Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Заключение под стражу как мера пресечения

  • Вид работы:
    Другое по теме: Заключение под стражу как мера пресечения
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:55:37
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Введение

     

    В соответствии со ст.22 Конституции РФ 1993 года  каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Право на свободу есть не что иное, как сама свобода, т.е. возможность совершать любые правомерные действия. В неразрывной связи с ним находится (но не совпадает) личная неприкосновенность человека, которая распространяется на его жизнь, здоровье, честь, достоинство. Никто не вправе силой или угрозами принуждать человека к каким-то действиям, подвергать его истязанию, обыску или наносить вред здоровью. Человек вправе сам распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный путь.

    Ограничения этой свободы допускаются только федеральным законом  и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3 ст.55 Конституции РФ). Одним из таких ограничений выступает возможность заключения под стражу подозреваемого или обвиняемого.

    Под мерами пресечения понимают принудительные меры, временно ограничивающие права личности, применяемые лицом, производящим дознание: следователем, прокурором и судом к обвиняемым (в исключительных случаях к подозреваемым при наличии оснований и с учетом обстоятельств, предусмотренных в законе).

    Меры пресечения как вид мер уголовно-процессуального принуждения носят превентивный характер. Это проявляется в том, что данные меры процессуального принуждения призваны предупредить, т.е. не допустить возможную в будущем неправомерную деятельность лиц, к которым они могут применяться.

    1. Заключение под стражу как мера пресечения


    Заключение под стражу избирается на основе норм уголовно-процессуального законодательства.

    Данная мера применяется к определенному кругу лиц, а именно к:

    а) подозреваемому, которым в соответствии со ст. 46 УПК РФ является лицо:

    -   либо в отношении которого возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке, которые установлены гл. 20 УПК РФ;

    -   либо которое задержано в соответствии со ст. 91 и 92 УПК РФ;

    -   либо к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со статьей 100 УПК РФ;

    б)    обвиняемому (ст. 47 УПК), т.е. лицу, в отношении которого в установленном законом порядке:

    —вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого;

    —вынесен обвинительный акт;

    в)    подсудимому, т.е. к обвиняемому, по уголовному делу которого назначено судебное разбирательство (ч. 2 ст. 47, ч. 10 ст. 108 УПК);

    г)    осужденному до вступления приговора в законную силу, если об этом прямо сказано в приговоре суда (ч. 2 ст. 97, ч. 1 ст. 299 УПК). В этом случае мера пресечения избирается для обеспечения исполнения приговора.

    Возможность заключения под стражу в качестве меры пресечения предусмотрена уголовно-процессуальным законодательством при наличии следующих оснований:

    Во-первых, необходимо наличие у суда достаточных оснований полагать, что подозреваемый или обвиняемый (ст. 97 УПК):

    —скроется  от дознания,  предварительного  следствия  или суда;

    —может продолжать заниматься преступной деятельностью;

    —может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

    При избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в постановлении судьи должны быть указаны конкретные, фактические обстоятельства, на основании которых судья принял такое решение (ч. 1 ст. 108 УПК).

    Во-вторых, ст. 99 УПК РФ обязывает учитывать при решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения и определения ее вида при наличии оснований, предусмотренных ст. 153 97 УПК, также тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства.

    В соответствии со ст. 100 УПК РФ заключение под стражу может быть избрано в отношении подозреваемого лишь в исключительных случаях при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УПК РФ, и с учетом обстоятельств, указанных в ст. 99 УПК РФ. При этом обвинение должно быть предъявлено подозреваемому не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу — в тот же срок с момента задержания. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется.

    В-третьих, заключение под стражу как самая строгая мера пресечения применяется с соблюдением требований ст. 99 УПК в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, при наличии одного из следующих обстоятельств (ч. 1 ст. 108 УПК):

    — подозреваемый  или  обвиняемый не  имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации;

    — его личность не установлена;

    — им нарушена ранее избранная мера пресечения;

    — он скрылся от органов предварительного расследования или суда.

    К подозреваемому или обвиняемому несовершеннолетнему заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено в случаях совершения им тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести (ч. 2 ст. 108 УПК).

    Процессуальным основанием для заключения под стражу является только судебное решение (ст. 108 УПК), что полностью соответствует требованиям ч. 2 ст. 22 Конституции РФ.

    Сроки содержания под стражей, порядок изменения и прекращения содержания под стражей и другие процессуальные вопросы регламентируются УПК РФ.

    Лица, заключенные под стражу, помещаются в специальные места содержания под стражей. Виды этих мест, порядок и условия содержания задержанных, подозреваемых и обвиняемых, гарантии их прав и законных интересов определяются специальными федеральными законодательными актами.

    В соответствии со ст. 7 Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» местами их содержания являются:

    а)    следственные изоляторы (СИЗО) уголовно-исполнитель ной системы Министерства юстиции РФ;

    б)   следственные изоляторы органов федеральной службы безопасности;

    в)    изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых (ИВ С) органов внутренних дел (милиции общественной безопасности, т.е. местной милиции);

    г)    изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных войск федеральной службы безопасности;

    д)    учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ;

    е)    гауптвахты;

    ж)   корабли или зимовки в специально приспособленных для этих целей помещениях, в случаях, когда нет возможности поместить лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, в территориальные следственные изоляторы.

    Основным источником, определяющим правовое положение мест содержания под стражей, является вышеназванный Закон «О содержании под стражей...». Им отменены ранее действовавшие нормативные акты[1] и разрешены иначе общие вопросы содержания под стражей (задачи, основные понятия, принципы), права подозреваемых и обвиняемых и порядок их реализации, меры по обеспечению изоляции и предотвращению правонарушений в местах содержания под стражей, заключительные, переходные положения и т.п. Многие его нормы имеют конституционный характер и отвечают соответствующим международным стандартам, положениям Основного закона страны, уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

    Вместе с тем Закон «О содержании под стражей...» учитывает, что для реализации некоторых нововведений необходимо определенное время и немалые средства. Поэтому законодатель отложил их введение в действие впредь до создания соответствующих условий.

    В связи с принятием Закона «О содержании под стражей...» и в его развитие были утверждены и вступили в действие новые инструктивные нормативные акты[2].


    2. Режим в местах содержания под стражей


    Установленный в местах содержания под стражей режим призван обеспечить соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ (ст. 15 Закона «О содержании под стражей...»).

    Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников рассматриваемых мест, которые несут установленную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

    В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством юстиции РФ, Министерством внутренних дел РФ, Федеральной службой безопасности РФ, Министерством обороны РФ по согласованию с Генеральным прокурором РФ утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

    Правилами внутреннего распорядка устанавливается порядок:

    1) приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам;

    2)   проведения личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования, а также досмотра вещей подозреваемых и обвиняемых; изъятия у подозреваемых и обвиняемых предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию;

    3) материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых; приобретения подозреваемыми и обвиняемыми продуктов питания, а также предметов первой необходимости и других промышленных товаров; приема и выдачи подозреваемым и обвиняемым посылок, передач;

    4)   получения и отправления ими телеграмм, писем, денежных переводов; направления ими предложений, заявлений и жалоб; отправления подозреваемыми и обвиняемыми религиозных обрядов;

    5)   привлечения подозреваемых и обвиняемых к труду; участия подозреваемых и обвиняемых в семейно-правовых отношениях и гражданско-правовых сделках; проведения подписки на газеты и журналы; медико-санитарного обеспечения подозреваемых и обвиняемых; проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых;

    6)   обеспечения участия подозреваемых, обвиняемых и подсудимых в следственных действиях и судебных заседаниях; личного приема подозреваемых и обвиняемых начальником места содержания под стражей и уполномоченными им лицами; выдачи тел подозреваемых и обвиняемых, умерших в местах содержания под стражей.

    Кроме того, Правилами внутреннего распорядка устанавливаются правила поведения подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей, перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету, а также перечень услуг, оказываемых подозреваемым и обвиняемым за установленную плату.

    Лица, находящиеся в предварительном заключении, несут обязанности и имеют права, установленные законодательством России для всех граждан, с ограничениями, предусмотренными УПК РФ и Законом «О содержании под стражей...», которые вытекают из режима содержания под стражей.

    Так, в соответствии со ст. 17 Закона «О содержании под стражей...» подозреваемые и обвиняемые имеют право:

    1) получать информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб;

    2)   на личную безопасность в местах содержания под стра- 157 жей; обращаться с просьбой о личном приеме к начальнику места содержания под стражей и лицам, контролирующим деятельность места содержания под стражей, во время нахождения указанных лиц на его территории;

    3)   на свидания с защитником; на свидания с родственниками и иными лицами, перечисленными в ст. 18 Закона «О содержании под стражей...»[3];

    4)   хранить при себе документы и записи, относящиеся к уголовному делу либо касающиеся вопросов реализации своих прав и законных интересов, за исключением тех документов и записей, которые могут быть использованы в противоправных целях или которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну;

    5)   обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их законных прав и интересов[4];

    6)   вести переписку и пользоваться письменными принадлежностями; получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; на восьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных УПК РФ;

    7)       пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа; пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предмета ми, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка;

    8) пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольными играми;

    9)    отправлять религиозные обряды в помещениях места со держания под стражей подозреваемых и обвиняемых, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа — при условии соблюдения Правил внутреннего распорядка и прав других подозреваемых и обвиняемых;

    10)    заниматься самообразованием и пользоваться для этого специальной литературой; получать посылки, передачи; на вежливое обращение со стороны сотрудников мест содержания под стражей; участвовать в гражданско-правовых сделках.

    Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу и которые содержатся в следственных изоляторах и тюрьмах, имеют также право:

    1)   получать и отправлять денежные переводы;

    2)   заключать и расторгать брак, участвовать в иных семейно- правовых отношениях в случае, если это не противоречит Закону «О содержании под стражей...»;

    3)   приобретать продукты питания и предметы первой необходимости в магазине (ларьке) следственного изолятора (тюрьмы) либо через администрацию места содержания под стражей в торговой сети;

    4)   подписываться на газеты и журналы и получать их;

    5)   получать от администрации при необходимости одежду по сезону, разрешенную к ношению в местах содержания под стражей;

    6)   на платные телефонные разговоры при наличии технических возможностей и под контролем администрации с разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, либо суда.

    Подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, при наличии соответствующих условий предоставляется возможность трудиться.

    В Законе «О содержании под стражей...» многие из прав существенно расширены по сравнению с ранее действовавшими положениями. Отменены ограничения в переписке, в приобретении по безналичному расчету продуктов питания, предметов первой необходимости и других промышленных товаров, расширено право на свидания с родственниками и иными лицами, на получение посылок, передач и т.п.

    Важное значение имеет законодательно поставленная задача на существенное увеличение (с 2,5 до 4 кв. м) нормы санитарной площади в камере на одного человека.

    Основные обязанности подозреваемых и обвиняемых закреплены в ст. 36 Закона «О содержании под стражей...»:

    1)   соблюдать порядок содержания под стражей, установленный Законом «О содержании под стражей...» и Правилами внутреннего распорядка;

    2)   выполнять законные требования администрации мест содержания под стражей;

    3)   соблюдать требования гигиены и санитарии;

    4)   соблюдать правила пожарной безопасности;

    5)   бережно относиться к имуществу мест содержания под стражей;

    6)   проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности;

    7)   не совершать действий, унижающих достоинство сотрудников мест содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых, а также других лиц;

    8)   не препятствовать сотрудникам мест содержания под стражей, а также иным лицам, обеспечивающим порядок содержания под стражей, в выполнении ими служебных обязанностей;

    9)   не совершать умышленных действий, угрожающих собственной жизни и здоровью, а также жизни и здоровью других лиц.

    Подозреваемым и обвиняемым не разрешается иметь при себе предметы, вещества и продукты питания, запрещенные к хранению и использованию, а также хранить их и пользоваться ими.

    Одним из основных требований режима является обеспечение изоляции, предотвращение правонарушений, и, в частности, раздельное содержание различных категорий лиц, заключенных под стражу, постоянный надзор за ними (гл. 3 Закона «О содержании под стражей...»).

    Подозреваемые и обвиняемые содержатся в общих и одиночных камерах в соответствии с требованиями раздельного размещения. Размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих.

    Размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих.

    При размещении подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных в камерах обязательно соблюдение следующих требований:

    1)    раздельно содержатся:

    —мужчины и женщины;

    —несовершеннолетние и взрослые; в исключительных случаях с согласия прокурора в камерах, где содержатся несовершеннолетние,  допускается содержание  положительно характеризующихся взрослых, впервые привлекаемых к уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести;

    —лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности, и лица, ранее содержавшиеся в местах лишения свободы;

    —подозреваемые и обвиняемые, а также осужденные, приговоры в отношении которых вступили в законную силу;

    —подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу;

    2)    отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся:

    —подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства и преступлений против мира и безопасности человечества, преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства и преступлений против мира и безопасности человечества;

    —подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, перечень которых содержится в ст. 33 Закона «О содержании под стражей...»    (например,    убийство;    убийство    матерью    новорожденного ребенка; похищение человека; изнасилование; насильственные    действия    сексуального    характера;     торговля несовершеннолетними; грабеж; разбой; и др.);

    —подозреваемые и обвиняемые при особо опасном рецидиве преступлений;

    —осужденные к смертной казни;

    —иностранные граждане и лица без гражданства при наличии условий для их содержания отдельно от других подозреваемых и обвиняемых;

    —лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, учреждений и органов уголовно-исполнительной   системы,   военнослужащими   внутренних   войск Министерства внутренних дел РФ;

    —по решению администрации места содержания под стражей либо по письменному решению лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, подозреваемые и обвиняемые, жизни и здоровью которых угрожает опасность со стороны других подозреваемых и обвиняемых;

    больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении.

    Лица, заключенные под стражу, подвергаются обыску, дактилоскопированию и фотографированию. Находящиеся при них вещи, а также поступающие на их имя передачи и посылки подлежат досмотру. Им запрещается иметь при себе деньги и ценные вещи, а также предметы, не разрешенные к хранению в следственных изоляторах.

    В отдельных нормах предусматриваются особенности содержания под стражей женщин и несовершеннолетних, обусловливающие льготный для них режим (ст. 30 - 31 Закона «О содержании под стражей...»)[5] .

    Заключенные под стражу в порядке меры пресечения лица освобождаются из мест содержания, если эта мера была отменена или изменена либо истек предусмотренный УПК РФ срок содержания и он не продлен в установленном порядке.

    Освобождение производится начальником учреждения на основании соответствующего процессуального документа, вынесенного правомочным субъектом. Постановление, приговор либо определение об освобождении из под стражи конкретного лица подлежит исполнению немедленно.

    Освобожденные из-под стражи обеспечиваются администрацией бесплатным проездом к месту жительства, а в необходимых случаях им выдается денежное пособие и одежда по сезону (ст. 49 — 50 Закона «О содержании под стражей»).


    3. Гауптвахта как место содержания под стражей


    В соответствии с действующим законодательством в отдельных случаях местом содержания под стражей может выступать гауптвахта — специальное помещение для отбывания ареста военнослужащими различных воинских формирований федеральных органов исполнительной власти. Гауптвахта может быть гарнизонная или войсковая (корабельная). Находиться здесь могут только военнослужащие и приравненные к ним по ответственности субъекты воинских отношений.

    В соответствии с п. 2 Приложения № 14 «О гауптвахте» к Уставу гарнизонной и караульной служб Вооруженных сил Российской Федерации[6] на гауптвахте кроме военнослужащих, арестованных в дисциплинарном порядке[7], могут содержаться:

    — военнослужащие, задержанные по подозрению в совершении преступления или заключенные под стражу по судебному решению, — не более 48 часов с момента задержания или заключения под стражу; в случае отложения судом принятия решения об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу военнослужащие могут содержаться на гауптвахте еще не более 72 часов с момента принятия судом такого решения; в исключительных случаях, когда доставка военнослужащих, заключенных под стражу, в следственный изолятор невозможна из-за отдаленности или отсутствия надлежащих путей сообщения, они могут содержаться на гауптвахте до 30 суток;

    —военнослужащие, являющиеся подсудимыми, — до окончания рассмотрения уголовного дела в суде;

    —военнослужащие, осужденные военным судом с направлением в дисциплинарный батальон, - до вступления приговора в законную силу;

    —военнослужащие, осужденные военным судом к лишению свободы, — до получения копии приговора;

    —военнослужащие, осужденные военным судом к аресту с содержанием на гауптвахте;

    — военнослужащие, задержанные за нарушение воинской дисциплины в состоянии опьянения, — не более 1 суток.

    Правовыми основаниями возможного помещения на гауптвахту являются:

    1. Арест военнослужащего в дисциплинарном порядке, примененный в соответствии с требованиями Дисциплинарного устава ВС  РФ  (такой арест в  соответствии с  законопроектными предложениями должен осуществляться в судебном порядке), а также   задержание   военнослужащего   за   нарушение   воинской дисциплины в состоянии опьянения.  В этом случае гауптвахта считается для них местом службы.

    2.   Кратковременное задержание, содержание под стражей в качестве меры пресечения, а также осуждение к наказанию в виде содержания в дисциплинарной воинской части (до вступления приговора в  законную  силу).  Во  всех этих случаях военнослужащий считается также состоящим на военной службе и на него распространяется действие воинских уставов;

    Начальники гауптвахт, командиры воинских частей (кораблей), в ведении которых находятся гауптвахты, приобретают статус начальников мест содержания под стражей, а иные лица, исполняющие обязанности по обеспечению режима содержания под стражей, — статус сотрудников мест содержания под стражей (ст. 12 Закона «О содержании под стражей...»).

    На содержащихся в порядке меры пресечения на гауптвахте военнослужащих полностью распространяется статус подследственных. Он аналогичен по своей природе статусу подозреваемых и обвиняемых, находящихся в рассмотренных выше иных местах содержания под стражей.

    На указанных военнослужащих полностью распространяются нормы Закона «О содержании под стражей...», нормы УПК РФ, а также действие нормативных актов, регламентирующих организацию и порядок несения гарнизонной и караульной служб в Вооруженных Силах и обеспечения их всеми видами довольствия по нормам, установленным для соответствующих категорий военнослужащих.

    Нормативные акты военно-уставного характера, регламентируя деятельность гауптвахт, отдельно выделяют особенности содержания подозреваемых, обвиняемых и подсудимых[8]. Кроме того, во исполнение действующего федерального законодательства в сфере борьбы с преступностью Министерством обороны по согласованию с Генеральной прокуратурой утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также Правила отбывания наказаний осужденными военнослужащими[9].

    Основанием для помещения военнослужащего в порядке рассматриваемой меры на гауптвахту является наличие решения суда об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

    3. Арест военнослужащего по приговору суда в качестве вида уголовного наказания. В этом случае гауптвахта в соответствии с нормами УК РФ и УИК РФ становится для них местом отбывания уголовного наказания, соединенного с прохождением военной службы.

    Военнослужащий считается арестованным с момента принятия его под охрану для сопровождения на гауптвахту, а при следовании самостоятельно — когда он принят начальником гауптвахты (дежурным по воинской части).

    Военнослужащие, арестованные в дисциплинарном порядке, направляются на гауптвахту с запиской об аресте. Военнослужащие, задержанные органом дознания, следователем или прокурором, направляются на гауптвахту с протоколом задержания,

    военнослужащие, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, — с постановлением судьи, а осужденные (подсудимые) — с приговором (определением) военного суда.

    Военнослужащие, осужденные военным судом, подсудимые, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступления, а также военнослужащие, задержанные до выяснения личности, направляются под конвоем на гауптвахту, в прокуратуру, суд и т.д. Состав конвоя, его обязанности и порядок охраны определяются военным комендантом гарнизона (начальником штаба воинской части) в каждом случае отдельно. Движение с арестованными (заключенными под стражу) пешим порядком в городах и крупных населенных пунктах, а также проезд в общественном транспорте запрещаются. Конвойный обязан применять оружие в соответствии с требованиями ст. 201 вышеуказанного Устава.

    Арестованные (заключенные под стражу) принимаются на гарнизонную гауптвахту начальником гауптвахты, а в его отсутствие — начальником караула; на войсковую гауптвахту — дежурным по воинской части.

    Начальник гауптвахты (дежурный по воинской части) при приеме арестованных (заключенных под стражу) солдат (матросов) и сержантов (старшин) проверяет наличие у них положенных вещей, производит личный досмотр, изымает для хранения поясные ремни, вещи и ценности, которые не положено иметь в камере, а также все служебные документы, записывает все данные, имеющиеся в записке об аресте (в протоколе задержания, постановлении судьи, в копии приговора, определении военного суда), и другие необходимые сведения в именной список арестованных и в книгу арестованных.

    Военнослужащие, осужденные военным судом, подсудимые, подозреваемые и обвиняемые, содержатся на гауптвахте отдельно от арестованных и задержанных в дисциплинарном порядке. При этом осужденные и подсудимые содержатся отдельно от подозреваемых и обвиняемых, офицеры и прапорщики (мичманы) содержатся отдельно от солдат (матросов) и сержантов (старшин).

    Военнослужащие, осужденные военным судом, подсудимые, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступления, на занятия и работы не привлекаются. Для сна им выдаются шинели, матрацы и подушки с верхними наволочками, разрешается курение в отведенных для этого местах. В остальном они содержатся на общих основаниях с военнослужащими, арестованными в дисциплинарном порядке.

    Свидания с подозреваемыми и обвиняемыми, а также с подсудимыми и осужденными предоставляются только с разрешения органа или лица, в производстве которого находится дело, по специальным ордерам на свидания.

    Порядок содержания и охраны на гауптвахте и при следовании вне гауптвахты военнослужащих, арестованных и задержанных по подозрению в совершении преступления или заключенных под стражу по судебному решению, подсудимых, а также осужденных до направления их в места отбывания наказания, устанавливается военным комендантом гарнизона (начальником штаба воинской части) по согласованию со следователем, органом дознания, военным прокурором либо военным судом.

    Военные прокуроры, их заместители и помощники в целях осуществления надзора за соблюдением законов, следователи или органы дознания при расследовании уголовных дел, а также защитники по предъявлении удостоверения личности допускаются в любое время на гарнизонную гауптвахту начальником гауптвахты (дежурным по караулам) с уведомлением военного коменданта, а на войсковую гауптвахту — дежурным по воинской части с уведомлением начальника штаба воинской части. О допуске защитника на гауптвахту уведомляется военный прокурор, осуществляющий надзор за соблюдением законности на данной гауптвахте. В таком же порядке указанные лица допускаются в камеры временно задержанных.

    Основания и порядок освобождения военнослужащих, содержащихся на гауптвахте в порядке меры пресечения или кратковременного задержания, регламентируются правилами Закона «О содержании под стражей...», с учетом инструктивных положений упомянутого Устава.


    Заключение


    Заключение под стражу – самая строгая мера пресечения, существенно ограничивающая права и свободы гражданина и прежде всего одно из важнейших прав – право на свободу и личную неприкосновенность. Поэтому заключение под стражу избирается лишь тогда, когда другие меры пресечения не могут обеспечить надлежащее поведение и неуклонение обвиняемого (подозреваемого) и при строгом соблюдении ряда гарантий, установленных законом в целях обеспечения обоснованности применения этой меры пресечения. В то же время неприменение  или несвоевременное применение заключения под стражу к опасным преступникам, совершившим тяжкие преступления, может привести к совершению новых преступлений. Заключение под стражу – мера, обеспечивающая реальное пресечение противоправных действий обвиняемого (подозреваемого) на предупреждение которых направлены названные в ст.98 УПК меры пресечения.

    Сущность данной меры пресечения состоит в принятии решения о заключении под стражу обвиняемого (подозреваемого), водворении его в следственных изолятор (в иное место, заменяющее следственный изолятор) и содержании его там под стражей до начала фактического исполнения обвинительного приговора к лишению свободы, если данная мера пресечения не будет отменена либо изменена.

    Заключение под стражу – самая тяжелая мера пресечения, поэтому она должна применяться лишь при невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения.

    Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, при наличии одного из следующих обстоятельств:

    1) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации;

    2) его личность не установлена;

    3) им нарушена ранее избранная мера пресечения;

    4) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

     К несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести.



    Список литературы:


    1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года // «Российская газета» от 25 декабря 1993 года;

    2. Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации 2001 года // СЗ РФ, 2001. №52, ст.4921; 2002, №22, ст.2027; №30, ст.3020, 3029   Российская газета, 5.11.2002 №211 (3079);

    3. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // "Ведомости Верховного Совета СССР", 1976 г., N 17(1831), ст. 291.;

    4. Указ Президента РФ от 30 июня 2002 г. «О внесении изменений в общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации»

    5. Положение о предварительном заключении под стражу (Закон СССР от 11 июля 1969 г.) // Ведомости СССР. 1969. № 29. Ст. 248; Положение о порядке кратковременного содержания лиц, подозреваемых в совершении преступления (утв. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июля 1976 г.).

    6. Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (утв. приказом МВД РФ от 26 января 1996 г. № 41); Положение о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (утв. приказом Минюста РФ от 25 января 1999 г. № 20)

    7. Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ (утв. приказом Минюста РФ от 12 мая 2000 г. № 148)

    8. Определение Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2001 г. № 276-О «По жалобе гражданина Исламова Лечи Сераевича на нарушение его конституционных прав пунктами 4 и 5 части первой статьи 17 и статьей 18 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

    9. Приказ МВД РФ от 28 февраля 1997 г. № 112 «О проведении эксперимента по улучшению условий содержания под стражей в СИЗО».

    10. Тихомиров C.. Дисциплинарный арест военнослужащего возможен лишь по решению суда // Российская юстиция. 2002.№ 12

    11. Борисенко Б.. Необходим закон о дисциплинарном аресте военнослужащих // Российская юстиция. 2003. № 6.

    12. Комментарий к УПК РФ / Под общ. ред. В.В. Мозякова. – М.: «Издательство «Экзамен XXI», 2009. – 864 с.;




    [1] См.: Положение о предварительном заключении под стражу (Закон СССР от 11 июля 1969 г.) // Ведомости СССР. 1969. № 29. Ст. 248; Положение о порядке кратковременного содержания лиц, подозреваемых в совершении преступления (утв. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июля 1976 г.).

    [2] См.: Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (утв. приказом МВД РФ от 26 января 1996 г. № 41); Положение о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (утв. приказом Минюста РФ от 25 января 1999 г. № 20); Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ (утв. приказом Минюста РФ от 12 мая 2000 г. № 148) и др.

    [3] См.: Определение Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2001 г. № 276-О «По жалобе гражданина Исламова Лечи Сераевича на нарушение его конституционных прав пунктами 4 и 5 части первой статьи 17 и статьей 18 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

    [4] О порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу, см. Указ Президиума ВС СССР от 18 мая 1981 г. № 4892-X и Инструкцию утвержденную Минюстом СССР, Прокуратурой СССР и Минфином СССР по согласованию с Верховным Судом СССР, МВД СССР и КГБ СССР 2 марта 1982 г.

    [5] См.: Приказ МВД РФ от 28 февраля 1997 г. № 112 «О проведении эксперимента по улучшению условий содержания под стражей в СИЗО».

    [6] Утв. Указом Президента РФ № 2140 от 14 декабря 1993 г. № 2140.

    [7] Указом Президента РФ от 30 июня 2002 г. «О внесении изменений в общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации» с 1 июля 2002 г. внесен ряд изменений в Дисциплинарный устав и Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ. В Дисциплинарный устав внесены положения, исключившие такой вид дисциплинарных взысканий, как арест военнослужащих с содержанием на гауптвахте, налагаемый командиром (начальником). См.: Тихомиров C.. Дисциплинарный арест военнослужащего возможен лишь по решению суда // Российская юстиция. 2002. № 12; Борисенко Б.. Необходим закон о дисциплинарном аресте военнослужащих // Российская юстиция. 2003. № 6.

    [8] См. ст. 31 — 34 приложения 14 «О гауптвахте» к Уставу гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации.

    [9] Указание об этом содержится в ст. 5 УИК РФ и в ст. 16 ФЗ «О содержании под стражей...».

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Заключение под стражу как мера пресечения ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.