Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Финансовая политика и финансовые механизмы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Финансовая политика и финансовые механизмы
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:50:53
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ


    Введение…………………………………………………………….……………3

    1. Сущность финансовой политики государства……………………..………..5

      1.1. Понятие финансовой политики…………………………………….……..5

      1.2. Содержание и значение финансовой политики………………….………7

      1.3. Задачи, типы и условия эффективности финансовой политики……….10

      1.4. Мировые концепции финансовой политики…………………………….13

    2.  Содержание и структура финансового механизма………………………...20

      2.1. Понятие финансового механизма…….…………………………………..20

      2.2. Финансовые рычаги и стимулы…………………………………………..21

      2.3. Формы финансового обеспечения………………………………………..22      2.4. Организационные структуры  финансового механизма………..………23

    3. Состояние финансовой политики в условиях роста финансовых ресурсов в стране……………………………………………………………………………..25

      3.1. Современное состояние финансовой политики РФ……………….…….25

      3.2. Тенденции и перспективы финансовой политики………………………28

    Заключение………………………………………………………………………30

    Литература……………………………………………………………………….31












    Введение

    Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии Российской  Федерации трудно недооценить. Проведение рыночных реформ в России  потребовало коренного пересмотра ряда важнейших теоретических положений российской финансовой науки. Обозначились новые проблемы, как в области теории финансов, так и в практике реализации финансовых отношений в современных условиях.

             Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, обеспечение необходимой величины ресурсов и выработки для этого наиболее рациональных путей их достижения, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. Для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ.

    Финансовая политика практически  любого государства строится отнюдь не только на базовых экономических принципах, но и с оглядкой  на текущее положение в мировой экономике.  В условия глобализации финансов в современном мире, относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любого государства не может строиться изолировано и учитывать только внутреннее состояние экономики, но и должна ориентироваться на  соответствующие  требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов.

    Таким образом, тема данной курсовой работы достаточна актуальна и интересна для рассмотрения.

    Целью курсовой работы является исследование финансовой политики РФ в условиях роста финансовых ресурсов в стране.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    - изучить сущность финансовой политики государства;

    - рассмотреть содержание и структуру финансового механизма;

    - исследовать современное состояние финансовой политики в условиях роста финансовых ресурсов в стране.

             В качестве исходной информационной базы привлекались теоретические материалы исследования различных авторов, учебники и учебные пособия.






















     

    1. Сущность финансовой политики государства

    1.1. Понятие финансовой политики

    Финансовая политика – совокупность методологических принципов, практических форм организаций и методов использования финансов[1], направленных на достижение эффективности в мобилизации, распределении и использовании финансовых ресурсов общества с целью выполнения государством его функций, поставленных целей и конкретных задач.[2]

             Финансовая политика (далее по тексту - ФП) позволяет соединить воедино возможности управления (регулирование со стороны государства), которые присущи финансам, с конкретными формами и методами организацией органов управления финансовой системы.3 Во всех государствах финансовая политика реализуется  через финансовую систему, деятельность которой строится на следующих принципах:

             - управление финансами с учетом  специфики звеньев системы финансов;  

    - общность функций всех финансовых учреждений;

             - общее руководство центром при активном участии всех нижестоящих органов управления.

             Основными методологическими принципами  проведения ФП, т.е. управления финансами, являются:

             - зависимость от конечной цели;

             - макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;

             - соответствие интересам всех членов общества;

             - использование экономических законов;       

             - учет внутренних и внешних экономических условий на основе реальных возможностей.4

             Целью ФП является обеспечение стабильного поступательного развитие экономики государства и хозяйствующих субъектов на основе использования финансовых отношений и финансового потенциала5 (для достижения финансовой устойчивости и финансовой независимости). Цель ФП проявляется в выполнении конкретных стратегических задач и решении тактических вопросов использования функционального предназначения финансов. Конкретные стратегические задачи ФП зависят от внешних  и внутренних условий, наличия финансовых ресурсов, организации товарно-денежных отношений, государственного устройства и т.п.[3]

             Политика предполагает соответствующее правовое обеспечение, которое предусматривает определенное сочетание основных положений, отраженных в официальных документах: Законы, Указы Президента, Постановления правительства, инструкции, приказы и письма министерств и ведомств, уставы хозяйствующих субъектов, международные договоры.

             ФП – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений, которая направлена на реализацию государственной программы не только экономического развития, но и социального. Под социальным  развитием понимается не только развитие просвещения, культуры, здравоохранения и других социальных потребностей, но и социального устройства общества.

    Научно обоснованная ФП при правильной и ус­пешной ее реализации приносит положительные результаты. Ее зна­чение заключается в том, что она может сопровождаться повышением уровня благосостояния народа. В процессе выработки и проведения ФП предусматриваются финансовые ресурсы, которые могут быть использованы для повышения материального и культурного уровня жизни народа, расширения социального обслуживания, регулируются налоговые платежи населения; осуществляются мероприятия, направленные на развитие производства товаров народного потребления, услуг и пр.

    ФП играет важную роль, в развитии производительных сил и рациональном их размещении по территориям страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства; повышению заинтересованности всех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов.

    ФП способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира, обеспечивая условия для осуществления совместных мероприятий. Развитие производительных сил, научно-технического прогресса в настоящее время достигло такого уровня, что выполнение отдельных программ непосильно одному государству. Поэтому страны сообща выполняют некоторые функции, что помогает экономить средства. Только международное сотрудничество способно обеспечить эффективную помощь развивающимся странам.


    1.2. Содержание и значение финансовой политики

    Содержание ФП определяется:

    - соответствующей  теоретической базой и разработанной на ее основе концепций,  регулирующей роли государства в области финансов.

    - разработкой основных направлений  и целей в достижении макроэкономических показателей, обеспечивающих сбалансированность доходов и расходов государства на текущий период  и перспективу.

    - осуществлением практических мер по реализации этих целей всей совокупностью финансовых инструментов и государственных институтов.[4]

             Как правило, в составе ФП выделяют как относительно самостоятельные бюджетную и кредитно-денежную политики.

             Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве.

             Бюджетная политика решает такие задачи, как определение:

    - источников формирования доходов государственного бюджета;

    - структуры расходной части бюджета;

    - сумм расходов, распределяемых между бюджетами разных уровней;

    - доли федерального бюджета из совокупной суммы консолидированного бюджета;

    - задач управления государственным долгом;

    - дефицита или профицита бюджета;

              В свою очередь, в составе бюджетной политики приобретают относительную самостоятельность:

    - налоговая политика, которая направлена на формирование налоговой системы, определяет выбор состава налогов, размера налоговых ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она решает следующие задачи: фискальные (мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней); экономические или регулирующие (стимулирование или ограничение развития сфер экономики, деловой активности внутри страны); контролирующие (организация контроля при помощи систем и методов налогообложения за деятельностью хозяйствующих субъектов и граждан). Главной целью налоговой политики  является обеспечение бюджетов всех уровней финансовыми ресурсами.

     - таможенная политика, которая представляет собой специфическую область налоговой и ценовой политики со своими специфическими формами и методами влияния на экономику государства в зависимости от конкретных экономических целей при взаимодействии с другими государствами. Государство, используя определенный арсенал инструментов таможенной политики, может ограничивать или расширять доступ на внутренний рынок импорт товаров и услуг и сдерживать или поощрять экспорт товаров и услуг из страны.

    - инвестиционная политика;

    - политика управления государственным долгом;

    - политика бюджетного федерализма.

             В кредитно-денежной политике относительную самостоятельность приобретают:

    - денежная политика - обеспечение устойчивости денежного обращения (через управление эмиссией), регулирование инфляции, стабилизацию национальной валюты;

    - кредитная политика – обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы (через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы);

    - ФП на рынке ценных бумаг – управление деятельностью финансового рынка (через регламентацию, эмиссию и размещение государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курс покупки и продажи); через упреждающее повышение или понижение Центральным банком ставок рефинансировании, что влияет на уровень доходности на рынке ГКО-ОФЗ, и регулирование уровня доходности при репатриации капиталов нерезидентов);

    - ценовая политика – регулирование и корректировка цен и тарифов на товары (работы и услуги) предпринимательских структур- монополистов; формирование и утверждение цен на использование или реализацию естественных ресурсов страны – недр, земли, водных, лесных и других ресурсов.

              Все большее значение приобретает международная ФП. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием   в деятельности международных организаций, в том числе, и в международных финансовых организациях.[5]

       1.3. Задачи, типы и условия эффективности финансовой политики

    Задачами ФП являются :

    - обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

    - установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;

    - организация, регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов финансовыми методами;

    - выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами.

              Различают следующие типы ФП:

    1. Классическая.

    Такая ФП была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикарда, и их последователей. Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, достижение полной свободы рыночных отношений, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и исполнение равновесного бюджета. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета.

    2. Регулирующая.

    В основу этого типа ФП положена экономическая теория Дж. М. Кейнса, которая исходит из того, что государство должно вмешиваться в  развитие экономики с помощью определенных финансовых инструментов (государственные расходы). ФП наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Система налогов в условиях регулирующей ФП изменилась. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Изменяется  система управления финансами: вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных  специализированных органов.    

    3. Неокласическая.

    Концепция этого типа ФП не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень его вмешательства в экономику и социальную сферу. В действительности степень вмешательства государства не уменьшалась, а скорее усиливалась, т.к. это вмешательство осуществлялось  теперь  не  только  непосредственно  через доходы  или   расходы

    государственного бюджета, и через регулирование денежного обращения, валютного курса, рынка ссудных капиталов и ценных бумаг. Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения налогов и уменьшения степени их прогрессивности обложения.

    4. Планово-директивная.

    Планово-директивная ФП применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе  и финансами. Цель ФП в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производиться изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, устанавливаемых государственным планом. Управление финансами осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Государство полностью финансировало из бюджета потребности экономики и социальной сферы, непосредственно и монопольно регламентировало ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения. Таким  образом, государство непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи государственных планов экономического и социального развития.

    Условия эффективности ФП – своевременно и в необходимом объеме задействовать финансовые   инструменты, а также должны быть подготовлены целый ряд законодательных и нормативных актов, направленных на расширение экономических свобод, создание благоприятных условий для дальнейшего развития предпринимательства.

             Успех политики зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества, и имеющихся у государства объективных возможностей, т.е. механизма сознательного использования всесторонних факторов воздействия на ход реализации ФП, с учетом изменений в социальной структуре общества, состояния общественного сознания и психологии.


    1.4. Мировые концепции финансовой политики

    Монетаризм ратует за свободный нерегулируемый рынок. Государственное вмешательство в экономику должно быть ограничено поддержанием стабильного темпа роста денежной массы.

    1. Рестриктивная политика основывается на сокращении государственных расходов и повышении налогов. Цель такой политики - сокращение покупательной способности насе­ления, уменьшение бюджетного дефицита и снижение уровня инфляции. Одновременно это вызывает замедление экономического роста. Сокращение спроса приводит к трудностям сбыта и падению темпов прироста выпускаемой продукции. В конечном счете задача сводится к переориентации ресурсов от потребления к накоплению. Сложность ее реализации обусловлена возмож­ным усилением стагнации производства. В условиях снижения реальной заработной платы и осложнения ситуации на рынке труда перераспределение ресурсов от потребления в пользу инвестиций весьма проблематично. Политика ограничения спро­са усиливает конкуренцию и возможность банкротства, а также социальную напряженность в обществе.

    Своеобразным антиподом монетаризму является финансовая концепция, разработанная Джоном Мейнардом Кейнсом, полу­чившая название кейнсианство. Эта концепция отдает предпочтение государственному регулированию и государственной под­держке проводимых в экономике преобразований. Кейнсианство основано на экспансионистской финансовой политике, включа­ющей расширение государственных расходов и снижение нало­гов, а также экспансионистской кредитно-денежной политике, связанной с расширением денежной массы в обращении.

       Увеличение государственных расходов стимулирует рост про­изводства, а значит, и рост инвестиций. Кроме того, расширяется покупательная способность населения и совокупный спрос на товары, работы, услуги. Высокая покупательная способность тем не менее не повышает конкурентоспособность предприятий и качество продукции, а эти две проблемы для российской эконо­мики наиболее актуальны.

    2. Экспансионистская политика требует жесткого контроля за ценами, так как издержки производства имеют тенденцию к росту. Контроль необходим и в связи с риском роста инфляции, процентных ставок, налогов.
       Увеличение государственных расходов возможно за счет существенного повышения эффективности использования бюд­жетных ассигнований либо за счет роста налоговых поступлений. Рост налоговых поступлений происходит при расширении произ­водства, повышении темпов прироста выпускаемой продукции. В этом случае необязательно повышать ставки налогов, так как автоматически расширяется налогооблагаемая база. Темп роста расходов не должен превышать темпа роста доходов и за этим соотношением необходим государственный контроль. Для реа­лизации такой политики государство должно иметь долгосроч­ные программы централизованных инвестиционных вложений.
              Кейнсианство в чистом виде применяется в мировой финансовой практике редко, так как чревато возрастанием бюджетного дефицита и инфляции. Слишком большие задачи оно возлагает на государство, требует разработки твердой и основательной законодательной базы для соблюдения определенных рамок вмешательства в предпринимательскую деятельность.

    Выбор экономической политики особенно сложен при прове­дении в российской экономике широких приватизационных мероприятий. Отсутствие развитого частного сектора означает невозможность проведения в чистом виде монетаристской или кейсианской политики. Применение мирового опыта без учета конкретных особенностей и состояния дел в экономике России способно лишь усугубить кризисные процессы.

    3. Политика экономического роста, как правило, включает укрепление денежной системы через девальвацию, которая снижает цену продукции, а, следовательно, и затраты на производство и реализацию, повышает ее конкурентоспособ­ность на мировом рынке. В то же время она сдерживает внутрен­нее потребление из-за падения заработной платы. Девальвация приводит к удорожанию импорта и удешевлению экспорта, возрастанию размеров внешнего долга и увеличению расходов на выплату процентов по нему. Поскольку российский рубль не является конвертируемой валютой, стимулирование экспорта имеет большое значение для снижения внешнего долга. Стабили­зация даже на высоком уровне цен на экспортируемые товары и продукцию необходима для того, чтобы восстановить управляемость внешнеэкономической деятельностью. Для нормального состояния платежного баланса рост экспорта должен опережать рост импорта и покрывать возросшие расходы по обслуживанию внешнего долга. Для внутреннего состояния экономики имеет значение сокращение издержек производства и обращениям себестоимости по уровню, превышающему снижение цен. В этом случае преимущество получает прибыль. Возрастание прибыли позволяет обеспечить рост инвестиций одновременно с расшире­нием производства. Преимущественный рост накоплений по сравнению с потреблением - важный итог девальвации. Он может быть тем позитивнее, чем активнее пойдут приватизация и акционирование, развитие рынка ценных бумаг. Девальвация может сопровождаться рестриктивными мерами в том случае, когда значительный капитал накоплен в частном секторе экономики, который не коснется сокращения государственных расходов. Час­тный сектор российской экономики не способен к тому, чтобы осуществлять крупные инвестиции и долгосрочные вложения.

      Монетаристы считают, что результатом свободного цено­образования являются уравновешивание спроса и предложения, достижение стабильности. Кейнсианисты утверждают, что цены малоподвижны и не могут быстро реагировать на состояние спроса и предложения. Поэтому для предприятий изменение цен не служит ориентиром в рыночной конъюнктуре. Более подвиж­ны в этом смысле объемы продаж и величина запасов товарно-материальных ценностей. Однако, если цены остаются стабиль­ными, то при снижении спроса производство также должно сокращаться. При этом значительные запасы приводят к иммо­билизации оборотных средств.

    При возрастании спроса производство увеличивается. Всеоб­щий дефицит товаров и продукции приводит к тому, что расши­рение производства возможно при налаживании хозяйственных связей. Поэтому решающее значение приобретает взаимодейст­вие предприятий - смежников, участвующих в разделении труда и его кооперации. Необходимо добиться заинтересованности партнеров в поставках сырья, материалов, выполнении работ и оказании взаимных услуг.

     Когда денежная система находится в кризисном состоянии, устанавливается натуральный обмен. Бартерные сделки тем активнее, чем хуже состояние денежного оборота. Недоверие к деньгам оказывается столь велико, что даже оплата труда производится в натуральной форме. Для этого используется продукция, выпускаемая данным предприятием, либо закупаемая или получа­емая по бартеру. Бартер выгоден предприятиям, так как позволяет в каждом конкретном случае пользоваться особыми пропорция­ми обмена. Государство при этом недополучает налоговые платежи.

    Действующая система налогообложения предусматривает, что при бартерном обмене предприятия обязаны платить НДС и налог на прибыль в размерах, соответствующих рыночной оценке стоимости осуществляемых опера­ций, а работники - подоходный налог с суммы, полученной в оплату труда в натуральном выражении. Контроль за этими платежами настолько неэффективен, что натуральный оборот практически полностью исключен из области налогообложения. Это подрывает основы формирования доходной части бюджета.

     Одной из основных проблем экономики в кризисном ее состоянии является выбор способа финансирования бюджетного дефицита. Достаточно отметить, что в 2002 г. дефицит федерального бюджета составил 50,6% по отношению к расходам. Предельный размер дефицита в 2000 г. составил 29,5% по отношению к расходам, что соответствует 8% ВВП.

    Весомый вклад в исследование проблемы финансирования бюджетного дефицита внёс американский ученый Джеймс Тобин. Он доказал, что от условий финансирования бюджетного дефицита зависит управление денежным оборотом в предприяти­ях, порядок выбора портфеля, характер инвестиций.

    В основе поведения инвесторов и эмитентов - ценообразова­ние на рынке капиталов. Новые инвестиции можно стимулировать с помощью низких банковских процентов. Это достигается сле­дующим образом. Имея инвестиционный проект, компания, его предлагающая, определяет затраты на финансирование и срок окупаемости. При этом всегда существуют альтернативные вари­анты использования капитала. Для оценки их эффективности обычно пользуются нормой процента, который можно получить на рынке. Это некая усредненная величина, так как существуют многообразные сферы размещения капитала. При высокой норме процента инвестиции оказываются невыгодными, потому что ежегодно получаемая прибыль, как правило, ниже суммы доходов по процентам. Чем ниже банковский процент, тем выгоднее операции с акциями. Оживление торговли акциями создает благоприятные условия для обеспечения предприятий капита­лом. Выпуск акций - это эмиссионная деятельность и ее активность улучшает состояние денежного оборота. В противо­положность этому высокие ставки на долгосрочные ссуды делают более выгодным краткосрочное привлечение средств, покупку предприятиями друг у друга свободных денежных средств.

    Анализ показывает, что наиболее распространенной формой привлечения ресурсов в последние годы стали договора о совмес­тной деятельности или возвратной материальной помощи, кото­рые предприятия заключают на длительные сроки. До внесения изменений в налоговое законодательство эти договора позволяли значительно снижать платежи НДС и налога на прибыль в бюджет. Однако и после внесения соответствующих изменений в порядок расчета налогооблагаемой базы предприятия уклоняются от уплаты налогов. Это не способствует расширению рынка ценных бумаги снижает инвестиционную активность.

    Между уровнем цен и денежной массой существует тесная зависимость. Так считают монетаристы. Поэтому, если бюджет­ный дефицит покрывается за счет эмиссии, то это стимулирует инфляцию и рост цен . Для устранения этого негативного явления банк должен строго контролировать прирост денежной массы. Это сложно из-за того, что, кроме денег, в оборот поступают другие ценные бумаги, в том числе облигации, акции, депозитные сертификаты, векселя. Поэтому на практике усилия банка часто оказываются бесперспективными, тем более, что государствен­ные и муниципальные предприятия не могут защищать свои интересы при неплатежеспособности потребителей продукции.

     Кроме контроля за общей массой денег в обращении, необходимо поддерживать определенную структуру платежных средств, в том числе более ликвидных. Решение этой проблемы затруднено вследствие того, что регулирование наличного и безналичного оборота в России сохраняет разные подходы.

    Значительный интерес представляет модель Эдгрена-Факсэна-Однера. Суть её в том, что рост цен в секторе, защищенном от конкуренции, всегда выше, так как производительность труда не связана с заработной платой, которая растёт более высокими темпами. Это следствие дефицита предлагаемых к реализации товаров, диктата производителей. Повышение заработной платы финансирует потребитель, уплачивая за продукцию все возраста­ющую цену. Чем выше степень монополизма, тем больше себес­тоимость. Однако поставщики и потребители заинтересованы в установлении длительных хозяйственных связей. Изменение цен приводит к изменению рыночной структуры, а это повышает риск, создает трудности, связанные с реализацией. Потребители промышленной продукции редко меняют поставщика сырья, материалов, комплектующих изделий. Инфляция способствует росту стоимостного объема потребления. Население в ожидании очередного повышения цен компенсирует потери путем приоб­ретения товаров. Если не добиться стабильности цен, то насыще­ние рынка товарами невозможно. Кроме того, индексация дохо­дов автоматически повышает заработную плату вслед за ростом цен. Это также подрывает стимулы к повышению производитель­ности труда. Очень важно проводить политику снижения себес­тоимости, издержек производства и обращения, так как это один из основных факторов роста цен. Предприятия должны ощущать конкуренцию. Высококонкурентная среда устраняет влияние монополистов на уровень цен.

    2.  Содержание и структура финансового механизма

    2.1. Понятие финансового механизма

    Финансовый механизм является важной составной частью ФП, при помощи которой происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов, государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.[6]

    Финансовый механизм – наиболее динамичная часть ФП. Его изменения происходят в связи с решениями различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны.2

     Различают директивный и регулирующий финансовый механизм. Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях.3

    Структура финансового механизма:

    1. Финансовые методы (инвестирование, страхование, кредитование);

    2. Финансовые рычаги (прибыль, процентные ставки, виды кредита, финансовые санкции и др.);

    3. Правовое обеспечение (Законы, Указы Президента, постановления, приказы);

    4. Нормативное обеспечение (инструкции, методические указания);

    5. Информационное обеспечение (экономическая, коммерческая, финансовая информация).

    2.2. Финансовые рычаги и стимулы

    Финансовые стимулы сводятся к тому, что государство с помощью целой системы финансовых рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий, целых отраслей в нужном обществу направлении.

    Мы знаем, что финансы участвуют в процессе создания денежных доходов, а также в процессе их распределения. Имея такой финансовый рычаг, как распределение денежных доходов, и умело управляя им, государство может стимулировать или сдерживать развитие того или иного процесса.

    Если говорить о конкретных рычагах и способах воздействия на экономические процессы, то надо назвать следующие:

    - бюджет: средства из бюджета на развитие той или иной отрасли, комплекса отраслей или отдельного предприятия можно выделить, а можно и не выделять;

    - цены, тарифы. И в условиях рыночной экономики государство, как известно, вмешивается в процесс ценообразования, устанавливает тарифы. Это воздействие осуществляется посредством прямого участия государства в предпринимательскую деятельность – в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, в разработке сырьевых ресурсов и др. Кроме того, у государства остаются широкие административные возможности вмешиваться в процесс ценообразования, устанавливать тарифы, оказывать влияние на финансовое состояние предприятий;

    - налоги. Это наиболее мощный финансовый инструмент стимулирования хозяйственной деятельности. Стимулирующее влияние налогов реализуется через систему изъятия, скидок, преференций и других льгот, предоставляемых участникам финансовых отношений, в соответствии опять-таки с выработанными социально-экономическими приоритетами.

    - экспортно-импортные пошлины, тарифы. Государство, манипулируя уровнем (делает их низкими, льготными или высокими, невыгодными) экспортно-импортных пошлин, тарифов стимулирует или дестимулирует экспортно-импортные операции.

    Это далеко неполный перечень тех рычагов, которые активно и комплексно используется государством для достижения поставленных целей.

    2.3. Формы финансового обеспечения

    Финансовые отношения можно сгруппировать, которая будет включать в себя системы: государственных финансов; финансов организаций, предприятий и корпораций; кредитную (инвестиционную) и банковскую; международную финансово-кредитную и финансовый рынок. Каждое из перечисленных звеньев системы финансов достаточно обособленно и выполняет конкретную роль в экономике, отражает определенные экономические отношения и выполняет функции образования денежных фондов, использования денежных фондов и контрольную.

             В систему отношений государственных финансов входят: государственный бюджет, внебюджетные фонды, финансы государственных предприятий и государственный кредит. В систему финансов организаций и корпораций включаются все предпринимательские структуры организаций производственной и непроизводственной сфер, а также прочие субъекты хозяйствования. Кредитная и банковская системы включают в себя: Центральный банк, коммерческие банки, негосударственные страховые и пенсионные, инвестиционные институты и фонды. Финансовый рынок страны состоит из рыночного хозяйства по операциям с капиталами, кредитами, валютой (денежными средствами), с ценными бумагами и инструментами. Международные финансы, как отражение международных финансовых отношений, объединяют в себе международные финансовые государственные и негосударственные организации, международные кредитные (инвестиционные) и банковские институты, международный финансовый рынок.

          2.4. Организационные структуры  финансового механизма

    Управление финансами представляет собой процесс, который организуют и которым руководят органы государственной власти в соответствии с законодательством:

     - Федеральное Собрание, которое регламентирует деятельность финансовой системы, устанавливает взаимоотношения всех хозяйствующих субъектов, утверждает федеральный бюджет и финансовое законодательство;

     - Правительство Российской Федерации готовит проект государственного бюджета, выступает как центр оперативного и текущего управления финансами и включает в свой состав многие министерства и ведомства, на которые возложены обязанности и ответственности по направлениям развития экономики;

      - Счетная палата РФ контролирует расходование и целевое назначение федеральных денежных средств;

      - Министерство финансов РФ осуществляет общее руководство в финансовой сфере и исполнение бюджета; организует разработку бюджета и его исполнение; участвует в разработке плана финансовых ресурсов страны; ведет контроль за финансово хозяйственной деятельностью организаций и предприятий всех форм собственности;

      - Федеральное казначейство организует кассовое исполнение бюджета и является подразделением Министерством финансов РФ;

      - Министерство экономики РФ является руководящим органом в выработке стратегии экономического развития и разрабатывает баланс финансовых ресурсов страны;

      - Министерство по налогам и сборам РФ является контролирующим органом во взаимоотношениях хозяйствующих структур с государством;

      - Министерство государственного имущества РФ организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера и налогов, уплачиваемых государственными организациями и предприятиями;

      - Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует  деятельность участников фондового рынка;

      - Система учреждений Центрального банка РФ формирует денежно-кредитную политику и осуществляет кассовое исполнение бюджета, а также ведет контроль за деятельностью кредитных учреждений.

      - Предпринимательские структуры – хозяйствующие субъекты являются субъектами управления финансами.

    3. Состояние финансовой политики в условиях роста финансовых

    ресурсов в стране

    3.1. Современное состояние финансовой политики  РФ

    В современной России, в силу особенностей ее конституционного строя, приоритет в разработке ФП принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления ФП на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе.[7]

             К основные направлениям (задачам) ФП России в условиях роста финансовых ресурсов можно отнести следующее:

    - устойчивый профицит федерального бюджета или сохранение сбалансированности федерального бюджета;

    - снижение государственного долга;

    - стабилизация национальной валюты и  снижение темпов инфляции;

    - развитие банковского сектора, в первую очередь, в части совершенствования законодательной базы функционирования банковской системы;

    - переход к среднесрочному планированию;

    - продолжение налоговой реформы и реформы межбюджетных отношений (снижение налоговой нагрузки и расширение налоговой базы, внесение целого ряда поправок в Бюджетный кодекс РФ, совершенствование схем разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы).

              Известно, что развитие экономики страны зависит от качества налоговой системы. В последние годы в направлении ее совершенствования сделано немало – сформирована налоговая система, включающая 15 налогов и сборов, и четыре специальных налоговых режима, уже шесть лет действует первая часть Налогового кодекса РФ, из 19 глав второй части Кодекса – принято 17 по основным налогам, введена плоская шкала налога на доходы физических лиц.[8]

             В частности, за последние 2-3 года было сделано следующее:

    - налог на прибыль предприятий снизился с 35% до 24%;

    - введен налог на добычу полезных ископаемых;

    - снижение ставки единого социального налога с 39,5% до 35,6%;

    - сокращен НДС с 20% до 18%;

    - отменен налог, уплачиваемый с выручки от реализации товаров;

    - отменена инвестиционная льгота;

    - установление единой ставки налога на доходы физических лиц.

             Бюджет России по-прежнему чрезмерно зависит от нестабильных и трудно прогнозируемых внешних рынков, в связи с этим был создан Стабилизационный фонд в составе Федерального бюджета РФ, с целью повышения устойчивости экономики, федерального бюджета к воздействиям внешнеэкономической конъюнктуры. Стабилизационный фонд формируется за счет 2-х источников, которые связаны с нефтью: часть налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть и часть экспортной пошлины на нефть, поступающих в бюджет при превышении ценовой планки в 20 дол. за баррель. На сегодняшний день цена на нефть превышает 60 дол. за баррель. Кроме того, в начале 2007г. в Стабилизационный фонд было перечислено 106 млрд.руб. [9]

     Политика в социальной сфере: основная нагрузка лежит на регионах. В 2007 году основная тяжесть расходов на проведение социальной политики была возложена на консолидированные бюджеты субъектов: плановые расходы консолидированных бюджетов субъектов по разделу «Социальная политика» почти в 1,5 раза превышает расходы федерального бюджета. Перемещение центра тяжести финансирования расходов на проведение социальной политики в регионы – сложившаяся тенденция. В расходах консолидированного бюджета субъекта удельный вес расходов на социальную политику возрос с 2000 года почти в 1,5 раза, в расходах федерального бюджета – сократился более чем в 2 раза. Ситуация  в этой области, как следует их положений Федеральных законов от 06.10.2002 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», не изменится. Напротив, в результате осуществляемого разграничения полномочий, осуществление мероприятий социальной политики станет в большей степени задачей субъектов РФ.[10]

    Подводя итоги, можно отметить, что ФП России была целенаправленной, скоординированной. Об этом свидетельствует сокращение внешнего долга (в 2004 году новые внешние заимствования не производились, в счет погашения задолженности было выплачено 14,2 млрд. дол.)[11], сохранение профицита бюджета (или его сбалансированности), рост ВВП (темп роста ВВП за 2005 год составил 6,6% по сравнению с 2004 годом).[12] 

              Вместе с тем остаются проблемы: например, бюджетное законодательство пока не в полной мере отвечает современным требования, государственный сектор по-прежнему слишком велик и трудноуправляем,[13] остается низкая экономическая  эффективность расходов федерального бюджета, при формировании бюджета в малой степени используется программно- целевые методы[14]; нет стабильности  налогового законодательства.  Стабильность налогового законодательства – основное условие привлечения инвестиций в экономику. Глава Кодекса о налогах с продаж действовала два года, затем этот налог был отменен. Отдельные главы Кодекса, принимались и принимаются без достаточных оснований и не всегда продуманно. Требует пересмотра и упрощенная система налогообложения малого бизнеса, резко снизившая налоговую нагрузку, но не обеспечивавшая рост количества малых предприятий. Учитывая сложность принятия изменений в Налоговый кодекс РФ, завершение налоговой реформы потребует немало времени.[15]

    3.2. Тенденции и перспективы финансовой политики

    Несмотря на некоторые негативные тенденции в российской финансовой политике проводящиеся реформы открывают широкие перспективы развития как государственного, так и частного сектора экономики.

    Ситуация выравнивается и благодаря постоянно повышающимся ценам на нефть. Сегодня цена на нефть составляет почти 97 дол. за баррель. Благодаря этому в бюджет поступают дополнительные средства, которые направлены на социальную сферу, на повышение зарплат бюджетникам. Так с мая 2008 года планируется значительное повышение зарплат работникам бюджетной сферы.

    В тоже время существуют и некоторые недостатки в финансовой политике РФ. К ним относятся:

    -догматический (нетворческий) характер ФП, ее неспособность быстро реагировать на изменяющиеся условия развития нашего государства;

    -отсутствие стратегических разработок;

    -проведение   частичных,   малообоснованных   тактических мероприятий, ориентированных на сиюминутную выгоду;

    -нарушение  сбалансированности государственного  бюджета Российской Федерации;

    -остаточный  подход  при  определении  финансовой  базы удовлетворения социальных потребностей граждан.

    Все это прямо сказывается на неразвитости  бюджетном системы и ФП страны.

    В особую проблему выделяется недопоступление налоговых платежей, главными причинами которого стали:

    -ухудшение макроэкономических и финансовых показателей по сравнению с принятыми в бюджете;

    -неплатежи в народном хозяйстве;

    -прямое уклонение от уплаты налогов, укрывательство многими налогоплательщиками своих доходов (невозможность контролирования всех малых и средних предприятий, уход от налоговой полиции по средствам расчетов за наличные деньги).

    Это говорит о необходимости пересмотра фискальной политики:

    • ужесточение налоговой дисциплины (по разным источникам доходы теневой экономики составили около 1/4 федеральных бюджетных доходов);

    • упрощение налоговой системы (например, сокращение количества второстепенных налогов, так как последних насчитывается уже 85);

    • внедрение принципов налогового федерализма;

    • налоговое   стимулирование   торговли   и   производства конкурентоспособных отечественных товаров (необходимо дня естественной стабилизации нашей валюты и расширения налогооблагаемой базы не за счет количества, а увеличения собираемости налогов).

    Подводя итоги, можно отметить, что ФП России в условиях роста финансовых ресурсов, благодаря росту цен на нефть, была целенаправленной, скоординированной. Об этом свидетельствует сокращение внешнего, сохранение профицита бюджета, рост ВВП (темп роста ВВП). 










    Заключение

    Финансовая политика – понятие многоплановое. В целом ее сфера определяется параметрами  участия государства в управлении экономикой и социальной сферой, исходя из господствующих на отдельных исторических этапов развития общества теоретических концепций. Также финансовая политика зависит от развитости финансовой системы и меры самостоятельности отдельных ее звеньев.

             Реализацию финансовой политики обеспечивает совокупность мероприятий государства, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов и их распределения для выполнения государством своих функций и программ. Важнейшим местом среди этих мероприятий принадлежит правовой регламентации форм и норм финансовых отношений.

             Кроме того, внутри нее  различают достаточно самостоятельные направления, как антимонопольную, бюджетную, валютную, кредитную, налоговую, страховую и таможенную политику. При этом все они между собой взаимосвязаны: одна влияет на другую. И, поэтому, должны разрабатываться и осуществляться в тесной и непрерывной взаимосвязи между собой.

             Финансовая политика – это не только управление финансами, но и воздействие на среду, в которой осуществляется финансовый процесс.     Например, очень много зависит от общественного мнения, который влияет на финансовый процесс – это спрос на иностранную валюту, доверие населения к банкам и фондовому сектору и т.д.

               Также, при проведении финансовой политики в условиях роста финансовых ресурсов в стране необходимо учитывать существующую социально-экономическую реальность (обеспечение политической и социальной стабильности, устойчивого и безопасного международного положения).

    Литература:

    1. Иванов А.М., М.Г.Боярский  Бюджеты субъектов Федерации и приоритеты социальной политики. // Финансы. -  2006. - №8.

    2. Колесов А.С.  Финансовая политика: цели и задачи. // Финансы.-  2004.-№10.

    3. Кудрин А.Л.  Федеральный бюджет: итоги и задачи.// Финансы.- 2005.-№1

    4. Кудрин А.Л. Федеральный бюджет -2006: новые экономические тенденции. // Финансы. – 2006.- №1.

    5. Леонтьев В.Е., Н.П. Радковская  Финансы, деньги, кредит и банки: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп.- СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2006.

    6. Пансков В.Г.  Некоторые проблемы налоговой реформы в России. // Финансы. -2006. - №12.

    7. Саватюгин А.Л.  Стабилизационный фонд: формирование и использование. // Финансы. - 2006.-№12.

    8.Финансы. Денежное обращение. Кредит.: Учебник для вузов / под ред. проф. Г.Б. Поляка. 2-е изд., испр. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2005.

    9.Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник для вузов / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-М, 2003.

    10.Финансы: Учебник для вузов / под ред. проф. Л.А. Дробозиной – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007.

    11.Финансы: Учебник для вузов / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти.- М.: Юрайт-М, 2006.



    [1] ,4Финансы: Учебник для вузов / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти.-М.:Юрайт-М, 2006

    [2],3 ,5В.Е. Леонтьев, Н.П. Радковская Финансы, деньги, кредит и банки: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп.-СПб.:ИВЭСЭП, Знание, 2006

    [3] В.Е. Леонтьев, Н.П. Радковская Финансы, деньги, кредит и банки: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп.-СПб.:ИВЭСЭП, Знание, 2006

    [4] Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник для вузов / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.-М.: Юрайт-М, 2003

    [5] Финансы: Учебник для вузов / под ред. Л.А.Дробозиной.-М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000

    [6] , 2, 3Финансы. Денежное обращение. Кредит.:Учебник для вузов / под рнд. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-Дана, 2-е изд.,2005.

    [7] Финансы: Учебник для вузов / под. ред. М.В. Романвского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти.- М.: Юрайт-М, 2006

    [8] В.Г. Пансков «Некоторые проблемы налоговой реформы в России», //Финансы №12, 2006.


    [9]А.Л. Саватюгин Стабилизационный фонд: формирование и использование.// Финансы №12, 2006

    [10] А.М. Иванов, М.Г. Боярский Бюджеты субъектов Федерации и приоритеты социальной политики.// Финансы №8, 2006

    [11] А.Л. Кудрин Федеральный бюджет: итоги и задачи.// Финансы №1, 2005

    [12] А.Л. Кудрин Федеральный бюджет – 2006: новые экономические тенденции.// Финансы №1, 2006

    [13]Бюджетное послание Федеральному собранию «О бюджетной политики в 2007 году».// Финансы №8, 2006

    [14] А.А.Филимонов Экономическая мотивация реструктуризации бюджетного сектора.// Финансы №6, 2006

    [15] В.Г. Пансков «Некоторые проблемы налоговой реформы в России», //Финансы №12, 2006.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Финансовая политика и финансовые механизмы ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.