Содержание
Введение. 3
Глава 1.
Теоретическое освещение вопросов, раскрывающих понятие «самооценка» в
психолого-педагогической литературе. 5
1.1. Понятие
«самооценка» в психологическом аспекте. 5
1.2. Опыт
изучения учебной самооценки старшего школьника. 11
Глава 2.
Экспериментальное исследование. 18
Заключение. 23
Литература. 24
Приложение. 25
Значение самооценки в
жизни человека велико. Она выступает важнейшим фактором мотивации и
деятельности.
Для психолога и педагога
крайне важно уметь определять самооценку школьника, чтобы на основе полученных
результатов находить наилучшие методы и способы воздействия на ребенка с целью
повышения личностной и учебной самооценки. В связи с этим можно говорить об актуальности
нашего исследования.
Цель данной работы – рассмотреть способы и особенности определения самооценки детей старшего школьного возраста.
Объект – учебная и личностная самооценка ребенка.
Предмет нашей работы – способы определения самооценки детей старшего школьного возраста.
Указанная цель
предполагала решение следующих конкретных задач:
1.
Рассмотреть
теоретические вопросы, раскрывающие понятие «самооценка» в
психолого-педагогической литературе.
2.
Обратиться к
опыту исследования учебной самооценки детей старшего школьного возраста.
3.
Провести
экспериментальное исследование личностной самооценки детей старшего школьного
возраста.
Нами выдвигается
следующая гипотеза: детям старшего школьного возраста присуща
адекватная самооценка.
Теоретической
разработкой проблем определения самооценки детей занимались такие
исследователи, как Л.М.Кротова, К.Р.Сидоров, Л.Олийнык, И.Д.Шустова. Их работы,
опубликованные в периодических изданиях, явились опорой для решения
поставленных нами задач.
В
исследовании использовался метод теоретического анализа
психолого-педагогической литературы.
Решение
вышеперечисленных задач определяет логику изложения материала данной работы, её
структуру, принципы выделения глав и параграфов.
Структура
курсовой работы. В исследовании выделены введение, основная часть (состоящая из
двух глав), заключение, список литературы, приложение.
Во
Введении обосновывается актуальность выбранной темы. Определяется предмет
исследования, его объект, цели и задачи. Указывается методологическая основа
работы.
Первая глава освещает
теоретический материал исследований самооценки детей старшего школьного
возраста.
Вторая глава заключает
экспериментальное исследование.
В Заключении
обобщаются теоретические и практические результаты исследования, формулируются
основные выводы по материалу работы.
Понятие «самооценка» в психолого-педагогической литературе
определяется как одна из разновидностей оценочных способностей.
Процесс самопознания человека, в
котором формируется самооценка и развивается способность к оцениванию, сложен.
Иногда, прожив жизнь, человек не в состоянии разобраться в самом себе, не говоря уже о
понимании окружающих. Эта задача трудна в то время, когда он как личность
проходит период становления, его оценочные способности только формируются.
Самооценка определяет поведение
учащихся - это начало становления самосознания, успешного самовоспитания,
саморазвития личности.
Адекватная и правильная самооценка побуждает к
активности, к избавлению от недостатков. Завышенная самооценка приводит к тому, что ребенок не реагирует на
замечания.
Ошибки и недостатки в поведении могут
превратиться в привычки, от которых трудно избавиться.
Самооценка связана с самосознанием,
самоконтролем. Ее значение велико; она важна для налаживания нормальных
отношений школьников с учителями, родителями, товарищами. Завышенная самооценка -
конфликты, трудноразрешимые
межличностные противоречия.
Самое сильное влияние на самооценку оказывает
мнение родителей и близких.[1] Самооценка
запечатлевается на эмоциональном уровне и в дальнейшем «обрастает» целой
системой нерациональных установок. Маленький человек строит ее в зависимости
от того, как к нему относятся взрослые. Делает он это неосознанно: словесные
установки типа «ты у меня самый умный и красивый» формируются намного позже. Сегодня дети в обеспеченных
семьях при определенных условиях часто считают себя избранными. Их
жизненная установка - «Я получу все, что захочу» - в дальнейшем
может привести к серьезным проблемам. Но и излишне суровое воспитание также приносит
печальные плоды. Когда ребенка не поощряют, не замечают его достижений, он
теряет инициативу, желание что-то делать при том, что он имеет определенные
достоинства.
Развитие личности не прекращается в
течение всей жизни, поэтому и самооценка развивается на всех этапах развития человека.
Обратимся к психологам, непосредственно занимающимся проблемами
роли оценки и самооценки старших школьников.
В.Сафин отмечал, что дети 15-17 лет становятся более
критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника.
Особенно высокие требования они предъявляют к моральным,
нравственным качествам одноклассников. В.Ф.Сафин изучал особенности оценки
старшеклассников морально-волевых качеств их сверстников. Оказалось, что
старшеклассники в оценке свойств своих одноклассников моральные качества
предпочитают волевым.[2]
Так, восьмиклассники только в 57% случаев отдают предпочтение
моральным качествам, десятиклассники же 72% случаев. Это создаёт благоприятную
почву для формирования моральных установок.
Были обнаружены и половые различия в оценке личностных
качеств.
Подавляющее большинство девушек оценивают своих товарищей преимущественно по
моральным свойствам. У юношей эта тенденция выражена менее ярко. Однако и у
юношей по мере перехода из класса в класс количество таких оценок
увеличивается.
В том же исследовании учащимся 8-х - 10-х классов
предлагалось оценить в баллах ряд проявляющихся в поведении своих сверстников
моральных качеств. Оказалось, что восьмиклассники в целом дают более высокие
оценки, чем десятиклассники, это объясняется психологом тем, что
десятиклассники предъявляют более высокие требования к морально-волевым
качествам.
Учителя оценивали те же самые качества восьмиклассников на
0,2-0,3 балла ниже, а десятиклассники на 0,3-0,4 балла ниже. Это говорит о
взрастающей в процессе формирования старшего школьника самокритичности.
Для личности старшего школьника, как показывают исследования,
самооценка имеет большую значимость, что говорит о высоком уровне самосознания.
В самооценке старшеклассники проявляют известную
осторожность. Они охотнее говорят о своих недостатках, чем о достоинствах. И девушки
и юноши называют у себя такие качества, как вспыльчивость, грубость, эгоизм.
Среди положительных черт наиболее часто встречаются такие самооценки: верен в
дружбе, не подвожу друзей, помогу в беде. То есть на первый план выступают те
качества, которые важны для установки контактов со сверстниками, или те,
которые этому мешают (вспыльчивость, грубость, эгоизм).
Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преувеличении умственных
способностей. Это проявляется по-разному: те, кому легко даётся учёба, считают,
что и в любой умственной работе они будут на высоте положения; ученики,
выделяющиеся успехами по определённому предмету, готовы верить в свой
специальный талант; даже слабо успевающие ученики обычно указывают на какие-то
другие свои достижения.
И.С.Кон заметил: «Чем важнее для личности оцениваемое
свойство, тем вероятнее включение в процесс самооценки механизмов
психологической защиты».
По данным Я.П.Коломинского, старшеклассники, отвергнутые
сверстниками, склонны преувеличивать свой групповой статус, считать своё
положение в коллективе более благоприятным, чем оно есть на самом деле.
Так же, как и завышенная самооценка, заниженная самооценка неблагоприятно
действует на ребенка. Возникает чувство неуверенности, страха, апатии. В этой
ситуации таланты и способности не будут развиваться, и могут вообще не
проявляться.
Д.И. Фельдштейн отмечает: на рубеже среднего школьного и
старшего возрастов происходит своеобразный кризис самооценки. Характерное для
среднего школьника равновесие между позитивными и негативными самооценками нарушается,
отмечается резкий рост недовольства собой, распространяющегося главным образом
на сферу учебной деятельности и на взаимоотношения с окружающими. У мальчиков
этот кризис выражен более резко, чем у девочек.[3]
Наряду с
изменением аффективного компонента самооценки происходит смена определяющего
критерия в оценке своей личности, как реальной, так и желательной. Для младших
и средних школьников таким критерием выступают качества, необходимые для
успешного осуществления учебной деятельности, а для подростков -
нравственно-психологические черты, связанные с взаимоотношениями с другими
людьми.
Существуют также различия в направленности размышлений о
себе у мальчиков и девочек среднего школьного возраста. Если для мальчиков
очень важны достижения в видах деятельности, требующих физической силы и
мужественности, то для девочек более важны особенности их личности,
проявляющиеся во взаимоотношениях с другими людьми. В начале старшего школьного
возраста эти различия сглаживаются, однако у мальчиков по сравнению с девочками
более выражено недовольство собой.
Связанный с переходом от одного возрастного этапа к другому
кризис протекает нормально, если сопровождается критическим отношением к себе
(недовольство собой, переоценка своих достоинств и недостатков) Если же при
этом разрушается самоуважение личности, то кризис следует рассматривать как
перешедший границы допустимой нормы.
В связи
с этим в работе психолога и педагога возникает сложная задача по формированию
у ребенка требовательности к себе, критичности в оценке результатов своей
деятельности и своего поведения, стремления преодолевать трудности. При этом
нельзя допустить, чтобы растущий человек разуверился в своих возможностях,
постоянно сталкиваясь с неудачами как в учебной деятельности, так и в
отношениях с окружающими. Эмоциональное неблагополучие в значимых для ребенка
сферах жизни приводит к тому, что реальные возможности личности не получают
должного развития.
При переходе ребенка в старшую школу объективная ситуация
обучения меняется: усложняются учебный материал и формы работы на уроках,
ребята осознают необходимость подготовки к поступлению в средние и высшие
учебные заведения после школы, многие начинают посещать подготовительные
курсы. Нарушение у подростка баланса позитивных и негативных характеристик
образа «я» препятствует овладению им новой ситуацией учебной деятельности.
Критическое отношение к себе актуализирует у школьника потребность в общей
положительной оценке своей личности, и он оказывается психологически открыт
тем видам деятельности, в которых подтверждаются его социальные ожидания,
раскрываются его возможности в построении взаимоотношений с окружающими.[4]
Главным критерием в оценке себя становятся нравственно-психологические
аспекты взаимоотношений подростка с другими людьми. На эту весьма
перспективную особенность развития детей необходимо опираться при работе с
ними. Такие уродливые формы самоутверждения, как негативизм, цинизм,
паясничанье являются защитной психологической реакцией на длительное
неблагополучие в учебной деятельности и общении.
Подобные формы самоутверждения требуют особого подхода.
Ребенку необходимо предоставить возможность проявить себя с лучшей стороны,
оказаться в чем-то примером для других, осознать значимость порученного ему
дела.
В психологической науке доказана значимость самооценки для
эффективности учебной деятельности школьников старших классов. Наиболее тесная
связь параметров эффективности учебной деятельности прослеживается на уровне
притязаний, который выступает фактором усиления мотивационного ресурса
школьников. Именно поэтому повышение притязаний относительно самооценки дает
более высокую результативность учебы по сравнению с обратной ситуацией либо с
соотношением анализируемых переменных на равном, среднем уровне.
Связь самооценки (СО) с уровнем
притязаний отмечают многие исследователи.
А. Бандура в своей социально-когнитивной
теории вводит и раскрывает понятие «эффективность личности», отражающее чувство
самоуважения, самооценку и компетентность при решении жизненных проблем. Люди
с высокой личностной эффективностью чаще добиваются успеха, получают
повышенные оценки при обучении, ставят более значительные цели, обладают
лучшим физическим и душевным
здоровьем.[5]
Исследования показывают, что неудовлетворительная
успеваемость, слабая мотивация, плохое поведение учащихся в школе во многом
обусловлены отрицательным отношением к себе и заниженной самооценкой.
Имеются данные, указывающие, что лица с пониженной самооценкой менее успешно
справляются с выполнением интеллектуальных заданий, чем лица, обладающие высокой.
Это сохраняется даже при одинаковых значениях уровня развития
интеллекта.[6]
В исследовании Л.В. Бороздиной
отмечается равная продуктивность лиц, имеющих высокую самооценку и средний уровень
интеллекта, и учащихся, обладающих высоким IQ и средним уровнем самооценки
(на материале учебной деятельности в средней школе).[7]
Близкие к этим данные, раскрывающие роль
уровня СО в эффективности интеллектуальной деятельности подростка, получены
Э.Л.Носенко.
Автором обнаружены статистически достоверные различия по качеству
деятельности в эмоциогенных ситуациях между подростками с низкой и высокой СО.
Качество выполнения деятельности у подростков с низкой СО ниже, чем у подростков
с высокой СО, а время выполнения деятельности больше. Медиатором подобного
влияния выступает эмоциональное
напряжение.
Обратимся к опыту определения учебной самооценки у детей
старшего школьного возраста.
В ряде психологических исследований
(Ш.А.Амонашвили, А.С.Белкин, Р.Берн, Н.Блага, Л.И.Божович) подтверждается, что
в учебной ситуации для ученика важно не реальное оценивание себя (то есть
адекватная самооценка), а скорее авансированное, так как ученику важнее
чувствовать себя успешным, нежели реально оцененным. По мнению таких авторов,
как Ш.А.Амонашвили, А.С.Белкин, Р.Берн, Н.Блага оценка учеником себя в учении
влияет не только на его активность, но и на эмоциональное благополучие в
целом.
Заметим, что отдельные авторы
(Р.Берн, А.И.Липкина, В.С.Мухина, И.И.Чеснакова), говоря о самооценке
школьника, не уточняют, какую самооценку имеют в виду. Чаще всего под этим
термином подразумевается личностная самооценка. Но данный термин в учебной
ситуации, на наш взгляд, употреблять нецелесообразно, так как личностная
самооценка — понятие многогранное и включает в себя ряд компонентов.
Данный факт мы подтвердим описанием экспериментального исследования,
опубликованном в журнале «Педагогическое мастерство» №1 за 2007.
Исследование проводилось психологами в средней школе № 45 г.Ульяновска, в трех классах. В параллелях 8-ых, 9-ых, 10-ых классов был выбран один контрольный
и экспериментальный класс. По технологии разноуровневого обучения в них преподавались
следующие предметы: алгебра, русский язык, история, физика, биология и химия.
В основу условного деления учеников был положен уровень обученности по данному
предмету. Условно ученики делились на «сильных», «слабых» и « средних».
Группы были относительно подвижны. Если по истории ученик мог быть в группе «сильных»,
то на математике этот же ученик мог быть в группе «слабых». Классы были схожи
по успеваемости. Ребенку предоставлялось право выбора задания. Он мог выполнять
задания любого уровня. В конце каждой четверти учителя подводили итоги: подсчитывали
количество переходов, объясняли их причину (на их взгляд), фиксировали смену
обученности детей (если она происходила), рассказывали о переменах, которые
произошли в детях.
В качестве методики психологами был выбран опросник Ковалева С.В.
Первый замер (стартовый) проводился в сентябре, а повторный в
мае. Числовые данные второго замера показали, что рост в показателях личностной
самооценки не прослеживается. Это могло быть связано с тем, что механизмы
формирования личностной самооценки отличаются от механизмов формирования компонента
личностной самооценки, включающегося при оценивании учеником себя.
На наш взгляд, термин «учебная самооценка» является
компонентом личностной самооценки, возникая при оценивании школьника себя как
ученика.
Чтобы дать более полную и точную характеристику понятию «учебная самооценка»,
проводилась следующая работа. Детям, которые участвовали в эксперименте,
предлагалось ответить на вопрос: «Когда вы оцениваете себя как ученика, по
каким показателям (критериям) вы себя оцениваете?»
Затем был произведен подсчет показателей. Наиболее высокие баллы
получили следующие показатели:
- мои
знания;
- успеваемость (мой успех
в учебе);
- прилежность в учебе (насколько я стараюсь);
- умение применять свои знания в учебной деятельности;
- уверенность (насколько я уверенно чувствую себя на уроке).
Из данных показателей складывается следующее определение. Под учебной
самооценкой следует понимать оценивание школьником себя как ученика, а именно
своих знаний, успеваемости, умения применять свои знания на практике,
уверенность в учебной ситуации.
Следующим шагом в исследовании было выяснение, повышается ли при
разноуровневом обучении учебная самооценка.
В основу исследования легла методика Дембо-Рубинштейна. Но
предложенные в методике параметры - здоровье, ум, характер, авторитет у
сверстников, умение много делать своими руками, уверенность в себе - были
заменены на другие: мои знания, мои способности в учебе (умение применять свои
знания), мое отношение к учебе, желание учиться, моя комфортность в обучении,
мой успех в учебе, моя уверенность в учебной ситуации.
Каждому ученику давался бланк, где было изображено 7 вертикальных линий.
Каждая линия имела название одного параметра. Ученик должен был на линиях
отметить черточкой (-), как оценивает он данное качество у себя, а крестиком
(+) - при каком уровне развития данного качества он бы был в большей степени
удовлетворен.
Также было проведено два замера. Повторный замер показал, что произошла
динамика в росте учебной самооценки в обоих экспериментальных классах (в одном
на 13%, в другом на 10%). В контрольных классах, где разноуровневое обучение
не велось, роста учебной самооценки не наблюдалось.
Данный факт свидетельствует о наличии факторов, которые при определенных
условиях - в частности, при разноуровневом обучении - ведут к повышению
учебной самооценки. Выявление данных условий и стало следующей задачей.
Уточним, что же в педагогической литературе подразумевается
под понятием «условия». Под педагогическими условиями, в педагогической
литературе, чаще всего понимается создание педагогом обстоятельств, которые
позволяют достичь определенного результата в деятельности. Таким
педагогическим условием в данном эксперименте явилось разноуровневое обучение.
В. С. Мухина условия, без которых изменения в наблюдаемом процессе
происходить не могут» называет «пусковым механизмом».[8]
Следующей задачей было выявление «пускового механизма».
Деятельность педагога при использовании любой технологии состоит из
применения им различных методов и приемов. Поэтому для анализа выбиралась группа
приемов, наиболее известных в педагогической литературе, их объединили в
блоки:
- приемы - помощь (образец, схема действий, план работы,
инструкция);
- приемы - подсказка (подсказка формулы, правила, начала
предложения, наводящий вопрос);
- приемы - задания (задания разные по сложности, по способу
выполнения, творческие задания);
- приемы - эмоциональная поддержка (похвала, одобрение, вера
в силы ученика, открытое выражение симпатии).
Детям ледовало ответить на вопрос: «Используют ли данные приемы
педагоги в этих классах и как часто?». Данная работа была также нацелена на
выявление направленности педагогов на использование в своей деятельности различного
рода педагогических приемов. Всем тем, кто участвовал в эксперименте, было
предложено оценить используемые учителем приемы по 4х-балльной системе (1
балл - редко, 2 балла - иногда, 3 балла - часто, 4 балла - всегда или очень
часто).
Полученные результаты отражены в таблице 1.
Из таблицы 1 видно, что наиболее часто используемые приемы - это
приемы - помощь и приемы - эмоциональная поддержка. При разноуровневом
обучении достичь другого уровня ученик может только при условии реальной помощи
и эмоциональной поддержки со стороны педагога.
Таким образом, следует сделать вывод, что такие методические приемы, как
вера в силы ученика, одобрение, похвала (назовем их условно приемы - эмоциональная
поддержка) являются предпосылками повышения учебной самооценки при разноуровневом
обучении. С помощью этих приемов - помощь педагог создает условия для
актуализации способностей ученика, а с помощью приемов - эмоциональная
поддержка он обеспечивает ребенку эмоциональный комфорт.
Ученикам так же раздавались бланки, в которых задавался
вопрос: «Какие приемы, перечисленные в нижеприведенном списке, помогают вам
успешно переходить в учебной деятельности с одного этапа на другой? Оцените по
7-балльной системе их степень значимости для Вас». Результаты опроса оказались
следующими (Таблица 2):
Перечень приемов
|
Место
по рангу
|
Общая
сумма баллов
|
Демонстрация образца
|
1
|
189
|
Исправление
|
|
189
|
Схема действий
|
2
|
184
|
Подробная инструкция
|
3
|
184
|
Одобрение
|
|
181
|
Похвала
|
|
181
|
Вера в силы ученика
|
4
|
181
|
Невербальное выражение симпатии
|
|
179
|
Открытое выражение симпатии
|
|
179
|
Подсказка действий
|
7
|
172
|
Формулы, правила
|
|
169
|
Наводящие вопросы
|
8
|
163
|
Подсказка ключевого понятия
|
|
163
|
Разные задания по сложности
|
9
|
160
|
Вариативные задания
|
10
|
160
|
Задания, разные по объему
|
|
154
|
Задания, разные по способу выполнения
|
|
154
|
Творческие задания
|
|
145
|
Как
видно из таблицы, на 1-2 места по значимости ученики выставляют приемы - помощь,
а на 3-е место приемы - эмоциональная поддержка. Таким образом, можно сделать
вывод: те приемы, которые чаще всего использует учитель в своей работе,
позитивно влияют на самооценку ученика.
Психологам
представлялось интересным выявить связи между «действующими» приемами и ростом
учебной самооценки. Для этого показатели учебной самооценки каждого ученика
сопоставлялись с его ранжировкой приемов.
Оказалось, что у 24% учащихся (от общего состава класса)
учебная самооценка выросла. Данные дети на первое место ставят при ранжировании
приемы - помощь, на второе – приемы - эмоциональная поддержка, на третье – приемы
- подсказка.
У 68% (от общего состава класса) учебная самооценка осталась
прежней. Эти дети при ранжировании приемов на первое место ставят приемы - эмоциональная
поддержка, на второе – приемы - помощь, на третье – приемы - подсказка.
У 8% учащихся (от общего состава класса) учебная самооценка упала. Эти
ребята на первое место ставят приемы - подсказка, на второе - приемы - эмоциональная
поддержка, на третье – приемы – помощь (Таблица 3).
Приемы
|
Учебная СО выросла
|
Учебная СО осталась
прежней
|
Учебная СО упала
|
|
24 %
|
68 %
|
8%
|
Приемы -
помощь
|
1 место
|
2 место
|
3 место
|
Приемы – эмоциональная
поддержка
|
2 место
|
1 место
|
2 место
|
Приемы - подсказка
|
3 место
|
3 место
|
1 место
|
Приемы -
задания
|
4 место
|
4 место
|
4 место
|
Теоретическое исследование возможностей разноуровневого обучения, его
влияния на учебную самооценку школьника, а также опытно-экспериментальная работа,
проведенная психологами в школе № 45 г. Ульяновска, подтвердили влияние разноуровневого
обучения на учебную самооценку старшего школьника.
Совокупность данных экспериментального исследования
позволило исследователям сделать ряд общих выводов:[9]
1.
Разноуровневое
обучение при возможности выбора учеником задания любого уровня является общей
предпосылкой роста учебной самооценки.
2.
У большинства
учащихся, перешедших на более высокий образовательный уровень, повышается и
учебная самооценка.
3.
Повышение учебной
самооценки происходит под влиянием разноуровневого обучения при использовании
педагогом в своей работе приемов, которые воспринимаются школьниками как приемы
- помощь и приемы - эмоциональная поддержка.
Как уже было
отмечено нами выше, самооценка играет большую роль в становлении личности
человека. Исходя из этого, мы провели небольшой эксперимент по выявлению
самооценки.
Испытуемыми
стали 8 учащихся 9-го класса тульской общеобразовательной школы.
Предмет
нашего исследования – самооценка личности.
Цель
исследования заключалась в установлении уровня самооценки учеников 9 класса и в
выявлении качеств личности, по которым они оценивают себя и окружающих.
Основная
гипотеза: дети старшего школьного возраста имеют адекватную самооценку.
Для
проведения исследования нами использовался опросник самооценки личности
старшего школьника Будасси.
Бланк опросника самооценки личности Будасси
Идеал
|
Качества
|
Реальное Я
|
|
Аккуратность
|
|
|
Беспечность
|
|
|
Вдумчивость
|
|
|
Восприимчивость
|
|
|
Гордость
|
|
|
Грубость
|
|
|
Доброта
|
|
|
Жадность
|
|
|
Жизнерадостность
|
|
|
Злопамятность
|
|
|
Застенчивость
|
|
|
Заботливость
|
|
|
Искренность
|
|
|
Капризность
|
|
|
Мнительность
|
|
|
Мечтательность
|
|
|
Нежность
|
|
|
Непринужденность
|
|
|
Настойчивость
|
|
|
Несдержанность
|
|
|
Обаяние
|
|
|
Отзывчивость
|
|
|
Подвижность
|
|
|
Подозрительность
|
|
|
Принципиальность
|
|
|
Высокомерие
|
|
|
Радушие
|
|
|
Развязность
|
|
|
Равнодушие
|
|
|
Решительность
|
|
|
Стыдливость
|
|
|
Сострадательность
|
|
|
Терпеливость
|
|
|
Трудолюбие
|
|
|
Трусость
|
|
|
Увлекаемость
|
|
|
Упорство
|
|
|
Уступчивость
|
|
|
Упрямство
|
|
|
Черствость
|
|
|
Честность
|
|
|
Чуткость
|
|
|
Энтузиазм
|
|
Детям давалась следующая инструкция к опроснику.
1 этап: «Выберите из предложенного списка слов 20 качеств,
которые на Ваш взгляд должны быть присущи идеальному человеку. Проставьте рядом
с выбранными качествами « + » (в 1- ой колонке)».
2 этап: «Из выбранных слов выберите наиболее приятное для
Вас. Поставьте напротив этого слова (в колонке «идеал») цифру 1. Далее из
оставшихся 19 слов так же выберите наиболее неприятное качество и поставьте
напротив этого слова цифру 2. И так далее…»
3 этап: «Из этих же 13 слов выберите качество, наименее
характерное для Вас. И поставьте напротив этого качества в колонке «Реальное Я»
цифру 1. Далее из оставшихся слов так же выберите наименее характерное для Вас
качество и поставьте напротив этого слова цифру 2. И так далее…»
В ходе
опроса детьми выделялись следующие качества:
-
аккуратность 92%;
- доброта,
энтузиазм 85%;
- жизнерадостность
77%;
- обаяние,
нежность, гордость, терпеливость, настойчивость 69%;
-решительность,
осторожность, заботливость 62%;
- искренность,
рассудительность, сострадательность 54%;
- подвижность,
радушие 46%;
- вдумчивость,
упорство, стыдливость 38%;
- сдержанность,
непринуждённость, мечтательность 31%;
- отзывчивость,
увлекаемость, принципиальность 23%;
- застенчивость,
восприимчивость 15%;
- мнительность,
злопамятность, уступчивость 8%.
В результате
учащимися были выделены:
1.
Для идеала
Первостепенное
место заняли: доброта, искренность, вдумчивость. Второстепенное место -
аккуратность, упорство, обаяние, нежность, осторожность, заботливость, жизнерадостность,
рассудительность, застенчивость.
2.Для
самого себя
Первостепенное
место заняли доброта, осторожность, жизнерадостность; второстепенное
место - решительность, нежность, радушие, сдержанность.
Обработка
данных производилась по формуле, данной в учебном пособии Е.И.Рогова
«Настольная книга практического психолога».
В колонке d 1 нами записывалась разница между
данными колонок Идеал и Реальное Я (из большего числа вычиталось меньшее).
Затем в колонке d 2 эта разница возводилась в квадрат.
После этого складывались все числа из колонки d 2.
Интерпретация
данных:
Меньше 0,2 - заниженная самооценка;
0,2 - 0,9 - адекватная самооценка;
больше 0,9 - завышенная самооценка.
Получилось,
что у четырех исследуемых школьников адекватная самооценка, и у четырех -
завышенная. Детей с заниженной самооценкой не оказалось.
№
|
Ф.И.О.
|
Уровень самооценки
|
1.
|
Татьяна
Александрова
|
завышенный (1.781)
|
2.
|
Надежда Гладченко
|
завышенный (2,017)
|
3.
|
Юрий
Горин
|
средний
(0,577)
|
4.
|
Женя
Петрунина
|
завышенный (2,226)
|
5.
|
Оксана Попп
|
средний (0,577)
|
6.
|
Саша Романов
|
средний (0,896)
|
7.
|
Оля Силаева
|
средний (0,334)
|
8.
|
Женя
Шамаев
|
завышенный (1,910)
|
Исходя из
изложенной в 1- ой главе теории мы получили данные, которые ожидали. Но для
того, чтобы получить более полную картину о самооценке в этом возрасте, было
проведено социальное исследование.
Метод социометрии
с латинского обозначает «общество + измеряю» Это социально психологический
тест, применяемый для оценки межличностных, эмоциональных связей в группе.
По
теории, у большинства самооценка должна быть адекватна и совпадать с выбором,
социальным положением в группе. Самооценка в этом возрасте довольно адекватна и
устойчива. Хотя, как писал И.С.Кон, «юноша рассчитывает на то, что оценки его
самого его же лучшим другом будет выше, чем его собственная».
Мы выдвигаем
следующую гипотезу: оценки окружающими должны совпадать с оценкой самого
себя в своём классе.
Эксперимент
проводился в том же классе с теми же учащимися. Ребятам предложили ответить на
три вопроса:
1.«Кого из класса ты пригласил /а бы
к себе на день рождения?»
2. «С кем из класса ты стал /а бы готовиться к экзамену?»
3. «С кем из класса ты стал /а бы готовиться к КВНу?»
Школьники
должны были выбрать ребят из опрашиваемых 8 человек.
Вопросы были подобранны
с учётом различной сферы деятельности, то есть личная сфера, внутри класса и
общественная. Каждый должен был выбрать трёх человек в первую, вторую и третью
очередь по важности.
По самооценке
завышенная оказалась у Т.Александровой, Н.Гладченко, Е.Петруниной. После
социометрии выяснилось, что Т.Александровой, Н.Гладченко набрали всего 3,
2 и 1 голос выбора соответственно остальными учащимися.
Ю.Горин
набрал все голоса одноклассников при том, что его самооценка средняя. О.Силаева
набрала 24% выбора при средней самооценке.
Наша
гипотеза не сошлась с полученными данными. Возможно, Т.Александрова,
Н.Гладченко, Е.Петрунина находятся в подростковом возрасте, то есть у них ещё
не до конца завершился переход в юношеский период.
Результат,
полученный по Ю.Горину и О.Силаевой можно сравнить с уже давно полученными
данными о том, что ученики от окружающих ждут более высокой оценки.
После
проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Несмотря на
то, что в старшем школьном возрасте самооценка должна быть адекватна в
большинстве случаев, нельзя забывать и о том, что неадекватная самооценка также
встречается. В нашем эксперименте ни у одного из старшеклассников не было
заниженной самооценки, в большинстве случаев можно было сказать, что самооценки
совпадают с социометрическим исследованием.
В
ходе работы нами были сделаны следующие выводы:
1. Самооценка определяет поведение учащихся - это
начало становления самосознания, успешного самовоспитания, саморазвития личности.
2. Для личности старшего школьника самооценка имеет большую
значимость, что говорит о высоком уровне самосознания. Так же, как и завышенная
самооценка, заниженная самооценка неблагоприятно действует на детей. Возникает
чувство неуверенности, страха, апатии. В этой ситуации таланты и способности не
будут развиваться, и могут вообще не проявляться. Главным критерием в оценке
себя становятся нравственно-психологические аспекты взаимоотношений с другими
людьми.
3. В психологической науке доказана значимость самооценки для
эффективности учебной деятельности школьников старших классов. Наиболее тесная
связь параметров эффективности учебной деятельности прослеживается на уровне
притязаний, который выступает фактором усиления мотивации детей. Именно поэтому
повышение притязаний относительно самооценки дает более высокую
результативность учебы по сравнению с обратной ситуацией либо с соотношением
анализируемых переменных на равном, среднем уровне.
В ряде психологических исследований
подтверждается, что в учебной ситуации для ученика важно не реальное
оценивание себя (то есть адекватная самооценка), а авансированное, так как
ученику важнее чувствовать себя успешным, нежели реально оцененным. По мнению
таких авторов, как Ш.А.Амонашвили, А.С.Белкин, Р.Берн, Н.Блага оценка учеником
себя в учении влияет не только на его активность, но и на эмоциональное
благополучие в целом.
4. Для ребенка старшего школьного возраста характерна
адекватная самооценка. Завышенная самооценка заметно обнаруживается в
преувеличении умственных способностей.
5. В психологической
науке доказана значимость самооценки для эффективности учебной деятельности
школьников старших классов.
6. Среди способов
определения самооценки детей старшего школьного возраста можно выделить
методику Дембо-Рубиншетейна, опросник С.В.Ковалева, опросник Будасси.
1. Корягина, О.П.
Проблемы саморазвития / О.П.Корягина // Классный руководитель. – 2003. – №6. –
С.138-143.
2. Кротова, Л.М. Опыт
изучения учебной самооценки / Л.М.Кротова //Педагогическая мастерская. - 2007.
- №1. – С. 17-24.
3. Липкина,
А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности / А.И.Липкина. – М.:
Психология, 1989. – 451 с.
4. Кулюткин,
Ю.Н. Индивидуальные различия мыслительной деятельности / Ю.Н.Кулюткин. – М.: Педагогика,
1971. – 109 с.
5. Мухина,
В.С. Возрастная психология / В.С.Мухина. – М.: Академия, 1999. – 256 с.
6. Олийнык,
Л. Как помочь школьнику повысить самооценку / Л.Олийнык // Воспитание
школьников. – 2007. - №1. – С.29-30.
7.
Рогов, Е.И.
Настольная книга практического психолога / Е.И.Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1998. –
514 с.
8. Сафин,
В.Ф. Психологические проблемы юности / В.Ф.Сафин. – М.: Психология, 1961. – 181
с.
9. Сидоров,
К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности
старшеклассников / К.Р.Сидоров // Вопросы психологии. – 2007. - №3. –
С.149-157.
10. Фельдштейн,
Д.И. Психология подростка / Д.И.Фельдштейн. – М.: Педагогика, 1987. – 236 с.
11. Шустова,
И.Д. Развитие навыков анализа у старшеклассников / И.Д.Шустова //
Педагогическая мастерская. – 2006. - №2. – С. 32-57.
Обработанные данные ответов по бланку
опросника самооценки личности Будасси
Татьяна Александрова
Бланк опросника самооценки личности Будасси
Идеал
|
Качества
|
Реальное Я
|
d 1
|
d 2
|
+5
|
Аккуратность
|
15
|
10
|
100
|
|
Беспечность
|
|
|
|
+10
|
Вдумчивость
|
8
|
2
|
4
|
|
Восприимчивость
|
|
|
|
+16
|
Гордость
|
19
|
4
|
16
|
|
Грубость
|
|
|
|
+1
|
Доброта
|
7
|
6
|
36
|
|
Жадность
|
|
|
|
+14
|
Жизнерадостность
|
9
|
5
|
25
|
|
Злопамятность
|
|
|
|
|
Застенчивость
|
|
|
|
+2
|
Заботливость
|
20
|
18
|
324
|
|
Искренность
|
|
|
|
|
Капризность
|
|
|
|
|
Мнительность
|
|
|
|
|
Мечтательность
|
|
|
|
+9
|
Нежность
|
14
|
5
|
25
|
|
Непринужденность
|
|
|
|
+6
|
Настойчивость
|
16
|
10
|
100
|
|
Несдержанность
|
|
|
|
|
Обаяние
|
|
|
|
+17
|
Отзывчивость
|
6
|
11
|
121
|
|
Подвижность
|
|
|
|
|
Подозрительность
|
|
|
|
+13
|
Принципиальность
|
4
|
9
|
81
|
|
Высокомерие
|
|
|
|
+3
|
Радушие
|
10
|
7
|
49
|
|
Развязность
|
|
|
|
|
Равнодушие
|
|
|
|
+12
|
Решительность
|
13
|
1
|
1
|
|
Стыдливость
|
|
|
|
+20
|
Сострадательность
|
5
|
15
|
225
|
+8
|
Терпеливость
|
17
|
9
|
81
|
+4
|
Трудолюбие
|
12
|
8
|
64
|
|
Трусость
|
|
|
|
|
Увлекаемость
|
|
|
|
|
Упорство
|
|
|
|
+11
|
Уступчивость
|
18
|
7
|
49
|
+18
|
Упрямство
|
2
|
16
|
256
|
|
Черствость
|
|
|
|
+7
|
Честность
|
11
|
4
|
16
|
+19
|
Чуткость
|
1
|
8
|
64
|
+15
|
Энтузиазм
|
3
|
12
|
144
|
1. «Кого из класса ты пригласил /а бы
к себе на день рождения?» (Ю.Горин)
2. «С кем из класса ты стал /а бы готовиться к экзамену?» (О.Силаева)
3. «С кем из класса ты стал /а бы готовиться к КВНу?» (Ю.Горин)
Надежда Гладченко
Бланк опросника самооценки личности Будасси
Идеал
|
Качества
|
Реальное Я
|
d 1
|
d 2
|
|
Аккуратность
|
|
|
|
|
Беспечность
|
|
|
|
|
Вдумчивость
|
|
|
|
+18
|
Восприимчивость
|
15
|
3
|
9
|
+15
|
Гордость
|
13
|
2
|
4
|
|
Грубость
|
|
|
|
+1
|
Доброта
|
19
|
18
|
324
|
|
Жадность
|
|
|
|
+10
|
Жизнерадостность
|
7
|
3
|
9
|
|
Злопамятность
|
|
|
|
|
Застенчивость
|
|
|
|
+2
|
Заботливость
|
12
|
10
|
100
|
19
|
Искренность
|
1
|
18
|
324
|
|
Капризность
|
|
|
|
|
Мнительность
|
|
|
|
|
Мечтательность
|
|
|
|
+9
|
Нежность
|
16
|
7
|
49
|
|
Непринужденность
|
|
|
|
+16
|
Настойчивость
|
6
|
10
|
100
|
|
Несдержанность
|
|
|
|
+14
|
Обаяние
|
5
|
11
|
121
|
+4
|
Отзывчивость
|
8
|
4
|
16
|
+20
|
Подвижность
|
3
|
17
|
289
|
|
Подозрительность
|
|
|
|
+3
|
Принципиальность
|
18
|
15
|
225
|
|
Высокомерие
|
|
|
|
+11
|
Радушие
|
2
|
9
|
81
|
|
Развязность
|
|
|
|
|
Равнодушие
|
|
|
|
+17
|
Решительность
|
4
|
13
|
169
|
|
Стыдливость
|
|
|
|
+6
|
Сострадательность
|
9
|
4
|
16
|
|
Терпеливость
|
|
|
|
+5
|
Трудолюбие
|
11
|
6
|
36
|
|
Трусость
|
|
|
|
|
Увлекаемость
|
|
|
|
|
Упорство
|
|
|
|
|
Уступчивость
|
|
|
|
|
Упрямство
|
|
|
|
|
Черствость
|
|
|
|
+7
|
Честность
|
17
|
10
|
100
|
+8
|
Чуткость
|
14
|
6
|
36
|
+13
|
Энтузиазм
|
10
|
3
|
9
|
1. «Кого из класса ты пригласил /а бы
к себе на день рождения?» (Т.Александрова)
2. «С кем из класса ты стал /а бы готовиться к экзамену?» (О.Силаева)
3. «С кем из класса ты стал /а бы готовиться к КВНу?» (Ж.Шамаев)
Юрий Горин
Бланк опросника самооценки личности Будасси
Идеал
|
Качества
|
Реальное Я
|
d 1
|
d 2
|
|
Аккуратность
|
|
|
|
|
Беспечность
|
|
|
|
+8
|
Вдумчивость
|
1
|
7
|
49
|
+12
|
Восприимчивость
|
13
|
1
|
1
|
+17
|
Гордость
|
9
|
8
|
64
|
|
Грубость
|
|
|
|
+1
|
Доброта
|
7
|
6
|
36
|
|
Жадность
|
|
|
|
|
Жизнерадостность
|
|
|
|
|
Злопамятность
|
|
|
|
+19
|
Застенчивость
|
12
|
7
|
49
|
+15
|
Заботливость
|
8
|
7
|
49
|
+20
|
Искренность
|
17
|
3
|
9
|
|
Капризность
|
|
|
|
|
Мнительность
|
|
|
|
|
Мечтательность
|
|
|
|
|
Нежность
|
|
|
|
|
Непринужденность
|
|
|
|
+7
|
Настойчивость
|
2
|
5
|
25
|
|
Несдержанность
|
|
|
|
|
Обаяние
|
|
|
|
+2
|
Отзывчивость
|
6
|
4
|
16
|
+13
|
Подвижность
|
14
|
1
|
1
|
|
Подозрительность
|
|
|
|
|
Принципиальность
|
|
|
|
|
Высокомерие
|
|
|
|
|
Радушие
|
|
|
|
|
Развязность
|
|
|
|
|
Равнодушие
|
|
|
|
+3
|
Решительность
|
19
|
6
|
36
|
|
Стыдливость
|
|
|
|
+10
|
Сострадательность
|
10
|
0
|
0
|
+4
|
Терпеливость
|
4
|
0
|
0
|
+16
|
Трудолюбие
|
5
|
11
|
121
|
|
Трусость
|
|
|
|
|
Увлекаемость
|
|
|
|
|
Упорство
|
|
|
|
+6
|
Уступчивость
|
15
|
9
|
81
|
+14
|
Упрямство
|
20
|
6
|
36
|
|
Черствость
|
|
|
|
+18
|
Честность
|
18
|
0
|
0
|
+5
|
Чуткость
|
3
|
2
|
4
|
+11
|
Энтузиазм
|
11
|
0
|
0
|
1. «Кого из класса ты пригласил /а бы
к себе на день рождения?» (Н.Гладченко)
2. «С кем из класса ты стал /а бы готовиться к экзамену?» (Ю.Горин)
3. «С кем из класса ты стал /а бы готовиться к КВНу?» (Т.Александрова)
Оксана Попп
Бланк опросника самооценки личности Будасси
Идеал
|
Качества
|
Реальное Я
|
d 1
|
d 2
|
|
Аккуратность
|
|
|
|
|
Беспечность
|
|
|
|
+8
|
Вдумчивость
|
1
|
7
|
49
|
+12
|
Восприимчивость
|
13
|
1
|
1
|
+17
|
Гордость
|
9
|
8
|
64
|
|
Грубость
|
|
|
|
+1
|
Доброта
|
7
|
6
|
36
|
|
Жадность
|
|
|
|
|
Жизнерадостность
|
|
|
|
|
Злопамятность
|
|
|
|
+19
|
Застенчивость
|
12
|
7
|
49
|
+15
|
Заботливость
|
8
|
7
|
49
|
+20
|
Искренность
|
17
|
3
|
9
|
|
Капризность
|
|
|
|
|
Мнительность
|
|
|
|
|
Мечтательность
|
|
|
|
|
Нежность
|
|
|
|
|
Непринужденность
|
|
|
|
+7
|
Настойчивость
|
2
|
5
|
25
|
|
Несдержанность
|
|
|
|
|
Обаяние
|
|
|
|
+2
|
Отзывчивость
|
6
|
4
|
16
|
+13
|
Подвижность
|
14
|
1
|
1
|
|
Подозрительность
|
|
|
|
|
Принципиальность
|
|
|
|
|
Высокомерие
|
|
|
|
|
Радушие
|
|
|
|
|
Развязность
|
|
|
|
|
Равнодушие
|
|
|
|
+3
|
Решительность
|
19
|
6
|
36
|
|
Стыдливость
|
|
|
|
+10
|
Сострадательность
|
10
|
0
|
0
|
+4
|
Терпеливость
|
4
|
0
|
0
|
+16
|
Трудолюбие
|
5
|
11
|
121
|
|
Трусость
|
|
|
|
|
Увлекаемость
|
|
|
|
|
Упорство
|
|
|
|
+6
|
Уступчивость
|
15
|
9
|
81
|
+14
|
Упрямство
|
20
|
6
|
36
|
|
Черствость
|
|
|
|
+18
|
Честность
|
18
|
0
|
0
|
+5
|
Чуткость
|
3
|
2
|
4
|
+11
|
Энтузиазм
|
11
|
0
|
0
|
1. «Кого из класса ты пригласил /а бы
к себе на день рождения?» (С.Романов)
2. «С кем из класса ты стал /а бы готовиться к экзамену?» (Ю.Горин)
3. «С кем из класса ты стал /а бы готовиться к КВНу?» (Ж.Петрунина)
Женя Петрунина
Бланк опросника самооценки личности Будасси
Идеал
|
Качества
|
Реальное Я
|
d 1
|
d 2
|
+3
|
Аккуратность
|
12
|
9
|
81
|
|
Беспечность
|
|
|
|
|
Вдумчивость
|
|
|
|
+2
|
Восприимчивость
|
20
|
18
|
324
|
|
Гордость
|
|
|
|
|
Грубость
|
|
|
|
+11
|
Доброта
|
11
|
0
|
0
|
|
Жадность
|
|
|
|
+1
|
Жизнерадостность
|
16
|
5
|
25
|
|
Злопамятность
|
|
|
|
|
Застенчивость
|
|
|
|
|
Заботливость
|
|
|
|
|
Искренность
|
|
|
|
|
Капризность
|
|
|
|
|
Мнительность
|
|
|
|
+13
|
Мечтательность
|
8
|
5
|
25
|
|
Нежность
|
|
|
|
|
Непринужденность
|
|
|
|
+15
|
Настойчивость
|
6
|
9
|
81
|
|
Несдержанность
|
|
|
|
+4
|
Обаяние
|
13
|
9
|
81
|
+6
|
Отзывчивость
|
15
|
9
|
81
|
|
Подвижность
|
|
|
|
|
Подозрительность
|
|
|
|
+10
|
Принципиальность
|
7
|
3
|
9
|
|
Высокомерие
|
|
|
|
+5
|
Радушие
|
19
|
14
|
196
|
|
Развязность
|
|
|
|
|
Равнодушие
|
|
|
|
+17
|
Решительность
|
9
|
8
|
64
|
+14
|
Стыдливость
|
10
|
4
|
16
|
+19
|
Сострадательность
|
4
|
15
|
225
|
+8
|
Терпеливость
|
17
|
9
|
81
|
+9
|
Трудолюбие
|
14
|
5
|
25
|
|
Трусость
|
|
|
|
|
Увлекаемость
|
|
|
|
|
Упорство
|
|
|
|
+20
|
Уступчивость
|
2
|
18
|
324
|
+12
|
Упрямство
|
1
|
11
|
121
|
|
Черствость
|
|
|
|
+16
|
Честность
|
5
|
11
|
121
|
+7
|
Чуткость
|
18
|
11
|
121
|
+18
|
Энтузиазм
|
3
|
15
|
225
|
1. «Кого из класса ты пригласил /а бы
к себе на день рождения?» (О.Попп)
2. «С кем из класса ты стал /а бы готовиться к экзамену?» (Ю.Горин)
3. «С кем из класса ты стал /а бы готовиться к КВНу?» (О.Силаева)
Саша Романов
Бланк опросника самооценки личности Будасси
Идеал
|
Качества
|
Реальное Я
|
d 1
|
d 2
|
+13
|
Аккуратность
|
14
|
1
|
1
|
|
Беспечность
|
|
|
|
+3
|
Вдумчивость
|
4
|
1
|
1
|
+7
|
Восприимчивость
|
19
|
2
|
4
|
+ 1
|
Гордость
|
5
|
4
|
16
|
|
Грубость
|
|
|
|
+ 8
|
Доброта
|
1
|
7
|
49
|
|
Жадность
|
|
|
|
+4
|
Жизнерадостность
|
3
|
1
|
1
|
|
Злопамятность
|
|
|
|
|
Застенчивость
|
|
|
|
+
12
|
Заботливость
|
8
|
4
|
16
|
+
20
|
Искренность
|
9
|
11
|
121
|
|
Капризность
|
|
|
|
|
Мнительность
|
|
|
|
|
Мечтательность
|
|
|
|
+17
|
Нежность
|
10
|
7
|
49
|
|
Непринужденность
|
|
|
|
+ 5
|
Настойчивость
|
16
|
11
|
121
|
|
Несдержанность
|
|
|
|
+11
|
Обаяние
|
12
|
1
|
1
|
+
10
|
Отзывчивость
|
2
|
8
|
64
|
|
Подвижность
|
|
|
|
|
Подозрительность
|
|
|
|
|
Принципиальность
|
|
|
|
|
Высокомерие
|
|
|
|
+2
|
Радушие
|
17
|
15
|
225
|
|
Развязность
|
|
|
|
|
Равнодушие
|
|
|
|
|
Решительность
|
|
|
|
|
Стыдливость
|
|
|
|
+
15
|
Сострадательность
|
6
|
9
|
81
|
+9
|
Терпеливость
|
7
|
2
|
4
|
+
16
|
Трудолюбие
|
20
|
4
|
16
|
|
Трусость
|
|
|
|
|
Увлекаемость
|
|
|
|
+
14
|
Упорство
|
11
|
3
|
9
|
|
Уступчивость
|
|
|
|
|
Упрямство
|
|
|
|
|
Черствость
|
|
|
|
+19
|
Честность
|
13
|
6
|
36
|
+ 6
|
Чуткость
|
15
|
9
|
81
|
+
18
|
Энтузиазм
|
18
|
0
|
0
|
1. «Кого из класса ты пригласил /а бы
к себе на день рождения?» (Н.Гладченко)
2. «С кем из класса ты стал /а бы готовиться к экзамену?» (Т.Александрова)
3. «С кем из класса ты стал /а бы готовиться к КВНу?» (Ю.Горин)
Оля Силаева
Бланк опросника самооценки личности Будасси
Идеал
|
Качества
|
Реальное Я
|
d 1
|
d 2
|
+17
|
Аккуратность
|
15
|
2
|
4
|
|
Беспечность
|
|
|
|
+8
|
Вдумчивость
|
9
|
1
|
1
|
+18
|
Восприимчивость
|
19
|
1
|
1
|
+9
|
Гордость
|
4
|
5
|
25
|
|
Грубость
|
|
|
|
+15
|
Доброта
|
18
|
3
|
9
|
|
Жадность
|
|
|
|
|
Жизнерадостность
|
|
|
|
|
Злопамятность
|
|
|
|
|
Застенчивость
|
|
|
|
+1
|
Заботливость
|
10
|
9
|
81
|
+6
|
Искренность
|
8
|
2
|
4
|
|
Капризность
|
|
|
|
|
Мнительность
|
|
|
|
|
Мечтательность
|
|
|
|
|
Нежность
|
|
|
|
+16
|
Непринужденность
|
14
|
2
|
4
|
+7
|
Настойчивость
|
2
|
5
|
25
|
|
Несдержанность
|
|
|
|
+10
|
Обаяние
|
7
|
3
|
9
|
+2
|
Отзывчивость
|
3
|
1
|
1
|
|
Подвижность
|
|
|
|
|
Подозрительность
|
|
|
|
+14
|
Принципиальность
|
13
|
1
|
1
|
|
Высокомерие
|
|
|
|
+3
|
Радушие
|
5
|
2
|
4
|
|
Развязность
|
|
|
|
|
Равнодушие
|
|
|
|
+11
|
Решительность
|
11
|
0
|
0
|
|
Стыдливость
|
|
|
|
+20
|
Сострадательность
|
16
|
4
|
16
|
+5
|
Терпеливость
|
1
|
4
|
16
|
|
Трудолюбие
|
|
|
|
|
Трусость
|
|
|
|
|
Увлекаемость
|
|
|
|
|
Упорство
|
|
|
|
|
Уступчивость
|
|
|
|
+12
|
Упрямство
|
20
|
8
|
64
|
|
Черствость
|
|
|
|
+13
|
Честность
|
17
|
4
|
16
|
+4
|
Чуткость
|
6
|
2
|
4
|
+19
|
Энтузиазм
|
12
|
7
|
49
|
1. «Кого из класса ты пригласил /а бы
к себе на день рождения?» (Ж.Шамаев)
2. «С кем из класса ты стал /а бы готовиться к экзамену?» (Ю.Горин)
3. «С кем из класса ты стал /а бы готовиться к КВНу?» (Ю.Горин)
Женя Шамаев
Бланк опросника самооценки личности Будасси
Идеал
|
Качества
|
Реальное Я
|
d 1
|
d 2
|
|
Аккуратность
|
|
|
|
|
Беспечность
|
|
|
|
|
Вдумчивость
|
|
|
|
|
Восприимчивость
|
|
|
|
|
Гордость
|
|
|
|
|
Грубость
|
|
|
|
+7
|
Доброта
|
11
|
4
|
16
|
|
Жадность
|
|
|
|
|
Жизнерадостность
|
|
|
|
|
Злопамятность
|
|
|
|
|
Застенчивость
|
|
|
|
|
Заботливость
|
|
|
|
+2
|
Искренность
|
15
|
13
|
169
|
|
Капризность
|
|
|
|
|
Мнительность
|
|
|
|
+12
|
Мечтательность
|
3
|
9
|
81
|
+20
|
Нежность
|
4
|
16
|
256
|
+15
|
Непринужденность
|
8
|
7
|
49
|
+8
|
Настойчивость
|
9
|
1
|
1
|
|
Несдержанность
|
|
|
|
|
Обаяние
|
|
|
|
+3
|
Отзывчивость
|
16
|
13
|
169
|
+17
|
Подвижность
|
18
|
1
|
1
|
|
Подозрительность
|
|
|
|
+18
|
Принципиальность
|
1
|
17
|
289
|
|
Высокомерие
|
|
|
|
+4
|
Радушие
|
12
|
8
|
64
|
|
Развязность
|
|
|
|
|
Равнодушие
|
|
|
|
+9
|
Решительность
|
2
|
7
|
49
|
|
Стыдливость
|
|
|
|
+10
|
Сострадательность
|
10
|
0
|
0
|
+5
|
Терпеливость
|
19
|
14
|
196
|
+16
|
Трудолюбие
|
20
|
4
|
16
|
|
Трусость
|
|
|
|
+13
|
Увлекаемость
|
13
|
0
|
0
|
|
Упорство
|
|
|
|
+19
|
Уступчивость
|
6
|
13
|
169
|
+14
|
Упрямство
|
5
|
9
|
81
|
|
Черствость
|
|
|
|
+6
|
Честность
|
17
|
11
|
121
|
+1
|
Чуткость
|
14
|
13
|
169
|
+11
|
Энтузиазм
|
7
|
4
|
16
|
1. «Кого из класса ты пригласил /а бы
к себе на день рождения?» (Ю.Горин)
2. «С кем из класса ты стал /а бы готовиться к экзамену?» (О.Силаева)
3. «С кем из класса ты стал /а бы готовиться к КВНу?» (О.Силаева)