Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Диагностика и коррекция самооценки одаренного ребенка дошкольного возраста

  • Вид работы:
    Другое по теме: Диагностика и коррекция самооценки одаренного ребенка дошкольного возраста
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:55:37
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение. 3

    Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы диагностики и коррекции самооценки одаренных детей дошкольного возраста. 6

    1.1. Роль самооценки старшего дошкольника в его развитии и формировании личности  6

    1.2. Проблемы одаренных детей, оказывающие влияние на их самооценку  9

    1.2.1. Сущность понятия «одаренный ребенок». 9

    1.2.2. Проблемы одаренных детей. 13

    Глава 2. Диагностика самооценки одаренного ребенка дошкольного возраста  18

    2.1.  Организация исследования самооценки одаренного ребенка дошкольного возраста  18

    2.2. Анализ самооценки детей старшего дошкольного возраста. 21

    Глава 3. Основные пути и условия коррекции самооценки одаренного ребенка дошкольного возраста. 26

    3.1. Педагогическое воздействие на самооценку одаренного ребенка дошкольного возраста  26

    3.2. Работа с родителями одаренного ребенка с низкой самооценкой  29

    Заключение. 31

    Список использованной литературы.. 33

    Приложение. 35


    Введение

    Тема данной работы «Диагностика и коррекция самооценки одаренного ребенка дошкольного возраста» была и остаётся одной из актуальных в психологии.

    Проблема самооценки сама по себе актуальна в связи с тем, что в результате многочисленных теоретических и эмпирических исследований, проведенных в отечественной и зарубежной психологии, возникло представление, что именно самооценка своим влиянием пронизывает все аспекты человеческого существования.

    Наиболее перспективной в данном плане представляется модель самооценки, предложенная Л.В. Бороздиной, где самооценка включена в структуру самосознания и определяется как оценка человеком себя по определенному свойству или оценки собственного потенциала в целом.

    Самооценка сложный конструкт и рассматривается в отечественной психологии в связи с развитием самосознания и является, в основном, предметом возрастной психологии. В зарубежной психологии проблема  самооценки является предметом социально-психологического анализа, а также педагогической психологии.

    Становление самооценки  в старшем дошкольном возрасте  исследовали Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Д.В. Ольшанский, С.Л. Рубинштейн, В.С. Мухина , Н.Н. Авдеева, М.Г. Елашина, СЮ. Мещерякова.

    Исследователи едины во мнении, что в этом возрасте ребенок открывает себя как отдельную персону через телесные чувствования, формирование “образа” тела, визуальный образ своего отражения в зеркале, а также через переживание своего волеизъявления.

    Зародившись в раннем возрасте, самооценка  формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Оно является центральным новообразованием дошкольного возраста.

    Актуальность проблемы диагности и коррекции самооценки именно одаренных детей объясняется тем, что данная группа детей живет в социальных условиях, которые нередко несоответствуют потребностям ребенка, влияя на его психоэмоциональное состояние, что провоцирует ряд проблем психологического характера.

    Долгое время, особенно в начале XX века, одарённость трактовалась только как интеллектуальная и определялась в основном по тестам интеллекта. Однако, позднее, к середине XX века, начинает разрабатываться интегративный подход к её пониманию. Одарённость рассматривается не как особое сочетание связанных с интеллектом психических функций, а как целостная, интеллектуально-личностная характеристика человека.

    К настоящему времени в психологии накоплен обширный теоретический и ЩФ практический опыт изучения одарённости. Исследованием фундаментальных проблем одарённости занимались такие известные ученые, как Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалёв. В связи с изучением общих и специальных способностей проблемы одарённости касались в своих исследованиях Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, Э.А. Голубева, В.В. Давыдов, В.Н., С.Л. Рубинштейн, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов, Л.И. Уманский и др. Как психическое явление, неразрывно связанное с творчеством, одарённость рассматривается в трудах по психологии творчества Б.М. Кедрова, Я.А. Пономарёва, O.K. Тихомирова.

    Цель данной курсовой работы — изучить проблему самооценки одаренного ребенка, провести ее диагностику и наметить основные пути коррекции.

    Объект исследования: самооценка, как фактор развитияличности

    Предмет исследования: особенности формирования самооценки у одаренных детей, методы диагностики и коррекции их самооценки. 

    Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Проанализировать психологическую литературу и основные теоретические подходы к исследованию самооценки.

    2. Выяснить современные представления об одарённости ребенка.

    3. Рассмотреть сущность и специфику проблем одарённого ребенка.

    4. Исследовать особенности самооценки одаренных детей дошкольного возраста.

    5. Определить основные пути и условия коррекции самооценки одаренных детей дошкольного возраста.

    6. На основе полученных результатов сделать соответствующие выводы.

    7. Систематизировать и обобщить подходы к данной проблеме

    Практическая ценность исследования заключается в том, что полученные в нём данные могут быть использованы при работе с одаренными детьми их родителями и разработке новых программ и организационных форм личностного развития одарённых детей педагогами.

    Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, основной части и заключения. Названия каждой части отображают ее содержание. В конце работы представлен список использованной литературы.



    Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы диагностики и коррекции самооценки одаренных детей дошкольного возраста

    1.1. Роль самооценки старшего дошкольника в его развитии и формировании личности

    А.Н.Леонтьев рассматривал дошкольный возраст как время фактического складывания будущей личности. Этот период считается наиболее сензитивным к сфере человеческих отношений. Социальная направленность всей личности ребёнка становится определяющей в его психическом развитии.[1]

    Говоря о значении адекватности самооценки для развития  личности старшего дошкольника, известный психолог К. Роджерс пришел к выводу о том, что внутренняя сущность человека выражается именно в самооценке.

    Идеи Роджерса о том, какими должны быть истинные взаимоотношения между ребенком и взрослым, легли в основу работ известного ученого Б. Спока, который в своих книгах писал о том, как родители должны ухаживать за детьми, не нарушая их истинной самооценки и помогая их социализации.

    Однако родители, по мнению обоих ученых, не так часто соблюдают эти правила и не прислушиваются к ребенку.[2]

    Поэтому в старшем дошкольном возрасте ребенок может отчуждаться от своей истинной самооценки. Чаще всего это происходит под давлением взрослых, у которых имеется свое собственное представление о ребенке, его способностях и предназначении. Свою оценку они навязывают ребенку, стремясь к тому, чтобы он ее принял и сделал своей собственной самооценкой. Некоторые дети начинают протестовать против навязываемых им действий, интересов и представлений, вступая в конфликт с окружающими, что рождает негативизм и агрессию.

    Однако чаще всего, отмечает Роджерс, дети и не пытаются противостоять родителям, соглашаясь с их мнением о себе. Это происходит потому, что ребенок нуждается в ласке и принятии со стороны взрослого. Однако проблема не только в том, что, стараясь заслужить любовь других, человек отказывается от себя. Но и в том, что при осуществлении деятельности, навязанной другими и несоответствующей истинным, хотя и неосознаваемым в этот момент желаниям и способностям, ребенок не может быть успешен, как бы он не старался и как бы он не убеждал себя, что эта деятельность и есть настоящее его призвание.

    Это приводит к развитию неуверенности в себе, тревоги или агрессии по отношению к окружающим, к новым видам деятельности и к новым людям.

    Практически все психологи, изучающие развитие личности детей, согласились с Роджерсом в том, что основной характеристикой личности является ее самооценка, в которую входят отношение к себе и знание о себе.

    Исследования также показали, что одним из условий бесконфликтного развития личности является положительное эмоциональное отношение в сочетании с точным и полным знанием о себе, т.е. человек должен осознавать свои хорошие и плохие качества, свои достоинства и недостатки. Такая самооценка совпадает с оценкой окружающих, т.е. люди видят ребенка таким же, каким он видит себя сам, что доказывает ее адекватность.[3]

    Исследования В.В. Лебединского об эмоциональных нарушениях в детском возрасте, А.С. Спиваковской о профилактике неврозов у детей, Е.Б. Ковалевой о психологических особенностях старших дошкольников с повышенной тревожностью показали, что сфера самооценки  наиболее уязвимой частью психики. Причиной дисгармонии развития самооценки является депривация одного или нескольких структурных звеньев самосознания. [4]

    Причем в старшем дошкольном возрасте наиболее значимыми и депривируемыми являются такие звенья самосознания, как осознание имени, притязание на признание и осознание прав и обязанностей.

    Это объясняется тем, что становление знаний о себе и отношения к себе происходит как правило, стихийно без специальных усилий со стороны взрослых.

     Основным недостатком при таком возникновении знаний о себе является то, что они случайны, неполны и обрывочны, а подчас и неверны. Недифференцированность представлений детей о себе отражает состояние нашего общества, в котором долгое время не были приоритетными ценности личного характера.

     В современной России родители обнаруживают явное противоречие между желанием видеть своих детей добрыми, отзывчивыми, гуманными и теми занятиями, которыми они их увлекают. В семье ценится ребенок умный, умеющий читать, писать, считать и пр. Развитие познавательной сферы ребенка зачастую происходит мимо его личности. Вне поля зрения взрослых остается тот стихийно сложившийся внутренний мир ребёнка, который является источником переживаний и важной составляющей психологического своеобразия человека.

    Стихийно складывающийся опыт индивидуальной жизни нуждается в организации и осмыслении. Искажение представлений о себе, своих возможностях, о других людях и о мире приводит к трудностям психоэмоционального развития.[5]

    Недостатки, отклонения, деформации в развитии самосознания проявляются в неустойчивости, противоречивости личности, несбалансированности ее психических свойств, качеств, состояний, которые затрудняют социализацию и индивидуализацию личности.

    Таким образом, дисгармоничность развития может выступать в различных проявлениях, при запущенности - в различных качественных образованиях.

    Особенно часто эта проблема возникает при воспитании такой группы детей, как одаренные.


    1.2. Проблемы одаренных детей, оказывающие влияние на их самооценку  

    1.2.1. Сущность понятия «одаренный ребенок»

    Одним из распространенных мифов является мнение, что одаренный ребенок — это трудный ребенок. Считается, что их боятся педагоги, ими озадачены родители, к ним недоброжелательно присматриваются сверстники.

    Однако, если по отношению ко всем «обычным» детям при возникновении у них трудностей в учебе, поведении, общении, педагог, психолог и родитель ищут пути помощи и коррекции через выявление их причин, то принципиально иначе обстоит дело с «одаренными». Налет фатализма — «Таков дар!» — определяет глобальную стратегию работы с ними лишь через поиски форм организации их обучения: отдельные классы, специальные школы, индивидуальные программы. Однако, чтобы работа с одаренными детьми была эффективной, необходим анализ и выявление подлинных механизмов, порождающих эти проблемы, и понимание того, что одаренность — это не просто результат высоких способностей ребенка, но в первую очередь — проблема становления его личности[6].

    В современной психологии и педагогической практике сосуществует множество научных подходов к изучению одаренности.

    При решении вопроса о детерминации умственной одаренности не представляется возможным отдать приоритет какому-либо одному фактору: генотипу или фактору среды. Большинство современных концепций 30 – 35 % общей фенотипической дисперсии считают обусловленными средовыми влияниями, 45 % – 50 % – относят влиянию генотипа, определенная роль в формировании одаренности принадлежит взаимодействию и генотипа, и среды – 20 %. Учеными признается активная роль наследственности в формировании ее межиндивидуальных различий, считается, что генотипом определен:

    1. некий теоретически существующий предел развития способностей,

    2. индивидуальный темп развития. Роль генотипа и его влияние на формирование одаренности неоспорима в случаях, когда:

    ·   способность является общей, а не специальной;

    ·   способность тесно связана с общим интеллектом;

    ·   способность не определяет непосредственное моторно-перцептивное взаимодействие со средой;

    ·   способность можно отнести к видовым признакам человека[7].

    С другой стороны считается, что факторами среды определяется развитие невербального интеллекта, сенсомоторных и парциальных способностей, им принадлежит особая роль в процессе становления и развития одаренности. Учеными установлена прямая зависимость характера и уровня развития одаренности от конкретных методов и приемов обучения, особая важность в этом плане в отечественной психологии придается возрастным особенностям[8].

    Достижение одаренным человеком определенных результатов в какой- либо области во многом определяется личностной сферой, от особенностей которой зависит, в какой степени сможет реализоваться творческий и интеллектуальный потенциал ребенка. Исследователи включают в структуру одаренности мотивационные, эмоционально-волевые характеристики, интересы, самооценку, Я-концепцию и другие личностные особенности.

    В настоящее время под одаренностью принято понимать индивидуальный когнитивный, мотивационный и социальный потенциал, позволяющий достигать высоких результатов в одной или нескольких областях. Согласно «Рабочей концепции одаренности Минобразования РФ»:

    «Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми»[9].

    Психологи характеризуют одаренность как понятие условное и временное. Условное, потому что многое, если не все, зависит от того, как будет развивать свои способности одаренный ребенок, кто станет им заниматься, готова ли семья поддерживать его интересы. Так, ребенок, воспитывающийся в семье музыканта, с большей долей вероятности станет музыкантом, чем тот, чьи родители не имеют отношения к музыке. Временным это понятие считается потому, что одаренность может проявляться в разные моменты жизни человека - как в раннем детстве, так и в зрелом возрасте. Маленький Альберт Эйнштейн, если бы его тестировали современные психологи, оказался бы в рядах отстающих, потому что он поздно начал говорить, в гимназии успехами не блистал и даже был из нее изгнан за неуспеваемость. А вот у физика-теоретика Льва Ландау, основателя кибернетики Норберта Винера, писателя Александра Грибоедова исключительные способности наблюдались с раннего возраста.

    По словам заместителя директора Психологического института РАО Сергея Малых, в настоящее время существует более 100 определений одаренности, причем все они не универсальны и не могут удовлетворить всех психологов и педагогов. Главным критерием одаренности является устойчивая потребность ребенка в сложном умственном труде. Это может быть и стремление решать трудные математические задачи, и желание писать стихи или разработать новую электронную программу (именно с этого начинал, например, Алексей Пажитнов - создатель игры "Тетрис"). В школьном возрасте, кстати, одаренность не связана напрямую с хорошей успеваемостью. Часто бывает, что в число безусловных двоечников входят одаренные дети и подростки, не понятые школой[10].

    По этой причине в “Рабочей концепции одаренности”,  разработанной по заказу Минобразования РФ, было предложено вместо термина “одаренные дети”  применять более осторожный термин — “дети с признаками одаренности”. В связи с этим в психолого-педагогической теории и практике в последнее время используют понятие «ребенок с признаками одаренности», понимая под этим детей с высоким уровнем интеллекта (IQ. 120) и развитой креативностью.

    Существенно, что по своей природе одаренность имеет системный, динамический и индивидуальный характер. Последнее весьма часто проявляется в гетерохронности (разновременности, различном темпе) развития разных сфер психики и в так называемой диссинхронии  развития   одаренных людей, когда имеет место сочетание опережающего темпа развития одних сфер психики (например, интеллектуальной) по сравнению с другими сферами психики (например, личностной).

    Анализ научной литературы позволяет разделить все модели одаренности на три группы:

    1. психологические – акцентируют внимание на взаимодействии предпосылок одаренности;

    2. многофакторные – акцентируют внимание на структуре одаренности;

    3. личностные – акцентируют внимание на параметрах индивида, которые выходят за рамки когнитивных свойств[11].

    1.2.2. Проблемы одаренных детей

    Достаточно часто, школьный психолог сталкивается с ситуацией, когда одаренность ребенка становится общей проблемой школы и семьи. Что же лежит в основании этой ситуации до того момента, когда она заявит о себе в полный голос. Могут быть достаточно точно дифференцированы две плоскости: это одаренность как проблема ребенка и одаренность как проблема окружающих его взрослых.

    Одаренность как проблема ребенка является целостным состоянием его личности, она затрагивает все аспекты бытия. Выясняя причины возникновения данной проблемы можно выделить три основных видов проблем.

    1. Дискомфорт (развитие креативности). По этой и некоторым другим причинам одаренные дети испытывают дискомфорт, когда им предлагают найти оригинальное решение какой-либо задачи. По данным психологических исследований, высокий уровень интеллектуальных способностей у одаренных детей редко соответствует их творческим возможностям, что впоследствии приводит к трудностям в профессиональной самореализации. Таким образом, первая проблема особо одаренных - развитие креативности.

    2. Трудности общения со сверстниками - вторая проблема касается личностного развития особо одаренных детей. Это трудности общения со сверстниками. Причин может быть несколько: недостаточная сформированность волевых привычек и принципов саморегуляции, нарушение чувства реальности, отсутствие социальной рефлексии и навыков поведения в реальных условиях школьного и общего социума. В целом, видимо, можно говорить о дезадаптивности исключительно одаренных школьников. Именно поэтому, как показывает опыт работы, они заметно чаще, чем все другие одаренные дети, находятся в условиях, неблагоприятных для их развития, то есть в зоне воспитательного риска. Недостаток волевой регуляции в той или иной степени отмечается у всех детей, однако у одаренных это усугубляется тем, что они в основном занимаются трудом, не требующим волевой регуляции, то есть умственным.

    3. Проблема профессионального самоопределения-специализации. В дальнейшем значительная часть одаренных учеников испытывает серьезные трудности в личностном и профессиональном становлении, что может повлечь за собой возникновение сложнейших личностных проблем и даже психосоматических заболеваний. Лишь небольшая часть этих школьников впоследствии оправдывает возлагавшиеся на них надежды, в достаточной степени реализует себя в творческой и профессиональной деятельности. Именно это и привело к грустному высказыванию: у одаренных детей все их будущее - в прошлом. Чтобы избежать ошибок в работе с особо одаренными детьми, необходимо найти такой психолого-педагогический метод обучения, при помощи которого решалась бы прежде всего проблема высокой успешности их будущей профессиональной деятельности. В принципе это задача любого школьного обучения, но в отношении одаренных детей данная проблема выносится на передний план[12].

    Обобщая вышесказанное и возвращаясь к проблеме нашего исследования, к детям дошкольного возраста и их самооценки в частности, отметим важную проблему воспитания таких детей: характер отношения к ребенку может являться причиной, порождающей действительно серьезные проблемы у одаренных детей.  

    Особенную проблему составляет характер отношения к такому ребенку в семье. Наличие в семье одаренного ребенка, как правило, ломает воспитательные стереотипы, принятые в культуре (например, что ребенок должен читать в определенном возрасте), и требует более пристального внимания к его потребностям.

    Семьи одаренных детей очень отличаются между собой как стилями воспитания, так и отношением к способностям ребенка (вплоть до их полного игнорирования). Однако все семьи объединяет явное или подсознательное ожидание высоких результатов сына или дочери. Даже при игнорировании одаренности неудачи ребенка в школе, на олимпиаде и т.п. вызывают если не раздражение, то, по крайней мере, недоумение родителей. Самооценка ребенка, особенно дошкольника, очень зависима от оценки взрослого. Если ребенок чувствует, что его достижения не соответствуют уровню ожиданий значимого взрослого, то он всеми силами и доступными ему способами старается преодолеть это несоответствие[13].

    Ряд авторов считают, что одаренные дети нередко обладают заниженной самооценкой и социальной неуверенностью. Самооценка одаренного ребенка имеет тенденцию к резким изменениям в ответ на малейшие неудачи. Повышенная требовательность к себе, стремление доводить все до совершенства, желание не подводить неуспехами родителей могут становиться причинами самобичевания и самоунижения.

    Факторы, которые оказывают подобное влияние на самооценку одаренного ребенка следующие:

    - завышенные стандарты оценки своей деятельности и чувство неудовлетворенности, возникающее в случаях, когда достигнутые результаты оказываются ниже, чем ожидалось;

    - чрезвычайно высокие личные стандарты, которые складываются под влиянием окружающих, критичное отношение к себе и мучительное ощущение своего несоответствия этим требованиям, страх не оправдать ожидания окружающих;

    - повышенная чувствительность, неумение адекватно пережить малейшую неудачу;

    - ответная реакция на неуспех в школьном обучении (известно, что высокая творческая и интеллектуальная одаренность может сочетаться с низкой успеваемостью в школе);

    - объективные и субъективные сложности вхождения одаренного ребенка в детский коллектив (эффект ''белой вороны''), феномены ''социального'' и ''эмоционального дисбаланса'' (при которых высокий уровень интеллектуального и творческого развития не соответствует развитию коммуникативных и эмоциональных процессов);

    - несоответствие между высоким интеллектуальным развитием и развитием двигательных навыков (феномен ''двигательного дисбаланса'') [14].

    Данные факторы не только способствуют возникновению заниженной самооценки, но и, как следствие, тормозят развитие заложенных в ребенке способностей


    Вывод к главе 1.

    Самооценка интерпретируется как оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности.

    На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества и возможности (“Я большой”, “Я сильный”), затем начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральные качества. Самооценка начинает выступать в качестве важнейшего регулятора поведения человека, его активности в учении, труде, общении, самовоспитании.

    Поскольку самооценка ребенка активно развивается в дошкольный период и в значительной степени зависит от оценок сверстников и особенно взрослого, то можно говорить об исключительной важности влияния детских дошкольных образовательных учреждений, в частности воспитателя, с которым ребенок проводит 8-12 часов в день. При этом не умаляется и роль родителей в воспитании самооценки ребенка дошкольного возраста.

    Особенно проблема формирования адекватной самооценкой встает в отношении одаренных детей. Детей, уровень интеллекта которых и сложившаяся мотивация позволят им добиться в будущем высоких профессиональных и творческих достижений. Исследованию этого феномена посвящена дальнейшая часть этой работы.


    Глава 2. Диагностика самооценки одаренного ребенка дошкольного возраста

    2.1.  Организация исследования самооценки одаренного ребенка дошкольного возраста

    Каждый человек, а тем более учитель, имеет свое представление об одаренных детях. Это представление у каждого из нас создается на основе опыта общения с детьми, их сравнении между собой, наблюдений за их развитием, чтения литературы о жизни замечательных людей. Однако эти представления неизбежно носят субъективный характер, отражая наши особенности, предпочтения и конкретные ситуации, с которыми мы сталкиваемся в жизни.

    Кроме того, представления об одаренности меняются в зависимости от потребностей общества. Для различных периодов истории требовались различные виды одаренности: в древние времена высоко ценились способности завоевателей, полководческие способности; в Средние века в западной философии господствовал идеал мыслителя, тогда как в наше время под одаренностью чаще всего понимают способность находить новые, нетрадиционные решения проблем, преодолевать запутанные жизненные ситуации.

    Когда мы встречаем четырехлетнего малыша, самостоятельно читающего книжки, или пятилетнего ребенка рисующего прекрасные рисунки, или четвероклассника, решающего уравнения из курса высшей математики, у нас не возникает сомнений, что это одаренные дети. Это относится и к юным художникам, композиторам, артистам, спортсменам, когда их талант очевиден и не вызывает сомнений[15].

    И, хотя показателями индивидуального или творческого развития ребенка не исчерпывается характеристика его одаренности и на основании одних только этих показателей невозможно прогнозировать его дальнейшее развитие, за основу выделения одаренных детей из группы мы взяли мнение педагогов, работающих с ними в ДОУ: воспитателей, музыкальных руководителей, воспитателей - «физкультурников», а также педагогов, ведущих кружковые занятия.

    Целью первого этапа нашего исследования является: выявление особенностей самооценки личности старших дошкольников.

    Задачи эмпирического исследования: определить особенности самооценки старших дошкольников.

    База исследования. Исследование проводилось на базе ДОУ № 1856 г. Москва.

    Методы исследования самооценки:

    - Тест “Лесенка” (В.Г. Щур).

    - Методика «Изучение системы детских самохарактеристик»

    Далее представим краткое описание выбранных методик.

    Тест «Лесенка»

    Описание методики. Тест «Лесенка» дает возможность судить об уровне притязаний, его адекватности.

    Детям предлагалась шкала - лесенка из 10 ступенек.

    При этом объясняли, что  на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. На второй - чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке (на 10)  стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.

    Задавался вопрос: «На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступенечке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка)».

    Таким же образом нами были проверены шкалы добрый, умный, аккуратный, послушный, внимательный, вежливый, умелый (способный), трудолюбивый, честный.

    Обработка результатов проводилась по средним баллам. За балл принимался уровень ступеньки:

    1-3 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная);

    4-7 ступенька - средний уровень самооценки (правильный);

    8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная).

     

    Методика «Изучение системы детских самохарактеристик»

    Цель. Выявить способность ребенка к самооцениванию.

    Изучение системы детских самохарактеристик осуществляется на основе использования методики, предложенной В.Г. Щур и модифицированной по типу клинической беседы.

    Организация. Беседа проводится с каждым ребенком индивидуально и предусматривает ответы на следующие вопросы:

    1. Расскажи, какой ты, каким себя считаешь?

    2. Каким тебя считает мама?

    3. Каким тебя считает папа?

    4. Каким тебя считает воспитатели?

    5. Каким тебя считают дети твоей группы?

    При этом если при ответе на вопросы 2-5 ребенок называет отрицательные качества, то ему задают дополнительные вопросы: «правы ли они (он, она)? Почему?»

    Интерпретация результатов исследования осуществлялась нами в соответствии с отношением количества положительных, социальноодобряемых качеств ребенка к общему числу характеристик. Если полученное число было в промежутке 0,3-0,7 баллов, то такой показатель мы относили к группе среднего уровня, больше 0,7 баллов – высокой.

     

    2.2. Анализ самооценки детей старшего дошкольного возраста

    Итак, по результатам психодиагностических методик, нами было установлено, что в группе испытуемых детей присутствуют дети как с адекватной, так и неадекватной самооценкой.

    Таблица 1.

    Результаты исследования самооценки одаренных детей

    П/п

    Лесенка

    самохарактеристики

    1.  

    2

    2

    2.  

    2

    2

    3.  

    2

    2

    4.  

    3

    3

    5.  

    1

    1

    6.  

    2

    2

    7.  

    2

    3

    8.  

    2

    2

    9.  

    1

    1

    10.  

    2

    2

    11.  

    3

    2

    12.  

    1

    2

    13.  

    2

    3

    14.  

    2

    2

    15.  

    3

    2


    В таблице 1 можно увидеть количество детей, получивших высокий, средний и низкий результаты по методике «Лесенка».

    Таблица 2.

    Уровень самооценки испытуемых по методике «Лесенка»

    уровень

    Кол-во

    %

    Высокий

    2

    13,3

    Средний

    9

    60

    Низкий

    4

    26, 7


    Таким образом, было обнаружено, что в группе испытуемых 60% (9 человек) был обнаружен средний уровень самооценки, в 13% (2 человека) высокий и у оставшихся 27% (4 человек)-низкий.

    Рис. 1. Уровень самооценки испытуемых по методике «Лесенка»


    Таким образом можно отметить, что не у всех одаренных детей неадекватные уровни самооценки. Адекватно сформированный уровень, с нашей точки зрения, это благоприятный фактор, который сумели поддержать педагоги ДОУ родители этих детей. Для нашего исследования больший интерес представляют характеристики детей с неадекватными уровнями. И, если высокуя самооценку детей вполне можно объяснить психологичсекими особенностями дошкольного возраста, то низкие показатели самооценки очень не характерны для детей этого возраста.  В то же время среди испытуемых таких детей достаточно много (почти каждый третий).

    Как показывает более подробный анализ ответов детей, часто причинами такого самовосприятия, не смотря на их талантливость  являются  характеристики, которые являются именно факторами, «составляющими» одаренность ребенка. Наименьшие баллы были получены детьми по таким характеристикам, как «умелый», «умный», «трудолюбивый». Выводы, сделанные в процессе теоретического анализа литературы, позволяющие отметить огромное влияние оценки взрослых, из ближайшего окружения ребенка на формирование его самооценки, позволяют также заключить что такая самооценка ребенка является результатом несоответствия данных  качеств ожиданиям взрослых.

    Беседы с детьми с помощью методики «Изучение системы детских самохарактеристик» показали некоторую сдержанность в отношении оценки ребенком самого себя, а также характеристики ожидаемой оценки от лиц ближайшего окружения. Хотя мы склонны это оценивать низким уровнем словарного запаса, но нельзя отвергать позицию несформированности самооценки у детей испытуемой группы.

    В целом, разброс по уровням оценки себя в группе выглядит следующим образом:

    Таблица 2.

    Уровень самооценки испытуемых, определенный с помощью методики «Изучение системы детских самохарактеристик»


    критерий

    Низкий уровень

    Средний уровень

    Высокий уровень

    Кол-во

    % группы

    Кол-во

    % группы

    Кол-во

    % группы

    Самооценка

    6

    40

    7

    46, 7

    2

    13,3

    Ожидание оценки мамы

    3

    20

    6

    40

    7

    46, 7

    Ожидание оценки папы

    7

    46,7

    5

    33,3

    3

    20

    Ожидание оценки воспитателей

    4

    27,7

    11

    73,3

    0

    0

    Ожидание оценки сверстников

    7

    46, 7

    6

    40

    2

    13,3


    Таким образом, по результатам второй методики, можно отметить, что в этом возрасте ребятам уже характерно отделять собственное мнение о себе от их оценки взрослыми и другими детьми.

    Если сами дети оценивают себя низко в 40% случаях, то мамы по их мнению оценивают низко только в 20%, папы – в 46,7% (!), столько же было выявлено в группе ожиданий низких оценок со стороны сверстников. Наименьшее количество негативных оценок детьми ожидается со стороны их педагогов (27,7%).

    Высокая самооценка детей была выявлена в 13 % случаев среди испытуемых. В то же время более половины группы детей (46,7%) ожидают высоких оценок со стороны матери и несколько меньше (20%) – со стороны отца. Интересно, что количество детей с высокой самооценкой и количество ожиданий высокий оценок со стороны сверстников совпадают (13,3%), что может указывать на плотную зависимость отношения к себе ребенка от сверстников. Наименьшее количество высоких оценок дети ожидают также со стороны педагогов (0%).

    В целом адекватный (или промежуточный) уровень самооценки  у 46,7 % обследованных детей. Со стороны матери средний уровень оценки ожидается в 40% случаев. Такое же количество испытуемых ожидает средний уровень оценки от своих сверстников (40%) и еще большее количество от воспитателей (73,3%). Адекватной оценки от отцов ожидает только 33,3% детей группы.

    Рис. 2. Уровень самооценки испытуемых, определенный с помощью методики «Изучение системы детских самохарактеристик»


    Так, ожидаемые оценки родителей оказались выше, чем оценка детьми самих себя. Однако, стоит отметить, что в таблице указаны уровневые показатели оценочных характеристик детей, тогда как балловые показатели у этих детей отличаются незначительно. Близкие значения оценки ребенка самим собой и родителями еще раз подтверждает огромное влияние родительского отношения на развитие ребенка.

    В тоже время ожидаемые оценки детей воспитателями и сверстниками имели большие расхождения и гораздо чаще имели полярный характер: высокой самооценке ребенка соответствовала низкая ожидаемая оценка со стороны воспитателя и сверстников и наоборот. Такой «феномен» с нашей точки зрения вполне объясним с той позиции, что дети с низкой самооценкой встречая отношение к себе «среднего характера» воспринимают его как «более высокое, чем он заслуживает». Дети с высокой саомооценкой, ожидая к себе гипервнимания, воспринимают такое же отношение, как «более низкое, чем он заслуживает».

     

     

     

    Вывод к главе 2.

    В результате изучения самооценки одаренных детей дошкольного возраста можно отметить, что в этой группе детей были выявлены как низкие, так и высокие показатели. Однако, высоких уровней в группе было обнаружено небольшое количество (13,3). В то время с низким, крайне неблагоприятным для детей дошкольного возраста, уровнем самооценки был определен почти каждый третий ребенок.

     Учитывая, что только адекватная самооценка позитивно влияет на развитие ребенка, очевидным становится необходимость проведения целенаправленной работы по  коррекции самооценки детей данной группы. Основные пути и условия коррекции самооценки одаренных дошкольников мы наметим в следующей главе работы.

    Глава 3. Основные пути и условия коррекции самооценки одаренного ребенка дошкольного возраста

    Коррекционную работу с детьми по формированию ее адекватного уровня целесообразно проводить в двух основных направлениях: 1. Работа с самим ребенком. 2. Работа с родителями ребенка Работа по этим направлениям может проводиться либо параллельно, либо, в зависимости от выбранного взрослым приоритета, постепенно и последовательно.

    3.1. Педагогическое воздействие на самооценку одаренного ребенка дошкольного возраста

    Ни в коем случае нельзя искусственно снижать (или повышать) самооценку ребенка. Надо учить его видеть других, показать возможность перехода с одной позиции на другую при рассмотрении одной и той же ситуации, помочь ему стать на позицию других людей. Незаменимым методом при этом являются игры. Игра является универсальным сред­ством коррекции и профилактики отклонений и трудностей в развитии ребенка дошкольного возраста. Именно через игры можно пытаться решить многие проблемы детской личности. В целях коррекции самооценки следует использовать и инди­видуальную и групповую формы игровой коррекции. Несмотря на очевидные различия, групповая и индивидуальная игротерапия еди­ны в том, что фокусом психологического воздействия в том и другом случае является каждый ребенок, а не группа в целом. По мнению подавляющего большинства специалистов в области игровой тера­пии, групповая игротерапия, безусловно, обладает большей эффек­тивностью, однако само наличие широкой практики индивидуаль­ной игротерапии свидетельствует о том, что в ряде случаев именно индивидуальной работе с ребенком отдается предпочтение. Несколько игр, использованных нами на этапе фрмирующего эксперимента представлены в приложении 1. Кроме того, в качестве метода психокоррекции с детьми дошкольного возраста широко применяются методы арт-терапии. Арт-терапия – это использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущения[16]. В основе современного определения арт-терапии лежат понятия экспрессии, коммуникации, символизации, с действием которых и связано художественное творчество[19], например, указывает, что групповая арт-терапия:
    • позволяет развивать ценные социальные навыки;
    • связана с оказанием взаимной поддержки членам группы и позволяет решать общие проблемы;
    • дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих;
    • позволяет осваивать новые роли, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими;
    • повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности;
    • развивает навыки принятия решений.

    Дополнительные плюсы групповой арт-терапии также в том, что она:

    • предполагает особую “демократическую” атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников группы;
    • во многих случаях требует определенных коммуникативных навыков и способности адаптироваться к групповым “нормам”.

    Положительное влияние на самооценку оказывают и использование музыки, движений, сочинения историй.

    Так игротерапия и арт-терапия – основные методы, которые мы предлагаем использовать при работе с одаренными детьми дошкольного возраста с целью коррекции их самооценки.

    При проведении коррекционной работы также необходимо учитывать, что неадекватная самооценка ребенка и ее коррекция — один из самых трудных моментов в коррекционной работе с детьми, не готовыми к школе (что очень актуально в старшем дошкольном возрасте). В связи с чем проведение коррекционной работы осуществляют при демонстративно хорошем отношении взрослых ко всем детям, создавая ту обстановку, в которой ребенок был бы уверен в хорошем отношении к нему взрослых. В процессе психокоррекционной работы стоит отказаться от каких-либо наказаний или других прямых негативных воздействиях взрослого, поскольку изменение оценки, происходящее при наказании, приводит к невротическим реакциям[20].

    3.2. Работа с родителями одаренного ребенка с низкой самооценкой

    В процессе коррекции самооценки важно работать не только с ребенком, но и задействовать в этом и  родителей. Родителей необходимо обучать играть с ребенком дома, чтобы указанные приемы закреплялись и использовались ребенком в повседневной жизни.

    Как показали наши предыдущее теоретической и экспериментальное исследование, формирование детской неадекватной самооценки является достаточно часто следствием неправильного воспитания ребенка. При чем большинство родителей таких детей не осознают, как их собственное поведение влияет на характер ребенка. Это говорит о том, что с родителями необходимо проводить разъяснительные беседы, рекомендовать для чтения специальную литературу и привлекать их к взаимодействиям с педагогом или психологом.

    Так, иногда «неподготовленные» родители, узнав о возникновении у ребенка каких-либо факторов, возникающих как следствие неадекватной самооценки (например, определенные страхи при низкой самооценке), принимают неправильную позицию. Они начинают либо уговаривать ребенка (чтобы он не боялся), либо высмеивать его. И то, и другое может только способствовать усилению отклонений в развитии ребенка. Большое количество замечаний, окриков, одергиваний может вызвать в ребенке не только неблагополучные изменения в самооценке, но и агрессию, тревогу, а иногда и то, и другое. Таким родителям можно посоветовать хотя бы в течение одного дня записывать все замечания, которые они сделали или хотели бы сделать ребенку. В конце дня можно отметить те из них, которые способствовали не улучшению, а даже ухудшению взаимоотношений с сыном или дочерью.

    Кроме того, родители детей с неадекватной самооценкой, сами часто имеют аналогичные отклонения. Таким роителям необходимо, прежде всего, заняться самовоспитанием, которое можно начать с изучения и применения на практике восьми способов изменения самооценки, предложенных Лючиндой Бассет (1997). Таблицу, представленную нами в приложении 1, также можно использовать как наглядную информацию, вывесив на стенде.

    Благоприятный психологический климат в семье способствует гармоничному развитию личности ребенка и формированию адекватной самооценке[21].

    Также мы предлагаем ряд рекомендаций родителям по теме «Профилактика детских неврозов», которые должны помочь не допустить ошибок в воспитательных воздействиях и установках, негативно отражающихся на психике ребенка в целом и на самооценке в частности (приложение 2).


    Выводы к главе 3.

    Итак, коррекционная работа по формированию адекватной самооценки должно проводиться как с самим ребенком, так и с родителями этого ребенка. Ребенок должен жить благоприятной атмосфере как в ДОУ, так и в семье. Так, стимулируя одаренного ребенка на деятельность более эффективную и продуктивную, чем это получается у других детей, стоит помнить, что делать это надо так, чтоб ребенок не «терял своего детства» и чувствовал к себе столько же внимания, любви и доброты, сколько бы он получал не имея каких-либо выдающихся способностей.


    Заключение

     Одаренные люди - весьма однообразная, ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из его важнейших ресурсов.

    Общественные преобразования, происхо­дящие сегодня в нашем обществе, предъявляют все возрастающие требования к раскрытию интеллектуально-творческого потенциала человека, делают осо­бенно актуальной проблему развития творческих способностей растущего че­ловека как личности, так как одаренные люди во многом определяют содержа­ние и темпы социального и экономического прогресса человечества Это связа­но, во-первых, с общей тенденцией развития личности, возрастанием роли гу­манистических задач современности и объективно возникшей необходимостью реализации резервов личностного становления молодых людей; во-вторых, это связано с современными проблемами воспитания; в-третьих, обусловливаются психологическими особенностями одаренных детей, имеющимися проблемами в их развитии.

    Одаренные дети представляют собой культурный и научный потенциал Российского общества, от них зависит, как будут развиваться наука, техника и культура в будущем. В настоящее время можно говорить о развитии разнообразных форм и помощи, предлагаемой детям с повышенными способностями. Однако, очевидным является и тот факт, что работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ.

    В нашей работе мы коснулись одного аспект развития одаренного ребенка. Его самооценки.

    Самооценка – это компонент сознания, включающий, наряду со знанием о себе, оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Самооценка является важнейшим регулятором поведения человека. Она во многом определяет его самоощущение в мире, отношения с другими людьми, его критичность, требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам.

    Присутствуя в каждом акте поведения, самооценка является важным компонентом в управлении этим поведением, важным фактором формирования личности.

    Каждый период в развитии ребенка характеризуется своим, присущим только ему типом субъективности.  При этом дошкольный возраст является сенситивным периодом развития самооценки.

    Теоретическое и экспериментальное исследование показало, что одаренные дети нередко обладают заниженной самооценкой. Кроме того, она имеет тенденцию к резким изменениям в ответ на малейшие неудачи. Повышенная требовательность к себе, стремление доводить все до совершенства, желание не подводить неуспехами родителей могут становиться причинами самобичевания и самоунижения. Все это негативно влияет на их психоэмоциональное состояние и развитие.

    Кроме того, в работе были намечены основные пути коррекции самооценки одаренного ребенка, включающая в себя два блока:

    1.   Работа с ребенком (игротерапия и арт-терапия) 2.   Работа с родителями ребенка. По изложенной в исследовании методике воспитатели детского сада могут проводить занятия, корректирующие самооценку дошкольников; методы игротерапии и арт-терапии необходимо использовать в повседневной работе по формированию адекватной  самооценки детей. Более того, данный подход мы рекомендовали бы использовать при коррекции других отклонений в личностном развитии детей-дошкольников: повышенной агрессии, тревожности и т.п.

    Список использованной литературы

    1. Авдеева Н.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет // Воспитание, обучение и психологическое развитие. - М., 1997.

    2. Беккер-Глом В., Бюлов Э. Арт-терапия вАликсеанеровской психиатрической больнице Мюнстера// Исцеляющее искусство. 1999. № 1. С 49

    3. Белова Е.С., Щебланова Е.И. Когнитивные компоненты в структуре творческой одаренности дошкольников // Школа здоровья. - 2003. - № 1.

    4. Богоявленская М. Проблемы одаренного ребенка #"_Toc258841545">Приложение

    Приложение 1. Игры для коррекции самооценки ребенка[22]

    «У нас всё можно» (Учим детей общению)

    Цель: полезна для детей как с заниженной, так и с завышенной самооценкой. Неуверенные в себе, робкие  дети смогут почувствовать, что они могут быть активными, могут добиваться успеха и не бояться каких-либо оценок со стороны взрослого или других детей. Эгоистичные, невидящие никого кроме себя, возможно, поймут, что на этой земле есть и другие люди.

    Эту игру можно провести с ребёнком в выходной день или во время каникул, когда ваш ребёнок целый день дома проводит с вами. Суть этой игры заключается в том, чтобы разрешить ребёнку делать всё, что он захочет, конечно, за исключением того, что может быть для него небезопасным. Пусть играет во что хочет, разрешите ему бегать и прыгать. Конечно, может быть, после этого окажется разбитой ваша любимая ваза или сломана какая-нибудь игрушка. Не надо ругать его за это. Наберитесь терпения и будьте спокойны. В конце дня попробуйте сесть вместе с ребёнком и обсудить всё, что произошло за день. Вспомните каждый момент прошедшего дня. Обсудите, хороши ли были поступки ребёнка, насколько они соответствовали ситуации: может быть, в тот момент, когда с боевым кличем шла война с индейцами другого племени, отдыхала старенькая бабушка, или папа разговаривал по телефону, когда сыну очень хотелось поиграть с ним в конструктор. Пусть ребёнок попробует сам вспомнить ситуации, когда он своим поведением в чём-то мешал другим. Попробуйте придумать с ним вместе другие выходы из этих ситуаций, которые бы устраивали и ребёнка, и вас. Может быть, такая игра поможет лучше понять ребёнку, что, кроме него, у взрослых есть другие дела и интересы, чем традиционные «Отстань!» и «не мешай!»

    Эта игра может оказаться трудной для вас, дорогие родители, но наберитесь терпения: для наших «лягушек» и «принцев» она может оказаться одной из самых полезных.

    «Передача чувств» (Учим детей общению)

    Цель: направлено на то, чтобы помочь ребёнку осознать чувства и желания других людей, которые находятся вокруг него.

    На первом этапе, когда вы недовольны ребёнком, похлопывайте его тихонько по плечу, объясняя причины своего недовольства. Когда вы хвалите своего малыша или поощряете его за какой-либо поступок, поглаживайте его по спине. (Надо отметить, что вместо поглаживания или похлопывания родители могут использовать и другие движения, которые им больше нравятся.)

    Через несколько дней можно начинать второй этап этого упражнения. Теперь мы не будем говорить ребёнку о своих чувствах, а будем лишь поглаживать или похлопывать его. Пусть он сам попробует догадаться, что вы чувствуете в данный момент, и объяснить причину этого. Наверное, ребёнку будет трудно сразу сделать это, поэтому можно помочь ему.

    «Имя» (Учим детей общению)

    Цель: В этом упражнении каждый получает шанс выразить себя и привлечь к себе внимание.

    Можно предложить ребёнку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить своё. Спросите ребёнка, почему ему не нравится или нравится своё имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. И придумать и показать какое-то движение, все остальные должны повторить.

    Эта игра может дать дополнительно информацию о самооценке ребёнка. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребёнок недоволен собой или хочет быть лучше (в своём сознании), чем он есть сейчас.

    «Проигрывание ситуаций» (Учим детей общению)

    Цель: Игра поможет ребёнку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.

    Ребёнку предлагается ситуация, в которой он должен изобразить самого себя. Ситуации могут быть самыми разнообразными. Родители и воспитатели могут придумать их сами, а могут взять реальные ситуации из жизни ребёнка. Прочие роли при разыгрывании ситуации выполняет один из родителей или другие дети. Иногда после разыгрывания бывает полезно для играющего ребёнка поменяться ролями с партнёром и «оказаться на месте» того, с кем он общался.

    Примеры ситуаций:

    ·   Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться.

    ·   твой друг попросил у тебя поиграть твою любимую игрушку, а отдал её сломанной.

    ·   Мама принесла три апельсина: тебе и твоему брату (сестре). Как ты поделишь эти апельсины. Почему?

    ·   Ребята из вашей группы играют в интересную игру. А ты опоздал в детский сад, и игра уже началась. Попроси, чтобы и тебя ребята приняли в свою игру. Что ты будешь делать, если они не захотят принять тебя?

    «Жмурки» (Учим детей общению)

    Цель: различные варианты игры помогут детям почувствовать себя в роли лидера, что поможет, в случае успеха, значительно воздействовать на его самооценку.

    Водящему завязывают глаза. Кто-то из группу крутит его на месте, чтобы затруднить ориентацию. При этом можно произносить скороговорку типа:

    - На чём стоишь?

    - На мосту.

    - Что ешь?

    - Колбасу.

    - Что пьёшь?

    - Квас.

    - Ищи мышей, а не нас!

    после этого дети разбегаются. «Жмурка» должна ходить по комнате и ловить их. Участники игры бегают, дразнят «жмурку». трогают её, чтобы отвлечь и т.д. «Жмурка» должна поймать кого-либо из детей и на ощупь отгадать, кто это. Важно, чтобы в этой игре осуществлялась постоянная смена ролей.

    «Жмурки с колокольчиками»

    Правила игры, в основном остаются теми же. В руках у детей колокольчики. «Жмурка» должна поймать детей, ориентируясь на звук их колокольчиков.

    «Жмурки с голосом»

    Пойманного ребёнка водящий должен узнать по голосу.

    «Я и другие» (Учим детей общению)

    Цель: дать возможность ребёнку высказать своё мнение, подчеркнуть положительные черты другого.

    Ребёнку предлагается рассказать о своём друге, маме, папе, бабушке, дедушке и т.п. Важно, чтобы ребёнок мог высказать своё мнение, подчеркнуть положительные черты другого. Можно попросить ребёнка рассказать о себе, также выделяя отрицательные и положительные качества, акцентируя внимание на последних.

    «Пошли письмо» (Учим детей общению)

    Цель: дать ребёнку почувствовать себя в роли лидера, большую уверенность в своих силах.

    Играющие дети стоят в кругу, крепко держась за руки. Водящий – почтальон – в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Серёжи к Лене». Серёжа начинает передавать «письмо». Он пожимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает руку следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдёт до Лены. Цель почтальона «перехватить» письмо: т. е. увидеть, у кого из детей оно сейчас находится. Ребёнок водит до тех пор, пока «письмо» не будет «перехвачено». Желательно, чтобы каждый ребёнок побывал в роли почтальона.

    «Сорви шапку» (Учим детей общению)

    Цель: дать возможность ребёнку высказать своё мнение, подчеркнуть положительные черты другого.

    В игру играют два игрока, примерно одного роста. Левая рука у каждого из них привязана к туловищу, а правая свободна. На головах детей шапки (шуточные или настоящие). Задача играющих проста и непроста – снять шапку со своего противника и не позволить снять свою.

    «Зеркало» (Учим детей общению)

    Цель: полезна для пассивных, неуверенных в себе детей. Помогает ребёнку открыться. Почувствовать себя более свободно, раскованно, а также увидеть себя как бы со стороны.

    а). Ребёнок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения и жесты. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребёнок.

    б). Принцип игры остаётся тем же, но ребёнок должен изображать кого-либо из общих знакомых или участников  группы. «Зеркало» указывает, кого изображал ребёнок.

    Эта игра особенно полезна для пассивных, неуверенных в себе детей. Она помогает ребёнку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно, а также увидеть себя как бы со стороны.

    «Прятки» (Учим детей общению)

    Эту игру можно использовать как в обычном варианте, так и в изменённом. В предлагаемом варианте в игре должны участвовать хотя бы трое игроков. В комнате должна сохраняться полная тишина. игрокам завязывают глаза. Каждый из них должен поймать одного из участников, но убежать от другого. Участники прислушиваются к шагам, дыханию друг друга и, когда считают нужным, называют игрока по имени и спрашивают: «Где ты?» Игрок. которого спрашивают, должен ответить: «Я здесь!» Первый, кому удалось поймать соперника, - победитель.

    Приложение 2. Восемь рецептов повышения самооценки для родителей.

    Рецепт

    Содержание

    Пути выполнения

    1.

    Постарайтесь более позитивно относиться к жизни

    · используйте внутренний диалог с собой, состоящий только из позитивных утверждений

    · Если негативные мысли будут иметь место, постарайтесь тут же переключиться на приятное

    2.

    Относитесь к людям так, как они того заслуживают

    · выискивайте в каждом человеке не недостатки, а их позитивные качества

    3.

    Относитесь к себе с уважением

    · Составьте список своих достоинств

    · Убедите себя в том, что вы имеете таковые

    4.

    Попытайтесь избавиться от того, что вам самим не нравится в себе

    · Чаще смотрите на себя в зеркало, пытаясь ответить на вопрос: стоит ли что-то изменить в себе. Если да - то не откладывайте

    5.

    Начинайте  принимать решение самостоятельно

    · Помните, что не существует правильных и неправильных решений

    · Любое принятое вами решение вы всегда можете оправдать и обосновать

    6.

    Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние

    · Приобретайте любимые книги, магнитофонные записи. Имейте и любите свои «слабости »

    7.

    Начинайте рисковать

    · Принимайте на себя ответственность, пусть доля риска сначала может быть невелика

    8.

    Обретите веру любую: в человека, в судьбу, в обстоятельства и пр.

    · Помните, что вера в нечто более значительное, чем мы сами, может помочь нам в решении трудных ситуаций

    · Если вы не можете повлиять на ход событий, « отойдите в сторону» и просто подождите


    Приложение 3. Рекомендации родителям по теме «Профилактика детских неврозов»


    1.   Давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать... подметать». В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях. С переживания низкой самооценки, вызванной отношением взрослых, начинается невротическое развитие ребенка.

    2.   Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность, то есть ребенка надо критиковать за его поведение. Оценка личности блокирует развитие ре¬бенка и формирует комплекс неполноценности, а следовательно, и неадекватную заниженную самооценку и уровень притязаний.

    3.   Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку. Дети реагируют не только на содержание, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребенку.

    4.   Недопустимо сравнивать ребенка (его дела и поступки) с кем-то другим, его нельзя никому противопоставлять, такие сравнения являются с одной стороны, психотравмирующими, а с другой - формируют негативизм, эгоизм, зависть.

    5.   Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму). Лишь в этом случае он может нормально воспринимать чужие успехи, без снижения самооценки.

    6.   Главная функция семьи заключается в том, чтобы способность социальной адаптации ребенка исходила из его возможностей.

    7.   В отношениях к ребенку недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к ласковому задабриванию[23].




    [1] Леонтьев А.А. Возникновение и первоначальное развитие языка. М.: Изд-во АН СССР, 1993. 139 с.

    [2] Rogers, C.R., A Theory of Therapy, Personility and Interpersonal Relationship, As Developed in The Client-Centred Framework, In S.Koch Ed., Psychology: A Study of a Science (New York: McGraw-Hill, 1959), vol.3, 134-256.


    [3] Rogers, C.R. Client - Centered Therapy In I.l.Kutush, A.Wolf, Eds., Psycho-therapist's Casebook (San Francisco: Jossey-Bass, 1986)


    [4] Фонарева А.М. Развитие личности ребенка. – М.,1987.

    [5] Авдеева Н.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет // Воспитание, обучение и психологическое развитие. - М., 1997.


    [6] Богоявленская М. Проблемы одаренного ребенка #"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">[7] Белова Е.С., Щебланова Е.И. Когнитивные компоненты в структуре творческой одаренности дошкольников // Школа здоровья. - 2003. - № 1.

    [8] Панов В.И. Одаренность как педагогический и психологический феномен // Дополнительное образование. - 2003. - № 6.

    [9] Задорина Е.Н. Индивидуальные различия одаренности школьников / Проблемы психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса / Сост. Н.Ю.Синягина, Н.В.Зайцева. - М., 2003.

    [10] См. Соловьева М. Типичный гений/ Итоги.ru  - № 11 (353) – 13 окт 2006г

    [11] Панов В.И. Одаренность как педагогический и психологический феномен // Дополнительное образование. - 2003. - № 6.

    [12] Задорина Е.Н. Индивидуальные различия одаренности школьников / Проблемы психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса / Сост. Н.Ю.Синягина, Н.В.Зайцева. - М., 2003.

    [13] Богоявленская М. Проблемы одаренного ребенка #"#_ftnref14" name="_ftn14" title="">[14] Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебн. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.

    [15] Попова Л.В. Одаренные девочки и мальчики // Начальная школа: плюс - минус. - 2000. - № 3. - С. 58-65.

    [16] Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб., 1999; Фигдор Г. Детская агрессивность// Начальная школа. 1998. № 11/12.

    [17] Беккер-Глом В., Бюлов Э. Арт-терапия вАликсеанеровской психиатрической больнице Мюнстера// Исцеляющее искусство. 1999. № 1. С 49

    [18] Качурина О. И. Арт-терапия в педагогике// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - 2004 / 2005 г. - #"#_ftnref19" name="_ftn19" title="">[19] Рудестам Р. Групповая психотерапия. СПб., 1999., с  28

    [20] Кравцова Е.Е. Психологические основы дошкольного воспитания// Первое сентября – 2004-№24- с.8

    [21] Семья в психологической консультации / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина.- М.- 1989

    [22] Выборка игр из книги Клюева Н.В., Касаткина Ю В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. -  Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с, ил.


    [23] Рекомендации по формированию адекватной самооценки у старших дошкольников//Виртуальная беседка для родителей маленьких детей - http://www.breasting.ru/v33.html


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Диагностика и коррекция самооценки одаренного ребенка дошкольного возраста ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.