Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Германия

  • Вид работы:
    Другое по теме: Германия
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:55:37
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Введение


    Федеративная Республика Германия является одной из важнейших промышленных стран мира. Исходя из общих экономических показателей, Германия является третьей, а исходя из объемов внешнеэкономической деятельности, - второй крупнейшей мировой державой. ФРГ входит в состав так называемой «Большой восьмерки», сообщества наиболее развитых в промышленном отношении западных государств.

    Федеративная Республика Германия занимает ведущее место в мировой экономике. В 2004 году по общему объему ВВП ФРГ занимала третье место, уступая лишь США и Японии. Однако в связи с резким экономическим ростом таких стран как Китай и Индия, в 2007 году Германия стала пятым государством мира по данному показателю. В настоящее время Валовой внутренний продукт по паритету покупательной способности составляет 2,833 триллиона долларов, или 34,400 долларов на душу населения. Примечательно, что в 2007 году рост ВВП Германии составил 2,6%.

    До мирового финансового кризиса германская экономика процветала, привлекала большое количество инвестиций благодаря хорошо развитой инфраструктуре, квалифицированной рабочей силе с эффективной мотивацией к труду.

    Основой экономической системы Германии является принцип социально ориентированной экономики, согласно которому государство выполняет функцию общего регулирования рыночной экономики. В установленных государством рамках хозяйствующие субъекты вправе осуществлять любую деятельность и принимать любые решения. Государственные органы принципиально не вмешиваются в процесс установления цен на товары и размеров оплаты труда.

    Одной из задач государства является обеспечение конкуренции на рынке. Этой цели служит принятый в 1957 году закон о картелях (о недопустимости ограничения конкуренции), запрещающий любые действия или соглашения, которые могут путем ограничения конкуренции повлиять на рыночные условия предпринимательской деятельности. В ходе процесса европейской интеграции полномочия по осуществлению политики в сфере конкуренции постепенно переходят к Европейской Комиссии.

    Федеральное правительство Германии как одно из направлений своей политики называет улучшение общих экономических условий для малых и средних предприятий, промышленной и коммерческой деятельности, а также стартовых условий вновь создаваемых предприятий и упрощение порядка доступа к капиталу.



    1. Общая характеристика географического положения



    Федеративная Республика Германия — государство в Центральной Европе. Граничит с Данией, Польшей, Чехией, Австрией, Швейцарией, Францией, Люксембургом, Бельгией и Нидерландами. На севере его естественную границу образуют Северное и Балтийское моря. Названо по этнониму племени — германцы.

    Северная часть Германии представляет собой сформировавшуюся во время Ледникового периода низменную равнину (Северо-Германская низменность, самая низкая точка — Нойендорф-Саксенбанде в Вильстермарше, 3,54 м ниже уровня моря). В центральной части страны к низменности с юга примыкают покрытые лесом предгорья, а южнее начинаются Альпы (самая высокая точка на территории Германии — гора Цугшпитце, 2 968 м.).

    По территории Германии протекает большое количество рек, наиболее крупными из которых являются Рейн, Дунай, Эльба, Везер и Одер, реки соединены каналами, наиболее известный канал — Кильский, который соединяет Балтийское и Северное моря. Кильский канал начинается в Кильской бухте и оканчивается в Устье реки Эльба. Самое крупное озеро в Германии — Боденско, площадь которого 540 кв. км, и глубина 250 м

    Погода часто носит переменчивый характер. Посреди лета может быть тепло и солнечно, но уже на следующий день может стать холодно и пойти дождь. По-настоящему экстремальные природные явления (сильные засухи, торнадо, штормы, сильный мороз или жара) относительно редки. Это также связано с тем, что Германия находится в умеренном климатическом поясе. За последние несколько лет в Германии, как и во всей Европе, произошло несколько масштабных наводнений, но принимая во внимание долгую историю Германии, это скорее редкие природные явления. Многие склонны видеть в этом свидетельства потепления климата. В последующие годы это может привести как к подобным, так и другим природным катастрофам. Летом 2003 Германия пострадала от засухи: «лето столетия», как его окрестили в СМИ, было одним из самых жарких на протяжении нескольких последних десятилетий. Последствием засухи, среди прочего, стали значительные неурожаи. Землетрясений с тяжёлыми последствиями в Германии до настоящего времени не происходило. Это можно объяснить тем, что Германия находится на Евразийской плите. Так как внутри Германии нет границ между тектоническими плитами, то землетрясения происходят относительно редко. средняя температура июля +19. средняя температура января 0 град. по Цельсию. среднегодовая температура +5-+10 град. по Цельсию.

    Крупнейшими городами Германии являются Берлин, Гамбург, Мюнхен и Кёльн. Следующим по значимости является пятый по численности населения город Германии и финансовая метрополия Франкфурт-на-Майне, в котором также находится самый крупный аэропорт Германии. Это второй по размерам аэропорт Европы, и первый по объёмам прибыли от грузовых авиаперевозок. Рурский бассейн — регион с самой высокой плотностью населения.


     

    2. Особенности экономической системы Германии


    Германская экономика организована по принципу «социальной рыночной экономики» Ее основным элементом является сочетание принципов свободы на рынке и социального баланса.

    Концепция социальной рыночной экономики была разработана для восстановления Федеративной Республики Германия после второй мировой войны в качестве альтернативы государственному регулированию экономики. Его политическая реализация в 1947-49 гг. связана с именами Людвига Эрхарда и Альфреда Мюллер-Армака. Людвиг Эрхард был первым министром экономики, а затем и Федеральным канцлером Федеративной Республики Германия. Его историческая заслуга состоит в разработке концепции социального рыночного хозяйства и ее конкретной реализации в форме экономического строя в Федеративной Республике Германия. Термин «социальная рыночная экономика» сформулирован Мюллер-Армаком.

    Модель социальной рыночной экономики предполагает в определенных границах свободные действия рыночных сил, однако при этом недопустимы антисоциальные извращения рынка. Предложение товаров растет и дифференцируется, поставщики имеют мотивацию к инновациям, доходы и прибыль распределяются в соответствии с индивидуальными достижениями. Одновременно не допускается чрезмерная концентрация рынка и обеспечивается участие работников в принятии основных экономических решений и тем самым их причастность к достижениям общества.

    Задача государства и политиков при этом состоит в создании рамочных условий для  функционирования конкуренции и гармонизации различных интересов. Одновременно необходимо стимулировать готовность и способность людей к действиям на свой страх и риск и большая самостоятельность.

    Важнейшие элементы концепции социальной рыночной экономики следующие:

    – частная собственность на средства производства и свободное ценообразование;

    – создание условий для конкуренции и обеспечение конкуренции (например, путем антимонопольного законодательства, законов против недобросовестной конкуренции);

    – сознательная политика укрепления конъюнктуры экономического роста;

    – обеспечение полной занятости;

    – свобода внешней торговли, свободный валютный обмен;

    – политика стабильной валюты (в т.ч. через независимый эмиссионный банк);

    – социальная безопасность, социальная справедливость и социальный прогресс (путем проведения государством мероприятий по перераспределению в форме оказания социальной помощи, социальных пенсий и уравнивающих платежей, субсидий, дотаций, прогрессивной шкалы подоходного налога и т.д., через систему социального обеспечения: пенсионное, медицинское страхование, страхование по безработице и по уходу, от несчастного случая; через трудовое и социальное законодательство).

    Германия обладает третьей по технологической мощи экономикой мира после США и Японии. Страна является одним из крупнейших в мире производителей металла, цемента, машин, транспортных средств, станков, электроники, продуктов питания и напитков, продукции судостроительной, химической, текстильной промышленности.

    На рубеже веков Германия испытывает серьезные экономические проблемы, которые вызваны, прежде всего, довольно низкими темпами роста ВВП (по сравнению с ведущими индустриальными странами) и тяжелым бременем осуществления щедрых социальных программ. 40% чистой прибыли компаний ФРГ идет на оплату труда, на отчисления в многочисленные социальные фонды, которые составляют немалую долю фонда оплаты труда.

    Из-за старения населения (его прирост в 2000 г. составил всего 0,29%) расходы на социальное обеспечение пенсионеров и ряда других слоев населения неуклонно растут. Высокий уровень пособий для безработных нередко порождает иждивенческие настроения в обществе. Такая реальность на фоне падения темпов экономического роста сделала безработицу проблемой постоянной, а не цикличной. На начало 2002 г. в стране зарегистрировано свыше 4 млн. безработных.

    Высокий уровень социальной защиты населения постоянно требует притока финансов в государственную казну. Налоговый пресс в Германии значительно выше, чем в США, Великобритании и многих странах Европы. Только по этой причине многие германские компании предпочитают развивать свою производственную и экономическую деятельность за пределами своей страны. Такая устоявшаяся система налогообложения и отсутствие программ по стимулированию иностранных инвестиций приводит к тому, что Германия не слишком привлекательна для зарубежного капитала.

    Интеграция и модернизация экономики востока Германии остается проблемой, требующей времени и больших финансовых затрат. Ежегодные вклады федерального правительства в экономику восточных земель составляют 100 млрд. долларов.

    Введение общеевропейской валюты и общая политическая и экономическая интеграция Европы вновь обнажили многочисленные экономические проблемы Германии.

    Еще одной особенностью германской экономики является ее экспортная ориентированность. Государство заинтересовано в открытом рынке и за последнее десятилетие были достигнуты значительные расширения присутствия на мировом рынке. По данным Международного валютного фонда, с 1997 года германский экспорт товаров и услуг рос сильнее, чем объемы мировой торговли. Даже в 2001 году, когда объем мировой торговли сократился на 0,2 %, экспорт ФРГ вырос на 6,7 %. Важнейшими торговыми партнерами являются страны Европейского союза, особенно Франция (в 2004 г. сюда было экспортировано товаров и услуг на сумму 75 млрд евро) и Великобритания (61 млрд евро), также США, Индию, Китай и страны Восточной Европы в связи с расширением ЕС на Восток[1].

     


    3. Важнейшие отрасли экономики


    Традиционно одной из ведущих отраслей экономики Германии является промышленность, доля которой в ВВП страны составляет 29% (в 2003г.), а в совокупном экспорте - 87% (2006 г.), тем самым она является мотором внешней торговли. Также развивается сельское хозяйство, энергетика. За последнее время значение отдельных отраслей экономики изменилось. Значительно повысился вес сферы услуг, которая сегодня почти догнала промышленный сектор ФРГ. Ведущие позиции в мире занимают германские информационные и биотехнологии, а также технологии по использованию возобновляемых источников энергии и экологически чистые технологии.

    Промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих мировых рынках готовой продукции. Наиболее конкурентоспособными отраслями являются:

    - автомобилестроение;

    - электротехническая промышленность;

    - общее машиностроение (производство станков, различных приборов);

    - транспортное машиностроение (вагоностроение, самолетостроение);

    - химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность;

    - точная механика и оптика;

    - черная металлургия;

    - авиационная и космическая промышленность;

    - производство информационной и коммуникационной техники.

    В германской промышленности, как и в промышленности других индустриальных западных стран, происходят структурные изменения. Некоторые традиционные отрасли, например сталелитейная и текстильная промышленность, за последние годы в некоторых случаях сильно утратили свои позиции в результате перемещения рынков сбыта и конкуренции со стороны стран с низкими зарплатами или же, как в случае с фармацевтической промышленностью, в результате поглощений и слияний перешли в собственность иностранных компаний. В то же время промышленность по-прежнему является важнейшей опорой германской экономики и – по сравнению с другими индустриальными государствами, например Великобританией или США, – имеет широкую базу: на промышленных предприятиях здесь заняты 8 млн. человек.

    Значительные изменения произошли в структуре промышлен­ности. Сократился удельный вес традиционных отраслей - чер­ной металлургии, общего машиностроения, судостроения, тек­стильной и швейной промышленности. Одновременно резко возросла доля авиакосмической промышленности, конторского оборудования и аппаратуры по обработке данных, электротех­нического оборудования, а также автомобилестроения.

    Машиностроение занимает ведущее положение в структуре промышленного производства. На него приходится около 50% занятых в сфере промышленного производства.[2] В структуре вы­пуска центр тяжести стал перемещаться от производства тради­ционной продукции в область научно-технических производств. Ведущее место занимают автомобильная промышленность, об­щее машиностроение и электротехническая. Их положение во многом зависит от спроса на внешнем рынке. Германии по отдельным видам производства обрабатывающей промышленности принадлежат ведущие места в мире. По производству станков она занимает второе место. В основных группах отраслей она занимает третье место.

    В отличие от промышленности сельско­хозяйственное производство Германии по валовому объему уступает Франции и Италии. По интенсивности и продуктивности ее сельское хозяйство превышает средний уровень для стран ЕС, но уступает таким странам, как Нидерланды, Бельгия, Франция, Дания. Германия занимает ведущее место по степени насыщен­ности парком основных сельскохозяйственных машин и одно из ведущих мест по использованию химикатов.

    Относительно низкий уровень интенсификации производст­ва связан с социально-экономической структурой сельского хо­зяйства. Значительная часть сельскохозяйственных земель сдает­ся в аренду. В полной собственности производителей находится около 22% сельскохозяйственных угодий. В отличие от ряда других стран преобладающей формой аренды является парцельная аренда, когда берутся дополнительно к собственной земле отдельные участки. Субъектами подобной аренды выступают мелкие и средние производители. По уровню концентрации земельного фонда Германии уступает Британии, Люксем­бургу, Дании, Франции, Ирландии. Средний размер хозяйства составляет примерно 17 га. Свыше 54% хозяйств имеют площадь сельскохозяйственных угодий менее 10 га и только 5,5% - 1; свыше 50 га. Причем мелкие и средние хозяйства, как правило, разбиты на несколько участков.

    Внедрение научно-технических достижений в производство, которое в первую очередь происходит в крупных хозяйствах, ведет к росту производительности труда и вытеснению мелкого крестьянского хозяйства. Примерно половина хозяйств не обес­печивает своим предпринимателям необходимого дохода, основную часть его они получают в промышленности и в других отраслях экономики. По уровню доходности сельское хозяйство Германии уступает целому ряду стран ЕС.[3]

    Аграрная политика федерального правительства направлена на изменение социально-экономической структуры хозяйства.

    Высоким уровнем развития, широтой охвата и многообрази­ем форм характеризуется сельскохозяйственная кооперация, которая распространяется практически на всех производителей. Через нее осуществляются кредитование хозяйств, снабжение их средствами производства, заготовка и переработка продукции. Наиболее высок удельный вес в сбыте молока (80%), зерна (50%), овощей (40%), вина (30%). Производственное коопери­рование развито слабее. Государство оказывает финансовую по­мощь кооперативам.

    Повышение агрокультуры, структурные изменения способствовали росту производства многих видов продукции. Оте­чественное производство обеспечивает свыше 4/5 потребностей страны в продовольствии, в том числе более чем на 100% в пшенице, сахаре, говядине, сыре, сливочном масле.

    Кредитные рынки. По величине финансовых рынков Герма­ния значительно уступает США и другим ведущим странам. Значительная часть сделок с активами, выраженными в немец­ких марках, совершалась в Лондоне и Люксембурге. Отставание германского финансового центра Франкфурта от Нью-Йорка и Лондона вызывалось большей степенью регулирования, налого­обложения ряда операций, меньшей ролью институциональных инвесторов. Создание экономического союза в Европе выдвига­ет задачу укрепления конкурентных позиций германских банков и рынков капитала.

    Структурная перестройка, приспособление восточногерманского хозяйства к новым условиям воспроизводства в мировой экономике вызвали резкий рост безработицы. В Восточной Германии уровень безработицы превышает 17%.[4]

    Многие отрасли германского хозяй­ства отличаются высоким уровнем централизации и концентрации капитала. В обрабатывающей промышленности 100 крупнейших фирм сосредоточивают 60% общего оборота и более 50% общего числа занятых.

    Несмотря на высокую степень централизации капитала и производства, значительный удельный вес имеют мелкие и средние компании. Мелкие компании с числом занятых до 50 человек сосредоточивают 31,3% производства. Во всем хозяйстве страны мелкие и средние фирмы с числом занятых до 249 чело­век создают почти 55% валового продукта.

    Многие крупные компании тесно взаимосвязаны через систему участий, личную унию, кредитные и производственные отношения. Активную роль в переплетении интересов играют кре­дитные учреждения. Десяти наиболее значительным банкам принадлежат контрольные пакеты акций 27 из 32 крупнейших компаний страны.

    Переплетение капитала, личная уния приводят к тому, что до сих пор значительная часть германских компаний продолжа­ет находиться под контролем отдельных семей. Наиболее могу­щественные среди них семьи Байшам, Хаубов, Эткеров, Оппенгеймов, Хенкелов, Боерингеров, Мерков, Квандтов, Сименс, Бош. Многие германские фирмы имеют единственного держа­теля акций. Пять крупнейших держателей обычно владеют 40% акций. Доминирующий голос в германских фирмах имеет банк. Само­финансирование, банки и их кредитование играют более важ­ную роль, чем в англоговорящих странах. Перекрещивающиеся владения между промышленными компаниями, между банками и промышленными компаниями выступают важной чертой гер­манской системы взаимодействия капитала. Относительно низ­кая роль биржевых операций снижает значение риска.

    Несмотря на то, что авиакосмическая промышленность Германии не занимает ведущего положения в экономике страны, она имеет стратегически важное значение. Данная отрасль играет роль технологического мотора страны. В ней совмещены почти все виды высоких технологий информационной эпохи: электроника, робототехника, измерительная и регулировочная техника, а также техника управления и материалов. Инновации в этой сфере существенно способствовали подъему производства компьютеров. Кроме того, они используются во многих других сферах: например, в мобильных системах связи, навигационных системах автомобилей, техническом обеспечении видеоконференций и др[5].

    После некоторого спада в начале 1990-х, германская авиакосмическая промышленность резко пошла в гору. В 2002г. ее оборот составил 15,3 млрд. евро, а количество занятого в ней населения оценивалось почти в 70 тыс. человек. В 2002г. доля гражданского авиастроения в общем обороте отрасли составила 68,3%, военного – 23,1%, космической промышленности – 8,6%.

    Благодаря крупным программам кооперации («Аэробус». «Ариана») авиакосмическая промышленность служит мотором европейского сотрудничества между промышленными предприятиями.

    Федеративная Республика Германия, наряду с крупнейшими развитыми европейскими государствами, является основным потребителем энергоресурсов. Однако географическое положение обуславливает скудность собственного сырья и необходимость импорта. Германия не обладает большими запасами каких-либо полезных ископаемых. Редкое исключение из этого правила, распространяющегося на весь Центрально-европейский регион — уголь, как каменный (знаменитый Рурский бассейн), так и бурый. За счет импорта ФРГ вынуждена обеспечивать около 57,5% своих потребностей в источниках энергии. Еще в 1997 году 52% объема собственного производства электроэнергии ФРГ обеспечивались каменным и бурым углем, 31% – ядерной энергией, 4% – гидроэнергией, 9% – природным газом и 1% – нефтью. Однако сейчас данное процентное соотношение значительно изменилось, так как на первое место выходит более выгодное, энергоемкое и экологически безопасное потребление природного газа.

    Первое место среди германских энергоресурсов занимает бурый уголь. Крупнейшие залежи имеются в Рейнской области, на юге, в Браденбурге и Саксонии. Запасы, считающиеся пригодными для разработки, оцениваются примерно в 43 млрд. тонн. В 2001 доля бурого угля в потреблении первичной энергии составляла около 11,2%.

    Важнейшими каменноугольными бассейнами являются рейнско-вестфальский и саарский регионы. Залежи каменного угля оцениваются в пределах 24 млрд. тонн. В 1950 г. доля данного вида сырья в потреблении первичной энергии составляла 73%, к 2001 г. она снизилась до 13%.

    Доля нефти в обеспечении энергией также сократилась вследствие резко увеличившихся в 1970-е годы цен на нефть. В 2001 г. она составила 38,5%. Тем не менее, нефть остается важнейшим энергоносителем в стране. Более чем на 9/10 нефти импортируется из Алжира, Саудовской Аравии, Ливии и других стран. Собственная добыча составляет всего 5 млн. тонн. Старый центр нефтепереработки – Гамбург, а новые возникли во внутренних районах – Рейнско-Рурском, на юго-западе и в Баварии. Что касается природного газа, то его запасы в 2001 г. оценивались в 342 млрд. кубометров. Доля потребления газа в том же году – 21,5%, причем эта цифра постоянно возрастает.

    Значительную часть природных ресурсов Германия импортирует, причем роль Российской Федерации как основного поставщика энергоресурсов очень велика. За счет собственных ресурсов потребность Германии в газе может покрываться лишь на четверть.

    На фоне нехватки сырья и необходимости учитывать экологические требования, ФРГ предпринимает активные действия по экономии и рациональному использовании энергии. Сюда же следует добавить использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ), благодаря которым, согласно планам, в долгосрочной перспективе должна покрываться пятая часть потребностей в электроэнергии. В 2000 г. доля ВИЭ составила всего 2,1%. К 2010 г. федеральное правительство намерено увеличить этот показатель как минимум до 4,2%.

    В 2003 году сфера обслуживания составила 70 % ВВП Германии.

    Германская экономика в III квартале 2008 г. по сравнению с предыдущими тремя месяцами снизилась на 0,5%. Таким образом, ФРГ вошла в сильнейшую рецессию, по крайней мере, за 12 лет.

    Мировой финансовый кризис сократил экспорт и расходы. ВВП ФРГ последний раз сокращалось подобными темпами два квартала подряд, что является определением рецессии, в 1996 году.

    Согласно предварительным данным Федерального статистического агентства Германии, в годовом исчислении рост экономики составил 0,8%. Аналитики прогнозировали уменьшение первого показателя на 0,2% и повышение второго на 1%.


    Рис. 1. Динамика ВВП Германии в 2004-2008 гг.


    Во II квартале этого года ВВП ФРГ снизился на 0,4% (ранее сообщалось о падении на 0,5%) относительно предыдущего квартала и увеличился за год на 1,9% (1,7%).

    Германские компании уменьшают объемы производства, поскольку замедление темпов роста мировой экономики сокращает спрос на их товары. Основной фондовый индекс страны DAX упал в этом году на 40%, доверие бизнесменов опустилось в прошлом месяце до минимального уровня за пять лет, а заказы промышленных предприятий снизились в сентябре, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на агентство Bloomberg.

    "Похоже, все будет только хуже, - отмечает экономист Merrill Lynch International в Лондоне Гильом Менуэт. - Хорошая новость в том, что Германия, вероятно, будет одной из первых стран, которые выйдут из кризиса, когда она завершится. Единственное, мы не знаем, когда это будет"[6].

    Ожидается, что в 2010 году экономика Германии продемонстрирует нулевой рост ввиду сокращения экспорта и инвестиций.

    В 2010 году, вероятно, будет наблюдаться стагнация экономики Германии после роста ВВП около 1,7% в этом году.

     Поскольку экономика Германии в значительной степени зависит от экспорта, то на нее непосредственно повлияет мировой экономический спад. Экономика развивающихся рынков будет устойчивой, но «этого будет недостаточно для компенсации спада у других ключевых торговых партнеров.

    Инфляция потребительских цен в Германии должна упасть ниже 2% в 2010 году.

    Ожидается, рост личного потребления вновь будет негативным в этом году, и потребление снизится на 0,5% после снижения на 0,4% в 2007 году. На 2009 год Еврокомиссия прогнозирует рост потребления лишь на 0,2%.

    Рис. 2. Прогноз ВВП Германии.


    Вслед за снижением инфляции, резким ростом заработной платы и довольно устойчивым ростом рабочих мест потребление будет увеличиваться как в 2009, так и 2010 году.

    Таким образом, в 2010 году можно ожидать рост реального ВВП Германии примерно на 1% при условии, что основные негативные последствия мирового финансового кризиса к тому времени будут преодолены.


    4. Национальная валюта, описание развития финансовых рынков страны


    Главным центробанком для Германии является Европейский центральный банк (ЕЦБ). Символично, что его штаб-квартира находится в финансовой метрополии Германии— Франкфурте-на-Майне. ЕЦБ возглавляет Совет директоров, который совместно с президентами национальных центральных банков, в том числе Германского федерального банка, образует Совет ЕЦБ. В свою очередь Германский федеральный банк в выполнении решений ЕЦБ может опираться на центральные банки федеральных земель.

    Банковская система ФРГ построена по двуступенчатому принципу и состоит из 3,4 тыс. коммерческих кредитно-финансовых институтов и ЦБ. Кредитные учреждения можно разделить на универсальные и специализированные банки, а в зависимости от их правовой формы на частные, общественно-правовые и кооперативные учреждения.

    Частные банки ставят перед собой задачу – достижение прибыли, в то время как целью кооперативных банков является поощрение своих членов. Общественно-правовые кредитные учреждения приобретают широкую сеть филиалов внутри страны и за рубежом.

    Земельные банки являются центральными организациями сберкасс данного региона, которые управляют их оборотными средствами и осуществляют некоторые операции, как например, расчеты с другими странами.

    В банковской системе самой Германии учреждения подразделяются на три большие группы: сберегательные кассы, кооперативные банки и коммерческие банки с разветвленной сетью местных филиалов и головных офисов. Во главе стоят центральные банки земель и Германский федеральный банк.

    Сберкассы

    Сегодня в Германии насчитывается свыше 500сберегательных касс, имеющих в общей сложности около 20000филиалов. Почти все они— муниципальные учреждения. Соответственно, собственниками и гарантами сохранности вкладов выступают города и округа. Их основная задача— предоставлять населению, проживающему на их территории, определенный набор услуг по хранению накоплений и удовлетворению потребностей жителей в кредитовании за счет местных вкладов.

    Сберкассы объединены в региональные союзы, принимающие участие в финансировании центральных банков федеральных земель. Последние еще называются «домашними банками». Они консультируют своих членов, оказывая им помощь в правовых вопросах, а также выступают расчетными (клиринговыми) центрами.

    Центральные банки федеральных земель еще носят название расчетных. Помимо кредитно-депозитных функций прежде всего они занимаются обслуживанием соответствующих федеральных земель и выполняют задачи, поставленные перед ними властями.

    Сегодня сберкассы представляют собой самую крупную группу кредитно-финансовых учреждений в Германии. Около 60% всех немцев имеют тот или иной счет в сберегательной кассе. И при глобальном сопоставлении оказывается, что в этом заключается традиционный особый путь Германии— наиболее важные финансовые учреждения являются не частными, а государственными структурами.

    Кооперативные банки

    Группа «народных банков» и банков «Райффайзен» охватывает свыше 2тыс. кооперативных банков, членами которых являются почти 15млн. частных лиц. Количество филиалов зашкаливает за 15000. Начиная с 90-х годов в результате слияний кооперативных банков их численность пошла на убыль.

    Изначально кооперативные банки возникали как общества взаимного кредита для мелких и средних предприятий промышленности и сельского хозяйства. Известный далеко за пределами Германии Ф.В.Райффайзен (F. W. Raiffeisen) (1818-1888гг.) был одним из основателей сельскохозяйственных кооперативов. Совладельцем кооперативного банка может стать каждый, кто приобретет в нем хотя бы один пай. Это дает ему право голоса в управлении.

    Коммерческие банки

    В Германии работает около 300коммерческих банков. Самые крупные и всемирно известные: Deutsche Bank AG, Dresdner Bank AG и Сommerzbank AG. Осенью 1998года к ним присоединился второй по величине банк Германии: Bayerische Hypound Vereinsbank, возникший в результате слияния Hypothekenbank c Vereinsbank. Организационной формой этих так называемых «гроссбанков» являются акционерные общества[7].

    Строительные сберкассы

    Наряду с универсальными банками в Германии для достижения определенных целей, например, для финансирования кредитных проектов муниципалитетов, были созданы специальные ипотечные банки. В масштабе экономики всей страны наиболее важными из специализированных банков являются строительные сберегательные кассы. За последние 40лет благодаря предоставленным ими кредитам было профинансировано строительство более 10млн. квартир.

    Национальная валюта - Евро (Euro), равный 100 центам. До конца 2012 г. национальный банк будет обменивать национальные банкноты на евро бесплатно. В обороте банкноты номиналом в 5, 10, 20, 50, 100, 200 и 500 евро, а также монеты номиналом в 1, 2, 5, 10, 20 и 50 центов.


    5. Участие страны в международных союзах и договорах


    Внешние связи играют ключевую роль в экономической жизни Германии. С самого начала она выступала за тесные межотраслевые связи в мировой экономике и принцип международного разделения труда. В соответствии с этим строится и внешнеторговая политика Германии. Федеративная Республика выступает за дальнейшую либерализацию мировой торговли с более сильным учетом экологических и социальных аспектов в духе устойчивого развития. Открытость по отношению к внешнему миру привела к тому, что Германия – после США – имеет второй по объему внешнеторговый оборот в мире.

    В настоящее время примерно 24,3 % всех занятых в немецкой экономике прямо или косвенно работают на экспорт. Это означает, что примерно каждое четвертое рабочее место в Германии зависит от экспорта. В обрабатывающей промышленности эта зависимость еще выше: четверть всей ее продукции идет на экспорт. Важнейшие экспортные товары: были автомобили, станки, изделия химической и электротехнической промышленности.

    Тесное переплетение немецкой экономики с мировым хозяйством влечет за собой и определенную зависимость. Германия чутко реагирует на все помехи в мировой торговле и на изменения мировой конъюнктуры: это затрагивает рабочие места, капиталовложения, доходы и уровень жизни. Для позитивного непрерывного развития немецкого народного хозяйства важными предпосылками являются стабильная мировая экономика, свобода торговли и упорядоченная валютная система.

    Важнейшими торговыми партнерами Германии являются промышленные государства Запада. Благодаря продолжающемуся процессу экономической интеграции стран ЕС стремительное развитие получила внутриевропейская торговля.

    Одним из инициаторов создания ЕС была ФРГ. На Германию, Францию, Италию и Англию приходится 50% населения и 70% ВВП Евросоюза. На сегодняшний день Германия, ввиду своей экономической мощи, является бесспорным лидером в ЕС. Экономика Германии составляет более 30% экономики Еврозоны, в то время как экономика Франции – около 20%. Для большинства стран Евросоюза Германия является ведущим торговым партнером и основным инвестором, а Франция и Англия – важнейшие инвесторы в Германии (по доле прямых инвестиций).

    В рамках Европейского Союза сформирован единый рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, проводится единая экономическая, социальная, финансовая, валютная политика, а это означает снижение издержек в результате устранения торговых барьеров, увеличение объемов рынка, рост конкурентоспособности продукции, оптимальное использование и распределение факторов производства. Преимущества европейской интеграции для Германии очевидны: с момента становления и на протяжении всей истории развития Евросоюза позиции Германии на международном рынке укреплялись, экономика страны росла беспрецедентно высокими темпами, и, возможно, именно интеграционные процессы способствовали превращению национального хозяйства Германии в третью экономику мира.

    Процессы европейской интеграции, начавшиеся в 1951 году созданием Европейского объединения угля и стали (ЕСУС), отвечая политическим и экономическим интересам Западной Германии того времени, открыли ей путь в международное сообщество. В 1957 году ЕСУС превращается в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), а в 1968 году последнее становится таможенным союзом. Германия неразрывно связывала свое будущее с развитием европейской интеграции, двигателем которой по праву считалась германо-французская кооперация в вопросах европейского единства. К 1986 году в ЕЭС входило уже 12 стран, а в 1993 году после подписания Маасхтрихтского договора Европейский Союз становится единым рынком товаров и услуг. С 1999 по 2002 год осуществляется переход к единой валюте, при этом наибольшую долю в корзине евровалюты составляет немецкая марка (32,7%). Германия является инициатором расширения ЕС на восток, которое произойдет в ближайшие годы. 11 декабря 2000 года лидеры Евросоюза согласились провести ревизию системы принятия решений ЕС, чтобы адаптироваться к процессу расширения.

    Вес немецкой экономики в ЕС, активная роль Германии в формировании европейской политики настораживают весь мир. Очевидно, что страны получают неодинаковые преимущества от интеграции и их «суммарные выигрыши» от членства в ЕС различны. В усилении роли Германии в ЕС критики видят опасность для равномерного развития сообщества. Есть мнения, что Германия, имея широкие «лоббистские возможности», используя «дипломатию немецкой чековой книжки», получит слишком большое политическое влияние в Европе и на международной арене. Отчасти страх перед «немецкой Европой» основан на незабытом прошлом (Вторая мировая война). Поэтому важно понять, насколько эти обвинения объективны и адекватны: действительно ли Германия «лоббирует» свои национальные интересы в ЕС и существует реальная угроза развитию других стран, либо оснований выносить подобные вердикты все-таки нет.

    В январе 2001 года Г. Шредер выступил на франко-германском саммите в Страсбурге с радикальным планом объединения Европы. При поддержке президента Еврокомиссии Р. Проди Шредер настаивал на принятии конституции ЕС, что фактически означает создание единого европейского государства: Европейская комиссия, как высшая исполнительная структура Союза, должна получить более широкие полномочия и практически стать общеевропейским правительством; Европейскому парламенту необходимо предоставить верховные полномочия в формировании единого бюджета; Совет министров ЕС, состоящий из глав и членов правительств государств, предлагается превратить во вторую палату Европейского парламента (аналог германского Бундесрата). По мнению Г. Шредера и Й. Фишера, «Европа стоит перед выбором – эрозия или интеграция», и только при создании Федерального ЕС появится возможность управлять Союзом. На сегодняшний день рынок ЕС составляет 370 миллионов человек, после расширения его объем увеличится до 500 миллионов (27 стран), поэтому без создания более жесткой политической структуры Союз «погрязнет в межправительственных согласованиях и неминуемых переговорных сложностях». Таким образом, Германия видит решение многих структурных проблем ЕС в трансформации единых общеевропейских институтов в мощные наднациональные органы. С одной стороны, такое политическое единство приведет к решению многих проблем межправительственного характера. С другой стороны, общеевропейское правительство не сможет взять на себя всю ответственность внутреннего регулирования государств, поэтому вопрос о степени соответствия национальных и общеевропейских интересов пока остается неясным. Хочется надеяться, что европейские политики найдут выход из этой ситуации, когда проблема и ее причины станут более очевидны.

    На сегодняшний день самый важный европейский проект с позиции Германии – расширение на восток. ФРГ – традиционный и ведущий торгово-экономический партнер стран Центральной и Восточной Европы, а Евросоюз – крупнейший источник иностранных инвестиций и новых технологий для этих стран. В 2000 году около 10% всей внешней торговли Германии приходилось на 13 стран-кандидатов в ЕС, при этом самыми крупными торговыми партнерами Германии в регионе являются Польша, Чехия и Венгрия[8].

    Однако, расширение ЕС, к которому стремится Германия, имеет для ФРГ и плюсы, и минусы; но если рассматривать процесс с более широкой позиции, то в целом все страны ЕС выигрывают от расширения: союз значительно увеличивает свой экономический потенциал, появляется возможность для глобального роста конкурентоспособности региона. На фоне повышения стабильности на европейском континенте Германия приобретает еще больший международный вес, а также получает значительные экономические преимущества от увеличения торговых потоков со странами ЦВЕ. Для Германии открывается перспектива расширения рынков для экспорта товаров и капиталов, импорта относительно дешевой рабочей силы. С другой стороны, Германия, которая вносит самый большой вклад в бюджет союза, несет высокие затраты, необходимые для интеграции стран ЦВЕ в союз. Импортная конкуренция, перебазирование производства, социальные последствия миграции, усложнение переговорного механизма и ряд других проблем в результате расширения ЕС на восток создают для Германии большее бремя, чем для других членов Союза. Это дает основания полагать, что политика ФРГ определяется неким компромиссом, балансом между собственными интересами и интересами всего сообщества, и к приведенным доводам следует добавить еще два обстоятельства. Во-первых, политическая роль Германии в ЕС до объединения страны была весьма скромной. Более того, национальные интересы ФРГ идентифицировались с интересами европейских и атлантических структур; интеграционным процессам официально отдавался приоритет в сравнении с объединением 2-х немецких государств. Дисбаланс между экономической и политической ролью Германии в рамках ЕС («экономический великан» и «политический карлик») определялся «культурой сдержанности» ФРГ, которая базировалась на принципе «исторической ответственности» Германии. При этом немецкий менталитет переживал своеобразный кризис, но с объединением страны начался длительный и не безболезненный процесс формирования единой нации. Поэтому, обретя свою «национальность», Германия не променяет ее на преимущества европейского единства. Создание Федеративного ЕС имеет целью замену сложной дорогостоящей бюрократической машины более эффективным и независимым органом, а не превращение Союза в «Европу Каролингов», в которой Германия и Франция, обладая сильным политическим и экономическим влиянием, будут составлять «европейское ядро». Во-вторых, определяя свои приоритеты, ФРГ соотносит их с соответствующими интересами своих партнеров: в рамках такой громоздкой структуры как ЕС, политические решения не принимаются, если они диктуют интересы узких групп.

    Итак, директивы европейской политики Германии являются в полной мере обоснованными, экономически оправданными и объективно учитывающими интересы всех государств, вовлеченных в процесс интеграции (если не в краткосрочной, то в долгосрочной перспективе). Что касается противоречий между основными центрами мирового хозяйства, в частности между США и Европой, то эти процессы являются неизбежным следствием глобализации и связанным с ней повышением благосостояния, так что европейская политика Германии не способна решить этих проблем.


     

    6. Внешнеэкономическое сотрудничество России и Германии


    Сотрудничество Германии и России имеет глубокие корни: с начала XVII века Германия решала свои геостратегические задачи с участием и даже с помощью России. Можно утверждать, что союз Германии и России в определенной степени обеспечил для Германии отражение турецкой, шведской и французской военных угроз, два объединения Германии – в 1871 и 1989 гг., восстановление экономики Германии после первой и второй мировых войн[9].

    На современном этапе Германия является крупнейшим торговым и финансовым партнером России. На долю Германии приходится 17,5% общего объема внешнеторгового оборота России со странами дальнего зарубежья и около 30% от объема финансовых обязательств России перед промышленно развитыми странами Запада. Поставками из Германии покрывается около 40% российского импорта машин и оборудования, 33% - обуви кожаной, 18% - медикаментов, 12% - мяса и мясопродуктов. Германия остается крупнейшим торговым партнером России, но сама Россия не входит в список основных торговых партнеров Германии, что объясняется колоссальной разницей в масштабах экономик этих стран. Так, в 2000 г. Германия занимала первое место среди экспортных и импортных партнеров России: импорт России в Германию составил 9% общего объема российского вывоза, а экспорт – 11,5%, при этом рост положительного сальдо торгового баланса для России продолжается. Доля России же в товарообороте Германии составляет лишь около 2%.

    Обширные и устойчивые связи с германскими контрагентами, а также довольно благоприятный торгово-политический режим взаимоотношений позволяют и в перспективе сохранять и даже усиливать роль Германии как ведущего торгово-политического партнера России. Степень и характер заинтересованности России и Германии в стабилизации и дальнейшем наращивании экономического сотрудничества обусловлены мощным экономическим и научно-техническим потенциалом обеих стран, "взаимодополняемостью" их экономик и географической близостью.

    Одна из традиционных проблем Германии – импортная зависимость по основным видам сырья. Около 80% потребности в сырье Германии покрывает за счет импорта. Поэтому особенности российской экономики создали базу для экономического сотрудничества России и Германии, а это яркий пример взаимодействия стран на основе международной специализации производства. На германском рынке в последние годы реализуются около 25% совокупного объема российского экспорта природного газа, проката черных металлов, 20% нефти, обработанных лесоматериалов и картона. Удельный вес России в удовлетворении импортных потребностей Германии в среднем составляет лишь около 1,5%, хотя по отдельным товарам этот показатель значительно выше. На долю российских поставок приходится почти 45% общего объема импорта в Германию природного газа, 40% - антрацита, 25% - нефти, 23% - древесной целлюлозы хвойных пород, от 10 до 40% - различных наименований цветных металлов, около 10% - дизельного топлива, свыше 4% - черных металлов[10].

    В структуре российского экспорта и импорта доля готовых товаров, составляет соответственно 7,6% и 79,2%, в том числе машин и оборудования 1,5% и 48%. В экспорте, кроме нефти и природного газа, значительные объемы поставок составляют цветные металлы, химические продукты, черные металлы, ферросплавы, целлюлоза, пиломатериалы, из машинно-технических изделий – автомобили, станки, электротехника, приборы и инструменты, оптика. В нашем импорте из Германии, кроме машин и оборудования, большое место занимают товары народного потребления и продовольствие.

    Экономическому сотрудничеству между Россией и Германией благоприятствуют торгово-политические условия. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС закрепляет действующий между Россией и Германией торгово-политический режим, устанавливает обязательства стран ЕС по дальнейшей либерализации торговли с Россией. Продолжает действовать и общая система преференций по отношению к российскому экспорту, хотя она претерпела значительные изменения. Объем преференций в последние годы поэтапно снижался. В то же время действуют защитные меры: антидемпинговые процедуры, количественные ограничения, в том числе по российскому экспорту стальных изделий. Кроме того, все более серьезным барьером на пути российских товаров, особенно машинно-технических изделий, становятся нетарифные ограничения: строгие нормы и стандарты, в первую очередь, по безопасности и экологичности[11].

    Примерно 32% общего объема иностранных инвестиций в экономику России составляют инвестиции германии, но лишь 8,2% из них – прямые. Вложение капитала производится сдержанно, причем преимущественно в сферу торговли и услуг. На территории России действуют более 2 тысяч совместных российско-германских предприятий, большая часть которых находится в Москве и Санкт-Петербурге. В целях объединения усилий немецких фирм по инвестиционному изучению и освоению российского рынка немецкие партнеры создали в марте 1995г. в Москве Союз представителей немецкой экономики в России, а несколько ранее – Представительство немецкой экономики. С другой стороны, российские предприятия и организации все активнее стремятся внедриться в германскую экономику, участвовать в приватизации, осуществлять прямые инвестиции.

    Основным организационным инструментом экономического сотрудничества России и Германии является постоянный Консультационный Совет по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, цель которого – содействие развитию торгово-экономических связей между двумя странами на уровне правительств. Экономические связи между Россией и Германией в определенной степени стали развиваться и на региональном уровне. Расширяется экономическое взаимодействие между отдельными субъектами РФ и землями Германии, особенно Северного Рейна-Вестфалии, Бранденбурга, Баварии, Баден-Вюртемберга. Вместе с тем, Федеральное Ведомство Германии, занимающееся выполнением особых задач, заключило в свое время рамочные кредитно-торговые соглашения с администрациями Пермской, Тюменской, Челябинской, Оренбургской, Свердловской областей, Татарией, Башкортостаном и Коми.

    В целом Германия сегодня рассматривает Россию как равноправного партнера среди промышленно развитых стран мира. Но, несмотря на сравнительно благоприятный торгово-политический режим, на пути российских товаров на германский рынок, как отмечалось, имеются и препятствия. Среди них – антидемпинговые процедуры против ввоза ряда российских товаров, количественные ограничения по отношению к отдельным товарам, ограничения по обмену высокотехнологичными изделиями и услугами. В то же время сложившаяся в России социально-экономическая обстановка тоже имеет свои негативные стороны, влияющие на развитие торгово-экономических отношений с Германией. Это – политическая и экономическая нестабильность, снижение экспортного потенциала, несовершенство внешнеэкономического законодательства, высокий уровень преступности в бизнесе, низкое качество и узость ассортимента экспортных товаров, сырьевая направленность экспорта.

    Следует сказать, что Россия заинтересована в сотрудничестве с Германией и как с экономическим лидером Евросоюза. ЕС – важнейший экономический партнер России: 40% ее внешней торговли приходится на страны Союза, оттуда поступает более половины прямых инвестиций в Российскую экономику. Как утверждает немецкая сторона, «первостепенная цель германской и западной политики состоит в том, чтобы Россия стала частью новой Европы, и к этому мы будем дальше стремиться».


    Заключение


    В области макроэкономических показателей правительство стремится к достижению стабильного уровня цен, к уменьшению безработицы, к положительному внешнеторговому балансу.

    Преимущества экономики Германии: значимая европейская промышленная держава. Эффективная промышленность имеет выгоду от низкой инфляции (2,5 %). Рабочая сила имеет репутацию основательных и продуктивных работников. Сильные отрасли: автомобилестроение, тяжелая промышленность, электроника и химпром.

    Слабые стороны экономики: заниженная оценка затрат на модернизацию Восточной Германии. Высокие социальные затраты. Дефицит специалистов, особенно в области хай-тек; население все больше стареет. Стабильный уровень безработицы (11 %). Конкуренция со стороны быстро развивающихся стран Азии. Относительно небольшое количество малых фирм, короткое рабочее время, относительно слабо развитый сектор сферы услуг.

    Германия не обладает большими запасами каких-либо полезных ископаемых. Редкое исключение из этого правила, распространяющегося и на весь Центральноевропейский регион, — уголь, как каменный (Рурский бассейн), так и бурый. Поэтому её экономика сконцентрирована преимущественно на секторе промышленного производства и сфере услуг.

    Большие территории страны используются для занятия сельским хозяйством. Несмотря на это в сельском хозяйстве заняты лишь 2—3 % от общего числа работоспособного населения. Используется около 50 % территории, животноводство (крупный рогатый скот и свиноводство), зерновые культуры (рожь, овёс).

    С уровнем ВВП, превышающим 2,585 триллионов евро, Германия находится на пятом месте в мире (после США, КНР, Японии и Индии). Кроме того, ФРГ занимает одно из лидирующих мест в мире по объёмам экспорта. Экспортируемая продукция известна во всем мире под маркой Made in Germany. По уровню жизни страна занимает 23 место в мире, согласно Human Development Index.

    Доля Германии в мировом ВВП — 8 %. Доля Германии в ВВП стран Евросоюза — почти 30 %. На предприятия малого и среднего бизнеса в Германии приходится примерно 70 % рабочих мест и 57 % произведенного ВВП. В общем ВВП на промышленность приходится — 38 %, на сельское хозяйство — 2 %, на сферу услуг — 60 %. Теневой сектор экономики равен приблизительно 15 % от ВВП


    Список литературы:


    1.   Баранова Е. Современная международная торговля // Российский экономический журнал, 2001, № 6, С. 12.

    2.   Битюков С. Экономика Германии // Экономика и жизнь. 2002. №34.

    3.   Богданович О.И. Страны мира/О.И. Богданович, Ю.А. Дрозд.-М.:2002.

    4.   Борисов С. Германия и ее экономика // Экономика и жизнь. 2003. №47

    5.   Буглай В.Б., Ливенцов Н.Н. Международные экономические отношения - М.: Финансы и статистика, 1999, С. 85.

    6.   Владиковский П.Д. Рост экономики Германии //Экономика и жизнь. 2002. № 28.

    7.   Власов Н.А. Германия в начале XXI века// С-Петербургский университет,2008

    8.   Власова О. Пакт Путина-Шрёдера//Эксперт" № 35 (481)19.09.2005

    9.   Высторопский Н. Отраслевая структура экономики Германии // МЭиМО. 2002. № 4

    10.  Высторопский Н. Отраслевая структура экономики Германии // МЭиМО. 2002. № 4.

    11.  Гамза П., Германский капитал за рубежом // МЭиМО. 2002. № 4.

    12.  Гутник В. Изменения хозяйственного порядка и поиски эффективной экономической политики// МЭиМО. 2003. № 2. С. 3.

    13.  Гутник В. Изменения хозяйственного порядка и поиски эффективной экономической политики// МЭиМО. 2003. № 2.

    14.  Зорская М.А. Германия//М.А. Зорская.-М.:2001., с. 106, 112-114

    15.  Модели современного федерализма:  сравнительный анализ. В.Е.Чиркин.   (Государство и право 2004, N8-9.)

    16.  Павлов И. Германский федерализм: опыт реформирования//МЭ и МО, № 10.2007 г. С.57-61

    17.  #"1.files/image003.jpg">





    [1] Власов Н.А. Германия в начале XXI века// С-Петербургский университет,2008

    [2] Гутник В. Изменения хозяйственного порядка и поиски эффективной экономической политики// МЭиМО. 2003. № 2.


    [3] Высторопский Н. Отраслевая структура экономики Германии // МЭиМО. 2002. № 4.


    [4] Модели современного федерализма:  сравнительный анализ. В.Е.Чиркин.   (Государство и право 2004, N8-9.)


    [5] Власов Н.А. Германия в начале XXI века// С-Петербургский университет,2008

    [6] #"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">[7] Зорская М.А. Германия//М.А. Зорская.-М.:2001., с. 106, 112-114

    [8] Гутник В. Изменения хозяйственного порядка и поиски эффективной экономической политики// МЭиМО. 2003. № 2. С. 3.

    [9] Буглай В.Б., Ливенцов Н.Н. Международные экономические отношения - М.: Финансы и статистика, 1999, С. 85.

    [10] Баранова Е. Современная международная торговля // Российский экономический журнал, 2001, № 6, С. 12.

    [11] Борисов С. Германия и ее экономика // Экономика и жизнь. 2003. №47., с. 5-7

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Германия ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.