Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Коллектив и его социально-педагогические возможности

  • Вид работы:
    Другое по теме: Коллектив и его социально-педагогические возможности
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:55:40
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение. 3

    Глава 1. Понятие коллектива, его типы, структура. 4

    1.1.   Понятие коллектива. 4

    1.2.   Типы и структура коллектива. 7

    1.3.   Этапы развития коллектива. 14

    Глава 2. Социально-педагогические возможности коллектива. 20

    2.1. Социально-педагогические возможности ученического коллектива. 20

    2.2. Социально-педагогические возможности трудового коллектива. 24

    Заключение. 28

    Список использованной литературы.. 30

    Введение

    Тема данной курсовой работы: «Коллектив и его социально-педагогические возможности».

    Актуальность.  В жизни каждого человека существует как минимум один коллектив, в окружении которого он, как правило, проводит достаточно много времени. Чаще всего организация людей в коллектив осуществляется целенаправленно и последовательно, сообразно поставленным целям и задачам. В этом случае педагог (или руководитель) намеревается добиться сплочённости, духовного единства, целеустремлённости.

    Изучение воспитательных возможностей коллектива, личности каждого человека, их взаимодействия, основанного на постоянном духовном обогащении друг друга и коллектива в целом,— все это позволяет воспитателю (руководителю) рассматривать коллектив как явление педагогическое.

    Вместе с тем следует учитывать, что внутри коллектива часто возникают различные объединения (по увлеченности, совместной деятельности, взаимным симпатиям, по интересам, соседству и другим признакам). В процессе общения развиваются межличностные отношения. Коллектив обретает свою внутреннюю, субъективную сторону жизнедеятельности и функционирует как явление социальное.

    Цель: изучить коллектив и его социально-педагогические возможности.

    Объект исследования: коллектив.

    Предмет исследования: социально-педагогические возможности коллектива.

    Задачи:

    1) Определить понятие коллектива

    2) Рассмотреть типы и структуру коллектива

    3) Изучить этапы развития коллектива

    4) Выявить социально-педагогические возможности ученического и трудового коллективов

    Глава 1. Понятие коллектива, его типы, структура

    1.1.   Понятие коллектива

    Человек – это первоначальный элемент любой социальной общности, нуждающийся в общении с себе подобными и получающий радость от такого общения. Большинство людей активно ищут взаимоотношений с другими людьми.

    Часто наши контакты с другими людьми незначительны и кратковременны. Но в том случае, если двое, трое или более людей постоянно проводят достаточно много времени вместе, они постепенно начинают осознавать и существование друг друга психологически. Таким образом, создается социально-психологическая общность.

    Время, которое требуется для такого осознания, и степень осознания очень сильно зависят от сложившейся ситуации и характера взаимосвязи людей. Однако результат такого осознания практически всегда одинаков. Осознание людьми того, что о них думают и чего от них ждут другие люди, заставляет их некоторым образом менять свое поведение, тем самым подтверждая существование взаимоотношений. Когда происходит такой процесс, случайное скопление людей становится группой.

    Каждый человек принадлежит ко многим группам: группа семьи, группа родственников, группа друзей, группа студентов и т.д. Одни группы недолговечны, т.е. распадаются, когда миссия выполнена. Другие же группы могут существовать долго и оказывать существенное влияние не только на своих членов, но и даже на внешнее окружение.

    В процессе совместного труда люди вступают в определенные отношения, т.е. объединяются в группы, образующие коллектив.

    Коллектив представляет собой группу людей, связанных устойчивой, совместной и общественно полезной деятельностью, предполагающей наличие единых целей, организации и управления.

    «Коллектив» (от лат. соllective — собирательный) рассматривается как социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения»[1].
    Коллектив как психолого-педагогическое явление в научной и методической литературе понимается различно:

     - в одном случае под коллективом понимают любое организованное объединение людей,

    -  в другом случае — высокую степень развития группы.

    В том значении, которое приобрело это понятие в педагогической литературе, коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков.

    · Общая социально значимая цель есть у любой группы: ее имеют и пассажиры, севшие в трамвай, и преступники, создавшие воровскую шайку. Все дело в том, какая это цель, на что она направлена. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции и законам государства.

    · Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности. Люди объединяются в коллективы, чтобы совместными усилиями быстрее достичь определенной цели. Для этого каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместной деятельности, должна быть общая организация деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности.

    · Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие единство не только цели и деятельности (рабочее сплочение), но и связанных с ними переживаний, оценочных суждений (моральное единение).

    · Общий выборный руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.

    Эти характеристики могут быть присущи и другим видам групповых объединений (ассоциации, кооперации, корпорации и т. д.). Но особенно отчетливо они проявляются лишь при коллективной организации.

    От того, как индивид становится элементом социальной организации, включается в общество, зависит, с одной стороны, формирование способности социальной организации влиять на личность, с другой — формирование способности личности поддаваться влиянию других.

    Необходимо четко понимать, что различные отношения создают разные группы. При этом могут быть группы как сплоченные, так и несплоченные. Сплочение групп также происходит на разной основе. В результате интеграции могут возникнуть группы социальной и асоциальной направленности, различного уровня деятельности опосредования.

    Группы отличаются друг от друга и таким признаком, как доминирующий фактор сплочения. Так факторами могут быть общие интересы членов группы, авторитет лидера, наличие социальных норм, принимаемых всеми членами группы, стремление приспособиться в специфических условиях, и т. д. В зависимости от каждого фактора группа имеет свою траекторию развития и то качество, которое отличает одну сплоченную группу от других.

    В педагогической практике часто сплочение рассматривалось как единственный признак коллектива. Случается, что всякое сплочение, даже на основе антигуманных норм отношений, рассматривается отдельными педагогическими работниками как позитивное явление. Это происходит из-за того, что организаторские задачи они считают более значимыми, чем воспитательные, а манипулирование сплоченной группой осуществлять значительно легче.

    Работа с группой может рассматриваться в двух плоскостях. С одной стороны, речь идет о том, что, оказывая воспитательное влияние на учащихся, учитель, классный руководитель, администратор должен учитывать специфику класса, особенности его сплочения, а с другой стороны, стремиться к тому, чтобы сплочение группы происходило достаточно демократично, на основе гуманистических норм отношений, т.е. создавался воспитательный коллектив.

    С точки зрения Л.И.Уманского, самое существенное качество группы, уровень ее социально-психологической зрелости, превращает ее в группу-коллектив[2].



    1.2.   Типы и структура коллектива

    К основным типам коллектива относятся:

    1) ученический коллектив

    2) трудовой коллектив

    Ученический коллектив как система — это:

    — органичная часть более сложного объединения — воспитательного коллектива, включающего, помимо детского, и коллектив педагоговвоспитателей;

    — относительно автономная система, которой свойственны процессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправления;

    — скоординированное единство двух структур: официальной, которая складывается под влиянием взрослых, определяющих организационное строение и деятельность коллектива, а также неофициальной, складывающейся в значительной степени в процессе межличностного общения;

    — субъект деятельности по реализации единых общественно значимых целей;

    — носитель общего интегративного свойства — его поля (атмосферы, психологического климата), характеризующего коллектив как целостное образование, отличное от суммы составляющих его индивидов и входящих в него микрогрупп, и проявляющегося в общественном мнении коллектива, в его эмоциональных реакциях и ценностных ориентациях, в нормах и традициях, определяющих поведение его членов;

    — субъект воспитания по отношению к личности каждого из входящих в него членов.

    При этом ученический коллектив рассматривается как система динамическая, развитие которой детерминировано изменениями во внутреннем мире воспитанников и в жизни общества в целом, в непосредственно окружающей коллектив среде, в характере педагогического руководства деятельностью коллектива. Движет процесс развития коллектива, как везде и всюду, борьба противоречий, возникающих между перспективами достигнутыми и планируемыми, между интересами коллектива и отдельных членов, между потребностями учеников и возможностями их удовлетворения в коллективе[3].

    Определение сущности упомянутого нами выше воспитательного коллектива было дано исследователем творчества А. С. Макаренко И. Ф. Козловым. Он писал, что воспитательный коллектив - это такая форма организации жизни детей, которая, будучи полнокровной и радостной детской жизнью, максимально удовлетворяет детские жизненные потребности и в то же время является нравственно воспитывающей школой, успешно решающей воспитательные задачи, вытекающие из требований общественного развития. Главный путь создания детского воспитательного коллектива состоит в вовлечении детей в четко организованную общественно полезную и личностно значимую деятельность, в развитии и упрочении товарищеских отношений между всеми членами такого объединения, в создании и накоплении ценных традиций поведения и в активизации сознательного участия детей в организации этой деятельности и поведения.

    Рассмотрим основные характерные признаки воспитательного коллектива.

    1)   Воспитательный коллектив объединяет совместная деятельность, которая составляет основное содержание жизни детей: это учение, труд, общественно-полезная деятельность и разнообразные занятия по интересам (клубная работа).

    2)    Воспитательный коллектив имеет четко выраженную структуру. Единый общешкольный коллектив включает в себя коллектив педагогов и коллектив детей. Общий ученический коллектив делится на первичные коллективыклассы. В ученической производственной бригаде первичные коллективы - звенья. Кроме того, в каждом школьном коллективе создаются временные объединения учащихся - бригады дежурных, кружки, секции и т. п.

    3)    Воспитательный коллектив имеет органы управления: общее собрание (или конференция), совет школы, ученический комитет, его комиссии и советы. В первичных коллективах также работаю общие собрания как коллективные органы управления. По поручению собрания функциями управления наделяются учащиеся, ответственные за разные участки работы. Управление в коллективе осуществляется также через систему дежурств по школе, классам, в бригаде и т. п.

    4)    Всю жизнь и деятельность воспитательного коллектива отличают сознательная дисциплина, закрепленная в полезных привычках и традициях, четкое выполнение режима, гигиенически и педагогически продуманный распорядок жизни детей.

    5)    Мажорный стиль (А. С. Макаренко) и тон жизни коллектива, создающий у детей приподнятое, жизнерадостное настроение и нацеливающий на преодоление трудностей.

    6)    Тесные связи в окружающем социуме - с коллективами базовых заводов, хозяйств, учреждений, которые обогащают школьный воспитательный коллектив социальным опытом и новыми традициями.

    7)    Постоянное обогащение и усложнение жизни воспитательного коллектива, совершенствование его структуры и системы органов самоуправления, повышение уровня активности и дисциплины его членов, наращивание полезных традиций, укрепление связей с другими коллективами.[4]

    Для практической работы в школе большое значение имеет вопрос о структуре коллектива и его органов. Опыт показывает, что общешкольный коллектив должен иметь не более 400-500 учащихся. Кроме того, он не оказывает непосредственного влияния на каждую личность в отдельности. Это осуществляется только через первичный коллектив, т. е. такой коллектив, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии.

    Структуру общешкольного коллектива как всеобщей формы и содержания целостного педагогического процесса Б.Т. Лихачёв рассматривает в двух ракурсах - по вертикали и горизонтали. Вертикальный ракурс характеризуется организацией первичных коллективов с учетом возрастных особенностей и интересов школьников, выстраивается цепочка от младших до старших классов. По горизонтали образуется, создается содержательная инфраструктура. В нее входят разнообразные по характеру деятельности, организации, отношениям, интересам, содержанию общения разновозрастные, смешанные первичные контактные группы, кружки, звенья, ансамбли, студии, отряды, бригады, команды. Сущность жизни общешкольного коллектива и заключается в активном движении и взаимодействии контактных групп как на межвозрастном, так и на межсодержательном уровнях.

    А. С. Макаренко при организации воспитательного коллектива заботился о правильном соотношении между первичным (контактным) и общим коллективом. После долгих поисков и экспериментов в качестве первичного коллектива им был создан разновозрастной отряд, члены которого учились в разных классах, но на производстве работали вместе. В таком отряде создавались взаимоотношения, напоминающие отношения между старшими и младшими детьми в нормальной, здоровой семье. На старших лежала забота о младших, ответственность за них. Младшие учились уважать старших, подражая им и усваивая полезные привычки поведения, накапливая личный опыт.

    Во главе отряда находился командир, который организовывал определенный участок работы и отвечал за деятельность и поведение всех членов отряда. Величина отряда, считал Макаренко, может колебаться от 7 до 15 человек, но не более. Если первичный коллектив составлен из большего числа членов, он слабо подчиняется командиру и тот не в состоянии охватить всех членов отряда. Поэтому класс, охватывающий 25-30 человек, громоздок для управления. Оказывается, данный недостаток можно преодолеть, разделив класс на микроколлективы[5].

    Трудовой коллектив—это группа трудящихся людей, объеди­ненных общей работой, интересами и целями.

    Такое объединение — это единый организм, который функционирует по сложнейшим социальным законам, в котором каждый человек занимает определенное место. Деятельность трудового коллектива нельзя представить как совокупность действий отдельных людей, хотя именно так она и осуществляется. Но даже в простейшем виде групповое действие нельзя рассматривать как простое механическое сложение действий отдельных субъектов.

    В 1897 году в одном из самых первых фундаментальных исследований было показано, что продуктивность работы человека можно увеличить с помощью простого присутствия другого лица. Было установлено, что испытуемый, выполняющий несложное задание, такое как сматывание лески для удочки, будет работать усерднее, если при этом присутствует еще один человек, наблюдающий за его работой, но ничего не говорящий и не делающий[6]. Присутствие другого лица оказывает стимулирующее действие, которое мотивирует человека проявить свой пыл и показать, на что он способен.

    Условия существования человека застав­ляли его работать сообща там, где один человек физически не мог вы­полнить необходимую работу (уборка урожая, строительство жилища, дорог, водоканалов, военное дело и т.д.). Развитие производительных сил приводит к тому, что основой любого производства материальных благ становится трудовой коллектив.

    Коллективный труд позволяет:

    · передавать свои знания и умения другим членам коллектива;

    · решать более сложные и объемные задачи, чем индивидуально;

    · более полно использовать индивидуальные способности каждого человека;

    · подвергать порицанию дела и поступки товарищей, не отвечающие принятым в коллективе нормам морали и нравственно­сти, и даже наказывать провинившихся, вплоть до увольнения.

    Потенциальные возможности трудового коллектива зависят от уровня его развития и вида. Видовая классификация трудового коллектива определя­ется по ряду признаков. По статуту различают официальные и неофи­циальные коллективы, по механизму образования — созданные по рас­поряжению руководства и сложившиеся стихийно, по характеру внут­ренних связей—формальные и неформальные.

      Официальные коллективы являются юридически оформленными и действуют в рамках законодательных норм и правил, установленных на данном предприятии. Производственные связи и отношения строят­ся на основе должностных обязанностей работников по иерархии под­чиненности.

      Неофициальные коллективы нигде юридически не оформляются и возникают на основании действий работников, желающих установить межличностные контакты и отношения не по должностям, а на базе личных симпатий, разделяемых ценностей и жизненных целей. Внут­ренние связи в них неформальные, но иерархия подчиненности здесь также может просматриваться в зависимости от поведения лидера и близости к нему отдельных членов такого коллектива.

    Коллективы трудящихся могут быть временными и постоянными в зависимости от сроков их жизнедеятельности. Разли­чаются они и по размерам: малые — от трех до пяти-семи участников, средние — от одного до двух-трех десятков человек и большие — от не­скольких десятков и до сотен трудящихся. Уровень общения и взаимодействия в таких трудовых коллективах различен, а средние и большие коллективы могут включать также ряд малых коллективов и разделяться еще на группы и подгруппы. Поэтому каждый человек мо­жет быть формально членом двух и более коллективов, созданных официально, но может входить в состав только одного неформального коллектива.

    Для определения вида коллектива важным является профессиональ­ный признак, род занятий и специальность работающих. Например, коллектив профессорско-преподавательского состава кафедры вуза, бригады строителей, воинский коллектив и т.д.

    Во всех коллективах имеет место внутрипроизводственное разде­ление труда, степень которого обусловлена функциями данного кол­лектива или группы работников. Оно может быть количественным, ес­ли работники заняты однородным трудом (например, в совхозе есть несколько полеводческих или тракторных бригад, при круглосуточном цикле работ создаются сменные бригады и т.д.), или по специально­стям (когда выбывшего работника соответствующей специальности и квалификации заменить достаточно сложно, а порой и невозможно из-за специфики данной работы).

    Возросший профессиональный уровень трудящихся заметно облег­чает организацию и координацию работы коллектива. Менеджер, осно­вываясь на компетентности сотрудников, может делегировать им часть управленческих функций, или создавать из соответствующих специа­листов целевые группы для решения сложных профессиональных про­блем, или расширить круг вопросов, решение которых возможно на основе самоуправляемости.


    1.3.   Этапы развития коллектива 

    Развитие коллектива – сложный процесс. Предъявление требований в коллективе – достаточно удобный внешний показатель для определения ступеней (стадий) движения коллектива. Однако, взятый сам по себе, он не отражает тех сущностных внутренних изменений, которые характеризуют диалектику развития коллектива, его перexoд с одной ступени на другую, его новообразования.

    Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А. С. Макаренко. Его перу принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания. Учение А. С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение — форма жизни коллектива, остановка — форма его смерти; определил принципы развития коллектива (гласность, ответственная зависимость, перспективные линии, параллельное действие); вычленил этапы (стадии) развития коллектива.

    Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований[7].

    Первый этап.

    Началом организации коллектива является выдвижение перeд детьми общественно ценной цели. В ней должно получить отражение не только то, что будут делать дети, но и как они будут жить. Эта цель обязательно должна coдержaть осознаваемую ими перспективу сплочения коллектива, и собственного роста – нравственного, трудового, творческого.
    Такое выдвижение цели является по существу формой программно-перспективного педагогического требования, направленного на создание коллектива. Подростков можно увлечь перспективой жить и работать в настоящем коллективе, участвовать в таких делах, которые открывают возможность проявлять и развивать ценимые ими качества.
    Поставить цель, которая явилась бы перспективой жизни коллектива, не так легко. Для этого нужно выявить интересы, стремления детей, их моральные и культурные представления, имеющийся у них опыт коллективных дел н взаимоотношений. Такая информация совершенно необходима для определения частных целей и конкретного содержания будущей коллективной деятельности.

    В качестве непосредственных побудителей практической деятельности и взаимоотношений на первом этапе выступают частные цели непосредственно привлекающих и обязательных дел – близкие и средние перспективы, которым наличие далекой перспективы придает особый смысл, нравственную окраску.
    Эти близкие и средние перспективы (спортивное соревнование, трудовой десант, праздничный вечер и др.) уже на первом этапе выбираются самими ребятами при помощи коллективной разведки интересных дел, рассчитанной на участие каждого (поиски объектов, где можно приложить свои силы).

    Следующий важный шаг на первом этапе – коллективное планирование. Оно требует обязательного специального обсуждения в коллективе. Пусть ведет его на первых порах педагог, пусть предложения детей будут подчас примитивными либо фантастическими. Руководящая и направляющая роль педагога всегда скажется в предложении более значимых идей, поддержке детской инициативы. Главное, чтобы намеченные дела отвечали актуальным возможностям и интересам детей.

    Выделение актива – важнейший шаг на пути первого этапа коллективной жизни. Актив – уполномоченные коллектива, перeдoвaя его часть. На первом этапе важно oперeтьcя на таких учащихся, которые в ходе разведки, коллективного планирования или еще раньше проявили себя наиболее заинтересованными, инициативными, сведущими. Это ответит стремлению коллектива осуществлять намеченные действия как можно лучше.

    Коллективное обсуждение проделанного – важнейший элемент коллективной жизни первого этапа. В ходе обсуждения того, что и на каком уровне было сделано, уже на первых порах происходит обобщение опыта активного, заинтересованного и творческого отношения к делу разнообразных способов участия в деятельности, взаимоотношений ответственной зависимости. Такая коллективная оценочная деятельность – источник общих суждений, взглядов – первых ростков общественного мнения.

    Первый этап можно считать завершенным, когда:

    § приняты цели коллектива, по крайней мере, его близкие и средние перспективы, о чем свидетельствует атмосфера заинтересованности и готовности участвовать в общих делах;

    § развернута нeпpерывнaя коллективная деятельность (этот признак следует считать особенно важным, так как в практике наблюдаются периоды бездействия коллектива – паузы, которые приводят к потере и разрушению достигнутого);

    § складываются отношения ответственной зависимости, возникает деловое и творческое общение;

    § в качестве перeдoвoй части коллектива – его актива и органов – выделяется группа детей, наиболее заинтересованных, инициативных, творческих, способных к организаторской работе, поддерживаемых остальными членами коллектива;

    § у детей возникает интерес к разным сферам общественной жизни, желание приобщиться к ней, перeживaeтcя удовлетворение от собственной активности и совместных с товарищами достижений. [8]

    Второй этап.

    На втором этапе коллектив развивается, совершает поступательное движение при условии решения все более сложных задач.
    Прежде всего, усложняются способы организации – коллектив может перейти к самоуправлению. Стремление к самостоятельности, к взрослости является специфическим для подростков.

    Передовой опыт красноречиво показывает, что самоуправление – это не только проблема органов самоуправления, а в первую очередь создание возможности всем членам данного коллектива на деле участвовать в управлении своей жизнью. Эта возможность реализуется лишь при условии, если каждый выскажет свое мнение по данному вопросу и это мнение отразится на коллективном решении, приведет к реальным изменениям в жизни коллектива.

    Овладение способами самоуправления (организаторскими, коммуникативными, исполнительскими), творческим и самостоятельным подходом к делу, ответственным к нему отношением осуществляется в ходе самой жизни коллектива, когда самоуправление фактически необходимо и воспринимается как единственно возможный способ коллективных действий.

    Принципиальной особенностью второго этапа является усложнение практической деятельности детей. И теперь возможны близкие перспективы, рассчитанные на отдых, развлечение, получение нeпoсрeдcтвeннoгo удовольствия от личных достижений и контактов в коллективе. Однако не они определяют лицо второго этапа.

    Таким образом, если на первом этапе опорой педагогического руководства выступает наиболее активно действующая и заинтересованная часть коллектива, то на втором этапе такой опорой становятся те члены коллектива, которые создают и отстаивают нравственно ценный опыт коллективной жизни. Это и есть актив коллектива в собственном смысле, передовой его отряд, у которого есть уже моральные основания вести за собой остальных.

    Второй этап можно считать состоявшимся, когда:

    § цели деятельности и все начинания коллектива приобретают для его передовой части нравственный смысл;

    § коллектив переживает бурное развитие самоуправления, практической деятельности и на их основе – деловых отношений;

    § у членов коллектива формируются устойчивые мотивы увлеченности различными сторонами коллективной деятельности, рождаются профессиональные интересы.[9]

    Третий этап.

    Получение обратной информации об успешности воспитательной работы – важнейшая педагогическая задача каждого из этапов развития коллектива. Однако на третьем этапе изучение учащихся приобретает особое значение. Это объясняется его спецификой – интенсивным идейно-нравственным формированием личности. Необходимо вести систематическое наблюдение за поведением воспитанников: от чего они получают наибольшее удовлетворение, при каких обстоятельствах более всего огорчаются, какими бывают в присутствии людей, с которыми находятся в разных отношениях, и как поступают, когда уверены, что за ними не наблюдают. Все это во многом раскроет главенствующие в поведении воспитанника мотивы, а стало быть, его нравственный облик.

    К новообразованиям третьего этапа коллектив подходит, опираясь на пройденный опыт яркой, увлекательной коллективной жизни. Важно своевременно использовать этот опыт для решения новых, более сложных задач, требующих прежде всего нравственных условий, идейности.

    Для третьего этапа развития коллектива специфично становление устойчивых гуманистических отношений широкого плана. Их появление – результат участия в делах, имеющих высокий нравственный смысл. Новая, более сложная деятельность требует для своего успеха бескорыстия, умения понять другого человека, готовности поступиться своим интересом, удобством, временем не только ради товарищей, но и незнакомых людей, идейного и трудового сотрудничества с другими коллективами. Именно на третьем этапе происходит подлинное открытие человека человеком, переживание ценности человеческой личности, гордости за «наших ребят».

    Особенности третьего этапа выступают в виде двух основных противоречий: между уровнем развития практической деятельности коллектива и его нравственно ценными отношениями; между имеющимися менее значимыми мотивами деятельности и поведения и требуемыми нравственно ценными мотивами, созвучными целям коллектива.

    Итак, третий этап можно считать состоявшимся, когда:

    § цели деятельности, ее общественно ценный смысл для подавляющего большинства воспитанников приобрели побуждающее значение, определяя их поведение и взаимоотношения в коллективе;

    § коллектив переживает интенсивное формирование гуманистических отношений широкого плана;

    § поведение ребенка в коллективе приобретает устойчивость, из ситуационного оно превращается в саморегулируемое. Этому способствует процесс самовоспитания – предъявление к себе требований широкого нравственного плана;

    § самодвижение коллектива приобретает качество самоопределения: члены коллектива самостоятельно вырабатывают общие и частные цели своей жизни.

    Вывод к главе 1:

    Таким образом, коллектив - это группа людей, которые связаны устойчивой, совместной и общественно полезной деятельностью, предполагающей наличие единых целей и организации.

    Ученический коллектив рассматривается как система динамическая, развитие которой детерминировано изменениями во внутреннем мире воспитанников и в жизни общества в целом, в непосредственно окружающей коллектив среде, в характере педагогического руководства деятельностью коллектива.Трудовой коллектив—это группа трудящихся людей, объеди­ненных общей работой, интересами и целями.

    Развитие коллектива – сложный процесс, который проходит в три этапа, каждому из которых свойственны индивидуальные особенности.

    Глава 2. Социально-педагогические возможности коллектива

    2.1. Социально-педагогические возможности ученического коллектива

    Первые замечания, указывающие на особый характер взаимоотношений, которые складываются между детьми в классе, можно обнаружить в русской художественной и педагогической публицистике второй половины XIX века. Уже Л. Н. Толстой из опыта педагогической работы в Яснополянской школе вынес убеждение о существовании особого явления, которое он обозначил как "дух школы". Отечественные педагоги П. Ф. Каптерев, А. Ф. Лазурский, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский стремились поддерживать среди детей атмосферу товарищества и взаимопомощи, и видели в стихийно складывающихся детских сообществах возможный источник новых отношений, способствующих развитию и воспитанию детей. Они использовали такие понятия, как "детская масса", "детская общность", "корпоративный дух школы".

    В педагогических трудах 20-х гг. детский коллектив понимался как цель воспитательных усилий педагогов. На практике теория коллективного воспитания практическое воплощение получила в педагогическом опыте первых школ-коммун. Одной из таких школ в составе Первой опытной станции по народному образованию руководил С. Т. Шацкий. Он на практике доказал возможность эффективной организации школьного коллектива как педагогически целесообразной воспитывающей жизни детей.

    Как уже отмечалось выше, особо весомый вклад в разработку теории и методики воспитательного коллектива внес А. С. Макаренко. Прежде всего, была принципиально по-новому осмыслена роль коллектива в воспитании детей. Если до Макаренко последним всегда отводилась роль объектов педагогического воздействия, то в его опыте они на деле становились субъектами организации воспитательного коллектива. По Макаренко только на первых порах педагог является полноправным организатором детского коллектива. По мере развития его воспитательных функций, создания органов самоуправления, накопления организаторского опыта сам коллектив воспитанников становится все более могучей силой руководства и управления своими делами. Создание такого коллектива и воспитание личности в этом коллективе становится целью воспитательной деятельности.

    Не отрицая благотворного влияния педагога на личность воспитанников, А. С. Макаренко в то же время неустанно подчеркивал, что сущность воспитательной работы заключается не в возне с отдельным ребенком, а в организации жизни детей в коллективе. Организованный и сплоченный на основе товарищеской дисциплины коллектив с развитым самоуправлением и опирающийся на обслуживаниеколлективную хозяйскую заботу об улучшении своей жизни, такой коллектив наиболее эффективно решает задачи как воспитания отдельной личности, так и всех вместе взятых детей[10].

    Современный школьный коллектив представляет собой органическое единство двух коллективов — педагогов и учащихся. Их функционирование — взаимообусловленный процесс: ученический коллектив не может успешно развиваться без целенаправленного воздействия педагогов, педагогический коллектив, как и каждое производственное объединение, достигает цели по результату, в данном случае — сплочению учащихся. Педагогический коллектив имеет свои признаки, позволяющие рассматривать его как самостоятельное образование. Он стабилен по составу, действует в системе единых установок, обусловленных профессиональной направленностью деятельности. В нем нет той разветвленности связей, которая существует в ученическом коллективе. Соподчиненность в условиях педагогического коллектива осуществляется на сознательном уровне принятия принципов функционирования коллектива. Система отношений ответственной зависимости устанавливается в среде взрослых людей, имеющих равный служебный статус, осуществивших свой профессиональный выбор.

    Основные функции педагогического коллектива по отношению к ученическому определяются общей целью всестороннего развития личности, требованиями, предъявляемыми обществом к школе как воспитательному институту. Эти функции постоянно усложняются в связи с возрастающими требованиями общества к школе и новыми воспитательными свойствами ученического коллектива в каждом новом поколении школьников.

    К числу важнейших воспитательных задач, стоящих перед педагогическими коллективами в современных условиях, относятся:

    · выявление и развитие духовных потребностей и творческих способностей учащихся;

    · приобщение школьников к определенному уровню общественной культуры — духовной, материальной, физической;

    · развитие коллективизма как важнейшей нравственной черты личности.

    Кратко охарактеризуем каждую из воспитательных задач.

    Опыт общественно значимого поведения привносится в детский коллектив взрослыми: педагогами, родителями, шефами-общественниками и др. Но этот опыт складывается у детей и в процессе свободного общения, не регламентированного взрослыми. Стихийное овладение социальным опытом при замкнутости отношений рамками школьного класса может привести к его ограниченности, к искажению целевой направленности формирования личности. Успех коллектива, членом которого является школьник, может противопоставляться успехам других коллективов и объединять учащихся на основе группового эгоизма, который становится источником формирования индивидуализма. Вот почему одна из задач формирования коллектива состоит в расширении его социальных контактов и их обогащении социально ценным опытом других коллективов.

    Выявление и развитие духовных потребностей и творческих способностей учащихся в условиях коллективного взаимодействия стимулирует развитие индивидуальности личности, ее творческого своеобразия. Коллектив способствует осознанию ребенком своих творческих возможностей, предоставляет широкое поле деятельности для проявления инициативы, активности, самостоятельности. В коллективе всегда есть ребята, которые в каких-то вопросах лучше осведомлены, обладают умениями, которые при целесообразной организации позволяют достигать высокого результата всем коллективом.

    Педагогический коллектив влияет на коллектив учащихся через единые установки, выраженные в правилах, традициях, законах школьной жизни, через систему единых требований, направленных на выполнение этих установок, через тон, стиль отношений, содержание планируемой деятельности.

    Детский коллектив оказывает воспитательное влияние на личность в условиях, когда он превращается в носителя воспитательных функций. Исследователи (В. М. Коротов и др.) выделяют три функции: функцию организационную — детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью; функцию идейно-воспитательную — детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений; функцию стимулирования — коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношений[11].

    Познавая тончайшие оттенки человеческого, ребёнок делается очень требовательным к человеку. Качества, которые бы он хотел видеть в других людях, особенно в своих родителях, товарищах, близких, являются, можно сказать, глубинными, они незаметны на первый взгляд. Чуткая душа и пытливая мысль ребёнка замечают эти качества, дают им строгую и беспристрастную оценку. Трудно найти что-либо важнее для воспитания веры в добро и желания быть лучше, нежели то, чтобы моральные качества людей, окружающих подростков, отвечали принципам, нормам, идеалам, которые раскрываются перед ними. Слово "коллектив" для нас означает и школьный коллектив, и домашнее окружение, и тружеников, с которыми человек работает на производстве; это все, с кем ребёнок вступает в разнообразные отношения.

    Коллектив - это не какая-то безликая масса. Он существует как богатство индивидуальностей. И если воспитатель надеется, что воспитывающая сила коллектива прежде всего в организационных зависимостях, в подчинении и руководстве, его надежды не оправдаются. Воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек, что он привносит в коллектив, что дает другим, что от него берут люди. Но богатство каждой личности - это только основа полноценной, содержательной жизни коллектива.[12]



    2.2. Социально-педагогические возможности трудового коллектива

    Когда человек приходит в коллектив, его знакомят с правилами, традициями, должностными обязанностями. Вначале он становится сотрудником, но не членом коллектива. Только тогда, когда он принимается коллективом, когда его считают своим, т.е. он придерживается более или менее единой системы ценностных ориентаций, можно сказать, что он является полноценным членом коллектива

    Коллектив часто формируется стихийно. Какие сотрудники приходят и задерживаются, из тех и составляется рабочая группа. Если руководитель настроен на комфортную работу, а не на выполнение цели, то он подбирает сотрудников спокойных, исполнительных, которыми легко руководить. Яркие индивидуальности мешают, заставляют быть всегда начеку. А это не всякому лидеру нравится. Естественно, такой коллектив вряд ли может достичь больших результатов. Мало того, внутри него неизбежны конфликты, хотя и глубоко спрятанные. В таких коллективах затеваются интриги, обусловленные стремлением соответствовать требованиям руководителя, что обеспечит наиболее приближенному к шефу работнику некие блага.

    Правильно составленный коллектив предполагает наличие разных людей, каждый из которых играет в группе свою роль. Руководителю нужно правильно распознать, кто какую роль играет. Важно не распределить роли, а именно распознать, раскрыть «амплуа» сотрудников и помочь каждому самоутвердиться в той роли, на которую он претендует.

    Наряду с простыми исполнителями, которых, естественно, должно быть большинство, ученые предлагают и следующий желательный для развития коллектива «набор персонажей».

    «Генератор идей». Член коллектива, который постоянно «подпитывает» его новыми идеями. Обычно на эту роль претендуют сами лидеры — руководители коллективов. Если таким генератором руководитель не является, то ему следует мудро опираться на таких «генераторов», умело используя их потенциал, не ревнуя, не соперничая, не стремясь оттеснить в тень.

    «Оппозиционер». Постоянно во всем сомневается, все подвергает критическому анализу, ничего не принимает на веру. Он считается неудобным в коллективе: раздражает резкими высказываниями, не боится высказать неприятную правду. Такой человек нужен как «совесть» коллектива, как пример самоконтроля, как ориентир для думающего лидера. Но он должен быть один, в противном случае возглавит оппозиционную группу, в которой станет деструктивным лидером.

    «Любимец». Пользуется всеобщими симпатиями. Как правило, внешне привлекателен, обаятелен. У этого человека хороший, добрый характер, он умеет быстро находить общий язык, выслушать человека, посочувствовать ему, ободрить, утешить, развеселить. К нему идут с личными проблемами и радостями.

    Формирование коллектива происходит непрерывно, с учетом изменений в работе предприятия и социального состава работающих. Корректируются роли, перераспределяются обязанности, делаются карьеры. Кто-то приходит, кто-то уходит. Психологи считают, что для обновления «крови» в трудовом коллективе необходима текучесть кадров примерно 8-10 %. Следовательно, трудовой коллектив — это очень динамичное социальное образование.

    Специфика «социального» здесь состоит в том, что в группе имеется некое надгрупповое образование, которое усиливает в людях полезные для коллектива качества, и ослабляет вредные. Это образование можно определить как сплоченность. Л.Фестингер определил сплоченность как «результирующую всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удержать их в ней»[13].

    Для сплоченного трудового коллектива характерны отношения сотрудничества и взаимопомощи между его членами. В основе сплоченности коллектива лежат единство целей, социально — психологическая общность работников, дисциплина. Уровень развития этих признаков во многом определяет степень зрелости трудового коллектива. Как видно, коллектив объединяет не только поставленная перед ним цель, но и в значительной мере определенные этой целью взаимосвязь и взаимозависимость в структуре рабочей группы.

    В любом трудовом коллективе есть две структуры: формальная и неформальная. Формальная структура коллектива образуется па основе официальных обязанностей работников, должностных инструкций, приказов. Она предписывает каждому члену выполнение вполне определенных обязанностей. В рамках формальной структуры каждый сотрудник обязан взаимодействовать с другими членами коллектива заранее предписанным способом. Этот способ предполагает также и властные полномочия. Формальная структура задается в соответствии с целями организации.

    Одновременно члены коллектива образуют неформальную структуру, которая опирается не на функциональные отношения, а на межличностные. Такая структура коллектива называется неформальной. Внутри одной формальной структуры обычно образуются несколько неформальных групп, которые называются группировками. Члены этих групп объединяются на основе общности интересов, увлечений.

    Неформальные отношения являются дополнением и продолжением формальных. Они придают формальным отношениям гибкость, повышают удовлетворенность работника своим трудом. Во главе каждой неформальной группы стоит лидер. Он — организатор всей деятельности этой группы. Неформальными лидерами становятся те члены коллектива, которые обладают способностью сплотить людей, компетентны в производственных вопросах. Чтобы успешно влиять на сотрудников в личностном плане, руководитель должен занимать не только в официальной (формальной), но и в неофициальной (неформальной) структуре главенствующее положение. В таком коллективе низок уровень конфликтности, высокая производительность труда, хорошая приспосабливаемость к нештатным ситуациям и т. д. [14]

    Вывод к главе 2:

    Итак, в условиях коллективного взаимодействия выявление и развитие духовных потребностей и творческих способностей учащихся стимулирует развитие индивидуальности личности, ее творческого своеобразия. Коллектив способствует осознанию ребенком своих творческих возможностей, предоставляет широкое поле деятельности для проявления инициативы, активности, самостоятельности.

    Воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек, что он привносит в коллектив, что дает другим, что от него берут люди. Но богатство каждой личности - это только основа полноценной, содержательной жизни коллектива.

    Социальные возможности коллектива состоят в том, что в коллективе имеется некое образование, которое усиливает в людях полезные для коллектива качества, и ослабляет вредные. Это образование можно определить как сплоченность.


    Заключение

    Итак, в ходе работы мы достигли цели и решили задачи исследования. Прежде всего, мы выяснили, что коллектив - это группа людей, связанных устойчивой, совместной и общественно полезной деятельностью, которая предполагает наличие единых целей, организации и управления.

    Ученический коллектив рассматривается как система динамическая, развитие которой детерминировано изменениями во внутреннем мире воспитанников и в жизни общества в целом, в непосредственно окружающей коллектив среде, в характере педагогического руководства деятельностью коллектива.

    Трудовой коллектив—это группа трудящихся людей, объеди­ненных общей работой, интересами и целями.

    А также мы выяснили, что развитие коллектива – сложный процесс, проходящий в три этапа, каждому из которых свойственны индивидуальные особенности.

    В условиях коллективного взаимодействия выявление и развитие духовных потребностей и творческих способностей учащихся стимулирует развитие индивидуальности личности, ее творческого своеобразия. Коллектив способствует осознанию ребенком своих творческих возможностей, предоставляет широкое поле деятельности для проявления инициативы, активности, самостоятельности.

    Воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек, что он привносит в коллектив, что дает другим, что от него берут люди. Но богатство каждой личности - это только основа полноценной, содержательной жизни коллектива.

    Социальные возможности коллектива состоят в том, что в коллективе имеется некое образование, которое усиливает в людях полезные для коллектива качества, и ослабляет вредные. Это образование можно определить как сплоченность.

    Для сплоченного трудового коллектива характерны отношения сотрудничества и взаимопомощи между его членами. В основе сплоченности коллектива лежат единство целей, социально — психологическая общность работников, дисциплина и т.д.































    Список использованной литературы

    1)   Донцов А.И.. Психология коллектива. М., 1984. С. 39.

    2)   Киреева А.М. Сущность и организационные основы деятельности детского воспитательного коллектива. Томск, 2006г.

    3)   Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. - М., 2005

    4)   Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студентов пед. уч-щ / Под ред. В. М. Коротова. М. : Просвещение, 1990. С. 10-11

    5)   Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. - М., 2006.

    6)   Педагогика / Под редакцией Ю. К. Бабанского: "Просвещение": М., 1983 г.

    7)   Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. – с.299

    8)   Пуйман С.А. Педагогика: основные положения курса: Справочное пособие. - Мн.: ТетраСистемс, 1999. – с.99

    9)   Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. — М., 1993. — Т. 1. — С. 450.

    10)  Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 430 с.

    11)  Статт Д. Психология и менеджмент. М., 2003. С. 180

    12)  Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1997. - Т. 3. - С. 208.

    13)  Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1974 г. – с.146

    14)  Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. — М., 1980.

    15)  Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — с.287






    [1] Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. — М., 1993. — Т. 1. — С. 450.

    [2] Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. — М., 1980.

    [3] Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. – с.299

    [4] Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студентов пед. уч-щ / Под ред. В. М. Коротова. М. : Просвещение, 1990. С. 10-11

    [5] Пуйман С.А. Педагогика: основные положения курса: Справочное пособие. - Мн.: ТетраСистемс, 1999. – с.99

    [6] Статт Д. Психология и менеджмент. М., 2003. С. 180

    [7] Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. – с.302

    [8] Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. – с.430

    [9] Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1997. - Т. 3. - С. 208.

    [10] Пуйман С.А. Педагогика: основные положения курса: Справочное пособие. - Мн.: ТетраСистемс, 1999. – с.97

    [11] Педагогика / Под редакцией Ю. К. Бабанского: "Просвещение": М., 1983 г.

    [12] Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1974 г. – с.146

    [13] Донцов А.И.. Психология коллектива. М., 1984. С. 39.

    [14] Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — с.287

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Коллектив и его социально-педагогические возможности ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.