюю рентабельность предприятий реального сектора. Одновременно необходимы стабилизация фискальной политики, снижение налогового бремени на первоначальном инвестиционном этапе, создание льготных условий для реинвестирования прибыли в производство.

    Перспектива привлечения прямых иностранных инвестиций реальна, но только в случае, если российские власти прислушаются к предложениям потенциальных инвесторов:

    – снизить им налоговое бремя до уровня российских инвесторов,

    – продолжить работу по приведению российского бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами, что позволяет потенциальным инвесторам более достоверно оценивать деятельность и балансовые показатели российских предприятий при сотрудничестве с ними;

    – принять законопроекты, регламентирующие работу иностранных инвесторов в России в сфере торговой политики, движения товаров и капиталов, а также концепцию страхования и гарантий иностранных инвестиций в России, что особенно актуально после августовских событий 1998г.;

    – допустить иностранных инвесторов в стратегически важные отрасли российской экономики. При этом правительство, конечно, должно жестко контролировать соблюдение инвестиционных обязательств, взятых на себя зарубежными партнерами.

    На международных финансовых рынках необходимые ресурсы могут привлекаться крупнейшими отечественными компаниями и банками, в частности, в форме еврооблигаций.

    Транснациональные корпорации, осуществляя прямые капиталовложения за рубежом, ориентируются прежде всего на доступный и емкий внутренний рынок сбыта в стране-реципиенте капитала. Рост национального производства и повышение качества жизни населения России послужат основой для более значительного притока иностранных инвестиций в экономику страны.

    Инвестиционный потенциал России обеспечивается высоким уровнем спроса на капиталовложения со стороны производственного сектора и существующими предпосылками для его реализации:

    а) многочисленные квалифицированные и относительно дешевые кадры проектантов, застройщиков, подрядчиков, инженеров, конструкторов, других специалистов, а также рабочих массовых профессий.

    б) достаточно мощный научный потенциал, особенно в области физических, космических, технических и естественных дисциплин:

    в) разветвленная, хотя и сильно изношенная производственная, инженерная, транспортная и другие инфраструктуры;

    г) емкий и ненасыщенный внутренний рынок.[18]

    Другое направление совершенствования государственной экономической политики - создание и обеспечение четкого функционирования инфраструктуры рынка, снижение трансакционных издержек и развитие частного предпринимательства.

    Привлечению зарубежных производственных капиталовложений, помимо улучшения общего инвестиционного климата, может способствовать:

    – целенаправленное продвижение информации на внешних рынках капитала, раскрывающей особенности и преимущества реализации инвестиционных проектов в России и учитывающей психологию и цели зарубежных инвесторов;

    – координация политики налогообложения импортируемых товаров и продукции, произведенной на внутреннем рынке;

    – снижение таможенных пошлин на ввоз современного технологического оборудования;

    – совершенствование институциональной структуры российской экономики;

    – упрощение организационных процедур и сокращение сроков принятия решений при рассмотрении инвестиционных проектов в соответствующих инстанциях;

    – четкая регламентация прав, связанных с владением собственностью на территории РФ;

    – снижение различного рода рисков.

    Таким образом, можно сделать вывод, что особую роль в привлечении иностранных инвестиций, играют условия приватизации и административного режима для инвесторов.

    Административный режим распределяет ответственность между правительственными и местными властями, доступ к важной информации о правовых условиях, конкретных проектах, способах и объектах приватизации.

    Важным аспектом в рамках правового поля Российской Федерации,  является обеспечение надлежащего исполнения принятых законодательных актов. Такие трудности возникают по причине юридической некомпетентности (неинформированности о нововведениях в области права) отдельных юридических лиц или сознательное несоблюдение норм, предписанных законом.

    Стратегия в области иностранных инвестиций должна быть тесно связана с общей структурной и инвестиционной политикой России.

    Иностранные вложения в некоторой степени могут компенсировать нехватку внутренних капиталов. Важную роль может сыграть гибкая финансовая политика, учитывающая реальные потребности отраслей и регионов России.


    Важно, чтобы государственная политика была направлена не только на решение задач российской экономики в целом, но и решала задачи, стоящие непосредственно перед конкретным российским предприятием, в частности по вопросу о привлечении иностранных инвестиций.

    Национальная политика регулирования иностранных инвестиций - один из важнейших факторов оценки привлекательности страны, поскольку она определяет транспарентность национальной правовой и административной системы, которые влияют на издержки иностранных инвесторов.[19]

    Анализ инвестиционной эмпирической модели России показал, что она может повысить эффективность привлечения иностранных, если сумеет реализовать комплекс мер по снижению налогового бремени на бизнес, улучшению организационно-правовых условий для предпринимательской деятельности.

    Важной составляющей политики, является гарантирование иностранным инвесторам защиты их прав и собственности на основе предоставления национального режима (НР) и режима наибольшего благоприятствования (РНБ), определяемые международными инструментами регулирования - двусторонними, региональными, межрегиональными и многосторонними.

    В этой связи автором работы формулирует основные задачи государственно-правового регулирования деятельности иностранных инвесторов, призванные обеспечить гарантированность интересов всех участников инвестиционного процесса, включая баланс интересов государства и иностранных инвесторов, а также количественный рост и качественные параметры иностранных капиталовложений, обеспечивающие интеграцию экономики России в систему мирохозяйственных связей, использование преимуществ международного разделения труда, возможностей развития собственной экономики, прежде всего, ее реального сектора за счет внедрения высокоэффективных зарубежных технологий.

    Такими задачами являются:

    – переход от количественного к качественному развитию;

    – стабилизация финансового положения как необходимого условия экономического роста российской экономики (прежде всего за счет максимального подавления темпов инфляции и увеличение прироста ВВП);

    – сглаживание излишне жесткой денежно-кредитной  политики Центрального банка и Правительства в отношении иностранных банков;

    – подъем отраслей и секторов, важных для жизнеобеспечения страны (промышленность, сельское хозяйство, строительство);

    – ускорение структурной перестройки, развитие новых технически передовых направлений всех современных отраслей и производств;

    – формирование конкурентной рыночной среды, эффективная борьба с монополизмом и создание ликвидной хозяйственной структуры без огромного числа посредников;

    – увеличение экспорта и сдерживание импорта путем создания экс-портоориентированных и импортозамещающих производств.

    Абсолютно приоритетной задачей является упорядочение налогового законодательства – инвесторам нужны не привилегированные условия и более низкие налоговые ставки по сравнению с международными, а разумная, прозрачная и предсказуемая налоговая система.

    Помимо этого, большое значение для повышения привлекательности инвестиций в российскую экономику играет укрепление банковской системы. По-видимому, это означает необходимость расширения присутствия в России иностранных банков, поскольку улучшения в этой сфере не стоит откладывать в долгий ящик. Во всяком случае, предпосылкой усовершенствования банковской системы является более надежное обеспечение прав собственности и особенно прав кредиторов.

    И наконец, одной из наиболее приоритетных задач является упорядочение работы таможенных органов, в которых по словам многих инвесторов, царит произвол и коррупция.

    Иностранные инвестиции в России остаются скромными – а значит необходимо еще многое сделать, чтобы появились благоприятные условия для долгосрочных вложений.[20]

    Таким образом, на основе рассмотренных данных можно сделать вывод, что стратегия в области иностранных инвестиций должна быть тесно связана с общей структурной и инвестиционной политикой России. Иностранные вложения в некоторой степени могут компенсировать нехватку внутренних капиталов.

    Важную роль может сыграть гибкая финансовая политика, учитывающая реальные потребности отраслей и регионов России. Важно, чтобы государственная политика была направлена не только на решение задач российской экономики в целом, но и решала задачи, стоящие непосредственно перед конкретным российским предприятием, в частности по вопросу о привлечении иностранных инвестиций. В истории экономического развития России накоплен богатый опыт привлечения иностранных инвестиций, анализ и использование которого на современном этапе наряду с зарубежным опытом может быть целесообразным при обосновании методов и организации инвестиционной политики.

    Российская Федерация обладает рядом объективных предпосылок для привлечения иностран­ного капитала. К данным предпосылкам в первую очередь относят потенциально емкий рынок, богатые запасы природных ресурсов, достаточно квалифицированная и дешевая рабочая сила, значительный научно-технический потенциал.

    Однако реализация имеющихся перспектив требует разработки эффективной и последовательной политики в области привлечения иностранных инвестиций, принятия необходимых мер, направленных на совер­шенствование инвестиционного климата, минимизация негативных факторов снижающих инвестиционную привлекательность, а также разработки региональной инвестиционной политики, характеризующейся четким формулированием целей и задач социально-экономического развития, решаемых на основе привлечения иностранных инвестиций.
































    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК



    1. Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" №160-ФЗ от 9 июля 1999 г.

    2. Аскинадзи В.М. Инвестиционное дело: учебник /В. М. Аскинадзи, В. Ф. Максимова, В. С. Петров. - М.; М.: Market DS; Маркет ДС корпорейшн, 2006.- 509 с.

    3. Большой экономический словарь / под. ред. А. М. Азарилияна. М.- «Институт новой экономики». 1997.

    4. Басс А.Я. Теоретические основы перманентного инвестиционного процесса /А. Я. Басс, О. В. Брежнев; Ин-т экономики и орг. пром. пр-ва, Сиб. отд-ние Рос. акад. наук. - Новосибирск: ИЭОПП, 2006.- 103 с.

    5. Болюх А.Я. Правовой режим иностранных инвестиций в России: учеб. пособие /Болюх А. Я., Шахов А. О., Силкин В. В.; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России. - М.: МГИМО-ун-т, 2006.- 263 с.

    6. Волков А.С. Создание рыночной стоимости и инвестиционной привлекательности /А. Волков, М. Куликов, А. Марченко. - М.: Вершина, 2007.- 302 с.

    7. Грацинская Г.В. Управление эффективностью и моделирование инвестиционных процессов /Г. В. Грацинская. - Гатчина: Изд-во Ленингр. обл. ин-та экономики и финансов, 2007.- 121 с.

    8. Инвестиции в России: ст. сб. /Федер. служба гос. статистики; [редкол.: А. Е. Суринов (пред.) и др.]. - [Изд. офиц.]. - М.: Федер. служба гос. статистики, 2007.- 317 с.

    9. Инвестиционные процессы в России /под ред. Е. Р. Орловой. - М.: URSS; КомКнига, 2006.- 180, с.

    10. Инвестиции: учебник: [для вузов по специальности "Нац. экономика" /А. Ю. Андрианов, С. В. Валдайцев, П. В. Воробьев и др.]; под ред. В. В. Ковалева [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Проспект, 2006.- 584 с.

    11. Кучарина Е.А. Инвестиционный анализ /Е. А. Кучарина. - СПб.: Питер, 2007.- 160 с.

    12. Казаченко Л.Д. Инвестиционная политика: учеб. пособие для студентов специальности 060700 "Нац. экономика" /Л. Д. Казаченко; Федер. агентство по образованию, Чит. гос. ун-т. - Чита: Изд-во Чит. гос. ун-та, 2006.- 237 с.

    13. Моисеев С.Р. Денежно-кредитный энциклопедический словарь /С. Р. Моисеев. - М.: Дело и Сервис, 2006.- 383 с.

    14. Международные банковские и финансовые термины: толковый слов.: [на англ. яз.]=International banking and finance terms. - СПб.: КАРО, 2006.- 360 с.

    15. Онгоро Т.Н. Прямые иностранные инвестиции в экономику развивающихся стран: опыт анализа западных теоретических оценок и международной статистики /Т. Н. Онгоро; Федер. агентство по образованию, С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов, Каф. междунар. экон. отношений. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2006.- 176 с.

    16. Платонова Е.Д. Инвестиционная деятельность в реальном секторе трансформационной экономики: (вопр. теории и методологии) /Е. Д. Платонова; Моск. гос. обл. ун-т. - М.: Изд-во МГОУ, 2005.- 223 с.

    17. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. / Под общ. ред. А. Г. Грязновой. М. «Финансы и статистика» 2007

    18. Факов В.Я. Финансовый словарь: в 2 т.. - М.
    Т. 2: Русско-английский словарь: ок. 14000 терминов. - 2005.- 495, с.

    19. Шилова Е.В. Влияние инвестиционных процессов на экономический рост /Е. В. Шилова; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М.: Андреева Т. М., 2006.- 148, с.

    20. Ясиновская О.А. Инвестиции в настоящее: власть и бизнес в режиме диалога /О. А. Ясиновская, В. Н. Нефедов. - Н. Новгород: Изд-во Волго-Вят. акад. гос. службы, 2006.- 219 с.




    [1] С.Р. Моисеев Денежно-кредитный энциклопедический словарь /С. Р. Моисеев. - М.: Дело и Сервис, 2006.- 383 с.

    [2] Международные банковские и финансовые термины: толковый слов.: [на англ. яз.]=International banking and finance terms. - СПб.: КАРО, 2006.- 360 с.

    [3] В.Я. Факов Финансовый словарь: в 2 т.. - М.Т. 2: Русско-английский словарь: ок. 14000 терминов. - 2005.- 495, с.

    [4] Е.Д. Платонова Инвестиционная деятельность в реальном секторе трансформационной экономики: (вопр. теории и методологии) /Е. Д. Платонова; Моск. гос. обл. ун-т. - М.: Изд-во МГОУ, 2005.- 223 с.

    [5] Лютова И.И. Инвестиции /И. И. Лютова; Нац. ин-т бизнеса. - М.: Нац. ин-т бизнеса, 2006.- 430, с.

    [6] Инвестиции: учебник: [для вузов по специальности "Нац. экономика" /А. Ю. Андрианов, С. В. Валдайцев, П. В. Воробьев и др.]; под ред. В. В. Ковалева [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Проспект, 2006.- 584 с.

    [7] В.М. Аскинадзи Инвестиционное дело: учебник /В. М. Аскинадзи, В. Ф. Максимова, В. С. Петров. - М.; М.: Market DS; Маркет ДС корпорейшн, 2006.- 509 с.

    [8] Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" №160-ФЗ от 9 июля 1999 г. (в ред. от 03.06.2006г.)

    [9] Шилова Е.В. Влияние инвестиционных процессов на экономический рост /Е. В. Шилова; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М.: Андреева Т. М., 2006.- 148, с.

    [10] Официальный сайт Росстата  в Интернете: www.gks.ru

    [11] Обзор российского рынка прямых и венчурных инвестиций, 1997-2007: [аналит. сб. /Рос. ассоц. прямого и венчур. инвестирования (РАВИ)]. - СПб.: Феникс, 2007.- 48 с.

    [12] Инвестиции в России: ст. сб. /Федер. служба гос. статистики; [редкол.: А. Е. Суринов (пред.) и др.]. - [Изд. офиц.]. - М.: Федер. служба гос. статистики, 2007.- 317 с.


    [13] Инвестиционные процессы в России /под ред. Е. Р. Орловой. - М.: URSS; КомКнига, 2006.- 180, с.

    [14] Ясиновская О.А. Инвестиции в настоящее: власть и бизнес в режиме диалога /О. А. Ясиновская, В. Н. Нефедов. - Н. Новгород: Изд-во Волго-Вят. акад. гос. службы, 2006.- 219 с.

    [15] Казаченко Л.Д. Инвестиционная политика: учеб. пособие для студентов специальности 060700 "Нац. экономика" /Л. Д. Казаченко; Федер. агентство по образованию, Чит. гос. ун-т. - Чита: Изд-во Чит. гос. ун-та, 2006.- 237 с.

    [16] Кучарина Е.А. Инвестиционный анализ /Е. А. Кучарина. - СПб.: Питер, 2007.- 160 с.

    [17] Грацинская Г.В. Управление эффективностью и моделирование инвестиционных процессов /Г. В. Грацинская. - Гатчина: Изд-во Ленингр. обл. ин-та экономики и финансов, 2006.- 121 с.

    [18] Басс А.Я. Теоретические основы перманентного инвестиционного процесса /А. Я. Басс, О. В. Брежнев; Ин-т экономики и орг. пром. пр-ва, Сиб. отд-ние Рос. акад. наук. - Новосибирск: ИЭОПП, 2006.- 103 с.

    [19] Волков А.С. Создание рыночной стоимости и инвестиционной привлекательности /А. Волков, М. Куликов, А. Марченко. - М.: Вершина, 2007.- 302 с.

    [20] Болюх А.Я. Правовой режим иностранных инвестиций в России: учеб. пособие /Болюх А. Я., Шахов А. О., Силкин В. В.; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России. - М.: МГИМО-ун-т, 2006.- 263 с.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Роль иностранных инвестиций в экономике России ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.